Великая Китайская стена (Great Wall of China). Великую китайскую стену строили не китайцы Сколько километров протяженность китайской стены

История Великой Китайской стены (кратко – ВКС) насчитывает более двух тысяч лет. Великая Китайская постройка известна по всему миру. Удивительное сооружение не входит в официальный перечень Древних чудес мира, однако не уступает им по популярности. Китайский архитектурный памятник включен в перечень всемирного наследия ЮНЕСКО, среди туристов он часто именуется восьмым чудом света. Строительство защитного сооружения сопровождалось гибелью сотен людей, огромными финансовыми расходами, рождением многочисленных легенд и слухов.

В каком городе построена

Протяженность «визитной карточки» Китая составляет приблизительно 21 тысячу километров. Исследователи называют эту цифру, учитывая участки, которые не сохранились до XXI века. Стена проложена по огромной территории, ввиду этого ее расположение нельзя отнести к какому-то одному конкретному городу.


Оборонительное сооружение условно разделяет Китай на две части: юг и север. Главная китайская достопримечательность начинается в городе Цзяюйгуань, тянется прихотливыми извивами по территории страны вплоть до вод Желтого моря в Ляодунском заливе и заканчивается в городе Шанхайгуань. Прямое расстояние между этими двумя точками составляет 1900 километров.

Один из участков стены расположен неподалеку от китайской столицы. Туристам, приехавшим в Пекин, придется преодолеть всего 55 километров – именно на таком расстоянии от города находится «земляной дракон».

Описание

Великая Китайская стена – самая крупная древняя постройка, извивы которой напоминают гигантскую змею. Именно поэтому китайскую достопримечательность именуют «земляным драконом» либо «земляной змеей».

В течение веков, прошедших с начала феноменальной по масштабам стройки, самый известный китайский архитектурный объект неоднократно менял свое наименование. Повсеместно распространенное название – Великая Китайская Стена – появилось на исходе XIX в н.э. До этого времени постройка была известна под следующими поэтичными наименованиями:

  • Земля драконов;
  • Разгул;
  • Пурпурная граница;
  • Крепость;
  • Барьер.

Возраст

Ответ на вопрос «Кто построил Китайскую стену?» неоднозначен. Точно известно, что начало строительства Великой Китайской Стены было положено в третьем веке до Рождества Христова императором Цинь Шихуанди.

В первое десятилетие работы по возведению постройки велись наиболее активно. В дальнейшем, на протяжении многих лет, длина строения постепенно увеличивалась, конец строительства и его начало разделяет почти две тысячи лет.

Таким образом, возраст уникального памятника архитектуры составляет примерно 23 столетия.

Общая длина

Помимо основной ветки гигантская постройка имеет множество ответвлений. По последним археологическим данным суммарно китайская стена занимает 21196 км. Для сравнения – длина экватора равна 40,075 тысячам километров.

Почти 9000 километров территории Китая охвачены великой стеной, стелющейся вдоль горных отрогов и ущелий хребта Иньшань. Это официальная протяженность древнего сооружения. Фото, приведенное ниже, наглядно демонстрирует извивы «земляного дракона».

Где проходит

ВКС проходит по территориям провинций:

  • Ганьсу;
  • Пекин;
  • Ляонин;
  • Шэньси;
  • Нинся.

Строение включает в себя многочисленные сегменты, наиболее известными являются:

  • Бадалин – участок, имеющий наибольшую популярность среди туристов. Расположен на 75 километров северо-западнее китайской столицы. От Пекина можно добраться на автобусном либо железнодорожном экспрессе.
  • Цзюйюнгуань – также популярный участок длиннейшей постройки, на который туристы могут попасть из китайской столицы. Цзюйюнгуань располагается в том же направлении, что и Бадалин. Эту секцию и китайскую столицу разделяет 60 километров.
  • Шаньхайгуань – конструкцию возвели в XIV веке н.э., эта секция является самой восточной заставой великого сооружения. Шаньхайгуань, также называемый первым перевалом под небесами, расположен в северо-восточной части города Циньхуандао, открыт для посещения туристами.

  • Янгуань – практически полностью разрушенный участок, от внушительной постройки сохранилась только сигнальная башня; застава частично реконструирована и доступна для всех желающих ее посетить.
  • Губейку – заброшенный участок строения, который придется по вкусу любителям древностей;
  • Джианку – «дикий» сегмент Великой стены, до которого несложно добраться из Пекина. Эта часть главной китайской достопримечательности очень опасна, посещение рекомендовано только людям с хорошей физической подготовкой. Джианку изобилует разрушенными участками, обваливающимися лестницами, камнепадами. Туристам, решившим посетить опасную постройку, следует учитывать, что со всех сторон Джианку окружают обрывы.
  • Мутяньюй – самый качественно отреставрированный участок Китайской стены. Идеален для неспешной прогулки сквозь 22 сторожевые башни. Именно отсюда, с высоты 8 метров, открывается великолепный вид на горные пейзажи Китая.
  • Сыматай – один из опасных сегментов, который сохранился до наших дней в первозданном виде. Этот участок надвое разделяет Сыматайское водохранилище. Чтобы перебраться с одной части стены на другую необходимо пройти над водохранилищем по подвесному мосту.
  • Яньменьгуань – участок возведен в период «Воюющих царств», открыт для туристов. Неподалеку расположена деревня с идентичным названием, в которой можно ознакомиться с бытом древних китайцев.

Толщина Китайской стены

Толщина строения – величина непостоянная, внутренняя ширина главной китайской достопримечательности изменяется от пяти до восьми метров. Внешняя сторона ВКС обрамлена «зубцами», выполненными из кирпичей. Внутренняя стена защищена барьером высотой 0,9 метра.

Исторический факт: большая ширина китайской достопримечательности обусловила превращение одного из участков стены в дорогу протяженностью примерно 466 миль.

Высота исторической ценности

Средняя величина этого параметра составляет 6 метров, однако в отдельных местах защитные стены достигают 10 метровой высоты.

Сколько кирпичей использовано

Разрозненные китайские царства, существовавшие в период создания единого государства (период воюющих царств), для охраны своих границ возводили оборонительные сооружения. Император Цинь Шихуанди объединил существующие стены со вновь возводимыми.

Часть укреплений возводили из земли – эти заградительные участки являлись наиболее уязвимыми местами постройки и до наших времен не сохранились. Впоследствии для создания оборонительных сооружений стали использовать присыпанные землей блоки из камня.

Во времена династий Хань и Мин стены строили из каменных блоков и кирпичей, которые соединяли с помощью клейкого состава, содержащего:

  • рисовый клей;
  • гашеную известь.

Один из мифов, связанных с китайской достопримечательностью, утверждает, что клей сделан не из риса, а из перемолотых человеческих костей. На самом деле это не так.

Один из участков, возведенных при династии Хань, сделан из дерева и представляет собой полдюжины бревенчатых слоев, между которыми находится тонкая прослойка каменного крошева.

Сегменты ВКС, которые строили из кирпичей, оказались наименее подвержены влиянию времени. К XXI столетию нашей эры более 74% от общего размера архитектурного чуда серьезно повреждено, а в первоначальном состоянии сохранилось всего около 8% крепостных стен.


Великая Китайская Достопримечательность – очень длинное сооружение. Поэтому точно ответить на вопрос «сколько кирпичей было использовано» чрезвычайно сложно.

Существует легенда, связанная со строительством перехода Цзяюй на участке Бадалин. Один из мастеров, занятых на великой стройке, поспорил с чиновником. Мастер утверждал, что с легкостью определит, какое количество кирпичей необходимо для возведения объекта. Число, названное мастером, было равно 99,999 тысячам кирпичных блоков.

Когда строительство перехода было завершено взорам чиновников был предъявлен один «лишний» кирпичный блок. Мастер сообщил, что все правильно – по его расчетам этот кирпич следовало поместить над входом в башню для привлечения удачи всем прошедшим под ним.

История

Строительство ВКС началось за три сотри лет до нашей эры. Окончание самой масштабной стройки в истории человечества пришлось на конец XVII века.

В первые 10 лет возведение оборонительного сооружения велось особенно активно. Достопримечательность строилась на горной местности, органично вписываясь в ландшафт. Постройка имеет множество ответвлений, в отдельных местностях стены дублируют друг друга, располагаясь рядами. Эта особенность хорошо видна на картинке ниже.

Что разделяет

Факты свидетельствуют, что в XXI веке ВКС не разделяет ничего – она причудливо извивается по территории страны, но не проходит по ее границам.

Причины строительства

Первоначальной целью возведения монументального строения была защита древнего Китая от набегов захватчиков со стороны Монголии и Маньчжурии. Помимо того, что постройка защищала страну от кочевых народов, она сыграла еще одну роль – зафиксировала государственную границу.

Существует легенда, которая дает ответ на вопрос: «Зачем строилась Великая Китайская стена». Предание повествует, что придворный прорицатель предсказал конец существования китайского государства, когда страну разрушат северные кочевники.

После того, как император принял решение о возведении стены, ему явился дракон, который оставил свой след на поверхности земли. По этой отметине и было приказано вести строительные работы.

Кто участвовал в строительстве

В десятилетний период, когда размеры стены активно росли, на строительство оборонительного сооружения была направлена пятая часть всего населения страны. Китайскую стену строили около 300 тысяч людей, впоследствии эта цифра выросла до двух миллионов.

К строительству были привлечены:

  • рабы;
  • солдаты;
  • крестьяне.

В последнее десятилетие в нашей стране распространился миф, говорящий о том, что гигантский памятник архитектуры на самом деле построен вовсе не жителями Поднебесной, а…. русскими. В ответ на логичный вопрос «Зачем?» сторонники этой идеи отвечают: «Чтобы стена защищала от китайцев».

Историю пишут победители и реальные исторические факты могут отличаться от информации, дошедшей до современного мира. Однако на карте отчетливо видно, что между Древним Китаем и славянскими территориями находилась Монголия.

Еще один факт в копилку того, что миф о славянском происхождении строения выглядит неубедительно – все сохранившиеся древние надписи на табличках выполнены с помощью иероглифов.

Сколько людей погибло при строительстве

Тяжелые условия труда, нерегулярные поставки воды и пищи привели к тому, что во время строительства погибло огромное количество людей. По приблизительным подсчетам общее число умерших составляет примерно полмиллиона китайцев.

Стену, протянувшуюся на много тысяч миль, называют самым длинным кладбищем на нашей планете, которое начинается в провинции Хэбэй и заканчивается на границе Синьцзян-Уйгурской автономии с провинцией Ганьсу.

Многие туристы считают, что при посещении ВКС можно увидеть скелеты людей, которых заживо замуровывали в строящемся сооружении. Исследования постройки с помощью магнитометров результатов не дали – массовые захоронения обнаружены не были. Однако стена длится на многие километры и не все они были обследованы. Существует вероятность, что загадка масштабных человеческих захоронений будет решена в ближайшие годы.

Китайцы и ВКС

ВКС играла огромную роль в торговых отношениях, по одному из ее участков проходила оживленная дорога. Изначально предполагаемое назначение строения – оборонительное – себя не оправдало:

  • незастроенные участки не могли препятствовать продвижению врагов;
  • высота была недостаточной для полноценной защиты местности от набегов;
  • огромная длина и отсутствие достаточных людских ресурсов не позволяли разместить войска по всей ее протяженности.

Несмотря на то, что стена длится на тысячи километров, она оказалась бесполезной в оборонительном плане. Ученые Китая говорят: «Стена – знак слабости».

Архитектурное чудо выглядит потрясающе, оказывая на туристов неизгладимое впечатление. Во времена его возведения в стране была введена практика массовых принудительных призывов на строительные работы. Подобная политика вызывала недовольство простых людей, которое нередко перерастало в восстания. Во время последнего из них династия Мин прекратила свое существование, тогда же была остановлена гигантская стройка.

Современные китайцы гордятся огромным сооружением, называя его символом стойкости и величия их страны. На отдельных участках строения установлены памятники с изречением основателя Китайской Народной Республики (кратко – КНР) Мао Цзэдуна: «Если ты не был на Великой Китайской стене, тебя нельзя назвать настоящим китайцем».

Реставрация стены

Воздействие времени пагубно сказалось на состоянии крепостных стен, большинство из участков разрушены практически до основания. Исключение составил участок Бадалин – в цинский период здесь располагались так называемые «ворота в Пекин».


В XIX веке посредством американских газет был пущен неоправдавшийся слух о предполагаемом сносе исторической достопримечательности и возведении вместо нее автодороги.

Во второй половине XX века Дэн Сяопином было инициировано проведение реставрационных работ, которые финансировались:

  • частными лицами;
  • китайскими компаниями;
  • зарубежными инвесторами.

Восстановить полностью самый большой археологический памятник на нашей планете невозможно. Многие участки быстро разрушаются не только из-за воздействия климата, но и в результате человеческой деятельности:

  • строятся жилые массивы;
  • прокладываются автодороги и железнодорожные пути;
  • активно проводятся сельскохозяйственные работы;
  • среди туристов нередко встречаются вандалы.

По прогнозам исследователей неотреставрированные участки заградительного сооружения перестанут быть видны на земной поверхности в ближайшие два десятилетия. Наиболее быстрое разрушение наблюдается в провинции Ганьсу – на участке, возведенном во времена правления династии Хань.

Видно ли стену из космоса

Большинство исследователей сходятся во мнении, что ни с орбиты Земли, ни с Луны, гигантскую по длине постройку не видно.

Вид с земной орбиты

Некоторые астронавты сообщали, что видели Китайскую стену из космоса. В качестве доказательств предъявлялись фотографии, на которых была видна извилистая линия. Однако впоследствии было доказано, что на фото запечатлена одна из рек.

Китайско-американский астронавт, Лерой Чиао, сфотографировал строение с борта МКС. Фотографию сопровождает комментарий: «Стену можно увидеть при идеальных погодных условиях, знаниях о ее расположении и наличии хорошей фотокамеры».

Вид с Луны

Увидеть архитектурное чудо со спутника нашей планеты тем более невозможно. Человеческое зрение позволяет рассмотреть со спутника на земной поверхности только контрастный к фону объект, ширина которого составляет больше десяти километров.


Среди пользователей сети есть люди, утверждающие, что смогли найти ВКС с помощью популярного поискового сервиса Гугл карты. Это действительно так. Возможности Гугл мэпс позволяют достаточно подробно рассмотреть стену и ее башни, которые расположены друг от друга на расстоянии полета стрелы (200 метров).

Стена на карте

Китайская стена на карте обозначена разноцветными линиями: отдельный цвет для каждой эпохи.

Интересный факт: Великая Китайская достопримечательность представляет совокупность различных стен, некоторые из которых даже не соединены между собой. На картинке хорошо видно, что одни участки сооружения параллельны друг другу, а другие – почти замыкаются в кольцо.

На просторах интернета любители сенсаций высказывают предположение: «Стена вовсе не древняя, ее специально построили для привлечения туристов». Эта гипотеза не имеет научного обоснования, однако тайна величайшей стройки в истории человечества до сих пор не раскрыта окончательно.

Легенды

Самая интересная легенда связана с женщиной по имени Мэн Цзяннуй. Ее мужа призвали на «стройку века» и она пришла проведать его. Когда женщина добралась до места, ее любимого уже не было в живых – он погиб во время строительства и был погребен под Великой стеной.

Мэн Цзяннуй была вне себя от горя и начала горько плакать. Строение содрогнулось и частично обрушилось. В месте обрушения вдова нашла тело своего мужа, которое забрала и похоронила.

Другая легенда известна под названием «Стена слез». Император Цинь Шихуанди получил предсказание, гласившее об успешной постройке стены только в случае, если он замурует в ней человека с именем Ван. Этот человек был найден, убит и захоронен в вертикальном положении. Такая же участь, по легенде, постигала всех погибших при возведении монументального строения, чтобы их души вечно охраняли границы Поднебесной страны.

Интересные факты

  • Китайская стена не является единым строением;
  • Бойницы направлены в две стороны, для чего это сделано – остается загадкой;
  • В документах времен начала XX века нет упоминаний о восьмом чуде света.

Заключение

Китайская стена – символ современного Китая, известный повсеместно. Ученые и археологи задаются множеством вопросов о причинах возведения этого строения с причудливыми изгибами стен, взбегающих по крутым горным отрогам и спускающимся в глубокие ущелья. Архитектурное чудо по-прежнему хранит свои тайны и не спешит делиться ими с исследователями.

Великая Китайская стена — один из главных памятников древности, сохранившийся до наших дней. Это уникальное в своем роде творение человеческих рук привлекает ежегодно миллионы туристов.

При этом многие имеют весьма смутное представление о том, от каких врагов должно было защищать и насколько эффективно функционировало это грандиозное сооружение протяжённостью около 9000 км, толщина стен которого составляет 5-8 метров, а высота — в среднем 6-7 метров.

Как и большинство народов, перешедших к оседлому образу жизни, китайцы столкнулись с проблемой кочевников, совершавших регулярные грабительские набеги.

Примерно в III веке до нашей эры началось строительство первых участков стены, которые тогда предназначались для защиты от хунну: кочевого народа, обитавшего в степях к северу от Китая.

Большая императорская стройка

С завершением так называемой эпохи Воюющих царств император Цинь Шихуанди из династии Цинь , объединивший под своей властью разрозненные китайские земли, отдал распоряжение о строительстве стены вдоль горного хребта Иншань на севере Китая.

Строительство шло как за счёт укрепления ранее построенных участков, так и путём постройки новых. При этом существовали участки стен, которые возводились местными властителями для разделения территорий друг друга: по приказу императора они подлежали сносу.

Строительство стены в эпоху Цинь Шихуанди заняло примерно десять лет. Ввиду отсутствия дорог и источников чистой воды, а также трудностей с подвозом продовольствия, стройка была крайне тяжёлой. Одновременно на строительстве были задействованы до 300 тысяч человек, а всего к стройке привлекли до 2 миллионов китайцев. Голод, болезни, непосильный труд убивали десятки тысяч строителей.

Изображение императора Цинь Шихуанди. Фото: Public Domain

До периода Цинь стену строили из самых примитивных материалов, в основном с помощью трамбовки земли. Между щитами из прутьев или тростника прессовали слои глины, гальки и других местных материалов. Иногда использовали кирпичи, но не обожжённые, а высушенные на солнце. В период Цинь на некоторых участках начали применяться каменные плиты, которые укладывались вплотную друг к другу по слоям уплотнённой земли.

Составной частью стены являются башни. Некоторые башни, возведённые ещё до строительства стены, были встроены в неё. Такие башни часто имеют ширину меньшую, чем ширина самой стены, и места их расположения случайны. Башни, возводившиеся вместе со стеной, располагались друг от друга на расстоянии до 200 метров.

«Длинная стена росла вверх, а империя катилась вниз»

В период империи Хань (206 до н. э — 220 н. э.) стена была расширена на запад, построена линия сторожевых башен, уходившая вглубь пустыни, для защиты торговых караванов от набегов кочевников.

Каждый последующий правитель пытался внести свой вклад в стену. На многих участках стену возводили неоднократно вследствие её разрушения не столько в результате набегов, сколько из-за некачественных материалов.

Изображение Великой Китайской стены. Иллюстрация из энциклопедии, опубликованной в Лондоне. 1810-1829 гг. Фото: www.globallookpress.com / Science Museum

Сохранившиеся до нашего времени участки Великой Китайской стены были построены при династии Мин (1368-1644 годы). В этот период строили в основном из кирпича и блоков, благодаря чему конструкция стала более крепкой и надежной. За это время Стена пролегла с востока на запад от заставы Шаньхайгуань на берегу Жёлтого моря до заставы Юймэньгуань на границе провинций Ганьсу и Синьцзян-Уйгурского автономного района.

Главный парадокс Великой Китайской стены заключается в том, что она была не в состоянии решить задачи по обороне страны.

Сами китайцы признавали, что затраченные на постройку стены средства и загубленные человеческие жизни совершенно не окупались.

«Люди Цинь строили Длинную стену как защиту против варваров.

Длинная стена росла вверх, а империя катилась вниз.

Люди и сегодня смеются над ней...

Как только объявлялось, что стены будут строиться на востоке,

Обязательно сообщалось, что орды варваров напали на западе », — писал китайский поэт XVII Ван Сытун .

Фотография Великой Китайской стены 1907 г. Фото: Public Domain

Не обойти, так подкупить

Классический пример неэффективности Великой Китайской стены — история падения династии Мин.

Войска будущей Манчжурской династии (династии Цин) подошли к так называемому Шанхайскому проходу в стене, который обороняла армия полководца У Саньгуя . Войско вполне могло сдержать натиск захватчиков, однако У Саньгуй предпочёл вступить с ними в сговор, в результате чего противник беспрепятственно проник вглубь Китая.

Такие истории были и раньше. Поскольку Великая Китайская стена — это сочетание фрагментов отдельных укреплений, кочевники либо проникали в бреши между ними, либо подкупали тех, кто был призван её оборонять.

Таким образом, например, поступил Чингисхан , захвативший Северный Китай. Монголы были властителями этих земель около 150 лет вплоть до 1368 года.

Династия Цин , правившая Китаем до 1911 года, помнила историю своего прихода к власти и не придавала стене серьёзного значения. В порядке поддерживался лишь Бадалинский участок стены, расположенный в 75 км от Пекина. К слову, именно он сегодня и является самым посещаемым туристами.

В 1933 году произошел эпизод японо-китайской войны, известный как «Оборона Великой Китайской стены». Китайская армия Чан Кайши на рубеже восточной части стены пыталась отразить вторжение войск Японии и марионеточного государства Маньчжоу-Го. Сражение закончилось поражением китайцев и созданием демилитаризованной зоны на 100 километров к югу от Великой стены, где Китай не имел права размещать свои войска.

Туристический объект товарища Дэн Сяопина

Китайцев всегда искренне удивлял интерес европейцев к такому бесполезному с точки зрения местных жителей сооружению, как Великая стена.

Но в 1980-х годах китайский лидер Дэн Сяопин решил, что этот объект может приносить стране выгоду. По его инициативе в 1984 году стартовал масштабный проект по реконструкции стены.

В 1987 году Великая Китайская стена была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня объект, строительство которого за всю историю, по мнению ряда специалистов, отняло около 1 миллиона жизней, принимает ежегодно до 40 миллионов туристов.

При этом участки стены, расположенные вдалеке от туристических зон, продолжают разрушаться. Часть участков уничтожается сознательно, так как мешает строительству шоссе и железных дорог.

Один из самых распространённых мифов о Великой Китайской стене — то, что она видна невооружённым глазом из космоса. Лишь единицы из советских космонавтов и американских астронавтов признавались, что им удавалось в идеальных условиях разглядеть стену с орбиты. При этом их слова подвергались сомнению. В октябре 2003 года китайский космонавт Ян Ливэй заявил, что ему не удалось увидеть Великую Китайскую стену.

Cпутниковое изображение Великой Китайской стены Фото: Public Domain

Сегодня некоторые полагают, что рассмотреть стену из космоса можно, если будут идеальные условия, а наблюдатель заранее точно вычислит район, куда нужно смотреть. Однако такие вводные только подтверждают: Великую Китайскую стену просто так разглядеть практически невозможно.

Великая Китайская Стена — уникальное сооружение, оно будто бы похоже на тело длинного дракона, раскинувшегося на территории северного Китая. Длина составляет более 6400 км, толщина стены около 3-ёх метров, а высота может достигать сими метров. Считается, что именно в III веке до нашей эры началось строительство стены, а закончилось только в XVII веке нашей эры. Выходит, что по принятой исторической версии это строительство длилось почти 2000 лет. Действительно, уникальное сооружение. Подобного долгостроя история не знает. К этой исторической версии все так привыкли, что мало кто задумывается над ее абсурдностью.
Любая стройка, особенно большая, имеет определенную практическую цель. Кому сегодня может прийти в голову начинать огромное строительство, которое можно будет завершить только через 2000 лет? Конечно же, никому! Потому что это безсмысленно. Мало того, что это безконечное строительство ляжет тяжелым бременем на население страны, сама постройка будет постоянно разрушаться и ее придется восстанавливать. Что и происходило с великой китайской стеной.
Мы уже никогда не узнаем, как выглядели первые участки стены, построенные, якобы, до нашей эры. Они, разумеется, разрушились. А те участки, что сохранились до нашего времени, в основном были построены при династии Мин, то есть, якобы, в период с XIV по XVII век нашей эры. Потому что в ту эпоху строительными материалами были кирпич и каменные блоки, делавшие конструкцию более надежной. Так что историки все же вынуждены признать, что вот эта «стена», которую сегодня может увидеть любой желающий, появилась не ранее XIV века нашей эры. Но даже 600 лет это достаточно солидный возраст для каменной постройки. Все равно не понятно, почему это сооружение так хорошо сохранилось.
В Европе например, средневековые оборонительные сооружения со временем старели и разваливались. Их приходилось разбирать и строить новые, более современные. То же самое происходило и на Руси. Многие средневековые военные укрепления в XVII веке были перестроены. Но в Китае, эти естественные физические законы, почему то не действуют...
Даже если предположить, что древние китайские строители обладали каким то секретом, благодаря которому они создали столь уникальное сооружение, у историков нет логичного ответа на самый главные вопрос:«Зачем китайцы 2000 лет с таким упорством строили каменную стену? От кого они хотели защититься?» — историки отвечают: «Стена была построена вдоль всей границы китайской империи для защиты от набегов кочевников...»
Против кочевников такая стена, толщиной аж в 3 метра, была не нужна. Русские и европейцы начали строить подобные сооружения лишь когда на полях сражения появились пушки и осадные орудия, то есть в XV веке.
Но дело даже не в ее толщине, а в ее длине. Стена, протянувшаяся на несколько тысяч километров, не могла защитить Китай от набегов.

Во-первых, во многих местах она проходит у подножия гор и расположенных рядом холмов. Совершенно очевидно, что противник, забравшись на соседние вершины, легко мог перестрелять всех защитников на этом участке стены. От летящих сверху стрел, китайским солдатам было бы просто негде укрыться.

Во-вторых, на всем протяжении стены, сторожевые башни строились через каждые 60-100 метров. В этих башнях постоянно должны были находиться большие военные отряды и следить за появлением врага. Но еще в III веке до нашей эры, при императоре Цинь Шихуан-ди, когда было построено уже 4000 км стены, выяснилось,если башни будут установлены так часто, то обеспечить эффективную оборону стены будет не возможно. Не хватит всех вооруженных сил китайской империи. А если на каждую башню поставить не большой отряд, то он станет легкой добычей для врага. Малочисленный отряд будет уничтожен раньше, чем соседние отряды успеют прийти к нему на помощь. Если же оборонительные отряды делать большими, но ставить пореже, то образуются слишком длинные и незащищенные участки стены, через которые враг легко проникнет вглубь страны.

Не удивительно, что появление такого укрепления так и не защитило Китай от набегов. Зато его строительство сильно истощило государство, а династия Цинь потеряло престол. Новая династия Хань уже не очень надеялась на великую стену и вернулась к системе маневренной войны, но, как утверждают историки,строительство стены, почему то, продолжалось. Странная история...

Интересен и тот факт, что до конца XVII века, кроме великой китайской стены, в Китае не было построено ни одного большого каменного сооружения. А ведь ученые утверждают, что население Китая вело постоянные войны между собой. Почему же они не отгораживались друг от друга стенами и не строили каменных кремлей у себя в городах?
Имея такой опыт, как строительство великой китайской стены, можно было бы всю страну покрыть оборонительными сооружениями. Получается, что все свои средства, силы и таланты, китайцы тратили только на строительство, в общем то, безполезного с военной точки зрения — великой китайской стены.

Но есть и другая историческая версия постройки великой китайской стены. Эта версия не так популярна у историков, как первая, за то более логична.
Великая стена действительно была построена вдоль границы Китая, но не для защиты от кочевников, а как обозначение рубежа между двумя государствами. А ее строительство началось не 2000 лет назад, а гораздо позже, в XVII веке нашей эры. То есть знаменитой стене не более 300 лет. В пользу этой версии говорит любопытный исторический факт.
По официальной исторической версии, к середине XVII века северные земли Китая сильно обезлюдели и чтобы защитить эти земли от заселения русских и корейцев, в 1678 году император Канси приказал обнести эту границу империи специальной укрепленной линией. Ее строительство продолжалось до конца 80-ых годов XVII века.
Тут же возникает вопрос, зачем императору понадобилось строить какую то новую укрепленную линию, если на всей северной границе Китая уже давным давно стояла огромная каменная стена?
Скорее всего, никакой стены там еще не было, поэтому, чтобы защитить свои земли, китайцы начали строительство линии укреплений, ведь именно в это время Китай вел пограничные войны с Россией. И только в XVII веке обе стороны договорились, где будет проходить граница между двумя государствами.

В 1689 году в городе Нерчинске был подписан договор, который зафиксировал северную границу Китая. Вероятно китайские правители XVII века придавали очень большое значение Нерчинскому договору , поэтому и решили обозначить границу не только на бумаге, но и на земле. Так вдоль всей границы с Россией появилась пограничная стена.
На карте Азии XVIII века, изготовленной королевской академией в Амстердаме, хорошо видно два государства,Китай и Тартарию . Северная граница Китая проходит примерно вдоль 40-ой параллели, точно по границе проходит и китайская стена. Более того, она выделена жирной линией и надписью: «Muraille de la Chine» — что в переводе с французского значит: «Стена Китая». То же самое можно увидеть на многих других картах, выпущенных после XVII века.

Конечно же, можно предположить, что древние китайцы еще 2000 лет назад предвидели, где пройдет русско-китайская граница, а в 1689 году, два государства, просто взяли и провели границу уже вдоль стоявшей здесь стены, но в таком случае, это обязательно было бы указано в договоре, однако в Нерчинском договоре никакого упоминания о стене НЕТ.
Уже на протяжении нескольких десятилетий ученые всего мира бьют тревогу. Одно из семи чудес света,великая китайская стена, стремительно разрушается! И действительно, в некоторых местах, высота стены уменьшилась до двух метров, где то полностью исчезли башни наблюдения, несколько десятков километров стены вообще полностью утрачены, а сотни километров продолжают быстро разрушаться. И это не смотря на то, что за последние несколько веков, стена неоднократно ремонтировалась и реставрировалась, почему же она раньше не разрушалась такими темпами? Почему простояв более двух тысяч лет, стена стала стремительно превращаться в развалины?


Ученые во всем обвиняют климат, экологию, сельское хозяйство и, конечно же, туристов. Каждый год стену посещают 10 млн. человек. Забираются куда можно и куда нельзя. Хотят увидеть даже те участки стены, которые закрыты для посещения. Но дело скорее всего в другом...
Великая китайская стена разрушается вполне естественным образом как и разрушались все подобные сооружения. 300 лет — это весьма солидный возраст для каменной постройки, а версия о том, что великому китайскому долгострою целых 2000 лет — это МИФ. Как и большая часть самой истории Китая.
P.S. В интернете ходит, так же, еще одна версия о том, что великая китайская стена была построена вовсе не китайцами. В те времена, в Китае, из камня практически ничего не было построено, кроме этой стены. Более того, бойницы на старых, не реставрированных участках стены, находятся только на южной стороне. К сожалению, я не был в Китае и не могу с уверенностью сказать, так ли это на самом деле. Фотографии, по которым определяют южную сторону по солнечной тени, брать за доказательство нельзя. Как известно, стена идет не по прямой линии, направления совершенно разные, солнце может светить как с южной, так и с северной стороны стены, грубо говоря.

Несмотря на то что высота Великой Китайской стены составляет около десяти метров, подниматься на неё намного легче, чем спускаться. Подъём проходит бодро, весело, задорно, а вот спуск представляет собой самую настоящую пытку. Все ступени имеют разную высоту – от 5 до 30 сантиметров, поэтому под ноги нужно смотреть чрезвычайно внимательно. Спускаясь с такой высоты – главное не останавливаться, поскольку продолжать спуск после остановки будет крайне тяжело. Тем не менее Великая Китайская стена — это то место, где хочет побывать каждый турист.

Несмотря на такие сложности, яркие впечатления на всю жизнь туристу будут обеспечены, и он вполне сможет почувствовать себя стопроцентным местным жителем. Ведь не зря китайцы любят повторять слова Мао Цзэдуна: кто не поднялся на Стену, тот не китаец. Великая Китайская стена из космоса — это также часто запрашиваемая просьба туристов, поскольку грандиозное сооружение имеет уникальный вид из космоса.

Великая Китайская стена – самый крупный архитектурный памятник, который когда-либо был возведён человеческими руками. Общая её протяжённость (вместе с ответвлениями) составляет почти девять тысяч километров (вместе с тем некоторые исследователи утверждают, что длина Великой Китайской стены на самом деле превышает 21 тыс. км). Ширина стены составляет от 5 до 8 метров, высота – около десяти. Некоторые факты говорят, что в своё время ею пользовались как дорогой, а в некоторых местах возле неё были возведены дополнительные укрепления и крепости.

Кто построил Великую Китайскую стену и как это происходило? Официально возведение стены началось в третьем веке до нашей эры по приказу императора Цинь Шихуана. Изначальная цель строительства была защитить страну от набегов варваров. Она фиксировала границы китайской империи, которая на тот момент состояла из нескольких завоёванных царств, и тем самым способствовала формированию единого государства. Также предназначена она была и для самих китайцев, поскольку не должна была допустить, чтобы они покинули пределы страны, вернулись к полукочевому способу жизни и слились с варварами.


Великая китайская стена интересна также тем, что чрезвычайно органично вписывается в окружающий ландшафт и даже можно утверждать, что составляет с ним целостную композицию. А все потому что во время строительства она плавно огибала горы, отроги, холмы, глубокие ущелья.

В наше время Великая Китайская стена и ее протяженность оставляет о себе у туристов неоднозначное мнение. С одной стороны, в некоторых местах проведены реставрационных работы, добавлена подсветка, иллюминация. С другой – в местах, где туристы – редкое явление, она совершенно заброшена, и немногочисленным путникам, которые попадают на неё, приходится продираться сквозь густые кустарники, осыпающиеся ступени и участки, опасные до такой степени, что пробираться по ним нужно чуть ли не ползком (иначе можно сорваться).

Высота стен этого удивительного сооружения в среднем составляет около семи с половиной метров (если при этом учитывать прямоугольной формы зубцы – то и все девять), ширина сверху – 5,5 м, снизу – 6.5 м. В стену вмонтированы башни двух типов в основном – прямоугольной формы:

  • Башни, что существовали до строительства, имеют меньшую ширину, чем стена;
  • Башни, которые строили одновременно с ней, ставили через каждые двести метров.

В стене предусмотрено наличие сигнальных вышек – с них воины наблюдали за врагами и передавали сигналы.

Где начинается стена

Начинается Великая Китайская стена в северном городе Шаньхай-гуань (расположен он на берегу Бохайского залива Жёлтого моря) и является самой восточной точкой Длинной стены (именно так это сооружение называют китайцы).

Учитывая, что для китайцев Великая Китайская стена символизирует земляного дракона, его головой является башня Лаолунтоу (Голова дракона), от которой и ведёт своё начало это грандиозное сооружение. Причём интересно, что Лаолунтоу не только является началом Великой китайской стены, но и единственным местом в КНР, где её омывает море, а сама она непосредственно уходит на 23 метра в залив.

Где заканчивается стена

От Лаолунтоу Великая Китайская стена зигзагами тянется через полстраны в Центр Китая и заканчивается возле города Цзяюйгуань – именно здесь сохранилась она лучше всего. Несмотря на то что фортпост здесь был возведен ещё в XIV веке, его всё время реставрировали и укрепляли, благодаря чему со временем он стал лучшей заставой Поднебесной империи.


По одной из легенд, мастера так точно высчитали количество нужного для возведения стен материала, что, когда строительство было завершено, остался только один кирпич, который как символ почтения к древним строителям впоследствии положили на арку внешней стены выходящих на запад ворот.

Возвели заставу возле горы Цзяюёшань и состоит она из полукруглой внешней глинобитной стены перед основными воротами, рва, земляной утрамбованной насыпи и внутренней стены. Что касается ворот, то они расположены с восточной и западной стороны форпоста. Здесь находится башня Юньтай – она интересна тем, что на её внутренних стенах можно увидеть выбитые барельефы небесных царей и буддистские тексты.

Потерянный участок стены

Несколько лет назад на границе с Монголией учёные нашли фрагмент стены, которые были возведёны во времена династии Хань, о котором исследователи раньше не имели ни малейшего понятия. Через пять лет его продолжение обнаружили уже на территории соседней Монголии.

Возведение стены

В одной китайской легенде говорится о том, что раствор, которым скрепляли между собой камни, делали из порошка, приготовленном из костей людей, которые погибли во время работы на стройке. Естественно, это неправда: строительный раствор древние мастера готовили из обыкновенной рисовой муки.

Интересные факты гласят, что вплоть до эпохи правления династии Цинь при строительстве стен использовались любые подручные материалы. Для этого между прутьями выкладывали слои из глины, мелких камешков, иногда использовали необожжённые, высушенные на солнце кирпичи. Именно из-за использования подобных строительных материалов китайцы и прозвали свою стену «земляным драконом».


Когда к власти пришли представители династии Цинь, для возведения стены начали использовать каменные плиты, которые клали впритык на утрамбованную землю. Правда, камень использовали в основном на востоке страны, поскольку достать его там было нетрудно. На западных землях он был труднодоступен, поэтому стены возводили из утрамбованной насыпи.

Предварительное строительство

Возводить Длинную стену начали в третьем веке до нашей эры ещё до объединения царств в одну империю, когда они воевали друг с другом. В её строительстве принимали участие более одного миллиона человек, что составляло 1/5 от общей численности китайского населения.

В первую очередь она понадобилась для того, чтобы защитить города, которые превратились в крупные торговые центры, от кочевников. Первые стены представляли собой глинобитные конструкции. Поскольку в то время единой Поднебесной империи ещё не существовало, сооружать их вокруг своих владений начали сразу несколько царств:

  1. Царство Вэй – около 352 г. до н.э.;
  2. Царства Цинь и Чжао – около 300 г. до н.э.;
  3. Царство Янь – около 289 г. до н.э.

Император Цинь Шихуанди: Начало строительства

После того как Шихуанди объединил воюющие между собой царства в одну страну, Поднебесная империя стала чрезвычайно могущественной державой. Именно тогда полководец Мэн Тянь получил приказ начинать строительство (в первую очередь возле хребта горной цепи Иншаня).

Для постройки прежде всего были использованы уже существующие стены: они были укреплены и соединены с новыми участками. В то же время стены, разъединяющие царства, были снесены.

Возводили стену на протяжении десяти лет, и давалась работа чрезвычайно нелегко: тяжёлая для проведения таких работ местность, отсутствие полноценного питания и воды, многочисленные эпидемии и тяжелейший труд. В итоге здесь погибла не одна тысяча людей (поэтому эту стену неофициально называют самым длинным кладбищем планеты).

У китайцев существовала целая погребальная церемония, специально предназначенная для тех, кто потерял свою жизнь на строительных работах. В то время как родственники покойника несли гроб, на нём стояла клетка с находившимся в ней белым петухом. Согласно поверьям, крики птицы не давали уснуть духу мёртвого человека до тех пор, пока похоронная процессия не пересечёт Длинную стену. Если так не сделать, то дух покойного будет до окончания века бродить вдоль погубившей его конструкции.

Исследователи утверждают возведение стены, сыграло немаловажную роль в свержении династии Цинь.


Строительство во времена династии Хань

Когда страной стали править представители династии Хань (206 г. до н.э –220 г.н.э), строительство было продолжено на запад, и таким образом, дошло до Дуньхуана. Кроме того, в это время её соединили со сторожевыми башнями, расположенными в пустыне (их основное предназначение было защитить караваны от кочевников).

Представители династии Хань реконструировали уже существующие стены и достроили ещё около десяти тысяч километров (что в два раза больше, чем их предшественники). В строительстве приняло участие около 750 тыс. человек.

Строительство во времена династии Мин

Участки стены, что неплохо сохранились до наших дней, с 1368 по 1644 гг. построили представители династии Мин. Для этого они использовали кирпич и каменные блоки, которые делали сооружение значительно крепче и надёжнее, чем до этого. Именно в это время Великая Китайская стена была построена в Шаньхайгуане и соединена с западной заставой Юймэньгуань.

Эффективность стены как оборонного сооружения

Несмотря на то что китайцам удалось возвести стену впечатляющих масштабов, как оборонное сооружение она никуда не годилась: враги без труда отыскивали плохо укреплённые участки, в крайнем случае – банально подкупали стражников.

Примером эффективности этого сооружения как оборонной конструкции вполне могут послужить слова средневекового историка Ван Сытуна, который говорил о том, что когда власти объявляли о возведении стены на востоке страны, варвары обязательно нападали с запада. Они с лёгкостью разрушали стены, перебирались через них и грабили – что хотели и где хотели. Когда они уходили, стены начинали возводить снова.

Несмотря на все критические замечания, в наше время китайцы придали своей стене новое значение – она стала символизировать несокрушимость, выносливость и созидающую мощь нации.

Что разрушает стену


Фрагменты стены, которые значительно удалены от туристического паломничества, находятся в ужасающем состоянии. При этом разрушает их не только время. Факты гласят, что в провинции Ганьсу из-за нерационального способа ведения сельского хозяйства пересохли почти все подземные источники, поэтому в последнее время этот район стал местом возникновения сильнейших песчаных бурь. Из-за этого здесь уже исчезло с лица земли около сорока километров стены (из пятидесяти), а высота уменьшилась с 5 до 2 метров.

Несколько лет назад в провинции Хэбэй участок стены, протяжённость которого составляла около тридцати шести метров развалился из-за многодневных ливней.

Довольно часто стену разбирают местные жители, когда собираются построить там, где она проходит, деревню или же банально нуждаются в строительном камне для возведения своих домов. Другие факты свидетельствуют о том, что стену разрушают при строительстве шоссе, железной дороги и т.п. У некоторых «художников» поднимается рука разрисовывать стены граффити, что также не способствует целостности образа.

Это, наверное, одно из немногих сооружений человечества, которое собрало возле себя столько заинтересованных ученых, исследователей, историков, да и обычных туристов. Поглазеть на Великую Китайскую стену приезжают люди со всего мира. Она по праву считается одной и самых грандиозных сооружений, созданных когда-то человечеством. Главный символ Китая, который включен в список всемирных наследий ЮНЕСКО.

За время, что утекло со времен строительства и до наших дней, это сооружение не один раз перестраивалось, что-то вовсе разрушали, считая ненужным или лишним, что-то достраивали, подгоняя под сегодняшние запросы. Но, так или иначе, эта историческая памятка сохранилась до наших дней и готова принять в гости туристов.

Кстати, немногие знают о том, что когда-то Мао Дзе-Дун написал возле входа выражение. Согласно ему китаец, который не видел этого памятника, не может называться настоящим китайцем.

Сегодня стену считают величественным памятником, национальным символом, достопримечательностью и визитной карточкой Китая. Ведь это сооружение стало свидетелем многих событий в истории Китайской империи.

Начинается это грандиозное строение в городе Шаньхай-гуань. С того места стена тянется, проходя половину страны и заканчиваясь в Центральном Китае. Кому-то ее расположение напоминает движения змеи, а сами китайцы ассоциируют его с взлетом дракона. Наверное, именно из-за таких ассоциаций она стала для жителей Китая национальным символом.

Длина Великой Китайской стены составляет 8851,8 километров. Ширина стены колеблется от 5 до 8 метров, а высота в некоторых местах достигла отметки в 10 метров.

Сооружение настолько крепкое, что один участок, длина которого 750 километров, когда-то превратили в настоящую дорогу. В некоторых местах возле стены построены крепости и укрепления, что имеет историческое и логическое объяснение.

Самые популярные среди туристов участки стены – это Симатай и Бадалин . Ничего удивительного в этом нет, ведь находятся они рядом с , в 75 километрах от столицы.

Кстати, широко распространен миф, что Великую стену видно даже из космоса. Космонавты говорят, что это не так — невооруженным взглядом стену из космоса никто и никогда не видел.

История строительства

Строительство Великой Китайской стены началось в 3 веке до нашей эры . Историки даже не спорили на тему, кто построил китайскую стену. Эта идея принадлежала императору Цинь Шихуанди . В истории он прославился как жестокий правитель, жаждущий перемен. За время императорства он полностью изменил жизнь своего народа. Особенно это прочувствовали аристократы и князи, у которых император забрал привилегии и подчинил их себе.

Историки утверждают, что первоначальная цель возведения Великой Китайской стены – защита владений императора от набегов кочевых племен. Но исследователи сами себя отрицают, говоря, что тогдашние северные племена не представляли никакой особой опасности императору и его стране. Поэтому защищаться от набегов в такой способ было бессмысленно. И на этой почве историки вывели новую версию: цель такого громадного строительства – обозначить границы Китайской империи, что должно было препятствовать слиянию китайцев с кочевниками.

221 год до нашей эры – 300 тысяч человек прибыло на северную границу Китайской империи . Руководил «парадом» полководец Мэн Тянь. Эти люди получили задание возвести стену из камней и кирпича на том месте, где были земляные валы. Стоит отметить, что большая часть стены проходила в труднодоступных местах, что, понятное дело, утрудняло работу ее строителей. Чтобы держать стройку под контролем, все люди были распределены на 34 базы, вокруг которых со временем появлялись поселки.

Возводить стену начали с башен. Их тогда насчитывалось 25 тысяч. Надо сказать, что они значительно отличались друг от друга, имели разную плотность и размер. Но все подобные сооружения тянули на настоящие фортификационные сооружения. Их средняя длина насчитывала 12 метров.

Расстояние между башнями измеряли «полетами стрелы», которые должны были быть равны двум . Защитные сооружения (башни) были соединенные между собой стеной, высота которой достигала семи метров. Кстати, ширину стенки мерили шеренгой из восьми человек.

Существует очень интересная история, или скорее легенда, о том, как определяли границу Великой стены. Император решил объехать свои владения на коне. Его маршрут и стал границей стены. А места для башен обозначали на участках, где оступался конь правителя.

Под сомнения защитной функции стены ставит и тот факт, что во время ее строительства учитывали особенности местности. Так, например, на севере она отделяет непригодные для жизни горные районы от плодородных земель. По этому поводу ученые высказали свое мнение. По их словам, данное сооружение было предназначено для отделения плодородного юга Китайской империи от кочевого севера.

Стена на костях

До 213 года до нашей эры строителям удалось довести до ума большую часть стены. На подмогу солдатам были привлечены и крестьяне. Большинство простолюдинов не могли долго работать в таких условиях и при таких ударных темпах, и помирали от изнеможения. Что делали с их телами? Их замуровывали в стене.

С тех пор, как историки обнародовали этот исторический факт, появилось много высказываний на эту тему. Некоторые называли Великую Китайскую стену «самым длинным кладбищем мира» . Кто-то с укором говорил, что стена построена на человеческих костях. И такие мысли не без оснований: в стене замуровано примерно 400 тысяч китайцев . В то время, народ считал эту громадную стройку большим бедствием. Эти мотивы можно встретить в древнекитайских песнях, сказках и преданиях.

Как бы там не было, что бы не говорили, но даже прозвище «самое длинное кладбище в мире» не сможет отпугнуть туристов, желающих прикоснутся к древней истории, посмотреть на величайшее сооружения китайского народа.

Дальнейшая судьба стены

Дождавшись смерти императора Цинь Шихуанди, в 210 году до нашей эры народ восстал и скинул династию Цинь. Это дало возможность приостановить строительство стены. В судьбе Китайской стены наступил период застоя. Далее история гласит, что не все императоры брались достраивать защитное сооружение. Многие полагали большие надежды на войска, а стеной, как возможностью укрепить границы империи, пренебрегали.

Когда к власти пришел монгольский хан, стену вообще забросили. Ее реставрация началась только в 15 столетии.

Как добраться до Великой Китайской стены

Чтобы увидеть этот грандиозный памятник Китайской империи, можно пойти несколькими путями:

  • поехать с экскурсией
  • добраться на такси
  • воспользоваться железнодорожным экспрессом

Учтите, что помимо прочих расходов, нужно будет купить входной билет на стену, стоимость которого составляет 45 юаней .

Автобусные экскурсионные туры

Экскурсионный тур – это самый простой способ. Для тех, кто не знает китайского или боится путешествовать в одиночку, группа туристов и гид во главе – это отличный вариант.

Экскурсионные автобусы ждут туристов в Ябаолу, Тяньаньмэнь и Цяньмень . Кроме этого, такую информацию можно узнать и на ресепшне любого отеля.

Цены на такое удовольствие приемлемы, от 100 до 500 (зависит от количества человек в группе). Но в стоимость, чаще всего, входит только проезд до Бадалина. Покупать входной билет и питание вам придется самостоятельно. Зато после посещения стены вас отвезут к гробницам императоров династии Минь.

Единственный минус такого варианта – ограниченность тура. Решать, когда и куда ехать, вы не можете, ведь надо ориентироваться на других туристов. Поэтому если вы желаете провести весь день на Великой Китайской стене, то автобусные туры – не для вас. Хотя в большинстве случаев целый день там делать нечего.

Поездка на такси

Добраться к историческому памятнику вы можете наняв частный автомобиль с водителем. В Ябаолу предлагающих такие услуги хоть отбавляй. Машину можно заказать и через отель, но это окажется немного дороже.

Стоимость такси может колебаться в районе 400-800 юаней . Но не забывайте, что питание и билет на вход опять же остаются на ваших плечах.

Этот способ намного удобнее предыдущего, водитель отвезет вас куда угодно, ведь здесь парадом командуете только вы.

На железнодорожном экспрессе до Бадалина

Специально к китайской олимпиаде был построен железнодорожный экспресс для желающих посетить участок стены расположенный в Бадалине . Дорога занимает полтора часа. Поезд отходит от северного вокзала Пекина, расположенного на станции метро Xizhimen – пересечение кольцевой линии. Прямо от станции метрополитена есть указатели с надписью «Beijing Railway Station North».

Отсюда отходит экспресс на стену — станция Xizhimen

Стоимость поездки будет минимальна, и обойдется в обе стороны не более 20 юаней на человека. Билеты продаются прямо на вокзале. Расписание поездов постоянно меняется, но экспресс отходит каждый час. Номера всех составов отходящих на Бадалин начинаются на S2. Учтите, что станция не конечная и выходить нужно вместе с основной толпой пассажиров, точно не ошибетесь.

Из минусов стоит отметить, что вы столкнетесь с огромными очередями, и ехать придется стоя.

Перед поездкой обязательно хорошо покушайте и купите воды, так как на стене все очень дорого . На той же станции Xizhimen есть большой торговый центр, здесь много кафе и фастфудов, например, Бургер Кинг и Макдональдс.

Не забудьте одеться теплее, поскольку стена находится на возвышении, здесь часто дует сильный пронизывающий ветер.

Статьи по теме: