Мифические существа (40 фото)

Сверхъестественное всегда привлекало к себе внимание множества людей всех национальностей на всех континентах. Этот неисчерпаемый, перманентный интерес неизменно влиял на мифы, религиозные представления, фольклор и даже обычную бытовую жизнь каждого народа. Изучать и обсуждать все это наследие можно бесконечно долго. В данной же статье мы коснемся этого феномена только с одной стороны - со стороны обитателей того которых мы обычно называем «сверхъестественные существа». Список и описание всех таких созданий в полном объеме составил бы целую библиотеку, поэтому мы ограничимся наиболее известными и популярными в современной культуре существами.

Гномы

Слово «гном» в переводе с латинского языка обозначает подземного жителя. Известны эти создания практически во всех регионах земли, где наличествует горная местность или пустыня. Традиционный, привычный всем образ гнома происходит из германо-скандинавского фольклора, но известен также и у славян (например, польские краснолюды - родственники гномов). Свой карликовый народ, обитающий в горных подземельях, водится и на Урале, где его называют то чудью, то чучками. Согласно распространенным легендам, эти сверхъестественные существа занимаются ювелирным делом, добычей всяческих сокровищ и, помимо всего прочего, обладают значительными познаниями в медицине.

Природа гномов

Само по себе слово «гном», по одной из версий, стал использовать в XVI веке Парацельс - знаменитый европейский врач и оккультист. Он применял его для обозначения духов земли - элементалей. Последние - это сверхъестественные существа, приводящие в движение окружающий мир, посредством воздействия на один из четырех первоэлементов - землю, воздух, огонь или воду. Так вот, духи, названные Парацельсом гномами, как раз жили в стихии земли. Уже потом этим термином стали обозначать весь список сверхъестественных существ, живущих, согласно легендам, под землей и объединенных общими чертами - внешним видом, ремеслом и проч.

Гоблины

Гоблины - это еще одна категория сверхъестественных соседей людей. В общем и целом их можно рассматривать в качестве дальних родственников гномов. Они также живут под землей, в горных ущельях, испещренных пещерами. Как и гномы во многих легендах, гоблины плохо переносят свет солнца. Но если гномы - это представители все же скандинавского и германского фольклора, то гоблин - это персонаж из романской культуры. Само свое название эти сверхъестественные существа получили из старофранцузского языка.

Внешний вид гоблинов описывается в легендах очень различно. Но неизменная черта всех их - это невероятное уродство. Гоблины похожи на людей, ростом могут быть от тридцати сантиметров до двух метров. Когда нужно, они умеют превращаться и в красивых людей. Но их всегда выдают длинные уши, когти на руках и зловещие звериные глаза. Единственное исключение из правил - это английские хобгоблины, которые играют в британском фольклоре роль милых домовых, о которых мы поговорим дальше.

Домовые

Существа, которые известны в России под именем домовых, - это едва ли не самый распространенный в мировом фольклоре персонаж. Разумеется, их по-разному описывают и по-разному с ними взаимодействуют, но везде эти создания возглавляют список сверхъестественных существ. В славянских племенах их величали также кутными богами. Домовой проживает вместе с семейством в их жилище и следит за хозяйством, безопасностью и благоприятной атмосферой. Впрочем, если хозяева нерадивые, то он может предстать и грозным, пугающим существом. О том, откуда происходит этот хранитель домашнего уюта, единого мнения не было. Кто-то верил, что это манифестация первопредка, прародителя рода. Другие настаивали на том, что это умерший член семьи. С христианизацией Руси вера в домовых не исчезла, но в народе стали преобладать мнения о том, что это либо дух, посланный Богом, либо, наоборот, мелкий бес, подселенный дьяволом, чтобы по мере сил вредить жителям. Впрочем, водилось также поверье, что домовыми становятся нераскаявшиеся грешники, которых Бог в наказание посылает служить людям в качестве духов-защитников.

Русские домовые

Так или иначе, домовой был тем, от кого зависело благополучие семейства. Поэтому с ним всегда старались выстроить добрые отношения. Было принято кормить домового, оставляя для него в специальном месте тарелку с пищей. Благодарный дух же защищал жилище от воров, от пожара, отводил беды и напасти. Особенно пекся домовой о домашнем скоте, и преимущественно о лошадях. Считалось, что ночами он возится в конюшне, заботясь, чтобы лошадь не осталась голодной или нечесаной. Как и прочие сверхъестественные существа, в России считалось, что домовой может предсказывать будущее. Например, если по ночам слышится грохот, вой, плач и тому подобные зловещие знаки, то приходится ждать беды. Если же по ночам наблюдается тихий смех, радостные восклицания и тому подобное, то семью ждет приятный сюрприз.

В некоторых легендах фигурируют и домовые женского пола. В ряде случаев речь идет даже о целых семействах домовых. Однако это в фольклоре встречается значительно реже.

Драконы

Очень популярные сверхъестественные существа, список которых насчитывает сотни разновидностей во всем мире, - это драконы. В настоящее время популярность их все возрастает, благодаря массовому увлечению жанром фэнтези в искусстве. Легенды о сверхъестественных существах, по виду подобных огромным ящерицам, рассекающих воздушное пространство и дышащих огнем, известны буквально на всех континентах у всех племен и народов. Сюжетная линия в них может быть очень разной, соответственно различны и культурные коды и символы, которые они несут. В Азии, например, драконы, - это мудрейшие существа, сошедшие с небес и давшие людям знания, культуру, медицину, научившие их магии, сельскому хозяйству и нравственности. На Западе же, напротив, они являлись хтоническими чудовищами, несшими с собой только смерть и разрушение. В христианские времена дракона часто ассоциировали с дьяволом, но в то же время он был излюбленным геральдическим символом. Битва с ним ради спасения женщины или приобретения богатства - это характерный сюжет для европейского, а также славянского фольклора.

Единороги

Наш список сверхъестественных существ продолжает такой интересный персонаж, как единорог. Изображают его, как правило, в виде коня с красивым прямым рогом, произрастающим изо лба.

Наиболее ранние изображения этого животного происходят из Индии, а их возраст исчисляется четырьмя тысячами лет. Постепенно из Азии этот персонаж проник в древнюю Грецию и Рим. Однако там его считали вполне реальным животным. Такие убеждения среди греков распространились благодаря врачу по имени Ктесий, который много лет провел в Персии, а по возвращении на родину в Элладу, описал в своих трудах массивных индийских ослов, у которых на лбу произрастает рог. Все это имело место в V веке а позже популяризировалось Аристотелем. Традиционная сегодня лошадиная внешность единорога изначально не была сама собой разумеющейся. Его представляли и с телом козла, и быка, а по некоторым описаниям, это существо больше смахивало на носорога.

Единороги в поздних легендах

В поздних западноевропейских мифах единорог представал как свирепое существо, встреча с которым сулила смерть. Но, будучи олицетворением нравственности и святости, это создание могло быть приручено только девственницей и удержано в подчинении только золотой уздой. Неудивительно, что с распространением католичества это животное стало одной из эмблем Девы Марии. Врагами его были слоны и львы. Вера в них была так сильна в Европе и России, что еще в XIX веке проводились натуралистические исследования, призванные выяснить, существуют ли сверхъестественные существа, называемые единорогами, на самом деле, или нет. Некоторые европейские монархи, в том числе и гордились тем, что их жезлы - атрибуты царской власти - сделаны из рога этого животного. Существовал даже европейский рынок купли-продажи этих рогов, в котором российские купцы (в основном из поморов) играли немаловажную роль. Сегодня установлено, что реально эти рога принадлежали нарвалам.

Оборотни

Оборотни - это еще одни сверхъестественные существа, список разновидностей которых превышает все мыслимые пределы. Но у всех них есть общая черта - они обладают способностью превращаться из людей в животных, и наоборот. Чаще всего это волки, но на самом деле известны легенды, в которых герои превращались и в птиц, и в рыб, и в других животных. Отличие перевоплощений оборотней от других магических превращений состоит в том, что они производят это либо по собственной воле, либо в определенных условиях, но в любом случае превращаются в людей обратно. В русской мифологии этой способностью обладал даже один из богатырей по имени Оборотнем был, согласно народным преданиям, и князь Чрезвычайно популярны аналогичные сюжеты в индейской, скандинавской и кельтской мифологиях. Кроме того, способность к таким перевоплощениям практически везде присваивали колдунам и ведьмам. Во времена инквизиции обвинение в таком деянии служило поводом к инициированию расследования о связях с дьяволом.

Иногда различали оборотней от рождения и тех, кто стал таковым по каким-либо причинам. Родиться оборотнем мог тот человек, мать которого во время беременности ела мясо животного, убитого волком, либо несла на себе проклятье оборотничества сама. А приобрести способность обращаться в зверей можно было либо магическим путем, либо стать вероотступником. Считалось, что в последнем случае человек становится оборотнем, правда, уже после смерти. К последним примыкают и дети, умершие не крещеными. Соответственно, одни оборотни переживают эту способность как проклятье, другие используют в качестве магического дара и умеют этим умением управлять.

Привидения и призраки

Привидения - это, пожалуй, единственные сверхъестественные существа, список и фото которых можно рассматривать со строго научных позиций. Явление это настолько беспрецедентное, что выходит за границы мифов и легенд и является частью повседневной жизни. И в наши дни очень много людей, даже выросших в условиях передовой цивилизации, но притом уверенных в существовании призраков. Более того, огромное количество очевидцев заявляет о том, что имели или имеют с ними контакт. Речь идет не только о медиумах и парапсихологах, но и о специалистах, находящихся в рамках строгой академической науки. Впрочем, число последних невелико. Но количество свидетельских показаний, таинственных фотографий и видеоматериалов, запечатлевших привидения, огромно.

Согласно наиболее распространенным убеждениям, призраки - это души умерших людей. Зачем они появляются в этом мире и какова их природа - единства мнений нет. Но в том, что в облике полупрозрачных силуэтов предстают умершие, сомнений нет практически ни у кого.

Русалки

Заканчивают наш список сверхъестественных существ русалки. В современной культуре это очень амбивалентный персонаж. Сразу нужно сказать, что прекрасные девы с рыбьими хвостами - это не русалки, это морские девы. Русалки же - это девушки полностью человеческого обличья, происходящие из славянских сказаний. В дохристианские времена они считались духами рек, а после христианизации распространилось мнение, что русалками становятся утопленницы, покончившие с собой. За их не принимают в загробном мире, а потому они вынуждены отбывать наказание на земле, живя на дне реки. Единственная ночь, когда русалки выходят на берег, - это ночь

Заключение

Как уже было сказано, перечисленные выше персонажи - это далеко не все сверхъестественные существа. Список их можно продолжать до десятков и сотен тысяч наименований, если подробно вникать в поверья каждого народа. Любопытствующие, без сомнения, смогут это сделать и найти еще много нового неизвестного материала.

Алконост - чудесная птица, жительница Ирия - славянского рая. Лик у нее женский, тело же птичье, а голос сладок, как сама любовь. Услышавший пение Алконоста от восторга может забыть все на свете, но зла от нее нет, в отличие от Сирина. Алконост несет яйца «на крае моря», но не высиживает их, а погружает в морскую глубину. В эту пору 7 дней стоит безветренная погода.

Анчутка - существо, связанное с водой, болотом, при этом оно быстро передвигается и летает. На юге России анчутку описывали как водяное страшилище, живущее в реках и прудах: им постоянно пугали детей. Анчутку также иногда называли «беспалым» и «беспятым», что роднило его со всем известным чертом. Как и всякая нечисть, мгновенно отзывается на упоминание своего имени.

Аспид - крылатая змея, которая имеет птичий нос и два хобота. В какие края летать она повадится, те места опустошит. Живет аспид в горах и на землю никогда не садится: только на камень. Его невозможно ничем убить, можно только сжечь.

Баба-яга - лесная старуха-волшебница. Она живет в лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы - из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова - человеческая нога, вместо запоров - руки, вместо замка - рот с острыми зубами. В печи Баба-Яга старается изжарить похищенных детей. У Бабы-Яги одна нога - костяная. Она летает в ступе, заметая след помелом. Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить ее образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мертвых.

Беда - демоническое существо, которое странствует по белому свету в поисках людей, обреченных на постоянные несчастья и неудачи. «Беда спит, а по людям ходит», - утверждали в прошлом люди. «Беда ходит не по лесу, а по людям», «Пришла беда - отворяй ворота!».

Ведогон - незримый дух, сопутствующий людям до смерти. Во время сна он выходит из человека и охраняет его имущество от воров, а жизнь - от неприятелей или других, недобрых, ведогонов. Между собой эти духи страшно дерутся, и если в драке ведогона убивают, то и человек его хозяин, вскоре тоже умирает.

Ведьмы (колдуньи) - чаровницы, «потворы», женщины, вступившие в союз с дьяволом (или другой нечистой силой) ради обретения сверхъестественных способностей. Они могли предсказывать будущее, делать яды и приворотные зелья. Колдуньи наделены способностями оборотничества, летать по воздуху, оживлять любой предмет, делаться невидимыми. Для общения с нечистой силой ведьмы слетались на шабаш верхом на помеле, козле или свинье, в которых могли превратить человека.

Вий - известный нам лишь по повести Гоголя насылатель ночных кошмаров, видений и привидений. Это могучий старик с огромными бровями и необычайно длинными ресницами, которые опускаются до самой земли. Брови и веки так густо у него заросли, что совсем затемнили зрение. И поэтому, чтобы вий взглянул на мир, нужно несколько силачей, которые смогли бы поднять ему брови и веки железными вилами. Кстати, слово «вий» означает именно веки. В прошлом вия, представляли как страшного истребителя, который взглядом своим убивает людей и обращает в пепел города и деревни.

Вилы (самовилы) - женские духи, очаровательные девушки с распущенными волосами и крыльями, одетые в волшебные платья: кто отнимал у них платье, тому они подчинялись. Вилы могли летать, как птицы, обитали в горах, владели колодцами и озерами и умели «запирать» воды. Ноги у них козьи, лошадиные или ослиные, они закрывают их белой одеждой. К людям вилы относятся дружелюбно, особенно к мужчинам, помогают обиженным и сиротам. Самовилы умеют лечить, могут предсказывать смерть, но и сами они не бессмертны. Если ее разозлить, она может жестоко наказать.

Водка - нечистая сила, которая «водит», заставляет блуждать. Веря, что человек по большей части не сам теряет дорогу, а его «водит» нечистая сила, люди представляли водку по-разному: и невидимой, и неопределенного облика, и в обличье животных, людей. «Вождение» нечистой силой, особенно невидимой либо неясного облика - нечто вроде помрачения; человек не может объяснить, как попал в то или иное место, не может разорвать невидимые круги и выйти на прямую дорогу. Причинами появления рядом с человеком водки обычно считали сказанное вслед недоброе слово, проклятье.

Волкодлак - человек-оборотень, обладающий сверхъестественной способностью превращаться в волка. Его приметой является заметная от рождения «волчья шерсть» на теле. Волкодлак становился упырем, поэтому рот ему после смерти зажимали монетой. В русской литературе А.С. Пушкин первым употребил для них название - «вурдалак».

Воструха - дух, обитающий в жилище, древнейший предшественник домового. Живет он за печкой и караулит воров. Вострухина острого слуха ничто не утаится, там, где он живет, ничего приключиться не может, ничто не пропадет в доме. Даже красоту и непорочность юных девушек, как честь и достояние дома, бережет воструха!

Вурдалаки (упыри и упырицы) - злобные покойники, сродни вампирам, в которых через 40 дней после смерти вселяется нечистый дух. Древние славяне «клали требы», то есть приносили жертвы упырям еще прежде, чем начали поклоняться громовнику Перуну. Упырем становится после смерти человек, рожденный от нечистой силы или испорченный ею (будущего упыря можно узнать по двойным рядам зубов); умерший, через гроб которого перескочил черт; «заложенный» покойник (самоубийца); колдун; волкодлак.

Гамаюн - вещая птица, посланник славянских богов, их глашатай, поющий людям божественные гимны и провещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Когда летит Гамаюн, с восхода солнечного приходит смертоносная буря. Он знает все на свете: о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей.

Деды (дзяды) - духи предков. У восточных и западных славян особый обряд почитания дедов совершался весной на седьмой день после Пасхи (семуха, весенняя радуница или пасха усопших) или осенью (деды, или большие осенины в Белоруссии, костромская дедова неделя, во время которой, умершие родители отдыхали). В жертву покойникам приносилась пища. Души умерших приглашали на угощение в дом: «Деду, иди до обеду!» Дедам посвящалась первая ложка или первый стакан: его могли выливать под стол или ставить за окно, через которое влетали «меньшие» деды, тогда как «большие» входили через дверь.

Злыдень - злой дух, крошечное существо, которое, украдкой поселившись в деревенском доме за печкой, приносит этому дому всяческие несчастья. Как бы ни было велико богатство хозяина, оно быстро сгинет, и на место довольства придет страшная нищета. Сохранилась пословица: «Просились злыдни в гости на три дня, а и в три года не выживешь!» Злыдень имеет не вполне определенный облик - говорит, но невидим. Он может оборачиваться карликом, маленьким ребенком либо нищим стариком. Любит внезапно вскакивать на спину, плечи человека, «ездить» на нем. Злыдней может быть несколько, иногда до двенадцати. Однако, проявив некоторую смекалку, их можно переловить, заперев, заключив в какую-нибудь емкость, чем, кстати, пользуются колдуны, «приручая» их таким образом.

Змиулан - могущественный покровитель черных туч, противник царя Огня и царицы Молоньицы (Перуна, Мокоши), связанный с образами Огненного Змея и Змея Горыныча. Является воплощением хитрости и зла.

Карна и Желя - воплощения палача и горя, связанные с погребальными отрядами.

Коровья Смерть - злое существо, несущее погибель всему крестьянскому стаду. Является оно в образе безобразной, злобной старухи, у которой, вдобавок ко всей ее уродливости, руки с граблями. Она никогда сама в село не приходит, а непременно завозится или заносится прохожим-проезжим человеком. Чтобы оберечься от беды, деревенские женщины ночью совершают древний таинственный обряд опахивания деревни. Если при опахивании попадалось навстречу какое-нибудь животное, или, храни Бог, человек, на него накидывались всей толпой, гнали и старались убить или прогнать подальше. Поверье гласило, что облик того встречного существа принимала сама Коровья Смерть.

Лебединые девы - существа особой красоты, обольстительности и вещей силы. Они исполняют трудные, сверхъестественные задачи и заставляют подчиняться себе саму природу.

Лихо . Его еще иногда называют Лихо Одноглазое, ибо оно сослепу бросается на кого попало, не разбирая ни богатого, ни бедного, ни правого, ни виноватого. Лихо - воплощение неразборчивости, несправедливости судьбы, рока. Иной раз лихо обойдет великого грешника и навалится на хорошего, трудолюбивого человека: и загородный дом его сгорит, и машина сломается, и родственники захворают, да и сам он не будет знать, куда деваться от болезни, а лихо все сидит на шее - и ноги свесило!

Мара - воплощение смерти, мора. Позднее она частично утратила связь со смертью, но сохранила сой вредный для человека характер, способность к оборотничеству.

Мароссы - злые духи, находящиеся в подчинении у деда Мороза. Недаром их имена созвучны! Летом они спят и падают на землю зимой с первыми снежинками. Мароссы бегают по полям по лесам и дуют в кулаки, нагоняя стужу и свирепый ветер своим ледяным дыханием. Пятки их заставляют промерзлую землю и стволы заледенелых деревьев потрескивать, потому и говорят люди, мол, «мороз трещит».

Мороз (Морозко) - старик с длинной седой бородой, бегающий по полям и стуком вызывающий ужасные морозы.

Переруг - недобрый дух, подобный злыдням. Природа переруга явствует из его имени, всех он норовит перессорить, во всякую семью или компанию раздор внести. Одно время переруга почитали как бога и приносили ему жертвы. И жертвенник его никогда не пустовал, ибо каждый стремился задобрить сего сварливого бога: кому же охота, чтобы внезапные ссоры разрушали все начинания и замыслы?! Вместе с тем в святилище переруга всегда не хватало жрецов: они беспрестанно ссорились между собой и дрались. Если же у жертвенника находился только один жрец, то он постоянно щипал себе руку, чтобы себя же, как можно сильнее разозлить и с собой же затем покрепче поссориться.

Полевик (житный дед) - дух, охраняющий хлебные поля. Его любимое время - полдень. Это маленький старичок с черным, как земля, телом, с разноцветными глазами, с волосами и бородою из колосьев и травы. Живет он в поле только весной и летом, во время всходов, роста и созревания хлебов. С начала жнитва наступает для него нелегкая пора: приходится бегать от острого серпа да прятаться в недожатых полосках. В последнем снопе - последний приют его. С ним особенно часто можно встретиться у межи (границы полей). Спать, например, в таких местах ни за что нельзя: детки полевиков, межевички и луговички, бегают здесь и ловят птиц родителям на обед. Если же найдут спящего человека, то навалятся на него и задушат. Дабы полевые духи могли перезимовать без нужды и заботы, крестьянин, следуя стародавнему обычаю, оставляет на полях несколько сорванных яблок, а на току несколько пригоршней обмолоченного зерна и за это ожидает на будущий год хорошего урожая.

Полудницы (ржаницы) - полевые духи. Ее представляли в виде девушки в белом платье, с длинными волосами или косматой старухи, появляющейся в поле и преследующей тех, кто работает в поле. Полудница может свернуть шею, похитить ребенка, оставленного в поле.

Рарог - светозаный огненосный дух, связанный с поклонением огню, домашнему очагу. Его представляли в виде хищной птицы с искрящимися, пламенеющими перьями, вырывающимся из клюва пламенем или в виде огненного вихря.

Сирин - темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира. От головы до пояса она женщина, а дальше птица. Кто послушает ее голос, забывает обо всем на свете и умирает, причем нет сил, чтобы заставить не слушать ее голос.

Мурашки - призрачные существа, духи робости, малодушия, трусости. Именно они приводят человека в то кошмарное состояние, когда у него «мурашки по коже бегут» (от слова «мура», то есть «мора»), потому что они - верные слуги и служанки Морены - древней славянской богини смерти.

Чур . Имя это до сих пор у всех на слуху. Чур, почитался покровителем и оберегателем границ подземельных владений. На межах своих участков земледельцы насыпали бугры и устанавливали на них деревянное изображение чура, имевшего форму кругляша, короткого обрубка толщиной в руку. На нем вырезались условные знаки, обозначающие владельцев того или иного участка земли. Такие обрубки сохранили свое древнее название во всем известных словах, уцелевших до нашего времени: чурбак, чурбан, чурка. Чурку на межевом бугре никто не смел, тронуть из опасения разгневать духа, который ревностно оберегал границы владений разных хозяев, удерживал дерзких и своевольных нарушителей, останавливал чужую соху, тупил топор. Также, чур, охранял человека и все его добро от чертей, поэтому при опасности до сих пор советуют вспомнить этого духа и сказать: «Чур, меня!», то есть попросить: «Чур, побереги меня!»

{ ArticleToC: enabled=yes }

Известно, что до появления христианства, наши предки были язычниками. О богах, которым они поклонялись, поговорим в другой раз. Но, кроме богов, в верованиях славян была масса сверхъестественных существ, населяющих практически все, что окружало человека. Одних славяне считали сверхъестественные существа добрыми, поскольку те мирно сосуществовали с людьми, помогали им и всячески оберегали. Других же относили к злым, за то, что те вредили людям и были способны на убийство. Впрочем, была и третья группа сверхъестественных существ, которых нельзя было отнести ни к добрым, ни к злым. Все известные сверхъестественные существа хоть и являются представителями малочисленных видов, все же представлены не одной особью.

Видео: Сверхъестественные существа в славянской мифологии

Мифологические создания отличаются друг от друга внешним видом, способностями, ареалом обитания и образом жизни. Так одни сверхъестественные существа внешне похожи на животных, другие на людей, а третьи не похожи ни на кого. Кто-то из них обитает в лесах и морях, другие живут непосредственно рядом с человеком, иногда даже в их домах. В славянской мифологии отсутствует какая либо классификация сверхъестественных существ , зато довольно подробно описывается их внешний вид, образ жизни, способы как задобрить тех или иных сверхъестественных существ или как выжить при встрече с представителями опасных для человека видов.

Всех сверхъестественных существ из сказок и мифов описать невозможно, но с некоторыми мы знакомы с детства, из сказок и историй. Вот некоторые из этих сверхъестественных существс .

Алконост

Алконост – полуптица-получеловек. Тело у алконоста птичье, с красивым радужным опереньем. Голова у него человеческая, часто на нее надета корона или венок, также алконост имеет человеческие руки. По природе своей алконост не агрессивен и не представляет прямой опасности для человека, но, все же, может невзначай навредить ему, если тот подойдет слишком близко к гнездовью, или будет находиться рядом, когда птица поет свою песнь. Защищая себя или своих птенцов, полуптица-получеловек способна погрузить всех окружающих в беспамятство.

Анчутка

Анчутка – маленький злой дух. Рост анчуток составляет всего несколько сантиметров, их тела покрыты шерстью и имеют черную окраску, а головы у них лысые. Характерной особенностью анчутки является отсутствие пяток. Считается, что нельзя произносить вслух его название, так как анчутка сразу же на него откликнется и окажется прямо перед тем, кто произнес.

Обитать анчутка может почти везде: чаще всего духа можно встретить в поле, в бане или на водоеме, так же он предпочитает селиться поближе к людям, но избегает встреч с более сильными сверхъестественными существами. Впрочем, различная среда обитания накладывает особенности на внешний вид и поведение злых духов, так можно выделить три основных подвида анчуток: банные, полевые, водяные или болотные. Полевые анчутки самые мирные, не являются людям, если те сами не позвали их. Банные и болотные анчутки любят попроказничать, но шутки у них злые и опасные, нередко приводящие к смерти человека, так болотный анчутка может схватить пловца за ногу и утащить его на дно. Банные анчутки часто пугают людей стонами, являются им в различных обликах, да и просто могут заставить человека уснуть или потерять сознание.

Анчутка способен становится невидимым. Кроме того этот злой дух может принимать любую форму и, например, обратится и зверем и человеком. Другой способностью духа является возможность мгновенного перемещения в пространстве.

Анчутки боятся железа и соли, если злой дух схватил вас, то его нужно ткнуть чем-то железным и тогда он тот час же вас отпустит. Но совсем избавится от анчуток очень сложно, так если они облюбовали какое-то место или здание, то выгнать их оттуда можно лишь уничтожив строение в огне и засыпав пепелище солью.

Бабай

Да-да, тот самый Бабай, которым многих пугали в детстве. Название «бабай», видимо, произошло от тюркского «баба», бабай — старик, дедушка.Этим словом (возможно, и в напоминание о татаро-монгольском иге) обозначается нечто таинственное, не вполне определенного облика, нежелательное и опасное. В поверьях северных районов России бабай — страшный кривобокий старик. Он бродит по улицам с палкой. Встреча с ним опасна, особенно для детей. Бабайка довольно универсальное детское страшилище, которое популярно и в наши дни. Даже современные мамы и бабушки порой могут сказать непослушному дитяте, что если он не будет хорошо кушать то его заберет бабайка. Ведь он ходит под окнами, как и в давние времена.

Баба-яга

Сказочный русский персонаж, обитающий в дремучем лесу; ведьма. Считается образ бабы-яги трансформацией образа архаического божества, некогда главенствовавшего в обрядах инициации, посвящения (первоначально, возможно, такое божество имело облик женщины-животного)

Давайте ответим на вопрос: кто такая сказочная Баба-Яга? Это старая злая ведьма, которая живет в глухом лесу в избушке на курьих ножках, летает в ступе, погоняя ее пестом и заметая след метлой. Любит полакомиться человечиной — маленькими детьми и добрыми молодцами. Однако в некоторых сказках Баба-Яга вовсе не злая: она помогает добру молодцу, подарив ему что-то волшебное или указав путь к нему.

По одной из версий, Баба-Яга — это проводник в потусторонний мир — мир предков. Она и живет-то на границе миров живых и мертвых, где-то в «тридевятом царстве». А знаменитая избушка на курьих ножках - как бы проходная в этот мир; потому и нельзя в нее войти, пока она не повернется к лесу задом. Да и сама Баба-Яга — оживший мертвец. В пользу этой гипотезы говорят такие детали. Во-первых, ее жилище — избушка на курьих ножках. Почему именно на ножках, да еще и «курьих»? Полагают, что «курьи» — это видоизмененное со временем «курные», то есть окуренные дымом. У древних славян был такой обычай захоронения умерших: на окуренных дымом столбах ставили «избу смерти», в который помещали прах умершего. Такой погребальный обряд существовал у древних славян в VI-IX веках. Возможно, избушка на курьих ножках указывает на другой обычай древних — хоронить умерших в домовинах — специальных домиках, размещенных на высоких пнях. У таких пней корни выходят наружу и действительно чем-то похожи на куриные ноги.

Банник

Банник – дух, обитающий в бане. Выглядит банник как маленький тощий старик с длинной бородой. Одежды на нем нет, но все его тело облеплено листочками от веника. Несмотря на свой размер старичок очень сильный, легко может свалить человека и таскать его по бане. Банник довольно жестокий: он любит попугать тех, кто пришел в баню, страшными криками, также может кидаться горячими камнями из печки или ошпарить кипятком. Если банника разозлить, то он способен даже убить человека, задушив своего врага в бане или заживо содрав с него кожу. Разозлившийся банник так же может похитить или подменить ребенка.

Банник весьма «социальный»: он часто приглашает к себе в гости других злых «попарится», устраивает такие встречи он по ночам после 3-6 смен купающихся, заходить в такие дни в баню опасно. Банник вообще не любит, когда люди тревожат его по ночам.

Больше всего он любит пугать женщин, потому им нельзя ходить в баню в одиночку. Но больше всего банника злит, когда в баню заходит беременная женщина, таких будущих матерей ни в коем случае нельзя оставлять в бане без присмотра мужчин.

Банник способен становится невидимым и мгновенно перемещаться в пространстве в пределах своей бани. Женщины банники – обдерихи способны менять свое обличие оборачиваясь кошкой или даже человеком.

Помимо этого банник способен открывать людям их будущее.

Если соблюдать основные правила, то банник никогда не нападет на человека. Но если банник разозлился, то его можно задобрить: оставив ему кусок ржаного хлеба обильно посыпанного крупной солью, в отдельных случаях необходимо принести в жертву черную курицу, закопав ее под порогом бани. Если же все-таки банник напал на вас, то необходимо выбежать из бани спиной вперед и позвать на помощь домового: «Батюшка, выручи!..». Так же он боится железа.

Берендеи

Берендеи — в славянской мифологии — люди оборачивающиеся медведями. Как правило это были довольно сильные колдуны, либо заколдованные ими люди. Расколдовать такого оборотня мог либо сам колдун, наложивший оборотническое проклятье, либо смерть этого колдуна.

Берегини

Берегини — в славянской мифологии добрые водные духи, в облике женщин. Они живут по берегам рек, предсказывают будущее, а также спасают маленьких детей, оставшихся без присмотра и упавших в воду. Вера в берегинь («живущих на берегу» «оберегающих») была, по-видимому, достаточно распространена в Древней Руси.

Судить о том, что представляли собой берегини, по достаточно отрывочным свидетельствам трудно. Часть исследователей видит в них «предшественниц» русалок или отождествляет их с русалками. Действительно, берегини определенно связаны с водой; им, по-видимому, подвластны и некоторые существенные стороны жизни людей. Поэтому предположение о связи берегинь и русалок небезосновательно.

Водяной

Водяного нельзя назвать ни злым, ни добрым - это своевольный дух, охраняющий свой водоем, который, впрочем, не против подшутить над теми, кто туда пришел. Выглядит водяной как старик с большой бородой и рыбьим хвостом вместо ног, волосы старика имеют зеленый оттенок, а глаза похожи на рыбьи. Днем водяной предпочитает оставаться на дне водоема, а с восходом луны поднимается на поверхность. По водоему он предпочитает перемещаться верхом, в основном плавая на соме.

Он обитает в крупных пресноводных водоемах: реках, озерах, болотах. Впрочем, иногда он выходит на сушу и появляется в ближайших селениях. На водоемах для жилища водяной предпочитает выбирать наиболее глубокие места или места с сильным круговым течением (водовороты, места возле водяных мельниц).

Водяной ревностно охраняет свой водоем и не прощает тех, кто непочтительно к нему относится: провинившегося он способен утопить или сильно покалечить. Впрочем, водяной также может и вознаграждать людей: считается, что водяной может даровать хороший улов, но также он способен оставить рыбака вообще без единой рыбки. Любит и попроказничать: пугает людей по ночам странными криками, может прикинуться утопленником или младенцем, а когда его втянут в лодку или вытащат на берег, он откроет свои глаза, рассмеется и плюхнется обратно в воду.

Водяные живут семьями, обычно водяной имеет множество жен – русалок. Утянутые им на дно люди остаются у водяного в услужении, всячески развлекая хозяина водоема и выполняя различные поручения, впрочем, от него можно откупиться, но цена будет соизмеримая - придется отдать своего первенца.

Бороться с водяным в его родной стихии практически невозможно, однако его можно отпугнуть от себя железом или медью, что в итоге лишь сильнее его разозлит. Поэтому в древности предпочитали не злить водяного, а если уж он рассердился, то его пытались задобрить, бросая в воду хлеб, или принося в жертву животное черного цвета

Волколак

Волколак – человек, способный превращаться в волка (медведя). Волколаком можно стать добровольно и против своей воли. Колдуны часто превращают себя в волколака, чтобы обрести силу зверя. Они способны превращаться в волка и обратно в человека по собственной воле. Для этого колдуну достаточно перекувыркнуться через пень, или 12 ножей, воткнутых в землю острием, при этом если за то время, пока маг был в обличии зверя, кто-то вынет хотя бы один нож из земли, то колдун уже не сможет вернуться обратно в человеческое обличие.

Человек может обратиться в волколака и после проклятья, тогда проклятый не способен сам вернуть себе человеческий облик. Однако ему можно помочь: для того чтобы снять с человека проклятие его надо накормить освященной едой и накинуть на него одеяние, сотканное из крапивы, при этом волколак будет всячески сопротивляться этому обряду.

Волколаки не обладают сверхъестественной живучестью, и их можно убить обычным оружием, однако после смерти оборотни превращаются в упырей и вновь восстают, чтобы отомстить своему убийце. Чтобы не произошло подобного обращения оборотню необходимо запихать в пасть три серебряных монеты в тот момент, когда он будет умирать, либо пронзить сердце колом из боярышника, когда волколак находится в человеческой форме.

Волот

Волоты – малочисленная раса могучих великанов, населявшая территорию древней Руси. Некогда волоты были одной из самых распространенных рас, но к началу исторической эпохи практически вымерли, вытесненные людьми. Великаны считаются предками славян, что подтверждается появлением богатырей в людском роду. Волоты стараются не контактировать и не пресекаться с людьми, селясь в труднодоступных местах, предпочитая выбирать для жилья высокогорные участки или труднодоступные лесные чащи, гораздо реже они селятся в степных районах.

Внешне волот ни чем не отличается от человека, если не брать во внимание его гигантские размеры.

Горыныч

Еще один широко известный сказочный персонаж. Змей-Горыныч – общее название драконоподобных сверхъестественных существ. Хотя к драконам он и не относится, а по классификации принадлежит к змиям, во внешнем виде Горыныча много драконьих черт. Внешне Змей-Горыныч похож на дракона, однако обладает многоголовостью. В разных источниках указывает разное количество голов, но чаще всего встречается три головы. Впрочем, большее количество голов скорее указывает на тот факт, что этот змий уже неоднократно участвовал в битвах и терял головы, на месте которых вырастало большее количество новых. Тело Горыныча покрывает чешуя красного или черного цвета, на лапах у змия большие когти медного цвета с металлическим отблеском, сам он имеет большие размеры и внушительный размах крыльев. Змей-Горыныч способен летать и извергать огонь. Чешую Горыныча невозможно пробить никаким оружием. Его кровь способная обжечь, а кровь, пролитая на землю, выжигает ее так, что на том месте еще долго ничего не растет. Змей-Горыныч способен отращивать потерянные конечности, он в состоянии отрастить даже утраченную голову. Также он обладает разумом и способен подражать голосам различных животных, в том числе способен воспроизводить человеческую речь, что отличает его от змиев и делает ближе к драконам.

Гамаюн

Гамаюн – полуптица-получеловек. Тело у гамаюна птичье, с ярким пестрым опереньем, а голова и грудь человеческая. Гамаюн - посланница богов, поэтому почти всю свою жизнь она проводит в путешествиях, предсказывая людям их судьбу и передавая слова богов.

По природе своей гамаюн не агрессивен и не представляет прямой опасности для человека, но обладает тяжелым характером и потому ведет себя несколько высокомерно, относясь к людям как к сверхъестественным существам более низкого порядка.

Домовой

Домовой – добрый дух, хранитель дома и всего, что в нем находится. Выглядит домовой как маленький старик (ростом 20-30 сантиметров) с большой бородой. Считается, что чем старше домовой, тем моложе он выглядит, так как рождаются они стариками, а умирают младенцами. Покровительствует домовым бог Велес, от которого им досталось несколько способностей, например, возможность предсказывать будущее, но главное, конечно, это мудрость и умение лечить людей и животных.

Домовой обитает практически в каждом доме, выбирая для проживания укромные места: за печкой, под порогом, на чердаке, за сундуком, в углу, или даже в печной трубе.

Домовой всячески следит за своим домом и семьей, которая в нем живет, защищает их от напастей. Если семья держит животных, то домовой будет присматривать и за ними, особенно он любит лошадей.

Домовой очень любит чистоту и порядок в доме, а не любит, когда обитатели дома лентяйничают. Но гораздо сильнее он не любит, когда жители дома начинают ссориться друг с другом или неуважительно относится к нему. Рассерженный домовой начинает давать знать о том, что человек не прав: стучит дверьми, окнами; мешает спать по ночам, издавая страшные звуки или крики, иногда даже будит человека, больно щипая его, после чего на теле остаются большие и болезненные синяки, которые тем сильнее болят, чем сильнее рассержен домовой; а в крайних случаях он способен бросаться посудой, писать нехорошие надписи на стенах и устраивать небольшие пожары. Впрочем, серьезного вреда человеку домовой не причинит, а иногда он, обитающий в доме, проказничает и без особой на то причины.

Жар-птица

Жар-птица – птица размером с павлина, да и по внешнему виду более всего напоминает она именно павлина, только обладает ярким золотистым с переливом в красный опереньем. Жар-птицу невозможно взять голыми руками, так как ее оперенье обжигает, при этом жар-птицу не окружает огонь. Большую часть жизни эти птицы проводят взаперти, что в Ирии, что в частных руках их держат в основном в золотых клетках, где они целыми днями поют песни, а по ночам этих удивительных птиц выпускают на кормежку. Любимая еда жар-птиц – фрукты, очень любят они яблоки, в особенности золотые.

Злыдни

Злыдень – злой дух, приносящий нищету дому, в котором поселился. Они находятся в подчинении у навьи. Злыдень невидим, но его можно услышать, иногда он даже разговаривает с людьми, в чьем доме поселился. Злому духу тяжело попасть в дом, так как его туда не пускает домовой, но если уж ему удалось проскользнуть в жилище, то избавится от него очень непросто. Если злыдень пробрался в дом, то он проявляет большую активность, помимо разговоров он может залазить на обитателей дома и ездить на них. Часто злыдни селятся группами, так что в одном доме их может быть до 12 сверхъестественных существ.

Индрик-зверь

Индрик- зверь — В русских легендах Индрик выступает как «всем зверям отец». Он может иметь и один, и два рога. В русских сказках Индрик изображается как противник змея, который мешает брать воду из колодца. В волшебных сказках образ индрика обозначает фантастическое животное, которое добывает главный герой. В некоторых сказочных сюжетах он появляется в царском саду вместо жар-птицы и ворует золотые яблоки.

Кикимора

Кикимора – злой дух, насылающая кошмары на человека. На вид кикимора очень худая и маленькая: голова у нее с наперсток, а тело тонкое как тростинка, она не носит ни обуви, ни одежды и большую часть времени остается невидимой. Днем кикиморы неактивны, а по ночам начинают шалить. По большей части они не причиняют серьезного вреда человеку, в основном лишь устраивают небольшие проказы: то стучат чем-то по ночам, то скрипеть начинают. Но если кикимора невзлюбила кого из членов семьи, то проказы станут куда серьезнее: он начнет ломать мебель, бить посуду, изводить домашнюю скотину. Любимое занятие кикиморы – прясть пряжу: порой сядет ночью в углу и начинает работать, и так до утра, но толку от этой работы нет, лишь спутает нитки, да пряжу порвет.

В качестве места обитания кикиморы предпочитают человеческие дома, выбирая для проживания укромные места: за печкой, под порогом, на чердаке, за сундуком, в углу. Часто кикимор берут в жены домовые.

Иногда кикиморы показываются на глаза людям, предвещая скорые несчастья: так если она плачет, то скоро случится беда, а если прядет, то значит, вскоре кто-то из обитателей дома умрет. Предсказание можно уточнить, спросив кикимору, тогда она обязательно ответит, но только стуком.

Кот баюн

Кот Баюн - персонаж русских волшебных сказок, огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшебству и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет добыть кота, найдёт спасение от всех болезней и недугов - сказки Баюна целебны.

Леший

Леший – дух-хранитель леса. Леший способен менять облик по своему желанию, поэтому сложно сказать каково его истинное обличье, однако чаще всего ему приписывают образ старика с длинной бородой. У него серо-зеленые волосы, вечно запутанные, в которых торчат листья и ветки. В таком облике леший похож на человека, но от последнего его отличает сероватая кожа, отсутствие бровей и ресниц, а также большие зеленые глаза, которые светятся. Свой рост леший также способен изменять: в лесу он может головой доставать до верхушек самых высоких деревьев, а через мгновение, шагнув на луг, стать ниже травы.

Лешие обитают практически в каждом лесу, при этом предпочитают одиночество и потому встретить лес, где обитают сразу два лесовика практически невозможно. Для обитания они предпочитают выбирать труднодоступные лесные чащобы, однако лешие любят обходить свои владения, поэтому встретить их можно практически в любой части леса.

Видео: Леший — сверхъестественное существо славянских преданий и русских сказок

Большую часть времени они ходят по лесу и смотрят все ли в порядке, помогают животным, выкорчевывают больные деревья и отгоняют от леса прочих духов, вредящих ему. Любит леший и повеселиться: пугать зверей, птиц и, особенно, людей. Он может начать кричать на разные голоса, безупречно подражая не только зверям, но и людям, а когда «шутка» удалась, начинает громко хохотать и хлопать в ладоши. Но если лешего разозлить, может он и убить человека: или в топь заведет, или нашлет на него зверей, а то, и вовсе убьет своими руками, выйдя к человеку в облике огромного медведя.

Лихо

Лихо – злое человекоподобное сверхъестественное существо, встречаются как мужские, так и женские особи. Отличается лихо высоким ростом и худощавым телосложением, у него всего один глаз, поэтому видит оно в узком диапазоне. Питается лихо плотью и страданиями людей и животных, обычно оно старается не появляться в крупных поселениях, а большую часть жизни обитает в лесу, питаясь местным зверьем и птицами, чем часто злит лешего. Но если лихо попадется одинокий человек или небольшая группа людей, то тут оно свой шанс не упустит. Пристав к одному человеку оно ввергает того в уныние и питается негативными эмоциями. Такой рацион делает сверхъестественные существа ще сильнее, и чем больше негативных эмоций испытывает «носитель» тем сильнее лихо. Если же ему не удается справиться с волей человека, то сверхъестественные существа предпочтут съесть жертву, нежели отпустить. Когда попадается группа людей, лихо выбирает себе одного, а остальных убивает прямо у него на глазах, опять же чтобы сломить волю человека. Если лихо овладело человеком, то избавиться от него практически невозможно. Оно будет следовать за жертвой повсюду, попутно нападая на тех, кто оказывается рядом с «носителем» и так пока несчастный не умрет, что в принципе наступает довольно скоро, после чего лихо начнет искать себе новую жертву.

В некоторых сказаниях говорится, что лихо отделяет от человека все его радостные воспоминания и светлые чувства и запирает их в какой-нибудь предмет-амулет, который хранит у себя в жилище.

Навьи

Навии (навьи) — от древнерусского навь — духи смерти, духи умерших иноплеменников. Считалось, что они могли насылать болезни на людей и домашний скот, а так же стихийные бедствия.

По ночам навьи носятся по улицам, поражая всех, кто выходит из дома. Люди умирали от ран. Потом навьи стали и денем появляться на конях, но были невидимы. Для спасения от навий надо было не выходить из дома. Чтобы защитить жилища, необходимы были обереги, заговоренные предметы и т.п. Одежда людей включала специальную вышивку с охранительными знаками от навий.

Полевик

Полевик – в славянской мифологии, дух охранитель полей. Относится к духам человеческого хозяйства. Он находится на границе двора и леса. Полевик существо многоликое: он олицетворенное поле, наг и черен, как земля, с разноцветными глазами и «волосами-травой»

Полевик-межевик – «подземный хозяин», обитающий у межевых ям, рвов; он влияет не столько на само поле, сколько на благополучие людей (может «навести» болезнь, погубить скот).

Кстати, среди любителей металлодетекторного поиска распространено поверье о полевом дедушке, помогающим в поисках. Главное-не забыть его задобрить сладким, табаком или спиртным.

Полудница

Полудница, полуденица — шаловливый дух в славянской мифологии. Она развлекается тем что морочит путникам голову насылая на них разные ведения, галлюцинации и мороки.

Рабочий день в деревнях начинался рано, а вот полуденную жару лучше было переждать. Было у древних славян особое мифическое сверхъестественное существо , которое строго присматривало, чтобы в полдень никто не работал. Это Полудница. Ее представляли себе девушкой в длинной белой рубахе или наоборот — косматой страшной старухой. Полудницы побаивались: за несоблюдение обычая она могла наказать, и жестоко — теперь мы называем это солнечным ударом. Так же существуют придания, если встретить полудницу в полдень то она начнет загадывать загадки и если не ответишь то она защекочет человека до смерти.

Русалки

Русалки — В славянской мифологии сверхъестественные существа, как правило вредоносные, в которых превращаются умершие девушки, преимущественно утопленницы, некрещёные дети. Представляются в виде красивых девушек с длинными распущенными зелёными волосами (ср. южнославянских вил, западноевропейских ундин), реже — в виде косматых безобразных женщин (у северных русских). В русальную неделю, следующую за троицей, выходят из воды, бегают по полям, качаются на деревьях, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду. Особенно опасны в четверг — русальчин велик день. У славян русалки различались на несколько видов

Сирин

Сирин в славянской мифологии — птица с человеческим лицом, ее пение приносит людям забвение и потерю памяти. Сами птицы не злы, но очень равнодушны. Олицетворяют печаль. Она является предвестницей бедствий и служит посланницей властелина подземного мира.

Трясовицы

Трясовицы — Русские демоны болезни, упоминаемые в заговорах.

Их представляли в виде двенадцати безобразных женщин, насылавших на людей различные болезни. В некоторых текстов заговоров подчеркивается их связь с нечистой силой, поэтому говорится о том, что Трясовицы появляются у постели больного в дьявольском обличьи.

Упырь

Упырь – живой мертвец, восставший из могилы. Внешне упыри практически ничем не отличаются от человека, единственное их отличие - это острые зубы, так все зубы упыря заострены и больше напоминают акулью пасть, нежели человеческую. Обычно в упырей после смерти превращаются колдуны и волколаки, однако живым мертвецом может стать и живой человек, ставший жертвой проклятья.

Днем упыри скрываются в темных, недоступных для солнечного света, местах, чаще всего это склепы и могилы, гораздо реже подвалы домов. С заходом солнца упыри выходят на охоту. Питаются мертвецы различными крупными животными, но предпочитают охотиться на людей. Напав на человека, упырь выпивает всю его кровь, после чего съедает плоть. Существует поверье, что если монстр оставит свою жертву обескровленной, но не съеденной, то она также превратится в упыря.

Хухлик

Хухлик — В русских суевериях водяной хулиганистый чертик. Этот нечистый дух появляется чаще всего из воды и становится особенно активным во время Святок, поэтому его и относят к разряду водяной нечисти. Как и вся мелкая бесовская нечисть хухлики очень любят подшучивать над людьми.

Конечно, это далеко не все сверхъестественные существа, которые окружали языческих славян в их жизни. Да и смена религии полностью не стерла веру в то, что человека окружает много непонятного и непознанного, даже в современном мире.

Видео: Сверхъестественные существа древних славян

Я уже однажды в рубрике рассказывал вам о даже привел в этой статье исчерпывающее доказательство в виде фотографий. Почему я заговорил о русалках , да потому что русалка - это мифическое существо, встречающееся во многих рассказах, сказках. И на этот раз хочу рассказать о мифических существах , существовавших в свое время по приданиям: Гранты, Дриады, Кракен, Грифоны, Мандрагора, Гиппогриф, Пегас, Лернейская гидра, Сфинкс, Химера, Цербер, Феникс, Василиск, Единорог, Виверн . Познакомимся поближе с этими существами.


Видео с канала "Интересные факты"

1. Виверн


Виверн -Это существо считается "родственником" дракона, но у него всего две ноги. вместо передней - нетопыриные крылья. Для него характерна длинная змеиная шея и очень длинный, подвижный хвост, оканчивающийся жалом в виде сердцеобразного наконечника стрелы либо копья. Этим жалом виверна ухитряется резать или колоть жертву, а при соответствующих условиях даже пронзить её навылет. Кроме того, жало ядовито.
Виверна часто встречается в алхимической иконографии, в которой (как большинство драконов) олицетворяет первичную, сырую, непереработанную материю, либо металл. В религиозной иконографии его можно увидеть на картинах, изображающих борьбу святых Михаила или Георгия. Можно виверну также найти на геральдических гербах, например, на польском гербе Лацких, гербе семейства Дрейк или Враждов из Кунвальда.

2. Аспид

]


Аспид - В старинных Азбуковниках встречается упоминание об аспиде - это змей (или змея, аспида) "крылатый, нос имеет птичий и два хобота, а в коей земле вчинится, ту землю пусту учинит". То есть все кругом разрушится и опустошится. У известного ученого М.Забылина сказано, что аспида, по народному поверью, можно встретить в мрачных северных горах и что на землю он никогда не садиться, а только на камень. Заговорить и извести змея - разрушителя можно лишь "трубным гласом", от которого горы сотрясаются. Тогда оглушенного аспида колдун или знахарь хватал раскаленными клещами и удерживал, "пока змей не погибал"

3. Единорог


Единорог - Символизирует целомудрие, а так же служит эмблемой меча. Традиция представляет его обычно в виде белого коня с одним рогом выходящим изо лба; однако, согласно эзотерическим верованиям, он имеет белое туловище, красную голову и синие глаза.В ранних традициях единорог изображался с телом быка, в более поздних с телом козла и только в поздних легендах с телом лошади. Легенда утверждает что он неутолим, когда его преследуют, но покорно ложиться на землю если к нему приблизиться девственница. Вообще единорога поймать невозможно но если и удастся то удержать его можно только золотой уздечкой.
"Спина была его изогнута и светились рубиновые глаза, в холке он достигал 2-х метров. Чуть выше глаз, почти параллельно земле, вырастал у него рог; прямой и тонкий. Гривы и хвост рассыпались мелкими кудрями, а опущенные и неестественно для альбиносов черные ресницы бросали пушистые тени на розовые ноздри." (С.Другаль "Василиск")
Питаются они цветами, особенно любят цветки шиповника, и медовой сытой, а пьют утреннею росу. Еще они ищут маленькие озерца в глубинах леса в которых купаются и пьют от туда и вода в этих озерах обычно становится очень чиста и обладает свойствами живой воды. В русских "азбуковниках" 16 -17 вв. единорог описывается как страшный и непобедимый зверь, подобный коню, вся сила которого заключена в роге. Рогу единорога приписывались целебные свойства (по фольклорным представлениям единорог своим рогом очищает воду, отравленную змеем). Единорог - существо иного мира и предвещает чаще всего счастье.

4. Василиск


Василиск - чудовище с головой петуха, глазами жабы, крыльями летучей мыши и телом дракона(по некоторым источникам огромный ящер) которое существует во мифологиях многих народов. От его взгляда каменеет все живое. Василиск - рождается из яйца, снесенного семигодовалым черным петухом (в некоторых источниках из яйца высиженного жабой) в теплую навозную кучу. По преданию, если Василиск увидит свое отражение в зеркале он умрет. Местом обитания Василисков являются пещеры, они же- его источник питания, поскольку ест Василиск только камни. Покидать свое убежище он может только ночью, поскольку не переносит крика петуха. И еще он опасается единорогов потому как те слишком "чистые" животные.
"Рожками шевелит, глаза такие зеленые с фиолетовым отливом, капюшончик бородавчатый раздувается. А сам он был фиолетово черный с шипастым хвостом. Треугольная голова с черно-розовой пастью широко распахнулась...
Слюна его крайне ядовита и если попадет на живую материю то тут же пойдет замена углерода на кремний. Проще говоря все живое превращается в камень и дохнет, хотя ходят споры что от взгляда Василиска тоже идет окаменение, но те кто хотел проверить это обратно не вернулись..".("С.Другаль "Василиск") .
5. Мантикора


Мантикора - Рассказ об этом жутком существе можно найти еще у Аристотеля (IV век до нашей эры) и Плиния Старшего (I век нашей эры). Мантикора размером с лошадь, имеет человеческое лицо, три ряда зубов, львиное тело и хвост скорпиона, красные глаза, налитые кровью. Мантикора бегает так быстро, что в мгновение ока преодолевает любые расстояния. Это делает ее чрезвычайно опасной - ведь убежать от нее почти невозможно, а питается чудовище только свежим человеческим мясом. Поэтому на средневековых мениатюрах часто можно видеть изображение мантикоры с человеческой рукой или ногой в зубах. В средневековых работах по естественной истории мантикору считали реально существующей, но обитающей в безлюдных местах.

6. Валькирии


Валькирии - прекрасные девы-воительницы, исполняющие волю Одина и являющиеся его спутницами. Они невидимо принимают участие в каждой битве, даруя победу тому, кому присуждают ее боги, а потом уносят погибших воинов в Валгалу, замок внебесном Асгарде, и там прислуживают им за столом. Сказания называют и небесных валькирий, которые определяют судьбу каждого человека.

7. Анка


Анка - В мусульманской мифологии чудесные птицы, созданные Аллахом и враждебные людям. Считается что анка существуют и по сей день: просто их столько мало, что встречаются они крайне редко. Анка во многом сходны своими свойствами с птицей феникс, обитавшей в аравийской пустыне(можно предположить,что анка - это и есть феникс).

8. Феникс


Феникс - В монументальных изваяниях, каменных пирамидах и захороненных мумиях египтяне стремились обрести вечность; вполне закономерно, что именно в их стране должен был возникнуть миф о циклически возрождающейся, бессмертной птице, хотя последующая разработка мифа совершена греками и римлянами. Адольв Эрман пишет, что в мифологии Гелиополиса Феникс - это покровитель юбилеев, или больших временных циклов. Геродот в знаменитом пассаже излагает с подчеркнутым скептицизмом первоначальную версию легенды:

"Есть там другая священная птица, имя ей Феникс. Сам я никогда ее не видел, кроме как нарисованной, ибо в Египте она появляется редко, один раз в 500 лет, как говорят жители Гелиополиса. По их словам, она прилетает, когда умирает ее отец (то есть она сама) Ежели изображения верно показывают ее размеры и величину и наружность, оперение у нее частью золотистое,частью красное. Облик ее и размеры напоминают орла."

9. Ехидна


Ехидна - полуженщина полузмея, дочь Тартара и Реи, родила Тифона и множество чудовищ (лернейскую гидру,Цербера, Химеру, Немейского льва, Сфинкса)

10. Злыдни


Злыдни - языческие злобные духи древних славян. Так же их еще называют криксы или хмыри - болотные духи, которые тем опасны, что могут пристать к человеку, даже вселиться в него, особенно на старости лет, если в жизни человек никого не любил и у него не было детей. Злыдня имеет не вполне определенный облик (говорит, но невидима). Она может оборачиваться человечком, маленьким ребенком, нищим стариком. В святочной игре злыдня олицетворяет бедность, нищету, зимний мрак. В доме злыдни чаще всего селятся за печью, но любит и внезапно вскакивать на спину, плечи человека, "ездить" на нем. Злыдней может быть несколько. Однако, проявив некоторую смекалку, их можно переловить, заперев, заключив в какую - нибудь емкость.

11. Цербер


Цербер - один из детей Ехидны. Трехглавый пес, на шее которого движутся с грозным шипением змеи, и вместо хвоста у него ядовитая змея.. Служит Аиду (богу Царства мертвых) стоит в преддверии Ада и охраняет его вход. Следил за тем чтобы никто не вышел из подземного царства мертвых, ведь из царства мертвых нет возврата. Когда Цербер пребывал на земле (Это случилось из-за Геракла, который по заданию царя Еврисфея привел его из Аида) чудовищный пес уронил капли кровавой пены из пасти; из которых выросла ядовитая трава аконит.

12. Химера


Химера - в греческой мифологии извергавшее огонь чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы и хвостом дракона (по другой версии Химера имела три головы - льва, козы и дракона) По- видимому, Химера - олицетворение огнедышащего вулкана. В переносном смысле химера - фантазия, несбыточное желание или действие. В скульптуре химерами называются изображения фантастических чудовищ(например химеры собора Парижской богоматери) но считается что каменные химеры могут оживать, чтобы наводить ужас на людей.

13. Сфинкс


Сфинк с или Сфинга в древнегреческой мифологии крылатое чудовище с лицом и грудью женщины и туловищем льва. Она порождение стоглавого дракона Тифона и Ехидны. Имя Сфинкса связано с глаголом "сфинго" - "Сжимать, удушать". Насланная Герой на Фивы в наказанье. Сфинкс расположилась на горе близ Фив (или на городской площади) и задавала каждому проходившему загадку («Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?»). Не сумевшего дать разгадку Сфинкс убивала и таким образом погубила много знатных фиванцев, включая сына царя Креонта. Удрученный горем царь объявил, что отдаст царство и руку своей сестры Иокасты тому, кто избавит Фивы от Сфинкса. Загадку разгадал Эдип, Сфинкс в отчаянье бросилась в пропасть и разбилась на смерть, а Эдип стал фиванским царем.

14. Лернейская гидра


Лернейская гидра - чудовище с телом змеи и девятью головами дракона. Жила гидра в болоте около города Лерна. Выползала из своего логова и уничтожала целые стада. Победа над гидрой была одним из подвигов Геракла.

15. Наяды


Наяды - Каждая река, каждый источник либо ручей в греческой мифологии имели свою начальницу – наяду. Это веселое племя покровительниц вод, пророчиц и целительниц никакая статистика не охватывала, всякий грек с поэтической жилкой слышал в журчанье вод беспечную болтовню наяд. Они относятся к потомкам Океана и Тефиды; насчитывают их до трех тысяч.
«все имена их назвать никому из людей не под силу. Знает название потока лишь тот, кто вблизи обитает»

16. Рухх


Рухх - На Востоке издавна рассказывали о гигантской птице Рухх (или Рук, Страх-рах, Ногой, Нагай). Кое-кто с ней даже встречался. Например, герой арабских сказок Синдбад-мореход. Однажды он оказался на необитаемом острове. Осмотревшись, он увидел огромный белый купол без окон и дверей, такой большой, что не смог на него влезть.
«И я, - повествует Синдбад, - обошел вокруг купола, измеряя его окружность, и насчитал пятьдесят полных шагов. Вдруг солнце скрылось, и воздух потемнел, и свет загородился от меня. И я подумал, что на солнце нашло облако (а это было летнее время), и удивился, и поднял голову, и увидел птицу с огромным телом и широкими крыльями, которая летела по воздуху, - и это она покрыла солнце и загородила его над островом. И я вспомнил одну историю, которую давно рассказывали люди странствующие и путешествующие, а именно: на неких островах есть птица, называемая Рухх, которая кормит своих детей слонами. И я убедился, что купол, который я обошел, - яйцо Рухх. И принялся я удивляться тому, что сотворил Аллах великий. А в это время птица вдруг опустилась на купол, и обняла его крыльями, и вытянула ноги на земле сзади него, и заснула на нем, да будет славен Аллах, который никогда не спит! И тогда я, развязав чалму, привязал себя к ногам этой птицы, говоря себе: „Может быть, она перенесет меня в страны с городами и населением. Это будет лучше, чем сидеть здесь, на этом острове". А когда поднялась заря и взошел день, птица снялась с яйца и взвилась со мной в воздух. А потом стала спускаться и опустилась на какую-то землю, и, достигнув земли, я быстро отвязался от ее ног, боясь птицы, но птица не знала обо мне и меня не почувствовала».

Не только сказочный Синдбад-мореход, но и вполне реальный флорентийский путешественник Марко Поло, посетивший в XIII веке Персию, Индию и Китай, слышал об этой птице. Он поведал, что монгольский хан Хубилай однажды отправил на поимку птицы верных людей. Гонцы отыскали ее родину: африканский остров Мадагаскар. Самой птицы они не видели, но привезли ее перо: длиной оно было двенадцать шагов, а стержень пера в диаметре равнялся двум пальмовым стволам. Говорили, что произведенный крыльями Рухх ветер валит человека с ног, когти ее подобны бычьим рогам, а мясо возвращает молодость. Но попробуй поймать эту Рухх, если она может унести единорога вместе с тремя нанизанными на ее рог слонами! автор энциклопеди Александрова Анастасия Знали эту чудовищную птицу и на Руси, называли Страх-рах, Ног или Ногой, придавали ей еще новые сказочные черты.
«Ног-птица так сильна, что вола поднять может, по воздуху летает и четырьмя ногами по земле ходит», - повествует древнерусский «Азбуковник» XVI века.
Тайну крылатого гиганта попробовал разъяснить еще знаменитый путешественник Марко Поло: «Зовут эту птицу на островах Руком, а по-нашему не называют, но то - гриф!» Только... сильно подросший в человеческом воображении.

17. Хухлик


Хухлик в русских суевериях водяной черт; ряженый. Название хухляк, хухлик, по - видимому, произошло от карельского huhlakka - "чудить", tus - "привидение, призрак", "одетый странно" (Черепанова 1983). Облик хухляка неясен, однако говорят что он сходен с шиликуном. Этот нечистый дух появляется чаще всего из воды и становится особенно активным во время Святок. Любит подшучивать над людьми.

18. Пегас


Пегас - в греческой мифологии крылатый конь. Сын Посейдона и горгоны Медузы. Родился из туловища убитой Персеем горгоны.Имя Пегас получил оттого, что родился у истоков Океана (греч. «источник»). Пегас вознесся на Олимп, где доставлял Зевсу громы и молнии. Пегаса так же называют конем муз, так как он копытом выбил из под земли Гиппокрену - источник муз, обладающий свойством вдохновлять поэтов. Пегаса подобно единорогу можно поймать только золотой уздечкой. По другому мифу, боги подарили Пегаса. Беллерофонту, и тот, взлетев на нём, убил крылатое чудовище химеру, опустошавшее страну.

19 Гиппогриф


Гиппогриф - в мифологии европейского средневековья, желая обозначить невозможность или несообразность, Вергилий говорит о попытке скрестить коня и грифа. Четырьмя столетиями позже его комментатор Сервий утверждает, что грифы или грифоны – это животные, у которых передняя часть туловища орлиная, а задняя - львиная. Чтобы подкрепить свое утверждение, он прибавляет, что они ненавидят лошадей. Со временем выражение «Jungentur jam grypes eguis» («скрещивать грифов с лошадьми») стало поговоркой; в начале шестнадцатого века Людовико Ариосто вспомнил его и придумал гиппогрифа. Пьетро Микелли замечает, что гиппогриф более гармоничное создание, даже чем крылатый Пегас. В «Неистовом Роланде» дано подробное описание гиппогрифа, словно бы предназначалось для учебника фантастической зоологии:

Не призрачный под магом конь – кобылой
На свет рожден, отцом был его гриф;
В отца он птицей был ширококрылой, -
В отца был спереди: как тот, ретив;
Все остальное, как у матки, было,
И назывался конь тот – гиппогриф.
Рифейских гор пределы славны ими,
Далеко за морями ледяными

20 Мандрагора


Мандрагора. Роль Мандрагоры в мифопоэтических представлениях объясняется наличием у этого растения определённых снотворных и возбуждающих свойств, а также сходством его корня с нижней частью человеческого тела (Пифагор называл Мандрагору «человекоподобным растением», а Колумелла - «травой-получеловеком»). В некоторых народных традициях по виду корня Мандрагоры различают растения мужского и женского пола и даже дают им соответствующие названия. В старых травниках корни Мандрагоры изображаются как мужские или женские формы, с пучком листьев, вырастающих из головы, иногда с собакой на цепи или агонизирующей собакой. Согласно поверьям, тот, кто услышит стон, издаваемый Мандрагорой при её выкапывании из земли, должен умереть; чтобы избежать смерти человека и вместе с тем удовлетворить жажду крови, якобы присущую Мандрагоре. При выкапывании Мандрагоры сажали на привязь собаку, которая, как считалось, погибает в агонии.

21. Грифоны


Грифон - крылатые чудовища с львиным туловищем и головой орла, стражи золота. В частности известно что охраняют сокровища Рипейских гор. От его крика вянут цветы и жухнет трава, а если есть кто живой то все мертвыми падают. Глаза у грифона с золотым отливом. Голова по размеру напоминала голову волка с огромным устрашающего вида клювом в фут длинной. Крылья со странным вторым суставом, чтобы удобнее было их складывать. В славянской мифологии все подходы к Ирийскому саду, Алатырской горе и яблоня с золотыми яблоками.стерегут грифоны, василиски. Кто эти золотые яблочки попробует - тот получит вечную молодость и власть над Вселенной. А саму яблоню с золотыми яблоками стережет дракон Ладон. Ни пешему, ни конному нет сюда прохода.

22. Кракен


Кракен - это скандинавский вариант Саратана и арабского дракона, или морского змея. Спина у Кракена шириною в полторы мили, в его щупальца способны охватить самый большой корабль. Огромная эта спина выступает из моря, подобно огромному острову. У Кракена есть привычка затемнять морскую воду извержением некой жидкости. Такое утверждение породило гипотезу, что Кракен - это осьминог, только увеличенный. Среди юношеских произведений Тенисона можно найти стихотворение, посвященное этому примечательному существу:

Спокон веков в пучине океана
Громада Кракен беспробудно спит
Он слеп и глух, по туше великана
Лишь временами бледный лучь скользит.
Над ним колышутся гиганты губки,
И из глубинных, темных нор
Полипов несчислимый хор
Протягивает щупальца, как руки.
Тысячелетья Кракен там почиет,
Так было и так будет впредь,
Пока последний огонь прожжет пучину
И жаром опалит живую твердь.
Тогда он ото сна воспрянет,
Пред ангелами и людьми предстанет
И, с воем всплывши, встретит смерть.

23. Золотая собака


Золотая собака .- Это собака из золота, которая охраняла Зевса, когда его преследовал Кронос. То, что Тантал не захотел отдавать эту собаку, было первым сильным его проступком перед богами, который потом боги ему учли при выборе наказания.

«…На Крите, родине громовержца, была золотая собака. Некогда она охраняла новорожденного Зевса и питавшую его чудесную козу Амалфею. Когда же Зевс вырос и отнял у Крона власть над миром, он оставил эту собаку на Крите охранять своё святилище. Царь Эфеса Пандарей, прельщенный красотой и силой этой собаки, тайно приехал на Крит и увез её на своём корабле с Крита. Но где же скрыть чудесное животное? Долго думал об этом Пандарей во время пути по морю и, наконец, решил отдать золотую собаку на хранение Танталу. Царь Сипила скрыл от богов чудесное животное. Разгневался Зевс. Призвал он сына своего, вестника богов Гермеса, и послал его к Танталу потребовать у него возвращения золотой собаки. В мгновение ока примчался с Олимпа в Сипил быстрый Гермес, предстал перед Танталом и сказал ему:
- Царь Эфеса, Пандарей, похитил на Крите из святилища Зевса золотую собаку и отдал её на сохранение тебе. Всё знают боги Олимпа, ничего не могут скрыть от них смертные! Верни собаку Зевсу. Остерегайся навлечь на себя гнев громовержца!
Тантал же так ответил вестнику богов:
- Напрасно грозишь ты мне гневом Зевса. Не видал я золотой собаки. Боги ошибаются, нет её у меня.
Страшной клятвой поклялся Тантал в том, что говорит правду. Этой клятвой ещё больше разгневал он Зевса. Таково было первое оскорбление, нанесенное танталом богам…

24. Дриады


Дриады - в греческой мифологии женские духи деревьев (нимфы). они живут в дереве которое и охраняют и часто гибли вместе с этим деревом. Дриады единственные из нимф которые смертны. Нимфы деревьев неотделимы от дерева, в котором обитают. Считалось, что сажающие деревья и ухаживающие за ним пользуются особым покровительством дриад.

25. Гранты


Грант - В английском фольклоре оборотень, который чаще всего является смертным под видом лошади. При этом ходит он на задних ногах, а его глаза пышут пламенем. Грант - городской фейри, его часто можно увидеть на улице, в полдень или ближе к закату Встреча с грантом предвещает несчастье - пожар или что-нибудь еще в том же духе.
Статьи по теме: