Бизнес идея – игровые комнаты для детей. Интерьер детской комнаты: как организовать детское пространство Организация мест хранения в детской

Быстрая навигация по статье

Детская – это, как правило, самая дезорганизованная комната в доме. Однако при разумном и творческом подходе в ней можно создать настолько удобную систему хранения детских вещей, что и вам, и ребенку будет легко поддерживать порядок. В этом материале вы найдёте:

  • Несколько ключевых советов от признанного гуру ведения порядка и автора книги «Магическая уборка» Мари Кондо;
  • Подсказки по выбору мебели и идеи по эффективному использованию доступного пространства;
  • А также подборку 45 фото для вашего вдохновения.

13 подсказок по хранению вещей в детской

Подсказка 1. Избавьтесь от хлама и ненужных вещей

Организовываете ли вы систему хранения с нуля или хотите реорганизовать сложившийся уклад, первое, что вам нужно сделать, — это провести тотальную ревизию детских вещей.

  • Одежда, из которой ребенок давно вырос или просто износил, поломанные и надоевшие игрушки, беспарные носки и прочие вещи, которые лежат без дела более 1 года нужно безжалостно выбросить.

Более того, по мнению Мари Кондо, выбрасывать нужно не только явно бесполезные предметы, но и те, что не вызывают у вас и ребёнка радости. Таким образом, проводя ревизию, разумнее думать не о том, что нужно выбросить, а о том, что хочется сохранить.

  • Разбирая вещи, задавайте себе два вопроса о каждом предмете: «Вызывает ли это радость?», а затем — «Где это будет храниться?»

Хмм… Но ведь у ребенка может «вызывать радость» чуть ли не каждая вещь и игрушка в его комнате, что же делать? Во-первых, обязательно привлеките к ревизии хозяина комнаты, решайте вопросы о необходимости вещей и местах их хранения вместе. Во-вторых, отнеситесь к уборке как к особенному и радостному событию и создайте такой же настрой и у малыша. В-третьих, объясните ребенку, что его задача — самостоятельно нести ответственность за зоны хранения и держать вещи на своих местах, когда они не используются. Чем раньше вы начнете такое «обучение», тем быстрее у ребенка сформируется привычка поддерживать порядок. Конечно, правило о возврате вещей на свои места должно быть актуально не только для детей, но и для родителей.

  • Кстати, разбирать вещи эффективнее по категориям, а не по местам. К примеру, если часть детской одежды и обуви хранится в прихожей, то ее нужно принести и сложить в общую кучу для будущей ревизии.

И еще один момент. Уборка пройдет легче, если соблюдать следующую последовательность: одежда – книги – игрушки — бумаги и документы (н-р, тетрадки, листочки с расписанием и пр.) — «разное» (н-р, диски с мультиками, канцелярские принадлежности и пр.) – сентиментальные вещи (фотографии, школьные награды, детские рисунки, и пр.). Почему вещи, имеющие сентиментальную ценность нужно убирать в последнюю очередь? Мари объясняет это тем, что расставаться с ними сложнее всего. Действительно, ведь избавляться от и акварелей, которые ваш малыш принес из школы так мучительно! И все же, Кондо настаивает, что оставлять нужно только работы, которые сам ребёнок может назвать «особенными». Со всем остальным нужно попрощаться в буквальном смысле. «Скажите спасибо детскому рисунку за все время, которое он приносил радость семье, и отпустите его», — говорит она. Избранные работы нужно либо повесить на стену, либо аккуратно сложить.

Подсказка 3. Вещи одной категории храните в одном месте

Так, не стоит хранить часть одежды (кроме, пожалуй, верхней) в прихожей или ванной, а некоторые детские книги и игрушки – в гостиной. Чтобы поиск нужных вещей был удобным, а квартира была всегда в порядке, определите для каждой категории и подкатегории свое место и не давайте им «мигрировать» по другим комнатам и зонам.

  • В шкафу для хранения детской одежды очень удобно использовать разделители, которые помогают держать вещи разных подкатегорий отдельно друг от друга. Так, например, белые рубашки можно отделить от клетчатых, а все олимпийки от свитеров. В комоде, на полках и ящиках для разделения вещей лучше использовать коробки (специальные или просто обувные).

Подсказка 4. Храните игрушки, мелкие предметы и редко используемые вещи в маркированных коробках/контейнерах

Имейте в виду, что ребенок будет охотнее поддерживать порядок, если подпишет коробки самостоятельно.

  • Для детей младшего возраста коробки можно пометить яркими картинками или фотографиями.

Подсказка 5. Храните вещи вертикально, а не стопками

Вы когда-нибудь задумывались, почему тщательно прибранное содержимое шкафов и стеллажей так быстро превращается в хаос? Как же навести порядок в детской комнате раз и навсегда? Мари Кондо видит решение проблемы в вертикальном хранении вещей. Причем это касается не только одежды, но и книг, школьных принадлежностей, спортивного снаряжения, расчесок и всего остального.

  • Кстати, складывание вещей, в отличие от развешивания на плечики, значительно экономит пространство.

Чтобы хранить одежду стоя, ее нужно складывать в рулетик или небольшой прямоугольник. Делается это очень просто и быстро. Сначала освойте технику сами (см. видео ниже), а затем научите ребёнка.

И еще пара идей:

  • Сложенные рулеты и прямоугольники удобно раскладывать по коробкам, и, конечно же, по категориям. Причем не нужно покупать специальные коробки, подойдут обыкновенные боксы из под обуви.
  • Для вертикального хранения одежды и книг лучше приобрести неглубокие шкафы и стеллажи – глубиной 28-38 см вместо стандартных 60 см.

Подсказка 6. Помните, что чем нужнее и тяжелее вещь, тем легче к ней должен быть доступ, и чем менее вещь востребована или хрупче, тем дальше/выше ее можно положить

К примеру, школьные грамоты в рамках, разумнее поставить на самые верхние полки, а вот игрушки можно хранить в выдвижных ящиках под кроватью. Обустраивая , сложите все тетради и учебники в первый ящик в тумбочке или на ближайшую полку.

Ведь, что кажется удобным взрослому, для ребенка будет или слишком высоко, или слишком глубоко, или слишком… скучно.

  • Мебель для хранения лучше использовать специально разработанную для детей – невысокую, неглубокую, безопасную и симпатичную на вид.
  • Штанги и полки в шкафу следует опустить пониже.
  • Если сама мебель может иметь нейтральный и не слишком детский вид, то плечики, корзинки, коробки, крючки и органайзеры лучше использовать яркие и привлекающие внимание.
  • Дополните высокую мебель табуретом-лестницей (на фото ниже), чтобы ребенок мог самостоятельно дотянуться до самого верха.

Подсказка 8. Задействуйте стены и нестандартные места, если комната маленькая

Организовать хранение вещей в несколько сложнее, чем в просторной. Если после проведённой ревизии и уборки по методу Мари Кондо мест для хранения все равно не осталось, повесьте на стены пару-тройку полочек или шкафчиков. Вот несколько идей запасных местечек, которые стоит взять на заметку:

  • Стена за дверью.

Стена за дверью — отличное место для библиотеки, состоящей из узких полочек для картин, книги на которых разложены как на витрине

  • Место над дверью.

  • Над окном.

  • Над кроватью.

Маленькие игрушки можно хранить в настенном .

Подсказка 9. Подберите кровать, скамейку и/или табурет с местами для хранения

Место под кроватью, скамейкой или табуретом не должно пропадать зря, тем более, что ребенку очень удобно хранить игрушки под ними. В следующей подборке фото интерьеров представлены модели кроватей от российских производителей, имеющие по 2-3 встроенных ящика.

В Икеа можно найти несколько моделей односпальных кроватей с ящиками. Это Флакса, Бримнэс и Хемнэс и Мальм.

Кушетка Бримнэс, Икеа

Кушетка Хэмнес, Икеа

Если в комнате уже имеется кровать без встроенных ящиков, то вы можете купить специальный дополнительный модуль на колесиках или просто контейнер с крышкой. Икеа предлагает универсальные Ящики Вардо (на фото) и контейнер Гимсе.

  • Модули для хранения вещей под кроватью легко сделать своими руками. Для этого нужно только подобрать ящики подходящего размера и прикрутить к ним колесики.

У нас уже было много постов про организацию хранения, в том числе про организацию хранения в детской комнате (их можно найти по тегам "детская" и "организация хранения").

Сегодня предлагаю обсудить организацию хранения и поддержание порядка в детской.

Начало всегда выглядит многообещающим. Мы тщательно продумываем, где у нас будут лежать чепчики и носочки, игрушки, ползунки и памперсы. Делаем систему удобной для себя.


Но ребенок растет, увеличивается число его игрушек и возможности по их распределению в пространстве. На помощь приходят большие ящики для игрушек.

Уже сейчас можно решить, что для вас важнее - личное пространство или свобода передвижения. Мир так устроен, что игрушки часто остаются там, где ребенок играет.
Если он будет играть рядом с вами в гостиной или вашей спальне, игрушки будут не только в детской, но и в этих комнатах. Если игры будут сосредоточены в детской, то и игрушки будут оставаться там.
В первом случае борьба за порядок может превратиться в сбор игрушек по всей квартире (или дому) или размещению ящиков для игрушек во всех комнатах, где бывает ребенок.
Во втором убирать игрушки придется только в детской комнате.
Выбор за вами. Я уверена, что вы догадаетесь предложить своему ребенку вам помочь, чтобы быстрее пойти гулять, смотреть новый мультфильм или просто для того, чтобы у вас было больше времени.

Для себя мы решили эту дилемму, оставив игрушки за дверью и выдав самым любимым транзитные визы. Если любимая игрушка меняется, у старой транзитная виза истекает и путешествовать может только новая игрушка.

Тем временем ребенок растет дальше. В его большой ящик все игрушки уже не помещаются, появляются мелкие игрушки, которые стремятся попасть на самое дно и вот уже наша коробка превращается в домик или гараж, а игрушкам приходится придумывать новые места для хранения.

И всем хочется, чтобы это хранение выглядело минимум так же аккуратно, как в каталогах мебели для детской:

Или необычные дизайнерские решения:

А пока мамы придумывают хитрости для облегчения домашней уборки. Например, здесь ковер для игр является еще и мешком для хранения игрушек. Перед началом игры он разворачивается, а после окончания игр все игрушки возвращаются на ковер и он стягивается в мешок:

Для хранения конструкторов шьются текстильные мешки, потому что оригинальные мешки или коробки начинают рваться или ломаться, а все детали в них уже не помещаются (это очень сложная загадка природы):

Первый кит, который всплывает при организации хранения в детской - СОРТИРОВКА

Мы складываем конструкторы к конструкторам, куклы к куклам, мягкие игрушки к мягким игрушкам, книги к книгам и т.п.

Когда ребенок будет еще старше, конструкторы поделятся по разновидностям, куклы тоже, появятся группы пони, динозавров, котов или медведей:::

Второй кит организации хранения - ЧЕМ МЕНЬШЕ ДОСТАЕШЬ, ТЕМ МЕНЬШЕ УБИРАТЬ

Если ребенок лезет за любимой куклой в большую коробку с куклами, часть кукол могут оказаться не на месте. Решений у этой проблемы несколько.
1-я - все на виду
2-я в зонах доступа ребенка только те игрушки, которые ему интересны в этот момент. Например, две коробки с машинками. В первой те, в который он играет, во второй те, которые можно убрать подальше.

Не обязательно делать все игрушки одновременно доступными.

Пример, как может выглядеть стеллаж, когда в него положили то, что востребовано ребенком.

И, наконец, третий кит организации хранения в детской - УДОБСТВО
Когда малыш только родился, хранение должно удобным для вас. Когда он вырос, оно должно быть удобным для него. Могу предположить, что вы не ставите свой целью уборку в комнате ребенка вплоть до его "вылета из гнезда".

Игрушки там, где играем, книжки там, где читаем, бумага и краски там, где рисуем, игрушки для ванной там, где купаемся, игрушки для улицы там, где собираемся на прогулку:

Еще немного иллюстраций.

Для любителей самостоятельно выбирать книги:

Для любителей машинок:


Для любителей лего:

Для любителей настольных игр:

Для юных коллекционеров:

Эти три фотографии мне просто жалко удалять из черновика поста:

А это решения для тех, кому не нравится вид открытых полок.

Постепенно возможности ребенка по уборке своей комнаты возрастают и для него можно составлять списки того, что нужно сделать:

И где-то между идеальным ребенком и творческим беспорядком в детской комнате проходит грань между естественным и свободным развитием личности и обсессивно-компульсивным расстройством. Уверена, что вы ее найдете. Удачи!

 

Детская игровая комната (детский развлекательный центр) - это место проведения досуга ребенка или группы детей под присмотром сотрудников заведения.

Первые подобные бизнес-направления начали организовываться в России при крупных торговых центрах около 10 лет назад. Прежде всего, предприниматели ориентировались на нужды посетителей этих центров. А точнее, на потребность родителей пристроить своих детей на время длительного шоппинга. Также учитывалась нехватка дошкольных учреждений в стране. Оба фактора повлияли на то, что детские игровые комнаты стали весьма доходным и активно развивающимся направлением бизнеса.

О рентабельности десткого развлекательного центра и значение места

Открыть игровую комнату значительно проще, чем детский развивающий центр и, тем более, чем частный детский сад . Не нужно получать лицензию на осуществление образовательной деятельности, не требуются высококвалифицированные кадры, организовать дело можно с относительно небольшими затратами.

  1. При открытии мягкой игровой комнаты на 30 м 2 , рассчитанной максимум на 20 детей в день, понадобится около 300 т.р. (сюда войдут затраты на ремонт (15%), оборудование (65%), аренду (10%), регистрацию фирмы (5%), з/п персоналу (5%). При средних ежемесячных расходах в 50 т.р. и доходах в 100 т.р. чистая прибыль составит порядка 50 т.р.
  2. Если организовать игровой развлекательный комплекс для детей примерно на 70 кв. м, рассчитанный максимум на 70 детей в день, то понадобится не менее 1 млн р. При средних ежемесячных расходах в 80 т.р. и доходах в 250 т.р. чистая прибыль составит порядка 170 т.р.

Бывает, что игровые комнаты находят свою нишу и в спальных районах, но это скорее исключение, чем правило. В основном это касается удаленных мест, в которых такой уголок сможет стать едва ли ни единственным способом организации досуга детей и взрослых.

Франшиза в тему: "Городок мастеров" (франшиза детской игровой комнаты, вложения 390 тыс. руб., прибыль от 90 тыс. руб.

Нормативная база

Перед открытием дела нужно постараться тщательно изучить нормативы, касающиеся его организации. О них вы сможете узнать, обратившись в территориальные органы Роспотреб и Госпожнадзора. Сотрудники этих служб должны уведомить о санитарных нормах и правилах техники безопасности, соблюдение которых необходимо для открытия детской комнаты присмотра. В том числе там сориентируют и по законодательной базе местного значения.

  • Например, Департаментом потребительского рынка Москвы были разработаны специальные « Рекомендации по нахождению детей в детских игровых комнатах… ».
  • Также важно разобраться и с документами федерального значения. В частности, с теми нормативами, которые касаются детского игрового оборудования. Оно должно соответствовать требованиям международных (EN - 1176) и российских (ГОСТ Р 52169-2003, ГОСТ Р 52168-2003, ГОСТ Р 52167-2003, ГОСТ Р 52299-2004, ГОСТ Р 52300-2004, ГОСТ Р 52301-2004) стандартов безопасности.
  • В соответствии зак-м РФ «О защите прав потребителей », ст. 9, 10 (п.2) и постановлением Правительства № 1025 необходимо позаботиться о наличии вывески или стенда, на котором бы указывались реквизиты организации, график работы, перечень предоставляемых услуг, порядок их оказания, цены, правила фирмы и т.п.
  • Заранее нужно предусмотреть наличие медицинских книжек у сотрудников. (Приказ Роспотребнадзора № 402). Документы о специальном образовании необязательны.
  • При подготовке помещения под детскую игровую комнату необходимо руководствоваться СанПин 2.4.4.1251-03 и СанПин 2.4.1.2660-10 . Обязательно должна проводиться ежедневная влажная уборка покрытий, помывка игрушек и т.п.
  • Также стоит знать о тех видах уголовной и административной ответственности, которые предусмотрены за причинение вреда жизни и здоровью ребенка в случае определенных действий или бездействия сотрудников игровой комнаты (69 ГПК, ст. 79 УПК, ст. 118 УК, 109 УК, ст. 1068 ГК, ст. 1064 ГК РФ, ст. 151 ГК, ст. 1081 ГК).
  • Пригодится и «Технический регламент », посвященный требованиям пожарной безопасности.

Что нужно для открытия

  1. Регистрация фирмы происходит в налоговой (ООО или ИП). Рекомендуем зарегистрироваться в качестве ИП (индивидуального предпринимателя). Это будет стоить дешевле и позволит в дальнейшем применять льготные налоговые режимы - ЕНВД, УСН, а с 2013 г. патентную форму налогообложения.
  2. Далее нужно определиться с кодами ОКВЭД. Рекомендуем указать: 92.7 - проч. деятельность по организации отдыха и развлечений .
  3. Затем следует пройти регистрацию в ПФ и других внебюджетных фондах
  4. Понадобится кассовый аппарат, либо бланки строгой отчетности. Они подлежат регистрации в налоговой
  5. Помещение под игровую комнату нужно привести в соответствие с требованиями Роспотреб и Госпожнадзора

Оборудование для детской игровой комнаты

Для того, чтобы организовать небольшую игровую комнату, достаточно приобрести один детский лабиринт на 15 -20 м 2 , который обойдется минимум в 180-200 т.р. Также понадобятся стол и стул для сотрудника - 10 т.р и шкафчики для одежды (около 800 р. за 1 секцию). Набор минимальный, в дальнейшем его можно дополнять настолько, насколько хватит фантазии и финансов владельца.

Трехэтажный лабиринт для детской игровой

Без лабиринтов сейчас не обходится ни одна детская игровая. Эти пространственные конструкции обычно изготавливаются под заказ (около 1 месяца). Однако иногда, особенно на распродажах, можно приобрести их в готовом варианте. Лабиринты могут быть любых размеров (от 10 до 100 м2) и комплектаций (горки, препятствия, валы, переходы, лестницы, мягкие модули, элементы для лазания, сухой бассейн с шариками и т.д.)

Зарубежные варианты лабиринтных игровых комплексов

Как правило, составлением дизайн-проекта, изготовлением и монтажом лабиринта занимается одна организация. Этот игровой элемент предназначается для детей в возрасте от 3 до 12 лет.Отдельно можно поставить детский батут, который в среднем обойдется в 70-90 т.р.

Детский батут

Если ваш бизнес также ориентирован на детей 1,5 - 4,5 года, то необходимо оформить отдельный уголок с мягко-набивными игрушками, конструкторами, столиками для рисования, сухими бассейнами с шариками.

Персонал

Сотрудники фирмы должны уметь работать с детьми, понимать высокую степень ответственности, которая на них возлагается. Они обязаны следить за сохранностью оборудования, порядком в помещении, соблюдением правил посетителями. Обычно на такую работу принимают студентов пед. университетов или бывших педагогически сотрудников на пенсии. Работа осуществляется 2-мя людьми посменно.

Организация деятельности

1 Игровые комнаты обычно работают с 9 утра до 9 вечера. Средняя плата за 1 час пребывания ребенка составляет - 100-120 рублей в будни и 150-180 рублей - праздники и выходные. Родители с детьми до 3-х лет обычно проходят бесплатно, а со взрослых, сопровождающих детей старше 3-хлетнего возраста дополнительно взимается 20-30 рублей.

2 Время пребывания 1-го ребенка в комнате не должно превышать четырех часов. В правилах нужно прописать обязанность посетителей забирать своих детей по истечении этого срока.

3 Сотрудник центра должен осуществлять прием ребенка по предъявлению родителем паспорта. Сведение о ребенке и о времени его поступления должны быть внесены в отдельную тетрадь или программу учета.

4 Сотрудники фирмы должны следить за тем, чтобы поступающие дети были здоровы. Малышей с явными признаками заболевания принимать в игровую комнату нельзя. В противном случае репутация организации может быть испорчена, часть клиентов не захотят возвращаться туда, где к вопросам здоровья детей подходят безответственно.

5 В будние дни больше всего посетителей бывает с 16 до 21 часа, когда родители забирают своих детей из школ и детских садов и направляются за покупками. В первой половине дня можно попробовать увеличить число посетителей, предложив им скидки. Также их можно установить и для постоянных клиентов.

6 Учитывайте сезонность. Детские комнаты пользуются большим спросом в период с октября по апрель, когда погода на улице меньше располагает к играм на свежем воздухе. Спад приходится на лето. В этот сезон многих малышей стараются вывезти загород и проводить с ними больше времени на улице.

7 Если вы настроены на дальнейшее развитие центра и увеличение его доходности, то обязательно предусмотрите открытие таких направлений как организация праздников, конкурсов, творческих кружков, создание детского кафе.

Детская является самой функциональной комнатой, ведь в она одновременно выполняет функции спальни, игровой комнаты, спортзала, рабочего места.
Детская комната – это очень важное помещение в доме, где есть малыши, поскольку даже у самых маленьких членов вашей семьи должно быть личное пространство. Там дети развлекаются, познают мир, занимаются личными делами и, конечно, отдыхают.

Детская является самой функциональной комнатой, ведь в она одновременно выполняет функции спальни, игровой комнаты, спортзала, рабочего места. Чтобы ребенку было максимально комфортно, важно правильно организовать пространство, и не важно, каких размеров помещение. В этой статье дизайнеры из архитектурно-дизайнерского бюро расскажут о способах организации пространства в детской.

1
1

При оформлении детской нужно учесть несколько факторов:

  • пол, возраст и количество детей;
  • правильное использование цветов и оттенков;
  • наличие всевозможных ящиков и полок для хранения вещей;
  • удачная расстановка мебели и аксессуаров.


Цветовое оформление

Чтобы комнату визуально сделать больше, рекомендуется использовать светлые тона при отделке стен: бежевый, персиковый, салатный, кремовый. Приверженцы старых традиций могут выкрасить стены в нежно-голубой – для мальчика и в бледно-розовый – для девочки. А счастливым родителям двоих детей можно разграничить пространство контрастными оттенками или различными материалами.

Цвет пола лучше подбирать близким к цвету стен, чтобы он органично вписался в общую картину. Однако надо помнить - в детской комнате полы должны быть нескользкими, теплыми и из натуральных материалов.




Освещение

Освещение в детской играет большую роль. Это может быть точечный свет, люстра, всевозможные бра и настольные лампы. При этом в выборе основного источника света – потолочного – стоит отдать предпочтение лаконичной конструкции без стеклянных украшений, подвесок и прочих предметов декора. Отлично, если детская будет оснащена диммером – регулятором мощности. Если ребенок в кровати любит читать или засыпать под сказки, то вам непременно пригодится бра. Кстати, грамотно развешенные зеркала, отражая свет, помогут усилить освещение.



Мебель

При выборе мебели можно остановиться на одном из предложенных вариантов.

Модульная мебель – это отличный вариант для тех, кто не желает тратить огромные деньги на интерьер детской. Ее основное преимущество – возможность подобрать необходимые элементы, самостоятельно определив, сколько полок и ящиков отвести под вещи и игрушки. Еще один плюс такой мебели – если что-то из составляющих гарнитура придет в негодность, нужно будет поменять лишь эту часть, существенно сэкономив семейный бюджет.


1

Мебель-трансформер, как правило, служит своим хозяевам очень долго: детская кровать становится полноценным спальным местом для подростка или превращается в шкаф, освобождая днем место для игр, небольшой столик раздвигается и становится рабочим столом для выполнения домашних заданий. Это очень удобно и также экономит пространство и денежные средства.


1

Если в детской живет двое детей , то здесь не обойтись без разделения пространства всевозможными комодами, стеллажами и низкими перегородками. Это обеспечит каждому ребенку личное пространство и сохранит нервную систему родителей, которым не придется участвовать в детской борьбе по отвоевыванию территории.


1


Сэкономить место вам также поможет традиционная двухъярусная кровать , спальные места в которой могут быть расположены не только одна над другой, но и перпендикулярно. Кроме того, такую мебель производители делают максимально функциональной: ящики-ступеньки, письменный стол под верхним «этажом», под нижним ярусом – выдвижная полка для постельного белья и других вещей. Такие кровати могут совмещать в себе спальню со спортзалом, поскольку есть модели, оснащенные шведской стенкой.



1

Зона отдыха

Что касается зоны отдыха, то в детской комнате не обойтись без письменного стола и стула для рисования, лепки. Ведь обучение, саморазвитие и познание мира – это одна из составляющих гармонично развивающейся личности.
Украшать комнату детей аксессуарами и предметами декора не стоит, они не оценят. А вот разрешить рассадить по полкам игрушки или расставить любимые безделушки – это будет лучшим подарком для вашего ребенка.

Продумайте вместе с малышом дизайн его комнаты, дайте ему возможность самовыражаться и вы будете самыми лучшими родителями на земле.


1

При обустройстве детской комнаты необходимо позаботиться о создании развивающей среды для ребенка, ведь первое познание окружающего мира происходит именно здесь, когда новорожденный, ещё лежа в люльке, рассматривает игрушки, следит глазами за погремушками, затем, когда начинает ползать, делать первые шаги и так далее. В детской происходит эмоциональное насыщение малыша, и было бы крайне неосмотрительно не использовать это помещение для эффективного развития ребенка.

Каждый родитель желает, чтобы его ребенок рос и развивался полноценно, а каждый прожитый день приносил ему радость нового познания и интерес к предстоящим открытиям. Поэтому все родители с момента появления малыша в семье должны постараться обустроить для ребенка развивающее пространство в детской комнате.

Правила организации предметно-развивающего пространства

Споры о необходимости развивающих компонентов в окружающей среде ребенка не утихают. Мамочки делятся личным опытом, критикуют разные методики раннего развития, но продолжают записывать ребенка на групповые занятия.

Иногда взрослые забывают о том, что ребенок словно чистый лист, все надписи на котором зависят от желания родителя сделать эту запись. Человек рождается с комплексом задатков, которые можно развить в способности, а в некоторых случаях возможно говорить о таланте.

Маленькие дети одинаково готовы , играть на фортепиано, различать палитру цветов или разбираться с математическими формулами. Эта особенность напрямую связана с особенностями развития и роста головного мозга. Ученые выяснили, что наиболее интенсивный период развития умственных, творческих и личностных задатков ребенка приходится на интенсивный рост головного мозга, который значительно замедляется к трем годам.

Развитие ребенка не обязательно выстраивать на методических постулатах мастеров педагогики. Обустраивая детскую комнату как естественную развивающую среду для малыша, достаточно следовать особенностям возрастного развития ребенка и учитывать его личностные потребности.

При организации предметно развивающего пространства следует помнить естественности и ненавязчивости. Не хватайтесь за все и сразу, выделите для себя несколько образовательных областей, в рамках которых вы бы хотели развивать способности своего ребенка, добавьте к ним физическое воспитание и эмоциональный комфорт пространства. Исходя из этого, планируйте дальнейшее обустройство детской комнаты.

Особенности предметно-развивающей среды для детей различны для каждого возраста, но существует ряд общих правил, ниже перечислены основные из них.

  • При обустройстве детской комнаты помните о физиологических потребностях малыша. Выбирайте нетоксичные материалы, безопасные предметы и лояльные к психике цвета. Например, нельзя, чтобы в детской комнате доминировал черный или красный цвет: в первом случае у ребенка может развиться страх, а во втором вы рискуете столкнуться с перевозбуждением нервной системы.
  • При оформлении развивающей среды а детской комнате учитывайте пожелания вашего ребенка. Реализуйте обучающий компонент через привычные предметы или любимые мотивы в интерьере, знакомом вашему малышу.
  • Особое внимание уделяйте здоровьесберегающему фактору окружающей ребенка развивающей среды. Правильно распределяйте освещение в комнате. Выделяйте рабочую зону и зону для релаксации, подбирайте в спортивный уголок безопасные снаряды.
  • Во избежание аллергических явлений используйте в декоре детской комнаты простые предметы. Чем меньше пыли соберется в коврах, гобеленах и мебели, тем здоровее будет дыхательная система у малыша.
  • Задумав организовать предметно-развивающую среду для ребенка, если вы не уверены в том, что через пару месяцев ваш интерес к развитию малыша сохранится, лучше не начинайте изображать в комнате деятельность. Дети очень тонко чувствуют желания и эмоции взрослых. Так как развивающая компонента в рамках дома проводится в тесном общении родитель - ребенок, то без вашей заинтересованности в занятиях интерес к ним пропадет и у малыша.
  • Даже если вы до рождения ребенка были уверены в том, что будете заниматься с ним по программам раннего обучения, не спешите. Еще до начала первого занятия вы сможете понять потребности вашего ребенка и адаптировать любую теорию под его особенности.
  • Организуя развивающую среду в доме для ребенка от рождения и до двух лет, не забывайте следовать основным этапам взросления ребенка. Делайте упор на потребности возраста, а не на указания «знающих людей».
  • Интерьер детской комнаты для маленького ребенка должен обладать мобильностью, должен меняться настолько быстро, насколько стремительно растет ребенок.
  • Наглядность - первый необходимый компонент в деле развития маленького ребенка. Творчество помогает не просто украсить детскую комнату, но и привлечь к работе ребенка, заинтересовать его конечным результатом.
  • Не спешите выбрасывать поломанные предметы: подумайте, как их можно починить или переделать под запросы развивающего пространства здесь и сейчас.

Как создать развивающую среду с учетом возраста ребенка

Чтобы создавать развивающую среду так, как советуют психологи, нужно учитывать возраст ребенка. Наверное, каждая мама задолго до рождения первенца представляет себе, как будет выглядеть его комната, какие игрушки она поставит на полку у колыбели, в какие игры будет играть с малышом, как радостен и счастлив будет их совместный досуг. Мечтает каждая. Реализуют мечты далеко не все.

Узнав о долгожданной беременности, предстоящих родах и о хлопотах первых дней материнства, женщина может начать заботиться о детской комнате для ребенка. Забудьте о предрассудках, которые навязывают нам бабушки и мамы. От того, что вы все подготовите, ничего плохого случиться не может, а вот если покупку «приданого» и оформление детской вы доверите мужу в те несколько дней, что будете в роддоме с малышом, вы рискуете потратить нервы и средства для восстановления желаемой гармонии в душе и в детской.

Не откладывайте в долгий ящик вопрос с организацией предметно-развивающей среды дома, вы можете разработать дизайн-проект как самостоятельно, так и с дизайнером, но не забывайте о нескольких правилах: никаких ярких цветов на большие поверхности. На стенах должны преобладать спокойные тона; красивые картинки и яркие фигурки можно расположить у изголовья колыбели. Это, с одной стороны, внесет разнообразие в комнату, с другой - станет неплохим тренажером в развитии зрения новорожденного.

В комнате новорожденного должна быть хорошая вентиляция и теплый пол, настольная лампа-ночник и музыкальная подвеска на кроватку. Можно подобрать к кровати комплект мебели: комод, пеленальный стол, а можно позаботиться о регуляции света в помещении.

Когда ребенок идет в сад, детская комната снова претерпевает изменения. Теперь пришла пора обратить внимание на : нужны и спортивные тренажеры, и маты, и мячи.


Надо помнить о прикладных видах искусства и выделять в домашней развивающей среде место для лепки, рисования, конструирования и других увлечений малыша. Дети любят играть. Игра становится основным видом деятельности к трем годам и уступает свои позиции только к середине начальной школы. В обустройстве детской комнаты дошкольника особое внимание следует уделить игровым компонентам: покупке готовых игровых комплектов или созданию собственного игрового пространства.

В третий раз о перестройке домашней предметно-развивающей среды родители задумываются, когда их ребенок поступает в первый класс. Тут на лидирующие позиции выходит образование, обучение, организация рабочего пространства и зоны отдыха.

Следуя правилам организации развивающего пространства для детей с учетом возраста, родителям остается только подогревать свой интерес в развитии ребенка организацией совместных игр, творческих мастерских или читального зала.

При создании развивающей среды дома следует избегать нарочитой праздничности. Не перегружайте пространство картинками с буквами, мозаикой с цифрами или карточками с изображением предметов. Помните, что все в детской комнате должно легко включаться в игру. Ваша задача - превратить познавательную деятельность в часть увлекательного игрового процесса в рамках привычной среды родного дома.

Это не так трудно, как может показаться на первый взгляд. Со временем родители сами получают кучу положительных эмоций от успехов детей и от собственной включенности в жизнь чада.

Цветовое оформление развивающей предметно-пространственной среды

Приступая к оформлению предметно-развивающей среды, родители сталкиваются с ремонтом. На этом этапе важно убедиться в том, что выбранные материалы не токсичны, быстро сохнут и не оставляют на мебели несмываемых следов.

Психологи рекомендуют в обустройстве детской комнаты использовать несколько цветовых решений. Например, фиолетовый цвет активизирует работу мозга, способствуя познавательной активности ребенка, - его лучше использовать в рабочей зоне развивающего пространства детской комнаты или в зонах активного отдыха.

Зеленый цвет несет расслабление и успокоение после длительного дня, все оттенки светло-зеленого, салатного цветов рекомендуется использовать в зоне для сна. Белый цвет - нейтральный компонент, который вместе с предметами декора носит роль выделителя. На белых стенах отлично смотрятся цветные буквы и цифры, разноцветные картины и всевозможные обучающие наглядные пособия.

Обязательно при оформлении развивающей среды в домашних условиях наличие желтых оттенков в интерьере. Желтый цвет - цвет радости, внутренней гармонии. Он ассоциируется с утром, солнцем и хорошим настроением. Покрасьте противоположную от окна стену детской в желтый цвет, и вы получите яркое продолжение рассвета в доме.

Правильное создание предметно-развивающей среды в домашних условиях

Но не только цвет играет определяющую роль в правильно подобранном интерьере детской развивающей комнаты. Для маленького ребенка очень важны тактильные ощущения, которые облегчают познание окружающего мира, открывают перед малышом загадочный мир формы, текстуры и плотности игрушек, предметов интерьера, окружающей действительности. Вот почему при выборе в комнату обоев с рисунком необходимо позаботиться об их текстурной компоненте.

Например, выступающая клубника, или фигуры цыплят, или лепестки цветов или деревья. Главное, чтобы этот рисунок был доступен ребенку, т.е. находился внизу стены.

А вот для развития остроты зрения при правильном создании предметно-развивающей среды в домашних условиях рекомендуется использовать обои с множественным рисунком. Такой материал может совмещать в себе две компоненты: с одной стороны, ребенок может раскрашивать понравившиеся элементы рисунка, с другой - тренирует зрение.

На пол в детской комнате обычно советуют стелить ламинат или паркетную доску. В качестве подложки используйте пробку, она поможет повысить шумоизоляцию и спасет ваши отношения с соседями нижнего этажа.

В детской можно и нужно использовать разнообразные коврики. Их ценность - в массажном эффекте и в сохранении тепла в холодное время года. Яркие тематические рисунки на ковриках могут также сыграть свою роль в обустройстве развивающей среды. Единственное, о чем придется позаботиться при выборе ковра в детскую: проверить качество материала, из которого он сделан.

Не гонитесь за ценой. Не всегда ковры из стопроцентной шерсти подойдут в детскую вашего ребенка, так как шерсть легко заполняется пылью и может спровоцировать приступ аллергии у ребенка. Также с осторожностью нужно выбирать ковер из искусственных материалов: иногда производитель может использовать токсичные краски или чрезмерно жесткое полотно.

Хорошо дополнит развивающий интерьер комнаты вашего ребенка коврик, сплетенный из ткани или созданный из пеноблоков. Во втором случае он может заменить мат в спортивном уголке, например.

Важнейшим компонентом правильной организации развивающей среды в детской комнате является ее освещение. Если комната расположена окнами на восток, то естественное освещение будет интенсивно в утренние часы, а если окна смотрят на запад или юг - весь естественный свет придется ждать до вечера. При таких раскладах комната с окном на восток потребует меньших затрат на освещение, чем комната с окнами на другую сторону, но стоит учитывать освещение рабочей зоны, зоны игр.

Например, в рабочей зоне свет должен падать с противоположной стороны от рабочей руки ребенка. Если ваш ребенок - правша, то лампу следует располагать слева. Если ребенок левша, то лампу нужно поставить с правой стороны. При освещении альбома, тетради или книги тень не должна заслонять поле деятельности.

В игровой зоне можно устроить точечное освещение: например, повесить несколько эркерныхламп с поворотным механизмом, позволяющим корректировать поток света в зависимости от нужд игры. Если это театр теней, то направить свет на ширму, если это игра с машинками на ковре, то повернуть лампы так, чтобы максимально осветить игровое пространство.

Запомните, в полумраке ребенок может находиться только перед сном, в своей постели. Неяркий свет ночника дает успокаивающий эффект. Во все остальное время глаза ребенка не должны подвергаться неоправданной нагрузке.

При создании развивающей среды для ребенка дома с осторожностью нужно относиться к наличию в детской комнате техники. В современном обществе невозможно представить дом без компьютера, большого телевизора или игровой приставки, но не обязательно нагружать этими предметами пространство детской комнаты.

Если без компьютера в детской развивающей среде не обойтись - или без телевизора, например, - то постарайтесь выбрать для них правильное место. Располагайте монитор так, чтобы угол обзора для ребенка был ниже уровня его глаз. А вешая телевизор на стену, позаботьтесь о том, чтобы ребенок не задирал голову для его просмотра.

В идеале, при наличии в детской комнате одного бытового прибора площадь для одного человека должна составлять не меньше 2,5 метров квадратных. А вентиляция в комнате обязана сглаживать чрезмерное нагревание воздуха.

Говоря о физиологическом комфорте предметно-развивающей среды для ребенка дома, нельзя не упомянуть о мебели в ней. Для малышей следует покупать низкие тумбы без острых углов либо позаботиться о специальных насадках на утлы. Цвет мебели не должен выделяться из общей цветовой гаммы, но здесь можно использовать более яркие, насыщенные цвета. Так, дверцы у платяного шкафа могут быть яркого красного цвета, а полки и стенки этой мебели выполняются в спокойных цветах.

Отдельная тема - выбор ортопедического матраца в кровать ребенка. С одной стороны, он должен быть удобен для ребенка, с другой - максимально корректировать недостатки позвоночника и снимать напряжение прошедшего дня. На матраце экономить нельзя, так как это один из ключевых факторов сохранения правильной осанки и здоровой спины у вашего ребенка.

Развивающая среда в комнате для детей раннего возраста

Обнаружив, что ребенок развивается стремительно, родители задаются вопросом, как помочь ему в этом развитии. Первое, о чем следует помнить при организации развивающей среды: в раннем возрасте дети больше узнают, пощупав или попробовав на вкус интересный предмет. Все погремушки, игрушки и развивающие пособия не должны иметь мелких деталей, а также должны быть выполнены из нетоксичных материалов.

Начиная с шести месяцев к активному росту всего организма к наличию познавательного интереса прибавляется этап появления первых зубов. У каждого ребенка этот период проходит индивидуально. Одни родители не заметят изменений в поведении ребенка, разве что интенсивное слюноотделение будет сигнализировать о росте зубов. Для других появление у малыша первого зубика может быть связано с ночными истериками, желанием ребенка все попробовать на зуб, с отказом от приема пищи.

Чтобы облегчить себе и ребенку этот непростой период, попробуйте разнообразить его игровую деятельность. Подберите игрушки таким образом, чтобы их поверхность была текстурного характера, удобна для покусывания и посасывания. С другой стороны, позаботьтесь о специальных водяных эспандерах: их можно сначала положить на несколько минут в холодильник и тем самым охладить воду внутри, а потом уже дать ребенку.

Первый зуб прорежется, но желание тянуть все в роту ребенка останется еще надолго. С развитием умения ползать малыш начинает познавать окружающий мир. Наступает время массажных развивающих ковриков на пол. Можно купить готовые варианты из отдельных разноцветных частей, можно изготовить такой массажный трек самостоятельно.

Для этого вам потребуется большой отрез ткани, синтепон в качестве наполнителя, швейная машинка и желание творчески мыслить. Массажный коврик необходимо дополнить игрушками из натуральных материалов. Из личного опыта могу сказать, что мой ребенок с большей радостью гремел бутылкой с карандашом внутри, чем заводской погремушкой.

Как только ваш ребенок пополз, активизировалось развитие его тактильного восприятия, а это значит - развивается мелкая моторика пальцев рук. Перебирая пальчиками бусинки в массажном коврике или исследуя рельеф новой погремушки, малыш развивает руку, активизируя познавательные процессы в головном мозге. На данном этапе важно, чтобы вокруг ребенка было много предметов к познанию. Не всегда это игрушки.

Вы когда-нибудь замечали, как радуется малыш, если «находит» муку на кухне, мамины украшения в спальне? Все это можно пощупать, почувствовать, а важнейшим стимулом к развитию годовалого малыша является его тактильное познание мира окружающего.

Отсюда и потребность все пощупать, попробовать на вкус, отсюда тяга не рассмотреть, но изучить вручную. В детской комнате годовалого ребенка должно быть много игрушек и предметов, игрушки заменяющих. Не нужно относиться со скепсисом к бытовым предметам, переделанным под игровой инвентарь.

Это не говорит о том, что развивать зрение и слух, например, у годовалого ребенка не нужно.

Наоборот, при оформлении развивающей предметно-пространственной среды для эффективного развития ребенка все яркие картины теперь следует располагать на уровне глаз малыша. Можно и нужно задумываться о занятиях по расширению словарного запаса. Ошибочно мнение о том, что ребенок до трех лет самостоятельно усваивает слова, которые слышит. Усваивать-то он усваивает, но для этого с ним необходимо проговаривать все увиденное. Например, рассматриваете с ним фото на стене - озвучивайте, кто на фото; изучаете книгу с яркими картинками - проговаривайте четко, но не по слогам предметы, которые там нарисованы.

Еще одним универсальным предметом развивающей среды для годовалого ребенка выступают книги. Купите большую многофункциональную книжку в магазине.

С ребенком, недавно научившимся ходить, читать книги надо простые. На первом этапе достаточно яркой картинки, веселого оформления, шершавого материала или поющей игрушки в книге, чтобы пробудить интерес малыша. Тексты в таких книгах не могут быть большими.

Для ребенка от года до трех вся литература должна строиться на смысловых повторах. Помните, как в «Колобке» или в «Теремке»? С каждым новым витком сюжета идет повтор пройденного.

Если вы умеете шить, вязать или хотите этому научиться, то создание первой книги для вашего малыша может стать хорошим стартом к дальнейшему творчеству.

Как сделать кукольный театр при создании развивающей среды

Первое, что приходит в голову при создании кукольного театра в предметно-развивающей среде в домашних условиях – это мягкие игрушки, ширма для представления и освещение в комнате. Но если вы решите обойтись без громоздких реквизитов, то реализация кукольного театра в рамках детской комнаты может стать забавной игрой и развивающим элементом в жизни ребенка и его родителя.

Например, для ширмы, за которой будут прятаться актеры, не обязательно сооружать целую установку из дерева. Достаточно использовать дверной проем, а для пальчикового театра и того проще - картонную коробку на уровне глаз зрителя.

Куклы в театре могут быть тоже разные. Для пальчикового тетра марионеток можно связать, можно выполнить в технике квиллинг, можно сшить из старой перчатки, для ростового театра подойдут маски и плащи.

А как сделать в развивающей среде детской комнаты теневой кукольный театр? Для создания тетра теней придется немного потрудиться. Первое, что важно в этом виде театра, - освещенный экран. Если экран можно сделать из печатной белой бумаги, закрепленной в проеме картонного листа, то для освещения следует использовать лампу с дневным светом, выставляя поток освещения так, чтобы на экране отражались персонажи, но никак не актеры этого театра.

Отдельно необходимо сказать про персонажей для театра теней. Они вырезаются из плотной бумаги. На экране отражаются их силуэты, поэтому точность передачи деталей зависит от умения актера правильно фиксировать свет на своей «сцене».

Вообще, кукольный театр в более широком понимании этого слова вы можете устраивать без всяких сцен, экранов и ширм. Достаточно разыграть перед ребенком сценку двумя-тремя любимыми игрушками - это уже развивающий элемент театрального представления. А если малыш вместе с куклами-актерами включится в игру и станет придумывать продолжение истории, то можно говорить об успехе.

Статья прочитана 4 826 раз(a).

Статьи по теме: