Что такое биологическое значение насекомых. Формы контроля на уроках биологии. Роль насекомых в опылении растений


1. Насекомые являются опылителями цветковых растений. Особенно большая роль в этом принадлежит перепончатокрылым.

2. Они играют большую роль в процессах почвообразования. Муравьи, личинки многих насекомых рыхлят почву, создавая благоприятные условия для вентиляции и увлажнения, обогащают её перегноем, органическими остатками.

3. Они играют важную роль в биогенных круговоротах веществ.

Многие из насекомых входят в состав пищевых цепей рыб, земноводных, птиц, млекопитающих.

4. Продукты, вырабатываемые насекомыми, используются в пищу (мёд), или в качестве технического сырья (воск, шелк, шеллак).

Наряду со сказанным следует отметить и некоторые отрицательные последствия для природы и человека деятельности насекомых.

1. Насекомые, питаясь вегетативными органами растений, могут при интенсивном размножении наносить значительный урон природным биоценозам, сельскохозяйственным угодиям.

2. Насекомые могут повреждать различные сооружения. Некоторые виды жуков, термиты могут разрушать деревянные постройки.

Являясь опылителями растений, насекомые играют значительную роль в размножении растений.

Немаловажное значение имеют насекомые и в хозяйственной деятельности человека: как опылители, повышают урожайность культурных растений; важно их использование с целью биологических методов борьбы с вредными насекомыми, одомашненные насекомые дают ценные продукты питания и сырье для промышленности.
Под влиянием деятельности человека численность ряда видов насекомых настолько сократилась, что они стали редкими, некоторые оказались на грани вымирания. Поэтому все эти насекомые нуждаются в охране. В Красную книгу уже занесено 202 вида насекомых. Включение того или иного вида в эту книгу - сигнал о грозящей ему опасности, о необходимости применения срочных мер по его защите.

Изучением насекомых занимается наука энтомология

Из изложенного видно, насколько многообразно строение и поведение членистоногих по сравнению с кольчатыми червями. Сходство в строении кольчатых червей и членистоногих доказывает родство между ними. Вместе с тем, сравнение этих двух типов показывает, какой большой шаг сделала природа в морфофизиологической организации и поведении животных на уровне типа членистоногих.

Меры борьбы с вредными насекомыми

Борьба с вредными насекомыми может проводиться различными методами: карантинными, агротехническими, механическими, физическими, химическими, биологическими.

Карантинные мероприятия направлены на охрану территории государства, региона от проникновения сельскохозяйственных вредителей.

Агротехнический метод предусматривает создание условий, благоприятных для развития культурных растений и подавляющих размножение вредителей. Так, глубокая осенняя вспашка способствует уничтожению личинок майского жука, долгоносиков. Изменение сроков посевов может нарушать питание вредителей.

Механические методы предусматривают устройство различных ловушек, использование клейких лент.

Физические методы основаны на применении физических факторов - высоких и низких температур, излучателей звуковых колебаний определенной частоты, отпугивающих вредителей.

В настоящее время широкое применение получили химические методы борьбы с вредителями, предусматривающие использование широкого спектра инсектицидных препаратов. Однако их применение ведёт к уничтожению и полезных видов, нанося тем семьям ущерб природным сообществам. Против кровососущих насекомых, оводов, слепней широко используются отпугивающие вещества - репелленты.

Наиболее целесообразно с экологической точки зрения применение биологических методов борьбы с насекомыми - вредителями. Выше уже говорилось о наездниках, муравьях. В последнее время большое распространение получили методы стерилизации в лабораторных условиях самцов насекомых. Будучи выпущенными в природную среду, они "оплодотворяют" самок, которые откладывают яйца не способные к нормальному развитию. В результате значительно сокращается численность вида - вредителя.

Насекомые вредители при интенсивном размножении могут уничтожаться с помощью микроорганизмов, поражающих крылатые формы или их личинки.



Суши. Велико их значение в биогенном круговороте.

Пример 1

Насекомые сапрофаги (таракановые, первичнобескрылые) перерабатывают растительные остатки. Ксилофаги питаются древесиной (короеды, термиты, личинки златок, усачей). У многих насекомых живут в кишечнике симбионты (жгутиковые, бактерии), способствующие перевариванию клетчатки. Животные остатки поедают кожееды, мервоеды, личинки двукрылых. Экскременты животных утилизируются мухами-навозниками и жуками.

Замечание 1

Все насекомые сапрофаги и ксилофаги способствуют образованию почвы.

Крупные животные – рептилии, амфибии, птицы и млекопитающиеся питаются насекомыми. Практически все певчие птицы выкармливают потомство насекомыми. Насекомые являются важным фактором регуляции численности как растений, так и животных. Фитофаги уничтожает в основном ослабленные растения, а также виды, не являющиеся характерными для данных сообществ.

Пример 2

Муравьи контролируют численность видов, заселяющих луга, леса, пустыни. Божьи коровки способны подавлять численность равнокрылых насекомых (тлей). Жижелицы уничтожают паукообразных, почвообитающих насекомых, моллюсков.

Коэволюция насекомых и покрытосеменных растений привела к взаимным приспособлениям при фитофагии и опылении. Насекомые – главные опылители цветковых растений и от их активности зависят урожаи ягодных и плодовых культур. Большое количество разнообразных видов осуществляют утилизацию мертвого органического материала: древесины, листового опада, навоза и др.

Значение насекомых в жизни человека

Человек широко использует насекомых с целью получения разнообразных продуктов:

  1. Пчеловодство. Использование человеком в пищевой промышленности меда, в медицине - пчелиного яда и прополиса, в парфюмерной промышленности – пчелиного молочка.
  2. Шелководство. Гусеницы шелкопрядов вырабатывают шелк, который используется для изготовления прочных и тончайших тканей. Для получения шелка разводят дубовых шелкопрядов, тутовых шелкопрядов.
  3. Насекомые являются источником для получения красок, лаков, лекарственных веществ.
  4. Во многих районах мира насекомых применяют в качестве продукта питания или приправы.
  5. Мушки дрозофилы предстают важным лабораторным объектом при генетических исследованиях.

Пример 3

Натуральный лак, шеллак, получают из особых секретов, выделяемых лаковыми червецами. Из жуков-нарывников («шпанская мушка») приготовляют лекарство кантаридин. Для получения красной краски кармина используют араратскую кошениль.

Биотехнология насекомых

Насекомые играют и отрицательную роль в жизни людей. Все негативное воздействие, оказываемое насекомыми можно разделить на несколько групп:

    Насекомые – вредители растений. К наиболее вредным видам относятся многоядные насекомые: азиатская саранча, итальянский прус, жуки-щелкуны, чешуекрылые (совки, луговой мотылек), чернотелки. Для каждой группы плодово – ягодных культур существует свой состав насекомых – вредителей.

    Пример 4

    Важнейшими вредителями яблони являются: гусеницы яблонной моли, яблонный долгоносик, яблонная плодожорка. Ягодникам большой вред наносят гусеницы крыжовенного пилильщика, личинки малинного жука, филлоксера.

    Вредители лесных насаждений. Среди этих вредителей выделяют первичных, которые повреждают плоды, листья, цветки и вторичных, которые повреждают ослабленные деревья, их стволы и корни. Деревья страдают от кольчатого и непарного шелкопряда, соснового пилильщика, смолевщиков, долгоносиков, листоедов, тлей, листоблошек и многих др.

Основные требования к проверке успеваемости учащихся – регулярность и объективность оценки. Кроме этого, проверка знаний и умений одновременно является и средством повторения, углубления, закрепления и систематизации знаний. Учитель при этом может анализировать результаты своей работы и найти способы устранения замеченных недостатков. Достигаемый эффект зависит от продуманного планирования всех этапов проверки, заблаговременной подготовки средств контроля: вопросов, дидактических карточек, задач для контрольных работ разных типов в достаточном количестве экземпляров и вариантов, средств программированного контроля знаний и др.

В педагогических исследованиях называют от 3 до 20 качеств знаний. На мой взгляд, необходимыми и достаточными для оценки знаний являются следующие критерии.

    Правильность знаний – степень соответствия современному уровню биологической науки; обычно задается характером изложения материала в учебнике.

    Полнота знаний – их объем, соответствующий требованиям программы и изложению в учебнике.

    Осознанность знаний – понимание внутренних связей, умение анализировать и сравнивать, доказывать и обобщать.

    Действенность знаний – умение применять знания в различных ситуациях.

    Системность знаний – понимание их места в структуре научной теории.

    Прочность знаний – устойчивость всех перечисленных качеств.

Для оценки этих критериев могут применяться различные методы. Традиционные задания незаменимы при контроле и оценке знания и понимания материала, применения его в сходных и новых условиях, умения анализировать и оценивать текст и т.п. Однако при проведении устных опросов достаточно сложно избежать целого ряда присущих этой форме учебной работы недостатков. На уроках биологии чаще всего эти недостатки таковы:

– вопросы заранее не продуманы, нередко случайны. Вопрос обращен к знаниям, заложенным в память ученика, и не вызывает работы мысли, поэтому ответы носят часто описательный характер, порой являются пересказом учебника;
– в вопрос не включается ранее изученный материал, логически связанный с темой урока;
– опрос превращается в индивидуальную беседу с отвечающим учеником, при этом остальные ученики предоставлены самим себе, отвлекаются, что приводит к нарушению дисциплины;
– учитель задает одновременно несколько вопросов или быстро переходит от одного к другому – «забрасывает» ими ученика. Это нервирует отвечающего и не дает ему собраться с мыслями. Не получив немедленного полного ответа, учитель начинает отвечать сам, пропуская при этом ошибки в прозвучавшей части ответа ученика. Итогом часто становится необъективная оценка.

Кроме того, если опрос длится более 15 мин, урок, как показывает практика, получается неудачным, а новые знания, полученные в ходе остальной его части, – слабыми, как бы хорошо эта часть урока ни была продумана.

Поэтому в ситуации когда планируемые вопросы не предполагают «вникания» ученика в сущность явления, а требуют простого знания фактов, лучше использовать контроль с элементами программирования, т.е. тестовые задания . На их выполнение уходит не более 5 мин, да и проверка не занимает много времени – учащиеся уже на уроке могут узнать результаты своей работы. Тестовые задания можно разделить на следующие типы.

Задания на воспроизведение знаний – проверяют уровень умений воспроизводить факты. Такие задания используют при обобщении нескольких тем.

    Какое из следующих животных имеет 6 ног, 2 пары крыльев и тело, состоящее из головы, груди, брюшка?

А. Паук.
Б. Бабочка.
В. Мокрица.

Задания на интеграцию знаний – проверяют умения обобщать известные факты.

    Лягушку перенесли из теплого помещения в холодное. Как это отразится на ее обмене веществ?

А. Усилится за счет увеличения энергозатрат на теплообразование.
Б. Уменьшится за счет влияния низкой температуры среды.
В. Останется без изменений.
Г. Будет непрерывно колебаться.

Задания на применение знаний – проверяют умения использовать фактические знания для решения проблемных задач.

А. Недостаток кислорода.
Б. Недостаток оксида углерода.
В. Недостаток питательных веществ.

Другой подход к закреплению и углублению полученных знаний – проведение лабораторных и практических работ , занимающих, в зависимости от содержания и объема, или часть урока, или весь урок целиком. Лабораторные занятия могут проводиться фронтально (по непосредственным указаниям учителя) и по предварительному заданию. При фронтальных лабораторных занятиях работа разбивается на части; по каждой части учителем даются отдельные указания, которые все учащиеся выполняют одновременно. Например, при проведении работы по теме «Виды мышечной ткани» в 6-м классе дети работают по инструктивной карточке, выполняя задания поэтапно под руководством учителя.

    Лабораторная работа «Особенности строения мышечной ткани».

Цель : изучить строение мышечной ткани.

Ход работы

1. Настройте микроскоп.
2. Рассмотрите под микроскопом виды мышечной ткани.
3. Найдите микропрепараты гладкой мышечной ткани и определите, в чем особенности ее строения.
4. Рассмотрите рисунок мышечной ткани в учебнике.
5. Сделайте рисунок гладкой мышечной ткани.
6. Пользуясь материалом учебника, заполните таблицу 1.
7. На рисунке в учебнике найдите виды мышечной ткани, которые изучили на уроке.
8. Сформулируйте вывод.

Таблица 1. Виды мышечной ткани

Такие занятия легче организовать, работа выполняется всеми учащимися одновременно. Если отдельные ученики выполняют задания медленнее других, то при небольших размерах отдельных заданий они успевают подтянуться. Оканчивается работа также одновременно. При таком подходе учащиеся легко усваивают материал, учитель без особого труда может контролировать выполнение работы и при необходимости оказать помощь. Однако недостатком такого рода занятий является неполная самостоятельность учащихся. Этот недостаток отсутствует в лабораторных занятиях по предварительному заданию, где учащимся предоставляются достаточно широкие возможности для самостоятельности и инициативы. Но эти занятия значительно труднее организовать.

Таблица 2. Ароморфозы и идиоадаптации

Для достижения прочности знаний учащимся необходимо упражняться в воспроизведении основного учебного материала как в свернутом виде – через изложение плана, тезисов, аннотаций, так и в развернутом – через подробное сообщение, обстоятельный рассказ и т.д. Прочность знаний обеспечивается за счет работы памяти и понимания материала.

На своих уроках я использую структурно-логическую, или опорную , схему изучаемого материала. Например, на уроке по изучению размножения и развития рыб изложение материала сопровождаю соответствующими записями на доске.

Опорная схема «Размножение и развитие рыб»

Такие схемы помогают увидеть главное, способствуют осознанию связей между его отдельными компонентами.

При объяснении нового материала для лучшего запоминания используется наглядный раздаточный материал .

Публикация статьи произведена при поддержке бюро переводов «Амира-Диалект». В широкий спектр предложений бюро переводов «Амира-Диалект» входит такая услуга, как нотариальный перевод сведений об успеваемости на грузинский язык. Профессионализм и большой опыт работы специалистов бюро «Амира-Диалект» обеспечат быстрые сроки выполнения перевода личных документов, соответствующего самыми строгими стандартами качества. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами можно на официальном сайте бюро переводов «Амира-Диалект», который располагается по адресу http://amira24.ru/

    Тема: «Синтез белка» (10-й класс).

Обилие насекомых

Насекомые - самый многочисленный класс животных, их известно более миллиона видов. Подсчеты, произведенные учеными, показали, что на Земле одновременно живет около 10 17 экземпляров насекомых. Благодаря своему обилию насекомые играют очень важную роль в природе и в жизни людей.

Рисунок: насекомые с полным превращением - Божья коровка, колорадский жук, жук-олень, дальневосточный усач, навозник, могильщик

Кроме изученных отрядов насекомых, в природе наиболее обычны жуки , или жесткокрылые , имеющие жесткие передние крылья. По характеру питания среди них различают три основные группы. Во-первых, это хищники, питающиеся различными мелкими животными, в основном насекомыми. Таковы, например, ярко окрашенные божьи коровки. Некоторых божьих коровок разводят в лабораториях и выпускают в парники и сады для борьбы с тлями, повреждающими сельскохозяйственные растения. Во-вторых, это потребители разлагающихся растительных и животных остатков. К ним относятся, например, мертвоеды и могильщики, использующие в качестве пищи трупы животных. Такой же пищей питаются и их личинки. Они входят в число санитаров природы: без них трупы животных разлагались бы и заражали бы окружающую местность. В-третьих, это растительноядные жуки, потребляющие всевозможные части растений, в том числе и древесину. Сюда входят, например, майский жук и другие хрущи, листоеды. Листоед колорадский жук в массе поселяется на картофеле, зачастую объедая всю ботву на кустах. Он завезен в Европу из Северной Америки. На Земле известно более 300000 видов жуков.

Рисунок: насекомые с неполным превращением - певчий кузнечик, полевой сверчок, рыжий таракан, саранча огневка трескучая, постельный клоп, стрекоза красотка блестящая

Всем нам знакомы крупные стройные насекомые - стрекозы . Это дневные, очень прожорливые хищники, приспособившиеся ловить насекомых на лету. Все они уничтожают в несметном числе мух, комаров и слепней, приносят огромную пользу.

Рисунок: Блохи человеческая и крысиная

Насекомое - звено в цепи питания

Насекомые - важное звено в цепях питания, то есть в пищевых цепях, так как входят в состав групп организмов, связанных друг с другом отношением пища - потребитель.

Почвообразующая роль насекомых

В процессе своей жизнедеятельности насекомые обогащают почву органическими и минеральными веществами. Обитающие в почве личинки жуков, бабочек и мух принимают участие в рыхлении почвы и в перемешивании ее слоев.

Роль насекомых в опылении растений

Многие цветковые растения без опыления насекомыми не могут существовать.

Биологическое значение насекомых

Одомашненные насекомые

Одомашненные насекомые - это тутовый шелкопряд и медоносная пчела.

Насекомые - лабораторные животные

Так, плодовая мушка дрозофила из отряда двукрылых служит объектом многих биологических исследований.

Насекомые, причиняющие ущерб человеку

Из громадного числа описанных видов насекомых (около 1000 000) лишь незначительная часть, около 1 %, прямо или косвенно причиняет вред человеку.

Эстетическое значение насекомых

Эстетическое значение насекомых заключается в том, что многие бросающиеся в глаза красивые бабочки, жуки, стрекозы, шмели и другие вызывают чувства радости и восхищения.

Рисунок: редкие виды насекомых, занесенные в красную книгу - красотел пахучий, усач большой дубовый, аполлон, шмель моховой, поликсена, переливница большая

Охрана насекомых

Общая характеристика класса насекомых

Насекомые - это шестиногие членистоногие. В их теле различают три отдела: голову с ротовыми органами, одной парой усиков; грудь, несущую три пары ног, и брюшко. Большинство насекомых имеют крылья и способны летать. Дышат они с помощью трахей. Развитие насекомых проходит со сменой двух или трех стадий. Известно примерно 1,5 млн. видов насекомых.

"Значение насекомых в природе и жизни человека "


1.Обилие насекомых


Насекомые - самый многочисленный класс животных их известно более миллиона видов. Подсчеты, произведенные учеными, показали, что на Земле одновременно живет около 1017 (100000000000000000) экземпляров насекомых. Благодаря своему обилию насекомые играют очень важную роль в природе и в жизни людей.

Кроме изученных отрядов насекомых в природе наиболее обычны жуки, или жесткокрылые, имеющие жесткие передние крылья. По характеру питания среди них различают три основные группы. Во-первых, это хищники, питающиеся различными мелкими животными, в основном насекомыми.

Таковы, например, ярко окрашенные божьи коровки. Некоторых божьих коровок разводят в лабораториях и выпускают в парники и сады для борьбы с тлями, повреждающими сельскохозяйственные растения. Во-вторых, это потребители разлагающихся растительных и животных остатков. К ним относятся, например, мертвоеды и могильщики, использующие в качестве пищи трупы животных. Такой же пищей питаются и их личинки. Они входят в число санитаров природы: без них трупы животных разлагались бы и заражали бы окружающую местность. В третьих, это растительноядные жуки, потребляющие всевозможные части растений, в том числе и древесину. Сюда входят, например, майский жук и другие хрущи, листоеды. Листоед колорадский жук в массе поселяется на картофеле, зачастую объедая всю ботву на кустах. Он завезен в Европу и нашу страну из Северной Америки. На Земле известно более 300000 видов жуков.



2.Значение насекомых в природе


Жизнь многих насекомых тесно связана с жизнью растений. Шмели, пчелы и мухи опыляют цветковые растения.

Важное звено в цепях питания.

Огромная армия этих членистоногих питается за счет листьев, корней, стеблей и других органов и частей растений, плодов и семян, ограничивают их рост и развитие.

Почвообразующая роль насекомых.

Питаются другими насекомыми, ограничивают их численность.

Биологическое подавление насекомых - вредителей.

Пища для других животных: откармливаясь на растительной пище, они сами оказываются добычей других животных.

Эстетическое значение: красивые формы вызывают чувства радости и восхищения.

Уничтожая трупы и навоз, выполняют санитарную роль.

Насекомые составляют около 80% всех животных на Земле, по разным оценкам в современной фауне от 2 до 10 млн. видов насекомых, из них пока известно чуть более 1 млн. Активно участвуя в круговороте веществ, насекомые играют глобальную планетарную роль в природе.

Более 80% растений опыляются насекомыми, и можно с уверенностью сказать, что цветок - результат совместной эволюции растений и насекомых. Приспособления цветковых растений для привлечения насекомых разнообразны: пыльца, нектар, эфирные масла, аромат, форма и окраска цветка. Приспособления насекомых: сосущий хоботок бабочек, грызуще-лижущий хоботок пчелиных; особые пыльцесобирательные аппараты - у пчел и шмелей щеточка и корзинка на задних ногах, у пчел-мегахил - брюшная щеточка, многочисленные волоски на ногах и теле.

Огромную роль насекомые играют в почвообразовании. Такое участие связано не только с разрыхлением почвы и обогащением ее перегноем почвенными насекомыми и их личинками, но и с разложением растительных и животных остатков - опада растений, трупов и экскрементов животных, одновременно выполняется санитарная роль и круговорот веществ в природе.

Санитарную роль выполняют следующие виды насекомых:

· копрофаги - жуки-навозники, мухи-навозницы, коровницы;

· некрофаги - жуки-мертвоеды, могильщики, кожееды, мухи-мясоедки, падальницы;

· насекомые - разрушители отмерших растительных остатков: древесины, веток, листьев, хвои - жуки-сверлильщики, личинки усачей, златок, рогохвостов, комаров-долгоножек, муравьи-древоточцы, грибные комарики и т.д.;

· насекомые - санитары водоемов питаются взвешенными или осевшими на дно гниющими органическими веществами (детритом) - личинки комаров-дергунов, или звонцов, поденок, ручейников, очищают воду и служат биоиндикатором ее санитарного состояния.

3.Почвообразующая роль насекомых


В процессе своей жизнедеятельности насекомые обогащают почву органическими и минеральными веществами. Обитающие в почве личинки жуков, бабочек и мух принимают участие в рыхлении почвы и в перемешивании ее слоев.

В почве живет значительное количество насекомых (жуки, муравьи и др.), которые оказывают существенное влияние на почвообразовательный процесс. Проделывая в почве многочисленные ходы, они разрыхляют почву и улучшают ее физические и водные свойства. Насекомые, активно участвуя в переработке растительных остатков, обогащают почву гумусом и минеральными веществами.


.Опылители растений


Многие цветковые растения без опыления насекомыми не могут существовать.


Наиболее важное значение в становлении эволюции энтомофильных растений имели самые различные представители перепончатокрылых, в частности пчелиные. Пчелы и сохранили свою ведущую роль в осуществлении перекрестного опыления возделываемых человеком растений.

Не все насекомые, посещающие цветки ради нектара, полезны для перекрестного опыления. Такие насекомые, как жуки, клопы, тли и другие, хотя и лакомятся нектаром, но приносят растениям больше вреда, чем пользы.

Очень незначительную роль в опылении цветков играют бабочки, а из перепончатокрылых короткохоботные осы, блестянки, орехотворки, наездники и пилильщики. Среди диких представителей энтомофауны, существенное значение как опылители имеют шмели, одиночные пчелы, отдельные виды настоящих ос и цветочных мух. При чем каждая из указанных групп представляет интерес для опыления растений определенных видов. Например, что длинно хоботные шмели успешнее, чем другие насекомые, опыляют цветки красного клевера. Отдельные представители одиночных пчел хорошо приспособлены к вскрытию цветков и опылению люцерны. Цветочные мухи наиболее удачно опыляют семенники моркови. Однако численность диких насекомых резко изменяется в разные годы, не говоря уже о том, что в связи с распашкой межей, пустующих земель и массовым внедрением химических мер борьбы с вредителями и болезнями растений количество диких опылителей резко сокращается. В настоящее время, особенно в районах интенсивного земледелия, их роль как опылителей сводится почти к нулю.

Основная роль в опылении сельскохозяйственных энтомофильных культур принадлежит медоносным пчелам, строение и образ жизни которых в процессе эволюции наилучшим образом приспособлены к выполнению этой функции. Они живут большими семьями, численность которых в период цветения важнейших медоносов достигает нескольких десятков тысяч.

Каждая пчелиная семья в течение года расходует на свое питание и воспитание расплода около 200 кг меда и примерно 20-25кг пыльцы растений. Чтобы собрать такое количество меда, пчелы каждой семьи должны посетить свыше 500 млн. цветков, в каждой из которых содержится 0,5 мг нектара. Почти такое же количество посещений цветков требуется для сбора пыльцы. Таким образом, сильная пчелиная семья за сезон посещает свыше миллиарда цветков - это и есть реальный объем опылительной работы каждой сильной семьи в течение года. Ни один другой вид насекомых не может сравниться с медоносной пчелой по объему проводимой опылительной работы. Но дело не только в количественных показателях. Очень важно, что медоносные пчелы зимуют большими семьями. Весной, когда численность диких насекомых - опылителей очень малочисленная (у шмелиной семьи, например, остается только самка-матка), а пчелиная семья может направить на сбор нектара и пыльцы 10-ти тысячную армию летных пчел, число которых по мере увеличения количества цветущих растений возрастает с каждым днем.

В то время как многие виды одиночных пчел относятся к насекомым монотрофным (посещают цветки растений только одного рода или вида) или олиготрофным (посещают цветки ряда видов одного семейства), медоносная пчела, как политрофное насекомое, собирает нектар пыльцу со всех доступных ей энтомофильных растений, принадлежащим к разным семействам, родам и видам. При этом рабочие пчелы быстро переключаются на посещение целых массивов растений тех или иных видов в период их массового цветения, то есть в момент наибольшей потребности в опылителях. Для загрузки медового зобика за один вылет пчела должна посетить в зависимости от нектаропродуктивности растений 80-150 цветков. Такое же число цветков пчела должна посетить для сбора пыльцы и формирования обножек. В двух обножках пчелы массой около 15-20 мг содержится свыше 3 млн. пыльцевых зерен. К телу пчелы, покрытому волосяным покровом, при многократном посещении цветков пристают тысячи разнокачественных пыльцевых зерен, которые переносятся на рыльце пестиков. При чем каждый цветок посещается пчелами в течение его жизни обычно не одни, а много раз. Таким образом обеспечиваются наилучшие условия для избирательного опыления и оплодотворения. Вот почему в условиях современного интенсивного земледелия только правильная организация опыления энтомофильных культур пчелами служит необходимым элементом агротехнического комплекса для получения высоких урожаев, улучшения качества продукции и снижения ее себестоимости.


5.Значение насекомых в жизни человека


В жизни и хозяйственной деятельности человека имеют как положительное, так и отрицательное значение.

Из более чем 1 млн. видов насекомых настоящие вредители, с которыми нужно бороться, составляют около 1%. Основная масса насекомых безразлична для человека или приносит пользу. Одомашненные насекомые - медоносная пчела и тутовый шелкопряд, на их разведении основаны пчеловодство и шелководство. Медоносная пчела дает мед, воск, прополис (пчелиный клей), апилак (пчелиный яд), маточное молочко; тутовый шелкопряд - шелковую нить, выделяемую прядильными железами гусеницы при постройке кокона, нить шелка непрерывна, до 1000 м длины. Кроме этих насекомых ценную продукцию дают: гусеницы дубового коконопряда, их более грубая шелковая нить идет на изготовление ткани чесуча; лаковые червецы выделяют шеллак - воскоподобное вещество с изоляционными свойствами, используемое в радио- и электротехнике; карминные червецы (мексиканская и араратская кошенили) дают красную краску кармин; жуки-нарывники выделяют едкое вещество кантаридин, используемое для изготовления нарывного пластыря.

Насекомые-опылители, представители многих отрядов, среди которых важное место занимают перепончатокрылые, повышают урожаи семян, ягод, плодов, цветов многих культурных растений - плодово-ягодных, овощных, кормовых, цветочных.

Плодовая мушка дрозофила, благодаря своей плодовитости и скорости размножения, - не только классический объект исследований генетики, но и одно из идеальных подопытных животных для биологических исследований в космосе. Ископаемых насекомых используют в стратиграфии для определения возраста осадочных пород.



6.Насекомые, причиняющие ущерб человеку


Из громадного числа описанных видов насекомых (около 1 000 000) лишь незначительная часть, около 1 %, прямо или косвенно причиняет вред человеку.

Эстетическое значение насекомых заключается в том, что многие бросающиеся в глаза красивые бабочки, жуки, стрекозы, шмели и другие вызывают чувства радости и восхищения.

Насекомые-вредители - (insect pest), насекомые, которые могут вызывать смерть или причинять вред человеку, его домашним животным, пищевым запасам или другим продуктам растительного происхождения. Термин применяется также ко многим насекомым, которые больше надоедают людям, чем представляют серьёзную угрозу. Насекомые-вредители, причиняющие серьёзный вред здоровью человека, имеют особое значение в странах с теплым климатом и в тропиках, из них самые опасные комары. Они переносят возбудителей различных форм малярии, жёлтой лихорадки и др. опасных заболеваний. Блохи передают человеку от крыс бубонную чуму. Среди насекомых, вредящих домашним животным, можно назвать мух цеце, оводов, пухоедов, жигалок и вшей. Каждый вид растений, используемых человеком, имеет собственных насекомых-вредителей, которые поедают либо все растение целиком, либо его части. Корнями питаются хрущи, проволочники (личинки щелкунов) и др. насекомые. Среди насекомых-вредителей, питающихся надземными частями растений, наибольшее значение имеют тли, щитовки и саранчовые, но существенный вред причиняют и многие гусеницы.

Примером насекомых, досаждающих человеку, могут быть кусающие летом комары, мошки и жалящие осы. Домашние насекомые-вредители - это тараканы, чешуйницы, платяная моль и постельные клопы; ни одно из них не опасно смертельно, но считается, что почти все они могут угрожать здоровью человека.



7.Полезные насекомые


Коровка семиточечная (Coccinella septempunc-tata L.). Маленький черный жук, длиной 6- 8 мм, с красными надкрыльями, на которых четко вырисовываются 7 черных кэуглых пятнышек, благодаря чему насекомое и получило свое название. Жуки хорошо летают, с удивительной точностью находят колонии тлей, которых они с жадностью поедают. Тут же на листьях или ветках самки откладывают кучки желтых блестящих яиц. Из них выходят маленькие черные шестиногие личинки, которые сразу же начинают поедать тлей, как и взрослые особи. Там, где поселились коровки, тля бывает полностью уничтожена. Такую картину часто можно наблюдать в садах, на ягодниках и в плодовых питомниках. Зимуют жуки в щелях построек, под опавшими листьями, в сукой траве и других местах. Рано весной, после перезимовки они еыходят из своих убежищ, выползают на деревья и начинают поедать вредителей. В благоприятные годы коровки (их еще называют божьими коровками) быстро размножаются и съедают не только тлей, но и других мелких вредителей. В поисках пищи и воды они в массе скапливаются вблизи водоемов, на побережье морей, на скалах, ползают по дорогам, где большое количество их погибает под ногами прохожих. В такое время коровок следует спасать от гибели, собирать в специальные ящики из густой сетки и хранить в холодильниках или в подвалах в холодных местах с тем, чтобы весной выпустить их на растения, поврежденные тлями.

Коровка двухточечная (Adalia bipunctata L.). Жучок длиной 3-4 мм, с красными надкрыльями, на которых имеются 2 черных круглых пятнышка. Живет и питается так же, как и семиточечная коровка.

Сирф перевязанный (Syrphus ribesii L.K Двукрылое насекомое, черного цвета с ярко-желтыми перевязями на брюшке. По внешнему виду больше напоминает осу, чем муху. Длина тела 11 -12 мм. Самка отыскивает колонии тлей и откладывает яйца на повреждаемые ими листья. уИз яиц выходят желтоватые или зеленоватые безногие личинки, похожие на крошечную пиявку. Личинки очень прожорливы: каждая в течение своей жизни съедает до 2000 тлей.

Златоглазка (Chrvsopa perla L.). Нежное голубовато-зеленое стройное насекомое с четырьмя прозрачными крыльями, золотистыми глазами и длинными усиками. Длина тела 12-15, размах крыльев 25-30 мм. Откладывает продолговатые изумрудные яйца на листья и стебли растений, повреждаемых тлями. Из яиц через несколько дней выходят сероватые шестиногие личинки. Они быстро бегают и своими длинными острыми челюстями хватают тлей, высасывают их, оставляя только шкурки, которые нагромождаются на спинках личинок. Из шкурок тлей личинки златоглазки делают себе коконы перед окукливанием. Зимуют взрослые златоглазки в помещениях. При надвигающейся опасности златоглазка выделяет стойкий неприятный запах, который отпугивает врагов.

Ктырь (Selidopogon diadema F.). Хищное двукрылое насекомое, похожее на муху. Самец черного цвета, с буроватыми прозрачными крыльями; самка бурая, с желтовато-бурым рисунком на груди и брюшке, серыми крыльями с желтым основанием. Длина тела 18-22 мм. Питается насекомыми, прокалывая их твердым хоботком и высасывая лимфу. Часто ловит вредителей на лету. Встречается на листьях и на почве в садах, на полях и огородах, где подкарауливает добычу. Личинки также питаются насекомыми, живущими в почве.

Стрекоза (Leptetrum quadrimaculatum L.). Хищное насекомое, с большими сложными глазами, занимающими большую часть поверхности головы, крепким грызущим ротовым аппаратом и двумя парами прозрачных длинных узких крыльев с густой сетью жилок. Крылья у стрекозы всегда расположены перпендикулярно к телу. Летают очень быстро, на лету вылавливая множество мелких насекомых, особенно комаров, мошек, молей и других вредителей, чем приносят большую пользу человеку. Личинки живут в прудах, речках и питаются мелкими водяными животными. В СССР насчитывают около 200 видов стрекоз.

8.Насекомые вредители поля и огорода


Насекомые вредители поля и огорода - это достаточно серьезная проблема. В настоящее время существует огромное количество различных видов насекомых - вредителей, которые готовы уничтожить наш урожай. Они повреждают как молодые посадки, так и взрослые растения. Для того, чтобы защитить свой урожай от вредителей, их нужно знать.


9.Виды насекомых вредителей


Насекомые - это многочисленный класс, включающий более миллиона различных видов:

прямокрылые

равнокрылые

перепончатокрылые

двукрылые.

Подразделяют насекомых на группы повреждающие разные части растений:

вредители, повреждающие корневую систему растений

вредители всходов и сеянцев

вредители надземной части

вредители листвы и побегов.

Самый большой вред огородам и полям наносят массовые размножения насекомых-вредителей - саранчи, тли, бабочки, жуки. Особенно вредна саранча, она самая прожорливая. Потомство одной самки за свою жизнь способно съесть 300 кг растений! Саранча образовывает стаи до десяти миллиардов особей, длиной 120 км. Такая стая может пролетать без остановки 2000 км!


10.Описание самых распространенных вредителей

прямокрылый насекомые растение

Подземные части растений - клубни, луковицы, корни и корневища - повреждаются медведками, личинками майских жуков, кузнечиками, некоторыми видами мух, гусеницами некоторых видов бабочек.

Зачатки и семена растений страдают от нашествия прожорливых клопов, жуков, долгоносиков, личинок жуков и бабочек.

Наземные части растений повреждаются колорадскими жуками, свекловичными долгоносиками, жуками-кузнечиками.

Особенно опасен для картофеля колорадский жук. За лето вырастает два-три поколения жуков. И жуки и личинки питаются листьями картофеля. Взрослый жук и его личинки за сезон способен уничтожить 100 тыс. кустов картофеля!

Свекле самый большой вред наносит свекольный долгоносик. Из отложенных самками яиц развиваются червеобразные личинки, которые питаются корнями свеклы.

Жуки-щелкуны вредят многим растениям. Личинки жуков-щелкунов называют проволочниками. Они практически всеядны, поражают картофель, морковь, свеклу, дайкон, редис, корневую петрушку. Вредят также бахчевым растениям - арбузам, дыням, тыквам и кабачкам.

Огромный ущерб полям и огородам приносят белянки и озимые совки. Гусеницы белянки питаются растениями семейства Капустные. Гусеницы озимой совки уничтожают семена и появившиеся ростки.

Наносят вред полевым и огородным растениям и некоторые мухи. Самки луковой мухи поражают лук и чеснок. Они откладывают яйца на землю возле этих растений. Появившиеся личинки вползают в луковицы, в листья, выедают в них многочисленные ходы. Вскоре растения пожелтеют и засохнут.

Личинки капустной и морковной мухи приносят огромный вред редису, сельдерею, корневой петрушке, моркови, растениям семейства Капустные.

Созревшие плоды пшеницы, ржи и ячменя страдают от нашествия хлебного жука-кузьки. Взрослые жуки поедают зерновки. Один жук уничтожает 9-10 колосьев.



Список литературы


.Биология: Животные: Учеб. для 7 кл. сред. шк. / Б. Е. Быховский, Е. В. Козлова, А. С. Мончадский и др.; Под. ред. М. А. Козлова. - 23-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 256 с.: ил.

.. Насекомые в природе, ВоронцовП.Т., Ленинград, «НЕВА», 1988г.

.Жизнь насекомых, ФабрЖ.А., Москва, «ТЕРРА»,1993г.

.Определитель насекомых, Н.Н.Плавильщиков, 1994г.

.Нравы насекомых, Фабр Ж.А., 1993г.

.Тайны мира насекомых, Гребенников В., 1990 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Статьи по теме: