Аполлон кузьмин - крещение киевской руси. Культура домонгольской руси

Рабочий лист 1

Прочитайте документы и ответьте на вопросы

Документ 1

И когда Философ радовался о Боге, вновь приспело иное дело и труд не меньше прежних.
Ибо Ростислав, моравский князь, наставляемый Богом, посоветовавшись с князьями и мораванами, послал к цесарю Михаилу сказать: «Люди наши отвергли язычество и последовали христианскому учению, но мы не имеем такогоучителя, который бы нам на нашем языке объяснил христианскую веру, чтобы и другие страны, видя это, уподобились нам. Пошли нам, владыка, епископа и учителя такого. Ведь от вас во все страны всегда добрый закон исходит».
Собрал цесарь совет, призвал Константина Философа и дал ему выслушать эти слова. И сказал: «Философ, знаю, что ты утомлен, но подобает тебе идти туда. Ведь этого дела никтодругой не может исполнить так, как ты». Отвечал Философ: «И усталый телом и больной с радостью пойду туда, если они имеют письмена для своего языка». Сказал ему цесарь: «Дед мой и отец мой и другие многие пытались найти их, но не нашли. Так как же я могу найти это?» И сказал Философ: «Кто может на воде записать беседу или захочет приобрести прозвище еретика?» Отвечал ему вновь цесарь, и с Вардою, дядейсвоим: «Если ты захочешь, то может Бог дать тебе то, что дает всем, просящим, без сомнения, и отворяет всем стучащимся».
Пошел Философ, и по прежнему своему обычаю обратился к молитве вместе с другими помощниками. И вскоре явился ему Бог, внимающий молитвам рабов своих. И тогда он составил письмена и начал писать евангельские слова: «В начале было слово, и слово было у Бога, и Бог был слово» ипрочее.

Какое историческое событие нашло отражение в приведенном выше отрывке из «Жития Константина – Кирилла»? Какое значение оно имело для культуры Руси?
_____ Этим историческим событием является начало славянской письменности. Это означало скачок в развитии культуры, так как письменность является важнейшим средством закрепления и передачи во времени и в пространстве знаний, мыслей, идей,сохранения и распространения достижений культуры.

Документ 2

В год 6497. После этого жил Владимир в христианском законе, и задумал создать церковь пресвятой Богородице, и послал привести мастеров из Греческой земли. И начал ее строить, и, когда кончил строить, украсил ее иконами, и поручил ее Анастасу Корсунянину, и поставил служить в ней корсунских священников, дав ей все, что взял перед этимв Корсуни: иконы, сосуды и кресты.
В год 6504. Увидел Владимир, что церковь построена, вошел в нее и помолился Богу, говоря так: «Господи Боже! Взгляни с неба и воззри. И посети сад свой. И сверши то, что насадила десница твоя, – новых людей этих, сердце которых ты обратил к истине познать тебя, Бога истинного. Взгляни на церковь твою, которую создал я, недостойный раб твой, во имя родившейтебя матери приснодевы Богородицы. Если кто будет молиться в церкви этой, то услышь молитву его, ради молитвы пречистой Богородицы». И, помолившись Богу, сказал он так: «Даю церкви этой святой Богородицы десятую часть от богатств моих и моих городов». И уставил так, написав заклятие в церкви этой, сказав: «Если кто отменит это, – да будет проклят». И дал десятую часть Анастасу Корсунянину. Иустроил в тот день праздник великий боярам и старцам градским, а бедным роздал много богатства.

О каком церковном сооружении ведется речь в отрывке из «Повести временных лет»? Когда его строительство было начато и завершено?
________________________________________________________________________ Это строительство Десятинной церкви. Строительство начато в 989 г. и завершено 996 г.________________________________________________________________________________________________________________________________

Документ 3

Господи, благослови, отче! – «Род праведных благословится, – говорит пророк, – и потомки их благословенны будут». Так и свершилось незадолго до наших дней при самодержце всей Русской земли Владимире, сыне Святославовом,...

«РОДНОЕ СЛОВО класс РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ Допущено Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (ОРОиК РПЦ 15-007-009) Допущено к распространению Издательским...»

-- [ Страница 2 ] --

Напишите в творческую тетрадь небольшой рассказ, раскрывающий смысл этого крылатого слова и сделайте к нему рисунок. Прочтите свой рассказ на уроке в классе и покажите сделанный вами к нему рисунок - и пусть учащиеся догадаются, о каком крылатом выражении идёт речь, а также назовут басню, из которой пришло это крылатое выражение.

В. Используя любое издание басен И.А.Крылова, найдите самостоятельно и выпишите в свою творческую тетрадь другие крылатые выражения, не приведённые в хрестоматии.



УРОК 11. КАК НАШЕ СЛОВО ОТЗОВЁТСЯ?

Задание 1.

А. Ответьте на вопрос: что означает слово «сочувствие»?

_______________________________________________________________________

Б. Проявляете ли вы в своей жизни сочувствие? Напишите о таких случаях.

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

–  –  –

Задание 3.

А. Прочтите в хрестоматии сказку К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб». Ответьте на вопросы:

1. В чём, на ваш взгляд, заключается мудрость этой сказки?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2. Почему сказка называется «Тёплый хлеб»? Как вы понимаете значение эпитета «тёплый»?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

3. О чём заставила вас задуматься сказка «Тёплый хлеб»?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Б. Решите небольшой кроссворд.

По вертикали: 3. Имя мельника. 4. Как звали мальчика?

5. Кличка коня.

Задание 4.

Напишите, почему человек должен быть ответственным за свои слова.

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 5.

А. Прочтите стихотворения по теме урока в хрестоматии (стр. 84–86), а также в тексте урока.

Сравните стихотворение М. Дмитриева «Слово» с евангельскими словами, приведёнными в тексте урока. Ответьте на вопрос: какая главная мысль содержится в них? Какой важный вывод для себя необходимо сделать?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Б. Выучите наизусть стихотворение М. Дмитриева «Слово» и запишите его по памяти в свою творческую тетрадь.

Задание 6.

А. Прочтите в хрестоматии отрывок из «Жития преподобного Макария Египетского» (стр. 86–87).

Ответьте на вопрос: какое наставление о влиянии слов даёт своим ученикам преподобный Макарий?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Б. Подберите подходящие стихотворные строчки или цитаты русских писателей на ту же тему, встретившиеся вам в предыдущих уроках. Например, строки из стихотворений В.А.Солоухина или Н.И.Рыленко, приведённых в учебном пособии (стр. 51, 63) и другие:

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 7.

А. Прочтите в хрестоматии высказывания о слове из Библии и святых отцов (стр. 87–88).

Выпишите в творческую тетрадь себе на память и для размышления одно из них.

Б. Напишите в свою творческую тетрадь сочинение-рассуждение на тему «Как мы должны относиться к слову и почему», не забывая подкреплять свои мысли цитатами из хрестоматии и учебного пособия.

Задание 8.

Прочтите в хрестоматии поговорки, относящиеся к теме урока (стр. 98), и запишите в свою творческую тетрадь три наиболее понравившихся вам.

ТАКИЕ РАЗНЫЕ СЛОВА

(ЗАВЕРШЕНИЕ ПЕРВОГО РАЗДЕЛА)

Задание 1.

Какие группы слов вы изучали на уроках «Родного слова»? Перечислите их.

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 2.

А. Ответьте на вопросы:

1. Что значит словосочетание «доброе слово»?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2. Что значит словосочетание «худое слово»?

_______________________________________________________________________

Б. Подберите синонимы к прилагательным «добрый» и «худой». [Воспользуйтесь словарями синонимов русского языка.] _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

В. С чем можно сравнить доброе слово? С чем можно сравнить худое слово?

Придумайте афоризмы на оба случая.

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 3.

Сыграйте в игру «Третий лишний».

В каждой группе синонимичных слов - два исконно русских и одно заимствованное или два современных и одно старинное (и наоборот).

В каждой группе найдите «третье лишнее» и укажите в скобках его порядковый номер в группе:

Например: Брань – война – битва (1-е - старинное.) Алкать – желать – жаждать _______________________________________________________________________

Удалить – выгнать – изгнать _______________________________________________________________________

Свергнуть – низвергнуть – развенчать _______________________________________________________________________

Оптимальный – наилучший – благоприятный _______________________________________________________________________

РАБОТА С ХРЕСТОМАТИЕЙ, ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ПРОЕКТЫ

Задание 4.

А. Прочтите стихотворения, приведённые ниже:

–  –  –

*** Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушно холодом дышать, Призывом стать, и отзывом, и зовом Способно слово, изменяя лад.

И величают, и клянутся словом, Напутствуют, и славят, и чернят.

Яков Козловский СЛОВО Нет силы сильнее, чем слову дана.

И властвует в мире над всеми она.

И гнев ли священный, порыв ли святой - Всё будит в нас слово, луч сердца живой.

Свободное слово к народу дойдёт, Укажет дорогу не вспять, а вперёд, Заронит желанье учиться и знать, Заставит бороться и твёрдо стоять.

Правдивое слово в сердца западет, И - дайте лишь время - плоды принесёт.

Оно обессилит неправду и гнёт.

И людям усталым луч солнца блеснёт.

Заветное слово, как светоч во мгле, Откроет к свободе всем путь на земле, Зарю призывая и верой бодря, И дрогнет мрак жизни, и вспыхнет заря.

Нет силы сильнее, чем слову дана, Господствует в мире над всеми она.

И гнев ли священный, порыв ли святой - Всё будит в нас слово, луч солнца живой.

Павел Заякин Б. Напишите в своей творческой тетради сочинение на тему «Такие разные слова», отвечая на следующие вопросы: какие бывают слова, почему слова бывают такие разные, от чего это зависит? В конце сочинения сделайте вывод: что нового я узнал, изучив этот раздел, чему научился и почему так важно внимательно относиться к своим словам, к своей речи.

В ходе написания сочинения воспользуйтесь всеми имеющимися на эту тему материалами хрестоматии, учебного пособия, а также записями в своей творческой тетради.

УРОК 12. «В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО»

Задание 1.

Как известно, передавать друг другу информацию могут разные существа.

Свой особый «язык» есть у пчёл, муравьёв и т.д. Но каким даром обладает только человек? Ответьте на этот вопрос, завершив высказывание известного русского писателя Л. В. Успенского.

Много на земле живых существ. Из них только человек обладает _______________________________________________________________________

Задание 2.

А. Напишите слова, которые были первыми написаны на славянском языке.

_______________________________________________________________________

Б. Напишите эти слова по-церковнославянски. [В этом вам может помочь иллюстрация к уроку.] _______________________________________________________________________

В. Напишите название книги, в которой были записаны эти слова.

_______________________________________________________________________

Задание 3.

Ответьте на вопросы:

1. Какие исторические источники донесли до нас сведения о времени создания славянской письменности и её создателях?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2. Почему именно Евангелие было первой книгой, переведённой на церковнославянский язык?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

3. Каким было первое поэтическое произведение на церковнославянском языке?

_______________________________________________________________________

Задание 4.

Приведите слова, из «Пригласия к Евангелию», в которых сказано о слове - «пище для душ человеческих».

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 5.

Ответьте на вопрос: в каком году в России был возрождён праздник День славянской письменности и культуры?

_______________________________________________________________________

РАБОТА С ХРЕСТОМАТИЕЙ, ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ПРОЕКТЫ

Задание 6.

А. Прочтите в хрестоматии стихотворения по теме урока (стр. 100–101).

Запишите в творческую тетрадь наиболее понравившееся вам стихотворение и выучите его наизусть.

Б. Сравните стихотворения с текстом «Пригласия к Евангелию», приведённом в учебном пособии (стр. 69–70). Выделите их общую мысль. Запишите строчку из «Пригласия», в которой эта общая мысль выражена:

_______________________________________________________________________

В. Ответьте на вопрос: что даёт нам чтение слова Божия?

_______________________________________________________________________

Задание 7.

А. Прочтите в хрестоматии стихотворение «Сеятель» (стр. 102). Оно представляет собой стихотворное переложение одной известной евангельской притчи с её объяснением.

Ответьте на вопрос: о какой евангельской притче идёт речь?

_______________________________________________________________________

Б. Найдите в Евангелии эту притчу и прочтите её.

Ответьте на вопросы: о чём иносказательно повествует эта притча? Что такое семя и почва, куда падает семя, брошенное сеятелем? Как вы думаете, почему так происходит?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 8.

А. Прочтите в хрестоматии главу «Дар слова» из книги А. С. Шишкова «Славянорусский корнеслов» (стр. 103–105).

Ответьте на вопросы:

1. В чём состоит главное преимущество человека перед животными?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2. Что мы называем даром слова?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

3. К какому выводу о значении языка и словесности приходит автор в конце произведения?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Б. Напишите в свою творческую тетрадь рассуждение на тему по выбору:

«О значении слова и словесности», «Слово как дар Божий человеку».

УРОК 13. КИРИЛЛИЦА

Задание 1.

Читали ли вы книги о создателях славянской азбуки святых Кирилле и Мефодии? Назовите эти книги.

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 2.

Прочтите отрывок из жития святого Кирилла.

«Благоразумно отвечал им философ: „Не на всех ли равно изливается дождь от Бога, по слову евангельскому, и солнце не всем ли равно сияет, и не все ли одинаково дышим мы воздухом? Как же не стыдитесь вы три только признавать языка, а прочим повелеваете быть глухими и немыми, как будто Господь не может даровать им тот же дар!“»

Пользуясь хрестоматией к учебнику, ответьте на вопросы:

1. О каких трёх языках говорит святой?

_______________________________________________________________________

2. Как вы думаете, кому адресованы его слова?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 3.

А. Напишите две буквы церковнославянской азбуки, которые обозначают один звук [ф].

_______________________________________________________________________

Б. Ответьте на вопросы:

1. С какой буквы начинается в церковнославянском языке имя Фёдор?

_______________________________________________________________________

2. От какого греческого слова образовано это имя?

_______________________________________________________________________

3. Как переводится имя Фёдор на русский язык?

_______________________________________________________________________

Задание 4.

Ответьте на вопрос: чем различаются слова «мир» и «мiр»?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 5.

А. Как вы узнали на уроке, славянские буквы ранее служили ещё и цифрами.

Пользуясь таблицей, приведённой в тексте урока, запишите следующие числа по-церковнославянски:

17 __________________________________________________________________

500_________________________________________________________________

9 ___________________________________________________________________

122_________________________________________________________________

14 __________________________________________________________________

60 __________________________________________________________________

15 __________________________________________________________________

96 __________________________________________________________________

13 __________________________________________________________________

70 __________________________________________________________________

8000________________________________________________________________

30 __________________________________________________________________

2000________________________________________________________________

4 ___________________________________________________________________

Б. Попробуйте записать с помощью славянских букв текущий год:

_______________________________________________________________________

РАБОТА С ХРЕСТОМАТИЕЙ, ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ПРОЕКТЫ

Задание 6.

Прочтите в хрестоматии тексты: «Сказание о письменах» черноризца Храбра (стр. 107–109), «Из истории русской письменной культуры» (стр. 117–118) и отрывок их «Жития преподобных Кирилла и Мефодия» (стр. 119–122).

Ответьте на вопросы:

1. О чём повествует «Сказание о письменах» черноризца Храбра?

_______________________________________________________________________

2. Почему именно Кирилл и Мефодий были призваны для просвещения славян?

_______________________________________________________________________

3. Почему, несмотря на болезнь, Кирилл не отказался идти к славянам?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

4. Как именно святые Кирилл и Мефодий создавали азбуку для славян?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

5. Сколько букв создал святой Кирилл?

_______________________________________________________________________

6. Какие первые книги перевели Кирилл и Мефодий на славянский язык?

_______________________________________________________________________

7. Сколько на всё это им понадобилось времени?

_______________________________________________________________________

Задание 8.

А. Прочтите в хрестоматии стихотворения о святых просветителях славян (стр. 110–116). Подготовьте для выразительного чтения и выучите наизусть одно из них.

Б. Перепишите из хрестоматии в свою творческую тетрадь стихотворение «Слово» И. А. Бунина (стр. 110).

ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК

Задание 1.

Напишите имена создателей церковнославянского языка:

_______________________________________________________________________

Задание 2.

Ответьте на вопрос: какие книги «с прилежанием читать» советовал «всем любителям отечественной словесности» великий русский учёный М. В. Ломоносов?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 3.

Заполните пропуски в церковнославянских словах:

в__скресе, сребр__любие, мр__вий, бе__смертный, дажд__, небес__х, при__дет Задание 4.

А. Напишите на церковнославянском языке начало Молитвы Господней: Отче наш, Иже еси на небесех.

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Б. Напишите слово, которое употреблено здесь в звательном падеже:

_______________________________________________________________________

Задание 5.

Напишите русскими буквами это торжественное церковное песнопение:

Ви1дэхомъ свётъ и4стинный, пріsхомъ д¦а небeснаго, њбрэт0хомъ вёру и4стинную, нераздёльнэй трbцэ покланsемсz: тa бо нaсъ спаслA є4сть.

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 6.

Прочтите в хрестоматии стихотворение О. Дмитриева о церковнославянском языке (стр. 123).

Выпишите из этого стихотворения строки, в которых автор говорит о церковнославянских словах, даёт им яркие характеристики и сравнения:

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 7.

Прочтите в хрестоматии отрывок из слова святителя Димитрия Ростовского «Цветочки благоуханные» (стр. 127–129).

Выпишите из текста наиболее часто повторяющиеся в нём церковнославянские слова и поясните, что они означают.

_______________________________________________________________________

Задание 8.

Прочтите в хрестоматии отрывок из произведения «Торжество Православия»

(стр. 124–127).

Ответьте на вопросы:

1. Как дедушка Влас образно называет сокровища церковнославянского языка. Приведите несколько данных им ярких сравнений:

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2. Чему мы можем поучиться у героев рассказа В.А.Никифорова-Волгина?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 9.

Прочтите в хрестоматии рассказ В.И.Даля «Перевод со славянского»

(стр. 130–132).

Ответьте на вопрос: что нового вы узнали из этого рассказа? На каком языке совершается Богослужение у сербов, болгар, русских и других славянских народов?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

УРОК 15. ПЕРВЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ НА РУСИ

Задание 1.

Ответьте на вопросы:

1. Что представляла собой находка академика В. Л. Янина в 2000 году в Великом Новгороде, названная журналистами «звёздным часом отечественной археологии»?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

3. Как учёные называют эту находку?

_______________________________________________________________________

Задание 2.

Напишите начало первого псалма, с которого в Древней Руси начиналось обучение грамоте:

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

РАБОТА С ХРЕСТОМАТИЕЙ, ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ПРОЕКТЫ

Задание 3.

Нарисуйте «грамоту» - послание от себя мальчику Онфиму.

Задание 4.

А. Прочтите в хрестоматии отрывок из статьи известных учёных о Новгородской Псалтири (с. 133–137).

Ответьте на вопросы:

1. Что интересного вы узнали из этой статьи об уникальной находке 2000 года?

_______________________________________________________________________

2. О каком открытии в области археологии идёт в ней речь?

_______________________________________________________________________

3. Каким временным интервалом датируется найденная древнейшая книга Древней Руси?

_______________________________________________________________________

4. Как была названа эта древнейшая книга?

_______________________________________________________________________

5. Что она собой представляет?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

6. Чем эта книга являлась на Руси?

_______________________________________________________________________

Б. Напишите маленькое сочинение по материалам урока и хрестоматии на тему «Как наши предки учились грамоте. Какими были первые учебные пособия на Руси».

УРОК 16. ДРЕВНЕРУССКАЯ КНИГА

Задание 1.

Ответьте на вопросы:

1. К какому веку относятся старейшие сохранившиеся русские рукописные книги?

_______________________________________________________________________

2. Сколько рукописных книг сохранилось от XI–XII веков?

_______________________________________________________________________

3. Почему большинство древнерусских книг не сохранилось до нашего времени?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

4. Почему «Киевская Псалтирь» признана одной из самых лучших русских рукописных книг?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

5. Из каких материалов в древнерусских книжных мастерских делали чернила?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

6. В старину говорили «Книжное слово в жемчугах ходит». Как вы понимаете это выражение? Почему древние книги были дорогими?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 2.

А. Назовите самую древнюю русскую датированную рукописную книгу.

_______________________________________________________________________

Б. Назовите другие известные вам древнейшие рукописные книги.

54 _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 3.

Разгадайте кроссворд и узнайте, как называлась древнерусская книжная мастерская.

1. Книга псалмов. 2. Сборник для чтения. 3. Имя переписчика «Киевской Псалтири». 4. Богослужебный сборник. 5. Материал для письма из телячьей или бычьей кожи. 6. Книжная иллюстрация. 7. Составитель Изборника 1076 года. 8. Новгородский посадник, по заказу которого была создана древнейшая из датированных рукописных книг. 9. Заглавная буква в древнерусских книгах. 10. Переписчик Остромирова Евангелия.

РАБОТА С ХРЕСТОМАТИЕЙ, ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ПРОЕКТЫ

Задание 4.

Прочтите в хрестоматии стихотворении А. Жигулина (стр. 138) и выучите его наизусть.

Ответьте на вопрос: о чём так болит душа у автора этого стихотворения?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 5.

Прочтите в хрестоматии отрывок из книги известнейшего историка нашего времени академика Н. Н. Покровского «Путешествие за редкими книгами»

под названием «Скрипторий» (стр. 139–142).

Ответьте на вопросы:

1. Чему посвящён этот отрывок?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

4. Как осуществлялось переписывание книг в скрипториях?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

5. Сколько времени занимала у писца переписка книги в 200–300 листов?

_______________________________________________________________________

Задание 6.

Ответьте на вопросы:

1. Кто на Руси занимался переписыванием книг?

_______________________________________________________________________

2. Почему труд переписчика считался высоким служением, а самого переписчика сравнивали с пчелой?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

3. Какими качествами, по словам архимандрита Иннокентия (Просвирнина), должен обладать человек, который переписывает книги?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

4. Как вы думаете, почему на Руси всегда было особое благоговейное отношение к книге?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

5. Почему каждая древнерусская рукописная книга, дошедшая до нас, - огромная ценность?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

УРОК 17. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Задание 1.

Перечислите известные вам произведения древнерусской литературы.

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 2.

Ответьте на вопросы:

1. О чём писали древнерусские летописцы?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2. Почему учёные особо интересуются древнерусскими летописями?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

3. Как называется древнейший русский летописный свод?

_______________________________________________________________________

4. Как сохранилась «Повесть временных лет»?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 3.

Прочтите отрывки из «Поучения Владимира Мономаха». Это «Поучение»

высоко ценилось в Древней Руси.

58 «Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека...

Куда же пойдёте и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришёл, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, - то пищей и питьём: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым...

Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь - как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать:

что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится...

Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите».

Ответьте на вопрос: какими советами из «Поучения» вы сегодня можете воспользоваться?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

РАБОТА С ХРЕСТОМАТИЕЙ, ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ПРОЕКТЫ

Задание 4.

А. Прочтите в хрестоматии «Плач Ярославны» (стр. 144–145), стихотворение «Летописец» (стр. 143–144).

Ответьте на вопросы:

1. Почему тяжёлый труд летописца столь необходим?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2. За что прославляется нелёгкий труд летописца?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Б. Возьмите в библиотеке любое издание «Слова о полку Игореве». Перескажите кратко сюжет этого памятника древнерусской литературы.

В. Выучите наизусть «Плач Ярославны».

Задание 5.

А. Прочтите в хрестоматии отрывок из «Повести временных лет» (стр. 155– 156).

Ответьте на вопросы:

1. О каких событиях повествует этот отрывок?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2. С кем сравнивает летописец Ярослава Мудрого, за какие качества и деяния прославляет его летописец?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Б. Запишите в свою творческую тетрадь отрывок о пользе книжного чтения.

Задание 6.

А. Прочтите в хрестоматии отрывок из «Поучения Владимира Мономаха»

(стр.145–151).

Ответьте на вопросы:

1. Для кого писал это «Поучение» князь Владимир Мономах?

_______________________________________________________________________

2. Чему он учил?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

3. Что больше всего беспокоило великого князя?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

4. Какие выводы можно сделать, прочитав этот отрывок из «Поучения»: о чём свидетельствует «Поучение»? чему можем мы научиться из него?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Б. Выпишите себе на память в творческую тетрадь некоторые из наставлений князя Владимира Мономаха - самое важное, на ваш взгляд, приложимое к вашей жизни.

Задание 7.

Выпишите в свою творческую тетрадь из текста урока начало из «Слова о погибели Русской земли», выучите наизусть этот отрывок.

Ответьте на вопрос: каким чувством пронизано это произведение, как и вся древнерусская литература?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

УРОК 18. ЖИТИЯ СВЯТЫХ

Задание 1.

Ответьте на вопросы:

1. Почему в древнерусских книгах монаха - переписчика книг - нередко сравнивали с пчелой?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2. Что представляли собой сборники-книги под названием «Пчела», «Луг духовный»?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

3. Как вы понимаете поговорку «Не хлебом единым»? Откуда пошло это выражение?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

4. Что является для православного человека «пищей духовной»?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 2.

Заполните пропуски:

Жития святых во многих семьях читались по церковному календарю - ____________________. Сведения из житий святых нередко включались в состав ______________________. Сборники житий святых назывались ____________________, то есть «месячные чтения». Раздел филологии, который изучает жития святых, называется ____________________. При жизнеописании святого авторы часто пользовались словами из Евангелия, в которых он сравнивался со ______________.

Слова для вставки: русских летописей, Четьи Минеи, светильником, агиографией, «по святцам».

62 Задание 3.

А. Завершите евангельские слова, которые привёл Епифаний Премудрый в жизнеописании преподобного Сергия Радонежского.

Да светит свет ваш перед людьми ______________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Б. Ответьте на вопрос: для чего в текстах древнерусских житий используются цитаты и сравнения из Священного Писания?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 4.

А. Ответьте на вопрос: какие жития святых, кроме тех, что были названы на уроке, вы читали?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Б. Напишите небольшой рассказ об одном из святых.

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

РАБОТА С ХРЕСТОМАТИЕЙ, ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ПРОЕКТЫ

Задание 5.

Прочтите в хрестоматии «Житие святых Кирилла и Мефодия» (стр. 157–160).

Составьте краткий пересказ текста Жития, ответив на вопросы:

1. Почему святые равноапостольные Кирилл и Мефодий получили наименование первоучителей словенских?

_______________________________________________________________________

2. Откуда родом были святые братья?

_______________________________________________________________________

3. С какой целью они были отправлены в Моравию?

_______________________________________________________________________

4. Когда и как были призваны братья на святое дело просвещения славян?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

5. Кто из братьев решился составить для славян азбуку?

_______________________________________________________________________

6. В каком году был закончен перевод первой книги на славянский язык, и что это была за книга?

_______________________________________________________________________

7. О чём просил перед смертью святой Кирилл брата?

_______________________________________________________________________

8. За что начались гонения на святого Мефодия?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

9. За что особо почитают святых Кирилла и Мефодия в России и в Болгарии, что совершается в их память?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

10. Чему учит нас подвиг святых братьев?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 6.

А. Прочтите в хрестоматии отрывок из «Жития святого благоверного князя Александра Невского» (стр. 161–165).

Ответьте на вопросы:

1. Какой период жизни святого князя описан в этом отрывке?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2. О каком сражении в нём идёт речь?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Похожие работы:

«КИНОИНДУСТРИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Сентябрь ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПАНИИ «НЕВАФИЛЬМ», ПРИ УЧАСТИИ «RFILMS» И «ГРОТЕК»ДЛЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ ОБСЕРВАТОРИИ КИНОИНДУСТРИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Сентябрь 2010 ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПАНИИ «НЕВАФИЛЬМ», ПРИ УЧАСТИИ «RFILMS» И «ГРОТЕК» ДЛЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ ОБСЕРВАТОРИИ Киноиндустрия Российской Федерации Исследование выполнено компанией «Невафильм» при участии компании «RFilms» («Инвест Коллегия») и «Гротек» для Европейской аудиовизуальной...»

«ОРГАНИЗАЦИЯ A ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ Distr. GENERAL A/HRC/11/1 31 March 200 RUSSIAN Original: ENGLISH СОВЕТ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА Одиннадцатая сессия Пункт 3 повестки дня ПООЩРЕНИЕ И ЗАЩИТА ВСЕХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА, ГРАЖДАНСКИХ, ПОЛИТИЧЕСКИХ, ЭКОНОМИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ, ВКЛЮЧАЯ ПРАВО НА РАЗВИТИЕ Доклад Специального докладчика по вопросу о праве каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья Ананда Гровера Представляется с...»

«ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ: В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ДИАЛОГА ОПЫТ МЕЖЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ДИАЛОГА НА ПРОСТРАНСТВЕ СНГ НА ПРОСТРАНСТВЕ СНГ Материа лы М е ж д у н а р о д н о г о форума представителей стран СНГ 7-8 декабря 2011 года Москва, 201 УЧАСТНИКИ СЕМИНАРА-СОВЕЩАНИЯ: ученые, деятели культуры и образования, представители государственных органов, общественных организаций, духовные лидеры РФ и стран СНГ, в том числе:...»

«МИНИСТЕРСТВО МОЛОДЕЖИ И СПОРТА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА НА ПЕРИОД 2013-2020 ГГ. КИШИНЭУ, 2012 Под редакцией Манолаки В. Г., доктор хабилитат педагогических наук, профессор, мастер спорта, заслуженный тренер Республики Молдова СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ..6 1. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА (В. Г. Манолаки, В. Дорган, М. Быргэу, Н. Амброси, А....»

«ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ 1998 № 3 МЕТОДОЛОГИЯ И.Н. СЕМЕНОВ Акмеология новое направление междисциплинарных исследований человека* Социокультурный контекст развития акмеологии На исходе XX века и в преддверии третьего тысячелетия при возникновении глобально-кризисных проблем (экологических, демографических, социальных) особую остроту приобретает поиск новых возможностей и ресурсов для их рационального решения. Один из конструктивных путей связан с созданием инновационных высоких...»

«1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Математика» являются: – создание математического фундамента для изучения общенаучных дисциплин и дисциплин профессионального цикла, – воспитание математической культуры и понимания роли математики в различных сферах профессиональной деятельности.2. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина «Математика» является базовой дисциплиной математического цикла дисциплин Федерального государственного стандарта высшего профессионального...»

«ИНТЕГРАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БЫКОВ ЕВГЕНИЙ ВИТАЛЬЕВИЧ Уральский государственный университет физической культуры зав. каф. спортивной медицины и физической реабилитации доктор медицинских наук, профессор Современные проблемы: Изменения в законодательной базе ФКиС (новые стандарты; изменения в структуре подготовки спортсменов); Необходимость изучения основ спортивной тренировки; Слабый уровень подготовки...»

«1.ИСХОЖНЫЕ ДАННЫЕ И КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1 Основной целью изучения дисциплины «Культурология» является формирование у будущих бакалавров знаний базовых, ключевых понятий, составляющих теоретическую основу для понимания проблематики культуры, принципов развитие культурологических учений, существа основных проблем современной культурологии.1.2 Основными задачами дисциплины являются:выяснить основные подходы к определению понятия «культура»; определить основные взгляды на место...»

«ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ GOVERNMENT OF MOSCOW MOSCOW DEPARTMENT OF CULTURE ЕВРОАЗИАТСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ ЗООПАРКОВ И АКВАРИУМОВ EURASIAN REGIONAL ASSOCIATION OF ZOOS & AQUARIUMS МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗООЛОГИЧЕСКИЙ ПАРК MOSCOW ZOO ИНФОРМАЦИОННЫЙ СБОРНИК ЕВРОАЗИАТСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ АССОЦИАЦИИ ЗООПАРКОВ И АКВАРИУМОВ INFORMATIONAL ISSUE OF EURASIAN REGIONAL ASSOCIATION OF ZOOS AND AQUARIUMS ВЫПУСК № 34 ТОМ 1 ISSUE № 34 VOLUME 1 МОСКВА ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ...»

«Труды БГУ 2015, том 10, часть 1 Биотехнология УДК 633.88:602.3:57.086.83 РАЗРАБОТКА ЭФФЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ ДЕПОНИРОВАНИЯ КАЛЛУСНЫХ КУЛЬТУР ЦЕННЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ С.Н. Филиппова, Т.И. Дитченко, А.О. Логвина, В.М. Юрин Белорусский государственный университет, Минск, Республика Беларусь, e-mail: [email protected] Введение Проблема сохранения генофонда ценных лекарственных растений в настоящее время приобретает все большую актуальность ввиду стремительного сокращения ареалов...»

«Доклад заведующего отдела по делам молодежи, физкультуры и спорта администрации МР «Сухиничский район» об итогах работы по развитию молодежной политики, физической культуры и спорта за 2013 год и планах на 2014 год 15.01.2014 г. Малый зал администрации 15-00 час. Добрый день, уважаемые коллеги, Анатолий Дмитриевич! Мы пригласили сегодня всех, с кем работаем и с кем вместе строим молодежную политику на муниципальном уровне: заведующие отделами администрации, заместители по воспитательной работе...»

«Книжная летопись. Издано в Архангельской области в 2006 году. Обязательные экземпляры документов Архангельской области, поступившие в фонд библиотеки на 30.09.2014 Естественные науки Техника Сельское и лесное хозяйство Здравоохранение. Медицинские науки. Физкультура и спорт Общественные науки. Социология. Статистика Общественные науки. Социология Статистические сборники Исторические науки Экономика Политические науки. Юридические науки. Государство и право Политические науки. Юридические науки...»

«Критика и библиография КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ УДК 069.6:[ДЬЮИ+321.7] В. Г. Ананьев Hein G. E. Progressive Museum Practice: John Dewey and Democracy. Walnut Creek, California: Left Coast Press, Inc, 2012. 256 pp., ills. ISBN 978-1-59874-481-1 paperback [Хейн Дж. Э. Прогрессизм в музейной практике: Джон Дьюи и демократия. Уолнат Крик, Калифорния: Left Coast Press, Inc, 2012. 256 с., илл. ISBN 978-1-59874-481-1 paperback] На рубеже 1980 – 1990-х гг. в музейных исследованиях широкое распространение...»

««ПИТАНИЕ – СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ» АКСЕНОВА И.Г., к.с.н., Руководитель информационно-консультационного центра оздоровительного питания, руководитель проекта «ЮКИОР-Тенториум» Здоровье – это область взаимных интересов государства, общества, бизнеса и человека. Когда мы говорим о здоровье нации, то, определяя ответственность каждого из названных субъектов, ориентируемся на здоровый образ жизни и массовое занятие физкультурой и спортом,...»

«МУК «ГЛАЗОВСКАЯ РАЙОННАЯ ЦБС» ГЛАЗОВСКАЯ РАЙОННАЯ БИБЛИОТЕКА Информационные и методико-библиографические материалы по экологии Выпуск 8 Глазов, 201 Экологический вестник [Текст]: методико-библиографические материалы / составитель, тех. редактор., оформитель И.В.Каркина – Глазов: Глазовская районная библиотека, 2015 К ЧИТАТЕЛЮ В последнее время тема экологии очень актуальна. Вопросы о глобальном потеплении, о пагубном влиянии человеческой жизнедеятельности на экологию планеты Земля часто...»

«ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ управления образования администрации Сергиево-Посадского муниципального района о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования за 2014 год I. Анализ состояния и перспектив развития системы образования.1. Вводная часть.1.1. Общая социально-экономическая характеристика Сергиево-Посадского муниципального района. Сергиево-Посадский муниципальный район расположен в 70 км от Москвы, на северо-востоке Московской области, и занимает площадь 202,7 га....»

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ В. Е. ЧУРОВ УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ВСТРЕЧИ 28 ТЕКСТОВ Доклады, выступления, лекции в СПбГУП Санкт-Петербург ББК 73 Ч93 Чуров В. Е. Университетские встречи. 28 текстов: доклады, выстуЧ93 пления, лекции в СПбГУП. - СПб. : СПбГУП, 2015. - 262 с. ISBN 978-5-7621-0838-6 В книге опубликованы лекции и выступления председателя Центральной избирательной комиссии РФ, профессора В. Е. Чурова, состоявшиеся в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете...»

« Т 6 РАЗ В Г О Д Сентябрь - Октябрь I97 ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА» Москва Р е д а к ц и о н н а я к р л л е г и я: Ю. П. Петрова-Аверкиева (главный редактор,),Ц. П. Алексеев, С. А. Арутюнов, Н. А. Баскаков, С. И. Брук, Л. М. Дробижева, Г. Е. Марков, Л. Ф. Моногарова, А. П. Окладников, Д. А. Ольдерогге, А.И.П ер ш и ц, Н. С. Полищук...»

«Diagnosing and Changing Organizational Culture Based on The Competing Values Framework Kim S. Cameron The Weatherhead School of Management Case Western Reserve University Pobert E. Quinn School of Business Administration University of Michigan An imprint of Addison Wesley Longman, Inc. Reading, Massachusetts Menlo Park, California New York Harlow, England Don Mills, Ontario Sydney Mexico City Madrid Amsterdam ДИАГНОСТИКА И ИЗМЕНЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ Ким С. Камерон Роберт...»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Вообще проблема Причерноморской Руси, к сожалению, мало исследована, да и археологический материал недостаточен. Можно лишь констатировать, что за время, прошедшее с Великого переселения народов, произошла взаимная ассимиляция части североиранского населения и этноса с «дунайскими» традициями, в котором одни видят готов, другие - ругов. Эти дунайские элементы «наследили» в Крыму и Причерноморье, оставив в погребениях I-VI вв. пальчатые фибулы, похожие на пастырские («антские»), но не идентичные им.

Не исключено, однако, что именно о салтовской сармато-аланской руси имеется сообщение в Житии св. Кирилла, в главе о его миссии в Хазарию в 861-862 гг.:

«Пришли же к цесарю послы от хазар, говоря: "От начала знаем лишь единого Бога, который стоит над всеми, и Ему кланяемся на восток, в остальном держась своих постыдных обычаев. Евреи побуждают нас принять их веру и обычаи, а с другой стороны, сарацины, предлагая мир и дары многие, принуждают нас принять свою веру, говоря: "Наша вера - лучшая среди всех народов". Из-за этого посылаем к вам, (вспоминая) старую дружбу и сохраняя взаимную любовь, ибо вы - великий народ, о Бога царство держите. Вашего совета спрашиваем и просим от вас мужа книжного. Если переспорит евреев и сарацин, то примем вашу веру".

Тогда стал искать цесарь Философа и, когда нашел его, рассказал ему о хазарском деле, говоря: «Иди, Философ, к людям тем...» (...)

Тогда же пустился в путь и, когда дошел до Херсона, научился здесь еврейской речи и письму, переведя восемь частей грамматики, и воспринял от этого еще большее знание.

Жил там некий самаритянин и, приходя к нему, беседовал с ним, и принес самаритянские книги, и показал ему.

И выпросив их у него, Философ затворился и отдался молитве, и, приняв знание от Бога, начал читать (эти) книги без ошибок. Увидев это, самаритянин возопил великим гласом и сказал: «Во истину те, кто веруют в Христа, скоро и Дух Святой и благодать обретают». А когда сын его вскоре крестился, тогда он и сам крестился после него.

Нашел же здесь Евангелие и Псалтирь, написанные русскими письменами , и человека нашел, говорящего на том языке, и беседовал с ним, и понял смысл этой речи, и, сравнив ее со своим языком, различил буквы согласные и гласные, и, творя молитву Богу, вскоре начал читать и излагать (их), и многие удивлялись ему, хваля Бога» .

Житие св. Кирилла написано, как установлено, одним из его современников или ближайших учеников. Поэтому такому сообщению вполне можно и нужно доверять. Из приведенных слов биографа, который мог быть и свидетелем описанных выше событий или мог слышать о них от самого Кирилла, очевидно, что еще до обретения моравскими славянами азбуки от святых братьев существовали какие-то русские письмена и русские книги - Евангелие и Псалтырь. Значит, в середине IX в. у древних русов не только была своя письменность - они уже были христианами . Очевидно также, что русы Жития этнически не славяне - славянские языки Кирилл знал прекрасно.

Этот сюжет вызвал немалые затруднения в интерпретации и длительную научную дискуссию. Особую популярность получила версия об ошибке переписчика, что якобы в оригинале было написано «сурские» письмена, то есть сирийские. Но в те времена сирийской общины в Крыму не было, а автор жития говорит только о народах, постоянно проживавших в Крыму.

Другие считали русов норманнами и утверждали, что биограф Кирилла русами мог назвать живших в Тавриде готов, чей язык «похож» на норманнский. Но ученик и сподвижник Кирилла был прекрасно осведомлен о существовании племени готов, и в XVI главе Жития готы упоминаются среди народов, имеющих свое письмо.

Н.К. Никольский предложил версию о «русских письменах» жития как глаголице , имеющую логическое продолжение в отождествлении русов с дунайскими ругами. Руги, жившие на Дунае, уже в V в. исповедовали арианство (течение в христианстве, согласно которому Бог-Сын не равен Богу-Отцу, а лишь подобен Ему). Поскольку еще в 325 г. на Вселенском соборе арианство было объявлено ересью и потом преследовалось, поэтому арианам для записи богослужения потребовалась тайнопись. Именно арианской тайнописью, по мнению многих ученых, и была изначально глаголица - система письменности, именовавшаяся «русским письмом» в южно - и западнославянских землях в XII-XV вв. Первоначально глаголица не была славянским письмом, и для ее приспособления к славянской речи потребовалось введение дополнительных букв. Также глаголицу часто называли «готским» письмом. То есть выражение «русское письмо» здесь носит религиозный смысл (как алфавит неортодоксальных христиан). А в Житии Кирилла «русские» - это явно этническая принадлежность, а не религиозная. Суть именно в том, что народ русов имел свою письменность и знал христианство. Кроме того, следы ругов в IX в. в Крыму не обнаружены археологически.

Вспомним, что «русские письмена» в Житии Кирилла упоминаются в одном ряду с труднодоступными восточными языками и системами письма, которыми тяжело овладеть европейцу. Видимо, восточной была и система письма увиденного Константином Евангелия. Тем более что Кириллу пришлось различать «буквы гласные и согласные», сравнивая с греческим языком. А лишь в семитических алфавитах гласные обозначались огласовками. Потому в принципе можно принять точку зрения Г.Ф. Турчанинова на «русские письмена» жития как систему письма сармато-алан Подонья и предположить возможность миграции части населения Русского каганата в Причерноморье и Крым. Тем более что роксоланы жили там и раньше, и часть их, по всей видимости, оставалась и до Средневековья.

Указанием на эту локализацию, возможно, являются сообщения о русах арабо-персидской географии, восходящие ко второй половине IX в. («Анонимной записке»). Не исключено, что именно Керченский полуостров - это тот самый «остров русов», куда мигрировали многие жители Русского каганата после войны с мадьяро-хазарской коалицией. Тем более что активность русов на Черном море во второй половине IX в. после некоторого затишья резко возрастает. Это заметно по сочинениям константинопольского патриарха Фотия, фрагмент из которых уже приводился в части 1 главе 1.

Русы вновь заявили о себе как о политической силе, с ко - торой нужно считаться. Но располагалась эта сила уже в другом месте, в Северном Причерноморье. Что-то более конкретное сказать о причерноморских русах нельзя: для этого необходимы немалые дополнительные исследования. Тема эта, особенно связь Руси Причерноморской и Киевской, достойна отдельной книги.

Примечания

Сказания о начале славянской письменности. - М., 1981. С. 76-77.

Никольский Н.К. К вопросу о русских письменах, упоминаемых в Житии Константина Философа. - Л., 1928. С. 36-37.

Во дни благоверного князя Владимира Господь явил церкви Своего светильника и иночествующим наставника приснопамятного преподного Антония. Родился Антоний в городе Любече. С юных лет испытывал он желание принять иноческий образ. И вложил ему Господь в сердце намерение идти в Греческую землю и там постричься. Достигнув Царьграда, Антоний пошел дальше, в Святую гору Афонскую. Обошел он все монастыри на Святой горе, удивляяся жизни святых отцов, которые, будучи во плоти, возвышались над человеческою природою, уподобляясь бесплотным ангелам. И еще сильнее воспылала в сердце Антония любовь ко Христу и желание принять иноческий образ. И умолил он игумена, и постриг его игумен, наставляя в заветах совершенного иночества. Новопост-риженный инок Антоний подвизался на пути добродетели, радуя всех своими подвигами, особенно же он преуспел в покорности и послушании, а это ведь первые добродетели инока. И стал он примером и наставником ко спасению для многих, и сам достиг больших степеней совершенства. И так подвизался он некоторое время на Святой горе Афонской, на месте своего пострижения. Но игумен, получивший внушение свыше, призвал к себе Антония и сказал ему: «Антоний! Иди обратно в русскую землю! Пусть там живущие через тебя утвердятся в вере христианской. Да будет с тобой благословение Святой горы!»

И отправился преподобный Антоний в русскую землю, и пришел во град Киев. Раздумывал он, где бы ему поселиться, и стал обходить монастыри, которые в то время были основаны греками, пришедшими с митрополитом Михаилом для крещения Руси. И ни одна из этих обителей не была угодна преподобному Антонию для жительства, ибо не содержала чина и устава совершенного общежития1. И стал он обходить окрестности Киева, ходил по лесам и горам, нашел пещеру,

когда-то вырытую варягами, и в ней поселился, проводя жизнь в великом воздержании и постоянной молитве.

По смерти благоверного князя Владимира власть захватил Святополк окаянный, убив своих братьев Бориса и Глеба, принявших мученическую кончину. Узнав о таком злодеянии, преподобный Антоний ушел снова на Святую гору. И вот благоверный князь Ярослав победил Святополка окаянного и стал княжить в Киеве. Князь Ярослав любил село Берестово, где была церковь во имя святых Апостолов. В этой церкви служил священник Иларион2, человек благочестивый, великий постник и большой знаток Священного Писания. В будущем этот Иларион будет избран митрополитом. Пресвитер Иларион, ища уединения для молитвы, время от времени удалялся из Берестова на Днепр, на холм, покрытый вековым лесом, где ныне находятся Феодосиевы пещеры. Он вырыл там себе небольшую пещеру и молился втайне Богу.

А преподобный Антоний в это время был на Святой горе. И опять игумену было видение, в котором Господь повелел ему послать Антония в русскую землю. «Он мне нужен там!»-сказал Господь. И вновь благословил игумен Антония в дальний путь, в русскую землю, и предсказал ему, что явится он в русской земле отцом и наставником многих черноризцев.

И пришел преподобный Антоний в Киев, и взошел он на холм, где Иларион выкопал себе пещерку, и полюбилось ему это место. И помолившись Богу, он сказал: «Да будет на сем месте благословение Святой Афонской горы! Утверди, Боже, мое вселение сюда!»

И стал Антоний жить в Иларионовой пещере в непрестанной молитве и суровом воздержании. Питался он небольшим количеством сухого хлеба, через день, а то и раз в неделю, проводя время в молитве и бдении и своими руками копая большую пещеру.

Узнав о том, что Антоний преподобный поселился в пещере, многие христолюбивые

люди приходили к нему за благословением, принося ему все потребное для жизни. Многие же захотели остаться там жить, в числе прочих блаженный Никон, бывший уже пресвитером. В это же время пришел и двадцатилетний Феодосии, и велел Антоний Никону постричь Феодосия во иноки.

Прошло много лет. Благоверный князь Ярослав скончался, власть в Киеве принял его сын Изяслав. Преподобный Антоний Печерс-кий в то время прославлен был по всей русской земле, подобно тому, как в древности прославился в Египте Антоний Великий3. И пришел к нему великий князь Изяслав со своей дружиной, прося благословения и молитв. И многие христиане со всей Руси стекались к нему, прося пострижения. И он принимал их и постригал.

Среди других пришел и блаженный Варла-ам, сын знатного киевского боярина Иоанна, ставший впоследствии игуменом Печерского монастыря, и Ефрем-скопец, княжеский приближенный. Они приняли постриг, и много скорбей от этого произошло для преподобного Антония и братии. Страшно разгневался боярин Иоанн, узнав, что сын его ушел к Антонию. Он явился в пещеру со множеством своих слуг, разогнал братию, силой увел сына своего, переодев его из монашеских риз в боярскую одежду. Князь Изяслав, узнав о пострижении боярского сына и своего придворного, пришел в ярость - он велел схватить блаженного Никона, постригавшего обоих, и приказал ему убедить Варлаама и Ефрема отказаться от монашества, угрожая заточением преподобному Антонию и всем, живущим в пещере. И самую нещеру грозился засыпать. Страшный гнев князя заставил Антония с братией удалиться зз пещеры в другое место. Княгиня усердно молила князя не трогать угодников Божиих, не прогонять черноризцев, чтобы не постиг князя Лзяслава гнев Божий, как это было с ее отцом, польским королем Болеславом, который за пострижение Моисея Угрина изгнал монахов из Польши4, и Бог прогневался на него, король внезапно умер, и в междоусобной войне было убито много епископов и бояр. Князь Изяслав наконец образумился: он послал старцу про-:ьбу о возвращении. Три дня разыскивали свя-гого Антония княжеские послы и уговорили его возвратиться.

Возвратился преподобный Антоний в свою пещеру и неустанно молил Бога о даровании ему сил и мужества переносить напасти, происходящие по наущению дьявола, ненавидящего добро и не желающего спасения людей. Внял Господь его молитве, не оставил исповедаю-щих Его-и снова собралось к преподобному Антонию рассеянное его стадо, и не только те,

кто с ним были, но и многие еще. Всех принимал преподобный Антоний с любовью, а желающих повелевал блаженному Никону постригать. И так собралось около преподобного Антония двенадцать монахов. Общими усилиями выкопали они большую пещеру и устроили в ней церковь и келий, которые существуют и доныне.

Однажды преподобный Антоний сказал братии: «Бог собрал вас, братья, а я вас постриг по благословению Святой горы. Да будет с вами благословение от Бога и пресвятой Богородицы, а также от Святой горы Афонской. Но теперь, братие, я хочу уйти от вас и жить один, как я жил в прежние годы. А вы живите одни, я поставлю вам игумена». И поставил им игуменом Варлаама. А сам, избегая молвы и мирской славы, затворился в келий. Потом он поселился на другом холме, выкопав себе новую пещеру, которая находится под нынешним Печерским монастырем.

Игумен Варлаам с братией остались в прежней пещере. Но число братии возросло настолько, что невозможно было оставаться в прежней пещере, и решили они поставить церковь вне пещеры. Они просили благословения у святого Антония, и он благословил их поставить церковь для соборной молитвы вне пещеры, и поставили они церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы5.

А в это время князь Изяслав создал каменный храм в честь святого великомученика Димитрия6, ибо во святом крещении он носил имя этого святого и при храме устроил монастырь. И взял на игуменство блаженного Варлаама, бывшего игуменом братии, живущей в пещере. Надеялся князь, что богатством своим возвысит он свой монастырь над другими. Многие монастыри поставлены богатством князей и бояр, но не могут они сравниться с теми, которые поставлены слезами и молитвами, постом и бдением. Так и преподобный Антоний, не имевший золота, обитель свою, не сравнимую с другими, возрастил слезами и молитвами, и монашескими трудами.

После ухода игумена Варлаама братья, живущие в пещере, посовещавшись, пришли к преподобному Антонию и попросили поставить им игумена. «Кого же вы хотите?» - спросил преподобный Антоний. «Кого хотят Бог, пресвятая Богородица и ты, святый отче».- «Тот из вас,- сказал преподобный Антоний,-кто отличается послушанием, кротостью и смирением, пусть будет вам игуменом». И попросили братья назначить им игуменом Феодосия, духовным своим обликом подобного Антонию, искусного в добродетелях. И благословил его Антоний на игуменство.

Став игуменом, преподобный Феодосии стал заботиться об обители, присовокупив: : своим заботам усердную молитву и великое пощение. И преподобный Антоний, безмолвствуя в уединении, молился об обители, и умножил Господь братию, и возросло число иноков до ста, и пришел преподобный Феодосии г отцу своему духовному Антонию, и сказал ему о намерении создать монастырь. Обрадовался преподобный Антоний и благословил агумена Феодосия и братию на поставление монастыря. И затем послали они одного из 5ратии к князю Изяславу с просьбой отдать новому монастырю гору под пещерою. Князь Изяслав обрадовался, услышав все это, и по-:лал боярина своего, чтобы отдать им гору. Игумен Феодосии и братия поставили на горе деревянную церковь и украсили ее иконами. Построили они келий, оградили монастырь столбами и переселились туда из пещеры. С этого времени монастырь, возникший по благословению Святой горы, стал именоваться Печерским, ибо иноки прежде жили в пещере.

Игумен Феодосии решил оградить монастырь мысленным ограждением, то есть уставом, определяющим жизнь монахов не в затво-г-г, а в монастыре, и стал он искать подходя-тшй устав. И помогла ему молитва и благословение преподобного Антония-как раз в то время появился инок Михаил из Студитского монастыря, пришедший из Греции с митрополитом Георгием. У него был устав Студитс-soro монастыря7. И списал его преподобный Феодосии, и ввел в своей обители. Этот устав устанавливал весь порядок церковной жизни: как совершать богослужебное чтение и пение и поклоны, как стоять в церкви, как вести себя за трапезой, что вкушать и в какие дни. От Печерского монастыря студитский устав передел в другие монастыри, и поэтому Печерский монастырь пользуется особым почитанием и обладает честью первенства, а преподобные Антоний и Феодосии Печерские считаются основоположниками монашества на Руси.

Во дни игуменства Феодосия, направляющего монастырь по новому уставу, с помощью молитв святого Антония, пришел в Пе-черскую обитель семнадцатилетний юноша, которого с любовью принял преподобный Феодосии и благословил преподобный Антоний,-это был Нестор, составивший впоследствии житие Феодосия, наш славный летописец. В летописи, ради назидания верующим, рассказал преподобный Нестор о подвигах основателя Печерского преподобного Антония.

Расскажем теперь о чудесах преподобного Антония и о его честной кончине. Преподобный Антоний, живший в уединенной пещере,

прошел по всей русской земле, прославившись различными чудесами и особенно даром исцеления и пророчества.

Обладая даром чудотворных исцелений, преподобный Антоний из смирения прикрывал его, давая болящим для вкушения зелень, которой он сам питался, вкушая эту зелень, недужные становились здоровыми, а исцеляла их молитва преподобного Антония. О даре провидения, которым обладал преподобный Антоний, есть много свидетельств, расскажем же об этом. Три князя Ярославича - Изяслав, Святослав и Всеволод, отправляясь в поход на половцев, пришли к Антонию за благословением. Но он предвидел гнев Божий, который падет на них, и сказал им: «Вы будете побеждены, обратитесь в бегство, и воины ваши или утонут в реке, или будут взяты в плен, или падут от меча». Так и было в битве на реке Альте в 1066 году.

Предсказал Антоний и Шимону, сыну варяжского князя Африкана, его судьбу: что Ши-мон не погибнет в битве при Альте, хотя и будет лежать среди трупов, и что впоследствии он первый будет погребен в каменной печерс-кой церкви, которая чудесным образом воздвигнется в Печерском монастыре. Узнав о предсказании преподобного Антония, Ши-мон принес ему золотой пояс и венец, снятые им с иконы Христа Спасителя у себя на родине, в Варяжской земле. Шимон рассказал, что был ему голос Божий, повелевший, чтобы этим поясом было измерено основание церкви - и образ этой церкви видел Шимон на воздухе - в которой Шимон будет похоронен,- а венец должен быть помещен над жертвенником. Вот как дивно подтвердилось предсказание преподобного Антония.

Однако недремлющий диавол, ненавидящий Антония за его добрые дела, не переставал строить козни на преподобного, руками князя Изяслава причиняя ему немалые напасти. Так, во время смуты в Киеве, возникшей после поражения русских князей в битве с половцами, когда киевляне объявили своим князем полоцкого князя Всеслава, бывшего в Киеве в плену, Изяслав вынужден был бежать в Польшу и потом отвоевывать Киев у Всеслава с помощью польского короля. По наущению диавола Изяслав счел преподобного Антония помощником Всеслава и виновником смуты в Киеве и сильно гневался на Антония. Брат Изяслава Святослав Черниговский взял преподобного Антония в Чернигов, чтобы уберечь его от княжеского гнева. Преподобному понравилось в Чернигове, он выбрал место около Чернигова в Горах Болдиных и выкопал там себе пещерку (впоследствии там возник

монастырь). Когда князь Изяслав одумался, убедился в несправедливости своего гнева, он послал в Чернигов, прося Антония вернуться. Антоний, кроткий и смиренный подвижник, откликнулся на эту просьбу. Не желал он оставить овец без пастыря, вернулся к покинутой им, находящейся в смятении пастве. Не допустил Господь, чтобы такой светильник, солнце светозарное земли Русской, покинул град Киев.

После всех испытаний, напастей тяжких не изнемог преподобный отец наш Антоний, он продолжал свои подвиги, побеждая немощь тела и козни диавола силою духа своего, молитвою, постом, коленопреклонениями. Он поселился в малой пещере, проявляя и там дар чудотворения.

Особенно заботился преподобный отец наш Антоний о создании каменной церкви, той, в которой было возвещено Шимону, и много молился о ней. Подвизался преподобный Антоний вместе с другом своим игуменом Фе-одосием в усердных и неусыпных молитвах, и вот случилось с ними чудо: перенеслись они в Царьград и предстали Царице Небесной. Пресвятая Богородица дала им золота на строительство святого Ее дома. Преподобные отдали золото мастерам-каменщикам, и те, по повелению Царицы Небесной, пошли в русскую землю для строительства Печерской церкви. Место для строительства церкви указал сам Господь, явившись в видении преподобному Антонию во время молитвы. Вот как было найдено место для храма: на поле перед монастырем, подаренном князем Святославом для строительства церкви, в ту ночь выпала роса, а место, где надлежало быть храму, осталось сухим - так Господь указал угодное ему место. Золотым поясом Шимона место это было размерено, как об этом было указано

в видении Шимону, и так была построена чудотворная Печерская церковь, жилище Пресвятой Богородицы.

Видя, что пришло время отшествия от тела, преподобный Антоний утешил чад своих обещанием, что и по смерти не оставит он своей обители, будет посещать и надзирать ее, помогать живущим в ней и приходящим в нее. Он окончил свое житие во второй своей пещере, где прожил шестнадцать лет. Он окончил свое временное житие и поменял его на вечное 10 июля 1073 года. Честные его мощи были положены в той пещере, где он скончался, под великим монастырем. Как сам преподобный во время жизни своей удалялся от глаз людских, так и мощи его были положены в недоступное для взора людского место. Не могут люди видеть их, ибо исходит от них ослепляющий свет. Некие люди, имевшие дерзость раскопать пещеру, были опалены огнем за свое дерзновение. Но хотя мощи и не видны глазу человеческому, помощь от них людям происходит непрестанно, и тому есть немало свидетельств.

Преподобный Антоний не оставил обители своей, время от времени он является преподобным печерским и всем молящимся ему посылает помощь и исцеление.

Жизнь свою преподобный Антоний проводил в пещере в уединении, и нам, людям, поэтому неизвестны полностью его дела и подвиги-их записал Господь в Книге Вечной жизни. А мы собрали лишь некоторые сведения о его святой и чудотворной жизни и надеемся на его ходатайство о нас пред Богом, чтобы и нам сподобиться окончить свою жизнь в покаянии и получить помилование от Бога, дабы и наши имена были написаны в Книге Вечной жизни вместе с именем преподобного отца нашего Антония Печерского.

ОТКРЫТЫЙ УРОК,

ПОСВЯЩЁННЫЙ

ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ

ПИСЬМЕННОСТИ И

КУЛЬТУРЫ.

ПРОВЕЛА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТ-РЫ

КОЧЕТКОВА И.В

Цель:

Познакомить детей с деятельностью просветителей Кирилла и Мефодия, историей праздника.
Способствовать воспитанию уважительного отношения к букве, алфавиту, слову.

Воспитание уважительного отношения школьников к трудам христианских проповедников Кирилла и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку.


Воспитывать потребность совершать добрые поступки и сопоставлять их с деяниями святых.


Отдать дань уважения духовному подвигу Кирилла и Мефодия, открывших путь к просвещению большим и малым народам

Оборудование: проектор, презентация "Откуда пошла славянская письменность"

ЭПИГРАФ:

Книги – это окна, через которые душа

смотрит в мир. Жилище без книг – все

равно что комната без окон.

Р.Вильсон

ХОД УРОКА

1.ОРГ.НАЧАЛО

2.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ

УЧИТЕЛЬ:

На весь мир он знаменит –

Наш славянский алфавит!

Но с чего все началось,

Нам узнать не удалось.

Много версий самых разных,

Кто же азбуку создал?

Просветителей известных

Пригласим сегодня в зал.

Вы, наверное, догадались, что сегодня нас ждет увлекательное путешествие в далекие времена, когда люди только устно передавали друг другу информацию. Нетрудно вообразить, что случилось бы, если бы не было у нас письменности. Вас ждет встреча с теми, кого называем мы создателями славянской азбуки – Кириллом и Мефодием. (Входят два мальчика, одетые в Кирилла и Мефодия).

СЛАЙД 1

  1. РАБОТА ПО ТЕМЕ:

Учитель:

Современный алфавит – это потомок того, что был создан великими просветителями – братьями Кириллом и Мефодием.

Отрывок из «Жития Кирилла и Мефодия" (читает подготовленный ученик)

В городе Солуне в Македонии жил знатный и богатый вельможа, званием воин-сотник, по имени Лев. Жену его звали Марией. Жил он благочестиво, исполняя все заповеди Божии…У него было семь сыновей: старшего сына звали Мефодием, а младшего Константином, в монашестве Кириллом......

СЛАЙД 2

Кирилл:

Это было в 863 году. Распространение христианства среди славянских народов – вот задача, стоявшая перед нами. Но дело в том, что все книги были написаны на греческом языке. Предстояла сложная работа: перевести на славянский язык богословские издания. Как это возможно? Византийский император приказал создать славянскую грамоту и перевести книги на славянский язык.


Мефодий:

Задача, казалось бы, невыполнимая. Но император знал, кому поручает важное для славян дело: еще в детстве Кирилл, обучаясь при дворе, проявил себя незаурядной личностью, способной к языкам. Кирилл отлично знал славянский, латинский, еврейский, арабский языки, помимо родного, греческого.

УЧИТЕЛЬ:

И действительно, знания языков помогли братьям. Взяв за основу греческий язык, состоящий из 24 букв, Кирилл дополнил его другими. Так в алфавите появились шипящие, «юс большой» и «юс малый», «ять», «ижица», «фита».

СЛАЙД 3-6

(ПОКАЗ БУКВ.)

Учитель:
Прочитаем название букв первоначального славянского алфавита, который стали называть кириллицей по имени создателя его Кирилла. В нем 43 буквы.
(Хоровое чтение букв: А – «аз», Б – «буки»,В – «веди»…)

Так вот, оказывается, откуда крылатая фраза «Аз да буки – вот и все науки»! Может, и вы, ребята, знаете такие устойчивые сочетания, пословицы и поговорки? (ухватиться за ижицу; ходить мыслете; стоять фертом; Азбука – к мудрости ступенька; Азбуку учат – во всю избу кричат.)

А как образовалось слово «азбука», можете объяснить? (Начальные буквы славянского алфавита «аз», «буки».)

Интересно и то, что буквы имели и цифровое значение: «А» -«1»; «Б» - «2»; «Р» - 100. Только в XVIII веке арабские цифры вытеснили в России буквенные.

Учитель:

Догадливые быстро определили, почему азбука называется азбукой. А почему алфавит называется алфавитом? Спросим у просветителей Кирилла и Мефодия.

Кирилл:

Интересна история этого слова. Алфавит. Оно родилось в древней Греции и состоит из названий двух первых букв греческого алфавита: «альфа» и «бета». Носители западных языков так и называют: «альфабете». А мы произносим как «алфавит». Вот так-то.

Мефодий:

С появлением славянской азбуки письменная культура стала развиваться быстро. В Болгарии, Сербии, на Руси появлялись памятники письменности. А как они оформлялись! Первая буква – буквица – начинала каждую новую главу. Буквица необыкновенно красива: в виде прекрасной птицы или цветка, она расписывалась яркими, чаще красными цветами. Потому и существует сегодня термин «красная строка». Славянская рукописная книга могла создаваться в течение шести-семи лет и была очень дорогой. В драгоценном окладе, с иллюстрациями, она сегодня является настоящим памятником искусства.

СЛАЙД 7-12

Творческая работа.

"Изобрази буквицу"

СЛАЙД 24

Послушайте отрывок из повести Горького “Детство”, о том, как учили грамоте встарь.

(Чтение отрывка по ролям)

СЛАЙД 23

Дедушка, достав откуда-то новенькую книжку, позвал внука.

Дед: Ну-ка, ты пермяк, солены уши, поди сюда! Садись! Видишь фигуру? Это – Аз. Говори: Аз! Буки! Веди! Это – что?

Внук: Буки.

Дед: Попал! Это?

Внук: Веди.

Дед: Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть, – это что?

Внук: добро.

Дед: Попал! Это?

Внук: Глаголь.

Дед: Верно! А это?

Внук: Аз.

Дед: Валяй, Лексей!

Внук: Земля! Люди!

Дед: Ах, лихорадка астраханская, чего ты орешь, чего?

Внук: Это вы кричите…

Дед: Будет! Держи книжку. Завтра ты мне всю азбуку без ошибки скажешь, и за это я тебе дам пятак…

СЛАЙД 13

Ученик:

Каждой буквою гордится

Наш славянский алфавит.

Вот змея, а вот и львица,

Птица по небу летит!

Древний писарь нам оставил

Тайну книг, без них нельзя!

Азбуку любить заставил,

Без нее никак, друзья!

Кирилл: Год 863 – вы эту дату должны знать,

Послал нас царь в этот год

Славянский просвещать народ

И про учение Христово

Сказать им просто и толково.

Нам предстояло трудный путь пройти

Ведь мы должны были перевести

Все книги с греческого на славянский

Пришлось нам азбуку изобрести.

Мефодий: Её тогда кириллицей назвали

От разных азбук буквы, звуки так хитроумно он (Кирилл) соединил,

Что сразу всех славян вознаградил,

Чтоб и они познали все науки.

24 буквы взял Кирилл у греков,

Еще немного – у евреев и армян.

И от невежества славян избавил.

РАБОТА СО СЛАЙДАМИ 18-22


Ученик:

Все, что создается человеком,

Все, чем мир Вселенной знаменит,

В книгах навсегда из века в веки

Сохранит славянский алфавит.

“Кто больше знает пословиц об АЗБУКЕ”

СЛАЙД 25

Сперва АЗ, да БУКИ, а потом и другие науки.
АЗ, БУКИ и ВЕДИ страшат, что медведи.
Азбуку учат, на всю избу кричат.
Азбуке учиться, всегда пригодится.
Азбука – к мудрости ступенька.
Продай кафтан, купи буквицу.
Если хочешь познать истину, начинай с азбуки.
Грамоте учиться, всегда пригодится.
Кончил курс науки, а знает АЗ да БУКИ.

История праздника (сообщение подготовленного ученика)
В год тысячелетия со дня создания славянского письма в России Священный синод принял постановление, в котором устанавливалось «каждогодное, начиная с сего 1863 года, в 11 день мая церковное празднование преподобным Кириллу и Мефодию». До 1917 года в России отмечали церковный праздник День святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. С приходом советской власти был забыт этот великий праздник. В 1986 году он был возрожден. Этот праздник стали называть Днем славянской письменности и культуры. Каждый год 24 мая один из городов России становится центром праздника. В 2007 г. он отмечался в Коломне, в 2008 г. – в Твери.

ВИКТОРИНА

СЛАЙД 16-17


4.Итог урока

-«Ученье – свет, а неученье – тьма», - говорится в русской пословице. Кирилл и Мефодий, братья из Солуни,- словенские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства. Их называют святыми учителями. Просветители – те, кто несет свет и освещает им всех. Без азбуки нет письменности, а без нее нет и книги, которая просвещает людей, а значит, движет жизнь вперед.
Памятники великим просветителям по всему миру напоминают нам о духовном подвиге Кирилла и Мефодия, подаривших миру славянскую азбуку.




Статьи по теме: