Тема: «Сюжеты русских былин в различных видах искусства. Определение былин. Особенности отображения истории в былинах

По своему характеру былины подразделяются на героические, основная тема которых -- борьба с внешним врагом и защита Руси, и новеллистические, описывающие главным образом общественный и семейный быт средневекового Русского государства.

В силу того, что основные удары врага приходились на южнорусские княжества и на северо-восточную Русь, героические темы богатырских былин, рассказывающих о защите родины от врага, сосредоточиваются вокруг Киева. Это так называемый киевский цикл былин.

К киевскому циклу былин, главными героями которого являются Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, примыкают галицко-волынские былины. Отличие галицко- волынских былин от киевских заключается в том, что они обычно рассказывают о борьбе с врагом, нападавшим с запада (см. былины о князе Романе).

Новеллистические былины, как правило, говорят о жизни Новгорода и его людей. Своеобразие новгородских былин обусловлено историческими судьбами Новгорода. Известно, что Новгород и новгородская земля были поставлены в особое положение в отношении татарского ига. Новгородские земли, особенно окраинные земли русского Севера, в меньшей мере страдали от татарского ига. Вполне понятно, что тема семейного и общественного быта для новгородских земель была обычной и в пору нашествия татар. Наиболее известны былины новгородского цикла о Садко и о Василии Буслаеве.

С точки зрения содержания и жанровых особенностей былины могут быть разбиты на ряд видовых групп:

  • 1. Большую группу составляют героические или богатырские былины. Все эти былины посвящены теме защиты Родины, в них повествуется о подвигах героев-богатырей. (Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича, Василия Игнатьева, Михаила Даниловича, Сухмана, Василия Каземировича, Святогора и других.).
  • 2. Другую группу составляют былины-новеллы (социально-бытовые), повествующие обычно о бытовой и общественной жизни народа (былины о Садко, Василии Буслаеве, Дюке Степановиче, Соловье Будимировиче и т.д.).
  • 3. Особую группу составляют былины-баллады, в которых явления общественной жизни или исторические события даны в форме драматических происшествий в личной жизни людей («Князь Роман жену терял», «Князь Дмитрий и его невеста Домна», «Василия и Софья» и др.).
  • 4. К немногочисленной группе относятся былины волшебно-сказачного содержания («Подсолнечное царство», «Ванька Удовкин и сын», «Нерассказанный сон», «Ждан - царевич», «Купеческая дочь и царь»).
  • 5. Ещё одну немногочисленную группу составляют былины, возникшие на основе преданий и исторических песен о событиях XVI-XVII веков («Рахта Рагнозерский», «Бутман и царь Пётр Алексеевич», и другие).
  • 6. Шестую группу составляют былины пародийного характера. В этих былинах в парадийно-шуточной форме высмеиваются люди, совершающие далеко не героические дела («Агафонушка», «Старина о льдине»).

Таким образом, былины- это особый вид русских народных эпических песен исторического содержания о защите Древней Руси и о социально-бытовой жизни нашего народа.

Былины созданы тоническим (его еще называют былинным, народным) стихом. В произведениях, созданных тоническим стихом, в стихотворных строках может быть разное количество слогов, но должно быть относительно равное количество ударений. В былинном стихе первое ударение, как правило, падает на третий слог от начала, а последнее - на третий слог от конца.

Для былин характерно сочетание реальных образов, имеющих четкий исторический смысл и обусловленных действительностью (образ Киева, стольного князя Владимира), с фантастическими образами (Змей Горыныч, Соловей-разбойник. Но ведущими в былинах являются образы, порожденные исторической действительностью.

Нередко былина начинается с запева. Он не связан с содержанием былины, а представляет самостоятельную картину, предшествующую основному эпическому рассказу. Исход - это концовка былины, краткое заключение, подводящее итог, или прибаутка («то старина, то и деяние», «на том старина и покончилась»).

Былина обычно начинается с зачина, определяющего место и время действия. Вслед за ним дается экспозиция, в которой выделяется герой произведения, чаще всего с использованием приема контраста.

Образ героя стоит в центре всего повествования. Эпическое величие образа былинного героя создается путем раскрытия его благородных чувств и переживаний, качества героя выявляются в его поступках.

Троекратность или троичность в былинах является одним из главных приемов изображения (на богатырской заставе стоят три богатыря, богатырь совершает три поездки - «Три поездки Ильи», Садко три раза купцы новгородские не зовут на пир, он же три раза бросает жребий и т. д.) . Все эти элементы (троичность лиц, троекратность действия, словесные повторы) имеются во всех былинах. Большую роль в них играют и гиперболы, используемые для описания героя и его подвига. Гиперболично описание врагов (Тугарин, Соловей-разбойник), а также описание силы воина-богатыря.

В этом проявляются фантастические элементы.

В основной повествовательной части былины широко применяются приемы параллелизма, ступенчатого сужения образов, антитезы.

Текст былины подразделяется на постоянные и переходные места. Переходные места - это части текста, созданные или импровизируемые сказителями при исполнении; постоянные места - устойчивые, незначительно изменяемые, повторяемые в различных былинах (богатырский бой, поездки богатыря, седлание коня и т. п.). Сказители обычно с большей или меньшей точностью усваивают и повторяют их по ходу действия. Переходные же места сказитель говорит свободно, меняя текст, частично импровизируя его. Сочетание постоянных и переходных мест в пении былин является одним из жанровых признаков древнерусского эпоса.

Уяснению художественного своеобразия русских былин, их поэтики посвящена работа саратовского ученого А. П. Скафтымова «Поэтика и генезис былин». Исследователь считал, что «былина умеет создать интерес, умеет взволновать слушателя тревогой ожидания, заразить восторгом удивления и захватить честолюбивым торжеством победителя» .

Былины имеют особый художественный мир. Все, о чем в них поется, отличается от обычной жизни. Поэтический язык былин подчинен задаче изображения грандиозного и значительного. Певец-сказитель сливается душою с высотой небес, глубиной моря, раздольными просторами земли, соприкасается с таинственным миром "глубоких омутов днепровских":

Высота ли, высота поднебесная,

Глубота, глубота акиян-море.

Глубоки омоты днепровския.

Поэтизация степной воли, молодецкой удали, всего облика богатыря и его коня переносила слушателей в воображаемый мир Древней Руси, величаво вознесенный над заурядной действительностью.

Композиционную основу сюжетов многих былин составляет антитеза: герой резко противопоставлен своему противнику ("Илья Муромец и Калин-царь", "Добрыня Никитич и змей", "Алеша Попович и Тугарин"). Другим главным приемом изображения подвига героя и вообще эпических положений является, как и в сказках, утроение. В отличие от сказок, сюжеты былин могут разворачиваться не только вслед за действиями главного героя: сюжетная линия может последовательно переходить от одного персонажа к другому ("Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром", "Василий Буслаев и новгородцы").

Былинные сюжеты строятся по обычному, универсальному принципу построения эпических произведений: они имеют зачин, завязку действия, его развитие, кульминацию и развязку.

В зачинах указывается, откуда выезжает богатырь, место действия; или рассказывается о рождении богатыря, об обретении им силы. Некоторые сказители начинали все былины своего репертуара не с запева, а прямо с зачина — например Т. Г. Рябинин.

Былину об Илье Муромце и Соловье-разбойнике он начал с описания выезда богатыря:

Из того ли-то из города из Муромля,

Из того села да с Карачирова,

Выезжал удаленькой дородный добрый молодец,

Он стоял заутрену во Муромли,

А и к обеденке поспеть хотел он в стольнёй Киев-град,

Да и подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.

Зачин былины "Волх Всеславьевич", записанной в XVIII в., представляет собой соединение древних мифологических мотивов: необычное рождение героя от женщины и змея; приветствие его появления на свет живой и неживой природой; быстрый рост богатыря; его обучение грамоте и другой премудрости — оборотничеству; набор дружины.

В новгородских былинах зачины начинаются с упоминания Новгорода как места действия:

В славном великом Нове-граде

А и жил Буслай до девяноста лет...

В былине "Садко", записанной от А. Сорокина, зачин сообщает, что Садко — бедный гусельщик, который спотешал купцов и бояр на честных пирах. Далее — завязка: Садка не позвали на почестей пир, a также на второй и на третий...

Завязка былинного сюжета часто происходит на княжеском пиру, где главный герой ведет себя не так, как все остальные гости, и этим обращает на себя внимание. Былины киевского цикла иногда начинались сразу с завязки — с описания пира:

Во стольном во городе во Киеве,

У ласкова князя у Владимира,

Заводился пир, право, почестей стол...

У князя было у Владимира,

У киевскаго солнышка Сеславича

Было пированьиио почесное,

Чесно и хвально, больно радышно

На многи князья и бояря.

На сильных могучих богатырей.

В развязке былинного сюжета поверженный враг или вражеское войско заклинаются:

"Не дай Бог нам бывать ко Киеву,

Не дай Бог нам видать русских людей!

Неужто в Киеве все таковы:

Один человек всех татар прибил?"

("Калин-царь").

Ах тут Салтан покаялся:

"Не подай, Боже, водиться с Ильей Муромцем,

Ни детям нашим., ни внучатам.

Ни внучатам, ни правнучатам.

Ни правнучатам, ни пращурятам!"

("Илья Муромец на Соколе-корабле").

А и тот ли Батыга на уход пошол,

А и бежит-то Батыга запинается.

Запинается Батыга заклинается:

— Не дай Боже, не дай Бог, да не дай дитям моим.

Не дай дитям моим да моим внучатам

А во Киеви бывать да ведь Киева видать!

("Василий Игнатьевич").

Подобно сказкам, сюжеты былин имели свое художественное обрамление: запевы (в начале) и исходы (в конце). Это самостоятельные мелкие произведения, не связанные с основным содержанием былины.

Запевы имеются не во всех былинах. Иногда запевы получали развернутый вид. Например:

Высока ли высота поднебесная.

Глубока глубота акиян-море,

Широко раздолье по всей земли,

Глубоки омоты Непровския,

Чуден крест Леванидовской,

Долги плеса Чевылецкия

Высокия горы Сорочинския,

Темны леса Брынския,

Черны грязи Смоленския,

А и быстрыя реки понизовския.

Вот другой пример развернутого запева. Былину "Добрыня и Алеша" сказитель В. Суханов начал так:

А еще. шла подошла у нас повыкатила,

Еще славная матушка быстра Волга-река,

Ена места шла ровно три тысящи вёрст,

А и широко а и далёко под Казань под город,

Ена шире того доле под Вастраканъ.

Ена устье давала ровно семдесят вёрст,

А и во славное морюшко Каспийское.

Е широкой перевоз там под Невым под градом,

А и тёмный лесушки Смоленьскии,

И там высоки были горы Сорочински,

Теперь скажем про Добрынюшку мы сказочку,

А и теперь у нас Добрыни старина пойдет.

И только после этого — описание пира у князя Владимира.

Пример короткого шутливого запева — в былине "Илья Муромец и Добрыня":

Старина, братцы, сказать, да старицька связать,

Старицька связать и да со старухою.

Ещо храбрые удалые Илья Муромец... и т. д.

О распространенности запева, в котором упоминались поднебесная высота, океанская глубина и раздольные земные просторы, можно судить по тому, что в пародийной былине "Агафонушка" на него также была создана пародия:

А и на Дону, Дону, в избе на дому

На крутых берегах, на печи на дровах.

Высока ли высота потолочная.

Глубока глубота подпольная,

А и широко раздолье — перед печью шесток.

Чистое поле — по подлавечью,

А и синее море — в лохани вода.

Исход имеет общий смысл окончания высказывания. Это — заключение, которое подводит итог, вносит элемент тишины и успокоения; или же веселая прибаутка-скоморошина. Типичны краткие исходы:

То старина, то и деянье.

Тем старина и кончилася.

Встречаются исходы в несколько стихотворных строк. Например, сказитель из Пудожского уезда былину "Василий Игнатьевич" закончил так:

Щилья-каменье в Северной стороны;

Самсон богатырь на Святых на горах;

Молодой Алеша в богомольной стороны;

Колокольные звоны в Новеграде,

Сладкие напитки в Петербурге городке.

Сладкие колачики Новоладожские,

Дешевы поцелуи Белозерские.

Дунай, Дунай, Дунай,

Вперед боле не знай!

В исходах можно встретить упоминание, что о богатыре старину поют:

Тут век про Илью старину поют;

И век про Дуная старину поют.

Подобные выражения следует отличать от исходов типа: “Тут Соловью и славу поют. Тут Идолищу славу поют.” Ознакомление с основными публикациями былин убеждает в том, что выражение "славу поют" употреблялось только после гибели героя или его врага, т. е. было метафорическим упоминанием о песнях-"славах" на похоронных тризнах:

Тут Дунаюшку с Настасьюшкой славу поют. Им славу поют да веки по веку. Т.Г. Рябинин былину "Илья Муромец и Идолище" закончил стихом: тут ему Идолищу славу поют, — что соответствует данной традиции (Илья убил Идолище — рассек его на полы <надвое> шляпкой земли греческой).

Некоторые сказители все былины заканчивали одними и теми же словами, меняя только имя богатыря. Так, например, А. Е. Чуков былины "Илья и Идолище", "Добрыня и змей", "Добрыня в отъезде", "Алеша Попович и Тугарин", "Михаиле Потык", "Дюк", "Ставер" и даже историческую песню "Грозный царь Иван Васильевич" закончил словами:

И тут век про <имя богатыря> старину поют.

Синему морю на тишину,

А вам, добрым людям, на послушанье.

Запевы и исходы создавались скоморохами. Например, в сборнике Кирши Данилова, отражающем скомороший репертуар, встречается исход с явными следами профессионального сказительства:

Еще нам, веселым молодцам, на потешенье,

Сидючи в беседе смиренныя,

Испиваючи мед, зелена вина;

Где-ка пива пьем, тут и честь воздаем

Тому боярину великому

И хозяину своему ласкову.

Для былин, записанных от севернорусских крестьян, подобные исходы нехарактерны. В собраниях П. Н. Рыбникова, А. Ф. Гиль-фердинга, А. М. Астаховой они не встречаются ни разу. Условия исполнения былин в крестьянской среде не требовали развития стилистических формул внешней орнаментовки сюжета.

Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор - М., 2002 г.

Информационный лист.

Познакомьтесь с теоретическими материалами в своей информационной карточке. Прослушайте сообщение учителя. Дополните карточку необходимыми, по вашему мнению, сведениями.

Былина – произведение устного народного творчества, воспевающее …………………

…………………………………………………………………………………………………..

Былина состоит из следующих частей:

1) запев (вводит читателя в мир народного искусства);

2) зачин (обозначены место действия, имя главного героя);

3) завязка (важное событие);

4) кульминация (центральное событие);

5) развязка (победа положительного героя);

6) концовка (воздаётся слава герою).

Художественные особенности былины:

1) повторы слов, выражений, эпизодов;

2) обращения;

3) троичность (часто встречается число три или кратные трём числа).

Былинный стих – особый стих, основанный на равном количестве ударений в строках (чаще в строке 3 ударения) и одинаковом расположении ударных слогов в конце каждой строки (чаще ударным является 3-ий от конца строки слог).

Приложение №2

Былины. Художественные особенности былин.

Устная народная поэзия возникла много веков назад, когда люди ещё не умели ни читать, ни писать. (Здесь заканчивается слайд 2)

Богато и разнообразно народное творчество. В сказках, песнях народ рассказывал о важных исторических событиях, о своём труде, о своих заботах и горестях, мечтал о счастливой, справедливой жизни. (Здесь заканчивается слайд 3)

Народная мудрость, наблюдательность, меткость и выразительность народной речи воплощены в пословицах, поговорках, загадках. (Здесь заканчивается слайд 4)

Исключительный интерес среди произведений народного творчества представляют былины - художественно-исторические песни о богатырях, народных героях. (Здесь заканчивается слайд 5)

Основные циклы былин: новгородский и киевский (Здесь заканчивается слайд 6)

Действие в большинстве былин приурочивается к Киеву. Некоторые былины рассказывают о жизни, событиях и людях другого крупнейшего города древней Руси - Новгорода (былины о Садко, о Василии Буслаеве). (Здесь заканчивается слайд 7)

Киевские былины - это былины героические (или богатырские). Героические былины повествуют о мужественной защите родины, о богатырях, их борьбе против врагов-кочевников, нападавших на страну. (Здесь заканчивается слайд 8)

Былины строятся по определённому плану.

Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь (Здесь заканчивается слайд 9)

Из того ли то из города из Мурома,�Из того села да Карачарова�Выезжал удаленький дородный добрый молодец.�Он стоял заутреню во Муроме,�А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.��Да и подъехал он ко славному ко городу к Чернигову,�У того ли города Чернигова�Нагнано-то силушки черным-черно,�А й черным-черно, как черна ворона. (Здесь заканчивается слайд 10)

События в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. Повествование ведётся медленно, не спеша. (Здесь заканчивается слайд 11) Так как былины жили в устной передаче, исполнитель их сказывал сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его мнению, местах. Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. Так, в былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике трижды повторяется описание силы Соловья-разбойника. (Здесь заканчивается слайд 12)

Чтобы придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова.

Прямоезжая дорожка заколодела,

Заколодела дорожка, замуравела.

Во стольном во городе во Киеве,

У ласкового у князя у Владимира. (Здесь заканчивается слайд 13)

Повторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. В разных былинах одинаково описываются сходные действия, явления, например седлание богатырского коня, пир у князя Владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр.Такие сходные описания, встречающиеся в разных былинах (и в сказках), называются общими местами. (Здесь заканчивается слайд 14)

Иногда былины заканчиваются особой концовкой - заключением из всего содержания былины:

То старина, то и дёянье,

т. е. так было в старину, это - быль. (Здесь заканчивается слайд 15)

Главный герой былин - русский богатырь. Чтобы ярче представить силу богатыря, применяется приём гиперболы (преувеличения). Например, вот как описывается бой богатыря с вражеской силой. Если богатырь махнёт правой рукой, среди вражеского стана образуется улица, левой - переулок. Палица (меч) богатыря весит сорок или даже девяносто пудов. (Здесь заканчивается слайд 16)

Если богатырь заснёт, то «богатырский сон на двенадцать дён» (дней). Под стать богатырю и его конь: «первый скок коня - на много вёрст, а второй скок - и найти нельзя». Чтобы подчеркнуть силу русского богатыря, гиперболически изображается его враг. Несметные силы врага «серому волку... дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь». (Здесь заканчивается слайд 17)

В былинах, как и вообще в произведениях устной народной поэзии, каждое слово точно и выразительно. В течение веков народные певцы и поэты совершенствовали язык своих поэтических произведений, добиваясь наиболее точного и яркого, выразительного раскрытия через слово самых существенных качеств героев и их поступков. Так, очень богаты и разнообразны в устной поэзии эпитеты - красочные определения, указывающие наиболее существенный признак людей, предметов, явлений жизни. (Здесь заканчивается слайд 18)

Часто одни и те же эпитеты постоянно характеризуют тех или иных героев, предметы, явления жизни, природы и т. д. Поэтому их называют постоянными эпитетами. В былинах, например, встречаются такие постоянные эпитеты: дородный добрый молодец, сила великая, славный стольный Киев-град, тугой лук, тетивочка шелковая, стрелочки калёные. (Здесь заканчивается слайд 19)

Часто в былинах применяются сравнения:

Нагнано-то силушки черным-черно,

Черным-черно, как черна ворона.

Щукой-рыбою ходить Вольгё во синих морях,

Птицей-соколом летать Вольгё под оболоки,

Волком рыскать во чистых полях.(Здесь заканчивается слайд 20)

Употребляются отрицательные сравнения:

Не сырой дуб к земле клонится,

Не бумажные листочки расстилаются,

Поклоняется сын перед батюшкой... (Здесь заканчивается слайд 21)

Желая подчеркнуть какой-либо оттенок смысла слова, важный, по мнению народного певца, для понимания повествования, сказители былин широко применяют синонимы: «Стал Вольга растеть-матереть»; «А орать да пахать да крестьяновати,»; «Тут Илье за обиду стало, за великую досаду показалось...» (Здесь заканчивается слайд 22)

Важную роль в языке былин играют существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами. Они выражают народную оценку героев былин. Богатыри часто называются ласкательными именами: Илюшенька, Добрынюшка Никитич, Микулушка Селянинович и т. п. (Здесь заканчивается слайд 23) Суффиксы ласкательного значения применяются и в словах, обозначающих предметы, принадлежащие богатырю. У него «стрелочки калёные», «седёлышко», «уздечки», «войлочки», «потнички» и т. д. (Здесь заканчивается слайд 24)

Былина произносится нараспев. Подчиняясь напеву, сказитель ставит ударения на определённых словах, а другие слова при этом, не имея ударений, как бы сливаются в одно слово («матьсыраземля», «полечистое»). В связи с этим иногда слово имеет различные ударения в одной и той же былине («Соловей- Соловей», «молодой», «молодый», «молодый»). (Здесь заканчивается слайд 25)

В древней устной народной поэзии есть былины, рассказывающие о мирной, трудовой жизни русского народа. Это былины бытовые. Важнейшая из них - былина о Вольге и Микуле. В ней прославляется народный труд. В Илье Муромце народ воспел крестьянина-воина, богатыря - защитника родины. В образе Микулы он прославил крестьянина-хлебопашца, богатыря - кормильца страны.

Былина - это устный жанр поэтического народного творчества, предмет изучения фольклора. Как традиционный жанр, былина обладает своей спецификой.
1. Тематика произведений:
Исследователи разделяют былины на два цикла: Киевский и Новгородский.
Тематика первых по времени возникновения былин (Киевского цикла) почти всегда совпадает: описание подвигов защитников земли русской - богатырей, описание их "эталонного" поведения.
(такие былины были связаны с именем Добрыни Никитича (в них отражено и развитие Киевской Руси с точки зрения поэта-сказителя), затем, во времена феодальной раздробленности на первый план выходят имена Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича). В Новгородском цикле можно отметить уже и социальную проблематику: жизнь торгового города очень красочно и полно описана в былинах этого времени.
2. Композиция.
Содержание былин, их форма, обороты речи перерабатывались и оттачивались столетиями, в частности, для лучшего запоминания и точного пересказа. Так, композиционная структура былин одинакова и включает:
-Зачин (экспозиция к завязке, но чаще зачин - это уже завязка сюжета)
-Развитие действия(повествование о событиях, предшествующих подвигу).
-Кульминация (повествование о подвиге).
-Развязка (изображение сокрушенного врага и чествование победителя).
3. Жанрообразующие средства художественной изобразительности:
Важнейшей специфической жанровой особенностью является использование приема антитезы - противопоставление богатыря и врага родной земли. Образ богатыря, его создание - вот, на что направлены основные средства художественной изобразительности.
Гипербола - это самый подходящий прием для описания внешности и характера богатыря, он раскрывает авторскую задумку: показать недюжинную силу, сообразительность, мудрость защитника русской земли. Например, в былине "Три поездки Ильи Муромца" образ главного героя - Ильи Муромца - создан посредством приема гиперболы.Так описывается его богатырская сила: "соскочил тут Илья с добра коня, снял шапку с буйной головы, стал он шапкой своей помахивать. Куда махнёт - там улица, назад отмахнёт - переулочек, разметал он все сорок разбойников"; (одним взмахом руки отметает все препятствия на большое расстояние)"пинал он двери кованые, вышибал из крюков, из замков булатных, выпускал на Божий свет сорок царей да царевичей, сорок королей-королевичей, сорок сильных могучих богатырей"(даже сорок могучих богатырей не могли справиться с замками и оковами, а Илья Муромец смог).
Помимо гипербол, широко распространены эпитеты и описания, полные сравнений и метафор. Постоянные эпитеты выполняли жанрообразующую функцию: повторяющиеся фигуры речи задавали "жанровый канон", слушатель понимал, что идет сказание о подвиге или личности защитника земли русской. Примеры постоянных эпитетов: по Руси великой, чудо чудное, бел-горюч камешек, с буйной головы, красна девица, коса русая до пояса, несметные сокровища. Былины - поэтический жанр, значит, необходим ритм повествования, распевность. Повторы - один из способов добиться ритма и распевности повествования. Кроме того, с помощью приема повторения сказители акцентировали внимание слушателей на самых главных моментах произведения. Повторы настраивали слушателей на восприятие повествования.
Композиция былины, художественные особенности ее построения - все это отражает яркое своеобразие данного жанра устного народного творчества.

Представляющий собой сказание о каком-либо знаменательном событии или повествующий о жизни персонажа. Нередко эти стихотворные произведения отличаются настолько захватывающим сюжетом, что их с интересом читают и современные люди. Познакомимся с особенностями жанра и основными художественными приемами.

Былина - что это?

Определение былины может быть сформулировано следующим образом: это песня, восхваляющая русских князей, богатырей, славу русского оружия. Сюжет произведения носит откровенно патриотичный характер, силы зла в конечном итоге оказываются поверженными, добро торжествует. Исследователи полагали, что в этих песнях находят отражение вполне конкретные исторические события, имевшие место в реальном прошлом, но переплетенные между собой в народном сознании.

Сам термин был введен в теорию литературы Иваном Сахаровым в 30-е годы 19 века, до этого жанр именовался как «старина».

Особенности жанра

Рассмотрев определение былины, выделим ряд особенностей этого жанра русского фольклора:

  • Наличие сюжета.
  • Главный герой или герои вступают в поединок с силами зла. Чаще всего повествует о князьях, богатырях, прочих защитниках земли русской, готовых прийти на помощь в трудную минуту.
  • Написана тоническим стихом, число ударений от 2 до 4. А количество слогов в строках могло быть различным.
  • Все события излагаются последовательно, уделяется особое внимание описанию места действия, деталям.
  • У текстов нет конкретного авторства, каждый из них писался несколькими людьми и передавался из уст в уста, от одного поколения к другому. Каждый рассказчик мог добавить в содержание что-то свое, а какие-то детали, напротив, позабыть. Вот почему известно примерно 40 сюжетов русских народных былин, а самих текстов - более тысячи.
  • Исполнять такие песни было доверено специально подготовленным сказителям.

Эти характерные черты помогут отличить былину от песен, сказаний и других жанров устного народного творчества.

Специфика построения

Что такое былина, мы уже рассмотрели. Узнать эту фольклорную песню поможет и специфика ее построения. Так, каждый текст включает в свой состав три основные части, которые представлены в таблице.

Каждая былина выстраивалась в соответствии с данной структурой. Жанр отличает изобилие подробностей, описание природы, проработка характеров персонажей.

Главные герои

В определении былины очень важен еще один признак - главные герои. Чаще всего это богатыри, обладающие невиданной силой, мужественные и справедливые. Они готовы бросить вызов столь же могучему противнику и стоять на защите бедных и слабых до самой смерти. К числу самых популярных персонажей известных русских былин следует отнести Добрыню Никитича, Илью Муромца, Алешу Поповича. В каждом образе русский народ стремился представить черты идеального защитника и помощника. Многие герои имели богатырских коней себе под стать, таких же бесстрашных и могучих.

Не менее колоритны и отрицательные персонажи русских народных былин. Так, Соловей-разбойник - это обладатель невиданной силы, его оружие - громкий свист, от звука которого обычные воины падали замертво. И лишь богатырь Илья Муромец сумел одолеть его в честном бою. Огнедышащий многоголовый Змей Горыныч стал противником Добрыни Никитича и погиб от его руки. Алеше Поповичу пришлось сразиться с Тугарином Змеевичем, злым богатырем, в образе которого нашел отражение страх русских крестьян перед набегами кочевников.

Популярные художественные приемы

Определение былины дает лишь общее представление о жанре, более детально разобраться в вопросе поможет анализ оригинальных художественных приемов, которые использовали древние сказители.

Напевное звучание создается не рифмами, а музыкальным стихом и созвучиями. Особый колорит придается использованием необычных сравнений, красочных эпитетов, старинной лексики. Для того чтобы представить богатыря в наилучшем свете, а его противника - равным ему, сильным и могущественным, древние сказители использовали прием гиперболы - преувеличения.

Чтобы привлечь внимание к какой-то важной детали или событию, нередко обращались к троекратному повтору. Этот прием используется не в одном тексте, нередко одни и те же речевые обороты переходят из былины в былину, создавая целостную эпическую картину.

Богаты эти фольклорные произведения и словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами, которые помогают рассказчику выразить свое отношение к происходящему: Илюшенька, Микулушка Селянинович, Добрынюшка - эти формы свидетельствуют о том, что сказитель испытывает искреннюю любовь и сочувствие к персонажам.

Классификация

Былины в русской литературе в зависимости от места действия относятся к одному из двух циклов: новгородские и киевские. Некоторые исследователи выделяют и более поздний пласт - общерусские тексты.

Классифицировать произведения можно и по их содержанию. Так, в литературоведении выделяются такие циклы:

  • Об Алеше Поповиче.
  • Об Илье Муромце.
  • О Добрыне Никитиче.
  • О русских богатырях («Садко», «Микула и Вольга Селянинович», «Василий Буслаев», «Соловей Будимирович» и другие).

Определение былин и описание их особенностей позволяет сделать вывод о том, что в этих произведениях фольклора особое значение имело каждое слово. Тексты передавались из уст в уста, поэтому нет ничего удивительного в использовании постоянных эпитетов, троекратных повторов - так их было проще запомнить. Былины оказали ключевое влияние не только на развитие литературы, но и на историческую науку как источник знаний о жизни и быте ушедших в прошлое времен.

Статьи по теме: