Открытый урок по чтению поет зима аукает. Конспект к уроку русской литературы "С.А. Есенин "Поёт зима аукает". Работа над стихотворением «Береза»

Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему: С.А. Есенин "Поет зима – аукает…", написанный в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке просматривается работа в парах, групповая работа, метапредметность. Прилагается презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

Во 2 классе на тему:

С.А. Есенин "Поет зима – аукает…"

Выполнила учитель начальных классов

Коско Е.В.

Результаты деятельности :

Личностные результаты -

  • учебно -познавательный интерес к изучению нового учебного материала;
  • научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

Межпредметные результаты :

Р. Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

К .Взаимодействовать или сотрудничать в группе, в паре.

П .Поиск и выделение информации в предложенном тексте.

Предметные результаты : учить детей давать свою оценку прочитанному, оценивать товарища, находить олицетворение, эпитеты, сравнение.

Цель урока:

Познакомить с произведением С.А.Есенина «Поет зима – аукает…».

Учить, вслушиваясь в поэзию слова, определять чувства и настроение автора, сочувствовать и сопереживать ему.

Продолжить работу над образными средствами языка: эпитетами, метафорами, сравнением, олицетворением.

Развивать поэтический вкус, образное мышление и умение связно рассказывать о своих впечатлениях, строить связный рассказ по картине Шишкина.

Слушать музыкальное произведение и рассказывать о своих впечатлениях.

Учить заботиться о птицах.

Развивать навык выразительного чтения, как средства выражения своего понимания произведения.

Воспитывать любовь к природе и русской словесности.

Оборудование:

Учебник «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть,Э.Э.Кац.

Портрет С.А.Есенина.

Картины зимней природы, игр детей зимой.

Музыкальная пьеса Г.В.Свиридова на слова С.Есенина

Раздаточный материал: лист самооценки

Карточки с литературными терминами.

Ход урока: (Технологическая карта урока)

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Долгожданный дан звонок

Начинается урок!

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Кто здесь хочет получать

Только лишь оценку «5»?

Пожелаю вам удачи –

За работу, в добрый час!

Сегодня мы совершим увлекательно путешествие. А в какое время года - догадайтесь сами.

Определение времени года через загадку:

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица

Белокоса, белолица,

Как махнула рукавом,

Все покрылось серебром.

Какое это время года? (Зима)

Дети обращают внимание на свои рабочие места и места соседей.

2.Работа с картинами

Слайд 1 -Рассмотрите картину русского художника И. Шишкина «Сосны, освещенные солнцем» . Какие чувства у вас возникли? Что вы себе представили?

В чём различие картин?

Да, ребята, зима - удивительное время года, она бывает разной: радостной, веселой, торжественной, величавой, холодной, неуютной.

Что вам очень нравится зимой?

А что вы зимой очень не любите?

Мы видим, как ласково солнце касается прямых стволов деревьев. Легко представить, что сам идешь по сосновому бору, чувствуешь прикосновение к щеке горячего солнечного луча, ощущаешь под ногами колючую сосновую шишку и вдыхаешь душистый запах смолы.

На картине «Зима» изображен лес, оцепеневший от мороза, засыпанный снегом и погруженный в тяжелый зимний сон. Одинокая нахохлившаяся птица на ветке одного из гигантов леса, только подчеркивает суровость и безлюдность этого застывшего в ожидании весны места, когда все зацветет и зазеленеет.

3. Формулировка темы урока учениками.

Как вы думаете, о чём будет сегодняшнее произведение?

Сегодня мы будем знакомиться со стихотворением, посвященном удивительному времени года – зиме. А вот с чьим стихотворением?

Попробуйте услышать фамилию русского поэта в стихотворении: Слайд 3

В этом имени – слово «есень».

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем

От русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

Сень березы

И синь – рассвет.

Что-то есть в нем

И от весенней

Грусти, юности и чистоты…

Услышали вы фамилию поэта?

Вывешиваю портрет С.А.Есенина. Слайд 4.

Стихотворение называется «Поет зима – аукает…» Слайд 5

Как вы считаете, какие цели урока? Что мы будем делать на уроке? Девизом нашего урока будет фраза Мало уметь читать, надо уметь думать. Как вы её понимаете?

(о суровой зиме)

Учиться читать выразительно, определять чувства автора, продолжим работу над образными средствами языка: эпитетами, метафорами, сравнением, олицетворением, будем учиться строить связный рассказ о своих впечатлениях.

4. Работа над произведением.

А)Работа с текстом до чтения.

Откройте учебники на с.127

Читая название стихотворения, глядя на иллюстрацию, давайте предположим, о чем это стихотворение?

Зима вступила в свои права. Какими звуками может быть наполнена она? (воем ветра, скрипом снега, шумом метели)

Слушаем музыку зимы. Слайд 6

(Включение звукового эффекта - метель.)

Предположите, какое стих. по настроению?

Изображать природу можно по-разному:

Художник использует краски, композитор звуки, а поэт - слово, Сергей

Есенин нарисовал картину зимы словами.

Б)Первичное восприятие. Учитель читает стихотворение.

Какое настроение у вас возникло?

Почему?

Оправдались ли наши предположения? Посчитайте сколько строф? Как по -другому можем назвать строфу? (шестистишие - секстина)

В)Работа над лексикой стих. и выразительным чтением.

А теперь понаблюдаем, как Есенин рисует словами картины зимней природы. Здесь вам понадобиться фантазия и воображение.

Чтение 1 строфы.

Прочитайте, что делает зима?

Это живой предмет?

А что с ним делает Есенин?

Этот прием называется… олицетворение.

Когда вы прочитали слово мохнатый, какой лес вы себе представили? Слайд 7

Словарная работа.

Здесь мы встретили слово стозвоном. Это слово придумал Есенин. Чтобы понять его, я вам открою секрет. Если в сильный мороз вы подойдете к сосне, то услышите, как дерево звенит от мороза. Теперь вы сможете объяснить выражение стозвон сосняка? Слайд 8

Почему поэт использует именно слово «сосняк», а не «сосновый лес»? (сосняк – собирательное, народное, Есенин долгое время жил в сельской местности)

Обратите внимание на выражение с тоской глубокою. Почему облака тоскуют? Как названы облака?

Этот литературный прием называется … олицетворение.

При чтении помните,что нужно выделять основные слова, как бы нажимаю на них.

Чтение 2 строфы.

Обратите внимание на ударения.

Опишите словами, какую картину представили.

Вспомните образ снежной королевы. Красивая повелительница в блестящем наряде, но холоден и суров ее взгляд. При чтении этих строк выделите интонацией это противопоставление.

Первое название этого стих. было «Воробышки». Прочитайте про них.

С кем сравнивает воробьев? Почему?

Этот прием называется… сравнение.

С каким чувством прочитаем эти строки?

Физминутка.

Возьмите в руки снежинки, которые мы изготовили на уроке труда. Покружитесь, как снежинки под музыку

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке…

Чтение 3 строфы.

Что вы представили? Слайд 10

Подберите синонимы к слову ОЗЯБЛИ. (На экране появляются слова – синонимы Замёрзли, Застыли, Продрогли, Окоченели). Слайд 11.

Все слова, которые употреблены для большей выразительности со словом пташка, называются… эпитеты.

Что такое ставни?

Бешеный рев вьюги – это какой рев?

Выразительное чтение 3 строфы.

Чтение 4 строфы.

Все ли так грустно и страшно в стихотворении?

Что хорошего?

Как прочитаем слова о весне?

Почему поэт использует эпитет «нежные» по отношению к ним?

Где нашли приют воробышки, прячась от вьюги?

- «Мёрзлое окно» - объясните значение этого выражения)

О чём мечтают воробышки?

Как вы думаете, какой сон им снится? Попробуйте нарисовать словесную картинку.

На кого похожа весна у Есенина?

Какую интонацию вы выберете для чтения этой строфы? (с надеждой, верой)

Ответы детей.

Ответы детей.

4 строфы

(много разных звуков в лесу – сто звонов – сложное слово, состоит из двух корней- сто звон)

(плавно, негромко, немного грустно)

Выразительное чтение 1 строфы.(2 ученика)

Детки сиротливые.

Они бедные, мамы, папы нет, жалко их.

Выразительное чтение 2 строфы.

Физминутка. Дети отдыхают, выполняют танцевальные движения.

Ответы детей.

Ответы детей.

(он спрятал их от холодной вьюги)

(у мёрзлого окна)

(окно, покрытое морозными узорами

(чтобы лучше, полнее и ярче показать их различие, что всё равно весна победит зиму, всё в природе меняется; грусть и тревога сменится на радость – есть надежда; он успокаивает птичек)

5.Работа над выразительным чтением стихотворения.

Какое удивительное стихотворение! Сколько образов, настроений рисует С.А.Есенин! Попробуйте при чтении передать настроение поэта, а также выразить свои чувства.

Давайте подумаем теперь, как мы будем читать это стихотворение?

Все ли одинаково?

А где будем делать небольшие остановки при чтении?

Выразительное чтение и самооценка по плану: Слайд 12

1. Выразительно ли ты читал.

2. С чувством ли читал.

3.Эмоционально ли читал.

4. Соблюдал ли нужную интонацию.

5. Правильно ли выдерживал паузы.

6. Правильно ли ставил логические ударения.

7. Не было ли ошибок в словах.

(О вьюге, зиме - с чувством тревоги, печали; о воробьишках - с чувством жалости, нежности и о весне - с радостью.)

(Неторопливо, потому что надо показать, как нам жалко бедных птичек зимой.)

(В конце каждой строки и там, где стоят знаки препинания.)

Читают самостоятельно 2-3 раза. Работа в парах- читаете друг другу.

6. Беседа о С.А.Есенине.

7.Слушание Кантаты-пьесы.

В раннем детстве полюбил Есенин родную русскую природу. Слайд 13 Вырос он в селе Константиново Рязанской области, в центре России . Слайд 14 Потому так особенно чисты, светлы, мелодичны его стих. о природе. А писать он начал в 9 лет. Вот как вспоминает о своем детстве: « Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном, и ходил всегда в царапинах.»

«Худощавый и низкорослый,

Средь мальчишек всегда герой,

Часто, часто с разбитым носом

Приходил я к себе домой.» - так он напишет о себе позже.

За 30 лет, отпущенных ему на земле, Есенин успел так много, словно прожил огромную жизнь.

Какие стихи Есенина вы знаете?

Знакомство с выставкой книг с произведениями С.А.Есенина.

Повторное чтение стихотворения.

А теперь послушайте какую музыку-пьесу к стихотворению Есенина написал Свиридов Георгий Васильевич – русский композитор.

Ответы детей

Чтение стихотворений наизусть. В ожидании зимы, Берёза, Зима, Бабушкины сказки

8.Рефлексия деятельности

Как вы считаете, с какой целью писал Есенин стихи о природе?

Что на уроке произвело на вас наибольшее впечатление?

Что вы не знали, а сейчас знаете?

Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке, в дальнейшей жизни? Как?

Сергей Александрович с нами говорил сегодня о великой жизненной силе, которая держит в мире эти крохотные серые комочки – воробьи и не даёт им сгинуть в стихиях и катаклизмах планеты.

У десятков поэтов - свои воробьи, своё к ним пристрастие, своё отношение. Живи, удивительный дружок - воробей, радуй всех своим присутствием на земле. А мы будем помогать тебе выживать.

Учитель читает стихотворение В.Скифа)

За окном продрогшего

Вижу воробья.

Где твой дом воробышек?

Где твоя семья?

В поле за сугробами -

Темень, холода.

Воробей - воробышек,

Где твоя еда?

Зачирикал крохотный:

Что найду - еда!

Прыгаю да охаю

В злые холода.

За окошко брошу я

Сладкий пирожок:

Прилетай, воробышек!

Милый мой дружок!

Вот уже несколько лет в России проводится Акция "Покормите птиц!" В ней участвуют тысячи взрослых и детей, делают кормушки. А 15 января стали называть "Воробышкин день". Принимайте активное участие в акции, помогайте птицам холодной и голодной зимой – подкармливайте их.

9. Домашнее задание

слайд 15

По выбору: подготовить выразительное чтение стих.; выучить стих. наизусть; нарисовать иллюстрацию к стих, написать мини-сочинение «Воробышки».

10.Оценочная деятельность

Оцените свою работу на уроке сами. У вас на столах лежат предметные картинки с изображением воробьёв. На доске изображены две веточки красная и зелёная. Возьмите картинку воробья, поместите её на зелёной веточке, если вы оцениваете свою работу удачно. Если вы не очень довольны своей работой, то тогда поместите картинку на красную веточку. СПАСИБО ЗА УРОК!

Предварительный просмотр:

ОЗЯБЛИ - замёрзли, застыли, продрогли, окоченели

Работа в группах. 1 группа. Найти олицетворение. 2-3 группа. Найти сравнение.

Взаи мооценка по плану: 1. Выразительно ли читал. 2. С чувством ли читал. 3.Эмоционально ли читал. 4. Соблюдал ли нужную интонацию. 5. Правильно ли выдерживал паузы. 6. Правильно ли ставил логические ударения. 7. Были ли ошибки в словах.

Домашнее задание: По выбору: -подготовить выразительное чтение стих.; - выучить стих. наизусть; -нарисовать иллюстрацию к стих; -написать мини-сочинение «Воробышки»;


План конспект урока
Предмет: литературное чтение, Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева УМК «Школа 2100», 3 Б класс
Тема: «Поет Зима, аукает…»
Цель: познакомить с произведением С.А.Есенина «Поет зима – аукает…» и «Пороша».
Планируемые результаты:
Предметные:
- отработка у учащихся функционально-грамотного чтения;
- развитие у учащихся в процессе работы над произведением поэтического вкуса и образного мышления, умения находить в тексте средства художественной выразительности.
Регулятивные:



Познавательные:

Коммуникативные:

-строить монологическое доказательное высказывание.
Личностные:

Литература: УМК «Школа 2100» литературное чтение, Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева 3 класс
Ход урока:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Мотивация к деятельности. Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку; создает эмоциональный настрой.
Прозвенел, дружок, звонок
Начинается урок.
Все красиво дружно встали,
Улыбнулись, подровнялись.
Поздоровались прилично;
Чтоб учиться на "отлично",
Тихо сели за свой стол,
Начинаем разговор.
Настраиваются на учебный процесс. Личностные:
-выражать положительное отношение к процессу познания.
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Актуализация имеющихся знаний - Начинаем наш урок.
- Послушайте и догадайтесь, о каком времени года мы будем говорить.
Тройка, тройка прилетела, Скакуны в той тройке белы, А в санях сидит царица Белокоса, белолица, Как махнула рукавом, Все покрылось серебром.
(Зима)
- Открываем страничку в новый литературный раздел.
- Прочтите его название («Поёт зима, аукает…»)
- Посмотрите на разворот и скажите, о чём мы будем читать в этом разделе?
(О зиме, о зимней природе, о новогодних праздниках и о чём-то сказочном…)
Умеет ли зима петь? Почему эта строчка в кавычках? Это цитата. А из какого произведения взята эта цитата, мы узнаем позже.
Что можно предположить по названию раздела и иллюстрации? (Будем читать и о зимней природе, и о новогоднем празднике, и о чём-то сказочном…) Слушают учителя и отвечают на вопросы
Разгадывают загадку.
Внимательно слушают и отвечают на вопросы учителя. Коммуникативные:

Регулятивные:
.
Выявление затруднений в деятельности и целеполагание - А как проводит зиму Настя? Давайте об этом прочитаем в учебнике на 52.
- Каким спортом занимается Настя и её родители зимой? (лыжным видом спорта) -Какие чувства и воспоминания переполняли Настю? Прочитаем последнее предложение ещё раз. (хором)
- Мы сейчас с вами тоже отправимся в зимний лес. Закройте глаза и представьте, что вы в зимнем лесу.
(Звучит музыка Чайковского « Времена года») – Зима.
- А теперь откройте глаза и расскажите, что вы увидели в лесу зимой. (Ответы детей)
- Правильно, ребята. Зимний лес - это кружева инея на ветках, это треск деревьев, встретивших жестокий мороз. Мохнатые снежинки, которые медленно кружатся в воздухе. Красивый снег, переливающийся искрами на солнце. Сосна, особенная зеленая на фоне белого снега. Елочки застыли под снежным покрывалом, неподвижным кажется воздух. Всё замерло от зимней стужи.
- С помощью чего композитор помог нам почувствовать всю прелесть зимней природы? (С помощью звуков).
- По-разному называют зиму: Зима – красавица, Зима – рукодельница, Зима-царица, кружевница, мастерица, матушка-Зима.
- А как называли зиму великие поэты? (не знаем)
-Как вы думаете, какая тема нашего урока? Чему мы сегодня научимся? Что нового узнаем? Читают в учебнике авторский текст.
Отвечают на вопросы учителя.
Дети анализируют; формулируют выводы своих наблюдений; сравнивают; высказывают предположения и наконец, формулируют тему и цель урока.
Познавательные:
- развитие умений выделять и формулировать проблемы;
-формировать умение анализировать, синтезировать
Регулятивные:
- умение принимать и сохранять цель урока;
IV. Совместное открытие знаний 1. Рассказ об авторе.
- Зима - удивительное время года. Зимняя природа привлекает и манит, пробуждает людей творить. Композиторы «рисуют» её с помощью звуков. Художники это делают с помощью красок, а писатели и поэты с помощью слов, используя разнообразные художественные приёмы.
- Понаблюдаем, как С. Есенин рисует картину зимы.
- Знакомы ли вы с творчеством поэта?
- Какие стихи читали?
- О чём писал С. Есенин? (о Родине, о природе)
- С.А. Есенин очень любил родную природу и воспевал её в своём творчестве.
Удивительной была его судьба. За 30 лет, отпущенных ему на земле, Есенин успел так много, словно прожил огромную жизнь. В стихах С.Есенина все естественно и просто – как растет трава, как течет река, как наступает рассвет - и в то же время таинственно и загадочно...
- Давайте вместе с автором окунёмся в мир зимней природы.
2. Первичное чтение.
(звукозапись: Вивальди «Зима» . Учитель читает стихотворение «Поёт зима…»)
- Какое настроение автора почувствовали? (грустное)- Как вы думаете, с какой целью С. Есенин написал это стихотворение? Чтобы мы грустили или он хотел показать что-то другое? (хотел показать картины зимы)
- Какие картины зимы вы увидели?
- Какие звуки услышали?
3. Самостоятельное чтение.
- Прочтите самостоятельно и отметьте непонятные слова.
4. Словарная работа.
Поет – сильно дует
Аукает – перекликается
Стозвоном – звон 100 сосен (автор.)
Сосняк – собирательное, сосновый лес.
Ковром шелковым – мягким ковром
Сиротливые – без родителей
Озябли – сильно замерзли
Ставни – дощатые створки для прикрытия стекол
Вихри – порывистые круговые движения ветра
Физкультминутка. Слушают внимательно учителя, запоминают биографию С. Есенина.
Слушают чтение стихотворения учителем.
Отвечают на вопросы.
Читают самостоятельно, отмечают непонятные слова. Коммуникативные:
- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить.
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность
-формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию;
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия.
V. Первичное закрепление во внешней речи Работа над выразительностью.
- Сколько строф в стихотворении? (4)
- В стихотворении 4 строфы, т.е. 4 части, 4 картины. В каждой свои герои, свои чувства. Давайте разберёмся в них, чтобы научиться читать стихотворение выразительно.
1. Комментированное чтение.
1 строфа:
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
- В каком лесу оказался поэт?(в сосновом, мохнатом) - Мохнатый сосновый лес. Он звенит на морозе. Деревьев много и поэт нашёл удивительное слово «стозвон».
- Какое слово использует поэт, показывая лес? (мохнатый) - Что значит это слово? (засыпан пушистым снегом, снега в лесу очень много)
- Кто хозяйничает в лесу? Кто о лесе так позаботился? (зима)
- Похожа ли она на человека? Чем?
- Какие слова помогают оживить зиму?
- Как называется такой приём в литературе? (олицетворение)
- Кого олицетворяет зима? (заботливую мать)
- Какая она? Рисуем образ зимы (мягкая, добрая, немного грустная)
- Откуда видно, что автор грустит?
- О чём тоскуют облака? Какие они?
- С каким чувством будем читать 1 часть?(с чувством грусти)
2 строфа:
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
- Кто главный герой? (метелица)
- Чем необычен образ метелицы? (ковром шелковым стелется)
- Как понимаете это выражение?
- Как называется такой приём в литературе, где слова употребляются не в прямом, а в переносном значении? (метафора)
- Нравится поэту метелица? (любуется шелками, но в то же время побаивается-больно холодна)
- Звук л повторяется несколько раз и усиливает ощущение холода. И ковёр шелковый не случайно, т.к. шёлк хоть и нежная, красивая ткань, но прохладная.
- Какая зима во 2-й части? (красивая, но холодная)
- А по отношению к воробышкам? (равнодушная)
- Кого напоминает зима? (Снежную королеву)
- Какое чувство вызывают у автора воробышки? (жалеет их)
- Какие слова нашёл, чтобы показать жалость? (как детки сиротливые)
- Такой приём называется сравнение.
- С каким чувством будем читать 2-ю часть? (с чувством жалости)
3 строфа:
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
- Какие нежные слова нашёл автор для птичек? (игривые, малые, голодные, усталые)
- Как называются такие слова в литературе? (эпитеты)
- Что вызывает тревогу у автора? Что его беспокоит? (птицы голодные)
- Что страшнее для птиц зимою - голод или холод?
- Зачем автор пишет нам об этом? (Птицам зимой очень плохо и они надеются на наше сочувствие)
-Покормите птиц зимой! И они порадуют нас весной своим трудом и пением.
- С каким чувством будем читать 3-ю часть? (с чувством тревоги)
- Любуется ли метелицей автор в этой части? (нет, она превратилась в злую вьюгу)
- Отчего же злится вьюга? (хочет показать свою власть, силу, могущество)
- В каком образе мы увидели здесь зиму? (в образе злой мачехи)
4 строфа:
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная Красавица весна.
- Есть ли надежда на спасение у нежных пташек? (есть)
- Где они нашли приют? (у мёрзлого окна, около человеческого жилья)
- Что ещё вселяет надежду? (скоро придёт весна)
- Зачем автор вводит образ весны?
- Зима не всесильна. На смену ей обязательно придёт весна. Тревога и грусть сменится на радость.
- С каким чувством будем читать 4-ю часть? (с чувством надежды)
Вывод: В одном произведении автор представил нам 4 образа зимы. Этим он хотел показать, что зима бывает разной (доброй, мягкой, холодной, суровой).
- Но в каком бы образе мы её не увидели, невозможно не восторгаться её красотой и величием.
- Мы наблюдали, как менялось настроение автора (от грусти до надежды)
- Прочитайте стихотворение так, чтобы передать не только настроение автора, но и свои чувства.
2. Выразительное чтение.
- Кому ещё захотелось прочитать это стихотворение?
3. Сейчас познакомимся с другим произведением С. Есенина «Пороша».
1) Аудиозапись. (Безрукова)
2) Работа с текстом после прослушивания.
- Что значит это слово пороша?
- Какие однокоренные слова помогают объяснить? (запорошить, припорошить. Пороша – слой только что выпавшего снега)- Вас чем-то удивила иллюстрация к стихотворению.
С кем поэт сравнивает сосну? (со старушкой)
Как вы понимаете слово «клюка» (это палочка, которой пользуется пожилые люди, для опоры)
-А кто этот невидимка, заколдовавший лес? (Мороз)
- Как вам показалось – эти стихотворения похожи?
3) –Ребята, прочитайте это стихотворение «жужжащим» чтением.
4) - А теперь давайте выразительно красиво прочитаем хором. (Хоровое чтение) Читают по строфам с комментированием, отвечают на вопросы.
Разбирают 2 строфу, отвечают на вопросы.
Работают над выразительностью 3 строфы, отвечают на вопросы.
Разбираются, с каким чувством надо читать 4 строфу, отвечают на смысловые вопросы.
Делают вывод.
Выразительно читают стихотворение.
Слушают выразительное чтение в записи.
Отвечают на вопросы.
Сравнивают 2 стихотворения на первичном уровне.
Жужжащее чтение.
Хоровое чтение. Коммуникативные:
- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность
-формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию;
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания.
Познавательные:
- развитие умений выделять и формулировать проблемы;
-формировать умение анализировать, синтезировать.
Коммуникативные:
- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
VI. Самостоятельная работа с проверкой Повторное чтение (про себя)
- Задание. Перечитать стихотворение и постараться увидеть, что в нём зима другая.
(Настроение более спокойное, светлое, в стихотворении больше жизни, шумят вороны, стучит дятел, звенят копыта лошадей; холодно тоже (слышны звоны), но не опасно (валит снег, стелет шаль) Есть и общее: поэт оживляет природу.2) выразительное чтение Чтение про себя, поиск ответа на вопрос.
Выразительно читают ст-е «Пороша». Регулятивные:
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия
VII. Включение в систему знаний и повторений 1. Сравнение двух текстов.
-Вот мы прочитали 2 стихотворения Сергея Есенина о зимней природе.
-Скажите, изменилось ли отношение к зиме у автора? (Да, изменилось)
-Как? (Ответы детей)
- В первом стихотворении он зиму описал злой, беспощадной, обижающей птичек, зима автору не очень нравилась. А во втором стихотворении любуется красотой зимнего леса, тишиной, спокойствием природы. Отвечают на вопросы учителя, анализируют 2 стихотворения.
Коммуникативные:
- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
VIII. Рефлексия Дети, наш урок близится к концу. Вам понравился сегодняшний урок? Какое из стихотворений понравилось больше? Почему? Что вы узнали о поэте Сергее Есенине? (Любит зиму, природу, видит её красоту, умеет оживлять природу) Что мы делали? (Читали стихи, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям) Как бы вы оценили свою работу на уроке?
- Спасибо, урок окончен! Отвечают на вопросы учителя Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания.
Регулятивные:
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия
IX. Домашнее задание выучить одно из стихотворений наизусть.
Нарисовать портрет Зимы (по желанию)
Сделать выписки в тетрадь на страничку «Зима». Записывают д.з. в дневник.

Тема : С. А. Есенин "Поет зима, аукает"

Цели :

Продолжить знакомство учащихся с творчеством С. Есенина;

Учить слушать лирический текст;

Формировать читательские навыки: умение определять тему, жанр произведения;

Формировать навыки анализа лирического текста;

Учить формировать свое отношение к прочитанному;

Воспитывать чувство любви к русской поэзии;

Воспитывать чувство любви к родному краю.

Планируемые задачи :

Уметь находить в стихотворении выразительные средства речи;

Уметь определять тематику, описывать лирического героя;

Развивать навыки выразительного чтения.

Оборудование : портрет С. Есенина музыкальная запись романсов, рисунки, кластер, лексический словарь, раздаточный материал.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

На прошлом уроке мы с вами узнали много интересного о жизни и творчестве замечательного русского поэта С. Есенина. Давайте вспомним, что вы знаете о его жизни и творчестве.

Игра "Шапка вопросов". В шапке скатанные рулончиками листы бумаги с вопросами. Учащиеся вытягивают по одному вопросу и отвечают.

1. Назовите годы жизни С. Есенина?

2. Где родился поэт?

3. Кто занимался воспитание будущего поэта?

5. Как называл себя сам Есенин?

6. Как назывался первый поэтический сборник Есенина?

3. Актуализация знаний

Стихотворения Есенина мелодичны. Они знакомы нам с самого детства. Давайте вспомним, какие произведения поэта нам уже знакомы?

Игра "Продолжи стих"

1. Белая береза под моим…

2. Черемуха душистая с весною ….

3. Вот уж осень улетела и примчалася…

4. Нивы сжаты, рощи голы, от воды….

В поэзии Есенина описание русской природы занимает огромное место. Есенин, будучи выходцем из деревни, с раннего детства впитывал красоту окружающего мира. Его пейзажной лирике присуща особая напевность, трогательность и музыкальность. Не случайно многие композиторы обращались к творчеству Есенина.

Учащиеся слушают романс на стихи Есенина "Отговорила роща золотая".

4. Подготовка к восприятию темы

Трудно сказать, какое время года было любимым у Есенина. Есть чарующие строки, посвященные весне, нежный и звонкие стихи о лете, грустные и печальные об осени. А есть и о зиме.

Скажите, а как вы представляете себе зиму? Ответы учащихся

Если бы вы были поэтами, какое настроение вы вложили бы в стихотворения о зиме? Почему?

Составление кластера по ответам учащихся.

5. Объявление темы и целей урока

Тема урока: Стихотворение С. Есенина "Поет зима, аукает".

Мы попробуем разобраться, какие приемы использует автор, чтобы передать нам зимнее настроение.

6. Первичное знакомство с текстом

Выразительное чтение стихотворения учителем (или в записи)

Обратите внимание на наш кластер. Какие слова лучше всего опишут эмоции этого произведения? Почему вы так думаете?

7. Работа над анализом текста

А) Лексическая работа

Найдите в тексте слова, которые вам непонятны. Объясните их лексическое значение, используя словари.

Стозвон, сосняк, ставни, озябли, метелица.

Б) Анализ выразительных средств

Найдите в тексте образы, которые рисуют нам картину зимы.

Слова выписываются на доске (зима, лес, метелица, воробышки, вьюга, весна)

Это "главные герои" стихотворения. С их помощью автор обозначил главные акценты.

Прочтите первые три строки. Попробуйте представить зиму в образе человека. Кто вам представляется: злая старуха, шаловливый ребенок, веселая девушка или заботливая мать? Почему? (Зима представляется в виде заботливой матери, которая поет и баюкает лес, словно свое дитя)

Прочтите следующие три строки. Опишите картину, которое рисует вам ваше воображение. (Бесконечное, бескрайнее небо, по которому медленно и важно плывут седые облака)

Почему Есенин использует эпитет "седые"?

Следующий образ - метелица. С каким сказочным героем вы бы сравнили ее: со Снегурочкой, Снежной королевой или снежной бабой? Почему?

Как вы понимаете выражение "ковром шелковым стелется"? Как называется этот прием? (метафора)

Следующие строки описывают нам стайку воробьев. Подчеркните все глаголы, которые использует автор (прижались, озябли, жмутся)

Подберите синонимы к слову "озябли" (замерзли, продрогли, застыли)

Какими вы представляете себе воробышков? Давайте их изобразим.

Учитель читает текст, а группа учащихся изображает стайку воробьев .

Теперь на сцене появляется вьюга. Нарисуйте образ вьюги. Как бы вы описали ее характер? (злая, озлобленная, жестокая, суровая). Какие слова помогают автору передать эту злость вьюги? (стучит, с ревом бешенным, злится).

Как называется этот прием?

Теперь разберем последнюю строфу.

Почему пташки дремлют? (Как и вся живая природа, они зимой засыпают)

Какой образ появляется в конце стихотворения? (образ весны)

Найдите слова, которыми Есенин характеризуют весну? (в улыбках солнца, прекрасная, красавица)

В) Анализ лирических образов стихотворения

Работа с изображениями

Обратите внимание, что перед нами пронеслись три образа зимы: сначала она - заботливая мать, затем - Снежная королева, теперь - злобная и жестокая дама.

На доске появляются картины.

Почему так меняются характеры? Ответы учащихся.

А в самом конце перед нами красавица весна. (Учитель добавляет в галерею картину с изображением девушки-весны) Для чего автор вводит образ весны? (Это дает надежду, что бесконечные холода и вьюга закончатся, начнется новый сезон года, и маленькие птички еще будут радоваться и петь).

8. Работа над выразительным чтением

Вернемся к нашему кластеру. С каким настроением надо читать строки о:

Седых облаках; (грустно, печально)

О метелице; (тревожно)

Воробьях; (нежно)

Вьюге; (зло, напористо)

Весне? (радостно).

Несколько учащихся выразительно читают стихотворение.

9. Прослушивание романса

Мы уже говорили, что стихи Есенина легли в основу многих романсов. Обратите внимание на темп музыки в романсе "Поет зима, аукает"

Звучит запись романса "Поет зима, аукает" в исполнении Л. Луценко.

10. Подведение итогов урока и выставление оценок

11. Домашнее задание

1. Выучить стихотворение наизусть

2. Написать сказку по мотивам стихотворения

Учитель: Батаева Светлана Анатольевна. Урок: Литературное чтение.
ТЕМА УРОКА: С.Есенин « Поет зима, аукает…»
ЦЕЛИ: 1. Учить находить в авторском поэтическом тексте литературные приемы, при помощи которых поэт создает образы. 2. Развивать воображение учащихся, умение работать с поэтическим текстом. 3. Воспитывать любовь к родному языку, родной природе; оказывать эстетическое воздействие на детей через слово и живопись.
ОБОРУДОВАНИЕ: репродукции картин А.Пластова « Первый снег» и И.Грабаря « Зимний пейзаж», портрет С.Есенина.

ХОД УРОКА.

    Организационный момент.
К моменту кульминации Пора нам подходить. И пик воображения Нам надо покорить.
    Подготовка к восприятию.
Чтобы узнать тему урока, разгадайте головоломку.
В1, А2, Г3, Б3. Сегодня мы продолжаем разговор о зиме. Посмотрите на репродукции картин двух известных художников: « Первый снег» А.Пластова и « Зимний пейзаж» И.Грабаря. - Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на картину А.Пластова? (радостное, веселое, хочется выбежать во двор, протянуть руки и поймать снежинки.) - А когда вы смотрите на картину И.Грабаря? (торжественное, и в то же время возникает ощущение холода, мороза.) - Что изобразил художник на своей картине? (лес зимой.) - Какие деревья в этом лесу? Каким словом называют лес, в котором растут сосны? (сосновый бор, сосняк.) - Сосны покрыты иголками, хвоей, а если мы прислушаемся в таком лесу, то что услышим? (шорох, еле слышный звон.) - А какие еще деревья нарисовал художник? (березы, осины.) - Они покрыты инеем. С помощью каких слов можно описать эти деревья? (мохнатые, пушистые, сказочные.) - Да, ребята, зима – удивительное время года, она бывает разной: радостной, веселой, торжественной, величавой, холодной, неуютной.) - Что вам нравится зимой? А что вы не любите зимой? - Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством С.Есенина и его стихотворением « Поет зима, аукает…» 3. Работа по новой теме. 1. Чтение стихотворения учителем. - Поделитесь впечатлениями. Понравилось вам стихотворение? Чем? 2. Чтение учащимися стихотворения про себя. Откройте учебник и прочтите стихотворение, найдите непонятные слова.
    Словарная работа.
Стозвоном – образ сильного мощного звона в сто колоколов. Сиротливые – тоскливо одинокие, унылые. Сосняк – молодой сосновый лес. Ставни – створки для прикрытия окна снаружи. Метелица – сильный ветер со снегом. Вьюга – снежная буря.
    Анализ содержания.
- О ком или о чем это стихотворение? (о зиме и о воробышках.) - Прочитайте и подумайте, какие разные картины – образы рисует нам автор стихотворения? (зима в лесу; метелица на дворе; воробышки у окна; зимняя вьюга; сон воробышков.) - Как автор описывает зиму? (как живое существо.)
- Найдите слова и звуки, рисующие образ зимы в первых двух строчках стихотворения. Эти слова взяты из жизни природы или человека? - Какие образы помогают создать картину суровой зимы? (метелица, вьюга, воробышки и весна, которую они видят во сне.) - Какие слова использует С.Есенин для создания этого образа? - Как вы думаете, почему автор пишет о воробышках? (потому что они очень бедствуют от холода и голода зимой.) - Как нарисованы птицы, какими словами автор передает свое отношение к ним? (воробышки, детки малые, нежные, усталые, голодные.) - Почему он так к ним относится? Какое чувство к воробышкам он хочет вызвать у читателей? - Какое настроение у вас вызвало это стихотворение? (грустное, жалко воробышков.) - Меняется ли настроение к концу стихотворения? (да, зима закончится и придет долгожданная весна.) - Вначале С.Есенин назвал стихотворение « Воробышки». Сохранился ли этот образ? Остался ли он главным, центральным, самым важным для автора или нет? (зима здесь центральный образ.) - Найдите приемы, которые использует автор. (олицетворение – очеловечивает зиму и воробышков, сравнение – воробышки, как детки сиротливые, контраст – беспомощные воробышки и бешеная вьюга, суровая зима и сон – мечта воробышков о весне.) - Какие слова и выражения С.Есенина вам особенно понравились? Почему? - Что можно сказать об отношении автора к природе? 5. Работа в парах с иллюстрациями. Рассмотрите иллюстрации. Подпишите рисунки строчками из стихотворения. (« Воробышки игривые, как детки сиротливые прижались у окна»; « И снится им прекрасная, в улыбках солнца, ясная красавица весна».)
    Физкультминутка. Работа над выразительностью чтения.
С. Есенин в своем стихотворении представил пять образов – картин. Мы должны прочитать каждую картину так, чтобы слушатели ее представили ярко. - Давайте подумаем теперь, как мы будем читать это стихотворение. С каким чувством будем читать? Все ли одинаково? (о вьюге – с чувством тревоги, печали; о воробышках – с чувством жалости, нежности, о весне – с радостью.) - В каком темпе будем читать стихотворение: быстро или неторопливо? (неторопливо, потому что нам надо показать, как нам жалко бедных птичек зимой.) - А где будем делать небольшие остановки при чтении? (в конце каждой строки и там, где стоят знаки препинания.) - Возьмите карандаш и расставьте паузы. Помните: запятая - короткая пауза, точка – длинная пауза. - Какие слова мы будем выделять голосом при чтении стихотворения? (дети читают по строчке, выделяя голосом слова, обсуждают, пробуют, спорят.) - А теперь, когда мы подготовились к выразительному чтению, давайте почитаем его по частям. (чтение каждого ученика обсуждается, оценивается.)
    Итог урока.
- Удалось ли нам найти образы и приемы, которые использовал автор, чтобы нарисовать картину суровой зимы? - Понравилось ли вам стихотворение? 8. Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть. Урок составлен по учебнику В.Ю.Свиридовой « Литературное чтение» , 2 класс.

>>Литература 2 класс >> Литература: С.Есенин. «Поет зима аукает...», «Береза»

Урок 37

С. А. ЕСЕНИН «БЕРЕЗА», «ПОЕТ ЗИМА – АУКАЕТ»

Цель : познакомить учащихся с жизнью и творчеством С. Есенина, показать красоту поэзии С. Есенина; прививать любовь к поэзии; учить видеть сравнения, метафоры в стихотворениях.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы, целей.

– Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством удивительного поэта, который безгранично любил свою родину – Россию. Сергей Есенин.

Учитель показывает портрет поэта.

– Каким вы представляете себе Сергея Есенина?
– Сергей Александрович родился в селе Константиново Рязанской губернии (области). Рос он очень непоседливым ребенком: рано научился плавать, лазал по деревьям, частенько дрался, ему не было и четырех лет, когда он научился скакать на лошади. Есенин очень рано начал писать стихи (ему было 9 лет). Все его стихи о природе, о Родине, о нем самом или о близких ему людях.

2. Работа над стихотворением «Береза».

1) Учитель читает стихотворение (лучше на фоне музыки).

– Что представили, слушая стихотворение?
– Как вы понимаете слова кисти, кайма, бахрома? (Словарная работа.)
– С каким настроением нужно читать стихотворение?
– Прочитайте друг другу (в парах).

2) Слушание чтения нескольких учащихся.

3. Работа над стихотворением «Поет зима – аукает».

1) Самостоятельное чтение стихотворения.

– Какую зиму изображает С. Есенин?
– Какое настроение у вас вызывает стихотворение? Почему?

2) Работа над выразительным чтением.

Подумайте, есть ли здесь метафоры и зачем поэт их употребляет?
- Какие ещё выразительные средства есть? (Олицетворения- сонная тишина, лениво обходя, обсыпает.)
- Любит ли Есенин зимнюю березу?
- А вам нравятся деревья в зимнем убранстве?
- А в осеннем, весеннем, летнем?

IV. Итог урока.

Со стихотворениями, какого поэта мы сегодня познакомились?
- Какие стихи прочитали?

Домашнее задание : выучить наизусть одно из стихотворений, ответить на вопросы (с. 197).

Литературное чтение. 1-2 классы: поурочные планы по программе "Школа России". Издательство "Учитель", 2011. Содержание - Н.В. Лободина, С.В. Савинова и др.

Статьи по теме: