Что такое модель? В каких случаях используется моделирование? Модель - новый объект, отражающий существенные с точки зрения цели моделирования признаки изучаемого предмета, процесса или явления. Компьютерные и некомпьютерные модели

Задания 20 – 22

Инструкция по оцениванию заданий 20 – 22.

1. Перед тем, как оценить выполнение заданий 20 – 22, эксперту необходимо внимательно прочитать исторический источник, и попробовать самостоятельно выполнить задания 20 – 22. После выполнения заданий сравнить получившийся свой ответ с ответом, предложенным в критериях. В случае расхождения тщательно проанализировать свой ответ. По результатам анализа скорректировать свой ответ или «расширить» критерии оценивания (предположить, какие еще правильные по смыслу положения могут быть указаны в ответе). Расширение критериев возможно в задании 22, критерии заданий 20 и 21 являются, как правило, закрытыми (все возможные смысловые положения ответа приведены в критериях)

2. При оценивании задания 20 рекомендуем обращать внимание на приводимые в некоторых случаях указания о требуемой степени детализации ответа, возможности различных формулировок ответа. Например, если речь в задании идёт об указе о единонаследии, а задание сформулировано так: «Назовите с точностью до десятилетия время издания данного указа», то правильным будет считаться ответ «1710-е гг.» , а также те ответы, в которых выпускники назвали годы, укладывающиеся в данное десятилетие, например: «1714 г.», «1715 г.», «1719 г.» и т.д. Но ответ «первая четверть XVIII в.» не будет являться правильным.

3. При оценивании задания 21 (оно предполагает поиск информации в источнике) необходимо учесть, что критерии оценивания задания 21 являются, как правило, «закрытыми» и не могут быть «расширены» новыми положениями, которые по смыслу отличаются от приведённых в критериях.

При выполнении задания 21 выпускнику не предъявляется требование точного переписывания соответствующих фрагментов текста, поэтому ответы выпускника, изложившего ответ своими словами, могут не совпадать с позициями, приведенными в критериях. В таких случаях каждая формулировка, приведённая выпускником, нуждается в тщательном анализе, целью которого является определение её соответствия требованиям задания.

4. В задании 22 критерии являются «открытыми»: допускается смысловое несовпадение ответов выпускников с примерными ответами, данными в критериях. В этом случае эксперт должен критически проанализировать ответ экзаменуемого, и определить, является ли ответ возможным «расширением» критериев, соответствует ли он условиям задания.

5. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные выпускником при выполнении заданий 20 – 22, не являются основанием для снижения оценки.

6. Допущенные исторические неточности также не ведут к специальному снижению балла. Однако в случае существенного искажения смысла ответа ошибочная позиция не засчитывается. Например, ошибка в инициалах исторического деятеля, при условии правильного указания фамилии, по общему правилу не влияет на выставленный балл, но если ошибка в инициалах не позволяет точно определить исторического деятеля, которого хотел назвать выпускник (например, при указании Д.А. Милютина вместо Н.А. Милютина), то она повлияет на выставленный балл.

7. При выставлении балла за выполнение заданий 20 – 22 эксперт засчитывает правильные элементы ответа. При этом наличие в ответе ошибочно указанных элементов не ведёт к снижению балла. Например, при выполнении задания 21 выпускник правильно указал три положения (именно столько требуется, чтобы получить максимальный балл за задание) и ещё два положения указал неправильно. В данной ситуации эксперт выставит максимальный балл за задание 21.

Примеры оценивания заданий 20 – 22

Из воспоминаний политического деятеля

«___________, фактически сосредоточивший в своих руках правительственную власть, очутился в особенно трудном положении: он не мог не понимать, что только меры сурового принуждения, предложенные Корниловым, могли ещё, быть может, спасти армию, освободить окончательно власть от советской зависимости и установить внутренний порядок в стране. Несомненно, освобождение от советов, произведённое чужими руками или свершившееся в результате событий стихийных, снимавших ответственность с Временного правительства и ___________, представлялось ему государственно полезным и желательным. Но добровольное принятие предуказанных командованием мер вызвало бы полный разрыв с революционной демократией, которая дала [ему] имя, положение и власть и которая, невзирая на оказываемое ею противодействие, всё же, как это ни странно, служила ему хоть и шаткой, но единственной опорой. С другой стороны, восстановление власти военного командования угрожало не реакцией – об этом [он] часто говорил, хотя вряд ли серьёзно
в это верил – но, во всяком случае, перемещением центра влияния от социалистической к либеральной демократии, крушением социал-революционной партийной политики и утратой преобладающего, быть может, и всякого, влияния его на ход событий. …В свою очередь [он] ещё 13–14 августа в Москве, в дни Государственного совещания, ожидал активного выступления со стороны приверженцев Корнилова и принимал меры предосторожности. Несколько раз ____________ возбуждал вопрос об удалении Корнилова, но, не встречая сочувствия этому решению ни в военном министерстве, ни в среде самого правительства, с тревогой ждал развития событий. Ещё 7 августа помощник комиссара… предупредил Корнилова, что вопрос об его отставке решён в Петрограде окончательно. Корнилов ответил: "Лично меня вопрос о пребывании на посту мало занимает, но я прошу довести до сведения кого следует, что такая мера вряд ли будет полезна в интересах дела, так как может вызвать в армии волнения"…»

Укажите год, когда происходили события, описанные в тексте. Укажите политического деятеля, фамилия которого трижды пропущена в тексте. Назовите пост, который занимал в период описанных событий упомянутый в отрывке генерал Л.Г. Корнилов.

Укажите причину, по которой, по мнению автора воспоминаний, меры, предложенные генералом Л.Г. Корниловым, могли быть выгодны политическому деятелю, фамилия которого пропущена в тексте. Укажите причину, по которой, по мнению автора, эти меры не устраивали политического деятеля, фамилия которого пропущена в тексте. Чем, по мнению Л.Г. Корнилова, была опасна его отставка?

Баллы
элементы : 1) причина, по которой меры, предложенные Л.Г. Корниловым, могли быть выгодны : – эти меры были способом освободиться от «советской зависимости» «руками» Л.Г. Корнилова, что снимало ответственность за расправу с Советами с Временного правительства и А.Ф. Керенского; 2) причина, по которым меры, предложенные Л.Г. Корниловым, не устраивали А.Ф. Керенского : – реализация этих мер могла вызвать «полный разрыв Керенского с революционной демократией, которая дала Керенскому имя, положение и власть и которая служила ему единственной опорой»; – восстановление власти военного командования угрожало перемещением центра влияния от социалистической к либеральной демократии, крушением социал-революционной партийной политики и утратой преобладающего, быть может и всякого, влияния его на ход событий; 3) ответ на вопрос – отставка Л.Г. Корнилова могла вызвать в армии волнения
Правильно указаны три элемента ответа
Правильно указаны любые два элемента ответа
Правильно указан любой один элемент ответа. ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл 2
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать примеры : 1) Временное правительство было образовано лишь после совещания лидеров Петроградского Совета и представителей Временного комитета Государственной думы, произошедшего в ночь с 28 февраля на 1 марта 1917 г., и как результат этого соглашения; 2) 1 марта Петроградский Совет издал «Приказ № 1», который имел отрицательные последствия для сохранения дисциплины в армии, при этом Временное правительство не смогло приостановить его распространение и действие; 3) свою зависимость от Совета Временное правительство показало в своём первом документе – «Декларации Временного правительства о его составе и задачах» от 3 марта 1917 г., где был пункт о «неразоружении и невыводе из Петрограда воинских частей, принимавших участие в революционном движении»; 4) в апреле 1917 г., после опубликования «ноты Милюкова», разразился политический кризис, который привёл к формированию нового состава Временного правительства, в создании которого активное участие принял Исполком Петроградского Совета; 5) Временное правительство попыталось опереться на руководство Советов, согласившись на их предложение о созыве Демократического совещания и создания Предпарламента в сентябре – октябре 1917 г. Могут быть указаны другие примеры
Правильно указаны три примера
Правильно указаны два примера
Правильно указан только один пример. ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл 2

Пример 1

Комментарии

Пример 2

Комментарии

Пример 3


Комментарии

Контрольные вопросы.

2. На что надо обратить особое внимание при проверке задания 20?

3. Почему задание 21, как правило, имеет «закрытые» критерии?

4. Что должен сделать эксперт, если выпускник дал ответ на задание 21 не цитатой из источника, а своими словами?

5. Как должен оценить ответ эксперт, если выпускник в ответе на задание 21 переписал целый абзац из источника, в том числе и те положения, которые являются правильным ответом?

6. Как эксперт должен оценить ответ на задание 22, если выпускник сформулировал в ответе положения, отличающиеся по смыслу от критериев оценивания задания? В каком случае ответ принимается как верный? Какие положения ответа эксперт не может учитывать при оценивании работы по данному заданию?

7. В каких случаях допущенные исторические неточности ведут к снижению балла?

8. Должен ли эксперт принять ответ на задание 20 в качестве правильного, если выпускник напишет в ответе не «А.Н. Косыгин» (правильный ответ), а «Н.А. Косыгин»?


Практические задания.

Из мемуаров современника

«Кутузов представлял государю, что как Наполеонова армия ещё не вся собралась и гораздо слабее австро-российской, то и должно воспользоваться и атаковать немедленно, но государь сказал, что он дал слово гвардии без неё не сражаться; когда же гвардия присоединилась, то уже армия Наполеона была в превосходных силах, почему Кутузов представлял, чтобы ретироваться к подходящим корпусам Эссена и Беннингсена и, соединившись с ними, тогда дать баталию.

Государь сказал ему: "Видно, это не бегущих турок и поляков поражать,
а здесь ваше мужество притупляется". "Государь, – сказал Кутузов, – извольте сами располагать атакою, а что я не трус, вы сами изволите усмотреть, что я буду сражаться как солдат, а как генерал я отказываюсь".

20 ноября была несчастная и постыдная _________ баталия, где наши войска претерпели сильное поражение… Можно приписать одной только политике Наполеона, что он не разбил русских наголову и дал свободу отступать.

23-го в местечке Галиче отдан был следующий приказ:

"Истощённые силы [австрийского] двора, несчастия, постигшие оный, как же недостаток продовольствия, невзирая на сильное и храброе подкрепление российских войск, заставили [австрийского] императора на сих днях заключить с Франциею конвенцию, за которой должен вскоре последовать мир. Его императорское величество, пришед на помощь своему союзнику, не имел иной цели, как собственную оного защиту и отвращение опасности, угрожающей державе его; видя в настоящих обстоятельствах [пребывание] своих войск в австрийских пределах ненужное, [повелеваю], оставив оные, возвратиться в Россию".

Государь требовал от Кутузова рапорта о баталии _________, но тот отвечал: "Вы сами распоряжались войсками, я не имел ни малейшего в том участия; я завишу от воли Вашего Величества, но честь моя дороже жизни"».

Как называлась баталия, название которой дважды пропущено в тексте? Укажите год, когда она произошла. Назовите российского императора, упомянутого в отрывке.

В чём состоял первоначальный план, предложенный М.И. Кутузовым императору? Почему император отказался от его реализации? Что ответил М.И. Кутузов на требование императора написать рапорт о баталии?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы : 1) ответ на первый вопрос : атаковать армию Наполеона немедленно, так как она ещё не вся собралась; 2) ответ на второй вопрос: император дал слово гвардии без неё не сражаться; 3) ответ на третий вопрос: «Вы сами распоряжались войсками, я не имел ни малейшего в том участия; я завишу от воли Вашего Величества, но честь моя дороже жизни»
Правильно даны ответы на три вопроса
Правильно даны ответы на два вопроса
Правильно дан ответ на один вопрос. ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл 2

Укажите не менее трёх результатов (последствий) поражения России в битве, о которой идёт речь, не указанных в отрывке.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Могут быть указаны следующие результаты (последствия) , например: 1) огромные потери русской армии (21 тыс. человек); 2) поражение оказало негативное влияние на моральное состояние русских войск; 3) долгая опала М.И. Кутузова; 4) выход из войны Австрии и распад третьей Антифранцузской коалиции европейских держав; 5) значительно вырос авторитет Наполеона как военачальника. Могут быть указаны другие результаты (последствия)
Правильно указаны три результата (последствия)
Правильно указаны два результата (последствия)
Правильно указан только один результат (последствие). ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл 2

Ответ 1.

Ответ 2


Ответ 3


Ответ 4

Ответ 5


Ответ 6

Ответ 7


Из письма политического деятеля

«Вот в чём суть и основной смысл того лозунга, того курса на индустриализацию страны, который был провозглашёнXIV партсъездом
и который проводится ныне в жизнь.

Некоторые товарищи думают, что индустриализация представляет вообще развитие всякой промышленности. Есть даже такие чудаки, которые полагают, что ещё Иван Грозный, который когда-то создавал некоторый зародыш промышленности, был индустриалистом. Если идти по этому пути, тогда Петра Великого надо назвать первым индустриалистом. Это, конечно, неверно. Не всякое развитие промышленности представляет собой индустриализацию. Центр индустриализации, основа её состоит в развитии тяжёлой промышленности, в развитии, в конце концов, производства средств производства… Индустриализация имеет своей задачей не только то, чтобы вести наше народное хозяйство в целом к увеличению в нём доли промышленности, но она имеет ещё ту задачу, чтобы в этом развитии обеспечить за нашей страной, окружённой капиталистическими государствами, хозяйственную самостоятельность, уберечь её от превращения в придаток мирового капитализма. Не может страна диктатуры пролетариата, находящаяся в капиталистическом окружении, остаться хозяйственно самостоятельной, если она сама не производит у себя дома орудий и средств производства, если она застревает на той ступени развития, где ей приходится держать народное хозяйство на привязи
у капиталистически развитых стран, производящих и вывозящих орудия
и средства производства. Застрять на этой ступени – значит отдать себя на подчинение мировому капиталу.

…Из этого следует, что индустриализация нашей страны не может исчерпываться развитием всякой промышленности, развитием, скажем, лёгкой промышленности, хотя лёгкая промышленность и её развитие нам абсолютно необходимы. Из этого следует, что индустриализация должна пониматься прежде всего как развитие у нас тяжёлой промышленности
и особенно как развитие нашего собственного машиностроения, этого основного нерва индустрии вообще. Без этого нечего и говорить об обеспечении экономической самостоятельности нашей страны».


20

Укажите десятилетие, когда в СССР был провозглашён курс, о котором идёт речь в данном письме. Укажите руководителя СССР в этот период. Укажите название социально-экономической политики большевиков, непосредственно предшествовавшей курсу, о котором идёт речь в письме.

21

22

Укажите период, на который составлялись планы развития народного хозяйства во время проведения курса, о котором идёт речь в данном письме. Укажите не менее двух промышленных объектов, построенных в ходе реализации этого курса.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы : 1) период – пять лет; 2) объекты , например: – Туркестано-Сибирская железная дорога; – Днепрогэс; – Сталинградский тракторный завод; – Харьковский тракторный завод; – Челябинский тракторный завод; – Горьковский автозавод; – комбайновый завод «Ростсельмаш»; – Кузнецкий металлургический комбинат; – Беломоро-Балтийский канал; – Уралмашзавод. Могут быть указаны другие объекты
Правильно указаны период и два объекта
Правильно указаны период и один объект. ИЛИ Правильно указаны только два объекта
Правильно указан только период. ИЛИ Правильно указан только один объект. ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл 2

Ответ 8

Ответ 9

Ответ 10


Экспертные оценки

№ ответа Задание 20 Задание 21 Задание 22
Х

Похожая информация.


Для моделей можно составить различные виды классификаций в зависимости от одного или нескольких признаков, общих для той или иной группы моделей.

Наиболее распространенные виды классификации моделей определяются следующими признаками:

    Область использования.

    Учет в модели временного фактора (динамики).

    Отрасль знаний.

    Способ представления моделей.

    Классификация по области использования

Если рассматривать модели с позиции для чего, с какой целью они используются, то можно применять классификацию, изображенную на рис. 1.

Рис. 1. Классификация моделей по области использования

Учебные модели используются при обучении. Это могут быть наглядные пособия, различные тренажеры, обучающие программы.

Опытные модели - это уменьшенные или увеличенные копии проектируемого объекта. Их называют такженатурными и используют для исследования объекта и прогнозирования его будущих характеристик. Например, модель крыла самолета «продувается» в аэродинамической трубе с целью исследования его обтекаемости; модель гидростанции еще при разработке проекта помогает решить гидротехнические, экологические и многие другие проблемы.

Научно-технические модели создаются для исследования процессов и явлений. К таким моделям можно отнести прибор для получения грозового электрического разряда, модель движения планет Солнечной системы, модель работы двигателя внутреннего сгорания.

Игровые модели - это различного рода игры: деловые, экономические, военные. С помощью таких моделей можно разрешать конфликтные ситуации, оказывать психологическую помощь, проигрывать поведение объекта в различных ситуациях.

Имитационные модели не просто отражают реальность с той или иной степенью точности, а имитируют ее. Эксперимент с моделью либо многократно повторяется при разных исходных данных, чтобы изучить и оценить последствия каких-либо действий на реальную обстановку, либо проводится одновременно со многими другими похожими объектами, но поставленными в разные условия. По результатам исследования делаются выводы. Подобный метод выбора правильного решения называетсяметодом проб и ошибок . К примеру, в ряде опытов на мышах испытывается новое лекарственное средство, чтобы выявить побочные действия и уточнить дозировки.

Любая экономическая реформа, проводимая в стране, затрагивает интересы всех слоев общества. Поэтому она должна быть тщательно продумана, а ее результаты предсказуемы. Но проводить реальные эксперименты в этой области практически невозможно, поэтому прибегают к имитационному моделированию.

    Классификация с учетом временного фактора (динамики)

Рис. 2. Классификация моделей по временному фактору

Статические модели отражают объект в определенный момент времени, без учета происходящих с ним изменений. В этих моделях отсутствует временной фактор.

Примером статической модели может служить макет или рисунок молекулы воды, состоящей из атомов водорода и кислорода (слайд ).

Динамические модели отражают процесс изменения объекта во времени.

Химический опыт, проводимый в лаборатории, является примером динамической модели (слайд ). Известно, что кислород реагирует с водородом с выделением энергии. Поэтому даже при малых количествах исходных веществ реакция сопровождается громким хлопком. Таким образом, модель, позволяет предсказать возможные последствия соединения этих распространенных в природе и жизненно необходимых человеку веществ.

Один и тот же объект возможно изучать, применяя и статическую и динамическую модели. Например, при строительстве дома рассчитывают прочность и устойчивость к постоянной нагрузке его фундамента, стен, балок - это статическая модель здания. Но еще надо обеспечить противодействие ветрам, движению грунтовых вод, сейсмическим колебаниям и другим изменяющимся во времени факторам. Это можно решить с помощью динамических моделей.

    Классификация по отрасли знаний

Здесь можно выделить следующие виды моделей: физические (например, законы Ньютона); химические (например, перегонка нефти); географически е (интерактивные географические карты);исторические (генеалогическое дерево) ;социологические ; экономические (см. рис. 3), математические (например, математическая модель полета снаряда) и т.п. (слайд )

    Классификация по способу представления

Рис. 4. Классификация моделей по способу представления

В соответствии с этой классификацией модели делятся на две большие группы: материальные (иначе их называют предметные) иинформационные (абстрактные).

Материальные модели иначе можно назватьпредметными ,физическими . Они воспроизводят геометрические и физические свойства оригинала и всегда имеют реальное воплощение.

Материальные модели - это, к примеру, карты при изучении истории и географии, схемы солнечной системы и звездного неба, макет многоступенчатой ракеты и др.

Материальные модели - это и различные физические и химические опыты. В них моделируются процессы, например реакция между водородом и кислородом.

Информационная модель - совокупность информации, характеризующая свойства и состояния объекта, процесса, явления, а также взаимосвязь с внешним миром.Информационная модель - это описание объекта.

Информация, характеризующая объект или процесс, может иметь разный объем и форму представления, выражаться различными средствами.

Знаковые и вербальные информационные модели

К информационным моделям можно отнести вербальные (от лат. «verbalis» - устный) модели, полученные в результате раздумий, умозаключений. Они могут остаться мысленными или быть выражены словесно. К таким моделям можно отнести идею, возникшую у изобретателя, и музыкальную тему, промелькнувшую в голове композитора, и рифму, прозвучавшую пока еще в сознании поэта.

Вербальная модель - информационная модель в мысленной или разговорной форме.

Знаковая модель - информационная модель, выраженная специальными знаками, т. е. средствами любого формального языка.

Знаковые модели окружают нас повсюду. Это рисунки, тексты, графики и схемы. Вербальные и знаковые модели, как правило, взаимосвязаны. Мысленный образ, родившийся в мозгу человека, может быть облечен в знаковую форму. И наоборот, знаковая модель помогает сформировать в сознании верный мысленный образ.

К знаковым моделям относятся:

    математические модели - это модели, построенные с использованием математических понятий и формул. Например, модель равноускоренного прямолинейного движения:

    специальные – представлены на специальных языках (ноты, химические формулы);

    алгоритмические – программы.

Существуют и другие подходы к классификации информационных моделей.

В зависимости от структуры информационные модели делятся на:

    табличные;

    иерархические;

В табличной информационной модели объекты или их свойства представлены в виде списка, а их значения размещаются в ячейках таблицы. Примером химической табличной модели служит Периодическая система элементов Менделеева.

В иерархической информационной модели объекты распределены по уровням, причем элементы нижнего уровня входят в состав одного из элементов более высокого уровня. Такие модели строятся в процессе классификации объектов. Примером может служить модель классификации современных компьютеров.

Сетевые информационные модели применяются для описания таких систем, в которых связь между элементами имеет сложную структуру (например, структура сети Интернет).

Компьютерные и некомпьютерные модели

В информатике рассматриваются модели, которые можно создавать и исследовать с помощью компьютера. В этом случае модели делят на компьютерные инекомпьютерные .

Компьютерная модель - это модель, реализованная средствами программной среды.

В настоящее время выделяют два вида компьютерных моделей:

    структурно-функциональные , которые представляют собой условный образ объекта, описанный с помощью компьютерных технологий;

    имитационные , представляющие собой программу или комплекс программ, позволяющий воспроизводить процессы функционирования объекта в разных условиях.

Значение компьютерного моделирования сложно переоценить. К нему прибегают при исследовании сложных систем в различных областях науки, при создании образов исчезнувших животных, растений, зданий и т. п. Редкий кинорежиссер сегодня обходится без компьютерных эффектов. Кроме того, современное компьютерное моделирование является мощным инструментом развития науки.

Основные этапы компьютерного моделирования

Все этапы определяются поставленной задачей и целями моделирования. В общем случае процесс построения и исследования модели можно представить следующей схемой: (слайд )

Рис. 5. Этапы компьютерного моделирования

Первый этап -постановка задачи включает в себя стадии:описание задачи, определение цели моделирования, анализ объекта. Ошибки при постановке задачи приводят к наиболее тяжелым последствиям!

    Описание задачи

Задача формулируется на обычном языке. По характеру постановки все задачи можно разделить на две основные группы. К первой группе можно отнести задачи, в которых требуется исследовать, как изменятся характеристики объекта при некотором воздействии на него, «что будет, если? ...».

Например, что будет, если магнитный диск положить рядом с магнитом?

В задачах, относящихся ко второй группе, требуется определить, какое надо произвести воздействие на объект, чтобы его параметры удовлетворяли некоторому заданному условию, «как сделать, чтобы? ..».

    Определение цели моделирования

На этой стадии необходимо среди многих характеристик (параметров) объекта выделить существенные . Мы уже говорили о том, что для одного и того же объекта при разных целях моделирования существенными будут считаться разные свойства.

Например, если вы строите модель яхты для участия в соревнованиях моделей судов, то в первую очередь вас будут интересовать ее судоходные характеристики. Вы будете решать задачу «как сделать, чтобы…?»

А того, кто собирается на яхте в круиз, помимо тех же самых параметров, будет интересовать, внутреннее устройство: количество палуб, комфортабельность и т. п.

Для конструктора яхты, строящего компьютерную имитационную модель для проверки надежности конструкции в штормовых условиях, моделью яхты будет изменение изображения и расчетных параметров на экране монитора при изменении значений входных параметров. Он будет решать задачу «что будет, если…?»

Определение цели моделирования позволяет четко установить, какие данные являются исходными, что требуется получить на выходе и какими свойствами объекта можно пренебречь. Таким образом, строится словесная модель задачи.

    Анализ объекта подразумевает четкое выделение моделируемого объекта и его основных свойств.

Второй этап -формализация задачи связан с созданиемформализованной модели , то есть модели, записанной на каком-либо формальном языке. Например, данные переписи населения, представленные в виде таблицы или диаграммы - это формализованная модель.

В общем смысле формализация - это приведение существенных свойств и признаков объекта моделирования к выбранной форме.

Формальная модель - это модель, полученная в результате формализации.

Для решения задачи на компьютере больше всего подходит язык математики. В такой модели связь между исходными данными и конечными результатами фиксируется с помощью различных формул, а также накладываются ограничения на допустимые значения параметров.

Третий этап -разработка компьютерной модели начинается с выбора инструмента моделирования, другими словами, программной среды, в которой будет создаваться, и исследоваться модель.

От этого выбора зависит алгоритм построения компьютерной модели, а также форма его представления. В среде программирования - этопрограмма , написанная на соответствующем языке. В прикладных средах (электронные таблицы, СУБД, графических редакторах и т. д.) - этопоследовательность технологических приемов , приводящих к решению задачи.

Следует отметить, что одну и ту же задачу можно решить, используя различные среды. Выбор инструмента моделирования зависит, в первую очередь, от реальных возможностей, как технических, так и материальных.

Четвертый этап -компьютерный эксперимент включает две стадии:тестирование модели ипроведение исследования .

    Тестирование модели - процесс проверки правильности построения модели.

На этой стадии проверяется разработанный алгоритм построения модели и адекватность полученной модели объекту и цели моделирования.

Для проверки правильности алгоритма построения модели используется тестовые данные, для которых конечный результат заранее известен (обычно его определяют ручным способом). Если результаты совпадают, то алгоритм разработан верно, если нет - надо искать и устранять причину их несоответствия.

Тестирование должно быть целенаправленным и систематизированным, а усложнение тестовых данных должно происходить постепенно. Чтобы убедиться, что построенная модель правильно отражает существенные для цели моделирования свойства оригинала, то есть является адекватной, необходимо подбирать тестовые данные, которые отражают реальную ситуацию .

Уровни тестирования программного обеспечения (ПО)

Модульное тестирование (юнит-тестирование) - тестируется минимально возможный для тестирования компонент, например, отдельный класс или функция. Часто модульное тестирование осуществляется разработчиками ПО.

Интеграционное тестирование - тестируются интерфейсы между компонентами, подсистемами. При наличии резерва времени на данной стадии тестирование ведётся итерационно, с постепенным подключением последующих подсистем.

Системное тестирование - тестируется интегрированная система на её соответствие требованиям.

Альфа-тестирование - имитация реальной работы с системой штатными разработчиками, либо реальная работа с системой потенциальными пользователями/заказчиком.Чаще всего альфа-тестирование проводится на ранней стадии разработки продукта , но в некоторых случаях может применяться для законченного продукта в качестве внутреннего приёмочного тестирования.

Бета-тестирование - в некоторых случаях выполняется распространение версии с ограничениями (по функциональности или времени работы) для некоторой группы лиц, с тем, чтобы убедиться, что продукт содержит достаточно мало ошибок. Иногда бета-тестирование выполняется для того, чтобы получить обратную связь о продукте от его будущих пользователей.

Часто для свободного/открытого ПО стадия Альфа-тестирования характеризует функциональное наполнение кода, а Бета-тестирования - стадию исправления ошибок. При этом, как правило, на каждом этапе разработки промежуточные результаты работы доступны конечным пользователям.

Тестирование «белого ящика»

В терминологии профессионалов тестирования, фразы «тестирование белого ящика» и «тестирование чёрного ящика» относятся к тому, имеет ли разработчик тестов доступ к исходному коду тестируемого ПО.

Тестирование «белого ящика» – тестирование, при котором тестировщик имеет доступ к коду. Кроме того, что тестировщик может просматривать код, он еще и сам может писать код, который использует библиотеки существующего программного продукта.

Другое название этого метода – структурное тестирование .

Тестирование «чёрного ящика»

Тестирование методом «черного ящика» базируется на том, что поведение системы можно определить только посредством изучения ее входных и соответствующих выходных данных. Другое название этого метода – функциональное тестирование .

Испытатель подставляет в компонент или систему входные данные и исследует соответствующие выходные данные. Метод обработки данных, и каким образом получаются выходные данные – неизвестно, это закрыто «черным ящиком».

    Исследование модели

К этой стадии компьютерного эксперимента можно переходить только после того, как тестирование модели прошло успешно, и вы уверены, что создана именно та модель, которую необходимо исследовать.

Пятый этап -анализ результатов является ключевым для процесса моделирования. Именно по итогам этого этапа принимается решение: продолжать исследование или закончить.

Если результаты не соответствуют целям поставленной задачи, значит, на предыдущих этапах были допущены ошибки. В этом случае необходимо корректировать модель , то есть возвращаться к одному из предыдущих этапов. Процесс повторяется до тех пор, пока результаты компьютерного эксперимента не будут отвечать целям моделирования.

Оценка конъюнктуры рынка

Метод фокус-группы при проведении маркетинговых исследований

Существует несколько типов вопросов, которые могут использовать в анкете. Приведите по одному примеру для каждого типа вопроса

25.

1.Какой концепции придерживаются школы обучения вождению автомобилем, если процесс обучения стандартизирован, а все усилия направлены на снижение затрат при увеличении количества обучаемых. Сущность данной концепции и ограничения

2.Назовите основные факторы макросреды функционирования ОАО ММК (Вашего предприятия)

3.Укажите особенности покупательного поведения для этапа жизненного цикла семьи – «полное гнездо, ребенок дошкольник». Аргументируйте ответ

5.Виды розничных торговцев по принадлежности и концентрации

6.Структура цены, ее связь с другими функциями маркетинга, ценовая и неценовая конкуренция

26. Ответы на вопросы по маркетингу

1.Что такое маркетинг? Для чего применяется маркетинг и какой вариант маркетинга Вам подходит?

2.Функции маркетинга в организации

3.Разработать маркетинговое исследование

27. Ответы на вопросы по маркетингу

1. Подготовьте вопросы анкеты, сформулируйте выборку с целью получения первичной информации о каком-либо товаре. Проведите опрос и представьте результаты.

2. На примере какого-либо товара опишите этапы жизненного цикла товара.

3. Когда фирме при установлении цен на новый товар целесообразно использовать стратегию «снятия сливок»? Приведите примеры.

4. Задание направлено на оценку показателей конкурентоспособности предприятий. При выполнении этого задания необходимо выбрать несколько предприятий (минимум – два), составить перечень значимых показателей конкурентоспособности. Далее на основе опроса выявить, весовую значимость этих показателей. Полученную информацию можно оформить в виде таблицы.

28. Ответы на вопросы по маркетингу

1.Маркетинговая среда предприятия

3.Стратегии установления цен

3.Разработать анкету для предприятия, производящего стройматериалы с целью изучения потребностей населения

4.На каком этапе жизненного цикла находятся: а) моющие обои; б) жалюзи

29. Анализ водки как товарной продукции

30. Маркетинг как инструмент управления муниципальным хозяйством

Глава 1. Муниципальный маркетинг: сущность, виды и особенности развития

1.1.Сущность и концепции развития маркетинга

1.2.Понятие и особенности использования маркетинга в системе муниципального управления

1.3.Основные задачи и модели распределения маркетинговой деятельности в муниципальном образовании

1.4.Нормативно-правовая база функционирования маркетинга муниципального образования

Глава 2. Маркетинговая система, ее функции в управлении муниципальным хозяйством

2.1.Субъекты муниципального рынка и их функционирование

2.2.Внешняя и внутренняя среда муниципального маркетинга

2.3.Роль маркетинга в управлении муниципальной экономикой

2.4.Совершенствование информационного обеспечения маркетинговой деятельности муниципального образования

31. Ответы на вопросы по маркетингу

1.Объекты и направления маркетинговых исследований

2.Изучение намерений покупателей и их поведения при и после покупки товара

32. Комплексный анализ маркетинговой деятельности предприятия

1. Характеристика фирмы

1.1. Общие сведения о предприятии

1.2. Принципы оплаты труда

1.3. Характеристика персонала

2. Производственная деятельность

2.1. Организация производства

2.2. Обеспечение электронными комплектующими

2.4. Качество продукции и развитие производства

2.5. Финансирование

3. Продукция и услуги

3.1. Продукция

3.2. Экспорт

3.3. План НИР и ОКР

4. Рынок и маркетинг

Задания для школьного этапа олимпиады

По русскому языку

(9 класс)

О.Б.Кочетова,

Учитель русского языка и литературы

  1. Раскройте скобки. Объясните лексическое значение выделенных слов

О(к,кк)упация, криста(л,лл)ический, гри(м,мм)а(с,сс)а, гу(м,мм)анизм, ма(с,сс)он, ко(л,лл)ичество, дра(м,мм)атический, а(п,пп)е(л,лл)яция , ко(р,рр)идор, кава(л,лл)ерист, кро(с,сс)овки, а(н,нн)отация, а(л,лл)юминий, и(м,мм)итация, ра(с,сс)а, це(л,лл)офан, компроми(с,сс)ный, гро(с,сс)мейстер, те(р,рр)а(с,сс)а, су(р,рр)огат.

  1. Какие функции выполняет в русском языке тире ? Приведите по одному примеру на каждый случай употребления этого знака.
  1. Какие звуки обозначают выделенные буквы в следующих фразах?

В кон ц е кон ц ов оте ц не стал на нас серди тьс я.

Бодливой корове Бо г ро г не даёт.

А.М.Горький долго ж и л в И талии.

  1. С какой падежной формой имени существительного употребляются данные глагольные формы?

Преисполнен (решимостью, решимости); исполнен (почтением, почтения); жертвовать (деньги, деньгами).

5. Укажите значение данных устойчивых сочетаний и приведите к ним как можно больше синонимичных фразеологизмов.

Не оставить камня на камне, отдать Богу душу, во все лопатки.

  1. Выпишите слова, образованные приставочным способом. Какие из данных слов являются непроизводными в современном языке?

Сопереживать, созвездие, соревнование, совладелец, сотрудник, согнать, сорежиссёр, созвучный, соавтор, сорвать, соцветие, соратник, сокурсник

  1. Напишите предложения, заменяя цифры словами и ставя числительное в нужную падежную форму.

Частное от деления 348 726 на 19 равно 18 354,05.

При сложении 499 121 с 2 768 получится 501 889.

  1. Какое значение имеют выделенные в данных предложениях слова и к какой части речи их следует отнести?

Я никакой музыкант в некотором смысле и играю дома потихоньку, когда бываю совсем один. (К.Станиславский)

Я думаю, он просто якобинец, ваш Чацкий. (А.Грибоедов)

Вдруг говорят мне: человек вас спрашивает. (И.Тургенев)

  1. Назовите имена выдающихся русских лингвистов, краткая характеристика научной деятельности которых дана ниже.

А. …- гениальный русский ученый энциклопедист, поэт, создатель первой научной грамматики «Русская грамматика» (1755);

Б. …- морской офицер, врач, путешественник-этнограф, писатель, автор «Толкового словаря живого великорусского языка»;

В….- великий русский языковед-славист, историк языка, основоположник научной диалектологии, автор книг «Синтаксис русского языка» (1925,1927);

Д…- выдающийся ученый в области русской фонетики и орфоэпии, создавший совместно с С.Ожеговым словарь- справочник «русское литературное произношение»

  1. В каждой из приведённых групп три языка из четырёх являются родственными, а один относится к другой языковой семье или группе. Выпишите названия «лишних» языков.

А. грузинский, осетинский, иранский, таджикский

Б. эстонский, латышский, финский венгерский

В. Азербайджанский, турецкий, чувашский, армянский

Г.французский, немецкий, молдавский, португальский.

Д. украинский, литовский, польский, болгарский.

11. Напишите сочинение-рассуждение (объёмом не более 1 стр) на тему: За что я люблю (не люблю) осень.

Ответы к заданиям

школьного этапа олимпиады

По русскому языку (9 класс)

  1. Оккупация, кристаллический, гримаса, гуманизм, масон, количество, драматический, апелляция, коридор, кавалерист, кроссовки, аннотация, алюминий, имитация , раса, целлофан, компромиссный, гроссмейстер, терраса, суррогат.

Апелляция- обращение за поддержкой, обжалование какого-либо решения в вышестоящую инстанцию.

Аннотация – краткая характеристика содержания произведения или рукописи.

Имитация- подражание кому-либо, воспроизведение. Подделка.

(по 0,5 балла за каждое правильно написанное слово и по 1 баллу за объяснение лексического значения выделенного слова)

  1. Тире ставится:

Между подлежащим и сказуемым;

После однородных членов предложения перед обобщающим словом;

В бессоюзном сложном предложении;

В сложносочинённом предложении для обозначения резкого перехода к другой мысли или резкого противопоставления;

В неполных предложениях;

Для отделения (выделения) обособленных приложений;

Для выделения вводных и вставных конструкций;

В начале реплик, даваемых с абзаца;

Между репликами в диалоге, даваемом без абзаца;

В качестве дополнительного знака в СПП после группы придаточных, в периоде 9кто виноват из них, кто прав,- судить не нам);

Между словами для обозначения пределов пространственных, временных, количественных (груз весом в 5-10 тонн)

(по 1 баллу за каждый случай и по 1 баллу за пример)

  1. В словах – в конце концов, сердиться [ц], в слове отец- [дз]

В слове Бог – [х], в слове рог – [к] или [х]

В словах жить и в Италии – [ы]

(по 1 баллу за каждый ответ)

4. Преисполнен решимости; исполнен почтения; жертвовать деньги и деньгами.

(по 0,5 балла за каждый правильный ответ)

  1. Не оставить камня на камне – уничтожить (разнести в щепки, стереть в мелкий порошок, превратить в прах, стереть с лица земли, разорвать на мелкие кусочки)

Отдать Богу душу- умереть (уйти в мир иной, испустить дух, дать дуба, отдать концы и т.д)

Во все лопатки- быстро (во весь дух, что есть духу, сломя голову и т.д)

(по 1 баллу за определение значения и по 0,5 за каждый пример)

  1. Сопереживать, совладелец, согнать, сорежиссёр, соавтор, сорвать.

Непроизводные – соратник, созвучный

(по 0,5 балла за каждый правильный ответ)

7. Частное от деления трёхсот сорока восьми тысяч семисот двадцати шести на девятнадцать равно восемнадцати тысячам трёмстам пятидесяти четырем целым, пяти сотым.

При сложении четырехсот девяноста девяти тысяч ста двадцати одного с двумя тысячами семьюстами шестьюдесятью восьмью (восемью) получится пятьсот одна тысяча восемьсот восемьдесят девять.

(по 0,5 балла за каждое числительное)

  1. никакой- плохой, качественное прилагательное; ваш-угодный, близкий вам, прилагательное; человек- кто-то, неопределенной местоимение

(по 1 баллу за каждый правильный ответ)

  1. А- М.Ломоносов, Б-В.Даль, В- А.Шахматов, Г-Д.Ушаков, Д- Р.Аванесов

(по 1 баллу за каждого ученого)

10. А. грузинский

Б. латышский

В. армянский

Г. немецкий

Д.литовский

(по 1 баллу за каждый правильный ответ)

11. 10 баллов за сочинение- рассуждение


От Гость >>

Умоляю.. по тексту ответьте на вопросы!
Налоги - обязательные платежи физических и юридических лиц государству. Налоги и сборы являются основным источником доходов государственного бюджета. Уплата налогов является одной из главных обязанностей граждан.

Налоги выполняют следующие функции: фискальную (обеспечивают финансирование государственных расходов на содержание государственного аппарата, оборону страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных доходов, например фундаментальная наука, многие учебные заведения, библиотеки и т.п.); распределительную (перераспределяют доходы между разными группами населения в целях сглаживания неравенства в обществе); стимулирующую, или антиинфляционную (способствуют развитию научно-технического прогресса, увеличению числа рабочих мест, капитальных вложений в расширение производства путём применения льготного налогообложения); воспитательную (сдерживают потребление продуктов, вредных для здоровья, устанавливая на них повышенные налоги); контрольно-учётную (посредством налогообложения ведётся учёт доходов граждан, предприятий и организаций).

По способу взимания налогов различают прямые и косвенные налоги.

В мировой практике существуют следующие системы по видам налоговых ставок: прогрессивная, пропорциональная, регрессивная. В прогрессивной системе ставка налога возрастает по мере роста величины облагаемого дохода или стоимости имущества. В пропорциональной системе налогообложения используется единая ставка налогообложения независимо от абсолютной величины базы налогообложения (дохода, прибыли, имущества и т.п.). В регрессивной системе налогообложения предусмотрено снижение ставки обложения по мере роста абсолютной величины облагаемого дохода или имущества.

(По материалам энциклопедии для школьников)

1. Как в тексте определяется воспитательная функция налогов? С опорой на обществоведческие знания и факты общественной жизни приведите пример, иллюстрирующий выполнение этой функции.

2. В стране Z возник значительный дефицит бюджета. Правительство вынесло на рассмотрение парламента законопроект об отказе от пропорциональной шкалы и введении прогрессивной шкалы налогообложения. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите по одному возможному аргументу (объяснению) сторонников и противников этого нововведения.

3. Объясните основное различие между прямыми и косвенными налогами. Привлекая обществоведческие знания, приведите по одному примеру каждого из названных видов налога (обязательно указывайте, какой вид налога Вы иллюстрируете).

4. В тексте названы основные функции налогов. Как Вы думаете, какую из них иногда называют социальной? Свой ответ аргументируйте (объясните) с опорой на текст.

6. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Статьи по теме: