Читаем по слогам ма мо му. Упражнения в написании слогов ам – ма, ум – му, ом – мо. план-конспект урока по русскому языку на тему. VII. Домашнее задание
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Учить ребенка определять направление звука в пространстве.
2. Подготавливать ребенка к усвоению звуко-слогового ряда путем формирования пространственно-временных представлений.
3. Научить ребенка четко произносить звуки [М] и [М"], дифференцировать звуки на слух и в произношении.
4. Ввести в пассивный и активный словарь ребенка понятия: «согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук».
5. Учить определять место звуков [М], [М"] в начале, середине и конце слов.
6. Учить анализировать слоги типа AM, MA.
Задание 1 . Дидактическое упражнение «Иди на звук» (развитие слухового внимания).
Взрослый завязывает ребенку глаза, а сам звонит в колокольчик. Ребенок должен идти на звук колокольчика.
Задание 2 . Дидактическое упражнение «Перед — между — после».
Взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие времена года, месяцы, дни недели он помнит; просит произнести их по порядку. Затем взрослый задает вопросы: какой первый месяц года? последний? перед мартом? после марта? между июнем и августом? (Аналогично игра проводится на материале дней недели, времен года.)
Задание 3 . Знакомство со звуком [М].
Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку и ответить на вопрос:
Голодная — мычит,
Сытая — жует,
Всем детям молоко дает. (Корова)
«Как мычит корова?» — «МММ...»
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [М]: когда мы произносим звук [М]:
Губки сомкнуты без напряжения;
Воздух выходит через нос;
Горлышко «работает».
Взрослый показывает ребенку символ звука [М]: корова мычит: МММ...,
затем объясняет, что звук [М] петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук — согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [М] синим кружком с колокольчиком. Таким образом ребенок усваивает характеристику звука [М].
Задание 4. Фонетическое упражнение.
Корова мычит: ММММММММММ... (вслед за взрослым произносить звук [М] длительно).
Задание 5 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки».
Взрослый произносит ряд звуков, слогов, слов и просит ребенка хлопнуть в ладошки в том случае, если он услышит звук [М] (изолированно, в слогах, в словах):
м, а, у, м, м, и; ам, ар, ор, ом, ма, му, ка, са, мы;
мак, Оля, муха, дом, суп, мука;
Задание 6 . Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить слоги, при этом ребенок должен почувствовать смыкание губ при произнесении звука [М]:
ма, мо, му, мы; ам, ом, ум, им.
Задание 7 . Взрослый предлагает ребенку повторить слоговой ряд:
ма-мо, ма-мы, му-ма, му-мы; ам-ом, ум-им, ум-ам, ом-им.
Задание 8 . Взрослый произносит слова, голосом выделяя в них звук [М], а ребенок называет одинаковый первый (последний) звук в словах:
мак, муха, машина, мыло; дом, сом, ком, лом.
Задание 9 . Ребенку предлагается выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых звук [М] стоит:
в начале слов: мак, муха, маска, марка;
в конце слов: дом, сом, альбом;
в середине слов: сумка, самолет, лампа.
Для определения места звука [М] в слове рекомендуется использовать карточку и синий кружок с колокольчиком.
Задание 10 . Вспомнить вместе с ребенком:
месяцы года, в названии которых есть звук [М] (март, май);
время года, в названии которого есть звук [М] (зима).
Задание 11 . Закончить предложения (согласование местоимений с существительными):
Это моя... (шапка). Это мой... (дом). Это мое... (пальто). Это мои... (книги).
Задание 12. Знакомство со звуком [М"].
Взрослый задает ребенку вопрос: «Как называется детеныш коровы?» — «Теленок».
Взрослый обращает внимание ребенка на то, что теленок маленький, он мычит: мьмь...
Затем знакомит ребенка с символом звука [М"]: теленок мычит: мьмь... , х арактеристикой звука: согласный, мягкий, звонкий, и обозначением: зеленый кружок с колокольчиком.
Задание 13 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М"]»:
мь, а, у, мь, и, мь; мя, ка, па, ми, ки, ме;
мяч, суп, миска, Миша, мир, ворона.
Задание 14 . Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить серию слогов:
мя-ме, ми-мю...; амь-омь, умь-имь...
Задание 15 . Взрослый просит ребенка перечислить картинки, названия которых начинаются на звук [М"]:
мяч, миска, мишка, мел, метро, месяц.
Игры с картинками: «Чего не стало?» (ребенок закрывает глаза, взрослый убирает картинку. Ребенок должен вспомнить название картинки, которую убрали.)
«Что изменилось?» (ребенок закрывает глаза, взрослый меняет картинки местами. Ребенок должен вспомнить и вое становить первоначальный ряд картинок.)
Задание 16. Дифференциация звуков [M] — [М"]. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М]»:
м, мь, мь, м...; ма, мя, ми, му...;ам, омь...; мяч, муха, мак, Миша...,
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (игра с мячом: взрослый произносит слог с твердым согласным звуком [M], при этом кидает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, произносит слог с мягким согласным звуком , возвращая мяч взрослому, и т.д.):
ма-мя, мо-..., му-..., мы-...; мя-ма, ми-..., мю-..., ме-...
Задание 17. Ребенку предлагается среди имен выбрать те, которые начинаются на звук [M] ():
Миша, Марк, Марина, Мирон...
Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звуки [М] и . (В конце занятия по теме взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие картинки он вклеил в свою тетрадь.)
Задание 18 . Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, назови первый звук в слове».
В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто это?., (мышка)
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной... (медведь)
Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке:
Зимой — спит,
Летом — ульи ворошит. (Медведь )
Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (Мороз)
Сидит девица в темнице,
А коса на улице. (Морковь )
Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха)
Выучить чистоговорки:
Ма-ма-ма — дома я сама.
Му-му-му — молоко кому?
Мо-мо-мо — едим эскимо.
Мы-мы-мы — прочитали книгу мы.
Ми-ми-ми — поем ноту ми.
Ме-ме-ме — дай-ка травки мне.
Задание 19 . Взрослый произносит пару слов и просит ребенка определить, какой первый звук в этих словах, а затем составить с каждым словом предложение:
мышка — мишка; мыла — Мила; мал — мял.
Задание 20 . Упражнение для пальчиков и развития координации речи с движениями:
Мы писали, мы писали, -
А теперь все дружно встали
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Выполнять соответствующие движения.
Мы писали, мы писали, - Ритмично сжимать пальцы в кулачки.
Наши пальчики устали.
Мы немножко отдохнем —
И опять писать начнем.
Задание 20. Знакомство с буквой М.
Буква М с двумя горбами,
Как верблюд — смотрите сами!
О. Гофман
На что похожа буква М? Буква М из пальчиков: сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а остальные — сжать в кулачок.
Игры с буквой.
Задание 21 . Анализ слогов: AM, MA. Составление схем из кружков. (Согласный звук — синий кружок с колокольчиком, гласный звук — красный кружок.)
Составление из букв разрезной азбуки слогов AM, MA. Чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.
Дорогие ребята! Сегодня у нас урок необычный. Давайте сделаем так, чтобы мы им понравились.
Глазки ваши пусть не просто смотрят,
а все видят и запоминают.
Ушки ваши пусть непросто слушают,
а все слышат.
И не допускайте, чтобы язычки ваши
забегали вперед ума.
У вас на партах лежат кружочки – красный, желтый.
Красный – прекрасное настроение, желтый – плохое, какое у вас настроение в начале урока, поднимите кружочки. Замечательно, значит можноначинать работу.
Звук.
Нам пришло сообщение. Давайте, посмотрим от кого оно. Это мишка нам отправил сообщение. Давайте послушаем.
Целый день сижу я с книжкой
То мычу, то блею
Я не знаю, что мне делать
От тоски бледнею.
Одна буква хромоножка,
А другая – с челкой вбок
Третья мне рисует рожки
Разлеглась как пирожок.
Что мне делать я не знаю
Я хочу к вам на урок
С вами я позанимаюсь
знаю точно, будет толк.
Ребята, мишка хочет вместе с нами научиться читать. Поможем мишке?
Да
Наш урок начнем с разминки.
Вспомним изученный материал.
Давайте сначала повторим чем отличается буква от звука?
Буквы Звуки
видим пишем читаем слышим произносим
-Кто расскажет стихотворение о звуке?
(Мы не можем звук увидеть
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.)
-С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их .
(А, О, У, М, С.)
-Какие бывают звуки речи?
(Гласные и согласные.)
-Как мы можем определить гласный это звук или согласный? Назовите признаки гласных звуков.
(Гласными можно петь, тянуть, кричать, воздух проходит свободно, без преград.)
-Расскажите стихотворение про гласный звук.
(Гласные тянутся песенкой звонкой
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.)
-Приведите примеры гласных звуков.
(А, У, О.)
-А теперь назовите признаки согласных звуков.
(Согласные мы произносим с преградой. Нам мешают губы, зубы или язык.)
-Расскажите стихотворение о согласных звуках.
(А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.)
-Приведите примеры согласных звуков.
(М, С.)
Мы с вами говориле о звуке. Мы их слышали, произносили, а что образуется если соединить гласный и согласный звук?
(Слог.)
-Правильно, ребята, от слияния гласных звуков с согласными образуется слог.
-Как определить количество слогов слове?
(По количеству гласных в слове. Сколько в слове гласных, столько и слогов.)
-Давайте разделим слова на слоги. Сейчас какое время года?
(Зима.)
-Я буду загадывать загадки, а отгадки мы будем делить на слоги. Вы готовы?
Все его зимой боятся
Больно может он кусаться
Прячьте уши,щёки, лёд
В этом слове – слога
Ведь на улице
….(мороз)
На деревьях, на дорожках
На ребячьих на сапожках
Он зимой слежит на всех
В этом слове – слога
Ну конечно это….
снег Докажи, почему?
мы слепили снежный ком
В этом слове – гласные
Шляпу сделали на нём
Нос приделали и вмиг
В этом слове – слога
Получился….
снеговик
У мороза внучка есть
Ей всегда на ёлке честь
Она известна там и тут
В этом слове – слога
Скажите как её зовут.
(снегурочка)
В гости прилетела
Звездочка хрустальная
На лодошку села
В этом слове – слога
От тепла растаяла.
(снежинка)
Зима на крыше серые
Бросает семена
Растит морковки белые
В этом слове – слога
Под крышею она.
(сосульки)
Он появится тогда
Когда замерзнет пруд, река
На нем так трудно удержаться
В этом слове – слога
Но любим по нему кататься
(лед)
Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием. Давайте немного поиграем. У нас есть домики и в них живут буквы. Назовите их.
А У О С М
А теперь послушайте задание. Животные в лесу заблудились. Каждый из них должен найти свой домик. Давайте поможем им. С какого звука начинается название животного, в домик с такой же буквой заселяется.
-Это кто? (Собака.)
-В какой домик заселяется? (в домик с буквой С.)
-Докажи.
(Собака-первый звук С, поэтому заселяем в домик с буквой С.)
И т. д. Ослик, медведь, аист, мышь, сова, антилопа, утка.
Молодцы, ребята. Вы правильно расселили животных. А теперь повторим домашнее задание. Перед этим сделаем зарядку для язычков. (Проговариваем чистоговорку).
(Чики-чики-чики-чок
Не стесняйся язычок,
Не ругайся, не ленись,
Повторяй, не ошибись.
Где-то собаки рычали
Р-р-р-р-р-р-р-р
В стойле коровы мычали
М-м-м-м-м-м-м
Мимо машины бежали
В-в-в-в-в-в-в-в-в
В комнате мухи жужжали
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж
Листья под ветром шумели
Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш
А комары все пели
З-з-з-з-з-з-з-з-з-з.)
-Читаем слоги на доске.
ас ам уа ау ус
ос ом ум ам ос
Ус ум ус ум ас
-Молодцы, ребята. Что мы сейчас с вами делали?
(Повторение.)
-Вы наверное устали. Давайте проведем физминутку.
(Физминутка)
Ребята, посмотрите на доску. Корова потеряла свой голос на лугу. Дети давайте поможем корове и восстановим его голос. Как мычит корова?
(Му).
-Давайте составим этот слог. Какой звук мы произносим первым?
(М-м-м)
-Давайте найдем букву, соответствующую этому звуку и поставим на стол. Му-какой звук второй?
(У.)
-Находим букву, соответсвующую звуку У. И ставим рядом с М. Прочитаем вместе - Му.
А теперь работаем по учебнику, назовите соме любимое слово всех детей на свете?
Мама
Делите слово на слоги.
Сколько слогов? 2.
Какие они? Одинаковые.
Выкладываем первый слог.
Первый звук М – находим букву, соответстувующую звуку.
Второй звук А – находим букву, соответстувующую звуку.
Второй слог такой же. Читаем первый слог, читаем второй слог. Читаем вместе два слога. Мама. Что у нас получилось? Слово.
Да ребята, если соединять слоги, то получится слово.
-Правильно, молодцы. А теперь работаем по букварю. (стр. 14)
1.Чтение слогов
ма му му
му ма мо
2.Составление слов с этими слогами.
Ма (Мама, Маша, маска,машина, магазин, масло и т. д.)
Му (Мусор, музыка, муха, мухомор и т. д.)
Мо (Море, мост, мох, мода и т. д.)
Теперь работаем в группах.
Вы должны составить рассказ по этим картинкам. Так, вы уже готовы? Ответы лидеров групп.
Ребята по картинкам вы составляли рассказ. Рассказ состоит из чего? Из предлжений. Правильно.
Посмотрите на эти картинки и скажите, что их объедитняет? Это времена года. Правильно. Ребята посмотрите как прекрасна природа в любое время года. А чтобы она оставалась такой же красивой, что мы должны делать? Давайте вспомним о чем мы говорили на уроке окружающий мир.
Нельзя ломать ветки деревьев.
Нельзя мусорить.
Нельзя рвать и топтать цветы.
Нельзя разорять гнезда птиц.
Молодцы ребята! Никогда не забывайте правила поведения на природе.
Ребята, а какое у вас настроение в конце урока? Покажите кружочками. Отлично. У вас такое же прекрасное настроение, как и в начале урока.
Подведение итогов.
-Что нового вы узнали на уроке?
-Что вам понравилось на уроке?
-Что было интересным для вас?
-Что вызвало затруднения?
-Ну что мишка? Мы смогли тебе помочь в учебе?
Не забудет ваш урок бурый медвежонок.
Говорит «спасибо вам» добрый шалунишка.
Дарит мед в подарок вам ваш приятель мишка.
Мед очень полезный продукт, в нем много витаминов, а впереди зима и нам надо пить чай с медом, чтобы не болеть. И мы теперь всю зиму будем пить чай с медом. Давайте хоромскажем мишке «спасибо» и «до свидания». С нашими гостями мы тоже попрощаемся. До свидания!
Русский язык (1 дополнительный класс)
Тема : Упражнения в написании слогов ам – ма, ум – му, ом – мо.
Задачи
Образовательные :
Закрепить умение писать изученные буквы, слоги после сравнительного анализа;
Познакомить учащихся с написанием слова «мама».
Коррекционно-развивающие :
Развивать мелкую моторику, координацию движений руки, зрительное восприятие, внимание;
Развивать пространственную ориентировку, умение аккуратно обводить по пунктирной линии мелкие рисунки и различные элементы.
Воспитательные :
Воспитывать усидчивость, аккуратность и самостоятельность в работе.
Оборудование : образцы написания букв (а,у,о,м), слоговые линеечки, кассы букв, шнуровка, прописи, тетради, памятки «Как правильно держать ручку», слоговые карточки, предметные картинки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Русский язык (1 дополнительный класс)
Тема : Упражнения в написании слогов ам – ма, ум – му, ом – мо.
Задачи
Образовательные :
Закрепить умение писать изученные буквы, слоги после сравнительного анализа;
Познакомить учащихся с написанием слова «мама».
Коррекционно-развивающие :
Развивать мелкую моторику, координацию движений руки, зрительное восприятие, внимание;
Развивать пространственную ориентировку, умение аккуратно обводить по пунктирной линии мелкие рисунки и различные элементы.
Воспитательные :
Воспитывать усидчивость, аккуратность и самостоятельность в работе.
Оборудование : образцы написания букв (а,у,о,м), слоговые линеечки, кассы букв, шнуровка, прописи, тетради, памятки «Как правильно держать ручку», слоговые карточки, предметные картинки.
Ход урока
- Организация начала урока .
Учитель проверяет готовность детей к уроку.
- Пальчиковая гимнастика .
Учитель раздаёт детям шнуровку (ёлочка, слоник, гномик, рыбка) и предлагает разбудить пальчики - вставить шнурок в дырочки.
- Актуализация знаний учащихся .
- Работа в прописях – обведение по пунктиру мелких рисунков и элементов букв (учитель следит за посадкой детей, положением прописей, ручки в руке).
- Работа в тетрадях – написание изученных букв (а,у,о,м) по образцу. Учащиеся прописывают буквы после прочтения. Учитель обращает внимание на соблюдение расстояния между буквами.
- Зарядка для глаз – дети, не поворачивая головы, поднимают глаза вверх, вниз, смотрят направо, налево.
- Закрепление пройденного материала .
Написание слогов со строчной буквой м (ам, ма, ум, му, ом, мо).
Перед написанием слогов учитель предлагает составить слоги на слоговых линеечках, прочитать их, сравнить между собой. Затем дети прочитывают слоги в тетрадях, записывают их, опираясь на образец (ам ма, ум му, ом мо). Учитель обращает внимание на чередование слогов, на соединение букв в слоге.
- Физминутка .
Жил – был маленький гном
С большим колпаком.
Он был путешественник – гном.
На лягушке он скакал:
Прыг – скок, ква – ква!
И на стрекозе летал:
Ух, высоко!
По ручью плыл в чайной чашке:
Буль – буль – буль!
Ездил он на черепашке:
Топ – топ – топ!
И, протопав все тропинки,
Баю – бай!
Утро придёт,
Гном опять в поход пойдёт!
(Действия выполняются в соответствии с текстом).
- Обобщение и систематизация материала .
- Работа со слоговыми карточками и предметными картинками (слоги – у детей, картинки – на доске).
Учитель предлагает дополнить слог до полного слова с помощью предметной картинки (муха, муравей, море, мост, мама, машина). Учащиеся могут помогать друг другу.
Составьте слово «мама» из букв разрезной азбуки (слово проговаривается по слогам, уточняется количество слогов, первый и последний звук в слоге, гласные и согласные).
Учитель показывает образец написания слова на доске (при письме слово не делится на слоги), обращает внимание на соединение букв.
Дети прописывают слово «мама» в тетрадях по образцу.
- Подведение итогов урока .
Написание, каких букв повторяли на уроке?
Какие слоги составляли и писали?
Какое слово научились сегодня писать?
Учитель оценивает работу всего класса и отдельных учащихся.
Скачивайте очередной тренажер по чтению. Первая буква - М. Все задания такие же, как и для предыдущих букв. Сначала отработать чтение слога-слияния. Зтем перейти к чтению слов по слогам. И в конце несколько предложений для чтения.
Скачивайте очередной тренажер по чтению.
Первая буква - М.
Все задания такие же, как и для предыдущих букв.
Сначала отработать чтение слогов-слияний (ма-мо-му-мы-ми-ме-мэ-мя-мё-мю).
Зтем перейти к чтению слов по слогам. И в конце, как всегда, несколько предложений для чтения.
Уважаемые читатели!
Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все файлы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.
Картинки в архивах не помечены водяными знаками.
Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму, на счет сайта.
Заранее Вам спасибо!!!