Политические партии в России на рубеже XIX – XX веков. Общественное движение на рубеже XIX-XX веков

1 слайд

«Политические партии в России на рубеже XIX – XX веков» МОУ «Винницкая средняя общеобразовательная школа №12» Учитель: Чистякова Н.Ф.

2 слайд

3 слайд

Проблема формирования российской многопартийности на рубеже веков Нужны были важнейшие сдвиги в обществе, и они произошли по двум направлениям: Во - первых, впервые будет осуществлена идея об органе представительной власти. Во - вторых, оппозиционная деятельность будет переходить в кратчайшие сроки в формирование многопартийности.

4 слайд

Особенности политического развития России на рубеже веков Трансформация абсолютной монархии в «думскую монархию» Революция 1905 – 1907 г.г. «Манифест 17 октября 1905 г.» Состоял из трёх основных пунктов: - даровать населению основные свободы - развитие начал избирательного права - создание Думы

5 слайд

6 слайд

Характеристика революционных партий РСДРП (1898 г.) РСДРП (м.) 1903 г. на II съезде Ю. Мартов

7 слайд

Характеристика революционных партий РСДРП (1898 г.) РСДРП (б.) 1903 г. на II съезде В.И. Ульянов (Ленин)

8 слайд

Характеристика революционных партий Программа – минимум: меньшевики требование народовластия; созыв законодательного собрания на основе всеобщего избирательного права; неприкосновенность личности; предоставление политических свобод; свобода передвижения; отмена сословий; образование на родном языке; употребление местных языков наряду с государственным в различных учреждениях; права на самоуправление; выборность судей; отделение церкви от государства; бесплатное обязательное образование детям до 16 лет; 8 – часовой рабочий день; требование возвращения отрезков и прекращения выкупных платежей Программа – максимум: большевики Переход к социалистической революции. лозунг диктатуры пролетариата; право наций на самоопределение; упраздняется частная собственность, порождающая разделение общества на классы; уничтожается эксплуатация человека человеком, все виды социального и национального угнетения.

9 слайд

Характеристика революционных партий Эсеры (эс. –эр. , социалисты – революционеры). В. Чернов Партия эсеров оформилась в 1901-1902гг. Программу эсеров разработал В. М. Чернов. индивидуальный террор

10 слайд

Характеристика революционных партий Эсеры Программа: социалистическое устройство общества; упраздняется частная собственность, порождающая разделение общества на классы, эксплуатацию человека человеком, все виды социального и национального угнетения; экспроприация капиталистической собственности; организация общества на коллективных, общинных началах; за революцию и революционную диктатуру; идея «социализации» земли, т.е. передача всей земли крестьянским общинам и раздел её по трудовой норме всем, кто её обрабатывает; федеративные начала в отношениях между национальностями, право наций на самоопределение

11 слайд

Формирование и особенности либеральных партий Октябристы («Союз 17 октября») 1905 г. являлся партией крупных капиталистов и землевладельцев. Лидеры – промышленник А.И. Гучков и земский деятель Д.Н.Шипов, М.В. Родзянко Издание «Слово».

12 слайд

Формирование и особенности либеральных партий Октябристы Программа: сохранение единства и нераздельности Российского государства; конституционная монархия; всеобщее избирательное право; гражданские права, неприкосновенность личности и собственности; передача государственных и удельных в государственный фонд для продажи безземельным и малоземельным крестьянам; развитие местного самоуправления; свобода рабочих союзов и стачек; 8 - часовой рабочий день; бессословный, независимый от администрации суд; подъём производительных сил, развитие системы кредита, распространение технических знаний, развитие железных дорог.

13 слайд

Формирование и особенности либеральных партий Конституционные демократы (кадеты) 1905 г. представляли широкие слои интеллигенции, не стремившейся к революционным потрясениям. Лидером партии был историк П.Н. Милюков. Издание «Речь».

14 слайд

Формирование и особенности либеральных партий Кадеты Программа: конституционная монархия; Учредительное собрание; автономия и культурное самоопределение в рамках империи; сохранение государственного единства; отчуждение части помещичьей земли за вознаграждение из государственной казны, всего государственного земельного фонда и предоставление его малоземельным и безземельным крестьянам; равенство всех перед законом, отмена сословий, свобода совести, политические свободы; неприкосновенность личности; свобода передвижения и выезда за границу; свободное развитие местных языков наряду с русским; восьмичасовой рабочий день; свобода рабочих союзов, прав на стачки, охрана труда женщин и детей, страхование рабочих; отмена смертной казни; свобода преподавания, уменьшение платы за обучение, всеобщее бесплатное обязательное начальное обучение.

15 слайд

Монархические партии «Союз русского народа» (черносотенцы) - образован в 1905 году. Печатный орган «Русское знамя». Лидерами партии были Дубровин А.И., Пуришкевич В.М., Шульгин В.В.. Социальный состав партии был неоднороден: от рабочих до аристократов, значительная часть мелкой буржуазии, военные, мелкие лавочники, извозчики, дворники, люмпены («люди дна»).

17 слайд

Особенности российской многопартийности Сформировались на рубеже веков Роль социалистических партий Роль революции 1905 – 1907 гг. Роль интеллигенции Радикализм Обилие партий

18 слайд

Список литературы: Вернадский Г.В. «Русская история» Москва, «АГРАФ», 2001 г. Ефремова Н.Н. «Становление избирательного права в России» Москва, «Наука», журнал «Государство и право» 1998 г. № 3. Жарова Л. Н., Мишина И. А. «История Отечества», Санкт-Петербург, «Стио пресс» 1998 г. Кириллов В.В. «Отечественная история XX – XXI века» в схемах, таблицах. М. «Приор» 2003 г. Ключевский В.О. «Краткое пособие по русской истории», Москва, «Рассвет» 1992 г. Козбаненко В.А. «Партийные фракции в 1 и 2 Государственных думах», Москва, «РОССПЭН»,1996 г. Никитин А. Ф. «Основы государства и права». 10 – 11 класс, Москва, «Дрофа», 1999г. «Политическая история России» сост. Коваленко В.И. и др. Хрестоматия для вузов, Москва, «Аспект Пресс» 1996 г. Полнер Е. Д. «История России (1900 – 1940)» часть 1, Санкт-Петербург, 2001. Полнер Е. Д., Полнер Т. Е. «История отечества ХХ век (1900 – 1940)» ч.1, Санкт-Петербург, 1996. Розенталь И.С. «Социалистические партии в России начала 20 века», журнал «История и обществознание в школе» 2001 г. № 10. Тютюкин С.В. «К 100-летию первой революции в России», журнал «История и обществознание в школе» 2005 г. № 8. Щепетев В.И. «История государственного управления в России», Санкт – Петербург, юридический центр «Пресс», 2004 г.

На рубеже XIX-XX вв. в России происходил процесс формирования политических партий. Особенностью этого процесса было то, что в условиях отсутствия закона о деятельности политических партий первыми появились нелегальные партии радикального социалистического выбора: эсеры (1901-1902 гг.) и социал-демократы (РСДРП 1903 г.). Только в годы революции 1905-1907 гг., после издания Манифеста 17 октября 1905 г., появляются партии либерального и консервативного толка.

В годы революции 1905-1907 гг. в России формируется многопартийная система . Политические партии России начала XX века можно разделить на 3 лагеря : 1) социалистические (эсеры, РСДРП); 2) буржуазные (кадеты, октябристы); 3) правые монархические (Союз русского народа, Русская монархическая партия и др.). В общей сложности в 1905-1907 гг. в России действовало 6 крупных монархических партий, 39 буржуазных и около 20 партий социал-демократического, социал-революционного и народнического направления. К февралю 1917 г. действовало 113 национальных партий и 45 общерусских партий, к октябрю 1917 г. соответственно 206 и 53 партии.

Наиболее яркими представителями партий социалистического выбора были РСДРП, разделившаяся на II съезде в 1903 г. на меньшевиков (Ю. О. Мартов) и большевиков (В. И. Ленин) и партия социалистов-революционеров (эсеров), лидером которой был В. М. Чернов.

Основными программными требованиями эсеров были демократическая республика, политические права и свободы граждан, созыв Учредительного собрания, 8-часовой рабочий день, социализация земли и уравнительное землепользование. Главным средством борьбы стал политический террор, для ведения которого была создана «Боевая организация» партии социалистов-революционеров.

Программные установки РСДРП были приняты на II съезде партии в июле 1903 г. и включали программу-минимум и программу-максимум. Программа-минимум ставила задачу свержения самодержавия, установление демократической республики, провозглашение политических прав и свобод, решение рабочего, аграрного и национального вопросов.

Программа-максимум определяла курс на социалистическую революцию и установление диктатуры пролетариата. Крайний радикализм программы стал причиной раскола РСДРП на большевиков, сторонников В. И. Ленина и меньшевиков - сторонников Ю. О. Мартова.

Наиболее крупными партиями либерального буржуазного толка стали Конституционно-демократическая партия (кадеты) - лидер П. Н. Милюков и «Союз 17 октября» (октябристы) - лидер (А. И. Гучков), созданные в октябре 1905 г. Кадеты выступали за конституционную монархию (левое крыло партии за республику), политические права и свободы (в т.ч. за всеобщее избирательное право), восьмичасовой рабочий день, свободу рабочих союзов и собраний, частичное отчуждение помещичьих земель за выкуп в пользу крестьян.

Октябристы представляли интересы крупной буржуазии и были более консервативны в своих программных установках. Они выступали за конституционную монархию, политические права и свободы, ограничение избирательных прав граждан имущественным цензом, за ликвидацию общины и общинного землевладения, за сохранение помещичьего землевладения, за совершенствование рабочего законодательства.

В годы революции 1905-1907 гг. возникли правые монархические партии: Союз русского народа (А. И. Дубровин, В. М. Пуришкевич). Идеологической платформой правых партий стала теория официальной народности. Правые выступали за незыблемость неограниченной монархии, сохранение помещичьего землевладения, православие как государственную религию, приоритет русского народа, единение царя и народа. Созыв Государственной думы дал возможность всем политическим партиям излагать свои программные взгляды с ее трибуны, реализовав тем самым право на свободу политической деятельности.

Вторая половина XIX в. - начало XX в. - это период активного формирования гражданского общества в России. Развитие буржуазных отношений создало необходимые условия для возникновения и становления политических элементов гражданского общества, к которым относятся местное самоуправление, сеть общественных организаций и партийная система.

Всесословные органы местного самоуправления в лице земств, городских дум и управ появились в результате либеральных реформ 60-70-х гг. XIX в. В центре внимания земств находились народное образование, библиотечное дело, здравоохранение, ветеринария, статистика. Благодаря им увеличилось число врачей, больниц, аптек, создавались фельдшерские и медицинские курсы. Земства устраивали сельскохозяйственные выставки, открывали артели кустарей, содействовали образованию школ и училищ и т. д. В XX в. Россия вступила, будучи абсолютной, неограниченной монархией. Ее политическая система не отвечала экономическим и социальным реалиям и требовала коренного обновления. Большие надежды в этом отношении в российском обществе связывались с вступлением на престол Николая II (1894 - 1917). Однако уже в одном из первых своих публичных выступлений (17 января 1895 г.) разговоры о создании представительного правления в России молодой император назвал «бессмысленными мечтаниями». С этого момента началось формирование в обществе отрицательного образа последнего российского самодержца. Впоследствии он был дополнен Ходынкой, Кровавым воскресеньем, военными неудачами, распутинщиной.

После 1905 г. начинает формироваться партийная система, Первые политические партии возникли еще в XIX в. Однако действовали они нелегально. Можно выделить 3 основных направления партийных идеологий до революции 1918 года.

Либеральное движение

Еще в 1899 г создается кружок “Беседа”, объединивший руководителей земского либерального движения - братьев Павла и Петра Долгоруковых, Шипова, Стаховича, Хомякова и др. Они действовали в тесном контакте с интеллигенций - публицистами и учеными, юристами, экономистами, историками. В 1904 г либеральные земцы и интеллигенция объединяются в одну организацию - “Союз освобождения”. Выступая, как и раньше, за преобразование гос-го строя России, члены “союза” выдвигали в своей программе и некоторые умеренные социально -экономические требования, прежде всего в крестьянском вопросе: отчуждение части помещичьих земель за выкуп, ликвидацию отрезков и т.п. Общим для всех либеральных деятелей было неприятие революционных средств; они надеялись добиться преобразования России мирным путем.



К этому движению относятся партии

Конституционно-демократическая партия (кадеты, 1905г.) - П.Н. Милюков, Д.И. Шаховский, В.И. Вернадский

Партия ведет начало от группы либеральной интеллигенции «Союз освобождения» преимущественно из земских деятелей и организовавшейся в 1902 году с целью агитации в пользу конституционного порядка, против самодержавия.

Право-либеральная политическая партия чиновников, помещиков и крупной торговой промышленной буржуазии России. Партия представляла правое крыло российского либерализма, придерживаясь умеренно-конституционных взглядов.

Прогрессивная партия (прогрессисты, 1912г.) - А.И. Коновалов, В.П. Рубяшинский, П.П. Рубяшинский.

Образовалась в результате раскола Союза «17 октября» в ходе первой мировой войны. Политические требования партии были умеренны: конституционная монархия, выборное двухпалатное представительство на основе большого имущественного ценза для депутатов, перераспределение прав и полномочий в пользу широких кругов отечественной буржуазии.



Партия демократических реформ (1906г.) - М.М Ковалевский, М.М. Стасюлевич, К.К. Арсеньев.

Основана в январе 1906 группой членов конституционно-демократической партии (кадетов) считавших её программу слишком «левой».

Партии эсеров

В 1901 г в Берлине состоялась встреча представителей региональных организаций революционно -народнического направления, на которой решено было создать единую “Партию социалистов - революционеров”. Программа, имела много общего с установками революционных народников. Прежде всего, это касалось идеи об особом, некапиталистическом пути России к социализму -через крестьянскую общину. Аграрная часть эсеровской программы предусматривала социализацию земли. Эсеры предполагали, уничтожив частную собственность на землю, передать ее в пользование общинам, которые, следуя вековым традициям, будут осуществлять уравнительное распределение земли. Что касается политической части программы, то здесь эсеры выступали за свержение самодержавия и созыв на основе всеобщих равных выборов Учредительного собрания, которое должно было определить характер гос-го строя послереволюционной России. В 1902 г в эсеровской партии создается террористическая Боевая организация во главе с Гершуни, формально подчинявшаяся ЦК, а по сути пользовавшаяся полной самостоятельностью. В 1903 г боевики совершили ряд терактов.

Левые эссеры (1917г.) - Мария Спиридонова, Борис Камков, Марк Натансон.

На III съезде партии эсеров (май - июнь 1917) левые эсеры образовали так называемую «левую оппозицию», заявив о своих политических разногласиях с ЦК партии. Они требовали выход из войны и прекращение сотрудничества с Временным правительством

Народные социалисты (1906г.) - А.В. Пешехонов, В.А. Мякотин, Н.Ф. Анненский.

Партия народных социалистов (энесов) насчитывала 56 местных организаций, в которых состояло около 2 тыс. членов. Программа партии предусматривала особый путь к социализму, минуя капитализм, базируясь на общинных началах

Союз эсеров - максималистов (1906г.) - М.И. Соколов

Правые эсеры (1901г.) - В.М. Чернов, П.Л. Лавров

Эсеры являлись прямыми наследниками старого народничевства сущность которого составляла идея о возможности перехода России к социализму некапиталистическим путём.

Образование социал-демократической партии

В начале 20 века свою партию удалось создать и социал-демократам. Их программа - минимум предусматривала: в сфере политических преобразований -свержение самодержавия и установление демократической республики; в рабочем вопросе -8-ми часовой раб день; в крестьянском -возвращение крестьянам отрезков и отмену выкупных платежей. Программа-максимум, которая определяла установление диктатуры пролетариата как главную, конечную цель партии, ставила РСДРП в совершенно особое положение, превращая ее в крайнюю, экстремистскую организацию, не склонную к уступкам и компромиссам. То, что программа максимум была принята съездом, торжественно знаменовало победу Ленина и его сторонников. Преобладание сторонников Ленина сказалось и при выборах в руководящий орган партии -Центральный Комитет, в котором они получили заметное большинство. Именно после этих выборов их стали называть большевиками. Позже, в 1905 г, идейные разногласия привели к организационному расколу: большевики и меньшевики образовали самостоятельные партии, судьба которых в русском революционном движении оказалась различной.

Меньшевикам (Ю.О. Мартов, Ф.И. Дан, Церетели) Так и не удалось прочно закрепится. Они больше строили планов и разрабатывали идеи которые так и не смогли осуществить.

Большевики же под руководством Ленина быстро превратились сравнительно немногочисленную, но сплоченную, дисциплинированную и способную к самой активной деятельности партию. Они успешно налаживали связи с представителями крупных промышленных центров и умело манипулировали им, превращаясь во все более серьезную и опасную силу.

1. Идейные течения.

А. Либеральное народничество.

После разгрома «Народной воли» более заметную роль в народническом движении стало играть его мирное, реформистское направление, получившее название либерального народничества. Его определение как «либерального» условно. По своей природе, как и народничество в целом, это антибуржуазная идеология, выражавшая протест против капитализма.

После закрытия в 1884 г. «Отечественных записок» основным органом либеральных народников стал журнал «Русское богатство». Ведущая роль в нем принадлежала Н.К. Михайловскому. В нем сотрудничали видные публицисты В.П. Воронцов, Н.Ф. Даниельсон, С.Н. Кривенко и др. Они много сделали для исследования деревни пореформенной поры, происходивших в ней процессов, состояния общины.

К политике народники охладели: их думы сосредоточились на «малых делах». Либеральные народники выступают за всеобщее начальное образование, отмену телесных наказаний и введение мелкой земской единицы. Земство не справлялось с решением деревенских проблем из уездного центра. Требовалось еще одно низшее звено местного самоуправления, чтобы приблизить его к крестьянству. По-прежнему народники настаивали на поддержке «народного строя», «народного производства», доказывая необходимость облегчить для крестьян приобретение земли путем переселений и покупок земли у казны и помещиков, обеспечения крестьян дешевым кредитом и уравнения их в правах с другими сословиями.

Б. Марксизм.

В конце 1870 – начале 1880-х гг. среди народников начинает распространяться марксистская теория. Созданное в середине XIX в. Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом философское, экономическое и политическое учение пользовалось популярностью в Европе.

Первым российским революционером, воспринявшим идею К. Маркса о пролетарской революции, стал Георгий Плеханов. В 1883 г. Плеханов и другие бывшие народники, перешедшие на позиции марксизма, - В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.Н. Игнатов создали в Женеве первую в истории России социал-демократическую группу «Освобождение труда». Главным ее делом становится пропаганда марксизма. Группа организовала издание произведений Маркса на русском языке, создав «Библиотеку современного социализма».

Перейдя на марксистские позиции, Плеханов отказался от многих положений народнического учения. Теперь он считал, что Россия уже бесповоротно вступила на путь капитализма. В крестьянской общине, доказывал он, давно нет былого единства, она раскалывается на богатеев и бедняков, а потому не может быть основой для построения социалистического общества. В перспективе – полный распад и исчезновение общины.

Вопреки народникам, Плеханов заявил, что борьба за социализм включает в себя и борьбу за политические свободы и конституцию. Ведущей силой в этой борьбе, по его мнению, будет промышленный пролетариат. В России возникли первые марксистские кружки (Д.И. Благоева, Н.Е. Федосеева, М.И. Бруснева и др.). Члены этих кружков изучали произведения Маркса и Энгельса, пропагандировали их идеи, организовывали демонстрации, издавали газеты. В кружке Федосеева началась революционная деятельность В.И. Ульянова (Ленина).

Мечтой В.И. Ульянова было создание дисциплинированной и сплоченной партии, ведущей за собой пролетариат, который, в свою очередь, увлечет за собой крестьянство.

В 1895 г. разрозненные марксистские кружки объединились в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», который возник в Петербурге. Руководили его деятельностью В.И. Ульянов, Ю.О. Цедербаум (Л. Мартов), Г.М. Кржижановский, Н.К. Крупская и др. Руководящему центру были подчинены районные группы, а им – рабочие кружки. Издавались листовки, готовился первый номер нелегальной газеты. Но в ночь с 8 на 9 декабря 1895 г. полиция арестовала 57 членов «Союза», в т.ч. Ульянова. Однако Петербургский «Союз» продолжал действовать.

В. Либеральное движение.

Либеральные деятели группировались вокруг «Вестника Европы», «Русской мысли», газеты «Русские ведомости».

В либеральной публицистике капитализм признавался прогрессивным строем, неизбежным для России. Идеологи либерализма считали систему капиталистических отношений «конечным пунктом социального развития», а социализм являлся для них выражением «путаницы понятий».

Однако российский капитализм либералов не совсем устраивал. Они мечтали о капиталистическом прогрессе в рамках законности и правопорядка. Выступая за государственное вмешательство в сферу частного предпринимательства, «когда оно может наносить ущерб массам», требовали государственного контроля над коммерческими банками и предприятиями.

Идеологи либерализма Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, В.А. Гольцев, как и рядовые публицисты либеральной печати, в продолжении преобразований видели единственно верный путь страны. Слова Кавелина: «Не революция, не реакция, а реформы» можно считать девизом либерализма.

Либеральные группировки сложились во многих земствах. Они были достаточно сильными в Тверском, Калужском, Новгородском земствах. Разрозненные группы и кружки либералов тяготели к консолидации. Идейным и организационным центром либерального движения стало Вольное экономическое общество. ВЭО изучало деятельность земств в области просвещения, помогая земским учителям и библиотекам. Безреволюционное «ниспровержение» правительства должно было последовать как результат просвещения масс. Деятельность ВЭО вызывала недовольство правительства.

ВЭО прекращает деятельность в 1898 г. С 1899 г. по инициативе князей Петра и Павла Долгоруковых видные земские деятели стали собираться на частные встречи для беседы. Этот кружок так и назвали – «Беседа». Сначала в нем обсуждались только земско-хозяйственные вопросы, а затем перешли и к политическим. В конце XIX в. либеральное движение уже не ограничивалось узким кругом дворян. В него включилась значительная часть земской интеллигенции. Оно захватило университетскую профессуру, научные и просветительные общества, распространило свое влияние на городскую интеллигенцию.

Леволиберальные круги объединились вокруг выходившего с 1902 г. за рубежом журнала «Освобождение». Во главе его редколлегии стоял П.Б. Струве. Журнал отстаивал программу социальных и политических свобод, ограничения монархии. Праволиберальные круги (крупная буржуазия, обуржуазившиеся помещики), стремясь расширить свое участие в политической жизни, отрицали такое право за широкими массами населения.

Одну из важнейших своих задач они видели в борьбе с разрушительным экстремизмом революционеров.

Г. Консерваторы.

В выступлениях К.П. Победоносцева, М.Н. Каткова, К.Н. Леонтьева и В.В. Розанова несовершенства западной демократии, ее издержки представлены как ее суть и используются для доказательства непригодности этого политического режима. «Великой ложью нашего времени» назвал Победоносцев парламентаризм.

Самодержавная монархия выступает высшей формой власти, способной без посредников выразить истинные народные чаяния.

Консерваторы («охранители») по-прежнему отказывались признать существование аграрного вопроса в стране. Консервативная печать доказывала, что не величина надела определяет силу крестьянского хозяйства, а средства его обработки и возможность приработка на стороне.

Российские консерваторы не создали своих организаций, но их влиятельные группировки существовали в земских и дворянских собраниях, в высших сферах власти.

2. Политические партии

Партии

Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП)

Партия социалистов-революционеров (ПСР)

Время создания и лидеры

Март 1898 г. – I съезд РСДРП – в Минске тайно собрались 9 представителей от разных социал-демократических организаций. По завершении съезда 8 делегатов были арестованы.

Июль – август 1903 г. – II съезд РСДРП – в Брюсселе и Лондоне. Были приняты устав и программа партии.

При обсуждении на II съезде программы и особенно устава наметились серьезные разногласия между радикальным и реформаторским течениями в РСДРП. Первое возглавлял В.И. Ульянов (Ленин) , второе – Ю.О. Цедербаум (Л. Мартов). На выборахв руководящиеорганы партии сторонники Ленина получили большинство, и за ними закрепилось название большевики, а за сторонниками Мартова – меньшевики.

В 1890 гг. стали создаваться группы социалистов-революционеров (эсеров), которые считали себя продолжателями революционного народничества времен Народной воли.

В 1902 г. на встрече лидеров таких групп было принято решение создать Партию социалистов-революционеров. Центральный комитет ПСР возглавил В.М. Чернов.

Программа партии была утверждена на I съезде ПСР в конце декабря 1905 – начале января 1906 г.

Социальный состав

Рабочий класс, а после революции 1905 – 1907 гг. и беднейшее крестьянство.

Ядро партии – учителя, инженеры, агрономы, ветеринары, врачи.

Отношение к власти

Свержение самодержавия и замена его демократической республикой.

Свержение самодержавия, установление демократической республики.

Национальный вопрос

Право на самоопределение за всеми нациями, входящими в состав государства. Право населения получать образование на родном языке, обеспечиваемое созданием за счет государства и органов самоуправления необходимых для этого школ; право каждого гражданина объясняться на родном языке наравне с государственным во всех местных общественных и государственных учреждениях.

Возможно более широкое применение федеративного начала к отношениям между отдельными национальностями; признание за ними безусловного права на самоопределение. Равноправие языков.

Аграрный вопрос

Отмена выкупных и оброчных платежей, а также всяких повинностей, падающих на крестьянство, как на податное сословие. Отмена всех законов, стесняющих крестьянина в распоряжении его землей. Возвращение крестьянам денежных сумм, взятых с них в форме выкупных и оброчных платежей; конфискация с этой целью монастырских и церковных имуществ, а также имений удельных, кабинетских и принадлежащих лицам царской фамилии, обложение особым налогом земель землевладельцев дворян, воспользовавшихся выкупной ссудой; обращение сумм, добытых этим путем, в особый народный фонд для культурных и благотворительных нужд сельских обществ.

Социализация всех частновладельческих земель, т.е. изъятие их из частной собственности отдельных лиц и переход в общественное владение и в распоряжение демократически организованных общин и территориальных союзов общин на началах уравнительного пользования.

Рабочий вопрос

Ограничение рабочего дня восемью часами в день для всех наемных рабочих.

Установление законом еженедельного отдыха, непрерывно продолжающегося не менее 42 часов, для наемных рабочих обоего пола во всех отраслях народного хозяйства. Полное запрещение сверхурочных работ.

Запрещение ночного труда (от 9 часов вечера до 6 часов утра) во всех отраслях народного хозяйства, за исключением тех, где он безусловно необходим по техническим соображениям, одобренным рабочими организациями.

Запрещение детского труда в возрасте до 16 лет.

Запрещение женского труда в тех отраслях, где он вреден для женского организма. Государственное страхование рабочих на случай старости и полной или частичной потери способности к труду за счет специального фонда, составленного путем особого налога на капиталистов. Установление уголовной ответственности нанимателей за нарушение законов об охране труда.

Полная свобода рабочих стачек и союзов.

Возможно большее сокращение рабочего времени (в ближайшее время-8-часовая норма для большинства отраслей производства, и соответственно меньшая в более опасных и вредных для здоровья); установление минимальных заработных плат по соглашению между органами самоуправления и профессиональными союзами рабочих; государственное страхование во всех его видах (от несчастных случаев, от безработицы, на случай старости и болезней и т. д.) на счет государства и хозяев и на началах самоуправления страхуемых; законодательная охрана труда во всех отраслях производства и торговли сообразно требованиям научной гигиены, под наблюдением фабричной инспекции, избираемой рабочими (нормальная обстановка труда, гигиеничность устройства помещений, запрещение сверхурочных работ, работ малолетних до 16 лет, ограничение работы несовершеннолетних, запрещение женского и детского труда; профессиональные организации рабочих и их прогрессивно расширяющееся участие в установлении внутренней организации труда в промышленных заведениях.

Методы достижения целей

Социальная революция. Необходимое условие этой социальной революции составляет диктатура пролетариата, т. е. завоевание пролетариатом такой политической власти, которая позволит ему подавить всякое сопротивление эксплуататоров. Созыв Учредительного собрания, свободно избранного всем народом.

Индивидуальный террор; революционная борьба с самодержавием; созыв Земского собора (Учредительного Собрания), свободно избранного всем народом без различия пола, сословий, национальности и религии, для ликвидации самодержавного режима и переустройства всех современных порядков.

До 1917 г. оба крыла РСДРП (большевики и меньшевики) имели общую программу и проповедовали курс на социалистическую революцию. Разногласия лежали лишь в сфере построения партии. Ленин выступал за централизованную партию профессиональных революционеров, спаянных волей центра. Меньшевики не признавали жесткую партийную вертикаль.


3. Общественные движения.

А. Рабочее движение.

Бурный промышленный подъем конца XIX в. привел к увеличению численности фабрично-заводских рабочих и их концентрации.

В начале XX в. из-за низкой покупательной способности населения промышленность вступила в стадию кризиса перепроизводства. Доходы предпринимателей упали. Свои хозяйственные трудности они перекладывали на плечи рабочих. Продолжительность рабочего дня, ограниченная по закону 1897 г. 11,5 часами, достигала 12 – 14 часов, реальная заработная плата снижалась в результате роста цен; за малейшую провинность администрация нещадно штрафовала. Крайне тяжелыми были жилищные условия. Среди рабочих росло недовольство, ситуация выходила из-под контроля предпринимателей.

В этих условиях, стараясь не допустить роста революционных настроений, Министерство внутренних дел приступило к созданию легальных рабочих организаций. С.В. Зубатов – начальник Московского охранного отделения – создавал легальные пролетарские организации, подконтрольные властям и занятые заботами об улучшении экономического положения рабочих.

В 1901 г. в Москве была образована первая легальная рабочая организация «Общество взаимного вспомоществования рабочих в механическом производстве». В 1904 г . такая же организация возникла в Петербурге. Эти общества занимались культурно-просветительской деятельностью, улаживанием конфликтов на предприятиях, оказывали бесплатную юридическую помощь рабочим и т.п.

«Зубатовцы» участвовали в ряде забастовок на московских заводах, что вызвало возмущение фабрикантов. Против «полицейских» рабочих объединений активно выступила революционная интеллигенция. Попытка властей отвлечь рабочих от политической борьбы не дали ожидаемых результатов. С каждым годом увеличивалось число нелегальных кружков и организаций. Летом 1903 г. Зубатов был отправлен в отставку.

Б. Крестьянское движение.

К началу XX в. крестьянское недовольство, несколько ослабевшее после Великой реформы 1861 г., вновь начало усиливаться. Крестьянское движение было обусловлено как сохранением пережитков феодализма в деревне (выкупные платежи, высокая плата за аренду помещичьей земли, испольщина, отработки и т.п.), так и развитием капитализма (высокие налоги и проценты за кредит, низкая плата за труд отходников, растущие цены на промышленные товары).

Деревня проявляла свою активность главным образом традиционным «бунтарским» методом. Число поджогов помещичьих имений, самочинных захватов помещичьих земель, случаев неповиновения властям росло, достигнув 670 за 1901 – 1904 гг. Крупные волнения произошли в Харьковской и Полтавской губерниях.

В погромах принимали участие все слои крестьянства, в том числе зажиточные.

В. Студенческое движение.

Студенты требовали восстановить университетскую автономию. В 1899 г. начались массовые студенческие беспорядки в Петербурге. Они усилились, когда Николай II велел исключить инициаторов из университета и отдать их в солдаты. В знак солидарности с петербургскими студентами опустели аудитории во всех вузах Москвы, Киева, Харькова, Риги, Варшавы. Власти вынуждены были запретить занятия до осени. Тем не менее студенческие волнения продолжались. Мощный резонанс вызвала многотысячная демонстрация студентов перед Казанским собором в Петербурге в марте 1901 г.

В феврале 1901 г. бывший студент П. Карпович смертельно ранил министра народного просвещения Н.П. Боголепова.

Г. Национальные движения.

Национальные движения оживились. Модернизация требовала большего единообразия в административном, правовом и социальном устройстве страны, введения общего языка и образовательных стандартов. Но претворение в жизнь этого важного требования нередко приобретало форму русификации.

В 1899 г. были ограничены права финского сейма. В 1901 г. правительство расформировало национальные воинские части. Делопроизводство в государственных учреждениях Финляндии переводилось на русский язык. Сейм отказался одобрить эти законы, финские чиновники объявили бойкот их выполнению.

Неспокойной была ситуация на Кавказе. В 1903 г. произошли волнения среди армянского населения. Они были спровоцированы указом о передаче имущества армяно-григорианской церкви в ведение властей, который был воспринят как посягательство на национальные ценности и религиозные традиции.

Национальный гнет испытывало также и еврейское население. Черта оседлости сохранялась. Еврейская молодежь, не имея доступа к государственной службе, пополняли ряды революционных организаций. Первый крупный еврейский погром произошел в апреле 1903 г. в Кишиневе. Пострадали сотни человек. Предложения об уравнении в правах еврейского населения Николай II отвергал.

2. Общественно-политические движения и партии конца 19 начала 20-х веков в России.

Процесс индустриализации шел противоречиво. Чрезвычайно возросшая при Александре Ш регулирующая роль государства, отвечавшая политической доктрине императора, имела своим следствием не только поддержку частной инициативы, но нередко становилась препятствием в естественном развитии отечес1венного предпринима­тельства. А начатая в 80-е гг. политическая реакция привела к контр­реформам., явившимся своеобразной формой застоя, когда реформы не только не развивались, а консервировались. Это вызывало беспо­койство значительной части общества, что могло послужить причи­ной социального взрыва в стране.

Наиболее видный поборник идеи либерального обновления самодержавия” составившей целую эпоху в истории русской политической мысли, К.Д. Кавелин писал в 1882 г.: Почти все убеждены, что самодержавие кончило свои дни... В болезнях и муках начинается новый период русской истории!

Действительно, пореформенная Россия стала школой гражданственности и новой политической культуры. Вера в историческое предназначение России в сочетании с усвоенным и переработанными идеями западноевропейской социалистической мысли послужила основой народничества - русской разновидности крестьянского социализма.

Основоположником русского-социализма, как известно, был А. И. Герцен, видевший в крестьянской общине зародыш справедливого устройства будущей жизни. Это положение получило дальнейшее развитие у П.Г. Чернышев­ского, во многом предвосхитившего появление "новых людей" России- разночинцев. Однако идеи общинного социализма нуждались в развитии в услови­ях возрастания оппозиционности интеллигенции /термин появился в России в б0-е гг. ХIX в./ и студенчества. Эту задачу и попыталось развить революционное народничество 60-70-х гг. Идеологи трех его направлений - П.Л. Лавров /пропагандисты/, "апостол анархизма" М.А. Бакунин /бун­тари/, П.Н. Ткачев /заговорщики/ искали новые подходы в разработке проблемы - осуществления социальной революции в России.

Зна­чительную роль в выработке теории народничества на долгие долы ставшей господствующей в освободительном движении, сыграла напряженная полемика между славянофилами и западниками. Их столкновение по кар­динальному вопросу того времени: каким путем должна идти Россия в буду­щее, - используя опыт своего тысячелетнего развития или взяв на вооружение достижения западной культуры, - послужило предпосылкой для синтеза народнических взглядов. Следует заметить, что при всем различии подходов к.данному вопросу и западники, и славянофилы были едины в одном - патриотизме, горячей любви к Родине, стремлении найти идеал общественного устройства.

Пройдя длительный и трудный процесс становления и развития, народничество внесло вклад в мировую общественно-политическую.

Идеи пролетарского социализма разрабатывали марксисты. Капиталисти­ческое развитие пореформенной России, разложение общины, забитость и бескультурье крестьянства побуждали думающих людей к изучению марксистском теории. В 1883 г. в Женеве возникает первая российская марксистская группа "Освобождение труда" под руководством Г.В. Плеханова, поставившая целью пропаганду и распространение марксизма в России. Число сторонников марксистской теории в стране все больше возрастало, что привело к организации первых социал-демократических кружков: в столице Д.Н. Благоевым была создана "Партия русской социал-демократии /1884-1885/. П.В. Точисским - "Товарищество Санкт-Петербург­ский мастеровых" /1885-1888/.

Наряду с этим в прессе стали появляться работы, вызвавшие оживленную полемику между марксистами и народниками. “Легальный марксист” П. Б. Струве написал откровенно аполегетическую статью, в которой призывал идти на выручку к капитализму. Наиболее обстоятельную критику “легального марксизма” с позиций левых народников дал Н. К. Михайловский на страницах журнала “Русское богатство” Он писал: "...Россия разовьет свое капиталистическое производство со всеми его внутренними противоречиями, с поеданием малых капиталов крупными” а тем временем, оторванный от земли мужик обратится в пролетария, “обобществится” и дело будет в шляпе, которую только и остается надеть на голову осчастливленному челове­честву". Вместе с тем Михайловский не исключал”, что “..этот русский марксизм в самом непродолжительном времени… уступит место другим, более здоровым течениям. И его предсказание оправдалось. Уже в конце 1894 г. со своей интерпретацией теории Маркса выступил молодой мало кому известный В. И. Ульянов. В центре его внимания оказались те же вопросы, которые в своё время были поставлены, но не разрешены Плехановым: капитализм в России, судьба различных классов, сословий, общественно-политических теорий в условиях капиталистического развития страны (а оно было объективной реальностью). В середине 90-х гг. Ленин создает в Санкт-Петербурге “Союз борьбы за освобождение рабочего класса”.

В 1898 г. на 1 съезде российских социал-демократов в Минске было объявлено о создании общероссийской партии вместо разрозненных социал-демократических кружков. Однако партия тактически организована не была, так как ее устав и программа не были разработаны и приняты. Поэтому за дело создания партии взялся Ленин, начав выпуск нелегальной общероссийской газеты "Искра", первый номер которой вышел за границей в Штутгарте в самый канун ХХ в., в декабре 1900 г. Вокруг "Искры" объединились группы единомышленников, которые и создали в 1903 г. “Российскую социал-демократическую рабочую партию (РСДРП).

В мае 1990 года на I Всероссийском монархическом съезде в Москве был легализован действовавший с 1924 года Православный российский монархический орден-союз (ПРАМОС). Его главной задачей в новых условиях стало «завоевание большинства сегодняшних структур политической власти мирным, ненасильственным путем для созыва Земского собора, который призовет «законного» Государя Российского Дома Романовых на Царства с наделением его всеми правами Верховной Власти». Под понятием «Россия» имеется в виду не совдеповская РСФСР, а единая и неделимая Российская Империя. В партию принимаются только православные верующие.

В тоже время, члены ПРАМОС не признают Русскую православную церковь, заявляя о приверженности право-монархической зарубежной православной церкви, «не запятнанной сотрудничеством с большевиками». Лидер ПРАМОС - С. Энгельгард - Юрков.

Параллельно с ПРАМОС была создана Православная конституционно-монархическая партия России (ПКМПР). Принятый на съезде Манифест выдвигает три основные задачи партии: возрождение русского православия, православного русского царства и единой и неделимой Российской империи. Руководящий орган партии - синклит. Печатный орган - журнал «Православное царство».

Политическое движение «Русь монархическая» возникло в июне 1991 года в Москве. Участники учредительного собрания - представители национально-патриотических и монархических группировок - в принятой декларации обратились к россиянам с призывом «поддержать движение по восстановлению исторической справедливости на Руси». На собрании ставился вопрос о приглашении великого князя Владимира Кирилловича (провозглашенного левоцентристским, радикальным блоком русским царем Владимиром I) приехать для коронации в Россию. Лидером движения был избран председатель Русской национальной монархической партии, «регент русской монархии» А. Брумель. В последующие годы деятельность движения свелась, в основном, к раздаче тем или иным политическим и общественным деятелям грамот о дворянском достоинстве.

Все сказанное выше требует глубокого и критического осмысления истории монархического движения, анализа объективных причин его ухода с исторической сцены.

Территориальными рамками исследования определена вся Россия. Существенные различия демографического, социально-экономического и административного характера отдельных ее регионов позволяют увидеть различную силу черносотенного движения в рамках каждого региона.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1903 года до Февральской революции 1917 года. В годы революции 1905-1907 годов создавались основные политические партии монархической ориентации от крайне правых до либерально-монархических. В указанный период шло становление сил черносотенной ориентации, выработка взаимодействия с царским правительством, разработка форм и методов воздействия на массы. С победой Февральской революции произошли существенные перемены в партийных формах черносотенства, его методах борьбы и тактических установках.

В средневековой Руси «черной сотней» называлось податное посадское население. Издревле торговое и ремесленное население русских городов делилось на сотни, представлявшие собою военно-административные единицы. Черными же они именовались оттого, что такое название носили владения, принадлежавшие великому князю как главе государства. Никакого негативного оттенка данное название не имело. Уничижительный нюанс появился в начале ХХ века, когда после почти двухвекового забвения это название появилось вновь. Черносотенцами стали звать себя представители право-монархических организаций, имевших разные программы, но главной своей целью ставивших сохранение российского самодержавия. Именуя себя «черной сотней», они тем самым подчеркивали, что защищают государственность.

Источники, из которых черносотенцы подчеркнули свою идеологию, не имели ни малейшего отношения к революционным идеям. Крайне правые опирались на известную трехчленную формулу-«православие, самодержавие, народность»-и использовали ряд постулатов славянофильства. Самое главное, что взяли крайне правые из славянофильского учения, - это резкое противопоставление России и Запада, под которым подразумевались католическая и протестантская цивилизации. Тогда как Россия, по их мнению, является созданием государей и народа, опиравшихся на учение православной церкви.

В разрез с политикой правительства, направленной на промышленную модернизацию страны, крайне правые утверждали, что «хозяйственная политика должна иметь своим руководящим началом взгляд на Россию, как на страну преимущественно крестьянскую и землевладельческую». Демократия представлялась черносотенцам самым ужасным злом, которое породил западный мир. Для крайне правых было характерно абсолютное недоверие к демократическим ценностям. Монархисты не разделяли убеждения о том, что индивидуальная свобода превыше всего. В их представлении человек всегда был частью общности - общины, сословия, народа. Скептически относились черносотенцы к социалистам всех направлений, которые критиковали буржуазные свободы и обещали победу истинного народовластия после социалистической революции. В противовес демократическим институтам черносотенцы выдвигали принцип абсолютной, единоличной власти.

Первые черносотенные организации появились в России в период назревания первой революции. Тогда они еще не называли себя черносотенцами, не были массовыми и существовали нелегально или полулегально. Свои листовки они, по примеру революционеров, размножали гектографическим способом. Сведения о нелегальных правых организациях встречаются в полицейских донесениях наряду со сведениями о революционных организациях и кружках. Как партия черносотенцы возникли в конце 1905 года, позже всех остальных партий. Таким образом, дворянство реагировало на консолидацию других классов.

Правительство не было заинтересовано в инициативе снизу, даже в инициативе правого толка. Министр внутренних дел В.К. Плеве не одобрял ни зубатовского энтузиазма, ни тем более энтузиазма никому не подотчетных организаций. Их не преследовали, но и не культивировали. Звездный час «черных сотен» пришелся на 1905-1906 года - времена массовых стихийных движений. Когда прежние методы - аресты, ссылки, тюрьмы, даже массовые расстрелы - уже не приносили нужных результатов, правительство решило задушить народное движение руками самого народа.

Ближайшими союзниками черносотенцев, а также их покровителями являлись консервативные правительственные круги, придворные, правые члены Государственного совета. Черносотенцы поддерживали тесные контакты с Постоянным советом объединенного дворянства, образованным в мае 1906 года, и его руководителем графом А.А. Бобринским. Также интенсивным было сотрудничество с националистами.

По мнению черносотенцев, у России было три врага, с которыми надо бороться, - инородец, интеллигент и инакомыслящий, причем воспринимались они неразрывно. В многонациональной империи невозможно бороться с революцией, не борясь с национально-освободительным движением. Невозможно ненавидеть интеллигенцию и при этом любить передовые идеи. Образ инородца поддерживался постоянно, но раньше это был поляк, а сейчас стал еврей. Правда и поляк считался «неблагонадежной» нацией, но доминирующим направлением правой идеологии стал антисемитизм.

В ХIХ веке в Польше прошло мощное освободительное движение, а на рубеже веков прошли массовые национально-освободительные движения многих народов. И в России наиболее бесправной оказалась та нация, которая в числе первых вступила в стадию капитализма. Даже В.В. Розанов, которого нельзя обвинить в любви к евреям, соглашался с невыносимым положением евреев. Именно из-за этого больше всего в национально-освободительное движение вовлекалось еврейской молодежи, что тоже объясняло их интересы: только после свержения самодержавия и завоевания демократических свобод евреи могли рассчитывать на равноправие с другими народами. В начале ХХ века ультраправый лагерь считал, что евреи были главными виновниками революционной смуты, а то, что в этом движении были русские, объяснялось сильным влиянием евреев. Однако надо учитывать, что приток евреев в передовые движения эпохи был напрямую связан с ассимиляционным процессом. Во время «Народной воли» революционеров еврейской национальности было не много, и все были людьми обрусевшими.

Ненависть к евреям была неразрывно связанна с ненавистью к собственной русской интеллигенции. Называя себя «русскими патриотами», на каждом шагу крича о своей любви к России, черносотенцы не могли смириться с тем, что наиболее ярко и талантливо служат отечеству как раз не они. В свою очередь интеллигенция с ее «мягкотелостью» и гуманностью не могла принять черносотенной идеологии. Известен даже случай, когда в одной из провинциальных гимназий ученики судили товарищеским судом двух старшеклассников, принявших участие в погроме. Их приговорили уйти из гимназии, и оба мальчика подчинились суровому решению, потому что это было делом чести.

Но тогда были люди, которые не могли поступиться принципами - интеллигенция. К черносотенцам не примкнул, не присоединился ни один из выдающихся деятелей русской культуры. Но зато и озлобление против них было сильное. «Христопродавцы, изменники России, интеллигентская шушера, жидолюбы» - такими «комплиментами» награждались в правой печати Л. Толстой, А. Чехов, М. Горький, Д. Мережковский, Л. Андреев.

Для черносотенной печати были характеры элементы возрастного консерватизма: недоверие к молодежи, неприязнь к ее вкусам и симпатиям. Черносотенцы выступали против увлечения прогрессивными идеями, против декадентства, а иногда и против образования, особенно заграничного. Возрастной консерватизм был присущ не только черносотенцам, но каждый последовательный черносотенец был невысокого мнения о современной ему молодежи. Простота, с которой все беды списывались на «внутреннего врага», делала черносотенную идеологию удобной для обывательского сознания. Черносотенцы ничего не предлагали и ничего не обещали, кроме как бить евреев, революционеров, либералов, интеллигентов. Поэтому русское крестьянство оказалось почти не затронутым черносотенным движением, так как они понимали, что, даже если они перебьют всех евреев поголовно, земля все равно останется в руках помещиков. К тому же, где их, евреев, взять на Псковщине или под Рязанью? Даже в западных губерниях, где была более благодатная почва для национальной розни, черносотенное движение пошло на убыль к концу революции 1905-1907 годов. Но все же главная ставка черносотенцев на примитивное разжигание межнациональной розни давала свои результаты - начались погромы.

В страшные дни погромов 1905-1907 годов русская интеллигенция не избежала удара, обрушившегося на «врагов России». Интеллигентов избивали и убивали на улицах подчас наравне с евреями. Опознать «предателей» было не трудно: молодежь носила ученическую форму, а взрослые форму ведомств. Например, в Екатеринбурге, в октябре 1905 года, толпа, враждебно настроенная к евреям и студентам, напала на группу молодежи, организовавшую очередной мирный митинг. В итоге побоища 2 человека были убиты,22 - ранены. Причем из 24 пострадавших было лишь 4 еврея. Известны мотивы нападения, которые свидетельствуют о стихийном характере действий толпы.

Вопреки распространенному мнению, не все погромы были подготовлены черносотенными организациями, которые были тогда еще весьма малочисленными. Ощущение подготовленности погромов возникало у современников вследствие массового характера беспорядков и бездействия властей, наблюдаемых повсеместно.

Хотя погромы проходили с одинаковой активностью не на всей территории России. Союз черносотенцев - Союз русского народа - был активен только в районах с многонациональным населением. В губерниях Центрального Черноземья лишь менее одной десятой процента населения входило в структуры СРН, так как там не было инородцев и, следовательно, объектов травли. Нечего было делать черносотенцам в Финляндии, Средней Азии, Прибалтике и Закавказье: там шовинистическая великорусская пропаганда была заведомо обречена на провал. Наиболее активно действовал СРН в регионах со смешанным населением - на Украине, в Белоруссии и в 15 губерниях «черты еврейской оседлости» было сосредоточенно более половины всех членов СРН. Тут в ход шли речи такого типа: «...Русский народ, развесив уши, слушает еврейских ораторов и раскрывает им широко свои объятия. Русская интеллигенция, ставящая себя руководителем народа русского, в особенности молодежь учащаяся, которая не имеет ничего общего с горьким фабричным тружеником и деревенским пахарем, но подпавшая под еврейское воздействие, вовлекли и молодежь из народа в среду смутьянов...»

Истоком всех российских бед, по мнению СРН, была деятельность Петра Первого, завезенная им иностранная зараза». Через прорубленное окно в Европу повеял с Запада сквозной ветер старейшего европейского отрицания, язычества и рассудочности... Нет или не должно быть народности, единокровцев и единоверцев, своеплеменности...- а есть космополитизм; и миллионы листков, и тысячеустная пропаганда европействующих и еврействующих темнят и туманят русское народное сознание... Кругом отныне не все в твоем доме стали тебе братьями, сыновьями, отцами и дедами: тебя надувает иновер, давит инородец, обижает иностранец. Настало время защищаться у себя дома...» Иначе говоря - покончить с «паутиной, в которой задыхаются, выбиваясь из сил, монархи и народы, империи и республики - жизненные соки коих высасывают безжалостные и жадные пауки: жидомасоны.»

Как известно, все партии и движения славились особой полюбившейся тактикой: эсеры - индивидуальным террором, социал-демократы - стачками, кадеты - выступлениями в Государственной думе. Черносотенцам принадлежит монополия погромной тактики. Именно погромы были кульминационными моментами всех их действий, главным смотром сил и наиболее радикальным средством борьбы с революцией.

Совершенно погасить народный гнев в 1905-1906 годах было невозможно, однако подменить объект ненависти, направить гнев в другую сторону было спасительным для монархии. Погромы происходили в России и раньше, но только в ХХ веке они приобрели политическую окраску, и только в ХХ веке они превратились в тактику политического движения. Наиболее распространенными были еврейские погромы, но на Кавказе «обязанности» евреев выполняли армяне, а в глубинной России - русские интеллигенты и учащиеся. Так, например, в начале февраля 1905 года в Баку вспыхнул жестокий армянский погром, а вслед за ним произошли избиения студентов и гимназистов в Москве, Тамбове, Казани, Курске, Пскове и других городах.

Партия социалистов-революционеров занимала одно из ведущих мест в системе российских политических партий. Она была наиболее многочисленной и самой влиятельной немарксистской социалистической партией. Ее судьба была более драматичной, чем судьба других партий. Триумфом и трагедией для эсеров стал 1917г. В короткий срок после Февральской революции партия превратилась в крупней­шую политическую силу, достигла по своей численности миллионного рубежа, приобрела господствующее положение в местных органах са­моуправления и большинстве общественных организаций, победила на выборах в Учредительное собрание. Ее представителям принадлежал ряд ключевых постов в правительстве.

Привлекательными были ее идеи демократического социализма и мирного перехода к нему. Одна­ко, несмотря на все это, эсеры оказались неспособными противостоять захвату власти большевиками и организовать успешную борьбу против их диктаторского режима.

Вывод: Таким образом, революционно-демократические партии в России, оформились раньше, чем политические органи­зации и партии консервативного либерального направлений. Хотя как общественно-политические течения все они складывались, начиная с 20-х гг. ХIХ в., и прошли сложный путь развития. Но в России в конце XIX в., приобрели популярность именно революционно-демократическое направление. Причины этого коренились в глубоком неудовлетворении общества положением дел в стране и желанием как можно скорее изменить сложившийся порядок вещей.

3. Особенности охраны памятников истории рубежа 19-20 веков.

Охрана памятников истории рубежа 19-20 веков имеет немаловажное значение в деле сохранения культурного наследия нашей страны. Исторические и архитектурные памятники той эпохи в настоящее время находятся в опасности. Урбанизация, экологические проблемы, интенсивное строительство, «туристическая нагрузка» подчас ставят под удар само существование исторических памятников.

Многие исторические памятники рубежа 19-20 веков пострадали в результате мировых и гражданских войн, локальных конфликтов и террористических актов.

Некоторые архитектурные памятники часто оказываются в зоне активной застройки, сноса и перепланировки, либо используются в качестве жилого и нежилого фонда, что также ставит под угрозу сохранность.

Исторические документы и материальные ценности той эпохи в основном находятся в музеях, но тоже часто уходят в частные руки через аукционы и антикварные магазины.

Вывод: Охрана памятников рубежа 19-20 веков является очень важным моментом в деле сохранения культурного наследия нашего Отечества, сохранении культурно-исторических корней русского народа, знания особенностей формирования и истории культуры Отечества.

Общий вывод: Россия и мир на рубеже 19-20 веков перешагнули важный этап развития, заложивший основы формирования современной новейшей истории и передела мира.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. История политических партий России./Под ред. Зевелева А.И. -М.:Высш.шк.,1994.

2. История России с древнейших времен до конца XX века: Учебное пособие для студентов вузов. – 5-е изд., стереотипное – М.: Дрофа, 2004. – 656 с;

3. История России ХХ в. Справочные материалы./Данилов А.А. - М.,1996.

4. История России в 2-х т.: Учеб. пособие для вузов / М.М. Горинов, А.А. Горский, А.А. Данилов; Под ред. А.А. Данилова. - М. : ВЛАДОС, 1998, Т.1. - 256 с.

5. История России под общей ред. Рыбкина А.А., Саратов, 1997 – 215 с;

6. Крушение помещичьих и буржуазных партий в России (начало ХХ века 1920 год)./Спирин Л.М. - М.,1977.

7. Михайлова Н.В. Отечественная история. Учебное пособие. Гриф МВД. М. «Щит-М», 2003. 165 с.;

8. Михайлова Н.В. Познание истории – ключ к прошлому, настоящему и будущему. Пособие для студентов юридических вузов. М. «Щит-М», 2003. 217 с.;

9. Многопартийность в России: распад и возрождение (1917-1992годы)./Под ред. док. ист. наук проф. А.А. Данилова. - М.,1992.

10. Политические партии торгово-промышленной буржуазии на Урале(1905-1916)./Лоскутов С.А. - Челябинск, ЧГУ, 1996.

11. Пособие по истории отечества для поступающих в Вузы под ред. Орлова А.С., Полунова А.Ю., Шестова Т.Л., Щетинова Ю.А., 4-е издание: Учеб. Пособие. – М.; Простор, 2004 – 479 с.;

12. Революционеры "справа": черносотенцы на Урале в1905- 1916 гг./Нарский И.В. - Екатеринбург,1994.

13. Сидоренко Надежда Семеновна "Монархическое движение на Урале (1905 - февраль 1917 гг.)./Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Оренбург,1997.

Нередко сочетаются с элементарным незнанием практической стороны дела. Вместе со стремлением к победе духа над миром, разумного идеала над постылой действительностью в душе типичного интеллигента в России на рубеже XIX-ХХ веков имело место чувство оторванности от подлинно народной жизни, вины перед идеализируемым "народом-страдальцем" и вытекающие отсюда желания слиться с ним, проникнуться его...


Отношений на рубеже XIX-XX веков, следует отметить, что этот период стал самым блестящим в развитии русского востоковедения, центром которого был Петербург. Ориентализм в России на рубеже XIX – XX веков Восток с его бытом, поэзией, музыкой, изобразительным и прикладным искусством привлекал внимание многих русских художников разной ориентации, по-разному претворявших его богатое, ...

Статьи по теме: