Новый энергоблок пермской грэс — крупнейшая парогазовая установка в россии. Парогазовые установки. Тепловые схемы и элементы ПГУ. Основы повышения КПД ПГУ. Перспективы развития ПГУ

Представлены 22 мнемосхемы из 85.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Описание объекта .

Полное наименование системы: «Тренажер-симулятор парогазовой установки 410 МВт (1 газовая турбина Siemens SGT5-4000F, 1 паровая турбина SST5-3000, котел-утилизатор Еп-270/316/46-12,5/3,06/0,46 —560 /560 /237, турбогенератор SGen5-2000H.

Условное обозначение:

Год выпуска: 2015.

Тренажер-симулятор парогазовой установки 410 МВт моделирует работу основного и вспомогательного оборудования ПГУ-410 МВт, алгоритмов управления и защиты, имитирует управление с операторских станций, является средством обучения, предэкзаменационной подготовки и экзаменационного тестирования оперативного персонала ТЭЦ.

Для повышения уровня профессионализма и дальнейшей аттестации данный тренажер предполагает обучение, тренировку и тестирование персонала по следующим специальностям:

  • заместитель главного инженера по эксплуатации;
  • старший начальник смены электростанции;
  • начальник смены электростанции;
  • начальник смены;
  • старший машинист;
  • машинист энергоблока;
  • машинист-обходчик;
  • машинист – обходчик по вспомогательному оборудованию;
  • дежурный электромонтер.

В состав объекта-прототипа тренажера ПГУ-410 входят:

  • одна газовая турбина Siemens SGT5-4000F, одна паровая турбина SST5-3000, котел-утилизатор Еп-270/316/46-12,5/3,06/0,46 —560 /560 /237, турбогенератор SGen5-2000H, вспомогательное оборудование энергоблока;
  • удалённые объекты, управление которыми производится с БЩУ, в том числе: циркнасосная станция (ЦНС), береговая насосная станция (БНС), башенная градирня с естественной циркуляцией, блочный пункт подготовки газа (БППГ);
  • автоматизированная система управления и контроля SPPA-T3000(Siemens).

Краткое описание объекта-прототипа.

Энергоблок ПГУ-410 МВт представляет собой одновальный силовой модуль с газовой турбиной SGT5-4000F(4), турбогенератором SGen5-2000H и паротурбинной установкой SST5-3000 фирмы «Siemens». Жёсткая связка роторов газовая турбина — генератор в данной установке соединяется с валопроводом паровой турбины с помощью синхронной самосцепляющейся муфты релейного типа. Выхлопные газы ГТ направляются в котёл – утилизатор.

Газовая турбина с кольцевой камерой сгорания и повышенной температурой на входе в турбину работает на природном газе. Номинальная мощность – 281МВт, частота вращения – 50с -1 . Ротор ГТ соединён с ротором генератора жёсткой муфтой через промежуточный вал.

Паротурбинная установка SST5-3000, входящая в состав силового модуля энергоблока включает в себя паровую турбину, конденсатор и вспомогательные системы, обеспечивающие безаварийную, надежную и экономичную эксплуатацию паротурбинной установки во всех эксплуатационных режимах.

Турбина разработана для работы в трехконтурной (три давления) схеме ПГУ в составе одновальной силовой установки, и предназначена для привода генератора переменного тока с частотой вращения 3000 об/мин.

Данная паровая турбина – конденсационная, с двумя цилиндрами (ЦВД и ЦСД/ЦНД) с промежуточным перегревом, аксиальным потоком отработавшего пара для комбинированного цикла с тройным давлением.

Барабанный котел-утилизатор Еп-270/316/46-12,5/3,06/0,46 —560 /560 /237, горизонтального профиля с вертикальным расположением труб поверхностей нагрева, газоплотный, 3-х давлений (высокое, среднее и низкое давление) с естественной циркуляцией, с собственным несущим каркасом, предназначен для получения перегретого пара трех давлений: высокого (ВД), среднего (СД), низкого (НД) и подогрева конденсата за счет использования тепла горячих выхлопных газов ГТУ в составе блока ПГУ — 410. Циркуляция в котле обеспечивается за счет естественных сил, вызывающих подъемное движение пароводяной смеси в испарительных поверхностях нагрева.

Состав тренажера:

  1. Операторский интерфейс реальной системы управления SPPA Т-3000 блока №1 Няганской ГРЭС (85 мнемосхем).
  2. Математическая интегральная модель газовой турбины SGT5-4000F.
  3. Математическая интегральная модель паровой турбины SST5-3000.
  4. Математическая интегральная модель котла-утилизатора Еп-270/316/46-12,5/3,06/0,46-560 /560/237.
  5. Математическая интегральная модель генератора SGen5-2000H.
  6. Модель реальной АСУ ТП блока (защит, блокировок, сигнализаций, автоматики, пошаговых программ).
  7. Развитая конфигурация сети (подключение любого количества компьютеров).
  8. Пульт инструктора.
  9. Контролирующая программа, позволяющая фиксировать неправильные действия оператора энергообъекта (несоответствие логике и смыслу правил технической эксплуатации).
  10. Комплект нештатных ситуаций (задание с помощью специальной таблицы вводных).
  11. Комплект автоматизированных сценариев тренировок с оценкой выполнения задания.
  12. Возможность построения любых диспетчерских графиков и работа по этим графикам.
  13. Сохранение режимов и запуск тренажера из любого сохраненного состояния.
  14. Протоколирование: действий оператора, ошибок, сигнализаций, защит, блокировок.
  15. Контроль ТЭП, графопостроение для всех параметров, состояния механизмов и арматуры.
  16. Система поддержки оператора.
  17. Ускорение и замедление процессов, замораживание ситуаций, возврат ситуаций.
  18. Эксплуатационная документация, в том числе описание тренажера, справочные материалы, задания, пошаговые инструкции и т.д.
  19. Оптимизация программного обеспечения (с применением современных информационных технологий и современных методов моделирования) с возможностью установки тренажера как на одном компьютере, а так и на любом количестве компьютеров.

Математическое описание тренажера.

Математическая модель теплогидравлической части объекта состоит из дифференциальных уравнений, основанных на рассмотрении физической природы процессов, то есть стандартных балансовых уравнений, а количественные зависимости и направленность процессов определяются законами термодинамики, гидродинамики, аэродинамики и т.д. Зависимости между параметрами связей однозначно и единообразно описываются уравнениями энергетического, расходного и гидравлического балансов в элементах оборудования, а также уравнениями изменения энтальпии каждого из видов теплоносителя.

В состав тренажёра входят математические модели генератора, системы возбуждения, электрической цепи, средств РЗА, трансформаторов, коммутационных аппаратов, электродвигателей и упрощённая модель энергосистемы при работе на длинную линию;

Модель генератора реализована на основе системы дифференциальных уравнений Парка-Горева и описывает работу генератора в синхронном, асинхронном и двигательном режимах с непрерывным переходом из одного режима в другой.

Модель электрической цепи основана на системе дифференциальных уравнений, выражающих законы Кирхгофа, и описывает динамику напряжения, токов и частоты во всех режимах, включая аварийные.

В состав математического описания тренажера входят следующие подсистемы:

  1. Газовая турбина:
  • Природный газ к газовой турбине;
  • Система подогрева воздуха КВОУ;
  • Гидравлическая оптимизация зазора;
  • Система газового топлива;
  • Подача масла турбины;
  • Система гидравлики;
  • Чистка компрессора;
  • Схема вентиляции кожуха;
  • Система ВПУ;
  • Система воздуха/подогрев воздух;
  • Температура на выходе турбины;
  • Частотное регулирование;
  • Диаграмма мощности.
  1. Котел-утилизатор:
  • Пар ВД;
  • Пар НД;
  • Барабан СД;
  • Барабан ВД;
  • Питательные насосы ПЭН ВД/СД;
  • Барабан НД;
  • Питательные насосы НД;
  • Газовый подогреватель конденсата;
  • Промперегреватель СД;
  • Расширители периодической и непрерывной продувки;
  • Тракт дымовых газов.
  1. Паровая турбина:
  • Автоматический тестер турбины;
  • Система сброса пара в конденсатор;
  • Дренаж турбины, клапанов;
  • Конденсатный тракт, КЭНы;
  • БРОУ СД/НД;
  • Подача масла турбины;
  • Система управляющей жидкости;
  • Обзор ПТ;
  • Пуск турбины и температуры.
  1. Общеблочное оборудование:
  • БППГ;
  • Дренажи машзала;
  • Замкнутый контур охлаждающей воды;
  • Береговая насосная станция;
  • Камера арматуры циркводы у главного корпуса и камера арматуры продувки;
  • Камера переключений ЦНС;
  • Машзал ЦНС;
  • Камера арматуры добавочной воды;
  • Обессоленная вода в конденсатор;
  • Башенная градирня с естественной тягой воздуха;
  • Камера арматуры напорных водоводов градирен;
  • Система водораспределения градирни.
  1. Защиты:
  • защиты ГТ;
  • защиты КУ на останов;
  • защиты КУ локальные;
  • защиты ПЭН ВД/СД;
  • защиты ПТ;
  • защиты ЦН;
  • защиты БРОУ ВД;
  • защиты общеблочные.
  1. Генератор:
  • Охлаждение генератора;
  • ТПУ/возбуждение;
  • Поставка и разгрузка водорода;
  • Уплотнительное масло;
  • Вентиляция кожуха;
  • Питание ВН;
  • Питание НН.
  1. Сигнализация:

Состав моделируемых режимов.

В тренажере моделируются следующие режимы:

1. Пуск блока из любого теплового состояния.

2. Останов блока.

3. Работа блока в любом диапазоне нагрузок.

4. Включение и отключение теплофикационной установки.

5. Работа блока с различным составом оборудования.

6. Синхронизация и включение в сеть генераторов.

7. Работа блока с автоматическим и(или) ручным регулированием.

8. Реализованы пошаговые программы для оборудования блока:

8.1. Пошаговые программы котла-утилизатора:

  • пошаговая программа пуска-останова КУ;
  • пошаговая программа включения ГПК КУ;
  • пошаговая программа включения контура НД КУ;
  • пошаговая программа включения контура СД КУ;
  • пошаговая программа включения контура ВД КУ;
  • пошаговая программа программатора температуры пара ВД КУ;
  • пошаговая программа включения, отключения ГПЗ НД;
  • пошаговая программа включения, отключения ГПЗ ВД;
  • пошаговая программа включения, отключения БРОУ ВД.

8.2. Пошаговые программы паровой турбины:

  • пошаговая программа пуска-останова ПТУ;
  • пошаговая программа управления вспомогательными системами ПТУ (подготовка ПТ);
  • пошаговая программа подачи масла турбины;
  • пошаговая программа «Реверс ПТ»;
  • пошаговая программа подачи пара на уплотнения ПТ;
  • пошаговая программа гидравлического масла ПТ;
  • пошаговая программа включения дренажей СД и НД.

8.3. Пошаговые программы газовой турбины:

  • пошаговая программа пуска-останова ГТ;
  • пошаговая программа управления газовым топливом ГТ;
  • пошаговая программа включения и отключения подогрева КВОУ;
  • пошаговая программа управления подачей масла ГТ;
  • пошаговая программа гидравлической оптимизации зазора (ГОЗ);
  • пошаговая программа системы ВПУ ГТ.

9.Работа блока в нештатных режимах.

Состав базовых сценариев тренировок.

Каждое задание составлено на основе эксплуатационных инструкций, действующих на электростанции, и представляет собой одну из стандартных технологических операций. Тренажер снабжен стандартным набором заданий для тренировок, после выполнения которых автоматически выставляется оценка.

  1. Включение в работу систем охлаждения блока, ЗКО. Подготовка и включение в работу системы регулирования и защит ПТ-40.
  2. Пуск системы смазки.
  3. Пуск системы уплотнения вала генератора, включение ВПУ ГТ и ПТ.
  4. Подготовка и пуск вакуумно-конденсационной установки.
  5. Пуск ПДУ.
  6. Подготовка и заполнение котла-утилизатора.
  7. Пуск газового хозяйства энергоблока.
  8. Пуск комплексного воздухоподготовительного устройства.
  9. Подготовка к пуску ГТ.
  10. Подготовка к пуску ПТ.
  11. Пуск ГТ.
  12. Нагружение ГТ.
  13. Пуск ПТ.
  14. Нагружение блока до 410 МВт.
  15. Пуск блока из холодного состояния.
  16. Пуск блока из неостывшего состояния; Тмет ЦВД от 300°С до 380°С.
  17. Пуск блока из неостывшего состояния; Тмет ЦВД от 390°С до 440°С.
  18. Пуск блока из неостывшего состояния; Тмет ЦВД выше 450°С.

Состав нештатных ситуаций.

В тренажер включен стандартный набор нештатных ситуаций, служащих для подготовки оперативного персонала к парирующим действиям в таких ситуациях. С помощью таблиц вводных задаются отказы в работе технологического оборудования, арматуры, систем автоматики, электрооборудования.

Имеется функция задержки по времени на ввод любой из ситуаций в действие. Задержка указывается в правом нижнем углу поля каждой аварийной вводной.

1. Отказы в работе.

1.1. Отказы в работе арматуры:

  • полная потеря управления объектом.

1.2. Отказы в работе механизмов:

  • несанкционированное отключение;
  • несанкционированное включение (невозможность действия защит, автоматики, управления).

1.3. Регулирующие клапаны:

  • самопроизвольное открытие без возможности управления;
  • самопроизвольное закрытие без возможности управления;
  • самопроизвольное зависание без возможности управления;
  • отказ команды на закрытие в ручном режиме;
  • отказ команды на открытие в ручном режиме;
  • полная потеря управления объектом;
  • отказ в работе автоматики: полное открытие;
  • отказ в работе автоматики: полное закрытие;
  • отказ в работе автоматики: зависание.

1.4. Отказ в работе любой защиты.

2. Нештатные ситуации в работе тепломеханического оборудования:

2.1. Засорение фильтров:

  • ПЭН ВД/СД;
  • ПЭН НД;
  • фильтров КЭН-А, Б;
  • фильтров КЭН БОУ-А, Б;
  • фильтров системы смазки А, Б ГТ;
  • фильтров системы регулирования А, Б, за охладителем ГТ;
  • фильтров гидроподъема А,Б;
  • фильтров системы регулирования А,Б, за охладителем ПТ;
  • фильтров А,Б на выходе из деаэратора.

2.2. Разрывы труб:

  • ЭВД-2;
  • ППВД-3;
  • ППСД-2;
  • ППНД-2;
  • ППП-3.

2.3. Заедание стопорных клапанов:

  • СК ЦВД;
  • СК ЦСД;
  • СК ЦНД.

2.4. Самопроизвольная посадка стопорных клапанов:

  • СК ЦВД;
  • СК ЦСД;
  • СК ЦНД.

2.4. Обрыв штоков клапанов турбины:

  • РК ЦВД;
  • РК ЦСД;
  • РК ЦНД.

2.5. Самопроизвольная посадка РК:

  • РК ЦВД;
  • РК ЦСД;
  • РК ЦНД.

2.6. Повышение ускорения в камере сгорания.

  • до 1 предела;
  • до 2 предела;
  • до 3 предела;
  • до аварийного предела.

2.7. Неисправность МНС А,Б, АМНС.

3. Нештатные ситуации в работе электротехнического оборудования:

3.1. Увеличение частоты в сети.

3.2. Уменьшение частоты в сети.

Технические требования

Для функционирования тренажера необходимы:

процессор c частотой не мене 2ГГц;

оперативная память емкостью не менее 4Гб;

свободная дисковая память емкостью не менее 2 Гб;

видеокарта с внутренней памятью не менее 128 Мб;

монитор с разрешением не менее 1920×1080 (рекомендуемое разрешение 1920×1200), для удобства возможно использование нескольких мониторов;

звуковая карта и колонки;

клавиатура, мышь;

сетевая карта 100Мбит (для сетевого варианта Тренажера);

В случае, если требуется печать выходных документов (протоколов, графиков и т.п.), под­ключите к компьютеру принтер;

Тренажер предназначен для работы в среде Microsoft Windows 10/8/7/Vista/XP. Для работы Тренажера необходимо установить сервер баз данных MySQL.

Что такое устройство ПГУ КамАЗа-5320? Этот вопрос интересует многих новичков. Данная аббревиатура может привести в недоумение несведущего человека. На самом деле ПГУ - это пневматический Рассмотрим особенности этого устройства, его принцип работы и типы обслуживания, включая ремонт.

  • 1 - гайка сферическая с контргайкой.
  • 2 - поршневой толкатель деактиватора сцепления.
  • 3 - предохранительный чехол.
  • 4 - поршень выключения сцепления.
  • 5 - задняя часть остова.
  • 6 - комплексный уплотнитель.
  • 7 - следящий поршень.
  • 8 - клапан перепускной с колпаком.
  • 9 - диафрагма.
  • 10 - клапан впускной.
  • 11 - выпускной аналог.
  • 12 - поршень пневматического типа.
  • 13 - сливная пробка (для конденсата).
  • 14 - фронтальная часть корпуса.
  • «А» - подвод рабочей жидкости.
  • «Б» - поступление сжатого воздуха.

Предназначение и устройство

Грузовой автомобиль - достаточно массивная и крупногабаритная техника. Для ее управления требуется недюжинная физическая сила и выносливость. Устройство ПГУ КамАЗа-5320 позволяет облегчить регулировку транспортного средства. Это небольшое, но полезное устройство. Оно дает возможность не только упростить труд водителя, но и повышает производительность работ.

Рассматриваемый узел состоит из следующих элементов:

  • Поршневого толкателя и регулировочной гайки.
  • Пневматического и гидравлического поршня.
  • Пружинного механизма, редуктора с крышкой и клапаном.
  • Седла диафрагмы, контрольного винта.
  • и поршневого следящего приспособления.

Особенности

Корпусная система усилителя состоит из двух элементов. Фронтальная часть изготавливается из алюминия, а задний аналог - из чугуна. Между деталями предусмотрена специальная прокладка, которая играет роль уплотнителя и диафрагмы. Следящий механизм регулирует изменение давления воздуха на пневмопоршень в автоматическом режиме. В данное приспособление также входит уплотнительная манжета, пружины с диафрагмами, а также клапаны на впуск и выпуск.

Принцип действия

При нажатии педали сцепления под давлением жидкости устройство ПГУ КамАЗа-5320 давит на шток и поршень следящего приспособления, после чего конструкция вместе с диафрагмой смещается до момента открытия впускного клапана. Затем воздушная смесь из пневматической системы автомобиля подается к пневмопоршню. В результате суммируются усилия обоих элементов, что позволяет отвести вилку и выключить сцепление.

После того, как нога убирается с педали сцепления, давление подводящей магистральной жидкости падает до нулевого показателя. Вследствие этого ослабевает нагрузка на гидравлические поршни исполнительного и следящего механизма. По этой причине поршень гидравлического типа начинает перемещаться в обратном направлении, закрывая впускной клапан и блокируя поступление давления из ресивера. Нажимная пружина, воздействуя на следящий поршень, отводит его в исходную позицию. Воздух, изначально реагирующий с пневматическим поршнем, выводится в атмосферу. Шток с обоими поршнями возвращается в начальное положение.

Производство

Устройство ПГУ КамАЗа-5320 подходит для многих модельных модификаций этого производителя. Большинство старых и новых тягачей, самосвалов, военных вариантов оснащается пневмогидравлическим усилителем руля. Современные модификации, производимые различными компаниями, имеют следующие обозначения:

  • Запчасти КамАЗ (ПГУ) производства ОАО «КамАЗ» (номер по каталогу 5320) с вертикальным размещением следящего приспособления. Устройство над корпусом цилиндра используется на вариациях под индексом 4310, 5320, 4318 и некоторых других.
  • WABCO. ПГУ под этой маркой производятся в США, отличаются надежностью и компактными габаритами. Эта комплектация оборудована системой слежения за состоянием накладок, уровень износа которых доступно определить без демонтажа силового агрегата. Большинство грузовиков с серии 154 оснащаются именно этим пневмогидравлическим оборудованием.
  • Пневмогидроусилитель сцепления «ВАБКО» для моделей с КПП типа ZF.
  • Аналоги, выпускаемые на заводе в Украине (Волчанск) или Турции (Yumak).

В плане выбора усилителя специалисты рекомендуют приобретать такую же марку и модель, которая была изначально установлена на машине. Это позволит обеспечить максимально правильное взаимодействие между усилителем и механизмом сцепления. Прежде чем менять узел на новую вариацию, проконсультируйтесь со специалистом.

Обслуживание

Для поддержания рабочего состояния узла осуществляют следующие работы:

  • Визуальный осмотр, позволяющий обнаружить видимые утечки воздуха и жидкости.
  • Подтягивание фиксирующих болтов.
  • Регулировку свободного хода толкателя при помощи сферической гайки.
  • Доливку рабочей жидкости в баке системы.

Стоит отметить, что при регулировке ПГУ КамАЗа-5320 модификации Wabco, износ накладок сцепления легко просматривается на специальном указателе, выдвигаемом под воздействием поршня.

Разборка

Данная процедура при необходимости выполняется в следующем порядке:

  • Задняя часть корпуса зажимается в тисках.
  • Откручиваются болты. Снимаются шайбы и крышка.
  • Изымается клапан из корпусной части.
  • Демонтируется фронтальный остов вместе с пневматическим поршнем и его мембраной.
  • Снимаются: диафрагма, следящий поршень, стопорное кольцо, элемент выключения сцепления и корпус уплотнителя.
  • Удаляется перепускной клапанный механизм и люк с выпускным уплотнителем.
  • Остов вынимается из тисов.
  • Демонтируется упорное кольцо задней части корпуса.
  • Стержень клапана освобождается от всех конусов, шайб и седла.
  • Следящий поршень снимается (предварительно необходимо убрать стопор и прочие сопутствующие элементы).
  • Из фронтальной части корпуса извлекается пневматический поршень, манжета и стопорное кольцо.
  • Затем все детали промываются в бензине (керосине), обдаются сжатым воздухом и проходят этап дефектации.

ПГУ КамАза-5320: неисправности

Чаще всего в рассматриваемом узле возникают неполадки следующего характера:

  • Сжатый воздушный поток поступает в недостаточном количестве либо совсем отсутствует. Причина неисправности - разбухание впускного клапана пневматического усилителя.
  • Заклинивание следящего поршня на пневмоусилителе. Вероятнее всего, причина кроется в деформации уплотнительного кольца или манжеты.
  • Наблюдается «провал» педали, что не позволяет полностью выключить сцепление. Эта неполадка свидетельствует о попадании воздуха в гидравлический привод.

Ремонт ПГУ КамАЗа-5320

Проводя дефектовку элементов узла, особое внимание следует обратить на такие моменты:

  • Проверку уплотнительных деталей. Не допускается наличие на них деформаций, разбухания и трещин. В случае нарушения эластичности материала, элемент подлежит замене.
  • Состояние рабочих поверхностей цилиндров. Контролируется внутренний зазор диаметра цилиндров, который по факту должен соответствовать нормативу. На деталях не должно быть вмятин или трещин.

В ремонтный комплект ПГУ входят такие запчасти КамАЗа:

  • Защитный чехол заднего корпуса.
  • Конус и диафрагма редуктора.
  • Манжеты для пневматического и следящего поршня.
  • Колпак перепускного клапана.
  • Стопорные и уплотнительные кольца.

Замена и установка

Для замены рассматриваемого узла выполняют следующие манипуляции:

  • Проводится стравливание воздуха из ПГУ КамАЗа-5320.
  • Сливается рабочая жидкость либо перекрывается слив при помощи пробки.
  • Демонтируется прижимная пружина вилки рычага включения сцепления.
  • От устройства отсоединяются подводящие воду и воздух трубы.
  • Откручиваются финты крепления к картеру, после чего агрегат демонтируется.

После замены деформированных и негодных элементов, система проверяется на герметичность в гидравлической и пневматической части. Сборка производится следующим образом:

  • Совмещают все фиксирующие отверстия с гнездами в картере, после чего закрепляется усилитель при помощи пары болтов с пружинными шайбами.
  • Подсоединяется гидравлический шланг и воздушный трубопровод.
  • Монтируется оттяжный пружинный механизм вилки выключения узла сцепления.
  • В компенсационный резервуар наливают тормозную жидкость, после чего прокачивают систему гидравлического привода.
  • Проверяют повторно герметичность соединений на предмет подтекания рабочей жидкости.
  • Регулируется, при необходимости, величина зазора между торцевой частью крышки и ограничителем хода активатора делителя передач.

Принципиальная схема подсоединения и размещения элементов узла

Принцип работы ПГУ КамАЗа-5320 проще понять, изучив представленную ниже схему с пояснениями.

  • а - стандартная схема взаимодействия частей привода.
  • б - расположение и фиксация элементов узла.
  • 1 - педаль блока сцепления.
  • 2 - основной цилиндр.
  • 3 - цилиндрическая часть пневматического усилителя.
  • 4 - следящий механизм пневматической части.
  • 5 - воздухопровод.
  • 6 - основной гидроцилиндр.
  • 7 - выключающая муфта с подшипником.
  • 8 - рычаг.
  • 9 - шток.
  • 10 - шланги и трубы привода.

Рассматриваемый узел имеет довольно понятное и простое устройство. Тем не менее его роль при управлении грузовым автомобилем очень значительна. Использование ПГУ позволяет существенно облегчить управление машиной и повысить эффективность работы транспортного средства.

Термический КПД парогазового цикла:

Абсолютный электрический КПД ПГУ:

В ПГУ топливо расходуется только в КС газовой части схемы, т.е. расход натурального и условного топлива на ПГУ равен:

Общая электрическая мощность ПГУ равна:

Удельный (на 1 кВт) расход натурального топлива:

Удельный расход условного топлива:

Коэффициент полезного теплоиспользования бинарной ПГУ:

11. Сводная таблица и анализ результатов расчета по трем видам энергогенерирующих установок

Основные технико-экономические показатели по 3-м видам установок, рассмотренных выше (ГТУ, ПТУ и ПГУ), сведены в таблицу 2 и представлены в графической части проекта.

Таблица 2.

Тип установки

Произведя сравнительный анализ полученных данных, можно сделать вывод о том, что использование ПГУ наиболее выгодно, так как коэффициент полезного дейст­вия (КПД) объединенной установки полу­чается более высоким, чем у ПТУ и ГТУ, из которых она составляется; кроме того, достигается ряд конструктивных преимуществ, которые удешевляют установку.

Повышение КПД при объеди­нении ПТУ и ГТУ получается в результате термодинамической над­стройки парового цикла более высокотемпературным газовым и умень­шения удельных потерь тепла с уходящими газами.

Еще одним преимуществом ПГУ является наименьший удельный расход натурального и условного топлива, что, несомненно, свидетельствует об экономичности данной установки.

Список использованной литературы

    Электронные ресурсы: http://ru.wikipedia.org/; http://www.4energetic.ru/pages/page69.

    Шляхин Б.Н., Бершадский М.Л.. Краткий справочник по паротурбинным установкам. – Москва. - Ленинград.: Госэнергоиздат, 1961.

    Ривкин С.Л., Александров А.А.. Термодинамические свойства воды и водяного пара: справочник. – Москва.: Энергоатом издат

    Роддатис К.Ф., Полтарецкий А.Н.. Справочник по котельным установкам малой производительности – М: «Энергоатомиздат», 1989.

Парогазовая установка ПГУ является комбинированной установкой, состоящей из ГТУ, котла – утилизатора (КУ) и паровой турбины (ПТ). Реализация парового и газового циклов осуществляется в раздельных контурах, т. е., при отсутствии контакта между продуктами сгорания и парожидкостным рабочим телом. Взаимодействие рабочих тел осуществляется только в форме теплообмена в теплообменных аппаратах поверхностного типа.

Использование парогазовых установок является одним из возможных и перспективных направлений снижения топливно – энергетических затрат.

ПГУ термодинамически удачно объединяют в себе параметры ГТУ и паросиловых установок:

ГТУ работают в зоне повышенных температур рабочего тела;

Паросиловые – приводятся в действие уже отработавшими, уходящими из турбины продуктами сгорания, т.е. выполняют роль утилизаторов и используют бросовую энергию.

КПД установки повышается в результате термодинамической надстройки высокотемпературного газового цикла паровым циклом, что сокращает потери теплоты с уходящими газами в газовой турбине.

Таким образом, ПГУ можно рассматривать как третий этап усовершенствования турбинных агрегатов. ПГУ являются перспективными двигателями, как высокоэкономичные, с малыми капиталовложениями. Отличные качества парогазовых установок определили области их применения. ПГУ широко применяются в энергетике и др. областях ТЭК.

Сдерживает широкое применение таких установок отсутствие единой точки зрения о наиболее рациональных направлениях утилизации тепла ГТУ.

В настоящее время перспективной схемой ПГУ для использования на МГ также является чисто утилизационная схема ПГУ с полной надстройкой цикла, в которой парогенератор обогревается только отходящими газами газовой турбины (рис. 6.1).

По этой схеме продукты сгорания ГТУ после турбины низкого давления (ТНД) поступают в котел-утилизатор (КУ) для выработки пара высокого давления. Получаемый пар из КУ поступает в паровую турбину (ПТ), где расширяясь, совершает полезную работу, идущую на привод электрогенератора или нагнетателя. Отработанный пар после ПТ поступает в конденсатор К, где конденсируется и затем питательным насосом (ПН) снова подается в котел – утилизатор. Термодинамический цикл парогазовой установки приведен на рис. 6.2. Высокотемпературный газовый цикл ГТУ начинается с процесса сжатия воздуха в осевом компрессоре: 1 → 2. В камере сгорания (а также в регенераторе, если он есть) осуществляется подвод теплоты 2 → 3; генерированные продукты сгорания поступают в газовую турбину, где расширяясь, совершают работу, процесс 3 → 4; и наконец, отработавшие газы отдают свое тепло в котле утилизаторе, нагревая воду и пар, 4 → 5. Остаток низкотемпературного тепла остается неиспользованным и передается в окружающую среду, 5 → 1.


Рисунок 6.1 - Принципиальная схема ПГУ с котлом – утилизатором

Рисунок 6.2 - Схема цикла парогазовой установки в координатах Т-S

Парогазовый цикл образован последовательностью процессов: 1" – 2" - 3" – 4"- 5" – 1" (рис. 6.2). Условно цикл начинается процесса 1" – 2" –подвода теплоты в экономайзере. Вода, поступившая из конденсатора, имеет низкую температуру, равную 39 °С (при давлении в конденсаторе Р нп = 0,007 МПа). Нагревается она до температуры кипения, порядка 170…210 °С, при постоянном давлении, соответствующем рабочему давлению котла 0,8…2,0 МПа. 2" – 3" – процесс испарения воды в испарителе и превращения ее в насыщенный пар. 3" – 4" – перегрев пара в перегревателе; 4" – 5" – процесс расширения пара в паровой турбине с совершением работы и потерей температуры; 5" – 1" – пар конденсируется в конденсаторе К, и образовавшаяся вода вновь подается в котел - утилизатор КУ. Цикл замыкается.

Мощность собственно паровой турбины (ПТ) зависит от действительного теплоперепада, или энтальпии, по паровой турбине и расхода пара. Расход пара и параметры пара определяются работой котла-утилизатора. Принципиальная схема котла – утилизатора показана на рис. 6.3.

Котел – утилизатор – это паровой котел с принудительной циркуляцией, не имеющий собственной топки и обогреваемый уходящими газами какой – либо энергетической установки.

Поэтому бросовой теплоты выхлопных газов ГТУ, с температурой порядка 400 °С, вполне достаточно для эффективной работы утилизационных установок.

По ходу котла устанавливаются последовательно теплообменные аппараты: водяной экономайзер "Э", испаритель "И" и пароперегреватель "П".

Водяной экономайзер - это теплообменник, в котором вода подогревается низкотемпературными горячими газами (продуктами сгорания) перед ее подачей в барабан котла (сепаратор).

Генерация пара производится в ходовой части котла следующим образом. Питательная вода, предварительно нагретая в экономайзере до температуры кипения уходящими газами, поступает в барабан котла. Температура горячих газов в хвостовой части котла не должна опускаться ниже 120 °С *.

В режиме генерации пара вода циркулирует через испаритель. В испарителе идет интенсивное поглощение тепла, за счет которого и происходит парообразование. Процесс парообразования в испарителе происходит при температуре кипения питательной воды, соответствующей определенному давлению насыщения.

Статьи по теме: