Абориген Австралии. Австралийские аборигены - фото. Аборигены Австралии: быт коренного населения

Австралийские аборигены, то есть коренные жители Австралии, численность которых сейчас составляет около полумиллиона человек, живут большей частью в удаленных от городов районах северной половины материка. Еще недавно существование исконных народов, населявших Австралию, было под угрозой. С началом европейской колонизации на их земли пришли эпидемии, вытеснение с родных земель и бесконтрольное физическое уничтожение. Британцы, придя на новые земли и сочтя жившие там племена за примитивнейших людей, недалеко ушедших от обезьяны, не церемонясь вырезали их целыми деревнями. К 1921 году их численность упала до 60 тыс. чел, в то время как ко времени открытия Австралии европейцами их было примерно 1 млн. чел.

Но в 20 веке правительство Австралии озаботилось проблемами коренного населения , стали создаваться резервации, выделялись государственные финансы и собирались пожертвования, так что с учетом большой рождаемости сейчас их численность резко возросла.

Ученые выделяют австралийских аборигенов в отдельную австралийскую ветвь австралоидной расы. Внешне это высокие люди с черными волнистыми волосами, большими выступающими вперед надбровными дугами, крупным носом с широкими ноздрями и глубоко посаженными глазами. Их отличают очень крупные зубы, вытянутая форма черепа с очень толстыми костями черепа и крайне темная пигментация кожи и глаз. Среди аборигенов встречаются натуральные блондины, это мутация, закрепившаяся в результате изоляции. Изначально их относили к негроидной расе, но позднее генетические исследования доказали их близость к монголоидной расе и максимальную удаленность родства с негроидами.

В свои лучшие времена австралийские аборигены занимались собирательством, охотой и рыболовством. Они не занимались сельским или другим производящим хозяйством, у них не было письменности, законов, социальной иерархии. Они не строили городов и крупных поселений, не занимались ремесленничеством. Жили австралийцы группами, основываясь на общности языка и родственных связях. Более примитивная культурная и материальная среда была только у родственных им тасманийцев. Духовная и религиозная сторона жизни коренного населения была более развита. Сотни разрозненных племен разговаривали на своих языках или диалектах, имели богатые устные предания и обширную мифологию.

Коренные австралийцы объединялись примерно в 400 этнических групп, разговаривали на нескольких сотнях диалектов, группируемых в 26 языковых групп. Аборигенными племенами юга Австралии был разработан особый язык жестов, как альтернативная форма общения с носителями других языков. Также языком жестов пользовались в особых случаях табуировании речи. Богатство мифов и преданий у разных племен имеют много общего, выделяются общие линии сюжетов и героев. Они разработали свою систему представления о мире, в котором помимо реального нас окружающего мира, существует еще мир снов, где живут духи предков. На небе эти миры встречаются и от действий предков или живущих людей может зависеть движение Солнца, Луны и звезд. Особое внимание аборигены уделяли звездному небу и движениям, происходящим на нем, но при этом они не пользовались небесными объектами ни для навигации, ни для календарных отсчетов. Структурно общество состояло из общин, руководили им старейшины и наследственные вожди. Существовали инициации – особые обряды, предшествующие вступлению юношами и девушками во взрослую жизнь. Серьезные ограничения на вступления в брак основывались на сложной системе родства. Похоронные обряды включали кремацию, которая была изобретена в Австралии ранее чем где-либо.

К сожалению, новые австралийцы, белокожие переселенцы, мало внимания уделяли коренному населению. Даже тогда, когда прошла эпоха каторжного освоения материка и в города стали съезжаться ученые из Европы, особого отношения к сбору и анализу материалов о сторонах жизни коренных народов не наблюдалось. Поэтому многие знания о культуре и наследии австралийских аборигенов сейчас безвозвратно утеряны. Современные потомки аборигенов практически полностью потеряли традиционные способы жизнеобеспечения, ориентированы на государственную и благотворительную помощь и хранят религиозные традиции. Гражданами государства Австралия с соответствующими правами и обязанностями, аборигены были признаны только в 1967 году. В настоящее время в современной Австралии развиваются движения за сохранение культурной самобытности, выделяются земли в коллективное владение для охраны культурного наследия, работает Национальное аборигенное телевидение, проводятся уроки изучения аборигенных языков. Воочию увидеть как живут аборигены и поближе познакомиться с их культурой можно посетив

Первыми жителями австралийского континента были аборигены. Их еще называют коренными бушменами. Народы Австралии образуют самостоятельную австралоидную расу. Они занимают материковую часть и близлежащие острова. Этнографы выделяют две крупные группы. Представители одной занимают континентальные земли. Потомки другой семьи живут на архипелаге, расположенном в

Аборигены

Народы Австралии имеют много общего между собой. Бушмены обладают темной кожей, крупными чертами лица. С европейцами их роднит рост. На долю островитян приходится около двух процентов коренного населения. Небольшая часть жителей пролива относит себя к меланезийцам. Остальные называют себя аборигенами.

Историческая справка

Предки современных аборигенов появились на материке примерно пятьдесят тысяч лет назад. Ученые считают, что первые австралийцы прибыли на континент, приплыв из Азии. Бушмены селились рядом с водоемами с пресной водой. Они занимались собиранием съедобных грибов, ягод и фруктов и были искусными рыболовами и охотниками.

Как только племя разрасталось, оно делилось на несколько семей. Молодые бушмены удалялись от своих сородичей в поисках новых богатых живностью мест. Так народы Австралии распространились по всему континенту. В новых краях их ждали непривычный ландшафт и иные климатические условия. Племена вынуждены были адаптироваться к неизбежным изменениям. Менялся их быт, а за ним и внешний облик.

Одним бушменам достались открытые саванны. Другие заняли территорию мангровых лесов. Третьи ушли на болота. Племена обживали пустыни и коралловые отмели, заливные луга и озерные берега, субальпийские предгорья и тропические джунгли.

Расселение

В конце XVII столетия на континенте стали появляться колонии европейцев, которые начали теснить коренные народы Австралии. Считается, что на тот момент на материке проживало около четырехсот тысяч аборигенов. Но эта цифра вызывает массу сомнений. По неофициальным данным, количество бушменов превышало один миллион человек. Сокращение численности местного населения было обусловлено эпидемиями, которые привезли с собой европейцы. Незнакомые болезни в разы увеличили смертность аборигенов.

Согласно описаниям, составленным колонистами, коренные жители Австралии занимали территории, расположенные на севере и в районе крупных рек. Они вели В основном не покидали своих территорий, но в дни торгового обмена встречались на нейтральных землях. В 1788 году насчитывалось около пятисот крупных племен. Каждая семья владела собственным языком.

Современное положение

В настоящий момент численность аборигенов стремительно увеличивается. Связано это с высоким уровнем рождаемости. В 1967 году коренные жители Австралии стали полноправными гражданами, за ними были закреплены все права, перечисленные в конституции. Сегодня правительство штатов вводит законы, закрепляющие земли резерваций за бушменами. На них действует самоуправление.

Большое количество аборигенов говорит на языке йолнгу-матха. Для них местное телевидение транслирует специальные каналы, которые ориентированы на представителей национальных общин. В 2010 году были запущены циклы обучающих телепередач. Уроки посвящены изучению диалектов народов Австралии и Океании. При этом основное вещание все-таки ведется на английском языке.

Яркими представителями коренного населения являются исполнительница Джессика Маубой и актер Дэвид Галпилил, писатель Дэвид Юнайпон и живописец Альберт Наматжира, профессиональный футболист Дэвид Виррпанда и телевизионный ведущий Эрни Динго.

Этнографы выделяют следующие типы национальных групп, населяющих территорию континента:

  • барриноидный;
  • карпентарийский;
  • мюррейский.

Барриноидная группа

Племена этого семейства проживают в тропических зарослях материка и занимают львиную долю лесных массивов Квинсленда. Этот тип обладает большим количеством общих черт с меланезийской группой. Рост аборигенов низкий, едва достигает 157 сантиметров. Представители барриноидного типа отличаются очень темной, смуглой кожей. У них карие глаза и черные вьющиеся волосы. Борода и усы растут плохо. Нос аборигенов имеет вогнутую форму. Зубы у представителей этой группы мелкие и редкие, но некоторые аборигены страдают макродонтией.

Выходцев из этих племен можно встретить сегодня в крупных городах Австралии и в резервациях. Барриноиды обладают сравнительно большими головами с минимальной шириной лобной зоны. Надбровья развиты слабо, а само лицо узкое и вытянутое. Скулы выражены недостаточно.

Карпентарийская группа

Представители этого типа распространены в северной части материка. Аборигены отличаются насыщенным и почти черным цветом кожи. Они обладают высоким ростом и худощавым телосложением. В потомки этого семейства встречаются редко. Они выбирают тихие и уединенные места в районе Арнемленда и на землях Кейп-Йорка.

Лоб карпентарийцев имеет средний наклон. А вот надбровья выражены сильно. Они мощные и иногда сливаются в единый валик. У аборигенов крупные зубы. Волосы обычно волнистые. Волосяной покров на теле и лице бушменов средний. Этнографы делят карпентарийскую группу на две семьи. Аборигены, проживающие в районе Арнемленда, отличаются от своих сородичей, занявших Кейп-Йорк. Первые высокие и статные, вторые больше похожи на папуасов. В крови племен, занимающих полуостров Кейп-Йорк, имеются примеси семей, относящихся к мюррейскому и барриноидному типам.

Мюррейская группа

Ученые до сих пор спорят, какие народы населяют Австралию. Этот вопрос вызывает массу сомнений. Быт и история племен не были достаточно изучены. Это связано с разобщенностью семей, многие из которых до сих пор изолированы от цивилизованного общества. Что же касается мюррейского типа, то люди, принадлежащие к этой группе, занимают земли на юге континента.

Они отличаются относительно светлым оттенком кожи. Встречаются аборигены с прямыми волосами. Курчавые локоны наблюдаются у тех групп, которые живут в окрестностях Объясняется это примесью тасманийской крови. У них активно растут усы и борода. Их внешний вид наиболее близок к облику европейца.

У бушменов широкий лоб и большая голова. Спинку носа характеризует прямой профиль. У аборигенов очень крупные зубы. Все мюррейцы являются носителями макродонтии. Наклон лба максимальный для австралийских аборигенов.

Нижняя челюсть широкая, развитие надбровья не настолько выразительное, как у карпентарийцев. Лицо высокое и продолговатое. Рост среднего мюррейца составляет 160 сантиметров. Так как антропологических сведений недостаточно, то описание этнического состава Австралии нельзя назвать исчерпывающим.

Центральный регион

В настоящее время в этой части континента австралийцы английского происхождения - редкие гости. Это наименее изученная территория. Ее до сих пор населяют племена аборигенов, которые пока не отнесены к какому-либо типу. Череп бушменов средней длины. Лоб узкий и высокий. Лицо нельзя назвать круглым или широким. А вот нос массивный. Отличительная особенность представителей этих племен - рождение белокурых детей.

Со временем их локоны приобретают более темный цвет, но среди женщин встречаются блондинки. Мужчины обладают высоким ростом, развитой грудной клеткой, крепким телосложением.

Запад

Внешний вид аборигенов, проживающих на западе континента, несколько отличается от облика их соседей. У них вытянутый череп, узкое лицо с сильным надбровным рельефом. Нос расположен низко, что визуально делает форму лица более широкой.

Океания

Народности, населяющие австралийскую часть островного архипелага, представлены меланезийцами и папуасами. Первые отличаются темным цветом кожи. Племена используют различные языковые диалекты и сильно разобщены. Большинство меланезийцев занимается земледелием. Но есть и те, кто путешествует по морским просторам. Они бороздят океан, удаляясь от родных берегов на громадные расстояния.

Подавляющее число жителей обращено в католическую и протестантскую веру. Это результат длительной работы христианских священников, которые прибыли в Океанию вместе с колонистами.

Папуасы приплыли к берегам Австралии из Азии. Переселение произошло примерно сорок пять тысяч лет назад. Эта этническая группа состоит из нескольких сотен племен. Папуасы занимаются огородничеством, иногда ведут рыбный промысел. О принадлежности аборигенов к определенному типу говорит их одежда.

Как таковых вождей у племен папуасов нет. Все вопросы решаются взрослыми мужчинами, которые обладают высоким положением в группе.

Племя Yolngu австралийских аборигенов не разрешает «чужим» входить на территорию своей резервации. Туда можно попасть только по специальному приглашению. Одним из тех, кому это удалось, был фотограф агентства Рейтер Дэвид Грей. Он наблюдал за жизнью коренных австралийцев и сопровождал их во время знаменитой охоты на крокодилов. Повседневная жизнь австралийских аборигенов в объективе Дэвида Грея.

20 ФОТО

1. Аборигены из племени Yolngu являются коренными жителями Австралии и народом с самыми старыми традициями на континенте. Встретить их можно в основном на территории Арнем-Ленда — полуострова, расположенного на севере страны между Тиморским и Арафутским морями и заливом Карпентария. (Фото: DAVID GRAY/REUTERS).
2. На полуострове находится крупнейшая резервация аборигенов, который был создан в 1931 году. Его площадь составляет около 97 тысяч квадратных километров и на ней проживает 16 тысяч человек. Доступ на территорию резервации для «чужих», некоренных жителей ограничен, войти можно только если есть специальное разрешение. (Фото: DAVID GRAY/REUTERS).
3. Название коренных народов Австралии в переводе с латыни означает «те, кто был здесь с самого начала». Считается, что аборигены прибыли на континент около 40-60 тысяч лет назад. Они долго странствовали по Африке и Азии и добрались до территории сегодняшней Индонезии и Новой Гвинеи. (Фото: DAVID GRAY/REUTERS).
4. Аборигены вели кочевой образ жизни, охотились на кенгуру и других животных, дополняя свой пищевой рацион тем, что смогли собрать в лесу. Благодаря этому, коренные жители Австралии считаются одними из самых умелых охотников в мире, к примеру, они знают множество способов охоты на кабана . В 1770 году на территории Австралии насчитывалось более 500 племен аборигенов. В настоящее время, количество коренных жителей составляет чуть более 200 тысяч человек, которые живут в основном в Западной Австралии, Квинсленде и на Северной территории. (Фото: DAVID GRAY/REUTERS).
5. Одной из традиций коренного населения Австралии является охота на крокодилов. В настоящее время жители Арнем-Ленда имеют право убивать рептилий только для собственных нужд. Продавать их запрещено. (Фото: DAVID GRAY/REUTERS).
6. Дети помогают своим родителям охотиться на этих земноводных пресмыкающихся, у них лучше, чем у взрослых, получается находить их на болотистой местности. (Фото: DAVID GRAY/REUTERS).
7. Самой тяжелой частью крокодилов является их толстая, покрытая чешуей шкура. Поэтому аборигены разделывают их прямо там, где словили, а в свою деревню несут только мясо. (Фото: DAVID GRAY/REUTERS).
8. Ничто, что может быть использовано в качестве пищи, у аборигенов не может пропасть. Поэтому коренные австралийцы забирают с собой в деревню внутренности мертвых рептилий (кишки), заворачивая их, например, в большие листья. (Фото: DAVID GRAY/REUTERS).
9. Аборигены охотятся не только на крокодилов. Деликатесом у них считаются также ящерицы из семейства варановых. (Фото: DAVID GRAY/REUTERS).
10. Коренные жители еще охотятся на буйволов, мясо которых является одним из ингредиентов их традиционной кухни. На фото: аборигены несут в машину отрезанную ногу застреленного буйвола. (Фото: DAVID GRAY/REUTERS).
11. У аборигенов в Австралии была нелегкая жизнь: на протяжении многих лет они умирали от болезней, голода и конфликтов с белыми поселенцами. (Фото: DAVID GRAY/REUTERS).
12. Коренным жителям материка не помогало и правительство, а скорее наоборот. До середины 60-х годов XX века власти пытались их насильно ассимилировать. (Фото: DAVID GRAY/REUTERS).
13. Аборигены в соответствии с местными законами первоначально даже не считались людьми: у них не было гражданских прав, поскольку, по мнению законодателей, они не обладали «высшим сознанием». (Фото: DAVID GRAY/REUTERS).
14. С целью ассимиляции коренного населения Австралии по решению правительства детей отбирали у их родителей и помещали в специальные учреждения или отдавали на воспитание белым семьям. (Фото: DAVID GRAY/REUTERS).
15. По оценкам, с 1910 по 1970 года было отобрано около 100 тысяч детей, которые очень часто в новых «домах» подверглись насилию и преследованиям. (Фото: DAVID GRAY/REUTERS).
16. За десятилетия преследований и нечеловеческого обращения с коренными жителями Австралии только в 2008 году открыто извинился премьер-министр Кевин Радд во время своего выступления в парламенте. (Фото: DAVID GRAY/REUTERS).
17. Не все политики, однако, были такого же мнения, что и премьер-министр Кевин Радд. Тони Эббот, например, считает, что многие дети были «спасены, в то время как другие получили помощь, и, следовательно, нужно достоверно отражать историю нашей страны». (Фото: DAVID GRAY/REUTERS).
18. Два охотника из племени Yolngu — Norman Daymirringu и James Gengi — привезли добычу в деревню. (Фото: DAVID GRAY/REUTERS).
19. Robert Gaykamangu, один из членов племени Yolngu, был сфотографирован на болотистой местности во время охоты на водоплавающих птиц. (Фото: DAVID GRAY/REUTERS).
20. Охотники из племени Yolngu возвращаются с удачной охоты. (Фото: DAVID GRAY/REUTERS).

Сложностью не отличалось.

Фрукты, ягоды и насекомых ели в сыром виде. Остальные продукты жарили или запекали. Огонь поучали трением двух кусков дерева. Работа по извлечению огня занимала от получаса до часа. Убитую дичь бросали прямо в костер, затем, когда сгорала шерсть, вынимали, потрошили, счищали остатки шерсти и запекали на углях. Так готовили мясо, рыбу и небольших черепах. Если животные были крупными, как кенгуру, то мясо оставалось полусырым. Нередко с него стекала кровь, это считалось деликатесом. Орехи, семена, коренья запекали в пепле костра. Более изысканным было приготовление пищи в земляной печи. Для земляной печи копали яму глубиной в полметра и разводили в ней костер, куда клали камни. Когда костер прогорал, уголь и пепел удаляли; в яме оставляли лишь раскаленные камни. Туда клали крупную дичь, рыбу и овощи. Больших черепах обкладывали раскаленными камнями и готовили прямо в панцире.

До прихода европейцев, диета аборигенов была хорошо сбалансирована и содержала оптимальное для организма соотношение белков, жиров и углеводов. Многие блюда, запеченные в земляной печи, удовлетворили бы любого гурмана. Удивительно приятный напиток приготовляли из нектара цветов, опущенных в воду. Очень вкусны орехи макадамии, ныне пользующиеся коммерческим спросом. Другие деликатесы – ящерицы, личинки, бабочки и медовые муравьи, вряд ли устроят белых австралийцев. Но наиболее отталкивающим выглядит употребление в пищу человеческого мяса.


Каннибализм

Каннибализм у австралийских аборигенов встречался у многих племен, но практиковался нечасто. Иногда, при нехватке пищи или из ритуальных целей, убивали новорожденных детей, чаще девочек, причем убитых не хоронили, а съедали. Встречались и чисто ритуальные формы каннибализма: поедание трупов умерших родичей, поедание воинами тел и, особенно, сердец убитых врагов и обряд поедания человеческого мяса при инициации (посвящении юноши в мужчину). При всем том, аборигены Австралии не были регулярно практикующими людоедами, их каннибализм не носил систематический характер и не служил подспорьем в питании. Живший среди аборигенов Сид Кайл-Литтл пишет:

«Туземцы Ливерпул Ривер не убивали людей для еды. Они ели человеческое мясо из суеверия. Если они убивали стоящего человека в бою, они съедали его сердце, веря, что наследуют его храбрость и силу. Они съедали его мозг, потому что знали, что там находятся его знания. Если они убивали быстрого бегуна, они съедали часть его ног, надеясь приобрести его скорость».

Интересны объяснения самих аборигенов причин людоедства. В 1933 г. старый вождь с острова Ям поведал журналисту Колину Симпсону, что при инициации ему дали мелко нарубленное человеческое мясо, перемешанного с мясом крокодила. Юноше стало тошно. Целью было «сделать сердце сильным изнутри». Симпсон также описывает, как при рождении ребенка супруги, уже имевшие первенца, ритуально убили новорожденного и накормили его мясом старшего ребенка, чтобы сделать его сильным. Среди других племен родственники съедали кусочки жира покойника из уважения к его памяти. «Мы съели его, – объясняет абориген, – потому что знали его и любили его».


4.4. Семья и брак

Очень сложной была система родства, определявшая брачные отношения. Элементарной ячейкой была семья, но у ребенка матерями считались, кроме матери, ее сестры, а отцами – отец и его братья. Все их дети были «братья» и «сестры». Дети от братьев «матерей» и сестер «отцов» считались двоюродными братьями и сестрами. «Братья» и «сестры» имели общего духа-хранителя или тотем в виде животного, растения или явления природы и относились к одной брачной фратрии, или, как говорили аборигены, одному типу кожи . Многие племена имели четыре фратрии, хотя нередко их было восемь и даже нечетное число. Система фратрий исключала кровнородственные браки внутри племени. Так при четырехчленном делении, мужчины и женщины определенной фратрии могли искать жену или мужа только в одной из четырех фратрий, а с остальными тремя, включая собственную, брак запрещался. Нарушение запрета брака каралось смертью.

Брак обычно устраивали старшие. Молодой человек имел мало шансов получить невесту по вкусу. Невесту ему выбирали влиятельные пожилые мужчины рода. В племени тиви юноше, прошедшему инициацию, обычно обещают в жены еще не родившуюся дочь от сверстницы из «правильной» фратрии: она уже замужем за мужчиной, по возрасту годящимся ей в отцы. С этого момента юноша начинает «зарабатывать» невесту, доставляя ее матери часть добытой дичи. Но жизнь идет, и молодой человек не только мечтает о грядущем счастье, но оглядывается по сторонам и лет в тридцать, если он хороший охотник, женится на женщине, часто старшей по возрасту, вдове одного из усопших патриархов. Позже он обзаводится более молодой вдовой.


Женщина племени ларракия. Северная Австралия. Шрамы на спине означают, что она вдова. Юные женщины сначала поступают в гаремы престарелых мужчин, а когда вдовеют, то выходят замуж за молодых мужчин. Чем больше печаль по усопшему мужу, тем больше рубцов… и привлекательности для молодых мужчин. T.A. Joyce and N.W. Thomas. Women of all nations. 1908. London: Cassel and Co. Фото: Dr. Ramsay Smith and P. Foelsche. Wikimedia Commons.

Лет в пятьдесят, мужчина, наконец, соединяется со своей нареченной. Обычно к этому времени у него, – теперь уважаемого члена племени, на подходе еще несколько невест. Наш герой достиг вершины общественного положения. Его жены родили или собираются родить дочек, поэтому женихи всячески «его обхаживают. Они приносят вкуснейшее мясо дюгоня и жирных гусей». Патриарх проводит старость в почете и достатке. Когда он умирает, его вдовы достаются молодым, еще не женатым мужчинам. Круг замыкается. Но все это относится к умным и умелым мужчинам – недотепа, чаще всего остается без жены.

Сходным образом устраивалась брачная жизнь во всех племенах. Различались лишь детали. В одних племенах жених отдает часть добычи матери невесты, в других – отцу; где-то он дает лишь долю добытого, в других местах преподносит самое лучшее. Решение о помолвке обставляется церемонией. В племени лоритья помолвка объявляется в присутствии всех членов рода. К жениху, лет 12-и – 15-и, а то и пяти, подходит мать невесты и заявляет: «Ох, не скоро ты возьмешь ее в жены! Только когда мужчины прикажут тебе, возьмешь ты ее в жены! А до того времени и не думай о ней!». А родственники жениха потрясают дубинками и приговаривают: «Мы даем тебе эту девушку, одну только эту. Когда она вырастет и когда все мужчины ее тебе дадут, ты сможешь ее взять. А до того времени и не думай о ней!».


4.5. Сексуальные отношения

Аборигены считают сексуальность естественным желанием, нуждающимся в удовлетворении. В отличие от европейцев, они считали нормальным эротический интерес у детей. В племени йолингу среди детей была распространена игра ниги-ниги, имитирующая половой акт, причем взрослые относятся к ней совершенно спокойно. В период полового созревания мальчики подвергались обрезанию, а девочки лишению девственности. Причиной обрезания была вера, что при совокуплении необрезанный член может повредить женщину. Обрезание было тайным ритуалом. Женщины танцевали неподалеку, но наблюдать за процессом им запрещалось. Старшие мужчины открывали мальчику смысл священных песен, а на заре, образовав из своих тел стол, совершали обрезание. Крайнюю плоть мужчины съедали или в других племенах отдавали мальчику, и он носил ее в мешочке на шее.

У некоторых племен, в частности, аранда в Центральной Австралии, спустя месяц после обрезания проводили продольное рассечение члена. Для этого частично возбужденный член разрезали вдоль уретры, чтобы сделать его подобным члену самца эму с продольной ложбинкой или раздвоенному члену сумчатого зайца валлаби. После такой операции рассечённый член при возбуждении выворачивался наружу и сильно утолщался, что, по мнению аранда, может доставить женщине не меньше удовольствия, чем самка валлаби получает от двурогого члена самца. Обряд продольной надсечки не был связан с контрацепцией, как раньше считали, ведь по понятиям аборигенов семя вообще не связано с зачатием. Они отрицали физическую роль отца и матери и верили, что психические силы отца вызывают из мира сновидений тотем зачатия духа ребенка, который вселяется в мать. Там он и растет до рождения.

Ритуал дефлорации (лишения девственности) описан у нескольких племен Австралии. Аборигены Земли Арнхем еще в 40-е гг. ХХ в. изготовляли для посвящаемых девушек укрытие с входом, известным как священное влагалище. Там девушки, скрытые от мужских взоров, жили некоторое время. Старшие женщины учили их песням, танцам и священным мифам. На рассвете последнего дня девушки совершали ритуальное купание. К этому времени мужчины уже изготовили бумеранги с уплощенными концами. Девушек, мужчин и бумеранги натирают красной охрой, символизирующей кровь. Мужчины бумерангами дефлорируют девушек или имитируют дефлорацию, если девственность уже утрачена. Затем мужчины и девушки совокупляются. В другом племени будущий муж и его «братья» похищают намеченную для брака девушку, по очереди имеют с ней секс, а затем отводят на стоянку к мужу. Описан ритуал, когда мужчины лишают девушку девственности пальцами или палкой в виде члена. Затем, они по очереди совокупляются с ней, собирают собственное семя и выпивают его.

Австралийские аборигены высоко ценили половой акт. Для них он означал круговорот природы, смену сезонов, размножение людей, животных, растений, и, таким путем, поддержание запасов пищи. У диери ритуальное совокупление четырёх пар мужчин и женщин считалось средством повышения плодовитости страусов эму. Мужчин особо занимал половой член. В некоторых племенах мужчины при встречах в знак приветствия поглаживали свой член или касались рукой члена встречного. Женщины отличались в сексуальных танцах. В плясках корробори, исполнявшихся в полнолуние или при свете костров, раскрашенные мужчины олицетворяли воинственное, а женщины сексуальное начало. Пляшущие девушки трясли ягодицами и грудями и мимикой оповещали, что готовы встретить юношей в известных им местах.

Все же у девушек, точнее, девятилетних девочек, обычно, первым мужчиной был муж. Мальчики начинали сексуальную жизнь позже, в 12–14 лет. Как правило, у них были связи со сверстницами и замужними женщинами. Аборигены терпимо относились к внебрачному сексу, если не нарушались запреты кровного родства. Женщины и мужчины, состоящие в браке, нередко заводили романы на стороне. Особенно страдали престарелые мужья. Молодые жены то и дело изменяли им с жаждущими ласк юношами. Патриарх мог побить неверную жену и слегка ранить копьем обидчика, а тот должен был это стерпеть, но серьезная рана вызывала всеобщее осуждение.

Располагаясь на ночлег, пожилой мужчина клал одну или две самых молодых жены возле себя, а прочими женами жертвовал – располагал снаружи по окружности и деликатно не замечал происходящего там. Внебрачные связи гораздо чаще, чем браки, были основаны на внешней привлекательности и на ухаживании, включающем пение песен и небольшие подарки. Очень часто, чтобы добиться желанной цели, использовали любовную магию – волшебные песни, наскальные рисунки любимой, магию отрезанных голов птиц, гуденье в раковины.

Особое место занимало предложение мужьями своих жен на праздничных церемониях, где собирались аборигены с обширной территории. Там нередко мужчины одной фратрии или племени приглашали чужих мужчин воспользоваться их женами. Вот так, согласно Спенсеру и Гиллену (1927), это выглядело на празднике племени аранда :

«Старый мужчина, глава тотема тьяпелтьери , привел с собой одну из жен и, оставив ее в кустах, подошел к мужчине тотема тьюпила из племени воргайа , одному из племенных отцов женщины. Пошептавшись с ним некоторое время, он отвел его в место, где была спрятана женщина, и тот лег с ней. Тем временем мужчина тьяпелтьери вернулся на место церемонии, сел и стал петь вместе со всеми мужчинами. Тьюпила вернулся и сзади обнял его, а в ответ мужчина тьяпелтьери потер его ноги и руки … и потом он пригласил других мужчин тьюпила , (племенных отцов женщины) и мужчин такомара (племенных братьев женщины), но они все отказались».

Тут характерно, что мужчина фратрии тьюпила , принявший предложение, был гостем, а мужчины тьюпила , отклонившие предложение, местные. То есть, предложение женщины отклоняли, если мужчины живут рядом.

Кроме праздничных развлечений, группы мужчин аранда нередко совершали походы к соседям с целью найти и убить колдуна, наведшего порчу на членов рода. Обычно они предлагали предполагаемому колдуну женщину. Если тот принимал дар и сближался с женщиной, – значит, он безобидный человек. Но если он отвергал женщину, – участь его была печальна. Так с помощью женщин аборигены скрепляли узы дружбы между соседними племенами и наказывали врагов. В отличие от более «культурных» народов, аборигены почти не знали гомосексуализма. Одним из исключений были бора на севере Квинсленда, где подобно папуасам мальчики при инициации имели оральный секс с мужчинами и глотали их семя.


4.6. Аборигены сегодня

Нравы австралийских аборигенов, описанные в этой главе, почти исчезли. В ходе европейской колонизации племена Южной, Восточной и Юго-Западной Австралии вымерли или потеряли культуру. Наблюдения из жизни аборигенов относятся к племенам Центральной и Северной Австралии конца XIX – середины ХХ в. Сейчас и они во многом изменили образ жизни. Но набирает силу движение по возрождению культурных традиций аборигенов. Разумеется, не ритуального каннибализма и убийств колдунов, а понимания природы, знания легенд, своей истории и родословной, песням и танцам корробори под звездами у костров.

Внешний облик, языки

Аборигены или коренные жители Австралии принадлежат, к австралоидной расе. На взгляд европейцев, аборигены красотой не блещут. У них темно-шоколадная, почти черная кожа, волнистые или кудрявые волосы, очень широкий бесформенный нос, толстые губы и развитое надбровье. У мужчин обильный рост волос на лице и теле. Телосложение худощавое, несколько астеничное; рост средний, иногда высокий. Объем мозга один из самых низких в мире, что не раз использовали для доказательства умственной отсталости аборигенов. Но нужно помнить, что объем мозга положительно связан с мышечной массой тела (поэтому у мужчин мозг больше, чем у женщин), а масса тела у аборигенов мала.


Атака с бумерангом. Племя луритья. Центральная Австралия. 1920.


Аборигенка с ребенком. Западная Австралия. 1916. Национальный музей Австралии.

Несмотря на обширность континента, локальные различия невелики. Аборигены юга Австралии ниже ростом, чем северяне, более широконосы и волосаты. Племена в низовьях реки Муррей исключительно волосаты: длина волос на груди и теле мужчин доходит до 10 см, и даже у женщин растут борода и усы. В Центральной Австралии, у детей, при очень темной коже, нередки светлые, даже белокурые волосы. С возрастом, волосы темнеют и приобретают каштановый или рыжеватый оттенок. Чистокровные аборигены Тасмании (ныне остались только метисы) имели курчавые, как у папуасов, волосы и самый широкий нос в мире.

Австралийские аборигены подразделялись на племена. К концу XVIII в. (времени прихода европейцев) в Австралии жило 400–700 племен. Численность племени составляла от 100 до 1500 человек. Каждое племя имело свой язык или диалект языка, обычаи и территорию проживания. Крупные племена, занимающие большую территорию, могли говорить на родственных диалектах одного языка. В свою очередь, соседние племена также нередко говорили на разных диалектах одного языка. До начала колонизации европейцами в Австралии насчитывалось около 200 самостоятельных языков, не считая диалектов.


Материальная культура

Аборигены были охотниками и собирателями, жившими в каменном веке. Мужчины занимались охотой на кенгуру и других сумчатых, страуса эму, птиц, черепах, змей, крокодилов, ловили рыбу. При охоте нередко использовали прирученных динго. Женщины и дети собирали орехи, семена, ягод, съедобные коренья, птичьи яйца, насекомых и личинки. Женщины готовили пищу и переносили нехитрый скарб во время кочевок. Аборигены вели кочевой образ жизни и спали в наскоро возведенных шалашах и под открытым небом. Лишь при продолжительных стоянках строили постоянные шалаши. Одежды у них почти не было, – носили набедренные повязки или ходили голые. Тело раскрашивали. Аборигены не знали лука и стрел и при охоте использовали копья, дротики с копьеметалкой и некоторые племена – бумеранги. Для ловли рыб применяли остроги, лески с крючком и специальные рыбные ловушки.


Религиозные воззрения

В отличие от примитивного быта, духовная культура австралийских аборигенов была довольно развитой. Окружающий мир воспринимался ими как единство духов, людей, животных и природы. Центральное место занимала мифология цикла Времена снов, объединяющая прошлое, когда произошло сотворение мира, настоящее и будущее. Важную роль в актах творения имел Радужный Змей, создатель гор и пещер. Вселенная аборигенов состояла из неба, земли и подземного мира. Лучшим местом было небо, где жили души умерших и божественные существа. На небесной равнине много воды и царит изобилие. Звезды – это костры стоянок небесных жителей. Сильные шаманы могут путешествовать на небо и возвращаться на землю. Аборигены почитали и боялись шаманов, владевших магией и колдовством. Но и простые люди прибегали к магическим обрядам для удачной охоты, любовных успехов и нанесения вреда врагу.


Австралийские аборигены – очень загадочный народ. Населяя высокоцивилизованную страну с развитой инфраструктурой и существуя бок о бок с современными гражданами, эти люди продолжают оставаться самобытными и сохранять свою древнюю, почти первобытную культуру. Об уникальности коренного населения Австралии свидетельствует множество удивительных фактов.

1.Самые дикие из всех людей

Аборигены населяют Австралию примерно 50 тысяч лет, и 40 тысяч из них жизнь этих племен оставалась неизменной. Считается, что это самая отсталая из всех народностей мира, и таких древних, диких людей, к слову, на материке почти полмиллиона.


В центральной части континента есть пустынная территория, на которой аборигены живут, как в древние времена – без телевидения, сотовых телефонов и других благ цивилизации. Поскольку тут нет школ, дети обучаются по радио. Население совершает древние обряды, а основной их деятельностью, как и 50 тысяч лет назад, остается охота и собирательство растений и кореньев. При необходимости эти аборигены могут съесть даже личинку насекомого или гусеницу. Здесь живет почти одна пятая всех австралийских аборигенов.

Впрочем, есть среди коренного населения и те, кто добился больших успехов и мирового признания. Это, например, художник Альберт Наматжира, писатель и журналист Дэвид Юнайпон, олимпийская чемпионка по легкой атлетике Кэти Фримен.


2.Их подвергают дискриминации

Коренное население юридически уравняли в правах с обычными гражданам страны только в 1967-м, а до этого на континенте их считали людьми второго сорта.


Теперь у них есть свои школы и свой флаг. Однако во время современных социологических опросов аборигены признаются, что до сих пор чувствуют пренебрежительное отношение со стороны «белых» граждан.


Дети, посещающие обычные школы, также утверждают, что подвергаются дискриминации. Хотя коренные австралийцы по натуре мягкие и генетически лишены агрессии, периодически они выступают с протестами, требуя дать им больше прав.

3.У аборигенов нет общего языка

У коренного населения с некоторых пор есть свой телеканал и он вещает на английском – это сделано для того, чтобы телепрограммы понимали аборигены со всех уголков страны. Ведь, когда в Австралию приплыли Европейцы, на континенте существовало около 600 наречий. Сейчас аборигенов стало намного меньше, но все равно у каждого австралийского племени свой язык, и в общей сложности их около двухсот.


Сейчас, в результате внедрения современного мира в культуру и быт аборигенов, многие из них более или менее знают английский язык. А вот язык аборигенов обычные австралийцы практически не понимают. Из неаборигенных граждан им владеют только старики, да и то не все.

4. В Австралии живут три типа аборигенов

Коренное население этого континента делится на три типа. У первого (барренианского) маленький рост и темная, почти черная кожа. Эти аборигены живут в основном в провинции Северный Квинсленд. У второго типа (карпентарийского) очень высокий рост и тоже довольно темная кожа, на которой практически нет растительности. Третья расовая разновидность (мюррейский тип) – это аборигены среднего роста с очень обильной растительностью на коже и густой копной волос на голове. Живут они главным образом в долине австралийской реки Мюррей.


Все три типа аборигенов много тысячелетий назад приплыли на континент по морю. Предположительно – из Африки. Столь большие антропологические различия у этих групп связаны с тем, что каждая из них прибыла в Австралию в разное время и из разных мест.

5.Некоторые австралийские аборигены темнокожие и светловолосые

Примерно одна десятая часть жителей Соломоновых островов, расположенных на северо-востоке от Австралии – блондины. Сначала исследователи думали, что такие аборигены стали рождаться после контактов с европейскими мореплавателями. Однако генетические исследования показали, что светлые волосы этих диких людей – результат мутации, которая произошла еще несколько тысяч лет назад.



6.Австралийцы изобрели бумеранг

Бумеранг – предмет, который сейчас известен во всем мире, много веков назад изобрели именно австралийцы. Подобные предметы использовали люди палеолита и в Европе, но наскальные изображения бумерангов, обнаруженные в Австралии – самые древние (им 50 тыс. лет). Кроме того, именно жители этого материка придумали возвращающийся тип бумеранга.


Кстати, аборигены до сих пор используют его при охоте. Нижняя часть у австралийского бумеранга плоская, а верхняя – выпуклая. Есть у аборигенов и другие типы бумерангов, отличающиеся по форме и размеру, причем, у каждого свое назначение.

7.Религия аборигенов

По мнению аборигенов, жизнь на Земле сотворило некое божество, которое затем удалилось на небеса. Многие коренные австралийцы считали и продолжают считать, что, помимо физической реальности, есть мир духов (мир снов), с которыми можно встретиться на небе. Такие духи якобы управляют Солнцем, Луной и другими небесными светилами, но на то, что происходит в космосе, могут влиять и живые люди.

Ряд ученых утверждает, что древние наскальные изображения страуса эму, сделанные аборигенами, могут на самом деле быть фигурой, образованной в небе пылевыми облаками Млечного пути, которому австралийцы, как и инки, придавали большое мистическое значение.


Аборигены считают, что духи иногда могут спускаться на Землю, воспользовавшись деревом или лестницей, во время ритуальных обрядов, совершаемых племенами. И таких обрядов у племен много – например, посвящение в шаманы и праздник полового созревания мальчиков или девочек.

8.У аборигенов есть свой Стоунхендж

Множество базальтовых валунов высотой примерно метр, образующих ровные круги, некоторое время назад было обнаружено в пустынной местности примерно в 45 километрах от Мельбурна. Как выяснили ученые, этому сооружению не менее 10 тысяч лет, а значит, оно в два раза древнее известного английского аналога – Стоунхенджа.


Эта группа камней играла у аборигенов какую-то важную роль. Вполне возможно, что данную каменную конструкцию древние люди могли использовать как космический календарь – определитель времени восхода и заката либо наступления времен года. Однако точных подтверждений назначения этой группы валунов, естественно, нет.

В Африке тоже осталось немало удивительных племен, которых нам кажутся весьма странными.

Статьи по теме: