Знаменитые орнаменты в интерьере. Виды орнамента

Наши предки очень хорошо разбирались в символах и образах, стоящих за ними, и знали, как правильно символом передать образ и были мудрыми.

Эту мудрость видно из значения слов «орнамент» и «узор» . Что понималось и понимается в русском языке под этими словами?

Слово «Орнамент» в русском языке появилось гораздо позже слова «узор». Слово «орнамент» заимствованное с латинского «ornamentum» (украшение»). Однако, отразившись с латинского, это слово стало означать в русском языке узор, который построен путём чередования в определенном порядке (ритме) символов, линий, повторяющихся элементов-мотивов (раппорте), которые являются основой.
«Раппорт» от французского rapport - «ответ, отклик, возвращение, отношение, отзыв», то есть повторяющаяся часть.

С точки зрения западной культуры, откуда и пришло это слово, орнамент не считается самостоятельным художественным произведением и только иногда он берётся за основу формообразования изделия. Считается, что основной функцией орнамента является декоративная стилизация.

Особенностью орнамента является его плоскостность, обязательная связь с несущей орнамент поверхностью и материалом, при этом выражая конструктивную логику вещи.
По характеру композиции, орнамент бывает центрическим, геральдическим, ленточным, окаймляющим, заполняющим поверхность. Могут так же сочетаться комбинации из этих типов. Это зависит от формы декорируемого предмета.

По используемым мотивам орнаменты классифицируют как:

- антропоморфный орнамент , где в качестве мотивов применяются женские и мужские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека;

- растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и пр. (лотос, папирус, пальметта, акант и т. д.);

- геометрический, состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато-пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали; более сложные специфически орнаментальные мотивы - меандр и т. п.);

- зооморфный, или животный , стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных.

В качестве мотивов используют также оружие, архитектурные фрагменты, различные эмблемы (гербы) и знаки. Особым видом орнамента являются стилизованные надписи на объектах архитектуры (на среднеазиатских средневековых мечетях) или в книгах (вязь).

Имеются так же сложные комбинации различных мотивов: звериных и геометрических форм (тератология), а так же растительных и геометрических (арабески).

Но орнамент все равно связан с материалом самого произведения, формой произведения, масштабом, назначением и образом. При этом, через орнамент передаются такие ощущения как: торжественность и сдержанность, плавность и изящество, спокойствие, легкость, свободное движение или внутреннее напряжение. Можно передать и эмоции. По орнаменту можно судить об особенностях культуры народа, который его создал, и эпохе возникновения.

Не всякий узор является орнаментом. Например, узорная ткань с бесконечно повторяющимся раппортом, не является орнаментальной.

На Руси издревле говорили вместо слова «орнамент» - «узор». Это слово образнее и глубже, так как корни этого слова хорошо проглядываются. Узор – узреть - зреть. И здесь по Далю есть два смысла:
- ЗРЕТЬ (зрею) вызревать, поспевать, дозревать, созревать, назревать; спеть, приходить в зрелость, доходить, наливаться. Хлеб в поле зреет, яблоки зреют. Малый долго зрел, да не дозрел, медленно рос и развивался. У меня в голове созрела богатая мысль; Зренье, выспеванье набивной на ситцах краски, которой нужно время, чтобы дойти, дозреть.
- ЗРЕТЬ(зрю), зирать и зревать на что или что, глядеть, смотреть; видеть; понимать, постигать; зреть в корень, то есть постигать суть. Зирал (ЗИР АЛ) я с любовью на чад своих.

«Узреть» означало дойти, созреть, постигнуть суть (АЛ). Вот что означает это слово! А для украшения существовало слово «украс». И часто на узоры говорили – «украсы», видимо, подчёркивая внешние свойства узора (красивые, украшающие, пробуждающие красоту узоры).

То есть, наши предки через узоры передавали и постигали Мир вокруг, Суть его, Любовь и Красоту. Кроме того, они знали, что необходимо защищать обережной символикой края одежды (подол, края рукавов, ворот), места швов и жизненно важные места (голова, сердце и.т.д.), так как через эти участки идёт обычно воздействие иных сил.

Вышивкой орнаментов и узоров не только оберегались, но и гармонизировали себя с пространством, выбирая определённые символы и узоры под конкретное место и время. Эту великую мудрость мы, в большинстве своём, почти забыли и постигаем её вновь.

Русская культура зародилась много веков назад. Еще в языческие времена русичи украшали себя и пространство для жизни (дом, двор, предметы быта) оригинальными узорами. Если рисунок повторяет и чередует отдельные детали, он называется орнамент.

Народный орнамент обязательно использует традиционные мотивы. Они свои у каждого народа. Русские орнаменты не исключение. Когда мы слышим это словосочетание в воображении сразу возникают вышитые рубахи, рушники. На них лошади, уточки, петухи и геометрические фигуры.

Традиционный русский орнамент

Экскурс в историю

Первичная ячейка общества — это семья. И именно семьям мы обязаны первым народным узорам. В древности животные и растения имели тотемное значение. Каждая семья считала, что имеет того или иного покровителя. Члены семьи поколениями пользовались предметами с символикой своего рода, считая их защитой и помощью.

Постепенно семейный рисунок выходил за пределы семьи и становился достоянием сородичей. Несколько родов обменивались своими узорами. Таким образом, уже все племя использовало символы, первоначально принадлежащие определенным семьям.

Со временем узоров становилось больше, круг их пользователей расширялся. Так в России появились русские народные орнаменты.


Даже в экстерьере домов прослеживалась символика

Можно заметить, что в различных районах использовались разные цвета для рукоделия. Этому есть простое объяснение. В старину использовали только натуральные красители. Производили их кустарным способом. Так что, наличие сырья для красок часто определяло всю палитру работ.

В разных регионах были свои любимые «украсы». Не случайно «пейсли» это один из мотивов для орнаментов восточных областей. Родина «индийского огурца» Персия на востоке.

Смысл и значение

Творческий сплав природы и религии. Так коротко можно описать национальные, в том числе русские орнаменты. Другими словами, орнамент это символическое описание мира.

Элементы орнамента были не только украшением. Они несли смысловую и ритуальную нагрузку. Их можно не только рассматривать, но и читать. Очень часто это заговоры и обереги.

Каждый символ имеет определенное значение:

  • Алатырь, пожалуй, главный из русских и славянских знаков. Это символ бесконечной вселенной, двуединства мира и его равновесия. Источник жизни, состоящий из мужского и женского начал. Часто в узорах применяли восьмиконечную Звезду Алатырь и Камень Алатырь. От них ждали помощи в разных жизненных ситуациях.

Священный Алатырь
  • Другой символ, который был очень почитаем и часто применялся в узорах Мировое Дерево Жизни (или Дерево Царствования). Считалось, что оно растет на Алатырь Камне и боги отдыхают под его кроной. Так люди старались защитить себя и свой род под ветвями Древа Жизни и при помощи небожителей.

Один из вариантов изображения Дерева Царствования
  • Различные свастики так же популярный мотив в русском и славянском рукоделии. Из свастик чаще других можно встретить Коловрат. Древний символ солнца, счастья и добра.

Варианты изображения символа солнца у славян
  • Орепей или Арепей представляет собой ромб с гребенками на сторонах. Его другие имена: Гребенчатый ромб, Дубок, Колодец, Репейник. Считался символом счастья, богатства, уверенности в себе. При расположении на разных частях одежды имел разное толкование.

Символ Орепей
  • Животные и растения, которые окружали людей и обожествлялись ими, это постоянная тема узоров.

Славянская символика очень разнообразна

Особое значение имело количество чередований элементов в орнаменте. Каждое число несло дополнительную смысловую нагрузку.

Красота и защита

Эстетическое значение орнаментов сочеталось с тотемным. Волхвы и шаманы наносили символы на ритуальную одежду и утварь. Обычные люди тоже вкладывали особый смысл в традиционные рисунки. Они старались защитить себя вышивкой-оберегом, нанося ее на определенные части одежды (для защиты тела). Столовое белье, предметы быта, мебель, части построек тоже были декорированы соответствующими узорами (для защиты семьи и дома).

Простота и красота старинных орнаментов оставляют их популярными и сегодня.


Традиционным орнаментом украшали куклы-обереги

Промыслы и ремесла

Постепенно, с развитием цивилизации старинные узоры трансформировались, некоторые стали опознавательными знаками отдельных народных промыслов. Выделились в самостоятельные ремесла. Обычно поделки имеют название соответствующее местности, где их производят.

Наиболее популярными можно назвать:

  • Фарфор и керамика «Гжель». Ее стиль это характерный рисунок синей краской по белому фону. Названа по имени населенного пункта Гжель Московской области, где находится производство.

Роспись гжелью — старинный промысел
  • «Жостовскую роспись» можно узнать по цветочным букетам на черном (реже зеленом, синем, красном) металлическом подносе, покрытом лаком. Центр промысла находится в Жостово (Московская область). Начало этому ремеслу было положено в Нижнем Тагиле, где и сейчас существует производство Нижне Тагильских подносов.

Роскошная жостовская роспись
  • «Хохлома» это декоративная роспись по дереву. Для нее характерны черные, красные иногда зеленые узоры на золотистом фоне. Ее родина и место прописки Нижегородская область.

Хохлома популярна и в наши дни
  • Слобода Дымково родина Дымковской, а город Каргополя соответственно Каргопольской, деревня Филимоново Филимоновской, Старый Оскол Старооскольской глиняным игрушкам. Все они имеют характерный узор и цвет.

Старооскольские глиняные игрушки
  • Павловопосадские шерстяные шали визитная карточка Павловского Посада. Для них характерен объемный набивной цветочный узор. Красный и черный их традиционные цвета.

Традиционный павлопосадский платок — поистине роскошный аксессуар

Продолжение может быть очень долгим: Федоскинская и Палехская миниатюры, Городецкая роспись, Оренбургский пуховый платок, Вологодское, Елецкое, Мценское кружево. И так далее. Все перечислить очень трудно.

Рисуем в народном стиле

Сегодня многие носят одежду и пользуются вещами в фольклорном стиле. Многие мастерицы хотят сами создать что-нибудь уникальное. Они могут взять за основу раппорт готового изделия или создать собственный эскиз.

Чтобы успешно выполнить эту задумку, сначала нужно:

  1. Определиться, будет это отдельный узор или орнамент.
  2. Разложить рисунок на простые детали.
  3. Взять миллиметровую бумагу, сделать разметку, отметив каждый фрагмент и его середину.
  4. Первую простейшую деталь прорисовываем в центре.
  5. Постепенно шаг за шагом добавляем следующие фрагменты.

И вот уже готов уникальный узор.


Подобный узор под силу нарисовать каждому

О русской вышивке

Узоры, приемы, цвета русской вышивки очень разнообразны. Искусство вышивания имеет многовековую историю. Оно тесно связано с укладом жизни, обычаями и обрядами.

Цвет важная составляющая рукоделия.

Люди наделяли его сакральными свойствами:

  • Красный цвет жизни, огня и солнца. Конечно он часто использовался при вышивании. Ведь это еще и красота. Как оберег, он был призван защищать жизнь.
  • Белый цвет чистого снега. Символ свободы и чистоты. Считался защитником от темных сил.
  • Синий цвет воды и ясного неба. Символизировал мужество и силу.
  • Черный в орнаменте означал землю. Зигзаг и волна соответственно не вспаханное и вспаханное поле.
  • Зеленый это трава, лес и их помощь человеку.

Традиционная русская вышивка

Нить тоже наделялась определенными качествами:

  • Лен символ мужественности.
  • Шерсть это защита, покровительство.

В сочетании с узорами создавались изделия специального назначения.

Например:

  • Петухи и лошади красного цвета должны были защитить младенца.
  • Для успешного завершения работ вышивали зеленым и синим льном.
  • От болезней и против дурного влияния вышивали шерстью.
  • Женщинам вещи чаще вышивали черным для защиты материнства.
  • Мужчин защищали зеленым и синим узором.

Конечно, для каждого случая и человека был разработан специальный набор символов и рисунков.


Такая вышивка будет выглядеть нарядно на любой ткани

Народный костюм

Народный костюм воплощает и отражает традиции. Веками мастерицы превращали невзрачную ткань в уникальное произведение искусства. С раннего возраста девочки постигали тайны рукоделия. К пятнадцати годам они должны были приготовить себе повседневную и праздничную одежду и набор полотенец, скатертей и подзоров на несколько лет.

Сам крой костюма простейший, прямоугольный. Ткань льняная или шерстяная различного качества. Женщины продергивали ткань (удаляли часть нитей) и получали новую ткань. На ней выполняли мережки и другие вышивки.


Русский народный костюм отличается разнообразием

Конечно одежда различалась по характерным узорам в зависимости от местности. Ее можно разделить на две группы:

  1. Среднерусская. Отличается многоцветием. Из приемов часто встречается счетная гладь, крестик, косички, мережки. В южных районах для украшения одежды также применяют кружева, ленты или полосы ткани. Рисунок часто геометрический. Особенно был любим Орепей в разных вариантах.
  2. Северная. Для нее характерными приемами являются гладь (цветная и белая), крестик, роспись, белая строчка и вырезы. Художественные мотивы использовались чаще, чем геометрические. Композиции исполнялись преимущественно в одном цвете.

Русская вышивка уникальна. Она отличается стилизованными изображениями животных и растений, а также большим разнообразием геометрических узоров.

Сохраняя традиции

Исследуя национальные традиции и приемы рукоделия по сохранившимся изделиям, современные мастера адаптируют их к современным требованиям. На их основе создаются модные оригинальные вещи. Это одежда, обувь, белье.

Один из признанных модельеров, который включает народные мотивы в каждую свою коллекцию Валентин Юдашкин. Зарубежные кутюрье, например Ив Сен Лоран, тоже вдохновляются русским наследием.


Русская коллекция Ив Сен Лорана

Кроме того народные промыслы продолжают традиции и совершенствуют мастерство в соответствии с современными требованиями. Можно добавить энтузиастов не равнодушных к традиционному творчеству. Они самостоятельно изучают, коллекционируют и творят в народном стиле.

Русские узоры продолжают нести людям красоту и радость, а также сохраняют историческую информацию.

Для нескучного интерьера!

Повторы, чередование, ритм - вот что лежит в основе орнаментов. Их можно сравнить со стихотворной речью, ведь они так же ритмичны, упорядочены и прекрасны. Однотонность и гладкость, наоборот, можно приравнять к молчанию и тишине. Безмолвие по-своему прелестно - оно несет покой и отдохновение. Однако жизнь и бесконечная тишина несовместимы. Покой чередуется с движением - это и составляет гармонию жизни. Введение в интерьер фактур, текстур, рисунков и орнаментов позволяет нарушить «кромешную тишину» и избавить пространство от безжизненности.

Поэзия, по мнению Кафки, «преобразует жизнь». Орнаменты - это поэзия интерьера. Они оживляют и меняют его. Орнаменты - это музыка интерьера. Они нарушают тишину и создают настроение. Материалы с орнаментами - это эффективный инструмент в руках дизайнера, позволяющий не только оживить, но и выделить, акцентировать, украсить, разбавить и «перемешать».

Существуют тысячи орнаментов, но массово популярны лишь единицы из них. Их популярность обусловлена универсальностью и широкой распространенностью в мире. Конечно, немалую лепту вносят и модные дизайнеры, выбирающие тот или иной орнамент для своих проектов. Какие же орнаменты наиболее популярны в мире? Как их применяют в интерьере и в чем их преимущества?

Популярные орнаменты в интерьере

Орнамент «дамаск» или «дамасский узор»

Дамасский узор - самый знаменитый растительный орнамент. Он представляет собой вертикальные ряды симметричного цветочного рисунка, составленного из плавных витиеватых линий. Цветок в дамасском узоре обычно словно обрамлен такими же витыми, сплетенными друг с другом линиями.

Изначально «дамаск» - это узор ткани. Стиль и техника возникли в раннем Средневековье в сирийском городе Дамаске. И по сей день данный орнамент, украшающий теперь не только ткани, но и другие материалы, называют «дамаском» или «дамасским».

Дамасский орнамент чаще всего украшает стены. Обои с узором «дамаск» пользуются огромным спросом. Они очень универсальны и находят применение в самых разных стилях. В классических интерьерах обоями с дамасским узором могут быть оклеены все стены. В современном дизайне их используют обычно для акцентирования и выделения некоторых стен или фрагментов.

Итак, дамасский узор на стенах может: а). придать интерьеру старинный вид и б). привнести в лаконичный современный интерьер немного смягчающей его декоративности.

Ткани с дамасским орнаментом применяют для обивки, а также для создания текстильного декора - , покрывал и т.п.

Почему узор «дамаск» так нравится людям? Возможно, из-за его элегантной сдержанности. Дамасский орнамент, как правило, не отличается яркостью цветовых сочетаний. В обоях и тканях с этим узором присутствуют обычно только сдержанные цвета (как минимум один из них нейтрален) или разные оттенки одного цвета. «Дамаск» ненавязчив, но приятен глазу. Впрочем, в последние годы в моду вошли обои с контрастным черно-белым «дамаском», но их, как правило, применяют только в качестве .

Кстати, есть немало орнаментов, похожих на «дамаск». Большое распространение получили немецкие обои с дизайнерским узором, автор которого - Ульф Мориц. Обои с этим флористическим орнаментом призваны подчеркнуть изысканность и некоторую гламурность интерьера. Ими оклеивают стены в интерьерах таких стилей, как барокко, необарокко и гламур.

Орнамент «пейсли» в интерьере

Этот узор имеет и другие названия: турецкие огурцы, индийские огурцы, турецкий боб. Состоит он из повторяющихся элементов, напоминающих по форме каплю. Орнамент зародился то ли в Индии, то ли в Персии. В любом случае он традиционно считается восточным орнаментом и используется, как правило, при создании интерьеров в восточном и .

Орнамент чаще задействуется в текстиле. Обои с пейсли тоже можно найти в продаже, но их выбор оставляет желать лучшего.

Даже небольшое вкрапление «пейсли» в интерьер привнесет в него дух востока или очарование ретро. Обои и ткани с пейсли бывают как яркими, так и нейтральными, сдержанными. Вторые могут быть использованы в качестве акцентных в современном элегантном интерьере без ярко выраженной стилистики.

Орнамент «решетка» в интерьере

На английском орнамент носит название «imperial trellis». Этот узор не очень известен у нас, однако на Западе он чрезвычайно популярен. Imperial trellis - это геометрический орнамент, одинаково часто обнаруживающий себя в отделке, тканях, предметах мебели и декора.

«Решетка» - это упорядоченность и гармония форм. Сложные решетчатые элементы всегда привлекают внимание, будь то забор, наличники или ставни. Эти элементы доставляют эстетическое удовольствие, радуют глаз. Орнамент «решетка» воспринимается точно так же. Он делает интерьер уютнее.

Орнамент находит применение и в классических, и в современных интерьерах. Особенно удачно его включение в монохромный дизайн. Если преобладает один цвет, комната может получиться плоской и унылой. Монохромный орнамент «решетка» не добавит цвета и излишней декоративности, но эффектно решит проблему однообразия, привнеся структуру и иллюзию объема.

Преимущество «решетки» в ненавязчивости, а также в универсальности, ведь структура орнамента двойственна: с одной стороны - тверда и лаконична, а с другой - мягка и женственна. Поэтому данный узор прекрасно сочетается как с тяжелой грубоватой мебелью, так и с легкой, светлой, почти воздушной.

Кстати, «imperial trellis» - это совсем юный орнамент, придуманный современным дизайнером Келли Уистлер. Келли известна в основном как создатель гламурных интерьеров. Однако ее орнамент «решетка» получился совсем не гламурным, а универсальным. В нем можно разглядеть и греческие мотивы, и марокканскую декоративность, и пасторальную простоту, и классический порядок. А значит, «решетка» будет к лицу многим интерьерам.

Орнамент «гусиная лапка» в интерьере

«Гусиная лапка» - это классический орнамент, который еще называют ломаной клеткой. По-английски он более всего известен под названием Houndstooth. «Гусиная лапка» является текстильным орнаментом. Особую популярность он получил в 20-ом веке благодаря Коко Шанель, создававшей женские костюмы из ткани с этим рисунком. Ну а родина орнамента - Шотландия.

«Гусиная лапка» - двуцветный, обычно черно-белый, геометрический орнамент, состоящий из элементов, напоминающих ломаную клетку или абстрактный четырехугольный рисунок.

«Гусиная лапка» - это практически символ элегантности. Любому интерьеру орнамент придаст строгости, лаконичности, серьезности. Идеален для строгих классических интерьеров, для английского и шотландского стиля, для . Если создается , в декоре можно использовать «гусиную лапку», которая подчеркнет эффект контрастности. Ну а для других интерьеров возможны иные цветовые варианты орнамента.

Подобрать обои с «гусиной лапкой» не так просто, поскольку не все производители переносят этот текстильный орнамент на бумагу. Однако для стен есть и альтернативное решение - нанесение крупной «гусиной лапки» краской по трафарету.

Мелкую и среднюю «гусиную лапку» в интерьере рекомендуется использовать в ограниченном количестве, поскольку от нее может рябить в глазах. Интерьер, в котором много этого орнамента, выглядит перенасыщенным и слишком контрастным. Можно, к примеру, оклеить обоями с «гусиной лапкой» одну акцентную стену, а возле другой стены поставить кресло с этим же орнаментом. Или, например, постелить в спальне ковер с «гусиной лапкой» и положить на кровать пару декоративных подушек с аналогичным рисунком.

Кстати, «гусиная лапка» в интерьере великолепно гармонирует с другими орнаментами и рисунками, особенно с и флористическими узорами, в том числе с «дамаском».

Продолжение экскурсии в мир орнаментов - во . В ней будут рассмотрены следующие узоры: «четырехлистник», «елочка», «тартан», «меандр», «рыбья чешуя» и «вязаные ромбы».

Повторяющиеся точки и линии, возможно, были первыми изображениями, созданными руками человека. С тех пор прошли тысячелетия, но повторяющиеся рисунки до сих пор украшают нашу одежду, посуду и стены домов. Что же такое орнамент? Как он изменился с течением времен, и как старинные орнаменты и узоры можно использовать в интерьере современного дома? Постараемся рассмотреть наиболее востребованные узоры и орнаменты, возникшие в далекой древности, и до сих пор не утратившие ни актуальности, ни своей завораживающей красоты.


Мозаика с центрическим орнаментом, Brecci by Eidos Glass

Что такое орнамент?

Любой орнамент по своей сути представляет набор последовательно повторяющихся отдельных элементов или их группы. Раппорт орнамента - и есть это ритмическое повторение одного или нескольких этих элементов. Орнамент не просто украшает плоскость, на которую нанесен, он задает ей определенный ритм, придавая завершенность композиции, и активно влияет на наше восприятие поверхности. Узор без труда может заставить плоскость казаться ближе или дальше, выше или ниже, зрительно изогнуть ее или завернуть в спираль. В древние времена узоры на одежде и предметах обихода были своеобразным языком, позволяющим определить род, семейное и общественное положение, профессию хозяина, либо выступали в качестве талисманов и оберегов от злых духов. Сейчас они, как правило, не несут особой смысловой нагрузки, хотя зачастую имеют свою богатую историю, о которой мы и не подозреваем.

Все бесконечное многообразие придуманных человеком орнаментов легко разделить на 3 основные группы:

  • геометрические орнаменты
  • растительные орнаменты (фитоморфные), представляющие собой различные стилизованные изображения растений
  • меандровые орнаменты в виде непрекращающейся ломанной линии


Мозаика из различных видов орнамента в современном интерьере, Versace Home by Gardenia Orchidea

Отбор наиболее удачных узоров в истории человечества никогда не прекращается. Некоторые орнаменты, придуманные много веков назад, до сих пор активно применяются в дизайне интерьера в различных стилях.

Геометрические орнаменты

Набор базовых элементов в геометрических орнаментах, разумеется, невелик, однако больший интерес представляет возможность их бесконечного сочетания между собой. В современных интерьерах активно используются различные варианты горизонтальных и вертикальных полос, способных существенно влиять на восприятие нами пространства, а также квадраты, ромбы, шевроны и круги.
Говоря о более сложных геометрических орнаментах с богатой историей, особое внимание хочется уделить тартану, который еще иногда называют шотландской клеткой, и четырехлистнику, который, не смотря на называние, относится именно к геометрическим орнаментам.

Тартан


Классический тартан, Tecnofloor Industria Chimica

Узор тартана образуется пересечением горизонтальных и вертикальных линий разных цветов. Таким образом, создается определенная последовательность линий и квадратов, которую принято называть «шотландкой», хотя формально «шотландкой» можно назвать любую ткань в клетку. В старые времена каждый шотландский клан имел собственную оригинальную расцветку тартана, служившую клановым опознавательным знаком. За пределы Шотландии мода на клетчатые ткани распространилась благодаря королеве Виктории, страстной поклоннице культуры этой страны.


Для современного дизайна очень характерна игра с масштабом, так привычную мелкую клетку на обоях может заменить тартан гигантских размеров, обои Wall&Deco

Памятка: тартан традиционно считается «мужским» орнаментом и часто встречается в декоре кабинетов или детских для мальчиков.

Клетка в интерьере создает ощущение устойчивости и помогает упорядочить пространство. Обои и интерьерные ткани с узором тартан чаще всего можно встретить в интерьерах в британском духе или стиле кантри. В классическом кабинете, в теплой деревенской кухне с клетчатыми шторами и скатертью или семейной гостиной тартан поможет создать атмосферу уюта, стабильности и связи поколений.

Четырехлистник


Зеркало в форме четырехлистника с острыми уголками, Pottery Barn

Четырехлистник или трилистник (квадрофолий и трифолий, соответственно) представляют собой геометрический орнамент из частично пересекающих друг друга одинаковых окружностей. Узор могут дополнить дополнительные острые уголки на месте стыка окружностей.

История этого мотива теряется в глубине веков, встретить его можно и в национальных марокканских костюмов, и среди древнехристианской символики, и в средневековой архитектуре. В Европейском искусстве четыхлистник стал особенно популярен во времена Ренессанса, встречаясь в декоре мебели, форме окон и витражей зданий.


Постельное белье с четырехлистником, Gracious Style

Как и другие геометрические орнаменты, четырехлистник приносит в интерьер четкий ритм, однако из-за своих округлых форм, смотрится он более мягко и ненавязчиво. Данный мотив часто можно встретить в интерьерах, стилизованных под исторические стили, например, готику или эпоху Возрождения, однако и в более современных вариациях он также может смотреться органично.

Растительные орнаменты

Испокон веков мир природы служил главным источником творческого вдохновения, так что новые стилизации листьев, цветов, плодов, деревьев, животных и птиц появляются в дизайне чуть ли не каждый день. Тем ни менее, некоторые из придуманных несколько тысяч лет назад орнаментов оказались настолько удачными, что до сих пор органично дополняют наши интерьеры. Вот уж точно: «Все новое - это хорошо забытое старое».


Интерьерная ткань с узором пейсли, Decobel

Один из самых популярных и, при этом, самых древних растительных орнаментов. Также можно часто встретить и другое его название: индийский или турецкий огурец. В его основе лежит каплевидный завиток под названием «бута», первые изображения которого появились еще в древнем Вавилоне. В Европу пестрые индийские ткани с замысловатым узором в виде запятой попали примерно в XVII веке, однако пик их популярности пришелся на время повального увлечения экзотическими восточными мотивами в XIX веке. В этот период аналоги индийских тканей стали широко производится и в Европе, в чем особенно отличился шотландский городок Пейсли.


Современная стилизайия «индийского огурца» в виде фанерной ширмы, LZF

Узор пейсли повсеместно встречается в коллекциях обоев и интерьерных тканей современных производителей. Яркий «индийский огурец» можно встретить практически в любом восточном интерьере: марокканском, индийском и т.п. Более сдержанный и монохромный вариант узора вполне подойдет для нейтрального декора современного интерьера, в котором хочется создать более уютную и теплую атмосферу.

Дамаск


Дамаск в классическом интерьере, обои Coordonne

Дамаск - это сложный растительный орнамент в виде пышного цветка, обрамленного хитросплетением листьев, расположенный вертикальными полосами. Считается, что появился этот узор в столице Сирии, Дамаске, еще в Средние века, со временем распространившись по всему миру.


Дамаск в современном интерьере, Architects Paper ® , a brand of A.S. Création Tapeten

В наши дни дамаск можно встретить, как в традиционных классических интерьерах, так и в гламурных гостиных и спальнях, оставленных лаконичной современной мебелью. Для первого варианта хорошо подойдут неяркие фактурные обои с шелкографией, во втором уместен более контрастный, например, черно-белый вариант или ярко выраженная бархатная фактура узора. Не менее часто встречается этот узор и в декоре керамической плитки.


Сочетание орнаментов: меандр выступает в качестве окантовки для растительных мотивов, Versace Home by Gardenia Orchidea

Меандр представляет собой фризовый орнамент, образованный непрерывной, изогнутой под прямым углом линией. Это, возможно, одни из древнейших декоративных узоров, известный еще со времен неолита, однако, наибольшее распространение получивший в искусстве Древней Греции. Меандр украшает не только античную керамику, мозаику и рельефы, но и является, например, фирменным знаком марки Givenchy.


Плафон бра с бордюром из меандра, Versace Home by Gardenia Orchidea

В наши дни меандр чаще всего можно встретить в классических интерьерах в виде бордюра или краевого элемента. Окантовка ковра, бордюр на обоях или мозаичное полотно с таким орнаментом смотрится одновременно строго и элегантно, задавая пространству четкий ритм и упорядоченность. На фоне меандра одинаково органично будет выглядеть и минималистичная современная мебель, и классические предметы обстановке в стиле ампир или неоклассицизм.

Памятка: обратите внимание, как разнообразно применение орнамента. Подчас мы даже не замечаем, что они окружают нас повсюду: от узора на обоях, до декора посуды, светильников, ковров или пастельного белья.

Орнамент - это универсальный язык искусства и дизайна, который не устаревает, не выходит из моды и радует глаз во все времена. Разумеется, применять его надо с умом, учитывая общую стилистику интерьера, его и помнить, что более двух разновидностей орнамента в одном помещении применять специалисты не рекомендуют.

Статьи по теме: