Вертикальные сады: Научный и художественный взгляд Патрика Бланка. Вертикальные сады патрика бланка

Прекрасные вертикальные сады изобретает сама природа. Ведь для чудесного дикого винограда или плюща, которые очень часто покрывают стены различных зданий, нужны только почва, влага и солнечные лучи. Вертикальные сады способны создать необычный и оригинальный интерьер, их красота и положительные качества позволяют их использование в различных климатических условиях.

Патрик Бланк (ориг. Patrick Blanc) создал необычную и уникальную схему, согласно которой вертикальные сады могут расти не в земле, а в воздухе. Такое открытие позволило Патрику стать известным на весь мир и внести свой вклад в развитие ландшафтного дизайна, а именно в область вертикальных садов. В настоящее время большое количество дизайнером пользуются его открытием.

А секрет его довольно прост. Необходимо использовать три очень простых компонента. А именно войлок, термопласт и металлический каркас. Это позволит создать невероятные и завораживающие зеленые фасады. Вертикальные сады могут расти без почвы, но кроме этого, они могут обходиться и без прямых солнечных лучей и света. Это позволяет использовать их внутри различных помещений.











Французский дизайнер-натуралист Патрик Бланк (Patrick Blanc) обрел всемирную известность благодаря системе биологического декора под названием «Вертикальные сады». Изобретение месье Бланка чрезвычайно рациональное и, как все гениальное, удивительно простое. К фасаду здания монтируется металлическая рама с тонким настилом полимерного войлока с капиллярной структурой, по которой поднимается влага и минералы. Именно в него высаживаются семена и саженцы растений.

Одно из самых важных преимуществ этого способа озеленения зданий – отсутствие традиционных для современных висячих садов лотков и горшков с землей, которые крепятся вверху на стенах. Благодаря разработанной Патриком Бланком системе высотного орошения, вес вертикального сада сводится к минимуму. Средняя толщина «зеленой» стены не превышает нескольких сантиметров, а ее квадратный метр весит не более 30 кг.


Как ведущий сотрудник Национального исследовательского центра Франции, месье Бланк скрупулезно изучил тропические леса Малайзии и Таиланда и пришел к выводу, что более двух тысяч растений могут укореняться и жить на скалистых склонах гор с минимальным количеством влаги, минеральных веществ и освещения. Именно это открытие подтолкнуло его к мысли о создании вертикальных садов на стенах зданий современных городов.

Питер Бланк начал проводить свои первые опыты в возрасте 12 лет. Будучи подростком, он экспериментировал с цветами, которые высаживал на обычной клумбе возле дома. Со временем, французский ученый начал проводить более серьезные исследования с различными растениями и минералами. Затем была учеба в парижском университете и работа в национальном исследовательском центре, которой он посвятил более 25 лет.

Но главным место реализации его оригинальных идей стал собственный дом, со временем превратившийся в оазис тропических джунглей близ Парижа. Одноэтажное жилище Патрика Бланка – это одновременно чудесный сад, рабочая лаборатория и уникальная коллекция экзотических растений, прекрасно гармонизирующих между собой. Здесь нет внутренних дверей, из комнаты в комнату летают маленькие птички, по полу время от времени прыгают зелено-голубые малазийские лягушки, а в одном из тенистых углов притаилась большая ящерица, привезенная из Мадагаскара.

В отличие от уже известных методов озеленения с использованием таких неприхотливых и невзрачных растений как плющ и виноградная лоза, работа месье Бланка – это настоящее садоводческое искусство. Его «изюминка» состоит в том, что, высаживая в один квадратный метр несколько десятков различных растений, дизайнер создает высокохудожественные композиции, напоминающие картины тропических пейзажей. При этом месье Бланк незыблемо соблюдает одно из главных правил – никогда не повторяться.

В самом начале своей карьеры Патрик Бланк даже и подумать не мог о возможной взаимосвязи ботаники и дизайнерского мастерства. Придуманная им система вертикального крепления и выращивания растений стала революционным открытием в сфере современного декора. Впервые месье Бланк выступил с наглядными примерами реализации своих идей в 1994 году во время парижского фестиваля ландшафтного дизайна. Его экспозиция с «живой стеной» из экзотических садовых растений привлекла внимание сотен специалистов и сразу же была охарактеризована как образец развития новой тенденции в искусстве декорации.

Заказы на озеленение зданий по системе Бланка начали поступать не только от владельцев частных резиденций, но и от именитых архитекторов и декораторов, таких как Ренцо Пиано и Андре Путман. Например, по просьбе последнего, Патрик Бланк внес свою лепту в «зеленое» оформление ресторанной зоны отеля Pershing Hall и создал под его куполом 30-метровый лиственный каскад из папоротников, белых гвоздик, ирисов и бегоний, после чего эта гостиница превратилась в одну из самых модных и посещаемых в Париже.

Стоимость зеленых шедевров Патрика Бланка трудно оценить навскидку, ведь в каждой композиции применяется различный ассортимент растений, создается оригинальный рисунок, да и размеры существенно отличаются. Сам же дизайнер оценивает свою работу в среднем из расчета 500 евро за 1 квадратный метр сада. При этом он подчеркивает, что содержание «вертикальной» оранжереи не потребует больших расходов: биологическая система развивается сама по себе, достаточно лишь следить за ее своевременной подпиткой.

Сегодня вертикальные сады Бланка украшают фасады административных зданий, ресторанов, паркингов, шопинг-центров, музеев, фешенебельных бутиков и отелей всего мира. Став неотъемлемым элементом парижского дизайна, «живые» стены можно увидеть в офисах международных компаний и банков. Французское посольство в Дели, эксклюзивные бутики на Манхеттене и в Париже, торговый центр в Бангкоке, музеи современного искусства во Франции, Бразилии и Японии – все это лишь неполный перечень мест, где можно полюбоваться творениями Патрика Бланка.

Самым грандиозным проектом французского ботаника-декоратора является оформление музея Ке Бренли в Париже в 2006 году. Месье Бланк создал удивительный живой гобелен общей площадью около 800 квадратных метров из 15 тысяч растений 170 различных видов. Искусственные джунгли раскинулись по стенам музея, изменяя свои очертания в зависимости от угла освещения.


Музей du quai Branly, Париж

Патрик Бланк не собирается останавливаться на достигнутом. В его планы входит реализация целого ряда новых проектов в Малайзии, Катаре, Бельгии, Вьетнаме, Корее, Австралии, США, Италии и Франции.

Испытывая острое желание максимально озеленить современные урбанизированные территории и превращая бетонную серость мегаполисов в произведения дизайнерского искусства, сам месье Бланк очень скромно характеризует свою работу. «Я просто стараюсь примирить город с природой», – говорит он.

Источники:
текст: graftio.com/
фото: dobrodetel.com/

Патрик Бланк – ботаник и создатель вертикальных садов. Будучи учёным Национального центра научных исследований, Бланк много путешествовал по Миру. А с 1982 года, он начал создавать уникальные вертикальные сады для музеев, отелей, ресторанов и коммерческих площадей. Вашему вниманию представляется лишь малая часть его удивительных работ.

Halles Avignon, Прованс, Лазурный берег

Caixa Forum, Мадрид, 2007 год

CapitaLand, Сингапур 2011 год

Pont Max Juvenal, Прованс 2008 год

Отель в Нантере, Франция 2005 год

Патрик Бланк – ботаник и художник

Достижения:

Лауреат премии французского научного сообщества в области ботаники

Лауреат премии конкурса инноваций 1999 года

Обладатель серебряной медали Архитектурной Академии в 2005 году

Стал создателем одного из 50 лучших изобретений года по версии журнала «Time’s» в 2009 году

Обладатель почётной стипендии Королевского института британских исследований

Профессиональная деятельность:

Научные исследования с 1972 года

Научные публикации с 1977 года

Открытие новых видов растений и популяризация садоводства

Лекции в университете, ведущий профессор для аспирантов

Приглашенный докладчик на радио и телевидении

Танец бабочки, Национальный театр в Тайбэй, 2009 год

Здание Immeuble ICF в Бордо, 2007 год

Отель «Icon Hotel» в Гонконгском политехническом университете, 2011 год

Станция метро Авлабари, Тбилиси 2011 год

Площадь Испании, Санта-Крус-де-Тенерифе, Испания 2007 год

Вертикальные сады: Научный и художественный взгляд Патрика Бланка

В действительности, нуждаются ли растения в почве? Нет, это не так…Почва становится лишь некоторой поддержкой. Вода и растворённые в ней минеральные вещества, свет и углерод, вот что действительно имеет важное значение для растений.

В дикой природе, растения прорастают на вертикальных поверхностях

Везде, где вода доступна круглый год, в тропических или горных лесах умеренных широт, можно встретить растения. Они способны расти на скалах и стволах деревьев. Например в Малайзии, из 8000 известных видов растений, около 2500 растут без почвы.

Даже в умеренных широтах, многие растения покрывают скалы и входы в пещеры. В подобных местах часто можно встретить барбарис, спирею и некоторые виды кизильника. Их, естественно изогнутые ветви указывают на то, что они привыкли расти на вертикальной поверхности.

Таким образом, становится понятно, что существуют растения способные расти на вертикальной поверхности в условиях дефицита воды.

Растения и стены созданы друг для друга

Существует опасность того, что растения могут пустить корни в глубину стены, тем самым разрушив её. Именно это случилось с храмами Ангкора.

Подобные последствия можно предотвратить, просто поливая растения. В таком случае корни останутся на поверхности, и у них исчезнет необходимость искать воду в трещинах стен.

Исходя из этих наблюдений, Патрик Бланк решил создать вертикальный сад, а также обеспечить постоянство растительного покрова стенам, но с минимальным техническим обслуживанием. Ключевым моментом становится подбор растений с подходящей корневой системой, для вертикального роста.

Подобные сады можно также выращивать внутри зданий. В этом случае потребуется особый уход и освещение. Например, можно украсить растениями подземные парковки.

Выбор видов растений осуществляется в соответствии с климатическими условиями.

Вертикальный сад состоит из трёх частей: металлический каркас, слой ПВХ и слой войлока. Металлический каркас навешивается на стену. Таким образом, сады также служат прекрасным термоизоляционным материалом для помещений.

Лист ПВХ толщиной в один сантиметр крепится к металлическому каркасу, придавая жесткость всей конструкции. Далее, на слой ПВХ крепится войлок. Именно войлок будет заменять корням растений землю. Сами же растения можно высаживать в виде семян, либо готовых саженцев. Плотность высадки достигает порядка 30 растений на один квадратный метр.

Поливать необходимо сверху. Вода для полива должна быть богата питательными элементами. Процесс полива автоматизируется.

Общий вес одного квадратного метра готовой конструкции, включая металл, войлок, листы ПВХ и сами растения, составляет около 30 килограмм. Таким образом, вертикальный сад может быть установлен на любой стене, независимо от её размера.

Вертикальные сады на стенах городских домов помогают очищать воздух

Вертикальные сады позволяют человеку воссоздавать естественные природные условия. Это способ компенсировать природе, нанесённый ей ущерб человечеством. Теперь, благодаря знаниям в области ботаники, это стало возможно.
В любом городе, голые стены могут стать вертикальными садами. Это также хороший способ, эмоционально отдохнуть и снять стресс жителям мегаполисов.

Более того, благодаря своим термоизоляционным свойствам, вертикальные сады помогают снизить энергопотребление зимой.

Вертикальные сады – это замечательная возможность очистить городской воздух. На примере листьев деревьев, которые очищают воздух, вертикальные сады с их развитой корневой системой представляют собой большой эффективный воздухоочистительный фильтр.

Загрязняющие воздух частицы оседают на войлоке и медленно разлагаются, превращаясь в органическое удобрение. Таким образом, вертикальные сады – это уникальный инструмент для оздоровления природной среды в городских условиях.

Здание «Trio Building» в Сиднее — Австралия 2009 год

Вертикальные сады Патрика Бланка – кому не известно это имя и его работы? Всемирно известный французский дизайнер-натуралист Патрик Бланк обрел славу благодаря изобретению уникальной системы биологического декора с помощью которого стало возможным оформление стен производя практически вертикальное озеленение сада, основными принципами и разработками которого пользуются все дизайнеры-садоводы по сей день.

Первый вертикальный сад своими руками Патрик опробовал на своем жилом доме в пригороде Парижа. Где он создал самые настоящие тропические джунгли, состоящие из разнообразных экзотических растений. Где полная иллюзия джунглей добавляла и сама атмосфера внутри самого дома, где был установлен влажный и теплый воздух комнат, с порхающими как по лесу экзотическими птицами. Об этом мы уже писали в статье « ».

Сама идея создания чего-то подобного зародилась в Патрике, когда он был совсем ребенком. В юном возрасте его привлекали разнообразные растения. Он изучал их возможности выращивания в комнатных условиях, с искусственным освещением и при ограниченном количестве почвы. Так детские мечты и юношеское увлечение переросли в дело всей его жизни. Патрик Бланк окончил парижский университет Пьера и Мари Кюри, а сейчас он работает в CNRS (Национальный исследовательский центр во Франции).

Вертикальные сады, созданные Патриком — это настоящее искусство, где помимо технических разработок по креплению специальных рам на стены, обеспечения орошения растений, необходимы глубокие знания по подбору экзотических растений и умение создать на вертикальной поверхности настоящий живой ковер со своим неповторимым рисунком, чтобы внутри этого оазиса все растения смогли ужиться друг с другом и стать одной целой композицией. Ведь порой для создания одного такого сада Патрик использует несколько десятков различных видов растений.

Разработанная Патриком технология по высадке растений заключается в том, что вначале на стену крепится металлическая рама с тонким пластиковым каркасом, который не пропускает воду и предохраняет попадания влаги на стену. С внешней стороны пластик покрыт полимерным войлоком с отверстиями куда и будут высаживаться растения, затем устанавливаются специальные трубки для орошения. Вся конструкция в сборе очень тонкая, толщиной всего несколько сантиметров, поэтому нагрузка на стену минимальна. Высаженный один квадратный метр сада весит 30 килограмм.

В 2002 и 2008 годах были опубликованы две книги Патрика Бланка: «Быть растением в тени тропического леса» и «Живая стена в городе». Вертикальные сады Патрика Бланка украшают многие фасады зданий всего мира. Это и торговый центр в Бангкоке, и музей современного искусства Германии, Франции, Бразилии, Турции, Японии и Французское посольство в Дели, и орхидейная вертикальная стена сад в Нью-Йоркском Ботаническом Саду, и еще многие и многие административные здания, рестораны, отели и бутики, расположенные в разных уголках мира. И на этом, изобретатель современных вертикальных садов Патрик Бланк, останавливаться не собирается. Как он сам говорит: «Его задачей и девизом всей его жизни стало примирить город, с его бетонными и безжизненными стенами, с живой природой». Как сделать вертикальный сад, почерпнуть хоть немного опыта в этом интересном деле вы можете, посмотрев эти фотографии.





Французский ботаник Патрик Блан (Patrick Blanc) широко известен как дизайнер вертикальных садов, или «le Mur Végétal» («овощная стена» в переводе с французского). Он ученый, художник и новатор, украшающий наши города живыми зелёными стенами, радующими глаз и благоухающими свежестью. Ландшафтный дизайнер использует свои глубокие знания мира растений, черпая особое вдохновение во флоре Таиланда и Гавайев, чтобы создать сочную палитру зеленых оттенков на месте унылого бетона.

Патрик Блан (родился 3 июня 1953 года) длительное время практиковал свои эксперименты с растениями дома. В 12 лет он создал свою первую версию растительной стены, посадив цветы в горшках на петлях вдоль стен сада его родителей в парижском пригороде. После изучения того, как укоренение растений в воде может очистить их от нитратов, он вырастил рододендроны в своем аквариуме. Это и многое другое отразилось на будущей концепции вертикальных садов.

Очарованный растениями, которые произрастают без почвы и при слабом освещении, он продолжил изучать это явление в Университет Пьера и Марии Кюри в Париже (Université Pierre et Marie Curie или UPMC - Paris Universitas). в 1972 Блан впервые посещает Малайзию и Таиланд, чтобы наблюдать за растениями, которым удается вырасти на скалах или в лесном подлеске.

Это исследование стало основой для карьеры в ботанике (Патрик работал в Национальном Центре Научного Исследования в Париже в течение 25 лет) и, главное, - для его работы с вертикальными садами, которые растут в закрытом помещении, используя искусственное освещение. Блан понял, что ключ к успеху лежит в использовании только той зелени, которая растет на скалах и не нуждается в почве, а также в использовании правильных растений в правильном месте, учитывая достаточное количество света, воды и питательных веществ.

Для создания вертикального сада на несущей стене здания монтируется металлический каркас, поддерживающий пластину ПВХ толщиной 10 мм. К ней прикреплены два сшитых слоя полиамида 3 мм толщиной каждый. Эти слои подобны наскальным мхам и поддерживают корни большинства растений. Питание, содержащее необходимые для роста растений растворенные минералы, обеспечивается капиллярной структурой слоев.

Корни растений поднимают питательные вещества, в которых они нуждаются, а избыток жидкости собирается у основания стены в водосточный желоб, прежде чем снова попасть в сеть труб. Такая система работает по замкнутому кругу. Растения подобраны в зависимости от их способности расти в данных климатических условиях. Вес одного квадратного метра сада не превышает 30 кг.

С 1988 Бланк создал десятки этих ботанических «гобеленов» в общественных и частных местах по всему миру, включая Marithé & François Girbaud boutique в Манхэттене, торговый центр Siam Paragon в Бангкоке и Музей современного искусства 21st Century в Канадзаве (Япония). Все это только сравнительно недавние проекты.

А серьезное внимание международного сообщества его работа начала привлекать, благодаря высококлассному проекту Музея на набережной Бранли́ (фр. Le musée du quai Branly) в Париже, который открылся в 2006 и собрал в своей коллекции образцы «примитивного искусства» народов Африки, Азии, Океании и Америки. Согласно проекту Патрика Блана, административный центр музея покрыли 200 разновидностями растений.

Но главным местом реализации идей дизайнера стал его собственный дом, со временем превратившийся в бунгало тропических джунглей в предместьях Парижа. Жилище Патрика Блана - это одновременно и тщательно продуманная экосистема, и рабочая лаборатория, и уникальная коллекция экзотических растений и даже животных.

В доме нет внутренних дверей, из комнаты в комнату летают маленькие птички, по полу время от времени прыгают сине-зеленые малайзийские лягушки, а в одном из тенистых углов притаилась большая ящерица, привезенная из Мадагаскара.

Стоимость вертикальных садов варьируется в зависимости от площади насаждений и сложности работы. Затраты на материалы составляют приблизительно 680$ за 10 квадратных футов плюс оплата рабочим. Блан берет процент от полной стоимости проекта и предоставляет установку садовникам. При этом он постоянно посещает место во время установки, чтобы вносить свои коррективы и делать указания.

В эру, когда деятельность человеческое присутствие является подавляющим практически во всех сферах на Земле, вертикальные сады помогают урегулировать наши взаимоотношения с природой. Люди становятся более чувствительными к природному началу, если, к примеру, каждый день видят растительную стену в метро. Живые стены имеют большое будущее для внутренней гармонии и душевного благополучия людей, живущих в городах.

Текст: Юлия Рыжкова, специально для Д.Журнала

Работы Патрика Блана:
1988 - Первая зеленая стена в Музее Науки и Промышленности Парижа
1998 - Fondation Cartier в Париже
2000 - Аквариум Genoa, Италия
2001 - Perhsing Hall Hotel в Париже
2003 - Marithé & François Girbaud boutique в Манхэттене
2003 - French Embassy в Нью-Дели
2004 - Зеленый фасад административного здания музея Quai Branly в Париже
2004 - Музей современного искусства 21st Century, Канадзава, Япония
2005 - Северная сторона торгового центра в Авиньоне
2005 - Vinet Square в Бордо (с Michel Desvigne)
2005 - Торговый центр Siam Paragon в Бангкоке
2006 - Weleda, 8-ой район Парижа
2007 - BHV Hommes shop (BHV for men), 4-ый район Парижа
2007 - CaixaForum, Мадрид
2008 - Арка перед Большим театром Прованса в Экс-ан-Прованс
2008 - Galeria Przymorze, торговый центр в Гданьске, Польша
2008 - Melbourne Central Shopping Centre, Австралия
2008 - Galeries Lafayette, Берлин, Германия
2009 - Athenaeum Hotel, Пиккадилли, Лондон, Великобритания
2010 - Ronald Lu & Partners, Гонконг

Patrick Blanc: Converting Our City Walls into Vertical Gardens , Urban Times, 2.12.2011.

Д.Журнал, 8.04.12

All His Rooms Are Living Rooms . New York Times, 3.05.2007.

Культурный центр в Ле-Блан-Мений (Le Blank Mesnil Forum Culturel), Франция, 1999

Интерьер студии-мастерской дизайнера Патрика Виллье (Patrick Veillet), Париж, Франция, 2009


Гастропаб The Driver , Лондон, Великобритания, 2011


Отель «Aтенеум» (Athenaeum Hotel), Лондон, Великобритания, 2009


Icon Hotel, Политехнический институт Гонк-Конга, 2011


Фирменный зал SkyTeam (Sky Team Lounge) в аэропорте Лондон-Хитроу, Лондон, 2009

Trio Building, Сидней, Австралия, 2009

Экспозиция в культурном центре Картье «Fondation Cartier pour l’art Contemporain» (the Cartier Foundation of Contemporary Art), Париж, Франция, 1998

Санта-Крус-де-Тенерифе, Испания, 2007 год

Растительное платье «Robe Vegetale» для коллекции Жана-Поля Готье (Jean-Paul Gaultier), 2002

Музей на набережной Бранли́ (фр. Le musée du quai Branly), 2005

Интерьер штаб-квартиры компании «Джонсон Вакс» (1936-1939) в Расине, шт. Висконсин, США

Статьи по теме: