Проблемы коррупции во врачебной деятельности. Борьба с коррупцией. Правовые механизмы противодействия коррупции

5.5. ВИДЫ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИМ

Полукаров Александр Викторович, соискатель кафедры уголовного права и криминологии Российского университета дружбы народов.

[email protected]

Аннотация: среди сфер российского общества, пораженных коррупцией, здравоохранение признано в тройке лидеров. Общественная опасность коррупционных преступлений в сфере здравоохранения крайне велика, так как последствиями может быть ухудшение здоровья. В статье автор рассматривает виды таких деяний и на основе изучения зарубежного опыта предлагает меры противодействия.

Ключевые слова: коррупция, здравоохранение,

коррупционные преступления, противодействие.

TYPES OF CORRUPTION IN THE HEALTH SECTOR AND MEASURES TO COUNTER THEM

Polukarov Alexander, competitor of the Department of Criminal Law and criminology PFUR.

[email protected]

Annotation: among the areas ofRussian society,affected by corruption, health care is recognizedin the top three. Public dangerof corruptionin the health sectoris extremelyhigh, sothe consequencesmay beill health.The author considers theviewsof such acts andsuggests measuresto counter them.

Keywords: corruption, health, corruption offensesopposition.

В год мировое сообщество тратит на здравоохранение более 4,1 триллионов долларов США, из которых 750 млрд. идут на закупку фармацевтических препаратов.

Более поздних цифр мы не нашли, но, например, в 2007 годуобщие расходы на здравоохранение в Австрии составляли 4 523долларов на душу населения, в (10,1% от ВВП), в Беларуси - 302(6,5%), в Норвегии - 7 354 (8,9%), в России - 493 (5,4%) .

При этом положительная тенденция в России, надеемся, налицо - по последним официальным данным за четыре последних года расходы федерального бюджета на здравоохранение увеличились в два раза: с 202,8 миллиардов рублей до 413 миллиардов рублей2.

Важно, что практически во всех странах здравоохранение финансируется

налогоплательщиками при отсутствии у них возможности контроля за расходами. Поэтому высок соблазн лиц, имеющих доступ к денежным потокам сферы здравоохранения, незаконно ими воспользоваться. По данным ВОЗ 10-25% расходов на государственные закупки (включая фармацевтические средства) теряются из-за коррупции, а незаконный лекарственный рынок по выгодности стоит на третьем месте после продажи оружия и наркотиков. По прогнозам экспертов, доход от продажи фальшивых

1 URL:http://ru.wikipedia.org [по состоянию на 20.08.2012 г.].

2 КраснопольскаяИ. В России увеличились расходы на здравоохранение // РГ. 2012. 18мар.

таблеток в мире составляет около 75 миллиардов долларов.

Воровство, взяточничество и вымогательство лишает миллионы людей надлежащей медицинской помощи, как было указано еще в 2006 в Докладе Трансперенси Интернешнл о положении дел с коррупцией в мире. Только поддельные медикаменты каждый год убивают тысячи людей и ускоряют распространение заболеваний. Цена коррупции в здравоохранении оплачивается человеческим страданием3.

Статья 41 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

С реалиями мы сталкиваемся достаточно часто, практически при каждом обращении к медикам. Исполнительный директор Союза профессиональных фармацевтических организаций Г. Ширшов, озвучил, что россияне - кто добровольно, а кто вынужденно -доплачивают за бесплатную по закону медицину около 1,5 млрд. долларов в год4. Т. Голикова сказала, что 40% частных «взносов» медработникам приходится на те самые услуги, которые нам полагаются бесплатно5.

Общественная опасность коррупции в этой важнейшей для общества сфере крайне высока, так как незаконно использованные денежные средства должны были бы пойти на лекарства, медицинское оборудование, в конечном счете - на лечение и сохранение жизни людей.

Правоохранительные органы, конечно об этой ситуации знают, так начальник управления по контролю за расследованием преступлений коррупционной направленности Следственного комитета России В. Макаров в числе трех самых коррумпированных сфер назвал здравоохранение. Только за 2011 год, по его данным 362 работника сферы здравоохранения и социального развития были привлечены к ответственности: это и врачи, и их руководители, берущие взятки6.

В теоретических и правоприменительных целях считаем важным выделить виды коррупции в здравоохранении.

Например, в указанном докладе Трансперенси Интернешнл 2006 года были названы следующие:

1. Растрата и расхищение (средств, выделенных на здравоохранение, или доходов, полученных за счет платежей со стороны потребителей), могут происходить как на государственном уровне и уровне органов местного самоуправления, так и непосредственно в медицинских организациях и

3 Воровство, взяточничество и вымогательство лишает миллионы людей надлежащей медицинской помощи, утверждается в докладе «О положении дел с коррупцией в мире» //URL: www.transparency.org.ru/INTER/inter_gcr.asp[по состоянию на

20.08.2012 г.].

4 Е. Зубченко, Коррупция в здравоохранении // «Газета Новые Известия» URL:l^ttp://www.fraudcatalog.ш/?p=1523[по состоянию на 20.08.2012 г.].

5 Кранс М. Шашлык из "барашка в бумажке" // URL: http://ria.ru/analytics/20090703/176215779.html [по состоянию на

20.08.2012 г.].

6 URL: http://www.gazeta.ru/business/news/2012/06/21/n_2400449. shtml[по состоянию на 20.08.2012 г.].

Полукаров А. В.

учреждениях, получающих такие средства, а такжерастрата и расхищение лекарств, других ресурсов и оборудования медицинского назначения, которые могут расхищаться как для личного пользования, так и для использования в частной практике, или в целях дальнейшей перепродажи.

2. Коррупция в сфере государственных закупок: вовлеченность в различные сговоры, взяточничество, и получение «откатов» в сфере государственных закупок приводит к переплатам за получаемые товары и услуги или к невозможности обеспечения качества обусловленного контрактами для таких товаров и услуг. Кроме того, расходы больниц могут включать значительные затраты на капитальное строительство и приобретение дорогостоящего оборудования, т.е. затраты в тех сферах государственных закупок, где существует особая опасность коррупционных действий.

3. Коррупция в платежных системах: бесплатное обслуживание, подделку страховых документов, или использование средств медицинских учреждений в интересах тех или иных привилегированных пациентов; выставление незаконных счетов страховым компаниям, государственным органам, или пациентам в отношении не входящих в соответствующие перечни или вовсе не оказанных услуг в целях максимизации доходов; подделка счетов, квитанций, расходных документов, или учет фиктивных пациентов; а также развитие собственного бизнеса за счет создания финансовых стимулов или выплаты «откатов» врачам за направление пациентов в ту или иную организацию; неправомерное направление врачами пациентов государственных медицинских учреждений на обслуживание в собственные частные структуры; либо проведение неоправданного медицинского вмешательства в целях увеличения собственных доходов.

4. Коррупция в системе поставок лекарственных препаратов: при этом лекарстварасхищаются на различных уровнях системы распределения; государственные чиновники могут требовать «вознаграждение» за выдачу разрешений на продажу продукции или работу тех или иных структур, за проведение таможенной очистки или установление выгодных цен; нарушение кодексов поведения на рынке может приводить к тому, что врачи будут вынуждены отдавать предпочтение определенным лекарствам при выписке рецептов; у поставщиков могут вымогаться различные уступки на условии выписки рецептов на их продукцию; еще одной возможной формой коррупционных действий здесь является выдача разрешений на торговлю поддельными или иными некачественными лекарственными препаратами.

5. Коррупция в учреждениях, предоставляющих медицинские услуги: вымогательство или согласие на получение незаконного вознаграждения за услуги, официально оказываемые бесплатно; взимание платы за особые привилегии или медицинские услуги; а также вымогательство или согласие на получение взяток за вмешательство в практику найма, лицензирования, аккредитации, или сертификации тех или иных структур7.

7 URL:http://www.crime.vl.ru/index.php?p=1006&more=

1&с=шЬ=1&рЬ=1 [по состоянию на 20.08.2012 г.].

И. В. Бочарниковдополнил указанный список следующими видами коррупции в здравоохранении:

Развитие собственного бизнеса за счёт создания финансовых стимулов или выплаты «откатов» врачам за направление пациентов в ту или иную организацию;

Неправомерное направление врачами пациентов

государственных медицинских учреждений на

обслуживание в собственные и другие частные структуры;

Проведение неоправданного медицинского

вмешательства, оказание ненужных услуг для увеличения собственных доходов и др.;

Коррупция в учреждениях, предоставляющих

медицинские услуги:

Вымогательство или согласие на получение незаконного вознаграждения за услуги, официально оказываемые бесплатно;

Взимание платы за особые привилегии или медицинские услуги;

Вымогательство или согласие на получение взяток за вмешательство в практику найма, лицензирования, аккредитации или сертификации специализированных медицинских организаций8.

Основными формам коррупции в российском здравоохранении Бочарников И. В. признает:

Растрату и хищение денежных средств,

Подделку страховых документов,

Учёт фиктивных пациентов («мёртвых душ»), развитие собственного бизнеса за счёт медучреждений,

Вымогательство или согласие на получение незаконного вознаграждения за официально бесплатные услуги и др.9

На наш взгляд в низовой коррупции (в лечебных учреждениях) наиболее распространено

взяточничество. При этом целями взяток чаще всего являются:

Получение листка временной нетрудоспособности и разнообразных справок:

О негодности к военной службе,

О годности к управлению транспортными средствами,

О допуске к выполнению тех либо иных работ,

О разрешении заниматься тем или иным видом спорта,

Об освобождении от физкультуры;

Качественное проведение операции пациенту (т.е. не «как всем», а с индивидуальным подходом). В этом случае пациенту гарантируется качественный дооперационный и послеоперационный уход, применение лучших медицинских препаратов, шовных и перевязочных материалов;

Подтверждение либо сокрытие тех либо иных медицинских фактов (чаще всего - побоев и иных телесных повреждений);

Выписка рецепта;

Досрочная выписка пациента из больницы либо, наоборот, за продление нахождения пациента в больнице;

Выдача справок о психическом состоянии пациента10.

8 Бочарников И.В. О коррупции в здравоохранении // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2009. № 14 9381).

Подводя итог, следует сказать, что при наличии остальных признаков составов преступлений в перечисленных деяниях, в основном, усматриваются следующие уголовно наказуемые коррупционные деяния, предусмотренные уголовным кодексом РФ: незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (статья 233), Злоупотребление должностными полномочиями (статья 285); нецелевое расходование бюджетных средств (статья 285.1), превышение должностных полномочий (статья 286), незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 289), получение взятки (статья 290), служебный подлог (статья 292), халатность (статья 293).

Таким образом, помимо традиционных коррупционных преступлений, в сфере здравоохранения можно выделить те, которые присущи только этой сфере.

Государственные органы, озабоченные ситуацией в здравоохранении, приняли ряд важных документов: 07.05.2012 Указ Президента РФ №598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» 1, 07.02.2011 Постановление Правительства РФ №60 «О порядке реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, проводимых в рамках региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации»12 и 14.12.2009 - Приказ Минздравсоцразвития РФ №988н «Об утверждении Порядка проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции»13 и другие. В России также действует достаточное количество программы документов, призванных противодействовать коррупции в целом. Однако ни существующее законодательство, ни

правоприменительная практика пока не в силе противостоять всем видам коррупции, частности в сфере здравоохранения.

Можно воспользоваться опытом Таиланда, в котором еще в 2004 году для борьбы с коррупцией в сфере оборота лекарственных средств предприняли следующие меры. Во-первых, для снижения расходов на закупки качественных лекарств увеличили число больниц, использующих наилучшие практические методики закупок лекарственных средств, создали объединенную схему закупок больницами

10 Коррупция в здравоохранении. Сеть поликлиник "Семейный доктор".uRL: http://www.topa.ru/medicine.htm [по состоянию на

20.08.2012 г.].

11 О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения:Указ Президента РФ № 598 от 07.05.2012 // СЗ РФ. 2012.№ 19. Ст. 2335.

12 О порядке реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, проводимых в рамках региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации:Постановление Правительства РФ № 60 от07.02.2011 // СЗ РФ.2011 .№ 7.Ст. 991.

13 Об утверждении Порядка проведения экспертизы проектов

нормативных правовых актов и иных документов в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации

в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции:Приказ Минздравсоцразвития РФ № 988н от 14.12.2009 //РГ.2010.27 янв.

лекарственных средств в соответствии с согласованным перечнем лекарственных средств и их поставщиков.

Во-вторых, пересмотрели национальные

фармацевтические законы и правила, создали национальную базу данных о надлежащем управлении в области лекарственных средств, содержащую публикации и статьи о коррупции, неэтичных практических методиках и случаях коррупции.

В-третьих, расширили доступ к информации: создали информационные бюллетени, сообщения для общественности и СМИ, брошюры и веб-сайты; в свободный доступ разместили протоколы национальных совещаний по вопросам лекарственных средств, предмет «надлежащее управление» включили в учебную программу 15 фармацевтических факультетов14.

Заслуживает внимания опыт Молдовы, где были приняты Закон о правах и ответственности пациента и Закон о выполнении обязанностей врача, которые имели целью предупреждение коррупции и улучшение качества медицинских услуг, а также внутренний План по реализации Национальной стратегии о предупреждении и борьбе с коррупцией в области здравоохранения, разработка которой связана с внедрением раздела «Предупреждение и борьба с коррупцией в области здравоохранения» и программы действий по внедрению Предварительного Плана Республики Молдова в этой сфере. Заметим, что эти документы приняты по программе США «Вызовы тысячелетия».

В Молдове коррупции противостоят в разных сферах, при реализации принципа административной прозрачности, обеспечении доступа граждан к информации общественного значения посредством ее расположения в доступных местах (информация о свободных местах, тарифы на оказание платных услуг, список специалистов с контактными телефонами и др.), внедрении мер по предупреждению коррупции в случаях принятия на работу и повышения по службе персонала медицинских учреждений. Международным требованиям соответствует принятый в Молдове Этический Кодекс медицинского работника и фармацевта, отраженный в пресс-релизах, репортажах и опубликованный на web-сайте министерства здравоохранения, где принимаются мнения населения, неправительственных организаций и профессиональных ассоциаций15.

Считаем, что коррупции в здравоохранении имеет свои особенности по способам, характеру посягательств. Серьезны и крайне существенны ее последствия - здоровье, жизнь человека.

Для того, чтобы противодействовать коррупции в сфере здравоохранения необходимо принять некоторые специфические меры, присущие только этой отрасли. Назовем лишь некоторые: законодательно нормативно определить виды и качество оказания бесплатных медицинских услуг населению, установить контролируемое государство и

14 Целевое исследование в Таиланде: надлежащее управление и предотвращение коррупции//URL: http://www.who.int/features/2010/ medicines_thailand/ru/print.html. [по состоянию на 20.08.2012 г.].

15 Коррупцию можно победить усилиями всего общества Интервью с замминистра здравоохранения М. Буга // URL: http://www.nm.md/daily/article/2008/01/15/0303.html[по состоянию на 20.08.2012 г.].

Полукаров А. В.

общественностью правовое регулирование оказания платной медицинской помощи, сформировать доступную, прозрачную лекарственную политику, усилить деятельность правоохранительных органов по выявлению, пресечению коррупционных проявлений, привлечению к уголовной ответственности.

Список литературы:

1. О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения: Указ Президента РФ № 598 от 07.05.2012 // СЗ РФ. 2012. № 19. Ст. 2335.

2. О порядке реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, проводимых в рамках региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации: Постановление Правительства РФ № 60 от

07.02.2011 // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 991.

3. Об утверждении Порядка проведения экспертизы

проектов нормативных правовых актов и иных документов в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции: Приказ

4. Бочарников И.В. О коррупции в здравоохранении // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ.

2009. № 14 (381).

5. Воровство, взяточничество и вымогательство лишает

миллионы людей надлежащей медицинской помощи, утверждается в докладе «О положении дел с коррупцией в мире» // URL: www.transparency.org.ru/INTER/inter_gcr.asp [по

состоянию на 20.08.2012 г.].

6. Зубченко Е. Коррупция в здравоохранении // «Газета

Новые Известия» URL:

http://www.fraudcatalog.ru/?p=1523 [по состоянию на

20.08.2012 г.].

7. Коррупцию можно победить усилиями всего общества Интервью с замминистра здравоохранения М. Буга // URL: http://www.nm.md/daily/article/2008/01/15/0303.html [по состоянию на 20.08.2012 г.].

8. Коррупция в здравоохранении. Сеть поликлиник

"Семейный доктор". URL:

http://www.topa.ru/medicine.htm [по состоянию на

20.08.2012 г.].

9. Кранс М. Шашлык из "барашка в бумажке" // URL:

http://ria.ru/analytics/20090703/176215779.html [по

состоянию на 20.08.2012 г.].

10. Краснопольская И. В России увеличились расходы на здравоохранение // РГ. 2012. 18 мар.

11. Целевое исследование в Таиланде: надлежащее

управление и предотвращение коррупции // URL: http://www.who.int/features/2010/medicines_thailand/ru/prin t.html. [по состоянию на 20.08.2012 г.].

1. On improvement of public health policy: the Presidential Decree № 598 from 07.05.2012 / / Laws of the RussianFederation. 2012. Number 19. Art. 2335.

2. On the order of implementation of measures to improve access to outpatient care, carried out in the framework of regional healthcare modernization programs of the Russian Federation Government Decree № 60 from 07.02.2011 / / Laws of the RussianFederation. 2011. Number 7. Art. 991.

3. On approval of the examination of draft legal acts and other documents with the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation in order to identify their provisions, the creation of conditions conducive to corruption: Order of the Health Ministry of the Russian Federation of 14.12.2009 № 988n / / Russian Newspaper.

4. Bocharnikov IV Corruption in Public Health / / Analytical Bulletin of the Federation Council. 2009. № 14 (381).

5. Theft, bribery and extortion rob millions of adequate health care, according to the report "On the situation of corruption in the world» / / URL: www.transparency.org.ru / INTER / inter_gcr.asp .

6. Zubchenko E. Corruption in Public Health / / "The

newspaper NovyeIzvestia» URL:

http://www.fraudcatalog.ru/?p=1523 .

7. Corruption can be defeated by the entire society Interview

with Deputy Health Minister M. Bug / / URL:

http://www.nm.md/daily/article/2008/01/15/0303.html .

8. Corruption in the health sector. Polyclinics "Family Doctor". URL: http://www.topa.ru/medicine.htm .

9. Crans M. Kebab "lamb in a piece of paper" / / URL: http://ria.ru/analytics/20090703/176215779.html .

10. Krasnopolskaya I. In Russia increased expenditure on health / / Russian Newspaper. 2012. March 18.

11. A case study in Thailand: good governance and preventing

corruption / / URL:

http://www.who.int/features/2010/medicines_thailand/ru/prin t.html. .

РЕЦЕНЗИЯ

Актуальность работы продиктована тем, что несмотря на достаточное количество нормативных и подзаконных актов в сфере противодействия коррупции ее реальное количество не уменьшается. Полностью разделяю мнение автора, что общественная опасность коррупции в этой важнейшей для общества сфере крайне высока, так как незаконно использованные денежные средства должны были бы пойти на лекарства, медицинское оборудование, в конечном счете -на лечение и сохранение жизни людей.

Специальных монографических исследований,

посвященных анализу коррупционных преступлений в сфере здравоохранения, до настоящего времени не было, что позволяет говорить об актуальности статьи.

В рамках статьи А. В. Полукаров смог остановиться только на видах коррупционных преступлений в указанной сфере и некоторых мерах им противодействия, но тщательно проанализировал имеющиеся по этому вопросу мнения.

В целом, статья может оказаться полезной как практическим работникам, так и исследователям, работающим над данной проблематикой.

д.ю.н., профессор кафедры

уголовного права и процесса

Российского университета дружбы народов

Введение

коррупция здравоохранение правовой

Коррупция была и остается одной из глобальных проблем, стоящих перед мировым сообществом. Россия относится к числу наиболее коррумпированных стран мира. Кроме этого, российские компании активнее всех в мире дают взятки в развивающихся странах, причем используют их «в огромных неприемлемых размерах».

Коррупция пронизывает все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и здравоохранение. Значение сферы здравоохранения трудно переоценить: она позволяет обеспечить достижение таких целей, как естественный прирост населения, снижение заболеваемости, рост производительности труда, продление трудоспособного периода трудящихся, что содействует росту национального дохода страны и повышению благосостояния народа. При этом пораженность здравоохранения коррупцией препятствует реализации этих задач, приоритетных для социально-экономической политики любого государства. В этом и заключается актуальность данной темы.

Целью реферата является анализ коррупции в здравоохранении России. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть виды коррупции в здравоохранении;

выявить причины коррупции в здравоохранении;

проанализировать коррупцию в системе здравоохранения России;

привести примеры используемых мер по предупреждению коррупционных проявлений в здравоохранении.


1. Коррупция в здравоохранении и ее виды


Коррупция в здравоохранении - это повторяющееся и находящееся в постоянном развитии комплексное негативное социально-правовое явление, которое выражается в корыстном использовании медицинскими работниками своего служебного положения в государственной (муниципальной) и частной системах здравоохранения с целью неправомерного получения материальных, нематериальных благ и преимуществ, а также в незаконном предоставлении таких преимуществ физическим или юридическим лицам, причинившее или способное причинить существенный вред интересам общества и государства в области охраны здоровья населения, а также разрушающее нормальные общественные отношения в сфере реализации прав граждан на охрану здоровья и получение медицинской помощи.

Уровень совершения коррупционных правонарушений в данной области может варьировать от исключительно высокого (уровень правительств государств), до низкого (система «врач-пациент»).

Можно выделить несколько наиболее типичных видов коррупции в здравоохранении:

Растрата и расхищение средств, выделенных на здравоохранение, или доходов, полученных за счет платежей со стороны потребителей. Это может происходить как на государственном и местном уровнях, так и непосредственно в медицинских учреждениях, получающих такие средства. Лекарства, другие ресурсы и оборудование медицинского назначения расхищаются для личного пользования, использования в частной практике или в целях дальнейшей перепродажи.

Коррупция в сфере государственных закупок. Вовлеченность в различные сговоры, взяточничество и получение «откатов» в сфере государственных закупок приводит к переплатам за получаемые товары и услуги или к невозможности обеспечения качества, обусловленного контрактами для таких товаров и услуг. Также расходы больниц могут включать значительные затраты на капитальное строительство и приобретение дорогостоящего оборудования.

Коррупция в платежных системах. Здесь коррупционные действия могут включать бесплатное обслуживание, подделку страховых документов или использование средств медицинских учреждений в интересах тех или иных привилегированных пациентов; выставление незаконных счетов страховым компаниям, государственным органам или пациентам в отношении не входящих в соответствующие перечни или вовсе не оказанных услуг в целях максимизации доходов; подделка счетов, квитанций, расходных документов или учет фиктивных пациентов. Кроме того, возможны и такие формы коррупции, как: развитие собственного бизнеса за счет создания финансовых стимулов или выплаты «откатов» врачам за направление пациентов в ту или иную организацию; неправомерное направление врачами пациентов государственных медицинских учреждений на обслуживание в собственные частные структуры; проведение неоправданного медицинского вмешательства в целях увеличения собственных доходов.

Коррупция в системе поставок лекарственных препаратов. Препараты могут расхищаться на различных уровнях системы распределения. Государственные чиновники могут требовать «вознаграждение» за выдачу разрешений на продажу продукции или работу тех или иных структур, за проведение таможенной очистки или установление выгодных цен. Нарушение кодексов поведения на рынке приводит к тому, что врачи вынуждены отдавать предпочтение определенным лекарствам при выписке рецептов. У поставщиков могут вымогаться различные уступки при условии выписки рецептов на их продукцию. Еще одной возможной формой коррупционных действий является выдача разрешений на торговлю поддельными или некачественными лекарственными препаратами. Проблема борьбы с коррупцией в сфере поставок лекарств наиболее остро встала в конце 2009 года, когда в связи с эпидемией «свиного» гриппа искусственно завышались цены на лекарства и на рынке лекарств преимущество имели препараты отдельно взятых производителей.

Кроме того, коррупция в учреждениях, предоставляющих медицинские услуги, может принимать и другие формы. Так, например, самыми распространенными видами «взяток» являются следующие:

за получение листка временной нетрудоспособности и разнообразных справок: о негодности к военной службе, о годности к управлению транспортными средствами, о допуске к выполнению тех либо иных работ, о разрешении заниматься тем или иным видом спорта, об освобождении от физкультуры;

за качественное проведение операции пациенту (т.е. не «как всем», а с индивидуальным подходом). В этом случае пациенту гарантируется качественный дооперационный и послеоперационный уход, применение лучших медицинских препаратов, шовных и перевязочных материалов;

за подтверждение либо сокрытие тех либо иных медицинских фактов (чаще всего - побоев и иных телесных повреждений);

за выписку «нужного» рецепта;

за искажение истинной причины смерти (размеры подобных взяток являются одними из самых крупных в медицине, поскольку во многих случаях имеют непосредственное отношение к совершению преступлений);

за досрочную выписку пациента из больницы либо, наоборот, - за продление нахождения пациента в больнице и т.п..

При этом речь идет не столько о мелких взятках в виде «подношений» врачам за лечение, сколько об участившихся в последние годы более опасных коррупционных проявлениях:

искусственном создании «дефицита» оказания медицинских услуг, когда люди, остро нуждающиеся в определенных медицинских исследованиях, вынуждены ждать их месяцами. В то же время за определенную плату эти исследования проводятся более оперативно. При этом вынужденная оплата медицинских услуг далеко не всегда гарантирует их качество;

постепенном превращении лечебных заведений в «торговые», в которых происходит замена честных квалифицированных врачей на коммерсантов от медицины.

Коррупция в здравоохранении, подрывает доверие граждан к представителям медицинского сообщества, ведь изначально в сознании людей медицинский работник - это человек, призванный помогать людям, нередко дающий последнюю надежду, когда жизнь и здоровье висят на волоске. Однако в реальности все обстоит иначе: грубость, халатность, неверно поставленные диагнозы и зачастую прямой намек на дачу взятки. Такое отношение вызывает отвращение к людям в белых халатах.

Несомненно, существуют врачи, работающие «за идею», и их немало, но именно взяточники составляют предвзятое мнение людей о медиках. Это приводит к снижению моральных устоев населения. Многие перестали верить в то, что борьба с коррупцией принесет видимые результаты, и само ее проявление стало обычной нормой жизни.


2. Причины коррупции в здравоохранении


Причины и условия, порождающие коррупционные проявления в здравоохранении можно разделить на следующие группы:

Экономические (резкая дифференциация населения по имущественному признаку, экономическая нестабильность и др.).

2. Политические: неразвитость института общественного контроля, недостаточно высокий уровень подготовки управленческих кадров, коррупция при обучении в медицинских ВУЗах и др.

Социальные: несоответствие роста потребностей и возможностей их удовлетворения, неравенство трудовых и бытовых условий различных категорий медицинских работников, недовольство общества состоянием здравоохранения в стране и др.

Организационные: недостатки контрольно-ревизионных мероприятий, недостаточная регламентация служебной деятельности медицинских работников, недостатки кадровой политики при назначении на руководящие должности в здравоохранении.

Правовые: наличие в текстах официальных документов коррупциогенных положений, дающих возможность должностным лицам для злоупотребления полномочиями, а также недостаточная правовая защищенность и гарантированность прав граждан на оказание медицинской помощи. Примерами коррупциогенных факторов могут служить нормативные положения, содержащие указание на широту дискреционных полномочий, то есть отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).

Нравственно-духовные - преломление норм морали. Оказавшись в роли пациента, человек готов дать взятку. И наоборот, оказавшись в роли должностного лица, медицинский работник готов к получению взятки. Таким образом, мы видим наметившуюся деградацию нравственности, причем с обеих сторон коррупционной связи «врач - пациент»: пациент может своим активным поведением провоцировать врача на взяточничество, а в свою очередь, врач может провоцировать пациента на дачу взятки.

Плата больным врачу за медицинскую помощь имеет глубокие исторические корни. Психология пациента, что не заплатив врачу, не получишь качественную медицинскую помощь, весьма устойчива. Именно этим и объясняется широкое распространение частной, платной медицины, даже в странах с неплохой государственной. В самих же государственных больницах эта практика трансформировалась в «благодарность» больного своему лечащему врачу в форме денег или подарка.

Диспропорция в распределении информации. Медицинские работники в любом случае знают о болезнях больше, чем их пациенты, а компании, занятые в производстве лекарственных средств и медицинского оборудования, знают о своей продукции больше, чем государственные чиновники, отвечающие за расходование средств на эти цели. Именно поэтому, предоставление соответствующей информации может привести к снижению уровня коррупции.

Неопределённость в анализе и прогнозировании медико-санитарного состояния населения. Отсутствие такой информации затрудняет управление ресурсами, включая выбор, мониторинг, измерение и предоставление медицинских услуг, а также разработку планов медицинского страхования. Ещё более риск коррупции возрастает в случаях широкомасштабных катастроф, когда необходимость оказания экстренной медицинской помощи заставляет обходить существующие надзорные механизмы.

И другие.

Некоторые специалисты считают, что коррупция в здравоохранении выгодна и для государства. Рассмотрим почему? Государство - это структуры и люди, которые отвечают за уровень и само наличие медицинской помощи в стране. Обеспечить адекватную медицинскую помощь при текущих зарплатах (и/или организации) нельзя. Врачи, получающие дополнительный доход, держатся за свое место. Они согласны и выполняют лечение части больных без взяток, за одну зарплату. Это одно из условий получения большого общего дохода. Плюс они поддерживают какой-то более или менее уровень работы у своих более младших коллег, работающих за гроши.


3. Коррупция в системе здравоохранения России


В России коррупция в системе здравоохранения приняла масштабный характер. Несмотря на то, что средства в здравоохранение выделяются (за последние 4 года расходы федерального бюджета увеличились в два раза - с 202,8 млрд руб. до 413 млрд руб. <#"justify">Часто государственными органами принимаются негативные решения в сфере здравоохранения. Так, например, 16 июня 2013 года государство сделало поистине царский подарок отечественным эскулапам, по сути узаконив практику поборов, которые лукаво именуются «благодарностью» пациентов. Верховный суд РФ рассмотрел проект постановления о коррупционных преступлениях и постановил не считать взяткой плату за реализацию профессиональных навыков, например, за лечение пациента. Отныне под определение взятки будут попадать только деньги, полученные в обмен на осуществление властных и административно-хозяйственных полномочий. Таким образом, выписывается индульгенция и предоставляется уголовный иммунитет сотням тысяч, если не миллионам медработников, которые имеют обыкновение принимать «подарки в конвертах». К сожалению, этот пример является не единственным.

Таким образом ни существующее законодательство, ни правоприменительная практика пока не могут эффективно противостоять коррупции в сфере здравоохранения. Поэтому необходимо тщательное изучение проблем квалификации коррупционных преступлений в сфере здравоохранения, причин и условий, способствующих им.


4. Мероприятия по предупреждению коррупционных проявлений в здравоохранении


Опыт антикоррупционной деятельности различных стран убедительно показывает, что искоренить полностью коррупцию невозможно. Вопрос можно ставить лишь о том, чтобы снизить масштабы коррупции до социально терпимого уровня.

Среди наиболее часто используемых способов борьбы с коррупцией можно отметить следующие:

В сфере социально-экономических отношений:

проведение экономических преобразований, направленных на пресечение коррупции как средства решения деловых вопросов;

совершенствование системы оплаты труда медицинских работников, повышение их социального статуса и престижа профессии;

информирование пациентов об их правах и обязанностях и многоуровневый механизм защиты их прав.

В организационной сфере:

совершенствование контроля над эффективностью использования бюджетных средств, выделяемых на здравоохранение;

открытость деятельности медицинских учреждений;

организационный контроль за медицинской деятельностью.

В сфере политических отношений:

укрепление государственности;

усиление демократических начал;

развитие общественного контроля;

развитие интерактивных систем обратной связи населения с представителями государственной и муниципальной власти.

В духовной сфере общественной жизни:

внедрение механизмов антикоррупционного воспитания населения;

развитие идей социальной справедливости;

повышения уровня правовой культуры молодых специалистов, выработка ответственного профессионального и высоконравственного поведения медицинских работников.

В сфере интеллектуальных технологий и научного развития:

выявление и обобщение проявлений коррупции в здравоохранении;

постоянное изучение причин и условий, способствующих развитию коррупции;

В правовой сфере:

четкая законодательная регламентации мер по противодействию коррупции;

искоренение правовых пробелов, дублирования и двусмысленности права;

постоянное совершенствование методики проведения антикоррупционной экспертизы законодательных актов;

внедрение системы обязательного учета экспертного мнения врачебного сообщества при разработке и принятии законодательных актов в сфере здравоохранения.

Также необходимо ужесточить ответственность лиц, уличенных в коррупции, освещать случаи раскрытия дел, связанных с коррупцией.

Наиболее важным, является переход к саморегулированию в медицинском профессиональном сообществе. Само врачебное сообщество в наибольшей степени способно выработать жесткие и эффективные механизмы отторжения коррупционеров, преодоления коррупционных практик, снижения коррупционных рисков в своих рядах.


Вывод


В РФ по-прежнему остается стабильно высокий уровень коррупции в сфере здравоохранения. В качестве обвиняемых чаще всего привлекаются высокопоставленные должностные лица. В суды ежегодно направляется более тысячи дел, возбужденных в связи с совершением коррупционных преступлений и проступков в медучреждениях.

По данным международных сообществ, прослеживается прямая зависимость уровня детской смертности от коррупции в стране. Отсутствие лекарств и распространение поддельных, не соответствующих стандартам лекарств приводят к страданиям пациентов и представляют прямую угрозу для их жизни. Коррупция напрямую подрывает доверие общественности к государственным институтам.

Обнаружение преступлений коррупционной направленности, в том числе в сфере здравоохранения, представляет определенную сложность, поскольку большинство из них относится к так называемым «двусторонним», то есть таким, где нет потерпевшего - стороны, заинтересованной в выявлении такого преступления и наказании виновных.

Государственные органы России принимают ряд важных актов, призванных противодействовать коррупции в целом. Однако актов по противодействию коррупции именно в сфере здравоохранения очень мало. Поэтому, ни существующее законодательство, ни правоприменительная практика пока не могут эффективно противостоять коррупции в сфере здравоохранения.

Для искоренения коррупции в сфере здравоохранения необходимо продолжить совершенствовать законодательство в сфере здравоохранения (включая введение правовых норм для защиты социальных прав врачей, медсестер, иных работников сферы здравоохранения), развивать законодательство в сфере проведения государственных закупок с целью создания открытой и эффективно функционирующей системы расходования бюджетных средств на медицинскую технику и оборудование, всемерно содействовать развитию отечественной медицинской промышленности, инновациям в сфере здравоохранения, использовать инструменты государственно-частного партнерства для развития технологической базы здравоохранения, ввести процедуры раскрытия информации, независимого общественного аудита, контроля и мониторинга расходования средств при проведении государственных закупок, оказании бесплатной медицинской помощи, предоставлении отдельным категориям больных бесплатных или льготных путевок для санаторно-курортного лечения и т.п.


В статье анализируется влияние коррупции на систему здравоохранения в Российской Федерации и на государство в целом, исследуются причины и факторы, которые способствуют ее возникновению и распространению. Формулируются предложения о методах борьбы с этим негативным явлением, высказываются предложения по повышению эффективности антикоррупционной деятельности.

КОРРУПЦИЯ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИИ

ГСНТИ: 10

Кочубей Валерия Витальевна ,

Южный Федеральный Университет,

студентка Юридического факультета

г. Ростов-на-Дону, Россия.

E-mail : [email protected]

CORRUPTION IN THE HEALTH CARE SYSTEM

Kochubei Valeriya Vitalievna,

the Southern Federal University,

Rostov-on-Don, Russia.

E-mail: [email protected]

АННОТАЦИЯ:

В статье анализируется влияние коррупции на систему здравоохранения в Российской Федерации и на государство в целом, исследуются причины и факторы, которые способствуют ее возникновению и распространению. Формулируются предложения о методах борьбы с этим негативным явлением, высказываются предложения по повышению эффективности антикоррупционной деятельности.

ABSTRACT:

The article analyzes the impact of corruption on the health care system in the Russian Federation and on the state as a whole, examines the causes and factors that contribute to its emergence and spread. Suggestions are made about methods to combat this negative phenomenon, proposals are made to improve the effectiveness of anti-corruption activities.

Ключевые слова: здоровье, система здравоохранения, медицинские услуги, коррупция, взятки, вымогательство, противодействие.

Key words: health, healthcare system, medical services, corruption, bribes, extortion, counteraction.

Проблема коррупции существует с древних времен, она пронизывает все сферы жизнедеятельности общества. Самое распространенное понимание коррупции – подкуп, продажность, взяточничество . Коррупция в Российской Федерации в последние десятилетия поразила, как болезнь, практически все сферы общества, в том числе и сферу здравоохранения. При этом, глава министерства здравоохранения России Вероника Скворцова считает коррупцию в медицине следствием обшей ситуации в стране. По ее мнению, коррупция «это проблема не только лишь для медицины, медицина – это микромир, который отражает макромир, пока есть коррупция, есть коррупция в медицине» .

Коррупционные правонарушения влекут за собой уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность . При этом уголовной ответственности могут подлежать не только должностные лица, но и любые физические лица . Особо остро дело обстоит с коррупцией в системе здравоохранения, последствия которой негативно сказываются на и без того сложной демографической ситуации в нашей стране . Следует отметить, что данная проблема характерна не только для России, но и для большинства цивилизованных стран, в том числе и таких как США, Германии, Италии, Франции, где наработаны эффективные практики борьбы с этим опасным феноменом .

Но наиболее серьезные последствия коррупция порождает в государствах «третьего мира», к числу которых относится и Россия. Значение сферы здравоохранения трудно переоценить: она позволяет обеспечить достижение таких целей, как прирост населения, снижение заболеваемости, рост производительности труда. При этом пораженность здравоохранения коррупцией препятствует реализации этих задач.

К числу коррупционных проявлений в российском здравоохранении следует отнести:

    преступления в сфере государственных закупок,

    растрата и хищение денежных средств,

    подделка страховых документов,

    незаконное подтверждение либо сокрытие медицинских фактов (чаще всего – телесных повреждений, состояния опьянения);

    искажение истинной причины смерти;

    учет фиктивных пациентов (т.н. «мертвых душ»),

    развитие собственного бизнеса за счет медучреждений,

    вымогательство незаконного вознаграждения за официально бесплатные услуги;

    подкуп сотрудников регулирующих органов и медицинских работников,

    фальсификация данных о результатах клинических испытаний лекарственных препаратов,

    нецелевое использование фармацевтических средств и др..

Чтобы успешно бороться с каким-либо явлением, необходимо понимать сущность этого явления.

В словаре Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. коррупция понимается, как моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами.

В Федеральном законе от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» коррупция определена, как:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

В поисковой системе «Яндекс» нашлось 251 миллион сайтов, которые посвящены проблеме коррупции, множество рефератов, диссертаций. Опираясь на данный опыт, я постараюсь представить содержание коррупции в системе здравоохранении со своей точки зрения.

Мне представляется, что сущность коррупции — это злоупотребление властными полномочиями и служебным положением с целью извлечения собственной выгоды. Люди, занимающиеся коррупцией, приспосабливаются к различным условиям, совершенствуются в своей противоправной деятельности и вырабатывают всё более изощренно-интеллектуальные способы реализации коррупционных действий, принося огромный материальный и моральный ущерб государству и обществу в целом.

Коррупция в медицине влечет большое число проблем, которые требуют очень оперативного решения. Необходимость оперативности решения проблем определяется тем, что:

— идет растрата и расхищение средств, выделенных на здравоохранение, или доходов, полученных за счет средств платежей со стороны потребителей.

— растет коррупция в сфере государственных закупок.

— не снижается коррупция в платежных системах (подделка счетов, квитанций.)

— все более изощренные методы используют коррупционеры в системе поставок лекарственных препаратов.

— прогрессирует коррупция в учреждениях, предоставляющих медицинские услуги.

Кроме того, коррупция в учреждениях, предоставляющих медицинские услуги, может принимать и другие формы. Так, например, самые распространенными коррупционными проявлениями являются следующие:

— взятки за получение листка временной нетрудоспособности и разнообразных справок: о негодности к военной службе, о годности к управлению автомобиля.

— взятки за качественное проведение операции пациенту.

— взятки за выписку «нужного» рецепта.

— взятки за искажение истинной причины смерти.

— взятки за досрочную выписку из больницы.

— взятки за продление нахождение пациента в больнице и др.

Главная опасность коррупции в здравоохранении в том, что подрывает доверие граждан к представителям медицинского сообщества. Изначально в сознании людей медицинский работник – это человек, призванный помогать людям, причем, нередко дающий последнюю надежду, когда жизнь и здоровье висят на волоске. Однако в реальности все обстоит иначе: грубость, жадность, халатность, неверно поставленный диагноз. И прямые намеки на дачу взятки, вызывающие отвращение к врачам.

Конечно, существуют врачи, работающие за «идею», к счастью, их большинство. Но именно взяточники формируют предвзятое мнение о врачах. И я считаю, что это приводит к снижению моральных устоев населения. Многие наши сограждане перестали верить в то, что борьба с коррупцией может принести видимые результаты. В качестве обвиняемых чаще всего привлекаются «стрелочники», а высокопоставленные должностные лица уходят от ответственности.

Чтобы кардинально изменить ситуацию в сфере противодействия коррупции следует повысить заработную плату врачам и медицинскому персоналу, создать компетентный медицинский орган, который мог бы контролировать качество лечения и расход бюджетных средств, и, конечно, развернуть практическую работу по антикоррупционному просвещению , в целях формирования в обществе нетерпимости к коррупционному поведению. Только общими усилиями государства и общества можно преодолеть коррупцию.

Для снижения уровня коррупции необходимо продолжить совершенствовать антикоррупционное законодательство в сфере здравоохранения, развивать законодательство в сфере проведения государственных закупок медицинской техники и оборудования. Содействовать развитию отечественной медицинской промышленности.

Никколо Макиавелли писал, что «коррупция, как болезнь, например чахотка. Вначале её трудно распознать, но легче лечить. Если же она запущена, то её легко распознать, но излечить трудно . Коррупция в медицине носит запущенный характер, поэтому ее лечение будет долгим и трудным процессом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Словарь иностранных слов. Сост. С.М. Локшина, М.: Изд-во: «Русский язык». 1997 С. 146.

2. О коррупции в медицине. Газета. ru . Доступ: https://www.gazeta.ru/business/news/2016/12/07/n_9423827.shtml . Дата обращения: 20.11.2017.

3. Воронцов С.А., Ляхов В.П. О дисциплинарной, административной и гражданско-правовой ответственности государственных и муниципальных служащих за коррупционные правонарушения // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015.№ 4 (59). С. 54-61.

4 . Понеделков А.В., Воронцов С.А. Основные направления государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции //Вестник Поволжского института управления. 2015. № 1 (46). С. 4-11.

5. Воронцов С.А. Об использовании в противодействии коррупции в России основных принципов зарубежных антикоррупционных технологий, показавших высокую эффективность // Юристъ — Правоведъ. 2011. № 1. С. 88-94.

6. Понеделков А.В., Воронцов С.А. Социально-политические аспекты демографических процессов, влияющие на национальную безопасность России //Власть. 2014. № 7. С. 180-185.

7. Воронцов С.А., Понеделков А.В., Буров А.В. Основы противодействия коррупции. Учебно-методическое пособие / Под общей редакцией Н.Д. Ковалева. Ростов на Дону, 2016. С. 25-26.

8. Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведов. Доступ: http://ozhegov.info/slovar/?ex=Y&q=КОРРУПЦИЯ . Дата обращения: 20.11.2017.

9. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-Ф3 (ред. От 15.02.2016 г.) // «Собрание законодательства РФ».-2008.- № 52 (ч. 1)-ст.6228.

10. Воронцов С.А., Понеделков А.В., Зырянов С.Г. Индикаторы коррупционной деятельности в системе государственной власти и местного самоуправления РФ // Социум и власть. 2017. № 1(63). С 30-37.

11. Воронцов С.А. Об организации антикоррупционного просвещения в Российской Федерации // Северо-Кавказский юридический вестник. 2015. № 1. С. 105-111.

12. Макиавелли Н. Избр. М., 1989. С. 78-79.

Коррупция в здравоохранении проявляется в классических формах мздоимства или лихоимства.

Мздоимство проявляется там, где медицинские работники требуют вознаграждение за действия, которые они обязаны сделать бесплатно, используя не принадлежащие им ресурсы учреждения здравоохранения. Мзду с пациентов могут брать и заведующие отделениями, административно обязывая исполнением рядовых врачей. Мзда может взиматься и администрацией учреждения здравоохранения, так же в порядке административного обязывания заведующих отделениями. Имеет место и параллельный механизм, когда мзду с пациентов взимают практические врачи, делятся с заведующими отделениями, а те в свою очередь – с администрацией учреждений здравоохранения.

Под лихоимством понимаетсяполучение каких-либо преимуществ за совершение по службе сугубо незаконных действий, например, незаконная выдача справок о психическом состоянии, или листов нетрудоспособности, создающих преступникам «железное» алиби.

Согласно материалам реализованных уголовных дел основными формами коррупции в российском здравоохранении являются:

Преступления в сфере государственных закупок,

Растрата и хищение денежных средств,

Подделка страховых документов,

Незаконное подтверждение либо сокрытие медицинских фактов (чаще всего – телесных повреждений, состояния опьянения);

Искажение истинной причины смерти;

Учет фиктивных пациентов (т.н. «мертвых душ»),

Развитие собственного бизнеса за счет медучреждений,

Вымогательство незаконного вознаграждения за официально бесплатные услуги;

Подкуп сотрудников регулирующих органов и медицинских работников,

Фальсификация данных о результатах клинических испытаний лекарственных препаратов,

Нецелевое использование фармацевтических средств и др.

При этом опасность представляют не столько мелкие взятки
в виде «подношений» врачам за лечение, сколько:

Во-первых – искусственное создание «дефицита» оказания медицинских услуг, когда люди, остро нуждающиеся в определенных медицинских исследованиях и препаратах, вынуждены ждать их месяцами, при том, что за определенную плату все будет проведено оперативно.

во-вторых – постепенное превращение лечебных заведений в «торговые», в которых происходит замена честных квалифицированных врачей на коммерсантов от медицины.

При анализе материалов о коррупционных проявлениях
в сфере здравоохранения приходится сталкиваться с непониманием, почему медицинские работники признаются субъектами коррупционных преступлений? Ведь большая часть фигурантов уголовных дел рядовые сотрудники.



Дело в том, что при квалификации коррупционных преступлений, используются понятия «должностное лицо» и «лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческих и иных организациях», а также учитываются различия между профессиональной
и служебной деятельностью, поскольку некоторые профессии (например, врач или преподаватель) сочетают в себе обе эти обязанности. В таких случаях признаки должностного лица присутствуют тогда, когда совершение преступления связано с выполнением служебных обязанностей, с которыми законодательство связывает наступление определенных правовых последствий (например, незаконную выдачу больничных листов).

В качестве мер предупреждения преступлений и возможных провокаций взятки можно рекомендовать в коррупционно уязвимых местах учреждений здравоохранения установку видеорегистраторов; создание при поликлиниках и больницах общественных советов из социально активных пенсионеров, сотрудников медучреждения представителей СМИ; повышение уровня правовых знаний и др.

2.3. Коррупция в сфере образования

Коррупционные модели поведения, как показывают криминологические исследования, в значительной степени присущи современной молодежи, которая зачастую выбирает их в качестве приоритетного способа решения возникающих проблем в различных сферах. Причем, восприятие коррупции у молодых людей и представителей старшего поколения имеет существенные отличия. Так, если наиболее распространенной эмоцией, которая по данным социологических исследований овладевает 45% граждан среднего
и старшего возраста, отдавших чиновнику в виде взятки заработанные потом и кровью деньги, является системная ненависть к власти, дополняемая персонифицированной ненавистью к чиновнику, которому дана взятка, то 25% молодых людей утверждают, что при даче взятки они испытывали чувство удовлетворения, так как сумели решить свои проблемы и заставили чиновника работать на себя. Подобная реакция свидетельствует о том, что у части молодежи, становление которой пришлось на период политических, экономических и культурных потрясений последних 20-ти лет произошла деформация правосознания, выражающаяся в правовом нигилизме.
И здесь не резонно кивать в сторону маргиналов, на счет которых сегодня принято относить рост преступности. Речь идет о том, что наиболее значимые правонарушения коррупционного характера совершают лица, обладающие высоким социальным статусом, с высшим или неоконченным высшим образованием и устойчивым материальным положением. Последние социологические опросы молодежи свидетельствуют, что почти у половины молодых топ-руководителей, являющихся бизнес элитой современной России, в значимом нормативном пространстве нет ни формально-правовых, ни морально-этических норм, что в значительной степени усугубляет проблему коррупции.



Нельзя сказать, что проблеме противодействия коррупции
в сфере образования не уделяется должного внимания. Причем, от рассмотрения абстрактных проблем борьбы с коррупцией, представители органов государственной власти и научной общественности перешли к выявлению условий и факторов, детерминирующих это опасное явление, к выделению приоритетных объектов и сфер приложения сил, чтобы в конечном итоге обеспечить работу по упреждению коррупционных проявлений. Представляется, что в этой работе ключевой проблемой, требующей научного осмысления и практической реализации, должна стать взаимосвязь понятий «потребности – мотивы – интересы – ценности», ибо без попытки разобраться, что же «руководит» социальным поведением человека, не удастся нащупать реальные пути противодействия коррупции.

Сфера образования, несомненно, относится к числу сфер наиболее подверженных коррупции. Попытаемся проанализировать наиболее значимые аспекты коррупции в высших учебных заведениях и направления борьбы с ней.

По единодушной оценке авторов научных статей и социологических исследований, проведенных по рассматриваемой теме,
в Российской Федерации взятки преподавателям являются почти нормой. О масштабе проблемы убедиться несложно. Даже примитивный поиск в Интернете по ключевым словам «коррупция в вузах» выдает более 6 млн. ссылок. Из чего можно сделать вывод, что пользователи Интернета, а это в основном студенческая и послестуденческая молодежь, более чем критично оценивают положение дел, которое, по их мнению, год от года не меняется к лучшему.

Обратимся к цифрам. В ходе всероссийского опроса студентов, большинство опрошенных (68%) заявили, что являются косвенными свидетелями взяточничества в их вузах. Каждый четвертый студент признался, что хотя бы раз за время обучения давал взятку экзаменатору.

Не более двух раз за время обучения взятку давали, по их собственному признанию, 15% опрошенных студентов. 8% респондентов давали взятку не более пяти раз за все время обучения. Часто давали взятки 4% студентов. При этом юноши дают взятки чаще, чем девушки. Каждый четвертый опрошенный студент (25%) сообщает, что коррупция в его вузе процветает.

При этом, каждый второй студент (43%) утверждает, что взятки в его вузе берут, но это «редкие случаи».

Об отсутствии коррупции в вузах говорит лишь треть российских студентов. На наш взгляд, это те студенты, которые действительно учатся и им нет необходимости покупать оценки.

Основной мотив дать взятку – это желание студентов получить положительную оценку на экзамене, удержаться в вузе и не попасть в список отчисленных. Более половины студентов, признавшихся
в подкупе преподавателей, сообщили, что «у них не было другого выхода».

Проблема коррупции в ВУЗах имеет две составляющие:

1) эмоциональную, базирующуюся на оценках студенческих лидеров, правозащитников, средств массовой информации, согласно которой системная коррупция поразила все ВУЗы России.

2) документальную, подтверждаемую материалами социологических исследований и реализованных уголовных дел, согласно которой коррупция в вузах есть, она затрагивает интересы примерно 10-15 % студентов. В отдельных случаях она может иметь организованный характер, но говорить о тотальной системной коррумпированности всех российских вузов в правовом отношении недопустимо.

Одна из основных проблем коррупции в вузах в том, что некоторые преподаватели вузов практически превратили учебные заведения в свои собственные фирмы по написанию курсовых и дипломных работ. Фактически студентам предлагается негласный «прайс-лист», в котором четко расписано, у какого преподавателя, что и сколько стоит (об этом наиболее ярко высказываются студенты заочных и вечерних отделений). Механизмы коррупции при приёме зачётов и экзаменов общеизвестны. Преподавателей, по их отношению к проблеме коррупции можно разделить на три категории:

1) берут взятки для себя и ставят оценки по указанию «сверху»;

2) не берут взяток, но ставят оценки по указанию «сверху»;

3) не берут взяток и не ставят оценок по указанию «сверху».

Можно согласиться с Елецким и Корниенко, исследовавшими проблему коррупции в сфере высшего образования, что взяточники в ВУЗе образуют своеобразную сеть, анализируемую в рамках теории сетевого капитализма. Существование сети по данной теории приводит:

К сегментации рынка – одни (дети внешнего и ВУЗовского начальства, преподавателей и прочие привилегированные, как их называют студенты – мажоры) учатся бесплатно, а другие должны платить;

К возникновению легальных барьеров - преподавателю, выпадающему из коррупционной сети создаются проблемы в работе
с разнообразными надуманными мотивировками;

К возникновению дефицита и деформации права , так как у взяточников имеются особые нормы поведения, мораль и принципы.

Таким образом, одним из наиболее тяжелых последствий коррупции в вузах становится трансформация сознания, как преподавателей, вымогающих взятку, так и студентов, которые беспрекословно готовы собрать необходимую сумму для сдачи экзамена и считают это уже обычным делом.

Большинство экспертов призывают не перекладывать ответственность за коррупцию в вузах исключительно на правоохранительные органы. Следует согласиться с мнением эксперта – зампредседателя коллегии адвокатов «Вашъ Юридический Поверенный» Владислава Капканова: «МВД и другие правоохранительные органы борются с подобными преступлениями лишь тогда, когда кто-то обращается с заявлением, а так как эти случаи единичны, говорить о полноценной борьбе не приходится. Поэтому важны профилактика коррупционных преступлений и проведение грамотной антикоррупционной государственной политики».

Вести борьбу с коррупцией, по мнению независимых экспертов должны Минобрнауки, вузы, правоохранительные органы и сами студенты. Ибо, что касается привлечения к ответственности за совершенное преступление – это действительно прерогатива правоохранительных органов. Но построение системы, препятствующей распространению коррупции, – это задача Минобрнауки, руководства конкретного вуза и студенческого актива.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Ульяновский государственный университет»

Юридический факультет

Кафедра гражданского права и процесса

Реферат

по дисциплине: « Правовое регулирование антикоррупционной деятельности»

на тему « Особенности противодействия коррупции в здравоохранении»

Выполнил: магистрант 2 курса

заочной формы обучения

группы ЮМ-З-15/5

Пархоменко А.А.

Научный руководитель:

Смирнов С.В.

Ульяновск 2017

Словом «коррупция» в нашей стране давно уже никого не удивить. Многочисленные сообщения о том, что коррупция проникла во все сферы общественной жизни, политику, экономику, а особенно - на государственную службу - стали обыденными и привычными для россиян. И только с одним страшно и тяжело смириться - понятие «коррупция» стало привычным и для медицины.

В сфере здравоохранения коррупционные действия включают подкуп сотрудников регулирующих органов и медицинских работников, подтасовки данных о результатах клинических испытаний лекарственных препаратов, нецелевое использование фармацевтических средств и других ресурсов, коррупцию в сфере государственных закупок, а также выставление завышенных счетов страховым компаниям. Коррупция здесь не сводится лишь к злоупотреблениям, допускаемым государственными служащими, поскольку во многих случаях общество доверяет исполнение важнейших государственных функций в сфере здравоохранения частным хозяйствующим субъектам. В тех случаях, когда в результате недобросовестных действий обогащается руководящий состав больниц, страховщики, врачи или руководители фармацевтических компаний, формально они не злоупотребляют своим служебным положением. Однако они злоупотребляют вверенными им полномочиями и расхищают ценные ресурсы, которые необходимы для развития здравоохранения.

«Коррупционная зараза» проникла практически во все отрасли медицины, что признано на высшем государственном уровне. Комитет Государственной Думы по безопасности, проанализировав материалы Генпрокуратуры, МВД, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения пришел к неутешительным выводам - коррупция растет и в количественном, и в денежном выражении.

Факты мошенничества и обогащения за счет государственных средств в области здравоохранения, несомненно, самым серьезным образом влияют на качество медицинских услуг, но есть и более страшные вещи. Препараты, содержащие наркотические вещества. В небольших дозах они незаменимы при лечении ряда заболеваний. Но из-за коррумпированности лиц, отвечающих за безопасность хранения и распространения таких препаратов, они большими партиями попадают на наркорынок. С каждым годом правоохранительными органами фиксируется все больше случаев хищения сильнодействующих психотропных и наркотических препаратов работниками медицинских учреждений, людьми, призванными спасать жизни и возвращать здоровье. Из этого можно сделать единственный неутешительный вывод - коррупция в медицине, а именно ситуация, связанная с наркотическими, психотропными и другими сильнодействующими препаратами угрожает здоровью нации. Допустимы ли подобные факты? Кто должен нести ответственность за отсутствие контроля за соблюдением правил, подбором персонала и хранением бланков рецептов?

Немедицинское потребление наркотических и психотропных средств неуклонно растет, что влечет за собой рост и развитие структур наркорынка, преступлений, совершаемых на этой почве и вовлечение в преступную деятельность молодежи. Прервать подобное развитие событий может только совершенствование всей системы правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, установление жесткого контроля, а также серьезные наказания за нарушение установленных законом правил.

Ниже приведены наиболее распространенные виды взяток в сфере здравоохранения:

За получение листка временной нетрудоспособности и разнообразных справок: о негодности к военной службе, о годности к управлению транспортными средствами, о допуске к выполнению тех либо иных работ, о разрешении заниматься тем или иным видом спорта, об освобождении от физкультуры;

За качественное проведение операции пациенту (т.е. не «как всем», а с индивидуальным подходом). В этом случае пациенту гарантируется качественный дооперационный и послеоперационный уход, применение лучших медицинских препаратов, шовных и перевязочных материалов;

За подтверждение либо сокрытие тех, либо иных медицинских фактов (чаще всего - побоев и иных телесных повреждений);

За выписку «нужного» рецепта;

За искажение истинной причины смерти (это заключение дает врач-патологоанатом). Размеры подобных взяток являются одними из самых крупных в медицине, поскольку во многих случаях имеют непосредственное отношение к совершению преступлений;

За досрочную выписку пациента из больницы либо, наоборот, - за продление нахождения пациента в больнице.

За выдачу «нужных» справок о психическом состоянии пациента.

В некоторых крупных столичных больницах руководящие должности, оказывается, могут продаваться. Есть случаи, когда должности продаются людям малограмотным и просто не имеющим медицинского образования. Ни это ли одно из самых страшных проявлений коррупции? Псевдо руководители полностью разваливают целые разделы медицины и медицинскую помощь в принципе.

Существенны три специфических стороны данного вопроса в области здравоохранения:

1) характеристики служебной среды;

2) характеристики работников;

3) условия и процессы их взаимодействия, состояние социального контроля в сфере здравоохранения.

Коррупция встречается на всех этажах системы здравоохранения - от участковых медсестер до высоких чинов в министерстве. Чем выше этаж, тем о больших масштабах злоупотреблений идет речь: если в кабинетах обычных врачей коррупция начинается с сотни рублей, то на самом верху она уже достигает сотен тысяч долларов.

Меры по противодействию коррупции в сфере здравоохранения.

Термин экспертиза определяется как анализ, исследование, проводимое привлеченными специалистами (экспертами), экспертной комиссией, завершаемое выпуском акта заключения, в отдельных случаях сертификата качества, соответствия.

Антикоррупционная экспертиза проводится не в ходе судебного разбирательства по гражданскому, уголовному делу или делу об административном правонарушении. Минюстом РФ утвержден перечень видов судебных экспертиз, которые выполняются в учреждениях Министерства Юстиции РФ, в этот перечень антикоррупционная экспертиза не входит. С позиции нормативного регулирования относить антикоррупционную экспертизу к одному из видов судебных экспертиз, представляется не совсем верным. Но исходя из общего определения понятия экспертизы и рассмотрения ее с позиции научного познания возможно применение общих положений теории судебной экспертизы для более детального рассмотрения предмета антикоррупционной экспертизы в области здравоохранения.

Под объектом подобной экспертизы в области здравоохранения с позиции общей теории судебной экспертизы понимается, «то, что противостоит субъекту в его предметной практической и познавательной деятельности», то есть те материалы и объекты, изучая которые, субъект исследования «осуществляет в специфической сфере познавательную деятельность - разрешает задачи конкретных - судебных исследований в области здравоохранения».

По поводу предмета антикоррупционной экспертизы в литературе имеется ряд точек зрения. Согласно одной предметом антикоррупционной экспертизы являются «законодательные и подзаконные акты в области здравоохранения, причем как действующие, так и их проекты».

Необходимо рассматривать предмет антикоррупционной экспертизы в области здравоохранения с позиции общей теории судебной экспертизы, потому что сам термин экспертиза определяется как исследование, завершаемое вынесением заключения.

Поэтому представляется наиболее верным решением признать предмет антикоррупционной экспертизы, как устанавливаемые в ходе проведения экспертом сведения и факты, позволяющие сделать вывод о наличии либо отсутствии в нормативно-правовом или его проекте коррупциогенных норм, то есть правовых норм, прямо способствующих проявлению коррупции. Эти сведения, факты необходимо установить из анализа проекта нормативно-правового акта или нормативно-правового акта на основе исследования с использованием методики проведения антикоррупционной экспертизы.

Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:

1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;

2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;

3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится:

1) прокуратурой Российской Федерации - в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации;

2) федеральным органом исполнительной власти в области юстиции - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке и согласно методике, определенным Правительством Российской Федерации;

3) органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Проблема коррупции является очень острой в нашей стране, и решить ее можно только с помощью комплекса мероприятий, проводимых последовательно в каждой области ее возможного проявления, в том числе направленных не только на ее искоренение, но на недопущение проявления агоспособствующих коррупции факторов.

Для обеспечения социальной поддержки государства в противодействии коррупции необходимо целенаправленное формирование массового правового сознания, согласующегося с культурными особенностями населения и нравственными регуляторами социального поведения. Проблема эффективных мер и механизмов противодействия коррупции менее сложна и многогранна для решения, чем само явление коррупции.

В рамках реализации антикоррупционных мероприятий, органами государственной власти на сегодняшний день уже приняты необходимые шаги, направленные на налаживание комплексной работы по предупреждению коррупции в области здравоохранения, устранению причин и условий, ее порождающих. В регионах основной упор сделан на существенном расширении направлений противодействия коррупции с использованием в этих целях политических, правовых, экономических, организационных, воспитательных и других мер. К ним, в частности, относятся:

Разработка и принятие областного антикоррупционного законодательства в области здравоохранения;

Создание уполномоченного органа по противодействию коррупции, координирующего и направляющего антикоррупционную деятельность в данной сфере деятельности;

Внедрение практики проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов в здравоохранении.

Однако, несмотря на обоснованность всех предложений и их целесообразность, ряд идей на практике реализуется слабо либо не реализуется вообще. В частности, антикоррупционная пропаганда, которая является, на наш взгляд, неотъемлемой частью эффективного противодействия коррупции, на практике практически не проводится. Подобный недостаток можно устранить следующим образом: необходимо проводить антикоррупционные мероприятия, направленные на пропаганду негативного отношения в обществе к проявлениям коррупции в области здравоохранения. В этих целях целесообразно задействовать СМИ т.е. систематически публиковать материал об отрицательном влиянии коррупции на социально-экономическое развитие страны и области, на недостаток системы здравоохранения, об ущемлении коррупционными действиями прав и законных интересов каждого отдельного гражданина в данной области, субъектов предпринимательской деятельности, а также проведение публичных информационных мероприятий с участием общественных объединений и предпринимателей для обсуждения проблем противодействия коррупции в области здравоохранения, мер по предупреждению коррупционных правонарушений, обобщения и распространения позитивного опыта антикоррупционного поведения в данной области деятельности.

Ещё одним направлением противодействия коррупции стала организация проведения антикоррупционной экспертизы областных нормативных правовых актов и их проектов. Таким образом, правовые и организационные основы для осуществления антикоррупционной экспертизы созданы и уже сегодня успешно внедряются в практику.

Лучшим решением со стороны разработчиков методики и правил явилось бы совмещение этих документов в один документ. Методику проведения экспертизы, в которой были бы определены сроки проведения антикоррупционной экспертизы, раскрывались основные понятия, установлены объекты экспертизы, были отмечены методы проведения экспертного исследования, порядок действий эксперта. А также были бы раскрыты коррупциогенные факторы законодательства. Такой подход представляется наиболее разумным с позиции общей теории судебных экспертиз.

Таким образом, разработка и внедрение правовых, организационных и иных механизмов противодействия коррупции осуществляются поэтапно. О существенных изменениях в положительную сторону говорить пока рано, однако, в регионах, где внедрялись такие меры, наблюдается положительная динамика.

Ещё одним направлением противодействия коррупции является декларирование.

Декларацию по налогу на доходы физических лиц должны сдавать:

Частные нотариусы, адвокаты, детективы, работники системы здравоохранения и другие лица, получавшие в течение отчетного года доходы от частной практики. Кроме того, человек обязан сдать декларацию, если он в отчетном году.

Данный способ борьбы с коррупцией в области здравоохранения на сегодняшний день является одним из наиболее действенных, однако и он не может полностью перекрыть весь поток взяток, поступающий в сферу здравоохранения коррупционным путем.

Существуют дополнительные механизмы борьбы с коррупцией. Для выполнения этих механизмов необходимо:

1. Стандартизировать лечение. Внедрить в жизнь протоколы (стандарты) лечения для каждого клинического случая (сейчас они есть, но в ограниченном количестве), обязательно учитывая индивидуальные особенности организма человека.

2. Повысить зарплату. Чтобы отбить желание брать деньги с пациентов (в виде назначения лишних лекарств, взяток за справки и др.), многим медикам достаточно будет повысить зарплату. Ведь они часто вынуждены это делать, чтобы элементарно прокормить семью.

3. Предоставить больничным кассам кассовые аппараты. Сегодня не ведется никакой финансовой отчетности по работе больничных касс. Нужно учредить контроль за использованием этих денег. Может подойти обычный кассовый аппарат. Ежемесячный отчет - сдавать в налоговую инспекцию. Эта мера поможет бороться с коррупцией на уровне медучреждений.

4. Создать независимый контролирующий орган. Для борьбы с коррупцией на уровне отдельных медучреждений нужно также учредить независимый контролирующий орган, например, Государственную медицинскую инспекцию. Ее задачей должен быть контроль за использованием бюджетных и других средств. Также в ее структуру могла бы входить служба, контролирующая качество лечения, а именно - использование протоколов лечения.

5. Реформировать фармакологический надзор. Включить в список «рецептурных» препаратов те, которые в больших дозах оказывают наркотический эффект. А также тщательнее контролировать продажу препаратов, имеющих серьезные побочные эффекты, особенно если они продаются в сети интернет-аптек;

6. Установление уголовной ответственности за получение незаконного «вознаграждения», «поборов» медицинскими работниками;

7. Проведение разъяснительных бесед с населением по поводу того, что оказание квалифицированной медицинской помощи входит в обязанности врачей, а «благодарность», как знак внимания в любом виде, может рассматриваться как уголовно-наказуемое деяние (при условии признания врачей субъектами должностных преступлений);

8. Более активное освещение в СМИ судебных процессов над коррупционерами;

9. Улучшение качества работы правоохранительных органов;

10. Максимальное упрощение процесса сообщения о фактах вымогательства взятки со стороны медицинского персонала, например, по средствам размещения в медицинских учреждениях специальных урн для письменных обращений или создания «горячей линии». Например, комитетом здравоохранения администрации муниципального образования «Город Саратов» в ряде муниципальных учреждений здравоохранения г. Саратова размещены информационные стенды с указанием контактов, на которые пациенты могут сообщить о фактах коррупции, а также вымогательства денежных средств, выдачи листов нетрудоспособности, справок, прохождения диагностических исследований, приема специалиста за плату.

11. Создание специализированного Кодекса об охране здоровья граждан, который бы объединил столь разобщенное законодательство в сфере здравоохранения, ликвидировал бы коллизию норм. Процесс формирования основ отрасли, накопления основных законодательных положений, судебной практики, связанной с их применением должен быть завершен проведением кодификации и унификации законодательства.

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что на сегодняшний день существует достаточное количество механизмов по борьбе с коррупцией. Однако в силу сопротивления встречаемого данными механизмами со стороны коррумпированных структур, многие из них не получают широкого распространения и качественной проработки. На сегодняшний день ведется множество разговоров о новых законопроектах в области антикоррупционных мероприятий, предлагается вносить поправки в уже существующее законодательство, и даже президент озвучивает вопрос о борьбе с коррупцией в здравоохранении, как приоритетный. Тем не менее, на сегодняшний момент данный вопрос остается открытым и подлежит дополнительной разработке.

Список используемой литературы

1. Федеральный закон «О противодействии коррупции»№273-ФЗ. от 25 декабря 2008 г. // С3 РФ. 2008. №52. Ст. 6228.

2. Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» №172-ФЗ от 17 июля 2009 г.

4. Абрамовская (Ажирбаева) О.Р. Анализ российского законодательства о противодействии коррупции // Актуальные проблемы противодействия преступности в кризисном обществе: сб. ст. междунар. науч.-практич. конф. - Челябинск, 2013 г.

5. Абрамовская (Ажирбаева) О.Р. Международно-правовые основы противодействия коррупции // Проблемы права. - М. №4. - 2012 г.

6. Александров В.И. Барабашев А.Г., Стружак Е.П. Коррупция и конфликт интересов // Общественные науки и современность. - Ростов-на-Дону 2012 г. №2.

7. Борков В. Новая редакция норм об ответственности за взяточничество: проблемы применения // Уголовное право. М. 2013 г.

8. Быстрова А.С., Сильвестрос М.В. Феномен коррупции: некоторые исследовательские подходы // Рязань. Журавль. 2014 г.

9. Васильчиков И.С. Преступления в сфере здравоохранения. Р-н-Д.: Феникс, 2011 г.

10. Дронов Р.В. Механизм нейтрализации коррупции в сфере здравоохранения. - Автореф. дис. докт. юрид. наук. - СПб., 2012 г.

Статьи по теме: