Лекарственные растения интересное для детей. Подорожник большой

Оказывается, что после чьего-нибудь прикосновения листья этого растения складываются, а потом заново распрямляются!

Происходит это из-за того, что при внешнем раздражении выделяются химические вещества, в том числе и ионы калия, которые воздействуют на клетки листьев, в следствие чего происходит отток воды. Падает внутреннее давление в клетках и черешок с лепестками на листьях сворачиваются.

  • 2) От какого слова произошло название «капуста»?

  • В переводе с древнеримского слова «капут» означает: «голова». Еще древние египтяне подавали капусту в конце обеда в качестве сладкого блюда.
  • Известно, что капустный сок влияет на улучшение пищеварения. В этом растении содержится много противоцинготного витамина С.
  • 3) Один гектар леса дает более 6 тонн дерева каждый год.
  • 4) Название «агава» произошло от слова agauos, что в переводе значит «удивительный».

  • Мексика была названа именем этого растения. В переводе это означает «место агавы» (от слова древних ацтеков, населявших Мексику, «metl» - «агава»).

  • Оказывается, кактусы съедобны и имеют очень нежную, приятную на вкус мякоть. Единственным недостатком этого лакомства являются колючки, которые очень трудно удалять.

Однако Лютер Бербанк умудрился вывести кактус, который не имеет колючек, да к тому же быстро растет. Это опунция. Плоды этого кактуса гладкие и ароматные, по вкусу составляющие неплохую конкуренцию апельсинам.

  • Мякоть кактуса-опунции служит для изготовления пастилы, так называемой «сыр из туны», а сок идет на приготовление вина, сиропа и патоки.
  • Незрелые плоды опунции варят с мясом, а зрелые сушат и потом готовят из них вкусные кексы с медовым ароматом.
  • Разные кактусы имеют разный вкус и цвет мякоти. По вкусу кактус может напоминать малину и грушу, дыню и землянику, крыжовник и апельсин, а цвет мякоти имеет различные оттенки желтого и оранжевого, зеленого и розового, пурпурного и даже черного цвета.
  • Один стебель кактуса удерживает на себе до пятидесяти плодов, а с одного гектара собирают около двадцати тонн ценного урожая.

  • Сердцевина молодой финиковой пальмы является изысканным, но дорогим лакомством, потому что его добывание ведет к гибели дерева.
  • На месте среза соцветия или стебля финиковой пальмы выделяется до трех литров сока в день. А если срез обновлять, то сок можно будет собирать не меньше трех месяцев, что составит в среднем 270 литров. Когда-то из сока делали сахар или вино «лакби».
  • Сок свежих фиников идет на приготовление финикового меда или вина.
  • Косточки фиников вполне заменяют кофе, если их поджарить и смолоть.
  • Арабы кормят финиками своих животных, и даже собак.
  • Урожай фиников с одной пальмы составляет от 100 до 250 килограммов.
  • Собранный урожай фиников раскладывают на земле для сушки, а потом зарывают их в песок для хранения. В пеке финики могут пролежать два года.
  • Прессованные финики называют хлебом пустыни» — «аджуэ», и берут с собой в дорогу.
  • Орех кокоса чем-то похож на мордочку обезьяны, а мартышка по-португальски – «коко».
  • Картофель разводили раньше в качестве цветка и возделывали его на клумбах перед дворцами.
  • Морковь известна в качестве съедобного корнеплода в течение четырех тысяч лет.
  • В Китае и Японии возделывают морковь длиной до метра.
  • В древнем мире петрушка означала печаль, и ее вплетали в венки, как символ горя.
  • Лук становится румяным при поджаривании благодаря содержащемуся в его соке сахару.
  • Если пожевать в течение трех минут кусочек лука, он убьет все бактерии, находящиеся во рту.
  • Молодые соцветия подсолнечника когда-то кушали в Англии с растительным маслом и уксусом.
  • Раздвоенные усики на ветвях винограда делают вращательные движения, совершая полный оборот за два часа. А сама верхушка молодой ветки винограда, по наблюдениям Чарльза Дарвина, делает оборот за четыре часа.

Plantago major L. Семейство подорожниковые - Plantaginaceae

Подорожник - старинное лекарственное растение. Он был известен древним грекам и римлянам, его высоко ценили арабские и персидские врачи. Латинское название подорожника образовано от «планта» (подошва) и «агере» (двигать), так как листья его напоминают след ноги. Индейцы Америки заметили, что он сопутствовал появлению европейцев, и назвали его «следом белого человека». Русское название растения указывает на места его произрастания.

Это многолетнее травянистое растение высотой 10-40 см с одной или несколькими цветочными стрелками "и розеткой прикорневых длинночерешковых, цельнокрайних, широкояйцевидных, голых зеленых листьев с резко выраженными продольными жилками. Цветочные стрелки безлистые и заканчиваются длинным цилиндрическим колосом мелких буроватых цветков высотой до 30 см. Плод - двухгнездная раскрывающаяся коробочка. Цветет с мая до сентября.

Произрастает на пустырях и сорных местах, вблизи жилья, у дорог, на зеленых лугах, полях, огородах, садах, по лесным опушкам и берегам водоемов. Распространен по всей территории СНГ, кроме Крайнего Севера. Повсеместно растет на юге России.

Применяется также другой вид подорожника - подорожник блошный, отличающийся более мелкими ланцетолинейными листьями. В медицине используют листья подорожника большого. Их собирают в период полного цветения, аккуратно отрывая вполне развитые зеленые неповрежденные листья с остатком черешка не более 5 см. Сушку производят немедленно, сразу после сбора, в проветриваемых и защищенных от солнечного света помещениях, разложив листья очень тонким слоем, периодически переворачивая. Побуревшие и пожелтевшие листья удаляют. Высушенное сырье состоит из цельных зеленых листьев без запаха, горьковатого, слегка вяжущего вкуса.

Листья подорожника содержат слизь (до 10%), гликозид аукубин, каротин, аскорбиновую и лимонную кислоты, витамин К, горькие и дубильные вещества, калий, смолы, сапонины, стерины, ферменты. Свежие листья подорожника и приготовленные из них препараты обладают кровоостанавливающим, бактерицидным, ранозаживляющим, гипотензивным и отхаркивающим действием. Сок свежих растений и водный настой листьев особенно эффективны при лечении язвенной болезни желудка и кишечника, дизентерии и диспепсии, колитах, энтероколитах, заболеваниях мочевого пузыря, верхних дыхательных путей, бронхов и легких. Настой из листьев способствует разжижению и растворению мокроты и является одним из лучших отхаркивающих средств при бронхите и туберкулезе легких.

В народной медицине многих стран свежие листья подорожника употребляются в качестве ранозаживляющего и противовоспалительного средства при ранах, язвах, укусах насекомых, пчел, гадюк, как болеутоляющее и предупреждающее образование опухолей средство. В научной медицине высушенные листья подорожника большого применяют в виде водного настоя в качестве отхаркивающего средства.

Настой готовится по общим правилам из расчета 2 столовые ложки мелко-измельченных листьев на стакан воды. Принимают по 1/2-1/3 стакана 3-4 раза в день за 15 минут до еды. Промышленностью выпускаются листья в виде брикетов, сок подорожника, представляющий смесь сока из свежесобранных листьев подорожника большого и травы подорожника блош-ного; плантаглюцид в гранулах - суммарный препарат из водного экстракта подорожника большого; настойка подорожника. Листья подорожника входят в состав сбора грудного № 2.

Беседа: «Путешествие в мир лекарственных растений!»

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Описание: материал будет полезен широкому кругу читателей, как взрослым, так и детям разного возраста. Его можно использовать для бесед, классных часов и внеклассных мероприятий.

Цель: Познакомить детей с лекарственными растениями
Задачи: - Научить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.
- Научить детей делать соответствующие выводы, какое значение имеют растения в здоровье их организма.
- Воспитывать у детей бережное отношение к растениям.
Предварительная работа:
- Беседы о целебных свойствах растений, и их многообразии.
- Составление рассказов, сказок о лекарственных растениях, заучивание стихотворений, загадок о лекарственных растениях.


Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое лекарственные растения?
Ответы: Это растения, которыми пользуются, при лечении разных болезней.
Воспитатель: Все травы – лекари - душица,
И зверобой, и медуница,
И земляника, и черника,
И брусника с голубикой.
Чистотел, полынь, калина,
Лен, календула, крапива.
Травы, где найти такие,
Знают жители лесные.
Вот о чем они для нас,
Поведут сейчас рассказ.


Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что кроме лекарств, при болезнях, можно еще лечиться другими средствами. Все наши болезни можно лечить лечебными травами и растениями. Многие из них вам знакомы, они растут рядом с вами. А давайте мы с вами вспомним, какие мы знаем лекарственные растения.
Ответы детей.


Воспитатель: А теперь, предлагаю вспомнить «Правила сбора лекарственных растений».
Дети называют:
- Нельзя собирать растения возле автомобильных и железных дорог.
- Нельзя собирать растения в сырую, мокрую погоду, лучше это сделать днем, когда сухо и ясно.
- Нельзя пробовать растения на вкус.
- Нельзя рвать много растений.
- Собирать лекарственные растения надо каждый вид отдельно.
- После сбора лекарственных растений надо тщательно вымыть руки.


Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что многие лекарственные травы добавляют в чай. Мы с вами в конце нашего занятия тоже попьем вкусного чайку.
А пока предлагаю послушать ваши домашние задания. Помните, вам дома нужно было подготовить загадку и небольшой рассказ об одном лекарственном растении. Информацию можно было брать из книг, интернета и т. д.
Ребенок: - На лугах, полях растёт
Цветом розовым цветёт,

Заварить им можно чай.
Ты мне быстро отвечай!
Что за травка? – (иван-чай).
Иван – чай – целебное растение. Цветет красными, фиолетовыми, белыми, розовыми цветами, соцветия собраны в кисти. Из него готовят настойки, целебные отвары и мази. Это растение – отличный медонос.


Ребенок: Белый горошек,
На зелёной ножке,
Зреет, раскрывается,
В колокольчик превращается!(ландыш)
Ландыш – очень ценное растение. Его капли применяют при болезнях сердца. Ландыш занесен в Красную книгу.


Ребенок: Пряность это и приправа,
Чай с ней удался на славу,
Догадаются ребята,
Ну, конечно, это…(мята)
Мяту добавляют в чай. Настойки мяты обладают болеутоляющими и успокаивающими свойствами. Мята – это настоящая кладезь лечебных свойств. Обладая приятным ароматом, охлаждающими вкусовыми качествами и многочисленными лечебными свойствами, мята является одним из самых универсальных растений в царстве трав. Название «мята» происходит от греческого слова «мент», прохлада. Прохладная трава способна освежать воздух, полость рта, улучшает пищеварение.


Ребенок: Что за странные цветки
Под названьем Ноготки?
Так похожи на ромашки –
Все в оранжевых рубашках.(календула)
Лекарства из календулы применяют для полоскания горла при ангине и стоматите. Календула прекрасное средство при кашле, еще ее используют при ожогах, ушибах.


Ребенок: Жёлтый глаз из-под земли,
Первым дарят нам они.
Как их правильно назвать,
Если им земля, как мать? (Мать-и-мачеха)
Мать – и – мачеха помогает при кашле, применяют для улучшения зрения. У этого растения полезны и цветки, и листья.


Физкультминутка «Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик! (Приседают, потом медленно встают)
Стебель тонкий, как пальчик. (Поднимают руки вверх)
Если ветер быстрый-быстрый (Разбегаются в разные стороны.
На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит. (Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)
Одуванчика тычинки.
Разлетятся хороводом. (Берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом.
Воспитатель: У нас ребята еще приготовили стихи о целебных растениях:
- Лечит мята невралгию,
А свекла - гипертонию,
Земляника гонит соль,
А шалфей - зубную боль,
- Арбуз кушай при нефрите,
А бруснику - при артрите,
Чтобы было больше сил,
Не забудь про девясил.
- Клюква вылечит цистит,
Редька - кашель и бронхит,
Головную боль - калина,
А простуду - чай с малиной.
- Печень подлечи рябиной,
Сердце - мятой и калиной,
Чтоб не ведать диабета,
Топинамбур ешь все лето.
- Астму вылечи иссопом,
Мочевой пузырь - укропом.
Раны, язвы, геморрой
Подорожником промой.
- Коль отеки у тебя -
Хвощ попей и семя льна,
Мажь мозоли чистотелом,
А веснушки - тертым хреном.
- Зверобой не забывай,
Чай с ним чаще потребляй,
Пей шиповника настой.
Будешь бодрый, молодой.
Воспитатель: А еще из целебных трав можно приготовить вкусный салат. Вот, например из одуванчика. Это тоже лекарственное растение, улучшает состояние организма.
Для приготовления салата, нам потребуется:
- 100 гр. листьев одуванчика;
- 90 гр. зеленого лука;
- 25 гр. петрушки;
- 15гр. растительного масла;
- 1 яйцо;
- соль, уксус, перец по вкусу.
Листья одуванчика выдержать в подсоленной воде 30 мин., затем измельчить. Нарезанные петрушку и зеленый лук соединить с одуванчиками, заправить маслом, солью, уксусом, перемешать, украсить варенным яйцом.


Воспитатель: Перед вами на столах расположены листики и цветочки, приглашаю вас к столам, вы должны взять по одному растению и назвать это растение. А в выходные дни или когда пойдете домой, посмотрите вокруг, может вы увидите, и узнаете, эти растения на улице.
Дети берут со столов растение, нюхают его, осматривают со всех сторон. Дают свои ответы.
Воспитатель: Кроме растений, которые мы сегодня вспомнили, есть еще много других полезных и нужных всем нам растений. А сейчас все на чаепитие и попробуйте догадаться с каким лекарственным растение вы пьете чай. Всем приятного чаепития. А пока мы будем пить чай, предлагаю посмотреть мультфильм «Сказка про лекарственные растения».


.
Берегите природу и здоровье.

Галина Праслова
«Доктор природа». Беседа о лекарственных растениях со старшими дошкольниками

Цель . Познакомить с лекарственными растениями родного края; на основе получения знаний сформировать стремление к их рациональному использованию и охране; разъяснить правила бережного отношения к лекарственным растениям.

Материал . Иллюстрации на тему «Лекарственные растения», гербарные образцы, карточки с изображением лекарственных растений, отвар лекарственных растений.

Участники: воспитатель, дети.

Ход беседы

Воспитатель: Дети, чем вас лечит мама, когда вы заболеете?

Дети: Мама даёт таблетки, микстуры и отвар лекарственных трав.

Воспитатель : Какие вы знаете лекарственные растения? Их ещё называют «Зелёная Аптека» . Почему? (ответы). Верно! Такие растения помогают избавиться от болезней. Особую помощь оказывают они в походе, на даче, на прогулке вдали от дома. Издавна люди замечали необычные свойства некоторых растений и использовали их для укрепления здоровья. Растительной аптекой пользуются и животные. В природе есть всё необходимое человеку для здоровья, поэтому её можно назвать «Доктор Природа» . Сегодня мы познакомимся лишь с некоторыми лекарственными растениями. Начнём с тех, которые помогут на прогулках. Отгадайте сначала загадку.

Мягок, а не пух, зелен, а не трава (Мох).

Кто из вас видел мох? Где он растёт? Мох – это вата из нашей походной аптечки. Мхом- сфагнумом пользовались партизаны в войну, прикладывая его к ранам. Раны быстро заживали

Воспитатель: А это подорожник !

Почему он так называется? Где растёт?

Дети : его можно встретить вдоль дорог.

Воспитатель: Верно! Кто знает, в каких случаях нам поможет это замечательное растение? (стихотворение Вс. Рождественского).

Путника друг – подорожник,

Скромный, невзрачный листок.

Ты на порезанный палец

Влажной заплаткою лёг.

Многим из нас невдомёк,

что отыскалось лекарство

тут же, на тропке, у ног.

Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ранке или ожогу. Вскоре они заживут, боль пройдёт. Дети, вы любите лечиться таблетками? Часто они горькие, неприятные на вкус. А вы знаете, что есть вкусные лекарства? Их можно съесть целую тарелку! Кто догадался, какие это лекарства?

Дети: Ягоды!

Стихотворение Е. Трутнёвой «Черника».

Рассыпает солнце стрелы,

Сосны зажигая.

Что за ягода созрела.

Синяя такая?

На кусточки под листочки

Кто – то бусы бросил,-

Все поляны в синих точках

У зелёных сосен.

Мы чернику собирали

В кузовок, в лукошко.

Только рты с чего – то стали

Чёрные немножко

Узнали? Летом в лесах созревает вкусная ягода черника.

Она окрашивает язык и зубы в чёрный цвет. Употребление черники способствует укреплению нервной системы. Применяют эти ягоды и при болезнях желудка, ревматизме, малокровии. Листья черники добавляют в чай. Она восстанавливает зрение. Ягода это капризная: не хочет расти на грядках. И вообще растёт медленно, поэтому, собирая чернику в лесу, старайтесь не повредить ни одного кустика, научите этому и других. Кто пробовал чернику? Кто найдёт её на открытке?

Воспитатель: А это что за ягода? Где она растёт? Кто из вас её собирал?

Дети: Это земляника

На прогулке лесной

Земляничка под сосной.

Земляничка – невеличка

Хорошо цвела весной.

На неё садились пчёлы,

Майский жук летел над ней.

У неё сосед весёлый – родничок среди камней.

Солнце грело много дней,

Пышный кустик у камней,

Становилась земляничка

Всё пригожей да крупней.

Покраснела каждым боком,

Налилась душистым соком.

Воспитатель: земляника не только вкусная, но и очень полезная ягода. Её применяют при простудных заболеваниях. Полезны земляничное варенье и чай, заваренный с листьями земляники.

Полезная для здоровья и другая лесная ягода – ежевика. В ней много витаминов, а варенье из неё подарит радость в зимнее время.

А ещё есть душистая и сладкая лесная ягода, которую приятно съёсть не только больному, но и здоровому человеку. Она называется

Дети: Малина!

Воспитатель : Кто из вас пробовал малину? А где вы лакомились этими ягодами?

Правильно, в лесу или на даче, где растёт садовая малина.

При каких заболеваниях её применяют? При ангине, простуде зимой пьют чай с малиновым вареньем, а летом можно есть живые ароматные ягоды. Заваривая чай, добавьте веточки и листья малины. Они тоже обладают целебными свойствами. А кто ещё в лесу любит лакомиться малиной?

Дети: Медведь, муравьи.

Воспитатель: Клюква, которая растёт на болотах, быстро восстанавливает силы после болезни. Её собирают только взрослые, осторожно наступая на кочки болот в знакомом месте. Кто из вас пробовал клюкву? Какой у неё вкус? Верно! Но, несмотря на свой кислый вкус, эта ягода полезна во всех видах. Из неё делают целебные напитки: компоты, морсы, едят живые ягоды с мёдом и сахаром.

Игра»У медведя во бору»

В конце помещения располагается «медведь». Рядом с ним раскладывают карточки с изображением грибов, ягод, лесных фруктов и орехов. Два – три участника игры идут по направлению к медведю, приговаривая: «У медведя во бору сладку ягоду беру, а медведь не спит, на меня рычит». Игроки, приблизившись к медведю, должны выбрать только карточки с изученными ягодными растениями. Медведь пытается их поймать. У пойманного он отбирает карточку и, если они выбраны неправильно, заставляет спеть песню или рассказать стихотворение о природе. Немойманные участники показывают свои карточки детям и воспитателю для контроля. Игру можно повторить 2- 3 раза.

Воспитатель: Среди лекарственных растений есть настоящие кладовые витаминов. Их употребление быстро восстанавливает силы человека.

Стихотворение О. Высотской.

Уронило солнце лучик золотой.

Вырос одуванчик первый, молодой.

У него чудесный золотистый цвет.

Он большого солнца маленький привет.

Из листьев молодого одуванчика делают очень полезный салат, а из соцветий даже варят варенье. Но пройдёт немного времени – и золотой одуванчик не узнать.

Золотой молодой

За неделю стал седой,

А денёчка через два

Облысела голова.

Спрячу- кА в карманчик

Бывший …одуванчик.

Растёт зелёный кустик,

Дотронешься – укусит,

Не огонь, а жжётся.

дети: Крапива

Воспитатель: В крапиве так много витаминов, что щи сваренные из её листьев, придают человеку силу и бодрость. Люди спасались щами из крапивы в трудные годы войны.

Много лекарств изготавливают из шиповника, их применяют при лечении почек, печени, желудка. Сироп из шиповника помогает детям лечится от кашля. В шиповнике содержится витамин С.

А эту ягоду любят и люди и птицы. В ней не только много витаминов, она содержит вещества, обеззараживающие и подсушивающие ранки. Это рябина.

Посмотрите на растение, которое страдает от людей весной из- за своего аромата и красоты. Белые горошки на зелёной ножке. Что это такое, ребята?

Дети: Ландыш

Воспитатель: цветки ландыша идут на приготовление сердечных капель. Этих цветов осталось очень мало. Они занесены в Красную книгу растений и являются охраняемыми. Поэтому собирать их в букеты не надо, лучше любоваться и фотографировать.

Отгадайте загадку:

Стоит в поле кудряшка – белая рубашка,

Сердечко золотое, а что это такое?

Дети: Ромашка!

Воспитатель: Да, это знакомая нами ромашка. Послушайте стихотворение М. Познанской.

На лугу у той дорожки,

Что бежит к нам прямо в дом,

Рос цветок на длинной ножке,

Белый, с желтеньким глазком.

Поднесла к нему ладонь,

А пчела с цветка слетела

И жужжит, жужжит: «Не тронь!».

Оказывается, всем нам известная ромашка может вылечить от простуды. И если начинается кашель и поднимается температура, достаточно приготовить и выпить слегка горьковатый душистый отвар из цветков ромашки. Болезнь отступит.

Мы с вами узнали несколько лекарственных растений. Есть и другие мы часто видим на прогулке.

Облепиха. Калина. Мята

Воспитатель: а теперь мы с вами поиграем.

Игра «Знатоки»: поочерёдно показывать картинки с изображением лекарственных растений. Дети должны назвать ту часть растения (корень, стебель, лист, плод, цветок). Например – ромашка – цветок, подорожник – лист. И т. д. и где растёт, от каких болезней?

Воспитатель: люди изучили химический состав многих лекарственных растений. Некоторые из них: мята, женьшень, календула, зверобой – разводят на плантациях. Мы с вами познакомились с лекарственными растениями. Как надо обращаться с ними?

Собирать растения необходимо в меру, оставляя часть в природе для размножения.

Срезать или собирать необходимо только ту часть растения, которая является целебной. Нельзя выдёргивать растения с корнем.

Сбор следует производить только в определённое время.

Незнакомые растения собирать не следует.

Ягодники нельзя топтать, ломать, надо оставлять часть ягод другим людям и животным.

Незрелые ягоды собирать не следует.

Необходимо помнить о том, что некоторые растения ядовиты, поэтому нельзя собирать и без взрослых, а тем более брать в рот красивые ягоды.

Статьи по теме: