Как освещать вербу вербное воскресенье. Когда освещают вербу в церкви. Приметы и традиции, связанные с освященной вербой

Праздник входа Господня в Иерусалим христианская церковь ввела в IV веке, а на Руси он появился в X веке и стал называться Вербным Воскресеньем, поскольку верба имела такое же значение, что и пальмовые ветви.

По традициям праздника накануне Вербного Воскресенья в давние времена русские люди ходили к берегам реки ломать вербу, и это был настоящий обряд. Верба всегда освящалась в церкви святой водой, впрочем, эта традиция сохранилась и до нашего времени.

В тёплых странах этот день встречают именно с пальмовыми ветвями, в нашей же стране в это время года листья на деревьях ещё не распускаются. Ветви вечнозелёных хвойных растений традиционно применялись при обрядах погребения, поэтому их использовать нельзя.

По приметам и поверьям считалось, что освящённая верба обладает целебными свойствами, поэтому веточками прикасались к людям, желая им здоровья, ставили у изголовья больных, прикладывали к больным местам, стегали детей, чтобы те не болели в течение года и росли здоровыми. Растолченные высушенные почки вербы добавляли в различные целебные отвары, которые использовали для лечения ран и кожных болезней. Иногда почки добавляли в хлеб и другую выпечку, а некоторые пекли хлеб в форме вербовой веточки. Из раскрывающихся почек делали вербную кашу. Но верба не только исцеляет, она придаёт физическую силу, смелость и мужество, поэтому многие юноши делали себе обереги и талисманы из почек вербы.

Считалось, что если перед дальней дорогой или каким-нибудь серьёзным делом съесть несколько вербовых почек, то человека на его пути и в деле будет ждать только успех. Ветвями украшали иконы, их развешивали по углам комнат, что многие делают по сей день. Также амулеты из вербовых почек носили женщины, у которых не было детей. По примете, нужно было съесть по десять почек через пять дней после окончания месячных, это должно было помочь в зачатии ребёнка. А чтобы потомство было здоровым, то веточку вербы клали под перину, а молодоженов осыпали почками.

Наши предки считали, что верба может наделить половой силой не только человека, но и скот. Именно поэтому домашних животных стегали освященной вербовой ветвью, развешивали ветви в хлевах, а перед первым выгоном в поле скармливали животным эти ветви, чтобы те не отравились ядовитыми травами, не стали жертвой болезней, воров и хищных животных. Ни один день не обходится без примет, связанных с погодой. И Вербное воскресенье - не исключение.

Если на Вербное воскресенье идёт дождь - ждите хорошего урожая. Эта примета основана на многолетних наблюдениях наших предков. Они заметили, что, если в данный день идет дождь, то урожай будет просто замечательный. Если же, наоборот, стоит сухая погода, то и урожая можно не ждать. А, если на небе тучи, пасмурно, но дождя нет, то урожай будет достаточно хороший, но не такой, как хотелось бы. Также считалось, что верба может защитить дом от природных стихий. В дом, в котором есть освящённая веточка вербы, не попадёт молния. Если при пожаре вербу бросить в огонь, то он быстрее погаснет, и пламя не перейдёт на другое строение. А веточки, брошенные во время ледохода в воду, помогут избежать больших паводков.

Если к следующему празднику Вербного воскресенья в доме оставались неиспользованные ветви, то их ни в коем случае нельзя было выкидывать. Их необходимо сжечь и бросить в ручей или реку, причём, вода не должна быть стоячей. Выбирая новые ветви, отдавали предпочтение молодым деревьям, растущим у рек. Нельзя было брать ветви с деревьев, растущих около кладбища, а также на которых есть гнёзда и дупла.

Многие люди, верующие и не очень, и в наши дни накануне Вербного воскресенья украшают свой дом веточками вербы, ведь это растение дарит радость и пробуждает в сердце весну.

Приметы на Вербное воскресение

Постучишь по телу веточкой вербы - будет здоровье целый год. Пожалуй, это единственная примета, о которой знают люди сегодня. Сначала веточку вербы освящают в этот день в церкви, а после этого веточкой постукивают по телу и приговаривают: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни и таким же богатым, как земля». Такое предпочтение отдается именно вербе потому, что это, пожалуй, самое живучее дерево, какое только есть в природе. Считается, что даже если палку вербы воткнуть в землю вверх «ногами», то она все равно примется, и будет расти. Именно по этой причине верба сможет дать здоровье человеку, потому, что она сама очень сильная.

Съешь почку вербы - решится важное дело. Освященные веточки вербы было принято хранить целый год возле иконы. Если вам предстоит идти на важные переговоры, или вы собираетесь начать очень важное для вас дело, и вы не уверены в результате, то верба поможет вам и здесь. Но поможет только та верба, которая в Вербное воскресенье была освящена в церкви. Отправляясь на важное дело, нужно оторвать от веточки три почки и съесть их, запивая свяченой водой, при этом думая о своем деле. Правда, пользоваться этим свойством веточки можно только в самом крайнем случае. Постоянно, надо не надо, вербу лучше не беспокоить, может выйти боком.

На Вербное воскресенье подумай о любимом человеке , он и придет. Суеверие? Скорее всего. Но раньше молодая девушка, если ей нравился какой-нибудь парень, а он на нее не обращал никакого внимания, ждала именно этого дня. Начиная с самого утра, она начинала думать о том, кто дорог ее сердцу. Ее мысли каким-то непонятным образом передавались этому парню. А вечером он приходил к ней, чтобы позвать ее погулять. В принципе, уже давно доказано, что человеческая мысль материальна. Все, о чем мы думаем, рано или поздно обязательно случается в реальной жизни. Возможно, у Вербного воскресенья такая энергетика, которая позволяет воплотить наши мысли в жизнь гораздо быстрее, чем в любой другой день.

Посади комнатное растение на Вербное воскресенье - будешь богатым. Раньше считалось, что если именно в этот день посадить комнатный цветок, то он привлечет в вашу жизнь деньги. В городах, конечно, держали комнатные растения, а вот в деревнях было не до того. Но те, кто знал об этой примете, и сажали комнатные растения, очень быстро вставали на ноги. Но у этой приметы есть несколько особенностей, о которых мало кто знает. Во-первых, если цветок в течение месяца завянет, то вам предстоит прожить всю свою жизнь в бедности. А во-вторых, сажать нужно только растения с большими и мясистыми листами. Кстати говоря, одно из таких растений сейчас называют денежным деревом. Для того чтобы оно не завяло и росло хорошо нужно знать специальные правила его посадки и ухода за ним. Кстати, замечено, что в том доме, где денежное дерево хорошо растет, всегда достаток и недостатка в деньгах не бывает.

Домашнюю птицу на улицу не выпускают - ведьма испортит. Возможно, раньше в этой примете были уверены, но только не сейчас. Считалось, что за неделю до Великой Пасхи ведьмы начинали буйствовать. Ведь начиная с Пасхи и все праздники, их сила временно уменьшалась. Вот они и старались напакостить, так сказать, впрок. Считалось, что именно на домашней птице ведьмы и отыгрывались. Вот только верить этой примете или нет, не известно. Но в деревнях и по сей день те, кто птицу держит, в Вербное воскресенье стараются ее на улицу не выпускать.

Есть праздники, о которых мы слышали, знаем, но не знаем о приметах, связанных с этим днем. Мы не сильно переживаем оттого, что не знаем, какие обычаи нужно соблюдать. Но когда в нашей жизни случаются неприятности, появляются проблемы, то мы начинаем думать, откуда все это берется, и за что все это нам на наши головы.

Поверья на Вербное воскресение

Под Вербное воскресение заговаривают головные боли.
Для этого, расчесав волосы, снимите с расчески волоски и положите их в воду.
Полейте этой водой вербу под Вербное воскресенье и скажите:
«Вода, иди в землю вместе с головной болью».

В Вербное воскресенье делают приворот на вербу.
Для этого сломайте веточку и скажите:
«До тех пор, пока верба за иконой лежать будет,
До тех пор меня муж не разлюбит, не забудет. Аминь».
Вербу положите за икону.
Только ни в коем случае не выбрасывайте заговоренную веточку!

Помните, что веточки с Вербного воскресения необходимо сохранить.
Они помогают в лечении многих заболеваний!

Принято, по поверью, в Вербное воскресенье стегнуть вербочкой по спине того, кому вы желаете здоровья.
Но знайте, стегнувший вас по заду желает вам плохого.
Так как, стегнув вербой в этот великий праздник, вам могут пожелать зла, и оно сбудется.

Святят вербу. И потом хранят её в доме весь год в вазе или за иконами.
Старой вербой, отстоявшей год, обметают все углы, окна, пороги,
благодарят её за службу и сжигают.
Надо стегнуть новой свяченой вербой по спине всех домашних и животных,
вслух сказать: «Верба-хлёст, бей до слёз», — это прибавляет здоровья.

Почки, пушистики от вербы свяченой
помогают при бесплодии женском и при энурезе.

Сегодня можно запечь пушистики свяченой вербы в хлеб
и дать больным домашним животным — исцелятся.

Всем, кто помогает своим близким отливками
или другим методом снять порчу или полечить,
пригодится этот оберег от перехвата: сегодня натощак надо съесть
3 почки вербы и запить святой водой.
Потом сказать:
«Вербой святой Павел махал, от меня чужие болезни отгонял.
Как правда, что вербное воскресенье чтут, так и правда,
что чужие болезни ко мне не пристают. Аминь».
Если Вы православный человек, то до этого надо причаститься.

Обряды. Верба и её сила

Верба по сию пору является значимым растением в народно-православной культуре русских. Оно дало название «Вербное воскресенье» церковному двунадесятому празднику Входа Господня в Иерусалим, отмечаемому в последнее воскресенье перед Пасхой. Согласно Евангелию, Иисус Xристос направлялся с учениками из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, чтобы отпраздновать там Пасху. На подходе к городу Xристос увидел привязанного к дереву осла, на котором и въехал в город. Жители Иерусалима, узнавшие о чуде воскресения Лазаря, восторженно приветствовали Спасителя пальмовыми ветвями, называемыми «ваии», и хвалебной песней. На дорогу, по которой ехал Иисус, люди бросали пальмовые ветви и стелили свои одежды. В память об этом событии в христианских храмах в день праздника принято освящать украшенные ветви деревьев. У русских место пальмовой ветви заняла верба, а неделю перед праздником стали называть «Вербной», «Вербницей».

Представления о необычных свойствах вербы, однако, уходят корнями в дохристианские, языческие времена. Это растение, как и береза, в народной культуре связывалось с идеей быстрого роста, здоровья, жизненной силы, плодородия. Эти представления основаны на том, что верба раньше других растений распускает свои почки. Расцветшее дерево символизировало наступающую весну и, согласно мифологическому сознанию, могло передать здоровье, силу и красоту человеку и домашним животным.

Верба довольно широко использовалась в календарных обрядах русских крестьян. Несмотря на то что Вербное воскресенье было церковным праздником, в этот день совершались многочисленные обряды с вербой, имеющие в своей основе архаичные верования. Xодить за вербой в лес было принято до восхода солнца в Лазареву субботу, накануне Вербного воскресенья. Принесенные веточки зачастую тут же украшали бумажными цветами и лентами, но иногда это делали лишь после их освящения или накануне Пасхи. Святить вербу ходили в церковь в тот же день к вечерней службе или утром в воскресенье. Освященные ветки ставили в переднем углу на божницу или клали за иконы, где они хранились до Егорьева дня или весь год. В Сибири для вербы делали из соломы «теремок», украшали его тряпочками, лентами и вешали перед иконой.

По приходе домой после освящения вербы, а иногда прямо около церкви ею ударяли каждого из домочадцев, а чаще всего детей, как считалось, «для здоровья». При этом приговаривали: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!», — или: «Не я бью — верба бьет, верба хлест бьет до слез». Во многих местностях с той же целью хлестали вербой скот или давали съесть веточку или почки растения.

В среднерусской полосе, чтобы овцы «водились», их кормили специальным караваем или хлебцами, в которые запекали почки вербы. В некоторых местах форму почек придавали ритуальному печенью, которое в Лазареву субботу приносили в церковь для освящения вместе с вербой печенье. В Костромской губернии оно называлось «барашки», в Московской — «барашки», «бабашки» или «акатушки», в Рязанской — «орешки», «кытька». Печенье пекли по числу скотины и птицы, а в некоторых местных традициях — и для всех домочадцев. На Рязанщине, кормя овец в Вербное воскресенье печеньем, полагали, что они принесут по паре ягнят каждая, а сам праздник называли «ягнячьим».

Освященные ветки повсеместно у русских ставили и до сих пор ставят в красный угол рядом с иконами. Раньше вербу хранили до Егорьева дня или весь год. Выбрасывать ее после хлестания скотины считалось грехом. Обычно эти ветки втыкали в хлеве под крышей, «чтобы скотина не блуждала», или бросали в реку, «пуская по воде»; иногда — сжигали в печи. У белорусов верба хранилась весь год за иконами до нового Страстного понедельника. В этот же день ее сжигали и у образов ставили новую освященную вербу. При переходе в новый дом часть веток вербы оставляли в старом доме, а половину переносили в новый.

В Егорьев день во многих местностях вербой ударяли каждую скотину во время обряда первого выгона на пастьбу, а после выгона скармливали ей, считая, что эти действия обеспечат хороший приплод и обезопасят от диких животных в течение всего сезона пастьбы. Подобным образом поступали и в день Николы Вешнего: в этот день и особенно при выгоне лошадей в ночное, первом в сезоне, их стегали вербовыми ветками.
На Ивана Купалу на Волыни и в Подолье деревце или ветку вербы использовали в качестве праздничного атрибута: девушки украшали растение цветами и водили вокруг него хоровод, а через некоторое время парни врывались в девичий круг, захватывали вербу и разрывали ее. Этот обряд по своему значению близок многочисленным земледельческим ритуалам восточнославянской традиции с использованием чучела из растительного материала, и его цель — воздействовать на силы природы, чтобы удался урожай.

Как можно понять из приведенных примеров, вербе в народном сознании приписывались магические функции. Особой силой наделялись вербовые ветки, освященные в Вербное воскресенье. Продуцирующие свойства растения очевидны из имеющих магическое значение приговоров, которые произносили при хлестании вербой детей: «Расти, как верба!», «Как вербочка растет, так и ты расти!» В некоторых местностях бесплодные женщины ели почки освященной вербы в надежде, что это поможет им родить ребенка. Пасечники втыкали вербовые ветки вокруг пасеки, чтобы пчелы хорошо роились, уродилось бы больше пчелиных семей, и они бы принесли хозяину меда и воска в изобилии.

В Пензенской губернии бытовал обряд окликания молодух, в котором очевидно приписывание вербе положительного значения. В полночь накануне Вербного воскресения молодежь обходила дома, где жили новобрачные, и около ворот кричала:
«Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». Молодая отпирала ворота, и толпа входила с песней: «Был бы урожай хлеба, скота умноженья». Всех спящих в избе слегка ударяли вербой, приговаривая: «Бьем, чтобы быть здоровым», — а также: «Вставай рано, бей барана». Последней стегали молодую, когда она кланялась, провожая поющую молодежь за ворота.

Продуцирующая сила вербы использовалась и непосредственно в земледельческих обрядах. Так, после первого выгона скота веточки могли разломать и разбросать их по полю, а почки раскрошить в зерно, предназначенное для посева. На Смоленщине часть вербы, принесенной после выгона скота, втыкали в землю на хлебном поле — «чтоб земля быстрей ожила», «чтоб рожь хорошо уродилась и росла пушистая, как верба»; другую часть прятали за икону — «чтоб скот домой возвращался». Здесь же хозяйка прут, которым выгоняла скотину, бросала в хлеву в навоз; при этом она прыгала как можно выше, «чтобы уродился лен». В некоторых местах ветки вербы втыкали по четырем углам поля для оберега посевов. В Тамбовской губернии с этой целью вербу вообще высаживали в поле. В Белоруссии с освященной вербой выходили на первую пахоту ярового поля и на распахивание целины.
Кроме продуцирующих верба наделялась целительными свойствами, которые использовались как в профилактических целях, так и непосредственно в народной медицинской практике. В Енисейской губернии освященную вербу скармливали коровам и овцам в Чистый четверг — четверг на Страстной неделе, при этом говорили: «Не я даю, а тальник. Как тальник не сохнет, так и вы, мои Богом данные скотинки, не сохните». Вербу, даже не освященную, широко употребляли также для лечения людей.

На Кубани вербу использовали при лечении детских болезней. Для этого рано утром, до восхода солнца отправлялись на реку и там срезали вербу три раза по девять веток. При этом трижды считали от девяти до одного. Придя домой, опускали в горячую воду один пучок из девяти веток и купали ребенка около окна, из которого был виден восход солнца. В полдень клали в горячую воду второй пучок вербы и купали ребенка около окна, напротив которого стояло солнце в этот момент. Вечером, когда солнце садилось, те же действия совершали с последним пучком веток перед окном, смотрящим в западную сторону. По окончании все ветки вербы с водой относили к реке и с молитвой выливали, чтобы они плыли по воде. Считалось, что болезнь отступит. На Витебщине вербой окуривали больной скот, растирали ее в порошок и засыпали им раны, делали из нее отвар и пили от разных болезней, а также употребляли в качестве примочек от опухолей и ушибов.

Вербе в народной культуре приписывались защитные качества. У всех восточных славян широко бытовали представления о том, что освященная ветка способна защитить от грозы, бури, других стихийных бедствий, от нечистой силы и болезней. У русских в Тамбовской губернии полагали, что верба, брошенная против ветра, может прогнать бурю, а брошенная в огонь — усмирить его. Повсеместно верили, что хранящаяся в красном углу верба защитит дом и все хозяйство от грома и молнии. Белорусы во время града ставили на подоконник пучок освященной вербы, чтобы усмирить стихию и избежать градобития в хлебных полях.

Наряду с тем, что верба широко используется в обрядовой сфере и является атрибутом одного из самых больших христианских праздников, в народных поверьях она принадлежит к деревьям, проклятым Богом. Согласно легенде, из нее мучители Xриста сделали штыри для скрепления креста. За это верба, по народным представлениям, подвержена точению червями, а в сухой вербе сидят черти. В этой связи показательна известная украинская пословица: «Влюбился, как черт в сухую вербу». По представлениям белорусов, на вербе, особенно старой — сухой и дуплистой, с Крещения до Вербного воскресенья сидит черт. Весной черти отогреваются на вербе, а после того как ее освятят в праздник, они падают в воду, и поэтому от Вербного воскресенья до Пасхи нельзя пить воду, почерпнутую под вербой.

В воскресенье, за семь дней до Пасхи во всех городах и селах можно встретить радостных и одухотворенных людей с букетами вербных лоз. С шутками и поговорками: «Не я бью - верба бьет» они радостно произносят пожелания здоровья и счастья друг другу. Что же за событие отмечают таким образом?

Во время Великого Поста, перед страстной седмицей и после Лазаревой субботы настает время праздновать Вход Господень в Иерусалим. Это событие описано в Евангелиях от Марка, Матфея, Иоанна и Луки. Иисус в этот день въезжал в святой город не на коне, как от него ожидали, а на осле, ведь осел в то время являлся символом мира, а боевой конь означал «воинственные намерения». Вся толпа радостно встречала его как Мессию, приветствуя пальмовыми ветвями и ветками лавра и устилая путь цветами. Ведь сказано было в преданиях, что Мессия спасет их, как они думали от рабства и гнета Рима.

Однако в этом светлом празднике присутствует и своеобразная «горчинка». Ведь эти же люди, которые приветствовали его при въезде в Иерусалим всего через неделю, будут требовать его распятия и смерти, так как посчитали, что он не оправдал их ожиданий. И только после Воскресения Иисуса люди поняли, что он приходил спасти их не от гнета римлян, а от врага «внутри себя» и «смертию смерть поправ» подарил надежду на спасение их души от греха и смерти.
В этот праздник люди идут в церковь с вербами, так как в нашей местности пальмовые ветви недоступны, а первое «пробудившееся» после зимы дерево - это верба. Верующие освещают вербные лозы, олицетворяя своим действием встречу Господа и очистить свои помыслы во время страстной седмицы для празднования Великого Дня Воскресения Христова. Согласно Уставу в этот день, не смотря на строгий пост, разрешается есть рыбные блюда.

В народе очень любят этот праздник, с ним связано много традиций и верований.
Согласно традициям, нужно накануне Вербного воскресенья наломать вербных веточек, которые растут на берегу реки. Верба издавна на Руси считалась священным деревом и ее лозы наделялись магическим символом очищения. Во время церковного богослужения рано утром священник «благословляет вайи», трижды окропив и произнося специальное моление: «Освящаются ваия сия благодатию Пресвятаго Духа окроплением воды сея священныя, во Имя Отца и Сына и Святаго Духа».

После освящения в церкви люди несли ветви домой и совершали обряд очищения вербою, даруя своим домочадцам здоровье и красоту. Для этого хлестали своих родных ветками, приговаривая: «Не я бью - верба бьет. Будь высокий как верба, будь здоровый как вода, будь богатый как земля» Детей будили битьем ивовых прутиков с наговором: «Принесла верба здоровья! Как верба растет - так и ты расти!». В некоторых местностях парни били вербой своих девушек, чтобы были проворны, здоровы, хорошо рожали, ведь верба была символом плодородия. В старину верили что, глотая в этот день освященные вербные почки, можно излечиться от бесплодия.

В деревнях хлестали вербой и домашних животных, когда выгоняли на пастбище, чтобы были здоровы, плодовиты и росли хорошо.
Освященная верба считается в народе сильнейшим оберегом. Ее вешали под иконами в доме, чтобы защитить дом от нечистой силы, пожаров и наводнений; клали в купель больному ребенку, защищая его от порчи и сглаза; «втыкали» в поле при первой пахоте, чтобы сберечь урожай от гибели. Кто хотел избавиться от трусости должен был рано утром вбить в стену дома колышек из вербы, она помогала преодолеть робость.

Освященная верба сохраняла свои целебные свойства весь год. Если остались веточки вербы с прошлого года - нужно их сжечь или бросить в реку, но чтобы вода была не стоячей.
Встречая этот светлый праздник с толикою грусти, каждый человек должен помнить о милосердии и человеколюбии и встретить достойно страстную неделю перед светлым праздником Воскресения Христового.

ОТ РЕДАКЦИИ. Что мы знаем об освящении вербы в праздник ? - Так, с ложившаяся благочестивая традиция…

Что делать с освященной вербой / зеленью на Троицу / букетами на Маковія? - Вот, собственно, и все вопросы, которые у нас в этой связи возникают.

Наши современники - богословы из общества имени Скабаллановича - в своём миссионерском издании обращают внимание на то, когда и зачем освящается верба за богослужением в день праздника.

Знаете ли вы, что…

Факт №1

Освящение веточек вербы происходит на вечернем богослужении в субботу

Во время полиелея - самой торжественной части праздничного вечернего богослужения, после Евангелия, во время чтения покаянного 50-го псалма священник кадит народ, стоящий с ветками деревьев и зеленью.

После чего читается молитва:

Господи Боже наш, седяй на херувимех, возставивый силу Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, да спасет мир Крестом, и погребением, и воскресением Своим. Егоже и ныне пришедша во Иерусалим на вольную страсть, людие седящии во тьме, и сени смертней, приемше воскресения знамения, ветви древес, и ваиа финик, воскресение знаменующе сретоша. Сам Владыко и нас по подражанию онех, в предпразднственный сей день, ваиа и ветви древес в руках носящих соблюди и сохрани. Да якоже онии народи и дети осанна Тебе приношаху, и мы такожде в песнех и пениих духовных, животворящаго и тридневнаго Воскресения достигнем, в томже Христе Иисусе Господе нашем: с Нимже благословен еси, с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Господи Боже наш, восседающий на Херувимах, воздвигший силу Твою и пославший единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, да спасёт Он мір Крестом, погребением и Воскресением Своим. Его, пришедшего в Иерусалим на добровольное страдание, люди, пребывавшие во тьме и тени смертной, встретили, взяв символы победы – ветви деревьев и побеги пальм - и воскресение тем предсказали.

Сам, Владыка, и нас, в этот предпраздничный день пальмовые и древесные ветви в подражание им в руках держащих и, как те толпы и дети, возгласы «Осанна» Тебе приносящих, соблюди и сохрани.

Чтобы нам с гимнами и песнями духовными удостоиться достигнуть животворящего и тридневного Воскресения во Христе Иисусе, Господе нашем, с Которым благословен Ты, со Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

После этой молитвы стоящих в храме людей с веточками вербы в руках окропляют святой водой.

Факт №2

Освящается не верба, а люди, стоящие в храме.


Хотя и считается, что освящаются ветки деревьев (чаще всего вербы), однако в молитве речь идёт о совершенно другом, а именно: мы просим Господа освятить нас, дать нам Свою Спасительную благодать, чтобы мы, держащие ветки, как незлобивые дети при встрече Господа в Иерусалиме, таковыми и остались, чтобы не стали такими, как те, что сначала кричали «Осанна!», а затем стали кричать «Распни Его!» Даже если мы и не говорим таких слов, то всё равно своими грехами, своим безчувствием и ленью мы ещё и ещё раз распинаем Христа и делаем Его Жертву для нас напрасной.

Факт №3

Важно не унести из храма освященную вербу, а прийти с ней в храм.

Веточка в руках - знак того, что Вход Господень в Иерусалим на вольные страдания для нас так же важен и трогателен, как и для тех, кто две тысячи лет назад приветствовал его пальмовыми ветвями и кричал «Осанна!».

Вот как об этом поётся в тропаре празднику:

Церковь вообще вневременна. На богослужениях практически невозможно услышать что-либо о священных событиях в прошедшем времени, к примеру, что Господь входил в Иерусалим. Реже можно услышать, что Он «восшел в Иерусалим», но чаще всего - «входит», и причем «днесь», сейчас. В душах людей евангельские события переживаются каждый раз по-новому. Поэтому и приносят вербы в храм, стоят с ними во время богослужения, чтобы показать, что и мы приветствуем Господа как своего Царя и Мессию.

К сожалению, эта прекрасная традиция со временем была переосмыслена в категориях внешней обрядности. Если богослужебные тексты весь акцент делали на «Грядущем во имя Господне» - Христе и людях, Его встречавших, то народная традиция весь смысл праздника свела к освящению вербы. Приносить в храм вербу (а, вернее, уносить из храма), получается, уже нужно не для того, чтобы засвидетельствовать перед Господом свою любовь, а для того, чтобы запастись хорошим оберегом.

Факт №4

Если вы не стояли с вербой на службе, прославляя Господа, «грядущего на вольную страсть», то идти с ней в храм просто так, чтоб освятить, не нужно.

Из года в год повторяется одна и та же история: на протяжении дня, когда праздничная Литургия уже давно закончилась, в храм заходит множество людей с вопросом: «А где здесь раздают вербу?» Вербы не жалко, но почему-то всегда от этого становится грустно.

В книжечках и устных беседах можно встретить множество советов, что делать с вербой, куда её ставить, сколько лет хранить, даже в каких случаях желательно съесть вербную почку.

Люди надеются получить от вербы помощь, ведь верба освящённая. Но если разобрать текст молитвы, то окажется, что в ней нет ни одного слова о том, что освящается верба, её смысл сводится к фразе: «... и нас, по подражанию онех (т.е. нас, в подражание людей, встречавших Господа ветками), в предпразднственный сей день, ваия и ветви древес в руках носящих, соблюди и сохрани».

Объектом освящения Церковь видела не вербу, а самого человека. В Требнике - сборнике священнических молитв, содержащем последования Таинств и обрядов - даже нет указания окроплять вербу святой водой. Это указание есть в Служебнике - книге, содержащей последования Литургии, вечерни, утрени, но там оно появилось уже позже, как отображение установившейся практики.

Факт №5

Утром в день праздника вербу окропят святой водой, но молитва на освящение уже не читается.

Обычно окропление повторяется в сам день праздника, после Литургии.

При освящении верб читается молитва: «Освящаются вербы сии, Благодатию Всесвятаго Духа и окроплением воды сия священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь

Но при совершении этого обряда нельзя забывать внутренний его смысл. Главное - это куда идет Господь и ради чего.

Праздником Вербного воскресенья начинается для нас Страстная седмица. В течение этих нескольких дней Господь завершит Свою земную жизнь. В этом завершении будет совершение всего. Как Он Сам скажет в Своих последних словах на Кресте: «Совершилось!»

Вербное воскресенье – христианский праздник, который принято отмечать в последнее воскресенье перед Пасхой. В этот день Господь зашел в Иерусалим. Ветка вербы является символом победы жизни над смертью. С древних времен считается, что молитвы в Вербное воскресенье имеют огромную силу, и они способны изменить жизнь человека к лучшему. На сегодняшний день известно много различных примет, заговоров и ритуалов, которые также проводят в этот праздник.

Какие молитвы читать в Вербное воскресенье?

Считается, что верба обладает магическими свойствами, так она оберегает человека от различного негатива и проблем. Именно поэтому освященные в церкви веточки люди хранили в своем доме на протяжении всего года. В субботу перед праздником старыми веточками следует обмести все углы в доме, поблагодарить ими за службу, а затем, сжечь.

Перед походом в церковь необходимо купить или наломать новый букетик. На службе батюшка читает Евангелие, а затем, проводит каждение верб и освящает принесенные на службу веточки. Во время этого он читает такую молитву:

«Освящаются вербы сии, Благодатию Святаго Духа. Аминь».

Эту молитву можно читать самостоятельно, если нет возможности сходить в церковь, но только окроплять вербу запрещено женщинам, у которых критические дни. Важно никому не давать веточки из своего освященного букета, поскольку так можно потерять свое счастье. Придя домой, вербой благословляют всех домочадцев, для чего их нужно легонько побить по спине. Если интересует, какую молитву читают дома в Вербное воскресенье во время этого ритуала, то она звучит так:

«Вербы кси, Бог прости».

В этот день принято проводить разные ритуалы, которые помогают с разными жизненными проблемами.

В Вербное воскресенье можно провести обряд, который поможет в течение года не бояться никаких болезней. Утром, на голодный желудок следует съесть три почки вербы и запить их святой воды. После этого стоит прочитать молитву на на здоровье:

«Вербой святой Павел махал, от меня чужие болезни отгонял. Как правда, что Вербное воскресенье чтут, так и правда, что чужие болезни ко мне не пристают. Аминь».

Если человек мучается от головной боли, то ему следует расчесаться в этот праздник, снять с расчески волосы и положить их в воду. Жидкостью полить вербу и сказать такие слова:

«Вода, иди в землю вместе с головной болью».

Чтобы избавиться от лихорадки стоит съесть девять сережек вербы.

Если есть проблемы в финансовой сфере и для привлечения богатства. Необходимо в воду поставить освященную ветку и подождать, пока она пустит корни. После этого высадите ее на улицу возле дома и скажите такую молитву на Вербное воскресенье на богатство:

«Аз, раб Божий (имя), красную вербу сажаю, ключевой водой поливаю. Как растет моя, верба, пусть растет и мое богатство. Благословите, Господи Иисуса Христа и Приснодево Марие! Аминь».

Деревце стоит поливать каждый день. Если верба засохнет, то можно не ждать большой прибыли и улучшения финансового положения. На следующий год ритуал можно повторить.

Есть простой обряд для того, чтобы укрепить любовь и наладить отношения в семье. Необходимо отправиться на службу и освятить там вербу. Придя домой, поставьте ветки за икону и скажите молитву на Вербное воскресенье на любовь:

«До тех пор, пока верба за иконой лежать будет, До тех пор меня муж не разлюбит, не забудет. Аминь».

Лучше всего вербу не убирать до следующего праздника и не касаться ее на протяжении всего года. Что касается иконы, то лучше всего используйте образ , поскольку именно эти святые являются покровителями счастливого брака. Если этой иконы нет, тогда используйте любой другой семейный образ.

Приметы на Верное воскресенье:

  1. Если человек долго переживает из-за какой-то проблемы, то необходимо в этот церковный праздник съесть почку вербы.
  2. Чтобы улучшить свое материальное положение, следует в Вербное воскресенье посадить дома любое комнатное растение.
  3. Ветер в этот день свидетельствует о том, что все лето будет такая погода.
  4. Яркое солнце означает, что в этом году будет богатый урожай злаков и фруктов.
  5. В вербное воскресенье стоит испечь дома из теста орехи и раздать и всем близким людям, что важно для здоровья. Не забудьте угостить и своих животных.
Реклама

Праздник Вербное воскресенье, который мы будем отмечать в этом году 1 апреля 2018 года, известен так же хорошо, как и Пасха, отмечающаяся ровно через неделю.

Конечно, основной символ этого события – верба. А вот как правильно освятить вербу в Вербное воскресенье, где и сколько веточек вербы необходимо взять и куда их ставить в доме – на эти вопросы ответы могут дать не все. Да и вообще зачем нужны вербы на Вербное воскресенье? Обо всем – по порядку.

  • Куда поставить вербу в доме
  • Приметы, связанные с вербой

Почему вербы: история праздника

Начать можно с того, откуда пошел праздник, и почему он называется именно так? Почти 2000 лет назад Спаситель торжественно въехал в Иерусалим. Пришел с миром, и символом тому был ослик, на котором сидел Христос (ведь завоеватели города всегда входили на коне). Огромное количество людей, проникнувшись верой в то, что он и есть Сын Бога, восторженно ликовали и радовались так, как никогда в жизни.

Они принесли огромное количество пальмовых ветвей и клали на всем пути Христа. В итоге получилась целая дорожка, устланная ветвями. Конечно, это был особый, торжественный момент. Хотя ровно через неделю Спасителя казнят, но ведь он и воскреснет, что окончательно докажет его божественную природу. Вот почему мы и отмечаем сначала Вербное воскресенье, а ровно через неделю – Пасху.

Разумеется, в наших краях веточек пальмы пока нет, поэтому мы и приобретаем вербы, и украшаем ими дом.. Набухать они начинают еще в марте. Вот почему, какая бы ни была дата празднования в том или ином году, а вербочки всегда поспевают.

Эта традиция появилась на Руси уже давно – так давно, что и не назвать даже примерного года, когда она началась. Ведь издавна наши предки целыми семьями ходили в ивовые рощи, на побережья водоемов, в лесочки и рвали эти веточки. Конечно, рвут их и сегодня, а большинство из нас стремится просто покупать ветки вербы, приносить домой и ставить в воду, чтобы они возвещали приход весны всей семье.

Как правильно освятить вербу и сколько нужно веточек

Вы наверняка замечали, что по цвету и форме почки вербы неодинаковые:

  1. Есть белесые, с серыми оттенками. Они подобны комочкам, довольно мягкие на ощупь. Это мужские почки, которые еще называют «котики».
  2. А есть и женские – они вытянуты в длину, менее пушистые, а по цвету ближе к серо-зеленому.

Конечно, брать можно и те, и другие, ведь суть праздника не в том, какие именно вербы вы принесете. А вот количество веточек имеет значение. Как и в случае с цветами, лучше всего взять непарное число ветвей. При этом общее количество не так уж и важно – но и жадничать не стоит. Постарайтесь взять ровно столько, сколько нужно: себе, родным, друзьям, соседям.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Накануне Вербного воскресенья ивовые рощицы подвергаются настоящему нашествию – ведь люди стремятся набрать как можно больше ветвей. Порой они оставляют дерево голым, и конечно, это наносит вред природе. Поэтому стоит относиться к этому ритуалу более спокойно: старайтесь брать небольшое количество веточек вербы и не проявлять излишнюю жадность.

А вот насчет того, как правильно святить вербу, тут ответ однозначный: ветви непременно стоит принести в церковь. Многие люди делают это с утра в воскресенье, непосредственно в день праздника (кстати, тогда же можно и купить вербные веточки). А более правильно будет прийти в храм вечером в субботу, когда начинается Всенощная. По традиции освящение вербы происходит именно в этот день. Но конечно, если вы не успели в субботу – это не повод отказываться от традиции. Тогда вербу освящают в воскресенье и приносят в дом.

Куда поставить вербу в доме

Итак, ветви уже дома, и мы конечно стремимся поставить их в воду на самое видное место. Как правильно украсить букет? И куда его ставят по традиции? Особых украшений не требуется – ведь это не букет цветов, а символ праздника. Поэтому несколько ветвей вербы связывают в простой пучок и ставят в вазу на стол.

Если в доме есть своеобразный красный уголок – тихое место, где вы привыкли отдыхать, оставаться наедине с мыслями или молиться, вербу можно поставить именно туда. Обычно на небольшой полочке верующие ставят икону, кладут церковные свечи. Туда же можно поместить и небольшую вазочку с нечетным количеством ветвей. Кстати говоря, верующие хранят их в течение всего года – ровно до следующей весны.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

В любом случае важно понимать, что верба – это просто символ праздника, подобно тому, как крашеные яйца и кулич символизируют Пасху. У вас может быть всего лишь одна веточка в доме или так получится, что не окажется ни одной. Но главное – это искренняя вера и благожелательный, праздничный настрой человека. Ведь не вера для символа, а символ для веры.

Приметы, связанные с вербой

Конечно, сначала ветви святят в церкви – ведь для чего нужны веточки? Правильно, это символ праздника, поднимающий настроение и позволяющий как бы прочувствовать, соприкоснуться с древней традицией. А вот несколько интересных поверий, пришедших к нам из глубины веков:

  1. С помощью вербы проводили лечение и общее оздоровление организма. Брали несколько почек, заливали водой. А потом выпивали весь стакан. Можно и просто скушать почки.
  2. Веточкой легонько ударяли близкого человека – считается, что это дает здоровья и сил на целый год.
  3. После праздника брали часть веточек, отваривали, а потом купали в этой воде детей, да и самим взрослым не возбраняется добавить немного вербного отвара в ванну.
  4. А если в доме кто-то болеет, можно поставить освещенные веточки в изголовье кровати – человеку станет лучше.

Да и вообще ветви вербы оберегают сам дом от неприятностей, вторжений ненужных людей и других непредвиденных событий.

Из первых уст: отвечает протоиерей Александр Ильяшенко

Итак, с назначением вербы для Вербного воскресенья позиция церкви ясна. Это добрый символ праздника, который напоминает нам о Спасителе и его подвиге. А иногда верующие люди задаются не только вопросом, зачем нужны вербы на Вербное воскресенье или как освятить их. Зачастую люди интересуются: если веточка вербы пустила корни, можно ли посадить ее у себя на участке?

Вот что думает протоиерей Александр Ильяшенко:

Таким образом, нам конечно, лучше освятить вербочку и правильно выбрать место в доме, куда ее поставить. Но самое главное – это вера человека, его искренний настрой на праздник. Ведь любой материальный предмет – это символ, который позволяет как бы соприкоснуться с доброй традицией. И конечно, символ существует для веры, но никак не наоборот.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

Статьи по теме: