Изготовление пристани своими руками: выбор вида причальной конструкции и этапы монтажа. Декоративные мостики в ландшафтном дизайне дачи Прудики и мостики на даче

Для того, чтобы рыбалка удалась, нужны комфортные условия. На Хрустальном мы хотим, чтобы наши гости чуствовали себя как дома.

Ну а какая рыбалка без мостка? Как приятно на вечерней зорьке, попивая чаек из термоса, сидеть на раскладном стульчике, установленном на индивидуальном пирсе. Поплавок лениво качается на волне, а на душе так тепло, что уезжать не хочется…

Сегодня мы начали делать мостки, и конечно не могли упустить случая показать уважаемым читателям как сделать пирс для комфортной рыбалки.

Вначале создается проект конструкции пирса. Он проходит все возможные согласования в строительных инстанциях, получает тысячу подписей конструкторских бюро и предстает перед строителями для исполнения.

Как видно из проекта, пирс (мосток) будет опираться на перевернутую букву «П». Сама же буква будет дополнительно скреплена с деревянным настилом диагональной перемычкой. Деревянный настил состоит из досок толщиной 50 мм и шириной 15 см. Ширина настила — 1,2м., а длина — 3м.

Вначале нарезаем трубы для буквы «П».

Отрезаем верхнюю часть буквы. Концы трубы оплавляем сваркой, для того, чтобы элементы буквы лучше прилегали друг другу.

Соединяем вместе и свариваем.

По ходу сварки проверяем размеры буквы «П», чтобы «не повело».

Кстати, у нас работает генератор на бензине. Мощность — 12 лошадиных сил. Позволяет варить и работать болгаркой одновременно. Китаец, но надежный.

Привариваем стальные пластины к нашему каркасу. Вкрутив в пластины саморезы, мы прикрепим каркас пирса к деревянному настилу.

Крепим к каркасу диагональ. Она укрепит «П».

Собираем пирс.

Красим каркас эмалью по металлу. Предохраняем каркас от преждевременной корозии.

Настил красим противогрибковой пропиткой. Прослужит долго.

Перед установкой пирса на воду, он проходит приемку у нового обитателя Хрустального. Подрастает охрана!

Устанавливаем пирс.

Сбоку забиваем фиксирующий штырь.

Пирс готов.

На очереди ещё 13 пирсов. Мы поставим их в самых клевых местах.

До встречи на Хрустальном!

Причалы, или причальные конструкции, - особые разнотипные приспособления на водоеме, отличающиеся широкой сферой применения. Чаще всего причалы для лодок или пристань используются для швартовки и стоянки маломерных судов, посадки и высадки пассажиров, проведения ремонтных работ. Сделать такую конструкцию своими руками вполне возможно, если строительство будет базироваться на грамотном проекте.

Виды причалов и их характеристика

Все причальные сооружения в настоящее время могут быть классифицированы на виды в зависимости от расположения и конструктивных характеристик:

  • набережная эстакада – сооружение сквозной конструкции, представленное свайными опорами или сваями-оболочками;
  • пирс – сооружение с выступом в акваторию и обладающий двусторонним или трёхсторонним доступом для судов;
  • оторочка – конструкция, примыкающая на одинаковой отметке к базовым сооружениям на причале;
  • рейдовый причал ,устанавливаемый на открытом рейде и пригодный для швартовки крупномерных судов;
  • плавучий причал – разновидность рейдового причала, применяемый при наличии значительного колебания уровня воды.

В зависимости от конструктивных особенностей, можно выделить четыре основных вида пристани:

  • гравитационная;
  • сквозная или свайная;
  • тонко­стенная или больверка;
  • комбинированная.

Простейшие гидротехнические сооружения для рыбалки или для катера можно обустроить самостоятельно. Выполненные из разнообразных подручных материалов пристани находятследующее применение:

  • плавучая площадка для барбекю и отдыха;
  • точка общественного питания на воде;
  • причал для катамарана, лодок и гидроциклов;
  • плот для рыбалки;
  • понтон-катамаран для мелководья;
  • плавучая баня или сауна;
  • площадка для водных мероприятий;
  • жилое домовладение или дача.

На плотах, пирсах и понтонах, сделанных собственноручно, можно загорать или нырять с него в воду, осуществлять перевозку грузов и осмотр садков с рыбой.

Как построить мостик для летней рыбалки (видео)

Как построить простейшую причальную конструкцию

Для домовладельцев, живущих в непосредственной близости к реке, или водоему, всегда актуален вопрос о создании удобного спуска к воде. Некоторое время назад с этой целью строились мостки или мостик, позволяющие подойти к привязанным лодкам. На сегодняшний день предпочтение отдаётся более серьезным сооружениям.

Изготовление плавучего пирса

В отличие от причала, пирс может располагаться не вдоль берега, а при пересечении водной плоскости под прямым углом , с заходом на несколько сотен метров от суши. В этом случае может осуществляться швартовка не только маломерного, но и грузового судна с двух сторон сооружения. На озере возводятсядостаточно примитивные пирсы, расположенные на одной линии.

Понтонный или плывучий пирс может возводиться на участках водоема, подвергающихся подтоплению, но защищенных от порывистого ветра. Понтоны отличаются легкостью и простотой сборки, а также доступным оформлением всей необходимой документации.Плавучие пирсы чаще всего бывают металлическими, пластиковыми или надувными. Самым оптимальным вариантом являются плавучие пластиковые конструкции из элементов, соединённых по периметру специальными крепежами.

Плавучий пирс не нуждается в особом обслуживании, а при необходимости такая конструкция легко собирается, демонтируется и устанавливается на новом месте. Современная пластиковая конструкция создаётся из ПНД с дополнением специальными составами против негативного воздействия солнца и морской соли.

Монтаж плавучего пирса предполагает использование дополнительных аксессуаров в виде поручней, сходней и кнехт. Стоимость разнообразных составных пластиковых модулей для самостоятельного создания плавучего пирса вполне доступная.

Монтаж мостика для рыбалки

Качественный и долговечный настил или мостик можно достаточно легко сделать самостоятельно. Очень важно не только правильно выбрать место для расположения и разработать грамотный проект, но также осуществить надежное закрепление конструкции при помощи обработанного специальными составами бревна или сваи. Установку лучше всего выполнять в зимний период, пока не растаяла ледяная корка.

Прорубить лунки можно бензопилой, а диаметр отверстия будет зависеть от диаметра опоры. Стандартная ширина мостика должна составлять порядка полутора метров, поэтому расстояние между опорами не должно составлять более двух метров.

Оптимальным является использование в качестве опоры труб с достаточно толстыми стальными стенками или нержавеющих опор. Деревянная опора достаточно быстро под воздействием воды потеряет высокие показатели прочности. Некоторые рыболовы советуют устанавливать настил на основу из пластиковых труб, не подвергающихся коррозии и гниению. Каркас изготавливается из стального уголка, способного выдержать значительную нагрузку.

Кладка настилавыполняется из деревянных досок, предварительно обработанных посредством трансформаторного масла, что позволит увеличить срок службы и предотвратит быстрое гниение. Также могут быть использованы ПВЛ-листы или профильный настил.

Понтоны из бочек своими руками

Понтоны на основе пластиковых бочек является одним из наиболее недорогих вариантов. Показатели прочности такой простой конструкции зависят от правильно выполненной несущей рамы и элементов, способных обеспечить достаточный уровень диагональной, продольной и поперечной жесткости конструкции. Для создания рамы могут быть использованы сталь, алюминий, древесина или пластик.

Высокий уровень устойчивости позволяет применять плот-понтон из бочек для передвижения и отдыха на воде, а при дополнении небольшим лодочным мотором можно получить самоходный понтон.

Для создания понтона достаточно часто используются и альтернативные пластиковым бочкам варианты:

  • понтоны из пенопласта базируются на паре деревянных «лыж», заполненных пенопластом. Такая конструкция идеально подходит для обустройства моторных легкоуправляемых плотов;
  • надувные понтоны из больших автомобильных камер создаются на основе рамной конструкции, а одну вышедшую из строя камеру можно легко заменить или заклеить даже в процессе сплава;
  • наиболее популярным и бюджетным является вариант понтона из пластиковых бутылок, которыми нужно заполнить крупные прорезиненные мешки, закрепленные под настилом плота.

Очень востребованы и самодельные плоты-катамараны на фанерном понтоне. Для изготовления используются фанерные влагостойкие, пропитанные олифой листы толщиной 3 мм, а также трёхметровые деревянные рейки размерами 25х25 мм или 25х15 мм. Велосипедные детали позволяют создать гребной привод и колёса для катамарана.

Особенности строительства пирсов и причалов (видео)

Перед изготовлением необходимо выполнить несложные расчёты по общей грузоподъемности, которая включает в себя показатели плавучести всех поплавковых элементов. Например, если пластиковая бочка может удержать на плаву 120 кг веса, то для грузоподъёмности в 1,2 тонны потребуется использовать минимум десять бочек. Оптимальным является запас показателей плавучести, равный 20-30% от выполненных расчётов.

Что нужно учесть при строительстве небольшого причала для катера или лодки

Прибрежная зона водоема, оборудованная спецсредствами для швартовки, проведения ремонтных работ и техобслуживания, называется причалом. Если до недавнего времени для создания свайного фундамента использовалась древесина твердых пород, то на сегодняшний день чаще всего применяются металлические забивные и винтовые сваи, отличающиеся по строению и способу монтажа:

  • забивные сваи , представленные стальными трубами с острым наконечником, заглубляются при помощи сваебойных машин, что часто негативно сказывается на состоянии металлической конструкции. Такие опоры используются для самостоятельного изготовления причалов крайне редко, что обусловлено необходимостью использовать спецтехнику;
  • винтовые металлические сваи имеют нижний конусообразный конец с приваренной лопастью и оголовок, к которому крепится основа изготавливаемого причала. Винтовая лопасть достаточно легко и равномерно вкручивается в грунт, что делает риск деформирования металлической опоры минимальным.

Диаметр ствола и толщина стенок свай зависит от уровня предполагаемой нагрузки. В полости ввинченных свай обязательно заливается бетонный раствор, повышающий несущие способности опоры.Снизить стоимость используемого для строительства материала можно посредством приобретения современных полимеров с высокими водоотталкивающими характеристиками.

Надводная конструкция из такого стройматериала характеризуется следующими качественными характеристиками:

  • отсутствие процессов гниения в результате воздействия высокого уровня влажности;
  • отсутствие деформирования и растрескивания в результате усыхания;
  • отсутствие потери декоративности под воздействием температурных перепадов;
  • повышенная стойкость к истиранию и ударным нагрузкам;
  • наличие нескользящей рифленой поверхности.

Полимерные палубные доски, применяемые в монтаже настилов, не требует защиты при помощи лаков и масла, что делает мероприятия по уходу простыми и доступными.

Декоративный спуск к водоему возле участка

На дачных участках, расположенных возле рек или озер, также могут быть оборудованы декоративные металлоконструкции помоста. В качестве опор в этом случае чаще всего используются швеллера №12. Покрытие помоста и ступени чаще всего выполняются из рифленой стали, а проступи – из нескольких арматурных стержней. Для удобства спуска и подъёма нужно обустроить перила. Для окрашивания применяется краска для причалов Tikkurila.

Как построить пирс на винтовых сваях (видео)

Следует отметить, что любые пирсы, которые уходят в воду на значительное расстояние от линии берега, обязательно должны быть возведены профессионалами с применением специального оборудования. Также очень важно контролировать техническое состояние пристани, и своевременно проводить ремонтные работы.

Мостик для пруда – это великолепное украшение для вашего пруда, сада или дачи. Он не только преображает участок до неузнаваемости, но и осуществляет особую функциональную нагрузку. Среди возможных вариантов использования – основа для посадки растений, которые буйно цветут или вьются При грамотном оформлении мостик на пруду своими руками имеет все шансы стать опорой для установки освещения, контейнеров с цветами.

Одним словом, элемент полезный, функциональный и очень нужный. Но как построить мостик без посторонней помощи, реально ли это? Безусловно – и наша статья научит вас строить красивый мост или даже пирс самостоятельно.

Мостики в дизайне ландшафта

Мостки – это разнообразные сооружения, благодаря которым вы сможете преодолеть какую-то преграду. Например, небольшую речушку или овраг. Некоторые специалисты склонны думать, что декоративный мостик своими руками можно построить только в большом саду. Однако это не так, и решение можно найти для участка практически любой площади. Это логичное продолжение дорожки, позволяющее как перейти что-то неудобное или водное, так и добавить в вашу прогулку немного интриги.


Миниатюрный мостик в саду

Мостик через пруд своими руками принято строить через узкие и широкие ручьи. С их помощью соединяют остров в центре пруда с берегом. Любой самодельный пирс позволяет «форсировать» водное пространство и постоянно влажные места. В ландшафтном дизайне такая конструкция всегда выглядит стильно. Она органично вписывается в садовое пространство, но только при правильной организации. Считается, что чем меньше площадь, тем проще должен быть мостик в саду.


В саду могут располагаться мостики самых разных размеров

Удачные варианты размещения, основные правила

Наиболее подходящим местом для установки моста на приусадебном участке считается:

  • Небольшое озеро или ручей, искусственно созданный пруд.
  • Природные овраги и канавы.
  • Отдельно оформленные клумбы, цветники
  • Тропы, дорожки.

При размещении сделанных строений над водоёмом необходимо соблюдать ряд простых правил. С самыми важными из них мы вас и познакомим.

Переправу через пруд стоит устанавливать в наиболее узком месте. Чем меньше сооружение, тем прочнее оно будет. Да и выглядит симпатичнее. Мостикам с сухим ручьём свойственны такие качества, как миниатюрность и компактность. Используемый материал всегда сочетается с покрытием и является продолжением дорожки.


Мостик через сухой ручей

Выбирая место для установки малой архитектурной формы, стоит учитывать и стиль садового участка. Например, слегка упрощенные, грубые деревянные конструкции больше подойдут для стиля кантри. Также без всяких излишеств и украшений им можно дополнить стилизованную под лес парковую зону.

Когда садовый участок имеет различные перепады высоты грунта, рекомендована установка кованого мостика. Независимо от того, какой материал выбран, конструкция должна выдерживать вес минимум 200 кг.

Садовые мостики: популярные варианты дизайна

Для строительства подойдёт абсолютно любой материал. Конечно, мы привыкли видеть декоративные мостики на водоёме из дерева, бетона. Однако это может быть и камень, и даже металл. Их сочетание будет выглядеть особенно элегантно. Например, комбинация природного камня средней величины вместе с обработанной древесиной.


Комбинирование материалов при строительстве мостика

Если говорить о классификации таких изделий, она весьма и весьма условна. Всё зависит от конструктивных особенностей:

  • Классический прямой вариант для пруда на даче. Универсальное сооружение, гармонично впишется абсолютно в любой ландшафт. Бывает кованым, деревянным, из бетона, с красивыми балясинами, выкрашенным в контрастные цвета и так далее. Сделать кованый мостик на даче своими руками сможет далеко не каждый специалист. Но зато вы всегда сможете купить в магазине уже готовую модель или заказать её у мастера.
  • Изогнутые сооружения. Их ещё называют «горбатыми». Чаще всего они являются дополнением красивых пейзажей в виде живой изгороди или цветника. Сделанный из камня пирс напомнит о Средневековье, кованый мост с цветочной вязью – напомнит о величии Санкт-Петербурга. Да-да, именно петербургские зодчие придумали его в начале 19 века. Согласно строительным требованиям, изгиб моста не должен быть больше 20 градусов.
  • Конструкции в форме зигзага. Пришли к нам из Японии, строятся точно так же, как «яцухаси». Особенность – отсутствие ограждений, достаточно низкое расположение настилов над землёй. Идеальный вариант для создания декораций к «сухому ручью» и украшения японского сада.
  • Висячий мост. Экстремальный вариант, но именно в этом заключается его притягательность. Своими руками такие мосты практически не строят, потому что они достаточно сложные в техническом плане и нуждаются в особо прочном материале. Настил находится на металлических тросах и цепях.
  • Пошаговая конструкция. Состоит из нескольких плоских камней, которые аккуратно укладываются на дно неглубокого ручья. Имеющие неровные края камни восхитительно смотрятся среди зарослей, а бетонные плиты с ровными краями – в элегантном саду.
  • Ступенчатое сооружение . Ещё один популярный вариант, состоящий из двух площадок. Сделайте его достаточно высоким – и вы сможете осматривать свои территории.

Видео-обзор декоративных мостиков

Деревянный мостик: строительство и материалы

Почему именно деревянный, а не каменный или бетонный? Когда возникает вопрос, как сделать мостик на пруду дачного участка, самым удобным материалом для работы является именно дерево . Во-первых, конструкция легко собирается и устанавливается, во-вторых, её части можно скрепить саморезами или даже гвоздями. То есть, не нужно замешивать раствор, покупать цемент и так далее.


Деревянный мостик в японском саду

Классический набор инструментов, материалов для строительства мостика выглядит так:

  • Колышки или сваи. Они будут устанавливаться в грунт под каркас.
  • Не пропускающая воду перегородка.
  • Для установки перил запаситесь шестами с сечением 75 х 75 мм.
  • Также для создания изгиба перил возьмите собранные слоями планки из дерева.
  • На поперечное крепление пролёта пойдут деревянные планки толщиной 40 мм. На крепление пролёта – кузовные болты.
  • Саморезы, верёвки и гвозди.
  • Доски для настила. Должны иметь толщину 20-30 мм.
  • Рифлёные доски также берём для настила, в качестве основы используем привычные материалы (галька, гравий или камни).

Деревянный мост своими руками (видео)

Деревянный мост — сборка конструкции и её установка

  • В качестве направляющих используются длинные доски. После обработки антисептиком и покраски вам нужно будет выгнуть их. Для этого у деталей срезаются края, они вымачиваются и изгибаются по шаблону. Это делается до тех пор, пока древесина полностью не подсохнет. Если же вы планируете строить прямой пирс, антисептика и покраски будет достаточно.
  • Кстати, когда строится небольшой мостик, в качестве направляющих могут использоваться трубы ПВХ. Они прекрасно гнутся, а для дополнительной прочности могут быть усилены толстыми прутьями из металла. Последние просто вставляются внутрь.
  • Как правильно сделать настил? Для этого к уже подготовленным лагам нужно прибить поперечные доски или бруски.
  • Во время и после дождя настил будет становиться скользким. Однако вас могут выручить рифлёные доски, которые прибиваются сверху.
  • Мы разобрались, как сделать мостик через пруд своими руками из дерева. Осталось выяснить, как его правильно установить. Для этих целей сооружаются две насыпи из гравия или камня. На них и будет монтироваться собранное изделие. Когда построенные самостоятельно пирсы используются только для декорации, работу можно считать законченной.
  • Другое дело, если ведущий к озеру мостик будет регулярно использоваться для перехода. Без прочной, надёжной фиксации не обойтись. В качестве фиксирующего элемента используем сваи, которые забиваются с двух сторон каждой направляющей (то есть 4 штуки). Длина каждой сваи – порядка 80 см.

В качестве декораций могут использоваться перила. Данный элемент не является обязательным, если конструкция практически прилегает к земле или украшает собой «сухой» ручей. Когда в семье маленькие дети, а сам по себе мост достаточно высокий, без установки перил не обойтись. Они крепкие и высокие (до 80 см), имеют решетку или часто расположенные планки.


Деревянный мост с перилами

Стоит понимать, что наличие такого дополнительного элемента, как перила, делает мост гораздо привлекательнее. Выполненные из дерева детали можно украсить резьбой или покрасить в тон окружающим строениям.

Выбирайте хвойные породы, чтобы изделие прослужило максимально долго. Например, лиственницу или сосну. Финальным штрихом станет нанесение лака и антисептика.

Легко ли сделать бетонный мост на даче

Железобетонная конструкция занимает больше времени и сил, чем деревянная. Все элементы готовятся в формах:

  • Для создания формы используются доски и деревянные бруски. Очертания должны в точности повторять контуры детали. Кстати, линии не обязательно должны быть прямыми.
  • Чтобы выполнить армирование, используются прутья из металла. Они помещаются внутрь формы, изгибаются в нужном направлении.
  • Заливка бетоном. Что касается ширины слоя, она должна быть не меньше 10 сантиметров. Нужно будет подождать 2-3 суток до полного высыхания. Затем заготовки вынимаются из форм, монтируются в нужном месте.
  • Облицовка конструкции. Для декорирования могут использоваться такие материалы, как брусчатка, клинкерный кирпич, натуральный камень или его аналог, а также мозаика. Особенно хорошо будет выглядеть дорожка, выполненная с применением такого же материала для облицовки.
  • Не забывайте, что со временем бетон может расшириться – в первую очередь, из-за резкой смены температуры. Поэтому вбивать опоры для моста рекомендуется только с одной стороны.

Мост бетонный

Таким образом, используя доступные материалы, приобретённые из различных источников знания и навыки, вы сможете соорудить декоративный мостик для сада своими руками всего за несколько дней. Рекомендуем начать с простой и незатейливой конструкции. Если в дальнейшем вы задумаетесь над более изощрённой моделью, её также можно будет сделать самостоятельно.

Если вы – счастливый обладатель приусадебной территории с выходом к воде, можно обустроить прибрежную зону, построив красивую мини-пристань. Причал на даче, выполненный своими руками, может служить не только местом крепления лодок, но и отличной зоной отдыха. Для этого на дачном причале располагают скамейки, а если позволяет место, устанавливают растения в кадках.

Как сделать дачный причал на реке: выбор места

Платформа с настилом может располагаться не только у дома и ли в саду, такой дек можно сделать и у воды. Четкие линии платформы создадут неповторимый контраст с живописными очертаниями береговой зоны. Деревянный причал на дачном озере, построенный своими руками, зрительно увеличивает площадь водоема и служит привлекательным местом для отдыха. Ведь в жаркий день так приятно посидеть у воды, насладиться ее тихим плеском, послушать шорох прибрежных растений, над которыми резвятся шустрые стрекозы.

Если вы живете у озера или реки, то не иметь благоустроенного места для купания, рыбной ловли, швартовки лодки или легкого катера - это нонсенс. Можно просто расчистить часть берега и вбить колышек, для того чтобы привязывать лодку. Но лучше построить причал на реке, как советуют опытные дачники, с удобным спуском в воду для купания. Такую работу можно сделать коллективно, привлекая к работе соседей по прибрежным участкам.

Обычно причалы представляют собой капитальные сооружения, стоящие на прочных деревянных или металлических винтовых сваях. Трудоемкость постройки капитальных причалов весьма велика, что, пожалуй, является основной причиной отказа от выполнения подобных работ индивидуально. Но в условиях небольшого закрытого водоема или водохранилища с регулируемым сбросом воды нет необходимости в свайной конструкции. Намного проще сделать причал, как показывает практика, из бруса и досок. Он устойчиво стоит у берега на решетчатых опорах в виде ящиков, загруженных камнями. При отсутствии подвижек льда в закрытом водоеме такой причал прослужит не один год.

Выбрав подходящее место для строительства причала своими руками, необходимо промерить глубину водоема у берега. Это особенно важно, если ваше плавсредство имеет киль или шверт, которые будут при подходе цепляться за дно. К тому же неугомонная детвора вряд ли упустит возможность понырять с удобного деревянного настила. И лишь определившись с ситуацией, можно разработать план сооружения.

Регулярно проверяйте состояние деревянной конструкции: трещины, поломки, ржавчина на металлических элементах не только портят внешний облик настила, но и могут стать причиной дальнейшего разрушения.

Как правильно делать причал на озере своими руками

Перед тем как построить причал своими руками, сначала разровняйте площадку возле водоема и засыпьте ее гравием. Если границы водоема четко оформлены (например, если это бетонный бассейн), то проще всего основу для подиума сделать из бетонных плит. В случае если у вас искусственный пленочный пруд с «мягкими» берегами, обсаженными болотными растениями или декорированными галькой, придется делать столбчатый или свайный фундамент. По периметру площадки можно установить бетонные столбы на расстоянии 1,5 м друг от друга и прикрепить к ним балки, на которые будут укладываться лаги.

Для сооружения настила используйте наиболее долговечные породы дерева, балки и доски обработайте защитными средствами, а скобы, шурупы и прочий крепеж подберите анодированные, чтобы исключить возникновение ржавчины.

Настил расположен над водой на трех опорах на уровне берега. Вся конструкция собрана из бруса и досок, лишь трап для входа и выхода из воды при купании сделан из металла.

А как правильно делать опоры для причала? Опоры (они же являются и емкостями для бутового камня) изготавливают из брусовых стоек сечением 95 х 95 мм с горизонтальной решетчатой обшивкой досками сечением 45 х 145 мм. Завершают сборку каркаса причала укладкой на опоры лаг из досок, поставленных на ребро. Сечение досок, вставок между ними и накладок в месте стыков - 45 х 170 мм. Настилают причал досками 28 х 120 мм с зазором между ними для быстрого стока воды и вентиляции. По периметру настила ставят отбортовку из тех же досок. Снаружи боковые лаги обшивают накладками, которые должны примыкать к отбортовке снизу.

Как видно на фото, причал, построенный своими руками, часто оснащают угловой скамьей, а для купальщиков ставят трап:

Стойки (ножки) скамьи (95×95 мм) крепят сбоку к настилу, врезая их вполдерева. Спинку собирают из досок. Обшивку сиденья укладывают на раму, прикрепленную к ножкам скамьи и опирающуюся на них укосинами.

Стойки скамьи крепят болтами М10х120 мм. Два таких болта надежно удержат каждую стойку. Под них высверливают отверстия в самих стойках и в лагах причала. Раму сиденья крепят к стойкам и опирают на подкос, который размечают и подгоняют по месту. Угол рамы подкрепляют диагональным бруском, установленным под углом 45°. К бруску крепят дощатую обшивку сиденья, просверлив направляющие отверстия. Сходящиеся в углу доски запиливают «на ус».

Распиловку материала из-за большого объема работы лучше всего производить, используя маятниковую торцовочно-усовочную электропилу. В первую очередь заготавливают детали опор причала; стойки и доски обшивки. Длину отрезков бруса для стоек причала, изготавливаемого своими руками, выбирают, основываясь на замерах глубины и обязательно с запасом. Лишнее легко впоследствии отпилить, а вот дотачать недостающие сантиметры возможно не всегда. Нарезав из пиломатериалов заготовки по размерам, выбранным для причала, можно приступать к сборке отдельных его узлов.

Как построить дачный причал на реке: сборка узлов

Во время сборки узлов опоры собирают на ровной поверхности. К стойкам примеряют, а затем прочно прикрепляют доски боковых стенок. Последние размещают так, чтобы между ними образовались крупные щели (количество таких досок, разумеется, может отличаться, поскольку оно зависит от высоты опоры).

Детали стоек скрепляют болтами с прокладкой под их головки и гайки квадратных шайб. При затяжке используют ключ-трещотку или гайковерт.

Нижние доски крепят к опоре гвоздями или шурупами. Эти доски кладут на дно водоема и прижимают камнями, уложенными в опору.

По размерам, обозначенным на плане причала, первую опору относят от берега и ставят на выровненную площадку на дне водоема. Удерживая опору на месте, загружают ее камнями. Камни кладут до верхнего уровня обивки стенки.

Высоту настила причала над уровнем воды определяет его первая сухая береговая опора из тесаного камня или железобетонная свая, положенная набок. Перенести отметку этой высоты на стойки заглубленной опоры можно с помощью водяного уровня.

По сделанным таким образом отметкам между опорами крепят поперечную балку, на которую затем будут уложены лаги настила причала.

Весь крепеж для причала должен иметь антикоррозионное покрытие или быть изготовленным из нержавеющего металла.

После расстановки всех опор и крепления поперечин на одном уровне обрезают торчащие концы стоек. Стойки отпиливают по уровню поперечин.

Размещенные в соответствии с планом причала опоры позволяют наглядно представить конфигурацию всего сооружения. Продолжать работу по сооружению настила удобно, передвигаясь от опоры к опоре по временно настеленным доскам.

Доски, предназначенные для лаг, размечают так, чтобы скрепленные стыки ложились на поперечины опор. Заготовки лаг для сращивания раскладывают на ровной поверхности и, используя накладки длиной 800 мм, скрепляют их 100-миллиметровыми гвоздями. Шляпки гвоздей нужно утопить с помощью бородка.

Чтобы построить причал как можно более прочным, боковые лаги собирают из двух досок. Крайние из них служат причальным брусом и не должны иметь выступающих накладок. Крепят их, используя вставки.

Среднюю лагу укладывают точно посредине поперечины. Прихватывают ее у основания косо забитыми гвоздями. Лаги в углах соединяют встык, подкрепляя их при необходимости накладками.

При сборке боковой лаги верхние торцы досок лаги, накладок и проставок должны быть в одной плоскости, иначе не лягут доски настила. По лаге с помощью шнура размечают линию установки отбортовки.

Доски отбортовки запиливают «на ус» под углом 45° для соединения в углах. Временно прихватив доску по месту, проверяют и при необходимости исправляют сопряжение углового стыка. Это позволит выдержать точный размер по длине и избежать щелей в угловых соединениях.

Настил крепят саморезами, точно подгоняя длину досок для примыкания их к доскам облицовки. Ширину щели между досками для стока воды с поверхности настила выбирают произвольно, однако она не должна быть настолько большой, чтобы защемить палец ноги ребенка. Зазора 3-4 мм будет вполне достаточно.

Боковые накладки устанавливают под свес отбортовки. Две доски вполне закрывают лаги, но щелей между боковинами быть не должно.

А как сделать трап для причала на реке? Трап для спуска в воду можно приобрести готовый или сварить самостоятельно из труб из нержавеющей стали. При этом следует предусмотреть возможность крепления трапа к металлическим соединительным элементам, которые предварительно нужно закрепить на настиле. При такой конструкции трап легко присоединить с помощью винтов, которые его надежно удержат, а при необходимости так же легко его можно снять, например, для хранения до будущего купального сезона.

Небольшой тихий пруд или журчащий ручей на загородном участке прекрасны сами по себе, но они «оживут», если через водное пространство перекинуть мостик. Он является элементом декора наряду с беседками, скульптурами, перголами или арками, но в то...

Небольшой тихий пруд или журчащий ручей на загородном участке прекрасны сами по себе, но они «оживут», если через водное пространство перекинуть мостик. Он является элементом декора наряду с беседками, скульптурами, перголами или арками, но в то же время имеет функциональную направленность: лучшего места для вечерних прогулок или задушевных бесед не найти. Если задуматься, как сделать мостик на пруду, то можно вспомнить десятки вариантов: и изогнутые деревянные мосточки, и аккуратное строение с коваными перилами, и пошаговый вариант из отдельно лежащих плоских камней.

Виды и варианты дизайна садовых мостиков

Камень, дерево, бетон, металл – любой из этих материалов подойдет для строительства мостика. Уместно и даже элегантно выглядит их сочетание, предположим, комбинирование природного камня средней величины с обработанной древесиной.

Классификация строений достаточно условна и основана скорее на их конструктивных особенностях.

  • Классические прямые конструкции, которые гармонично вписываются в любую ландшафтную картину. Они могут быть деревянными или бетонными, с резными балясинами или кованой решеткой, увитые плющом или выкрашенные в контрастный цвет.

Мало кому удастся сделать самостоятельно кованый мостик, но есть выход – заказать или купить уже готовую модель

  • Изогнутые, «горбатые» сооружения хорошо смотрятся на фоне окружающего пейзажа – сада, цветника или живой изгороди. Каменный мостик напомнит средневековое сооружение, а воздушный кованый мост с цветочной вязью – творение петербургских зодчих 19 века.

Изгиб моста не должен превышать 20 градусов

  • Зигзагообразные конструкции строятся по типу японских аналогов «яцухаси». Это деревянные настилы, расположенные низко над землей. Их особенность – отсутствие ограждений. Асимметричный зигзаг уместен для украшения японского сада, в том числе в качестве декорации к «сухому» ручью.

Японские зигзагообразные мостики символизируют сложный путь постижения истины

  • Висячий мостик над оврагом или ручьем выглядит немного экстремально, но от этого еще более притягательно. Подобные мостики на даче своими руками делать не принято, так как они сложны в техническом плане и требуют материала особой прочности. Настил располагается на цепях или металлических тросах, для которых необходимы специальные крепления.
  • Пошаговая дорожка мало напоминает привычный вариант, потому что она состоит из плоских камней, положенных на дно неглубокого ручья. Камни с неровными краями отлично смотрятся среди диких зарослей, а ровные бетонные плиты – в аккуратно оформленном садике.

    Пошаговая дорожка украсит и водоем, и сад камней

  • Ступенчатый вариант состоит из двух площадок, поднимающихся к центральной горизонтальной плоскости. Если его сделать высоким, то с него можно будет осматривать всю территорию участка.

Строим деревянный мостик своими руками

Конструкцию из дерева несложно собрать и установить самостоятельно, так как древесина хорошо обрабатывается, а части скрепляются обычными гвоздями или саморезами.

Для работы потребуются:

  • колья или сваи;
  • широкие и длинные доски толщиной от 40 мм и выше;
  • доски для настила толщиной 20-30 мм
  • маленькие рифленые поперечные дощечки;
  • камни, гравий, галька для основы;
  • прутья для перил;
  • гвозди, веревки, саморезы.

Деревянный мостик долго прослужит, если все части обработать антисептиками и покрасить

Порядок работы

Две длинные доски – это направляющие (другими словами, лаги). Их следует тщательно обработать, покрыть антисептиком, покрасить. Если запланирован прямой мост, то на этом работа с ними закончена, если горбатый, то их необходимо выгнуть. Для этого срезают края, вымачивают обе детали и изгибают по шаблону – до тех пор, пока древесина окончательно не высохнет.

При постройке небольших мостиков иногда в качестве направляющих используют ПВХ трубы, которые отлично гнутся. Для прочности их усиливают толстыми металлическими прутьями – просто вставляют внутрь.

Далее устраивают настил: к подготовленным лагам прибивают поперечные доски или бруски. Ходить по незащищенному настилу опасно, особенно во время дождя, когда он намокает и становится скользким. Выручают рифленые доски, которые приколачивают сверху. Мостик готов.

Схема конструкции плоского деревянного мостика

Из камней или гравия сооружают две насыпи, на которые и монтируют собранное изделие. Если оно создано для декоративных целей, работы можно на этом закончить. Если мостик будут использовать для перехода, то его необходимо прочно закрепить. Фиксирующим элементом будут сваи, которые следует забить около обоих концов каждой направляющей – всего 4 штуки. Длина свай – 80 см.

  • Декорирование готового изделия

Перила – необязательный элемент, особенно в том случае, когда конструкция прилегает к земле или украшает «сухой» ручей. Но если в семье есть маленькие дети, а мостик достаточно высокий, перила просто необходимы. Они должны быть крепкими, высокими (70-80 см), с решеткой или часто расположенными планками.

Мост с перилами гораздо привлекательнее, чем без них. Иногда деревянные детали украшают резьбой или красят в тон окружающим постройкам. Они дольше прослужат, если для изготовления выбрать хвойные породы, пропитанные смолой: ель, лиственницу, сосну. Нанесение антисептика и краски (или лака) – финишный штрих.

Самодельный железобетонный мостик

Соорудить железобетонную конструкцию немного сложнее, так как процесс изготовления заготовок занимает много времени. Элементы моста готовят в формах:

  • Форму создают из деревянных брусков и досок. Ее очертания должны повторят контуры будущей детали – это необязательно прямые линии.
  • Для армирования берут металлические прутья и помещают их внутрь формы, изгибая в нужном направлении.
  • Заливают раствором бетона. Ширина слоя – 10 см и более.
  • Для полного высыхания требуется 2 суток, затем заготовки вынимают из формы и монтируют в запланированном месте.
  • Облицовка железобетонной конструкции. Для декорирования используют клинкерный кирпич, брусчатку, натуральный камень, искусственный его аналог, мозаику. Гармонично выглядит дорожка, сделанная с применением такого же облицовочного материала, – она как бы плавно перетекает в мостик, продолжая его уже с другой стороны.

Следует помнить, что бетон способен расширяться при смене температуры, следовательно, опоры для моста вбивают только с одной стороны.

Схема конструкции горбатого каменного мостика

Используя подручный материал, собственные умения и знания, добытые из разных источников, можно соорудить оригинальный мостик для пруда, ручья или просто декорирования зоны отдыха. Сделав простую незатейливую конструкцию, в дальнейшем вы, возможно, задумаетесь над более сложной и интересной моделью.

Статьи по теме: