Будьте как дети ибо их есть царство. Что значит: будьте как дети

О Кресте и Воскресении…

Великий пост – время покаяния, духовной работы над собой, молитвенных трудов, утоления духовной жажды души. Зачастую забываем мы про душу свою – все куда-то торопимся, суетимся, бежим, пресыщаемся телесно и душевно, о духовной же пище забываем. А душа страдает, мается, жаждет прильнуть к источнику Вечной Жизни, о котором говорил Христос самарянке у колодца Иакова: «Если Я дам тебе пить воды живой – не будешь жаждать вовек». Забываем мы об этом целительном, святом источнике, который питает душу и приводит ее в Царство Божие. Только придя в храм, стоя у Распятия Господня, вслушиваясь в скорбные, покаянные, трепетные великопостные песнопения, вдруг встрепенется душа, затомится, затоскует и шепнет вместе с самарянкой: «Жажду, Господи, дай мне Твоей живой воды, чтобы мне иметь полноту Жизни, Царство Божие внутри себя, чтобы не бродить всю жизнь в поиске других колодцев, не испытывать ненасытную жажду чего-то неземного, вечного, прекрасного, светлого, а припасть к Твоим стопам и, прикоснувшись к краю Твоей одежды, почувствовать, как евангельская кровоточивая, разливающуюся по всему телу Жизнь, телесное исцеление, духовное прозрение».

Мы все, рано или поздно приходим ко Кресту, и, стоя у ног распятого Спасителя мира, чувствуем себя то разбойниками, то воинами, бросающими жребий об одежде Иисусовой, то испуганными учениками, то отрекающимся Петром, а то и иудой. И это ощущение причастности к страданиям Христа, виновниками которых мы являемся, почему-то не повергает в уныние, о чем так печется и так старается враг рода человеческого, но дает силы и надежду, упорство и желание, даже после тяжкого падения, — встать и идти за Христом. Нести вместе с Ним Крест, идти вместе с Ним в ад – ад своей души, который можно очистить от нечисти, наполнить жизнью и светом только вместе с распятым Христом. Крестом Своих добровольных страданий, наполненных безграничной любовью к человеку, как духовным мечем, пронзает Господь змия, и там, где была смерть, разрушение, смрад, нечистота, вдруг прорастают благодатные ростки жизни, веры, любви, чистоты, света.

Мы с вами живем в маленьком городке на северо-западе Ленинградской области, живем, не оглядываясь назад, не вникая в перипетии нашей истории, не осознавая, что ходим по земле, пропитанной кровью многих поколений. Эти земли, за многовековую историю повидали столько войн, разорений, страданий, смертей, столько раз были завоеваны разными народами, ломавшими под себя коренное население, разрушавшими все, созданное другими, взлелеянное. И каждый раз, практически на пепелище, в первую очередь строили храм, или восстанавливали разрушенный, и потихоньку возрождалась жизнь, обрастая новыми корнями и святынями.

В конце 2-й мировой войны, когда советские войска вошли в наш город, первое, что они сделали – водрузили красное знамя на куполе нашего собора. Сохранилась послевоенная фотография, сделанная с самолёта: на фоне городских развалин и обуглившихся печных труб — невредимы стоят лишь два православных храма и лютеранская кирха. Но то, что чудом и милостью Божьей пощадила война, могло быть уничтожено человеческим равнодушием и бесчинством. После войны храмы города закрыли, слава Богу не взорвали, не уничтожили, но хорошенько осквернили, превращая то в склады, то в хранилища, типографии, комбинаты бытового обслуживания. Храмовые территории приходили в запустение, кладбище вокруг церкви Всех святых осквернили, и сам храм, без надлежащего ухода, ремонта, — обветшал и начал понемногу разрушаться.

Но все же храмы жили, жили какой-то невидимой нашим грубым телесным взорам таинственной жизнью. В разрушенных, оскверненных храмах богослужения совершали невидимо ангелы. И лишь иногда, случайный прохожий, забредший из любопытства, или от скуки, к заброшенному храму, краем уха слышал доносящееся, не весть откуда, тихое молитвенное пение, либо отголоски колокольного звона, настойчиво призывающего к пробуждению. Услышит прохожий, остановится, призадумается, и, может быть дрогнет в сердце тонкая струнка тоски по Богу. Старожилы говорили, что периодически слышались такие звуки в стенах заброшенного храма Всех святых, собора Рождества Пресвятой Богородицы, а также по ночам коридоров школы № 4, где в древности находился монастырь…

А храмы, пусть и поруганные, заброшенные — стояли, и своим стоянием, вопреки всему, уже свидетельствовали о вечности, о Правде Христовой, о Его любви и Крестной жертве. Когда-то величественные и красивые, стояли они в советское время, как немые свидетели, как раненые воины Христовы с покосившимися главками куполов, как будто склонив голову в слезной, покаянной молитве за нас, грешных.

Многие из вас, наверняка бывали в храме Всех святых подворья Валаамского монастыря и видели напротив алтарной стены храма, вросший в землю, старый, покосившийся Крест. Возможно вы слышали чудесную историю этого Креста, рассказанную очевидцем и передаваемую из уст в уста вот уже второе десятилетие.

Этот крест стоял на куполе заброшенного храма, стоял, сколько было сил. И вот наступил тот момент, когда кресту стало невмоготу держаться на своём месте. Физические законы тления были неумолимы, деревянные подпорки сгнили, и всей своей тяжестью крест повалился на бок и нехотя, как в замедленной киносъёмке, полетел вниз.

Свидетелем этого падения, кроме самого роняющего крест храма, был один мальчишка, что играл неподалёку. Его звали Петькой. Он услышал треск, взметнул взгляд наверх и увидел это тягучее падение, заставившее его на несколько секунд оцепенеть. Но оцепенение не могло быть слишком долгим. Спохватившись, как только крест исчез из вида, упав на южную сторону от церкви, Петька очнулся от потрясения и припустил туда же.

Ещё подбегая, он удивился, что крест воткнулся в землю и что он на самом деле оказался таким большим. Крест слегка надломился, обнажив на изломе старую чугунную плоть, но стоял также ровно, как солдат на посту, как будто сам не заметил своего падения и все еще ощущал себя возвышающимся на куполе храма над верхушками деревьев, домами, людьми, миром.

Когда Петька подошел поближе, то обнаружил потрясающую картину: крест не просто врезался в землю, но, пронзая плоть земли, он рассек пополам змею! Может – того «древнего змия»… Змея была ещё жива и двумя кольцами билась под крестом. Конечно, Петька был мал, не мог понимать глубокий символизм этого потрясающего видения, которое он наблюдал своими телесными очами, но удивительная картина настолько врезалась в его память, что вновь и вновь всплывала перед глазами, наполняясь все большими вопросами и смыслами.

И когда Пётр, в зрелом уже возрасте, обратился к Богу и был Им призван, то рассказывал часто историю о кресте, который, даже падая — побеждает!

Великая Пятница Страстной седмицы. Заходим в храм с маленьким сынишкой 3-х лет, чтобы поклониться Жертвенной Любви, великим Страданиях Христовым. Сначала подходим к большому Распятию. Леша останавливается, высоко задрав головку, долго разглядывает Спасителя. Что происходит в его головке… Вдруг малыш оборачивается и заговорщицким шепотом спрашивает:

— Мама, это кто – Христос?

— Да, это Христос, сынок.

— Мама, посмотри, у Него ножки болят и ручки болят.

На минуту замолкает, жалостливо глядя на Христа, потом вдруг радостно, словно его осенила хорошая мысль, шепчет:

— Мама, а давай я Христу ножки поцелую и Ему не будет так больно, а потом ты Ему ножки поцелуешь, и Ему еще лучше станет, а потом Ему ножки поцелуют все дяди и тети, и у Него не будут ножки болеть.

С умилением глажу сыночка по головке и сквозь слезы шепчу:

— Конечно, мое солнышко, поцелуй Христу ножки, и я поцелую, будем стараться не грешить, чтобы Христу не было больно.

Мы целуем ноги Спасителя, с кровавыми ранами, прибитые ко Кресту. Моего сыночка это не пугает, а подвигает на сострадание и желание помочь, облегчить боль. Отходя от Креста, я подумала: «А ведь, действительно, мой сынуля, не ведая того, сказал удивительно глубокую истину: наша любовь, со-страдание Христу, сподвигает нас нести этот Крест вместе с Ним, тем самым облегчая Его страдания, боль за нас. И мы сами становимся от этого немного чище, светлее, милосерднее. Христос входит в наши сердца».

Подходим с Лешей к святой Плащанице, поставленной посреди храма на гробнице, украшенной обилием белых лилий и кроваво-красных гвоздик. Под трогательное пение хора «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного…», молящиеся чинно, друг за дружкой подходят приложиться к Плащанице, с трепетом и благоговением склоняясь в земном поклоне перед величием Жертвы Господней. Идем и мы. Леша целует изображенные на Плащанице стопы Христа, Святое Евангелие, задерживается немного, внимательно вглядываясь в Лик Спасителя, и в волнении шепчет:

— Мама, Христос спит, значит Ему уже не больно, Ему хорошо, Он отдыхает. Давай будем тихонько шуметь, чтобы Его не разбудить, пусть спит, ведь Ему так было больно…

Закончилась служба. Напоследок, хочется еще раз подойти, приложиться к святыне, напитаться благодатной помощью Господней любви. Проходя мимо Распятия, Леша вдруг останавливается и со знанием дела мне говорит:

— Мама, это не Христос, это Христос Воскрес!

Резко поворачивается и весело шагает к выходу. По дороге домой ни с того, ни с сего мой сынишка начинает петь: «Христос анести ек некрон танато патиса ке ти мни маси зо ин хари-са-ме-нос». Леша еще совсем маленький, конечно, слов он не понимает, какие-то слова пропускает, какие-то коверкает. Старшая сестричка любит петь ему эту песню перед сном, вот он и запомнил. Почему-то это незнакомое сплетение букв ему очень нравится. Спрашиваю:

— Леша, о чем это ты поешь?

Он нетерпеливо объясняет непонятливой мамочке:

— Понимаешь, «хари-са-ме-нос»! Мама, это ведь песенка про Христос Воскресе!

Идем дальше, мой молитвенник продолжает петь пасхальный гимн. И постепенно радость наполняет мое сердце: Христос Воскрес! Завтра, в Великую Субботу, Он разрушит врата ада, разрушит тьму наших грешных душ и озарит нас светом Своего преславного Воскресения, вольет в наши сердца всю полноту Жизни – Жизни с Богом, Жизни во Христе. Нам, грешным, нужно пройти тернистый путь поста, покаяния, слез, ушибов и падений, чтобы узреть Воскресшего Христа.

Только для младенцев круглый год «Христос Воскресе», для них приоткрыта завеса вечности и нескончаемой радости своего, неведомого нам, общения с Богом. «Будьте как дети, ибо их есть Царство Небесное», — сказал Христос, и повторяет нам вновь и вновь, показывая безграничное доверие Богу таких вот чистых душ, чтобы и мы учились также доверять Ему, любить, сострадать и радоваться.

Страница просмотрена (95) раз

Кто выдумал сказку о безоблачном детстве? Наверное, тот, кто родился взрослым, человек, забывший, что сам был ребенком.

Миф о беззаботном детстве мне никогда не внушал доверия. И фраза взрослого, сказанная со вздохом ребенку: «Эх, мне бы твои проблемы», — обижала и отталкивала. Слишком свежи в памяти детские слезы, обиды и разочарования. Детство моё не было ни счастливым, ни несчастным. Как у всех детей, в нем были свои скорби и горести, свои радости и чудеса.

Недавно мне довелось пережить ощущение детского горя вновь. Моя четырёхлетняя дочь Маша забыла в садике любимую игрушку — ободранного тигрёнка. В 11 часов вечера из детской послышался плач. Маша сидела на кровати и горько плакала: «Я забыла в садике своего тигрёнка! Как он там будет без меня? Ему страшно и холодно. Он всю ночь не будет спать, будет смотреть в окно и плакать — где же его Маша!» В этих словах, полных слёз и надрыва, меня удивило то, что плакала она не о себе и не о том, что ей не уснуть без игрушки. Слёзы эти были о том другом, которому сейчас гораздо хуже. Глядя на неё, я понимала, что именно так рождается человек — скорбями и состраданием. Если проживать с ребёнком его горе и радости, жить его реалиями, жизнь эта уже не покажется шуточной и беззаботной.

Часто приходится слышать евангельскую цитату «будьте как дети». Фраза эта даже вошла в моду благодаря повсеместной пропаганде инфантилизма как образа жизни. И когда в очередной раз от ортодоксально настроенного человека я слышу, что, исполняя заповеди Христа, он бегает по газонам с разноцветными шарами, я недоумеваю.

Христос говорит — будьте как дети (см. Мф. 18, 3), и в этом «будьте» есть что-то знакомое, философское — быть, а не казаться. Создать видимость впавшего в детство человека легко, только выглядит это как-то не по-христиански приторно. Впадать в детство особенно хочется тогда, когда нет желания терпеть скорби и нести свой крест, а душу разъедает ядовитый ропот.

Но надеть короткие штаны с рюшами и прыгнуть в песочницу к шепелявым друзьям — это вовсе не путь восхождения, а наоборот. Психологи называют это регрессией, дорогой вспять. Хотя, безусловно, и среди психологических школ есть такие, которые поощряют подобные всплески «души» и безумные поступки. Люди платят деньги своим психоаналитикам, летают во снах и наяву и думают о личностном росте. А совесть, та самая, евангельская, которая живёт в каждом из нас, почему-то подсказывает, что всё это «счастье» бутафорское и искусственное. Популярные ныне философско-психологические тенденции в большинстве своём как раз отличаются позитивным отношением к атрибутам детства. Но, не вникая в истинный смысл понятия «детство», на деле они учат быть целеустремлённым и расчётливым, иметь высокую самооценку и такие же высокие амбиции и сформированное отношение ко всем и вся. Под запретом психологов находятся открытость и доверчивость, сострадание и принятие ближнего.

Мыльные пузыри, кувыркания на траве и озорные поступки — безусловные атрибуты детства, его форма, но не суть. И по-евангельски чистыми и искренними эти детские выходки будут лишь тогда, когда будут соответствовать душевному настрою.

Сохранить в сердце частичку детства, остаться в душе ребёнком — вовсе не значит следовать инфантильным порывам души. И искренне радоваться восходящему солнышку и разноцветной от бензина луже можно лишь тогда, когда мы сможем и плакать, как дети, не надевая масок и не стыдясь своих чувств. Иначе и лужи, и солнце, и слёзы будут лишь маскарадным костюмом.

Душа ребёнка может жить в нас и дарить ощущение подлинности бытия. И совсем неважно, сидим ли мы в пыльных офисах за гудящими мониторами, ставим ли диагнозы в больницах или, с бóльшим или меньшим успехом, отрабатываем любой другой диплом.

Сохранить детство и оживить ребёнка в своей душе — значит вновь открыться миру, не гадая о цене, рискуя каждый миг, как рискует ребёнок, отдавая другу ту самую дорогую игрушку, купленную папой в командировке. Ребёнок в мир приходит именно таким — полным доверия и открытым миру. Но грех, вошедший в наше естество, в первые годы жизни заставляет глядеть на мир уже враждебно или, по крайней мере, с опаской.

Личностный рост, о котором сейчас так много шумят, на самом деле есть путь к человеку открытому и доверяющему, незлобивому и искреннему, возвращение к себе истинному, исконному. Путь этот лежит через весь мир, и идти по нему нужно всю жизнь. Сумевшие открыться и научившиеся доверять становятся святыми, постигшими Истину. Обросшие стереотипами и твердящие, что «никому нельзя нынче верить», — ворчливыми преждевременными стариками.

Ребёнок, которого мать ругает и шлёпает по мягкому месту, заливается слезами. И тут же тянет к ней ручки, доверчиво кричит ей «мамочка». Первоклассники, отчаянно дерущиеся каждый за свою правду, считают себя лучшими друзьями и не запоминают ни драк, ни обид. Каждый ли из нас так поступает со своим обидчиком и обличителем? Каждый ли так незлобив сейчас со своими родителями и предан друзьям, живущим каждый своей правдой? Этому незлобию и учит нас Христос, призывая быть словно дети. Этому незлобию учат нас святые. Батюшка Серафим, доверчиво встречая каждого и искренне ему радуясь, тоже имел горький опыт общения с людьми. Но опыт этот не родил предубеждения к людям. Да и мало ли их — святых, страдавших от предательств самых близких людей и не закрывавших никогда своего сердца и дверей своего дома?

Стать снова ребёнком — это пот и кровь. Через призму опыта и нажитой мудрости, ран и обид — снова открыть объятия миру, доверчиво склонив на плечо ближнему свою голову, — может каждый человек.

Дети беседуют с Богом. Иногда — твердят заученный и не понятный им текст молитв, но часто — говорят с Ним как с Близким, как с Отцом, забывая условности мира.

Я попросила свою семилетнюю дочь записать то, о чём она просит Бога. Захотелось оставить память о чистой детской просьбе (к сожалению, моё детство не оставило мне такой памяти). Она охотно согласилась и принялась за работу, предупредив меня, что будет писать только то, чего ей очень хочется.

Я готова была уже увидеть послание «деду морозу» с пожеланиями подарков и конфет, когда на мой стол легло письмо на листке в косую линию. Удивил красивый, ровный почерк, словно выведенный для высокой оценки. «Ты же сама говоришь, что Бог всегда рядом и всё видит!» — сказала Саша в ответ на моё недоумение. «А, ну да!» — только и нашла я что ответить (вот уж не думала, что ребёнок это примет так на веру).

Она просила то, чего ей очень хотелось: «Здравствуй, Бог! — было написано там. — Я хочу, чтобы у папы было всё хорошо с работой, а Маша слушалась маму. А у Насти не болел больше живот. Я бы хотела, чтобы Ты помог Диане, и она перестала колдовать над водой. До свиданья, Бог!» Это было письмо детства, с напоминанием о том, сколько важного утеряно где-то между средними и старшими классами школы, или когда-то ещё.

Может быть, не впадая в детство, а возвращаясь в него, и я ещё имею шанс снова научиться желать счастья ближнему как себе самой? И делать это своим желанием, своей потребностью, своей молитвой.

Господь в Евангелии неоднократно призывает каждого человека уподобиться ребенку. Будьте «как дети» (Мф. 18: 3), «ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10: 14).

Каждый человек растет, развивается, становится взрослее. И это не только реальность нашего времени. Даже до грехопадения человек был призван возрастать в любви Божией, развивать свои способности. Так, он познавал творение Божие, нарекал имена животным (см.: Быт. 2: 20). По мысли святителя Василия Великого, древо познания добра и зла «было дано для того, что нужна была заповедь для нашего послушания». То есть и в раю человек воспитывался, развивался.

Так же и мы, взрослея, призваны становиться лучше, возрастать физически и духовно. Мы должны овладевать своими способностями и развивать дары Божии. Неужели вопреки этому Господь говорит: «Будьте как дети» - неумелые, неразвитые, беспомощные? Интуитивно мы с вами понимаем, что Он имеет в виду. Каждый, видя ребенка, чувствует, что мы потеряли, взрослея, в чем дети действительно лучше нас. Давайте постараемся немного разобраться в том, что же Христос так ценил в детях.

В раннем возрасте дети еще сохраняют поразительную целостность ума, сердца и воли. Им чужды такие качества взрослого человека, как двоедушие, лукавство, лицемерие. Гармония в душе ребенка позволяет видеть гармонию и вокруг себя. Получается, что это и есть то подлинное Царство Божие, которое находится «внутри нас» (Лк. 17: 21).

Детям свойственна простота, непосредственность, особая реалистичность души. Мир фантазии и мир реальности зачастую не имеют четких границ. Осваивая окружающий мир, они тут же творят что-то новое, воспринимая свою фантазию ничуть не менее реально, чем мир вокруг. Это же касается и времени. Вспомните, как долго ребенок осваивает наши привычные временные категории. Он уже хорошо говорит, многое знает и помнит, но, например, «вчера» и «год назад» для него одно и то же, прошлое живет в настоящем, а настоящее довлеет над будущим. Можно сказать, что это образ будущей жизни в вечности.

Мы, получив многие знания и опыт, теряем прямую связь сердца с Богом, свойственную детям

Дети по природе своей открыты, общительны. Они впитывают в себя новые знания, а сердце их открыто для слова Божиего, добра, света. Христос, видя, как дети тянутся к Нему, внимают духом любви и чистотой сердца, в Своей молитве к Отцу Небесному говорит: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф. 11: 25). Мы, обладая многими знаниями, разумом и опытом, теряем прямую связь сердца с Богом.

Доверчивость и благорасположенность к людям. Детям не свойственна неприязнь, злоба, вражда, ненависть к кому-либо. «На злое будьте младенцами» (1 Кор. 14: 20), - говорит апостол Павел, имея в виду то, как дети зачастую даже не видят зла вокруг, а если и чувствуют злое против себя, то очень быстро забывают и прощают обидчиков. Действительно, подобное познается подобным. Ребенок, по свойствам своим не знающий зла, не будет видеть этого зла и вокруг. Родитель, с гневом наказывающий своего ребенка, еще долго будет чувствовать тяжесть в своем сердце - последствие совершенного им греха. Ребенок же, быстро простив, снова бежит к родителю с полным любви сердцем. Все доброе, чистое вызывает у ребенка доверие и притяжение.

Вера для детей естественна, она является опытной частью их жизни. Наоборот, им несвойственны сомнения, колебания, лукавые мудрования и самооправдания. Их вера безотчетная и при этом искренняя. Ребенок с любой бедой бежит к маме, зная, что она поможет всегда. Эта вера в безусловную любовь и помощь распространяется и на жизнь духовную, естественная для ребенка вера в Бога формируется на опыте любви и доверии родителям. Дети верят в слова взрослых, для них эти слова то же, что и дела их. Если родители не бросают слов на ветер, а подтверждают разумные слова разумными делами, то обретают авторитет в глазах детей, полное доверие и сердечную дружбу. Вера детей во взрослых, вера последних в детей ведут к глубокой, искренней и естественной вере в Бога.

Ребенок обладает естественным смирением. Взрослея, мы отступаем от этой спасительной добродетели

Когда ученики спросили Христа: кто больше всех в Царстве Небесном, то Он, поставив дитя посреди них, сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в … Кто умалится [смирится], как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18: 1-4). Ребенок от рождения «умален», он обладает естественным смирением, скромностью. Взрослея, мы теряем эту спасительную добродетель и взращиваем в себе гордость, честолюбие, тщеславие. Мы уже считаем себя если и не лучше всех, то уж точно не хуже. Причем часто мы с раннего детства воспитываем в своих детях стремление быть лучше других.

Получается, что ребенок от рождения уже обладает многими качествами для жизни в Царстве Божием, но по мере взросления они ослабевают, теряются или даже заменяются противоположными страстями. Во многом этому способствуют те примеры, которые окружают растущего ребенка. Мы формируем себе подобных людей. Не имея подлинной духовной жизни, заботясь прежде всего о ценностях «мира сего», способствуем скорому отходу наших детей от их еще мало испорченной природы.

Существует путь избранных еще от чрева матери, примеры которых мы видим в житиях святых, угодивших Богу своей святой жизнью от младенчества. Однако для нас с вами Господь предлагает второй путь - путь возвращения к смиренному детскому духу: духу веры, любви, скромности, чистоты и безграничного упования на Бога.

Уча Своих учеников практическим навыкам духовной жизни, вере в Бога и условиям, благодаря, которым человек может стать наследником спасения от вечной гибели, Иисус Христос поставил в пример детей: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Матф.18:2-4). Как ни странно, взрослым у детей можно многому научиться. Ведь жесткие реалии жизни грешной земли заставили взрослых оставить немало ценных качеств в своем детстве. Иисус, указывая на детей косвенно возвращает память взрослых в лучшие годы своей жизни. Он проводит параллели между отношением детей к своим родителям и отношением людей к своему Богу Творцу.

Чему могут нас научить дети?
Вера и доверие
Посмотрите на веру детей. Дети, в отличие от взрослых, склонны легко поверить на слово. Сказать, что малые дети более доверчивы родителям, чем взрослые, это ничего не сказать. Как правило, изначально дети верят своим родителям на все 100%. Попробуйте серьезно сказать своему провинившемуся маленькому ребенку: «Так, сейчас буду лечить тебя от непослушания. Буду делать тебе укол». Вы увидите, сколько веры будет в его испуганных глазах. Он в страхе, со слезами будет громко просить вас этого не делать, хотя вы просто его припугнули. Кстати, подобными запугиваниями с целью добиться послушания родители постепенно ослабляют доверие своих маленьких детей. Когда мы что-то хорошее обещаем детям, то они этого с нетерпением ждут так, как будто обещанное находится уже в их руках. Если обещание не исполнено, они в недоумении на своем уровне переживают ужасное разочарование. В отличие от взрослых, дети не страдают скептицизмом. Они склонны верить чудесам. У них нет приземленного ограниченного опыта, который якобы доказывает, что чудес не существует. Используя пример абсолютного доверия детей, Иисус учит людей также доверять Богу и Его Слову. Однажды ангел Гавриил, сообщая Марии о чудесном рождении Спасителя, утвердительно сказал: «Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Луки 1:37).
Откровенность и искренность
В отличие от взрослых, малые дети весьма откровенны и искренни. Они не так лицемерны и лукавы. Они без всяких комплексов выдадут дяде Пете и тете Люсе все, что папа и мама говорили о них на кухне. Перед Богом наша жизнь как открытая книга. Он лично не нуждается в дополнительной информации о нас. То, что видит Он, является абсолютной правдой. От него невозможно что-либо скрыть. Тем не менее Господь ценит нашу искренность и откровенность. Ведь искренне и откровенно о себе, своих мыслях и чувствах мы говорим только с самыми близкими – теми, кому мы доверяем. Когда мы с искренностью изливаем душу в молитве Богу, Он нас слышит. Библия именно к этому и призывает: «Надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище» (Псал.61:9).
Дети не злопамятны
Малые дети быстро забывают обиды. Когда их наказывают родители, они не ожесточаются, как взрослые дети, а после этого способны проявлять еще больше любви. Они понимают, что родители, которые их наказывают, любят их и без них они не представляют себе жизни. Малые дети не обвиняют родителей во всех своих проблемах. Когда им плохо, они не убегают от них, а наоборот, сразу же просят у них помощи. «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю», – однажды сказал Спаситель. Также и по отношению к сверстникам, они те держат зла и обид. При встрече после любой ссоры они не вспоминают и не требуют «справедливости», главное чтоб у них было общее занятие- в песочнице или с велосипедом…
Привязанность и покровительство
Малые дети, в отличие от взрослых, чрезвычайно привязаны к своим родителям. Они не мыслят себе даже и дня без мамы и папы. Они знают, что их папа и мама самые лучшие. Когда ребенок в толпе теряет из виду своих родителей, он сразу начинает паниковать и искать их испуганным взглядом. Дети не стесняются признавать свои слабости. Они поэтому и обращаются за помощью к ним. О Своей родительской любви Бог говорит: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Исаия 49:15).
Обратитесь
Иисус Христос не только приводит детей в пример Своим ученикам. Он прямо их призывает: «Если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное». Кажется, кто-кто, а ученики Иисуса уж точно должны были полностью соответствовать ожиданиям Спасителя. Тем не менее Иисус призывал их обратиться по-настоящему. Как оказалось, тогда они еще не верили Иисусу на все 100%. Они не воспринимали серьезно Его предсказания о Своей смерти и воскресении. Только когда это произошло, ученики были потрясены до глубины души. Только тогда они осознали – оказывается, Иисус был всегда прав. Он никогда не ошибался. «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу верил, что Он есть и ищущим Его воздает» (Евр.11:6).
Обратиться – покаяться, означает перемена образа жизни. Взрослые люди гордятся пережитым опытом: военными действиями, трудовыми заслугами, рожденными детьми, образованием и др. Поэтому им трудно признать что жизнь без послушания Богу не заслуживает спасения и обречена на погибель. Чтоб обратиться и покаяться необходимо в полном смирении не только прийти к «нолю» своей жизни, но и осознать свое испорченное, обреченное состояние без Бога. И только глубокая вера, как у детей даст силы склониться пред Христом и принять Его как искупителя от погибели и подчинить Ему дальнейшую свою жизнь. «Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим.10:9,10). Вот почему подавляющее большинство приходят к Богу, обращаются в молодые годы.

Господь говорит апостолам, что Евангелие учреждает Царство Божье. Разве существовало когда-нибудь царство, в котором не было детей? Как оно могло бы развиваться без них? Иисус говорит нам, что дети допускаются в Царство Божье. И не только отдельные дети как исключение допускаются в него, но "таковых есть Царствие Божие".

Я не намерен уходить в сторону от прямого смысла этих слов или высказывать предположение, что Он имел в виду, будто Царство Божье состоит из тех, кто уподобился детям. Очевидно, Он говорил о тех детях, которые стояли в тот момент перед Ним - о младенцах и маленьких детях: "Ибо таковых есть Царствие Божие". В каждом царстве есть дети. Есть дети и в Царстве Христа. Я не уверен, что Джон Ньютон был не прав, заявив, что большинство тех, кто находится сейчас в Царстве Божьем, - дети. Когда я думаю об огромном количестве умерших младенцев, заполнивших небесные улицы, меня безмерно радует мысль, что, несмотря на то что поколение за поколением люди умирали в неверии и без покаяния, бесчисленные множества детей после смерти устремлялись на небеса, спасенные милостью Бога и оправданные Кровью Христа, чтобы петь хвалу Господу пред Его вечным троном.

"Ибо таковых есть Царствие Божие". Они задают тон и являются отличительной особенностью Царства; это скорее царство детей, нежели взрослых.

Наш Господь говорит, что войти в Царство Божье можно лишь приняв его: "...кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него" (Лук.18:17). Мы не войдем в Царство Божье, решив какую-то глубокую проблему или избавившись от чего-то внутри себя. Мы войдем туда, приняв в себя нечто тайное. Мы войдем в Царство, когда оно войдет в нас: оно принимает нас, когда мы принимаем его. Следовательно, если для того, чтобы войти в Царство Божье нужно путем усилий и размышлений удалить грех из человеческого разума, тогда очень мало детей смогут войти в него. Но вход в него зависит от чего-то, что нужно просто принять на веру.

Таким образом, дети могут войти в него. Те дети, которые уже достаточно созрели, чтобы согрешить и получить прощение по вере, должны слушать Евангелие и таким образом войти в Царство Божье. Они в состоянии сделать это с помощью Духа Святого. В этом нет сомнения, ибо огромное количество детей уже сделало это. Я не могу сказать, в каком возрасте дети могут познать Христа, но это происходит гораздо раньше, чем некоторые могут себе представить. Мы видели и знали детей, которые представляли множество доказательств того, что они приняли Христа и поверили в Него в самом раннем возрасте. Некоторые из них умерли с торжеством, другие проживут благотворной жизнью, многие из них превратились в мужчин и женщин и стали почетными членами церкви.

Мы знаем, что младенцы попадают в Царство Божье, потому что убеждены: все представители человечества, умершие в младенчестве, являются избранниками Божьей милости и участниками искупления, совершенного нашим Господом Иисусом. Что бы ни думали некоторые люди, весь дух и тон Слова Божьего, как и суть Самого Бога, убеждают нас, что те, кто покидает этот мир в младенчестве, спасены.

Хорошо, но в силу чего они попадают в Царство Божье, ведь мы тоже можем получить его таким же образом? Конечно же, дети не получают Царство Божье ни своим рождением, ни кровью, так как в Евангелии от Иоанна четко сказано, что Божьи чада рождаются не от крови и плоти. Упраздняются все привилегии, связанные с происхождением, и ни одно дитя не входит в Царство Божье только потому, что родители его были набожными людьми. Ни перед одним ребенком не закроются двери Царства потому лишь, что его предками были атеисты или идолопоклонники. Я глубоко убежден, что дитя магометанина или католика, буддиста или каннибала, умершее в младенчестве, так же будет спасено, как и дитя христианина. Не может быть спасения по крови или по рождению, потому что законы Евангелия не признают его. Если дети спасены, в чем мы твердо уверены, они должны быть спасены лишь волей и милостью Божьей, потому что Он сделал их Своими собственными.

Дети, рожденные в Китае или Японии и умершие в младенчестве, так же спасены, как и те, что родились и умерли в Англии или Шотландии. Дети темнокожих матерей, младенцы из крааля готтентотов или вигвама краснокожих индейцев так же получают спасение, которое не зависит от внешних обрядов или от мистической власти священников. Они вознесены в Небесное Царство щедрой и суверенной милостью Бога. Тогда в силу чего они спасены? За свои дела? Нет, ведь они не успели еще ничего сделать. За свою природную невинность? Нет, потому что если бы эта невинность позволила им войти в Царство Небесное, ее было бы достаточно, чтобы уберечь их от боли и смерти. Если на них не лежит в какой-то степени грех, то почему же они страдают? Грех, который им приписывают и из-за которого они умирают, разубеждает нас в том, что они попадают на небеса по праву невинности. Они умирают из-за грехопадения Адама. Грустные последствия рождения в семье падших родителей.

Обратите внимание на их трогательный взгляд, когда эти дорогие крошки, перенося страдания, кажется, спрашивают: "За что мы переносим такую боль?" Мы смотрим на них с глубочайшей печалью, потому что ничем не можем им помочь, и задумываемся о таинственных связях, которые объединяют человечество в его падении и горе.

Муки умирающего ребенка - это доказательство грехопадения Адама и его последствий. Дорогие малютки вновь живут, потому что Иисус умер и воскрес опять, а они пребывают в Нем. Они ушли из жизни, если иметь в виду земную жизнь, за грех, который не совершали, но они также живут вечно благодаря праведности, к которой не имеют никакого отношения, равной праведности Иисуса Христа, искупившего их грехи. Мы знаем мало, но предполагаем, что они пережили возрождение, прежде чем вошли в Небесное Царство, потому что рожденное от плоти есть плоть, а для того чтобы войти в духовный мир, они должны получить рождение от Духа. Но какими бы они ни были, очевидно, что дети входят в Царство Божье не силой интеллекта или воли или благодаря своим заслугам, а благодаря щедрой милости, не имеющей никакого отношения к тому, что они совершили или почувствовали. Точно так же и вы попадете в Царство Небесное щедрой милостью, а вовсе не властью или заслугами своими. Вы попадете туда исключительно милостью Божьей, как если бы вы никогда не жили праведной жизнью и не имели ни единой добродетели.

А теперь мы должны подумать о других детях, о тех, кто вышел из младенческого возраста и способен совершить настоящий грех, познать Христа и обратиться к Нему. Многие из них вошли в Царство Небесное по вере. Ну, а если они получили Царство Божье, то и мы должны его получить. Как получают его дети? Ребенок воспринимает весть Евангелия со смирением, с простой верой и духовностью. Дети не во всем для нас пример, потому что совершают ошибки, которых мы должны избегать, но в одном следует подражать им - в том, как они получают Царство Божье.

Как получает его ребенок? Прежде всего, со смирением. В нем достаточно смирения, чтобы не иметь предрассудков. Возьмите ребенка и расскажите ему об Иисусе Христе Спасителе, и если Бог благословит рассказ о смерти Иисуса на кресте, ребенок поверит в Него, он получит Царство без всяких ложных представлений и понятий, с которыми надо было бы бороться взрослому. Многие люди приходят послушать проповедь Евангелия, убежденные в том, что Иисус Христос всего лишь человек. Они не могут избавиться от этого предубеждения и, таким образом, не воспринимают Господа Иисуса Христа. Другие люди приходят послушать Слово Божье, памятуя все, что они слышали или читали о язычестве, ереси и богохульстве. Какую могут они извлечь пользу от проповеди, пока это хранится в их памяти? Некоторые из тех, кто приходит в церковь, переполнены чувством гордости и самоуверенности, другие убеждены, что духовенство способно лишь на козни и интриги, третьи же придают значение лишь обрядам и церемониям. Если бы мы могли убрать весь этот хлам из каждой души, тогда была бы какая-нибудь надежда, а пока это большая преграда.

У ребенка же, слушающего историю о любви Бога через Иисуса Христа, нет этих предрассудков, которые мешали бы ему слушать. Вполне вероятно, он даже и не подозревает о тех пороках, которые изобрел человек, и он благословен в своем неведении. Довольно скоро он узнает грех, но теперь смиренно впитывает Слово и молится:

"Добрый Иисус, кроткий и нежный, Взгляни на меня, малыша! Пожалей наивного ребенка, Не допусти, чтобы погибла моя душа. Освобождение от предвзятого мнения - вот в чем мы крайне нуждаемся. Именно так, как верит ваш маленький мальчик или маленькая девочка, должны верить и вы. Это единственный способ для пастуха и ученого мужа, философа и крестьянина. Дитя принимает Христа смиренно, потому что не мечтает о заслугах или преимуществах. Я не по мню чтобы мне когда-нибудь встретился ребенок, которому пришлось бы преодолевать чувство гордости и самоуверенности, чтобы прийти ко Христу.

Статьи по теме: