Вербальная агрессия и психологическое давление: как дать отпор хаму или манипулятору. Он не любит строить конструктивный диалог. Противостояние любителю покомандовать

Если проанализировать мотивы людей, которые вступают в брак, то главной потребностью семейной жизни является чувство безопасности, в котором нуждается едва ли не каждый человек. Но, увы, не всегда чувство безопасности нам абсолютно гарантировано, более того, часто партнер не очень-то готов обеспечивать нам безопасность или не знает, как это сделать. А в некоторых случаях может отыгрывать собственные сценарии, в которых безопасность партнера не является ценностью.

Под безопасностью мы понимаем не только физический ее аспект, но и психологический. Часто психологическое почти не заметно и выглядит как желание «улучшить» партнера, «сделать ему добро», дать ему свое понимание, что есть «правильно», а что «неправильно» в его жизни. При этом психологическое насилие могут применять как мужчины, так и женщины и по отношению друг к другу, и по отношению к детям. Важно уметь распознать его на ранней стадии, считает Екатерина Гольцберг, психолог проекта #Небийдитину ГО «Бітьківська спілка».

Обесценивание

Обесценивается все: вклад в семью («ты не зарабатываешь», «сидишь дома», «суп пересолен»), личность партнера («ты не развиваешься»), внешность («ты толстый/-ая»). Партнер или ребенок постоянно подвергается критике, ему постоянно указывают на его недостатки и просчеты, часто это выглядит как высмеивание при других людях, где целью является вызов чувства вины и стыда, которые развиваются в комплексы неполноценности. Часто человеку очень сложно восстановиться после таких отношений, теряется как вера в партнерство, так и вера в себя.

Контроль

Как правило, партнер или родитель устанавливает очень жесткий контроль над тем, что делает, с кем общается, куда ходит и как одевается его партнер или ребенок. Он настаивает на том, чтобы с ним всегда советовались по поводу принятия даже самых незначительных решений, он контролирует финансы, телефонные разговоры, соцсети, контакты, увлечения. В случае неподчинения его воле – старается наказать, усилив все формы ограничений и подавляя волю жесткими запретами, часто сопровождающимися шантажом или истериками.

Газлайтинг

Одна из самых жестких и непереносимых форм психологического насилия скрывается за таким элегантным словом. Человек, который использует , отказывает своему партнеру или ребенку в адекватности: «тебе показалось», «этого не было», «ты просто не понимаешь этого». Часто отрицаются события, чувства, эмоции. Человек, который подвергся газлайтингу, чувствует, словно он сходит с ума. Очень часто газлайтингу подвергаются жертвы сексуального насилия, когда насильник постоянно внушает жертве, что она что-то не так понимает, или вообще отрицает факт насилия. Точно так же могут поступать и близкие люди, которые не верят жертве, обвиняя ее в странных фантазиях и отказываясь верить в происходящее.

Игнорирование

Эмоциональное отстранение очень тяжело переносят дети, так как значимость привязанности к взрослому для них является ключевым для возникновения базового доверия к миру в целом. Ребенок ощущает, что если самому важному и значимому человеку наплевать на его чувства, эмоции и дела, то уж чужим людям он точно не будет нужен. Игнорирование часто становится причиной возникновения суицидальных мыслей и других радикальных форм привлечения к себе внимания. Взрослые тоже сложно справляются с постоянным игнорированием их потребностей и чувств, что вызывает чувство вины и безысходности.

Изоляция

Изоляция отличается от игнорирования тем, что не сам насильник отстраняется от партнера, а заставляет его исключить из своей жизни близких и друзей, всех, кроме него. Таким образом насильник замыкает на себе все коммуникации партнера или ребенка. Лишаясь поддержки, а как правило, жертве запрещается любое общение с родственниками, насильник делает жертву полностью эмоционально зависимой от себя. Так же исключаются из общения друзья и коллеги, что приводит к потере даже теоретической возможности попросить кого-либо о помощи.

Шантаж и запугивание

Задачи этих форм психологического насилия – лишить жертву собственной воли, собственного мнения, подчинить полностью своим желаниям и образу жизни. Часто при данных формах насилия человеку предъявляется материал интимного характера, который используется как компромат: «вот будешь себя плохо вести – расскажу, что ты мочишься в постель», «не будешь делать то, что я хочу – покажу всем твои фото ню». Чувство стыда и неловкости заставляет жертву отказываться от собственных планов в угоду желаниям насильника.

Как поступать

Какой бы ни была форма психологического насилия, важно знать, что справиться с насилием, находясь в отношениях с насильником, очень сложно. Поэтому очень важно сначала выйти из ситуации насилия, а потом уже разбираться с партнером. Выйти – это в буквальном смысле уйти от насильника, убежать или даже исчезнуть из его поля зрения. Ведь если вы будете находиться рядом, то насильник найдет способы влиять на вас, как делал это всегда. Очень сложно в этой ситуации детям, если психологическое насилие практикуют их собственные родители. Часто они интуитивно уходят из дома, пытаясь таким образом противостоять насилию.

В качестве профилактики психологического насилия важно развить в себе и в детях два, на мой взгляд, самых необходимых умения: умение критически мыслить и умение доверять своим чувствам.

Критическое мышление поможет распознать вовремя психологическое насилие, в процессе которого часто происходит огромное количество искажений фактов и событий.

Доверие своим чувства м помогает понять, что то, что происходит – действительно насилие, если в тот момент, когда рядом с вами насильник, вы чувствуете себя плохо. Важно уметь называть свои чувства, иметь близких людей, которые могут вас услышать и отрефлексировать ваши чувства, возможно, это будет профессиональный психолог.

И помните: просить о помощи не стыдно, скорее, это важная составляющая инстинкта самосохранения – базового инстинкта человека.


Если проанализировать мотивы людей, которые вступают в брак, то главной потребностью семейной жизни является чувство безопасности, в котором нуждается едва ли не каждый человек. Но, увы, не всегда чувство безопасности нам абсолютно гарантировано, более того, часто партнер не очень-то готов обеспечивать нам безопасность или не знает, как это сделать. А в некоторых случаях может отыгрывать собственные сценарии, в которых безопасность партнера не является ценностью.

Под безопасностью мы понимаем не только физический ее аспект, но и психологический. Часто психологическое насилие почти не заметно и выглядит как желание «улучшить» партнера, «сделать ему добро», дать ему свое понимание, что есть «правильно», а что «неправильно» в его жизни. При этом психологическое насилие могут применять как мужчины, так и женщины и по отношению друг к другу, и по отношению к детям. Важно уметь распознать его на ранней стадии.

Обесценивание

Обесценивается все: вклад в семью («ты не зарабатываешь», «сидишь дома», «суп пересолен»), личность партнера («ты не развиваешься»), внешность («ты толстый/-ая»). Партнер или ребенок постоянно подвергается критике, ему постоянно указывают на его недостатки и просчеты, часто это выглядит как высмеивание при других людях, где целью является вызов чувства вины и стыда, которые развиваются в комплексы неполноценности. Часто человеку очень сложно восстановиться после таких отношений, теряется как вера в партнерство, так и вера в себя.

Контроль

Как правило, партнер или родитель устанавливает очень жесткий контроль над тем, что делает, с кем общается, куда ходит и как одевается его партнер или ребенок. Он настаивает на том, чтобы с ним всегда советовались по поводу принятия даже самых незначительных решений, он контролирует финансы, телефонные разговоры, соцсети, контакты, увлечения. В случае неподчинения его воле - старается наказать, усилив все формы ограничений и подавляя волю жесткими запретами, часто сопровождающимися шантажом или истериками.

Газлайтинг

Одна из самых жестких и непереносимых форм психологического насилия скрывается за таким элегантным словом. Человек, который использует газлайтинг, отказывает своему партнеру или ребенку в адекватности: «тебе показалось», «этого не было», «ты просто не понимаешь этого». Часто отрицаются события, чувства, эмоции. Человек, который подвергся газлайтингу, чувствует, словно он сходит с ума. Очень часто газлайтингу подвергаются жертвы сексуального насилия, когда насильник постоянно внушает жертве, что она что-то не так понимает, или вообще отрицает факт насилия. Точно так же могут поступать и близкие люди, которые не верят жертве, обвиняя ее в странных фантазиях и отказываясь верить в происходящее.

Игнорирование

Эмоциональное отстранение очень тяжело переносят дети, так как значимость привязанности к взрослому для них является ключевым для возникновения базового доверия к миру в целом. Ребенок ощущает, что если самому важному и значимому человеку наплевать на его чувства, эмоции и дела, то уж чужим людям он точно не будет нужен. Игнорирование часто становится причиной возникновения суицидальных мыслей и других радикальных форм привлечения к себе внимания. Взрослые тоже сложно справляются с постоянным игнорированием их потребностей и чувств, что вызывает чувство вины и безысходности.

Изоляция

Изоляция отличается от игнорирования тем, что не сам насильник отстраняется от партнера, а заставляет его исключить из своей жизни близких и друзей, всех, кроме него. Таким образом насильник замыкает на себе все коммуникации партнера или ребенка. Лишаясь поддержки, а как правило, жертве запрещается любое общение с родственниками, насильник делает жертву полностью эмоционально зависимой от себя. Так же исключаются из общения друзья и коллеги, что приводит к потере даже теоретической возможности попросить кого-либо о помощи.

Шантаж и запугивание

Задачи этих форм психологического насилия - лишить жертву собственной воли, собственного мнения, подчинить полностью своим желаниям и образу жизни. Часто при данных формах насилия человеку предъявляется материал интимного характера, который используется как компромат: «вот будешь себя плохо вести - расскажу, что ты мочишься в постель», «не будешь делать то, что я хочу - покажу всем твои фото ню». Чувство стыда и неловкости заставляет жертву отказываться от собственных планов в угоду желаниям насильника.

Как поступать

Какой бы ни была форма психологического насилия, важно знать, что справиться с насилием, находясь в отношениях с насильником, очень сложно. Поэтому очень важно сначала выйти из ситуации насилия, а потом уже разбираться с партнером. Выйти - это в буквальном смысле уйти от насильника, убежать или даже исчезнуть из его поля зрения. Ведь если вы будете находиться рядом, то насильник найдет способы влиять на вас, как делал это всегда. Очень сложно в этой ситуации детям, если психологическое насилие практикуют их собственные родители. Часто они интуитивно уходят из дома, пытаясь таким образом противостоять насилию.

В качестве профилактики психологического насилия важно развить в себе и в детях два, на мой взгляд, самых необходимых умения: умение критически мыслить и умение доверять своим чувствам.

Критическое мышление поможет распознать вовремя психологическое насилие, в процессе которого часто происходит огромное количество искажений фактов и событий.

Доверие своим чувствам помогает понять, что то, что происходит - действительно насилие, если в тот момент, когда рядом с вами насильник, вы чувствуете себя плохо. Важно уметь называть свои чувства, иметь близких людей, которые могут вас услышать и отрефлексировать ваши чувства, возможно, это будет профессиональный психолог.

И помните: просить о помощи не стыдно, скорее, это важная составляющая инстинкта самосохранения - базового инстинкта человека.

Екатерина Гольцберг

О сексуальном и физическом насилии знают любые родители и стараются всячески защитить своих детей от него. Однако они часто травмируют чувства малыша словами, произнесёнными по неосторожности. Психологическое насилие в семье над ребенком считается популярнейшей проблемой. Чтобы понимать, как избежать травмирования психики малыша, требуется знать причины возникновения проблемы и её признаки.

Суть и причины

Для несовершеннолетнего человека первым социальным институтом считается семья. Ребёнок должен чувствовать себя в безопасности среди родственников. Однако случаются ситуации, когда малыш перестаёт ощущать безопасность и начинает бояться домочадцев и домашней обстановки в целом.

Насилие представляет собой силовое или психологическое воздействие негативного содержания. Подвержены этому влиянию слабые люди или дети. Но насильственные действия могут проявляться в бездействии. Если со стороны взрослых отсутствуют защитные действия, касающиеся безопасности ребёнка, это можно расценивать как косвенную угрозу.

Причины насильственного отношения:

  1. Сложившееся поведение взрослых по опыту воспитания прошлого ребёнка.
  2. Низкий социальный уровень развития семьи. Нестабильное экономическое положение, социальные факторы, безработица.
  3. Неудовлетворённость жизни взрослых. Низкая самооценка.
  4. Психологические заболевания родителей.
  5. Нежеланный ребёнок.
  6. Детские страхи родителей, сформировавшие их стиль воспитания.
  7. Достижение власти над ребёнком любыми способами. Принципиальное отношение.

Необходимо понимать, что психологическое воздействие в семье возникает из-за проблем с психикой родителей. Из-за этого работать над исправлением ситуации требуется начинать со взрослых и их детских проблем, неразрешённых конфликтов, страхов.

Виды

Существуют различные виды психологического насилия над детьми:

  1. Бездействие. Отсутствие защиты родителей при физическом или психическом давлении со стороны сверстников, других взрослых на ребёнка.
  2. Прямые и косвенные оскорбления.
  3. Умаление достоинств, талантов, добрых поступков малыша.

Помимо психологического существуют и другие разновидности насилия:

  1. Отсутствие должного ухода за малышом.
  2. Рукоприкладство. К этой разновидности насилия относятся любые физические действия, направленные на причинение боли ребёнку.
  3. Сексуальное насилие. Большая группа, включающая в себя различные действие сексуального характера. Педофилия, развратные действия, демонстрация порнографических картинок, видео, литературы, психологическое давление, принуждающее к сексуальным действиям.

К насилию относятся любые жестокие действия. Они могут носить психологически или физический характер и проявляться в различных поступках.

Признаки

Определить насилие, развивающееся в отдельной семье со стороны крайне сложно. Связано это с тем, что обычно такие социальные объединения не проявляют видимых признаком. Семья с процветающим насилием старается закрыться от посторонних, не проявляет социального интереса к другим людям. Между родственниками складываются взаимозависимые отношения, которые чётко разграничивают жертву и насильника. На вопросы о том, что происходит в семье ребёнка, он будет отводить глаза и стараться изменить тему разговора.

Закрытая социальнаяячейка, в которое процветает насилие, мало контактирует со сторонними людьми. Однако можно заметить некоторые признаки, указывающие на жестокое обращение к ребёнку:

  1. За стеной квартиры в которой живёт малыш с родителями слышны частые хлопки, удары, крики.
  2. Видимые следы побоев, появляющиеся периодично.
  3. Рваная одежда, неприятный внешний вид ребёнка.
  4. Плохое настроение, заплаканные глаза, неконтролируемые истерики у малыша.
  5. Боязнь идти домой.
  6. Повышенная тревожность, неоправданная агрессия к окружающим.
  7. Задержка в физическом, речевом, психологическом развитии.
  8. Депрессивное состояние.
  9. Сонливость, жалобы на мышечные боли.
  10. Нервный тик.
  11. Тремор.
  12. Информационная осведомлённость малыша в сексуальных вопросах.
  13. Сексуальные домогательства со стороны малыша к сверстникам, взрослым.
  14. Покорность, подчинение к любым требованиям.
  15. Проблемы с памятью, со сном, с аппетитом.
  16. Замкнутость, нежелание общаться со сверстниками.

Это далеко не все признаки, которые можно заметить за ребёнком. Чаще всего, их замечают воспитатели, учителя, лечащие врачи.

Последствия

После проявления любой формы насилия остаются определённые последствия, которые отображаются на дальнейшей жизни человека. К ним относятся:

  1. Постоянное чувство вины, стыда.
  2. Страх по незначительным поводам.
  3. Нервный тик.
  4. Двойственное поведение среди взрослых, сверстников, родственников.
  5. Частые депрессии, угнетённое состояние.
  6. Нарушения сна.
  7. Невозможность поддерживать нормальное общение со сверстниками.
  8. Страх одиночества или отвержения социума.
  9. Проблемы сексуального характера, преследующие человека на протяжении жизни.
  10. Психологические заболевания.
  11. Наплевательское отношение к окружающим.
  12. Агрессивное поведение в обществе.
  13. Возможное проявление насилия по отношению к детям, женщина, животным.
  14. Резкая смена настроения.
  15. Низкая самооценка, проявление ненависти к своему телу.

По отдельности эти последствия не могут говорить о проявлении насилия по направлению к человеку в детстве. Если они проявляются комплексно, следует насторожится и попытаться оказать ему психологическую помощь.

Диагностика

Когда родители ребёнка совершают непреднамеренные действия, которые относятся к насилию, диагностировать его становится сложнее. Большинство родителей знает метод воспитания по системе кнута и пряника. В этом случае по отношению к ребёнку жестокость будет проявляться за его провинности. Он будет понимать, что виноват и не расскажет воспитателям о насилии, применяемом к нему.

Чтобы диагностировать физическое насилие, психологу или воспитателю требуется пообщаться с родителями жертвы. Во время разговора нужно учитывать такие моменты:

  1. Тревожность, нервозность взрослых.
  2. Обвинения, применяемые в отношении ребёнка.
  3. Преувеличение общей ситуации в собственную пользу.
  4. Ложные показания.

Родители, проявляющие насилие по отношению к детям, могут крайне негативно реагировать на критику в их адрес от посторонних людей. Диагностировать физическое насилие проще, чем психологическое. У ребёнка будут частые жалобы на здоровье, визуальные травмы, вызывающие подозрения.

Чтобы диагностировать насильственные действия физического, психологического, сексуального характера у малыша, требуется пообщаться с ним. При разговоре обращать внимания на следующие моменты:

  1. Нервозность.
  2. Отведение глаз. Попытки сменить тему разговора.
  3. Плач, неконтролируемая истерика.
  4. Защита действий взрослых по причине собственной вины.
  5. Вспыльчивость, агрессивное поведение.
  6. Молчаливость, страх.
  7. Бессвязный лепет.

Важно обратить внимание на момент, когда посторонний человек совершает резкие движения. Ребёнок, к которому проявлялось насилие, будет вздрагивать после этого.

Реабилитация

Чтобы устранить последствия насилия и уберечь ребёнка от него в дальнейшем, требуется комплексный подход. К нему относится работа с родителями и с малышом. При этом проводятся:

  1. Психологические тренинги.
  2. Психотерапия.
  3. Индивидуальные беседы, попытки наладить контакт между взрослыми и ребёнком.

Для снятия эмоционального напряжения, успокоения нервов могут назначаться специальные техники медитации, успокаивающие таблетки.

Профилактика

Профилактика насильственных действия достигается методами информирования населения. К ним относятся беседы, проводимые с учениками в учреждения образования (садах, школах), консультации, собрания на рабочих местах родителей. К профилактическим мерам относятся мероприятия, устраиваемые местными органами власти, для достижения благополучия в семьях.

Психологическое негативное давление наблюдается в большинстве семей. Чаще всего, это непреднамеренные действия взрослых, которые губительно отображаются на самооценке ребёнка. Чтобы справиться с этой проблемой, требуется анализировать общую ситуацию, думать о том, что говорить крохе.

Психологическое насилие в обществе обычно стараются не замечать. Насилием считают, как правило, только физическую расправу, хотя психологический террор наносит личности не менее серьезный ущерб. Этот вид сложно определить из-за отсутствия видимых доказательств, и он часто истолковывается человеком неверно. Обычно жертвы принимают систематическое разрушительное воздействие за проявление дурного характера или реакцией партнера на стресс. Они начинают искать причины агрессии в себе, при этом лишь усиливая негативное влияние на свою психику.

Важно быть в отношениях ПРИ ДЕНьГАХ. Посмотри как это сделать в телеграм канале! смотреть >> Обязательно нажми "подписаться"

    Показать всё

    Что такое психологическое насилие?

    Психологическое насилие проявляется в любых видах отношений. Встречается не только в семейной, но и в образовательной и профессиональной среде. Определение явления: систематическое разрушительное воздействие на человека в эмоциональной сфере. Оно уничтожает самооценку и искажает картину мира.

    Деструктивные отношения мешают развитию личности и ведут к деградации. Их основными признаками являются систематическое унижение, высмеивание, принижение достоинств. Опасность такого воздействия состоит в том, что партнер часто не осознает себя пострадавшей стороной. Отсутствие поддержки от окружающих укрепляет в жертве веру в собственную никчемность, усугубляя ситуацию.

    Сложнее всего обнаружить насилие в семье, так как дозы агрессии увеличиваются постепенно. Чем ниже самооценка жертвы, тем больший напор проявляет мучитель. В романтических отношениях такой партнер на ранних этапах выглядит идеальным. Насильник позиционирует себя как семейного человека и окружает невероятной заботой. Ошибочно полагать, что насильником является только мужчина, женщина тоже может оказаться эмоциональным террористом.

    Созависимость в отношениях

    Виды

    Чтобы не стать жертвой психологического насилия, нужно знать обо всех его проявлениях и видах. Умение его замечать поможет не только оградить себя от жизни с тираном, но и защитить близких людей в случае необходимости.

    Насилие, оскорбления, плохое обращение в психологии объединяется термином абьюз. Он бывает трех видов: физический, психологический, склоняющий к интиму. Тот, то принуждает к чему-то, оскорбляет, вынуждает совершать действия, неприятные другому человеку, является абьюзером.

    Зачастую все виды психологического насилия встречаются в семье. Тиран не имеет возможности проявить свои абьюзивные наклонности в обществе, поэтому под удар попадают близкие родственники. Абьюзер не сразу начинает проявлять негативные качества. Это медленный процесс, который постепенно перестраивает психику жертвы. В связи с этим идентифицировать проблему и избежать абьюза очень сложно.

    Например, влюбленные молодожены живут вместе пару лет, затем один из партнеров начинает эмоционально шантажировать другого, но не регулярно, а с периодичностью в несколько месяцев. В результате партнер-жертва ищет причины произошедшего в себе. Постепенно интервал между проявлениями насилия сокращается, и жертва еще больше уверяется в своей никчемности, так как именно эту мысль методично внушает насильник. Правильная тактика в этом случае - закончить подобные отношения.

    Повторение одного из видов насилия свидетельствует о том, что партнер является абьюзером. С ними невозможно договориться, поэтому, чтобы не травмировать собственную психику, следует избегать его общества. Особенно это касается женщин с детьми, ведь они невольно становятся заложниками ситуации.

    Основные виды психологического насилия:

    • Газлайтинг. Жертве внушается, что ее восприятие происходящего ошибочное. Например, мужчина встречается с другими женщинами, пока его жена занимается детьми. Своей жене он будет внушать, что это абсолютно нормально или что ей это показалось. Этот вид часто применяется при систематических оскорблениях на повышенных тонах, при этом партнера убеждают, что голос никто не повышал. Ситуацию ухудшает газлайтинг со стороны окружения. Если близкие люди начинают утверждать, что «все так живут», «ты преувеличиваешь», «ты на него/нее давишь» и т. д., жертва будет сомневаться в своей адекватности и еще больше зацикливается на переживаниях. Этот вид насилия встречается в профессиональной среде, нередко исходит со стороны начальства. В таком случае нужно отстаивать свою точку зрения и при повторении ситуации, увольняться. Абьюзер, как правило, испытывает удовольствие от унижения жертвы, поэтому не всегда может остановиться.
    • Неглект - пренебрежение потребностями, нуждами, желаниями жертвы. Одна из самых опасных форм психологического насилия, которая заключается не только в эмоциональном ущербе. К неглекту относится отказ предохраняться во время секса, умышленная неосторожость при предохранении, ведущая к беременности, игнорирование любых потребностей, аргументированное тем, что жертве это не надо. Абьюзер подталкивает партнера к пластическим операциям, отказывается заниматься детьми и бытом, полностью пренебрегает его нуждами и интересами. Неглект часто встречается в семье. Правильными действиями будет изолировать себя от насильника.
    • Висхолдинг - уход от разговора. Если партнер систематически уходит от волнующей темы, используя отшучивания - это не случайность, а проявление эмоционального насилия. Наибольший ущерб при этом характерен для семейных взаимоотношений, так как затрагивается чувство привязанности партнера-жертвы. В рабочей среде нужно реагировать на отвлекающие реплики, а четко выстраивать линию разговора.
    • Эмоциональный шантаж. Тиран игнорирует оппонента в ответ на какое-либо действие. Эмоциональная холодность или молчание выступают в качестве наказания за проступок. Мучитель не испытывает сильных эмоций, а целенаправленно занимается подчинением и перевоспитанием. Нужно отличать естественную реакцию от насилия. Обида сопровождается злостью и болью, ее нельзя предотвратить или контролировать, в то время как шантаж - умышленное действие. Защититься от этого можно, только завершив отношения.
    • Тотальный контроль. Агрессор контролирует каждый поступок жертвы, запрещает поддерживать отношения с друзьями и семьей. Тиран должен знать обо всех передвижениях своего партнера, чем он занимается и с кем общается. За неповиновение он наказывает шантажом, газлайтингом или манипуляциями. Если партнер агрессивно вторгается в личное пространство независимо от воли человека - это насилие, а не проявление любви. Наиболее опасные формы тотального контроля обычно сочетаются с неглектом. Единственный выход из ситуации - ограничить общение.
    • Критика. Непрошенная критика нарушает личные границы индивида. В современном обществе этот вид насилия является самым распространенным и чаще всего встречается в семье и образовательной среде - школе, детскому саду. Ребенку постоянно указывают на его негативные качества, формируя деструктивную концепцию собственного «Я». Впоследствии поведение взрослого будет подтверждать заложенную в детстве информацию, даже против его воли. Чтобы избежать разрушительного воздействия непрошеной критики, нужно помнить, что мнение оппонента субъективно. Правильная реакция: «Я не спрашивал, что вы думаете обо мне. Перестаньте, пожалуйста». Если агрессивной критике со стороны взрослого подвергается ребенок, то следует напомнить абьюзеру, что он не имеет права резко высказываться и прилюдно унижать его достоинства. Текст защиты может звучать примерно так: «Ваши слова оскорбляют меня, прекратите пожалуйста. Если вы ждете конструктивного диалога, то обсудите проблему с моими родителями. »

    Социопат это

    Закон о насилии

    Согласно УК РФ, если насилие удалось доказать, за это полагается наказание. Но в случаях с психологическим насилием ситуация обстоит сложнее, чем с физическим (ст. 105, 111, 115, 116 УК РФ) или сексуальным (ст. 131, 132 УК РФ).

    Законодательство ограничило наказание за психологическое насилие ст. 110 УК РФ «Доведение до самоубийства». Поэтому если со стороны партнера появляются первые признаки абьюза, необходимо срочно предпринимать меры. Конструктивный диалог редко помогает изменить ситуацию. В большинстве случаев психологический террор приводит к проявлениям физического насилия.

    Чтобы не усугубить ситуацию, нужно поселиться в таком безопасном месте, о котором насильнику не известно. Нужно обезопасить себя от партнера, заручившись поддержкой семьи или близких. В других случаях можно обратиться в службы защиты от насилия в семье, которые есть в каждом городе. Контакты этих организаций несложно найти в интернете. Для получения более подробной информации следует обратить внимание на статьи УК РФ №39, 40, 110, 129, 130.

    Что делать, если страдает ребенок?

    Если насилию со стороны взрослого подвергается ребенок, то решением проблемы должен заниматься школьный психолог и передать информацию в отдел по делам семьи и детей.

    За ситуацией с детьми должны следить не только педагоги, но и соседи. Внимательное отношение и желание разобраться в ситуации поможет спасти судьбы многих детей. Прежде чем обращаться за помощью в соответствующие службы, надо самостоятельно разобраться в причинах поведения взрослого и ребенка. Дети склонны придумывать трагические ситуации, чтобы добиться сочувствия окружающих, но с возрастом эта проблема исчезает. Если это истинная причина происходящего, рекомендуется проконсультироваться с психологом.

    Если ребенок боится родителей, постоянно подвергается унижениям и физическому насилию, ему необходимо обратиться за помощью к другим взрослым - соседям или учителям.

    Притеснения в школе

    Довольно часто психологическое насилие проявляется в школе по отношению к ребенку. Однако занимаясь этим вопросом, родители должны учитывать, что современный мир заставляет детей увериться в собственной безнаказанности. Класс - это определенный социум, со своими законами и порядками. Поэтому ребенок, ведущий себя культурно дома, не всегда остается таким и в учебном заведении. Прежде чем предпринимать меры, необходимо разобраться в ситуации. Согласно статье 336 ТК РФ педагога необходимо уволить после первого проявления эмоционального или физического насилия. Но если использовать этот метод защиты, не выяснив причины происходящего, психика ребенка может пострадать. Если провокатором инцидента являлся он сам, уверенность в собственной безнаказанности только окрепнет. А в этом случае жертвой психологического насилия будет выступать уже педагог.

    В ситуациях с хамским поведением учеников преподаватель не имеет права унижать, кричать и, тем более, применять физическую силу. Ему разрешено написать выговор в дневник и вызвать родителей в школу. Становится очевидно, что в отличие от учащихся педагог остается абсолютно незащищенным, чем часто пользуются подростки. Они могут открыто оскорблять, нецензурно выражаться, игнорировать замечания и даже без позволения покидать класс.

    Увольнением педагога или исключением ученика проблему насилия в школе решить невозможно. Для этого надо создавать заинтересованные группы, готовые заниматься разрешением конфликтных ситуаций. Подробно об этом изложено в книгах: «Наше право на защиту от насилия» и «Исследование Генерального секретаря ООН по вопросам насилия в отношении детей: версия для детей и молодежи».

    Чтобы защитить ребенка от насилия в школе и предотвратить некорректное поведение по отношению к педагогам, родителям необходимо регулярно проводить воспитательные беседы и разъяснять подростку как можно и как нельзя себя вести в образовательном учреждении. Младшим детям следует чаще напоминать, что не нужно бояться сообщить старшим о конфликтах в школе, давлении со стороны учителя и притеснениях.

    Порядок действий родителей в случае возникновения конфликтных ситуаций в учебном заведении:

    1. 1. Выяснить истинные причины превышения полномочий со стороны учителя.
    2. 2. Если в произошедшем есть доля вины ребенка, то проработать это индивидуально и с психологом.
    3. 3. Зафиксировать побои у врача, причинение морального вреда - у психолога.
    4. 4. Написать заявление на имя директора и, в случае необходимости, в полицию. Обязательно приложить к документу копии справок о состоянии ребенка.
    5. 5. В особо сложных случаях рекомендуется направить копию заявления и справок в районное управление образования.
    6. 6. Если в ответ на жалобы и заявления от руководства школы не последовало никаких мер, необходимо забрать ребенка из учебного заведения, чтобы еще сильнее не травмировать его психику. Следующий этап - обращение за помощью в прокуратуру.

    Для получения более подробной информации о своих правах рекомендуется обратить внимание на статьи: ст. 2, 15, 156 УК РФ, ст. 115, 116, 336 ТК РФ, ст. 151 ГК РФ. В них описаны нормы, которым обязан следовать педагог и виды наказаний за превышение полномочий.

    Как распознать тирана в семье и на работе?

    Чтобы распознать тирана, нужно внимательно проанализировать свои эмоции. Гармонично выстроенные отношения приносят удовлетворение обоим партнерам, в них нет доминирующего звена, учитываются мнения и желания каждого члена. Стоит учесть то, что тираном может быть не только мужчина. Распространены ситуации, где жена руководит мужем, принижая его достоинства и заслуги.

    Основные признаки насилия со стороны партнера:

    • Ожидает покорности.
    • Контролирует через эмоции.
    • Безудержно ревнует.
    • Наказывает за проступки.
    • Обвиняет в своих проблемах других.
    • Не способен признавать ошибки.
    • Вселяет страх.
    • Изолирует от близких людей.
    • Оскорбляет, понижает значимость.

    Если в союзе присутствует несколько пунктов из списка - это тревожный звоночек. Чтобы облегчить выход из , необходимо обратиться за помощью к психологу. Часто жертвы боятся расстаться со своим насильником, что является результатом психологической травмы, поэтому без консультации специалиста не обойтись. Он поможет разобраться в чувствах и восстановить психику.

    После выхода из подобной ситуации жертва часто сама становится абьюзером в новых отношениях. Чтобы избежать этого, необходимо выйти из состояния стресса, заново расставить приоритеты и восстановить чувство собственной значимости. Современная психология активно изучает это явление и имеет в своем арсенале широкий спектр восстановительных процедур.

    Эмоциональное насилие может перерасти в физическое, поэтому представляет серьезную опасность для жизни.

    Чтобы правильно выйти из абьюзивной ситуации, жертве важно понять, что она не виновата в происходящем. В каких бы обстоятельствах ни наблюдались эмоциональные нападки, нужно заботиться о себе и своем психологическом состоянии. Даже если агрессор - начальник, на работе надо защищать личные границы от посягательств.

    И немного о секретах...

    Если вы хотите жить на солнечном острове и при этом зарабатывать хорошие деньги, тогда хочу обратить Ваше внимание на этот телеграмм канал

    ПОСМОТРЕТЬ >>

    Здесь автор канала каждый день делится своей прибылью с подписчиками. А так же можно познакомится с ним и задать вопросы лично.(@DmitrySeryodkin) Если у Вас нет телеграмм месенджера, то обязательно установите его, ведь информация действительно очень полезная! А так же я нашёл Дмитрия в инстаграме. Вот его Инстаграм: @dmitrifs

По публикации Клёциной И. С. "Психологическое насилие в гендерных межличностных отношениях: сущность, причины и последствия" (Кафедра психологии человека РГПУ им. А. И. Герцена)

В обыденном сознании феномен насилия отождествляется, как правило, с агрессивными действиями, включающими использование физической силы. Однако в ситуации насилия как разновидности агрессивного поведения, целью которого является причинение вреда другому человеку, наряду с действиями физического характера имеют место и такие разновидности насилия, как сексуальное, экономическое, психологическое.

Психологическое насилие – это воздействие, направленное на близкого человека с целью установления над ним своей власти. Для этого систематически используются такие средства, как:

Упреки и брань;
пренебрежительное отношение;
запугивание;
оскорбления и высмеивание;
контроль над деятельностью, над распорядком дня, над кругом общения;
принуждение к исполнению унижающих действий.

Психологическое насилие – это насилие, заключающееся в воздействии на психику человека путем запугивания, угроз, с тем чтобы сломить волю потерпевшего к сопротивлению, к отстаиванию своих прав и интересов. Кроме термина «психологическое насилие» в научной литературе можно встретить еще такие близкие по смыслу понятия, как «психологическая агрессия » и «эмоциональное насилие ».


Психологическое насилие присутствует практически во всех других случаях насилия в семье, но его трудно диагностировать. Если все остальные формы насилия легко определяются, поскольку имеют четкие физиологические последствия, то явные признаки психологического воздействия видны редко, а последствия при этом могут быть чрезвычайно тяжелыми. Широта и изощренность форм психологического насилия значительно затрудняет их классифицирование. Кроме того, психологическое насилие довольно часто выступает не само по себе, а вместе с другими видами насилия.

Показателями существования психологического насилия в отношениях мужчин и женщин являются часто испытываемые одним из партнеров в процессе общения такие чувства, как: напряжение, тревога, неуверенность в себе, бессилие, зависимость, безысходность, чувство вины, страх, бесправие, неполноценность.

Формы проявления психологического насилия

По своему смысловому наполнению психологическое насилие соответствует следующим способам психологического воздействия :

Явное или прямое доминирование
- манипуляция.

Доминирование – это отношение к другому человеку как к вещи или средству достижения своих целей, игнорирование его интересов и намерений. Стремление обладать, распоряжаться, получить неограниченное одностороннее преимущество. Открытое, без маскировки, императивное воздействие - от насилия, подавления до внушения, приказа.

В этом случае один субъект отношений побуждает другого подчиниться себе и принять цели, не согласующиеся с собственными устремлениями и желаниями. Доминантная позиция включает такие проявления в поведении, как: уверенность в себе, независимость, властность, демонстрация собственной значимости, умение настоять на своем. Такой человек стремится к соперничеству, ему присуще презрение к слабости и выражена потребность в силе ради нее самой. В общении он редко поддерживает собеседника, как правило, использует инструментальный стиль вербальной коммуникации, часто игнорирует точку зрения собеседника, стремится найти понимание только своих проблем, принижает значимость партнера (например: «Ты говоришь глупости!»), невнимательно слушая, спешит дать ему советы, оценить его действия, побуждает к немедленному и необдуманному действию.

Сравнение особенностей отношений в семьях доминантно-зависимого и партнерского типов

Доминантно-зависимая модель отношений в семье:
- неравномерное распределение власти, злоупотребление властью;
- руководство, которое базируется на силе;
- ригидность и жесткость исполнения ролей в семье;
- полотипизированные семейные обязанности, сегрегация интересов членов семьи;
- деструктивный способ разрешения конфликтов;
- неудачи и ошибки скрываются, осуждаются, подвергаются обструкции, часто вспоминаются;
- отсутствие уважения к личным делам, интимным сторонам жизни, тотальная подконтрольность поведения;
- ощущение незащищенности, одиночества, переживание чувства вины, тревожности депрессии;
- закрытость семейной жизни, отгороженность от социума;
- воспитание детей в условиях гиперконтроля, подчиненности.

Партнерская модель отношений в семье:
- кооперативный вариант использования власти;
- руководство, базирующееся на авторитете;
- взаимозаменяемость ролей в семье;
- гибкий вариант распределения семейных обязанностей и видов деятельности;
- конструктивный способ разрешения конфликтов;
- неудачи и ошибки не скрываются, обсуждаются без упреков, прощаются, забываются;
- уважение к личным делам, интимным сторонам жизни, без посягательства на индивидуальную сферу жизни без разрешения;
- восприятие семьи как безопасного убежища, где приобретается уверенность в себе, исчезают сомнения, тревожность, улучшается настроение;
- открытость семейной жизни для социума;
- воспитание в условиях расширения автономии ребенка, его полноправного участия в принятии коллективных решений и самовыражения.

В семьях доминантно-зависимого типа факты психологического насилия становятся нормой. Часто в таких семьях именно мужчина исполняет роль главы семьи. Он «заботится» о жене, принимает решения и в праве применить силу для наказания партнерши, которая, по его разумению, ведет себя не так, как положено. В соответствии с этими взглядами женщине отводится пассивная роль в жизнеобеспечении семьи. Ей внушается мысль, что ответственность за все домашние невзгоды лежит на ней: будь жена более покладистой, все было бы в порядке, указывают, на то, что жена должна уметь угодить мужу, т.к. «не бывает плохих мужей, а бывают плохие жены».

Отношения, в которых присутствует насилие, характеризуются следующими проявлениями: страхом жертвы по поводу настроения партнера; страхом самостоятельно принимать решения, чтобы не вызвать гнев партнера; чувством подавленности и несчастья, частыми слезами жертвы; унижением жертвы в присутствии друзей или семьи.

В отношениях партнерского типа другой человек воспринимается как равный субъект, который имеет право быть таким, каков он есть.

Еще один способ психологического воздействия, в котором большую роль играет психологическое насилие - это явление манипуляции в межличностных отношениях. Если при доминировании насилие проявляется в открытой форме, то при манипуляции насилие не выражено явно, оно существует в скрытом, завуалированном виде.

Манипуляция – вид психологического воздействия, при котором один участник (манипулятор) намеренно и скрыто побуждает другого (адресата манипуляции) принимать решения, совершать действия и испытывать эмоции, необходимые для достижения манипулятором собственных целей. При манипуляции также как и в случае доминирования один из партнеров (манипулятор или подавитель) подчиняет чувства и действия другого партнера своим целям, планам и желаниям. Другой партнер вроде бы и добровольно, без видимого принуждения совершает те или иные действия и поступки, однако психологические состояния, испытываемые им, близки к чувствам и эмоциям, переживаемым в ситуациях психологического доминирования. Это такие состояния как: состояние тревоги; чувство униженности и обиды; ощущение, что тебя контролируют и использовали, т.е. обошлись с тобой как с вещью.

Скрытность манипулятивного воздействия обеспечивается использованием таких психологических приемов (уловок), как:

Собственное возвышение или самовосхваление, что является косвенным приемом принижения партнера;
выведение из равновесия партнера; для этого используются насмешки и несправедливые обвинения, а когда партнер «вспылит», акцентируется внимание на его «недостойном» поведении и продуцируется чувство вины с побуждением исправить свое поведение;
лесть и восхваление партнера, демонстрация стремления угодить ему и как следствие, ожидание ответных соответствующих действий;
утаивание нужной для человека информации, чтобы вызвать у него состояние нервозности, неопределенности, которое ведет к менее обдуманным действиям и др.

Отличительными для манипулятивного воздействия являются следующие три признака :

Во-первых, неизменно присущий всякому манипулятору признак – это стремление овладеть волей партнера .Манипулятор всегда будет стремиться поставить человека в подчиненное, зависимое положение. Эту зависимость он будет черпать в слабостях человека, т.е. его страхах и переживаниях (например, переживания из-за невысокого роста у мужчин и полноты у женщин), желаниях, от которых человек не свободен (например, желание у мужчин признания и славы в соответствии со стереотипом о необходимости социальной успешности для «настоящего мужчины» и желание любви и благополучия в семейных отношениях у женщин в соответствии со стереотипом о высокой ценности семейной самореализации для «настоящей женщины»).

Второй признак, отличающий манипулятора – это обман и лицемерие в поведении . У человека возникает стойкое ощущение, что его партнер что-то не договаривает, «темнит», вызывает настороженность смущающее заискивание и выраженное стремление угодить. Женщины для того, чтобы добиться от мужчины нужного им поведения, часто утрированно демонстрируют свою слабость, несчастность, беспомощность, неспособность и неумелость в каких-либо делах или вопросах. Также распространен манипулятивный прием, в соответствии с которым женщины превозносят способности и состоятельность мужчин, чтобы «раскрутить» их на нужные поступки и действия (например, покупку дорогих подарков, оплату развлечений и поездок: «Если любишь, докажи», «Мужчина должен зарабатывать, а женщина – тратить»).

Третье отличие манипулятора обнаруживается в его суждениях, где будет звучать призыв к не к объединению, а к отъединению . Он будет убеждать бороться «за место под солнцем», обосновывать необходимость позиции силы – «чем больше твоя сила и способность контролировать других, тем выше ты поднимаешься как хозяин положения» и др. Например, к таким приемам прибегают женщины, использующие психологическое воздействие на своих партнеров, с целью заставить их прикладывать максимум усилий для продвижения по карьерной лестнице, в то время как для мужчин эта цель может и не являться значимой.

Последствия для личности проявлений психологического насилия

Повторяющееся насилие ведет к значительным психологическим страданиям, посттравматическому стрессу, депрессии, непреходящему чувству страха, а иногда и к более серьезным последствиям, таким как попытки суицида. Результатом данного вида насилия также может стать обострение хронических соматических заболеваний и появление психосоматических заболеваний. Кратковременными последствиями психологического насилия является комплекс негативных переживаний (чувства униженности, обиды, вины, страха; состояния тревоги, неуверенности в себе, зависимости и бесправия). Хроническая депрессия, самодеструктивные тенденции, трудности функционирования в рамках супружеской и родительской ролях – все это относится к долговременным последствиям психологического насилия.

Многие практические психологи и психотерапевты, работающие с женщинами, пострадавшими в результате насилия, считают, что психологические последствия домашнего насилия гораздо серьезнее, чем переживания по поводу агрессии со стороны, например, хулиганского нападения на улице.

У человека подвергающегося систематическому психологическому насилию развивается модель образа жизни жертвы и формируется состояние «готовности» реализовывать эту модель в течение своей жизни. Характерными чертами образа жизни жертвы являются следующие аспекты:

Искажение образа Я, обвинение себя за происходящее, снижение чувства собственной ценности и значимости;
чувства страха и беспомощности как доминирующие чувства; при этом, мир воспринимается как двусмысленный, неопределенный и всегда опасный;
открытость, хрупкость и неопределенность границ собственного Я, не способность вовремя идентифицировать различные формы насилия; неспособность установить пределы и ограничения;
депривация базовых потребностей (неудовлетворение потребности в любви, принятии, понимании, принадлежности);
выраженное стремление к близости, синдром эмоциональной зависимости (созависимости): сверхпотребность в любви, страх потерять объект привязанности, зависимость, неуверенность в себе и в других, отрицание собственных потребностей;
подавление или обесценивание собственных чувств и переживаний, нарушение способности наслаждаться жизнью, нарушение способности к установлению эмоциональной близости, синдром «аффективной тупости» (отсутствие чувства общности с другими людьми, ощущение себя неспособным строить отношения эмоциональной привязанности, отвержения себя и других).

Причины психологического насилия

1. Личностно-семейная модель.
2. Социокультурная модель.

1. Личностно-семейная модель , имеет несколько основных разновидностей:

Теория врожденного инстинкта агрессивности . Согласно этой теории агрессия и насилие возникают потому, что человеческие существа генетически «запрограммированы» на подобные действия.

- Психоаналитический подход , в соответствии с которым неудовлетворение базовых потребностей в раннем детстве проявляется в проблемном поведении во взрослом возрасте. Если в раннем возрасте ребенка постоянно контролировали, не давали проявить ему свою самостоятельность, не удовлетворили его (ее) потребность в признании и эмоциональной привязанности, то во взрослой жизни такой человек будет стремиться властвовать над другими, т.к. страх потери близкого взрослого партнера будет побуждать стремление подчинить себе его (ее).

- Необихевиористский подход – «выученное» неправильное поведение, в русле которого существует гипотеза о межпоколенной передаче насилия.

2. Социокультурная модель и ее разновидности.

- Подход радикального феминизма . Феминистский анализ насилия в отношении женщин сводится к критике патриархата, понимаемого как господство мужчин над женщинами. Мужская власть является основной характеристикой общественных и межличностных отношений, в которых подавляются женщины. Насилие над женщинами - это следствие проявления мужского доминирования в обществе и семье, результат гендерного неравенства. Психологическое насилие выступает как способ контроля над женщинами, сохранение их в подчиненном положении в соответствии с традиционной системой взглядов и представлений.

- Подход социалистического феминизма . Низкий общественный статус женщин - отражение классовой капиталистической системы и структуры семьи, существующей внутри этой системы. Социалистический феминизм утверждает, что подавление женщин функционально для капитализма, так как он поддерживается неоплачиваемым трудом женщин, которые также служат резервной рабочей силой, используемой только при необходимости. Сама семья, в которой муж выступает как единственный кормилец жены и детей, также способствует стабилизации капиталистического общества. Первоначально жена зависит от мужа только экономически, но вскоре это оборачивается эмоциональной зависимостью и пассивностью. Она боится потерять экономическую безопасность, поэтому он приобретает над ней полную власть. А мужчины боятся потерять работу, и накопившееся напряжение (стресс и чувство депривированности) «выплескивают» на своих жен, пытаясь обрести чувство внутреннего равновесия.

- Гендерный подход . Гендерный подход, разрабатываемый при изучении межполовых отношений как критика традиционных представлений о необходимости и целесообразности дифференциации ролей, статусов, позиций мужчин и женщин в публичной и приватной сферах жизнедеятельности людей, ориентирован на анализ систем доминирования/ подчинения и провозглашает идею равноправия мужчин и женщин в сфере формальных и неформальных отношений. Ни у мужчин, ни у женщин нет оснований подавлять и подчинять себе друг друга, поэтому никакие виды насилия в межполовых отношениях неприемлемы. Отношения между мужчинами и женщинами должны выстраиваться на основе равенства позиций, паритета, учета целей и интересов друг друга.

Еще одной весьма значимой причиной бытового насилия со стороны мужчин являются трудности социальной жизни , т.е. жизненные обстоятельства (безработица, низкие заработки, низкостатусные виды деятельности), не позволяющие им утвердиться в своей традиционной мужской роли социально приемлемым способом. Когда мужчина не соответствует одному из аспектов традиционной мужской роли (профессиональная успешность, достойный социальный статус, материальное благополучие), он демонстрирует преувеличенную мужественность в другой области, тем самым, компенсируя свою несостоятельность.

Итак, психологическое насилие – это весьма распространенное явление в межличностных отношениях мужчин и женщин. Его последствия для личности являются не менее травматичными, чем другие виды насилия, например, физическое. Главная цель любого насилия – это обретение власти над другим человеком, а психологическое насилие в близких отношениях – это один из способов обретения власти над партнером.

Статьи по теме: