Регулярный стиль в ландшафтном дизайне. Стили ландшафтного дизайна и их характерные черты Регулярный формальный стиль в ландшафтном дизайне

Красиво обустроенная территория приусадебного участка — это залог хорошего настроения, душевного равновесия и отличного самочувствия. Искусное проектирование позволяет даже из самых сложных и маленьких сегментов создать роскошные территории, где человек может расслабиться, насладиться природой, отдохнуть от повседневных дел и просто хорошо провести время. Ландшафтный дизайн — очень красивый, но и кропотливый труд. Выбор стиля, единство планировки, необходимость учесть все, от системы водоснабжения и формы аллеек до последней клумбы и высоты ограждения. Грамотное проектирование создает удивительно прекрасное место, где человек и природа находятся в гармонии. Неуемное же украшение участка, использование элементов несовместимых стилей, плохая планировка и недостаточное внимание к деталям могут погубить проект. Поэтому к ландшафтному дизайну стоит отнестись максимально серьезно.

Если в дизайне сада присутствуют геометрически правильные формы, значит это сад в регулярном стиле.

Начинается дизайн участка с проекта. Территория измеряется, составляется или используется уже готовый план. Все преображения сначала прикидываются на бумаге или в специальных компьютерных программах. Размер земли имеет прямое влияние на выбор стиля: на крошечном участке роскошные и монументальные сооружения будут просто неуместны, и наоборот. Кроме того, важно учесть естественную освещенность объекта. Это особенно важно при выборе растений, ведь некоторые из них солнцелюбивы, а другие предпочитают тень. В зависимости от расположения растений проектируется и система полива. Учесть нужно и желания хозяев: они предпочитают много прогулочных аллей или акцент на садовые скульптуры. В последнее время очень популярным является регулярный стиль в ландшафтном дизайне.

Вернуться к оглавлению

Особенности стиля

Регулярный, или, как его еще называют, французский, ландшафтный дизайн отличается строгостью, абсолютной симметричностью и частым использованием правильных геометрических форм. Французский стиль во всем требует соблюдения порядка и налаженности, даже в мелочах. На его поддержание обычно тратится много сил, но результат того стоит. На вашем участке при правильном планировании могут появиться миниатюрные сады Версаля.

Часто сад в регулярном стиле также называют французским — это связано с популярностью подобного стиля во Франции.

Французский регулярный стиль обычно использует в качестве основной оси определенное сооружение: дом, фонтан, водоем, статуя. От центра симметрично расходятся дорожки. Друг от друга они отделяются аккуратными, травинка к травинке подстриженными клумбами правильной или, наоборот, причудливой формы. Главное требование к растительности — четкость линий. Такие растения придется часто стричь, чтобы не допустить появления отклонений в росте.

Французский стиль особенно хорош, когда нужно подчеркнуть воздействие человека на природу. Последняя больше не является дикой, стихийной, неухоженной. Наоборот, в ней проявляется театральность, грандиозность и ощущение четкого порядка, когда каждый элемент только подчеркивает величие общей формы. Французский дизайн активно использует цветочные узорные композиции, рабатки, густую живую изгородь. Последняя полностью отделяет участок от внешнего мира, создавая защищенный и укромный уголок для своих владельцев.

Французский регулярный стиль также предполагает активное сооружение водоемов, фонтанов, бассейнов и каскадов.

Водные струи, во-первых, привносят красивое звуковое сопровождение в дизайн, создают ощущение безмятежности, успокаивают. Во-вторых, все водные элементы призваны подчеркнуть красоту форм живых растений и гармонию человека и природы, их единство. Красивые скульптурные украшения, особенно выполненные в античном стиле, придадут участку особое изящество и красоту, наполнят его светом.

Французский регулярный стиль хорошо сочетается с идеально ровными зелеными газонами. Простые по своей природе, они безупречно подчеркивают роскошь, уравновешенность и порядок стиля.

Вернуться к оглавлению

Как обустроить сад

Одним из признаков геометрического стиля является симметричное расположение элементов оформления.

К регулярному близок и колониальный. Последний тоже отличается торжественностью, строгостью и пышностью, однако в нем присутствует и некая раскрепощенность, небрежность. Живую струю в колониальный стиль привносит оригинальная и замысловатая форма стрижки деревьев и кустарников. Кроме того, колониальный дизайн хорошо сочетается с плетеной садовой мебелью, более свободной по своему стилю и явно непомпезной. Допускается некая хаотичность расположения, но это только видимость. На самом деле колониальный стиль требует четкой продуманности, планирования каждой мелочи и внимательности к абсолютно всем деталям. Удачно сочетать гармонию и хаос необычайно сложно.

Классический регулярный стиль требует строгого соблюдения осевой симметрии, правильного и симметричного расположения элементов в композиции, присутствия абсолютной геометрии ландшафта. Кустарники и деревья высаживаются по прямоугольной, квадратной или шахматной схемам в форме правильных геометрических фигур (куб, конус, пирамида, эллипсоид). Все аллеи также отличается ровностью и четкостью, никаких свободных и плавных переходов. Водоемы чаще всего делают строго прямоугольной формы. Обязательно наличие партера — цветного узора из растений. Допустимы кружевные или цветочные мотивы. Часто партером выступает аккуратно подстриженный невысокий газон оригинальной формы.

Все элементы регулярного стиля должны быть четкими, лаконичными, завершенными. Красота дизайна — в строгости и порядке, которые на земле создают удивительные рисунки человеческого гения. Для такого ландшафтного дизайна можно использовать как экзотические растения, призванные подчеркнуть роскошь стиля, так и однолетние:

  • петуния;
  • виола;
  • бархатцы.

Допускается контейнерная посадка растений. Только контейнеры должны быть керамическими, правильной формы и располагаться симметрично. Как и садово-парковые ансамбли Санкт-Петербурга, выполненные в регулярном стиле, колониальный или французский ландшафтный дизайн отличается рациональностью, роскошью, торжественностью и четкостью. Он декларирует главенство человека над природой. Наиболее гармонично обустраивать в таком стиле большие участки. Но помните, что красота такого сада — в своевременном уходе, запущения и лени он не потерпит.

Почти четыре сотни лет прошло с тех пор, как весь королевский двор во главе с Людовиком XIV восхищенно ахнул при виде Версаля – первого в мире образца французского регулярного парка. На сегодняшний день использование подобного стиля – довольно распространенный прием в искусстве ландшафтного дизайна. Невозможно себе представить ни одного замка в Европе, ни одной королевской резиденции без уникальной «визитной карточки» — аккуратно подстриженных кустов и деревьев, ярких партерных цветников, симметрично расположенных фонтанов и беседок. Изначально созданный для огромных площадей королевских дворцов, сад в регулярном стиле постепенно переместился и на более скромные пространства – на территории загородных домов.

Используя элементы регулярности, можно легко привнести немалую долю торжественности и величия в экстерьер частного дома. Ландшафтным дизайнерам современности удалось несколько смягчить данный стиль, лишив его ненужных для наших реалий помпезности и громоздкости. Однако, все равно, даже самая скромная и простая композиция, созданная в регулярном стиле, является предметом роскоши, так как ее составляющие элементы по определению не могут быть дешевыми и нет более тонкого и изящного способа намекнуть окружению на свой достаток, чем разбить возле своего дома маленький королевский садик.

Регулярный садв истории

Создателем регулярного стиля считается придворный садовод Людовика XIV Андре Ленотр, дизайнерские фантазии которого привели к возникновению выверенных геометрических форм многих садово-парковых ансамблей, первым из которых стал парк Версальского дворца. Именно Ленотр придумал главные правила создания регулярного сада: четкая осевая симметрия композиции, центром которой может быть здание, фонтан, необычная крупная клумба либо статуя; ровные садовые дорожки; живые изгороди; топиарные формы.

Снискав необычайную популярность среди французской знати, регулярный стиль в ландшафтном дизайнепостепенно сталзахватывать новые просторы, прочно обосновавшись во многих европейских парках, в том числе и в России. Русские регулярные сады и парки появились с легкой руки Петра I, который, побывав в Версале в 1717 году, решил и на своей родине создать нечто подобное. Петр несколько преобразовал французский стиль, увеличив количество цветочных клумб и водоемов, но при этом сохранил четкость линий и форм.

Главные характеристики регулярного стиля

1. Масштабность

Так как регулярные сады изначально использовались для оформления огромных территорий замков и дворцов, то традиционно они ассоциируются с масштабностью. Предназначенный для длинных пеших прогулок, такой сад за каждым поворотом живой изгороди таит в себе новые виды, разыгрывает разные «спектакли». Организовать подобную «театральность» на маленьком приусадебном участке сложно, да и различные декоративные элементы, присущие регулярному стилю, будут отягощать небольшое пространство. Кроме этого, для создания подобного сада обязательным требованием является идеально плоская, ровная поверхность рельефа, требующая проведения определенных земляных работ.

2. Геометричность

Для регулярного стиля характерна осевая симметрия, где осью чаще всего выступает дом, и четкие, прямые линии, позволяющие максимально упорядочить пространство. Любая хаотичность в подобном саду априори недопустима. Основным элементом сада в регулярном стиле является партер – открытая территория с клумбами, газонами, бордюрами, состоящая из нескольких участков правильной геометрической формы. В центре цветочных композиций нередко устанавливают замысловатые статуи или фонтаны.

3. Топиарные формы и живые изгороди

Для того, чтобы разбить регулярный сад на зоны, широко используются арки, перголы, различные живые изгороди. Одним из главных украшений территории в регулярном стиле являются топиарные фигуры, созданные путем стрижки деревьев и кустарников. С помощью этой техники создаются растения самых разных геометрических форм.

4. Водоемы

Обязательным элементом регулярного сада является водоем с четко очерченной береговой линией. Он может быть как в форме прямоугольника, так и круга или овала, обрамленного подходящей растительностью. Широко распространены также бассейны и разнообразные фонтаны.

Фонтаны и бассейны — часть стиля

5. Особые растения для регулярного сада

по возможности должен сохранять декоративность круглый год, поэтому для озеленения предпочтение отдается вечнозеленым растениям, например, широко распространены на подобных территориях самшит, падуб, тис.

Большое значение имеют для регулярного стиля и цветники, которые располагают на открытых, солнечных местах. Освещение растений должно быть равномерным, иначе не избежать асимметричности их роста и развития, что недопустимо для данного стиля. В основном для партерных цветников используют однолетние растения. Большинство многолетников для регулярных клумб не подходят, ввиду непродолжительности своего цветения.

Для декоративных элементов характерно использование мрамора, керамики, бронзы, художественной ковки. В регулярном саду все должно быть роскошно и изысканно, поэтому экономия для данного стиля неуместна.

Регулярный стиль сада имеет давнюю историю. Он возник во Франции в XVII веке и применялся в садово-парковом искусстве для создания парков и садов при дворцах и замках. Такой сад требует больших и ровных площадей, и создать его – дело очень затратное и по денежным средствам, и по вложению в его устройство человеческого труда и времени.

Но и на небольших участках вполне можно использовать отдельные элементы этого стиля. Например, такая форма озеленения подойдет для оформления парадного входа в красивый особняк. Заметим, что она должна сочетаться со стилем самого строения, и, к примеру, совершенно не приемлема для деревянного рубленого дома, каким бы большим он ни был.

Все элементы такого сада выполняются в виде геометрических фигур и имеют четкие и правильные контуры. Обязательно должны присутствовать аллеи.

Если в саду есть беседка, то в ее конструкции желательно применить кованые металлические или деревянные резные декоративные элементы.

Такие же фрагменты будут уместны и в составе ограждений. Другой вариант - литой забор, выполненный в строгой классической манере.

Партер сада в регулярном стиле

У сада, выполненного в регулярном стиле, всегда есть один обязательный элемент, называемый «партер». Он представляет собой единую парадную композицию, состоящую из клумб, газонов и водоемов. Это – лицо сада. Здесь может размещаться также фонтан или скульптура.

Настоящий парадный партер занимает большое пространство, и всю композицию целиком можно увидеть только из окон верхнего этажа дома. Но самый простой партер сегодня часто выполняют рядом со многими частными домами и коттеджами – это ухоженный газон правильной формы, ограниченный по периметру бордюром или цветочными клумбами.

Одним из обязательных элементов партера являются цветники. Они могут располагаться отдельно или окружать скульптурную группу, фонтан или крупный вазон, представляя собой довольно сложную композицию и замысловатую форму.

Водоем

Если в составе регулярного сада есть водоем, то он обязательно имеет форму правильной геометрической фигуры. Большой водоем может состоять из нескольких уровней, выполненных в виде ступеней.

Живые изгороди

Саду, оформленному в регулярном стиле, не обойтись без живых изгородей. Они должны быть всегда аккуратно подстрижены, так как выполняются в виде четких геометрических рисунков.

Стрижкой могут быть созданы арки и башенки, и даже закрытые от посторонних глаз «кабинеты». Из таких зеленых стен получаются настоящие лабиринты.

Какие растения применяют в регулярном стиле

В таком саду, как правило, используют растения, которые имеют декоративную листву. Другой критерй - маскимально долгий срок цветения.

К деревьям, которым методом стрижки можно придавать интересные формы, прежде всего, относятся бирючина, самшит, барбарис, тис, туя и можжевельник. Однако не стоит увлекаться большим разнообразием посадок – достаточно использовать в композициях от двух до трех видов.

При создании цветников для этих садов важна строгость формы. А еще для такого сада характерны арабески – клумбы, состоящие из низкорослых растений. Это могут быть яркие шиловидные флоксы, лобелии, колеусы или агератумы.

В регулярном или формальном саду всему отведено свое место, все подчинено строгости и порядку, поэтому его по праву считают едва ли не самым консервативным стилем садово-паркового искусства.

Регулярный сад можно сразу узнать по симметричной посадке кустарников и деревьев, прямым аллеям и дорожкам, правильным геометричным контурам, размеренности и четкости композиций, сложным партерам, ярко выраженным осям, многоликим водным элементам и многочисленным классическим скульптурам. Все это придает формальному саду особую упорядоченность, изыск, возвышенность, величие и торжественность. Регулярный сад – полная противоположность природности английского или пейзажного сада.

Регулярный сад в истории

Регулярный или формальный стиль ландшафтного дизайна тесно связан с именем короля Людовика XIV и своего расцвета он достиг именно во Франции в XVII веке, в период апогея абсолютизма, поэтому не удивительно, что его также принято называть французским стилем. Продуманность, четкость, выверенность дизайна до мельчайших деталей стала своеобразным символом торжества красоты и упорядоченности над хаосом, гения человеческого разума над силами природы, покорения, превосходства и власти над окружающим миром. Регулярные сады и парки из-за своей композиционной сложности преимущественно использовались для оформления замков и дворцов, где должны были дополнительно подчеркнуть монументальность и пышность архитектурных ансамблей. Большой вклад в становление и развитие регулярного стиля сделал придворный садовник Людовика XIV Андре Ленотр, ставший автором уникальных ландшафтных творений в знаменитых парках Шантийи, Во-ле-Виконт, Фонтенбло, в парке Версальского дворца.

Современный регулярный сад

В наши дни встретить чистый регулярный стиль крайне сложно. Как правило, формальный стиль используют для оформления отдельного участка сада или заимствуют из него лишь самые яркие и интересные элементы, гармонично вписывая их в сады других стилей. Это связано не только с модой, но в первую очередь с трудоемким и затратным процессом создания регулярного сада. Формальный стиль – это торжество богатства, совершенства и величия, которое присуще классическому зодчеству, поэтому он станет лучшим украшением для особняков, выстроенных под старину, с балюстрадами, террасами, богатыми скульптурными элементами. В симметричной планировке регулярных садов четко прослеживаются правильные пропорции и формы величественных античных зданий.

Основные особенности регулярного стиля

Масштабность

Поскольку в основном регулярные сады использовались в оформлении территорий дворцов и замков, которые никак нельзя назвать скромными, их традиционно связывают с масштабностью. Формальный сад предназначен для длительных прогулок, где постоянно перед глазами предстают новые виды, разыгрываются новые «спектакли», чередуются живописные картины. Организовать эту «театральность» на небольшом участке довольно сложно, да и многочисленные декоративные элементы будут лишь отягощать и загромождать пространство. Кроме того, обязательное требование для создания регулярного сада – идеально плоская, ровная территория, без каких-либо рельефных неровностей, что требует проведения соответствующих земляных работ.

Геометричность

Регулярному стилю ландшафтного дизайна присуща осевая композиция, где осью симметрии выступает дом, и прямые линии, что позволяет упорядочить пространство, подчеркнуть рукотворность данного творения и воздействие человека на природу. Какая-либо хаотичность просто недопустима. Главным элементом регулярного сада выступает партер – открытая часть территории с газонами, бордюрами, клумбами и цветниками, состоящая из участков правильной формы. Основным фоном для цветников и солитеров выступает партерный газон, который требует особо тщательного ухода, поскольку это лицо сада. Характерная черта регулярного сада – партерные или орнаментальные цветники с замысловатыми композициями и узорами, отличающиеся особой сложностью в оформлении и уходе. Без профессионалов здесь не обойтись. Центр цветочной композиции нередко венчает вазон, фонтан или скульптура.

Живые изгороди и топиар

Для зонирования регулярного сада, а также для создания зеленых коридоров, комнат и лабиринтов широко используются живые изгороди , перголы, арки и трельяжи. Одно из лучших украшений формального сада – топиарные фигуры, которые создаются путем стрижки кустарников и деревьев для придания им самых разнообразных форм: пирамида, куб, шар, спираль, конус.

Водоемы

Обязательный элемент сада в формальном стиле – водоем с четкой береговой линией в форме квадрата, прямоугольника или круга, обрамленный высаженной в строгом порядке растительностью; всевозможные бассейны с фонтанами , пристенные фонтанчики, многочисленные каскады.

Растения и материалы

По возможности декоративность регулярного сада должна сохраняться круглый год, поэтому предпочтение отдают вечнозеленым породам. Для создания живописных зеленых сводов используются вечнозеленые растения и лианы. Очень хорошо вписываются в формальный стиль и моносады, состоящие из одного вида растений: сиренарии, розарии, иридарии.

Примеры дизайна сада в регулярном стиле

Регулярный сад – не тот стиль, где уместна экономия. Здесь все обязано быть изыскано, роскошно и богато: мрамор, бронза, керамика, художественная ковка, резьба по дереву. В декоре превалируют растительные мотивы и классические орнаменты. Разбавить строгость помогают зоны отдыха с уютными беседками и летними павильонами.

В городских скверах и сейчас можно увидеть парки, очень похожие на те, которые создавались в Древней Греции и в Древнем Риме. Что такое регулярный сад, каковы его особенности, и зачем архитекторы седой старины с математической точностью соблюдали все пропорции при разбивке сада?

  • Осевая симметрия, фигуры правильной формы и прямые линии четко прослеживаются в подобной ландшафтной композиции.
  • Самшит, тис, падуб – вечнозеленые растения, которые делают парк привлекательным в течение всего года.
  • Для цветников выбирают однолетники, период цветения которых продолжителен. Важно, чтобы освещение было равномерным, в противном случае будет наблюдаться асимметрия роста и цветения.
  • Бассейн или фонтан – непременный атрибут регулярного стиля. Его геометрическая форма может быть разной, но обязательной симметричной. Вокруг водоема высаживают растительность.
  • Арки, перголы и «зеленые» изгороди применяют для зонирования пространства. В таком парке уместны и топиарные фигуры.
  • Так как эти сады изначально создавались на территории вокруг замков и занимали много места, на небольшом дачном участке регулярный парк будет смотреться не слишком удачно.
  • Роскоши много не бывает. Мрамор, бронза, керамика используются для создания декорирующих элементов. Королевский сад – не место для экономии.

Основная идея парка: стремление разместить все элементы таким образом, чтобы линии и плоскости казались изящными и грациозными

Самый первый регулярный парк

Древнейшие из известных парков были созданы в Египте, они тоже воздвигались по принципу регулярного сада. Древние греки рассуждали очень логично и рационально. Строгие формы и точный расчет можно проследить не только в их архитектуре, но и в садово-парковом искусстве. Порядок во всем – никаких противоречий и динамики, только спокойные, классические формы.

Существует мнение, что на архитектуру оказывают свое влияние политика, история и философия. Классическая архитектура совершенна – в нее нельзя ничего добавить, в ней нет ничего лишнего. Классика – это идеал.

Для политических деятелей такая система была выгодна, ведь она утверждала стабильность. Классика стала официальным стилем архитектуры империи Екатерины II и монархии Людовика XIV. Холодное превосходство и отрешенность от реальных проблем – вот что на самом деле выражали строгие формы, точный расчет и абсолютная симметрия.

Пешая прогулка по такому саду может затянуться надолго, за каждым поворотом новые виды

Симметрия и асимметрия

Пропорциональность, симметрия — это гармония между отдельными частями целой структуры. У древних греков не было сомнений по поводу предмета, в котором не было симметрии – он считался не совершенным и некрасивым. Само понятие симметрии более широкое, его применяют не только к фигурам, но и к явлениям, и к процессам.

Асимметрия – разупорядоченность в результате движения. Можно сказать, что симметрия – это состояние покоя, асимметрия – состояние движения. Движущаяся система не может быть симметричной. Отсюда следует вывод, что абсолютная симметрия характерна только для объектов неживой природы.

Существовал целый «кодекс эстетики симметричных установок».

  • Правильные формы усиливают впечатления.
  • Каждую деталь выставляют в наиболее выгодном свете, она занимает именно ей отведенное место, однако не выделяется настолько, что остальные элементы «теряются» на ее фоне.

Снежинка – пример симметрии в природе

История создания парков

В эпоху барокко во Франции при дворце короля Людовика XIV создавались парки, дизайн которых соответствовал регулярному стилю. Отсюда и пошло название «французский регулярный сад», хотя зародилась мода на такие парки в Италии. Английские садовники ввели свои новшества. Они стали практиковать стрижку кустов и деревьев сложной формы. Кусты в виде птиц, зверей и геометрических фигур теперь украшают парки всего мира.

Парк в Версале – типичный пример, который характеризует регулярный стиль в ландшафтном дизайне. Торжественный, помпезный, величественный – именно такой парк должен был служить местом прогулок королей и их вельмож. Андре Ленотр – садовод Людовика XIV, который работал над созданием парков в регулярном стиле.

Парки возводили не с целью единения с природой, а, скорее, с целью подчинить ее себе. Весь ансамбль Версаля (парк с дворцом) подчинен идее самовластия. Аллеи, которые лучами расходятся от центра, символизировали абсолютную власть короля. Русские регулярные сады и парки возникли благодаря Петру I, который увидел образец садово-паркового искусства в Версале в 1717 году.

Сады во Флоренции и Фьезоле также являются образцами садового-паркового искусства. Их особенности:

  • симметричные рассадочные грядки;
  • фонтаны с каскадами;
  • лабиринты, гроты, скульптуры мифологических существ.

Иллюзия больших пространств

Терраса, которую строили над садом, служила удобным местом для обозрева. Клумбы, газоны, насаждения кустарников ограничивали бордюрами или цветным песком. Все деревья имели одинаковую высоту, кусты также стриглись. Посреди сада, как правило, располагалось жилое здание, при этом рядом с ним не было деревьев, только низкие кустарники. Вдоль главной оси композиции строили водоем либо разбивали газон, обрамленный деревьями. Главная ось парка располагалась противоположно центральному входу, при этом она всегда была перпендикулярна фасаду дома.

  • Сад в регулярном стиле создавался подобно зданию. Так зеленые газоны назывались комнатами, ряды кустарников – стенами, каскадные фонтаны – лестницами. Спектакли и фейерверки, балеты и комедии часто устраивались именно здесь. В XVIII веке пришла мода на пейзажные сады, и роль архитектуры здесь перестала быть главной.
  • Изящные кружевные партеры в форме квадрата, круга, овала создавались непосредственно у самого дома.
  • Деревья стригли так, что более удаленные от центра сада деревья казались ниже. Благодаря такой перспективе сады казались больше, чем они были на самом деле.

Топиарные фигуры впервые создали в Англии

Некоторые термины

  • Партер – это часть сада с газонами, водоемами, цветниками. Все элементы композиции составляют одно целое. Партеры украшают разноцветным песком. Особенно эффектный вид они имеют с высоты окон здания.
  • Боскет – группа деревьев, которая служит фоном.
  • Топиар – декоративно подстриженный куст.
  • Арабески – это сложный орнамент, выполненный на партере из коротко стриженных кустов.
  • Ров аха – способ маскировки ограждающих конструкций.
  • «Гусиная лапа» – рисунок из 3-х или 5-ти аллей, выходящих из одной точки.

Хитрости регулярного стиля

Ландшафтная архитектура использует живые строительные материалы, а именно: растения, воду, почву, камни.

Статьи по теме: