Белгородская черта и изюмский шлях. Значение изюмский шлях в большой советской энциклопедии, бсэ Изюмский шлях где


Древняя степная дорога, по которой на Русь привозили соль из крымских озер, упоминается уже в «Повести временных лет». Называлась она тогда Солоным путем.

После татаро-монгольского нашествия южнорусские земли между Крымом и Окой практически обезлюдели и превратились в Дикую степь. В XIV-XVII вв. по ней регулярно проходили орды крымских татар, ногаев и черкесов, отправлявшиеся в грабительские набеги на удельные русские княжества, а потом и на молодое Московское государство.
Так в Дикой степи появились шляхи* — утоптанные конями, немощеные дороги**, от которых ветвились в сторону сакмы - конные тропы.

*Впрочем, название одного из них - «Кончаков шлях» (проходящий из днепровских степей к Путивлю через западные области современных Харьковской и Курской губерний) - отсылает к 1185 г., когда половецкий хан Кончак вслед за разгромом дружин новгород-северского князя Игоря вторгся со своей ордой в Посемье.
** Некоторое время эти два понятия не отождествлялись. Так, в 1626 г. запорожский полковник Шафран говорил, что его казаки шли «ни шляхом, ни дорогою». И только в поздних казацких песнях поется: «Пролягала она шлях-дорожка».

Крупные шляхи представляли собой, собственно, только направление, по которому следовали татары. Это были широкие полосы земли, ведшие от Крымской Перекопи к русским границам. Поэтому, хотя всем было известно, где пролегал шлях, но вместе с тем никто не мог знать, где именно по нему будут пробираться татары. Например, в 1680 и 1693 гг. крымская орда растянулась в ширину на многие версты.

Одним из главных степных путей, «которыми татаровья приходят в Русь», был Муравский шлях, или Муравка. Его название обычно производят от высокой и густой травы-муравы, растущей на обочинах. Впрочем, в народе бытовала и другая этимология. Писатель И.А.Бунин как-то встретил в этих краях старика, который заверял его, что раньше по этому пути несметные полчища татар шли, «как муравьи, день и ночь, и все не могли пройти...».

Согласно географическому описанию земель Русского государства (книга Большого чертежа, XVI в.) Муравский шлях шел от Перекопа через Дикое Поле по водоразделу рек Ворскла, Северский Донец и Сейм до Тулы, пересекая 11 удобных бродов.

Только за первую половину XVI в. крымские татары совершили по Муравскому шляху 43 набега на русские земли. Поэтому этот путь находился под постоянным наблюдением русского войска. До середины XVI в. его охраняли заставы и сторожевые станицы. В 1555 г. воевода Иван Васильевич Шереметев, несший сторожевую службу с небольшим отрядом на Муравском шляхе, сумел обратить в бегство 60-тысячную орду хана Давлет-Гирея.

Это была первая заметная победа над крымцами, после которой Москва начала терпеливое двухвековое наступление на Дикое поле, опираясь на оригинальную систему укрепления - засечные черты. В 1566 г. началось сооружение Большой засечной черты, соединившей в единую оборонительную линию города Белев, Одоев, Тулу, Епифань, Венев, Пронск, Ряжск. С постройкой в 80-х гг. XVI в. дополнительной Белгородской засечной черты, включавшей в себя города Белгород, Орел, Ливны и др., путь татарам по Муравскому шляху в пределы Русского государства был надежно закрыт.

С этих пор татары использовали для набегов обходные пути, прежде всего Кальмиусский и Изюмский (или Изюминский) шляхи. Первый проходил восточнее Муравского шляха, сливаясь с ним возле города Ливны. Изюмский шлях пролегал между Муравским и Кальмиусским. Борьба с татарскими набегами на этих направлениях продолжалась вплоть до конца XVII в.*

*В фильме « Иван Васильевич меняет профессию » татар «выбивают» именно с Изюмского шляха.

Что касается Муравского шляха, то он перешел в пользование русских, а также украинских посольских и купеческих караванов, направлявшихся в Крым. От него возникли такие ответвления, как Старый и Новый Посольский шляхи, Ромодановский, Сагайдачный и др. Запорожские казаки совершали по Муравскому шляху походы против Крымского ханства.

По документам XVI-XVII вв. известны и другие степные пути Северного Причерноморья и Приазовья: Черный шлях (его еще иногда называли Шпаковым по имени атамана Шпака), Бакаев шлях, Пахнучкова дорога. Позже эти и другие дороги в степи стали именоваться «чумацкими» - от слова «чумак», которым на Украине называли торговцев и возчиков.


Чумацкий Ромодановский шлях

С конца XVIII в., после присоединения к Российской империи Крыма и Новороссии, в степь пришел русский пахарь и распахал «дикие» земли. Под его плугом древние шляхи исчезли — вместе с самим Диким полем.

ИЗЮМСКИЙ ШЛЯХ

шлях, один из главных путей, которым пользовались крымские татары для набегов на Русь в 16-18 вв. (см. также Муравский шлях). Начинался у верховий р. Ораш (левый приток Днепра), где отделялся от Муравского шляха, пересекал по Изюмскому броду Северский Донец и в междуречье верховьев Псла, Ворсклы, Северского Донца и Оскола вновь сливался с Муравским шляхом.

Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ИЗЮМСКИЙ ШЛЯХ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ШЛЯХ в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    306125, Курской, …
  • ШЛЯХ
    (польск. szlach) в Русском государстве 16-17 вв. степная дорога в районе южных границ. Иногда называлась тюркским словом …
  • ШЛЯХ
    (польск, szlach), большая дорога, …
  • ШЛЯХ в Энциклопедическом словарике:
    а, м. На юге России и на Украине: наезженная …
  • ШЛЯХ в Энциклопедическом словаре:
    , -а, о шляхе, на шляху, мм. -и, -6в и -и, -ов, м. На Украине и на юге России: наезженная …
  • ШЛЯХ
    (польск. szlach), в Рус. гос-ве 16-17 вв. степная дорога в р-не юж. границ. Иногда наз. тюрк. словом …
  • ШЛЯХ
    шля"х, шляхи", шля"ха, шляхо"в, шля"ху, шляха"м, шля"х, шляхи", шля"хом, шляха"ми, шля"хе, шляха"х, …
  • ШЛЯХ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    шля"х, шля"хи, шля"ха, шля"хов, шля"ху, шля"хам, шля"х, шля"хи, шля"хом, шля"хами, шля"хе, шля"хах, …
  • ШЛЯХ в словаре Синонимов русского языка:
    большак, дорога, путь, …
  • ШЛЯХ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • ШЛЯХ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    шлях, -а, предл. на шляху и на шляхе, мн. -и, -ов и-и, …
  • ШЛЯХ в Орфографическом словаре:
    шлях, -а, предл. на шлях`у и на шл`яхе, мн. -и, -ов и -`и, …
  • ШЛЯХ в Словаре русского языка Ожегова:
    На Украине и на юге России: наезженная дорога, путь Чумацкие …
  • ШЛЯХ в Словаре Даля:
    муж. , стар. , южн. , зап. тракт, дорога, путь, тор, накат. Большой шлях, столбовая дорога. | След, сакма, особ. …
  • ШЛЯХ
    (польск. szlach), в Русском государстве 16-17 вв. степная дорога в районе южных границ. Иногда называлась тюркским словом …
  • ШЛЯХ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    шляха, о шляхе, на шляху, м. (старин., обл.). Дорога, путь. У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. …
  • ШЛЯХ в Толковом словаре Ефремовой:
    м. местн. Наезженная дорога (на юге России и в …
  • ШЛЯХ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. местн. Наезженная дорога (на юге России и в …
  • ШЛЯХ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. местн. Наезженная дорога; тракт (на юге России и в Украине) …
  • МУРАВСКИЙ ШЛЯХ в Большом энциклопедическом словаре:
  • ЧЁРНЫЙ ШЛЯХ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    шлях, одна из дорог, которыми пользовались крымские татары для нападений на Правобережную Украину, Галичину и Польшу в 16-17 вв. Ч. …
  • НОГАЙСКИЙ ШЛЯХ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    шлях, один из основных путей набегов кочевников на русские земли в 13-17 вв.; название получил в начале 16 в., …
  • МУРАВСКИЙ ШЛЯХ
    большая муравская дорога (или тракт), по которой ходили в России крымские татары и которую, поэтому, усиленно стерегли московские стражники и …
  • ИЗЮМСКИЙ 33-Й ДРАГУНСКИЙ ПОЛК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    переформирован в 1765 г. в Изюме из И. слободского казачьего полка (учрежденного в 1651), в 6-эскадронном составе, под названием И. …
  • МУРАВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МУР́АВСКИЙ ШЛЯХ, степной путь в 16-18 вв. Шёл от Перекопа по водоразделу pp. Ворскла и Северский Донец на Ливны и …
  • МУРАВСКИЙ ШЛЯХ
    ? большая муравская дорога (или тракт), по которой ходили в России крымские татары и которую, поэтому, усиленно стерегли московские стражники …
  • ИЗЮМСКИЙ 33-Й ДРАГУНСКИЙ ПОЛК в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? переформирован в 1765 г. в Изюме из И. слободского казачьего полка (учрежденного в 1651), в 6-эскадронном составе, под названием …
  • МУРАВСКИЙ ШЛЯХ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    степной путь в 16-18 вв. Шел от Перекопа по водоразделу рек Ворскла и Северский Донец на Ливны и Тулу. Один …
  • ОГУРЕЕВ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • ОГУРЕЕВ в Энциклопедии фамилий:
    Не столь распространенная фамилия, как Огурцов или Огурков, Огуркин. Хотя источник происхождения - старое русское имя-прозвище Огурей. Откуда оно взялось? …
  • ОНУФРИЙ (ЛЕГКИЙ)
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Онуфрий (Легкий) (р. 1970), архиепископ Изюмский, викарий Харьковской епархии. В миру Легкий Олег …
  • ЕПИСКОПАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Епископат Русской Православной Церкви - ныне здравствующие архиереи в порядке сана и епископской хиротонии (у …
  • АЛЕКСАНДР (НЕСТЕРЧУК) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Александр (Нестерчук) (род. 1950), епископ Городницкий, викарий Киевской митрополии. В миру Нестерчук Василий …
  • в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Хронология Столетия: XIX XX XXI 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 …
  • 14 МАРТА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". 27 марта по новому стилю Март (старый стиль) 1 2 3 4 5 6 7 8 …
  • ПАВЛОВЫ-СИЛЬВАНСКИЕ (Н.Г., Н.Н., Н.П., П.Н.)
    Павловы-Сильванские: 1) Николай Гаврилович - протоиерей (1806 - 1879), сын протоиерея из дворян. За сочинение "Наставления по части дупляночного пчеловодства", …
  • ГЕРБЕЛЬ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Гербель, Николай Васильевич - поэт-переводчик (1827 - 1883). По окончании нежинского лицея служил в изюмском гусарском, затем в лейб-гвардии уланском …
  • ГАВРИЛОВ АЛЕКСАНДР ИППОЛИТОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Гаврилов, Александр Ипполитович - собиратель народных песен (1856 - 1888). Был земским врачом в Полтавской губернии. Собирал народные песни в …
  • ЛЕВИЦКИЙ в Литературной энциклопедии:
    1. см. « Ядвигин ». 2. Иван Семенович (псевдоним Нечуй) — украинский писатель второй половины XIX века. Р. …
  • КУЛЫК в Литературной энциклопедии:
    Иван Юлианович — современный украинский пролетарский поэт. Р. на Киевщине в семье деревенского учителя. Приняв участие в революционном движении …
  • ЗЕРОВ в Литературной энциклопедии:
    Микола Костевич — современный украинский критик, историк литературы, переводчик и поэт. Р. в семье учителя, окончил Киевский университет, с …
  • ДНИПРОВСКИЙ в Литературной энциклопедии:
    Иван — украинский драматург, поэт и беллетрист. Р. в крестьянской семье, окончил 6 классов гимназии и филологический факультет Каменец-подольского …
  • ВЫШНЯ в Литературной энциклопедии:
    Остап (псевдоним Павла Михайловича Губенко) — популярный современный украинский писатель-юморист. Родился в крестьянской семье на Полтавщине, в местечке Грунь …
  • СЛОБОДСКИЕ КАЗАКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    казаки, казачье население, проживавшее на территории Слободской Украины. Начало С. к. положили украинские казаки, переселявшиеся сюда уже в …
  • РУБКИ ЛЕСА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    леса, вырубка деревьев и удаление их из леса с целью получения древесины, а также возобновления, оздоровления и повышения продуктивности леса. …
  • ПОЛК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    1) воинская часть различных родов войск и специальных войск во всех видах вооруженных сил; организационно самостоятельная боевая, административная и хозяйственная …
  • ИЗЮМ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    город в Харьковской области УССР, на р. Северский Донец. Железнодорожная станция на линии Харьков - Красный Лиман. 51 тыс. жителей …

После распада Орды на отдельные ханства затишье на Руси не наступило - с востока и юга страну по-прежнему окружали враждебные племена кочевников, а на ее территорию то и дело совершали набеги ногайские ордынцы, астраханцы, но больше всего горя доставили ей жители Крымского ханства - татары, прямые потомки монгольских завоевателей.

Правила крымскими татарами династия ханов Гиреев, которые гордились тем, что имели в предках Чингисхана. Ханство быстро попало в зависимость к Османской империи и платило туркам дань, собирая ее золотом, товаром, а главное - рабами и рабынями с окрестных земель. Вот за этим-то товаром и совершали татары набеги на Киев, на Польшу и Русь. Вся территория от крымского Перекопа до самой Тулы была покрыта множеством дорог, которые по-украински назывались шляхами или сакмами.

Эти дороги еще называли татарскими, и главными из них были две - Муравский шлях и Кальмиусский шлях.

Шли они по водоразделам, минуя глубокие балки, и были прекрасно заметны по земляным гребням, которые появлялись по сторонам дороги, когда татарские кони выбивали копытами степную землю.

Ширина шляхов составляла от 40 до 60 метров, а глубиной они были «до колена человеку». По преданиям, шляхи были выбиты монгольскими войсками еще в XIII веке, когда орды Бату-хана шли завоевывать Европу.

Изюмский шлях - территория страха

Однако излюбленной дорогой кочевников стал Изюмский шлях, ведь на всем его протяжении, начиная от брода через Северский Донец, не было больше ни одной реки, а значит, передвигаться по нему можно было очень быстро.

Может показаться, что шлях получил свое название от города Изюм, мимо которого он проходит на юге, но на самом деле шлях появился гораздо раньше: первые упоминания о нем появляются в летописях в 1571 году.

«Дорога горя» брала начало в верховьях речки Ораш на левом берегу Днепра и шла на север через Изюмский брод между реками Северский Донец и Оскол, чтобы недалеко от одноименного города влиться в Муравский шлях.

Если Муравский шлях использовали только Крымские татары, а Кальмиусский - ногайцы, то по Изюмскому шляху ходили и те, и другие, и набеги их начались задолго до падения Золотой Орды.

Никоновская летопись свидетельствовала, что осенью 1482 года на Русь по татарским шляхам пришел Менгли-Гирей - он «град Киев взя и огнем сожже, … а оного полону бесчисленно взя, и землю Киевскую учиниша пусту…»

Псковская летопись дополняет картину упадка: «по всем волостям мужи и жены, и дети множество пленивше, сведоша в Орду, и от Киева защед плени рускых порубежных городов 11 и много зла створиши, отъидеше». В 1492 году крымские ордынцы наголову разбили армию воевод Колтовского и Сидорова. В 1501 году хан Шейх-Ахмет взял Рыльск и Ногород-Северский, разорил Брянск и Стародуб.

После распада Золотой орды начался длительный период войн между Крымским ханством и государством Российским, а татары начали ходить по Изюмскому шляху многотысячными ордами. Степная окраина Руси превратилась в территорию страха.

Например, в «Разрядной книге 1475–1605 годов» встречается послание от князя Ивана Шуйского, который прислал в Москву голову Григория Коробьина с известием о том, что от Северского Донца идет огромное татарское войско: «а по сакме сметил тысяч с тридцать». (Сакмá - слово тюркского происхождения, неизвестное современному читателю, означало в старину след, оставленный на земле зверем или конницей. В русской летописной терминологии сакмы - пути передвижения татарских войск.)

Дикое поле

Французский картограф Гийом де Боплан, который служил в Литве, вспоминал, что кочевники ходили в набеги налегке, каждый на своей лошади, нередко захватывали с собой еще и запасную - для награбленного. Лошади были покрыты шкурами или грубыми попонами, татары были вооружены луками и саблями, и брали с собой минимум вещей: огниво для костра, а главное, веревки для связывания рабов - такая добыча называлась ясырем (от турецкого esir - узник войны, пленный).

Часть рабов отдавали хану, часть османам, остальных - продавали на рынках Крыма: это и была основа экономики ханства. По приблизительным подсчетам через невольничьи рынки полуострова прошло не менее 3 млн рабов.

Если баран стоил всего 20 акче (от турецкого akçe - «беловатый» - мелкая серебряная монета, обращавшаяся на территории Османской империи и сопредельных государств в XIV-XIX вв.), то цена женщины достигала 600 акче, а крепкого мужчины - 900 акче.

Французский наёмник Жак Маржерет, который с 1600 года был на службе у Российского государства, указывал, что всего в пятистах верстах от столицы страна была практически необитаема, за исключением нескольких городков. Он замечал, что земля здесь была плодородна, но обрабатывать её было некому. Местные жители старались засевать свои наделы в непосредственной близости от городов.

А географ Юрий Георгиевич Чендев в статье «Татарские шляхи в географическом ландшафте» указывает, что даже после того, как в конце XVIII века татарские набеги прекратились, никто не отваживался обрабатывать землю вблизи этих дорог еще добрых полвека.

Защищались, как могли

Чтобы защититься от татар, русские с 1571 года выжигали степи, чтобы лишить татарских лошадей корма и остановить вторжения. Этим, например, в 1647 году занимался воевода Валуйский. Осенью с сентября по октябрь, пока не начались затяжные дожди, группы всадников под предводительством «боярских детей» выжигали степи с востока и с юга от Валуек.

Поджоги степи продолжались плоть до первой трети XVIII столетия. В конце XVII века для защиты от татар была возведена Изюмская черта - оборонительная линия, которая проходила по территории современных Белгородской и Харьковской областей.

Изюмская черта представляла собой комплекс оборонительных сооружений в виде крепостей, земляных валов, которые строились из земли и бревен, и засечных черт - сооружений из рвов и поваленных перед ними деревьев.

Кроме Изюмской черты были возведены Перекопский и Палатовский валы.

Изюмская черта проходила от городка Коломака, через Высокополье, Новый Перекоп, Змиев, Лиман, Изюм до Острополья и Валуйков и завершалась на речке Тихая Сосна.

Набеги татар прекратились, а Изюмский шлях перестал быть «дорогой горя» только в конце XVIII века, когда Екатерина Великая присоединила Крым к Российской империи. Население Крыма к этому времени составляло 3 000 000 человек.

Изюмский шлях – один из главных путей, которым пользовались крымские татары для набегов на Русь в XVI–XVIII вв. В фильме «Иван Васильевич меняет профессию» их «выбивают» именно с Изюмского шляха.

Изюмский шлях являлся разветвлением Муравского, который из Крымской перекопи шел до Тулы между верховьями множества рек и речек, почти не пересекая ни единой из них. Эта древняя дорога (Изюмский шлях) упоминается в «Слове о полку Игореве» и летописи 1571 года, периода правления Ивана Грозного, который примерно в это время дал титул «Великий». В нынешнем восприятии, история Русской Америки и Великого Устюга неотделимы от знаменитой первой советской рок-оперы « », созданной вместо музыкального спектакля на сюжет «Слова о полку Игореве», чьи действия происходили на Изюмском шляхе.

II. От «Слова о Полку Игореве» до «Юноны и Авось»

Изначально, режиссёр Марк Захаров предлагал тогда молодому поэту Андрею Вознесенскому создать музыкальный спектакль на сюжет «Слова о полку Игореве » по музыкальным импровизациям на темы православных песнопений композитора Алексея Рыбникова. Андрей Вознесенский отверг идею «Слова о полку Игореве» и предложил свою поэму «Авось! ». Марк Захаров дал согласие, Алексей Рыбников был выбран композитором. Так из «Слова о полку Игореве » родилась легендарная рок-опера «Юнона и Авось» .

История «Слова о Полку Игореве»

«Слово о Полку Игореве» (полное название «Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Ольгова») – самый известный памятник древнерусской литературы. В основе сюжета – неудачный поход 1185 года русских князей на половцев, предпринятый новгород-северским князем Игорем Святославичем. Большинство исследователей датируют «Слово» концом XII века. Автор – неизвестен, по одной из версий им был Рыльский князь. В Рыльске родился Григорий Шелехов (1747–1795), чья жена и два зятя создали после его смерти «Российско-Американскую Компанию ». Первый зять – Николай Резанов стал главным героем «Юноны и Авось» .

Проникнутое мотивами славянской народной поэзии и языческой мифологии, по своему художественному языку «Слово» резко выделяется на фоне древнерусской литературы и стоит в ряду крупнейших достижений европейского средневекового эпоса. Рукопись «Слова» (входившая в состав сборника из нескольких литературных текстов) была обнаружена в конце XVIII века в Спасо-Преображенском монастыре в Ярославле одним из наиболее известных и удачливых коллекционеров памятников русской старины - графом Алексеем Мусиным-Пушкиным.

Плач Ярославны считается одним из самых поэтических мотивов «Слова». На городском забрале в Путивле (недалеко от Курска) Ярославна рано плачет: «полечю зегзицею (кукушкою) по Дунаю, омочю бебрян рукав в Каяле, утру князю кровавые его раны». Она обращается к ветру, к Днепру-Словутичу, к светлому, тресветлому солнцу. Ветер развеял ее радость по ковылию, Днепр может только нести ее слезы до моря, а солнце в поле безводном русичам жаждою луки стянуло (они бессильны натянуть лук), горем им тулы с стрелами заткнуло.

История создания рок-оперы «Юнона и Авось»

Сюжет «Юноны и Авось» закручивается вокруг реальных событиях и посвящен путешествию русского государственного деятеля, графа Николая Петровича Резанова в Калифорнию в 1806 и его встрече с юной Кончитой Аргуэльо, дочерью коменданта Сан-Франциско. «Юнона» и Авось» - одна из наиболее известных русских рок-опер композитора Алексея Рыбникова на стихи поэта Андрея Вознесенского. Премьера состоялась 9 июля 1981 на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола (режиссёр Марк Захаров). В названии спектакля использованы имена двух парусников, «Юнона» и «Авось», на которых совершала своё плавание экспедиция Николая Резанова.

В 1978 году композитор Алексей Рыбников показал режиссёру Марку Захарову свои музыкальные импровизации на темы православных песнопений. Захарову понравилась музыка, и тогда же возникла идея создать на ее основе музыкальный спектакль на сюжет «Слова о полку Игореве», но это предложение было отвергнуто Андреем Вознесенским: «Тогда я был наглый молодой поэт, мне казалось непонятным, зачем надо писать нечто славянофильское по «Слову о полку Игореве», в то время как неизвестен его автор и даже неизвестно, был или нет автор «Слова». Я говорю: «У меня есть своя поэма, она называется „Авось!” о любви сорокадвухлетнего графа Резанова к шестнадцатилетней Кончите, давайте сделаем оперу по этой поэме ». Марк растерялся немножечко и сказал: «Давайте я почитаю». На следующий день он мне сказал, что согласен и что мы сделаем оперу, причем выбор композитора будет его, Марка. Он выбрал Алексея Рыбникова. Это был счастливый выбор».

Премьера оперы состоялась 9 июля 1981 на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола, в главных ролях были задействованы Николай Караченцов (граф Резанов), Елена Шанина (Кончита), Александр Абдулов (Федерико). Через несколько дней, по воспоминаниям Рыбникова, на Западе были опубликованы скандальные статьи о спектакле, оценивающие его как антисоветский, что осложнило жизнь его авторам. Однако через некоторое время благодаря Пьеру Кардену состоялись гастроли театра в Париже и на Бродвее в Нью-Йорке, затем в Германии, Голландии и других странах. В последствии опера была поставлена в Польше, Венгрии, Чехии, Германии, Южной Корее. В «Ленкоме» более чем за четверть века спектакль выдержал сотни представлений и до сих пор идёт с неизменным аншлагом. Исполнители главных ролей несколько раз менялись, хотя в роли Николая Резанова неизменно, до несчастного случая, выступал Николай Караченцов, сейчас в роли графа – сменивший его Дмитрий Певцов.

III. Святогорская Лавра

Святогорский район (Изюмский шлях) считается местом битвы князя Игоря с половцами в 1185 году на речке Каяла. По одной из версий она состоялась на территории нынешнего села Макатыха Славянского района. Здесь князь Игорь попал в плен к половцам и бежал с него.

Святогорск, Лавра, Потемкин и Рерих

Первым населенным пунктом Донбасса считается Святогорский монастырь , письменное упоминание о котором относится к 1642 году. В ХVII веке в краю становится выгодна добыча каменной соли и в 1676 году на соляных озерах возникает первый город Донбасса - Соляное (Славянск). Также, Донбасс - один из старейших угледобывающих районов на планете.

Главные храмы Святогорской Лавры - Свято-Успенский и Троицкий. Внешние мозаики Троицкого монастыря были созданы по эскизам Николая Рериха .

Лавра расположена на высоком меловом правом берегу Северского Донца (т. н. Святые горы ), в черте Святогорска, который расположен возле границы трёх областей - Донецкой, Харьковской и Луганской.

Святогорский монастырь (Пушкинские Горы) – основан по приказу Ивана Грозного. А. С. Пушкин похоронен на родовом кладбище за алтарем главного собора этого монастыря.

При Григории Потемкине-Таврическом, в XVIII веке, образованный здесь веком ранее монастырь был упразднен, а само место Екатериной II было передано в собственность графу и его потомкам. Потемкин попросил императрицу подарить ему Святогорскую «дачку» и «рощицу». На одной из гор рядом с монастырем Потемкин построил роскошный дворец, а также велел построить на берегу живописного озера купальни для своих именитых гостей. Такие купальни в те времена назывались банями. Отсюда озеро и селение, возникшее на его берегу, получили название «Банное». Оно быстро стало излюбленным местом плотских развлечений столичной аристократии, богатых купцов и помещиков. Это стало одной из причин возобновления здесь монастыря в XIX веке. Тем не менее, нынешний план застройки Святогорска предусматривает возврат к Потемкинским временам, т. е. в течение нескольких десятилетий Святогорск должен превратиться в фешенебельный курорт с аквапарком, отелями от 3 до 5 звезд и прочими атрибутами курортной роскоши.

В 1964 году село Банное было переименовано в Святогорск . До сих пор Святогорск является популярным курортом, на территории которого размещены детские оздоровительные центры, пансионаты, дома отдыха, санатории.

Памятник Артему на территории Святогорской Лавры

Памятник революционеру Артему (Ф. А. Сергееву), другу и соратнику Сталина, расположен на территории Святогорской Лавры, над изгибами реки Донец, на самой высокой меловой горе, на месте уничтоженной церкви.

27 -метровый памятник Артёму был установлен в 1927 году.

Авангардная работа скульптора Ивана Кавалеридзе в стиле кубизма выдержала даже Великую Отечественную войну – немцы не тронули памятник.

Памятник Артему резко контрастирует с соседним монастырем.

На памятнике расположена надпись – выразительная цитата из выступлений пламенного Артема: «Зрелище неорганизованных масс для меня невыносимо! »

Святогорская Лавра

Кроме наземных строений имеются меловые пещеры. Пещеры в меловых выступах были заселены монахами-пустынниками, которые жили здесь по некоторым данным с XI века и выполняли военные обязанности, связанные со слежением за передвижениями татар в сторону России.

Первое письменное упоминание о местности «Святые горы» относится к 1526 году. Встречается оно в записках германского посла Сигизмунда Герберштейна.

Около 1624 года здесь был основан Святогорский Успенский монастырь.

В 1787 году по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднён, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну.

В 1790 году новым владельцем Святогорья стал князь Таврический Григорий Потемкин. По некоторым данным, Потемкин был морганатическим (тайным) супругом Екатерины II и у них была дочь. Екатерина II дарит Потемкину Аничков дворец, Именно в Аничковом дворце состоится первая елка в России.

На одной из меловых гор на правом берегу Северского Донца Григорий Потемкин построил дворец, на берегу озера в пойме реки - купальни для гостей. Отсюда происходит название озера, и селения на его берегу - Банное . Местность и открытые здесь минеральные источники пользовались славой лечебных.

В иконостасе монастырского храме Успения Божией Матери находится икона «Устюжское Благовещение», получившее широкую известность во времена правления Ивана Грозного.

В 1844 году по указу императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии. Елена Глинская – мать Ивана Грозного, с которой связываю усадьбу Глинки, в которой после отставки жил Яков Брюс.

Чарующая природа Святогорска вызывала восхищение у многих русских и украинских писателей, художников и композиторов, побывавших здесь в свое время. Антон Павлович Чехов восторгался необычайной красотой этого уголка, назвав его «Донецкой Швейцарией».

Илья Репин, родившийся и выросший в г. Чугуев (см. ниже) на Донце, на котором стоит Святогроская Лавра, оставил много пейзажей, воспевающих раздолье этой древней реки. Этюд Ильи Репина «Вид Святогорского монастыря на Донце» хранится в фондах Третьяковской галереи, также как и его известная картина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» (1870-1873).

В 1934-1935 гг. в Святогорске побывал со своими воспитанниками педагог и писатель Антон Макаренко ; здесь он работал над второй частью «Педагогической поэмы ».

IV. Чугуев и Космос

Чугуев расположен в Харьковской области и знаменит своей связью с двумя российскими космонавтами:

1. Леонов Алексей Архипович – первый человек Земли, вышедший в открытый Космос, в 1957 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков (ВАУЛ). В 1960 году был зачислен в первый отряд советских космонавтов с номером 11 . Леонов был руководителем программы облета Луны и посадки на нее, а также командиром экипажа этого, к сожалению, не состоявшегося полета: в Политбюро решили, что быть вторыми на Луне после американцев – не престижно.

2. Волков Сергей Александрович – российский лётчик и космонавт, уроженец Чугуева, сын харьковского космонавта Александра Волкова, первый в мире космонавт во втором поколении. Родился 1 апреля 1973 года. Первый полёт - Союз ТМА-12, 8 апреля 2008.

В 1965 году космонавты Алексей Леонов и Павел Беляев (из Вологды) в ходе полета на космическом корабле «Восток-2» выполнили выход человека в открытый космос. Этот полет вошел в историю первым выходом человека в открытый космос и первой посадкой космического корабля в ручном режиме. Начало выхода в космос произошло в то время, когда корабль находился над Египтом Выход закончился, когда корабль пролетал над Якутией ).

Город Чугуев и путешествия во времени

Чугуев основан белгородским воеводой между 1540 и 1627 годом. Согласно В. В. Пассеку (Очерк истории Харьковской губернии), построен по приказу царя Ивана Грозного (то есть до 1584) на правом берегу Донца в 120 верстах от Белгорода.

В фильме «Иван Васильевич меняет профессию» татар «выбивают» именно с Изюмского шляха. В квартире Шурика на стене висит мистическая картина уроженца Чугуева Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» (1870-1873). Свой царский посох Иван Грозный не раз в ней приложил к спине заносчивого режиссера Якина. Съемки фильма производились в доме на улице Новокузнецкой, а сегодня практически напротив этого дома расположился магазин «Путь к себе ».

V. Илья Репин и Запорожцы

Знаменитый уроженец Чугуева – Илья Репин, благодаря картинам которого западные критики признали существование русской живописи. До этого считалось, что в России есть отдельные мастера, но нет значимой художественной школы. Репин создал несколько десятков исторических и жанровых полотен. Его имя для многих стало символом русской живописи.

Илья Репин, зная казачество изнутри, его обычаи и славную историю написал известную картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану » (1880–1891). Художник использовал в качестве натурщика киевского губернатора, чей облик в представлении Репина соответствовал внешности народного героя. Другой работой Ильи Репина была «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года», написанная в 1883–1885 годы и ставшая одной из самых известных и противоречивых картин художника. На картину Репина до сих пор ссылаются, словно на летопись или фотографию, хотя в исторических документах нигде не упоминается о сыноубийстве. Ее придумал легат Папы Римского, известный интриган Антонио Пассевино, желавший отомстить Ивану Грозному за его решительный отказ в посредничестве Папы Римского в перемирии или прекращении Ливонской войны в обмен на подчинение Папе Русской Православной Церкви. Делая первые эскизы картины, художник даже не подозревал, что работа над ней вызовет у него тяжелый недуг.

Само грандиозное полотно было задумано и начато в Москве, а завершено в Санкт-Петербурге. «Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581 г.» – под таким названием картина сейчас выставлена в Государственной Третьяковской галерее. В прошлом у нее были и другие наименования, например, «Сыноубийца» – авторское название полотна. В каталоге проходившей в 1885 году в доме князя Юсупова на Невском проспекте XIII Передвижной выставки, на которой она впервые экспонировалась, картина называлась «Иван Грозный и сын Его Иван». В Москве к названию еще и прибавили дату: «16 ноября 1581 г.». С тех пор это официальное наименование полотна. В народе часто звучит еще одна версия: «Иван Грозный убивает своего сына».

Для царя Ивана Грозного Илье Репину позировали: художник Г. Г. Мясоедов, композитор П. И. Бларамберг, чернорабочий с Литовского рынка. Моделями для головы царевича Ивана были писатель В. М. Гаршин и художник В. К. Менк. Однако, картина сильно не понравилась императору Александру III и его окружению, в результате чего была запрещена к показу, тем самым став первой картиной, подвергшейся цензуре в Российской Империи.

Историки и исследователи все пытаются найти истину – убивал ли Иван Грозный своего сына или нет. Александр Городницкий, написавший песню «Атланты», ставшую неофициальным гимном Санкт-Петербурга, указывает, что первое сыноубийство мог совершить праотец трех монотеистических религий – иудаизма, христианства, ислама – Авраам, не знавший, что Бог заступится за его сына.

Я вижу старинный московский дворец
И кровь на подушках дивана.
Там сына родной убивает отец,
Иван убивает Ивана.
Убийца, себя истребляющий сам,
Его обвинять не рискую, –
Виною всему праотец Авраам,
Замысливший жертву такую,
Который, не в силах любовь побороть,
Готов на посмертную муку,
Не зная о том, что удержит Господь
Его занесённую руку.
Я слышал однажды: как нерв напряжён,
Безлюдной вечерней порою,
Безумец ударил картину ножом
И крикнул: «Достаточно крови!».
И там, где отметина эта видна.
Где лезвие холст разрезало,
Всё капает, капает кровь с полотна
На плинтус музейного зала!

Александр Городницкий

В обращении к теме запорожцев Илье Репину, который и сам в достаточной мере знал историю Украины и был уроженец Чугуева, помогал историк Дмитрий Яворницкий. Именно он познакомил Репина в 1870-х годах с копией письма, написано в 1676 году кошевым атаманом Иваном Серко «со всем кошем Запорожским» в ответ на ультиматум султана Османской империи Мехмеда (Мухаммеда) IV. Художник заинтересовался сюжетом и в 1880 году начал первую серию этюдов.

Среди моделей, позировавших Репину для картины, были многие известные личности. В частности, для центральных персонажей художник выбрал историка Дмитрия Яворницкого – писарем, атаманом Иваном Серко – киевского генерал-губернатора Михаила Драгомирова, чей облик в представлении художника соответствовал внешности народного героя. Для смеющегося казака в белой папахе красном кафтане позировал писатель Владимир (родом из Вологодского края), в образе которого на картине изображен Тарас Бульба – герой Николая Гоголя, любившего молиться в Храме святителя Николая в Старом Ваганькове, построенном в 1531 году в честь рождения Ивана Грозного.

В храме имеется икона Прокопия Праведного – предка рода , причисленного к лику святых при Иване Грозном. На территории храма находится мраморный бюст последнему царю Романову, время от времени мироточащий. Имеется также уникальная фреска – явление Николая Чудотворца Ивану Грозному накануне взятия . Этот район Москвы, включая место нынешнего Храма Христа Спасителя, были частью Опричной Слободы, где проживал Иван Грозный после разделения Руси по принципу дуальности на Опричнину (Дух) и Земщину (Материя).

Иван Грозный, «вышибавший» Крымского хана с Изюмского шляха, не раз сам молился в данной церкви. Крымский хан действительно безобразничал на Изюмском шляхе в 1571 году, да так, что сжег Опричный дворец Ивана Грозного, который располагался на месте нынешнего Дома Пашкова – одного из известнейших символов Москвы, ныне принадлежащий Российской государственной библиотеке. Именно на крыше этого дома другой герой Михаила Булгакова – Воланд объяснял Левию Матвею об игре Света и Тени, т. е. по сути – . Михаил Булгаков, написавший пьесу «Иван Васильевич» в 1934-1936 годах, по которой Леонид Гайдай в 1973 году снял комедию «Иван Васильевич меняет профессию», знал, где разместить Воланда, посетившего Москву под видом иностранного профессора чёрной магии, «историка», чтобы посмотреть, насколько изменились москвичи. Действительно, каждый из тех деятелей с кем он встречается, получает от адской братии воздаяние по делам своим, а Мастер, в конце концов, обретает «покой» со своей возлюбленной Маргаритой.

После шумного успеха на нескольких выставках в России и за рубежом, картину Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» в 1892 году купил император Александр III, в правление которого достроили и освятили Храм Христа Спасителя, на своде главного купола которого находится загадочная фраза «Свят Свят Свят ».

Примечательно, что Храм Христа Спасителя был построен на месте монастыря, который основал здесь Иван Грозный. Так сплелись судьбы Нибиру, Изюмского шляха, Крымского хана, Ивана Грозного, Ильи Репина, Николая Гоголя, Ивана Серко и Тараса Бульбы, изображенных на вышеуказанной картине.

Заслуживает отдельного внимания атаман Иван Серко , изображенный на картине Репина в центре (с усами и трубкой):

За всю историю Запорожской сечи это единственный кошевой атаман, которого избирали 8 раз подряд в должность.

За период пребывания в должности атамана провёл около 55 больших и малых сражений.

В 1676 году Иван Серко подписал письмо запорожцев к турецкому султану Мехмету IV (запечатлён на картине Ильи Репина).

Атаман отличался великодушием и редким бескорыстием, никогда не преследовал слабого врага, а после войны никогда не брал на себя военной добычи. На войне он был беззаветно храбр и удивительно изобретателен. Имя его было окружено ореолом непобедимости. Одержал ряд блестящих побед над Крымским ханством, поляками и Петром Дорошенко при Перекопе, в Капустяной долине и близ Умани.

Серко представлял собой тип истинного запорожца. Он был храбр, отважен, страстен, не всегда постоянен, не всегда верен своим союзникам; он любил по временам погулять и сильно выпить и во хмелю показать свой казацкий гонор.

Командовал казачьим полком во Французских войсках, которые возглавлял принц Конде, в войсках которого служил известный мушкетер Д’Артаньян – герой знаменитой трилогии Александра Дюма-отца.

Иван Серко умер в 1680 году и был похоронен со всеми почестями близ Чертомлицкой Сечи (ныне − село Капуловка в Никопольском районе Днепропетровской области). В 1968 году останки Ивана Серко эксгумировали. Скелет перезахоронили у села Капуловка, а череп Серко доставили в Москву, в мастерскую известного академика Герасимова, занимавшегося реконструкцией портретов исторических личностей по их черепам и костным останкам (включая Ярослава Мудрого, Ивана Грозного, Тимура и др.). Благодаря Лебединской, ученице Михаила Герасимова, была восстановлена внешность атамана Серко.

VI. Скифы и Наги

На высокой горе на Клебан-Быке, в Донецкой области, сегодня стоит памятник Колоксаю – герою скифской мифологии, который хотя и был младшим среди трех братьев, получил верховную власть и стал родоначальником царских скифов. Липоксая, Арпоксая и Колоксая положили начало разделению скифского общества на роды.

Отец истории Геродот излагает две версии легенды о происхождении скифов. Согласно первой, в необитаемой земле, позднее получившей название Скифия, от брака Зевса и дочери Борисфена (р.Днепр) рождается первый человек по имени Таргитай. Три его сына – Липоксай, Арпоксай и Колаксай – становятся родоначальниками различных частей скифского народа. В царствование сыновей Таргитая с неба падают золотые предметы – плуг с ярмом, секира и чаша. При попытке двух старших братьев овладеть ими, они воспламеняются, и лишь когда к ним подходит младший брат, золотой огонь гаснет, и Колаксай овладевает небесными дарами. После этого старшие братья соглашаются отдать царство Колаксаю.

Персонаж, аналогичный Таргитаю, у греков именуется Гераклом. Поэтому, по второй версии, Геракл после совершения ряда подвигов попадает в Скифию и утомленный засыпает. Проснувшись, он обнаруживает пропажу своих лошадей. Поиски приводят Геракла в пещеру, где обитает фантастическая полудева-полузмея (прекрасная нагиня), которая соглашается вернуть ему лошадей, если он вступит с ней в любовную связь. От этого союза Геракла и женщины-змеи рождаются три сына: Агафирс, Гелон и Скиф. По достижении зрелости только младший из трех братьев (Скиф) смог выдержать испытание – натянуть отцовский лук и опоясаться отцовским поясом с прикрепленной к нему чашей. Поэтому младший брат остается в стране, а старшие изгоняются на чужбину.

Каким бы не было происхождение скифов, версия, что их прародительницей была женщина-змея ведут в древнюю Индию, где жили (люди-змеи), изображения которых присутствуют на многих храмах, включая храм бога Солнца Сурьи в , где вместе с женщинами-змеями он изображается в образе скифа в сапогах.

В индийских источниках представление о Нагах – божественных змеях – смешивается с представлением о Нагах – исторических племенах, живших на северо-западе Индии еще до прихода туда ариев. «Нагадвипа» («страна нагов») рассматривалась как одна из девяти областей Бхаратаварши, т. е. Индии. С корнем «нага» связано большое число индийских топонимов. В ведийской и индуистской мифологии наги считались детьми Кашъяпы – божественного мудреца (риши), автора нескольких гимнов «Ригведы» и духовного внука бога Брахмы. С тех пор наги считаются мудрецами и магами, им принадлежит подземный мир – патала, где находится их столица Бхогавати и где они стерегут несметные сокровища земли. В человеческом облике Наги часто живут среди людей, причем их женщины – нагини, славящиеся своей красотой, нередко становятся женами смертных царей и героев, как это произошло в случае с родоначальником скифов.

Также, Таргитая часто связывают с хеттским богом грома и молнии. Хотя были индоевропейцами или , возможно связанными с , в своих библиотеках они сохранили многое из наследия шумеров, многое из которое пришло с .

Геологические памятники

Особый интерес на Изюмском шляхе представляет геологический памятник природы «Клебан-Быкское обнажение», площадью 60 гектаров с выходами на поверхность очень древних горных пород, которые образовались в прибрежных участках старинного Пермского моря.

Помимо «Клебан-Быкского обнажения», в состав регионального ландшафтного парка входит геологический памятник общегосударственного значения «Дружковские окаменевшие деревья», чей возраст оценивается около 250 миллионов лет. Дружковские деревья являются, по всей видимости, рекордсменами по возрасту (палеозой, карбон). По внешнему виду окаменевшие деревья похожи на свежеспиленные, только гораздо тяжелее древесины и просматриваются кристаллы кварца. Они росли в лесу карбонового геологического периода, затем были ураганом вырваны с корнем и упали в реку. В воде деревья находились без контакта с воздухом и поэтому не разлагались. Со временем на месте леса образовалось море. Дружковские окаменевшие деревья оказались под толщей осадочных пород, но морская вода просачивалась к ним. Морская вода вымыла из стволов органические вещества, вместо них в стволах накопились минеральные вещества. Окаменение длилось тысячи лет.

Такие палеонтологические находки, подобные залегающим в толще осадочных пород под Алексеево-Дружковкой, встречаются на земле очень редко. Одно из таких явлений природы отмечается еще в пустынном районе американского штата Аризона, США.

VII. Артемовск

Артёмовск расположен на реке Бахмут, в 89 километрах к северо-востоку от Донецка. Основан в 1571 год, в правление Ивана Грозного как пограничная «Бахмутовская сторожа», позже превратившаяся в укреплённую слободку. В 1701 году Петр I приказал построить на Бахмуте крепость и переименовать слободу в поселок (острог) Бахмут. Поселение образовалось здесь в XVII столетии; в 1703 году построена крепость. Если первым населенным пунктом Донбасса считается Святогорский монастырь , письменное упоминание о котором относится к 1642 году, то вторым – Артемовск , тогда – Бахмут, возникший в 1702 году, т. е. за год до основания Петербурга.

До 1924 года город имел название Бахмут, по названию реки, на которой расположен. Переименован в честь революционера Артема (Ф. Сергеева) , памятник которому стоит на территории Святогроской Лавры (см. выше). В Артемовске расположен «Артемовский завод шампанских вин» – одно из крупнейших в Европе предприятий по производству шампанского традиционным бутылочным способом, национальная гордость Украины. Весь цикл производства расположен под землей, в «сказочных» пещерах на глубине более чем 72 метра, а вся площадь пещер простирается на 26 га.

В Иерусалиме есть музей памяти жертв фашизма «Яд-Вашем». При входе на стене перечислены названия городов, где больше всего погибло евреев в годы второй мировой войны. Там есть и Артемовск, где фашисты в 1941 году уничтожили самым зверским образом свыше 3000 евреев, заживо замуровав их в шахте №46 алебастрового комбината – огромный, около 1000 м 2 подземный туннель. После войны, в 1950 году бывшие шахты, где добывался гипс были переданы заводу для хранения шампанских вин. Теперь в подвале Артемовского завода, на глубине 70 метров, имеется мемориальный комплекс «Стена плача» в память о заживо замурованных здесь фашистами евреях г. Артемовска. Мемориал открыт 12 января 1999 года и представляет собой скульптурное изображение женщин, символизирующих горе, страдание, скорбь. На груди у каждой колокол, который не дает памяти уснуть. Всего около 15 000 артемовцев погибли от рук гитлеровских палачей.

VIII. Кремний

В Донецкой области (по территории Изюмского Шляха) много меловых гор, но скалами называют только две Святогорская (см. ) и Белокузьминовка . Последняя расположена в 15 км к востоку от Краматорска, возле села Белокузьминовка Константиновского района. Расположенные в Белокузьминовке меловые скалы имеют возраст 90 миллионов лет и чем-то напоминают знаменитые Красноярские Столбы. Породы сложены вертикальными меловыми слоями и горизонтальными кремневыми прожилками. Некоторые скалы по форме напоминают пальцы или паруса. Обнажение мела поднимается на высоту более 25 метров, а на восточной окраине обнажения стоит гора Меч. Очень интересна структура скал: белый мел с прожилками кремния, которому отводят огромную роль в формировании тела человека Будущего, когда будет происходить переход от углеродной основы человеческого тела (как сегодня) к кремневой.

Кремний производится на заводах в г. Каменск-Уральский (Свердловская область) и г. Шелехов (Иркутская область), названный так в честь Григория Шелехова, на базе компаний которого его жена и два зятя создали в XVIII веке «Российско-Американскую Компанию» для освоения Русской Америки (Аляски).

Сегодня кремний играет ключевую роль в развитии нашей цивилизации:

Ни один из современных компьютеров не существовал бы без кремния.

Кристаллический кремний является основным сырьевым материалом для электроники и солнечной энергетики.

На основе кремния и его соединений создано промышленное производство керамики, стекла, цемента, без которых немыслимо современное общество.

Кремень – камень, положивший начало человеческой цивилизации. На всём протяжении каменного века кремень служил материалом для изготовления орудий труда и охоты, с его помощью добывали огонь. О целебных свойствах кремня упоминается в трактатах древних философов.

Значение кремния для человека

Кремний является основным элементом, продлевающим жизнь и работоспособность практически всех систем организма.

При недостатке кремния в организме человека нарушается баланс энергообеспечения. Являясь пьезоэлементом, он превращает один вид энергии в другой: механическую в электрическую, световую в тепловую.

Именно кремний лежит в основе энергоинформационного обмена в космосе и на Земле . Ибо человек – порождение земных и космических стихий – является уникальной биоэнергоинформационной системой.

Кремний необходим для регенерации соединительной ткани, которая составляет более половины всех тканей нашего организма для передачи нервных импульсов от мозга к каждому органу, каждой клеточке организма и т. д.

В конце 70-х, в Стокгольме Нобелевским комитетом кремний был признан элементом жизни и было отмечено, что без кремния не возможна высокоразвитая жизнь.

IX. САУР

Саур-могила – это одна из высочайших точек Донецкой области. Высота кургана составляет почти 278 метров над уровнем моря. Саур-могила видна на расстоянии 30-40 километров из-за того, что окружающая местность относительно ровная. В 90 километрах на юг находится море. Интересно, что верхняя часть кургана был насыпана во втором тысячелетии до нашей эры, как считается, жившими здесь племенами. Насыпная часть имеет высоту 4 метра и диаметр 32 метра.

Несмотря на полученный в 1936 году статус памятника древности, перевод названия не известен. Ни в русском, ни в украинском, ни в тюркском языках нет слов «Саур » или «Савур». Зато на санскрите, « » означает «солнечный», «божественный».

Есть информация о представителях планеты . Последние буквы этого слова (как и «саур») — это названием шумерского города – родины Авраама (праотца иудаизма, христианства, ислама) и названию нашей планеты в Космосе – Ур антия.

В книге Барбары Хэнд-Клоу «Плеядеанская программа» описывается Саур ианская раса рептилий с Венеры, имеющих очень тесную связь с людьми, а также об экспериментах нибируанцев в Ур е по ускорению развития человеческого сознания с помощью .

Статьи по теме: