Техника безопасности при строительстве монолитной плиты. Технология опалубливания. При производстве бетонных работ

При выполнении монолитных работ с применением съемной опалубки очень важно уделять внимание технике безопасности (ТБ), поскольку жизнь и здоровье человека несравненно дороже производимого продукта или оказываемой услуги в любой области деятельности.

К задачам техники безопасности при монолитных работах относятся:
- исключение возникновения нештатных ситуаций, угрожающих жизни или здоровью людей;
- снижение травм и профзаболеваний до минимума.

Для того чтобы обезопасить рабочий персонал, недостаточно принять ряд технических мер, связанных с безопасностью (установить ограждения, предупреждающие надписи и пр.). Помимо прочего персонал необходимо инструктировать и проверять знание правил безопасности.

В зависимости от характера инструктажа различают:
- вводный инструктаж по ТБ;
- первичный (проводится непосредственно на рабочем месте);
- повторный;
- внеплановый (обычно проводится, если было ЧП);
- целевой (перед проведением нехарактерной для конкретного технологического процесса или редко выполняемой операцией).

Общие требования безопасности

При устройстве опалубки, монтаже арматурного каркаса, заливке строительной смеси и прочих работах, характерных для монолитного строительства с применением съемной опалубки, необходимо следить, чтобы состояние сооружений были устойчивыми. Стеновая опалубка в зависимости от высоты должна быть зафиксирована одно- или двухуровневыми подкосами, подмости должны быть надежно закреплены на несущем каркасе опалубочных щитов.

Опалубочные и монолитные работы должны проводиться персоналом, имеющим соответствующую квалификацию и прошедшим инструктаж по ТБ, под руководством и наблюдением инженерно-технического работника (мастера или прораба).

Запрещается размещение на опалубке для монолитного строительства и подмостях материалов, инструмента и оборудования, которые не предусмотрены проектом и технологией выполнения работ. Пребывание на опалубочном настиле людей, не принимающих непосредственного участия в монолитных и опалубочных работах, также запрещено.

Оборудование для перемещения и нахождения рабочего персонала (подмости, лестницы, трапы и пр.) должны надежно крепиться к элементам съемной опалубки.

Если строительная опалубка монтируется в несколько ярусов по вертикали, то каждый последующий ярус может быть установлен только после проверки правильности и надежности установки предыдущего.

В качестве опор съемной опалубки должны применяться только штатные элементы, входящие в комплект опалубочной системы. Крепление опалубки стен, фундамента, перекрытий и пр. с помощью вспомогательных материалов строго запрещается.

При монтаже строительной опалубки все элементы, которые могут регулироваться (телескопические стойки, резьбовые шкворни, эксцентриковые замки и т.д.) должны быть затянуты или надежно зафиксированы.

Проверка качества установки и крепления съемной опалубки и подмостей производится ежесуточно. Все обнаруженные несоответствия должны устраняться незамедлительно.

Если работы выполняются на наклонной поверхности с углом более 20 градусом к горизонту, рабочие должны пользоваться страховочными поясами.

Разопалубку опалубочной системы необходимо производить в порядке обратном монтажу. При этом необходимо принять меры против случайного обрушения отдельных элементов съемной опалубки.

Если имеется техническая возможность, стеновую опалубку нужно демонтировать крупными модулями с их последующей разборкой на составляющие на земле.

Стройплощадка должна быть оборудована средствами пожаротушения (щитом с инструментом, ящиками с песком, огнетушителями и пр.).

Требования к ограждающим конструкциям

Все защитные ограждения, возводимые при устройстве опалубки, должны отвечать требованиям Государственного Стандарта 12.4.059-89 «Строительство. Ограждения предохранительные инвентарные».

При использовании скользящей строительной опалубки в целях защиты персонала от возможного падения предметов подвесные леса должны быть защищены жестким металлическим козырьком по всей ширине лесов.

Вертикальные проемы, через которые осуществляется подъем или спуск материалов, инструментов и оборудования должны перекрываться лядами.

Все ярусы прогонов и открытых перекрытий должны заграждаться технологическими дощатыми или металлическими настилами, которые гарантировано выдерживают рабочие нагрузки (от веса рабочих, материалов и оборудования). При заливке бетона временные настилы должны удаляться только на площадях, попадающих в зону проводимых в данный момент работ.

Техника безопасности при производстве работ

Все работы следует вести в строгом соответствии со СНиП III-4-80 "техника безопасности в строительстве".

Особое внимание следует обращать на следующее:

способы строповки элементов конструкций должны обеспечивать их подачу к месту установки в положении близком к проектному;

элементы монтируемых конструкций во время перемещения должны удерживаться от раскачки и вращения гибкими оттяжками; не допускается нахождение людей под монтируемыми элементами конструкций до установки их в проектное положение и закрепления; при перемещения конструкций расстояние между ними и выступающими частями других конструкций должны быть по горизонтали не менее 1 м, по вертикали - 0,5 м;

бункеры для бетонной смеси должны удовлетворять ГОСТ 21807-76*;

перемещение загруженного или порожнего бункера разрешается только при закрытом затворе;

Обеспечение безопасных условий труда при возведении монолитных перекрытий

Между основными рабочими местами и местом установки грузовой лебедки должна быть устроена светозвуковая сигнализация и телефонная связь; при их неисправности работа грузовых клетей не допускается. Таблицу принятых условных значений сигналов вывешивают на рабочих местах.

При подаче материалов краном на настил опалубки в каждой рабочей смене должен быть сигнальщик, подающий сигналы машинисту крана.

Не допускается во время перерыва в работе оставлять грузовую клеть в подвешенном состоянии. В случае входа работающих в грузовую шахту последняя должна быть перекрыта выше места работ металлическим щитом (заслонкой) или досками.

Раскрывать монтажные проемы в грузовых шахтах на уровне загрузочной площадки разрешается только после пуска шахтного подъемника в постоянную эксплуатацию.

Не допускается загрузка грузовых клетей шахтного подъемника сверх их грузоподъемности. У места загрузки грузовой клети должна быть вывешена таблица с указанием ее грузоподъемности, а также перечень поднимаемых грузов и их массы.

Длинномерные материалы (арматуру, лесоматериалы и т.д.) перед подъемом грузовой клети необходимо крепить к грузовому канату.

Между шахтным подъемником и монтажными проемами в сооружении на уровне светофорных площадок (балконов) должны быть устроены переходные мостики с ограждениями, соответствующие требованиям ГОСТ 23407-78 .

При установке щитов внутренней подъемно-переставной опалубки в несколько ярусов каждый последующий ярус следует устанавливать только после закрепления нижнего яруса.

Перестановку щитов подъемно-переставной опалубки необходимо производить после достижения бетоном заданной прочности.

Перед снятием распорных стержней и освобождением щитов внутренней подъемно-переставной опалубки последние следует подвешивать к элементам рабочего пола опалубки. Отсоединение щитов от рабочего поля опалубки при их перестановке необходимо осуществлять после установки всех распорных стержней.

В процессе подъема опалубки должен быть обеспечен контроль за состоянием всех узлов, соединений и креплений элементов опалубки и подъемных устройств.

При подъеме опалубки необходимо предупреждать возможность зацепления ее элементов за какие-либо неподвижные конструкции (арматуру и т.д.).

Поданную к месту установки арматуру следует размещать на рабочем настиле опалубки равномерно, не допуская его перегрузки.

Не разрешается подниматься на настил рабочего пола опалубки или опускаться на подвесные леса по установленным стержням арматуры.

Перед началом укладки бетонной смеси должно быть проверено состояние опалубки, средств подмащивания и тары.

При укладке бетонной смеси в опалубку необходимо пользоваться переставными отбойными щитами, воронками или хоботами, исключающими падение бетонной смеси за пределы опалубки.

Бетонную смесь, загружаемую в грузовую клеть шахтного подъемника, перед подъемом следует тщательно разровнять. Уровень бетонной смеси должен быть ниже кромки ковша не менее чем на 5 см.

При уплотнении бетонной смеси не разрешается перемещать электровибратор за токоведущий провод. При перерывах в работе и при переходы с одного места на другое электровибратор должен быть отклонен.

Настилы рабочего пола опалубки, подвесных лесов и защитные перекрытия необходимо систематически очищать от строительного мусора. Строительный мусор должен быть опущен вниз в грузовой клети шахтного подъемника или и бункерах при помощи крана. Выходить на защитное перекрытие для его очистки разрешается в том случае, если все работы выше перекрытия прекращены.

Наружную ходовую (или запасную) лестницу и светофорные площадки следует устанавливать параллельно с возведением сооружения.

На рабочем месте на подвесных лесах опалубки должны находиться не более двух человек.

Демонтировать опалубку, подземные устройства, рабочий пол и подвесные леса необходимо в последовательности, обеспечивающей устойчивость снимаемых позже элементов.

При демонтаже щитов наружной подъемно-переставной опалубки каждый щит должен быть подвешен к элементам рабочего пола опалубки.

Не разрешается укладывать элементы демонтируемой опалубки на монтажных лесах.

Запрещается опирать на перила ограждения рабочего пола опалубки и подвесных лесов арматуру, домкратные стержни, доски и другие материалы.

При выполнении переопирания подвесных лесов должна быть проверена правильность затяжки болтовых соединений.

При устройстве, перемонтаже и разборке защитных перекрытий все шахты подъемника, кроме шахты грузовой клети, должны быть перекрыты щитами.

Спуск демонтируемых элементов следует осуществлять в грузовых клетях шахтного подъемника или при помощи крана.

Предохранительный пояс по ГОСТ 12.4.089-80 необходимо применять при выполнении следующих видов работ:

верхолазных работ, связанных с монтажом, эксплуатацией и демонтажом специальных грузоподъемных машин и технологической оснастки;

монтажа наружной ходовой лестницы, светофорных площадок и молниезащиты;

работ на подвесных лесах опалубки;

устройства, перемонтажа и демонтажа защитных перекрытий.

Запрещается пребывание людей и выполнение каких-либо работ в зоне электропрогрева (электрообогрева) бетона.

В зоне электропрогрева (электрообогрева) необходимо применять изолированные гибкие кабели или провода в защитном шланге. Не разрешается прокладывать провода с нарушенной изоляцией.

Зона электропрогрева бетона должна находиться под круглосуточным наблюдением электромонтеров.

После каждого перемещения на новое место электрооборудования, применяемого при прогреве бетона, следует визуально проверять состояние изоляции проводов, средств защиты ограждений и заземления.

К атегория: Бетонные работы

Техника безопасности для опалубочных работ

Опалубку, применяемую для возведения монолитных железобетонных конструкций, изготовляют и применяют в строгом соответствии с проектом производства работ. При установке опалубки в несколько ярусов каждый последующий ярус устанавливают только после закрепления предыдущего.

Не допускается размещение на опалубке оборудования и материалов, не предусмотренных проектом производства работ, а также пребывание людей, не участвующих в производстве работ,

Разбирают опалубку только после достижения бетоном заданной прочности с разрешения производителя работ, а особо ответственных конструкций - с разрешения главного инженера.

Монтируемые элементы опалубки освобождают от крюка подъемного механизма только после их временного или постоянного закрепления.

При отсутствии монтажных подмостей щиты опалубки закрепляют на несущих конструкциях и только после этого отрывают их от бетона.

На рабочем месте опалубщиков должны быть созданы безопасные условия труда. Если работы ведут одновременно на нескольких ярусах, рабочие места надежно защищают сверху и снизу на случай падения инструментов и элементов опалубки.

В местах складирования элементов опалубки ширина проходов должна быть не менее 1 м. Спуски в котлованы оборудуют лестницами с перилами.

Опалубочные щиты, элементы лесов и приспособлений поднимают и подают к месту установки в пакетах или специальных контейнерах подъемными механизмами, пакеты охватывают стропами не менее чем в двух местах. Элементы креплений и соединений (замки, зажимы, тяжи и др.) опалубки подают только в специальных контейнерах.

При нанесении смазок на опалубку пневмораспылителем рабочие должны быть в очках, респираторах, комбинезонах, рукавицах и резиновых сапогах.

На время бетонирования назначают дежурного рабочего, который периодически (1…2 раза в час) осматривает опалубку и в случае деформации отдельных ее элементов, поддерживающих стоек или других частей вызывает мастера для принятия мер по исправлению обнаруженных дефектов. Все дефекты, связанные с нарушением структуры уложенной бетонной смеси, можно исправить в течение 1…2 ч после укладки смеси.

Работы по установке и разборке опалубки на строительной площадке выполняют в строгом соответствии со СНиП Ш-4-80.

К работе допускают только тех работников, которые прослушали инструктивный курс по технике безопасности и сдали соответствующие экзамены.

Инженерно-технический персонал должен быть хорошо ознакомлен с проектом опалубочных работ, в частности со специальными требованиями и условиями производства работ, и в процессе строительства добиваться обязательного их выполнения. Рабочим комплексных бригад необходимо знать, безопасные приемы производства всех работ, выполняемых данной бригадой. I Рабочие места должны быть свободны от материалов, мусора, отходов производства, хорошо освещены. Для опалубочных работ норма освещенности составляет 25 лк. Работать в неосвещенных местах запрещено.

Одновременное производство работ в двух и более ярусах по одной вертикали без соответствующих защитных " устройств (настилов, навесов и т. п.) не допускается.

При работе на высоте более 1,5 м (если невозможно устроить ограждения) рабочих снабжают предохранительными поясами с карабинами и указывают места надежного закрепления цепи или каната предохранительного пояса.

Опалубка и поддерживающие ее леса должны быть прочны и устойчивы, для чего их необходимо выполнять в полном соответствии с проектом. Допустимые нагрузки на настилы устанавливают расчетом. Суммарный вес материалов, находящихся людей и транспортных средств не должен превышать допустимых нагрузок. Скопление людей на настилах лесов и опалубке перекрытий не допускается.

Установку разборно-переставной опалубки на высоте 5,5 м от земли или нижележащего перекрытия можно вести с приставных лестниц или перекосных стремянок, имеющих наверху площадку с ограждением, а на высоте до 8 м - с передвижных тележек. При большей высоте для работы опалубщиков на лесах устраивают настилы.

Настилы лесов, подмостей и стремянок, расположенных выше 1,1 м от уровня земли или перекрытия, оборудуют перильным ограждением высотой не менее 1 м, состоящим из остроганного поручня, одного горизонтального элемента и бортовой доски высотой не менее 150 мм. Бортовые доски следует ставить на настил, а элементы перил крепить к стойкам с внутренней стороны. Высоту проходов на лесах оставляют не менее] 1,8 м. Установленная опалубка перекрытий должна иметь ограждение по всему периметру.

За состоянием всех конструкций лесов и подмостей, в том числе соединений, креплений и ограждений, необходимо систематическое наблюдение. Состояние лесов и подмостей должен ежедневно перед началом смены проверять мастер, руководящий соответствующим участком работ на данном объекте.

Устанавливать кранами крупнопанельные щиты, опалубочные и арматурно-опалубочные блоки и панели, собранные из инвентарных щитов, можно в том случае, если элементы составляют жесткую систему. Освобождать установленный элемент от крюка подъемного механизма разрешено после его закрепления постоянными или временными связями {согласно проекту) и проверки надежности закрепления.

Разборку опалубки начинают только с разрешения производителя работ или мастера, а в особо серьезных случаях (например, при сооружениях больших пролетов, тонкостенных конструкциях и т. п.) - с разрешения ответственного руководителя строительства. Перед началом разборки опалубки несущих конструкций (колонн, балок, плит и пр.) строительная лаборатория должна проверить прочность бетона. Осмотром и простукиванием нужно убедиться в отсутствии трещин и других дефектов, могущих повлечь за собой недопустимые прогибы или обрушение конструкции при снятии опалубки.

Леса разбирают, начиная с верхних ярусов, и опускают составные части при помощи кранов или простых механических приспособлений. Валить леса, а также сбрасывать с них отдельные элементы запрещено. Во время грозы и при ветре силой более 6 баллов работу с лесов, а также их монтаж и демонтаж следует прекращать,

Приготовление и нанесение любых смазок на поверхности опалубки необходимо выполнять с обязательным соблюдением всех требований санитарии и техники безопасности, так как многие смазки на основе петролату-ма, нигрола, автола, солярового масла вызывают раздражения слизистых оболочек носа и рта, оказывают вредное действие на кожный покров рук.

Техника безопасности при производстве опалубочных работ для монолитных конструкций

Руководители и специалисты, а также рабочие должны быть ознакомлены под роспись с ППР, в частности со специальными требованиями и условиями производства работ, и в процессе строительства добиваться обязательного их выполнения.

Рабочие места должны быть свободны от материалов, мусора, отходов производства. Освещение строительной площадки должно соответствовать требованиям СНБ 2.04.05 и ГОСТ 12.1.046. Работать в неосвещенных местах запрещено.

Одновременное производство работ в двух и более ярусах по одной вертикали без соответствующих защитных устройств (настилов, навесов и т. п.) не допускается.

При работе на высоте более 1,3 м (если невозможно устроить ограждения) рабочих снабжают предохранительными поясами с карабинами (ГОСТ 12.4.089). Места надежного закрепления цепи или каната предохранительного пояса указывают в ППР или технологических картах.

Опалубка и поддерживающие ее элементы должны быть прочны и устойчивы, для чего их необходимо выполнять в полном соответствии с проектом. Допустимые нагрузки на опалубку и настилы устанавливают расчетом. Суммарный вес материалов и находящихся людей не должен превышать допустимых нагрузок.

Установку опалубки на высоте 5,5 м от земли или нижележащего перекрытия можно вести только с навесных подмостей с ограждениями, устанавливаемых на нижний ярус опалубки.

Настилы опалубки, подмостей и стремянок, расположенные выше 1,3 м от уровня земли или перекрытия, оборудуют перильным и бортовым ограждением. Высота ограждения 1,1 м. Высоту проходов на лесах оставляют не менее 1,8 м. Установленная опалубка перекрытий должна иметь ограждение по всему периметру.

За состоянием всех конструкций опалубки и подмостей, в т.ч. соединений, креплений и ограждений, необходимо систематическое наблюдение. Состояние опалубки и подмостей должен ежедневно перед началом смены проверять мастер, руководящий соответствующим участком работ на данном объекте.

Устанавливать кранами крупноформатные опалубочные панели и блоки, собранные из щитов, можно в том случае, если элементы составляют жесткую систему. Освобождать установленный элемент опалубки от крюка подъемного механизма разрешено после его закрепления постоянными или временными связями (согласно проекту) и проверки надежности закрепления.

Разборку опалубки начинают только с разрешения производителя работ или мастера. Перед началом разборки опалубки несущих конструкций (колонн, балок, плит и пр.) строительная лаборатория должна проверить распалубочную прочность бетона.

При разборке опалубки необходимо принимать меры против падения элементов опалубки, обрушения поддерживающих элементов или конструкций. Запрещено складировать на подмостях демонтированные элементы. Из досок и фанерной палубы необходимо удалять торчащие гвозди. Все проемы, оставленные в перекрытиях, должны быть после снятия опалубки надежно ограждены.

Монтаж и демонтаж опалубки при скорости ветра более 15 м/с не допускается.

Приготовление и нанесение любых смазок на поверхности опалубки необходимо выполнять с обязательным соблюдением всех требований санитарии и техники безопасности.

Не допускается сбрасывание опалубочных элементов с высоты, демонтаж телескопических стоек и опорных башен без предварительной разборки балок, щитов и палубы.

Строповку опорных башен при монтаже их краном производить только за горизонтальные раскосы.

Опорные башни и телескопические стойки необходимо устанавливать на прочное основание. Опирать башни и телескопические стойки на грунт, снег и лед не допускается.

При установке телескопической стойки регулировочную муфту допускается вывинчивать до появления первого витка резьбы.

При укладке балок в оголовки стоек торец балки должен выступать за ось стойки не менее чем на 100 мм.

Нагрузка на телескопические стойки и опорные башни не должна превышать допустимую.

Раскосы башен должны устанавливаться в строгом соответствии со схемой их сборки. Применение неоговоренных метизов или проволочных скруток для крепления подкосов не допускается.

Укладку балок, щитов и палубы на опорные башни, стойки необходимо производить с временных подмостей или рабочих настилов, располагаемых на верхних раскосах опорных башен. Несущая способность деревянного настила, укладываемого на раскосы опорных башен, должна быть не менее 1,5 кПа.

Укладку и закрепление фанерной палубы опалубки перекрытия следует начинать со средних пролетов перекрытия. Палубу по крайнему контурному ряду перекрытия укладывают в последнюю очередь. При ее укладке рабочие должны пользоваться предохранительными поясами, закрепленными за надежные точки крепления, оговоренные в ППР или технологических картах.

Оставлять смонтированную опалубку колонны без закрепления ее регулируемыми подкосами к основанию недопустимо.

Применение кранового оборудования, кувалд, лома для отрыва опалубки не разрешается.

Строповку опалубки колонн производить в строгом соответствии с инструкцией по эксплуатации опалубки.

Складирование и перемещение отдельных опалубочных элементов рекомендуется производить в контейнерах краном.

Хождение рабочих по опалубке ригелей, балконов, краям монолитных перекрытий допускается только после закрепления палубы и щитов. При этом рабочие должны использовать предохранительный пояс и трос.

Временное складирование технологического оборудования, арматуры и т. п. на перекрытии разрешается в пределах допустимых технологических нагрузок на перекрытие, оговоренных в технологических картах.

Технологические стойки, опорные башни или страховочные подпорки следует устанавливать в строгом соответствии с технологическими картами на опалубочные работы.

Статьи по теме: