Раскин, джеф - биография. Джеф раскин
«Интерфейс не должен вредить человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был нанесен вред» . Азимов-Раскин
На фото: Джеф Раскин. То чувство, когда ты один знаешь, как сделать интерфейсы правильно, а весь мир делает не так.
Для тех, кто еще не знает Джеф Раскин (Jef Raskin) — специалист по компьютерным интерфейсам, автор статей по юзабилити и книги «The Humane Interface», сотрудник № 31 фирмы Apple Computer, наиболее известен как инициатор проекта Макинтош в конце 70-x.
Мой первый интерфейс, где я был максимально продуктивен на то время (и под задачи молодости) — DOS Navigator , затем его сменил Total Commander .
Возможно, мой мозг засох после выпуска из универа, но мне кажется, что все, что связано с интерфейсами, с тех пор стало только хуже (субъективно). Я даже перестал искать и пробовать, стал пользоваться первым, что под руку попадется (например, встроенный редактор в Хабре). Но если надо взяться за серьезный проект, где «думать надо», я спрыгиваю из гамака и снимаю лыжи открываю… CorelDraw X3.
Corel — самая крутая штука после белой доски на всю стену и десятка цветных маркеров. В Corel есть ZUI . Стабильный и рабочий ZUI. Для моих задач и того типа информации (много текста и много картинок) которым я оперирую, чтобы «думать», Corel подходит почти идеально (лучшего пока не нашел). Хотя, нет, вроде бы тоже имеет ZUI. (Радует, что и хабравчане шевелятся в этом направлении — icefall с его )
Под катом немного наследия Джефа Раскина.
Джеф Раскин и его «первое яблоко»
Джеф и его портативные пк
Джеф и его банда
Складной велик
Рабочий стол
У Раскина патент на крыло аэроплана
Прототип «кошки» из картона
Молотками и шуруповертами
Кошка в разрезе
Запилим свой шрифт для удобства
Двойной курсор: черное — то, что можно удалить, серое — где начнется печать.
Пасхалка внутри кошки
инструкция
Also try leaping (either way) to the pattern: QWERASDFZXCV
press and hold USE FRONT N (the EXPLAIN command)
Прозрачность для пользователя
Раскин сделал джойстик для Apple //
Немного комиксов
Плакат
Вместе с Джобсом, Раскин нарисовал подсказку-инфографику по синтаксисуJef Raskin said it was code.
Steve Jobs said it was art.
You decide.
Большая картинка
Книга
Элементы интерфейса часто можно называть привычными в том случае, что они могут легко использоваться «слепым» пользователем. Интерфейсы, построенные на основе принципов, изложенных в этой книге, часто могут использоваться даже слепыми пользователями, – а по отношению к тому, что находится вне нашего локуса внимания, мы все являемся в самом прямом смысле слепыми.
Задача дизайнеров заключается в том, чтобы создавать интерфейсы, которые не позволяют привычкам вызывать проблемы у пользователей. Мы должны создавать интерфейсы, которые, во-первых, целенаправленно опираются на человеческую способность формировать привычки и, во-вторых, развивают у пользователей такие привычки, которые позволяют упростить ход работы. В случае идеального человекоориентированного интерфейса доля участия самого интерфейса в работе пользователя должна сводиться к формированию полезных привычек. Многие проблемы, которые делают программные продукты сложными и неудобными в использовании, происходят из-за того, что в используемом интерфейсе «человек-машина» не учитываются полезные и вредные свойства человеческой способности формировать привычки. Хорошим примером служит тенденция предусматривать сразу несколько путей решения одной и той же задачи. В этом случае множество вариантов приводит к смещению локуса внимания пользователя с самой задачи на выбор пути.
- Книга в html (но с назойливой рекламой)
- Список статей Раскина
- Статья из Компьютерры «Борец с системой»
- UPD : посоветовали подробный рассказ о Раскине — «Бородатый мальчик и его самолетики»
«Я только „примечание“ (footprint), но я горд быть этим „примечанием“, и сам ей стал. В конечном счете, моя работа — выявление принципов и развитие теории дизайна интерфейсов, и эта работа, так как многие могли бы сделать то, что я сделал, — вероятно, тоже заслуживает не больше „примечания“. Становление всемирной сети выглядит важнейшей частью компьютерной революции, если оглядываться на весь этот период открытий века.» Джеф Раскин
Вместе с компанией Edison продолжаем весенний марафон публикаций.
Я постараюсь докопаться до первоисточников IT-технологий, разобраться, как мыслили и какие концепции были в головах у первопроходцев, о чем они мечтали, каким видели мир будущего. Для чего задумывались «компьютер», «сеть», «гипертекст», «усилители интеллекта», «система коллективного решения задач», какой смысл они вкладывали в эти понятия, какими инструментами хотели добиться результата.
Надеюсь, что эти материалы послужат вдохновением для тех, кто задается вопросом, как перейти «от Нуля к Единице» (создать что-то, чего раньше и в помине не было). Хочется, чтобы IT и «программирование» перестали быть просто «кодингом ради бабла», и напомнить, что они задумывались как рычаг, чтобы изменить методы ведения войны образование, способ совместной деятельности, мышления и коммуникации, как попытка решить мировые проблемы и ответить на вызовы, вставшие перед человечеством. Как-то так.
Специалист по компьютерным интерфейсам, автор статей по юзабилити и книги «The Human Interface», наиболее известен как инициатор проекта Макинтош в конце 70-x .
США США
Линда С. Блум
Раскин оставил Apple в 1982 и основал фирму Information Appliance, Inc. для реализации его собственных концепций, исключённых из проекта Макинтош. Его первым продуктом стал SwyftCard, карта расширения для компьютера Apple II , содержавшая программный пакет SwyftWare. Позже Information Applicane поставляла Swyft как отдельный компьютер. Раскин заключил договор с фирмой Canon о производстве похожего продукта под именем Canon Cat . Компьютер был выпущен в 1987 году и содержал ряд инновационных решений в области юзабилити, но не имел коммерческого успеха.
В 2000 году была издана книга Джефа Раскина «The Humane Interface», посвящённая проблемам взаимодействия человека с машиной и разработке интерфейса с учётом принципов когнетики .
В начале XXI века Раскин начал проект The Human Environment (THE), разработку компьютерного интерфейса, основанного на его тридцатилетних работах и исследованиях в этой области. В 2005 году проект был переименован в Archy . Работы продолжены его сыном, Азой Раскином , в компании Humanized, основанной вскоре после смерти Джефа Раскина для сохранения его наследия. Humanized выпустили программу Enso , посвящённую памяти Джефа и основанную на его работах по интерфейсу. Работы по проекту Archy были приостановлены в 2008 году, разработчики переключились на создание плагина Ubiquity к Mozilla Firefox , воплощающего некоторые концепции интерфейса из задумок Джефа Раскина.
Напишите отзыв о статье "Раскин, Джеф"
Литература
- Раскин Д., Интерфейс: новые направления в проектировании компьютерных систем. - Пер. с англ. - СПб: Символ-Плюс, 2004. - 272 с., ил. ISBN 5-93286-030-8
Ссылки
- raskincenter.org ()
- jefraskin.com
К сожалению указанные в ссылках вебсайты больше не поддерживаются. Причины были указаны Азой Раскиным в ответе на письмо в дискуссионной группе Canon Cat: groups.google.com/group/canon-cat/browse_thread/thread/c1d24fdc8a7237af
Отрывок, характеризующий Раскин, Джеф
– Какие причины, не знаю. Но стало быть есть причины!Соня вздохнула и недоверчиво покачала головой.
– Ежели бы были причины… – начала она. Но Наташа угадывая ее сомнение, испуганно перебила ее.
– Соня, нельзя сомневаться в нем, нельзя, нельзя, ты понимаешь ли? – прокричала она.
– Любит ли он тебя?
– Любит ли? – повторила Наташа с улыбкой сожаления о непонятливости своей подруги. – Ведь ты прочла письмо, ты видела его?
– Но если он неблагородный человек?
– Он!… неблагородный человек? Коли бы ты знала! – говорила Наташа.
– Если он благородный человек, то он или должен объявить свое намерение, или перестать видеться с тобой; и ежели ты не хочешь этого сделать, то я сделаю это, я напишу ему, я скажу папа, – решительно сказала Соня.
– Да я жить не могу без него! – закричала Наташа.
– Наташа, я не понимаю тебя. И что ты говоришь! Вспомни об отце, о Nicolas.
– Мне никого не нужно, я никого не люблю, кроме его. Как ты смеешь говорить, что он неблагороден? Ты разве не знаешь, что я его люблю? – кричала Наташа. – Соня, уйди, я не хочу с тобой ссориться, уйди, ради Бога уйди: ты видишь, как я мучаюсь, – злобно кричала Наташа сдержанно раздраженным и отчаянным голосом. Соня разрыдалась и выбежала из комнаты.
Наташа подошла к столу и, не думав ни минуты, написала тот ответ княжне Марье, который она не могла написать целое утро. В письме этом она коротко писала княжне Марье, что все недоразуменья их кончены, что, пользуясь великодушием князя Андрея, который уезжая дал ей свободу, она просит ее забыть всё и простить ее ежели она перед нею виновата, но что она не может быть его женой. Всё это ей казалось так легко, просто и ясно в эту минуту.
В пятницу Ростовы должны были ехать в деревню, а граф в среду поехал с покупщиком в свою подмосковную.
В день отъезда графа, Соня с Наташей были званы на большой обед к Карагиным, и Марья Дмитриевна повезла их. На обеде этом Наташа опять встретилась с Анатолем, и Соня заметила, что Наташа говорила с ним что то, желая не быть услышанной, и всё время обеда была еще более взволнована, чем прежде. Когда они вернулись домой, Наташа начала первая с Соней то объяснение, которого ждала ее подруга.
– Вот ты, Соня, говорила разные глупости про него, – начала Наташа кротким голосом, тем голосом, которым говорят дети, когда хотят, чтобы их похвалили. – Мы объяснились с ним нынче.
– Ну, что же, что? Ну что ж он сказал? Наташа, как я рада, что ты не сердишься на меня. Говори мне всё, всю правду. Что же он сказал?
Наташа задумалась.
– Ах Соня, если бы ты знала его так, как я! Он сказал… Он спрашивал меня о том, как я обещала Болконскому. Он обрадовался, что от меня зависит отказать ему.
Соня грустно вздохнула.
– Но ведь ты не отказала Болконскому, – сказала она.
– А может быть я и отказала! Может быть с Болконским всё кончено. Почему ты думаешь про меня так дурно?
– Я ничего не думаю, я только не понимаю этого…
Джеф Раскин - специалист по компьютерным интерфейсам, автор статей по юзабилити и книги «The Human Interface», сотрудник № 31 фирмы Apple Computer, наиболее известен как инициатор проекта Макинтош в конце 70-x.
С 1989 года по конец жизни – независимый консультант, журналист. Среди клиентов – Intel, Matias Corp., XOFamily, HP, IBM, Motorola, NCR, Xerox, Ricoh, Kraft Systems, Bayer, Agensys, AT&T, McKesson, Technicon, Baan, Kammand Corporation, Toyama Musical Instrument Co., Enlighten Software, Teknowledge, Fujitsu и множество других, в том числе министерство сельского хозяйства США; постоянный автор Forbes, Wired, Mac Home Journal, Pacifica Tribune, Model Airplane News и так далее...
Он вполне серьезно относился к «первому закону робототехники», придуманному Айзеком Азимовым для художественных целей (робот не должен вредить человеку или своим бездействием допустить, чтобы ему был нанесен вред), переделав его формулировку для собственных нужд: «Никакая система не должна вредить контенту или своим бездействием допускать, чтобы контенту был нанесен вред».
Из этого постулата происходит и знаменитая дружественность интерфейса Apple, и многие другие удобства продуктов этой компании, и, может быть, даже известная заносчивость ее поклонников. Кстати, именно Джеф Раскин изобрел однокнопочную «мышь» в противовес первенцу «мышиного» племени от компании Xerox, имевшему три кнопки.
Одна кнопка всегда проще трех, не правда ли?
Что там говорить, происхождение самого названия Macintosh, которое тоже придумал Раскин, выдает в нем мечтателя и романтика – но с практической головой. McIntosh – так называется любимый сорт яблок Джефа; но он специально чуть-чуть изменил написание этого слова, чтобы не возникло проблем с авторскими правами.
Джеф Раскин оставил Apple еще в 1982 году – чтобы основать компанию Information Appliance Inc. У этой компании была всего одна задача – сделать так, чтобы компьютер стал обычным инструментом для решения повседневных бытовых задач; ведь Джеф полагал, что единственная задача вычислительных машин – облегчить жизнь человеку.
Одновременно Раскин принялся за психологию познания – и к началу 1990 -х подвел научную базу под проектирование дружественных компьютерных интерфейсов, после чего стало просто невежливo делать их сколько-нибудь сложными для понимания и освоения.
К 2000 году его знания и опыт получили воплощение в ставшей бестселлером книге «The Humane Interface». Джеф ввел понятие «эргономика разума» и корректно и последовательно описал термины и порядок создания интерфейсов, после чего эта прежде творческая дисциплина встала в жесткие рамки и приобрела четкие правила. Книга послужила основанием для сотен компьютерных курсов по всему миру, она переведена на десяток языков, в том числе русский.
Логическим следствием работы Джефа Раскина по максимальному очеловечиванию отношений с компьютером стало учреждение центра под названием Raskin Center for Humane Interfaces, где ведется работа над проектом Archy, целью которого создатели заявляют «переустройство базовых принципов машинных вычислений» и «принципиально новую парадигму отношений человека и компьютера». Сейчас над проектом работает сын Джефа – Аза Раскин.
Жаль, что публичной презентации первой рабочей модели Archy Джеф Раскин уже не увидит.
Раскин тихо скончался 26 февраля 2005 году в родном доме, окруженный родственниками и друзьями не дожив двух недель до 62 лет. Он был 31-м по счету сотрудником в компании Apple, но именно ему она обязана компьютерами Macintosh. Раскина погубил рак поджелудочной железы.
Джеф Раскин совершенно не соответствовал привычному облику компьютерного гуру, и отнюдь не только потому, что был разносторонним и увлекающимся человеком. Он был не просто программистом, но мыслителем и всегда чувствовал моральную ответственность за те коды, которые писал.
Раскин считал, что создатели компьютерного интерфейса принадлежат к той же этической группе, что и хирурги, и их главная задача – не навредить.
Сегодня речь пойдет о человеке, который приложил немало сил для борьбы с несовершенными пользовательскими интерфейсами, что, можно сказать, привело к созданию Apple Macintosh и не только – были созданы еще множество интересных и полезных девайсов (правда, не все они стали популярны).
Обычно, когда слышат слово (название фирмы)
Apple
, все думают, что речь пойдет о Стиве Джобсе. О нем у нас тоже будет отдельный разговор, но чуть позже (может, через месяцок). А сегодня предлагаю поговорить о человеке, которого иногда называют непризнанным гением – Джеф Раскин.
Джеф Раскин (Jef Raskin) родился 26 марта 1943 года. Он с детства стал интересоваться компьютерными технологиями. В 1964-1965 годах закончил Университет в Нью-Йорке, стал бакалавром в области математики и философии. В 1967 году он магистром в области вычислительной техники (получил ее в Университете в штате Пенсильвания). В эти же года он организовал несколько своих собственных дел – например, продажи авиамодельного набора, консалтинговую фирму и еще некоторые (кстати, авиамоделизмом Джеф увлекался довольно плотно, сделал множество известных моделей).
В Apple Раскин пришел в 1978 году. Он стал тридцать первым сотрудником этой компании. Сразу же после прихода в компанию, Раскин предложил руководству свою идею по созданию простого компьютера для обычных людей. Руководителям эта идея не понравилась, но дали Раскину разрешение заниматься этим делом.
В самом начале развития этого проекта, Джеф Раскин работал один. Он дал название своему проекту Macintosh (с ошибкой в слове). Через некоторое время в проект пришли и еще некоторые довольно известные люди (например – Стивен Возняк), но все равно – Макинтош был не главной разработкой Apple .
В то время Стивен Джобс занимался проектов Apple Lisa . Но его отстранили от этой разработки – и он полностью переключился на Макинтош, внезапно увидев в нем множество положительных черт для компании.
После того, как в команду Макинтош пришел Стив Джобс, будущий компьютер стал очень походить на комп Lisa . Туда включили мышку, надо которой Джеф Раскин немного поработал – как уже было сказано, он хотел сделать простой компьютер, а для этого оставил в мышке только одну кнопку. После того, как Стив Джобс стал возглавлять все работы по Макинтошу (который, к тому времени, стал флагманом компании) Джеф Раскин не выдержал и уволился из компании. Произошло это в 1982 году.
После увольнения, Раскин решил заниматься своим делом. Он создал компанию Information Appliance , которая выпустила (первой своей разработкой) карту расширения для Apple II – SwyftCard . Это был текстовый моноблок, в котором не было ни пользовательского графического интерфейса, ни файловой системы.
Из этой карты расширения, Джеф Раскин хотел сделать самый настоящий компьютер. Он нашел инвесторов (в лице компании Canon ) – и приступил к разработке своего Canon Cat . Резилз этого компьютера состоялся в 1987 году. Но многие приняли этот компьютер как текстовый процессор, и продаваться Canon Cat стали плохо. В результате чего – разработка и производство было свернуто. Как говорится – Кошка сдохла.
После того, как в девяностых годах компьютер стал очень популярным устройством – Джеф Раскин стал еще больше задумываться о интерфейсах программ. В результате всех этих раздумий, он выпустил книгу « The Humane Interface », которая вышла в 2000 году. В этой книге была описана концепция интерфейса, который был воплощен в будущем – The Humane Environmen (THE ).
«Интерфейс не должен вредить человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был нанесен вред»
. Азимов-Раскин
На фото: Джеф Раскин.
То чувство, когда ты один знаешь, как сделать интерфейсы правильно, а весь мир делает не так.
Для тех, кто еще не знает Джеф Раскин (Jef Raskin) - специалист по компьютерным интерфейсам, автор статей по юзабилити и книги «The Humane Interface», сотрудник № 31 фирмы Apple Computer, наиболее известен как инициатор проекта Макинтош в конце 70-x.
- Привел Стива Джобса в Xerox PARC .
- Носил «гугл-очки» еще до появления компании Google.
- Ненавидел компьютерную мышь.
- Создал компьютерную кошку .
- Не любил GUI , мечтал о ZUI .
- Ему было мало одного курсора, он сделал два.
- Дирижировал оркестром.
- Вместе с Дональдом Кнутом играл на инструментах , и тоже фанател от органа.
- Написал язык программирования для гуманитариев , который содержал 6 инструкций.
Мой первый интерфейс, где я был максимально продуктивен на то время (и под задачи молодости) - DOS Navigator , затем его сменил Total Commander .
Под катом немного наследия Джефа Раскина.
Джеф Раскин и его «первое яблоко»
Джеф и его портативные пк
Джеф и его банда
Складной велик
Рабочий стол
У Раскина патент на крыло аэроплана
Прототип «кошки» из картона
Молотками и шуруповертами
Кошка в разрезе
Запилим свой шрифт для удобства
Двойной курсор: черное - то, что можно удалить, серое - где начнется печать.
Пасхалка внутри кошки
инструкция
Also try leaping (either way) to the pattern: QWERASDFZXCV
press and hold USE FRONT N (the EXPLAIN command)
Прозрачность для пользователя
Раскин сделал джойстик для Apple //
Немного комиксов
Плакат
Вместе с Джобсом, Раскин нарисовал подсказку-инфографику по синтаксису
Jef Raskin said it was code.
Steve Jobs said it was art.
You decide.
Большая картинка
Книга
Элементы интерфейса часто можно называть привычными в том случае, что они могут легко использоваться «слепым» пользователем. Интерфейсы, построенные на основе принципов, изложенных в этой книге, часто могут использоваться даже слепыми пользователями, – а по отношению к тому, что находится вне нашего локуса внимания, мы все являемся в самом прямом смысле слепыми.
Задача дизайнеров заключается в том, чтобы создавать интерфейсы, которые не позволяют привычкам вызывать проблемы у пользователей. Мы должны создавать интерфейсы, которые, во-первых, целенаправленно опираются на человеческую способность формировать привычки и, во-вторых, развивают у пользователей такие привычки, которые позволяют упростить ход работы. В случае идеального человекоориентированного интерфейса доля участия самого интерфейса в работе пользователя должна сводиться к формированию полезных привычек. Многие проблемы, которые делают программные продукты сложными и неудобными в использовании, происходят из-за того, что в используемом интерфейсе «человек-машина» не учитываются полезные и вредные свойства человеческой способности формировать привычки. Хорошим примером служит тенденция предусматривать сразу несколько путей решения одной и той же задачи. В этом случае множество вариантов приводит к смещению локуса внимания пользователя с самой задачи на выбор пути.
- Книга в html (но с назойливой рекламой)
- Список статей Раскина
- Статья из Компьютерры