Полезные насекомые. Формы контроля на уроках биологии О биологическом значении приобретенных изменений у насекомых

Основные требования к проверке успеваемости учащихся – регулярность и объективность оценки. Кроме этого, проверка знаний и умений одновременно является и средством повторения, углубления, закрепления и систематизации знаний. Учитель при этом может анализировать результаты своей работы и найти способы устранения замеченных недостатков. Достигаемый эффект зависит от продуманного планирования всех этапов проверки, заблаговременной подготовки средств контроля: вопросов, дидактических карточек, задач для контрольных работ разных типов в достаточном количестве экземпляров и вариантов, средств программированного контроля знаний и др.

В педагогических исследованиях называют от 3 до 20 качеств знаний. На мой взгляд, необходимыми и достаточными для оценки знаний являются следующие критерии.

    Правильность знаний – степень соответствия современному уровню биологической науки; обычно задается характером изложения материала в учебнике.

    Полнота знаний – их объем, соответствующий требованиям программы и изложению в учебнике.

    Осознанность знаний – понимание внутренних связей, умение анализировать и сравнивать, доказывать и обобщать.

    Действенность знаний – умение применять знания в различных ситуациях.

    Системность знаний – понимание их места в структуре научной теории.

    Прочность знаний – устойчивость всех перечисленных качеств.

Для оценки этих критериев могут применяться различные методы. Традиционные задания незаменимы при контроле и оценке знания и понимания материала, применения его в сходных и новых условиях, умения анализировать и оценивать текст и т.п. Однако при проведении устных опросов достаточно сложно избежать целого ряда присущих этой форме учебной работы недостатков. На уроках биологии чаще всего эти недостатки таковы:

– вопросы заранее не продуманы, нередко случайны. Вопрос обращен к знаниям, заложенным в память ученика, и не вызывает работы мысли, поэтому ответы носят часто описательный характер, порой являются пересказом учебника;
– в вопрос не включается ранее изученный материал, логически связанный с темой урока;
– опрос превращается в индивидуальную беседу с отвечающим учеником, при этом остальные ученики предоставлены самим себе, отвлекаются, что приводит к нарушению дисциплины;
– учитель задает одновременно несколько вопросов или быстро переходит от одного к другому – «забрасывает» ими ученика. Это нервирует отвечающего и не дает ему собраться с мыслями. Не получив немедленного полного ответа, учитель начинает отвечать сам, пропуская при этом ошибки в прозвучавшей части ответа ученика. Итогом часто становится необъективная оценка.

Кроме того, если опрос длится более 15 мин, урок, как показывает практика, получается неудачным, а новые знания, полученные в ходе остальной его части, – слабыми, как бы хорошо эта часть урока ни была продумана.

Поэтому в ситуации когда планируемые вопросы не предполагают «вникания» ученика в сущность явления, а требуют простого знания фактов, лучше использовать контроль с элементами программирования, т.е. тестовые задания . На их выполнение уходит не более 5 мин, да и проверка не занимает много времени – учащиеся уже на уроке могут узнать результаты своей работы. Тестовые задания можно разделить на следующие типы.

Задания на воспроизведение знаний – проверяют уровень умений воспроизводить факты. Такие задания используют при обобщении нескольких тем.

    Какое из следующих животных имеет 6 ног, 2 пары крыльев и тело, состоящее из головы, груди, брюшка?

А. Паук.
Б. Бабочка.
В. Мокрица.

Задания на интеграцию знаний – проверяют умения обобщать известные факты.

    Лягушку перенесли из теплого помещения в холодное. Как это отразится на ее обмене веществ?

А. Усилится за счет увеличения энергозатрат на теплообразование.
Б. Уменьшится за счет влияния низкой температуры среды.
В. Останется без изменений.
Г. Будет непрерывно колебаться.

Задания на применение знаний – проверяют умения использовать фактические знания для решения проблемных задач.

А. Недостаток кислорода.
Б. Недостаток оксида углерода.
В. Недостаток питательных веществ.

Другой подход к закреплению и углублению полученных знаний – проведение лабораторных и практических работ , занимающих, в зависимости от содержания и объема, или часть урока, или весь урок целиком. Лабораторные занятия могут проводиться фронтально (по непосредственным указаниям учителя) и по предварительному заданию. При фронтальных лабораторных занятиях работа разбивается на части; по каждой части учителем даются отдельные указания, которые все учащиеся выполняют одновременно. Например, при проведении работы по теме «Виды мышечной ткани» в 6-м классе дети работают по инструктивной карточке, выполняя задания поэтапно под руководством учителя.

    Лабораторная работа «Особенности строения мышечной ткани».

Цель : изучить строение мышечной ткани.

Ход работы

1. Настройте микроскоп.
2. Рассмотрите под микроскопом виды мышечной ткани.
3. Найдите микропрепараты гладкой мышечной ткани и определите, в чем особенности ее строения.
4. Рассмотрите рисунок мышечной ткани в учебнике.
5. Сделайте рисунок гладкой мышечной ткани.
6. Пользуясь материалом учебника, заполните таблицу 1.
7. На рисунке в учебнике найдите виды мышечной ткани, которые изучили на уроке.
8. Сформулируйте вывод.

Таблица 1. Виды мышечной ткани

Такие занятия легче организовать, работа выполняется всеми учащимися одновременно. Если отдельные ученики выполняют задания медленнее других, то при небольших размерах отдельных заданий они успевают подтянуться. Оканчивается работа также одновременно. При таком подходе учащиеся легко усваивают материал, учитель без особого труда может контролировать выполнение работы и при необходимости оказать помощь. Однако недостатком такого рода занятий является неполная самостоятельность учащихся. Этот недостаток отсутствует в лабораторных занятиях по предварительному заданию, где учащимся предоставляются достаточно широкие возможности для самостоятельности и инициативы. Но эти занятия значительно труднее организовать.

Таблица 2. Ароморфозы и идиоадаптации

Для достижения прочности знаний учащимся необходимо упражняться в воспроизведении основного учебного материала как в свернутом виде – через изложение плана, тезисов, аннотаций, так и в развернутом – через подробное сообщение, обстоятельный рассказ и т.д. Прочность знаний обеспечивается за счет работы памяти и понимания материала.

На своих уроках я использую структурно-логическую, или опорную , схему изучаемого материала. Например, на уроке по изучению размножения и развития рыб изложение материала сопровождаю соответствующими записями на доске.

Опорная схема «Размножение и развитие рыб»

Такие схемы помогают увидеть главное, способствуют осознанию связей между его отдельными компонентами.

При объяснении нового материала для лучшего запоминания используется наглядный раздаточный материал .

Публикация статьи произведена при поддержке бюро переводов «Амира-Диалект». В широкий спектр предложений бюро переводов «Амира-Диалект» входит такая услуга, как нотариальный перевод сведений об успеваемости на грузинский язык. Профессионализм и большой опыт работы специалистов бюро «Амира-Диалект» обеспечат быстрые сроки выполнения перевода личных документов, соответствующего самыми строгими стандартами качества. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами можно на официальном сайте бюро переводов «Амира-Диалект», который располагается по адресу http://amira24.ru/

    Тема: «Синтез белка» (10-й класс).

Значение насекомых в жизни человека

Насекомые в жизни и хозяйственной деятельности человека имеют как положительное, так и отрицательное значение. Всего существует более одного миллиона насекомых, так вот, настоящих вредителей, с которыми действительно надо вести борьбу, всего 1%. А вот остальные насекомые либо приносят пользу, либо безразличны для человека.

Есть одомашненные насекомые, например, медоносная пчела и тутовый шелкопряд – их разведением специально занимаются. Медоносная пчела дает мед, воск, прополис, апилак, маточное молочко, а тутовый шелкопряд – шелковую нить, которая может быть непрерывной и достигать 1000 метров.

Кроме этих насекомых, очень ценны гусеницы дубового коконопряда – у них более грубая шелковая нить и она годится на изготовление ткани чесуча, лаковые червецы – они выделяют воскоподобное вещество с изоляционными свойствами, которое используется в радио - и электротехнике , карминные червецы – они дают красную краску кармин, жуки-нарывники – они выделяют едкое вещество кантаридин, которое используется для изготовления нарывного пластыря.

Насекомые-опылители – они представляют многие отряды, среди них важное место занимают перепончатокрылые – они повышают урожаи семян, ягод, плодов, цветов многих культурных растений – плодово-ягодных, овощных, кормовых, цветочных.

Значение насекомых в природе

Насекомые – это 80% всех животных на Земле. Кстати, по разным оценкам в современной фауне от 2 до 10 миллионов видов насекомых, а известно из них, пока, только чуть более 1 миллиона. Активно участвуя в круговороте веществ, насекомые играют глобальную планетарную роль в природе.

Например, более 80% растений опыляются только насекомыми. Можно с уверенностью сказать, что цветок – это исключительный результат совместной эволюции растений и насекомых. Приспособления цветковых растений для привлечения насекомых разнообразны: пыльца, нектар, эфирные масла, аромат, форма и окраска цветка. А вот приспособления насекомых – это сосущий хоботок бабочек, грызуще-лижущий хоботок пчелиных; или особые пыльцесобирательные аппараты – у пчел и шмелей щеточка и корзинка на задних ногах, у пчел-мегахил – брюшная щеточка, многочисленные волоски на ногах и теле.

Немалую роль насекомые играют и в почвообразовании. Это участие связано не только с разрыхлением почвы и обогащением ее перегноем почвенными насекомыми и их личинками, но и с разложением растительных и животных остатков – растений, трупов, экскрементов животных, одновременно выполняется санитарная роль и круговорот веществ в природе.

Различного рода санитарную роль выполняют такие виды насекомых:

Копрофаги – среди них жуки-навозники, мухи-навозницы и коровницы;

Некрофаги – такие как жуки-мертвоеды, могильщики, кожееды, мухи-мясоедки и падальницы;

Насекомые, которые являются разрушители отмерших растительных остатков: будь-то древесина, ветки, листья, хвоя – это жуки-сверлильщики, личинки усачей, златок, рогохвостов, комаров-долгоножек, муравьи-древоточцы, грибные комарики и так далее;

Насекомые-санитары водоемов , которые питаются взвешенными или осевшими на дно гниющими органическими веществами (детритом) – это личинки комаров-дергунов, или звонцов, поденок, ручейников, очищают воду и служат биоиндикатором ее санитарного состояния.

Таким образом, насекомые – это важнейший элемент пищевых пирамид. Насекомыми питаются многие животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие.

Это интересно!

Размеры взрослой особи современных насекомых находятся в диапазоне от 0.139 мм (0.00547 дюйма) - светлячки, до 55.5 см (21.9 дюйма) – палочники.

Ученые обнаружили на острове Борнео самое длинное насекомое - палочника, длина которого достигает полуметра. Пока специалисты обнаружили только три особи и практически ничего не могут сказать об особенностях этого вида.

Еще одна примечательная находка - лягушка-хамелеон. Ночью покровы этих амфибий размером 3,5 сантиметра окрашены ярко-зеленым, а днем цвет их тела становится коричневым.

Обилие насекомых

Насекомые - самый многочисленный класс животных, их известно более миллиона видов. Подсчеты, произведенные учеными, показали, что на Земле одновременно живет около 10 17 экземпляров насекомых. Благодаря своему обилию насекомые играют очень важную роль в природе и в жизни людей.

Рисунок: насекомые с полным превращением - Божья коровка, колорадский жук, жук-олень, дальневосточный усач, навозник, могильщик

Кроме изученных отрядов насекомых, в природе наиболее обычны жуки , или жесткокрылые , имеющие жесткие передние крылья. По характеру питания среди них различают три основные группы. Во-первых, это хищники, питающиеся различными мелкими животными, в основном насекомыми. Таковы, например, ярко окрашенные божьи коровки. Некоторых божьих коровок разводят в лабораториях и выпускают в парники и сады для борьбы с тлями, повреждающими сельскохозяйственные растения. Во-вторых, это потребители разлагающихся растительных и животных остатков. К ним относятся, например, мертвоеды и могильщики, использующие в качестве пищи трупы животных. Такой же пищей питаются и их личинки. Они входят в число санитаров природы: без них трупы животных разлагались бы и заражали бы окружающую местность. В-третьих, это растительноядные жуки, потребляющие всевозможные части растений, в том числе и древесину. Сюда входят, например, майский жук и другие хрущи, листоеды. Листоед колорадский жук в массе поселяется на картофеле, зачастую объедая всю ботву на кустах. Он завезен в Европу из Северной Америки. На Земле известно более 300000 видов жуков.

Рисунок: насекомые с неполным превращением - певчий кузнечик, полевой сверчок, рыжий таракан, саранча огневка трескучая, постельный клоп, стрекоза красотка блестящая

Всем нам знакомы крупные стройные насекомые - стрекозы . Это дневные, очень прожорливые хищники, приспособившиеся ловить насекомых на лету. Все они уничтожают в несметном числе мух, комаров и слепней, приносят огромную пользу.

Рисунок: Блохи человеческая и крысиная

Насекомое - звено в цепи питания

Насекомые - важное звено в цепях питания, то есть в пищевых цепях, так как входят в состав групп организмов, связанных друг с другом отношением пища - потребитель.

Почвообразующая роль насекомых

В процессе своей жизнедеятельности насекомые обогащают почву органическими и минеральными веществами. Обитающие в почве личинки жуков, бабочек и мух принимают участие в рыхлении почвы и в перемешивании ее слоев.

Роль насекомых в опылении растений

Многие цветковые растения без опыления насекомыми не могут существовать.

Биологическое значение насекомых

Одомашненные насекомые

Одомашненные насекомые - это тутовый шелкопряд и медоносная пчела.

Насекомые - лабораторные животные

Так, плодовая мушка дрозофила из отряда двукрылых служит объектом многих биологических исследований.

Насекомые, причиняющие ущерб человеку

Из громадного числа описанных видов насекомых (около 1000 000) лишь незначительная часть, около 1 %, прямо или косвенно причиняет вред человеку.

Эстетическое значение насекомых

Эстетическое значение насекомых заключается в том, что многие бросающиеся в глаза красивые бабочки, жуки, стрекозы, шмели и другие вызывают чувства радости и восхищения.

Рисунок: редкие виды насекомых, занесенные в красную книгу - красотел пахучий, усач большой дубовый, аполлон, шмель моховой, поликсена, переливница большая

Охрана насекомых

Общая характеристика класса насекомых

Насекомые - это шестиногие членистоногие. В их теле различают три отдела: голову с ротовыми органами, одной парой усиков; грудь, несущую три пары ног, и брюшко. Большинство насекомых имеют крылья и способны летать. Дышат они с помощью трахей. Развитие насекомых проходит со сменой двух или трех стадий. Известно примерно 1,5 млн. видов насекомых.


1. Насекомые являются опылителями цветковых растений. Особенно большая роль в этом принадлежит перепончатокрылым.

2. Они играют большую роль в процессах почвообразования. Муравьи, личинки многих насекомых рыхлят почву, создавая благоприятные условия для вентиляции и увлажнения, обогащают её перегноем, органическими остатками.

3. Они играют важную роль в биогенных круговоротах веществ.

Многие из насекомых входят в состав пищевых цепей рыб, земноводных, птиц, млекопитающих.

4. Продукты, вырабатываемые насекомыми, используются в пищу (мёд), или в качестве технического сырья (воск, шелк, шеллак).

Наряду со сказанным следует отметить и некоторые отрицательные последствия для природы и человека деятельности насекомых.

1. Насекомые, питаясь вегетативными органами растений, могут при интенсивном размножении наносить значительный урон природным биоценозам, сельскохозяйственным угодиям.

2. Насекомые могут повреждать различные сооружения. Некоторые виды жуков, термиты могут разрушать деревянные постройки.

Являясь опылителями растений, насекомые играют значительную роль в размножении растений.

Немаловажное значение имеют насекомые и в хозяйственной деятельности человека: как опылители, повышают урожайность культурных растений; важно их использование с целью биологических методов борьбы с вредными насекомыми, одомашненные насекомые дают ценные продукты питания и сырье для промышленности.
Под влиянием деятельности человека численность ряда видов насекомых настолько сократилась, что они стали редкими, некоторые оказались на грани вымирания. Поэтому все эти насекомые нуждаются в охране. В Красную книгу уже занесено 202 вида насекомых. Включение того или иного вида в эту книгу - сигнал о грозящей ему опасности, о необходимости применения срочных мер по его защите.

Изучением насекомых занимается наука энтомология

Из изложенного видно, насколько многообразно строение и поведение членистоногих по сравнению с кольчатыми червями. Сходство в строении кольчатых червей и членистоногих доказывает родство между ними. Вместе с тем, сравнение этих двух типов показывает, какой большой шаг сделала природа в морфофизиологической организации и поведении животных на уровне типа членистоногих.

Меры борьбы с вредными насекомыми

Борьба с вредными насекомыми может проводиться различными методами: карантинными, агротехническими, механическими, физическими, химическими, биологическими.

Карантинные мероприятия направлены на охрану территории государства, региона от проникновения сельскохозяйственных вредителей.

Агротехнический метод предусматривает создание условий, благоприятных для развития культурных растений и подавляющих размножение вредителей. Так, глубокая осенняя вспашка способствует уничтожению личинок майского жука, долгоносиков. Изменение сроков посевов может нарушать питание вредителей.

Механические методы предусматривают устройство различных ловушек, использование клейких лент.

Физические методы основаны на применении физических факторов - высоких и низких температур, излучателей звуковых колебаний определенной частоты, отпугивающих вредителей.

В настоящее время широкое применение получили химические методы борьбы с вредителями, предусматривающие использование широкого спектра инсектицидных препаратов. Однако их применение ведёт к уничтожению и полезных видов, нанося тем семьям ущерб природным сообществам. Против кровососущих насекомых, оводов, слепней широко используются отпугивающие вещества - репелленты.

Наиболее целесообразно с экологической точки зрения применение биологических методов борьбы с насекомыми - вредителями. Выше уже говорилось о наездниках, муравьях. В последнее время большое распространение получили методы стерилизации в лабораторных условиях самцов насекомых. Будучи выпущенными в природную среду, они "оплодотворяют" самок, которые откладывают яйца не способные к нормальному развитию. В результате значительно сокращается численность вида - вредителя.

Насекомые вредители при интенсивном размножении могут уничтожаться с помощью микроорганизмов, поражающих крылатые формы или их личинки.



Роль насекомых исключительно большая как в жизни человека, так и в природных процессах. В связи с тем, что насекомые составляют значительную долю наземной фауны, они сильно влияют на растительный и животный мир Земли. Насекомые встречаются во всех районах суши, в том числе в пустынях, высоко в горах и в полярных районах.

Существование многих насекомых тесно связано с жизнью растений, так как они потребляют живые растения: корни, стебли, листья, плоды, семена. При массовом размножении насекомые уничтожают или повреждают растения на огромных территориях.

Роль насекомых в природе и жизни человека огромна

Однако кроме вреда насекомые приносят большую пользу растениеводству как опылители цветковых растений. В ходе эволюции выработалась замечательная взаимная приспособленность между многими видами насекомых и цветковыми растениями (например, у растений имеются различные приспособления для опыления их определенными видами насекомых, а у насекомых длина и форма хоботка строго соответствуют строению цветков тех растений, которые они опыляют).

Насекомые являются разрушителями отмерших частей растений. Многие виды насекомых и их личинки, обитая в земле, роя ходы и разрыхляя землю, ускоряют образование перегноя. Многие позвоночные (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие) питаются насекомыми, находящимися на различных стадиях развития.

В связи с хозяйственной деятельностью человека важно сохранение видового многообразия насекомых. Применение инсектицидов для борьбы с вредителями сельскохозяйственных и древесных культур, распашка земель, в силу чего резко сокращается численность некоторых видов дикорастущих растений, оказалось под угрозой существование некоторых видов насекомых.

Для охраны исчезающих насекомых создаются у нас в стране специальные заказники и уже многие (около 20 видов) занесены в Красную книгу. В их числе два вида богомолов - хищных насекомых, питающихся другими насекомыми, жужелица-моллюскоед, усач альпийский, ктырь гигантский и несколько видов бабочек: парусник-поликсена, аполлон, бражник-мертвая голова, бражник-прозерпина, бражник дубовый, сатурния-аглия, сатурния-малая и др.

Биологический способ борьбы с вредителями

Для борьбы с вредными насекомыми наряду с механическими, химическими и агротехническими методами все шире начинают использовать биологические методы борьбы, т.е. уничтожение насекомых на всех стадиях развития с помощью их естественных врагов. Такими врагами насекомых являются лягушки, жабы, ящерицы, дикие птицы, землеройки, ежи, кроты, летучие мыши и т.д. Поэтому всех этих животных надо охранять и по возможности привлекать на поля, огороды, в сады. Домашних птиц за последние годы также все чаще используют для уничтожения вредителей.

Много естественных врагов есть у вредителей и среди насекомых. Большое значение в уничтожении вредителей принадлежит наездникам и другим насекомым. Божьи коровки, например, уничтожают тлей и других вредителей. Хищные жуки (жужелицы) охотятся за гусеницами непарного шелкопряда.

Раньше проводилась большая плановая работа по разведению и использованию различных видов насекомых для борьбы с вредителями растений.

В специальных лабораториях в большом количестве разводят некоторые виды божьих коровок, наездников, трихограмм и других насекомых. Их выпускают в тех районах, в которых отмечается массовое появление вредителей. Биологическим методам борьбы с вредителями растений принадлежит большое будущее.

Статьи по теме: