Олимпиадные задания по обществознанию (11 класс) на тему: олимпиады по обществознанию. Общим для науки и религии является. Необходимым условием рыночной экономики является

По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведённых ниже, объединяющее их. (Оно может быть выражено одним словом или

словосочетанием): а) Питание, безопасность, общение, достижение власти, творчество. б) Зарплата, рента, алименты, гонорар

или творчеству что побудила его к этому чагу какие трудности встретились на пути как построить свою жизнь интересно и ярко подготовьте рассказ об открытиях которые вы сделали в процессе в беседы с героям своего интервью

4. Соотнесите исторический тип общества с случаями, которые его характеризуют. Типы

общества

Характеристика общества

Аграрное общество Индустриальное общество Постиндустриальное общество

А . Возможность совершения покупок и оплаты услуг через Интернет, не выходя из дома в любое время суток по всему Миру из любой точки планеты Земля.

Б . По высказываю Всероссийского старосты М. И. Калинина – Морозовская стачка «…это первая стачка, которая послужила зеркалом, где рабочие увидели тот способ, тот метод, ту дорогу, по которой они могут идти, чтобы улучшить свое положение».

В . «Выборы через Интернет могут стать реальностью» - сообщает информационное агентство «Инерфакс».

Д . Чрезмерные капиталовложения в тяжелую промышленность подорвали финансовую систему страны. Нехватка средств заставила государство прибегнуть к принудительным внутренним займам.

Е . Рыцари без ссор и беззлобно проводят остаток дня, соревнуясь между собой. Кто берет верх в той игре того Артур награждает каким-либо подарком.

Ж . Наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни: наука становиться массовым видом деятельности.

З . «Люди больше не связаны между собой кастами, корпорациями или радами и потому весьма сильно склоняются к тому, чтобы заниматься исключительно своими интересами и впасть в индивидуализм». (А. де Токвиль)

5. Установите верность или ложность суждений («да» или «нет») , занесите ответы по принципу: цифра+ суждение («да» или «нет»).

1)Абсолютной истиной называется такое знание, с которым все согласны, то есть это то, что очевидно, и нельзя себе представить иначе.

2) При выборах в Национальное собрание Франции для победы в первом туре кандидатам в каждом избирательном округе необходимо набрать абсолютное большинство голосов. Если этого не происходит, то через неделю проходит второй тур, в который выходят все кандидаты, набравшие не менее 12, 5 % голосов от общего числа избирателей. Данная ситуация характеризует мажоритарный тип избирательной системы.

3) Гражданское право относится к отраслям частного права

4) Чем выше квалификации, тем ниже величина предложения на рынке труда.

5) Тип личности, характеризующийся признанием усилий общества или группы, и полным или частичным отказом от общепринятых способов достижения этих целей называется конформизмом.

6)Местное самоуправление входит в систему органов государственной власти РФ

7) Эмоциональное лидерство в группе определяется более высокими моральными качествами сравнительно с другими членами данной группы

6. Прочтите текст и выполните задания к нему. Дайте определение всем подчеркнутым и пронумерованным терминам.

«Во-первых, это насильственное изменение существующего политического режима (1) , основ его легитимности (2) и его символики (3) . Во-вторых, замена неспособной политической элиты (4) или правящего класса другими. В-третьих, далеко идущие изменения во всех важнейших институциональных сферах, изменения, которые направлены на модернизацию (5) большинства аспектов социальной жизни, на экономическое развитие и индустриализацию, централизацию и расширение круга участвующих в политическом процессе. В-четвертых, радикальный разрыв с прошлым. В-пятых, изменения в нравственности и воспитании (6) , что создает или порождает нового человека».

1. _________________________________________________

2. _________________________________________________

3._________________________________________________

4. _________________________________________________

5. _________________________________________________ 6.__________________________________________________

7. 17-летний Василий Петров устроился на предприятие «МИГСиТ». Заключил трудовой договор, куда с его согласия было включено условие об испытательном сроке продолжительностью 3 месяца. По окончанию этого срока Петрова уволили, признав неудовлетворительными результаты испытания.

Правомерно ли увольнение Петрова?

Свое мнение обоснуйте.

8. Процесс утраты церковью влияния на разнообразные сферы жизни общества называется:

а) Секуляризация

б) Модернизация

в) Демократизация

г) Экуменизм

9. Укажите, что относится к политическим правам и свободам личности?

а) право избирать и быть избранным в органы государственной власти

б) право объединяться в общественные организации

в) право проводить митинги, демонстрации, пикеты

г) право на справедливый суд

10. Продолжите цитату из Конституции РФ: «Основные права и свободы человека…

а) передаются по наследству от родителей

б) предоставляются с совершеннолетием

в) даруются Декларацией прав человека

г) принадлежат каждому от рождения

Блок № 1 (за каждый правильный ответ 1 балл) (45 мин.)

1. Человек становится личностью:

a) с момента рождения

б) в процессе общения с другими людьми

в) к концу своей жизни

г) обучаясь в школе

2. Объединение кровных родственников или близких людей, у которых общий дом и хозяйство, называется:

а) Группой

б) Коллективом

в) Семьей

г) Командой

3. Что такое общество?

а) форма объединения людей

б) группы людей, объединенных историческим прошлым

в) человечество в целом

г) группа единомышленников

д) всё перечисленное

4. К наукам, изучающим общество, относятся:

а) анатомия

б) экономика

в) физика

г) математика

5. Определите неверное утверждение

а) Кто людям помогает, тот тратит время зря, хорошими делами прославиться нельзя

б) Дети имеют право на защиту от жестокости

в) Природа и общество во взаимосвязи образуют единый реальный мир

г) Вне общества индивид не может стать личностью

6. Основной Закон Российской Федерации называется

а) Кодекс

в) Конституция

г) Энциклопедия

7. О чем рассказывает родословная семьи?

а) о членах семьи, с которыми ты живешь в одном доме

б) о членах семьи, живущих в других городах

в) о поколениях людей одной семьи (рода)

г) о родных братьях и сестрах

8.Все перечисленные предметы, кроме одного, являются орудиями труда. Найдите лишний предмет.

а) палка-копалка

в) прялка

д) сверлильный станок

9. Что является лишним в ряду: украинец, немец, русский, москвич, казах?

а) украинец

в) русский

г) москвич

10. Какая из пословиц устарела, не подходит для современной школы:

а) « кто грамоте горазд, тому не пропасть»

б) «азбука наука, а ребятам мука»

в) «повторение-мать учения»

г) «без палки нет учения»

11. Известна книга Р. Киплинга «Маугли». Ты понимаешь, конечно, что это сказка, но и в жизни бывали случаи, когда звери воспитывали младенцев человека. Известно 15 случаев, когда человеческое дитя воспитывали волки, в 5 случаях воспитателями были медведи, вскармливали человеческих детенышей также леопарды и павлины. Вымысел Р. Киплинга заключается в том, что Маугли, воспитываясь среди волков, как в реальных случаях, никогда не стал бы ______________, а потому не смог бы жить в человеческом обществе. Определи понятие, пропущенное в тексте:

а) человек

б) индивид

в) личность

г) субъект

12. Занятиями первых людей были:

1) охота и рыбная ловля;

2) собирательство;

3) земледелие;

4) скотоводство;

а) не сумел уберечь огонь

б) сломал лук

в) потерял стрелы

г) убежал далеко от своего жилища

14. Все, кто живёт на планете в одно время, в одну эпоху?

а) современники

б) сверстники

в) потомки

г) ровесники

15. Выберите варианты ответа, которые характеризуют отличие древнейшего человека от животных.

1) умение изготавливать и применять орудия труда

2) большая физическая сила

3) членораздельная речь

4) приспособление к природным условиям

5) овладение огнем

6) тело покрыто шерстью

Блок 2 (за каждый правильный ответ 2 балл)

1. Выберите из всех представленных гербов современный герб России.

1. 2. 3. 4.

2. Ученые условно делят науки на естественные, общественные, гуманитарные и технические. Из наук, перечисленных ниже, выберите те, которые являются техническими науками.

1) ядерная энергетика

2) политология

3) литература

4) социология

5) механика

6) космонавтика

А) 1,2,8,9 Б)4, 5,6,8 В)1, 5, 6, 9 Г)4,5,6,7

3. Составь предложение, расставь цифры, соответствующие словам в нужном порядке (слова даны без учета падежей) :

(1)друг, (2) лучше, (3) новый, (4) старый, (5) два

Время проведения – 60 минут

I .Тесты :

1. В отличие от животного человек способен

1) проявлять эмоции

2) вырабатывать условные рефлексы

3) удовлетворять потребности

4) предвидеть результаты своих действий

2. Что из перечисленного ниже характеризует человека как личность?

1) особенности внешности

2) свойства темперамента

3) общественная активность

4) психическое и физическое здоровье

3. Влияние природы на общество проявляется в

1) развитии древнейших цивилизаций по берегам рек

2) имущественном неравенстве в обществе

3) существовании различных наций и народностей

4) наличии социальных норм

4. Что характерно для индустриального общества?

1) определяющее влияние церкви на жизнь общества

2) сословное деление общества

3) существование социальных норм

4) интенсивный рост городского населения

5. Верны ли следующие суждения о морали?

А) Мораль возникла на основе жизненного опыта людей.

Б) Все моральные нормы охраняются законом.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. Общим для науки и религии является

1) проверка выводов

2) проведение экспериментов

3) объяснение мира

4) формирование чувства прекрасного

7. Семейный бюджет – это

1) таблица доходов семьи за определенный период

2) сумма денег, необходимых для жизнедеятельности семьи на определенный период

3) совокупность доходов и расходов семьи за определенный период

4) смета основных расходов семьи за определенный период

8. Экономический механизм, позволяющий производителям обмениваться результатами труда на взаимовыгодной основе, - это

1) специализация

2) конкуренция

3) экономическая свобода

4) торговля

9. Экономика – это область знаний, изучающая

1) природные процессы и явления

2) поведение человека

3) методы рационального хозяйствования

4) способы защиты окружающей среды

10. К социальным группам, выделяемым по поселенческому признаку, относятся?

1) народность

4) горожане

11. Социальное неравенство проявляется в

1) различиях между людьми по природным способностям

2) отсутствии разделения труда

3) принципе разделения материальных благ поровну

4) наличии привилегий для отдельных групп

12. Парламентом Российской Федерации является

1) Конституционное собрание

2) Государственная Дума

3) Федеральное Собрание

4) Совет Федерации

13. Отличительной чертой демократического государства является

1) господство исполнительной власти

2) защита прав и свобод граждан

3) наличие разветвленной системы законов

4) верховенство судебной власти над законодательной и исполнительной

14. Какой признак отличает республику от других форм правления?

1) наличие главы государства

2) выборность главы государства на определенный срок

3) передача верховной власти по наследству

15. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенком признается человек

1) до достижения 14 лет

2) до достижения 16 лет

3) до достижения 15 лет

4) до достижения 18 лет

Задания

II . По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для перечней, приведенных ниже.

1.Традиции, обычаи, мораль, право

2. Православие, католицизм, протестантство

3. Темперамент, характер, способности, эмоции, чувства

4. Единая территория, суверенитет, аппарат управления, налоги, наличие своих законов, гражданство

III . Что является лишним в ряду? Лишний элемент ряда подчеркните и объясните, почему вы так решили.

1. Конституция, закон, указ, заявление, постановление

2.Традиционное общество, высшее общество, индустриальное общество, информационное общество

3. Дыхание, питание, общение, движение, воспроизводство рода

4. Сфера экономическая, сфера политическая, сфера образовательная, сфера социальная, сфера духовная

IV . Критерием разграничения двух периодов жизни человека – молодого и зрелого – является его экономическая, социальная, политическая самостоятельность. Установите соответствие между характером самостоятельности человека и их показателями. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.

V . Проанализируйте данную ситуацию с точки зрения законодательства:

14 – летние учащиеся школы, находящейся рядом с железнодорожной станцией, самостоятельно устроились на работу по разгрузке вагонов в ночное время. Допущены ли нарушения трудового законодательства в данной ситуации? Если да, то какие именно ?

VI . Заполните пропуски в рядах

1.Детство, …………., молодость, зрелость, старость.

2.Буддизм – Трипитака, иудаизм – Тора, ислам - ……….. .

3) развитие промышленности

4) наличие социального неравенства

5. Необходимым условием рыночной экономики является

1) многообразие природных ресурсов

2) экономическая свобода производителей

3) регулирование обмена государством

4) политическая стабильность

6. Рыночная конкуренция:

2) уравновешивает спрос и предложение

3) снижает уровень потребления

4) обеспечивает всем высокие прибыли

7. В какой из вариантов ответа включены основные вопросы экономики?

1) что производить, как производить, кто будет потреблять

2) что потреблять, как производить, кто будет производить

3) что производить, как потреблять, как производить

4) что потреблять, как производить, кто будет потреблять

8. Социальная стратификация означает:

1) разделение общества на группы, занимающие разное положение в обществе

2) рост численности среднего класса

3) усиление общественного контроля над различными социальными группами

4) рост возможностей перемещаться из одной группы в другую

9. К малой социальной группе можно отнести

1) пациентов медицинского диагностического центра

2) абитуриентов педагогических институтов

4) студенческую группу

10. Какой признак является лишним в перечне свойств человека как личности

1) активная жизненная позиция

2) носитель определенных нравственных ценностей

3) половая принадлежность

4) профессионализм

11. Политическая власть отличается от других видов власти тем, что

1) имеет право отдавать распоряжения

2) оказывает влияние на людей

3) опирается на силу государства

4) может применить санкции

12. Только демократическое государство характеризуется

1) суверенитетом

2) законодательной деятельностью

3) сбором налогов

4) политической свободой граждан

13. Все, что создано человеком, в своей совокупности называется

1) обществом

2) искусством

3) экономикой

4) культурой

14. Верны ли следующие суждения об образовании?

А) В процессе образования человек овладевает социальным опытом, происходит социализация личности

Б) В процессе образования человек приобщается к нормам и ценностям общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

15. Какое из утверждений о моральных и правовых нормах является неверным?

1) мораль и право способствуют общественному согласию, гармонизации отношений между людьми

2) мораль и право регулируют деятельность людей с помощью норм

3) в основе большинства правовых норм находятся нормы морали

3. Народность, род, каста, племя

4. Вексель, акциз, чек, акция, облигация

IV . Установите соответствие политических режимов и их характеристик

Характеристики Политические режимы

7. регулятор поведения

14. государство

VIII . Вместо пропусков вставьте пропущенные понятия

1. Форма государства: форма правления, форма государственного устройства, ………………… .

2. Абсолютная монархия, ограниченная монархия, …………….. .

3. Конфедерация, федерация, …………………. .

Максимальное количество баллов - 63

Время проведения – 90 минут

1.Выберите правильный ответ.

1.Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие общества и природы

А) выборы в парламент страны

Б) сельскохозяйственная специализация отдельных районов

В) составление свода законов государства

Г) урегулирование социального конфликта.

2. В стране К. около 80% населения проживает в городах и занято в фабричной промышленности; в сельском хозяйстве занято около 12% населения. Какой тип общества представляет страна К.?

А) традиционное

Б) вступающее в период промышленного переворота

В) индустриальное

Г) постиндустриальное.

г) централизованное планирование производства.

7. Стасова «Русский народ – один из самых музыкальных. Он славится этим с глубокой древности» содержит характеристику группы

а) демографической

б) этнической

в) конфессиональной

г) профессиональной

8. Какая социальная роль может равно исполняться подростком и взрослым?

а) судебный пристав

б) машинист электропоезда

в) депутат парламента

г) театральный зритель

9. К тоталитарному режиму можно отнести следующую основу взаимоотношения власти с обществом:

а) гражданам запрещено все, что не разрешено властью

б) гражданам запрещено все, что не разрешено законом

в) гражданам разрешено все, что не запрещено законом

г) органам власти разрешено только то, что предусмотрено законом.

10. К непосредственному общению можно отнести

а) общение в Интернет - форуме

б) сдача студенческого экзамена в аудитории

в) обмен письмами

г) разговор по телефону.

11. Ограничение дееспособности может быть осуществлено:

а) органами внутренних дел по заключению медицинского учреждения

в) соответствующими медицинскими учреждениями

г) органами опеки и попечительства

12. Концепция постиндустриального, информационного общества разрабатывалась:

а) Д. Беллом

б) А. Тойнби

в) О. Тоффлером

г) У. Ростоу

13. Какое из указанных положений характеризует форму территориально-государственного устройства?

а) методы и приемы осуществления государственной власти

б) способ образования и организация высших органов власти

в) порядок взаимоотношений между центральной, региональной и местной властями

г) распределение законодательных, исполнительных и контрольных функций.

14. Гражданин С. перешел улицу на запрещающий сигнал светофора. Нормы какой из отраслей права были нарушены?

а) трудового

б) гражданского

в) конституционного

г) административного.

4) частное право

5) конституционное право

4. Установить соответствие между проступками и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подобрать соответствующую позицию из второго столбца.

Проступки Виды проступков

1) нарушение правил дорожного движения А) гражданские проступки

3) нарушение правил проезда в метро В) дисциплинарные проступки

4) публикация под своим именем произведе -

5) неисполнение правил внутреннего распо-

Запишите в таблицу выбранные буквы.

5. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов и сочетаний слов из предложенного списка. Слова и сочетания даны в единственном числе, в именительном падеже. Одни и те же слова и сочетания слов могут быть пропущены в тексте неоднократно. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.

«Ролью называется ожидаемое ____, ассоциируемое с определенным ______. Совокупность ролей, соответствующих данному _____, называется ___. Наши роли определяются ожиданиями других _____. Некоторые из этих ожиданий, например, законы являются _____, а другие, вроде умения вести себя за столом, - _____. Когда ____ человека соответствует ролевым ожиданиям, он получает социальные ____ (такие как деньги или ____)».

(Н. Смелзе, современный американский социолог)

1. формальный 5. поведение 9. статус

2. поощрение 6. предписанный статус 10. член общества

3. социализация 7. ролевой набор 11. неформальный

4. уважение 8. порицание 12. социальная мобильность.

6. Из предложенных слов составьте одно из основных социологических понятий. Составьте схему, отражающую соотношение этого понятия и других понятий из одного перечня.

Государство, социальные, семья, основные, образование, институты, производство.

7. В конце XIX века в России многие крестьяне, разоряясь, переезжали в город и устраивались на неквалифицированные работы на заводы и фабрики. Они чувствовали себя в городе неуютно, перестав быть крестьянами, они, по сути, так и не стали горожанами, пролетариями. К какому типу групп можно отнести этих людей? Назовите два признака, которыми обладает данная социальная группа.

Максимальное количество баллов - 50

Школьный тур олимпиады по обществознанию

Время проведения – 90 минут

1. Выбрать правильный ответ (один или несколько).

1. Общество в широком смысле слова включает в себя:

б) население крупнейшей страны мира

в) совокупность всех форм взаимосвязи и взаимодействий людей

г) весь окружающий человека мир в его многообразии.

г) гимназии

3. Произведения, создаваемые анонимными творцами, не имеющими, как правило, профессиональной подготовки, характерны для культуры:

а) народной

б) массовой

в) популярной

г) элитарной

4. Какое из перечисленных качеств человека сближает его с животным?

а) умение общаться при помощи членораздельной речи

б) способность заботиться о своем потомстве

в) участие в совместной целенаправленной трудовой деятельности

г) обладание сознанием, способным отображать окружающий мир.

5. Необходимое условие осуществления любой деятельности человека

а) наличие мотива, обусловленного определенными потребностями

б) одобрение предполагаемых результатов окружающими

в) выдвижение позитивной социально значимой цели

9. Бондари, бортники, льноводы, хлеборобы составляют общность:

а) религиозную

б) демографическую

в) профессиональную

г) этносоциальную.

10. Какой из социальных статусов женщины – предписанный?

а) чемпионка страны по конкуру

б) манекенщица

в) наследница престола

г) магистр социологии.

11. Карьера молодого человека, за несколько лет из клерка поднявшегося до директора крупной компьютерной фирмы, иллюстрирует социальную мобильность:

а) горизонтальную

г) нисходящую

12. Мажоритарная избирательная система предполагает:

а) создание единого национального избирательного округа

б) закрепления в законах положения об избирательном пороге

в) выдвижение кандидатов списком от политических партий

г) формирование одномандатных избирательных округов.

13. Представление проекта Федерального бюджета в Государственную Думу РФ является прерогативой:

а) Счетной палаты

б) Президента

в) Правительства

г) Совета Федерации.

14. Гражданин П. дал в долг своему знакомому крупную сумму денег для покупки загородного дом а, нотариально заверив акт передачи денег в долг и саму сумму долга. В указанный долг ему не был возвращен. Куда следует обратиться гражданину П., чтобы добиться возвращения долга?

а) в милицию

15. Какое направление в социологии признает природные условия решающим фактором общественного развития?

а) функционализм

б) позитивизм

в) геологическое

г) географическое.

2. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже, объединяющее их. (Оно может быть выражено одним словом или словосочетанием).

1. Питание, безопасность, общение, достижение власти, творчество.

_____________________________________________________________________________

2. Традиционная, рыночная, плановая, смешанная.

3. Сознательное, бессознательное, подсознательное.

______________________________________________________________________________

4. Либерализм, социал-демократизм, национализм, консерватизм.

______________________________________________________________________________

5. Гражданское право, конституционное право, земельное право .

______________________________________________________________________________

6. Водитель, академик, аспирант, лауреат Нобелевской премии.

______________________________________________________________________________

7. Индуизм, синтоизм, конфуцианство, иудаизм.

______________________________________________________________________________

8. Зависимый, достигаемый, предписанный, смешанный.

______________________________________________________________________________

3. Найдите в приведенных перечнях признаки понятия «политические права человека и гражданина» и выпишите их буквенные обозначения:

а) право иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство)

б) право на свободу и личную неприкосновенность

в) право на частную собственность

г) право на объединение

д) право на тайну переписки, телефонных переговоров

е) право на свободу слова

ж) право на свободу информации

з) право на социальное обеспечение по возрасту

и) право на политическое убежище

к) право наследования.

Схема №_______

6.Известно, что существует три мировые религии. Впишите в первую колонку таблицы их названия, во второй колонке обозначьте цифрами соответствующие каждой религии характеристики.

3. Мировая религия, священная книга которой называется «Типитака».

4. Мировая религия, два основных направления которой называются шиизм и суннизм.

5. Мировая религия, сущностью учения которой являются «четыре благородные истины».

6. Мировая религия, возникшая в Палестине.

7. Мировая религия, исповедующая триединство бога.

8. Мировая религия, возникшая на Аравийском полуострове.

9. Мировая религия, наиболее распространенная в России.

Название

Характеристики

7. Работа с документом:

10 мая 1907 года в Государственной думе России с речью об устройстве быта крестьян выступил председатель Совета министров Столыпин. Обосновывая правительственную программу земельной реформы, он выдвинул такие доводы. Возможность получить земельный надел в частную собственность усилит стимул к труду и позволит улучшить сельскохозяйственное производство. Она создаст условия для возрождения «самой слабой части» общества – крестьянства. Реформа сделает крестьянина богатым, а «где достаток, там, конечно, и просвещение, там и настоящая свобода». Станет возможным социальный мир в деревне. Окрепнет российская государственность. Речь завершил знаменитыми словами: «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия».

1. Докажите, что необходимость реформ обосновывал с разных точек зрения. Каких?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Используйте полученные сведения для подтверждения мнения о целостности общества и неразрывной связи его основных сфер.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Максимальное количество баллов - 47

По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведённых ниже, объединяющее их. (Оно может быть выражено одним словом или

словосочетанием): а) Питание, безопасность, общение, достижение власти, творчество. б) Зарплата, рента, алименты, гонорар

или творчеству что побудила его к этому чагу какие трудности встретились на пути как построить свою жизнь интересно и ярко подготовьте рассказ об открытиях которые вы сделали в процессе в беседы с героям своего интервью

4. Соотнесите исторический тип общества с случаями, которые его характеризуют. Типы

общества

Характеристика общества

Аграрное общество Индустриальное общество Постиндустриальное общество

А . Возможность совершения покупок и оплаты услуг через Интернет, не выходя из дома в любое время суток по всему Миру из любой точки планеты Земля.

Б . По высказываю Всероссийского старосты М. И. Калинина – Морозовская стачка «…это первая стачка, которая послужила зеркалом, где рабочие увидели тот способ, тот метод, ту дорогу, по которой они могут идти, чтобы улучшить свое положение».

В . «Выборы через Интернет могут стать реальностью» - сообщает информационное агентство «Инерфакс».

Д . Чрезмерные капиталовложения в тяжелую промышленность подорвали финансовую систему страны. Нехватка средств заставила государство прибегнуть к принудительным внутренним займам.

Е . Рыцари без ссор и беззлобно проводят остаток дня, соревнуясь между собой. Кто берет верх в той игре того Артур награждает каким-либо подарком.

Ж . Наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни: наука становиться массовым видом деятельности.

З . «Люди больше не связаны между собой кастами, корпорациями или радами и потому весьма сильно склоняются к тому, чтобы заниматься исключительно своими интересами и впасть в индивидуализм». (А. де Токвиль)

5. Установите верность или ложность суждений («да» или «нет») , занесите ответы по принципу: цифра+ суждение («да» или «нет»).

1)Абсолютной истиной называется такое знание, с которым все согласны, то есть это то, что очевидно, и нельзя себе представить иначе.

2) При выборах в Национальное собрание Франции для победы в первом туре кандидатам в каждом избирательном округе необходимо набрать абсолютное большинство голосов. Если этого не происходит, то через неделю проходит второй тур, в который выходят все кандидаты, набравшие не менее 12, 5 % голосов от общего числа избирателей. Данная ситуация характеризует мажоритарный тип избирательной системы.

3) Гражданское право относится к отраслям частного права

4) Чем выше квалификации, тем ниже величина предложения на рынке труда.

5) Тип личности, характеризующийся признанием усилий общества или группы, и полным или частичным отказом от общепринятых способов достижения этих целей называется конформизмом.

6)Местное самоуправление входит в систему органов государственной власти РФ

7) Эмоциональное лидерство в группе определяется более высокими моральными качествами сравнительно с другими членами данной группы

6. Прочтите текст и выполните задания к нему. Дайте определение всем подчеркнутым и пронумерованным терминам.

«Во-первых, это насильственное изменение существующего политического режима (1) , основ его легитимности (2) и его символики (3) . Во-вторых, замена неспособной политической элиты (4) или правящего класса другими. В-третьих, далеко идущие изменения во всех важнейших институциональных сферах, изменения, которые направлены на модернизацию (5) большинства аспектов социальной жизни, на экономическое развитие и индустриализацию, централизацию и расширение круга участвующих в политическом процессе. В-четвертых, радикальный разрыв с прошлым. В-пятых, изменения в нравственности и воспитании (6) , что создает или порождает нового человека».

1. _________________________________________________

2. _________________________________________________

3._________________________________________________

4. _________________________________________________

5. _________________________________________________ 6.__________________________________________________

7. 17-летний Василий Петров устроился на предприятие «МИГСиТ». Заключил трудовой договор, куда с его согласия было включено условие об испытательном сроке продолжительностью 3 месяца. По окончанию этого срока Петрова уволили, признав неудовлетворительными результаты испытания.

Правомерно ли увольнение Петрова?

Свое мнение обоснуйте.

8. Процесс утраты церковью влияния на разнообразные сферы жизни общества называется:

а) Секуляризация

б) Модернизация

в) Демократизация

г) Экуменизм

9. Укажите, что относится к политическим правам и свободам личности?

а) право избирать и быть избранным в органы государственной власти

б) право объединяться в общественные организации

в) право проводить митинги, демонстрации, пикеты

г) право на справедливый суд

10. Продолжите цитату из Конституции РФ: «Основные права и свободы человека…

а) передаются по наследству от родителей

б) предоставляются с совершеннолетием

в) даруются Декларацией прав человека

г) принадлежат каждому от рождения

1. Установите верность или ложность утверждений. Впишите «да» или «нет» в соответствующие ячейки таблицы.

1.3 Интерэкономика изучает процессы, связанные с функционированием обособленного предприятия.

1.4 Вводная часть конституции РФ именуется «преамбулой».

1.5 В настоящее время в РФ выделяют три ветви власти: исполнительную, законодательную и судебную, которые постоянно взаимодействуют.

1.6 «Монотеизм» переводится с греческого языка как «многочисленный, множество».

1.7 Теории возникновения государства путем общественного договора придерживались Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, Т. Гоббс.

1.8 Отрицательной стороной процесса глобализации является стирание границ между самобытными культурами.

1.9 Переход улицы на красный свет является уголовным преступлением.

1.10 Акционерные общества бывают открытыми и закрытыми

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

2.1. Питание, безопасность, общение, достижение власти, творче-ство

2.2. Зарплата, рента, алименты, гонорар

2.3. Публичность, суверенитет, легитимность, границы

3. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

3. 1. Пол; возраст; национальность; профессия

3. 2. Капитал, труд, информация, обмен, земля

3. 3. Правовой прецедент, правовой обычай, нормативно-правовой акт, диспозиция

4. Заполните пропуски в ряду.

4.1. Буддизм, ________________, ислам.

4.2 Неолитическая революция (появление земледелия и ското-водства) - возникновение аграрного общества; __________- возникновение

индустриального общества; научно-техническая революция - возникновение постиндустриального общества.

4.3. Форма режима, форма территориального устройства, _____.

5. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином.

5.1. «С завершением Второй мировой войны, приняв на себя роль гегемона западного «свободного мира», США отказались от экономической политики государства, направленной на защиту от иностранной конкуренции, и обязались способствовать развитию свободной международной торговли»

5.2. «Взаимное непонимание, «разговор двух глухих» - одна из важнейших причин постоянных активных столкновений противоположных интересов, взглядов, стремлений и общей неудовлетворенности семейной жизни

5.3. «Люди с заниженным восприятием самих себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей «застревают» на любой, даже незначительной, критике и пропускают мимо ушей позитивные мнения о себе

6. Рассмотрите иллюстрации, сделайте подписи к ним и ответьте на вопросы.

6.1. А) __________; Б) ______________; В) _______________.

6.2. Что объединяет данные изображения?

6.3.Чем изображение Б отличается от А и В? В чем причина этого отличия?

7. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

«Фундаментальной ценностью для человека, является его …. Но она предполагает и его … перед миром, в котором он живет. Желания и интересы человека далеко не всегда совпадают с интересами …, человек под воздействием … принуждается к поступкам, не нарушающим интересов общества. Свобода … ограничивается интересами общества»

1.Индивид. 2. Способность. 3. Свобода. 4. Общественный прогресс. 5. Ответственность. 6. Устремления. 7. Коллектив. 8. Гуманизация. 9. Общественные законы. 10. Личность. 11. Общество.

8. Перед вами формула, известная экономистам как уравнение Фишера: МV = PQ, где М — количество денег, V — скорость обращения денег или число оборотов денег; P — средний уровень цен на товары и услуги; Q — совокупный объем товаров и услуг. Считают, что оно позволяет объяснить причины инфляции. Опираясь на уравнение Фишера, оцените приведенные ниже утверждения как правильные или ошибочные. Свои выводы обоснуйте математически.

8.1 Если скорость обращения денег и объем товаров и услуг останутся прежними, а количество денег увеличится, то цены вырастут.

8.2 Если скорость обращения денег увеличится, а количество денег и объем товаров и услуг останутся неизменными, цены снизятся.

8.3 Если скорость обращения денег вырастет в 3 раза, количество денег уменьшится в 2 раза, объем товаров и услуг останется прежним, то цены вырастут.

9. В начале учебного года в (четырехэтажное) общежитие университета заселились Андрей, Борис, Василий и Георгий. Каждый из них учится на одном из четырех курсов (все на разных) и живет на одном из четырех этажей (все на разных).

Определите, кто на каком курсе учится и на каком этаже живет, если известно, что:

1. Андрей живет выше первокурсника, но ниже третьекурсника.

2. Борис живет на этаж ниже того, кто на курс младше Георгия.

3. Четверокурсник живет на первом этаже.

10. Прочитайте отрывок из книги В.В. Овчинникова «Корни дуба. Впечатления и размышления об Англии и англичанах» о воспитании в Англии. Выполните следующие задания:

1) Озаглавьте данный текст. Назовите личностные качества, которые стремятся воспитать в своих детях англичане прежде всего (не менее 3х).

2) На основании обществоведческих знаний и с опорой на текст дайте определения следующих понятий: семья, личность, воспитание.

3) Какие социальные институты, кроме семьи, на ваш взгляд, влияют на формирование личности ребенка? (не менее 3х)

4) Приведите примеры из художественной литературы (не менее 2х), которые подтверждают или опровергают точку зрения автора.

«Едва научившись ходить, английский ребенок уже слышит излюбленную в этой стране фразу: «Возьми себя в руки!» Его с малолетства отучают льнуть к родителям за утешением в минуты боли или обиды. Детям внушают, что слезы – это нечто недостойное, почти позорное. Малыш, который плачет потому, что ушибся, вызывает откровенные насмешки сверстников и молчаливое неодобрение родителей…. Поощряемый к самостоятельности, английский ребенок мало-помалу свыкается с тем, что, испытывая голод, усталость, боль, обиду, он не должен жаловаться, беспокоить отца или мать по пустякам….. Английские дети и не ждут, что кто-то будет потакать их капризам, окружать их неумеренной нежностью и лаской. Они понимают, что живут в царстве взрослых, где им положено знать свое место, и что место это отнюдь не на коленях у папы или мамы. Независимо от семейных доходов одевают детей очень просто – младшие донашивают то, что когда-то приобреталось для старших. А в восемь часов не только малышей, но и школьников безоговорочно и бескомпромиссно отправляют спать, чтобы они не мешали родителям, у которых на вечер могут быть свои дела и свои планы… Избалованные дети, которые постоянно требуют внимания к себе, то и дело чего-то просят или на что-то жалуются, – большая редкость в английских семьях. Ребенок здесь, повторяю, с малолетства сознает, что окружающий его мир – это царство взрослых. Он привык быть предоставлен самому себе и как можно реже напоминать родителям о своем существовании. Пока дети растут дома, их не должно быть слышно. А со школьного возраста их в идеале не должно быть и видно. Это характерная черта английского уклада жизни. Непосредственное влияние родителей в воспитании школьников и тем более студентов сказывается здесь куда меньше, чем в других странах.»

А. Ю. Тимофеева, МБОУ "Гимназия №1", г. Мариинский Посад, Чувашская Республика

Ключи к заданиям школьного этапа олимпиады по обществознанию

6 класс

1-а, 2 – в, 3 – а. 4 – а, 5 – б, 6 – в, 7 – б, (по 1 баллу)

8 – а-1,б-3,в-4,г-2, (4 балла)

10 – А-3, Б-1,В-2 (3 балла)

11. 1. Социальные ценности и нормы. 2. Право

За каждый правильно названный термин – 2 балла (4 балла)

12.

За каждый правильно заполненный столбец таблицы 1 балл.

Максимальный балл – 2

Общая мысль – в данных стихотворениях речь идет о добре и зле, которые являются основными категориями морали.

За каждый правильно названный компонент ответа 1 балл.

Максимальный балл – 3

14. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

5.1. Флаг, закон, герб, гимн (лишнее – закон, остальное – символы государства)

5.2. Правоведение, социология, физика, история (лишнее – физика, остальное – общественные науки)

За каждое правильно указанное лишнее слово 1 балл.

За каждое правильное пояснение 1 балл.

Максимальный балл -4

15. Ответы на кроссворд:

1. Отрок. 2. Человек. 3. Закон. 4. Потребность. 5. Мечта. 6. Семья 7. Сознание. 8. Деятельность. 9. Время. 10. Мораль.

Ключевое слово: творчество

За каждое правильно названное слово 1 балл. Максимальный балл - 11

Итого: 43 балла

Ключи к з

7 класс

2012-2013

1. Выберите правильный вариант ответа из предложенных.

За каждый правильно названный ответ 1 балл.

Максимальный балл - 5

2 . Решите кроссворд. В выделенных клетках (по вертикали) получится ключевое слово. Запишите его определение.

Ответ: 1) человек 2) парламент 3) санкция 4) общество 5) депутат 6) Монтескье.

Ключевое слово: власть

Максимальный балл - 7

3 . Определите обществоведческий термин.

3.1. ПАТРИОТИЗМ.

3.2. РЕФОРМА.

За каждый правильно названный термин 2 балла. Максимальный балл – 4

4 . Впишите пропущенные слова в отрывки из приведенных документов. Назовите эти документы.

4.1. «Российская Федерация, Россия есть ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ федеративное правовое государство с РЕСПУБЛИКАНСКОЙ формой правления».

4.2. «Славься, ОТЕЧЕСТВО наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, СТРАНА ! Мы гордимся тобой!

За каждое правильно названное слово 1 балл.

Максимальный балл - 4

5 . Установите соответствие названий документов и дат их принятия.

За каждую правильную позицию 1 балл.

Максимальный балл - 3

6 . Напишите дату.

За каждое правильно данный ответ 1 балл.

Максимальный балл - 3

7 . По какому принципу образованы ряды? Напишите понятие, общее для каждого приведённого ниже ряда (оно может быть выражено одним словом или словосочетанием).

7.1. Законодательная, исполнительная, судебная – ВЕТВИ ВЛАСТИ

7.2. Буддизм, христианство, ислам – МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ.

За каждый правильно названный принцип 1 балл.

Максимальный балл - 2

8 . Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:

Максимальный балл - 7

Максимальный балл за работу - 35

Ключи к з аданиям школьного этапа олимпиады по обществознанию

8 класс

2012-2013

I. Выполните тестовые задания .

За каждую правильно указанную позицию 1 балл. Максимальный балл - 7

II. Укажите лишнее в ряду .

Ответ: лишнее – характер, темперамент .

Максимальный балл - 2

За каждую правильно названную позицию 1 балл Максимальный балл - 3

IV. Работа с оценочным суждением.

12. Выделите в приведённом тексте оценочное суждение:

1. Господин К.- негр, он является главой фирмы. 2. Низкий статус негра не позволяет ему приобрести высокий авторитет в деловом мире, которым заправляют белые.

Ответ: оценочное суждение под № 2

Максимальный балл - 1

V. Работа с текстом.

При наличии одной ошибки в ответе 1 балл.

За все правильно названные позиции 2 балла .

VI . Работа с таблицей.

Название сфер общественной жизни

Явления

Экономическая

Социальная

Политическая

Духовная

За каждую правильно названную сферу 1 балл.

За правильно названные явления каждой сферы (при отсутствии неверных ответов) 1 балл.

Максимальный балл - 8

VII. Кроссворд.

Ответы: По горизонтали :

1) семья 3) респондент 4) владение 5) потребность 6) референдум 7) личность 8) истина 9) сознание

10) фактор 11) санкция 12) маргинал 13) нация.

По вертикали : 2) МОДЕРНИЗАЦИЯ.

За каждую правильно названную позицию 1 балл.

Максимальный балл – 13 Максимальный балл за работу - 36

9 класс

2012-2013

1. Выберите верный ответ (один или несколько).

2. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»).

3. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

1. Питание, безопасность, общение, достижение власти, творче­ство (потребности человека)

2. Зарплата, рента, алименты, гонорар (виды факторных доходов)

3. Публичность, суверенитет, легитимность, границы (признаки государства)

За правильно определенный принцип образования ряда 2 балла. Всего за задание 6 баллов.

4. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

1. Пол; возраст; национальность; профессия (профессия – приобретаемый статус, остальные предписанные)

2. Капитал, труд, информация, обмен, земля (обмен – вид экономической деятельности, остальные – факторы производства)

3. Правовой прецедент, правовой обычай, нормативно-правовой акт, диспозиция (диспозиция – элемент нормы права, остальное – виды источников права)

Всего за задание 9 баллов.

5. Заполните пропуски в ряду.

1. Буддизм, ________________, ислам (христианство )

2. Неолитическая революция (появление земледелия и ското­водства ) - возникновение аграрного общества; __________- возникновение индустриального общества; научно-техническая революция - возникновение постиндустриального общества (промышленная революция )

3. Форма режима, форма территориального устройства, _____ (форма правления )

За правильно определенный пропуск 2 балла. Всего за задание 6 баллов.

6. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

Фундаментальной ценностью для человека, является его (3). Но она предполагает и его

(5) перед миром, в котором он живет. Желания и интересы человека далеко не всегда совпадают с интересами (7), человек под воздействием (9) принуждается к поступкам, не нарушающим интересов общества. Свобода (10) ограничивается интересами общества.

1. Индивид. 2. Способность. 3. Свобода. 4. Общественный прогресс. 5. Ответственность. 6. Устремления. 7. Коллектив. 8. Гуманизация. 9. Общественные законы. 10. Личность. 11. Общество.

За правильно определенный пропуск 1 балл. Всего за задание 5 баллов.

7. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения.

Перевод латинского и греческого термина

Общественные явления

Термины и их значения

пограничный

используется в социологии

маргинал

надзиратель

используется в юриспруденции

прокурор

используется в экономике

бюджет или биржа

сидящий впереди

используется в политологии

президент

Максимум за задание 12 баллов.

8. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:

1. 14- летние учащиеся школы, находящейся рядом с железнодо­рожной станцией, самостоятельно устроились на работу по разгрузке вагонов в ночное время.

Допущены ли нарушения трудового законодательства в данной ситуации? Если да, то какие именно?

Нарушения допущены. Согласно трудовому законодательству РФ 14-летний подросток может трудоустроиться только с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя), а также, если он будет выполнять легкую работу, не наносящую вред его физическому и нравственному здоровью.

2 Гражданка Н. обратилась в органы УФМС с заявлением о регистрации гражданства ее новорожденного сына. В заявлении ей было отказано, т.к. отец рожденного ребенка – иностранный гражданин. Допущены ли нарушения закона. Если да, то какие именно?

Допущены. Согласно Закону о гражданстве РФ (ст.12, п.в) ребенок приобретает гражданство РФ, если один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации.

За каждый правильный однозначный ответ 1 балл, за правильное пояснение до 3 баллов. Максимум за задание 8 баллов.

9. Отношения между понятиями в логике принято изображать круговыми схемами Л. Эйлера.

С помощью круговых схем Эйлера изобразите отношение между следующими понятиями, внеся в круги их буквенные обозначения:

А – форма государства; Б – форма режима; В – республика; Г – федерация; Д – форма правления; Е – форма территориального устройства; Ж – демократия; З – монархия.

Всего 5 баллов за правильно составленную схему в целом. Другие варианты не оцениваются.

10. Прочитайте текст. Это предложения из реферата, раскрывающего суть различных типов экономических систем. Автор, к сожалению, не сумел провести грань между тремя типами этих систем.

Выполните это самостоятельно. Для этого:

1) подпишите колонки, приведённой ниже таблицы, определив названия соответствующих типов экономических систем;

2) впишите в них порядковые номера предложений, отражающих ту или иную разновидность.

Рыночная

Административно-командная

Традиционная

2, 4, 8, 10

1, 6, 7, 9

3, 5, 11

Два балла за каждое точное название экономической системы. По 1 баллу за каждое верное соотнесение предложения. Всего – 17 баллов.

11. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином.

11.1. протекционизм

11.2. конфликт

11.3. самооценка

Всего за работу 81 балла.

Ключи к заданиям школьного этапа олимпиады по обществознанию

10 класс

2012-2013

1. Выберите верный ответ (один или несколько).

За правильно указанные позиции в каждом столбце (при отсутствии неверных ответов) 1 балл. Всего за задание 5 баллов.

За правильно определенную позицию 1 балл. Всего за задание 5 баллов.

3. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

1. Выражение изысканных вкусов определенной части общества, сложность и противоречивость, расчет на узкий круг знатоков (признаки элитарной культуры )

2. Запрещение гражданам пользоваться услугами филиалов иностранных банков, повышение таможенных пошлин на иностранные товары, ограничение на импорт иностранных изделий (действия в рамках политики протекционизма )

3. Получение Нобелевской премии, получение именной стипендии, присвоение звания Герой России (формальные позитивные санкции )

За правильно определенный принцип образования ряда 2 балла. Всего за задание 6 баллов.

1) А. Смит – экономическая школа, остальные – теории происхождения государства.

2) право на совместную собственность – это имущественное право супругов, другие – личные права.

3) суждение – форма рационального познания, остальные – чувственное.

За правильно исключенный ответ – 1 балл, правильное пояснение – 2 балла.

Всего за задание 6 баллов.

5. Заполните пропуски в ряду.

1) источник права – правовой прецедент

2) оппозиционная партия

3) олигополия

6. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

В настоящее время в отечественной …(6 ) ведутся дискуссии о…(7 ). Качественными критериями здесь выступают уровень доходов, стандарты поведения и потребления, уровня образования, владение материальной или интеллектуальной собственностью. Значимой характеристикой является сравнительно высокий уровень материальной обеспеченности, что делает их достаточно автономной и относительно независимой от…(1 ) частью населения, что в условиях российской действительности пока невозможно.

…(5 ) предполагает выделение групп: по месту жительства, по времяпровождению, по любительским интересам, по склонностям к определенным свободным видам деятельности. …(2 ). включает в себя множество людей, общим признаком которых могут являться производственные, политические, демографические и другие характеристики.

Особое место занимают в обществе…(3 ), которые характеризуются признаками потери ориентации в жизни. Например, утратив связь с прежней группой (выходцы из села), они долгое время не могут принять ценности и правила поведения городских жителей. Сюда также можно отнести инвалидов, безработных, лиц без места жительства и определенных занятий.

1.государство

3. маргинальные слои

4. философия

5. социальная стратификация

6. социология

7. средний класс

8. социальная мобильность

10. люмпены

За правильно определенный пропуск 1 балл. Всего за задание 6 баллов.

В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.

Общественные явления

Термины и их значения

Мировоззрение

Нигилизм - отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной и государственной жизни

«Кошелек»

Экономическая инфраструктура

Бюджет – план доходов и расходов.

Биржа - организационно оформленный и регулярно функционирующий рынок.

«Невменяемый»

Убеждения

Фанатик – человек, отличающийся страстной преданностью своим убеждениям, соединенной с крайней нетерпимостью к чужим взглядам и стремлениям. (Допускается ответ «фанатизм» с соответствующим определением.)

Коррупция - использование служебного положения в личных целях.

За правильно определенный термин 1 балл, за правильное значение до 2 баллов. Максимум за задание 12 баллов.

8. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситу ации:

1. Депутатская фракция Государственной Думы разработала законопроект о внесении поправки в Федеральный закон «О гражданстве РФ». Для усиления борьбы с преступностью депутаты предлагали исключать из российского гражданства за совершение особо тяжких преступлений после вступления в законную силу приговора суда. Группа экспертов представила заключение на представленный законопроект, сделав вывод, что данная поправка недопустима.

Предложение недопустимо, т.к. лишение гражданства РФ невозможно согласно Конституции.

2. На месте преступления был задержан Сергей М. , которому было предъявлено обвинение в хищении, и он был заключен под стражу. В совершении хищения Сергей М. признался. На следующий день в газете появилась публикация, в которой сообщалось, что Сергей М. совершил хищение, задержан, содержится под стражей и его ожидает суд.

Правомерна ли подобная газетная публикации? Свое мнение обоснуйте.

Газетная публикация неправомерна. Она является нарушением принципа презумпции невиновности каждого человека. С.49 Конституции РФ «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда».

За правильный однозначный ответ 1 балл, за правильное пояснение до 2 баллов. Максимум за задание 6 баллов.

9. Отношения между понятиями в логике принято изображать круговыми схемами Л. Эйлера.

С помощью круговых схем Эйлера изобразите отношение между следующими понятиями, внеся в круги их буквенные обозначения:

А. познавательная деятельность; Б. практическая деятельность; В. ценностно-ориентировочная деятельность; Г. социально-преобразовательная деятельность; Д. духовная деятельность; Е. материально-производственная; Ж. прогностическая деятельность; З. деятельность.


10. Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, раскрывающего суть налоговой политики и основные виды налогов. Автор, к сожалению, не сумел провести грань между двумя видами налогов.

Выполните это самостоятельно. Для этого:

1) подпишите колонки приведенной ниже таблицы, определив названия соответствующих видов налогов

2) впишите в них порядковые номера предложений, отражающих ту или иную разновидность.

По 2 балла за правильно определенные названия колонок, по 1 баллу за правильно соотнесенные позиции. Всего 12 баллов за задание.

11. Замените выделенный курсивом

1) традиция

2) миф

3) автаркия

За каждый правильно определенный термин 1 балл. Всего за задание 3 балла.

Максимум за задание 11 баллов

Всего за работу 72 балла.

Ключи к заданиям школьного этапа олимпиады по обществознанию

11 класс

2012-2013

1. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

«Во-первых, это насильственное изменение существующего политического режима (1) , основ его легитимности (2) и его символики (3) . Во-вторых, замена неспособной политической элиты (4) или правящего класса другими. В-третьих, далеко идущие изменения во всех важнейших институциональных сферах, изменения, которые направлены на модернизацию (5) большинства аспектов социальной жизни, на экономическое развитие и индустриализацию, централизацию и расширение круга участвующих в политическом процессе. В-четвертых, радикальный разрыв с прошлым. В-пятых, изменения в нравственности и воспитании (6) , что создает или порождает нового человека» (Ш. Эйзенштадт, американский обществовед.)

1) Дайте определение всем подчеркнутым и пронумерованным терминам.

2) В результате какого социально-исторического процесса происходят данные изменения в обществе?

1) (1) формы взаимосвязи субъектов политики, совокупностей методов и приемов осуществления власти в государстве

(2) признание власти в ее праве управлять обществом в целом и гражданином в отдельности

(3) выражает отношения между вещами, явлениями и идеями

(4) группа людей, занимающих высокие позиции во власти и осуществляющих управление обществом

(5) процесс перехода от традиционного общества к индустриальному (или процесс усложнения, обновления, перехода к более высокому уровню качества)

(6) целенаправленный процесс формирования социальных качеств личности

2) Речь идет о революции.

За каждое правильно сформулированное определение (переданный смысл) по 2 балла, за определение социально-исторического процесса – 3 балла.

Всего за задание 15 баллов.

2. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»).

За правильно определенную позицию 1 балл. Всего за задание 5 баллов.

3. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

1) административные правонарушения

2) социальные качества личности или отличия человека от животного

3) формальные негативные санкции

За правильно определенный принцип образования ряда 2 балла. Всего за задание 6 баллов.

4. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

1) оппозиционные партии – они выделяются по отношению к действующей власти, другие по идеологическому признаку.

2) восприятие – форма чувственного познания, остальные формы научного познания.

3) налог на добавленную стоимость – косвенный налог, остальные прямые налоги.

За правильно исключенный ответ – 1 балл, правильное пояснение – 2 балла.

Всего за задание 9 баллов.

5. Заполните пропуски в ряду.

1. Соблюдение религиозных норм поддерживается религиозной верой в неизбежность кары за грехи, соблюдение моральных норм обеспечивается авторитетом коллективного сознания, соблюдение правовых норм обеспечивается принудительной силой государства

2. Пророк, «сверхчеловек», герой – харизматическое лидерство, монарх и (или) глава церкви - традиционное лидерство , избранное должностное лицо – легальное лидерство.

3. Деспотические политические режимы – традиционное общество, складывание правового государства - индустриальное общество , развитое гражданское общество – информационное общество.

За правильно определенный пропуск 2 балла. Всего за задание 6 баллов.

6. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

Термин (9) в социологию пришёл из (5) . Там он служит для обозначения расположения пластов Земли по вертикальной линии. Социология унаследовала данную схему, добавив к термину слово (13). Основанием для неё служит так называемая лестница (16) , в которой бедняки занимают самую низшую ступеньку, а богачи – самую высокую.

Первой исторической системой (2) стало (11) , которое части вообще лишало человека любых прав и граничило с крайней степенью неравенства.

(2) общества происходит с применением нескольких факторов: материального, (4) , (14) и престижа.

Рассматриваемое понятие неразделимо с понятием (3) , которая характеризует перемещение из одного социального слоя в другой. Переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне называют (12) , перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другую (7).

1. моральная чистота

2. социальная стратификация

3. социальная мобильность

4. образование

5. геология

6. стагнация

7. вертикальная мобильность

8. научный

9. стратификация

10. крепостничество

11. рабство

12. горизонтальная мобильность

13. социальная

14. власть

15. первобытное общество

17. феодальный

18. физика

За правильно определенный пропуск 1 балл. Всего за задание 12 баллов.

7. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.

Перевод латинского и греческого термина

Общественные явления

Термины и их значения

«Отсутствующий»

Выборы, референдум.

Абсентеизм – форма политического участия, связанная с игнорированием избирательного процесса.

«Вещь, отданная на хранение»

Кредитные учреждения

Депозит – сумма денег, помещённая вкладчиком в банк на определённый или неопределённый срок.

«Умиротворяющий»

Социальный конфликт

Толерантность - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

«Корень»

Идеология

Радикализм - крайняя, бескомпромиссная приверженность каким-либо взглядам, концепциям.

За правильно определенный термин 1 балл, за правильное значение до 2 баллов. Максимум за задание 12 баллов.

8. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:

1. 16-ти летний гражданин пришёл устраиваться на работу в автослесаную мастерскую. При этом он предоставил целый ряд необходимых документов: паспорт, приписное свидетельство воинского учета и заявление о приеме на работу. Однако хозяин отказался принимать его на работу, заявив, что без прохождения медицинского обследования и предоставления соответствующей справки не имеет права заключать с ним договор.

Прав ли хозяин автослесарной мастерской? Свой ответ обоснуйте.

Хозяин прав (1 балл). По Трудовому кодексу РФ несовершеннолетние в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра (обследования) и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру (обследованию) (2 балла).

2. Несовершеннолетняя девушка находилась под попечением своей родной тётки. Однако еще до достижения 18-летнего возраста решила выйти замуж, заявив при этом, что с момента вступления в брак в попечении нуждаться не будет. Тетка возразила, напомнив о том, что попечение определяется до достижения возраста совершеннолетия и, если племяннице так важно избавиться от попечения, надо обращаться за разрешением в органы опеки и попечительства.

Кто прав в этой ситуации? Свой ответ обоснуйте.

Права девушка (1 балл).

Всего 5 баллов за правильно составленную схему в целом. Другие варианты не оцениваются.

10. Прочитайте текст и выполните задания к нему:

1) подпишите колонки, приведенной ниже таблицы, определив названия соответствующих типов избирательных систем;

2) впишите в них порядковые номера предложений, отражающих ту или иную разновидность.

По 2 балла за определение наименований типов избирательных систем и по 1 баллу за каждое верно соотнесенное предложение. Всего – 15 баллов.

11. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином.

11.1. иерархий

11.2. инвестиции

11.3.менеджеры

За каждый правильно определенный термин 1 балл. Всего за задание 3 балла.

Всего за работу 94 балла.

Статьи по теме: