Лингвист степанов утверждал словарь языка свидетельствует. Образец: Известный лингвист Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробуем разобраться в смысле этого афоризма. Из этого следует

«Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика - как они думают». (Г. Степанов)

Язык есть средство общения людей. Он развивается вместе с обществом, включая в себя все то, что происходит в нем (в обществе). Человечество изобретает новые предметы, и их названия входят в наш язык. Мы заимствуем что-то у других народов и вместе с предметом, явлением берем и название. Так вместе с предметом пришли в наш язык слова комод и музей. Так же слово «похоронка» появилось в языке во времена Великой Отечественной войны.

Но язык интересен не только с точки зрения лексики. Язык является и отражением того, как идут мыслительные процессы в обществе. Часто по уровню развития грамматики можно определить и уровень развития общества.

Русский язык по праву считается одним из наиболее развитых языков мира.

Строение языка свидетельствует о способе мышления. Русский язык отличают логичность, развитие от фонемы к тексту.

Разные виды текстов дают возможность наиболее полно выразить мысли автора. Предлагаемый текст является (описание, рассуждение, повествование).

Разные стили дают возможность большой выразительности (предлагаемый текст относится к …стилю).

Экспрессивность повествования достигается использованием эпитетов, метафор…, гипербол и других средств выразительности.

Использование различных по структуре предложений дает дополнительную образность и красочность тексту.

Широко используются в русском языке вводные слова, обращения, обобщающие слова и многое другое.

Таким образом, анализируя все выше сказанное, я могу утверждать, что автор абсолютно прав в своем высказывании.

Известный лингвист Степанов утверждает: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика - как они думают». В самом деле, можно ли по тексту судить о человеке, круге его интересов, уровню его логического мышления?

Кроме того, в тексте много …, что свидетельствует об эрудиции автора.

Повествование отличается логичностью, стройностью, что позволяет нам понять замысел писателя. Большое количество предложений с однородными членами (пр….) говорит о стремлении автора (фамилия) более подробно, точно описать действия, явления. При этом автор пользуется не только простыми (пр.№…), но и сложными предложениями (пр.№…ССП, пр.№…СПП).

Сочинение

«Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди…»

«Нация, которая утеряет свой подлинный,

свой исторический язык, утеряет, вероятно,

и свою собственную психологию, порвет

со своими великими произведениями

искусства».

С.Залыгин.

Насколько тяжела работа лексикографа, наверняка, трудно представить человеку, не имеющему лингвистического образования. Составлением словарей многие филологи занимались всю жизнь, до глубокой старости, некоторые так и не успели завершить эту глобальную работу. Например, Якоб Гримм умер за письменным столом, работая над огромным толковым словарем (он занесен в книгу рекордов Гиннесса за большой объем), полностью он успел описать слова только на пять первых букв алфавита (А – Е), остановился на букве « F ». Работу завершили ученики братьев Гримм, в целом она длилась почти 100 лет, словарь вылился в 33 тома, о чем знаменитые братья едва ли могли догадываться. Количество слов в нем составило около 350 тысяч.

На Руси, я думаю, с Гриммовским словарем можно соотнести только Далевский словарь. Он был составлен в середине 19 века (в это же время начали работать над словарем и Гримм), включал в себя около 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц. Данный труд был удостоен Константиновской медали и Ломоносовской премии, автор работал над ним около 50 лет. Конечно, словарь языка свидетельствует о мыслях людей, великих людей, с высоким уровнем образования, так как в словарь включается нормативная литературная лексика, если составители не ставят перед собой иных задач по рассмотрению, допустим, жаргонизмов. Словарь А.С. Пушкина насчитывает более 20 тысяч слов, а Эллочке вполне хватало и тридцати языковых единиц.

В наше время, начиная с середины 20 века, очень популярен словарь С.Ожегова, который впервые вышел в 1949 году. В предисловии к его 4-му изданию Н.Шведова пишет: «Ожегов был лингвистом, который прекрасно чувствовал жизнь языка, видел тенденции его развития. При жизни автора вышло 6 изданий, после его смерти работу продолжила Н.Шведова. В 1990 году словарю была присуждена премия имени Пушкина. Словарь может рассматриваться как такое лексикографическое описание современного русского языка, которое стремится отразить живые процессы, происходящие в нашем языке в последние десятилетия 20 столетия. «Словарь русского языка», созданный Ожеговым, надолго пережил своего автора. Эта книга более полувека служит русскому народу и тем, кто любит и хочет знать его язык». Насколько нужно быть одаренным человеком, чтобы «чувствовать жизнь языка»? Чувствовать подобно тонкому барометру, понимать его малейшие изменения, чтобы потом отразить их в глобальном труде – словаре языка. Каждый здравомыслящий человек должен любить родной язык и стремиться к его глубокому знанию, это естественная потребность, как и знание образцов родной литературы, без этого нельзя вырастить патриота, сознательного гражданина.

Сочинение С2.1

Известный лингвист Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробуем разобраться в смысле этого афоризма.

Данное высказывание состоит из двух частей. Рассмотрим первую часть. На мой взгляд, под словом «словарь» Г.Степанов подразумевал лексику, или словарный запас языка, который используют люди в речи. Слова понадобились человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире. Значит, они отражают мысли людей. Образно говоря, язык – это слепок нашего мышления. То есть «словарь языка свидетельствует, о чем думают люди». Например, используя в репликах одной из девочек (предложения 34, 35, 38) эмоционально-экспрессивную лексику ("трус несчастный") и разговорные слова (" пикни", "устроим"), автор текста подчёркивает грубость и жестокость в мыслях детей, их коварные намерения.

Теперь остановимся на второй части высказывания. Чтобы понять её смысл, нужно выяснить значение слова «грамматика». Грамматика – это раздел лингвистики, который изучает правила построения словосочетаний и предложений. Знание грамматических правил не только помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает его внутренний мир, состояние, отношение к окружающим. Возьмём, к примеру, предложения 19 и 20. Все знают, что слово "пожалуйста" употребляется в том случае, если человек хочет расположить к себе собеседника, проявить к нему уважение, вежливость. Но если рассмотреть эти предложения с точки зрения их построения, то есть грамматики, то мы увидим, что данное слово не входит в состав предыдущего предложения, а является самостоятельной синтаксической конструкцией. В данном случае автор использовал такой синтаксический приём, как парцелляция, чтобы подчеркнуть скрытую агрессию школьников, их требовательный тон. Помогает в этом и употребление слова "должны" (предложение № 19).

Таким образом, в том, как мыслит и говорит человек, заключается его сущность.

Я согласна с высказыванием известного лингвиста Г. Степанова о том, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

Мир вокруг нас слишком сложен и многообразен, поэтому мы не думаем сразу обо всех вещах, а держим в голове лишь несколько проблем. Поэтому, озвучивая свое мнение, мы показываем, что важно в этом мире именно для нас, что именно мы видим вокруг себя, замечаем, чему удивляемся, чем восхищаемся, а что совершенно не приемлем.
Так, Б. Васильев, рассказывая своим читателям сюжет о сборе материала для школьного музея героев военных лет, показывает, что для него в этом сюжете важны чувства и переживания действующих лиц. Это и передаёт лексика: эпитеты «нескрываемое недоверие» (предложение №12), «вызывающая агрессия» (предложение №24), метафора «вынули из души».

Автор и сам переживает за своих героев, сочувствует матери, душа которой «ослепла» и «оглохла» из-за черствости троих подростков, и его отношение ко всей этой истории проявляется через выбор грамматических конструкций. Так, разговор подростков и старой женщины не представляет собой диалога с вопросами и ответами в классическом понимании. Среди реплик есть только два вопросительных предложения (№ 20, 24), зато очень много побудительных предложений с глаголами в повелительном наклонении – № 26,31,32. Из-за этого атмосфера посещения воспринимается как недружественная, в чём-то даже угрожающая.

Таким образом, благодаря выбору лексики в тексте проявились те грани ситуации, которые занимали мысли автора в момент написания своего произведения, а в выборе грамматических форм отразилось его отношение, то есть то, «как» он по этому поводу думал.

Язык - это сложная многоуровневая, но в то же время взаимосвязанная система. Так, лексика (словарный запас языка) отображает представление человека о явлениях действительности, то есть образ его мыслей. Но как выразить свои мысли в речи? Без знания грамматических правил невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст. Связь грамматики и лексики очевидна. Объясним данное утверждение с помощью конкретных примеров из текста Б.Л. Васильева.

Например, в предложении 1 автор использует слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом `бабуля` (лексическое явление названо). Оно выражает ласковое отношение внучки Тани к своей бабушке (объяснена роль слова в тексте). Однако в предложении существительное `бабуля` ещё является обращением (названо грамматическое явление). Писатель употребил его в форме именительного падежа и выделил запятой (прокомментировано грамматическое явление и названы основные грамматические признаки обращений). Так знание грамматики помогло понять, к кому девочка обращается с речью (названа роль речевой единицы в тексте).

Итак, справедливым является утверждение Г. Степанова: "Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика как они думают".

Известный лингвист Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробуем разобраться в смысле этого афоризма.

Когда мы говорим «словарь языка», мы скорее всего подразумеваем лексику. Вспомним это понятие. Лексика - совокупность слов, словарный состав языка. Запас слов конкретного человека (лексикон)характеризует, насколько богата его речь. Изучая лексику, мы знакомимся и с лексическим значением слов, с синонимами, антонимами, омонимами, с другими понятиями лексики.

Грамматика изучает строй языка, его законы. В ней объединены словообразование, морфологию и синтаксис. Это очень древняя наука. Она возникла у древних греков, получив свое название от слова грамма, то есть буква. Вот почему в старину всякий письменный документ называли грамотой, а человека, умеющего читать и писать, до сих пор называют грамотным.

А. М. Горький, великий русский писатель, блестяще владел русским словом, русской речью. Это можно наблюдать и в отрывке из повести «Детство». Лексика писателя богата, удивительно разнообразна. Обратим внимание на синонимы. Вот какие синонимы употребляет автор, когда говорит о манере бабушки говорить: любуясь волжскими берегами, она говорила (предложение 9), диковинные истории рассказывала (предложение 15), а сказки сказывала (предложение 16).

Особое внимание при анализе синтаксиса текста(а это, как мы знаем, часть грамматики) я обратил(а) на сравнительные обороты (предложения 6. 7, 25, 29). Эти сравнения помогают не только красиво, грамотно построить предложения, они помогают представить красоту природы, портрет бабушки.

Мне кажется, расширение словарного запаса делает нашу речь богаче, разнообразнее. Мы говорим и думаем, прибегая к словам. Не случайно Г. Успенский писал: «Если в мире есть вещи, достойные названия "чуда", то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них». Не менее важно хорошо знать грамматику: грамматика дисциплинирует наш язык и объясняет нам, почему следует говорить так, а не иначе. Кроме того, она учит нас правильно писать. Если без грамматики еще можно научиться кое-как разговаривать, выражать свои мысли устно, то писать без нее уж никак не научишься. Будешь до старости делать грубые ошибки.

Известный лингвист Г. Степанов утверждает: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Как можно понять это высказывание?

«Словарь языка» - это лексика. Все слова имеют собственное лексическое значение. С его помощью человек передаёт свои мысли собеседнику. Но словам ещё необходима и определённая форма, которая служит для выражения грамматических значений.

В качестве примера возьмём составное именное сказуемое «была сосредоточена» (предложение 40). Именная часть «сосредоточена» передаёт основное лексическое значение: Анна Федотовна была напряжена, «ждала скрипа задвигаемого ящика». Глагол-связка «была» выражает грамматические значения: изъявительное наклонение, прошедшее время, единственное число, женский род.

Мы убедились, что лексика и грамматика действитель-но свидетельствуют, о чём и как думают люди. (99 слов)

Можно чуть проще

Известный лингвист Г. Степанов писал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

Как понять слова?

На мой взгляд, под понятием «словарь» Г. Степанов подразумевал лексику. Слова нужны человеку, чтобы дать имя всему, что есть на свете. Значит, они показывают то, о чём думает человек.

Грамматика изучает правила словопроизводства, части речи, предложения и словосочетания. Она помогает нам связать между собою любые русские слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете, свидетельствует о том, как люди думают.

Лексика текста____________________ помогает нам понять его мысли, отношение к героям повествования. В предложениях № мы видим (синонимы, антонимы, устаревшие слова, просторечная лексика и т.д. – выбери нужное).

Знание грамматических правил помогает человеку правильно и ясно излагать мысли, раскрывает его внутренний мир, состояние, отношение к окружающим. Так, Вводные слова в предложениях ____, _____, ____ говорят нам о……………………………….

Размышляя над словами Г. Степанова, я понял(а), что нужно расширять свой словарный запас, стараться лучше изучить грамматику. Тогда и в устной, и в письменной речи мы будем делать меньше ошибок, станем по-настоящему культурными людьми.

Образец 1
Я согласна с высказыванием известного лингвиста Г. Степанова о том, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика - как они думают».
Мир вокруг нас слишком сложен и многообразен, поэтому мы не думаем сразу обо всех вещах, а держим в голове лишь несколько проблем. Поэтому, озвучивая свое мнение, мы показываем, что важно в этом мире именно для нас, что именно мы видим вокруг себя, замечаем, чему удивляемся, чем восхищаемся, а что совершенно не приемлем. Так, Б. Васильев, рассказывая своим читателям сюжет о сборе материала для школьного музея героев военных лет, показывает, что для него в этом сюжете важны чувства и переживания действующих лиц. Это и передаёт лексика: эпитеты «нескрываемое недоверие» (предложение №12), «вызывающая агрессия» (предложение №24), метафора «вынули из души».
Автор и сам переживает за своих героев, сочувствует матери, душа которой «ослепла» и «оглохла» из-за черствости троих подростков, и его отношение ко всей этой истории проявляется через выбор грамматических конструкций. Так, разговор подростков и старой женщины не представляет собой диалога с вопросами и ответами в классическом понимании. Среди реплик есть только два вопросительных предложения (№ 20, 24), зато очень много побудительных предложений с глаголами в повелительном наклонении - № 26,31,32. Из-за этого атмосфера посещения воспринимается как недружественная, в чём-то даже угрожающая.
Таким образом, благодаря выбору лексики в тексте проявились те грани ситуации, которые занимали мысли автора в момент написания своего произведения, а в выборе грамматических форм отразилось его отношение, то есть то, «как» он по этому поводу думал.

Образец 2
Язык - это сложная многоуровневая, но в то же время взаимосвязанная система. Так, лексика (словарный запас языка) отображает представление человека о явлениях действительности, то есть образ его мыслей. Но как выразить свои мысли в речи? Без знания грамматических правил невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст. Связь грамматики и лексики очевидна. Объясним данное утверждение с помощью конкретных примеров из текста Б.Л. Васильева.
Например, в предложении 1 автор использует слово с эмоционально-экспрессивной окраской `бабуля` (лексическое явление названо). Оно выражает ласковое отношение внучки Тани к своей бабушке (объяснена роль слова в тексте). Однако в предложении существительное `бабуля` ещё является обращением (названо грамматическое явление). Писатель употребил его в форме именительного падежа и выделил запятой (прокомментировано грамматическое явление и названы основные грамматические признаки обращений). Так знание грамматики помогло понять, к кому девочка обращается с речью (названа роль речевой единицы в тексте).
Итак, справедливым является утверждение Г. Степанова: "Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика как они думают".

  • Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».





Мысль

  • Мысль

  • Слово (язык)

  • Мысль невозможна без слова, потому что именно слово организует, закрепляет, образует в нашем мозгу

  • понятие .

  • Познание, человеческая деятельность

  • Мыслей, свободных от языкового материала, не существует. Поэтому, если мы захотим узнать, как именно думает, как мыслит человек, по каким законам работает его мышление, надо начать с изучения законов языка, т.е грамматики.


Грамматика охватывает собою:

  • Грамматика охватывает собою:

  • законы и правила образования слов;

  • законы и правила изменения слов;

  • законы и правила соединения слов, образования словосочетаний на основе этих соединений;

  • законы и правила построения предложений;

  • законы и правила сочетания предложений в более сложные грамматические организации.

  • Соответственно в грамматике выделяются отдельные области: морфология и синтаксис.



  • Что может выражать мысль, переданная таким рядом слов:

  • ненавидеть, диктатор, ничто, хороший, человечество, они, никогда, приносить, не?

  • Жуховицкий Л. «Сто процентов человеческого»:

  • «Ненавижу диктаторов: ничего хорошего человечеству они никогда не приносили».

  • Следовательно, для того чтобы выразить мысль, нужно не только разобраться в значении отдельных слов, но и понять, в какие связи между собой они вступают в самом процессе выражения мысли.



  • (1)Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола берёзы и представлять, будто это лошадь, и ему кажется, что он богатырь из сказки. (2)И лошадь у него волшебная, великанская, потому что высоко под облаками шумит её зелёная грива и выходит конь на простор и несёт Альку по сказочным странам.

  • (3)Было всё хорошо, но вдруг нависла над Зелёной Гривой беда.

  • (4)Подошёл как-то высоченный парень в клетчатой рубахе. (5)На плече он нёс длинную тяжёлую рейку с белыми и чёрными отметинами.

  • (6)Парень спросил:

  • (7)– Березу объезжаешь, значит?

  • (8)– Нет, – тихо сказал Алька (9).– Это я играю.

  • (10)Парень закурил и лениво сообщил:

  • (11)– Ну, скоро твоей игре конец!

  • (12)– Почему? – спросил Алька, с беспокойством глядя на незваного гостя.

  • (13)Тот охотно объяснил:

  • (14)– Здесь мост через овраг построят. (15)А берёзу твою – под корешок.

  • (16)– Дяденька, не надо, она же красивая! – крикнул Алька и прыгнул на землю.

  • (17)– Ха! (18)Не надо! (19)А мост?

  • (20)– А если в другом месте сделать мост? – попросил Алька. (21)- Тут везде места много, чтобы его построить.

  • (22)Он двумя руками держал Зелёную Гриву за ствол, будто над ней уже занесли топор.

  • (23)Парень затоптал недокуренную папиросу и объяснил:

  • (24)– Новое место искать надо, а я, пацан, устал, и, конечно, некогда мне. (25)Меня помощник ждёт на той стороне.

  • (26)Он поднял рейку и вдруг ухмыльнулся.

  • (27)– Слушай, малёк, давай заключать договор: ты хватай мою рейку и тащи, а я за это, может быть, завтра найду для моста другое место. (28)По рукам?

  • (29)Алька поспешно кивнул: не спорить же с человеком, от которого зависит жизнь Зелёной Гривы!

  • (30)– Хватай и двигай вперед, – ухмыляясь, велел парень.


  • (31)Алька торопливо схватил тяжеленную рейку. (32)Он еле тащил её и скоро совсем выбился из сил, а парень поднимался впереди и иногда оглядывался:

  • (33)– Ползёшь, пацан?

  • (34)Алька молча кивал и полз вверх по косогору. (35)Он боялся сказать, что очень устал. (36)Вдруг тогда этот парень разозлится и срубит Зелёную Гриву, несмотря на то что Алька выполнил его условие?

  • (37)Наверху стоял мужчина в серой кепке и парусиновом пиджаке.

  • (38)– Ты откуда, малец? – услышал он густой голос. (39)– Руку давай. (40)Ух и увозился! (41)Мать-то тебе задаст. (42)А рейку где взял?

  • (43)Алька оглянулся и кивнул на парня, который, ухмыляясь, подходил к ним.

  • (44)– А ну, Касюков, – негромко сказал мужчина, – отвечай, ты что это с ребёнком делаешь?

  • (45)– А что, Матвей Сергеевич, – всё ещё улыбаясь, без зазрения совести начал парень, – трудовое воспитание.

  • (46)На щеках Матвея Сергеевича заходили тугие узлы.

  • (47)– Вот возьму я эту рейку, – тихо сказал он, – и сломаю о твой хребет. (48)Ах ты дуб-бина! (49)Я тебя с практики к чёртовой бабушке отошлю и в техникум напишу! (50)Я тебе устрою баню!(51)А зачем ты, малец, этого балбеса слушал?

  • (52)– Он сказал… берёзу срубят… если не понесу, – прошептал Алька.

  • (53)– Берёзу?

  • (54)– Ага. (55)Вон ту.(56) Потому что будет мост… (57)Дяденька, правда срубят?

  • (58)Матвей Сергеевич чуть улыбнулся.

  • (59)– Твоя, что ли, берёза-то? – поинтересовался он.

  • (60)– Моя… (61)То есть она ничья. (62)Я играю с ней. (63)Правда срубят? – снова со страхом спросил он.

  • (64)– Нет, – сказал Матвей Сергеевич. (65)– Чего же дерево губить?

  • (66)Он обнял Альку и прижал к себе.

  • (67)– Расти, сынок. (68)Из тебя настоящий человек выйдет.

  • (По Крапивину В.)


Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

  • Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

  • Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).

  • Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

  • Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова.

  • Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.




Схема 1

  • Схема 1

  • Тезис

  • Рассуждение о смысле высказывания

  • Пример лексич.явления, его роль

  • Пример грамматич.явления, его роль

  • Вывод


  • Действительно, лексика отражает отдельные понятия, но только грамматика позволяет превратить слова в законченную мысль, и эти явления мы можем проследить в морфологии (синтаксисе) текста.

  • Безусловно, в лексике отражается вся картина мира, а отношения между реальными вещами, событиями в нём передаёт грамматика. Эти явления можно рассмотреть в морфологии (синтаксисе).

  • В самом деле, лексическое значение слова помогает понять, о чем идёт речь, а грамматика позволяет связать между собою слова, чтобы выразить мысль о предмете, действии, признаке.

  • Да, лексическое значение слова отражает представление человека об окружающем мире, но, если слова не строить в предложения, вряд ли мы поймём друг друга. Грамматика – это закон построения мыслей в языке.

  • Безусловно, понятия о мире формируются и закрепляются в нашем сознании в виде слов. Но что позволяет оформить их в мысль? Конечно же, грамматика! Обратимся к ….

  • В самом деле, большинство слов называют предметы, их признаки, количество, действия, но в связать эти слова в мысли может только грамматика.

  • Слова показывают образ наших мыслей, но, чтобы построить предложение из отдельных слов , надо их изменить, связать между собой, расположить в определенном порядке. И здесь на помощь лексике приходит грамматика.






  • Таким образом, лексический состав языка и его грамматические законы очень часто оказываются слитыми воедино и помогают понять высказанную мысль.

  • Вот так связь лексики и грамматики помогает понять мысли говорящего и его настроение.

  • Следовательно, грамматические законы формируют предложение, а лексика составляет его смысловую сторону.

  • Значит, освоение лексического материала в отрыве от грамматики невозможно.

  • Таким образом , лексика и грамматика в их тесном взаимодействии помогают понять смысл сказанного.

  • В самом деле, только неразрывная связь лексики и грамматики помогает осмысленно передать наши представления об окружающем мире.

  • В самом деле, правила грамматики помогают говорящему грамотно передать свои мысли о ….(предмете, действии, признаке и т.п.)

  • Следовательно, никакая мысль не может быть правильно понятой без правил грамматики и т.д.


  • (Тезис Степанова Г. опущен)


  • По моему мнению, это правильно, ведь лексика объясняет значение слов, их смысл, а грамматика превращает их в законченную мысль.

  • Например, такое лексическое явление, как морфема, помогает увидеть, что слова «малёк» и «малец» образованы от одного и того же корня. Так обычно говорят о малолетних детях.

  • Но с точки зрения грамматики эти слова являются обращениями, называют того, к кому обращаются с речью, и в зависимости от ситуации могут приобретать разный смысловой оттенок: в устах Касюкова «малёк» (пр.27) отражает пренебрежение к Альке, а Матвей Сергеевич словом «малец» (пр.28) подчёркивает своё доброе отношение к мальчику.

  • Следовательно, без взаимодействия лексики и грамматики невозможно понять смысл сказанного.


  • Безусловно, в лексике отражается вся картина мира, но, чтобы получилось связное высказывание, нужна грамматика, которая помогает правильно выразить мысль.

  • Эти явления можно рассмотреть на примере из текста: лексическое значение слово «малёк» (предложение 27) - «маленькая рыбка». Автор использует это существительное не в прямом, а в переносном значении, которое в реплике Касюкова приобретает грубовато-пренебрежительный оттенок.

  • Впрочем, речь данного героя характеризует его как человека грубого, бессовестного: глаголы «хватай и двигай» в повелительном наклонении в односоставном побудительном предложении 30 помогают убедиться в этом.

  • Таким образом, лексический состав языка и его грамматические законы очень часто оказываются слитыми воедино и помогают лучше понять авторский замысел.


Статьи по теме: