Багдадская батарейка: описание, предназначение, применение и интересные факты. Древняя электрическая батарейка Первая электро батарейка найденная археологами

Багдадская батарейка — загадочный месопотамский артефакт парфянского и сасанидского периодов, который вслед за Вильгельмом Кёнигом — директором Национального музея Ирака — иногда расценивают в качестве античных гальванических элементов, созданных за 2000 лет до рождения Алессандро Вольта.

Согласно современной истории электрическая батарея была изобретена в 1800 году Александром Вольта. Ученый заметил, что когда два разнородных металлических зонда помещаются в ткани лягушки, появляется слабый электрический ток. Более того, ток протекал и при помещении электродов не в живую среду, а в некоторые химические растворы. Собственно, с этого и начались работы над электричеством. Однако находка багдадской батареи говорит о том, что электрическую батарею изобрел не Вольта.

Первая «батарейка», обнаруженная Кёнигом близ Багдада в июне 1936 года (в некоторых источниках говорится, что в 1938 году, представляла собой 13-сантиметровый сосуд, горлышко которого было залито битумом, а через него проведен железный прут со следами коррозии. Внутри сосуда находился медный цилиндр, внутри которого находился железный стержень.

В наше время багдадская батарейка находится в Национальном музее Ирака и представляет собой глиняный сосуд, размером с мужской кулак. Вильгельм Кёниг в своей книге «В потерянном раю» дает такое описание багдадской батарейке: "Верхний конец стержня примерно на сантиметр выступал над цилиндром и был покрыт тонким, светло-желтым, но полностью окисленным слоем металла, по виду похожего на свинец. Нижний конец железного стержня не доставал до днища цилиндра, на котором находился слой асфальта толщиной примерно три миллиметра".

Вильгельм Кёниг предположил, что багдадская батарейка, заполненная кислотой или щёлочью, могла создать электрический ток напряжением в один вольт. Кёниг пересмотрел экспонаты Багдадского музея древностей. Его удивили медные посеребрённые вазы, относящиеся к 2500 году до н. э. Как предположил Кёниг, серебро на вазах было нанесено электролитическим методом.

Версию Кёнига о том, что находка является батарейкой, подтвердил профессор Дж. Б. Перчински из Университета Северной Каролины. Он создал точную копию «батарейки» и наполнил её пятипроцентным винным уксусом. Было зафиксировано напряжение в 0,5 вольта.

Немецкий египтолог Арне Эггебрехт при помощи опыта доказывает, что ещё более 2000 лет назад была известна гальванизация. Для подтверждения он использовал статуэтку Осириса. Использовав 10 сосудов, подобных багдадской батарейке и солевой раствор золота, за несколько часов учёный подтвердил догадку — статуэтка была покрыта ровным слоем золота.

В 1947 году американский физик Уиллард Ф. Грей изготовил точную копию багдадской батарейки, использовав сульфат меди в качестве электролита. Батарейка дала электрический ток с напряжением около 2 вольт. После было проделано множество подобных экспериментов, но напряжение получалось примерно таким же: от 0,8 вольт до 2 вольт. В передаче «Разрушители легенд» был получен тот же результат — гальванизация происходила, хотя и была малоэффективна. Для достижения достаточного для гальванизации напряжения потребовалось соединить последовательно 10 сосудов. Также там выдвинулась теория, что возможно батарейка использовалась в медицинских целях.

"Электрическое освещение имелось еще в древнем Египте" - утверждают Петер Красса и Райнхард Хабек, посвятившие доказательству этой идеи свою книгу. Их основной аргумент - рельеф из храма богини Хатор в Дендере, созданный в 50 году до новой эры, во времена царицы Клеопатры. На этом рельефе виден египетский жрец, который держит в руках продолговатый предмет, напоминающий колбу электрической лампы. Внутри колбы извивается змея. Ее голова обращена к небу.

Странный предмет и есть лампа, а змея аллегорически изображает нить накала. С помощью таких ламп египтяне освещали темные коридоры и комнаты. Вот, например, почему на стенах помещений, где работали художники, нет копоти, которая осталась бы, пользуйся они масляными лампами.

По мнению египтологов, на рельефе в дендере изображена небесная барка бога солнца Ра. По верованиям египтян, солнце каждый день умирает вечером и воскресает на рассвете. Здесь его символизирует змея, которая, как считали в стране фараонов, возрождается всякий раз, когда сбрасывает кожу. Самый спорный элемент изображения - пресловутая "колба". Даже египтологи не знают, как ее истолковать. Возможно, она обозначает "горизонт".

Эрих фон Деникен продолжает: «Концепция, которую я здесь излагаю, пока еще зиждется на шаткой основе. Хотя мы располагаем действующими батареями и отдельными проводами, однако для манипуляций с электричеством нужны еще и изоляторы. Эти изоляторы представлены в различных вариациях. Египтологи называют их «джед-столбы». Только посвященные могли обращаться с ними. Они были обнаружены уже под самой древней пирамидой — Джосера.

Современный исследователь Эндрю Томас, в течение многих лет изучавший Восток и не много раз бывавший в Индии, пишет: «Во время своего пребывания в Индии я ознакомился с древним документом, хранящемся в библиотеке г. Уджайна, - «Адастия Самхита». Невероятно, но там я нашел инструкцию, как изготовить электрическую батарею!

Она выглядит так: «...положите хорошо очищенную медную пластинку в глиняный горшок. Накройте ее сначала сульфатом меди, а потом влажными опилками. Далее сверху следует положить цинковую пластину, амальгированную ртутью. Контакт этих пластинок даст энергию, которая известна под названием Митра-Варуна.

Эта энергия расщепляет воду на Пранаваю и Уданаваю - кислород и водород. Батарея, сделанная из сотни таких горшков, обеспечивает очень активную и эффективную силу». Митру-Варуну мы называем сегодня анодом и катодом. Известно, что в древней Индии знали и об электропроводности.

О таинственных ярких негасимых источниках света знали еще в древнейшее время. Плутарх писал о лампе, которая горела при входе в храм Юпитера-Аммона на протяжении нескольких веков. О таком же ярком источнике света, который горел в голове статуи Геры в городе Гераполисе (Сирия) писал греческий сатир Лукиан (120-180 гг. н.э.). Павсаний (II в.н.э.) рассказывал об удивительной золотой лампе в храме Минервы, неугасимо горевшей на протяжении века.

С другой стороны, скептически настроенные археологи отмечают, что сама демонстрация возможности использования находки в качестве источника электрического тока не доказывает, что она на самом деле так применялись. К тому же, слой асфальта покрывает медный цилиндр полностью, что исключает подключения проводов снаружи.

Не было найдено никакого сопутствующего электрического оборудования, которое могло бы использовать «батарейки», не было найдено даже проводников тока. Также неизвестны образцы того времени покрытые золотом с помощью электричества, все они были позолочены хорошо известным процессом амальгамирования. Вдобавок, багдадская батарейка почти идентична найденным сосудам из близлежащей Селевкии с известной функцией, они использовались для хранения свитков.

С другой стороны, нельзя и недооценивать предков. Все забывается. И некоторые вершинные достижения той или иной культуры, удивительные секреты утрачиваются уже по прошествии нескольких веков. Войны, пожары, гибель письменных памятников лишь умножают забвение. И теперь, когда археологи находят непривычный артефакт, они не знают, как объяснить его появление. Он становится неразрешимой загадкой, фразой из книги, которая давно сожжена.

Оказывается, не так уж бесполезна и скучна археология. Древние цивилизации продолжают удивлять современных ученых, разрушая созданный ими миф о доисторических дикарях, живущих в пещерах. Многие археологические находки подтверждают тот факт, что историю уже давно пора переписывать, что многие «современные» открытия были известны в далекой древности, а человечеству в который раз приходится заново придумывать колесо.


Достаточно поинтересоваться изобретениями шумерской цивилизации, жившей почти 6000 лет назад на юге современного Ирака. Этот народ, казалось бы, возник из ниоткуда и сразу построил могучее государство, которое также по неизвестным причинам исчезло.


На данный момент известны такие изобретения этой загадочной цивилизации: колесо, позволяющее создать телеги и наладить торговые связи, письменность (клинопись), создание стекла, выдувка стеклянных изделий, выплавка бронзы, гончарный станок, знания в области медицины (знания о бактериях, хирургия, лечение травами), школы писцов, ювелирное дело, бюрократия, знания в области геометрии, математики, которые в последующем переняли в египетской и греческой цивилизациях, шестеричная система вычислений, знания о спиральной форме ДНК, и многие другие изобретения. Ну и самое интересное, что шумеры пользовались электричеством!




Сегодня удивительная находка, подтверждающая этот факт, находится в Национальном музее Ирака (National Museum of Iraq) и называется «багдадская батарейка». Обнаружена она была немецким археологом Вильгельмом Кенингом в 1936 году в Куджут-Рабу возле Багдада.

Батарейка представляет собой небольшой глиняный сосуд (15 см), закрытый пробкой из асфальта (смолы), в которую был вставлен железный стержень.


Верхняя часть стержня была покрыта слоем металла, похожим на свинец. Внутри сосуда находился медный цилиндр диаметром 25 мм, высотой 9 см. Дно медного цилиндра покрывал слой смолы толщиной 3 мм. Ученые предполагают, что для получения электричества «батарейку» заполняли виноградным соком (или уксусом), который является хорошим электролитом. Неоднократно проводились эксперименты на аналогах батарейки, при этом удавалось получать напряжение до двух вольт!























Интересно, что опыт с «багдадской батарейкой» даже использовался в одном из выпусков популярной передачи «Разрушители мифов». Ученые предполагают, что такая батарейка использовалась шумерами для нанесения тонкого слоя золота на статуи, т.к. по мнению специалистов, только гальванический метод нанесения покрытий позволяет выполнить такую ювелирную работу. И эту догадку подтвердил эксперимент египтолога Андре Эггельбрехта. В качестве электролита он использовал винный уксус: две с половиной недели сосуд выдавал ток силой 5 миллиампер и с напряжением 0,5 вольт.


При последовательном соединении глиняных сосудов в более длинную цепочку напряжение возрастало. Затем Эггельбрехт изготовил копию серебряной статуэтки Осириса, опустил ее в соляной раствор золота, при этом подключив к гальванической ванне 10 шумерских батареек. Через несколько часов статуэтка покрылась позолотой. Этот эксперимент заставил многих скептиков пересмотреть свои взгляды на данный артефакт.



Однако все-таки гораздо интересней узнать не то, как древние применяли электричество, а то, как они получили эти знания? Откуда шумеры знали о способах получения электричества, о его свойствах, о том, как увеличить силу тока, напряжение?


Любопытно, что шумеры были не единственными цивилизациями, над загадками которых до сих пор бьются современные ученые. Взять, к примеру, египетские пирамиды, сооружения, которые не в силах построить современный человек с имеющейся огромной технической базой. Предполагается, что для росписи стен и высечения изображений в абсолютно темных помещениях пирамид использовались какие-то электрические светильники, т.к. на стенах не нашли следов пламени от факелов или масляных ламп.


К тому же интересную находку обнаружил Рейнхард Хабек в ХХ веке. В храме богини Хатхор (IV-I вв. до н.э.) исследователь нашел изображения грушевидных предметов, напоминающих лампы накаливания, в которых нить накаливания была изображена в виде змеи (волнистая линия), а также рядом были нарисованы «кабели», «шнуры», ведущие к кубу, на котором восседал бог воздуха Шу. Ранее эти изображения относили к ритуальной символике, однако после находки «шумерской батарейки» появились предположение, что «груши» – это своеобразное изображение лампы накаливания.



Очевидно, что с каждой новой находкой археологов человеку открываются загадочные тайны древности, обнаруживаются удивительные возможности предшествующих цивилизаций.


Современному человеку стоит лишь освободить свой ум от надменности и гордыни, понять, что нам есть чему учиться у древних. Расширив свое восприятие мира, мы сможем узнать и понять гораздо больше.


Например, почему столь могущественные цивилизации резко начинали деградировать и вскоре исчезали? Кто, как и зачем построил египетские пирамиды? Как ученые совершают открытия в различных областях знаний? Ответы на эти и многие другие вопросы уже есть! И вы сможете найти их в книгах современной писательницы Анастасии Новых, книги которой за короткий срок стали мировыми бестселлерами. Данные книги можно абсолютно бесплатно скачать с нашего сайта кликнув по цитате ниже, или перейдя в соответствующий раздел сайта.

Читайте об этом подробнее в книгах Анастасии Новых

(кликните на цитату, чтобы бесплатно скачать книгу целиком):

– Простите, я хотел бы немного вернуться к нашей беседе перед медитацией. Вот вы сказали, что все научные знания даются миру Шамбалой. Я что-то не совсем понял, как они даются? – с ноткой надменности в голосе произнес Николай Андреевич. – Я до сих пор считал, что человек достаточно разумное существо, чтобы додуматься до всего самому, в том числе и до научных открытий.

– Ну как вам сказать, по большому счету человек, безусловно, когда-нибудь станет совершенным существом… Но пока в его разуме господствует животное начало, он даже элементарный стул придумать не может, если ему не расскажут, как нужно его сделать.

– То есть как это?

– Да обыкновенно. Это сейчас люди такие умные, потому что пользуются знаниями предков. А как об этом узнали их предки, вы задумывались? Даже в самых древнейших легендах Шумерской цивилизации, написанных на глиняных табличках, есть упоминание о том, что именно «люди с неба» рассказывали им, как налаживать быт, как нужно строить дома, ловить рыбу, выращивать для себя растительную еду и тому подобное. А до этого люди жили как любое стадо животных… Взять хотя бы совре-мен-ный мир. Как ученые получают открытия?

– Усиленно работая над данной темой.

– Безусловно, внешне это выглядит именно так. Но сам миг открытия, миг озарения?

Николай Андреевич пожал плечами…

- Анастасия НОВЫХ "Сэнсэй I"

На раскопках руин 2000-летней деревни Куджут-Рабу недалеко от Багдада в 1936 году рабочие обнаружили очень странный сосуд. В горшок из жёлтой глины высотой 6 дюймов (13 сантиметров) был встроен цилиндр размером около 5 дюймов на 1,5 дюйма из листовой меди. Верхний край этого цилиндра был закреплён на горлышке сосуда свинцово-оловянным сплавом, похожим на сегодняшний припой. Нижняя часть медного цилиндра была герметично запечатана медным диском. Внутри цилиндра по центру размещался железный стержень, герметично запаянный в верхней части смолой, похожей на битум или асфальт. Стержень был подвержен коррозии каким-то кислотным электролитом (например, кислым соком или уксусом).

Багдадская батарейка иногда упоминается как парфянская батарея и принадлежит к ряду артефактов, созданных в Месопотамии во времена парфянского или периода Сасанидов (первые века нашей эры). Этим артефактам уделили более пристальное внимание, когда в коллекции Национального музея Ирака их нашёл немецкий историк Вильгельм Кениг. Он обратил внимание своих коллег на такие необычные вазы. Кениг внимательно изучил объект и пришёл к заключению, что необычный керамический сосуд не что иное, как самая настоящая древняя электрическая батарея. Разность потенциалов медного цилиндра и железного стержня давала возможность протекания слабого электрического тока, который проводился электролитом. В качестве электролита применялся кислый сок, уксус или сульфат меди. В 1940 году Кениг опубликовал статью, в которой высказал предположение, что возможно, эти вазы в качестве гальванических элементов использовались для гальванического покрытия золотом серебряных предметов. Если такое предположение верно, то эти артефакты доказывают, что люди знали об электричестве ещё за пару тысяч лет до изобретения Алессандро Вольтой батарейки в 1799 году.

Фотография багдадской батарейки

Древняя батарея в Багдадском музее, как и другие, обнаруженные в Ираке, датированы периодом парфянской оккупации между 248 годом до нашей эры и 226 годом нашей эры. Кениг обнаружил в Багдадском музее медные вазы, покрытые серебром, раскопанные в южном Ираке из шумерских поселений, существовавших около 2500 лет до нашей эры. При постукивании по вазе синий налёт или плёнка отделялась от поверхности, что характерно для гальванического серебряного покрытия на медной основе. Может парфяне унаследовали батареи от одной из самых ранних известных цивилизаций - шумеров?

В 1940 году инженер лаборатории General Electric High Volatage в Питтсфилде, штат Массачусетс Уиллард изучил теории Кенига. Используя детальные рисунки, он сделал копию багдадской батареи. Взяв в качестве электролита сульфат меди, он получил 0,5 вольт электричества. Позже, в 1970-х годах, немецкий египтолог изготовил точную копию багдадской батарейки и наполнил её свежевыжатым виноградным соком. Батарея выдала ток 0,87 вольт, которого хватило для гальванизации серебряной статуэтки золотом.

Чертеж багдадской батареи

Эти эксперименты доказали, что электрические батареи могли применяться за 2000 лет до их изобретения Вольтой. Кроме того, в Древнем Египте применение электричества изображено на настенных рисунках.

Применение загадочных аппаратов в Древнем Египте (Храм в Хаторе)

Там также, вероятно, использовали батареи, что доказывают находки изделий со следами гальванического метода нанесения драгоценных металлов в разных местах Египта.

Мифы о «Багдадских батарейках»

Арран Фруда, исследовавший самые первые батареи, обеспокоен тем, что важные археологические и технологические артефакты сейчас находятся под угрозой уничтожения из-за войны в Ираке. Война уничтожает не только людей, армии. Культура, традиции и история также лежат на линии огня. На древней земле Ирака расположены сад Эдема и Вавилонская башня. Стране, в которой велись военные действия, было не до открытия Кенига. В 2003 году во время войны батарея Багдада была украдена из Национального музея Ирака. До сих пор неизвестно её местонахождение.

Уже около 60 лет после открытия багдадские батарейки окутаны мифами. Некоторые утверждают, что батареи не были раскопаны, а были найдены в подвале музея Багдада, когда Кениг стал его директором. Их возраст тоже является спорным. Хотя большинство источников относят батареи к парфянскому периоду, но основания для этого неубедительны. Парфяне были воинами и не занимались наукой. Хотя многие из археологов согласны, что устройства были самыми настоящими батареями, не все поддерживают гипотезу, для чего именно они использовались. Древняя персидская наука могла не знать о принципах электричества и не применять батареи, как гальванический элемент. Процесс протекания электрического тока действительно требует двух металлов с различными потенциалами и электролитом для перенаправления электронов между ними. Это могло иметь место, если бы были обнаружены провода, но нигде возле батарей проводов найдено не было.

Возможные применения

Некоторые полагают, что батареи могли применяться в медицине. Древние греки уменьшали боли при нанесении на подошвы ног электрических рыб. Китайцы разработали иглоукалывание и могли применять акупунктуру в сочетании с электрическим током. Это подтверждается находкой игольчатых предметов рядом с некоторыми из батарей. Многие учёные считают, что батареи использовались для гальваники. Например, для изготовления ювелирных изделий применяют золочение - покрытие украшений тонким слоем золота. Существуют два метода золочения:

  • Расплющенный молотком на тонкие полоски драгоценный металл наносят на изделие, как фольгу;
  • Последовательно слои драгоценного металла наносят посредством электролитического осаждения.

Первый способ является расточительным, а второй более экономичный, что приветствовалось во дворцах, царствах и было мотивацией, чтобы держать этот способ в секрете. В опытах с копиями багдадских батарей, при использовании виноградного сока в качестве электролита, тонкий слой серебра на поверхность наносился толщиной только одной десятитысячной миллиметра. Более высокое напряжение можно было получить путём соединения нескольких гальванических элементов вместе. Серьёзным недостатком гипотезы гальванического элемента было отсутствие большого числа найденных изделий, обработанных таким способом.

мне, а может быть и вам сразу вспомнилась вот такая интересная тема и вот такой древний предмет. Сегодня эта удивительная археологическая находка находится в Национальном музее Ирака (National Museum of Iraq), и представляет собой глиняный сосуд, размером с мужской кулак.

Согласно современной истории электрическая батарея была изобретена в 1800 году Александром Вольта (Alassandro Volta). Ученый заметил, что когда два разнородных металлических зонда помещаются в ткани лягушки, появляется слабый электрический ток. Более того, ток протекал и при помещении электродов не в живую среду, а в некоторые химические растворы. Собственно, с этого и начались работы над электричеством. Однако находка багдадской батареи говорит о том, что электрическую батарею изобрел не Вольта.

Объект, который принять называть электрической батарей 2000-летней давности (Baghdad Battery), в 1936г. был найден рабочими, равнявшими землю под новую железную дорогу в районе Куджут-Рабу, к юго-востоку от Багдада. Оказалось, что батарея находилась в подземной гробнице парфянского периода (247г. до н.э. – 228г. н.э.).

Давайте узнаем подробности …

Находка представляла собой овальный кувшин из ярко-желтой глины высотой 13см со свернутым листом меди, железным стержнем и несколькими кусками битума внутри. Битумом запечатывали верхний и нижний края медного цилиндра. Наличие битумных пломб наводит на мысль о том, что в сосуде когда-то хранилась жидкость. Это же подтверждают следы коррозии на меди, которые, видимо, появились в результате действия кислоты, предположительно уксуса или вина. Похожие артефакты были найдены возле городов Селевкия (где в подобном кувшине нашли свиток папируса) и Ктесифона (где в сосуде находились скрученные листы бронзы).

В 1938г. немецкий археолог Вильгельм Кениг, который позднее возглавил лабораторию Багдадского музея, в подвале музея обнаружил странный предмет или несколько предметов (в разных источниках данные не совпадают). Сделав тщательный анализ, он пришел к выводу, что артефакт очень напоминает гальванический элемент, то есть является прототипом современной электрической батарейки. Вскоре Кениг опубликовал статью, в которой утверждал, что это древняя батарейка, которая использовалась для гальванизации (перенесения тонкого слоя золота или серебра с одной поверхности на другую) золота на медные и серебряные предметы. Он также предположил, что для усиления мощности могли связывать вместе несколько батарей.

Куджут-Рабу, где был найден артефакт – это место древнего поселения парфян, которые были прекрасными воинами, но не отличались особым развитием, поэтому возникло предположение, что багдадские батареи могли принадлежать другим народам. Помимо своих функций, банка ничем особенным не выделяется; она выполнена из обычных для того времени материалов и с применением обычных технологий. Поэтому трудно представить, что кто-то смог правильным образом соединить правильные компоненты для получения электричества. Вероятнее всего, что багдадская банка является случайным результатом чьих-то усилий. Инженер главной лаборатории высоковольтного электричества в Питсфилде (штат Массачусетс) Уиллард Ф. М. Грей, познакомившись со статьей Кенига, решил создать и проверить точную копию древней батареи. Наполняя глиняный кувшин виноградным соком, уксусом или раствором сульфата меди, он получил напряжение 1,5- 2В.

В 1999г. студенты колледжа Смита (штат Массачусетс) под руководством профессора математики и истории науки доктора Марджори Сенешала сделали несколько точных копий багдадского артефакта. Они наполнили один из кувшинов уксусом, и тот дал напряжение 1,1В. Этот эксперимент позволяет сделать вывод, что багдадская батарея могла давать ток небольшой мощности, но для чего же он использовался? Принято считать, что первая известная электрическая батарея, Вольтов столб, была изобретена итальянским физиком Алессандро Вольта лишь в 1800г., в то время как багдадская батарея датируется 250г. до н.э. – 640г. н.э. Итак, если это была примитивная батарея, откуда древние парфиняне получили знания о её конструкции и о том, как она работает? Допустим, парфяне – извечные соперники римлян на востоке, чью культуру мы сравнительно плохо знаем, – могли вырабатывать электрический ток самыми примитивными средствами. Но для чего? Ведь в Парфии, как и в древнем Риме, – уж это мы точно знаем! – не пользовались электрическими лампами, не оборудовали повозки электромоторами, не возводили линии электропередачи.

А что как нет? Что если во всем виноваты «тёмные века», лишившие европейцев исторической памяти? и «век электричества» наступил не во времена Фарадея и Яблочкова, а в дохристианскую эпоху? «Электрическое освещение имелось ещё в древнем Египте» – утверждают Петер Красса и Райнхард Хабек, посвятившие доказательству этой идеи свою книгу. Их основной аргумент – рельеф из храма богини Хатор в Дендере, созданный в 50 году до новой эры, во времена царицы Клеопатры. На этом рельефе виден египетский жрец, который держит в руках продолговатый предмет, напоминающий колбу электрической лампы, внутри колбы извивается змея; ее голова обращена к небу.

Для Крассы и Хабека все ясно, этот рельеф – технический чертёж; странный предмет и есть лампа, а змея аллегорически изображает нить накала. С помощью таких ламп египтяне освещали тёмные коридоры и комнаты. Вот, например, почему на стенах помещений, где работали художники, нет копоти, которая осталась бы, пользуйся они масляными лампами. Всё дело в энергетике!

Смотрите как красиво это выглядит: находясь во дворце фараона, вы наблюдаете, как царица Клеопатра ведет своего друга Юлия Цезаря по темному подземному туннелю, в котором вдруг вспыхивают яркие электрические светильники.

Цезарь поражен и даже немного испуган. А Клеопатра, с интонацией легкого пренебрежения, поясняет: «Это вы, просвещенные римляне еще не знаете этого, а нам это известно с глубокой древности!»

«Невероятно!» — подумаете вы. Однако, в интернете можно встретить вот такие утверждения.

О таинственных ярких негасимых источниках света знали еще в древнейшее время. Плутарх писал о лампе, которая горела при входе в храм Юпитера-Аммона на протяжении нескольких веков. О таком же ярком
источнике света, который горел в голове статуи Геры в городе Гераполисе (Сирия) писал греческий сатир Лукиан (120-180 гг. н.э.). Павсаний (II в.н.э.) рассказывал об удивительной золотой лампе в храме Минервы,
неугасимо горевшей на протяжении века.

В своих трудах описал такую же лампу, находившуюся в храме Изиды (Египет) Св. Августин (364-450 гг.н.э.), которую не могли потушить ни вода, ни ветер. Такая же лампа исправно работала в Эдессе во время
правления Юстиниана Византийского (VI в.н.э.). Надпись на этой лампе указывала, что она горит уже 500 лет!

В раннее средневековье в Англии была обнаружена лампа, горевшая с III века нашей эры. Близ Рима в 1401 году был обнаружен фонарь Полланта, который горел в гробнице сына на протяжении, как это
невероятно, на протяжении 2000 лет! В 1550 году на острове Несида, в Неаполитанском заливе при вскрытии хорошо сохранившейся мраморной гробницы обнаружили ярко горевшую лампу, зажженную еще до начала нашей
эры. На знаменитой Аппиевой дороге во время папства Павла III, была вскрыта гробница с погребенной дочерью Цицерона Туллиолой. В этой гробнице также сияла среди множества погасших очередная вечная лампа на
протяжении 1600 лет.

Но даже если отбросить свидетельства этих древних источников, как не слишком надежные, можно вспомнить, что в книге «Эдипус Египтикус», выпущенной в 1652 г. в Риме иезуитом Кирхером, так же говорится о
настоящей осветительной лампе, найденной в подземельях Мемфиса.

Среди известных лиц, которые были прямыми или косвенными свидетелями работы этих ламп так же были: Климент Александрийский, Парацельс, Плиний, Солин, и Альберт Магнус. Интересно, что при вскрытии
склепа основателя ордена Х.Розенкрейцера через 120 лет после его смерти, он освещался лампой, висевшей под потолком.

Современный исследователь Эндрю Томас, в течение многих лет изучавший Восток и не много раз бывавший в Индии, пишет: «Во время своего пребывания в Индии я ознакомился с древним документом,
хранящемся в библиотеке г. Уджайна, — «Адастия Самхита». Невероятно, но там я нашел инструкцию, как изготовить электрическую батарею!

Она выглядит так: «…положите хорошо очищенную медную пластинку в глиняный горшок. Накройте ее сначала сульфатом меди, а потом влажными опилками. Далее сверху следует положить цинковую пластину,
амальгированную ртутью. Контакт этих пластинок даст энергию, которая известна под названием Митра-Варуна.

Эта энергия расщепляет воду на Пранаваю и Уданаваю — кислород и водород. Батарея, сделанная из сотни таких горшков, обеспечивает очень активную и эффективную силу». Митру-Варуну мы называем сегодня анодом и
катодом. Известно, что в древней Индии знали и об электропроводности.

Э.Томас рассказывает также об одном богом забытом поселении, находящемся в джунглях близ горы Вильгельма в Новой Гвинеи. Практически полностью изолированная от современной цивилизации, эта деревня имеет
систему искусственного освещения, ничем не уступающую современным городским. Случайные охотники, которым посчастливилось побывать в этом селении рассказывают, что они были просто ошеломлены, когда им довелось увидеть множество маленьких лун, ярко горевших на протяжении всей ночи.

Эти искусственные фонари представляли собой большие шары, установленные на столбах. Когда солнце садилось, эти светильники начинали сиять светом, похожим на неоновые лампы.

Забавные гипотезы, но правды в них все же, ни на вольт. Мощность «багдадской батарейки» очень мала. Даже если бы в древности освещали комнаты лампочками мощностью один ватт – что это за мощность, световой блик, а не луч света в темном царстве! – пришлось бы составить вместе сорок «багдадских батареек». Подобная конструкция весит десятки килограммов. «Для освещения всех египетских строений понадобилось бы 116 миллионов батареек общим весом 233600 тонн» – педантично подсчитал физик Франк Дерненбург. Этим цифрам особой веры тоже нет, но смысл ясен: гальванические элементы античности должны попадаться учёным на каждом шагу. Но это не так!

Удивились и электрики. Даже сегодня нет такой гигантской лампы накаливания, как изображенная на этом рельефе. И хорошо, что нет. Подобные колоссы опасны: ведь сила разрушения лампы под действием атмосферного давления возрастает по мере увеличения её объёма. Египтологи же истолковывают этот рельеф совсем иначе, чем любители сенсаций, мастера путать столетия и открытия. Рельеф полон символики. Сам иероглифический способ письма побуждал египтян видеть за изображениями нечто иное – то, что подразумевается. Реальность и её образ не совпадали. Элементы египетских рельефов были, скорее, словами и фразами, которые надлежало понять.

Итак, по мнению специалистов, на рельефе в дендере изображена небесная барка бога солнца Ра. По верованиям египтян, солнце каждый день умирает вечером и воскресает на рассвете. Здесь его символизирует змея, которая, как считали в стране фараонов, возрождается всякий раз, когда сбрасывает кожу. Самый спорный элемент изображения – пресловутая «колба». Даже египтологи не знают, как её истолковать. Возможно, она обозначает «горизонт». Что касается обстановки, в которой создавался рельеф, то рабочие наверняка высекали его при свете обычных ламп, заправленных, например, оливковым маслом. В долине царей археологи встречали изображения, на которых видны рабочие с подобными лампами, видно, как им выдают фитили и как вечером рабочие возвращают их. А почему тогда нет следов копоти на стенах и потолках? А вот и неправда ваша! Есть они. Археологи не раз находили подобные пятна.

Пришлось даже реставрировать некоторые слишком закопченные гробницы. Но если «багдадские батарейки» не использовались для освещения жилищ и гробниц, для чего они были нужны? Напомним о гипотезе немецкого археолога Кёнига, который считал, что электроэнергии, вырабатываемой батареей багдадских банок, вполне должно было хватить для осуществления гальванизации металлов. Кениг обнаружил шумерскую медную вазу 2500г. до н.э., покрытую серебром. По его словам, покрытие наносилось с помощью прибора, похожего на найденный в Куджут-Рабу, однако доказательств существования батарей в Шумере нет. Кениг утверждал, что ремесленники современного Ирака всё ещё используют примитивные электрические технологии для покрытия медных украшений тонким слоем серебра, поскольку этот метод передавался из поколения в поколение со времён Парфянского царства.

В 1978г. египтолог Арне Эггебрехт (на тот момент директор музея Ромера- Пелизаеса в Хильдесхайме) попытался экспериментально проверить гипотезу Кёнига. Использовав десять сосудов, подобных багдадской батарейке, и солевой раствор золота, за несколько часов учёный покрыл статуэтку Осириса ровным слоем золота. На такой технический трюк, очевидно, были способны и древние мастера. Ведь для нанесения гальванических покрытий нужен ток небольшой силы и низкого напряжения. Ссылаясь на результаты эксперимента, Эггебрехт заявил, что многие древние музейные экспонаты, которые ныне считаются золотыми, в действительности выполнены из позолоченного серебра. Скептически настроенные археологи отмечают, что сама демонстрация возможности использования находки в качестве источника электрического тока не доказывает, что она на самом деле так применялись. К тому же слой асфальта покрывает медный цилиндр полностью, что исключает подключения проводов снаружи.

Также асфальт хорошо подходит для запечатывания сосудов для сохранности содержимого, однако для гальванических элементов такого типа герметизация не только не нужна, но и контрпродуктивна, так как препятствует возможности добавления или замены электролита. По другой теории, электричество, вырабатываемое батареей, использовалось в медицине. В трудах древнегреческих и римских авторов находили немало подтверждений существования довольно сложной системы знаний об электричестве в древнем мире.

Грекам было известно, что боль можно убрать, приложив электрического угря, и держать до тех пор, пока воспаленная конечность не онемеет. Гнюса, или электрического ската, у которого возле глаз находится орган, вырабатывающий электрический ток силой 50А и напряжением от 50 до 200В, использовали в качестве оружия: с его помощью глушили проплывающую мимо мелкую рыбу. Римский писатель Клавдиан описывает историю о том, как гнюса поймали на бронзовый крючок и тот ударил рыбака током, который прошел через воду и линь. Сохранились также сведения о лечении ряда болезней, от головной боли до подагры, путем прикладывания пары таких электрических скатов к вискам пациента. Известно, что врачеватели Древнего Вавилона использовали электрических скатов для местной анестезии. Кроме того, еще древние греки открыли статические свойства электричества: натирая янтарь (по-гречески «электрон») кусочком меха, они обнаружили, что мех после этого притягивает перья, пылинки и соломинки. Впрочем, хотя греки и обратили внимание на столь странное явление, они не смогли разгадать, почему так происходит и, вероятно, сочли это просто чем-то удивительным.

Однако у утверждения, что электрическую батарею использовали для избавления от боли, много противников. Главным недостатком медицинской теории является очень низкое напряжение батареи, которое вряд ли позволило эффективно воздействовать на организм больного, разве только при несильных болях, хотя несколько таких батарей, связанных вместе, могли давать более мощный электрический разряд. Соглашаясь в основном с версией о медицинском назначении багдадской батареи, Пол Кейзер из канадского университета Альберта предложил новую гипотезу. На мысль его натолкнули обнаруженные во время раскопок в Селевкии, недалеко от Вавилона, рядом с напоминающими батареи устройствами бронзовые и железные иглы. Согласно его версии, суть которой была опубликована в статье за 1993г., эти иглы могли использоваться для свого рода электроакупунктуры – метода лечения, в те времена уже известного в Китае.

Некоторые исследователи склонны верить в ритуальное назначение багдадской батареи. Эксперт по истории металлургии из отдела научных исследований Британского музея доктор Пол Крэддок предположил, что связку из нескольких древних гальванических элементов располагали внутри металлической статуи, и верующие, прикасаясь к идолу, получали небольшой удар, похожий на действие статического электричества. Вероятно, такое случалось, когда они давали неверный ответ на вопрос, заданный жрецом. Этот удивительный эффект покалывания, по-видимому, воспринимался верующими как доказательство того, что жрец обладает магической силой, является избранным, поэтому его храм посещали более остальных.

К сожалению, пока такие статуи не найдены, ритуальное использование гальванических элементов остается лишь ещё одной любопытной теорией. Испытания копий багдадской батареи проводились неоднократно, но скептики утверждают: сегодня нет доказательств тому, что она когда-либо функционировала как электрическая батарейка, и отмечают, что о парфинянах – древних создателях этого устройства, говорили как о великих воинах, но в источниках ничего не сказано об их научных достижениях. А тот факт, что ни в одном из сохранившихся исторических документов того периода не упоминается использование электричества, подтверждает их скепсис.

Нет среди археологических находок парфянского периода ни статуй, позолоченных электролитическим способом (все они позолочены хорошо известным процессом амальгамирования), ни проводов, кабелей или более сложных образцов древних батарей. Некоторые исследователи оспаривают результаты экспериментов с копиями батареи, утверждая, что невозможно воссоздать те же условия. В частности, эксперименты доктора Арне Эггебрех-та проводились над огнем. По словам сотрудницы музея Ро-мера-Пелизаеса (где в 1978г. Эггебрехт проводил свои эксперименты с копией батареи) доктора Беттины Шмитц, никаких фотографии или отчетов об экспериментах Эггебрехта не сохранилось.

В то же время, скептики предлагают альтернативное объяснение теории об электрической батарее. Известно, что археологи находили подобные «батарейки», в которых внутри медного цилиндра помещался медный стержень, такие устройства однозначно не могут вырабатывать ток. Нужен стержень из другого металла. По мнению скептиков, кувшины были сосудами для хранения священных свитков из материалов органического происхождения – пергамента или папируса, на которых записывались некие ритуальные тексты. При их разложении выделялись органические кислоты, что объясняет наличие следов коррозии на медном цилиндре, а битумная пломба, найденная возле багдадской батареи, была не частью гальванического элемента, а герметичной крышкой, которая позволяла хранить содержимое кувшина длительное время. Заметим, что «багдадская батарейка» почти идентична найденным сосудам из близлежащей Селевкии с известной функцией – они использовались для хранения свитков. И всё же нельзя отрицать, что устройство могло выполнять функцию электрического элемента. Вполне возможно, создатель этого предмета до конца не понимал принципов того, что он использовал, как в случае с древнегреческим янтарем. И этот случай не единичный. Многие открытия, например порох и лечебные свойства трав, были сделаны до того, как удалось определить их пользу.

Впрочем, даже если будет доказано, что багдадский артефакт является древней электрической батареей, останутся сомнения в том, что древние люди 2000 лет назад действительно осознавали феномен электричества. Была ли багдадская батарея единственной находкой такого рода, а её создатели единственными представителями древнего мира, открывшими (возможно, случайно) электричество? Очевидно, необходимо искать новые письменные или археологические данные, подтверждающие её уникальность. К сожалению, в 2003г. во время войны в Ираке багдадскую батарею вместе с тысячами других ценных артефактов украли из Национального музея. Сегодня её местонахождение неизвестно

Согласно современной истории электрическая батарея была изобретена в 1800 году Александром Вольта (Alassandro Volta). Ученый заметил, что когда два разнородных металлических зонда помещаются в ткани лягушки, появляется слабый электрический ток. Более того, ток протекал и при помещении электродов не в живую среду, а в некоторые химические растворы. Собственно, с этого и начались работы над электричеством.

Однако находка багдадской батареи говорит о том, что электрическую батарею изобрел не Вольта.

Впервые багдадскую батарею (Baghdad Battery) описал немецкий археолог Вильгельм Кениг (Wilhelm Konig) в 1938 году. Сегодня точно неизвестно, раскопал ли он батарею самостоятельно или обнаружил ее в запасниках какого-то музея, однако известно, что она была найдена в месте Куджут-Рабу (Khujut Rabu) за чертой Багдада.

Багдадской банке около 2000 лет, она состоит из глиняного сосуда с пробкой из битума, которая протыкается железными прутами. Внутри банки пруты окружены медным цилиндром. Кениг решил, что такая конструкция может быть характерна для электрической батареи и опубликовал статью об этом открытии в 1940 году.

Изучение багдадской банки прекратилось с началом Второй Мировой войны. После ее окончания Уиллард Грей (Willard F. M. Gray) из лаборатории General Electric High Voltage Laboratory в Массачусетсе воспроизвел работу багдадской банки. Он залил аналог банки виноградным соком, являющимся электролитом. Оказалось, что багдадская банка может давать напряжение до двух вольт.

Далеко не все ученые соглашаются, что багдадская банка может называться электрической и считают, что она могла использоваться для хранения папирусов.

Куджут-Рабу - это место древнего поселения парфян, которые были прекрасными воинами, но не отличались особым развитием, поэтому археологи считают, что багдадские банки могли принадлежать другим народам.

Помимо своих функций, банка ничем особенным не выделяется; она выполнена из обычных для того времени материалов и с применением обычных технологий. Поэтому трудно представить, что кто-то смог правильным образом соединить правильные компоненты для получения электричества. Вероятнее всего, что багдадская банка является случайным результатом чьих-то усилий.

Если багдадская находка могла производить электричество, то для чего же она могла использоваться? В частности для нанесения металлизации гальваническим путем. Если это так, то часть золотых музейных экспонатов может оказаться лишь позолоченными. Однако пока заявлений об обнаружении таких находок в прессу пока не поступало.

"Багдадская батарея" (Baghdad Battery) - создана предположительно 2000 лет назад (парфянский период между 250 до н.э. и 250 н.э.). "Банка" найдена в Куджут-Рабу (Khujut Rabu) в окрестностях Багдада и состоит из глиняной емкости с пробкой из битума. Через пробку пропущен железный стержень, окруженный медным цилиндром.

Если банку заполнить винным уксусом, то "батарея" развивает напряжение ок. 1.1 вольта. Достоверных свидетельств применения "банки" не сохранилось, но ученые склоняются к мысли, что устройство (если это действительно была батарея!) могло использоваться в технологическом процессе нанесения позолоты.

Знаменитая багдадская батарейка, как полагают, была сделана около 2000 лет тому назад. странный сосуд, найденный в окрестностях багдада, составлен из глиняной емкости со стопором, сделанным из асфальта. в асфальт воткнут медный цилиндр, а посредине цилиндра - железный прут. если сосуд заполнить уксусом или каким-нибудь соком, получится источник тока напряжением порядка 1,1 в. нет никаких письменных свидетельств относительно применения таких устройств в древности. ученые полагают, что батарейки, если это были батарейки, использовались для нанесения гальванического покрытия из золота на медные или серебряные предметы.

Через несколько лет после находки Кениг обнародовал неожиданную гипотезу. Кувшин мог служить гальваническим элементом - проще говоря, батарейкой. Это подтвердили и опыты. Ученые изготовили такой же кувшин, наполнили его винным уксусом, подключили вольтметр и убедились, что между железом и медью создается напряжение, равное 0,5 вольт. немного, но все-таки!

Значит, парфяне - извечные соперники римлян на востоке, чью культуру мы сравнительно плохо знаем, - могли вырабатывать электрический ток самыми примитивными средствами. Но для чего? Ведь в Парфии, как и в древнем Риме, - уж это мы точно знаем! - не пользовались электрическими лампами, не оборудовали повозки электромоторами, не возводили линии электропередачи.

А что как нет? что если во всем виноваты "темные века", лишившие европейцев исторической памяти? и "век электричества" наступил не во времена фарадея и яблочкова, а в дохристианскую эпоху?

"Электрическое освещение имелось еще в древнем Египте" - утверждают Петер Красса и Райнхард Хабек, посвятившие доказательству этой идеи свою книгу. Их основной аргумент - рельеф из храма богини Хатор в Дендере, созданный в 50 году до новой эры, во времена царицы Клеопатры. На этом рельефе виден египетский жрец, который держит в руках продолговатый предмет, напоминающий колбу электрической лампы. внутри колбы извивается змея; ее голова обращена к небу.

Для Крассы и Хабека все ясно. этот рельеф - технический чертеж; странный предмет и есть лампа, а змея аллегорически изображает нить накала. С помощью таких ламп египтяне освещали темные коридоры и комнаты. вот, например, почему на стенах помещений, где работали художники, нет копоти, которая осталась бы, пользуйся они масляными лампами. все дело в энергетике!

Забавная гипотеза, но правды в ней ни на вольт. Мощность "багдадской батарейки" очень мала. даже если бы в древности освещали комнаты лампочками мощностью один ватт - что это за мощность? световой блик, а не луч света в темном царстве! - пришлось бы составить вместе сорок "багдадских батареек".

Подобная конструкция весит десятки килограммов. "для освещения всех египетских строений понадобилось бы 116 миллионов батареек общим весом 233600 тонн" - педантично подсчитал физик франк дерненбург. Этим цифрам особой веры тоже нет, но смысл ясен: гальванические элементы античности должны попадаться ученым на каждом шагу. Но это не так!

Удивились и электрики. Даже сегодня нет такой гигантской лампы накаливания, как изображенная на этом рельефе. Ии хорошо, что нет. Подобные колоссы опасны: ведь сила разрушения лампы под действием атмосферного давления возрастает по мере увеличения ее объема.

Египтологи же истолковывают этот рельеф совсем иначе, чем любители сенсаций, мастера путать столетия и открытия. рельеф полон символики. Сам иероглифический способ письма побуждал египтян видеть за изображениями нечто иное - то, что подразумевается. реальность и ее образ не совпадали. элементы египетских рельефов были, скорее, словами и фразами, которые надлежало понять.

Итак, по мнению специалистов, на рельефе в дендере изображена небесная барка бога солнца ра. по верованиям египтян, солнце каждый день умирает вечером и воскресает на рассвете. здесь его символизирует змея, которая, как считали в стране фараонов, возрождается всякий раз, когда сбрасывает кожу. самый спорный элемент изображения - пресловутая "колба". даже египтологи не знают, как ее истолковать. возможно, она обозначает "горизонт".

Что касается обстановки, в которой создавался рельеф, то рабочие наверняка высекали его при свете обычных ламп, заправленных, например, оливковым маслом. В долине царей археологи встречали изображения, на которых видны рабочие с подобными лампами, видно, как им выдают фитили и как вечером рабочие возвращают их. А почему тогда нет следов копоти на стенах и потолках? А вот и неправда ваша! есть они. археологи не раз находили подобные пятна. Пришлось даже реставрировать некоторые слишком закопченные гробницы.

Но если "багдадские батарейки" не использовались для освещения жилищ и гробниц, для чего они были нужны? единственное приемлемое объяснение дал немецкий египтолог Арне Эггебрехт. в его коллекции имелась небольшая статуэтка египетского бога Осириса, покрытая тончайшим слоем золота. Ее возраст - примерно 2400 лет.

Сделав копию фигурки, Эггебрехт погрузил ее в ванну с солевым раствором золота. Затем соединил десять глиняных кувшинов, аналогичных "багдадской батарейке", и подключил этот источник питания к ванне. Через несколько часов на статуэтке осел ровный слой золота. На такой технический трюк, очевидно, были способны и древние мастера. Ведь для нанесения гальванических покрытий нужен ток небольшой силы и низкого напряжения.

И все же загадки остаются. каким образом парфяне открыли электрический ток? Ведь напряжение, равное 0,5 вольт, нельзя обнаружить без приборов. ЛуиджиГальвани в 1790 году открыл "животное электричество" по чистой случайности. он заметил, что мышцы лягушки непроизвольно сокращаются, если к ее лапке одновременно приложить пластины из разных металлов.

Быть может, древние тоже случайно открыли электричество? А как они догадались, что с помощью электрического тока можно осаждать золото, содержащееся в растворе? а где было сделано это открытие, в парфии или, судя по статуэтке, в Египте? а в других странах знали о нем? как-никак, "батарейками", наверное, пользовались не одно столетие. увы, нам ничего не известно об этом. не сохранилось никаких письменных упоминаний.

А действительно ли батарейка применялась для гальванических работ? из того, что "это было возможно", не следует ведь: "это так и было". и почему археологи находят такие же "батарейки", в которых внутри медного цилиндра помещен медный стержень? они не могут вырабатывать ток. Нужен стержень из другого металла. может быть, глиняные кувшины с металлическими вставками предназначались для другой цели?

С другой стороны, нельзя и недооценивать предков. все забывается. и некоторые вершинные достижения той или иной культуры, удивительные секреты утрачиваются уже по прошествии нескольких веков. войны, пожары, гибель письменных памятников лишь умножают забвение.

Руины разрушенных метрополий меньше всего напоминают солидный архив или патентное бюро, в которых заботливо сохранены все изобретения древности. многое исчезло без следа. возможно, утрачены целые направления науки, плоды деятельности крупных научных школ, приемы династий ремесленников, передававшиеся втайне. и теперь, когда археологи находят непривычный артефакт, они не знают, как объяснить его появление. он становится неразрешимой загадкой, фразой из книги, которая давно сожжена.

По материалам сети

Статьи по теме: