Знание правил проектирования в ландшафтном дизайне. Основы ландшафтного дизайна для самостоятельного проектирования. Украшения для ландшафтного дизайна

Основы проектирования ландшафта

При разработке ландшафтного проекта дизайнер сосредоточен, прежде всего, на том, чтобы организовать элементы ландшафта в визуально привлекательную композицию. Гармоничность такой композиции может быть достигнута за счет использования основных принципов проектирования: принципа пропорции, повторения элементов и общего замысла. Они тесно связаны между собой, использование одного помогает применению другого. Их соблюдением достигается физический и психологический комфорт в ландшафтном дизайне.

Мы чувствуем себя психологически более комфортно в условиях, где имеют место порядок и повторение. Организованный ландшафтный дизайн участка с привычной структурой, что является гарантией нашего спокойствия, как-бы легче «читать», это помогает нам чувствовать себя в своей тарелке. Чувство комфорта, которое возникает при созерцании гармоничной обстановки, также влияет на психологическое состояние человека. В таких условиях мы становимся более работоспособными и чувствуем себя защищенными.

Принцип пропорций

В процессе проектирования и организации ландшафтного пространства необходимо понимать, что для человека комфорт заключается еще и в том, чтобы окружающие его объекты были тех же размеров, что и в обычной жизни. Представьте себе, что вас поместили в пространство 10х10 м с высаженными по периметру кипарисами, высотой 20 м. Что вы будете чувствовать, кроме страха перед замкнутым пространством? Или наоборот, ваш ландшафтный проект участка 6 соток предполагает посадку только почвопокровные растения. Вы совершенно точно будете чувствовать себя, как минимум, голым. Поэтому одним из важных принципов ландшафтного проектирования является пропорция – размер объекта относительно других объектов. В данном случае мы рассматриваем размер других объектов относительно роста человека. Посадочный материал, садовые строения, и элементы декора сада должны быть подобраны в соответствии с ростом человека. Другие важные относительные пропорции включают размер дома, двора, и площади для посадки растений.

Пропорции в растениях можно разделить на три вида: пропорция по отношению к размерам человека, по отношению к другим растениям и к дому. Когда все пропорции соблюдены, такая композиция является гармоничной. Чувство равновесия также может быть достигнуто равной пропорцией между открытым пространством и пространством, занятым под посадки.

Общий замысел или ландшафтное единство

Принцип единства композиции ландшафтного проектирования достигается путем связывания элементов и функций в общее целое. Этот принцип еще называют гармонией. Самый простой способ создания общего замысла – это выбор темы или стиля оформления сада. Дизайн-темы и стили ландшафтного дизайна имеют четко определенный набор функций, которые сохранили свою популярность до наших времен, поскольку они приходятся по душе многим людям.

Единство композиции также достигается при помощи сочетания доминирующих и подчиненных растений или малых архитектурных форм. В данном случае доминирующий элемент не должен казаться выскочкой. Он должен быть выделен за счет окружающих его элементов. Растения, которые резко отличаются от остальных его собратьев, лучше размещать отдельно в качестве солитера. Связь элементов ландшафтного дизайна участка должна быть как-бы бесшовной. Не должно быть прерывистых линий, один элемент должен сменять другой, продолжая эту линию.

В основе принципа ландшафтного единства лежит так называемое «правило трех». Объекты, которые группируются в тройки или другие группы нечетных чисел (по пять или семь), приятны глазу и дают сильное чувство единства. Также нечетные числа позволяют устраивать ступенчатые перепады по высоте (малые, средние и большие), которые привлекают внимание. Нечетные числа воспринимаются как группа, которую не так легко разбить или визуально разделить, как четные.

Основой принципа единства является, как ни странно, простота. Это вносит ясность в ландшафтный проект .

Не всегда возможно понять, как применить основные принципы ландшафтного проектирования на деле. На разных сайтах, в журналах и телевизионных программах представлена масса концепций для садовых участков разных размеров и форм. Но человек по сути своей является собственником и ему хочется, чтобы у него было все не так, как у других. Ведь у каждого человека свой индивидуальный стиль.

Основные правила ландшафтного дизайна должны учитывать соотношение форм и объектов при их грамотном размещении. Мы предлагаем вам для ознакомления правила ландшафтного дизайна, которые помогут вам создать эстетически привлекательный участок. Для проведения качественной работы необходимо знать правила ландшафтного проектирования, в которые закладывается не только удачное сочетание цветов, но и выбор растений.

Профессиональные озеленители обычно стремятся к простоте в своих проектах, но, несмотря на их консультации, вычурные сады превосходят численностью сдержанные. Прежде чем принять решение заполнить ваш участок всеми видами форм и функций, стоит посмотреть на преимущества простого подхода.

Прежде всего, работы в чрезмерно сложном саду может быть огромное количество. Кошение - квалифицированная операция, когда нужно лавировать среди комплекса цветников, в то время как обрамление и пропалывание клумб могут быть бесконечными задачами.

Удалением отцветших соцветий нельзя пренебрегать, и полив всех тех однолетних растений, которые вы насажали, является важной работой в сухую погоду. Во-вторых, нагромождение несвязанных элементов заставит ваш сад выглядеть меньше, и он не будет создавать ощущение спокойствия, как сад, который имеет простые линии.

Специалисты правы, это не очень хорошая идея - заполнить большой сад коллекцией бордюров, клумб, дорожек и т. д., не связанных между собой, но мы не должны принимать это понятие слишком буквально. Многие люди с крошечными участками выбирают более сложные дизайны, чтобы у них была возможность возиться на открытом воздухе в течение нескольких часов.

Сад должен быть сбалансированным. Это не означает, что ландшафтный баланс должен быть строго симметричен, и правая сторона должна являться зеркальным отражением левой. На самом деле четкая симметрия, как правило, не очень хорошо смотрится в домашнем саду, и там должны быть заметные различия в дизайне между двумя половинами. Но он по-прежнему должен быть уравновешенным, и самый простой способ сделать это - представить себе левую и правую стороны сада на огромных весах - если одна из сторон будет явно перевешивать другую, то сад несбалансирован. Это не так просто, как кажется, - плотные вечнозеленые растения, такие как кипарисовик Лавсона «тяжелее», чем более высокие деревья, но с более открытой раскидистой кроной, такие как береза.

Единство — это слово используется дизайнерами сада, чтобы описать способ, который позволяет убедиться, что различные части сада соединяются в гармоничное целое. Это не означает, что результат должен быть скучным или неинтересным. Доступный способ прийти к единству состоит в том, чтобы удостовериться: материалы, используемые для строительства забора и подпорных стен, принадлежат тому же самому типу, что и стены дома. Они не обязательно должны быть одинаковыми по форме или цвету, но выветренные кирпичные стены в сочетании со старым кирпичным домом, дадут чувство единства. Отказ от использования слишком многих типов дорожного покрытия также важен - смешение искусственных каменных плит, кирпичей, мощения грубым природным камнем, и гравия, конечно, создало бы чувство дисгармонии!

Должно казаться странным - иметь и единство, и контраст в списке основных принципов хорошего дизайна. Они ведь являются прямыми противоположностями. Единство означает, что должно быть чувство гармонии в саду, контраст означает, что должны быть заметные различия между его элементами. Но на самом деле так нет никакой проблемы - каждый из них играет свою роль. Как описано выше, вы должны стремиться придать общему замыслу базовое ощущение единства, не используя элементы, которые противоречат выбранной концепции. В пределах принятой схемы есть место для контраста, и он особенно применяется к растениям на клумбах и в бордюрах. Не стремитесь просто обеспечить привлекательность контрастирующей цветочной окраской - желтой рядом с фиолетовой, оранжевой около синей и т.д. Должен также быть контраст в форме растения и листа - перистая листва рядом с широколистными растениями и вертикальные кустарники рядом с раскидистыми.

Гармония ландшафтного дизайна

Гармония ландшафтного дизайна закладывается на этапе проектирования размещения различных растений и форм. Соразмерность - понятие, употребляемое дизайнерами для того, чтобы обеспечить пропорциональное сочетание высоты, ширины и длины различных живых и неживых элементов сада. Удостоверьтесь, что в зрелом состоянии высота любого дерева или кустарника, которые вы покупаете, будет соответствовать размеру сада - основной совет, который продолжают давать и продолжают игнорировать. Главная проблема - импульсивная покупка. Плакучая ива или японская лиственница покупаются в садовом центре, потому что они «выглядят так хорошо». Через несколько лет возникает постоянная потребность в сильной обрезке, поскольку гигант пытается достичь своей естественной высоты.

Не менее важно избегать элементов, которые слишком малы. Крошечный внутренний дворик, примыкающий к большому и внушительному дому, будет выглядеть неправильным, так же как и маленькая клумба на большом газоне.

Интересные объекты ландшафтного дизайна

Это очень простой принцип - в саду должны присутствовать интересные объекты ландшафтного дизайна, которые заставят наблюдателя подойти, чтобы рассмотреть их. Эта деталь может быть особенно привлекательным цветком или растением, которое посетитель никогда не видел прежде, скульптурой или водоемом с карпами кои. Точка интереса может стать очевидной, как только вы заходите в сад, но ваше мастерство как дизайнера в том, чтобы, по крайней мере, некоторые из этих интересных пунктов не попадали в поле зрения немедленно.

В дизайнерских решениях должна присутствовать «тайна» по мере приближения к точке интереса, «напряженность», когда вы оказываетесь рядом, и наконец, «сюрприз», когда вы, наконец, достигаете скрытого фокуса.

Для нас это гораздо проще - просто убедитесь, что у вас есть несколько видовых точек в саду, которые бросаются в глаза и, что вы не можете увидеть их все, когда стоите на террасе или у входа в сад.

Формы для ландшафтного дизайна

Формы для ландшафтного дизайна должны быть уравновешенными и выдержанными в едином стиле. Введение в эту главу подчеркивало мысль, что это - ваш сад, и в пределах разумного единственное, что важно, - это то, что дизайн должен нравиться именно вам. Важно, однако, чтобы вы приняли во внимание размер и форму участка, поскольку они действительно ограничивают ваши возможности сделать его привлекательным.

Основа сада, конечно, газон, сарай, цветники и т.д. А затем идет все остальное-розарий, водоем с рыбами, огород, игровая площадка, солнечные часы и… Если у вас есть полгектара или гектар, то это не составит никаких проблем, но на небольшом участке, на самом деле об этом не может быть и речи. Что-то должно уйти из списка - некоторое открытое пространство жизненно важно в стандартном саду среднего размера, если вы не хотите страдать от давления садоводческого излишества.

Долгий и узкий участок должен быть разделен на несколько зон, чтобы не быть похожим на длинный проход. Квадратный сад может иметь вид скучной коробки. Помогут избежать этого ощущения изогнутые очертания бордюров в углах участка, ломающие прямые линии, а также круглые клумбы или садовые сооружения.

Гармония цвета в дизайне

Гармония цвета в ландшафтном дизайне — это базовый принцип проектирования. В некоторых учебниках вы найдете подробные перечни того, что можно и чего нельзя делать при планировании, какой цвет в ландшафтном дизайне предполагается использоваться в саду. Но в действительности вам не придется изучать длинный список правил о том, что с чем сочетается, и как избежать неудачных сочетаний - «никогда не помещают розовый рядом с оранжевым или темно-малиновым» и так далее. Эти жесткие правила менее важны в саду, чем часто предполагается. Причина довольно проста. Сплошная поверхность одного цвета, помещенного непосредственно рядом с другим, с которым он не гармонирует, может вызывать неприятные ощущения, и это важно в интерьере, одежде и т.д. В саду различные оттенки, тона и нюансы разбавлены зеленой листвой и земляными тенями, которые смягчают так называемые цветовые противоречия.

Белый и серый играют особую роль в цветовых схемах в вашем саду. Белый сам по себе оказывает успокаивающее действие и выделяется в облачные дни и в сумерках, когда фиолетовые и красный цвета теряют свою выразительность. Главная цель серого и белого цвета, однако, состоит в том, чтобы выявить лучшее в других цветах. Монохроматические и пастельные схемы становятся интереснее, а резкость сверх ярких контрастных схем снижается.

Ваш сад станет еще красивее, если в нем будут элементы разной высоты. До некоторой степени это может быть достигнуто путем посадки растений разнообразных форм и размеров - колонновидных хвойных, раскидистых кустарников, низкорослых и ковровых почвопокровных растений. Помните, что высокая разновидность, посаженная достаточно близко к дому, заставит сад выглядеть более длинным. Посадка лиан около стены дома почти всегда оказывается хорошей идеей - сад приобретает дополнительную высоту.

Кадки с растениями - старый и, как всегда, ценный способ для оживления цветом пространства около дома. Альпийская горка - другой способ поднять посадки растений над уровнем земли. Стелющиеся многолетние растения для каменистого сада можно сажать прямо на стенках этих террас, чтобы смягчить линии стен ниспадающими каскадом растениями.

На ровной территории можно соорудить один или несколько приподнятых цветников. Они помогут уменьшить монотонность плоского сада, но есть и другие важные преимущества - лучший дренаж, более легкое пропалывание и посадка и т.д.

Подпорные стенки могут быть построены из множества материалов - камня, кирпича, дерева и т.д.

Украшения для ландшафтного дизайна

Можно использовать различные украшения для ландшафтного дизайна, которые создадут боле привлекательный внешний вид. Декоративная стена, забор, покрытый диким виноградом, плющом или плетистыми розами, или ряд быстро растущих хвойных растений - эти методы создания экрана не единственные способы скрыть неприглядный вид. Фактически, у плоского экрана могут быть свои проблемы - если он большой и привлекательный, то может послужить фокусом, который привлекает внимание к частично скрытому некрасивому предмету. Иногда лучше прикрыть его трехмерным объектом неправильной формы, таким как широко разрастающийся кустарник между окном и нежелательным видом.

Сад должен содержать неподвижную круглогодичную структуру, чтобы не быть похожим на огромный балконный ящик для цветов. Должно быть определенное чувство завершенности, а это требует наличия постоянных объектов. Украшения полезны - арки, солнечные часы, фонтаны, обнесенные стеной участки и остальное, но основной скелет обеспечивают деревья и кустарники. Недостаток места не является оправданием - есть компактные древесные растения, которые могут обеспечить разнообразие зимнего облика сада, когда однолетние растения и стебли бордюрных растений исчезли.

Используйте вечнозеленые и листопадные древесные растения. Книги по устройству сада изобилуют фотографиями, снятыми в разгаре лета, но виды в середине зимы в значительной степени проигнорированы. Во многих случаях, однако, мы вынуждены смотреть на сад в течение нескольких месяцев, когда все листья и цветы исчезли. В этом случае, конечно, необходимы некоторые вечнозеленые растения с серыми, желтыми, зелеными или пурпурными листьями, но листопадные кустарники и деревья играют не менее важную роль. Большинству красивоцветущих разновидностей место здесь, вместе с их сезонными изменениями.

Берегитесь ловушек — не будьте слишком амбициозны. Перед тем как составить дизайн-план, вы должны быть готовы встретиться лицом к лицу с вашими ограничениями по времени, деньгам, способностям, знанию сада и здоровью. Нет смысла в планировании отапливаемой теплицы, если вы не готовы принять на себя ежегодные расходы на ее обогрев зимой и круглогодичную работу, связанную с поливом, вентиляцией и так далее.

Укладка тротуарной плитки, кирпичная кладка, бетонирование и вырубка больших деревьев - работы, к которым не следует относиться легкомысленно, если вы никогда не делали их раньше. Поручите эту работу профессионалу, если вы можете себе это позволить. Если это невозможно, то почитайте о технике, поговорите со знающими друзьями и попросите их помочь.

Немногие аспекты садоводства доставляют больше удовольствия, чем успешное выращивание овощей… и немногие занимают больше времени. Если у вас мало свободного времени, не включайте большой огород в дизайн-проект.

Газон: ошибки обустройства


При обустройстве газона ошибки допускают в основном неопытные ландшафтные дизайнеры, которые не предполагают, каким образом все это будет выглядеть в готовом виде.

Первая ошибка заключается в расширении газона до лишенных солнечного света участков.

Вторая ошибка состоит в расширении газона вплоть до стены или дорожки - полоса без травы для внешних колес косилки должна быть повсюду вокруг газона, чтобы облегчить обработку краев.

Третья ошибка-дорожка, которая ведет непосредственно на газон и заканчивается на его краю. Регулярное движение в этом месте вызовет чрезмерное изнашивание и уплотнение дерна.

Четвертая ошибка в создании узких полос травы между грядками и/или бордюрами - полоса должна составлять не менее 75 см, чтобы облегчить проход косилки.

Выбор растений для сада

При составлении вашего плана посадки проверяйте особенности каждого дерева, кустарника и бордюрного многолетника прежде, чем сделать выбор растений для сада. Для этого ищите информацию в книгах, каталогах или в интернете. Вы захотите знать ожидаемую высоту растения во взрослом состоянии, срок цветения и окраску цветков, но вы должны также узнать ожидаемую ширину дерева или кустарника и его требования к освещенности и типу почвы.

Почти все клумбовые растения и многолетники для каменистого сада предпочитают расти на полном солнце, но многочисленные кустарники и бордюрные растения будут процветать в частичной тени. Убедитесь, что ваш список растений соответствует условиям, при которых эти растения должны будут вырасти. Нежелание сделать это может привести к неприятности - например, некоторые растения прекрасно чувствуют себя на меловой почве, но многие в таких условиях вообще не выживают. Проверяйте потребности растений прежде, чем добавить их к плану.

Многие люди обожают облагораживать свой сад или дачный участок, но ландшафтный дизайн для начинающих осваивают лишь единицы, а остальные путем проб и ошибок стараются создать неповторимые пейзажи на своих территориях. Безусловно, что элементарные знания ландшафтного дизайна позволяют грамотно и красиво благоустроить цветник или создать альпийскую горку. Психологи утверждают, что счастлив тот, кто сумел сделать свое хобби любимой работой.

Обучиться данной науке можно не только на специальных курсах, но и выполнить это самостоятельно, знакомясь с теорией и отрабатывая практику на своем собственном участке. Ведь на самом деле это не так уж и сложно, главное — иметь немного свободного времени, желание и стремление. Создавать необыкновенный и красивый дизайн под силу не только профессионалам, но и каждому желающему, ведь окончательный продукт данной деятельности — это личное мироощущение и восприятие прекрасного в самой природе. В данном деле знания необходимы для того, чтобы грамотно выращивать растения, соблюдать правила их соседства и видеть, как проект будет выглядеть через несколько лет. Ведь для ландшафтного дизайна важна не сиюминутная картинка, а длительный процесс развития и кульминации.

С чего начать обучение ландшафтному дизайну

Специалисты рекомендуют начать самостоятельное изучение с основ проектирования и детального освоения участка. Составлять проекты лучше всего изначально на бумаге, но некоторые легко и довольно быстро осваивают специальные компьютерные программы. Сделать это не так уж сложно, но для работы с данными электронными продуктами необходимо параллельно освоить и тонкости изучения используемой территории. Это и наличие грунтовых вод, и вид преобладающего микроклимата, и роза ветров, и качество почвы. Все эти данные необходимы для грамотного создания ландшафта.

Итак, тем, кто начинает с нуля постигать азы ландшафтного дизайна, стоит изучить следующее:

  • как провести анализ почвы на определенном участке;
  • как определить микроклимат;
  • как определить преобладающее направление ветра на данном участке;
  • как уточнить уровень грунтовых вод.

Эти элементарные знания просто необходимы для того, чтобы приступить к работе на исследуемом участке. После того как будет проведен основательный анализ территории, можно приступить к созданию непосредственно дизайна.


Перед планировкой запаситесь инструментами и терпением!

Для того чтобы выполнить проект, любому дизайнеру необходимо осуществить ряд действий и запастись инструментами, среди которых следующие:

  1. Создать карту необходимо на миллиметровой бумаге формата А3 или больше. Кроме того, нужно запастись карандашами, ручкой, ластиком и маркером.
  2. Для фиксации точек основного вида требуется выполнить их фото, поэтому без фотоаппарата никак не обойтись.
  3. Компас.
  4. Две рулетки: одна мягкая, другая металлическая.
  5. Шпагат тонкий, плотный и колья для его фиксации.
  6. Спиртовой уровень.

Теперь, когда все инструменты подготовлены, можно приступить к выполнению замеров участка.

Выполнение замеров участка

У многих возникнет вопрос о том, с чего начать измерение. В первую очередь нужно перенести на свой план все неизменяемые точки и постройки на рабочей территории (это могут быть беседки, дом, баня и другие постройки), а также стоит учесть и зафиксировать деревья и кустарники, которые будут оставаться на участке. После того как элементарные наброски будут сделаны, необходимо перейти к выполнению замеров. Алгоритм действий следующий:

  1. Используя мягкую рулетку, необходимо измерить общую площадь рабочей территории.
  2. Если двор или садовый участок будет делиться на разные зоны, то нужно выполнить замеры каждого сектора в отдельности. Стоит знать, какой свободной площадью вы можете пользоваться в работе. Важно измерить каждый свободный сектор, не упуская из виду ни малейшей детали.

При помощи металлической рулетки нужно измерить неизменные объекты, их высоту и ширину, расстояние, на котором они находятся от точек отчета. Кстати, важно изначально, перед тем как начнете выполнять замеры, определиться с отправными точками. Это может быть постройка или другой важный ориентир. Профессиональные дизайнеры называют такие измерения «кроком», в них стоит, помимо расстояния, учитывать направленность света, именно для этого нужен в работе компас.


Не забудьте измерить не только ширину, но и высоту объектов

Составление базового плана

На следующем этапе стоит изучить, как составляются планы на бумаге. Здесь необходимо вспомнить геометрию и черчение из школьной программы. Для работы понадобятся: линейка, циркуль и треугольник. Все данные, полученные при замерах рабочей территории, переносят на миллиметровую бумагу. Важно не упустить ни одной детали. Схема составляется в крупном масштабе, приблизительно 1:50 или 1:100.

Начиная переносить рабочие кроки на бумагу, стоит соблюдать определенную последовательность:

  1. Изначально чертим общие границы участка. Переносим наличие построек на схему.
  2. Фиксируем неизменные элементы, такие как деревья, пруд или изгороди.
  3. Обязательно стоит обозначить на плане направленность ветров.
  4. Требуется не забывать о дорожках и тропинках, их в обязательном порядке фиксируем на бумаге и указываем их направленность.

План должен быть максимально подробным, тогда молодым учащимся дизайнерам можно будет избежать большинства ошибок в работе. Этот этап является очень важным. Хотя для большинства творческих натур он покажется весьма скучным и нудным, но без такой базы выполнение грамотного ландшафтного дизайна просто невозможно.


Составление плана — важная часть проектирования

Теперь стоит достать свои цветные карандаши и маркеры. На данном этапе необходимо выполнить зарисовку таких параметров, как:

  • участки земли с повышенной влажностью;
  • солнечные, открытые или затененные зоны;
  • почвенные зоны.

Опытные специалисты рекомендуют каждый такой участок запечатлеть на отдельном листе кальки. Этот лист изначально прикладывают к основной схеме, переносят границу и данную территорию (и так каждую зону по отдельности). В совокупности эти листы будут являться картой участка.

Рисуем план участка с помощью компьютерной программы (видео)

Стоит сказать, что параллельно можно обучаться работать с графическими программами, а их существует немалое количество, но, выполнив несколько раз базовую схему вручную, намного легче и проще понимать суть изображений на компьютерной карте. Необходимо вникнуть и понять, каким образом выполняется представление каждого сектора на рабочем участке. Профессиональным дизайнером используется в работе 2 вида программ: это графические, для изготовления базовой схемы, и позволяющие создавать трехмерные изображения. С их помощью на карту переносится и забивается весь набор ландшафтных форм и растительных единиц.


Двухмерное планирование участка с помощью компьютерной программы

Последними программами пользуются на завершающих этапах работы. Изучения данных систем намного облегчит работу и позволит до мелочей проработать свою дизайнерскую концепцию. Выполнение замеров участка, создание базовой схемы и карты территории — это есть самый первый шаг на пути создания ландшафтного дизайна. Многие профессионалы до сих пор предпочитают выполнять свои карты вручную. Это кропотливый труд, но который является фундаментальным в создании красивого дизайнерского проекта. Молодым и начинающим дизайнерам стоит набраться терпения и овладеть азами данной работы.

Создание дизайнерской концепции

Данный этап работы самый интересный и творческий, именно на нем формируется основная дизайнерская концепция. А именно, определяется стиль для дизайна, производится подбор материала и соответствующих растений. На бумагу переносятся все идеи и замыслы, прорабатываются и вписываются размеры деталей и растительных форм. При этом стоит учитывать следующее:

  • скорость роста того или иного растения;
  • максимальная высота и ширина растений;
  • допустимые соседства среди культур.

Для создания ландшафтного дизайна для начала стоит выбирать более простые, но красивые растения. Начинающему садоводу будет довольно сложно ухаживать и выращивать экзотические культуры. Специалисты рекомендуют остановить свой выбор на таких растениях, как:

  • можжевельник;
  • , сосновые виды растений;
  • боярышник;
  • барбарис;
  • калина;
  • разновидности древовидных пионов;
  • хризантемы;
  • розы разных видов;
  • юкка садовая;
  • примула;
  • люпин.

И это далеко не весь допустимый список растений для новичка, который поможет создать необычный красивый дизайн на своем участке. Уход за этими растениями довольно прост и позволит увидеть свои труды во всей красоте за короткие сроки.


Для начала выбирайте растения, которым нужен минимальный уход

При выборе материалов стоит отдавать предпочтение более натуральным и экологически чистым продуктам — это дерево, камни и гравий разного размера.

Важно выполнять работу в перспективе, так как большинство растений являются долголетними и планировка выполняется не на один сезон. Поэтому требуется учитывать все нюансы и в первую очередь необходимо продумать цветовое решение проекта.

Выбор цвета для ландшафтного дизайна

Научиться ландшафтному дизайну — это овладеть новыми знаниями в геометрии, геодезии, биологии и в изобразительном искусстве. Художественные навыки — далеко не все, что требуется. Необходимо изучить основу цветовой палитры, как грамотно соединять тона, какая гамма будет базовой, а какая — дополнительной, при этом необходимо уметь выставлять яркие акценты в общей картине.


Заранее продумайте о цветовом решении вашего участка

Определение цвета будет исходить из выбранного стиля, ведь у каждого есть свой основной тон и допустимые оттенки для его создания.

Выбирая растения, стоит рассматривать их в перспективе, то есть нужно учитывать, какого они будут цвета и размера, чем их можно в случае необходимости заменить, не нарушая при этом общего решения всего ландшафта.

На данном этапе поможет изучение разновидностей растений, в какой сезон стоит высаживать цветы или кустарники, а кроме того, необходимо знать все тонкости и секреты выращивания и ухода за выбранными культурами.

Секреты красивого дизайна

  1. Любой участок будет смотреться гармоничным, если в нем достаточно простора, а лишняя загроможденность и перегруженность будет восприниматься тяжело и некомфортно. Поэтому для создания большего пространства профессионалы используют такие хитрости, как многоуровневые зоны. Это могут быть небольшие насыпи с декоративными ступенями или определенная часть участка, которая отдана под газон. Именно такой шаг позволит визуально расширить общий вид и дать представление объемной территории.
  2. На участке должен быть центровой элемент. Это может быть беседка, альпийская горка, фонтан или мини-пруд. Не обязательно располагать данный «центр» в строгом геометрическом расположении на территории, главная задача — дать этому декоративному элементу роль фигуры или формы, которая будет выглядеть основной.

Выполнить красивый дизайн у себя на участке под силу каждому желающему. Получить необходимые знания для этого возможно и самостоятельно, главное — желание, терпение и достаточное количество свободного времени, чтобы пройти обучение.

Любой естественный ландшафт состоит из четырех элементов - земли, воздуха, воды и растений, которые во взаимодействии друг с другом формируют единую гармоничную композицию. Основы ландшафтного дизайна позволяют специалистам реализовывать прекрасные проекты, прилагая для этого минимум усилий.

Разрабатывая план участка, необходимо придерживаться основных принципов построения ландшафтных композиций, которые являются не прихотью дизайнеров и не данью моде, а правилами, продиктованными самой природой.

Главная задача мастера, работающего над оформлением участка, — создать целостный и гармоничный ландшафт. Но добиться таких результатов, не имея четкого плана работ, невозможно, поэтому создание проекта является важнейшей составляющей по-настоящему хорошего сада. В плане должны быть отмечены имеющиеся постройки и растущие на участке кустарники и крупномеры. Также необходимо обозначить границы участка, точки ввода на его территорию подземных и наземных коммуникаций. Затем определяют места расположения планируемых построек (беседки, хозяйственные сооружения и пр.) и разбивают участок на зоны.

При оформлении зон не стоит смешивать предметы разного назначения и стиля. По возможности для каждой из них нужно подобрать свою тему оформления, но при этом необходимо сделать так, чтобы все зоны соответствовали общей теме оформления сада, так как основы ландшафтного дизайна предполагают единство всех его элементов.

При построении композиций следует учитывать несколько условий, а именно — соблюдение баланса, принцип целостности, сочетаемость форм и фактур, пропорции и масштаб, правильный подбор цветовых решений.

При определении баланса нужно придерживаться принципа симметричности или ассиметричности. Для создания симметричного ландшафта выбирают ось (к примеру, садовую дорожку или фонтан) и выстраивают композицию относительно нее. Этой оси противопоставляют определенное количество уравновешивающих и дополняющих друг друга элементов. Для создания ассиметричного дизайна нужны особые навыки, так как реализовать на практике «неправильный» ландшафт, который будет гармоничным и целостным, достаточно сложно.

Какие правила надо соблюдать, чтобы ваш участок не превратился в хаотичный набор не связанных или неудачно связанных между собою частей-элементов? Каковы законы, приемы и, если хотите, тайны мастерства, которыми пользуется ландшафтный дизайнер, оперируя природными материалами?

На протяжении многих веков мастера, создававшие сады и парки, придерживались законов и правил, подсказанных им природой и общих для других видов искусств. В садах сконцентрировались, слились воедино архитектура и живопись, поэзия и музыка, но законы ландшафтного построения оказались ближе всего к законам построения пространства, т.е. к законам архитектуры. Поэтому мы говорим об искусстве организации окружающего пространства средствами природного ландшафта как о ландшафтной архитектуре сада.

Естественный ландшафт формирует пять основных компонентов , тесно взаимосвязанных друг с другом: земля, вода, воздушные массы, растительность и животный мир. Мы знаем, что на земле осталось очень мало уголков, где ландшафт сохранился в своем первозданном виде, - большинство ландшафтов искусственно созданы человеком. Современные загородные усадьбы - это также ландшафт, созданный руками человека. Поэтому дачникам и садоводам, по существу, создающим новый облик пригородов, важно использовать приемы и законы ландшафтной архитектуры - ведь это законы гармонии и красоты, законы самой природы.

Изображение природы на холсте картины или на плоскости стены в интерьере - это иллюзия реального пространства. До нас дошло много картин, изображающих отдельные пейзажи или когда-то существовавшие сады и парки. Из истории известно, что были и картины-обманки, которые применялись в древних садах с целью зрительно расширить пространство сада. Декораторы расписывали стены и ограды. Таковы росписи стен "Верхового сада" в Кремле, роспись галереи Гонзаго в Павловском парке. И наоборот, на основе пейзажей, придуманных живописцами, даже фантастических, садовники создавали реальные пейзажи в парках и садах. Этим не ограничивалось взаимодействие садово-паркового искусства с живописью: в обоих искусствах действуют законы перспективы и колористики, законы композиции пространства - иллюзорного и реального.

КОМПОЗИЦИЯ

Под композицией (от лат. compositio - связь, соединение) понимается расположение различных форм в пространстве в сочетаниях, создающих гармоничное единство. Иначе говоря, размещая растения и сооружения в саду, мы должны добиться такого их соотношения, которое было бы приятно глазу, вызывало бы ощущение гармонии. Взаимосвязь пространства, плоскости и объемов выражается объемно-пространственной композицией и основана на общих закономерностях построения ландшафта малого сада.

При решении композиционных задач необходимо учитывать целый ряд свойств , которыми обладают пространственные формы. Они аналогичны свойствам, выделенным в архитектуре, также оперирующей пространственными формами. Сюда входят: геометрический вид формы, ее величина, масса, фактура, положение в пространстве, цвет и освещенность (светотень).

Соотношения форм по их свойствам представляют собой средства композиции . Важнейшими из них являются: единство и соподчиненность, пропорции, законы линейной и воздушной перспективы. Они определяют соотношения пространственных форм по положению в пространстве, величине, цвету, освещенности и т. д. Сюда же входят такие приемы, как симметрия, асимметрия, равновесие, ритм, контраст, нюанс, масштабность и т. д.

Все эти свойства и их соотношения тесно связаны между собой, и выделить среди них главные и второстепенные, а тем более разделить их практически невозможно. Они неразрывно связаны. Значение этих свойств и их соотношений в композиции определяется в каждом конкретном случае. Однако в целях изучения лучше рассмотреть их отдельно.

Соотношение форм по геометрическому строению.

Форму природных элементов можно обобщенно представить себе близкой к геометрической. Может быть линейная, плоскостная и объемная форма, в зависимости от соотношения ее измерений. В линейной преобладает одно измерение над двумя другими, предельно малыми; в плоскостной - относительно равны два измерения при подчиненно малой величине третьего; в объемной форме все измерения относительно близки по величине. Обратите внимание на характерные объемные формы крон деревьев различных пород. Их можно представить себе как тела вращения - шары, конусы, параболоиды. По сравнению с ними низкие массивы цветников выглядят как плоскости (плоскостная форма). Линейной формой, которая неизменно присутствует во многих элементах сада, можно считать дорожки, бордюры, ограждение сада.

Соотношение форм по величине.

Составляя группу из деревьев и кустарников, мы часто пользуемся контрастным соотношением их форм (высокий - низкий, большой - маленький, пирамидальныйшаровидный и т.д.). Неизбежные в малом саду прямые дорожки, связывающие разные точки сада по кратчайшим направлениям, геометрически правильные грядки сочетаются с округлыми очертаниями цветников. Желательная (из условий ухода) посадка яблонь по прямоугольной сетке уравновешивается введением живописных групп цветущих кустарников. Жесткость границ участка уживается со свободными, мягкими линиями берегов маленького бассейна. Это все примеры соотношения форм по геометрическому строению и по величине.

При оформлении небольшого сада лучше всего остановиться на какой-нибудь одной плоскостной форме, так как ощущение гармонии возникает благодаря простоте и повторяемости основного рисунка. Разнообразие достигается различной величиной формы. Так, круглую площадку для отдыха можно устроить в центре такого же круглого газона, не менее интересной может оказаться композиция площадок квадратной и прямоугольной формы.

Однако геометрические формы выполнят свою роль лишь в том случае, если они отчетливо просматриваются - в дорожках, живых изгородях, бордюрах, перголах, шпалерах, поверхности газона или пруда.

Композиция должна иметь эффектный центр. Им могут стать дерево с фигурной стрижкой, цветы в кадках или вазах, скульптура или фонтанчик. Подстриженные деревья и кустарники хороши и по углам клумб, и на концах дорожек, где они подчеркивают четкость геометрических форм.

Соотношения форм по фактуре.

Под фактурой понимается характер поверхности предметов. В ландшафтном дизайне учитывается фактура растительности - деревьев, кустарников, поверхности газона и цветников и материалов мощения, лестниц и ограждений.

Если речь идет о древесных растениях, то фактура рассматривается как составная часть, характеризующая строение кроны (вместе с силуэтом и структурой). При этом выделяют следующие типы:

  • грубая (дуб),
  • средняя (вяз, липа),
  • тонкая (ива, береза).

Соотношения форм по цвету.

Цвет является одним из важных средств художественной выразительности композиции. Следует учитывать сезонные и возрастные изменения цвета растений, общую цветовую гамму пейзажей, колорит цветников.

В весеннее, летнее и осеннее время окраска древесных растений слагается из цвета листьев, ветвей, стволов, цветков и плодов, а в зимнее, позднеосеннее и ранневесеннее время цветовой тон определяется окраской ветвей и стволов. В течение круглого года значительное место в колорите пейзажа занимают вечнозеленые растения: пихта, ель, сосна, можжевельник. В южных широтах используется широкий ассортимент вечнозеленых лиственных и хвойных.

Основным фоном для древесных и цветочных растений служат газоны, которые с апреля по сентябрь варьируют по оттенкам зеленого цвета: от теплых до холодных тонов.

Соотношения форм по положению в пространстве.

Здесь имеется в виду положение форм по отношению друг к другу и наблюдателю в трехмерном пространстве. Разнообразные формы мы размещаем в пространстве сада и получаем при этом три вида пространственной композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную.

Во фронтальной композиции, развернутой в ширину, как правило, не выражены два других измерения. Это своего рода плоскостная декорация. Объемная композиция имеет формы, ярко выраженные во всех трех измерениях. В глубинно-пространственных композициях природные формы организуются в глубокие перспективы, восприятие которых в значительной степени определяется законами линейной и воздушной перспективы - композиционных средств, присущих ландшафтной архитектуре, так же как и живописи.

ПЕРСПЕКТИВА

Перспективой называется зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя.

Законы перспективы были открыты мастерами Возрождения, разработавшими математически точную систему построения пространства. Леонардо да Винчи писал, что теория линейной перспективы разъясняет явления видимых форм, величины и цвета в зависимости от их положения в пространстве.

Различают перспективу линейную и воздушную .

И в природе, и на картине вы замечаете, как сходятся на горизонте уходящие от вас параллельные линии. При этом все вертикальные линии остаются вертикальными, уменьшаясь по величине, - чем дальше они от наблюдателя, тем меньше. Можно заметить и то, что невысокие растения на переднем плане могут казаться выше более высоких, расположенных вдали. Этот эффект носит название линейной перспективы.

Воздушная перспектива - это изменение яркости и четкости предметов, а также их цвета по мере удаления от точки наблюдения.

Пространственные изменения цвета называют также цветовой (колоритной) перспективой.

В отличие от живописи с ее условным изображением природы в ландшафтном искусстве глубина пространства - это реальность, и использование законов перспективы (уменьшение величины предметов с их отдалением, смягчение контраста света и тени, изменение насыщенности цвета и появление голубой дымки, окутывающей задний план пейзажа) помогает созданию необходимой иллюзии углубления или, наоборот, сокращения пространства.

Перспектива включает в себя точку обзора, тот объект или объекты, которые подлежат обозрению, и промежуточное поле. Все эти три компонента должны создавать единство и обычно задумываются как одно целое. Если некоторые компоненты уже существуют и их предполагается сохранить, то другие должны быть решены в соответствии с ними. Перспектива и связанные с ней функциональные зоны сада должны быть сходны. Если перспектива проектируется как продолжение пространства или функциональной зоны, следует позаботиться о взаимосвязи их характера и масштаба. Например, перспектива, открывающаяся с террасы сельского дома, вряд ли может иметь достойное завершение в виде элемента индустриального пейзажа. Для перспективы основным принципом является то, что ее завершение оправдывает ее начало, а начало оправдывает конец.

По существу, весь мир пронизан и переплетен красивыми перспективами, перспективами внутри самих перспектив - большими и малыми. Некоторые из них имеют глубину не более вытянутой руки. Прекрасные перспективы не обязательно должны быть искусственно задуманы - их просто необходимо найти и сделать видимыми с нужного места. Очень важно соответственно оформить каждый такой вид.

Перспектива - это настойчивый направляющий магнит для глаза. Перспектива может вызывать ощущение движения или покоя. Некоторые перспективы заведомо статичны. Они предназначены для обозрения с одной определенной позиции и видны во всей своей полноте только с этой точки. Другие раскрываются с нескольких точек при движении по саду.

Перспектива обрамляется тремя плоскостями - верхней, горизонтальной и вертикальной. Вертикальные плоскости - "стены" сада - могут создаваться подстриженной листвой кустарника, рядами деревьев, или забором. Плоскость или плоскости основания - "пол сада" - могут иметь наклон, могут быть ровными или устроенными в виде террас с травяной, водной, мощеной или другой поверхностью. Верхней плоскостью - "потолком" - служит в саду небо или полог листвы раскидистых деревьев.

Чтобы зрительно увеличить глубину пространства, когда размеры сада ограничены, можно сознательно создать систему промежуточных планов из растений (их называют кулисами), которые направляют взгляд к горизонту. Для увеличения глубины пейзажа размещают группы деревьев и кустарников так, чтобы по мере удаления от зрителя их размеры сокращались.

Обратная задача - оптическое сокращение пространства - обычно возникает на крупных по площади участках и в случаях, когда садовод хочет зрительно включить окружающий ландшафт в пространство своего участка. Для этого увеличивают количество кулис и последовательно расширяют обзор, раздвигая их в стороны.

Забор, особенно высокий и глухой, от которого на какое-то время вряд ли можно будет отказаться - серьезное препятствие к установлению прямого контакта между вашим садом и окружающей природой. Его можно замаскировать растениями.

Убрав или просто скрыв заметную ограду, мы добавим мы очарования саду. Эффекты воздушной перспективы строятся на законах восприятия цвета и эмоционального воздействия его па человека.

ЦВЕТ

В природе бесконечно и постоянно сменяется окраска растений, в общем колорите сада участвует и цвет поверхности земли: черный пар или газон, мощение дорожек и площадок, цвет неба. в том числе и отраженного в воде. И, конечно, цвет дома, сарая, садовой мебели.

Очень важно, чтобы в саду не создавалось впечатление излишней пестроты, хаоса красок.

Эмоционально цветовые сочетания воспринимаются в различных соотношениях. И строятся они по правилам цветовой гармонии - либо на основе контраста, либо как сочетание оттенков одного цвета.

Цвет воспринимается человеком разносторонне - не одним зрением, а с участием всех чувств, включая слух, осязание, обоняние и даже вкус. По степени возбуждения и характеру эмоционального воздействия цвета расположены в том же порядке, в каком они следуют в цветовом спектре. Соответственно они разделяются на теплые, или активные (красный, оранжевый, желтый), которые действуют возбуждающе, и холодные (синий, голубой, фиолетовый), которые действуют успокаивающе. Зеленый находится в середине спектра - это "цвет физического равновесия". Эмоциональная реакция на цвет обусловила появление определенных ассоциаций, а вместе с ними - символики цвета.

Р. Хен в книге "Азбука цветов" приводит следующие данные реакции человека на цвета и их символику, установленную на основании обобщения ряда научных наблюдений:

  • желтый цвет вызывает ощущение тепла, света, солнца, живости, веселья и легкости: зеленовато-желтый цвет действует как что-то слегка ядовитое, сернистое, жесткое (символика: жизнь, свет, радость, роскошь, брак, уважение к старости; ярко-желтый - зависть, своеволие, ненависть. лживость);
  • оранжевый - теплый, праздничный, прелестный, полный жизни, вызывающий радость, сильно действующий (символика: тепло, радость, солнце, власть, тщеславие);
  • красный - наиболее действенный и активный цвет, который трудно подавить другими; светлые оттенки красного действуют возбуждающе, наступательно, темные - серьезно, солидно (символика: жизнь, кровь, любовь, страсть, революция, огонь, праздничность);
  • фиолетовый - светлый, но также и мрачный, торжественно-роскошный, служит для связи других красок, при большой поверхности может оказывать негативное действие (символика: величие, достоинство, роскошь, великолепие, дружба);
  • синий - тихий, тяжелый, строгий, отдаляющий, холодный, но полный энергии; голубые тона действуют как ясные, чистые, почти оживленные (символика: бесконечность, даль, тоска, верность, доверие);
  • зеленый - связующий, успокаивающий, мирный, пассивный; светло-зеленый - оживленный, веселый; темно-зеленый - холодный, сдержанный, отступает на второй план рядом с желтым, оранжевым и красным, но оттеняет синий (символика: надежда, покой, мир, плодородие);
  • белый - нейтральный, сильно контрастирует со всеми темными окрасками, в пестрые сочетания вносит свет и оживление, увеличивает объемность (символика: невинность, целомудрие, чистота);
  • черный - нейтральный, уменьшает объемность, в качестве фона усиливает действие желтого и красного цветов (символика: траур, скорбь, серьезная торжественность).

Физиологическое, или терапевтическое, воздействие цветов (цветотерапия) привлекало и привлекает внимание ученых. В санаториях отдельные участки сада оформляют в серебристо-синих тонах, организуют так называемые "голубые сады", действующие успокаивающе на нервную систему человека. К примеру, с этой целью могут быть использованы такие растения, как ель колючая (форма голубая), ива белая, лох узколистный и серебристый, сцилла, мускари, незабудка, лобелия, василек, нигелла и многие другие растения.

Средневековые врачи, веря в магическую силу некоторых цветов, пытались лечить цветотерапией многие болезни. Такие методы частично сохранились и в наши дни. Французские психиатры лечат больных шизофренией, помещая их в комнаты со стенами, окрашенными в специально подобранные тона.

Более эффективной в наши дни признана пейзажетерапия - лечение серьезных нервных и психических заболеваний на природе с использованием специально созданных ландшафтными архитекторами и дизайнерами пейзажей - спокойных, грустных, веселых, создающих ощущение защищенности или, напротив, свободы, простора. При движении по такому саду происходит не только смена настроения и эмоций, медицинские датчики фиксируют положительные физиологические реакции организма: снижение кровяного давления, улучшение состава крови и др.

Все эти факты говорят о том, что разные цвета по-разному влияют на организм человека, и показывают, насколько велики возможности ландшафтного дизайна.

Все цвета разделяются на хроматические и ахроматические .

Хроматические цвета - это цвет спектра: красный, оранжевый, желтый, голубой, фиолетовый, пурпурный, синий, зеленый (резких цветовых градаций в спектре нет, и указанные цвета выделены условно).

Ахроматические - белый, черный и все оттенки серого. Они характеризуются лишь светлотой или ощущением яркости, которая определяется в процентах от яркости белого цвета.

Белый цвет, как контраст со всеми темными оттенками, вносит свет и оживление, создает эффект объемности в растительных композициях. Черный цвет, напротив, уменьшает объемность и усиливав действие теплых тонов - желтого и красного.

Цвет характеризуют три компонента: цветовой тон , насыщенность (чистота) цвета, светлота (яркость).

Насыщенность (чистота) зависит от степени "разбавления" спектрального цвета белым. Светлота (яркость) - это степень отличия этого цвета от ахроматического (белого), равного ему по светлоте.

В природе мы никогда не увидим чистых, насыщенных тонов. Есть, конечно, виды растений с насыщенным цветом, но чаще - с вялым, размытым.

Усилить ощущение насыщенности бледно-красного цвета растения можно, например, разместив его рядом с зеленым; желтого - включив в композицию фиолетовый. Методом подбора цветовых компонентов можно снизить насыщенность какого-либо цвета, разместив, например, рядом с ярко-синим растением красное. При сочетании нескольких цветов ощущение насыщенности каждого из них тоже уменьшается, тем больше, чем ближе цвета располагаются в цветовом круге. Любопытно, что все светлые тона кажутся легкими, все темные - тяжелыми. Насыщенный желтый цвет как бы приподнимает, он стремится вверх; особенно ощутимо это на темном фоне. Голубой цвет воспринимается тоже как легкий, парящий.

В специальных учебниках по цветоведению есть таблицы восприятия цветного рисунка на фоне, окрашенном в другой цвет. Это пример одновременного цветового контраста, который также учитывается в ландшафтном проектировании, особенно при составлении цветников.

Все теплые тона при дневном освещении производят впечатление близких. Это цвета переднего плана, зрительно приближающиеся к нам. Холодные цвета, напротив, отдаляются, их используют для передачи глубины пространства. Чистые и сочные тона в отдалении стушевываются в голубой дымке. Синие и голубые тона при этом не изменяют своего цвета, они даже несколько сгущаются при удалении.

На этом и основан прием размещения на дальнем плане холодных, сине-голубых оттенков. Такой же эффект удаления создаст размещение на заднем плане темнолиственных пород, синих и голубых пятен цветников.

Вообще цветовая палитра сада насчитывает около 130 оттенков. Общий же колорит пейзажей меняется не три раза в году, как считают многие, а не менее девяти раз:

  • 1-я фаза-ранняя весна (мартначало апреля), общий колорит парка серовато-черный;
  • 2-я фаза - весна (апрельначало мая), преобладают пурпурные, желто-зеленые тона слабой насыщенности и светлоты;
  • 3-я фаза - конец весны (май - начало июня), растения окрашиваются в нежные (средней светлоты) зеленые тона;
  • 4-я фаза - начало лета (июнь - июль), преобладают насыщенные зеленые тона;
  • 5-я фаза - конец и вторая половина лета (июль - август), характеризуется темно-зеленым колоритом;
  • 6-я фаза - осень (сентябрь - октябрь), преобладают желтые, красные тона разной насыщенности;
  • 7-я фаза - поздняя осень (ноябрь - декабрь), в это время насаждения имеют серовато-бурый (слабонасыщенный желтый колорит);
  • 8-я фаза - начало зимы (декабрь - январь) - слабонасыщенные, сине-фиолетовые, серые тона;
  • 9-я фаза - вторая половина зимы (февраль - март) с темно-серым колоритом.

С ранней весны до поздней осени вы можете наблюдать нюансную, па первый взгляд малозаметную среду общего колорита сада.

В весеннее, летнее и осеннее время окраска древесных растений слагается из цвета листьев, ветвей, ствола, цветков и плодов, а в зимнее, позднеосеннее и раннеосеннее время цветовой гон определяется окраской ветвей и стволов.

В создании колористики малого сада одинаково важны и общий подход к цвету, и продуманность, отточенность в деталях. Что имеется в виду? Важно помнить, что в общий колорит сада входит и окраска стен дома, ограждения сада, цвет мощения дорожек и площадок, садовой мебели. Красный кирпич, теплые тона деревянных конструкций, серые оттенки бетона - все эти цвета занимают в саду должное место.

Мы уже говорили о динамике в окраске растений. Не так просто учесть этот фактор относительно статичной окраски сооружений и мощения, но, выбирая цвет здания (или учитывая существующий), старайтесь "включиться" в цветовую гамму сада. Выбирайте цвета и оттенки, любимые вами, ласкающие ваш взгляд, и помните, что любой новый цвет, внесенный в колорит сада, изменяется в зависимости от окраски фона.

Важно научиться оценивать цвет предмета по отношению к цвету окружения и к общему фону. Это даст возможность построить композицию так, чтобы фон не оказывал отрицательного, раздражающего воздействия.

Нужно также учитывать, что в сумерках соотношения цветов меняются. Синий и зеленый цвета производят впечатление светлых, находящихся на переднем плане; красный и желтый - более отдаленных и глубоких. Заметим, что во многом эти эффекты зависят еще от загрязнения воздуха и насыщенности его водяными парами.

Сильнее всего "работают" цветовые контрасты. Например, при общем темном колорите здания растения подбирайте светлые, с желто-зелеными или серебристо-серыми оттенками листвы. Хорошим контрастом в данном случае будет и серый цвет мощения из бетона.

На фоне белого здания (штукатурка, неокрашенное дерево) эффектно смотрятся растения, имеющие темную листву, поглощающую часть отраженного света. Рядом с таким домом можно посадить барбарис, разбить цветник из красных цветов розы флорибунда, "выстелить ковер" из темно-зеленой стелющейся листвы барвинка. Около светлого здания должно быть темное, насыщенное по цвету мощение.

Если ваш дом построен из кирпича (теплые оттенки - красный, терракотовый), используйте холодные и нейтральные тона растений: сине-зеленый можжевельник, магонию с ее серо-зеленой листвой, сизо-серебристый лох.

Важна и окраска стен комнат домика, особенно откуда вы будете наблюдать свой сад. Садовый дизайн должен гармонировать с дизайном интерьера. Цветовой фон может дать и повторение общего тона зеленой окраски стен комнаты, и введение ярких контрастов.

Например, цвет обивки мебели может повторить гамму цветущих в саду растений. Так, серовато-зеленые оттенки листвы лоха или дерна пестролистного могут повториться в интерьере, в общем тоне обоев, но при этом нужно будет ввести цветовые акценты - яркие подушки на диване, занавески. Фиолетовой гамме обивки мебели в комнате будут вторить переливы цветущих флоксов; желтизне занавесок - отвечать золотистый всплеск цветков форзиции за окном.

Цвета ограды сада, покрытия дорожек и площадок должны включаться в общую цветовую гамму сада, а не разбивать ее, как это часто случается.

Представим себе, например, каким может быть цветовое соотношение дома и растений в случае, когда садовый домик, занимающий относительно большой объем и площадь сада, построен из дерева и окрашен в темные тона (коричневого цвета с белыми деталями - окна, двери, карниз) и имеет темно-коричневую крышу. На фоне стены эффектно будут выделяться светлая кора и зеленая листва небольшой группы берез. Дорожку к дому можно выложить из кирпича - ее подчеркнет рабатка из ромашек. Оформление дома завершит группа из нескольких кустов чубушника золотистолистного с его пахучими белыми цветами и постоянной нежно-желтой окраской листвы.

Совсем другим будет решение для садового домика, выполненного из силикатного кирпича или имеющего оштукатуренные белые стены. У входа можно посадить дерево с темной листвой - это может быть вишня или яблоня (в том числе красиво цветущая розовыми махровыми цветками яблоня Недзвецкого). Мощение из светлых бетонных плит станет фоном для низкой живой изгороди из стриженого кизильника блестящего с его темной листвой, которой вы подчеркнете цоколь здания. В тени кизильник примет на себя отраженный свет от стен. Кусочек газона перед домом может быть заменен прекрасным почвопокровным растением - барвинком. Его темная вечнозеленая листва ранней весной бывает украшена многочисленными розовыми или голубыми цветками. Можно посадить здесь можжевельник с темной хвоей либо куст парковых роз с нежно-карминной окраской цветков.

Китайская теория объемного цветового решения несколько отличается от привычной нам европейской. Согласно этой теории, человек так привык к цветовому решению природы, что питает отвращение к любому нарушению установленного порядка. Из этого следует, что при выборе цвета для любого архитектурного сооружения плоскость основания должна быть выдержана в тонах земли - в оттенках глины, камней, гравия, песка, лесного гумуса и мха. Синие и сине-зеленые тона воды, напоминающие ее изменчивую поверхность, применяются на плоскости основания или дорожек редко и только в тех местах, где проход нежелателен. Конструктивным элементам стен и крыши сообщаются цвета ствола и ветвей дерева - черный, коричневый, темно-серый, красный и охристый. Поверхности стен в глубине заимствуют свои оттенок от чащи бамбука, свисающих плетей глициний, струящегося солнечного света, сосновых сучьев и сплетающихся ветвей клена. Цвета потолка должны напоминать воздушность неба и меняться от глубокой лазурной синевы или водянисто-зеленого цвета до туманных облачно-белесых или мягких серых тонов.

Есть система, устанавливающая для любого сооружения один основной цвет. Все остальные цвета по отношению к основному будут его "сучьями, ветвями, листьями, цветами и плодами". При такой схеме можно ощутить связную органичную систему цвета, наподобие той, которой обладает дерево, горная местность, долина реки или любой элемент или объект природы.

В практике современного ландшафтного дизайна используют три основных правила цветовой гармонии , которые помогут вам составить композиции из растений:

  • любой цвет на фоне контрастного воспринимается более насыщенным, сочетание контрастных цветов позволяет повысить общую насыщенность рисунков;
  • при сочетании некоторых цветов уменьшается ощущение их насыщенности, причем тем больше, чем ближе цвета располагаются в цветовом круге;
  • контраст тем сильнее, чем больше различия в светлоте и насыщенности.

Контрасты могут быть цветовыми (сочетание разных тонов при равных яркостях) и яркостными (сочетание различных яркостей, равных по цветности).

Цвета, лежащие на диаметрально противоположных концах цветового круга, являются контрастными (синий - оранжевый, желтый - фиолетовый, голубой - красный, зеленый - пурпурный).

Вообще же цветовой контраст - это преувеличение фактической разницы между одновременными ощущениями. Одновременным контрастом широко пользуются на практике для усиления кажущейся насыщенности цветов, помещая их по соседству с контрастными.

Контрастные сочетания можно получить при увеличении числа дополнительных цветов, вводя на соответствующие места круга зелено-голубой и желто-зеленый.

Контрастировать с ними будут соответственно красный и фиолетовый.

К гармоничным (приятным глазу) цветовым сочетаниям относятся не только контрастные (красный и зеленый, оранжевый и синий, желтый и фиолетовый), но и нюансные сочетания, различаемые по светлоте в пределах одного определенного цвета (бледно-розовый - розовый - ярко-красный).

Если на хроматическом фоне поместить хроматический рисунок, то цвет рисунка как бы суммируется с контрастным фону цветом и воспринимается уже как новый.

Например, на красном фоне оранжевый цвет выглядит как желтый, желтый - зеленеет, а зеленый заметно голубеет. На ярко-зеленом фоне красный и синие цвета приобретают фиолетовый оттенок, желтый становится ближе к оранжевому.

Помимо гармоничных цветовых сочетаний существуют и дисгармоничные (негармоничные).

Негармоничные сочетания, например, красный и фиолетовый, синий и зеленый, красный и оранжевый, необходимо нейтрализовать ахроматическими цветами. Для этого на границе сочетания цветов вводят белый, серый, серебристый, редко - черный.

Статьи по теме: