Технология уплотнения щебеночных оснований и покрытий. Устройство черных щебеночных и гравийных оснований и покрытий. Технологическая карта устройства основания

Описание

1. Данный вид работ состоит в россыпи, разравнивании материала и уплотнении его с поливкой водой.

Материалы

2. Материалы, применяемые для устройства основания из щебня должны соответствовать следующим требованиям:

Щебень фр. 40-70см п.п. 7.47, 7.48 СНиП 2.05.02-85, ГОСТ 8267-93

Щебень фр. 20-40см п.п. 7.47, 7.48 СНиП 2.05.02-85, ГОСТ 8267-93

Щебень фр. 10-20см п.п. 7.47, 7.48 СНиП 2.05.02-85, ГОСТ 8267-93

Строительные требования

3. Устройство основания из щебня может быть начато после выполнения работ по устройству корыта под дорожную одежду и его приемки.

4. Основание из щебня должно устраиваться на ширину и толщину, принятую в ведомости, и в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03-85.

5. Щебень в момент укладки должен иметь влажность, близкую к оптимальной с отклонением не более 10%. При недостаточной влажности смесь следует увлажнять за 20-30 мин до начала уплотнения.

6. Слой щебня следует уплотнять в соответствии с требованиями п.7.5 СНиП 3.06.03-85. Ориентировочно количество проходов катков следует уменьшить на 30%.

Контроль качества работ

7. При устройстве слоя основания из щебня необходимо контролировать влажность, плотность и соответствие качества укладываемого материала требованиям ГОСТ 25607-2009.

8. При операционном контроле качества работ по устройству слоя основания следует контролировать: высотные отметки по оси дороги, ширину, толщину слоя неуплотненного материала по его оси, поперечный уклон, ровность (просвет под рейкой длиной 3 м на расстоянии 0,75-1,0м от каждой кромки покрытия (основания) в пяти контрольных точках, расположенных на расстоянии 0,5м от концов рейки и друг от друга).



9. Качество уплотнения основания должно удовлетворять требованиям п. 7.36 СНиП 3.06.03-85.

Приемка

10. Работа принимается при условии ее выполнения в полном объеме, в соответствии со СНиП 3.06.03-85 и Требованиями Заказчика к качеству и результатам работ. Работы принимаются только при условии их выполнения в соответствии с Ведомостью объемов работ и на основе общепринятых производственных и строительных допусков.

ПОДГРУНТОВКА ПОВЕРХНОСТЕЙ СЛОЕВ ПОКРЫТИЯ ВЯЖУЩИМ МАТЕРИАЛОМ

Описание

1. Данный вид работ состоит в обработке поверхности слоя битумной эмульсией до устройства нового слоя.

Материалы

2. Материалы должны соответствовать следующим документам:

Битумная эмульсия ГОСТ Р 52128-2003

Строительные требования

3. Оборудование. Для подгрунтовки должны быть использованы отечественные и зарубежные автогудронаторы по согласованию с Заказчиком.

4. Подготовка поверхности. Устройство подгрунтовки поверхности основания может быть начато после выполнения работ по устройству слоя основания и его приемки.

Перед нанесением подгрунтовки поверхность покрытия должна быть очищена от грязи, посторонних предметов, мусора и пыли.

5. Ограничения по погодным условиям. Подгрунтовка наносится на сухую, не промерзшую поверхность при температуре окружающего воздуха весной и летом не ниже +5°С, осенью – не ниже +10°С.

6. Нанесение битумных материалов. Обработку поверхности слоя основания необходимо производить в соответствии с п. 10.17 СНиП 3.06.03-85 за 1-6 часов до начала укладки нового слоя.

Регулировку высоты расположения распределительного узла, угла установки форсунок и давления насоса, а также проверку скорости продольной и поперечной додачи следует производить еженедельно. Во избежание образования натека и разбрызгивания следует предусматривать устройство защитного укрытия близлежащих поверхностей. Такие поверхности укрываются строительным картоном на достаточном расстоянии от места начала и конца нанесения битума с тем, чтобы подачу битума через форсунки распределительного узла можно было начинать и заканчивать вблизи защищенных картоном участков.

Битумный материал следует наносить равномерно с помощью распределительного узла, который перемещается при открытых форсунках рабочего элемента, с заданной скоростью подачи. Следует избегать нанесения избыточного объема битумного материала на стыках отдельных полос. При нанесении материала избыток его следует удалять с поверхности. Битумный материал должен быть нагрет до температуры, указанной в табл. 13 СНиП 3.06.03-85.

Покрытие, после нанесения материала, необходимо укладывать в течение 4-х часов. При устройстве подгрунтовки контролируется равномерность распределения эмульсии, температура и норма расхода.

В тех случаях, когда нет возможности наносить подгрунтовку с помощью распределителя, битумный материал должен наноситься вручную или иным принятым методом.

7. Норму расхода битумного материала для подгрунтовки следует принимать в соответствии с Ведомостью объема работ.

Приемка

8. Приемка слоя подгрунтовки производится и контролируется таким образом, чтобы обеспечить соответствие требованиям всего объема работ Ведомости. Работа принимается на основе общепринятых производственных и строительных допусков. При этом каждая партия поставляемого материала должна сопровождаться сертификатом качества и пройти приемочные испытания в лаборатории Подрядчика в соответствии с требованиями стандартов. Сертификаты качества материала и результаты испытаний предоставляются Заказчику. Необходимо требовать от изготовителя предоставления документации по системе испытаний и инспекции, а также Сертификата соответствия, определяющего, что материалы соответствуют требованиям.

При устройстве основания дорожного полотна особое значение придается двум главным вещам — материалам и уплотнительной технике. Если вспомнить основы ТОС (технология организации строительства дорог), который преподают для всех дорожно-строительных специальностей, то там говорится о ряде требований и рекомендаций, которые со временем либо игнорируются, либо просто забываются. Тем же, кто ищет пути строительства прочного и долговечного щебеночного покрытия, мы бы хотели дать пару заметок по этой теме.

Вся процедура уплотнения фракционного щебня на практике занимает 4 этапа.

На первом этапе работ осуществляют подготовку основания путем выравнивания и уплотнения грунта.

Для уплотнения земляного полотна используют следующую технику:

— если уплотняемая толщина слоя грунта составляет от 8 до 16 см, то рекомендуется использование гладковальцовых катков (без вибпроплиты);

— катки на пневмошинах применяют при любых типах грунтов, но рекомендуемая толщина слоя уплотнения должна составлять в данном случае от 30 до 40 см;

— в случае уплотнения скальных пород грунта используют решетчатые катки. Толщина уплотнения от 25 до 30 см;

— вибрационные катки чаще всего используются на песчаных дренирующих грунтах. Толщина уплотняемого слоя составляет от 40 до 60 см;

— когда речь заходит об уплотнении грунтов в стесненных условиях, а так же на болотах, рекомендуется использовать трамбующие машины. Эффективная толщина уплотняемого ими слоя составляет от 50 до 60 см.

На втором этапе устраивается прослойка щебня фракции 40-70мм из расчета 70% от общего объема слоя. Данный слой щебня разравнивается автогрейдером, или бульдозером в зависимости от длины захватки и уплотняется гладковальцовыми катками массой 6 – 8 тонн (от 8 до 10 проходов по следу).

На третьем этапе осуществляется вывозка и распределение мм из расчета 20% от общего объема. Далее происходит разравнивания слоя и уплотнение катками 8 – 10 т. (10 проходов по следу) с поливкой водой (расход – 5% от объема щебня).

На четвертом этапе завозится каменная мелочь фр 3/5-10 мм из расчет около 10 % от общего объема. Данный щебень разравнивается и уплотняется тяжелыми катками массой 10-15 тонн (15-20 проходов по следу) с поливкой водой (расход см. выше).

Подобная схема уплотнения обеспечивает высокую прочность конструкции. Качество уплотненного слоя оценивают по следующим признакам:

— отсутствие следа после прохода катка;

— щебенка брошенная под задний валец раздавливается;

— при выдергивании щебенки ломом «по типу рычага» должно подниматься покрытие в радиусе полуметра.

В ходе устройства щебеночного покрытия из фракционного щебня возможны следующие дефекты:

— образование волны (причины – слабое основание, большой вес катка, высокая скорость движения катка);

— перекат (образуется из-за лишнего количества проходов по следу);

— «мертвые поля» (образуются из-за проникания песка в слой щебня).

Любосмысл задаёт вопрос:

Какова технология строительства дороги из щебня? У нас в поселке нет дороги, а муниципальные власти, похоже, заниматься этим не собираются. Из-за этого у меня серьезное строительство никак не начнется. И нужен-то небольшой участок - в полкилометра. Хотелось бы знать, как строится такая дорога.

Эксперт отвечает:

Технология строительства дорог из щебня мало отличается от любого другого дорожного строительства. Практически все то же самое, но заканчивается на этапе укладки щебня, а не дорожного полотна. 7 основных этапов:

  1. Срезается бульдозером верхний плодородный слой почвы (обычно в пределах 30 см). Основание уплотняется грунтовым катком. В итоге получается место под дальнейшее строительство.
  2. Дно выкладывается геотекстилем. В дальнейшем он кладется между всеми слоями строящейся дороги.
  3. Создается песчаная подушка 20-40 см. Иногда обходятся и без нее, но она весьма полезна для улучшения дренажных свойств. Песок уплотняется катком.
  4. Выкладывается слой (10-20 см) крупного щебня (зерна 40-70 мм). Он тоже уплотняется катком. Сверху желательно проложить геотекстиль или дорожную сетку. Можно использовать вторичный материал: обломки бетона или битый кирпич.
  5. Выкладывается второй слой щебня более мелкой фракции (20-40 мм) той же толщины. Он тщательно уплотняется катком — не менее 6 раз по одному месту, при этом желательно использовать каток не менее 6 т с вибратором. Необходимо поливать дорогу после каждого прохода катка.
  6. Проводится грейдирование, то есть выравнивание поверхности в соответствии с заданными параметрами. Обычно дороги такого типа делаются двускатными, с небольшим понижением к обочинам. Вдоль дороги должны быть положены дренажные канавы.
  7. Поверх основания делается расклинцовка: кладется тонкая прослойка мелкого щебня (5-20 мм) и тоже тщательно укатывается.

Дорога готова.

Следует обратить внимание на несколько моментов. Несмотря на популярность термоскрепленного геотекстиля, рациональнее использовать иглопробивной. Он в значительно меньшей степени мешает дренажу, а прочность дороге придается все равно не геотекстилем, так что различия по механическим свойствам не имеют существенного значения. Термоскрепленный геотекстиль хорош в двух случаях: на песчаных или каменистых и т.п. почвах, где нет мелкодисперсных частиц, быстро забивающих его структуру, и для укрепления откосов путем заворачивания в него слоев почвы.

Можно при желании обойтись одним слоем щебня 20-40 мм, даже без песка. Это скажется на качестве и долговечности дороги, но если вам нужна просто времянка на один сезон, то можно обойтись и без всех перечисленных сложностей.

Щебеночные покрытия строят двумя способами: заклинки и плотных смесей. Способ заклинки заключается в создании прочного каркаса из однородного по крупности щебня и придания ему устойчивости путем заполнения на поверхности пустот между крупными остроугольными и мелкими щебенками. Способ плотных смесей заключается в создании покрытия из плотных смесей разнозернистых материалов, для чего применяют рядовой щебень.
Щебеночному покрытию на прямых участках придают поперечный уклон 30%o (обочинам 50%o). Наибольшая толщина слоя щебня (в плотном теле), который можно уплотнять катками, колеблется в пределах 0,16...0,2 м, виброкатками и виброплитами можно уплотнять слой до 0,25...0,3 м.
Перед устройством щебеночного покрытия должны быть построены и приняты основания и сооружения, отводящие воду из корыта. Затем производят высотную разбивку с учетом коэффициента уплотнения щебеночного материала.
Рекомендуется следующая технологическая последовательность работ по устройству щебеночного покрытия : подвозка песка для подстилающего слоя; разравнивание песка по ширине земляного полотна; уплотнение песчаного слоя катками; вывозка щебня на насыпной слой; разравнивание щебня; уплотнение щебня нижнего слоя; вывозка щебня на верхний слой для устройства покрытия; разравнивание щебня при устройстве верхнего слоя; нывозка добавок (высевок); разравнивание и профилирование покрытия под шаблон; уплотнение покрытия до требуемой плотности.
В настоящее время распределение щебня , как правило, выполняют навесными, прицепными пли самоходными распределителями. Самоходные распределители обычно имеют оборудование для предварительного уплотнения, что уменьшает затраты труда на уплотнение катками. Прицепные требуют значительного тягового усилии, а навесные применяются для распределения мелкого щебня (щебенки размером не больше 40 мм). При отсутствии распределителя разравнивание щебня можно производить автогрейдером за У...11 проходов, или бульдозером «от себя». Нижний слой покрытия уплотняют в два периода, верхний - в три.
Первый период - первоначальная обжимка щебня легкими катками массой 5...6 т, при которой происходит перемещение отдельных щебенок. Число проходов катка по одному следу 7... 15. Поливка водой проводится через три-четыре прохода. Конец первого периода характеризуется тем, что прекращается перемещение щебенок, перед катком не образуется волны и на глаз не заметно следа от прохода легкого катка.
Во втором периоде происходит основное уплотнение щебеночного слоя. При этом щебенки сближаются, а зазоры между ними частично заполняются обломочным материалом. Для уменьшения трения между щебенками уплотняемый слой поливают водой из поливочно-моечных машин. Масса катков в этом периоде - 10 ... 12 т, число проходов по одному следу - 25...35. Конец второго периода определяется по отсутствию следа и прекращению волны от прохода катка, а также тем, что щебенка размером не менее 4 см, брошенная под валец катка, раздавливается, а не вдавливается в покрытие.
В третьем периоде укатки происходит формирование верхней корки покрытия. Для этого по покрытию рассыпают клинец крупностью 10...20 мм из расчета 1,5...2 м 3 на 100 м 2 покрытия, затем каменную мелочь крупностью 5...10 мм из расчета 0,5... 1 мв на 100 м 2 покрытия.
Для распределения мелких фракций применяют самоходный или навесной распределитель, а для вметания их в поры - механические щетки, в некоторых случаях метлы. После вметания па поверхности покрытия мелких фракций не должно быть. После каждой россыпи покрытие уплотняют тяжелым катком массой 10...15 т с усиленной поливкой. Число проходов катка в третьем периоде 10...15.
При укатке нижнего слоя при первых проходах палец катка должен находиться в 5...7 см от кромки проезжем части, чтобы не задеть и не обрушить земляные стенки обочин, а при укатке верхнего слоя каток но время первых проходов должен захватывать обочину на 1/3 ширины вальца.
Конец третьего периода укатки характеризуется ровностью и однообразием поверхности покрытии; тяжелый каток не оставляет на поверхности покрытия заметного на глаз следа, а щебенка, брошенная под каток, прокалывается в отдельных местах, но не разрывается.
Во всех трех периодах укатку следует вести от краев к середине, общий расход воды составляет 20...50 л/м 2 . При рыхлом грунте обочин, чтобы щебень при укатке не раскатывался по ширине, по кромкам проезжей части устанавливают упоры из досок.
После устройства щебеночного покрытия и его приемки покрытие засыпают сухими высевками (размер частиц до 5 мм) или крупнозернистым песком и укатывают несколькими проходами катка, чтобы мелкие поры не забивались грязью, а были заполнены мелким каменным материалом.
В первые 2...3 недели необходимо регулировать движение автомобилей по ширине покрытия, поливать его водой или раствором хлористого кальция.
Как и при устройстве гравийных покрытий, технологический процесс устройства щебеночных покрытий разбивается им две захватки: первая - для вывозки и распределения щебня, вторая - для его уплотнения.

Во избежание загрязнения щебеночное основание должно быть уплотнено в течение суток. Щебень уплотняют катками ДУ-49А, ДУ-65 и ДУ-52. Уплотнение начинают с обочин и постепенно перемещаются к оси дороги с перекрытием предыдущей укатанной полосы на 1/3 ширины катка, не менее чем за 30 проходов по одному следу. Первые проходы каток делает со скоростью 1.5-2 км/ч, в конце уплотнения скорость может быть повышена до максимальной. Количество проходов 3-4 на каждой полосе по мере приближения к середине автодороги уменьшается до одного. Достигнув середины каток возвращается к обочине и уплотнение повторяют в том же порядке. Поливку щебня начинают после трех проходов катка и ведут ее перед катком. Норма разлива 15-20 л/м 2 . Признаком достаточного увлажнения служит влажное состояние нижней грани щебня, лежащей на поверхности основания. При трудноуплотняющемся щебне слой перед расклинцовкой обрабатывают органическим вяжущим (2.5 л/м 2). Уплотнение закончено, если перед вальцем нет волны и не остается следа, а щебень не вдавливается в уплотняемый слой. При устройстве верхнего слоя основания распределение и уплотнение щебня ведут в том же порядке, что и при нижнем слое. При первых 3-4 проходах задний валец катка на 1/2 своей ширины должен покрывать обочину. Длина сменной захватки определятся производительностью катков.

Устройство асфальтобетонного покрытия

Асфальтобетонная сместь должна удовлетворять требованиям ГОСТ 9128-97, температура смеси при укладке должна быть для зернистых смесей 120-160 0 С, для песчаных 100-130 0 С, укладку ведут приt о.с. > 5 0 С весной и > 10 0 С осенью. Перед укладкой смеси (1-6 ч) необходимо обработать поверхность битумом. Укладка асфальтобетонной смеси производится асфальтоукладчиком ДС-1 с трамбующим брусом и виброплитой. Скорость укладки 2-3 м/мин. Уплотнение смеси начинают сразу же после ее укладки с начала гладковальцевым катком массой 10-13 т, катком на пневмошинах массой 16 т или вибрационным ДУ-50 массой 6-8 т за 3 прохода по одному следу. Затем гладковальцевым катком ДУ-49А, ДУ-65 массой 11-18 т за 18 проходов по одному следу. Скорость катков вначале укатки не должна превышать: гладковальцевых – 5 км/ч; вибрационных –3 км/ч; на пневмошинах – 10 км/ч.

При первом проходе гладковальцевого катка ведущие вальцы должны быть впереди. При укладке асфальтобетонной смеси разогрев кромок уплотненной полосы производят с помощью инфракрасных излучателей, а при их отсутствии разогревают кромки путем укладки на полосу горячей смеси шириной 10-12 см. После разогрева кромки смесь сдвигают на укладываемую полосу до ее уплотнения. При укладке сопряженными полосами в процессе уплотнения одной полосы вальцы катка не должны приближаться более, чем на 10 см к кромке сопряжения. Уплотнение следующей полосы надо начинать по продольному сопряжению. Поперечные сопряжения полос должны быть перпендикулярны оси дороги. Длина одиночной полосы укладки должна соответствовать табл. 5 с учетом погодных условий. Коэффициенты уплотнения слоев дорожной одежды должны быть не ниже: 0.99 – для плотного асфальтобетона из горячих смесей типов А и Б; 0.98 – для плотного асфальтобетона из горячих смесей типов В, Г, Д, пористого и высокопористого асфальтобетона; 0.96 – для асфальтобетона из холодных смесей.

Таблица 11

Устройство дополнительных слоев из песка.

Допускаемые отклонения

Таблица 12

Устройство щебеночных оснований.

Допускаемые отклонения

Таблица 13

Устройство асфальтобетонных покрытий.

Допускаемые отклонения

Таблица 14

Операционный контроль ППС

Операции

Состав

контроля

Кто контролирует

Способ

контроля

Время

контроля

Скрытые

работы

Подготовительные работы

Высотные отметки дна корыта, его уклоны, ровность и плотность

геодезист,

лаборатория

Нивелир, шаблон, мерная лента, лаборатория

До вывоза материалов слоя

лаборатория

Нивелир, шаблон, мерная лента, шпилька, лаборатория

До уплотнения

Уплотнение слоя

Послойность уплотнения, поперечный профиль, ровность поверхности, плотность, схема укатки, влажность, толщина уплотняемого слоя

лаборатория

Нивелир, рейка, шаблон, мерная лента, лаборатория

При уплотнении

Трубчатый дренаж

Положение в плане, вертикальные отметки, уклоны, чистота выхода дренажа

геодезист

Теодолит, нивелир, шаблон, визуально

В процессе работы

Таблица 15

Операционный контроль щебеночного основания

Операции

Состав

контроля

Кто контролирует

Способ

контроля

Время

контроля

Скрытые

работы

Подготовительные работы

Высотные отметки нижележащего слоя, поперечные уклоны, ровность, плотность и ширина

геодезист,

лаборатория

Нивелир, шаблон, мерная лента, плотномер

До вывоза материалов слоя

Вывоз и распределение материалов

Качество материалов, правильность планировки, поперечные уклоны, толщина слоя до уплотнения, ширина, влажность

лаборатория

Нивелир, шаблон, мерная лента, линейка, лаборатория

До уплотнения

Уплотнение слоя

Послойность упл. поперечных уклонов, ровность поверхности, плотность, влажность, толщина после уплотнения, схема укатки

лаборатория

Нивелир, шаблон, линейка, лаборатория

При укатке

Таблица 16

Операционный контроль асфальтобетонного покрытия

Операции

Состав

контроля

Кто контролирует

Способ

контроля

Время

контроля

Скрытые

работы

Подготовка основания

Очистка от пыли и грязи, заделка выбоин, разравнивание, подгрунтовка, разбивочные работы, установка упорных брусьев, влажность основания

Визуально

Перед укладкой слоя

Доставка смеси, выгрузка, распределение

Температура смеси, ровность, равномерность распределения толщины с учетом коэффициента уплотнения

Термометр, рейка, мерный щуп

В процессе укладки

Уплотнение материала

Режим укатки, уклоны, ровность, тщательность устройства сопряжений, шероховатость

Визуально, шаблон, рейка, контрольный проход катка

В процессе укатки

Статьи по теме: