Технологическая карта гибка металла техника безопасности. Современный транспорт. Инструменты, приспособления и материалы, применяемые

· осторожно обходиться с заготовками, поскольку листовой металл и проволока имеет острые кромки;

· работать только исправным инструментом (правильно насаженные молотки: ручки молотков должны быть без трещин с надежно закрепленными на них бойками; не иметь отколов на молотках);

· боек молотка должен иметь гладкую, полированную, слегка выпуклую поверхность;

· для предохранения рук от ударов и вибраций металла работать обязательно в рукавицах, так как заусенцы и острые кромки заготовок могут поранить руки;

· заготовку на плите или наковальне удерживать прочно;

· надежно крепить обрабатываемые заготовки;

· при правке полосы или прутки должны касаться не менее чем в двух точках;

· держать руку, которая удерживает заготовку, по возможности дальше от места удара молотком или киянкой;

· не стоять за спиной товарища, когда он работает;

ВЫВОД

И напоследок «успевает тот, кто никуда не торопится». Именно этой поговорки следует придерживаться, когда вы занимаетесь правкой металла. Перед началом работы нужно уточнить цель этой самой работы, затем отобрать все необходимые инструменты и приспособления, которые пригодятся вам в процессе работы.

Все ваши инструменты должны содержаться в полном порядке, а главное – в полной исправности.

Порядок превыше всего!

Студент должен знать: назначение и способы выполнения правки металла; придание металлу заданной формы; инструменты и приспособления; техническое оснащение; организацию и правила содержания рабочего места; основы промышленной санитарии.

Студент должен уметь: в правильной последовательности править полосовую, квадратную, листовую, круглую и угловую сталь; правильно организовывать рабочее место; устранять дефекты, возникающие при правке металла.

Контрольные вопросы:

1. Для чего предназначена правка металла?

3. Почему при правке мягких материалов и тонких листов рекомендуется использовать прокладки?

4. В какой последовательности правят стальные прутки и полосы?

5. Какие инструменты и приспособления применяются при правке металла?

6. В каких случаях необходимо применять способ правки растяжением?

7. Сколько точек должно касаться правильной плиты при правке полосового металла?

Тема по программе: "Обработка металла”.
Тема урока: "Гибка металла”.
Тип урока: изучение трудовых приемов и операций.

Учебные цели урока:
Обучающая – ознакомить учащихся с приемами гибки металла. Научить учащихся правильным приемам гибки листового металла и проволоки в тисках с помощью различных приспособлений, соблюдению требований безопасности труда.

Развивающая – развивать самостоятельность путем нахождения неисправностей на чертежах, развивать умения в оперативности мышления, находить пути совершенствования своего труда. Развивать навыки производительного труда, разбираться в практических ситуациях и самостоятельно осуществлять найденные решения.

Воспитательная – формировать у учащихся стремление к постоянному развитию профессиональных способностей и мастерства, стремление к самоконтролю. Формировать самостоятельность и уверенность в своих силах. Развивать интерес к профессии. Воспитывать у учащихся бережное отношение к слесарному инструменту.

Материально-техническое оснащение урока: металлическая заготовка, разметочный инструмент, слесарные молотки, тиски, круглогубцы, кусок трубы, измерительные приборы, эталоны изделий, плакат "Гибка металла”, инструкционно-технологические карты, таблица критериев оценки.

Место проведения: слесарная мастерская.

Ход урока
I. Организационная часть (5 минут)
Рапорт старосты о наличии уч-ся. Проверка рабочей одежды и внешнего вида уч-ся.
II. Вводный инструктаж (45 минут)
1. Сообщение темы и цели урока.
2. Актуализация прежних знаний
а) учащиеся (4, 5 чел.) получают карточки с вопросами, на которые должны ответить за 15 минут.
б) учащиеся по схемам и макетам отвечают на следующие вопросы:
1. Как правильно пройти на свое рабочее место?
2. Какие правила ТБ необходимо соблюдать на рабочем месте?
3. Как правильно подготовить рабочее место к работе?
4. Когда необходимо применять правку металла и что это такое?
5. Какой инструмент необходим для правки металла?
6. Как правят металл в горячем состоянии?
7. Как правят металлические листы?
3. Формирование новых понятий и способов действий:
3.1. Рассказать о значении данной работы для освоения профессии.
3.2. Рассмотреть новый материал и составить конспект:
Гибка металла – это придача новой формы заготовке (или ее части) механическим или ручным способом с помощью специальных приспособлений.
Для ручной гибки металла используют слесарный молоток, деревянный молоток (киянка), плоскогубцы или круглогубцы и различные металлические оправки.
Тонкую проволоку изгибают круглогубцами, проволоку большего диаметра – в струбцине или на соответствующей оправке. Арматурную сталь изгибают с помощью трубы, надетой на конец стержня. Гибку тонколистового металла и проволоки выполняют в тисках по уровню губок или с применением специальных приспособлений – оправок. Чтобы не помять заготовку, на губки надевают накладные угольники из более мягкого металла. Гибку выполняют деревянным молотком (киянкой) или слесарным молотком, но удары наносят не по заготовке, а по деревянной колодочке, она оттягивает металл, не оставляя на нем вмятин. Заготовку закрепляют так, чтобы линия сгиба была на уровне уголков, губок тисков или ребра оправки. Легкими ударами киянки или молотка сначала отгибают край заготовки, а затем – всю намеченную область.
При гибке заготовок большой длины используется металлическая полоса или деревянный брусок. Длинные листы следует гнуть на гибочной машине.
Трубы при изгибании деформируются и сплющиваются, поэтому перед изгибанием их заполняют сухим песком, а концы уплотняют деревянными пробками. Затем трубу нагревают над огнем и осторожно, постепенно изгибают на оправке. В трубу также можно вставить толстую стальную спираль. После охлаждения и контроля высыпают песок или извлекают спираль.
Обычно заводы выпускают проволоку в рулонах. Заготовки нужной длины отрезают кусачками. Отрезанный кусок проволоки перед обработкой необходимо выпрямить. Чтобы придать заготовке из проволоки нужную форму, ее подвергают гибке. Гибку проволоки выполняют с помощью плоскогубцев и круглогубцев. Плоскогубцами зажимают и сгибают проволоку под нужным углом. Детали сложной формы получают с помощью круглогубцев. Для изготовления изделий в форме колец применяют цилиндрические оправки.
Техника безопасности при гибке металла. При гибке металла в холодном и горячем состоянии, чтобы избежать ушибов и ранений, необходимо прочно укреплять металл и трубы на станках; следить за исправностью ограждений, электрооборудования, проводов, пусковых устройств и защитного заземления.

Техника безопасности при ручной гибке:
При работе надежно закрепите заготовку с оправкой в тисках.
Работать можно только исправным инструментом.
При отрезании заготовки нельзя подносить проволоку близко к лицу.
Нельзя держать левую руку близко к месту сгиба заготовки.
На руке, удерживающей заготовку, должна быть надета рукавица.
Не стойте за спиной работающего и не работайте, если кто-то стоит за вами
3.3. Разобрать рабочие чертежи и схемы. Технические требования.
3.4. Разобрать технологическую последовательность выполнения работы в соответствии с заданием (таблица №1).
3.5. Рассмотреть применяемые инструменты, приборы и приспособления.
3.6. Показать приемы работы.
3.7. Предупредить о возможных ошибках при выполнении работы (таблица №2).
3.8. Обратить внимание на приемы самоконтроля.
3.9. Разобрать вопросы рациональной организации рабочего места.
3.10.Провести инструктаж по правилам техники безопасности и обратить внимание учащихся на опасные приемы работ.
3.11. Сообщить учащимся критерии оценок.

4. Закрепление материала вводного инструктажа:
Показать правильную организацию рабочего места
Воспроизвести правильные приемы при гибке металла.
Как правильно гнуть проволоку?
Как правильно гнуть листовой металл?
Для чего необходима последовательность при выполнении работы.
Как проверить правильность выполнения работ.
Предложить нескольким учащимся повторить рабочие приемы перед группой; убедиться в понимании.
Показать типичные ошибки при гибке металла.

III. Упражнение учащихся и текущее инструктирование
1. Распределение уч-ся по рабочим местам.
2. Выдача практических заданий.
3. Выдача уч-ся технологической документации соответствующей практическому заданию.

4. Самостоятельная работа уч-ся под руководством мастера п/о.
5. Целевой обход рабочих мест уч-ся.
6. Текущее инструктирование:
Обход рабочих мест учащихся с целью проверки:
а) соблюдения последовательности технологического процесса;
б) правильного использования инструмента и оборудования;
в) организации рабочего места;
г) соблюдения учащимся правил безлопастного труда;
д) качества выполнения работы.

IV. Заключительный инструктаж (10 мин.)
1. Подведение итогов урока с анализом:
o выполнения планового задания,
o соблюдения технологии и техники безопасности.
2. Провести оценку качества работы уч-ся.
3. Указать на ошибки, допущенные в процессе урока.
4. Уборка и сдача рабочих мест.
5. Рефлексия:
o Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные на уроке?
o Ты помогал другим или тебе помогали?
o Что вызвало наибольшие затруднения?

6. Домашнее задание: по учебнику повторить:
1. Правила и способы выполнения работ при гибке металла.
2. Прочитать материал об инструментах, применяемых при гибке металла.


К атегория:

Гибка и правка металла

Виды брака при правке и гибке металлов и правила техники безопасности

Виды брака. Основными видами брака при правке металла являются забоины на обработанных поверхностях от ребра молотка и вмятины - следы от бойка молотка, имеющего неправильную и негладкую поверхность. Эти дефекты обычно являются следствием неумения правильно наносить молотком удары или результатом применения молотка, на бойке которого имеются выщербины и забоины.

При гибке металла брак получается из-за неправильных размеров согнутых заготовок, косого загиба и повреждения обработанных поверхностей. Причинами этих видов брака являются: неправильная разметка мест гибки, небрежный зажим заготовки в тисках (выше или ниже разметочной риски), нанесение слишком сильных ударов, применение неправильных по размеру оправок.

При навивке пружин брак может получиться вследствие неправильного выбора диаметра проволоки, оправки, внутреннего или наружного диаметра пружины, длины пружины и количества витков. При внимательном и серьезном отношении к работе избежать брака нетрудно.

Техника безопасности. В целях обеспечения безопасности при правке заготовок на листоправильных машинах необходимо в первую очередь проверить состояние заземления и исправность ограждающих устройств. Пусковые и выключающие устройства проверяются неоднократным пуском машины вхолостую и выключением ее.

При правке заготовок, имеющих вырезы (окна), подавать заготовку нужно за край, а не за вырезы, так как вместе с деталью на валки могут быть затянуты руки. Чтобы не поранить рук во время правки, нужно пользоваться брезентовыми рукавицами.

При работе на гибочных станках с ручным приводом следует проверить состояние гибочных линеек, траверс и винтового прижима. Запрещается гнуть металл, толщина которого больше, чем указано в паспорте станка.

При работе на гибочных прессах и профилегибочных гтанках в первую очередь нужно ознакомиться с инструкциями по технике безопасности, проверить состояние заземления, ограждений, пусковых и выключающих устройств правильность установки штампов и роликов.

При правке и гибке нужно работать молотком, хорошо насаженным на ручку. Бойки молотков не должны иметь трещин, забоин и заусенцев. Необходимо систематически проверять насадку молотка на ручку.


Тема урока: “Гибка металла”.

Тип урока: изучение трудовых приемов и операций.

Учебные цели урока:

Обучающая – ознакомить учащихся с приемами гибки металла. Научить учащихся правильным приемам гибки листового металла и проволоки в тисках с помощью различных приспособлений, соблюдению требований безопасности труда.

Развивающая – развивать самостоятельность путем нахождения неисправностей на чертежах, развивать умения в оперативности мышления, находить пути совершенствования своего труда. Развивать навыки производительного труда, разбираться в практических ситуациях и самостоятельно осуществлять найденные решения.

Воспитательная – формировать у учащихся стремление к постоянному развитию профессиональных способностей и мастерства, стремление к самоконтролю. Формировать самостоятельность и уверенность в своих силах. Развивать интерес к профессии. Воспитывать у учащихся бережное отношение к слесарному инструменту.

Материально-техническое оснащение урока: металлическая заготовка, разметочный инструмент, слесарные молотки, тиски, круглогубцы, кусок трубы, измерительные приборы, эталоны изделий, плакат “Гибка металла”, инструкционно-технологические карты, таблица критериев оценки.

Место проведения: слесарная мастерская.

Ход урока

I. Организационная часть (5 минут)

Рапорт старосты о наличии уч-ся. Проверка рабочей одежды и внешнего вида уч-ся.

II. Вводный инструктаж (45 минут)

    Сообщение темы и цели урока.

    Актуализация прежних знаний

а) учащиеся (4, 5 чел.) получают карточки с вопросами, на которые должны ответить за 15 минут.

б) учащиеся по схемам и макетам отвечают на следующие вопросы:

    Как правильно пройти на свое рабочее место?

    Какие правила ТБ необходимо соблюдать на рабочем месте?

    Как правильно подготовить рабочее место к работе?

    Когда необходимо применять правку металла и что это такое?

    Какой инструмент необходим для правки металла?

    Как правят металл в горячем состоянии?

    Как правят металлические листы?

3. Формирование новых понятий и способов действий:

3.1. Рассказать о значении данной работы для освоения профессии.

3.2. Рассмотреть новый материал и составить конспект:

Гибка металла – это придача новой формы заготовке (или ее части) механическим или ручным способом с помощью специальных приспособлений.

Для ручной гибки металла используют слесарный молоток, деревянный молоток (киянка), плоскогубцы или круглогубцы и различные металлические оправки.

Тонкую проволоку изгибают круглогубцами, проволоку большего диаметра – в струбцине или на соответствующей оправке. Арматурную сталь изгибают с помощью трубы, надетой на конец стержня. Гибку тонколистового металла и проволоки выполняют в тисках по уровню губок или с применением специальных приспособлений – оправок. Чтобы не помять заготовку, на губки надевают накладные угольники из более мягкого металла. Гибку выполняют деревянным молотком (киянкой) или слесарным молотком, но удары наносят не по заготовке, а по деревянной колодочке, она оттягивает металл, не оставляя на нем вмятин. Заготовку закрепляют так, чтобы линия сгиба была на уровне уголков, губок тисков или ребра оправки. Легкими ударами киянки или молотка сначала отгибают край заготовки, а затем – всю намеченную область.

При гибке заготовок большой длины используется металлическая полоса или деревянный брусок. Длинные листы следует гнуть на гибочной машине.

Трубы при изгибании деформируются и сплющиваются, поэтому перед изгибанием их заполняют сухим песком, а концы уплотняют деревянными пробками. Затем трубу нагревают над огнем и осторожно, постепенно изгибают на оправке. В трубу также можно вставить толстую стальную спираль. После охлаждения и контроля высыпают песок или извлекают спираль.

Обычно заводы выпускают проволоку в рулонах. Заготовки нужной длины отрезают кусачками. Отрезанный кусок проволоки перед обработкой необходимо выпрямить. Чтобы придать заготовке из проволоки нужную форму, ее подвергают гибке. Гибку проволоки выполняют с помощью плоскогубцев и круглогубцев. Плоскогубцами зажимают и сгибают проволоку под нужным углом. Детали сложной формы получают с помощью круглогубцев. Для изготовления изделий в форме колец применяют цилиндрические оправки.

Техника безопасности при гибке металла. При гибке металла в холодном и горячем состоянии, чтобы избежать ушибов и ранений, необходимо прочно укреплять металл и трубы на станках; следить за исправностью ограждений, электрооборудования, проводов, пусковых устройств и защитного заземления.

Техника безопасности при ручной гибке:

    При работе надежно закрепите заготовку с оправкой в тисках.

    Работать можно только исправным инструментом.

    При отрезании заготовки нельзя подносить проволоку близко к лицу.

    Нельзя держать левую руку близко к месту сгиба заготовки.

    На руке, удерживающей заготовку, должна быть надета рукавица.

    Не стойте за спиной работающего и не работайте, если кто-то стоит за вами

3.3. Разобрать рабочие чертежи и схемы. Технические требования.

3.4. Разобрать технологическую последовательность выполнения работы в соответствии с заданием (таблица №1).

3.5. Рассмотреть применяемые инструменты, приборы и приспособления.

3.6. Показать приемы работы.

3.7. Предупредить о возможных ошибках при выполнении работы (таблица №2).

3.8. Обратить внимание на приемы самоконтроля.

3.9. Разобрать вопросы рациональной организации рабочего места.

3.10.Провести инструктаж по правилам техники безопасности и обратить внимание учащихся на опасные приемы работ.

3.11. Сообщить учащимся критерии оценок.

4. Закрепление материала вводного инструктажа:

    Показать правильную организацию рабочего места

    Воспроизвести правильные приемы при гибке металла.

    Как правильно гнуть проволоку?

    Как правильно гнуть листовой металл?

    Для чего необходима последовательность при выполнении работы.

    Как проверить правильность выполнения работ.

    Предложить нескольким учащимся повторить рабочие приемы перед группой; убедиться в понимании.

    Показать типичные ошибки при гибке металла.

III. Упражнение учащихся и текущее инструктирование (5 часов)

    Распределение уч-ся по рабочим местам.

    Выдача практических заданий.

    Выдача уч-ся технологической документации соответствующей практическому заданию.

4. Самостоятельная работа уч-ся под руководством мастера п/о.

5. Целевой обход рабочих мест уч-ся.

6. Текущее инструктирование:

Обход рабочих мест учащихся с целью проверки:

а) соблюдения последовательности технологического процесса;

б) правильного использования инструмента и оборудования;

в) организации рабочего места;

г) соблюдения учащимся правил безлопастного труда;

д) качества выполнения работы.

IV. Заключительный инструктаж (10 мин.)

    Подведение итогов урока с анализом:

    • выполнения планового задания,

      соблюдения технологии и техники безопасности.

    Провести оценку качества работы уч-ся.

    Указать на ошибки, допущенные в процессе урока.

    Уборка и сдача рабочих мест.

    Рефлексия:

    • Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные на уроке?

      Ты помогал другим или тебе помогали?

      Что вызвало наибольшие затруднения?

    Домашнее задание: по учебнику “Общий курс слесарного дела” повторить:

1. Правила и способы выполнения работ при гибке металла.

Таблица №1

Учебные задания.

Гибка листового и полосового материала.

Гибка прямоугольной скобы с применением простейших приспособлений.

Гибка ушка круглогубцами

Гибка хомутика в круглых оправках.

Гибка металла круглого сечения с применением приспособлений.

Таблица №2

Типичные дефекты при гибке, причины их появления и способы предупреждения

Способ предупреждения

При изгибании уголка из полосы он получился перекошенным

Неправильное закрепление заготовки в тисках

Закреплять полосу так, чтобы риска разметки точно располагалась по уровню губок тисков. Перпендикулярность полосы губкам тисков проверять угольником

Размеры изогнутой детали не соответствуют заданным

Неточный расчет развертки, неправильно выбрана оправка

Расчет развертки детали производить с учетом припуска на загиб и последующую обработку. Точно производить разметку мест изгиба. Применять оправки, точно соответствующие заданным размерам детали

Не хватает длины заготовки для получения нужного размера детали

Неправильная длина заготовки

Заготовку необходимо сделать на 10-15 мм больше, чем требуется по чертежу, а по итогам работы кусачками убрать лишнее.

При изгибании хомутика остаются вмятины и забоины

Не подкладывают кусок железной полосы

Между полотном и деталью подкладывать кусок железной полосы.

Вмятины (трещины) при изгибании трубы с наполнителем

Труба недостаточно плотно набита наполнителем

Трубу при заполнении наполнителем (сухим песком) располагать вертикально. Постукивать по трубе со всех сторон молотком

История возникновения подставок-жардиньерок и использование их человеком уходит в старину.

Жардиньерка. Само название, происходящее от французского jardin – сад, говорит о том, что это вариант домашнего сада, представленного в миниатюре. Жардиньерками назывались предметы мебели, на которых располагались горшки с растениями. Они состояли из опоры, обычно высотой со стол, и ящика, круглой или квадратной формы, в который насыпалась земля или ставились горшки с цветами. Жардиньерки предназначались для комнат или для оранжерей. Вплоть до изобретения центрального отопления цветы нельзя было ставить на подоконник, так как они могли там замерзнуть – отсюда необходимость в специальных подставках для них. Оранжереи были очень популярны среди богатых людей в XVIII–XIX веках. В русских поместьях выращивали тропические фрукты для барского стола. Круглые жардиньерки часто были похожи на вазы и делались из майолики.

Статьи по теме: