Пиротехнические средства связи и сигнализации. Средства зрительной, звуковой связи и сигнализации, используемые на судах Международные сигналы бедствия на море

На каждом судне должны быть следующие сигнальные пиротехнические средства: ракеты, фальшфейеры, дымовые шашки, буйки светящие и светодымя­щие для указания места спасательного круга на воде в темноте.

Пиротехнические средства влагостойкие, безопасные в обращении и хране­нии, действуют при любых гидрометеоусловиях и сохра­няют свои свойства в течение минимум трех лет.

Пиротехнические средства хранят в водонепрони­цаемых металлических шкафах и ящиках с ячейками на палубе ходового мостика или в шкафах, встроенных в пе­реборки помещений ходового мостика, с дверцей на от­крытую палубу. Ящики и шкафы всегда закрыты на замок. Один ключ должен находиться у старшего (третьего) по­мощника капитана, другой — в штурманской рубке.

Пиротехнические средства шлюпок и плотов, уло­женные в контейнеры, в море должны находиться на штатных местах в шлюпках, а на стоянке в порту их реко­мендуется убирать в надежное хранилище под замок.

Однозвездные ракеты красного или зеленого цвета предназначены для сиг­нализации во время проведения спасательной операции.

Однозарядная ракетница красного цвета

Ракета сигнала бедствия красного цвета выбрасывает на высоте 300 — 400 метров красные звезды, которые горят не менее 20 секунд.

Парашютная ракета предназначена для подачи сигнала бедствия. Высота взлета 300 — 400 метров, время горения — 45 секунд.

Фальшфейер — это гильза, в которой расположен пиротехнический состав и зажигательное устройство. Фальшфейер горит ярко-красным огнем в течение 1 ми­нуты и является сигналом бедствия. Для привлечения внимания применяются фальшфейеры белого цвета.

Предназначена для подачи сигнала бедствия, взрываясь на высоте имитирует пушечный выстрел. Звуковую ракету запускают только из пусковых стаканов, укрепленных на планшире или леерном ограждении на обоих крыльях мостика. При несрабатывании ракеты ее разрешается извлечь из стакана не менее чем через 2 минуты.


Подача сигнала бедствия с помощью звуковой ракеты

Плавучие дымовые шашки используют для по­дачи сигнала бедствия в светлое время суток. Шашка представляет собой жестяную короб­ку, внутри которой находится воспламени­тельное устройство и смесь, образующая гу­стой оранжевый дым. Время выделения дыма — 5 минут, дальность видимости — до 5 миль.

Буйки светодымящиеся крепятся к спа­сательным кругам, которые располагаются на крыльях мостика. Основное назначе­ние спасательных кругов со светодымящимися буйками — обозначение места паде­ния человека за борт.

Сигналы бедствия

Следующие сигналы, используемые или выставляемые вместе либо раздель­но, указывают, что судно терпит бедствие и нуждается в помощи (Приложение IV МППСС-72):

Сигналы бедствия
1. пушечные выстрелы или другие, производимые
путем взрыва сигналы с промежутками около 1
минуты;
4. сигнал, передаваемый по радиотелефону или с
помощью любой другой сигнальной системы,
состоящей из сочетания звуков …- — -… (SOS) по азбуке Морзе;
2. непрерывный звук любым аппаратом, предназна-
ченным для подачи туманных сигналов;
5. сигнал, передаваемый по радиотелефону, со-
стоящий из произносимого вслух слова
«МЭЙДЭЙ»;
3. ракеты или гранаты, выбрасывающие красные
звезды, выпускаемые поодиночке через короткие
промежутки времени;
6. сигнал бедствия по Международному своду сиг-
налов — NC;
7. сигнал, состоящий из квадратного флага с
находящимся над или под ним шаром или чем-
либо, похожим на шар;
8. пламя на судне
9. красный свет ракеты с парашютом или фаль-
шфейер красного цвета;
12. радиотелеграфный сигнал тревоги;
10. дымовой сигнал — выпуск клубов оранжевого
цвета;
13. радиотелеграфный сигнал тревоги;
11. медленное и повторное поднятие и опускание
рук, вытянутых в стороны;
14. сигналы, передаваемые аварийными радиобуя-
ми указания положения;
16. полотнище оранжевого цвета с черным квад-
ратом либо кругом или другим соответству-
ющим символом (для опознавания с воздуха);
15. установленные сигналы, передаваемые систе-
мами радиосвязи, включая сигналы радиолока-
ционных маяков-ответчиков на спасательных
шлюпках и плотах;
17. цветное пятно на воде.

Предлагается к прочтению.

Световые пиротехнические средства сигнализации используют для подачи сигналов бедствия и для привлечения внимания. К ним относятся сигнальные ракеты, фальшфейеры, самозажигающиеся огни и автоматически действующие дымовые шашки для спасательных кругов, а также плавучие дымовые шашки.

Пиротехнические сигнальные средства должны быть влагостойкими, безопасными в обращении и хранении, действовать в любых морских гидрометеорологических условиях и сохранять свои свойства в течение минимум 3-х лет. Они должны гаснуть при снижении на высоте не менее 50м от поверхности моря.

По Правилам Регистра РФ пиротехнические средства 1 раз в 2 года подвергаются периодическому свидетельствованию путём наружного осмотра. Пиротехнические средства пассажирских судов подвергаются освидетельствованию ежегодно.

Маркировку пиротехнических средств осуществляют несмываемой краской. Маркировка включает в себя дату выпуска, срок на само пиротехническое средство, так и на его упаковку.

Звуковая ракета , или граната , взрываясь на высоте, имитирует пушечный выстрел. В трубке ракеты под воспламенительным устройством расположен взрывной патрон в алюминиевой оболочке, состоящих из 2-х зарядов. Верхний из них выбрасывается из корпуса ракеты нижним. Звуковую ракету запускают из пусковых стаканов, укреплённых на планшире или леерном ограждении на обоих крыльях мостика. Сняв колпачок с хвостовой части ракеты, пропускают шнур с кольцом по пазу в боковой части стакана к его донному отверстию и выдёргивают сильным рывком.

Географические координаты. Разность широт и разность долгот

Географическая широта – это угол при центре Земли, угол между плоскостью экватора и отвесной линии, проведённой через точку наблюдателя

Измеряется широта от экватора до параллели данной точки от 0 до 90 градусов

Географическая долгота – двугранный угол между плоскостью Гринвинческого меридиана и плоскостью меридиана наблюдателя

Измеряется от данной точки от 0 до 180 градусов

РШ= Фи2 – Фи1

РД= лямба2 – лямда1

Если фиN , то знак + если фи S , то знак –

Если лямбда E , то знак + если ляда W, то знак –

РШ и РД не должна превышать 180 градусов

Ширата2=ширата1+ РШ; Долгота2= долгота1+ РД

Использование этих формул обеспечивает вычисление поправок РШ и РД с погрешностями, не превышающих единиц метров, что удовлетворяет требованиям к точности решения навигационных карт.

Изменение осадки при изменении солёности воды

При переходе судна из одного водного бассейна в другой изменяется соленость (плотность) забортной воды. При плавании в воде плотностью ρ и ρ 1 водоизмещение судна соответственно будет: D = ρ×V и D = ρ 1 ×V 1 ,где V - объемное водоизмещение судна до перехода в воду другой плотности; V 1 - объемное водоизмещение судна после перехода. Приравнивая правые части равенств, получим: ρ×V = ρ 1 ×V 1 или V/V 1 = ρ 1 /ρ.

Объемное водоизмещение можно выразить через главные размерения L, В, Т и коэффициент общей полноты (δ- отношение водоизмещения к объёму описанного параллелепипеда): V = δ×L×B×T и V 1 = δ 1 ×L 1 ×B 1 ×T 1

При малых изменениях объемного водоизмещения, то есть при изменении солености воды, длина, ширина и коэффициент общей полноты практически не изменяются. В этом случае изменение водоизмещения происходит за счет изменения осадки. Таким образом: ρ×T = ρ1×T1или T/T 1 = ρ 1 /ρ . Следовательно, при переходе судна из воды одной солености в воду другой солености осадка его изменяется примерно обратно пропорционально плотности воды.

Изменение объемного водоизмещения определяется с помощью выражения:

ΔV = V 1 - V = D/ ρ 1 - D/ ρ = D(ρ - ρ 1)/(ρ×ρ 1) или ΔV = V×(ρ - ρ1)/ρ1 .

Но V = S×ΔT. Тогда: S×ΔТ = V×(ρ - ρ 1)/ρ 1 => ΔТ = V/S × (ρ - ρ 1)/ρ 1 или

ΔТ = D/(S×ρ) × (ρ - ρ 1)/ρ 1

При переходе судна из пресной воды (ρ = 1,0 т/м 3) в морскую (ρ = 1,025 т/м 3) судно всплывет, т.е. осадка судна уменьшится. При переходе судна из морской воды в пресную изменение осадки будет положительным, судно погрузится в воду, т.е. его осадка увеличится.

Задачи визуального наблюдения на судне и форма доклада обнаруженной цели вперёдсмотрящим

Ведение непрерывного визуального и слухового наблюдения является важнейшей задачей навигационной ходовой вахты.

Главное требование к организации наблюдения: оно должно быть непрерывным во времени и пространстве. Должно вестись постоянно наблюдение за всей обстановкой вокруг судна (включая не только водную поверхность, но и наблюдение за береговыми и воздушными объектами и даже небесными телами). Например, известны случаи, когда движение судна неверным курсом, из-за ошибки компаса, обнаруживалось по “неправильному” расположению созвездий. Наблюдение является настолько важной задачей, что ПДМНВ 78/95 запрещает возлагать на наблюдателя любые обязанности, которые могут препятствовать наблюдению или затруднить его.

Специально оговаривается, что у рулевого и впередсмотрящего – разные обязанности и рулевой не может считаться наблюдателем. Исключение делается для маленьких судов, на которых с места нахождения рулевого обеспечивается круговой беспрепятственный обзор.

В зависимости от ситуации наблюдение на судне ведут:

· вахтенный помощник капитана (вахтенный офицер);

· дополнительно один из судоводителей, находящийся на мостике для усиления ходовой навигационной вахты (чаще всего капитан (КМ) или старший помощник капитана (СПКМ));

· вахтенный матрос наблюдатель (впередсмотрящий);

· члены экипажа, расписанные в качестве наблюдателей по тревоге.

Вахтенный помощник может быть единственным наблюдателем в дневное время, если ситуация, несомненно, безопасна и состояние погоды, видимости, плотности движения и навигационные условия позволяют это. В этом случае вахтенный матрос может быть отпущен с мостика для выполнения каких-либо других работ или обязанностей при условии, что он будет в немедленной готовности прибыть на мостик. Вызов вахтенного матроса на мостик осуществляется либо по имеющейся у него носимой УКВ-радиостанции, либо подачей одного короткого звонка колоколами громкого боя, предназначенного для подачи тревоги. Услышав такой сигнал, вахтенный матрос должен немедленно прибыть на мостик.

Поскольку наблюдение – это вахта , то заступление на вахту впередсмотрящим, несение вахты и ее сдача должны осуществляться в соответствии со всеми требованиями, предъявляемые к ходовой вахте:

· при заступление на вахту следует испросить разрешение у вахтенного помощника капитана на смену впередсмотрящего, принять от него обстановку (где и что видно, какой был последний доклад, какие были особые инструкции и распоряжения), доложить о заступлении на вахту;

· бдительно нести вахту, непрерывно находясь на посту и проявляя повышенное внимание;

· при появлении сменщика получить разрешения на сдачу вахты, передать ему сведения об окружающей обстановке, последнем докладе, особых инструкциях и распоряжениях, доложить о сдаче вахты, получить разрешение покинуть пост.

Задачи наблюдения.

Согласно ПДМНВ 78/95 надлежащим наблюдением является такое, которое позволяет:

· полностью оценивать ситуацию и риск столкновения, посадки на мель, других навигационных опасностей;

· обнаруживать суда, самолеты или людей, терпящих бедствие, остатки и следы кораблекрушений.

Следует помнить, что в наблюдении нет мелочей. Не опознаваемый первоначальный мелкий плавающий предмет может оказаться поплавком, отмечающим сеть, плавающей миной или головой человека, для которого возможность быть замеченным судовым наблюдателем – единственный шанс спастись.

Для надлежащего выполнения этих задач наблюдения нужно уметь:

· своевременно обнаруживать объекты;

· быстро их опознавать;

· определять глазомерно направления и расстояния;

· контролировать перемещения наблюдаемых объектов.

Формы докладов

К докладу впередсмотрящего предъявляются три главных требования: своевременность, точность и достоверность.

Сразу же после обнаружения объекта должен последовать первый доклад, даже если еще не удалось объект идентифицировать. Не надо ждать дальнейшего сближения для опознания объекта. Лучше своевременно доложить, используя слова “неизвестный предмет”, “непонятный звук”, а в последующих докладах уточнить характеристики объекта.

Доклад должен быть максимально точный как в характеристиках объекта, так и в направлении и дистанции до него. Надо постоянно тренироваться в глазомерном определении направлений и дистанций, особенно в условиях мостика, где есть возможность уточнения позиций целей по радиолокатору.

Доклад должен быть достоверным. Никогда не надо что-то додумывать от себя или что-то предполагать. Главный принцип доклада: ”Что вижу(слышу), то и докладываю”.

Как правило, вахтенный помощник (ВПКМ) докладывает капитану (КМ) об обнаруженных объектах в следующей последовательности: что, где, как. Например: “Рыболовное судно справа 30, дистанция 5 миль, пеленг меняется на нос”.

Однако впередсмотрящий чаще докладывает ВПКМ в другой последовательности: направление, что, дистанция. В качестве направления указывается:

· курсовой угол от 0 до 180 градусов (округляя до 5 – 10 градусов);

· приблизительное направление с использованием слов: на траверзе, впереди траверза, сзади траверза, по носу, по корме.

Если обнаружен летящий объект, то дополнительно докладывается угол места от 0 до 90 градусов (от горизонта вверх).

В качестве характеристики объекта указывается наиболее характерная или наиболее важная для мореплавания его черта.

Дистанция докладывается в кабельтовых и определяется глазомерно.

Ниже приведены примеры типовых докладов.

“Справа 20 белый постоянный огонь”.

“Слева 45 два белых постоянных огня в растворе влево”.

“Слева 50 красный проблесковый огонь, дистанция 5 кабельтовых”.

“Справа впереди траверза слышу четыре удара в колокол”.

“Прямо по курсу силуэт судна”.

“Прямо по курсу что-то темнеет”.

“Справа на траверзе, угол места 5, вертолет”.

“Слева 5 плавающий предмет”.

Дальность обнаружения одиночной фигуры человека, равно как и маленький группы людей, при наблюдении в дневное время с самолета, пролетающего на высоте 200 м, составляет: летом - 1 - 1,5 км, зимой - 1,6 - 1,8 км. Для роста действенности зрительного поиска потерпевшим нужно использовать дополнительные технические средства, к которым сначала относится различной мощности и предназначения сигнальная светодымозвуковая пиротехника (парашютные ракеты, ракетницы, патроны‑мортирки, ПСНД, фальшфейера, дымовые шашки и т.п.).

Не много найдется аварийных наборов, в набор которых не входили бы одна либо несколько сигнальных ракет. Существует огромное количество типов сигнальных, осветительных и других ракет (одно- и многозвездочных, бардовых, белоснежных, зеленоватых и т.д.), созданных для аварийной и иной сигнализации, освещения, других узкоспециальных целей.

! Сигналом бедствия принято считать одну либо несколько ярко‑бардовых либо малиновых звездочек, выпускаемых поодиночке через недлинные промежутки времени при помощи пистолета‑ракетницы, либо длинный красноватый свет планирующей парашютной ракеты (рис. 10).

Как сигнал бедствия могут быть истолкованы огни всех других ракет, выпускаемые сериями по три штуки, с маленькими интервалами меж выстрелами.

Малая сигнальная ракета имеет поперечник 32 мм, длину 230 мм, массу 190 г. Высота подъема звездочки 150 м, время горения - 6 - 12с.

Парашютная ракета бедствия (РПСП‑40, ПРБ‑40, РБ‑40Ш) поперечником 44 мм, длиной 212 мм, массой 390 г отличается более насыщенным и долгим свечением сигнальной звездочки и большей высотой ее подъема (прямо до 300 м). Цвет звездочки - только красноватый. Длительность светового сигнала может составлять 30 с и поболее. Мощность сияния добивается 40 тыс. свеч. При подходящих погодных критериях световой сигнал большой парашютной ракеты может быть увиден за 25 - 30 км от места подачи ночкой и за несколько км - деньком (рис. 11).

Сигнальные ракеты цветных огней имеют подобные с парашютной вид и размеры, но еще более широкий цветовой спектр: одно- и двухзвездочные сигналы красноватого, белоснежного, зеленоватого и желтоватого огней. Длительность свечения - 5 - 40 с. Существует также особая звуковая ракета, взрывающаяся на высоте 300 м с звучным, схожим на пушечный выстрел звуком (рис 12).

Комбинированная сигнальная ракета, схожая на их снаружи, но чуток большая по размеру (поперечник 41 мм, длина 255 мм, вес 450 г), дает на высоте 200 м светозвуковой сигнал: 5 бардовых огней, пылающих в течение 5 с, и воющий звук, длящийся 8с.

Приведу отрывок из аннотации по использованию сигнальных парашютных ракет:

1. Взять ракету в левую руку так, чтоб пальцы плотно обхватывали железную гильзу пусковой трубки, а ладонь не закрывала колпачка.

2. Правой рукою отвернуть колпачок, осторожно высвободить вытяжной шнур с кольцом, взять кольцо в правую руку.

3. Придать ракете требуемое направление: осветительные ракеты держать под углом 50 - 60°, сигнальные - под углом 70 - 90°. В зимнее время угол отстрела осветительных ракет рекомендуется прирастить.

4. Произвести правой рукою повдоль оси ракеты резкий рывок вытяжного шнура на себя (рис. 13).

5. Если необходимость использования ракеты отпала, то шнур с кольцом уложить вовнутрь ракеты и навернуть колпачок.

К недочетам ракет можно отнести их значимые размеры и вес.

На данный момент заместо парашютных ракет время от времени употребляются маленькие патроны‑мортирки, запускаемые при помощи специального механизма, размерами чуток больше авторучки и, кстати, имеющего вид авторучки. При выстреле мортирка, взрываясь на высоте 50 - 80 м, образует колоритную звездочку, которая пылает в небе приблизительно 5 с и может быть увидена на расстоянии до 7 - 10 км (рис. 14).

Очередной тип мортирок, применяемых в российских армейских комплектах, показан на рис. 15.

В охотничьих магазинах на данный момент можно отыскать штатский вариант мортирок, имеющий заглавие «Пиротехнический сигнал охотника». В набор заходит пусковое приспособление и патроны красноватого, желтоватого и зеленоватого огней (рис. 16).

Для приведения «авторучки» в боевой взвод нужно; накрутить на сопло мортирку, за ранее сняв с нее предохранительный колпачок, взвести боевую пружину, отжав кнопку затвора до упора и зафиксировав ее в особом вырезе на корпусе. Сейчас для производства выстрела довольно навести «авторучку» в небо под углом 80 - 90° и вытолкнуть кнопку затвора огромным пальцем из паза.

Туристы, альпинисты и другие самодеятельные путники в большинстве случаев берут с собой в поход в качестве аварийного сигнального средства патроны к ракетнице. Правда, от самой ракетницы из‑за ее лишней величины и веса они отказались и изготовляют из дюралевого сплава самодельные короткоствольные ракетницы, вес которых не превосходит 50 г. Чертежи таких ракетниц можно отыскать в специальной туристической литературе.

В охотничьих магазинах время от времени продаются особенные сигнальные патроны, которые могут отстреливаться из обычного охотничьего ружья. Есть также разные сигнальные пистолетные и винтовочные трассирующие патроны. Они все созданы для подачи аварийного сигнала из боевого и охотничьего нарезного орудия.

В ближайшее время обширное распространение получило газовое орудие, которое, не считая общеизвестных патронов слезоточивого и шумового деяния, способно отстреливать и светосигнальные заряды. Нужно только позаботиться, чтоб в оснащенной обойме находилось хотя бы несколько схожих патронов. Так как слезоточивой внутренностью ведущим поиск спасателям о для себя сказать сложно. Разве только вдосталь поплакать по поводу позабытых дома в тумбочке сигнальных зарядов.

! Следует учесть, что световая мощность схожих вспомогательных боеприпасов, высота выброса заряда и время горения сигнальной звездочки много ниже, чем парашютных осветительных ракет. Потому лучше иметь их больше и отстреливать только тогда, когда есть возможность, что их увидят.

Патроны сигнальные ночного и дневного деяния (ПСНД), имеющие цилиндрический корпус длиной 172 мм, поперечником 35 мм и весом 190 г (рис. 17), пользуются заслуженным признанием у путников. Принцип деяния у их тот же, что и у ракет. Патрон приводится в действие выдергиванием запального шнура. Только нужно держать в голове: размещение пускового шнура в сигнальном патроне обратно ракете! Другими словами сигнал срабатывает в ту же сторону, куда дергается шнур! Если об этом запамятовать и выдернуть шнур не от себя, а по ракетной привычке - к для себя, можно очень опалить лицо (рис. 18)!

! Пусковой шнур у ПСНД размещен там же, куда глядит сигнальное сопло!

Предел обнаружения ночного сигнала ПСНД (ярко‑оранжевое либо малиновое пламя) добивается в черное время суток 15 - 20 км, если следить его с самолета, парящего на высоте 500 м. Дневной сигнал (малиновый дым) с той же высоты может быть увиден на расстоянии до 5 - 8 км. При наблюдении с мостика корабля предел обнаружения ночных и дневных сигналов миниатюризируется на 20 - 30%. Идеальнее всего дневной дымовой сигнал читается на фоне снега, льда, воды, а вот в песках пустыни либо в густолесье его можно не увидеть в 3-х сотках шагов. Действие сигнального патрона краткосрочно - менее 10 - 20с. Для того чтоб не спутать в мгле стороны сигнального патрона, нужно держать в голове, что крышка «дневного» сигнала плоская и ровненькая, а «ночная» имеет углубление.

Не считая того, есть особые фальшфейера, факел‑свечки, дымовые шашки и тому подобные пиротехнические средства, которые способны пылать подольше, время от времени до 10 мин и поболее. Обычно они употребляются для аварийно‑поисковой сигнализации в транспортных, природоохранных и иных ведомствах.

Фальшфейер красноватого огня предназначен для подачи сигнала бедствия. Длина его 225 мм, поперечник 37 мм, вес около 250 г. Время горения светового сигнала 60 с, сила света 10 тыс. свеч (рис. 19).

Патрон наземный сигнальный имеет в два раза наименьшие размеры и вес и соответственно наименьшую длительность и яркость светового сигнала. Все фальшфейера приводятся в действие выдергиванием пускового шнура.

Упомяну о факел‑свече, используемой в жд транспорте для подачи аварийного сигнала приближающемуся к месту аварии составу. Точнее, когда‑то используемой, а на данный момент везде вытесняемой более современными радиотехническими средствами аварийной связи. Факел‑свеча - это тот же фальшфейер, для удобства имеющий две выдвижные проволочные ручки. Они позволяют задерживать руку на неопасном расстоянии от открытого пламени и содействуют полному сгоранию фальшфейера (рис. 20).

По мере надобности подачи сигнала ручки, прижатые к корпусу факел‑свечки 2-мя картонными ободками, выдвигаются во всю длину, верхний, защитный, колпачок снимается и внутренней стороной чиркается по выступающему запальному фитилю. При отсутствии либо намокании колпачка факел‑свечу можно зажечь при помощи боковой стены спичечного коробка либо от пламени спички либо зажигалки. Факел‑свеча пылает в течение 10 мин (что прибыльно отличает ее от других фальшфейеров) ярко‑красноватым пульсирующим пламенем, при этом большей силы вспышка наблюдается в 1-ые секунды горения.

При способности выбора лучше предпочесть факел‑свечки, не боящиеся воды. Есть даже такие, которые способны пылать будучи на сто процентов погруженными в воду.

Благодаря собственному долгодействию фальшфейера может быть использовать для разведения костров в непогодицу.

Несколько слов следует сказать о показавшихся в массовой продаже и не поддающихся поименному перечислению разных китайских и им схожих фейерверков (рис. 21). Как сигнальные средства, все эти ракеты, петарды, «жуки», «бабочки», «самолеты», огни, бенгальские свечки и тому подобные хлопушки не очень надежны. Сначала тем, что некачественно исполнены и не созданы для эксплуатации в сложных метеорологических критериях. Отсюда нередкие осечки, неполное сгорание световых зарядов, невозможность просчитать линию движения полета сигнальной звездочки.

Схожую примитивную пиротехнику очень тяжело транспортировать и использовать в реальных аварийных критериях. Но все‑таки может быть, если ничего более надежного под рукою не оказалось. Лучше иметь возможность подать хоть какой‑то сигнал, чем совершенно никакой! Тем паче в отличие от всех иных пиротехнических средств, у торжественных салютов есть два неопровержимых плюсы - дешевизна и доступность. И как возможных путников от их приобретения ни отговаривай, все они равно могут не прислушаться к хорошему совету.

При выборе схожих импровизированных сигнальных средств следует предпочесть пиротехнику, выполненную на российских заводах оборонного профиля (она в большей степени похожа на реальные сигнальные ракеты и фальшфейера), или пиротехнику развитых в промышленном отношении государств. Такие фейерверки более надежны и неопасны в воззвании, чем собранные в полукустарных мастерских развивающихся государств. Корпуса лучше выбирать не «бумажные», а сделанные как минимум из толстого упрессованного картона с металлическими усилительными кольцами. Корпуса должны владеть наибольшей твердостью и плотностью.

! И самое главное: из всех созданных для фейерверков ракет, «бенгальских огней» и тому схожих торжественных пиротехнических изделий в качестве аварийно‑сигнальных средств может быть использовать только те, которые имеют сигнал ОРАНЖЕВО‑Бардовых расцветок! Красноватый цвет - принятый цвет бедствия! Все остальные, естественно, тоже могут привлечь внимание, посодействуют быть истолкованы как обыденный салют.

Все перечисленные празднично‑сигнальные средства перед тем, как брать с собой в лес, следует проверить в деле: отстрелять и поглядеть, как высоко подымается световая звездочка, куда летит, как длительно пылает, как очень на нее влияет непогодица и сильный ветер и т.п. Если световые сигналы недостаточно ярки и стремительно прогорают, то запускать ракеты лучше, подменяя качество количеством, «кустиком», другими словами несколько и разом либо одну за другой, с маленькими промежутками так, чтоб следующая успевала вспыхнуть до того, как погаснет предшествующая.

! С схожим сигнальным ширпотребом нужно обращаться даже более осторожно, чем с «боевыми ракетами». Необходимо пристально изучить аннотации по применению и произвести несколько «учебных» отстрелов.

Нужно держать в голове, что все парашютные ракеты, ПСНД и некие другие пиротехнические сигнальные средства конструктивно подготовлены к выстрелу, и потому обращаться с ними следует как с заряженным орудием, соблюдая необыкновенную осторожность! При осечке ракеты нужно более 30 секунд ее продержать в положении выстрела, не направляя на людей! Все памятки и аннотации предписывают выкидывать невыстрелившие ракеты и в самой категоричной форме воспрещают чинить несработавшую пиротехнику. Точно так же они предостерегают от использования пиротехники с истекшим сроком годности (обычно 3 - 4 года).

Подходить к ракете, пока под ней пылает огнь, - КАТЕГОРИЧЕСКИ Неприемлимо!

Прямо до полного прогорания костра и остывания корпуса ракеты!

Дальность обнаружения пиротехнических сигналов бедствия почти во всем (время от времени в решающей степени!) находится в зависимости от места их подачи. Даже самую сильную ракету можно ухитриться запустить в таком месте и в такое время, что ее никто никогда не увидит.

Сначала нужно учесть время суток и погодные условия. Колоритная звездочка в небе деньком фактически неприметна, в то время как ночкой она направляет на себя внимание за много км. Потому в светлое время суток лучше использовать дымовые сигналы, приберегая ракету для мглы. Точно так же может сгинуть без всякой полезности ракета, запущенная в случаем проплывающую над вашей головой тучу. Потому, если может быть, отложите подачу сигнала на несколько секунд, дождитесь прохода облачности либо постарайтесь попасть в свободный от туч либо тумана участок неба.

Для работы с фальшфейерами и дымовыми шашками следует выбирать возвышенные точки рельефа. При всем этом нужно стараться, чтоб с подветренной стороны, куда и будет отнесен дым, размещалось открытое место - водоем, ледник, поляна.

!При подаче сигнала всякое пиротехническое средство следует держать в вытянутой руке, развернув соплом от себя. С подветренной стороны не должны стоять люди, находиться легковоспламеняющиеся и огнебоящиеся предметы. Категорически неприемлимо направлять ракеты и патроны в сторону спасательных самолетов, вертолетов, судов!

При использовании ракет следует учесть направление и силу ветра, который может очень сносить парашют с пылающей под ним сигнальной звездочкой. Если вы желаете, чтоб сигнал горел над вашей головой, стреляйте малость навстречу ветру.

Еще одна чисто «ракетная» ошибка заключается в недооценке силы ее отдачи. В особенности это касается огромных парашютных ракет! Если недостаточно прочно задерживать гильзу ракеты, она при выстреле может, дернувшись вниз, выскользнуть из рук. В этом я в один прекрасный момент сумел убедиться, давая световой (не аварийный) сигнал в зимней тайге. Замерзшие до состояния льда рукавицы не позволили с достаточной силой сжать пальцы, и по этой причине ракета выстрелила сходу в две стороны: звездочкой - в небо, гильзой - в землю. Только чудом пошедший не по собственной линии движения световой заряд не сжег мне волосы. А могло быть и ужаснее, еще ужаснее. К примеру, во время рок‑концерта на Дворцовой площади в Санкт‑Петербурге внезапно выпущенная в массе ракета, попав в висок, наповал уничтожила стоящего вблизи зрителя. Вот поэтому ракету следует брать только нагой рукою, за ранее насухо вытерев ладонь и пальцы.

И очередной очень принципиальный совет. Большая часть пиротехнических средств обладает разовым действием, другими словами, подав сигнал один раз, повторить его нереально. Потому подавать сигнал нужно с очень близкого расстояния и только когда есть уверенность, что его увидят. К примеру, когда вы видите спасательный самолет либо судно либо ясно слышите нарастающий шум работающих моторов.

С другой стороны, при наличии припаса разовых пиротехнических средств, при приближении еще невидимого спасательного самолета либо вертолета ракеты лучше не сберегать. Здесь скаредность может сослужить нехорошую службу. Ведущий поиск самолет - не городской трамвай, который по нескольку раз на деньку проходит один и тот же маршрут. Поисковый самолет далековато не всегда ворачивается в место, которое уже облетел. Потому давать сигнал бедствия (снова повторю: если вы не испытываете нужды в пиротехнике!) лучше до того, как его можно будет найти зрительно. Давать в сторону звука, по способности просчитав по его нарастанию или затиханию направление полета. Ракета, пробив низкие облака, может быть увидена пилотами, в то время как вы этот самолет так и не увидите.

Если необходимость в подаче сигнала отпала, запальный шнур с кольцом нужно осторожно уложить в созданное для ракеты гнездо и завинтить защитный колпачок.

Во время движения сигнальные средства нужно хранить в защищенном от ударов и осадков и в то же время вседоступном месте. А во время привалов держать подальше от огня. Многие пиротехнические средства страшатся нагрева, насыщенного трения и ударов, от которых они могут выйти из строя либо даже подорваться!

Не считая прямого предназначения, практически все пиротехнические сигнальные средства могут с фуррором употребляться для отпугивания плотоядных животных - белоснежных и бурых медведей, волков, шакалов и пр.

Хоть и с натяжкой, но простым пиротехническим сигнальным средством можно считать аэрозольные баллончики. Любые - от лака для волос и иных косметических до репеллентов. Струя аэрозоля, выпускаемая из баллончика, если пропустить ее через пламя спички либо зажигалки, вспыхивает броским, длиной в несколько 10-ов см, факелом, различимым с воздуха на несколько км. Выпускать аэрозоль следует маленькими, менее 1 - 2 с, нажатиями с 2 - 5‑секундньши паузами.

!При более продолжительном горении аэрозольной струи баллончик может подорваться в руках!

По мере надобности подачи долгого сигнала баллончик следует вкопать в землю, уложить на пусковую кнопку тонкий камень либо оттянуть его пропущенной через днище резинкой, поставить на пути струи маленькой факел и отступить на несколько метров в сторону.

А если вспомнить детские проказы, можно из серных головок спичек, магния, церия и пр. изготовлять разные «бомбочки», хлопушки, «бенгальские огни» и т.п. самодельные, непонятного характеристики, но все‑таки пиротехнические светозвуковые сигнальные средства. Их изготовка и применение связаны с определенным риском, потому определенную рецептуру я тут не привожу. Кто увлекался схожей «химией» ранее, я думаю, сумеет использовать детские способности уже не для утехи, а для дела.

Морские международные сигналы бедствия (рис. 22):

· выпуск клубов дыма оранжевого цвета (1);

· пламя на судне (к примеру, от пылающей смоляной бочки) (2);

· ракеты либо гранаты, выбрасывающие красноватые звезды, выпускаемые поодиночке через недлинные промежутки времени (3);

· красноватая парашютная ракета или фальшфейер красноватого цвета (4);

· флажковый сигнал NC (НЦ) по Интернациональному своду сигналов (5);

· сигнал, состоящий из квадратного флага с шаром над ним либо под ним (6);

· неспешное, повторяемое поднятие и опускание рук, вытянутых в стороны (7);

· пушечные выстрелы, либо взрывы, производимые с промежутками около одной минутки, либо непрерывный звук, производимый хоть какими аппаратами для подачи туманных сигналов (8);

· сигнал бедствия SOS, передаваемый по радиотелеграфу либо при помощи другой сигнальной системы, или слово «мэйдэй», произносимое по радиотелефону (9).

Все эти сигналы имеют одно‑единственное, известное мореплавателям всего мира значение - «Терплю бедствие, нуждаюсь в помощи».

Дымовые и цветовые сигналы бедствия.

К ним можно отнести (не считая дневного сигнала ПСНД) разные дымовые шашки и петарды, в большинстве случаев применяемые в море. Такие шашки срабатывают после выдергивания запального шнура и пылают, испуская оранжевый дым, от 1 мин (ручная шашка) до 4 мин (плавучая шашка).

Применяемая на российских флотах дымовая плавучая шашка имеет длину 253 мм, поперечник 80 мм и вес 820 г. Расчетная дальность видимости дымового сигнала, длящегося 3 мин, - одна морская миля. Шашка приводится в действие выдергиванием запального шнура (рис. 23).

Есть и другие разновидности дымовых шашек. Прямо до таких, с которыми одному человеку просто не совладать. К примеру, большая дымовая сигнальная шашка имеет длину 74 см, поперечник 21 см и вес 32 кг! Пылает эта огромная «дымовуха» 8 мин, а сигнал ее виден за 20 км (рис. 24)!

Не считая цвето‑дымовых сигналов, есть особые красители, которые, растворяясь в воде, делают огромное, цветовое, издалека приметное пятно.

К таким относится, к примеру, уранин, созданный для использования в море либо на широких пресноводных водоемах. При контакте с водой уранин расплывается по поверхности, образуя большущее пятно насыщенного зелено‑изумрудного цвета (если попал в прохладную воду) либо оранжевого цвета (если оказался в теплой воде). Краситель остается приметным около 4 - 6 ч на размеренной воде и только 2 - 3 ч - при волнении (рис. 25).

В какой‑то степени цветовыми сигналами бедствия могут служить разные оранжевые полотнища, тенты спасательных плотов и шлюпок, одежка и палатки ярко‑бардовых расцветок.

Чтоб поведать о последующем типе сигнальных средств, я попрошу читателя вспомнить свое детство. Кто из вас в то счастливое время не развлекался, пуская карманным зеркалом по стенкам броский солнечный кролик? Вот этот «кролик» и поставили спецы на службу потерпевшим бедствие, создав несколько разных по конструкции сигнальных зеркал.

Судовые средства связи и сигнализации классифицируют по двум основным признакам: по назначению и характеру сигналов. По назначению средства связи подразделяют на средства внешней и внутренней связи.

Средства внешней связи служат для обеспечения безопасности мореплавания, связи с другими судами, береговыми постами и станциями, обозначения рода деятельности судна, его состояния и т. д.

Внешние средства сигнализации и связи делятся на визуальные, акустические и радиотехнические.

Визуальную связь обеспечивают: средства световой сигнализации и связи (клотиковые огни, прожекторы, специальные фонари для направленной передачи, приспособленные для передачи знаков азбуки Морзе и других сигналов); средства предметной сигнализации и связи (сигнальные флаги, фигуры и знаки); пиротехнические средства, служащие, как правило, для подачи сигналов бедствия.

К звуковым средствам сигнализации и связи относятся судовой свисток, судовой колокол, гонг, звуковые пиротехнические средства.

Основное средство внешней связи на море - радиосвязь. Радиообмен ведется в режимах телефонии, цифрового избирательного вызова, буквопечатания. Система спутниковой связи ИНМАРСАТ предоставляет морякам телефон с прямым автоматическим набором номера, телекс, факс, электронную почту, режим передачи данных. Специальные системы связи обеспечивают передачу на суда информации для обеспечения безопасности мореплавания (НАВАРЕА, НАВТЕКС). Глобальная морская система связи при бедствии (ГМССБ) обеспечивает определение координат терпящего бедствие судна, связь и передачу информации при проведении поисково-спасательных операций, а также другие режимы радиообмена.

Средства внутренней связи и сигнализации предназначены для обеспечения подачи сигналов тревоги, других сигналов, а также надежной связи между мостиком и всеми постами и службами. К этим средствам относятся судовая автоматическая телефонная станция (АТС), судовая система громкоговорящей связи, машинный телеграф, звонки громкого боя, судовой колокол, мегафон, носимые УКВ радиостанции, губной свисток, звуковая и световая сигнализация о повышении температуры, появлении дыма, поступлении воды в судовых помещениях.

Важнейшей частью морской сигнализации являются огни, знаки, световые и звуковые сигналы, предусмотренные МППСС-72.

Аварийно-спасательное оборудование на море: судовая пиротехника и другие средства спасения

Плавание в открытом море, к сожалению, не всегда бывает безмятежным. Морская стихия в любое время может показать свой суровый характер и заставить моряков бороться за свое выживание. В критических ситуациях, когда судно теряет управление или тонет, чтобы обозначить свое местонахождение и дождаться помощи, экипажу приходится применять специальные судовые пиротехнические средства и иное спасательное оборудование.

Начнем с самого радостного для судоводителя вида спасательного оборудования, применяемого в тот момент, когда терпящего бедствие на воде уже нашли. Спасательный конец Александрова (в просторечии - спасательный линь) предназначен для оказания помощи утопающему. Данное аварийно-спасательное оборудование (также как и спасательный жилет) входит в обязательный перечень предметов спасения на маломерных судах, а также используется для оснащения спасательных постов в зонах купания и РОБСВОДа.

Спасательный конец Александрова представляет собой плавучий линь из полипропилена длиной 30м с петлей диаметром 40см, оснащенной двумя поплавками. Указанный конец спасатель забрасывает утопающему, при этом петля-кольцо держится на поверхности воды и утопающий берется за нее или одевает сверху так, чтобы она оказалась на уровне груди. Благодаря этому спасатель может подтянуть утопающего к судну.

В тех случаях, когда использовать спасательный конец Александрова нецелесообразно или затруднительно, применяется линеметательное устройство. В частности, линеметательное устройство (или, в просторечии, линемет) предназначено для подачи аварийному судну капронового линя, при помощи которого осуществляется заводка буксирного каната.

Рисунок 12. Спасательный линь

Устройство линеметательное может быть использовано для проведения аварийно-спасательных операций, как на море, так и на суше. Знакомое российским судоводителям устройство линеметательное УЛМ-1 состоит из контейнера К-320, в котором помещается линь, пускового устройства ПУ-1 и ракеты РЛ-1, благодаря которой осуществляется выстрел.

Рисунок 13. Линеметательное устройство

Пиротехнические сигнальные средства и устройства входят в обязательный спасательный комплект каждого морского судна. В зависимости от ситуации и погодных условий, для привлечения внимания спасателей используются ракетные сигнальные патроны, гранаты, плавающие дымовые шашки и фальшфейеры, которые при горении вызывают световые, дымовые или звуковые эффекты. В настоящее время основной перечень устройств российского спасательного оборудования удовлетворяют требованиям МК СОЛАС-74/96 и Кодекса ЛСА.

Рисунок 14. Пиротехнические сигнальные средства

Простейшим представителем пиротехнического судового оборудования является ракета однозвёздная РОК-30 (РОЗ-30). Однозвездные ракеты предназначены для подачи сигналов бедствия или внимания с морских судов, спасательных шлюпок, плотов и пригодны для использования на судах с неограниченным районом плавания. Сигнальная ракета бедствия представляет собой готовый выстрел, отстреливаемый с рук без специальных приспособлений. Данная сигнальная ракета состоит из пластикового корпуса, в котором размещены тёрочное воспламенительное устройство, реактивный двигатель и непосредственно ракета с расположенными в ней сигнальными звездами.

Чтобы обозначить район бедствия, пострадавшие могут использовать сигнальные дымовые шашки оранжевого сигнала, которые обладают высокой степенью плавучести и образуют сильное задымление, окрашенное в оранжевый цвет. Так, шашка дымовая плавучая ПДШ-3 состоит из металлического корпуса с положительным запасом плавучести, в котором размещена шашка оранжевого дыма и воспламенительное устройство терочного типа. Приводится в действие за счет рывка шнура, размещенного под крышкой дымовой шашки.

Другой разновидностью дымового сигнала спасательного назначения на море является светодымящий буй. Буй светодымящийся аварийный предназначен для обозначения местонахождения спасательного круга на воде в ночное время при помощью света двух электрических ламп; в дневное время при помощи факела оранжевого дыма. Буй применяется в комплекте со спасательным кругом и состоит из стеклопластикового корпуса с поплавком и отсеком, в котором размещен водоналивной гальванический элемент. В корпусе светодымящего буя находится пиротехническая дымовая шашка, на поплавке буя смонтированы две электрические лампочки. Буй светящийся спасательного круга приводится в действие автоматически при попадании в воду за счет срабатывания водоналивного гальваноэлемента.

Воздушное пространство может освещаться ярко-красным сигналом особой парашютной ракеты; он очень хорошо просматривается с очень большого расстояния, так как сбрасывается на особом парашюте с трехсотметровой высоты. Например, хорошо знакомая российским судоводителям парашютная ракета бедствия красного огня ПРБ-40 предназначена для подачи сигнала бедствия с морских судов с неограниченным районом плавания. Обычно, парашютная ракета бедствия состоит из пластикового корпуса, в котором размещены терочное воспламенительное устройство, реактивный двигатель и непосредственно ракета бедствия с сигнальным блоком и парашютом. Сигнальная ракета красного огня также приводится в действие вручную рывком шнура.

Использование специальных звуковых гранат и ракет позволяет обнаруживать людей в условиях очень плохой видимости, когда применение других спецсредств ограничено. Сигнальная звуковая ракета бедствия представляет собой готовый выстрел, отстреливаемый из пускового металлического стакана, который крепится на верхней палубе судна. Спасательное устройство российского производства ракета бедствия звуковая ЗРБ-40 состоит из пластмассового корпуса, в котором размещены воспламенительное устройство, реактивный двигатель и непосредственно сигнальная ракета с размещенной в ней звуковой шашкой.

Однако самым распространенным средством подачи спасательных сигналов в настоящее время являются фальшфейеры. Falschfeuer (фальшфейер - фальшивый огонь) бывает белого и красного цветов. Их применение строго регламентируется Международными правилами предупреждения столкновения судов в море (морской Конвенцией). Белый огонь фальшфейера предназначается для подачи сигнала, привлекающего внимание. Фальшфейер красного огня предписан исключительно для обозначения сигнала бедствия (как и сигнал парашютной ракеты). Использование фальшфейеров в других целях или подмена, без крайней на то необходимости, сигнала белого цвета на красный категорически запрещена. Именно поэтому купить фальшфейер в свободной продаже не так-то легко. Во многих странах продажа фальшфейеров строго ограничена, и купить фальшфейер могут обычно только те, кому он действительно нужен в качестве аварийно-спасательного оборудования, а не для бездумного и небезопасного развлечения.

С инженерной точки зрения фальшфейер представляет собой картонную гильзу в водостойком корпусе, что позволяет устройству гореть в водной среде. Особый горючий состав горит в течении примерно пяти минут, при этом образуется пламя соответствующего цвета. Горение сопровождается специфическим шипящим звуком и дымовым эффектом. Для удобства применения фальшфейер может быть оборудован специальной рукояткой.

Вопросы для самопроверки:

1. В каких случаях применяются визуальные сигнальные средства?

2. Какие виды визуальных сигнальных средств знаете?

3. Что представляет сигнальная ракета бедствия?

4. Каковы действия судна, терпящего бедствия и принявшего сигнал бедствия?

Сигнализацией называется прием и передача сигналов для связи между судами или между судном и берегом в целях обеспечения мореплавания. К средствам внешней связи судна относятся:

  • радиосвязь;
  • звуковые;
  • зрительные;
  • аварийное радиооборудование;
  • пиротехнические.

Любые из вышеперечисленных средств связи могут быть использованы вахтенным матросом только с разрешения капитана или вахтенного помощника.

Радиосвязь

С 1999 года на всех судах установлена радиоаппаратура Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания (ГМССБ). Основное назначение ГМССБ – оперативная организация поисково-спасательной операции аварийного судна береговым спасательным координационным центром (СКЦ) с привлечением судов и других средств, находящихся в районе бедствия.

В результате на судах внедрены современные средства связи, основанные на широком использовании спутниковых и усовершенствованных обычных (включая цифровой избирательный вызов – ЦИВ) методов связи, позволяющих обеспечивать автоматическую передачу и прием аварийных сигналов на любом расстоянии независимо от метеорологических условий и условий распространения радиоволн (рис. 2.7). Специальные системы связи обеспечивают передачу на суда информации для обеспечения безопасности мореплавания (НАВАРЕА, НАВТЕКС).

Рис. 2.7. Аппаратура ГМССБ

Кроме этого, аппаратура позволяет обеспечивать и обычный радиообмен как в УКВ и ПВ/КВ диапазонах, так и с использованием спутниковой связи ИНМАРСАТ. Система ИНМАРСАТ предоставляет морякам телефон с прямым автоматическим набором номера, телекс, факс, электронную почту, режим передачи данных.

УКВ радиостанция предназначена для оперативной связи с береговыми службами и другими судами. Дальность действия стационарной судовой радиостанции примерно 30 миль. УКВ диапазон также используется для организации внутрисудовой связи при несении вахтенной службы, швартовке, постановке на якорь и т. п.

Основные каналы УКВ диапазона:

На каждом приборе аппаратуры имеется так называемая «красная кнопка», предназначенная для передачи сигнала бедствия. Вахтенный матрос должен быть внимательным с тем, чтобы случайно не нажать одну из них. Ложная передача сигнала бедствия грозит внеплановой проверкой всех судовых служб и штрафными санкциями.

Звуковые средства связи и сигнализации

Средства звуковой связи и сигнализации предназначены, в первую очередь, для подачи сигналов согласно МППСС-72. Звуковая сигнализация также может быть применена для передачи сообщений как по МСС-65, так и, например, для связи между ледоколом и проводимыми им судами.

К звуковым средствам относятся: судовой свисток или тифон (рис. 2.8), колокол, туманный горн и гонг.

Рис. 2.8. Судовой тифон

Свисток и тифон – основные средства для подачи звуковых сигналов согласно МППСС-72. Подачу звуковых сигналов осуществляют из ходовой рубки и с крыльев мостика нажатием сигнальной кнопки. При плавании в условиях ограниченной видимости включается специальный прибор (рис. 2.9), который подает туманные сигналы согласно заданной программе.

Рис. 2.9. Панель прибора для подачи туманных сигналов

Судовой колокол устанавливается в носовой части судна, вблизи брашпиля. Он используется для передачи сигналов на мостик при постановке судна на якорь и съемке с якоря, для подачи туманных сигналов при стоянке судна на якоре, на мели, для подачи дополнительного сигнала при пожаре в порту и т. п.

Туманный горн является запасным средством туманной сигнализации. Он используется для подачи туманных сигналов при выходе из строя свистка или тифона.

Гонг применяется для подачи туманных сигналов, предписанных правилом 35(g) МППСС-72.

Зрительные средства связи и сигнализации

Зрительные средства бывают световые и предметные.

К световым относятся различные светосигнальные приборы – сигнальные фонари, прожекторы, ратьер, клотиковый и отличительные огни. Дальность действия светосигнальных приборов обычно не более 5 миль.

В качестве предметных средств используются сигнальные фигуры и сигнальные флаги Международного свода сигналов (МСС-65).

Рис. 2.10. Бортовой огонь левого борта

Рис. 2.11. Ратьер

Сигнальные фигуры – шары, цилиндры, конусы и ромбы на судах применяются в соответствии с требованиями МППСС-72. Фигуры изготовляются из жести, фанеры, проволоки и парусины. Их размеры определяются Регистром. Хранятся они на верхнем мостике, кроме якорного шара, который находится на полубаке.


Рис. 2.12. Сигнальные фигуры

На судах морского флота используется Международный свод сигналов, комплект которого состоит из 40 флагов: 26 буквенных, 14 цифровых, 3 заменяющих ответного вымпела. Эти флаги поднимаются на фалах, хранятся в рубке в специальных ящиках-сотах.

Рис. 2.13. Флаги МСС-65

Свод предназначен для ведения переговоров по вопросам обеспечения безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море при помощи одно-, двух-, и трёхбуквенных сигналов.

Он состоит из шести разделов:

  1. Правила пользования при всех видах связи.
  2. Однобуквенные сигналы для срочных, важных сообщений.
  3. Общий раздел двухбуквенных сигналов.
  4. Медицинский раздел.
  5. Алфавитные указатели слов-определителей.
  6. Приложения на вкладных листах, которые содержат сигналы бедствия, спа-сательные сигналы и порядок радиотелефонных переговоров.

Однобуквенные сигналы





Цифровые вымпелы



Заменяющие вымпелы

Вымпел свода и ответный вымпел

Аварийное радиооборудование

К аварийным средствам связи относятся: аварийный радиобуй спутниковой системы КОСПАС-SARSAT, радиолокационные маяки ответчики (Search And Rescue Transponder - SART) и УКВ носимые радиостанции. Каждый член экипажа должен уметь самостоятельно привести в действие радиооборудование спасательных средств.

Международная спутниковая система КОСПАС-SARSAT предназначена для обнаружения и определения местоположения судов, самолетов, других объектов, потерпевших аварию.

Система КОСПАС-SARSAT состоит из (рис. 2.13):

  • судовые аварийные радиобуи (АРБ);
  • геостационарные и низкоорбитальные спутники, которые позволяют обнаруживать сигналы и определять местоположение АРБ с точностью до 5 километров;
  • спасательно-коордионационные центры (СКЦ), которые получают информацию со спутников.

Рис. 2.13. Система КОСПАС - SARSAT

Аварийные радиобуи

АРБ устанавливается на открытой палубе. При погружении судна на глубину около 4 метров АРБ свободно всплывает, для чего предназначено специальное устройство - гидростат, который освобождает буй. АРБ после всплытия на поверхность автоматически активируется, буй также имеет ручное включение.

АРБ снабжен плавучим линем, пригодным для использования в качестве буксира, и лампочкой, автоматически включающейся в темное время суток. Выдерживает сбрасывание в воду без повреждений с высоты 20 метров.

Источник питания обеспечивает работу АРБ в течение 48 часов. На наружной стороне корпуса АРБ указывается краткая инструкция по эксплуатации и дата истечения срока службы батареи.

Радиолокационный маяк – ответчик (AIS - SART)

Радиолокационный маяк-ответчик является основным средством обнаружения местоположения спасательных средств непосредственно в районе бедствия. На судне должно быть не менее двух SART, обычно расположенных на ходовом мостике.

При покидании судна SART устанавливается в шлюпке или плоту в специальном креплении, после чего включается и находится в режиме ожидания. При облучении приемника SART импульсом радиолокационной станции спасательного судна, он начинает излучать ответный сигнал, сигнализируя об этом подачей звукового и светового сигнала.

Сигнал SART на экране радара поискового судна индицируется серией точек (12 или 20), расположенных на равном расстоянии друг от друга, а также отображается на электронной карте. Дальность обнаружения SART судовой РЛС не менее 5 миль; РЛС воздушного судна, находящегося на высоте 1 км - 30 миль.

SART выдерживает сбрасывание в воду с высоты 20 метров, водонепроницаем на глубине до 10 метров. Емкость батареи рассчитана для работы в режиме ожидания – 96 часов, в режиме излучения – 8 часов. Легко приводиться в действие неподготовленным персоналом.

Носимая УКВ радиостанция

Носимая УКВ радиостанция обеспечивает связь на месте бедствия между спасательными средствами и поисковыми судами.

На каждом судне должно быть не менее трех УКВ носимых радиостанций, которые постоянно хранятся на ходовом мостике, откуда они могут быть быстро перенесены в спасательную шлюпку или плот.

Батарея УКВ радиостанции должна иметь достаточную мощность для обеспечения работы в активном режиме в течение 8 часов и 48 часов работы в режиме только приема.

В судовом расписании по тревогам должны указываться ответственные за доставку аварийного радиооборудования в спасательные средства.

Пиротехнические средства связи и сигнализации

На каждом судне должны быть следующие сигнальные пиротехнические средства: ракеты, фальшфейеры, дымовые шашки, буйки светящие и светодымящие для указания места спасательного круга на воде в темноте.

Пиротехнические средства влагостойкие, безопасные в обращении и хранении, действуют при любых гидрометеоусловиях и сохраняют свои свойства в течение минимум трех лет.

Пиротехнические средства хранят в водонепроницаемых металлических шкафах и ящиках с ячейками на палубе ходового мостика или в шкафах, встроенных в переборки помещений ходового мостика, с дверцей на открытую палубу. Ящики и шкафы всегда закрыты на замок. Один ключ должен находиться у старшего (третьего) помощника капитана, другой – в штурманской рубке.

Пиротехнические средства шлюпок и плотов, уложенные в контейнеры, в море должны находиться на штатных местах в шлюпках, а на стоянке в порту их рекомендуется убирать в надежное хранилище под замок.

Однозвездные ракеты красного или зеленого цвета предназначены для сигнализации во время проведения спасательной операции.

Ракета сигнала бедствия красного цвета выбрасывает на высоте 300 – 400 метров красные звезды, которые горят не менее 20 секунд.

Парашютная ракета предназначена для подачи сигнала бедствия. Высота взлета 300 – 400 метров, время горения – 45 секунд.

Фальшфейер – это гильза, в которой расположен пиротехнический состав и зажигательное устройство. Фальшфейер горит ярко-красным огнем в течение 1 минуты и является сигналом бедствия. Для привлечения внимания применяются фальшфейеры белого цвета.

Звуковая ракета предназначена для подачи сигнала бедствия, взрываясь на высоте имитирует пушечный выстрел. Звуковую ракету запускают только из пусковых стаканов, укрепленных на планшире или леерном ограждении на обоих крыльях мостика. При несрабатывании ракеты ее разрешается извлечь из стакана не менее чем через 2 минуты..

Плавучие дымовые шашки используют для подачи сигнала бедствия в светлое время суток. Шашка представляет собой жестяную коробку, внутри которой находится воспламенительное устройство и смесь, образующая густой оранжевый дым. Время выделения дыма – 5 минут, дальность видимости – до 5 миль. Буйки светодымящиеся крепятся к спасательным кругам, которые располагаются на крыльях мостика. Основное назначение спасательных кругов со светодымящимися буйками – обозначение места падения человека за борт.

Сигналы бедствия

Следующие сигналы, используемые или выставляемые вместе либо раздельно, указывают, что судно терпит бедствие и нуждается в помощи (Приложение IV МППСС-72):

  1. пушечные выстрелы или другие, производимые путем взрыва сигналы с промежутками около 1 минуты;
  2. непрерывный звук любым аппаратом, предназначенным для подачи туманных сигналов;
  3. ракеты или гранаты, выбрасывающие красные звезды, выпускаемые поодиночке через короткие промежутки времени;
  4. сигнал, передаваемый по радиотелефону или с помощью любой другой сигнальной системы, состоящей из сочетания звуков...- - -... (SOS) по азбуке Морзе;
  5. сигнал, передаваемый по радиотелефону, состоящий из произносимого вслух слова "МЭЙДЭЙ";
  6. сигнал бедствия по Международному своду сигналов - NC;
  7. сигнал, состоящий из квадратного флага с находящимся над или под ним шаром или чем-либо, похожим на шар;
  8. пламя на судне;
  9. красный свет ракеты с парашютом или фальшфейер красного цвета;
  10. дымовой сигнал - выпуск клубов оранжевого цвета;
  11. медленное и повторное поднятие и опускание рук, вытянутых в стороны;
  12. радиотелеграфный сигнал тревоги;
  13. радиотелефонный сигнал тревоги;
  14. сигналы, передаваемые аварийными радиобуями указания положения;
  15. установленные сигналы, передаваемые системами радиосвязи, включая сигналы радиолокационных маяков-ответчиков на спасательных шлюпках и плотах;
  16. полотнище оранжевого цвета с черным квадратом либо кругом или другим соответствующим символом (для опознавания с воздуха);
  17. цветное пятно на воде.

Запрещается применение или выставление любого из вышеуказанных сигналов в иных целях, кроме указания о бедствии и необходимости помощи; не допускается также использование сигналов, которые могут быть спутаны с любым из вышеперечисленных сигналов.

Статьи по теме: