Обработка охотничьих трофеев: как сделать череп своими руками. Как самостоятельно сделать череп-трофей – технология, советы и рецепты

М. ЗАСЛАВСКИЙ, руководитель группы экспериментальной таксидермии Зоологического музея АН СССР

"Охота и охотничье хозяйство" № 1 1980

Из добытого на охоте животного можно приготовить трофеи, пригодные как для экспонирования на охотничьих выставках, так и для расположения в интерьере. Мне бы хотелось предложить ряд охотничьих предметов, наиболее легко приготовляемых в домашних условиях.

Черепа копытных (оленя, лося, косули) и хищников (волка, медведя, рыси) - ценные охотничьи трофеи, украшающие уголок охотника и выставляемые для оценки на охотничьих выставках. Для изготовления трофея череп прежде всего должен быть целым, без видимых дефектов. С черепа снимают шкуру, срезают мускулатуру, удаляют глазные яблоки и язык, отделяют нижнюю челюсть, через затылочное отверстие извлекают мозг, а его остатки и мозговую пленку вымывают сильной струей воды. Для удаления крови череп вымачивают 10-12 дней в проточной воде или дают ему вымокнуть в стоячей воде, часто ее меняя.

Наиболее доступный способ очистки черепа от прирезей мышц и костного жира - это мацерация гниением. К сожалению, при гниении тканей, которое длится не менее двух-трех недель, возникает сильный специфический запах. Чтобы его ослабить, в воду нужно добавлять раствор агар-агара.

Мацерацию следует производить в холодной некипяченой воде, используя деревянную, стеклянную или пластмассовую посуду. В железной посуде мацерировать нельзя: кости в ней почернеют. Через каждые пять-семь дней раствор меняют. После отхода от костей мускулатуры и жира череп извлекают и промывают в проточной воде. Затем хорошо отмытый горячей водой с мылом череп высушивают.

Другой не менее эффективный способ обработки - вываривание костей в мягкой воде. Ею заливают череп и посуду с ним ставят на огонь. Если череп имеет рога, к ним прикрепляют рогульки, которые, располагаясь по краю посуды, не дают им погрузиться в горячую воду. С кипящей воды снимают пену; выварка продолжается до отделения остатков мускулатуры от костей; при этом слабеют костные связи и швы, выпадают зубы, поэтому такие черепа лучше вываривать зашитыми в марлевые или полотняные мешки.

После вываривания череп долго промывают в воде, а затем высушивают. При появлении жирного налета на костях его погружают на 30 час в 10% раствор нашатырного спирта.

У полорогих (дикого барана, козерога) отделяют роговые чехлы: завернув в тряпку рог, поливают его кипятком. Размякнув, чехол легко сходит со стержня. После выварки черепа чехлы вновь насаживают на стержни и крепят их шурупами или укрепляют на клее.

Можно черепа и кости скелета обрабатывать теплой водой, поддерживая постоянную температуру + 30 С, + 40 С. Мацерация этим путем длится не более 10-15 суток. Если она проходит недостаточно активно, добавляют кусочек свежего мяса, что ускоряет гнилостный процесс. Череп, проведший такую обработку, тщательно моют теплой водой с мылом. Если на костях черепа выступили клейкие вещества, его следует погрузить в горячий (+60 С) пятипроцентный содовый раствор на 10 суток. Череп нельзя обезжиривать в горячем растворе щелочи: она разрушает поверхность кости, портит ее внешний вид. Хорошо отмытый череп высушивают.

Следует помнить, что при мацерации в теплой воде растрескиваются клыки и резцы, что бывает вызвано резкой сменой температур. В этом случае черепа хищников и крупных грызунов лучше обрабатывать гниением.

Если череп все ж; остался жирным, его необходимо опустить в бензин на 10-15 суток, где он окончательно обезжирится.

Отбелка желательна для всех черепов после мацерации; производится она 4-5 % раствором перекиси водорода в эмалированной, деревянной или стеклянной посуде без крошек. Для быстрейшей реакции добавляют на 1 л 2,5 г нашатырного спирта. Чтобы череп равномерно побелел, его изредка переворачивают. Естественная окраска костей черепа светло-желтоватая, поэтому при отбелке не следует добиваться слишком большой белизны.

Отбеленный сухой череп натирают смесью мела и извести, парафином и полируют чистой суконкой. Выпавшие при обработке косточки, зубы вклеивают на свои места. В таком виде череп подготовлен для монтировки на подставку.

Трофеи укрепляют на подставках или медальонах. Подставки можно делать разного типа и формы, но они всегда должны быть скромными. Очень выразительна подставка, изготовленная из березового бревна, капа. Ее размер должен быть пропорционален трофею. Устойчивые подставки ставятся на ножки из прочных жердей (рис. 1). При этом должна создаваться гармония между типом коры на подставке, структурой и окраской рогов. Подставки следует изготовлять только из сухой выдержанной древесины, не тронутой вредителями. Они могут быть как простыми, так и резными, с мотивами растительности по бокам (рис. 2). Подставки окрашивают водяными красками в светло- или темно-коричневые тона, шлифуя их поверхность до появления матовости. Подставки "старят": обжигают, подкапчивают, что позволяет более резко выделить на ее поверхности светлый череп или лобные кости с рогами.

Медальоны под крупные черепа с рогами или для голов лося, оленя, дикого барана следует изготовлять из прочных материалов - бука, березы, дуба. Их форма может быть разной (рис. 3). По своим размерам подставки должны соответствовать типу и размерам трофеев, гармонировать с интерьером, для которого они предназначены.

Для рогов дикого барана или козерога, которые заходят своими изгибами далеко за затылок черепа, подставку изготовляют иначе: на нее крепят обрезок бревна, на который в свою очередь укрепляют череп или лобную кость с рогами (рис. 4). Можно монтировать такие рога и на обычных подставках, но тогда их приходится крепить к стене на специальных сварных металлических упорах (рис. 5).

Крупные черепа без нижних челюстей крепят к подставке так: переднюю часть черепа укрепляют медной лентой (10- 15 мм шириной), дугой, опоясывающей верхнюю челюсть, и пропускают ее по бокам черепа в прорезь на подставке; с тыльной стороны ее закрепляют шурупами. Для укрепления затылочной части применяют изогнутый под прямым углом металлический кронштейн с резьбой. Для этого в подставке просверливают отверстие, через которое пропускают конец кронштейна: другим концом его вставляют в затылочное отверстие. Затягивая гайку под подставкой, череп подтягивают к ней и прочно закрепляют.

Для укрепления рогов с лобной костью на подставке просверливают в лобной части по два отверстия. Легкие рога укрепляют шурупами, тяжелые и массивные - болтами, закрепляя их гайками с тыльной стороны подставки.

В зависимости от длительности пребывания под снегом, лучами солнца сброшенные рога оленей белеют, теряют свою окраску и разрушаются. Если рога были найдены вскоре после их сброса, они еще могут иметь естественную окраску. Такие трофеи могут быть использованы для различных поделок - изготовления люстр, светильников, подсвечников, ручек к охотничьим ножам.

Для придания сброшенному рогу естественного вида его прежде всего хорошо отмывают от грязи горячей водой с мылом, затем окрашивают роговину растворенной в воде краской (бейцем, бисмарком, марганцовокислым калием или другими водяными красками). Для придания рогу свежести его натирают парафином и шлифуют суконкой.

Светильники одиночные или парные из рогов лосей, оленей можно изготовить в зависимости от количества симметричных или близких по своему внешнему виду и размерам рогов. По верхней поверхности рога к каждому отростку подводят электропровод, который укрепляют на кости гвоздиками или эпоксидной смолой (рис. 6). На концах роговых отростков устанавливают небольшого размера патроны для ламп. Рог прикрепляют к подставке следующим образом: в его основании просверливают по центру отверстие диаметром 5 мм, глубиной до 30-40 мм. В центре деревянной подставки (в месте установки рога) просверливают сквозное отверстие и через него, совмещая рог и подставку, ввертывают прочный и длинный шуруп, который хорошо удерживает и крепит рог (рис. 7). Если рог тяжелый, тогда в его основании выпиливают прорезь в 2-3 мм и глубиной до 40-50 мм; в нее вставляют железную полосу, совмещают с нею основание рога и просверливают железо и рог одновременно. В отверстия забивают заклепки или рог укрепляют болтами, врезая головки в кость (рис. 8), Изогнутый противоположный конец полосы пропускают через прорезь в подставку и закрепляют ее с другой стороны шурупами. Электропровод пропускают через отверстие в подставке.

При изготовлении декоративной люстры из рога оленя на его отростках располагают лампочки или подсвечники. Рог подвешивают на тросиках к потолку (рис. 9). По бокам лопаты или оленьего рога просверливают отверстия, в которых закрепляют концевые части тросиков. Электропроводку спускают от потолка к центру рога. Расположение провода, его закрепление такое же, как и при изготовлении светильника.

Если делают люстру из 3-4 рогов, то в этом случае рога совмещаются между собой по центру основаниями и укрепляются под определенным углом на прочной сварной крестовине. Основание каждого рога обжимается железной полосой, которую закрепляют болтиками. Медная трубка 20-30 мм в диаметре прочно скрепляется с крестовиной и становится держаком, который подвешивают к потолочному крюку. Длина трубки зависит от высоты помещения. Крестовина с нижней стороны декорируется рогом или срезом капа (рис. 10), Такая люстра может иметь 10-15 ламп. На отростках рогов укрепляют и подсвечники. Следует иметь в виду, что люстра тяжела и требует прочной арматуры и надежного крепления.

Уже сама форма изящной передней или задней конечности кабана подсказывает ее использование в качестве настенного светильника. У добытого животного отделяют конечность, по нижней ее стороне наносят разрез до основания копыт. Нож лучше вводить под шкуру, тогда он не портит волоса. Если возможно, шкуру с ноги лучше стянуть чулком до копыт и на подошве сделать один небольшой разрез для ее отделения (рис. 11). Если это удалось, кожу необходимо хорошо выскоблить от сухожилий и мышц, консервировать поваренной солью и алюмокалиевыми квасцами. Одновременно с этим на бумагу боком укладывают извлеченную из ножи конечность и обводят карандашом, получая ее абрис. По нему и размерам, снятым с конечности, вырезают из плотного пенопласта или накручивают по проволочному каркасу материалы, удобные для воспроизводства конечности в макете,- пеньку, солому, стружку, сено, мох.

Следует учитывать, что в том месте, где обычно проходит сухожилие, через всю конечность в макете будет проходить электрический провод. Светильник, изготовленный из конечности, должен иметь изгиб в суставе, что позволяет укрепить между передних копыт небольшой патрон электролампы или установить светильник типа подсвечника. Такой изгиб оправдывает тип светильника (рис. 12). Перед тем как установить макет и обшить его, необходимо подготовить для этого шкуру, хорошо отмыть ее в теплой воде от соли и крови, применяя для этого мыло или стиральный порошок, потом протереть ветошью, в мех высушить крахмалом, втирая его глубоко в подшерсток, а затем выдуть его из меха струей воздуха из пылесоса. Для предохранения экспоната от порчи его молью или жуком-кожеедом мездровую сторону шкуры несколько раз смазывают 3-4% раствором карбофоса. В очищенные от мышц и костей копыта набивают мягкую глину для придания этой части ноги правильной формы. Подготовленный макет укладывают в шкуру и обшивают, стремясь сделать шов малозаметным. В связи с тем, что проволока или металлический штырь, выходящий из макета конечности, имеет на конце резьбу, его будет нетрудно прикрепить к стене на подставку.

Из нижней части конечности кабана можно изготовить стаканчик для карандашей. Для этого снимается или стягивается шкура до копыт чулком, между копыт наносят разрез, через который вычищают кожу. Шкуру протравливают и, зашив разрез, плотно набивают ее полость сухими опилками или песком. При этом ее правильно устанавливают, укрепляют на временной подставке и высушивают, следя за тем, чтобы кожа не деформировалась. Через несколько дней она прочно затвердевает, содержимое удаляют и внутреннюю сторону кожи и копыт проклеивают слоями марли. Верхний край стаканчика выравнивают, срезая лишние участки кожи. Чтобы стакан стоял прочно, его прикрепляют к подставке болтиком, просверлив для этого отверстие между копыт на подошве (рис. 13).

Пепельницу изготовляют из черепа волка или медведя. Из черепной коробки выпиливают крышку, которая затем укрепляется на петле и откидывается назад (рис. 14). Нижняя челюсть в этом случае может быть отделена, а сам сувенир укреплен на подставке из среза березы или березового капа. На подставке можно укрепить череп с открытой пастью, закрепив его шурупами: тогда будут хорошо видны клыки.

Любите Кавказ? Этот, воспетый в веках, край, насыщенный чистыми стремительными реками, бескрайними вершинами, полный радушных, улыбающихся людей, готовых приютить незнакомца, угостить молодым вином, пенно льющимся из кубка, домашним сыром и хлебом.

И каждый раз, возвращаясь с Кавказа, привозишь эту частичку южной любви. И, конечно же, сувениры, будь то столовое серебро , острые кизлярские кинжалы и ножи, сосуд из рога быка. Но иногда, пораженный красотой изделия, не только замираешь перед ним, но загорается идея сделать такую красотищу самому.

Кубок из рога своими руками

Во-первых, для обработки рога быка своими руками нужно определиться с материалом. Вернее, с животным. Абсолютно любой рог не подходит. Вам нужен рог полорогого животного. Конечно, можно поискать рога саблерогой антилопы или не менее экзотической импалы, но, скорее всего, в процессе поисков вас постигнет неудача, если вы не фанат путешествий или у вас друзья по всему шарику. Поэтому подойдет рог какого-нибудь яка, зубра или просто буйвола (они используются в качестве домашних животных на том же Кавказе) и обычного быка. Последний вариант - доступнее всего.

Весь процесс технологически не очень сложный и состоит из следующих этапов:

  • осмотр заготовки на предмет трещин;
  • при необходимости - отпиливание основания;
  • удаление костного стержня;
  • шлифовка;
  • нанесение рисунка.

Технологически-то он несложен, но вся проблема в навыках. Скорее всего, при создании десятого кубка, у вас не останется и десятой доли вопросов, возникших при изготовлении первого. Беда в том, что дорога к десятому идет через первый.

Начальный этап - осмотр . Выбирая заготовку для будущего изделия, постарайтесь найти рог с минимальным количеством трещин. Вообще, идеально было бы найти рог недавно убитого животного. Поскольку при хранении рогов очень большую роль играют температура окружающей среды и влажность. Если рог подвергнуть резким температурным перепадам, то он может начать расслаиваться. Если же будущий сосуд хранится в условиях, при которых он неравномерно увлажняется и высыхает, то его покоробит.

Рог выбран . Следующий этап - удаление костного стержня. Вначале необходимо зрительно определить, видно ли его. Если костный стержень не виден, то необходимо произвести спил. Конечно, это можно делать и ножовкой, но оптимально - ленточной пилой. И вон он - стержень. Но просто так достать его не удастся. Чтобы его извлечь из рогового чехла, необходимо рог вымочить. На это уйдет несколько недель. Не хотите ждать? Тогда вываривайте.

Для вываривания используйте емкость, которую не жалко выбросить. Отправьте домашних погулять, надолго, лучше на весь день, включите вытяжку, если она есть и откройте окна. Процесс займет часа два-три. После вываривания осторожно достаньте горячий рог из емкости и постучите о какую-нибудь деревяшку. При отсутствии деревяшки можно взять длинную отвертку и пройтись внутри по периметру рогового чехла. Стержень вывалится. На этом самая «благоухающая» часть процесса закончена.

Но начинается самая «муторная» часть работы - шлифование . Но прежде, чем начать шлифовать дайте рогу остыть. После варки он стал мягким и податливым, с таким работать очень трудно, а повредить - проще простого.

После остывания рог снова затвердевает. Кстати, если вам попался загнутый рог, то распрямив и зафиксировав его, можно придать ему новую форму. Но этим, пожалуй, стоит заниматься, когда немного набили руку, во-первых, а во-вторых, может потребоваться дополнительное оборудование для фиксации.

Задача текущего этапа - шлифование внутри и снаружи. Здесь используются самые различные инструменты и материалы:

  1. наждачная бумага;
  2. шабер;
  3. паста ГОИ;
  4. пемзовая паста;
  5. шлифовальный станок;
  6. цикли.

Главная задача - отполировать поверхность до блеска. С внешней стороной, конечно, работать намного проще - она доступна. Главное не переусердствовать, если вы используете шлифовальный станок. Но и не стоит опасаться. Рог - вещь довольно крепкая. Иногда какие-то отдельные выступы даже просто срезают. Если же станка нет, то вам предстоит многочасовая тренировка рук с использованием наждачной бумаги различной зернистости - от крупной к мелкой, пока не получите приемлемый результат. Кстати, если вам вначале пришлось отпилить часть пилой, не забудьте отшлифовать место спила.

Хуже обстоит дело с внутренней частью. Самый главный вопрос при изготовлении кубка из рога быка - как сделать так, чтобы не допустить появления привкуса у напитка. Ведь если внутреннюю часть обработать плохо, то оставшаяся там органика просто начнет гнить. Соответственно, любой напиток, налитый в этот кубок, получит «необыкновенный» привкус. Поэтому, после прохождения шабером, есть смысл сделать самодельный шлифовальный инструмент. На куске жесткой проволоки зафиксировать наждачную бумагу, затем закрепить эту проволоку в дрель и шлифовать с ее помощью.

Далее добиваемся финального блеска, благодаря войлоку и пасте ГОИ. Некоторые умельцы считают, что рог должен быть белоснежным, поэтому отбеливают его. Составы для отбеливания бывают разными, в том числе довольно агрессивными, поэтому лучше попробовать их действие на ненужном обрезке. Иногда такие кубки снаружи покрывают орнаментом или лаком.

Часто рога по краю отделывают металлом с чеканкой, гравировкой и даже с филигранью , но это уже совсем иная история, требующая совсем иных навыков.

Если хотите установить рог на видном месте, то для него можно сделать подставку из дерева или из того же металла, что пошел на отделку рога. Также часто рога вешают на цепочку или ремень. Для этого с тупого и острого края изделия нужно сделать «ушки» для них и тогда сувенир можно будет повесить на ковер рядом с оружием, как это принято на Кавказе.

Не получается сделать - можно купить

Как видите, процедура превращения части животного в красивый предмет, которым можно похвастаться, довольно непростая, требующая многих вещей. Поэтому если вам нужен кубок из рога быка, купить его будет намного проще, чем сделать самому. Более того, готовые кубки украшены искусными орнаментами и красивейшей отделкой. Все равно, он будет хранить тепло рук мастера, и напоминать вам о Кавказе.

Любой охотник, подстрелив лося с красивыми, полными рогами, задумается, прежде чем выкидывать его череп. Нередко приходится встречать роскошно выглядящие трофеи, которые грамотно оформили. И тогда возникает подобный вопрос: "Как обработать рога лося в домашних условиях?" В принципе, это возможно, но нужно придерживаться определенной последовательности действий и условий работы. Каждый мастер обязан помнить о технике безопасности: при работе с препаратами следует надевать перчатки, маску или респиратор, защитную одежду (фартук). Какие рога подходят?

Выбор материала под трофей

Рога - самая внушительная и узнаваемая часть черепа. По ним можно определить возраст животного и его вид. В двухлетнем возрасте появляются «дудки» - первые рога самцов, но полноценными рогами язык не поворачивается их назвать. Трофей из них не получится, а потому череп лосенка сложно использовать для изготовления памятного украшения на стену. Уже в 3 года рога начинают становиться похожими на взрослые, но самый пик красоты достигается через год.

Существует несколько разных видов копытных: полорогие, у которых рога не ветвятся, а растут всю жизнь, и полнорогие, меняющие их время от времени. У самок лосей, как у представительниц полнорогих, рогов нет, но у полорогих они могут наблюдаться (коровы, козы). Ранее такие трофеи Международный совет охотников просто не знал, как оценивать, а потому на различные выставки подобные черепа просто не допускались. Однако в 1975 году была разработана специальная форма их оценки, и трофеи начали участвовать в конкурсах и выставках.

Не каждый череп подойдет

Допустим, охотник нашел в лесу рога, которые неизвестно сколько времени лежали в земле, омывались дождями и поедались червяками, грызунами. Подходит ли такой материал на трофей? Логично, что нет. Не подойдут даже такие рога и черепа лося:

  • Поврежденные какими-либо химическими веществами.
  • Испорченные грызунами. Если мыши водятся у охотника дома, нужно проследить за этим.
  • С механическими повреждениями (царапинами, отломавшимися частями, трещинами).
  • Перезимовавшие хоть одну зиму без животного, в траве.

Кроме того, из-за прекратившейся подпитки костей от живого зверя, нужно следить, чтобы воздействие воды не сделало рога домом для плесени и не повредило их структуру.

Подготовительные работы

Череп требует бережного отношения - при снятии кожи, мышц, обрабатывании глазниц ни в коем случае нельзя использовать нож. На фото череп лося, равно как и в реальной жизни, должен выглядеть как первоклассный трофей, а потому нельзя нанести даже совсем маленький порез. Жир, кожу и мясо убирают пальцами, лишь веки и сухожилия отрезают лезвием ножа. Мозг удаляется через затылочное отверстие: проволокой нужно его взбить, после этого вытрусить содержимое, удалив особо большие части пинцетом. Потом череп промывается под достаточно сильной струей воды.

С рогов нужно очистить грязь, но сделать это без воды. Лучше всего будет их подсушивание и удаление пыли мягкой щеткой. Далее их можно отполировать воском. Работа производится материей из байки или любого натурального материала. К рогам положены деревянные подставки, выполненные под их размер и структуру, но об этом позднее.

Прежде всего, нужно помнить о том, что рога мочить нежелательно, но череп нужно выварить, а потому стоит позаботиться о необходимой посудине, где полностью поместится череп, но рога не будут погружаться в жидкость. Часто для этого их снизу дополнительно крепят к деревянным доскам, работающим как плот. Нижнюю часть будет неплохо обмотать сухой тряпкой. Сам череп заливают холодной водой, а потом доводят ее до кипения.

Вода нужна без хлора, чтобы испарения не повлияли на кость (поверхность не потемнела и не появились трещины), а значит, водопроводная не подойдет. Для этих целей набирается вода из ручья, колодца, сгодится дождевая, талая или родниковая - любая, где будет поменьше примесей. Сколько нужно варить череп лося? Несколько часов, а за это время нужно пополнять вывариваемую воду до первоначального уровня. Дальше будущий трофей оставляют на 8 часов в воде температурой около 10-20 градусов на 8 часов, чтобы он остыл.

Правильная опиловка

После этого черепу дают высохнуть в тени, но так, чтобы на протяжении дня на него не попадали солнечные лучи. Потом можно приступать к опиловке черепа лося. Это важный процесс, так как от него зависит аккуратность будущей работы, а испортить все почти в самом конце было бы обидно. В отличие от черепов баранов, оленей, козлов, лосиный подвергается опиловке, чтобы он не забирал на себя внимание, предназначенное рогам. Что касается вышеперечисленных животных, то при обработке этих трофеев нижняя часть черепа оставляется - нижняя челюсть содержит зубы, по которым определяется возраст животного.

Но вернемся к основной теме нашей статьи. Оставить нужно глазницы, межчелюстные и носовые кости. Вся нижняя часть, обе челюсти, основание черепа полностью удаляются. Для этого его погружают в воду до того участка, где нужно делать отпил, наводят границу сухой и мокрой кости карандашом. Отпил производится хирургической или столярной пилой, где зубья наиболее мелкие. Мочат кость для того, чтобы она не крошилась и не трескалась, ведь тогда целостность будет нарушена. Загрязнившийся или жирный череп промывают в поваренной соли или соде.

Как отбелить череп лося

Есть несколько способов отбеливания, но не каждый можно воспроизвести без заготовленных заранее препаратов. Самый распространенный - это приготовление раствора аммиака (25%) и перекиси водорода (15%) в пропорции 5:1. Сам череп лося обматывают ватой или тканью, привязывая ее шнуром. Рога оставляют на открытом воздухе, так как их отбеливать не нужно. Приготовленный раствор заливают в посудину и туда опускают череп. Уровень жидкости будет идеальным, если череп окажется ниже его на 2 см. Дальше идут рога, поэтому доливать раствор не нужно. Держать 20 часов.

Другой вариант этого же способа - это такое же обертывание ватой, но приготовление немного другого раствора. Вату пропитывать нужно водой, где содержится 7-10% перекиси водорода и 5 мл 25% аммиака. Оставить посудину нужно на 4 или 5 часов в помещении, где темно и нет прямых солнечных лучей. Есть более быстрый способ: замачивают череп в 30% перекиси водорода на 15 минут. После этого его промывают водой, при этом следя, чтобы ни вода, ни раствор не попали на рога.

Другие способы отбеливания

На фото череп лося с рогами, отбеленный тем или другим способом, выглядит презентабельно, если работа выполнена аккуратно. Следующий способ требует от мастера именно этого. Перед отбеливанием трофей замачивают в воде на 1-2 часа и кипятят несколько минут. После этого кость подсушивают и наносят на нее заранее приготовленный раствор. В него входит 33% перекись, мел и магний в одинаковых пропорциях (столько, чтобы получилась сметанообразная густота). Оставляют на 10-20 часов во влажном месте, а после очищают щеткой. Неосторожное движение приведет к попаданию раствора на рога, на которых могут остаться выцветшие капли.

Также можно прокипятить череп в 25% растворе нашатыря (250 см 3 на 1 литр воды). Потом наносят кисточкой 33% перекись водорода, а после этого высушивают. Каждый метод имеет право на существование, и каждый мастер волен выбирать любой из них с учетом собственных предпочтений.

Важность обезжиривания

Изготовление черепа лося (имеется в виду выставочный экземпляр) - процесс, имеющий определенные нюансы из-за того, что трофей рассчитан на долгосрочную службу. Он должен выполнять роль украшения не один год, являясь при этом внушительным доказательством успеха охотника. Для этого проводят такие мелкие работы, как обезжиривание, косметика, полировка. Почему это важно? Все из-за внешнего вида, презентабельность которого неизменно теряется при воздействии воздуха, солнечных лучей, влажности и жира. Последнего можно избежать, правильно проведя обезжиривание перед отбеливанием.

Для выведения жира из костной ткани на сутки опускают кость в бензин. После этого кладут череп в воду и доводят ее до кипения. Рога натирают щеткой, смоченной в слабом растворе стирального порошка. Этот способ вызывает вопросы у многих, так как рога следовало до этого беречь от жидкости. Что ж, охотник может выбрать, какого придерживаться мнения: согласиться на риск появления плесени, но убрать возможные темные пятна жира, которые появятся со временем, или не рисковать.

Завершающий этап: полировка

Для полировки черепа лося с рогами нужен свой рецепт. Здесь тоже есть несколько способов: взять мел и денатурированный спирт в соотношении 1:2, нанести на материю и обтереть ею все участки, выемки и сгибы. Второй рецепт заключается в использовании венской извести и порошкового мела в соотношении 2:1. Смесь таким же образом наносят на материю и ею вытирают поверхность черепа. Нельзя пытаться втереть всю смесь в кость - легких движений будет достаточно.

На этой же стадии можно придать блеск или матовый оттенок. Для этого растирают по поверхности кости парафин тонким слоем. Разрешается подкрашивать рога лося, однако делать это нужно, будучи уверенным, что цвет получится натуральным. Неестественно светлые рога создадут иллюзию подделки, а неумело покрашенные - и вовсе испортят ощущения от трофея. Запрещается покрывать украшение лаком. Если трофей должен отправиться на выставку, нужно учитывать правила оформления и обратить внимание на вопрос о том, какие красители категорически запрещено использовать.

Крепления в трофее

Существует способ изготовления трофеев сразу из нескольких животных: рога лося крепят к черепу животного, сбросившего рога или вообще не имеющего их. Тогда череп обрабатывается отдельно, а значит, сам процесс не настолько утомителен. Для отбеливания его натирают 15% перекисью водорода. Можно сделать иначе: обернуть марлей в несколько слоев и нагреть до 70-80 градусов в духовке. Дать остыть и смочить несколько раз в денатурированном спирте, просушить и зажать тисами. Проделать отверстия диаметром 5-6 мм, в которые вставляются пеньки - полые трубки 3-4 см. В них потом вставляются рога.

Дальше череп лося обрабатывают ацетоном, снаружи обрабатывают пеньки глиной, а изнутри - эпоксидной смолой. Цвет рогов и лба из-за чужеродности может сильно контрастировать, и чтобы сгладить впечатление, нужно смазать лоб смесью глины, клея, мела и нитролака. Рога крепятся винтами, которые потом заливаются клеем, а отверстия вокруг креплений обрабатываются ацетоном. К подставке трофей крепится не винтами, а проволокой.

Как выглядит череп лося с неправильной подставкой? Как минимум нелепо. Следует обратить внимание, что для трофеев, предназначенных для настенного украшения, делается подставка определенной формы и стиля. Прежде всего учтите, что медальон должен выдержать тяжелый вес рогов лося. С этой задачей справятся деревянные доски, толщина которых будет около 4 см. К стене конструкция крепится двумя скобами. В медальоне выделяются две части. Первая - декоративная, она идет вокруг черепа и может быть оформлена в виде узоров, листьев, коры дерева и других деталей. Ее может и не быть, если подставка должна быть простая, выполненная строго.

Вторая часть представляет собой место, где крепится череп. Оно не имеет узоров и очерчено строго по форме черепа. Кость крепится проволокой, но есть и другой способ. Массивные рога лося требуют прочного крепления, и проволоки может оказаться недостаточно. Для этого череп крепят саморезами к подставке.

  • После вываривания зубы могут выпадать. На место их можно прикрепить клеем. Главное - не запутаться, на каком месте они должны стоять.
  • Сильно светлые рога можно искусственно затемнить спиртовым настоем грецкого ореха или обычным калием перманганата. Во избежание случайного попадания препаратов на череп его заматывают в пакет.
  • Отростки рогов можно полировать, но делать это рекомендуется мелкой наждачной бумагой, не крупной.

Таким образом, каждый охотник может собрать свою коллекцию трофеев, созданных своими руками. Особо качественные работы могут участвовать в выставках и конкурсах, но для этого нужно изучить правила подобного мероприятия. Чтобы не забыть дату и место триумфа, можно выгравировать на подставке название животного, возраст и место охоты.

Как обработать рога?

Окостенелые рога парнокопытных, например оленя, лося или косули это уникальные и ценные охотничьи трофеи, которые могут украсить любой уголок интерьера. Для обработки рогов, рога прежде всего должны быть целыми и сухими, без особых дефектов, трещин, сколов и т.д.

Чтобы охотничий трофей из рогов сохранился его необходимо правильно обработать. Эта статья посвящена рассказу, как обработать рога в домашних условиях подручными средствами.

Материалы для обработки рогов:

  • Сами рога парнокопытных (оленя, лося, барана, косули)
  • Солевой раствор
  • Шкурка наждачная для шлифования
  • Войлок и спиртовая морилка.

Первым делом трофейные рога, должны быть отделены от черепа если он имеется. Во избежание повреждения рогов отделять нужно максимально аккуратно.

Далее нужно произвести чистку рогов от мягких тканей и ненужных фрагментов. Также следует устранить поврежденные участки, сохраняя пропорциональность рогов. Далее вторым делом нужно отмочить трофейные рога в соляном растворе.

Этот процесс должен быть обязательным так, как рога должны подвергнуться про дезинфицированию. После про дезинфицирования рога нужно поместить в насыщенный раствор из соли не менее 2 суток. При помещении рогов в раствор его температура должна составлять 50-70 градусов.

Далее следует вытащить трофейные рога из соляного раствора, промыть его для удаления различных фрагментов и высушить их например с помощью камеры для сушки. Если у вас нету сушильной камеры, то рога можно просушить в любом закрытом помещении при постоянной температуре не менее 27 градусов. Высушенные оленьи рога до обработки должны пролежать в сухом прохладном месте не менее 10 суток.

Третьим делом трофейные рога должны подвергнуться шлифовке чтоб придать им сувенирный вид. Зерно для шлифовки на наждачной шкурке следует подобрать максимально мелкое. Затем после грубого зашкуривания рога и устранения всех изъянов, нужно отполировать рога. Материалом для полировки рогов служит бархаток и войлок.

Четвертым делом обработанные рога нужно пропитать морилкой желательно спиртовой. Для приобретения естественного блеска, лучше не лакировать рога. Но если у вас сильно поврежденные или старые рога можно подвергнуть лакированию.

Интерьер

Рога животных можно укрепить на различных поверхностях, например на стене, на различных медальонах или подставках.

Подставки для закрепления рогов могут быть изготовлены разного типа и формы. Материал для подставок может быть изготовлен из березы или березового капа. При поделке следует учесть размеры подставки пропорционально к трофейным рогам. Материалом для подставки служит сухая древесина без повреждений и нетронутой птицами и насекомыми.

Готовые подставки можно обработать лакокрасочными средствами в темно-коричневый или светлый свет периодически шлифуя поверхность до появления матовости.

Что говоря про медальоны то они в основном используются под крупные рога например большого лося, оленя или дикого барана. Основой для медальона применяют более прочные материалы – бук, береза, дуб. Также следует учесть форму медальона они должны соответствовать размерам трофейных рогов и гармонировать с окружающим интерьером.

Следуя по выше описанной схеме, рога могут сохранить свой естественный вид, и красиво гармонировать с интерьером дома или хижины охотника!

Обработка рога

Современное декоративное панно, выполненное из рога и металла.

Рог - это костный стержень, покрытый роговым чехлом, который растет вместе с костным стержнем от основания рога, с годами покрываясь новыми слоями рогового вещества. Этим объясняется его слоистая структура. Довольно тонкий у основания, роговой чехол постепенно утолщается, образуя на вершине очень плотный монолитный конец.

Строение рогового чехла: 1 - выпуклая часть; 2 - полость рогового чехла (раструб); 3 - вогнутая часть; 4 - монолитный конец.

Роговой чехол, из которого удален костный стержень, мастера обычно называют просто рогом. Его используют для изделий, которые можно условно разделить на две группы.

К первой относятся такие изделия, в которых в основном используется природная форма рога. Скульптура, в которой художники, используя естественную форму и рисунок рога, создают небольшие фигурки птиц и зверей, возникла сравнительно недавно, а в древности из целого рога мастера чаще всего изготовляли утилитарные предметы: совки, черпаки, пороховницы, кубки. Во многих областях России пастухи издревле применяли рог для изготовления раструба жалейки. В Белоруссии и Польше рог шел на раструбы волынки. У народов Кавказа коровий рог служил основой традиционных кубков. Его применяли в сочетании с латунью и серебром. Древнюю традицию поддерживают современные мастера.

Ко второй группе относятся предметы, сделанные из распрямленных пластин рога: гребни, пуговицы, лотки, туалетные коробочки, женские украшения.

Изделия из рога: анималистическая скульптура, коробочка, жалейки, кубки, брошь, совок и пуговицы.

Коровий рог хорошо режется (в распаренном виде даже ножницами), гнется, прессуется, полируется и окрашивается. Его можно отделывать инкрустацией, гравировкой, ажурной резьбой, насечкой. Более подробно об этих технологиях будет рассказано в следующих статьях нашей энциклопедии.

Рисунок рога разнообразен, он имеет мягкие, приглушенные цвета с постепенным переходом от черного к почти белому. Роговая масса полупрозрачна, и слои рога, просвечивая, придают ему неповторимое своеобразие.

Несколько слов об инструментах, необходимых для обработки рога.

1 - инструменты: тесло, шаберы, фигурные цикли, пресс для выпрямления мелких пластин рога.
2 - изготовление тряпичного диска.

Распиливают рог на пластины обычной столярной пилой. Для черновой обработки применяют тесло или косарь, а для выравнивания пластин - небольшой рубанок и рашпили. Для выпрямления пластин используют прессы, струбцины и зажимы. Шабером, циклями и кусочками битого стекла шлифуют поверхность рога перед полированием. Шаберы различных сечений легко изготовить из напильников и надфилей, сточив с них насечку. Для шлифования поверхностей, имеющих сложную кривизну, применяют фигурные цикли. Окончательную шлифовку и полировку производят специальными пастами вручную или на шлифовальных дисках. Круги для шлифовального диска можно вырезать из голенищ старых валенок. Диаметр диска может быть от 15 до 30 см, а толщина - 3-4 см. Войлочные круги склейте клеем БФ-6 и высушите под прессом. Проделав в центре готового диска отверстие, укрепите его на валу точильного станка вместо абразивного камня. Можно укрепить диск гайками с шайбами на металлическом стержне с резьбой, а сам стержень зажать в патроне сверлильного станка.

Кроме войлочного, нужен еще и матерчатый диск - на нем полируют детали, имеющие сложную конфигурацию: благодаря своей гибкости он способен полировать самые труднодоступные углубления. Кроме того, матерчатым кругом снимают лишнюю пасту после полирования на войлочном круге. Чтобы изготовить такой диск, вырежьте из обрезков сукна или хлопчатобумажной ткани несколько десятков одинаковых кругов. Сложив вместе столько кругов, сколько возьмет машинка, сшейте их. Отступив от края на 3-4 см, сначала прошейте по окружности, а затем по спирали, постепенно приближаясь к центру. Сшитые круги последовательно склейте друг с другом. Клей наносите узкой полоской, идущей вдоль края на расстоянии 3-4 см от него. Тряпичный круг, как и войлочный, укрепляется на валу точильного станка.

Удалить костный стержень из рогового чехла можно двумя способами - вымочить рог в воде (на это уйдет две-три недели) или выварить в течение нескольких часов. После вымачивания или вываривания легкими ударами костным стержнем о деревянную колоду снимите с него роговой чехол. Затем проварите роговой чехол в воде, добавив в нее немного питьевой соды. После этого тщательно вычистите рог изнутри деревянной лопаткой и обрежьте ножницами тонкие неровные края раструба.

Обычно рог имеет серый налет, который мешает рассмотреть естественный рисунок. Чтобы проявить рисунок, обработайте рог вчерне шабером или циклей. Учитывая форму рога, пропорции и рисунок, определите, для каких целей можно применить заготовку. Случается, в иной заготовке отчетливо угадывается образ какого-нибудь животного. Не только форма, но и расположение цветовых пятен рисунка подчеркивают сходство. Редкий мастер удержится, чтобы не выполнить из такого рога анималистическую скульптуру. Монолитный конец рога дает возможность наносить на него глубокие порезки. Обычно из монолитной части вырезают морду животного. Причем вырезают осторожно, чтобы не нарушить целостности, которая присуща анималистической скульптуре из рога. Часто бывает достаточно слегка наметить глаза и нос - и сразу можно узнать, к примеру, медведя, муравьеда или барсука. Порой достигают выразительности добавлением нескольких мелких, но характерных деталей. Скажем, белые клыки из кости превращают рог в забавного моржа.

Существует и более трудоемкий способ создания анималистической скульптуры - наборный, когда фигурка склеивается из отдельных деталей. Работать над наборной скульптурой можно только после освоения многих технических приемов обработки рога.

Прежде всего необходимо уметь распрямлять и гнуть пластинки рога. Зажав монолитную часть в тисках, распилите рог на кольца или пластинки. Оставшийся монолитный конец может быть потом использован для мелких резных и токарных работ. Кольца и пластинки кипятите в воде до тех пор, пока они не станут мягкими. Слегка дав рогу остыть, распрямите кольцо или пластинку руками и зажмите в прессе между двумя медными полированными плитами, предварительно подогретыми. Чтобы заготовки рога не треснули, винт пресса нужно вращать медленно. После высыхания прямо в прессе заготовки надежно сохраняют полученную форму.

Есть и другой способ выпрямления рога - его применяют, когда нужно распрямить целый рог. Отпилите монолитный конец и разрежьте раструб вдоль выпуклой части. Возьмите рог металлическими щипцами, углубите в муфельную печь и держите на весу. Перед этим обязательно наденьте огнезащитные рукавицы. В зависимости от температуры в муфельной печи рог будет развертываться быстрее или медленнее. Как только он развернется совсем, не давая остыть, зажмите в прессе между двумя медными плитами. После полного остывания рог можно вынимать из-под пресса.

Из распрямленных роговых пластинок толщиной не более 5 мм можно изготовить декоративные лотки, коробочки, а также детали наборной скульптуры способом прессования. Из березового, дубового или букового бруска изготовьте матрицу и пуансон. В матрице вырежьте полукруглыми стамесками углубление, соответствующее форме изделия. В пуансоне эта же форма должна быть выпуклой, но с таким расчетом, чтобы при соединении пуансона и матрицы между ними оставался зазор, равный толщине пластинки.

Перед прессованием роговую пластинку прострогайте рубанком, следя за тем, чтобы толщина ее была одинаковой на всех участках. Затем окончательно обработайте пластинку рубанком, отшлифуйте и отполируйте. Нагретую в муфельной печи пластинку нужно сразу же прессовать, осторожно, без резких движений вдавливая ее пуансоном в матрицу под прессом. После полного остывания изделие или деталь выньте из-под пресса.

При работе с рогом часто возникает необходимость согнуть некоторые детали под определенным углом. Крупные детали можно согнуть, нагревая их над электрической или газовой плитой, а мелкие - над пламенем свечи. Нужно следить за тем, чтобы пламя не касалось рога. После размягчения пластинку согните как нужно и дайте остыть в этом положении. Крупные детали гните в рукавицах.

Ювелирные изделия, декоративные панно и другие вещи, имеющие темную однородную окраску, в некоторых случаях можно инкрустировать металлической проволокой. По контуру процарапанного тонкой иглой рисунка просверлите отверстия, соответствующие диаметру проволоки. Проволоку можно взять латунную, медную или алюминиевую. Смазав конец проволоки клеем БФ-2, вставьте ее в отверстие и обрежьте кусачками заподлицо. Таким же образом заполните все остальные отверстия рисунка. После высыхания клея концы проволоки сточите напильником, затем отшлифуйте наждачной бумагой и отполируйте.

Крупную деталь или целый рог можно довольно хорошо отшлифовать шабером или кусочками стекла. Шлифовать нужно все время вдоль направления волокон. Проверить качество шлифовки можно на глаз, поместив рог так, чтобы на него падал боковой свет, хорошо выявляющий мельчайшие царапины. При шлифовании снимаются мельчайшие стружки. На последней стадии шлифовки, чтобы снимаемые стружки были как можно тоньше, обрабатывайте рог очень легкими прикосновениями инструмента.

Детали, имеющие сложную поверхность, шлифуйте подходящими по размерам и форме циклями. Но чтобы удалить очень мелкие царапины, которые трудно заметить невооруженным глазом, отшлифуйте поверхность еще и пемзовой пастой. Размолотую и просеянную пемзу разведите в широкой посудине водой до густоты сметаны. Затем смочите края тряпичного диска и нанесите на него пасту деревянной лопаточкой. Поверхность рога тоже покройте слоем пасты с помощью щетинной кисти. Включив станок, начинайте шлифовать, осторожно прижимая рог к диску. Шлифовку можно считать законченной после полного удаления пасты с поверхности рога. Закончив шлифовку, протрите рог чистой тряпкой и высушите.

Полируют рог на войлочном кругу с пастой ГОИ . Паста наносится на круг во время его вращения. При полировании не следует сильно прижимать предмет к диску - от сильного трения на роге могут возникнуть оплывы. После того как на выпуклых и других доступных участках возникнет интенсивный блеск, а углубленные места, забитые пастой, уже не прополировываются, продолжите полирование на чистом тряпичном диске - оставшаяся в углублениях паста удалится, одновременно отполируются углубленные места.

Полировать можно и вручную куском войлока, но это займет значительно больше времени.

Для многих поделок полировка - заключительная стадия работы. Но если изделие состоит из отдельных деталей, работа завершается только после склеивания. Все детали нужно отшлифовать и отполировать до склеивания.

В наборной скульптуре детали склеивают рыбьим клеем или клеем БФ-2. Пластины рыбьего клея размельчите и залейте водой. Примерно через пять часов, когда клей окончательно разбухнет, распустите его в клееварке . Предназначенные для склеивания места зачистите наждачной бумагой, смажьте тонким слоем клея, приложите друг к другу и накрепко свяжите прочными нитками. В некоторых случаях детали можно склеить под прессом или стянув струбцинами. Окончательно рыбий клей высыхает примерно через 5-6 часов.

Некоторые детали из рога по желанию можно окрасить в более темный цвет. Красивую окраску с серебристым лоском дает водный раствор азотнокислого серебра. Азотнокислое серебро, больше известное под названием ляписа, можно купить в аптеке. Тон окраски будет зависеть от концентрации раствора. Погрузите пластинку в раствор и выньте из него, как только она станет бурой. Затем опустите ее в стеклянную посуду с чистой водой и поставьте на свет, лучше на солнце. Пластинку нужно вынуть из воды, как только она приобретает желаемую окраску. Просушенную пластинку натрите куском замши до появления мягкого серебристого блеска.

Статьи по теме: