Как приучить ребенка кушать все подряд. Как заставить ребенка есть: полезные советы. Ограничьте количество газированных напитков

Взрослея, малыш проходит через важные этапы развития. Сначала он держит бутылочку своими руками, но вскоре уже наступает время учить карапуза есть самостоятельно без помощи взрослых. Для мамы это сложный и ответственный процесс, поэтому ей пригодятся полезные советы и уроки по самостоятельному приему пищи.

Как понять, что ребенок готов есть самостоятельно?

Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, в каком возрасте малышу пора давать ложку. Это зависит от уровня развития и от любознательности самого ребенка. Одни дети хватают ложку уже в полугодовалом возрасте, хотя еще толком не могут ее удержать, другие - отказываются от столовых приборов до 2-х лет. Есть и такие малыши, которые начинают кушать самостоятельно лишь в 3-4 года.

Однако затягивать с обучением не нужно. Чем раньше ребенок начнет есть без помощи взрослых, тем проще будет маме. К тому же, эти .

Специалисты советуют учить ребенка держать ложку с возраста 9-10 месяцев. В таком случае к 1,5 годам он сможет уверенно орудовать столовыми приборами.

Понаблюдайте за малышом, убедитесь, что ребенок «созрел» для ложки и чашки. Только, если он готов, можно начинать обучение. Если он уже интересуется едой, берет кусочки пищи и тянет их в рот, пытается выхватить ложку из маминых рук - он созрел для того, чтобы кушать самостоятельно. Конечно, мама накормит быстрее, да и поначалу малыш будет разбрасывать еду по всей кухне. Однако этот этап все равно придется пройти всем родителям. Поэтому лучше не упускать момент.

Инструкция для родителей, которые хотят научить ребенка есть ложкой

Когда малыш начинает тянуться за ложкой, он уже готов попробовать кушать самостоятельно. Если вы все сделаете правильно, уже через несколько месяцев ребенок научится пользоваться столовыми приборами. Как бы вам не было дорого ваше время, как бы ни хотелось сохранить кухню в чистоте - не упускайте момент! Если кроха требует ложку - дайте ему ложку. И далее - действуйте по инструкции.

  • Запаситесь терпением. Ручки у годовалого малыша еще не окрепли. Поначалу ему будет очень сложно удержать ложку, и он будет промахиваться ей мимо рта. На обучение потребуется от 1 до 6 месяцев;
  • Тренируйтесь в разных местах. Отличный способ научить ребенка чему-то - превратить процесс в развивающую игру. Предлагайте карапузу кормить пластмассовых зайчиков песком с помощью лопатки, когда он играет на детской площадке. Так у него улучшится координация движений, что пригодится потом на настоящей кухне;
  • Не оставляйте малыша наедине с полной тарелкой - он может подавиться или раскапризничаться из-за того, что у него не получается поесть. Кроме того, поначалу у ребенка все равно получится поднести ко рту не больше 3-4 ложек. Потом он устанет, и вам придется ему помогать;
  • Выбирайте подходящую еду. Пища по консистенции должна быть такой, чтобы ребенок смог ее зачерпывать ложкой и подносить ко рту. Суп малыш прольет, а кусочки еды возьмет руками. Поэтому остановите свой выбор на густой каше, пюре или творожке. Не ставьте перед ребенком сразу полную тарелку, а лучше подкладывайте в нее пищу по чуть-чуть;
  • Не забывайте о вилке. Чередуйте столовые приборы, чтобы у малыша быстрее развивалась мелкая моторика рук. За завтраком ребенок пробовал подцепить кашу ложкой? На обед предложите ему съесть рыбные тефтельки с помощью безопасной вилки;
  • Подключайте всех домочадцев к обучению. Если вы будете учить карапуза пользоваться столовыми приборами, а бабушка продолжит кормить его с ложечки, процесс затянется. Кроха не поймет, зачем ему стараться что-то делать самому, если для этого есть взрослые. Объясните всем членам семьи ваши принципы обучения и попросите, чтобы они тоже их придерживались;
  • Соблюдайте расписание. Кормите ребенка строго в одно и то же время каждый день, постоянно закрепляя полученные навыки. Так вы сможете выработать у малыша привычку. Кроме того, прием пищи по расписанию улучшает пищеварение;
  • Избегайте принуждения. В процессе обучения ребенок иногда будет капризничать и отказываться есть самостоятельно. Если это произошло, покормите его сами, а обучение отложите до следующего приема пищи. Когда ребенок не в духе, научить его чему-то все равно не получится;
  • Обедайте всей семьей. Малышу будет проще освоить ложку, если он будет видеть, как ей орудуют другие люди. Он невольно начнет им подражать. По этой же причине в детских садах малыши быстрее учатся самостоятельно кушать, и ходить на горшок;
  • Придумывайте игры , чтобы подогреть интерес карапуза к обучению. Можно купить ему тарелку с забавной картинкой на дне и предложить съесть кашу, чтобы увидеть сюрприз;
  • Начинайте обучение с любимой еды ребенка и только на голодный желудок. Малыш не захочет прикладывать усилия, чтобы съесть что-то невкусное, тем более при отсутствии аппетита;
  • Хвалите ребенка даже за незначительные успехи. Чтобы снова порадовать маму, он будет стараться изо всех сил;
  • Поддерживайте на кухне уют. Купите цветную , постелите на стол красивую скатерть, украсьте блюдо. Такие мелочи повышают настроение и улучшают аппетит.

Алгоритм действий

Чтобы родителям было проще учить ребенка самостоятельному кормлению, специалисты разработали подробную инструкцию:

  1. Постелите на стол клеенку, а ребенку наденьте слюнявчик.
  2. Зачерпните ложку каши из детской тарелки и съешьте, причмокивая от удовольствия и изображая восторг.
  3. Отдайте ложку карапузу. Пока он не может ее удержать, зажимайте его ладошку своей рукой, помогайте зачерпывать еду и подносить ко рту. Помогайте, пока ребенок не сможет держать прибор самостоятельно.
  4. Когда ручки малыша окрепнут, научите его, как правильно держать ложку - не в кулаке, а пальцами.
  5. Давая ребенку ложку, сами берите другую. Пока ребенок учится кушать сам, помогайте ему другой ложкой. То есть, одна ложка - ему, одна - вам.



Первое время кроха будет просто играть с ложкой - помешивать кашу в тарелке, размазывать ее по лицу и столу. Дайте ему время, чтобы привыкнуть к столовым приборам. Если вы устали от того, что ребенок постоянно переворачивает посуду, поставьте на стол тарелку с присоской.

Таким же образом можно научить карапуза пользоваться вилкой и чашкой-непроливайкой (). Начинайте с маленьких порций, убедившись в заинтересованности ребенка, и никогда не показывайте своего негодования по поводу испачканной одежды и мебели.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Столовые приборы в помощь малышу


Для ребенка нужно подобрать специальную посуду и столовые приборы. Главные требования - безопасность и яркий дизайн, который будет стимулировать интерес карапуза к обучению. Для сервировки стола родителям потребуются:

  • Тарелка из пищевого термостойкого пластика. Она должна быть яркой, желательно с изображением персонажей любимых мультиков вашего чада. Чтобы их увидеть, карапуз быстро съест всю кашу. Хорошо, если у тарелки будет присоска для крепления к столешнице и наклонное дно - из него удобно зачерпывать еду;
  • Чашка-непроливайка из нетоксичных материалов. Рекомендуется выбирать модель с двумя ручками - такую карапузу удобнее держать. Проследите, чтобы у чашки был силиконовый или мягкий пластиковый носик без заусенцев, иначе малыш рискует поцарапать десны. Дополнительным преимуществом будет наличие резиновой подставки, которая придает посуде устойчивость;
  • Ложка анатомической формы, выполненная из безопасного пластика. Чтобы она не выпадала из детской ладошки, у нее должна быть округлая нескользящая ручка;
  • Вилка изогнутой формы, изготовленная из нетоксичного пластика. Выбирайте изделие с закругленными зубцами, чтобы ребенок не поранился;
  • Удобный детский стульчик. Тот, который идет в комплекте со столиком, не подойдет. Ребенок должен сидеть за одним столом с взрослыми, чтобы наблюдать, как они едят, и подражать им;
  • Непромокаемый слюнявчик. Многие дети сопротивляются кормлению и срывают с себя нагрудники. Поэтому лучше подобрать цветной слюнявчик с героями мультфильмов. Хорошо, если он будет изготовлен из мягкого и гибкого пластика, а нижний край изделия будет слегка загнут вверх - так вся пища останется в нагруднике и не запачкает одежду.

Что делать, если ребенок отказывается есть сам?

Дети бывают разные. Многие тянутся к ложке, воспринимая ее как очередную игрушку. Есть и такие, которые наотрез отказываются брать в руки столовые приборы. В любом случае нельзя принуждать малыша есть самому. Родительское давление приведет к тому, что у малыша сформируется негативное отношение к приему пищи.


Если ребенку уже исполнился год, а он все еще отказывается взять ложку, попробуйте пойти на хитрость:

  1. Покормите ребенка сами, дайте ребенку расслабиться, а через пару дней повторите попытку.
  2. Попросите братьев или сестер малыша показать ему, как они ловко орудуют ложками.
  3. Организуйте детский праздник - в компании друзей ребенок сможет отработать навыки.

Хотя принуждение недопустимо, надолго откладывать обучение самостоятельному кормлению тоже не стоит. Этот навык важен для общего развития ребенка и для его социальной адаптации.

Правила аккуратности и безопасности за столом

Маленький ребенок не сможет вести себя за столом, как аристократ. Однако родителям под силу приучить его есть аккуратно и соблюдать правила гигиены. Просто выполняйте следующие условия:

  • Учите ребенка на личном примере , как держать ложку и вилку, как есть, пить из чашки, вытираться салфеткой;
  • Мойте руки перед едой - себе и малышу. Это должно стать его привычкой;
  • Соблюдайте режим питания. Ешьте только на кухне и в определенное время. Это важно для аппетита и крепкой нервной системы ребенка;
  • Ешьте в спокойной обстановке. Не позволяйте малышу смотреть мультики, баловаться и отвлекаться за обедом;
  • Повторяйте ритуалы: мама моет ребенку руки, сажает его на стул, повязывает слюнявчик, ставит на стол тарелку с едой. Все действия важно пояснять, чтобы малыш понял их смысл ();
  • Украшайте стол и блюда - это стимулирует аппетит. Стелите на стол свежую скатерть, ставьте салфетницу, красиво выкладывайте блюда на тарелки;
  • Собирайтесь за одним столом всей семьей. Сделайте обеды и ужины в кругу близких людей вашей семейной традицией. Садитесь за стол в хорошем настроении, во время еды не спешите и тщательно прожевывайте все кусочки. Так вы сможете насладиться вкусом блюд и окажете помощь своему пищеварению;
  • Не поднимайте еду, которая упала на пол. Приучите малыша к тому, что нельзя поднимать пищу с пола. То, что упало, может отправиться в миску собаки или кошки, но только не в тарелку человека;
  • Постепенно давайте ребенку новые приборы и посуду. Когда крохе всего 1 год, ему хватает тарелки и чашки-непроливайки. Однако к 2-м годам ему уже требуется своя вилка, чайная и столовая ложки, кружка, как у взрослых;
  • Соблюдайте порядок и правила этикета. Приучайте малыша быть аккуратным за столом, вытираться салфетками, когда он испачкается. Делайте замечания ребенку, если он качается на стуле, балуется с едой, кладет локти на стол или берет что-то из чужой тарелки. Пусть вся семья соблюдает правила хорошего тона - и для вашего сына или дочки они станут естественными.

Ошибки родителей, или как не надо учить ребенка есть ложкой

Учить малыша кушать самостоятельно сложно, и вначале многие родители допускают ошибки. Используйте опыт других мам и пап - и вы существенно ускорите и облегчите воспитательный процесс.


  1. Не торопите ребенка, когда он ест. Фразы наподобие «жуй быстрее, мне нужно мыть посуду» должны пропасть из вашего лексикона. Еду важно тщательно разжевывать, чтобы она хорошо переварилась, а для этого требуется время. Кроме того, сам прием пищи - это прекрасная возможность маме пообщаться с малышом, подарить ему свою заботу.
  2. Не прерывайте обучение. Если вы начали учить свое чадо пользовать ложкой, продолжайте гнуть свою линию. Не поддавайтесь лени, не ищите отговорки. Объясните всем членам семьи, что отныне малыш будет кушать без их помощи.
  3. Не заставляйте ребенка брать ложку. Если он сыт, болен или просто капризничает, оставьте малыша в покое. Урок по самостоятельности всегда можно перенести.
  4. Не ругайте малыша за то, что он испачкался едой, даже если он баловался. Это временные трудности, ведь скоро кроха научится есть, как взрослые. Ваша агрессия напугает ребенка, и у него пропадет вся мотивация на обучение.
  5. Не позволяйте включать телевизор во время еды. Мультфильмы и любые передачи отвлекают малыша, а ведь ему нужна концентрация, чтобы научиться пользоваться ложкой.
  6. Не накладывайте в тарелку огромную порцию. Лучше дайте ребенку меньше каши, а потом положите добавку, если он попросит.
  7. Не поддавайтесь на детский шантаж. Малыши пытаются управлять своими родителями с помощью капризов. Так, ребенок, который уже прекрасно орудует ложкой и вилкой, может заявить, что будет есть сам только котлету, но не суп. Это значит, что малыш не голоден, поэтому смело убирайте тарелку.
  8. Не заставляйте ребенка съедать всю порцию. Он ест столько, сколько нужно его организму для нормальной работы. Если ваш малыш отодвинул тарелку - значит, он сыт, пусть там и осталась треть порции.
  9. Не используйте двойные стандарты. Если в поездке вы разрешаете ребенку сладкое на обед вместо супа, то дома должно быть точно так же. Если на своей кухне вы закрываете глаза на то, что малыш вытирает испачканное лицо о скатерть, не делайте ему замечаний и в гостях.

Главный совет для родителей, чьи дети начали осваивать ложку, — не паниковать, если обучение затягивается. Со временем малыш обязательно научится кушать самостоятельно.

Не забывайте: сноровка приходит с опытом. Лучше всего подбирать такие виды еды, которые лучше пристают к ложке. Помните: начинать учиться кушать при помощи вилки и ложки и пачкать при этом все вокруг – это нормально!

Видео: как научить ребенка есть самому

  1. I ЭТАП. С 6 месяцев всегда надо давать ребенку ложку. Ребенок должен обязательно потрогать еду рукой, не запрещайте ему это.
  2. II этап. С 7-8 месяцев ребенок будет пробовать опускать ложку в тарелку и тянуть в рот. Обмокните ложку в еду и, на первых порах, помогите ему попробовать его рукой донести ложку ему в ротик.
  3. III этап. Начинайте сами есть при ребенке, чтобы он копировала ваше поведение. Пусть малыш наблюдает за Вами, смотрит как вы жуете и отправляете ложку в рот. Покажите свою пустую тарелку, и потом начинайте кормить ребенка. Очень быстро ребенок начинает, наблюдая за мамой есть сам.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

3 4 801 0

Многие дети утверждают, что совершенно не голодны, когда мама предлагает им овощной суп. Но стоит увидеть шоколадку, у них вдруг просыпается зверский аппетит. Как бы малышам не хотелось, рацион не может состоять из конфет и сладкой ваты. В него необходимо включать овощи, фрукты, молочные продукты, мясо, рыбу, яйца, каши и, конечно, достаточное количество жидкости. Далеко не все из перечисленного ребята воспринимают “на ура. А заставлять ребенка кушать даже что-то нужное и богатое витаминами, не рекомендуют педиатры и психологи.

Неправильное питание приводит к огромному количеству проблем со здоровьем в будущем, среди них – ожирение, аллергические реакции, нарушение работы сердца, печени, желудочно-кишечного тракта.

Поэтому важная задача родителей – еще в детстве научить крох есть полезную пищу. Как это сделать, мы расскажем в статье.

Пример для подражания

Дети делают не то, что им говорят, а то, что они видят. Учить примером намного эффективнее, чем доносить информацию с помощью слов.

Первое, что нужно осознать, приучая ребенка к полезной еде, – дети унаследуют культуру питания родителей.

Папы и мамы могут хоть каждое утро доказывать чаду необходимость кушать овсяную кашу. Но если сами они поглощают на завтрак бутерброды с копченой колбасой, это бессмысленно. Родители могут часами гоняться за первенцем по квартире, пытаясь накормить его брокколи. Однако, если сами ужинают пивом и чипсами, слова влетают в одно ухо ребенка, но тут же вылетают из другого.

Конечно, можно возразить: незрелый детский и взрослый организмы – разные вещи, что полезно папе, – то вредно сыну. Но факт остается фактом: чтобы сформировать у малышей привычку кушать полезные блюда, сначала нужно научиться этому самим.

Прививаем любовь к овощам

С фруктами малыши обычно дружат – еще бы, ведь они сладкие и сочные. С овощами же часто не хотят иметь ничего общего. В то время, как эти продукты необходимы организму: это важный источник витаминов, минералов и клетчатки. Если ребенок не любит овощи, как уговорить его употреблять их в пищу?

  • Пищевые привычки начинают формироваться с первого прикорма, то есть, примерно с полугодовалого возраста. Многие педиатры рекомендуют сначала давать крохам овощные пюре, и только затем – фруктовые.

Если малютка привыкнет к сладким вкусам банана, груши, яблока и сливы, потом может воротить носом от кабачка, картофеля и моркови.

  • Экспериментируйте со вкусами. Например, если малыш на дух не переносит брокколи, это еще не значит, что ему не придутся по душе другие виды капусты (например, цветная капуста).
  • Попробуйте поменять форму подачи. Если ребенок не любит овощной суп, взбитый на блендере до состояния пюре, попробуйте сварить овощи и красиво выложить их на тарелку целиком. Конечно, это актуально для детей в которых уже есть зубы, позволяющие прожевать кусочки пищи.
  • Можно попробовать натереть плоды на крупную терку и выложить несколько горок на блюдо. Малюткам интересно поглощать забавные разноцветные полосочки.
  • Попробуйте сделать овощной салат с оливковым маслом – не исключено, что именно такая форма подачи придется вашему гурману по душе.
  • Малышам постарше можно сделать шашлычок: кусочки овощей разного цвета аккуратно нанизывать на палочку и подать. Им будет любопытно кушать прямо с импровизированного шампура.
  • Освойте фуд-арт: научитесь красиво выкладывать пищу на тарелки. Конечно, никто не говорит о том, чтобы изобразить с помощью патиссонов Мону Лизу. Но сделать из помидоров божью коровку, из редиски – гусеницу, из огурцов и зелени – деревья, из моркови – солнышко, под силу даже самому плохому художнику. Это развеселит малыша, и, возможно, он согласиться слопать ваш шедевр.

  • Иногда, лучший способ заставить ребенка что-то сделать – убедить его, что вам это вовсе не нужно. Можно попробовать, садясь обедать, поставить на стол блюдо с красиво нарезанными овощами – и самим с аппетитом их уплетать. А чаду не говорить об этом ни слова. Кто знает, может, к капусте потянется и маленькая ручонка.
  • Если вы делаете детям свежевыжатые соки, можно добавлять в них немного овощных ингредиентов. Например, морковного или свекольного сока. Велика вероятность, малыш даже не заметит «подвоха». Только помните, что концентрированные соки лучше разводить с водой.

Учим любить молочные продукты

Старшее поколение, особенно бабушки, свято верящие, что ребенок не может вырасти здоровым без парного молока, хватаются за голову, если малыш отказывается его пить категорически. Как быть, если ребенок не любит молоко и другие молочные продукты, богатые кальцием, фосфором, витаминами А, В, D и прочими веществами?

Если кроха отказывается от домашнего молока, но с удовольствием пьет качественное, свежее, нежирное магазинное, в этом нет ничего страшного.

  • Удивительно, но в этом вопросе именно дети, а не взрослые, чаще проявляют благоразумие. Особенно если молоко покупается с рук, без сертификатов качества и нужных санитарных условий. Причем нередко крох заставляют пить очень жирное молоко, а их желудочно-кишечный тракт просто не в состоянии справиться с такой нагрузкой.
  • Возможно, ребенок не хочет пить молоко, но за обе щеки уплетет молочную кашу? Тогда проблемы вообще не существует.
  • Многие дети не хотят кушать творог в чистом виде, особенно жирный и без сахара, и их можно понять. Зато мало кто откажется от ароматной запеканки, чизкейка или порции того же творога, но приправленного нежирной сметаной, фруктами и ягодами.
  • Маленькие любители солененького обожают сыр. Предлагайте малышам этот продукт в умеренных количествах. Только покупайте неострые сорта.
  • Некоторые полезные молочные продукты дети не любят из-за их кисловатого вкуса, например, кефир и йогурт. В таком случае, их можно подсластить – причем не с помощью сахара, а добавив полезные ингредиенты. Например, можно положить в стакан кефира банановое или персиковое пюре, размолотые в блендере сухофрукты. Только не кладите в молочные напитки киви – получится невкусная горькая субстанция.

Давайте малышам мороженое – это не только вкусный и полезный молочный продукт, от которого не откажется ни один сладкоежка, но и эффективная профилактика простуды.

Мясо в рационе

– Почему ты не съел котлету?
– Она невкусная.
– Ладно, но почему ты не скушал вермишель?
– Потому что на ней лежала котлета.

Такой диалог знаком многим родителям. Действительно, есть немало детей, которые не страдают плохим аппетитом, но отказываются есть мясо.

Допустим, вы половину утра потратили на приготовление сочных домашних тефтелей, а ребенок, едва увидев их на тарелке, убежал из-за стола. Зато гуляя в парке, он всегда умоляет вас купить хот-дог с безвкусной сосиской и кетчупом, похожим на краску для стен. Дети любят фаст-фуд – с этим не поспоришь. Конечно, кормить малышей быстрой пищей вредно.

Учитывая специфические вкусы детей, можно изредка готовить блюда, а-ля фаст-фуд, дома, чередуя их с диетическими фрикадельками и бульонами


  • Например, сделать аппетитный чизбургер из привычной котлеты, булочек, кусочков сыра, помидоров и салата.
  • Сделать – достаточно отварить кусочки куриной грудки и завернуть их в вместе с овощами и сметаной.

  • положить на тесто немного фарша или кусочки отварного мяса, помидоров, зелени, сыра, отправить все в духовку.
  • Иногда можно предлагать крохе наггетсы с соусом, похожие на те, что подаются в ресторанах быстрого питания. По сути, это кусочки куриного филе, замаринованные в яйце и муке, а затем обжаренные в панировке.
  • Мясо можно «спрятать» в блюде: например, в приготовленных собственноручно пельменях, пирогах.
  • Дети могут отказываться кушать не мясо в целом, а его определенный вид (например, говядину или свинину) или даже часть (например, предпочитать не суховатую куриную грудинку, а нежные крылышки).

Воспитываем привычку есть рыбу

Немало людей не едят рыбу всю жизнь. Им сложно переносить даже ее запах. Тем не менее, не факт, что ребенок, который не кушает тушеного хека, относится к этой категории. Возможно малыш действительно не любит рыбу или просто перебирает.

  • По возможности нужно экспериментировать с видами. Например, многие малыши воротят нос от минтая, но обожают суп с красной рыбой.
  • Здесь тоже актуален прием имитации фаст-фуда. Допустим, время от времени можно готовить рыбные палочки – кусочки рыбного филе обваливаются в яйце, муке, сухарях, и обжариваются на сковородке.

Как заставить пить воду

Дефицит жидкости в организме, особенно – детском, чрезвычайно опасен.

А если у малыша высокая температура, имели место рвота или диарея, напоить его – ключевая задача родителей. Не все дети – водохлебы. Как заставить ребенка пить воду, если он не желает этого делать?

  • При болезни (уже названных: температуре, рвоте, диарее), если малыш отказывается пить, в крайнем случае, приходится бережно, спокойно, но настойчиво поить кроху. Например, используется одноразовый шприц без иголки: в него набирается жидкость, и по капле заливается в ротик.
  • Можно поэкспериментировать с «инструментом»: многие дети начинают вырываться, как только видят маму с одноразовым шприцем, но без слез позволяют напоить себя водой из пипетки. Ради здоровья чада маме приходится пару дней исполнять роль капельницы.
  • Если ребенок не хочет пить воду, но литрами пьет компоты из свежих и сухих фруктов, соки, морсы, минеральную воду – пусть. Достаточное количество жидкости, все равно, поступает в организм. Тут единственный нюанс – связь сахара и рисков возникновения кариеса, так что нельзя забывать про чистку зубок, или хотя бы полоскать рот обычной водой после сладкого.
  • Если малыш здоров, просто создайте дома условия, при которых чаду обеспечен круглосуточный доступ к жидкости. Это может быть кулер (дети обожают набирать воду из него в стаканчик), красивый небьющийся графин на низком столике, откручивающаяся бутылка.
  • Пусть бутылочка с водой всегда находится рядом с кроваткой, в которой спит малыш, особенно если в комнате недостаточно прохладно и влажно (рекомендуемая педиатрами температура воздуха – 18-22 градуса, влажность – 40-60 процентов).
  • Обычная вода станет вкуснее, если в нее добавить кусочек мякоти цитруса (лимона или лайма), мяту или немного ягод (свежих или замороженных).
  • Дети обожают переливать жидкость из одной емкости в другую. Можно иногда устраивать дома мини фабрику по производству фруктовых коктейлей. Для этого нужно поставить перед ребенком несколько чашек с различными соками и морсами и позволить смешивать их друг с другом. Так малыш и пополняет запасы жидкости в организме, и экспериментирует со вкусами.
  • Удивительно, но факт: ребенок может наотрез отказаться пить из розового поильника с котиком, но с удовольствием хлестать воду из синего, со слоником. Детям важно не только что пить, но и из чего, особенно маленьким.

  • Дома можно приготовить кетчуп (классический рецепт включает помидоры, сахар, соль, специи, уксус) и майонез (яйца, подсолнечное масло, сахар, соль, горчица, лимонный сок). Рецепты с пошаговыми инструкциями приготовления домашнего майонеза можете увидеть в нашей статье о том, и другими способами.
  • Если ребенок готов целыми днями есть чипсы, иногда их можно делать на собственной кухне. Для этого тонкие кружочки картофеля солятся, выкладываются на противень и отправляются в духовку. Подавать можно с томатным соусом.
  • Таким же образом готовится замена пакетированным сухарикам. Любой хлеб режется соломкой, солится и сушится в духовом шкафу. И можно хрустеть, макая сухарики в соус, например, из сметаны и зелени.
  • Сладости, окрашенные в кислотные цвета, тоже можно заменить леденцами, приготовленными на собственной плите. Конечно, невзрачный кружок на палочке смотрится не так эффектно, как яркая конфета из фантика. Но если привлекать к процессу приготовления кроху, ему будет интересно пробовать свои же сладкие творения. Легко приготовить леденцы на палочке из сахара и воды

    Видео к материалу

    Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Не секрет, что родители иногда и сами до конца не понимают, что значит правильное и здоровое детское питание. Хорошая новость в том, что прочитав эту статью вы получите целых 10 простых и понятных советов.

  1. Родительский контроль. Кто ходит в магазин и покупает продукты? Вы сами? Тогда всю вину за неправильное питание детей можете возложить на себя. Ни один ребенок не будет ходить голодным. Дети съедят все, что найдут в шкафчиках и холодильнике. Так что если у вас на кухне мало полезной еды, значит, надо пересмотреть свой стандартный список покупок.
  2. Позвольте ребенку выбирать. С одной стороны, может показаться слишком непривычным и даже неправильным спрашивать ребенка о том, чего и сколько ему хочется. Но если вы будете придерживаться режима дня с фиксированным временем завтрака, обеда, ужина и перекусов, готовить вкусно и разнообразно, то ребенок будет выбирать из того, что есть. Совсем нетрудно иметь на кухне пачку-другую цельнозерновых макарон и, скажем, риса. Предложите выбрать гарнир из этих двух вариантов, и он в любом случае будет полезным.
  3. Не заставляйте доедать. Позвольте ребенку самому решать, наелся он или нет. Только так человек может научиться понимать себя и избежать переедания.
  4. Начните воспитывать привычку правильного питания у ребенка с рождения. Пищевые пристрастия закладываются в раннем возрасте, буквально с момента . Поэтому не настаивайте на какой-нибудь «такой полезной цветной капусте», если не хотите, чтобы ваш ребенок до конца жизни на нее смотреть не мог. Если малыш не хочет сегодня, не кормите насильно. Предложите его через неделю или две, и, возможно, ваш ребенок распробует его.
  5. Разнообразьте детское меню. На самом-то деле дети любят не только печенье и макароны с сосисками. Предложите им что-то совсем новое дома или позвольте самим выбирать в кафе. Вы удивитесь, насколько дети любят экспериментировать.
  6. Считайте жидкие калории. Газированные сладкие напитки содержат колоссальное количество калорий, которые не несут питательной ценности. Постепенно заменяйте газировку на воду, молоко и . Так вы не только удовлетворите жажду ребенка, но и обеспечите его необходимыми витаминами и минералами.
  7. Не переоценивайте десерт. Если каждый прием пищи заканчивается «восхитительным вкуснейшим десертом, на который я потратила полдня», то ребенок начинает воспринимать третье блюдо как нечто особенное. И этого невероятного начинает хотеться все больше, а обычной еды, особенно овощей, – все меньше. Не заостряйте внимание на какой-либо еде, и тогда ребенок не будет выпрашивать сладкое по поводу и без.
  8. Не пытайтесь выразить свою любовь к ребенку через еду. Гораздо лучше просто лишний раз сказать, как вы его любите. Если же вы будете использовать еду (например, какие-то особенные блюда) как поощрение или повод восхитить ребенка, то скорее всего у него сформируется с возрастом привычка заедать стрессы и отмечать пиршествами любые события.
  9. Подавайте пример. Дети, особенно маленькие, все повторяют за взрослыми. Трудно приучить ребенка есть брокколи и бурый рис, если сами вы предпочитаете пирожки и бутерброды. Измените рацион всей семьи, постепенно заменяя вредные или малополезные блюда на вкусные и питательные. Пользуйтесь такими кухонными приборами, как мультиварка, аэрогриль, пароварка. Они позволяют приготовить пищу без добавления или с минимальным количеством масла, в процессе обработки теряется совсем немного витаминов, а блюда получаются очень вкусными. Если вся семья будет есть правильную и вкусную пищу, то и ребенок будет.
  10. Ограничивайте время, проведенное за телевизором и компьютером. С помощью этого метода вам удастся снизить количество и объемы перекусов, которые тоже зачастую не всегда полезны. И лучше не просто запретить ребенку смотреть мультики, а отправиться с ним на прогулку или поиграть в подвижные игры. Дети любят это гораздо больше.

Питьевой режим ребенка

Есть много мнений и рекомендаций по поводу правильного питания, но совсем мало информации о том, что детям стоит пить, а что нет. В день человек выпивает 1,5–2,5 литра жидкости, поэтому очень важно следить за тем, чтобы ребенок получал максимум пользы от того, что он пьет.

Как приучить к воде и молоку

Здоровая пища, несомненно, улучшает настроение и самочувствие ребенка.

Для детей любого возраста лучший способ утолить жажду – выпить стакан простой воды или молока. И не только потому, что в воде совсем нет калорий, а в молоке много кальция, а потому, что так можно сформировать правильную привычку использовать молоко и воду, а не газировку для утоления жажды.

Вот, например, потребность организма в кальции для детей разных возрастов:

  1. Малыши от 1 года до 3 лет – 700 мг кальция ежедневно (480 мл молока).
  2. Дети от 3 до 8 лет – 1000 мг (600 мл молока).
  3. – 1300 мг (720 мл молока).

Лучше выбирать обезжиренное молоко или молоко с низким содержанием жира, так вы урежете лишние калории.

Если ваш ребенок не любит молоко, то попробуйте сделать молочный коктейль, добавив немного ягод или фруктов, например клубнику или банан.Такой коктейль легко приготовить, он вкусный и достаточно сладкий, к тому же содержит дополнительные витамины и минералы.

Если дети пьют много газировки, спортивных напитков, соков и соковых напитков, то они получают не только огромное количество сахара и пустых калорий, но и начинают употреблять меньше молока и других молочных продуктов (например, ), лишая себя необходимого кальция. К тому же лишние калории могут привести к ожирению и серьезным проблемам со здоровьем (сахарный диабет, артериальная гипертензия).

Содержание калорий и сахара в различных напитках

  • Вода (1 стакан) – 0 калорий и 0 г сахара.
  • Молоко с низким процентом жирности (1 стакан) – 100 калорий и 11 г сахара.
  • Свежевыжатый апельсиновый сок (1 стакан) – 110 калорий и 22 г сахара.
  • Соковый напиток, содержащий 10 % сока (1 стакан) – 150 калорий и 38 г сахара.
  • Газированный сладкий напиток (1 стакан) – 100 калорий и 27 г сахара.

Ограничьте потребление сока

Если ребенок любит соки, то смотрите за тем, чтобы ему покупались только натуральные хорошие соки, а не соковые напитки с большим количеством сахара и вкусовых добавок.

Нормы потребления сока для детей разного возраста:

  1. До 6 месяцев – сок не вводится. Основной и единственной пищей ребенка должно являться грудное молоко или смесь, а также .
  2. 6–12 месяцев – не более 120 мл сока, можно разводить водой.
  3. 1–6 лет – до 200 мл в день.
  4. 7–18 лет – до 350 мл в день.

Ограничьте количество газированных напитков

Разнообразные лимонады и колы частенько покупаются детям. Но далеко не всегда родители помнят о том, что газировка содержит большое количества сахара и кислоты, которые могут привести к кариесу и ожирению. Более того, в таких напитках частенько содержится кофеин, а его детям потреблять точно не нужно. Считается, что чем раньше ребенок попробовал газировку, тем сложнее его от нее отучить и тем больше он будет пить ее в будущем.

Стоит отметить, что не надо категорично запрещать ребенку лимонад. Если это ребенок до 7 лет, то постарайтесь просто не давать ему попробовать, если же это ребенок старшего возраста, то объясните, почему вам не нравится газировка, чем она вредна и предложите вкусный выбор: холодный чай с медом и лимоном, молочный коктейль или домашний компот.

Еще о культуре детского питания в программе «Школа доктора Комаровского»:


Одни дети ловко пользуются ложкой уже в годовалом возрасте, другие и в три не хотят отказаться от маминой помощи. У каждого свой возраст для начала самостоятельного питания, но приучать ребенка держать в руках приборы никогда не рано. Педиатры советуют начинать уроки с семи месяцев. ELLE - о приемах, которые помогут крохе быстрее освоиться за столом.

Начните с намеков

Первым делом познакомьте ребенка с ложкой. Он может повертеть ее в руках и попробовать на зуб, изучая, как она устроена. Затем положите столовый прибор рядом с его тарелкой и займитесь другими делами на кухне – рано или поздно малыш проявит любопытство и попробует зачерпнуть им еду. При этом обязательно учитывайте консистенцию блюда: вязкую кашу действительно удобнее есть ложкой, а вот фрикадельки намного проще взять руками, поэтому такое блюдо сведет весь урок на нет. Обычно на то, чтобы научиться подносить ложку с едой ко рту, у малыша уходит две-три недели.

Учите играючи

Узнать, как «работает» ложка, можно и за пределами кухни и столовой, ведь главное в этом деле – сформировать навык. Например, на ложку очень похожа детская лопатка, а значит игры в песочнице могут стать отличной тренировкой. Вместе с ребенком зачерпывайте песок как можно аккуратнее и раскладывайте по формочкам, будто печете пирожные. Званый ужин у игрушек тоже не пройдет даром: на примере игрушечной посуды объясните, для чего нужен каждый столовый прибор, а затем вместе с малышом покормите «гостей» с ложечки.

Заинтересуйте едой

Каждый раз, заставляя ребенка есть что-то до конца или поторапливая его, вы понижаете его концентрацию, вызывая негативные ассоциации с процессом приема пищи, и к тому же рискуете вызвать у малыша проблемы с пищеварением. Еда должна приносить удовольствие и вызывать интерес, поэтому учиться пользоваться приборами лучше всего на любимых блюдах, будь то фруктовое пюре, мясная запеканка или творожный десерт. К сервировке отнеситесь с фантазией: глазунью легко превратить в забавную рожицу, брокколи и цветную капусту – в букет цветов, а кашу можно украсить рисунком из ягодного соуса.

Избегайте уговоров

Раньше нас учили съедать ложку каши за маму, ложку за папу и так за всех родственников по порядку, пока тарелка не опустеет. Сегодня психологи не рекомендуют уговаривать ребенка поесть, как и хвалить его за съеденную порцию, потому что это мешает естественному восприятию пищи. Пусть еда станет для него средством утоления голода, неким элементом ежедневного режима, но никак не способом заработать родительское внимание и ласку. Хвалить и поощрять стоит за более существенные достижения, чем обычный завтрак.

Сохраняйте терпение

Дети очень любознательны и хотят попробовать пищу не только на вкус, но и на ощупь. Будьте готовы к тому, что каша во время первых «практических занятий» окажется на полу, стенах и занавесках - это не повод прекращать попытки. Многие мамы, желая сохранить чистоту, не выдерживают и вновь берут ложку в свои руки, но напрасно. Да, ребенок не сразу станет держать хлеб в левой руке, а ложку в правой. Он будет проливать кашу, пока подносит ее ко рту, но постепенно у него начнет получаться. Наберитесь терпения, ведь именно оно служит залогом успеха в нелегком деле воспитания и точно пригодится вам в будущем.

Пригласите ребенка за стол

Копируя поведение взрослых, мы учимся быстрее, поэтому, когда малыш находится вместе со всеми за общим столом, невольно он станет повторять ваши движения – сначала неловко, затем более уверенно. Для того, чтобы он чувствовал себя свободно, важно предусмотреть удобное «посадочное место». В Скандинавии не одно поколение детей освоили самостоятельное питание за общим столом на стульчике Tripp Trapp® от норвежского детского бренда Stokke® . Оригинальную конструкцию еще в 70-х изобрел Питер Опсвик – дизайнер хотел создать такой стул, который рос бы вместе с ребенком. Комплект-вставка Tripp Trapp® Baby Set и подушка для стульчика с яркими рисунками помогут даже самым маленьким ощущать себя полноценным членом семьи за “взрослым” столом. Устойчивая опора стульчика защищает от случайных падений, что важно для непосед, а высокая посадка обеспечит постоянный зрительный контакт с мамой. Важное преимущество: став ближе к вам во время обеда, ребенок не будет капризничать и требовать внимания. Кроме того, у стульчика регулируются по высоте сиденье и подставка для ног, чтобы «расти» вместе с ребенком. Стул Tripp Trapp® выдерживает вес до 80 кг, а значит, прослужит своему владельцу долгие годы.

В компании Stokke® большое внимание уделяют материалам, из которых создаются коляски и детская мебель. Так, для знаменитого стула была выбрана древесина премиального качества. На фабрике стулья окрашивают в разные цвета, и вы можете выбрать тот оттенок, который больше всего подходит вашему ребенку: насыщенный красный для энергичных малышей, нежно-розовый для юных леди или универсальный натуральный оттенок дерева. Благодаря уникальному дизайну Tripp Trapp® прекрасно впишется в любой интерьер.

Окружите ребенка персональными вещами

Комфорт во время первых самостоятельных приемов пищи обеспечит и собственный набор посуды: красочная чашка-непроливайка, тарелка с красивым рисунком на дне, чтобы было интереснее доедать кашу до конца, свои приборы (иногда их выпускают с особой ручкой – ее изогнутая форма «подсказывает», как правильно держать вилку или ложку) или со сменными рисунками. Играя с посудой, малыш не задумывается о том, что может разбить ее и пораниться, поэтому заранее позаботьтесь о том, чтобы его чашки и тарелки были изготовлены из пищевого пластика. Лучше всего выбирать посуду вместе с ребенком, чтобы он мог выразить через нее свои предпочтения. Кроме того, веселое оформление позволит сформировать отношение к еде, как к увлекательному процессу.


Умение пользоваться столовыми приборами и пить из кружки – начальные умения для каждого ребёнка. И хотя обслуживать самого себя кроха начнёт ещё ох как нескоро, интересоваться ложкой он станет уже в 5-6 месяцев, когда мамочка .

Поощряя заинтересованность, родители смогут без особых трудностей приучить малыша к самостоятельной трапезе в год или даже чуть раньше. Ну а советы специалистов помогут родителям понять, как научить ребенка есть ложкой без слёз и капризов.

Усвоение навыка владения ложкой займёт несколько недель, а то и месяцев, однако торопиться всё же не следует. Если приучать ребёнка с полугода, когда начинается прикармливание, то результатом станут лишь разлитая еда и испорченное настроение. Ведь в этом возрасте координированность движений находится на крайне низком уровне.

Но и упускать подходящий момент также не стоит. Малыша постарше сложнее увлечь игрой, заинтересовать столовыми приборами. Ближе к трём годам дети, вступив в очередной кризисный период, вообще могут заупрямиться, отказаться обучаться новому навыку.

Идеального возраста для приучения ребёнка пользоваться ложками-вилками не существует. Однако многие специалисты уверены, что в год или чуть раньше малыш уже готов к обучению, поскольку способен слушать и понимать.

Родители, до последнего пряча ложку от ребёнка, совершают две больших ошибки:

  1. Если начинать обучение с рекомендованного возраста (например, в год), то уже к 18 месяцам малыш овладеет этим важным умением. Затягивание же чревато тем, что трёхлетка отправится в сад необученным, а, значит, окажется белой вороной среди более умелых ровесников.
  2. Не помогает в этом деле и чрезмерная опека. Отдельные мамочки не приучают кроху кушать ложкой и пить из кружки, не желая грязнить кухню либо считая, что ребёнок ещё слишком мал, а вот когда подрастёт…

Итак, во сколько приучать малыша к столовым приборам, решать лишь родителям. Излишняя спешка или оттягивание обучения – частые ошибки родителей. Поэтому нужно присмотреться к ребёнку и ориентироваться на его возможности.

К 8-месячному возрасту ребёнок должен сидеть довольно-таки уверенно. В это время он также с интересом наблюдает за ложечкой, которой его прикармливает мама. Если эти два условия совпадают, пора приступать к приучению, пользуясь следующими рекомендациями.

  1. Педиатр Комаровский убеждён, что поначалу, когда ребёнок ещё начинает изучать столовые приборы, родителям стоит давать ему кашу самим. Ну а любимое пюре следует предложить малышу скушать самостоятельно, чтоб он не остался голодным, увлёкшись процессом обучения.
  2. Вообще лучше отдавать предпочтение не слишком густым кашам и пюрешкам. Суп же лучше оставить до лучших времён, поскольку высока вероятность, что жидкая пища попросту не дойдёт до детского рта, разлившись по пути.
  3. Чтоб у ребёнка в год выработалась так называемая мускульная память, а пища начала попадать, куда следует, маме придётся пару месяцев вкладывать ложечку в детскую руку и придерживать своей.
  4. Приучение к самостоятельной трапезе в год не обойдётся без клякс и брызг. Чтоб снизить масштабы капитальной уборки, нужно подготовить кухню – убрать ковёр, постелить клеёнку, возможно, поклеить моющиеся . Передник для малыша подойдёт длинный, иначе придётся много и часто стирать. В жаркую погоду можно высаживать ребёнка голышом, а уже затем помыть в ванночке.
  5. Быстро приучить кроху орудовать ложкой и пить из кружки получится, если ребёнок как следует проголодается. Недавно позавтракавшего молоком либо смесью малыша пища будет привлекать лишь в качестве очередной игрушки.
  6. Донести ложку до рта в год – это целый подвиг для пока неумелого малыша. Вот почему крайне важно поощрять его каждый раз, когда столовый прибор попадает точно «в цель». Кроме того, можно сопровождать самостоятельное кормление эмоциональным одобрением: «ам-ам-ам», «ту-ту-ту».

Если вы не знаете, как научить ребенка кушать самостоятельно в год и чуть раньше, попробуйте воспользоваться вышеописанными советами специалистов.

Раннее приучение несёт в себе немало пользы, однако требует от родителей терпения и усидчивости.

Если не получилось приучить малыша к столовым приборам до полутора лет, отчаиваться не стоит. Конечно, сейчас уже поздно просто знакомить кроху с ложкой и тарелками, необходимо прививать самостоятельность доступными способами.

Для этого нужно заручиться поддержкой всех домочадцев, поскольку некоторые бабушки любят докармливать детишек из ложечки.

К трём годам дети понемногу начинают определяться с ведущей рукой. Если ребёнок постоянно перекладывает ложку из одной ручки в другую, предложите взять именно в правую. При твёрдом стремлении орудовать столовыми приборами левой рукой, переучивать не стоит – вероятно, у вас растёт леворукий малыш.

Столовый прибор для прикармливания должен быть мягким и максимально безопасным.

К примеру, родитель может приобрести силиконовую ложку с ручкой из пластика. Дорогие модели термочувствительны и при высоких температурных показателях меняют окраску.

Подобная функция крайне удобна, если родители разогревают питание в микроволновой печи. Такая ложечка убережёт ребёнка от обжигания горячей едой, а ещё этот прибор не сможет поранить дёсны при неловком движении. У силиконовых ложек гнутся рукоятки, чтоб малышу было удобно держать её в руке.

Это самый первый прибор, подходящий для малыша до годика. Деткам постарше можно приобретать и другие ложки, обращая внимание на определённые характеристики:

Чтоб максимально обезопасить малыша, родителям следует тщательнейшим образом следить за качеством столовых приборов и прочей посуды. Правил для выбора несколько:

  1. Не экономьте на детской посуде, ведь самочувствие крохи гораздо важнее. Выбирайте товары известных изготовителей, а покупку совершайте либо в аптечной сети, либо в специализированных отделах магазинов.
  2. Покупка обязана быть упакована. Обёртка необходима для того, чтобы изучить инструкцию по пользованию, определить методы очистки и узнать меры предосторожности.
  3. Особенное внимание обращайте на маркирование пластиковых столовых принадлежностей. Если особые метки отсутствуют, откажитесь от покупки. Пластмасса и силикон должны быть пищевыми, а не для промышленного использования.
  4. Детские столовые принадлежности обычно выполнены в ярких цветах, однако подобная весёлая раскраска увеличивает риск аллергических реакций у ребёночка. Важно изучить сертификат качества, в котором указано, насколько хорошо зафиксированы красители.

Ребёнку старше полутора лет уже можно предлагать вилку, конечно, она должна быть с закруглёнными зубчиками.

Первый столовый «трезубец» будет из пластика, а вот двухлетнему малышу уже предлагают металлические вилки с силиконовой рукояткой. Несмотря на все ухищрения, оставлять кроху с вилкой наедине нельзя!

Типичные родительские ошибки

Процесс обучения детей умению орудовать столовыми принадлежностями иногда тормозится и затягивается. И виноваты в этом не малыши, а сами родители, которые, даже не подозревая, совершают следующие распространённые ошибки.

  1. Заставляют кушать. Если ребёнок капризничает и с неохотой трапезничает, можно предположить, что ему не понравилось определённое блюдо, он уже накушался, у него режутся зубки или же он чуточку приболел.
  2. Торопят. Сколько времени на трапезу понадобится маленькому ребёночку, не умеющему ловко орудовать ложкой? Правильно, довольно-таки много. Поэтому следует разрешить ребёнку кушать в своём собственном темпе.
  3. Оставляют одного. Безусловно, испугается разлитого супа или расплачется из-за упавшего столового прибора. Кроме того, крохе попросту скучно находиться без мамы за столом.

Ещё одно заблуждение – сравнение своего чада со знакомыми более развитыми детками. Не нужно переживать, если ребёнок подруги уже вовсю управляется ложкой, а ваш карапуз только примеряется к столовому прибору. Каждому навыку – свой срок!

Так как научить ребенка есть самостоятельно – нелёгкая задача, родителям потребуется немало терпения, понимания и любви к маленькому несмышлёнышу.

Старайтесь придерживаться вышеописанных правил, заинтересовывайте кроху привлекательной посудой, вкусно приготовленными и красиво оформленными блюдами, в этом случае процесс обучения существенно ускорится. А если чадо уже ловко орудует ложечкой, избавьте его от своей помощи. Вмешательство родителей способно охладить интерес к этому увлекательнейшему занятию.

Статьи по теме: