Бобр обыкновенный – трудолюбивый строитель. Описание и фото бобра обыкновенного. Интересные факты о бобрах для детей: среда обитания, размножение, уход и питание Бобренок весной снег быстро растаял

Той зимой выпало много-много снега. Зима была холодной и длинной, а когда, наконец, пришла весна, снег растаял так быстро, что реки вышли из берегов.

На одной реке жили бобры. Их было пять семей. Каждая семья имела свой собственный дом и носила имя бобра, первым его построившего. Некоторые семьи были такими старинными, что даже не помнили, в каком году был построен их дом. Зато имя самого первого строителя никто не забывал.

Как раз в ту весну в семье Быстрого родились два маленьких бобрёнка. Вообще-то, пополнение в бобровых семействах обычно бывает в первые дни лета, но иногда, это случается и ранней весной.

Один из новорожденных оказался таким шустрым, что сразу же после появления на свет скатился в воду.

Весь в нашего прапрадедушку, - воскликнул папа-бобр, выловив малыша из воды. - Назовём-ка его Шустриком.

А второго назовём Беленьким, - сказала мама-бобриха.

Почему Беленьким? - удивился папа.

Ты только посмотри на него! Он же весь в молоке!

Сладко попискивая, брат Шустрика сосал молочко, удобно устроившись на широком и тёплом хвосте матери. Это занятие ему нравилось больше, чем купание в холодной воде.

Бобрята походили один на другого, как два ивовых листика. А когда они спали, уткнувшись носами в мамин бок, их вообще невозможно было отличить. Но стоило малышам проснуться, то сразу же становилось ясно: этот - Беленький, а этот - Шустрик. Беленький после сна немедленно принимался за еду, а его неугомонный братишка отправлялся изучать окрестности.

Он когда-нибудь опять плюхнется в воду, - тревожился папа.

Чего доброго, выплывет наружу, и мы потеряем его, - волновалась мама.

Дом у бобров устроен не так, как у остальных зверей. Он стоит прямо посреди реки и войти в него можно только если подплыть к домику и поднырнуть. Но в нем самом сухо, вода лишь в небольшой норе в полу, которая служит бобрам дверью.

Вот в эту-то нору и угодил Шустрик, едва успев родиться. Малыш и сейчас в любую минуту готов был провалиться туда, потому что ему не терпелось узнать, что это там блестит и плещется, как живое, и так приятно пахнет?

И вот однажды вода стала подниматься и грозила залить их комнату.

Что это? - испугалась бобриха.

Идёт большая вода! - сказал папа-бобр. - Ступайте в спальню и ждите меня там. Я скоро вернусь.

Мама с малышами перебралась в дальнюю комнату, самую сухую, и они стали ждать. А вода всё прибывала и прибывала. Когда она залила прихожую, бобриха сунула детей в глубокую нишу в стене, заткнула ее ветками и поплыла наружу посмотреть, что же все-таки произошло.

Здесь творилось что-то невообразимое! Река разлилась безбрежным морем! Все взрослые бобры без устали трудились у плотины, подгоняя бревна и ветки. Нужно было во что бы то ни стало, укрепить ее! Если наводнение разрушит плотину, в деревню придёт большая беда: без плотины река обмелеет и бобрам просто негде будет жить.

Мама-бобриха, не раздумывая, поспешила в лесок. Она принялась подгрызать толстый ствол ольхи. Мягкая и сочная древесина быстро превращалась в щепки в ее острых зубах. Бобриха знала свою работу. Сколько раз она проделывала это! Дерево было чуть-чуть наклонено к реке, поэтому свалить ничего не стоило. Со стороны реки бобриха подточила его совсем немножко, но зато с другой стороны прогрызла дальше сердцевины, и дерево с громким треском рухнуло в воду.

Три бобра подплыли к нему и принялись поспешно отгрызать самые толстые ветки.

Скорее! - крикнула им бобриха. - Я сейчас свалю ещё одно дерево!

Работа кипела во всю. И мама-бобриха совершенно забыла о том, что дома у неё остались два маленьких сыночка.

А Шустрик с Беленьким тихонько сидели в темноте и прислушивались. Они никак не могли понять, куда же подевалась их мама. Вот только что была тут, рядом, от неё так вкусно пахло молоком, и вдруг её не стало. Ну где же она? Неужели на свете есть такие важные дела, ради которых можно вот так взять и бросить своих только-только родившихся, совсем ещё глупых и несмышлёных детей?

Вдруг на стену упало то-то тяжёлое. Дом страшно задрожал. Беленький испуганно запищал. Шустрик тоже испугался, но пищать не стал, а просунул голову сквозь ветки и заглянул в спальню.

От сильного удара в стене домика образовалась дыра, и комната наполнилась ярким светом. Бобрёнок от неожиданности крепко зажмурился. В дыру задувал ветерок, он принес с собой запах голубого неба, мокрых листьев и еще чего-то незнакомого и манящего. Шустрик осторожно потянул носом воздух. И этот яркий свет, и эти запахи, и звуки там за стеной - всё было таким новым и интересным, что малыш открыл глаза и неуклюже выбрался из своего укрытия. Он даже не представлял, какой огромный-прерогромный мир находится за стенами этого дома - гулять в котором без мамы или папы очень опасно!

Бобренок не знал и о том, что где-то далеко от бобровой деревни размыло помойку и огромная куча мусора плывет ему навстречу. Но этого никто не мог знать, даже его мама-бобриха.

Шустрика не учили плавать, потому что он был ещё слишком мал. Бобренок заглянул в дыру в полу, там двигалось и плескалось что-то живое и приятное. Неожиданно он услышал внутренний голос, который сказал: «Набери побольше воздуха и прыгай!» Шустрик решил, что это мама она там, внизу и зовёт его к себе. И он так и сделал. Вдохнув поглубже и задержав дыхание, малыш нырнул в воду.

Что-то холодное сжало его со всех сторон. Но бобрёнок не испугался. Он открыл глаза и поискал маму. Мир вокруг был необычен: он не стоял на одном месте, а всё время вертелся и кружился. Когда бобрёнок посильней ударил хвостом, кружение прекратилось; в подводном мире установился порядок, он разделился на две части: одна, чёрная, была внизу, а другая, светлая, - наверху. Бобрёнку словно кто-то подсказывал, что нужно делать. С каждой минутой он чувствовал себя все уверенней.

В этом мире, не нужно было переставлять лапы, как там, на воздухе, здесь всё было намного легче и проще. Вытянувшись и работая своим удивительным хвостом, который раньше ему только мешал, бобрёнок устремился вверх, к свету.

Но едва Шустрик вынырнул на поверхность, как что-то с силой навалилось на него и понесло вниз по реке. Неожиданно он почувствовал острую боль в губе. Это был кусок железки, принесённый волной с кучей мусора. Бобрёнок не знал, что река - это длинная-предлинная дорога, которая может унести его очень далеко от дома. Шустрик был еще глупым, и ему было очень больно. Наткнувшись на короткое брёвнышко, малыш вцепился в него и, зажмурившись, изо всех сил заработал хвостом.

Вода прорвала часть плотины и бобры были так заняты ремонтом, что не заметили, как мимо них на огромной скорости пронеслась маленькая торпеда. Все дальше и дальше удалялась она от деревни. И этой торпедой был маленький беззащитный бобрёнок, в ужасе вцепившийся в короткое бревнышко.

Глава вторая,

в которой маленький бобрёнок попадает к крысам

Да, в ту весну воды и правда было много. Река разлилась так широко, что вплотную подступила к старой перевёрнутой лодке, под которой крысы держали все свои съестные припасы.

О нем слышали многие, но вот далеко не все видели его вживую. Созвучие названия животного с таким словом как «добро», сделало его популярным в контексте совместного использования. Есть такое шуточное стихотоворение, начало которого звучит следующим образом:

«Как известно, бобры добры.

Добротою бобры полны.

Всем, кто хочет себе добра,

Нужно просто позвать бобра…»

Итак, разберемся подробнее, что представляют собой эти где они живут и чем питаются, а также рассмотрим интересные факты о бобрах.

Кто такой бобр?

Это млекопитающее отряда грызунов. Бобр впервые появился в Канаде, именно оттуда он родом. Это доверчивое, умное и трудолюбивое животное.

Раньше католическая церковь считала бобра рыбой, по этой причине его мясо ели во время поста. Что касается отношения православной церкви к этому, то она категорически запрещала употреблять его мясо в пищу — это считалось грехом.

Бобр является одним из самых крупных грызунов, в Европе он занимает по этому показателю первое место, а в мире — второе.

Например, вес взрослого самца может быть таким же, как и у восьмилетнего ребенка. Кроме того, что они славятся своим трудолюбием, эти зверьки еще и очень смелые. Так, если бобры сильно напугаются, то могут и напасть. Но просто так они не будут этого делать, только в случае опасности.

Зверек в естественной среде обитания может прожить до 14 лет, а вот в неволе даже в 2—3 раза больше.

Как они выглядят?

У него приземистое тело и укороченные лапки. Между пальцами имеются перепонки, предназначенные для того, чтобы лучше плавать. У бобра маленькие глаза и короткие уши. Хвост же имеет плоскую форму и напоминает весло. В основном их окраска коричневая, но некоторые особи могут быть черными. Вес около 20—30 кг, длина тела — около 1 метра.

Бобры имеют третье веко, чтобы лучше ориентироваться в воде во время плавания. Некоторые думают, что хвост помогает бобрам плавать, но это не так. В воде с этой целью они используют перепончатые задние лапы. Хвост же служит больше для удержания равновесия. С его помощью они также регулируют температуру тела, а еще он является своего рода кладовой для хранения жира. Кроме этого, они шлепают им по земле или воде, предупреждая тем самым друг друга об опасности.

У них выделяется специальная жидкость, которая придает меху зверька водоотталкивающий эффект.

Великолепные строители

Если прочитать интересные факты о бобрах, то поистине поражаешься их способности к строительству. Плотины, возведенные ими, видны даже из космоса. Они показывают невероятные результаты в их сооружении. Длина плотин может составлять 700 метров. Но это еще не рекорд: так был зафиксирован случай, когда бобры в штате Нью-Хэмпшир построили плотину, которая была протяженностью 1,2 км. В среднем, для того чтобы построить 10 м плотины, одному бобровому семейству требуется неделя времени.

О таком необычном животном, как бобр, интересные факты говорят, что в среднем за свою жизнь он может перепилить 100 деревьев и построить 50 плотин.

Вход в жилище они располагают под водой, а саму норку делают выше этого уровня.

Благодаря мощным челюстным мышцам и острым зубам, имеют большую силу укуса. Они способны валить и мощные деревья, но, к сожалению, по этой причине как раз и происходит множество смертей этих животных.

Бобры — это очень умелые строители: плотины у них получаются на редкость крепкими и при животные обладают удивительным чутьем выбирать для их строительства самые удачные места.

Удивительный зверек бобр: интересные факты о нем

О них всегда узнают что-то новое, это очень интересные и добрые создания.

1. Зверьки эти стараются не отлучаться далеко от воды и всегда находятся возле нее в пределах 200 метров.

2. Благодаря большим размерам легких и печени, они могут задерживать дыхание аж на 15 минут, что является рекордом для полуводных млекопитающих. За это время этот небольшой зверек может проплыть приличное расстояние, равное 700 метрам.

3. А вот еще удивительный факт: ученые, раскопавшие останки бобра, оставшиеся еще с древнейших времен, были поражены. Подумать только, он был размером с человека! Рост находки был 165 см, а вес составлял 60 кг.

4. Эти животные с легкостью перекусывают маленькие веточки, но и могут справиться с целым деревом. Так, бобр может перегрызть за ночь около 25 куб. см какого-либо мягкого дерева, наподобие ольхи, осины или тополя.

5. Если мы изучим интересные факты о бобрах, то найдем в них зафиксированный случай, когда бобр смог свалить толстое дерево, диаметр которого составлял около 1 метра.

6. В Древней Руси в случае кражи бобра, на вора налагался большой штраф.

7. Когда племена индейцев отправлялись на охоту, они читали молитву, обращаясь к Великому Бобру.

8. По-латински слово «бобр» звучит как castor, от него и возникло название касторки.

9. Бобры чаще всего умирают от того, что их придавливают деревья, которые, впрочем, нередко, они валят сами.

10. Интересные факты о бобрах описывают случай, когда у одного из грызунов зуб перестал изнашиваться и продолжал расти. Он вырос до таких размеров, что начал достигать левого глаза. Но эти случаи все же происходят редко.

11. Этим животным в городе Бобруйске поставлены памятники. Изображение этого животного есть на монетах Канады.

12. Зимой они не впадают в спячку, а просто становятся менее активными.

13. Когда-то было время, когда эти зверьки оказались под угрозой исчезновения, однако, благодаря проведенным мероприятиям, удалось исправить ситуацию.

Потомство

Бобрята живут с родителями примерно до того возраста, как им исполнится 2 года. У них может родиться сразу до 5 детей.

Бобры не обучают своих отпрысков навыкам построения жилища — в них это умение уже заложено от рождения.

В их семье, как правило, насчитывается 5—9 особей, среди которых родители и их детеныши, которые, покинув их, могут некоторое время жить в одиночестве. За каждой семьей закреплена определенная территория, которая отводится им на многие поколения, площадь ее может достигать 3 кв. м.

Бобры моногамны. Главной в семействе является мать. В их жилищах всегда чисто и тепло.

На зиму они запасают много еды в виде веточек деревьев, так что беспокоиться о голоде им не приходиться.

А мы продолжаем рассказ о бобрах.

Интересные факты: чем питаются эти животные?

Многие считают, что в их рационе находится исключительно рыба, но это ошибочное мнение: бобры не едят ее вообще. На самом деле они являются абсолютными вегетарианцами. Мнение о том, что эти животные питаются рыбой, видимо, сформировалось из-за того, что они много времени проводят в воде. Но на самом деле они питаются древесными растениями, ведь не зря им даны мощные резцы. Они любят полакомиться древесиной тополя, ивы, березы, питаются также молодыми сочными побегами растений.

Особенности тела

Наибольшую активность проявляют в ночное время и в сумерки. Некоторые особенности его тела облегчают жизнь бобру. Расщепленный ноготь на втором пальце позволяет расчесывать ему шерсть, а хвост, покрытый жесткими чешуйками, помогает животному прорывать глубину.

Зубы бобров стачиваются, и, чтобы компенсировать этот процесс, их резцы растут с довольно большой скоростью — примерно 0,5 см в месяц.

А теперь рассмотрим, могут ли быть домашними бобры — интересные факты для детей, которые, быть может, захотят видеть это животное рядом с собой.

Как за ним ухаживать?

Интересные факты про бобров, описанные выше, касаются их жизни в естественных условиях. А как насчет жизни в неволе? Бобр может обитать и в домашних условиях, хотя в этом качестве замечен редко. Ведь содержать его непросто. Бобру всегда необходимо что-то грызть и строить, соответственно, он будет стараться это делать и в стенах дома. Так что просто поселить его в квартире будет нецелесообразно.

Лучше для него сделать большой питомник или клетку. Нужно давать ему древесину, чтобы он стачивал зубы. В пищу он не употребляет мяса. С охотой будет есть древесную кору, корни, побеги, пивные дрожжи, орехи, травянистые растения, комбикорм, фрукты и овощи, специальные кормовые смеси.

Как правило, животное нужно кормить 1 раз в сутки, в вечернее время. Если говорить о количестве еды, то дневная норма составляет около 1 кг.

Рядом с бобрами должен находиться небольшой бассейн, ведь они привыкли жить в воде.

В основном эти грызуны настроены к человеку добродушно или же могут относиться к нему с безразличием, без проявления каких-либо эмоций. Но иногда встречаются особи, которые проявляют агрессию, но таким просто необходимо время, чтобы привыкнуть.

Заключение

Здесь мы рассмотрели интересные факты о бобрах. В мире существует много существ, вызывающих неподдельное любопытство у людей, например, среди насекомых таковым является стрекоза, которая дошла до наших дней еще с юрского периода. и бобрах являются, по сути, удивительными и иногда поражающими воображение. Знаете ли вы, что стрекоза — это хищник? И эффективность ее во время охоты составляет 95 %? Поистине, миниатюрная машина для убийств.

Бобрёнок

Весной снег быстро растаял, вода поднялась и затопила бобровую хатку.

Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась ещё выше, и пришлось бобрятам расплываться в разные стороны.

Самый маленький бобрёнок выбился из сил и стал тонуть.

Я заметил его и вытащил из воды. Думал, водяная крыса, а потом вижу – хвост лопаточкой, и догадался, что это бобрёнок.

Дома он долго чистился и сушился, потом нашёл веник за печкой, уселся на задние лапки, передними взял прутик от веника и стал его грызть.

После еды бобрёнок собрал все палочки и листики, подгрёб их под себя и уснул.
Послушал я, как бобрёнок во сне сопит. “Вот, – думаю, – какой спокойный зверёк – можно его одного оставить, ничего не случится!”

Запер бобрёнка в избе и пошёл в лес.

Всю ночь я бродил по лесу с ружьём, а утром вернулся домой, открыл дверь и…

Что же это такое? Как будто я в столярную мастерскую попал!

По всему полу белые стружки валяются, а у стола ножка тонкая-тонкая: бобрёнок её со всех сторон подгрыз. А сам спрятался за печку.

За ночь вода спала. Посадил я бобрёнка в мешок и поскорее отнёс к реке.

С тех пор как встречу в лесу поваленное бобрами дерево, так сразу подумаю про бобрёнка, который подгрыз мой стол. (203 слова.)

Выполняя задания 1–9, отметь √ номер правильного ответа.

1. В тексте в основном говорится о том, что

1. Бобрёнок подгрыз ножку стола в доме героя.

2. Весной вода затопила бобровую хатку.

3. Бобрёнок в неволе ведёт себя как в природе.

4. Бобрёнок – очень спокойный зверёк.

2. Из текста понятно, что в ситуации с ножкой стола бобрёнок проявил себя как

1. глупое животное

2. неблагодарное животное

3. дикое животное

4. прожорливое животное

1. нельзя оставлять бобрёнка одного дома

2. бобрёнок всегда подчиняется инстинктам

3. бобрёнок может подгрызть ножку стола

4. не надо брать спасённого бобрёнка домой

4. Герой отнёс детёныша бобра к реке, потому что

1. обиделся на глупого бобрёнка

2. бобрёнок должен жить на воле

3. пожалел маленького бобрёнка

4. глупый бобрёнок ему надоел

5. Почему бобрёнку нужна была помощь героя?

1. бобрёнка бросили родители

2. бобрёнок был самым маленьким

3. бобрёнок был непослушным

4. вода затопила бобровую хатку

6. В каком выражении рассказчик выказывает своё отношение к бобрёнку?

1. вот какой спокойный зверёк – можно одного оставить

2. самый маленький бобрёнок выбился из сил и стал тонуть

3. после еды бобрёнок собрал все палочки и листики

4. посадил я бобрёнка в мешок и поскорее отнёс к реке

7. Определи верную последовательность событий.

А. бобрёнок “напроказничал”

Б. герой спас бобрёнка

В. бобрёнок поел и уснул

Г. герой отпустил бобрёнка

Д. бобрёнок в беде.

1. АБВГД

2. ВДБАГ

3. БВАГД

4. ДБВАГ

8. В каком выражении автор описывает повадки животного?

1. Бобрёнок выбился из сил и стал тонуть.

2. Бобрёнок спокойно спал и сопел во сне.

3. Бобрёнок сел на задние лапки и стал грызть прутик.

4. Бобрёнок подгрыз ножку стола и спрятался за печку.

9. Как ты думаешь, из какой книги взят текст?

1. Рассказы о животных.

2. Стихотворения о природе.

3. сказки о животных.

4. Энциклопедия животных.

10. Вставь недостающее слово.

Думал, водяная крыса, а потом вижу – хвост ________________ , и догадался, что это бобрёнок.

Дополни предложение.

11. Бобрёнок уселся на задние лапки, передними взял прутик от веника и ___________________________________________________________________ .

Выполняя задание 12, напиши развёрнутый ответ на вопрос.

12. Почему Г.Я. Снегирёв так назвал рассказ?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

III Часть: оценочная таблица с критериями оценивания (для учителя). Буквой “П” отмечены задания повышенного уровня сложности.

№ задания.

Правильный ответ или критерии оценивания.

1 балл – выбран верный ответ (тема текста) 3) бобрёнок в неволе ведёт себя как в природе.

0 баллов

1 балл – выбран верный ответ 3) дикое животное.

0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл.

1 балл – выбран верный ответ 2) бобрёнок всегда подчиняется инстинктам.

0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл.

1 балл – выбран верный ответ 2) бобрёнок должен жить на воле.

0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл.

1 балл – выбран верный ответ. 2) бобрёнок был самым маленьким.

0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл.

1 балл – выбран верный ответ. 1) вот какой спокойный зверёк – можно одного оставить.

0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл.

7 – П

1 балл – выбран верный ответ. 4) ДБВАГ.

0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл.

1 балл – выбран верный ответ. 3) бобрёнок сел на задние лапки и стал грызть прутик.

0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл.

9 – П

1 балл – выбран верный ответ. 3) БАД.

0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл.

1 балл – выбран верный ответ. 1) рассказы о животных.

0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл.

1 балл – в предложение вписано слово лопаточкой .

0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл.

1 балл – предложение продолжено словами: стал его грызть.

0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл.

13 – П

2 балла – дано связное монологическое высказывание, содержащее ответ на поставленный вопрос.

1 балл – обоснование верное, но высказывание содержит речевые ошибки.

0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1–2 балла.

14–11 баллов – высокий уровень.

10–7 баллов – базовый уровень.

6 баллов и меньше – низкий уровень.

© 2003–2015 ИД «Первое сентября»

Адрес: ул. Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»

Весной снег быстро растаял, вода поднялась и затопила бобровую хатку.
Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась ещё выше, и пришлось бобрятам расплываться в разные стороны.
Самый маленький бобрёнок выбился из сил и стал тонуть.
Я заметил его и вытащил из воды. Думал, водяная крыса, а потом вижу - хвост лопаточкой, и догадался, что это бобрёнок.
Дома он долго чистился и сушился, потом нашёл веник за печкой, уселся на задние лапки, передними взял прутик от веника и стал его грызть.
После еды бобрёнок собрал все палочки и листики, подгрёб под себя и уснул.
Послушал я, как бобрёнок во сне сопит. «Вот, - думаю, - какой спокойный зверёк - можно его одного оставить, ничего не случится!»
Запер бобрёнка в избе и пошёл в лес.
Всю ночь я бродил по лесу с ружьём, а утром вернулся домой, открыл дверь, и...
Что же это такое? Как будто я в столярную мастерскую попал!
По всему полу белые стружки валяются, а у стола ножка тонкая-тонкая: бобрёнок её со всех сторон подгрыз. А сам спрятался за печку.
За ночь вода спала. Посадил я бобрёнка в мешок и поскорее отнёс к реке.
С тех пор как встречу в лесу поваленное бобрами дерево, так сразу вспоминаю про бобрёнка, который подгрыз мой стол.

Задачи урока:

  • Образовательные: совершенствовать знания учащихся по изучаемой теме, развивать речь учащихся.
  • Воспитательные: продолжить формирование у учащихся уважительного отношения к природе и к “братьям нашим меньшим”.

Коррекционные: совершенствовать методы написания учащимися подробного изложения.

Оборудование урока:

  • Классная доска
  • Раздаточный материал для учащихся
  • Различные виды лингвистических словарей
  • Картинки с изображением элементов рассказа (охотник, бобренок, плотина на реке)

Ход урока

1. Оргмомент. Объяснение целей и задач урока. Мотивация учащихся.

Проверка домашнего задания у учащихся осуществляется на протяжении всего урока.

2. Вступительное слово с учащимися (в форме беседы)

Основные моменты беседы:

  • о весенних разливах рек;
  • о бедствиях, которые терпят животные в это время;
  • о том, как на помощь им приходят люди.

3. Первичное ознакомление учащихся с текстом для изложения (первое прочтение текста учителем)

Текст изложения:

БОБРЕНОК.

Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше, и пришлось бобрятам расплываться в разные стороны.

Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. Я заметил его и вытащил из воды. Вижу – хвост лопаточкой, и догадался, что это бобренок.

Дома он долго чистился и сушился. Потом нашел веник за печкой, уселся на задние лапы, передними взял прутик от веника и стал грызть.

Всю ночь я бродил по лесу с ружьем, а утром вернулся домой. По всему полу белые стружки валяются, а у стола ножка тонкая-тонкая. Бобренок ее со всех сторон подгрыз, а сам спрятался за печку.

За ночь вода спала. Посадил я бобренка в мешок и поскорее отнес к реке. (124 сл.) (По Г.Снегиреву)

4. Проверка первичного восприятия учащимися текстового материала (устная работа на уроке с текстом изложения):

Ответьте на вопросы:

  1. Что произошло весной с бобровой хаткой?
  2. Почему охотник решил, что это бобренок?
  3. Что вы можете еще сказать о внешнем виде бобра?
  4. Где живут бобры?
  5. Чем питаются?
  6. Зачем строят плотины?
  7. Какую картину увидел охотник по возвращении домой?
  8. Какое предложение в тексте свидетельствует о том, что охотник стремился расстаться с бобренком? (Посадил бобренка в мешок и поскорее отнес к реке.)

5. Второе прочтение текста для изложения.

6. Составление плана изложения.

Какие части можно выделить в тексте? Как их озаглавить?

План изложения:

(Составляется вместе с учащимися и записывается учителем на доске).

  1. Половодье.
  2. Маленький бобренок.
  3. В избе у охотника.
  4. Ночная работа бобренка.
  5. Скорей к реке.

7. Словарная работа.

На доске записываются словарные слова и объясняется их написание: Бобренок, подобралась, расплываться, лопаточкой, тонкая-тонкая, поскорее.

8. Устные и письменные задание на развитие речи учащихся и предупреждение орфографических и пунктуационных ошибок в тексте изложения.

1. Какие близкие по смыслу слова и выражения можно подобрать к данным словам и словосочетаниям:

  • вода поднялась – прибыла
  • бобровая хатка – домик бобра
  • вода подобралась еще выше – подошла
  • хвост лопаточкой – клиновидный
  • бродил по лесу с ружьем – ходил
  • валяются – лежат
  • подгрыз – подпилил

– Каким из этих слов следует отдать предпочтение и почему?

2. Подберите синонимы к словам:

  • строят – создают
  • растаял – поплыл
  • маленький – мелкий
  • чистился – отряхивался

3. Объясните правописание согласных в корне слов:

  • грызть
  • стружки.

4. Объясните (устно) орфограммы в словах:

  • поднялась
  • затопила
  • расплываться
  • бродил
  • валяются
  • посадил

5. Разберите предложения по членам, объясните расстановку знаков препинания.

Весной снег быстро растаял, вода поднялась и затопила бобровую хатку.

Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть.

Бобренок ее со всех сторон подгрыз, а сам спрятался за печку.

9. Заключительное прочтение текста для изложения (непосредственно перед написанием)

10. Объяснение нового домашнего задания (учащимся необходимо повторить материал по изучаемой теме).

Итог урока подводится после проверки работ учащихся.

Статьи по теме: