Сжиженный и природный газ: в чем отличие и каким образом устанавливаются тарифы? Разъяснения властей. Природный газ – это пропан или метан

Природным газом сегодня называется газообразное несжатое вещество, которое добывается специальным оборудованием из недр земли. Перемещается газ по трубам. Чаще всего традиционный природный газ представлен метаном. Данный вид топлива во время добычи и доставки потребителю не меняет своего физического состояния. Закачивается он в специальные газовые хранилища. Перемещение его к потребителям, как уже сказано, осуществляется по специальным газовым трубам.

Но есть еще один газ - сжиженный, который еще называется Liquefied Natural Gas, а сокращенно LNG . Под сжиженным газом следует понимать: компримированный природный газ, углеводородные газы, которые под высоким давлением охлаждаются, а также разновидность природного газа. Но со сути сжиженный газ - это природный газ, который охладили до температуры минус сто шестьдесят два градуса, чтобы транспортировать и хранить в жидком виде. Стоит отметить, что такой газ хранится только в изотермических резервуарах, поскольку основной его составляющей все же является метан, для которого критическая температура равна минус восьмидесяти трем. При регазификации, то есть возвращении его в обычное парообразное состояние, можно получить из одного кубометра такого газа, шестьсот кубометров природного газа (фото 1).

Сжиженный газ, как и природный газ, применяется для газификации промышленных объектов, населенных пунктов, получения промышленного холода, тепловой энергии и электричества. В транспорте применяется в качестве топлива, а в химической промышленности в качестве сырья. На мировых рынках широкое использование такого газа обусловлено, прежде всего, его дешевизной. Также он считается самым безопасным и экологически чистым видом топлива (фото 2).

В энергетической сфере крупные проекты сегодня реализует компания Аэнерджи . Она занимается внедрением в промышленность, транспорт и энергетическую сферу современных технологий. Это динамично развивающаяся компания, которая также занимается изготовлением и разработкой собственной буровой техники, сбытом сжиженного газа. К слову, у сжиженного газа много преимуществ. Для его транспортировки не нужно прокладывать дорогостоящие магистральные трубопроводы, совершенно исключены утечки газа, и в использовании он экологически чище (фото 3).

Помимо газа на тепловых электростанциях и в вагонах-рефрижераторах еще можно использовать холод LNG. По химсоставу LNG - это смесь таких газов, как бутан, пропан, этан и метан с тяжелыми углеводородами и примесями сероводорода, углекислого газа, воды, комплексных соединений серы, азотных соединений серы. Перед сжижением все примеси удаляются. Основным компонентом такого газа остается метан. Проектами по сбыту и производству сжиженного газа занимается компания А-energy . В сфере ее деятельности также переоборудование транспорта под использование сжиженного газа. К слову, собственники транспорта уже давно поняли, что использовать сжиженных газ в качестве топлива дешевле и выгоднее (фото 4).

Итак, главное отличие сжиженного газа от природного в том, что он сильно охлаждается и требует дополнительной переработки, перед тем как будет доставлен потребителю. Но для транспортировки не нужны трубы. Кроме того, такой газ перед потреблением нужно извлечь из баллона или регазицировать, а вот природный газ нужно только распределить и подать в трубы. Плотность сжиженного газа составляет примерно четыреста семьдесят килограммов на метр кубический. То есть, от воздуха он легче на треть. Плотность его меньше, чем у воды, поэтому в случае разлива газ останется на поверхности (фото 5).

Из-за дороговизны горюче-смазочных материалов многие автолюбители задумываются о необходимости экономить на топливе, а порой и вообще на езде. Но если вам всегда необходимо быть за рулем, и вы не представляете себе другого способа передвижения, то вы несомненно хотели бы немного сэкономить.

Некоторые автолюбители решили перейти на газ, как топливо для автомобиля, а кто-то, наоборот, критически относится к этой альтернативе бензину. Давайте рассмотрим, чем отличается газ от бензина, какие существуют преимущества и недостатки газа, как топлива, и что же все-таки экономнее и практичнее?

Преимущества газа, как топлива

1. Прежде всего, использование газа – это экономия средств. Вначале вам придется потратиться на установку ГБО (газобаллонное оборудование) , но вы очень быстро вернете свои деньги. В зависимости от того, как и сколько вы ездите, конечно. Если вы за год сделаете пробег около 15 тыс. км, вы сможете приблизительно окупить установку газового оборудования. Кроме того, будет экономия средств при заправке.

2. Газ расходуется экономнее, чем бензин. Все просто. Для того, чтобы проехать 100 км, вам потребуется значительно меньше газа, чем бензина. Получается, вы экономите, потому что газ стоит дешевле и заправляться надо реже.

3. Использование газа положительно сказывается на износе и сроке службы двигателя и его составных частей. Например, при впрыске бензина в цилиндр смывается масляная пленка. С газом такого не происходит, наоборот, он лучше смешивается с воздухом, что обеспечивает более равномерное сгорание. Кстати, масло можно менять реже, поскольку увеличивается его срок службы.

4. Двигатель на газе работает значительно тише. Это происходит потому, что пропан-бутан имеет более высокое, в отличие от бензина, октановое число – 105. Поэтому уменьшается и нагар на свечах зажигания, что, в свою очередь, увеличивает их ресурс почти в два раза.

5. Газ экологически чище, не имеет вредных выхлопов, практически безвреден для окружающей среды.

Недостатки газа, как топлива

1. Газовый баллон занимает место в багажнике. Нельзя назвать это большим недостатком, но нужно быть готовым к тому, чтобы оссвободить для него место. Помимо этого, вес машины станет на 20-40 кгтяжелее.

2. Главная проблема автомобилей на газу – это запуск двигателя. Инжекторный двигатель всегда заводится на бензине. А карбюраторные двигатели имеют свои особенности. Если на улице плюсовая температура, то с пуском двигателя на газу проблем не возникнет. Зимой перед тем, как поставите машину в гараж или на стоянку, лучше перевести ее на бензин, чтобы утром легко завести.

3. За счет особенностей газовых смесей на 7-10% снижается мощность двигателя и ухудшается динамика разгона. Однако при нормальной (не спортивной) езде такие потери не очень заметны.

Есть определенные преимущества газа, как топлива, но есть и небольшие «минусы». Но можно сказать точно, что используя газ, вы значительно экономите средства. Поэтому, прочитав нашу статью и посоветовавшись с опытными специалистами, вы сможете принять правильное решение.

Звук выстрела из газового пистолета значительно отличается от боевого. И по громкости, и по характеру звучания. Т. к. скорость истечения отработанных газов в боевом оружии значительно выше. Газовые пистолеты и револьверы могут стрелять специальными ракетницами. Для этого в комплект входит специальная насадка, вкручиваемая в ствол. В нее вставляется ракетница, в пистолет или револьвер заряжается холостой патрон и производится выстрел. Ракетница взлетает вверх на 25-30 метров. К сожалению, российские модели исключают установку этих насадок, но в импортных пистолетах это общепринятое правило. Как и любое другое оружие, газовое делится на пистолеты и револьверы. Пистолеты, как более современный тип оружия, более удобны в ношении (на самом деле это дело вкуса) . Перезарядить пистолет, вставив новый, заранее снаряженный магазин, проще и быстрее, чем вставлять патроны по одному в револьвер, тем более что запасные магазины всегда можно купить, и носить с собой уже снаряженные. Магазины пистолетов вмещают от 5 до 10 патронов. Однако существуют те же проблемы, что и у боевых аналогов. Если при выстреле произойдет осечка или патрон просто перекосит, то для того, чтобы продолжить стрельбу необходимо будет потратить некоторое количество времени для приведения пистолета снова в боевую готовность. К счастью это происходит редко. По крайней мере, с продукцией таких солидных фирм, как Umarex, Colt, Browning и т. д. Совсем другое дело - Револьверы. Проблема осечек в данном виде оружия решается мгновенно простым нажатием на спусковой крючек, что обеспечивает автоматический перевод барабана. Следующий патрон готов и можно продолжать стрельбу. Сама эта система стара, как мир и до сих пор человечество не изобрело ничего надежнее. Однако револьвер считается менее удобным при ношении (опять таки дело вкуса) и зарядке (некоторым 5-6 патронов в барабане кажется мало) . В револьвере на стыке ствола и барабана есть небольшой зазор. Бытует мнение, что при выстреле в него просачивается часть газа. Однако количество вытекаемого газа настолько мало, что нанести вред хозяину револьвера оно не может. Само оружие по принципу действия и внешнему виду является точной копией какого либо реально существующего боевого пистолета или револьвера. Отсутствует только функция автоматической стрельбы (например, в моделях фирмы Beretta). Заряжается патрон, состоящий из гильзы, капсула, порохового и газового заряда (в холостых патронах газовый заряд отсутствует) . При выстреле боек бьет по капсулу, тот, воспламеняясь, поджигает порох. Создавшееся давление толкает газовый заряд из оружия. Из ствола вылетает струя газа, переходящая в облако. В зависимости от калибра (диаметра ствола) расстояние действия пистолета различно. 8 мм - до 2 метров 9 мм - до 3,5 метров (11,43 мм) 45 калибр - до 4 метров.. .

Использование газа в частном домовладении позволяет существенно экономить на отоплении, ГВС и готовке. Несмотря на все экономические кризисы, голубое топливо остается наиболее дешевым энергоносителем.

Но что лучше – газгольдер или магистральный газ – выбрать для своего дома? У каждого из этих способов газоснабжения свои преимущества и цена. Чтобы выбор сделать правильно, надо учесть все нюансы обеих схем газификации коттеджа.

У далеких от нефтегазодобычи обывателей разбор всех нюансов “газового” вопроса в подробностях нередко вызывает головную боль. Существует природный, сжиженный, баллонный, сжатый, магистральный газ и т.д. Плюс есть куча аббревиатур (КПГ, СПГ, СУГ, ГМТ, АПГ). И все это о топливе, которое мы используем в быту для нагрева воды (теплоносителя) и готовки.

Разобраться с нуля во всех видах этого такого привычного для многих россиян горючего довольно сложно.

Необходимо четко различать газ природный в магистральном трубопроводе и сжиженный в газгольдере – у них разные характеристики и состав

Как таковой природный газ, добываемый из недр земли, представляет собой смесь из:

  • метана;
  • тяжелых углеводородов (этана, пропана, бутана и т.д.);
  • водорода и сероводорода;
  • паров воды;
  • азота;
  • гелия и иных инертных газов.

В зависимости от месторождения доля первого компонента в этой смеси достигает 70–98%.

Однако «природный газ», поступающий в квартиры и дома по трубам, – это уже очищенный от примесей метан с мизерным количеством одоранта (вещества с резким неприятным запахом, облегчающим обнаружение утечек). Подавать по газопроводам для бытовых нужд всю добываемую из земли смесь без обработки небезопасно. В ней немало взрывоопасных и вредных для человека компонентов. Проще и безопасней очистить метан от всего остального.

После очищения на месторождении этот уже сугубо метановый газ поступает в ГТС (газотранспортную систему). А из нее посредством газораспределительных и компрессорных станций его подают по газопроводам сначала в населенные пункты, а затем потребителям. Так природный газ поступает в дома частников и городские квартиры, чтобы быть сожженным в газовых плитах, котлах и бойлерах.

Помимо сжигания в газовых котлах и плитах метан также используется в качестве газомоторного топлива (ГМТ), он безопасней пропан-бутановой смеси и в два раза дешевле бензина

Газ в квартире и ГМТ на основе метана одинаковы по составу. Однако первый по трубам “течет” в газообразном состоянии. А вот второй в баллоны автомобилей закачивается в сжатом до давления 200–220 бар виде. Такое газомоторное топливо называют компримированным (КПГ). Именно его продают на газозаправках «Газпрома».

При этом существует еще и СУГ (сжиженный углеводородный газ), также нередко применяемый для заливки в автомобили. Но он состоит уже не из метана, а из смеси пропана с бутаном. О нем дальше — это как раз то, что закачивается в газгольдеры.

К метановому классу также относятся природные газы:

  1. СПГ (сжиженный).
  2. АПГ (адсорбированный).

Первый для упрощения транспортировки и хранения сжижается охлаждением при минус 160 0 С. Именно его возят в громадных танкерах по океанам.

Второй вариант – это метан, который адсорбирован на твердом пористом сорбенте. В отличие от СПГ для его хранения не требуется оборудование для поддержания сверхнизких температур. При этом давление в емкости не поднимается выше 30–50 бар, поэтому хранить и перевозить его гораздо проще и безопасней. Однако эта технология в России и мире пока еще не получила широкого распространения, сказывается дороговизна производства адсорбента.

В чем отличие газгольдерного (сжиженного) топлива

Газгольдер (GasHolder) – это банальный резервуар для хранения газа (пропана + бутана). Туда он закачивается в сжиженном виде. Потом постепенно эта “жидкость” переходит в газообразное состояние, поднимая давление в емкости. И уже за счет высокого давления газ выдавливается из резервуара в трубы для подачи в дом.

Использование в газгольдерах пропана и бутана обусловлено наличием этих газов в достаточно больших объемах и простоте технологии их сжижения

По сути, бутан и пропан – это побочные компоненты, остающиеся после выделения метана из поднятого из недр «природного газа». Их доля в выкачанной из земли смеси нередко достигает 30%. Плюс они же образуются при переработке попутного газа, который выходит из скважин вместе с нефтью. Их приходится либо сжигать в факелах на месторождении, либо искать способы применения в энергетике.

Газгольдеры могут быть применены для хранения различных газов. Но для автономного газоснабжения частных домов принято использовать оборудование, рассчитанное на пропан-бутановую смесь. Ее еще называют сжиженным углеводородным газом (СУГ). Заниматься сжижением метана для закачки в подобные бытовые емкости слишком дорого и невыгодно.

Смесь сжиженного пропана с бутаном (СУГ) различается на:

  • зимнюю;
  • летнюю.

Бутан дешевле пропана. Но он быстрее замерзает при отрицательных атмосферных температурах, поэтому в зимнюю смесь его добавляют в меньших долях. Зимой СУГ стоит дороже не из-за желания энергетиков заработать побольше, а из-за технологической необходимости увеличивать в нем процентное содержание дорогостоящего пропана.

Однако закупать сжиженный газ летом впрок не стоит. В зимний период при сильных морозах летний состав может “замерзнуть”. В лед он не превратится, а вот переходить из жидкого состояния в газообразное станет в меньших объемах.

Емкость газгольдера обычно рассчитывают так, чтобы углеводородного газа в нем хватало на полгода бесперебойной работы всего установленного в коттедже газового оборудования

Газгольдеры бывают вертикальными и горизонтальными, а также подразделяются на:

  • подземные;
  • надземные.

В российских климатических условиях рекомендуется монтировать только подземный вариант. При низких температурах на улице сжиженный пропан-бутан начинает менее эффективно испаряться. Легче вырыть глубокий котлован, чтобы дно газгольдера оказалось ниже уровня промерзания грунтов на участке. Утеплять и искусственно поддерживать в емкости нужные для испарения температурные параметры, устанавливая специальные испарители, выходит дороже.

Некоторые “специалисты” утверждают, что вертикальные газгольдеры в сравнении с горизонтальными аналогами имеют более низкие показатели тепловой отдачи. Зеркало испарения внутри них гораздо меньше. И это действительно так. Меньше площадь жидкости сверху – меньше ее испаряется.

Однако в вертикальных резервуарах СУГ процесс испарения протекает с несколько более высокой скоростью, что полностью компенсирует меньший размер «зеркала». Результат в итоге получается практически одинаковым. Не зря же в Скандинавии, где климат во многом схож с российским, предпочитают монтировать газгольдерные емкости как раз в вертикальном исполнении.

Сравнение газа из магистрали и газгольдера

Сравнивая оба варианта газоснабжения частного дома, необходимо смотреть как на стоимость покупки кубометра газа, так и на смету монтажа оборудования и цену его эксплуатации в последующем. Учитывать следует все параметры обеих систем. При этом выбирая, что изначально дешевле – газгольдер и магистральный газ, надо анализировать и то, что проще в ремонте и обслуживании.

Главное преимущество газгольдера над газом из трубы – это высокая скорость подключения, если в первом случае достаточно 1–3 дней, то во втором все может затянуться на долгие месяцы

Газгольдер – это в первую очередь полная автономность в энергообеспечении частного дома. Магистральный газ могут в любой момент отключить. От аварий на газовых трубопроводах полностью застраховаться невозможно. В этом отношении трубное голубое топливо схоже с электричеством. Рухнула общая сеть, и коттедж оказался без электро- и газоснабжения. А газгольдерное топливо всегда в наличии. Надо только следить за наполненностью резервуара.

Фактор #1: Стоимость подключения

Если смотреть по средним ценам на подсоединение магистрального газа и монтаж газгольдера, то первый вариант сильно выигрывает. Подсоединить коттедж к газовой магистрали сейчас можно за 50-100 тысяч рублей. При выборе второго способа только на газгольдерное оборудование придется потратить порядка 200 тысяч рублей. Чем большего оно объема, тем дороже стоит. Плюс еще монтаж и земляные работы. Но здесь есть ряд нюансов.

Если газовой магистрали в поселке нет, то газгольдер – это превосходный способ устройства обогрева дома. По энергоэффективности и тратам на топливо СУГ превосходит уголь, дрова и электричество в разы

Основная проблема с подключением магистрального газа заключается в сроках выполнения всех необходимых работ и согласований. Если труба в поселке уже есть, то все произойдет относительно быстро и достаточно недорого. Но если от дома до магистрали более двухсот метров, то мороки с подсоединением будет много.

Чтобы подключить коттедж к газовой трубе, необходимо:

  1. Подготовить расчет потребления газа.
  2. Подать заявление на получение техусловий.
  3. Получить эти ТУ (времени уходит до месяца).
  4. Подготовить проект газовой сети в доме и от него до магистрали (еще пара недель).
  5. Заключить с газовщиками договор на подключение, предоставив им проектную документацию.
  6. Выполнить монтаж газового оборудования (несколько дней при условии быстрого нахождения свободных монтажников).
  7. Проверка представителем поставщика магистрального метана работоспособности оборудования и разводки как в доме, так и снаружи с последующим заключением договора обслуживания (приход этого человека можно прождать еще месяц).

В итоге по минимуму получается 3–4 месяца. И это в случае, если по ходу согласований и выполнения монтажа не возникнет проблем. Обычно все затягивается на полгода. Если поселок не включен в региональную программу газификации, когда многие вопросы подключения уже решены, то самому заниматься этой темой вообще не стоит. Головной боли и хождений по инстанциям будет много.

А вот процесс газификации частного дома с помощью газгольдера происходит всего за 1–3 дня. Частникам проходить согласования на монтаж подобной установки на своей земле в надзорных органах не требуется. Необходимо лишь выкопать яму под резервуар для СУГ, установить его туда и подключить к нему трубы. Все необходимые датчики, контрольная автоматика и клапана идут уже в комплекте газгольдера.

И еще один нюанс. Ввод от магистрали до дома можно сделать практически на любом участке. С газгольдером ситуация кардинально иная. Он должен быть удален на определенное расстояние от зданий, колодцев и дорог. Не каждая усадьба подходит для размещения газгольдерного оборудования, подходящего места для емкости можно и не найти.

Фактор #2: Энергоэффективность и цена обслуживания

При анализе трат на газовое топливо необходимо разделять кубатуру (литраж) метана в трубе и пропан-бутанового СУГ в машине, привозящей сжиженное топливо к заказчику. Если смотреть на ценник в рублях/м 3 , то получается, что магистральный газ стоит в три–четыре раза дешевле пропан-бутана.

Однако в первом случае горючее поставляется в газообразном состоянии, а во втором в жидком. В результате испарения литр этой “жидкости” превращается 200–250 литров газа. Причем здесь еще надо учитывать соотношение пропана и бутана в газгольдерном СУГ. У них разная плотность.

С одной стороны, магистральный природный газ дешевле СУГ для газгольдера по стоимости за куб, но с другой – у него более низкая удельная теплоемкость

Если сравнивать калорийность двух видов газового топлива, то пропан-бутан готов будет дать фору метану. При сжигании одного куба пропан-бутановой смеси в газообразном состоянии выделяется порядка 28 кВт, тогда как метан способен дать всего около 9 кВт.

При усредненном расчете коттеджу в 100 квадратов для отопления необходимо в год порядка 3000–3100 м 3 метана либо около 1000 м 3 СУГ. При этом за первый газ придется заплатить в три–четыре раза меньше. В результате выходит, что расходы на топливо в целом за год в итоге получаются приблизительно равными.

Обслуживанием газгольдеров и газовых труб от магистрали до дома занимаются специализированные организации, которые также поставляют и газ

По нормам МЧС, магистральный природный газ относится к 4-ой, наиболее безопасной категории взрывоопасных газовых веществ. А вот пропан-бутан входит в более опасную 2-ю группу. Даже при небольших концентрациях СУГ в помещении он может взорваться от малейшей искры.

Причем метан сам по себе легок, при утечках он поднимается под поток и рассеивается либо уходит в вентиляцию. А вот пропан-бутановая смесь тяжела и опускается к полу или земле, постепенно накапливаясь там до критических значений. С точки зрения безопасности магистральный газ сильно выигрывает у газгольдерного. Не зря газгольдеры категорически запрещено монтировать рядом с колодцами и подвалами, куда он может просочиться при утечках из емкости.

Чтобы избежать проблем с СУГ, резервуары для него и помещения с котлами часто оснащаются специальными газовыми датчиками. Они моментально реагируют на повышение концентрации газа, предупреждая хозяина дома о потенциальных проблемах. Не стоит экономить на них.

Выводы и полезное видео по теме

Нижеприведенная подборка видеоматериалов поможет вам разобраться во всех нюансах выбора оборудования для газификации коттеджа.

Подключение магистрального газа пошагово:

Достоинства автономной газификации:

Все нюансы монтажа газгольдера:

По всем параметрам магистральный газ по подключению и потреблению обойдется дешевле СУГ из газгольдера. Особенно это касается вопроса первоначальных трат. Но если газовой магистрали рядом с домом нет, то протягивание трубы может также влететь в большую копеечку. Здесь лучше предпочесть вариант с газгольдером: он дорог, но зато полностью автономен и с ним не нужно будет опасаться аварий на газопроводе.

Статьи по теме: