Многофункциональная ширма. Дидактическое пособие «Многофункциональная ширма как элемент предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ Многофункциональные ширмы в доу своими руками

Многофункциональная ширма.

Всем известно, что к подготовительной группе дети хорошо овладевают сюжетно-ролевой игрой, обыгрывают различные ситуации, придумывают свои театральные постановки.

Я решила обновить имеющуюся у нас в группе ширму. И вот, что у меня получилось.

Ширма состоит из трех секций:

Средняя секция предназначена для показа театрализованных постановок, разных видов театра и сюжетно-ролевых игр.

Причем, игровую зону дети могут изменять сами, по-своему усмотрению, с помощью навесных табличек и предметов, которые закрепляются с помощью пришитых резиночек. По желанию, можно убрать шторки, которые прикреплены к ширме с помощью липучек.

С другой стороны средней секции пришит прозрачный карман и навесные крючки для атрибутов.

Боковая секция предназначена для изодеятельности. Она оснащена навесной доской для рисования мелом. Для удобства размещения художественных материалов, закреплены пластиковые прозрачные стаканчики (тоже с помощью резиночек), которые можно легко снять и промыть.

К этой доске, с помощью красиво украшенных прищепок, можно прикрепить лист, на котором можно рисовать, создавать аппликации. Эта секция заменяет мольберт.

С обратной стороны этой секции расположена навесная доска с фланелеграфом, как основа для мягкого конструктора, театра. И много еще можно чего с ней сделать, была бы фантазия. Под доской пришит прозрачный карман для деталей конструктора и персонажей.

Третья секция представляет собой сетчатое полотнище (из садовой сетки). С помощью декоративных прищепок к сетке можно прикрепить иллюстрации, детские рисунки. А можно закрепить ленточки, шнурочки.

Многофункциональная ширма изготовлена из прочного материала – дерматина. Все полотнища ширмы крепятся к основе с помощью липучек. Одним легким движением ширму можно демонтировать и прикрепить новые полотнища или шторки.

Творческое развитие дошкольников в рамках детского сада - один из важных этапов формирования растущей личности.

Обстановка группы, окружающие предметы способствуют любознательности, творчеству, смелым пробам и открытиям.

С учетом того, что большую часть дневного времени ребенок проводит в группе, окружающее пространство и интерьер в ней становятся частью игрового и образовательного процесса. Чем больше возможностей у детей для реализации собственных фантазий, тем проще педагогу направить процесс обучения в нужное русло.

Ребенок относится к предметам и к пространству как к ресурсу, видя в них возможности для реализации своего замысла.

Одной из деталей интерьера, которые могут помочь в творческом развитии и организации жизни группы, является стилизованная . Являясь важным атрибутом театрализованных представлений, обладающим налетом таинственности, она вызывает неподдельный восторг и любопытство у малышей.

Самый простой кукольный театр привлекает малышей намного сильнее, чем нарисованные выдуманные герои.

В зависимости от размеров, с помощью ширмы можно ставить сценки, как для кукольного театра, так и для настоящих маленьких актеров, добавляя процессу зрелищности и повышая интерес.

Ширма в этом случае становится остро необходимым предметом.

Если бюджет группы не позволяет приобрести готовый вариант, а желание организовать театральный кружок у детей есть - можно самостоятельно изготовить ширму из пластиковых труб для детского сада своими руками.

Конструкция этого многофункционального устройства очень проста.

В зависимости от целей использования и возраста детей можно сделать различные конструкции.

Это может быть большая театральная ширма в полный рост.

Либо маленькая настольная версия ширмы, чтобы самостоятельно показывать сценки с кукольными персонажами.

Важным фактором является легкость и многофункциональность конструкции: дети очень ценят редкую возможность самостоятельно изменять расстановку предметов интерьера, используя их не как обязательный устоявшийся порядок, а как ресурс для реализации задумок.

Это развивает навыки управления, а также дает больше пространства для игр и творчества.

Как правило, стандартная модель ширмы из труб пвх делается с тремя секциями.

Достаточно собрать 3 рамки, соединить их между собой и закрыть красиво оформленными занавесами.

Впрочем, это не обязательное правило, и при желании и наличии материала можно сделать и большее количество рамочных составляющих. Дизайн натянутой на каркас ткани зависит только от личных предпочтений - можно выбрать его вместе с детьми из нескольких вариантов, сделав съемные чехлы на креплениях с «липучками».

При выборе чехлов можно проявить свою фантазию и творчество.

Различные цветовые решения чехлов могут ассоциироваться с временами года или тематическими праздниками. К примеру, зеленый фон весной, желтый и оранжевый - с наступлением осени, голубой или синий - в зимнее время года.

Здесь для педагога большое поле для фантазии.

Материалы и инструменты

Изготовление ширмы из пластиковых труб своими руками не потребует больших расходов. Потребуются пропиленовые трубы различной длины, пластмассовые уголки и двусторонние крепления - для соединения секций между собой.

Все это можно взять после недавнего ремонта, либо приобрести в любом специализированном магазине для ремонта.

Соединяются трубы между собой с помощью пластикового уголка.

Секции между собой соединяются специальными двойными крепежами.

Хорошим подспорьем может стать специальный аппарат для сварки пластиковых труб из пропилена, который используют при монтаже профессиональные сантехники.

Если одолжить его негде, можно использовать и метод обычного нагревания над плитой.

При желании трубы пвх можно покрасить краской. Для стойкости следует использовать смесь шпатлевки и обычной гуаши.

Различные способы использования многофункциональных ширм в детском саду подсказывают сами дети.

Для пошива чехлов можно использовать любую имеющуюся ткань. Нужно помнить, что она должна быть прочной и легко стираться, поскольку детские игры чреваты различными последствиями для любой мебели, и не станет исключением.

Материал лучше всего выбирать яркий и пестрый.

В зависимости от дизайна, могут понадобиться крепления на «липучке», ленты или шнурки для подвязки, дополнительный материал для кармашков или петель, а также надежный клей.

Благодаря соблюдению принципа доступности, у детей есть возможность самостоятельно изменять пространство в своей группе в любое время.

Процесс изготовления

Пошаговая инструкция изготовления ширмы из в детский сад достаточно проста.

  1. После того как определены размеры будущей ширмы, нужно обрезать трубы пвх до желаемой длины. Это можно сделать либо самостоятельно (пластиковый материал не требует больших усилий).

    Можно попросить сделать нарезку во время покупки в магазине.

  2. Далее скрепляем каркасы секций с помощью угловых соединений.

    Весь материал достаточно прочный и долговечный в использовании.

    Здесь потребуется либо специальный аппарат, либо небольшие физические усилия по нагреванию и вставке профиля пластиковой трубы в уголок.

    Процесс изготовления несложный и займёт у вас немного времени.

    Теперь время заняться следующим этапом: пошивом чехлов.

    Чехол может нести смысловую нагрузку.

  3. Площадь выбранной ткани должна соответствовать размеру каркасной секции. Края отрезка рекомендуется прострочить. Крепления из ленты с липучками или петли пришиваются, либо приклеиваются по верхней стороне будущего чехла.

    Чехлы могут быть разного цвета, от однотонных пастельных, до ярко-нежных детских рисунков.

  4. Если собранной ширме требуется покраска - осуществляем ее в хорошо проветриваемом помещении, даем конструкции высохнуть.

    Межсекционные крепления лучше окрашивать отдельно, чтобы они не утратили свою функциональность.

  5. Завершающий этап - декорирование. На натянутые чехлы можно наклеить красочные аппликации или пришить небольшие кармашки.

    Эти дополнения позволят развить моторику у детей и еще больше увеличат функционал новой ширмы, позволяя использовать ее в различных играх и представлениях.

    ВИДЕО: Что можно сделать своими руками из пластиковых труб.

    Любит фантазировать и мечтает попасть в настоящую сказку, где можно прикоснуться к герою и пуститься с ним в забавные приключения. Такая возможность может представиться, если в доме появится свой домашний кукольный театр.

    Мир сказок

    Непременным атрибутом любого театра является сцена. Безусловно, в домашних постановках вместо ширмы многие люди используют стулья или натянутую веревку с тканью. Но намного привлекательнее будет смотреться специальная ширма с настоящими декорациями и занавесом. Такую перегородку для кукольного театра можно приобрести в специализированном магазине или сделать самому. Кроме того, родители, сделав детские ширмы своими руками для импровизированного театра в детском саду, подарят малышам настоящие сказочные приключения.

    Когда такая перегородка для кукольного театра пригодится дома? Летом удобную и компактную ширму можно взять с собой в загородный дом и в тени деревьев устроить настоящее праздничное представление, в котором могут принимать участие все родственники и соседские детишки. В мире сказок лето пройдет веселее и запомнится надолго.

    Перегородки для театра бывают двух видов: напольные - они предназначены для детей и имеют регулируемую высоту; настольные - имеют один размер, компактны и занимают не много места.

    Напольная ширма своими руками

    Для изготовления такой перегородки понадобятся следующие материалы:

    • краска белая;
    • ленточки;
    • тесьма;
    • пуговицы;
    • липучка;
    • пластиковая тарелка;
    • разноцветная ткань.

    В качестве каркаса будет использоваться тонкий лист ДВП. В этом случае может пригодиться даже небольшой лист стенки каркасной мебели или плотный картон - для прочности два листа склеивают между собой.

    Перед тем как сделать ширму своими руками, нужно приготовить следующие инструменты:

    • наждак;
    • кисть для краски;
    • пилу;
    • дрель;
    • лобзик;
    • швейную машинку.

    Когда все инструменты и материалы приготовлены, можно приступать к работе.

    Процесс изготовления перегородки для театра

    В первую очередь, перед тем как сделать ширму своими руками, необходимо расчертить лист ДВП или картона и выпилить детали для кукольного театра. Трудности могут возникнуть с окнами, если под рукой нет лобзика. Это можно сделать при помощи пилы или кухонного ножа. Торцы деталей слегка обрабатывают наждаком, а затем на их поверхностях сверлят небольшие отверстия для соединения ленточками. Все детали красят в белый цвет, даже те места, которые будут затянуты тканью, поскольку она имеет свойство просвечиваться.

    Рекомендуется покупать краску на водной основе. Во-первых, она не пахнет, во-вторых, легко разбавляется жидкостью до нужной консистенции, и в-третьих, кисточки легко мыть. Такая краска идеально подходит для работы вместе с ребенком: если он запачкается - несложно ее смыть.

    Хорошо, если кукольная ширма своими руками будет яркой. Для этого лучше купить красивую ткань трех цветов по 50 см каждой. Теперь можно приступить к пошиву чехла. Лучше сделать его съемным, чтобы можно было снять и постирать.

    Пошив чехла

    Чехол состоит из крыши и карманов. Пошив этих деталей несложен. В качестве шаблона выступает готовая конструкция. Ее кладут на ткань и обводят мелом. Следует добавить несколько сантиметров на швы, после чего аккуратно вырезают по контуру. К работе нужно отнестись ответственно, и тогда будет построен самый настоящий кукольный театр своими руками. Ширма в этом процессе играет ключевую роль.

    Крыша будет в виде колпака. Для этого ткань складывают треугольником, ее края вырезают зубчиками, а с изнанки пристрачивают полоску поролона для придания объема. В центре крыши пришивают липучку, с ее помощью можно менять оформление театральной крыши. Эту деталь не крепят к ширме, ее просто надевают на основание конструкции, и она держится за счет шершавой поверхности ДВП и своего веса. Если каркас картонный, то его придется привязывать.

    Нижняя часть ширмы состоит из трех карманов, соединенных между собой. Центральный карман закрывают сверху тканью, вырезанной зигзагом. Можно украсить эти детали красивыми цветами, бантами или пуговицами, тогда ширма для театра, своими руками созданная, приобретет привлекательный вид.

    Для завершения перегородки осталось оформить тарелку. С обратной стороны приклеивают суперклеем липучку, а лицевую сторону разрисовывают как угодно: будь-то смешная рожица, написанное имя ребенка или мультипликационный герой. Но не стоит сильно акцентировать на этом внимание, чтобы не отвлекать внимание зрителей. Можно наклеить желтую ткань, чтобы тарелка выглядела как солнце, или материал любого другого цвета, который гармонично вписался бы в театральное представление.

    Теперь все детали конструкции связывают цветными лентами, вставляют в карманы, центральный - закрывают и перебрасывают зеленую ткань через окно, сверху надевают крышу. Ширма, своими руками созданная, готова.

    Перегородка для сада

    Ширмы служат не только для кукольных представлений, они могут выполнять разные функции: опоры для растений в саду, декорации или архитектурного сооружения.

    В зависимости от того, в каком стиле оформлен сад, и выбирается перегородка. Но в любом стиле есть свои закономерности, и их необходимо соблюдать. Чаще всего ширма своими руками делается небольшого размера и с решетчатой конструкцией.

    Самое подходящее место для нее - это внутренний дворик или зеленая лужайка, угловой ширмой ограждают, например, летнюю кухню от детской площадки.

    Материалы для садовой перегородки

    Для того чтобы самостоятельно сделать ширму для сада, используют тонкие деревянные рейки. Их между собой сбивают крест-накрест и крепят гвоздями к раме, в результате получится панель, которую устанавливливают на опорные столбы. В свою очередь, для столбов выкапывают в грунте ямы определенной глубины. После того как их туда вобьют, ямы заливают бетоном. Всю деревянную конструкцию покрывают лаком, морилкой или специальной краской. Для создания ширмы используют некоторые детали спортивных стенок или мебели. Дети подрастают, мебель стареет и убирается, и эти детали лежат без дела. Поэтому они станут прекрасным подспорьем в качестве подпорки для растений.

    Для садово-парковой архитектуры сегодня модно использовать деревянные изделия, которые дополняются поделками из ткани или циновками.

    Закрытая ширма. Стадии приготовления

    Изящно на садовом участке будет смотреться перегородка из обыкновенной лозы. Лучше использовать горизонтальное плетение. Чтобы лоза прослужила долго, она должна быть срезана зимой или осенью ножом с гладким и острым лезвием под уклоном. Прутья необходимо хранить, связанными в пучок, их перед применением следует «оживить» - поместить в емкость с водой. Спустя несколько недель ветки набухают, поэтому с них легко снимается кора. Дабы сохранить шелковую и блестящую поверхность, необходимо придерживаться правильной технологии сушки. Для этого пучки лозы выкладывают на деревянную решетку под открытым небом и периодически переворачивают, чтобы солнце и воздух равномерно воздействовали на прутья. Для сохранения гибкости и эластичности после водной процедуры их заворачивают в мокрое одеяло, толстую ткань или покрывало. Оставшиеся прутья лучше высушить во избежание образования грибка. Только после этого можно приступать к работе.

    Закрытая ширма своими руками

    В первую очередь следует соорудить две рамы одинакового размера. На одну набивают прутья, выполняющие роль стояков. Через них способом «штопки» переплетают тонкие прутья. Последние прутья прибиваются к планке или к самой раме очень аккуратно. На «плетень» накладывают вторую раму, которая крепится к первой. Ширма для сада своими руками готова.

    Идеальным вариантом станет перегородка из стеблей болотной растительности - камыша, рогозы или ситника. Хорошие стебли для конструкции заготавливают еще в июне или июле, в крайнем случае - в сентябре. Их срезают, просушивают естественным путем на чердаке или под навесом. Очень важно, чтобы на стебли не попадали солнечные лучи, иначе они могут выгореть или потерять цвет. Не рекомендуется хранить их в полиэтиленовых пакетах, поскольку стебли могу покрыться черными пятнами.

    Перед началом работы растительность увлажняют, можно просто положить ее под дождь или же погрузить в воду на 10 минут. Главное, чтобы стебли полностью намокли. После этого их заворачивают в мокрое одеяло на несколько часов, важно не передержать, иначе они потеряют цвет и станут пятнистыми. Вынимают их по несколько штук и протирают тряпкой, чтобы убрать лишнюю влагу и вытеснить воздух. Плетение начинается аналогично плетению лозы. Устанавливаемые вертикально стебли крепят к раме при помощи скотча. Когда ширма-перегородка своими руками сделана, ее помещают между деревянных рамок и крепят красиво и прочно между собой.

    Ширма из деревянных планок

    Можно прибегнуть еще к одному варианту перегородки для сада - из кусочков бамбука. Наверняка в каждом доме лежат старые ненужные удочки из бамбука, палочки или опоры. Изделия выкладывают на фанеру, металлический лист или пластик. Бамбуковые палочки крепят к основе при помощи водостойкого клея. Выкладывают их в одном направлении и без зазоров. Если в планах было соорудить одностороннюю перегородку, то она готова. Двусторонняя ширма своими руками выполняется также из бамбуковых кусочков, при желании можно расписать основу красками в каком-нибудь стиле. Привлекательно будет смотреться натянутая ткань, которая будет соответствовать изображению. Основу вместе с тканью и бамбуком помещают и закрепляют между рамами. Для удобного крепления рамы необходимо оставлять припуск на каждой стороне основы.

    Ширма в доме

    Многие люди считают перегородку устаревшим предметом мебели. Сегодня можно подарить ширме новую жизнь, чтобы она могла выполнять свои функции в доме. Например, с ее помощью можно разделить пространство на несколько укромных уголков. Чтобы получить такую полезную вещь, не обязательно тратить средства, сделать декоративную ширму можно своими руками. Выполняется она по принципу вышеперечисленных перегородок.

    Имея в доме красивую и надежную перегородку-ширму, можно зонировать помещение, провести перепланировку квартиры, украсить садовый участок и создать настоящий кукольный театр для детей.

    Особое внимание я стараюсь уделять конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности ребенка. Представляю вашему вниманию вариант многофункциональной ширмы для дидактических, сюжетно – ролевых и театрализованных игр.

    Цель данного пособия:

    Развитие познавательных интересов и способностей, познавательных процессов, интеллектуальное развитие на основе практических действий

    Задачи:

    1.Формировать целостную картину мира, расширять кругозор.

    2.Формировать элементарные математические представления.

    3.Работать над звукопроизношением и связной речью.

    3.Развивать все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное.

    4. Совершенствовать координацию руки и глаза; продолжать развивать мелкую моторику рук.

    5.Способствовать развитию интегративных качеств

    Описание пособия

    Ширма состоит из 3 частей. Каждая часть имеет свой смысловой элемент:

    1. Теремок – домик - избушка (с крючками для карточек)

    2. Лесная поляна с березой (на которой тоже есть крючки)

    3. Пруд - болото (с прищепочным тренажёром: лягушки, утята, рыбки)

    Кроме того на всех трех частях имеются магнитные монетки для крепежа персонажей на магнитах.

    Рисунки на сторонах ширмы изготовлены из самоклеющейся цветной пленки. Соединены между собой части ширмы атласными ленточками по принципу шнуровки.

    В качестве приложения к ширме идут:

    Для первой части: карточки с персонажами из сказок, в которых присутствует либо домик, либо избушка, теремок (например герои сказки «Колобок», «Теремок». «Три медведя» и т.д.)

    Для второй части: листики березы с картинками дифференциацию звуков

    Для третьей части: прищепки с прикрепленными к ним лягушками, рыбками, утятами

    И для всех трёх сторон: бабочки, стрекозы, мухи, жуки, пчёлы на магнитиках

    Данное пособие - это обучающий инструмент с интересными элементами, позволяющими решать воспитательные, развивающие и обучающие цели и задачи.

    Ширма помогает развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, математические способности, усидчивость, приучает выполнять правила и инструкции. Ширма учит выделять цвет, форму и величину, группировать предметы, находить лишнее, обобщать и классифицировать.

    Задача ребёнка - выбрать из множества предоставленных предметов те, которые соответствуют конкретному заданию, подумать и найти место расположения объекта. Оно поможет ориентироваться в пространстве.

    Опираясь на пособие, можно рассказать сказку, составить рассказ, отгадывать загадки, проговаривать скороговорки, найти, что изменилось, чего не стало, определить лишний предмет, определить на ощупь и многое другое. Многофункциональность пособия безгранична и зависит от того, насколько сильно развито воображение и фантазия ребенка

    Ширма может применяться для работы, как с малой группой детей, так и для индивидуальных занятий.

    Варианты игровых заданий:

    - «Расскажи сказку»

    - «Назови героев сказки»

    - «Сколько героев сказки?»

    - «Кто в домике живет?»

    - «Кто быстрее «оденет» березу?»(например, на дифференциацию звуков «С» и «Ш» - с правой стороны березы листики с картинками со звуком «Ш», с левой – со звуком «С»)

    - «Сосчитай листья»

    - «Где левая, где правая?»

    - «Покажи столько же»

    - «Который по счету»

    - «Найди цифру»

    - «Решаем задачи»

    - «Кого больше?» ит.д.

    Уважаемые педагоги и родители — участники выставки!

    2 июня 2015 г. в информационно-выставочном комплексе Тюменской областной Думы состоялась торжественная церемония награждения победителей региональной методической выставки «Современная образовательная среда детского сада и семьи».

    Екатерина Лам

    В основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования заложен один из основных принципов дошкольного образования : «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка ».

    Любая программа дошкольного образования ставит перед собой цель – развитие личности ребенка . А как известно, именно среда является одним из основных средств развития личности ребенка , источником его индивидуальных знаний и социального опыта.

    Один из принципов построения развивающей среды в ДОУ , В. А. Петровского, Л. М. Клариной, Л. А. Смывиной – принцип гибкого зонирования : «Пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало детям, не мешая друг другу, в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься разными видами деятельности (двигательной, музыкальной, познавательной, игровой, экспериментальной) .

    В ФГОС ДО должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. А также развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

    Чтобы предметно-пространственная развивающая среда выступала как развивающая , подвижная и легко меняющаяся, я пришла к решению разработать и создать универсальную многофункциональную ширму для использования в игровой, театрализованной и познавательно-образовательной деятельности детей.

    Многофункциональная ширма помогает решать следующие задачи :

    Предоставить детям возможность самостоятельно менять игровую среду для обогащения игрового опыта;

    Развивать все компоненты детской игры : обогащение игровых действий, тематики и сюжетов игр, умение устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать ролевую обстановку, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации;

    Способствовать развитию мышления ребенка , стимулировать психические процессы и развивать творческую активность, создавать условия для дальнейшего развития самостоятельной театрализованной и сюжетно-ролевой игры, ролевого игрового поведения и взаимодействия с детьми;

    Воспитывать доброжелательные отношения между детьми в игре;

    Формировать целостную картину мира, расширять кругозор;

    Формировать ;

    Работать над звукопроизношением и связной речью.

    ХАРАКТЕРИСТИКА ПОСОБИЯ

    Основа ширмы изготовлена из полипропиленовых труб диаметром 2,5 см. Состоит из трех частей : центральная (65 см 135 см, от нижней до средней трубы – 87 см ) и боковые части (55 см 135 см) .

    К рамам крепятся полотнища из ткани и шторки, они являются двухсторонними и съемными, т. к. закрепляются на тесьму-липучку, что позволяет быстро и легко снять или закрепить полотна.

    Имеются дополнительные элементы к сюжетно-ролевым играм или украшения, которые крепятся также на тесьму-липучку к полотнам ширмы .

    Рассмотрим все части ширмы с другой стороны .

    Первая секция ширмы :

    Имеет прозрачные карманы : форматов А3 – 1 шт., А4 – 2 шт. и 2 широких, но не глубоких кармана.

    Эту секцию можно использовать как стенд по всем образовательным областям, во время организованной образовательной деятельности (ООД, в организованной совместной деятельности (СОД, для демонстрации дидактических картин , наглядного пособия , различных схем и т. д. с целью расширения кругозора детей, формирования целостной картины мира.

    Кроме этого, данную секцию можно использовать для оформления сюжетно-ролевых игр с помощью иллюстраций на разные тематики.

    Вторая секция ширмы :

    Эта часть имеет шторки и карманы из ткани, которые при необходимости увеличиваются. В них можно положить атрибуты для игр или инсценировки.

    Данная секция может использоваться в совместной организованной деятельности (СОД) и в самостоятельной деятельности детей (СД, предназначена для показа театрализованных постановок с разными видами кукол, а также для сюжетно-ролевых игр, например, «Магазин» и др. В этих видах деятельности проглядывается интеграция всех образовательных областей : социально-коммуникативное развитие , художественно-эстетическое, речевое, познавательное развитие , а также физическое развитие (например, пальчиковый театр) .

    Как известно, игра – это ведущий вид деятельности дошкольника. Игра – это то средство , с помощью которого дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в процессе игры.

    Игра является не только благодатным условием для речевых проявлений детей, но и эффективным средством воздействия на качество детской речи.

    Ролевые игры способствуют самостоятельным высказываниям детей, активизируют определённую группу словаря : «профессиональный» язык воспитателя, врача, продавца, домашней хозяйки и др.

    Еще одним важным средством в повышении уровня речи детей является театрализованная деятельность. Именно через театрализацию дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы , краски, звуки. Театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. В театральной игре каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, причем не только наедине с собой, но и публично не стесняясь присутствия слушателей, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

    Третья секция ширмы :

    Эта часть имеет полотно с пристроченными к нему полосами тесьмы-липучки (12 полос, предназначенными для прикрепления дидактических картинок , счетного материала, а также для показа театра на фланелеграфе.

    Секцию можно использовать во время организованной образовательной деятельности (ООД, совместной организованной деятельности (СОД, а также в самостоятельной деятельности детей (СД) .

    Через организацию непосредственно образовательной деятельности мы сможем обучать детей грамоте, формировать элементарные математические представления , целостную картину мира, расширять кругозор, а также способствовать развитию мышления ребенка , развивать творческую активность.

    Работая на этой части ширмы , также можно проследить интеграцию всех образовательных областей.

    ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ШИРМЫ .

    Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать детям возможность для уединения.

    Внутри ширмы можно создать такой уголок уединения, где дети могут отдохнуть, посмотреть книги, пообщаться, поиграть.

    Рассмотрим варианты уединения :

    Ребенок уединился частично.

    Ребенок уединился полностью.

    К ширме прилагается дополнительное полотно – крыша со шторами, с помощью которого, дети могут поиграть, уединившись внутри. Шторы изготовлены из сетки, поэтому хорошо видно, что происходит внутри ширмы .


    Боковины ширмы можно расположить под разными углами, использовать для разделения пространства, для игр по интересам.



    Многофункциональную ширму можно использовать для сюжетно-ролевых игр. Рассмотрим некоторые из них.

    Сюжетно-ролевая игра «Магазин» .


    Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» .

    Сюжетно-ролевая игра «Семья» .


    С помощью дополнительных элементов , ширма превращается в медицинский кабинет.

    Сюжетно-ролевая игра "Больница".


    Ширму можно использовать в непосредственно образовательной деятельности, в совместной организованной деятельности.

    Например, формировать целостную картину мира или элементарные математические представления .



    Ну и конечно, одна из основных форм применения многофункциональной ширмы , это театрализованная деятельность.


    Я надеюсь, что ширма станет действительно многофункциональной , поможет создать благоприятные условия для развития познавательных процессов, интеллектуального развития детей а также творческой активности в различных видах деятельности, как того требует ФГОС ДО.

    Также, я ожидаю, что данное пособие станет обучающим пособием с интересными элементами , позволяющими решать воспитательные, развивающие и обучающие цели и задачи.

    Кроме этого, ширма поможет развивать мелкую моторику , математические способности , ориентироваться в пространстве.

    Немаловажным считаю и то, что наличие ширмы поможет реализовать гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста. Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде , где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе. Важнейшее условие формирования гендерной идентичности – это создание полифункциональной предметно- развивающей среды , окружающей мальчиков и девочек.

    Именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. В игре закладываются и основы нравственности : великодушие, надежность, уважение друг к другу, доброта, терпеливость.

Статьи по теме: