Интересные африканские племена и их обычаи. Традиционные религии африки. Тарелка в губе

Таинственная и дикая Африка будоражит фантазии ученых и исследователей со всего мира. Ведь именно здесь, у истоков колыбели человечества, сохранились нетронутые цивилизацией природные просторы и самобытные африканские племена. Древние народы Африки соблюдают священные культурные традиции и ведут первобытный образ жизни. Их обряды, ритуалы, поведение и внешний вид могут вызвать шок у современного жителя Европы.

Пигмеи, банту и масаи - одни из самых интересных и необычных племен, населяющих жаркий и экзотический материк планеты. В статье мы поближе познакомимся с этими древними народами: узнаем о подробностях их повседневной жизни и культурных традиций.

Пигмеи - маленькие жители большого материка

Пигмеи - одни из самых низкорослых представителей африканских племен: рост взрослого мужчины редко превышает 150 см. Первое упоминание о них встречается в древнеегипетских надписях третьего тысячелетия до нашей эры, а позже - в древнегреческих писаниях. Именно греческий язык послужил источником современного названия племени: слово пигмей дословно переводится как человек с кулак.

Эти маленькие люди живут в африканских лесах, ведут спокойный и мирный образ жизни, занимаются собирательством, рыболовством и охотой. Пигмеи относительно недавно научились добывать огонь, а изготавливать каменные орудия не умеют до сих пор. Зато они ловко и искусно могут охотиться с помощью лука, для которого собственноручно делают стрелы с отравленными наконечниками.

Повседневный уклад и традиции пигмеев

Танец буму. Каждый день пигмеи собираются у костра и танцуют буму (танец в честь богов, леса и животных) под звуки барабана индуму. Такой ритуал проводится для призыва Бобе - духа леса. В конце танца один из членов африканского племени переодевается в наряд из листьев и предстает в виде Бобе.

Добыча любимого лакомства. В сезон дождей жители племени собирают мед. Пигмеи выкуривают пчел из ульев с помощью углей от костра, если же улей находится слишком высоко - срубают дерево примитивными топорами. Добытчики ищут лакомство только на ветхих и старых деревьях: если причинить вред молодому подросту, то дух леса обязательно накажет каждого жителя племени.

Рыболовство. С юных лет и до самой старости женщины занимаются ловлей рыбы, и это у них выходит весьма искусно. С помощью бревен и глины перекрывается река - получается некое подобие плотины. Руками или подручными средствами женщины вычерпывают лишнюю воду, дабы добыча оказалась на мели. Моллюски, крабы или сомы, оставшиеся на дне, собираются в корзину из лозы.

Банту - самое безобидное африканское племя

К племени банту относится целая группа народностей: руанда, шона, макуа и другие. У всех народов схожи не только языки, но и обычаи, по этой причине они объединены в одно большое племя. Банту проживают отдельными группами в небольших деревнях, которые встречаются на всей территории Африки.

Этот славится высоким уровнем развития и безобидным образом жизни: люди не практикуют каннибализм и жестокие традиции, связанные с убийством соплеменников.

Банту живут вовсе не в примитивных хижинах, а в полноценных домах из глины с соломенной крышей.

Ежедневно жители племени занимаются земледелием, скотоводством и собирательством. Банту далеко не в совершенстве владеют искусством охоты и не умеют ориентироваться в лесу, потому отдают все свои силы на ведение домашнего хозяйства.

Тесное общение банту и европейцев

Люди банту обладают дружелюбным и миролюбивым характером. Это позволяет исследователям, ученым и туристам из Европы напрямую общаться с недавно дикими африканским племенем. Такое взаимодействие стало причиной резкого и стремительного "окультуривания" местных жителей. Хорошо это или плохо - вопрос сложный и неоднозначный.

Сами банту считают, что общение с европейцами приносит им много пользы и даже некую выгоду. Например, жители племени предлагают всем гостям не только экскурсии по деревне, но и традиционный ужин с ночлегом. Африканские экскурсоводы предоставляют такую услугу вовсе не за деньги, а за одежду, посуду, украшения и даже косметику.

Влияние цивилизации "убивает" древнюю культуру племени

Банту постепенно теряют свою самобытность из-за тесного контакта с цивилизованным миром. Еще недавно они носили из шкур животных, а сегодня их одежда ничем не отличается от европейского стандарта: джинсы, шорты, рубашки и футболки. Недавнее фото африканского племени банту являются прекрасным подтверждением данного факта.

На переднем плане члены племени исполняют танец для гостей в традиционных нарядах, именно в тех, которые приписывает им культура. А на заднем плане сидят люди в обычной одежде. И это вовсе не туристы, а жители племени. А если присмотреться к исполнителям танца повнимательнее, то можно заметить, что мужчина справа решил зафиксировать повязку с помощью современного кожаного ремня.

К сожалению, большинство банту танцуют и проводят ритуалы только для развлечения иностранной публики. Познакомиться с настоящей культурной жизнью африканского племени можно лишь в отдаленных деревнях, куда редко ступает нога европейца. Здесь местные жители соблюдают все приписанные им традиции:

  • живут по строгим правилам патриархата и почитают вождя;
  • участвуют в ритуалах и поют самобытные песни для призыва духов леса и неба;
  • украшают свои дома, дабы защитить их от нечистых сил;
  • занимаются резьбой и изготавливают подделки из соломы.

Масаи - племя, поцелованное богами

В отличие от миролюбивых и гостеприимных банту, масаи славятся свирепостью и презрительным отношением к другим племенам. Ведь они убеждены, что являются лучшими людьми Африки: невероятно красивыми, духовно развитыми и одаренными. Главной причиной высокого самомнения этого африканского народа стали тексты священного писания, согласно которым масаи - это посланники высших лесных и небесных богов, а жители остальных племен - поклонники злых и нечистых духов. Из-за этого племя довольно часто живет у подножия горы Килиманджаро, так как она объединяет священный земной народ с небесными правителями. Масаи ведут потому их можно встретить на всей территории Восточной Африки, преимущественно вдоль границ между Кенией и Танзанией.

Бунтарский дух и воинственность - отличительные черты народа масаи

Несмотря на активное вмешательство западной цивилизации, масаи - одно из немногих африканских племен, которое по сей день беспрекословно соблюдает священные традиции. Культурные и религиозные предписания призывают их воровать домашний скот у всех племен Африки, которые повстречаются на их пути. Ведь старая легенда гласит: Нгаи подарил весь скот мира народу масаи, потому враги, владеющие скотом, когда-то украли этих животных у великого племени". В связи с этим Масаи убеждены: они вовсе не воруют, а восстанавливают историческую несправедливость.

Так называемым возвращением когда-то украденных домашних животных, а также защитой деревни занимаются исключительно мужчины. Старейшины племени учат совсем юных мальчиков быть великими и могучими воинами, готовыми в любой момент отдать жизнь, сражаясь за честь и величие своего народа.

Повседневный уклад и традиции масаев

Вступление племени во взрослую жизнь. Все подростки в обязательном порядке подвергаются обрезанию. Эта болезненная процедура является не только священным ритуалом, но и настоящим праздником. Ведь именно после обрезания мальчики становятся великими войнами и зрелыми мужчинами африканского племени масаи, а девочки - полноценными женщинами, готовыми ко вступлению в брак. Спустя 4-8 месяцев после процедуры молодые люди находят свою пару в традиционном танце адуму. Самым лучшим "скакунам" достаются завидные женихи и невесты.

Полигамия. Мужчины могут иметь несколько жен, однако всех необходимо обеспечить жильем и заботой. Более того, родители женщин претендуют на выкуп в виде трех-четырех коров. Потому далеко не каждый может себе позволить гарем из молодых африканских красавиц.

Процветание патриархата. Девушкам племени масаи выпала нелегкая доля. Когда мужчины заботятся о безопасности народа и пасут скот, женщины ведут домашнее хозяйство, воспитывают детей, готовят ужин, занимаются собирательством и растениеводством, колют дрова, носят воду и даже строят хижины!

Кстати, мужчины, достигшие почтенного возраста, вовсе не обязаны утруждать себя любыми житейскими заботами племени и имеют право уйти на заслуженный отдых, так как им на смену приходит молодое поколение.

Своеобразное погребение. Масаи довольно необычно хоронят своих соплеменников: тело покойника оставляют в пустынном месте на съедение хищниками. Более гуманное погребение (закапывание тела в землю) применяется только в отношении детей.

Африка - «чёрный континент», который во всём мире принято считать самым таинственным и загадочным. Его необычайная природа просто манит своим природным и животным разнообразием исследователей и туристов из различных уголков нашей необъятной планеты. Особенно и тех и других привлекают дикие племена Африки. Как правило, восторженный интерес вызывают их нетрадиционные обычаи и образ жизни. Что же скрывает Африка за пределами цивилизации? Об этом и поговорим в нашей статье.

Мурси

Мурси можно уверенно включить в список «Самые дикие племена Африки», ведь их образ жизни не поддаётся никакой логике. Они не способны себя контролировать и часто могут забивать своих соплеменников до смерти, желая доказать свою силу и непоколебимость. Как правило, такие необдуманные поступки объясняются частым употреблением алкоголя.

Нетрадиционный способ жизни

Мурси абсолютно недружелюбны. Туристов они встречают только с оружием или с боевыми палками, пытаясь продемонстрировать своё главенство на своей территории.

В особенности своим нравами отличаются женщины. Выглядят они, честно говоря, непривлекательно. Спины сутулые, животы и грудь обвисшие, волос практически нет. Именно поэтому на их голове частенько красуются необычные головные уборы в виде материала из сухих веток, мёртвых насекомых, кожи животных или даже падали.

Визитной карточкой племени является огромная нижняя губа, в которую помещается глиняная тарелка диаметром 15-30 см. Этого обычая придерживаются практически все дикие племена Африки. Женщины, ещё будучи совсем маленькими, вставляют туда деревянные палки, чтобы постепенно увеличивать диаметр. А в день свадьбы в нижнюю губу помещается тарелка. Чем больше будет диаметр губы, тем больший выкуп дадут за невесту.

Украшения для женщин племени мурси ещё более необъяснимы. Они изготавливаются из… человеческих фаланг пальцев. Эта «бижутерия» имеет невыносимый запах, ведь её каждый день намазывают человеческим топлёным жиром. Источником для украшений служат пальцы провинившихся мужчин из племени. Их отрубают сразу после проступка по приказу жрицы.

Мужчины же завоёвывают свою репутацию с помощью шрамирования. Как только он совершает убийство врага, на его тело наносится шрам.

Женщины же это делают ради удовольствия. Иногда по своему собственному желанию они разрезают кожу лезвием ножа и поливают рану соками ядовитых растений, или допускают к порезу насекомых. После этого кожа инфицируется и покрывается пупырышками. Именно так на руке женщин возникают красивые «орнаменты».

Мало кто знает, что многие дикие племена Африки - людоеды. Именно к этой категории и относятся мурси. Они съедают умерших соплеменников, сварив их в котле. Оставшиеся кости племя использует для украшений.

Ещё более необъяснимой является вера мурси. Анимизм - так называется их вероисповедание. Если говорить вкратце, то в племени существует жрица любви, которая раздаёт женщинам яды и наркотически вещества. Прекрасные представительницы племени должны каждый день давать их своим мужьям. Многие после приёма такого средства умирают. В этом случае на тарелке вдовы рисуется белый крест. Это означает почёт и уважение к женщине, выполнившей главную миссию бога смерти Ямды.

Для неё это означает вечное уважение и почётное захоронение. То есть, женщину не съедят после смерти, а похоронят в дупле ритуального дерева. Как видно, женщина у мурси находится в более благоприятном положении. Впрочем, хоть что-то связывает этих людей с цивилизованным обществом.

Масаи

Масаи преимущественно преобладают в кенийских и танзанийских районах Африки. Их насчитывают больше 800 000 человек.

Это племя относит себя к категории «самые могущественные дикие племена Африки». Масаи не считаются с чужим мнением, их не волнует таможня или государственные границы. Они свободно перемещаются по стране в поисках лучшей жизни.

Традиции и обычаи

Как правило, питаются масаи скотом, точнее молоком и кровью животных. Они уверены, что бог Энгай подарил им всех животных мира. Именно поэтому воровать у других племён - привычное для них занятие.

Масаи протыкают артерию животных и испивают их кровь. Затем образовавшуюся дырку заделывают навозом, чтобы через некоторое время снова этим воспользоваться.

Масаи - это дикие племена Африки, размножение которых вполне обычное. Как правило, в семьях этого племени рождается много детей. Женщины занимаются всем, включая хозяйство, детей, разведение скота и даже постройкой хижин. Мужчинам этого племени разрешается заводить себе столько жён, сколько они пожелают.

Сильные представители масаи заняты тем, что охраняют свою территорию и дают отпор нежелательным гостям. В свободное время они беседуют и странствуют по саванне.

Красота и могущество мужчин этого племени зависит от размера мочки уха, в которую они вставляют тяжёлые украшения из бус и бисера. У некоторых мочки свисают до самого плеча.

На сегодняшний день представителей племени масаи выселяют с их земель, расстреливая или сажая в тюрьмы. Власти запрещают им там жить, считая эти территории заповедными.

Сейчас, оставшись без средств к существованию, многие дикие племена Африки, в том числе и масаи, стали заниматься браконьерством. Уничтожаются поголовно при этом слоны и носороги, ведь на чёрном рынке очень высоко ценятся бивни и рога этих животных.

Настоящих масаи, которые находятся в гармонии с природой и животными, осталось очень мало. Многих нанимают охранять дорогие отели.

Хамер

Хамер не зря занимает место в в списке «Самые дикие племена Африки». Они остановились в развитии уже довольно давно. Представители этой народности не знают ни чувств, ни любви, ни ласки. Мужчины контактируют со своей женщиной только чтобы зачать очередного ребёнка.

Образ жизни племени

Спят хамеры не в своих хижинах, а в специально вырытых ямах, напоминающих могилы. «Накрываются» они слоем земли, чтобы испытать лёгкую форму асфиксии. Именно от этого они испытывают огромное удовольствие.

Необычным у хамеров считается и обряд посвящения в мужчины. Для этого все молодые люди должны пробежать по спинам 4 животных. Они должны быть обязательно голые. Дикие племена Африки этим и отличаются - практически все их ритуалы и обряда должны совершаться без какого-либо одеяния.

Новоиспечённой жене на шею надевается беньяр (кожано-металлический ошейник с рукояткой). Он нужен для того, чтобы ежедневно отводить её на кровавую порку при помощи тростникового прута.

От этого обряда оба молодожёна испытывают колоссальное удовольствие.

По причине того, что мужья редко контактируют со своими жёнами, у хамеров развиты сексуальные отношения между женщинами.

На сегодняшний день хамеры считаются самыми нелюдимыми и неразвитыми.

Бубал

Это племя известно всем, как обладатели самых больших гениталий. У мужчин, которые достигли половозрелого возраста, мошонка вырастает до 80 см. Это объясняется необычным образом жизни и верованием этих людей. Они убеждены, что употребляя в пищу менструальные выделения коров, они справятся с цингой, лейкемией и рахитом.

Что касается научной точки зрения, то регулярное вылизывание коровьих гениталий вызывает в организме человека гормональные изменения, которые и делают мошонку бубалов огромных размеров. Как ни странно, это не мешает мужчинам совокупляться, зато очень мешает передвигаться и танцевать.

У каждой народности есть свои необъяснимые обычаи. Дикие племена Амазонки и Африки, Австралии и Азии - не суть важно, главное, что всех объединяет одно - полный отказ от цивилизации.

25 декабря, когда христиане праздную Рождество, африканская республика Мозамбик отмечает День семьи. Это и не удивительно: 99 процентов населения страны - мозамбикские народы, придерживающиеся африканских верований. Африка традициями богата. Это становится особенно заметно на примере семьи: о том, как строятся "ячейки общества" у разных племен, в сегодняшнем обзоре "РГ".

Бушмены - кустарниковые люди

Бушмены - небольшая группа охотничьих племен Южной Африки.

Этнографы отмечают, что у племени нет вождей. Эта роль отводится главе семьи: он пользуется большими правами, чем остальные. Кроме того, бушмены с уважением относятся к пожилым людям племени - кладези знаний.

Община считается одной большой семьей, независимо от родственных отношений. Чувство взаимопомощи развито у бушменов необычайно сильно. Если, скажем, ребенок, найдет фрукты, он ни за что не съест их, а принесет находку в стойбище, и старшие разделят находку поровну.

Суровые условия жизни диктуют такие же суровые традиции. Обычно бушменки кормят детей грудью несколько лет, вплоть до следующих родов, которые могут быть через три или четыре года. По законам пустыни мать-бушменка убивает новорожденного, если он появился на свет раньше положенного времени. Таким образом она дает возможность выжить предыдущему ребенку.

Нуба - люди холмов

Так называет себя племя, обитающее на границе Судана и Южного Судана.

У нуба сохранились довольно любопытные семейные обычаи. Ежегодно племя устраивает танцы, на которых девушки выбирают себе партнеров. Если все прошло хорошо, и молодые решили стать семьей, запускается целый механизм. Так, прежде, чем назваться мужем, молодой человек должен построить для своей невесты дом. До этого момента он не имеет права жить со своей избранницей - лишь тайком посещать ее под покровом ночи.

Даже рождение совместного ребенка не дает основания для того, чтобы семья девушки признала его отца законным супругом дочери.

Только когда дом будет построен, парень и девушка могут спать вместе, но - что интересно - не есть. Лишь через год, когда брак будет проверен временем, его признают официальным и супруги могут есть, что называется, "из одного котелка".

Мурси, населяющие райские кущи

У мурси довольно красочная мифология. Согласно ей, долина Омо, где обитает это эфиопское племя, это - Райский сад.

Женщины этого довольно воинственного племени выглядят необычно из-за традиционных губных дисков. Существует несколько версий того, что означает этот обычай. По одной из них, например, диск показывает социальный статус семьи молодой женщины. Например, по виду диска можно определить количество голов скота, которое ожидают за женщину в качестве приданого.

По данным этнографов, после того, как женщина с деревянной "тарелкой" выходит замуж, ее заменяют на глиняную. Диаметр диска, кстати, может достигать тридцати сантиметров.

Свази, исполняющий танец

Одно из самых красочных действ в королевстве Свазиленд происходит ежегодно в конце августа - начале сентября и приурочено к моменту выбора королем очередной невесты. Оно носит название "Танец Тростника": девственницы со всех уголков королевства собираются возле дворца королевы-матери. Смысл церемонии - показать королю свою красоту и умение танцевать.

Нынешний король Мсвати III обзавелся всего лишь одиннадцатью женами. Вероятно, сказывается европейское образование, полученное в Великобритании. Для сравнения: его отец в свое время имел более 90 жен. Причем, каждой из них он построил дворец.

Туареги - потомки царицы

Этот народ группы берберов живет на территории Мали, Нигера, Буркина-Фасо, Марокко, Алжира и Ливии. Прародительницей своих племен туареги считают Тин-Хинан - полулегендарную царицу, жившую в IV веке.

По религии туареги - мусульмане-сунниты. Однако они сохранили много доисламских традиций, таких, как наследование по материнской линии. Отсюда причудливое смешение: несмотря на то, что туареги исповедуют ислам, где разрешено многоженство, настоящий туарег женится раз в жизни.

Отголоски матриархата заметны и в том, что женщины пользуются уважением в туарегском обществе. Девочки с раннего возраста учатся читать и писать, а мужчине позволительно быть неграмотным. Женщины владеют землями, семейными ценностями, имеют право развестись с мужем. При этом не женщина, а именно мужчина покидает дом.

Туареги, кстати, единственный в мире народ, у которого не женщина, а мужчина должен закрывать лицо.

Хамер, верящие в джинов

Живущее на юге Эфиопии племя хамер верит в то, что природные объекты имеют душу, в джинов, способных принимать вид человека или животного.

Хамер относятся к мусульманам-суннитам. Как правило, женщины племени выходят замуж за мужчин значительно старше себя. Девушка формально считается невестой, едва ей стукнет 12.

Семейное положение представительниц племени можно определить по их ошейникам. Так, не снимаемый ошейник из металла и сыровяленой шкуры достается только первой жене. Остальные носят железные обручи, количество которых обозначает порядковый номер супруги. Количество жен у мужчины можно подсчитать по его серьгам.

Мужчинам племени разрешено иметь четырех жен. Когда муж умирает, его вдова становится главой семьи: она управляет делами младшего брата мужа и ухаживает за его домашним скотом, если его родители умерли. Как правило, вдовы не выходят замуж вторично.

Кстати, исследователи отмечают, что нравы в семьях довольно суровы: муж-хамер должен бить своих жен по определенным дням, выражая таким образом любовь. Чем больше шрамов на женщине, тем красивее и, следовательно, любимее она считается.

Химба, не знающие письменности

На севере Намибии, вблизи границы с Анголой, живет племя химба.

Химба не нуждаются в атрибутах цивилизации, они не пользуются техникой и не знают письменности. Главное их богатство - коровы. За них можно купить себе жену. В восемь лет девочка становится невестой и оценивается в четыре коровы, а корова - в 700 долларов. По мере взросления невесты цена на нее растет.

Химба разрешено заводить до четырех жен, хотя старейшины позволяют себе и шестерых.

При этом, как говорят исследователи Африки, в брак вступают даже дряхлые старики: чтобы не ударить в грязь лицом, они " одалживают" своих молодых жен старшим сыновьям. Таким образом к 30 годам, когда среднестатистический мужчина племени химба обзаводится семьей, у него уже может быть несколько детей.

Цамай из долины Ома

У цамай, обитающих в сельской части Эфиопии, в отличие от большинства соседних племен нет обычая, по которому девочка должна сохранять девственность до вступления в брак. Однако, несмотря на то, что представительнице племени не возбраняется иметь партнера до замужества, если связь привела к рождению ребенка, пара обязана пожениться.

Бывает и так, что будущего супруга для дочери подбирают ее родители. Мнением девушки при этом не особенно интересуются: если родители между собой договорились - начинается подготовка к торжеству. Договориться бывает непросто. Основная форма калыма за невесту - домашний скот. Для весомости предложения руки и сердца жених может добавить зерно, одежду и кофейные бобы. Поскольку местность ресурсами небогата, случается, что собирать выкуп помогает вся родня будущего супруга.

За исключением медового месяца, пары цамай не едят из одной тарелки.

Племя, как и многие другие, полигамное: мужчинам позволено иметь несколько жен. При этом браки между близкими родственниками строго запрещены.

ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ НАРОДОВ АФРИКИ Обычаи и традиции народов Африки и их неотъемлемая часть - это шаманы. Считается, что они владеют сверхъестественными способностями, обладают исключительными и уникальными знаниями и само их существование это и есть традиции народов Африки. Обычаи Африки предписывают шаманам определенные правила поведения, как то, совершать все обряды в маске, чтобы никто не видел лица шамана. Маски – это отдельная тема в разговоре про обычаи и традиции. Само их изготовление – это тоже особенный ритуал, которому предают большое значение. Маска может быть выполнена в виде головы какого-то несуществующего животного или чудовища весом в несколько килограмм, или небольшая маска, которая будет использоваться человеком как талисман или предмет украшения.

Обычаи и традиции народов Африки – это, конечно, же танцы. Танцы совершенно разные: ритуальные, свадебные, какие угодно. Считается, что именно с помощью танца шаман может оказать влияние на природу или изменить обычное течение жизни племени или конкретного человека. Все ритуалы и обычаи всегда у народов Африки проходят с уникальными танцами. По традиции африканские племена танцевали перед любыми более менее важными событиями: сбором урожая, военными действиями, свадьбами и т. д.

Если говорить об украшениях женщин, к которым африканки испытывают особую страсть, то здесь нельзя не упомянуть о латунных кольцах, которые женщины носили на шее. В Африке женская красота определяется по длине шее, чем она длиннее, тем женщина красивее. Поэтому по традиции женщины навешивали кольца на шею и никогда их снимали по одной простой причине, если обручи снять женщина сразу же умрет, т. к. такая длинная шея полностью лишена мускулатуры.

Обычаи и традиции африканцев связаны с обильным украшательством своего тела еще и потому, что они глубоко уверенны в том, что через некоторые части тела злые духи могут поселиться в человеческом теле. Именно поэтому некоторые части тела украшают специально, дабы защитить себя от разрушительной силы злого духа.

Народы Африки 1/3 население Тропической Африки составляют 8 крупнейших народов, численностью свыше 10 млн человек: хауса, фульбе, йоруба, игбо, амхара, оромо, руанда, малагасийцы.

В культурно-этнографическом отношении территория Африки распадается на 2 историко-этнографические провинции - Североафриканскую и Тропическую Африку. Тропическоафриканская провинция в свою очередь включает 6 историкоэтнографических областей (ИЭО): Западная Африка, или Западный Судан Экваториальная (Западная Тропическая Африка) Южная Африка Восточная Африка (с Прибрежной и Межозёрной подобластями), Северо-Восточная Африка Мадагаскар и острова

Североафриканская провинция ИЭО Территория: Египет, Ливия, Тунис, Алжир, Ма рокко, Западная Сахара, большая часть Мавритании и Судана. Подразделяется на Египетскосуданскую и Магрибинскомавританскую историко-этнографических области (ИЭО).

Население: арабские и берберские народы, говорящие на афразийских языках и относящиеся преимущественно к южноевропеоидной, или средиземноморской малой расе. Подавляющее большинство население исповедует ислам суннитского направления, за исключением коптов - прямых потомков древних египтян, которые являются христианами-монофизитами.

Основное занятие в Северной Африке - пашенное земледелие (в оазисах и долине Нила - поливное), садоводство и виноградарство, культивирование финиковой пальмы в оазисах, у части арабов (бедуинов) и берберов, как правило, в горных и полупустынных районах - кочевое и полукочевое скотоводство (верблюды), крупный и мелкий рогатый скот, лошади, ослы).

Одежда - длинные широкие рубахи (галабея) с круглым воротом, сужающиеся книзу штаны, безрукавки, куртки, кафтаны, распашные плащи с укороченными рукавами или без рукавов. Традиции кочевников сохраняется в обычае сидеть, есть и спать на полу.

Основная пища - каши, лепёшки, кислое молоко, кус-кус(варёные шарики из пшеничной крупы), мясо, жаренное на вертеле, и в виде фарша, рыба, пирожки, бобовые подливы, острые соусы, оливковое масло, сухофрукты и блюда на их основе, чай, кофе.

Жилище земледельцев: глинобитные или саманные постройки с плоской крышей, часто с террасами, выходят на внутренний двор, на улицу усадьба выходит глухой стеной. В странах Магриба распространён мавританский стиль городской архитектуры. На юго-востоке провинции живут нубийцы, кушитоязычные беджа, кордофанские народы.

Северо-Восточноафриканская ИЭО Территория: большая часть Эфиопии, Эритрея, Джибути, Сомали, северо-восток и восток Кении. Народы этой области говорят в основном на эфиосемитских (амхара, тигре, тиграи, гураге, харари и др.), кушитских (оромо, сомалийцы, сидамо, агау, афар, консо и др.) и омотских (омето, гимирра и др.) языках афразийской макросемьи.

С аксумских времён в Эфиопии распространилось плужное террасное земледелие, сочетавшееся с пастбищным скотоводством. Земля обрабатывается специальным примитивным плугом (марэша), запряжённого в волов. Аксумиты впервые стали возделывать злаковые культуры, которые нигде больше не встречаются за пределами Эфиопии: мелкозернистый тэфф, дурра(род проса, похожий на кукурузу), дагусса, а также чисто эфиопские бобовые нут и чина. Эфиопское нагорье также - родина некоторых видов пшеницы и кофе. Поселения разбросанного и уличного типов, традиционное жилище - круглая бревенчатая хижина с обмазанными глиной или навозом стенами и с конусообразной кровлей (тукуль), каменная прямоугольная постройка с плоской крышей (хыдмо). Одежда - туникообразная рубаха с широким поясом и плащ (шамма), штаны (сури). Оромо, сомалийцы, тигре, афар и др. - мусульманесунниты, занимаются кочевым и полукочевым скотоводством (верблюды, лошади, мелкий рогатый скот).

Западноафриканская, или Западносуданская ИЭО Атлантическая подобласть включает северную и центральную часть Сенегала, южные присенегальские районы Мавритании, запад Гамбии, северные и западные районы Гвинеи, центральные и западные (с островами Бижагош), районы Гвинеи-Бисау, северозападные и приатлантические (с островами Шербро и др.) районы Сьерра-Леоне, северо-западные районы Либерии, Кабо-Верде. Почти все народы Атлантической подобласти говорят на атлантических языках, остальные - на языках манде (сусу, манинка, менде, ваи и др.) и креольских на английской (креолы Сьерра-Леоне и либерийцы) и португальской (кабовердцы и гвинейцы) основе.

Суданская подобласть - южный и восточный Сенегал, восточная Гамбия, северная и восточная Гвинея-Бисау, центральная и восточная Гвинея, центральная и восточная часть Сьерра-Леоне, северо-восточная Либерия, Мали (кроме северной части), южные прималийские районы Мавритании, Буркина-Фасо, север Котд’Ивуар, Ганы, Того, Бенина, Нигерии и Камеруна, большая часть территории Нигера и Чада (кроме южных и юго-восточных р-нов). Большинство народов Суданской подобласти говорит на нигероконголезских языках: здесь обитают практически все народы, говорящие на языках манде, гур, догонских, сенуфо, а также крупнейший народ, говорящий на языке атлантической семьи (фульбе), и говорящие на адамава-убангийских языках мумуйе, чамба и др. На чадских языках говорят прежде всего хауса, на нило-сахарских: сонгай, канури, тубу, загава, маба, фур, сара, багирми и др.

Гвинейская подобласть - центральные и южные районы Кот-д’Ивуар, Ганы, Того, Бенина и Нигерии. Все народы Гвинейской подобласти говорят на нигероконголезских языках: на языках ква, кру, иджоидных и бенуэ -конголезских (йоруба, игбо, бини, нупе, гбари, игала и идома, ибибио, эфик, камбари, катаб, биром и джукун), в том числе бантоидных (тив, экои).

Западная Африка не случайно была центром африканских цивилизаций: природные условия (достаточное количество осадков) здесь наиболее пригодны для земледелия (в основном ручного, в Гвинейской подобласти - переложного и подсечноогневого). В Судане возделывают зерновые (т. н. пояс просо: просо, сорго, фонио, рис), в зоне тропических лесов Гвинейского побережья - корне- и клубнеплоды (т. н. пояс ямса: ямс, кассава и др.), а также масличную пальму, в Приатлантической подобласти - как зерновые, так и корнеплоды. В Судане разводят крупный и мелкий рогатый скот. Важнейшее значение имели месторождения золота и отсутствие соли, побуждавшие суданские народы торговать с богатой солью Сахарой.

Города Западной Африки возникали как торговоремесленные центры (Кано, Дженне, Томбукту), резиденции правителей (Уагадугу, Кумаси), сакральные центры (Ифе), или совмещали эти функции (Сокото, Бенин, Ойо). Сельские поселения - разбросанного типа, иногда - хуторского (в саванне), в Гвинейской подобласти - уличного. Жилище - однокамерное круглое, квадратное или прямоугольное в плане. Строительным материалом в сахеле служат глина, камень, кустарник, трава, в саванне - дерево, ветки, солома, в лесах - пальмовая древесина, бамбук, листья банана и фикусовых; повсеместно при постройке жилищ используются кожи, шкуры, ткани, циновки, навоз, ил.

В Судане сложился единый тип мужского костюма, восходящий к одежде исламских учителей-марабутов: бубу(длинная широкая рубаха, как правило, голубого цвета, часто с вышивкой у ворота и на кармане), широкие шаровары с манжетами внизу, шапочка, сандалии. Для Гвинейской подобласти характерна несшитая одежда, как плечевая (кенте у акан), так и поясная (типа юбок).

Пища народов Западной Африки растительная - каши, похлёбки, фуфу, пальмовое вино, просяное пиво. В Приатлантической подобласти распространена рыба.

Экваториальная (Западная Тропическая) ИЭО Территория: центральные и южные районы Камеруна, юг Чада, ЦАР, Республика Конго, Демократическая Республика Конго, Габон, Экваториальная Гвинея, Сан-Томе и Принсипи, Ангола, Замбия. Заселена прежде всего бантуязычными народами: дуала, фанг, буби (фернандцы), мпонгве, теке, мбоси, нгала, комо, монго, тетела, куба, конго, амбунду, овимбунду, чокве, луэна, лози, тонга, бемба, луба и др. На других бантоидных языках говорят бамилеке, бамум, тикар; адамава-убангийских - занде, банда, нгбанди и гбайя; центральносуданских - народы мору-мангбету. Пигмеи говорят на языках своих соседей, то есть всех перечисленных семей, но в основном на языках банту. Сантомийцы и аннобонцы - креолы с языками на основе португальского и языков банту, фернандино - креолы с языком на основе английского и йоруба.

Южноафриканская ИЭО Территория: южная Ангола, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Лесото, Ботсвана, Зимбабв е, южный и центральный Мозамбик. Населена бантуязычными народами коса, зулу, свази, ндебеле и матаб еле, суто, тсвана, педи, тсонга, венда, шона, гереро, овамбо и др. , а также народами, говорящими на койсанских языках (бушмены и готтентоты). Африканеры и «цветные» в ЮАР говорят на африкаанс, южноафриканцы - на местном варианте английского языка. Выходцы из Европы и Южной Азии (хиндустанцы, бихарцы, гуджаратцы и др.), говорят на индоарийских, часть индийцев (тамилы, телугу и др.) - дравидийских языках.

Традиционные занятия бантуязычных народов - ручное земледелие подсечно-огневого типа с перелогом (сорго, просо, кукуруза, бобовые, овощи) и полукочевое скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот). Готтентоты занимаются отгонным скотоводством (крупный и мелкий рогатый скот), за исключением группы топнар-нама в районе Китовой бухты (Намибия), до недавнего времени занимавшейся морским зверобойным промыслом. Традиционная пища земледельцев и скотоводов - похлёбки и каши из сорго и кукурузы, приправленные овощами, молоко; основной напиток - просяное пиво. Традиционное поселение - кольцевой планировки из полусферических хижин (крааль). В отличие от большинства африканский народов, имеющих открытый очаг (как правило, вне жилища, во дворе), у горных жителей тсвана и суто распространены глинобитные печи. Традиционная одежда - несшитая (набедренная повязка и передник, кожаный плащ-каросс). Бушмены (сан) - бродячие охотники и собиратели. В качестве жилища используют ветровые заслоны из веток, связанных сверху и покрытых травой или шкурами. Одежда - набедренная повязка и плащ.

Восточноафриканская ИЭО Территория: север Мозамбика, Малави, Коморские острова, северо-восток и восток Замбии, Танзания, Уганда, Руанда, Б урунди, восток и северо-восток Демократической Республики Конго, большая часть Кении, юг Судана, запад Эфиопии.

Основную часть Восточноафриканской ИЭО населяют бантуязычные народы (кикуйю, акамба, меру, лухья, джагга, бемба, ньямвези, сукума, шамбала, зарамо, гого, хехе, бена, кинга, фипа, яо, малави, макуа, маконде, нгони и др.) и практически все нилоты, а также говорящие на нилосахарских языках берта, кома, гумуз, кунама, кульяк, тумтум, кадугли и кронго. Кушитоязычные эфиопоиды ираку, горова, бурунги и капоиды дахало вместе с двумя другими представителями капоидной расы сандаве и хадза - остатки древнего субстратного населения, вытесненного носителями языков банту на север и юг в начале 1 -го тысячелетия н. э. Межозерье населяют бантуязычные руанда, рунди, ганда, сога, ньоро, ньянколе, торо и др. , а также пигмеи (тва), Прибрежную подобласть - суахили, суахилиязычные коморцы и миджикенда.

Мадагаскарская островная ИЭО Территория: Мадагаскар, Сейшельские острова, Маврикий, Реюньон. Населена малагасийцами (Мадагаскар) и креолами (маврикийцы, реюньонцы, сейшельцы), а также выходцами из Южной Азии, говорящими на индоарийских и дравидийских языках. Есть небольшие группы китайцев, малайцев и арабов.

Расовый состав Североафриканскую провинцию населяют народы, относящиеся преимущественно к индо-средиземноморской расе. Большинство коренного население Тропической Африки относится к большой негроидной расе, которая представлена негрской, центральноафриканской (пигмеи) и капоидной (бушмены и готтентоты) малыми расами. В зонах контактов с европеоидами Северной Африки и Аравии (средиземноморская, или южноевропеоидная малая раса) сформировалось два переходных антропологических типа - фульбский (фульбе) и эфиопская раса. К особому смешанному расовому типу, сочетающему черты негроидов имонголоидов, а также южных европеоидов относится коренное население Мадагаскара (малагасийцы) - потомки австронезийцев, переселившихся с островов Индонезийского архипелага.

Языковой состав Североафриканскую провинцию населяют народы, говорящие на семитских (арабы) и берберских (берберы) языках. К отдельной семье относится коптский язык - ныне используемый лишь в литургических целях. 3/4 населения Тропической Африки говорит на нигероконголезских языках, среди них особое место занимают языки банту, на которых говорит большинство население Экваториальной, Восточной и Южной Африки. К крупнейшим бантуязычным народам (численность свыше 3 млн человек) относятся руанда, рунди, макуа, конго, шона, малави, зулу, коса, луба, тсонга, ньямвези, кикуйю, тсвана, суто, лухья, овимбунду, ганда, педи, фанг, бемба, суахили. На других бантоидных языках говорят тив, бамилеке, бамум, тикар, экои.

К нигеро-конголезским относятся и языки крупнейших народов Западной и Экваториальной Африки: на бенуэ-конголезских языках говорят йоруба, игбо, бини, нупе, гбари, игала, идома, ибибио, эфик, камбари, катаб, биром, джукун; языках семьи ква - народы акан, эве, фон, га, лагунные народы; семьи гур - моси, дагомба, мампруси, гурма, лоби, куланго, кабре, барба; семьи манде - сонинке, бозо, народы группы манден (бамбара, манинка, дьула и др.), менде, сусу, ваи; атлантических языках - фульбе, волоф, серер, диола, темне; адамава-убангийских языках - мумуйе, чамба, занде, банда, нгбанди, гбайя; кордофанских языках - кордофанские народы; кру языках - бете, бакве, басса, кребо и др. ; иджоидные, догонские и языки сенуфо выделяются в отдельные семьи в рамках нигеро-конголезской макросемьи.

Почти 15 % населения Тропической Африки, прежде всего в Эфиопии и на Африканском Роге, в Центральном и Восточном Судане, говорит на афразийских языках. Это эфиосемитские народы(амхара, тигре, тиграи, гураге, харари и др.), кушиты(оромо, сомалийцы, беджа, сидамо, агау, афар, консо, ираку и др.), народы, говорящие на языках омотской (омето, гимирра и др.) и чадской (хауса и близкие к ним по языку народы Нигерии, Камеруна и Чада: бура, ангас, анкве, сура, баде, болева, мандара, котоко, матакам, марги, муби, сомрай, каре, мусгум, маса, марба и др.) семей.

Около 6 % жителей Тропической Африки, в основном в Центральном и Восточном Судане, Межозерье и Восточной Африки говорит на нило-сахарских языках, среди них - сонгай, канури, канембу, загава, тубу, маба, фур, сара, багирми, мурле, нубийцы, народы мору-мангбету, нилоты (нуэр, динка, шиллук, бари, карамоджонг, луо, масаи, календжин и др.), а также берта, кома, гумуз, кунама, кульяк, тумтум, кадугли и кронго. Наконец, бушмены и готтентоты в Южной Африке и сандаве и хадза - в Восточной Африке - остатки древнего субстратного населения - говорят на койсанских языках.

Африка - «чёрный континент», который во всём мире принято считать самым таинственным и загадочным. Его необычайная природа просто манит своим природным и животным разнообразием исследователей и туристов из различных уголков нашей необъятной планеты. Особенно и тех и других привлекают дикие племена Африки. Как правило, восторженный интерес вызывают их нетрадиционные обычаи и образ жизни. Что же скрывает Африка за пределами цивилизации? Об этом и поговорим в нашей статье.

Мурси

Мурси можно уверенно включить в список «Самые дикие племена Африки», ведь их образ жизни не поддаётся никакой логике. Они не способны себя контролировать и часто могут забивать своих соплеменников до смерти, желая доказать свою силу и непоколебимость. Как правило, такие необдуманные поступки объясняются частым употреблением алкоголя.

Нетрадиционный способ жизни

Мурси абсолютно недружелюбны. Туристов они встречают только с оружием или с боевыми палками, пытаясь продемонстрировать своё главенство на своей территории.

В особенности своим нравами отличаются женщины. Выглядят они, честно говоря, непривлекательно. Спины сутулые, животы и грудь обвисшие, волос практически нет. Именно поэтому на их голове частенько красуются необычные головные уборы в виде материала из сухих веток, мёртвых насекомых, кожи животных или даже падали.

Визитной карточкой племени является огромная нижняя губа, в которую помещается глиняная тарелка диаметром 15-30 см. Этого обычая придерживаются практически все дикие племена Африки. Женщины, ещё будучи совсем маленькими, вставляют туда деревянные палки, чтобы постепенно увеличивать диаметр. А в день свадьбы в нижнюю губу помещается тарелка. Чем больше будет диаметр губы, тем больший выкуп дадут за невесту.

Украшения для женщин племени мурси ещё более необъяснимы. Они изготавливаются из… человеческих фаланг пальцев. Эта «бижутерия» имеет невыносимый запах, ведь её каждый день намазывают человеческим топлёным жиром. Источником для украшений служат пальцы провинившихся мужчин из племени. Их отрубают сразу после проступка по приказу жрицы.

Мужчины же завоёвывают свою репутацию с помощью шрамирования. Как только он совершает убийство врага, на его тело наносится шрам.

Женщины же это делают ради удовольствия. Иногда по своему собственному желанию они разрезают кожу лезвием ножа и поливают рану соками ядовитых растений, или допускают к порезу насекомых. После этого кожа инфицируется и покрывается пупырышками. Именно так на руке женщин возникают красивые «орнаменты».

Мало кто знает, что многие дикие племена Африки - людоеды. Именно к этой категории и относятся мурси. Они съедают умерших соплеменников, сварив их в котле. Оставшиеся кости племя использует для украшений.

Ещё более необъяснимой является вера мурси. Анимизм - так называется их вероисповедание. Если говорить вкратце, то в племени существует жрица любви, которая раздаёт женщинам яды и наркотически вещества. Прекрасные представительницы племени должны каждый день давать их своим мужьям. Многие после приёма такого средства умирают. В этом случае на тарелке вдовы рисуется белый крест. Это означает почёт и уважение к женщине, выполнившей главную миссию бога смерти Ямды.

Для неё это означает вечное уважение и почётное захоронение. То есть, женщину не съедят после смерти, а похоронят в дупле ритуального дерева. Как видно, женщина у мурси находится в более благоприятном положении. Впрочем, хоть что-то связывает этих людей с цивилизованным обществом.

Масаи

Масаи преимущественно преобладают в кенийских и танзанийских районах Африки. Их насчитывают больше 800 000 человек.

Это племя относит себя к категории «самые могущественные дикие племена Африки». Масаи не считаются с чужим мнением, их не волнует таможня или государственные границы. Они свободно перемещаются по стране в поисках лучшей жизни.

Традиции и обычаи

Как правило, питаются масаи скотом, точнее молоком и кровью животных. Они уверены, что бог Энгай подарил им всех животных мира. Именно поэтому воровать у других племён - привычное для них занятие.

Масаи протыкают артерию животных и испивают их кровь. Затем образовавшуюся дырку заделывают навозом, чтобы через некоторое время снова этим воспользоваться.

Масаи - это дикие племена Африки, размножение которых вполне обычное. Как правило, в семьях этого племени рождается много детей. Женщины занимаются всем, включая хозяйство, детей, разведение скота и даже постройкой хижин. Мужчинам этого племени разрешается заводить себе столько жён, сколько они пожелают.

Сильные представители масаи заняты тем, что охраняют свою территорию и дают отпор нежелательным гостям. В свободное время они беседуют и странствуют по саванне.

Красота и могущество мужчин этого племени зависит от размера мочки уха, в которую они вставляют тяжёлые украшения из бус и бисера. У некоторых мочки свисают до самого плеча.

На сегодняшний день представителей племени масаи выселяют с их земель, расстреливая или сажая в тюрьмы. Власти запрещают им там жить, считая эти территории заповедными.

Сейчас, оставшись без средств к существованию, многие дикие племена Африки, в том числе и масаи, стали заниматься браконьерством. Уничтожаются поголовно при этом слоны и носороги, ведь на чёрном рынке очень высоко ценятся бивни и рога этих животных.

Настоящих масаи, которые находятся в гармонии с природой и животными, осталось очень мало. Многих нанимают охранять дорогие отели.

Хамер

Хамер не зря занимает место в в списке «Самые дикие племена Африки». Они остановились в развитии уже довольно давно. Представители этой народности не знают ни чувств, ни любви, ни ласки. Мужчины контактируют со своей женщиной только чтобы зачать очередного ребёнка.

Образ жизни племени

Спят хамеры не в своих хижинах, а в специально вырытых ямах, напоминающих могилы. «Накрываются» они слоем земли, чтобы испытать лёгкую форму асфиксии. Именно от этого они испытывают огромное удовольствие.

Необычным у хамеров считается и обряд посвящения в мужчины. Для этого все молодые люди должны пробежать по спинам 4 животных. Они должны быть обязательно голые. Дикие племена Африки этим и отличаются - практически все их ритуалы и обряда должны совершаться без какого-либо одеяния.

Новоиспечённой жене на шею надевается беньяр (кожано-металлический ошейник с рукояткой). Он нужен для того, чтобы ежедневно отводить её на кровавую порку при помощи тростникового прута.

От этого обряда оба молодожёна испытывают колоссальное удовольствие.

По причине того, что мужья редко контактируют со своими жёнами, у хамеров развиты сексуальные отношения между женщинами.

На сегодняшний день хамеры считаются самыми нелюдимыми и неразвитыми.

Бубал

Это племя известно всем, как обладатели самых больших гениталий. У мужчин, которые достигли половозрелого возраста, мошонка вырастает до 80 см. Это объясняется необычным образом жизни и верованием этих людей. Они убеждены, что употребляя в пищу менструальные выделения коров, они справятся с цингой, лейкемией и рахитом.

Что касается научной точки зрения, то регулярное вылизывание коровьих гениталий вызывает в организме человека гормональные изменения, которые и делают мошонку бубалов огромных размеров. Как ни странно, это не мешает мужчинам совокупляться, зато очень мешает передвигаться и танцевать.

У каждой народности есть свои необъяснимые обычаи. Дикие племена Амазонки и Африки, Австралии и Азии - не суть важно, главное, что всех объединяет одно - полный отказ от цивилизации.

Статьи по теме: