Фен строительный схема электрическая принципиальная. Схема подключения термовоздушного паяльного фена. Инструменты и материалы

В этой статье мы расскажем вам о строительных фенах, причинах их основных неисправностей, способах их устранения. Кроме того, опишем некоторые способы модернизации и доработок, которые можно сделать с вашим инструментом.

Схема фена

На рисунке, представленном ниже, показана электрическая схема строительного фена.

Основными элементами инструмента являются двигатель, вентилятор и нагревательный элемент.

Нагревательный элемент для фена

Нагревательный элемент является не чем иным, как спиралью, которая намотана на керамическую основу. Во многих моделях производитель встраивает термодатчик, который в случае перегрева отключает питание фена. В качестве материала спирали обычно используют нихром. Обладая определенным сопротивлением, спираль забирает часть тепла при прохождении тока через нее и отдает его в окружающую среду, тем самым обеспечивая непрерывный горячий поток воздуха.

Неисправности строительного фена

При интенсивном использовании инструмента нередки его поломки. Они бывают самыми различными. Мы сейчас расскажем, как разобраться, что конкретно может сломаться.

Первым делом нужно провести визуальный осмотр фена. Пристальное внимание следует обратить на кнопки, переключатели, шнур питания, вилку. Довольно частой причиной поломки является нарушение изоляции или обрыв провода в местах соединения с корпусом. При повреждении провода его нужно зачистить в этом месте и заизолировать клеящей лентой. При неисправности кнопок включения и переключения температурных режимов их следует заменить на новые.

Если же причина не в этом, тогда следует провести диагностику работы инструмента в разных режимах. Фен может подавать только холодный воздух. В этом случае требуется осмотреть нагревательный элемент прибора – спираль. При отсутствии подачи воздуха ваше внимание следует обратить на вентилятор или двигатель. Замена нагревательного элемента, вентилятора или проводов сама по себе несложная и недорогостоящая процедура, чего не скажешь о замене электродвигателя. При его поломке ремонт фена становится бессмысленным.

Доработка строительного фена

В процессе работы пользователя могут не устроить некоторые конструктивные заводские решения, поэтому он принимает решение доработать фен.

Вообще, модернизация инструмента может быть направлена на определенные цели. Некоторые из них мы приведем ниже:

  • Возможность применения различных насадок.
  • Регулировка силы воздушного потока при монтаже мелких деталей.
  • Сделать независимым отключение спирали от вентилятора и наоборот – для быстрого охлаждения инструмента.

Поговорим отдельно о вариантах доработки различных элементов конструкции инструмента

  1. Нагревательный элемент. Здесь возможно удаление стандартной нагревательной спирали и замена ее на термопару. Чтобы это сделать, необходимо удалить спираль вместе с двумя проводами белого цвета, идущими на питание двигателя. Термопредохранитель подключается обжимкой к противоположному концу спирали. Сама термопара должна пройти через свободный канал. Ее конец должен быть подключен к плате винтами.
  2. Блок управления двигателем. В этом блоке управление воздушным потоком происходит за счет изменения оборотов двигателя вентилятора. Те, в свою очередь, зависят от напряжения. Самым простым будет управление через ШИМ (широтно-импульсная модуляция). В этом случае интеллектуальный транзистор необходимо заменить на полевой с «логическим входом».

Ремонт строительных фенов

При эксплуатации инструмента проявляются определенные неисправности. Разберем на примере опыта пользователя фена фирмы «Интерскол». Что может ожидать вас в будущем?

  • На первом году жизни фена стала невозможной регулировка температуры – причина крылась в перегреве симистора и выходе его из строя.
  • Привычный уже нам перелом кабеля питания в точке примыкания к корпусу инструмента. Эта проблема решается путем установки кабеля в двойной резиновой изоляции.
  • Произошел обрыв обмотки нагревателя высокого сопротивления. Причиной мог быть как заводской брак, так и перетирание нихромовой обмотки о края керамики вследствие процессов нагрева-охлаждения. В процессе замены обмотки пришлось заменить и термопредохранитель, сработавший при внезапной остановке двигателя.
  • К концу второго года эксплуатации вышли из строя подшипники скольжения в двигателе.

Это обычный список неисправностей, которые могут возникнуть в устройстве на протяжении трех лет эксплуатации инструмента. Кроме этого, были другие незначительные дефекты вроде пропадания напряжения на спирали нагревательного элемента. Это не значит, что это все проявится именно у вашей модели фена, но это те вещи, на которые следует обратить внимание при покупке и эксплуатации фена.

Вы в радиолюбительстве «чайник» или даже пока ещё только «кандидат в чайники», но поддались всеобщему настроению на радиолюбительском форуме и сделали заказ на паяльный фен. Дождались его прибытия и теперь подолгу и с интересом рассматриваете его. Конечно, хотелось бы произвести подключение и попробовать эту штуку в деле. Причём по быстрому и без лишних затрат.

Это вполне возможно. Всё просто. Потребуется блок питания на 24 вольта с регулировкой выходного напряжения, и мультиметр с функцией измерения температуры.

Схема подключения паяльного фена


А это собственно и есть схема подключения всего выше перечисленного. Итак «идём» по схеме снизу в верх. Выходные провода с регулятора мощности соединяются с проводами белого и серого цвета идущими к нагревательной спирали паяльного термофена, выходные провода с регулируемого блока питания на 24 вольта соединяются с проводами идущими к вентилятору паяльного термофена (плюсовой провод питания к коричневому, провод минус питания к синему), жёлтый пока оставляем без внимания, к разъёмам мультиметра для подключения термопары подключаем чёрный и красный провод, которые идут к термопаре находящейся внутри термофена. Зелёный провод также пока игнорируем. Места соединения проводов тщательно изолируем изолентой. В первую очередь это относится к скруткам выходных проводов с регулятора мощности от пылесоса с проводами идущими к нагревательной спирали по которым будет идти опасное для жизни напряжение до 220 вольт.

Но, предварительно стоит вскрыть корпус фена и проконтролировать правильность его внутренней сборки производителем, ибо прецеденты имели место быть. Имеется кое что и здесь. На среднем фото видно, что недостаёт двух саморезов крепления платы соединения проводов. На правом изоляция верхнего и нижнего провода продавлена вследствии небрежной укладки не по месту при сборке, благо жилы целы. Уже не зря вскрывал.

На левом фото - все подключения завершены, мультиметр включённый на пределе измерения температуры показывает комнатную температуру. Положения регуляторов и в блоке питания на 24 вольта и в регуляторе мощности в крайнем левом положении, так сказать «на нуле».

Следующие действия: положение регулятора блока питания ставим в среднее положение и подаём на всю собранную схему сетевое напряжение 220 В. Далее осторожно ручку (обязательно из диэлектрика) потенциометра регулятора мощности нагревательной спирали подаём вправо и одновременно смотрим на показания измерителя температуры. Она начнёт расти. В какой-то момент прекращаем увеличивать мощность нагревательной спирали и начинаем уменьшать скорость воздушного потока - температура при этом продолжает расти.

На правом фото, согласно показаниям мультиметра, температура достигла практически 360 градусов, однако реальная температура воздуха выходящего из сопла фена несколько ниже, в конкретном случае эта разница составляет 70 градусов в меньшую сторону. Данные получены путём практического замера температуры выходящего из сопла фена воздуха штатной термопарой мультиметра.

Испытания станции в деле


Конечно не удержался от соблазна и произвёл практическое снятие с платы б/у многоногой микросхемы. Процесс длился порядка полутора минут, для первого опыта, считаю не плохо. Понравилось, суета и боязнь физического повреждения извлекаемого компонента отсутствуют в корне, микросхема снялась с места установки легко, все ножки полностью целые, внешний вид - как с магазина. Но главное теперь имеется полное практическое представление о том, . Соответственно проверена и исправность полученного устройства. Всё ОК! Автор Babay iz Barnaula.

Обсудить статью СХЕМА ПОДКЛЮЧЕНИЯ ТЕРМОВОЗДУШНОГО ПАЯЛЬНОГО ФЕНА

19.02.2018

Сегодня популярность самостоятельного ремонта мелкой бытовой техники неуклонно возрастает. К тому же бывают разные ситуации. К примеру, нужно срочно разобрать фен Bosch, Philips или Rowenta, но под рукой нет инструкции. Что в этом случае делать? Сегодня мы вам постараемся подробнее об этом рассказать.

Как разобрать фен Philips?

Иногда после неудачного падения или после другого механического воздействия это устройство перестает работать. Замечательным выходом из этой непростой ситуации станет полная разборка фена. Вы хотите узнать, как разобрать фен? В этом нет ничего сложного, главное следовать этапам инструкции.

Первый шаг – это разборка корпуса. У большинства моделей (к примеру, у rowenta pro 2300 и braun 3536) он раскрывается на две одинаковые половинки. Для соблюдения правил безопасности перед откручиванием шурупов стоит обязательно вынуть электрический шнур из розетки.

Обычно корпус прибора держится на простых металлических шурупах. Они могут быть с нестандартными головками в виде плюсика, вилы или звездочки. Поэтому перед тем как разобрать фен philips потребуется позаботиться о наличии необходимого инструмента.

После вскрытия устройства вы обнаружите внутренние механизмы прибора, которые отвечают за его бесперебойное функционирование. Если фен сломался, то причина поломки будет скрыта в этих деталях. К тому же некоторые модели имеют дополнительные крепления в виде защелок и скрытых шурупов, спрятанных под декоративными накладками.

Вы хотите узнать, как разобрать фен philips salondry control? Для этого необходимо ознакомится с его внутренним устройством и тщательно осмотреть все детали. Наиболее частой поломкой многих устройств является поврежденный шнур питания. При наличии горелых частей или изломов необходимо будет перепаять его.

Главным внутренним элементом любого фена является вентилятор. Он приводится в работу электродвигателем и осуществляет втягивание воздуха через специальное отверстие с решеткой. В некоторых случаях поломка устройства связана с его загрязнением, поэтому при наличии пыли следует его тщательно прочистить.

Если при включении прибора в сеть электропитания слышен треск и видны искры, то это указывает на поломку двигателя. Эту проблему можно решить путем замены медных обмоток и диодного моста. Однако выполнить такой ремонт в домашних условиях сложно, поэтому в этом случае следует обратиться в мастерскую.

Вы хотите узнать, как разобрать фен щетку rowenta brush activ 1000? Конструкция этого устройства имеет несколько нюансов по сравнению с обычным феном. Для того чтобы осмотреть внутренние элементы и механизмы в случае поломки необходимо выполнить несколько простых действий:

  • Снять пластиковую насадку с передней части прибора, поскольку она в дальнейшем помешает разборке. Для этого ее необходимо плавно двигать вправо-влево, пока она полностью не отсоединиться от устройства;
  • При снятии пластмассового кольца не рекомендуется использовать отвертки и другой инструмент, поскольку они могут повредить корпус и оставить на нем видимые царапины;
  • После необходимо снять заднюю насадку-сетку, которая мешает разборке прибора. При этом не следует прилагать много усилий, поскольку это может привести к ее поломке;
  • Современные модели фенов многих марок (ровента, ремингтон, скарлет и других) не имеют на корпусе металлических болтов. Крепление двух частей фена производится с помощью защелок. Для их разъединения две половинки корпуса следует оттягивать друг от друга, одновременно вращая.

Чтобы вам не пришлось ремонтировать бытовую технику самостоятельно необходимо купить из всего многообразия на рынке? Перед покупкой необходимо обращать внимание на репутацию торговой марки, поскольку только известные производители занимаются выпуском качественной продукции. Другими критериями выбора являются мощность, количество режимов работы, функция подачи холодного воздуха.


Мы вам рассказали об основных особенностях внутреннего устройства фена, поэтому у вас не должно возникнуть вопросов, как разобрать фен ровента браш актив и других торговых марок . Однако помните, что при самостоятельном ремонте мелкой бытовой техники следует соблюдать правила безопасности и обязательно достать шнур питания из розетки.

  • Основные поломки и их причины
  • Ремонт фена: правильная диагностика и лечение

С помощью строительного фена можно разогревать застарелый лак или краску, чтобы удалить их с поверхности. Во время строительства он применяется для пайки металла, а также для облегчения работы с пластиковыми трубами. Они в разогретом состоянии хорошо поддаются изгибанию. Этот инструмент весьма прихотлив, и в случае неправильной эксплуатации его придется ремонтировать, а дело это нелегкое.

Рассмотрим, как произвести ремонт строительного фена своими руками. Человек всегда может обратиться в специализированные сервисные центры за подобной услугой, но и не всегда это целесообразно. В некоторых случаях поломки можно диагностировать самостоятельно, соответственно, и производить ремонт самого строительного фена. Перед этим обязательно нужно познакомиться с устройством прибора. С этого и стоит начинать инструкцию.

Устройство и его основные принципы

Если вскрыть устройство, то можно обнаружить двигатель небольшого размера, нагревательный элемент и вентилятор. Нагретый воздух выходит через сопло. Все достаточно просто. В основном строение не отличается от обыкновенного фена. Единственное отличие заключается в более высокой мощности аппарата. Производительность оборудования напрямую зависит от того, сколько литров воздуха оно может пропустить через себя за 1 минуту. Многие модели фена, представленные на современном рынке , имеют ряд дополнительных функций. К таковым можно отнести:

  • регулировку температуры;
  • регулировку потока воздуха;
  • подборка нужного рабочего режима;
  • многочисленные дополнительные насадки, которые заметно упростят работу с тем или иным материалом;
  • светодиодный индикатор, который определяет температуру нагрева.

Разумеется, это не все опции, которыми может обладать строительный фен . Есть и другие. Всегда нужно помнить о том, что чем их будет больше, тем сложнее произвести ремонт.

Вернуться к оглавлению

Основные поломки и их причины

Поломка подобного инструмента может произойти в любой момент его эксплуатации. Особенно неприятно, если это происходит самый разгар строительных работ . В большинстве случаев в этом виноват сам человек, который зачастую халатно относится к электроинструменту. Основными поломками считаются перегиб шнура питания, неисправность кнопки включения инструмента и регулировки температуры. Разумеется, могут возникать и более глобальные поломки.

Например, может выйти из строя двигатель или вентилятор. Нагревательный элемент в этом отношении не вечен. Большинство неисправностей можно диагностировать самостоятельно, но есть и те, которые приходится выявлять достаточно долго. В этой ситуации лучше всего обратиться в специализированный сервисный центр.

Если человек уверен в своих силах, то он может провести ремонт фена и самостоятельно.

К наиболее сложным поломкам можно отнести поломку двигателя или вентилятора. В большинстве случаев они подлежат замене, кроме того, сложно найти нужные запасные части.

На днях моя неотразимая, неповторимая и сокровенная Супруга стала жаловаться на то, что ее любимый фен для волос Remington не работает . Это проявлялось, как перебои в нормальной работе в зависимости от положения кабеля питания. То есть, если кабель натянуть – фен отключается, если прижать к фену – пошел тепленький воздух. Я сразу смекнул что к чему и стал рвать на себе рубаху и размахивать любимым паяльником - мол дай мне провести разборку и ремонт фена для волос прямо тут и прямо сейчас.

В общем, после непродолжительных стенаний мои отвертки схлестнулись с ее феном в эпической схватке до первой…пайки. Скажу сразу – сию инструкцию можно использовать для большинства фенов фирм Rowenta, Braun, Philips, Bosch и Scarlett . Конечно, разбираются все фены по-разному, но принцип устройства у них один. Поехали.

Разборка фена для волос Remington

Сначала необходимо удалить заглушки на ручке или по всему корпусу любимого фена для волос. В моем случае – это три заглушки на ручке фена. Последнее время стало модно делать корпус фена на защелках или вообще сплавлять две половины вместе.

Защелки можно победить, а вот если половинки спаяны – то тут только резать по шву, а потом склеивать эпоксидкой, в общем бесперспективняк. Так что при покупке фена для волос своей любимой, обратите внимание на его конструкцию. Удалить заглушки удобно иголкой или острым тонким ножом . Будьте готовы, к тому, что пластик вокруг погнется и сразу предупредите об этом Жену. Проблему с заусенцами на пластике можно будет решить в конце ремонта с помощью того же ножа.

Под заглушками у меня оказались винты под U-образную отвертку как на фото. Вообще такие винты были изобретены против вандалов для уличного оборудования и для защиты техники от любознательных детей. Называются они Security.

Такие винты, только побольше и с круглыми отверстиями стоят в моем доме в лифте. Хорошо, что у меня оказалась нужная двузубая бита как раз для этих винтов. Ну все, лифт, попробуй только еще раз застрять между этажами.

Если у Вас нет такой отвертки, то можно сделать U-образную отвертку из старой шлицевой отвертки , просто сделав в ней пропил ножовкой.

После разборки ручки фена, видим картину как на фото – выключатель подачи горячего воздуха (синим), переключатель режима мощности фена (красным), скрутка проводов 220 В.

Тут все внимательно осматриваем на предмет обрыва какого-либо провода или подпалин, оплавления на переключателях.

Если тут все в порядке, то откручиваем два винта держателя провода в самом низу ручки фена. Нужно найти место излома провода – обычно оно находится около выхода провода из ручки фена.

Такое слабое место сразу видно, если согнуть провод пополам.

Ремонт фена для волос Remington


Для проверки зачищаем оплетку кабеля питания в месте перегиба и видим подгоревшие медные провода .

Смело отрезаем провод и подготавливаем его к монтажу.

Как правило, фены довольно часто подвержены различным поломкам, и приходится покупать новый. Устройство не самое дорогое, конечно, - вполне можно приобрести и другое фен, но в тоже время оно достаточно простое, и вполне многие смогут восстановить его работоспособность без особых усилий.

Принцип работы

Все фены, независимо от марки и типа корпуса, имеют один и тот же принцип работы – электродвигатель приводит в движение вентилятор, который гонит воздух через нагревательные спирали. Обычно фены имеют переключатель уровня нагрева, обеспечивая различные тепловые режимы , - переключатель коммутирует последовательное подключение нужного количество спиралей, - чем меньше их будет в цепи – тем больше протекающий ток – тем больше нагрев. Также фены оснащаются тепловой защитой, отключающей устройство при превышении допустимой температуры спирали. Если сработала такая защита – обязательно отключите фен из сети, поскольку при снижении температуры термостат восстановит электрическую цепь – и фен заработает.

Основные неисправности

Устранение неисправностей предусматривает разборку корпуса. Обычно он скреплен парой саморезов и защелками на половинках корпуса, которые довольно легко сломать, поэтому действовать нужно осторожно. Хотя особой трагедии при сломанной защелке не будет – корпус вполне может держаться и на саморезах, или можно при сборке нанести точечно клей в нескольких местах, но совсем немного – вдруг придется еще разбирать.
Запах гари – довольно часто встречается при работе фена, поскольку вентилятор засасывает через воздухозаборник не только воздух, но и волосы, которые потом попадают на горячую спираль и, сгорая, вызывают появление неприятного запаха.

Также возможна и другая причина - недостаточный воздушный поток, проходящий через вентилятор. Это может быть вызвано перекрытием вентиляционных решеток рукой, или засорением фильтра, если таковой предусмотрен в данной модели, - волосом, пухом, пылью и пр. Слабый поток может быть вызван и медленными оборотами вентилятора.

Медленное вращение вентилятора – обычно причиной этого является наматывание на вал двигателя волос, что мешает его вращению. Как правило, вентилятор насажен на вал плотно, и снять его для удобства удаления волос не получается, поскольку прикладывать большие усилия рискованно – хрупкую пластмассу запросто можно сломать. Поэтому удобно применить пинцет – постепенно отщипывая им намотанные волосы до полного их удаления.

Встречается (значительно реже) и обратная ситуация – вентилятор сидит на валу не плотно, в итоге двигатель работает с нормальными оборотами, но вал прокручивается в корпусе вентилятора. Выход прост – посадить вентилятор на вал с помощью подходящего клея.

Воздух выходит холодным – в этом случае причин может быть несколько:

  • Плохой контакт в переключателе режимов – устранение зависит от конструкции переключателя. Часто используются гибкие упругие контактные полоски открытого типа – достаточно их правильно подогнуть или почистить места контакта. Если переключатель закрытого типа – заменить его – стоит недорого.
  • Обрыв проводки – вполне может быть отломан или отпасть в месте пайки проводник, идущий к спиралям или переключателю.
  • Обрыв нагревательной спирали. Просто так она не оборвется – скорее всего это перегорание. Можно восстановить просто скруткой, но такое соединение не будет долговечным – плохой контакт постепенно спровоцирует нагар, который еще больше увеличит сопротивление в этой точке, - в итоге рано или поздно снова придется ремонтировать. Лучше сделать ту же скрутку, но потом ее опрессовать медной или латунной трубкой подходящего диаметра (хорошо подходит тонкая трубка с компрессора холодильника). Пайка в этом случае бесполезна – температура разогрева спирали расплавит припой.



– причин может быть множество и практически все они легко устранимы – обрыв в шнуре питания, отсутствие контакта в скользящей контактной паре в месте входа шнура в корпус, обрыв внутренней проводки , отсутствие контакта в переключателе и т. д. Самое плохое, что может случиться, – это сгорание двигателя. Если есть чем заменить – хорошо (поэтому не выбрасывайте старые неисправные фены – запчасти все-таки), а нет – тогда уж нужен новый фен – двигатель починить мало шансов.

Конструкция и электрическая схема фена не очень сложны и будут по зубам любому начинающему при изучении электротехники.

Итак, откручиваем два самореза и половиним ручку.
У этого фена перестала держаться крыльчатка обдува на валу электродвигателя и была закреплена с помощью авто-герметика.

Рассмотрим полностью его устройство и возможные поломки.
Фен состоит из двух параллельно включенных (после переключателя) цепей.

1. Последовательно проследим прохождение тока по первой цепи от точки соединения цепей "А" до точки "Б":
(точка "А" - рабочий нагревательный элемент "РН" (зелёный) - диодный мост "Д1-Д4", от которого получает питание электродвигатель "М" - точка "Б").

2. Вторая цепь:
(точка "А" - дополнительный нагревательный элемент "ДН"(красный) - термо-выключатель (термопара) "Т" - микро-выключатель "Вмкр" - точка "Б").

Переключатель трехпозиционный выполняет действия в общей цепи по трем положениям:

1. 0 - общая цепь разорвана, питание отключено;

3. II - переключатель включает схему напрямую в сеть;

Рассмотрим цепь №1 рабочего нагрева с электродвигателем.
Элементом нагрева служит намотанная спиралью проволока, имеющая большое удельное сопротивление току (например, нихром).

На электродвигатель подается напряжение постоянного тока , полученное посредством диодного моста, состоящего из четырех диодов.

Выделим два элемента цепи, которые являются потребителями (нагрузками), это - спираль и диодный мост (двигатель не считаем, т.к. является нагрузкой моста).

В цепи элементы расположены последовательно (один за другим), значит, падение напряжения на каждом из них будет зависеть от его же сопротивления и их сумма будет равна напряжению сети при третьем положении переключателя.

Делаем вывод:
Сопротивление (зависит от материала и длины проволоки) элемента рассчитано так, чтобы при нормальном нагреве разность напряжения сети 220В и падения напряжения на этом элементе была равна падению напряжения, необходимого для работы электродвигателя, т.е. для питания диодного моста.
U сеть - U спираль = U моста.
При несоблюдении этого равенства работа невозможна, т.е. если по каким-то причинам сгорает спираль, замену следует производить на аналогичную, с таким же удельным сопротивлением.

При выходе из строя электродвигателя заменяем его на идентичный.
В диодном мосту может случиться обрыв или пробой диодов

Фен строительный (технический) - ручной электроинструмент для направленной подачи нагретого воздуха с целью бесконтактного (опосредованного) нагрева обрабатываемого материала. Область применения инструмента очень обширная: от простой сушки воздухом комнатной температуры, до мощного воздействия температурами свыше пятисот градусов по Цельсию. Спрос на строительные фены подпитывает их невысокая цена (на модели начального уровня), вследствие простоты конструкции и, во многом, отработанных временем схемотехнических решений.

Интерскол ФЭ-2000 является представителем бытовых строительных фенов с минимально необходимым набором функций: плавная регулировка температуры, два режима интенсивности обдува. Этого набора, как правило, вполне достаточно для выполнения подавляющего большинства задач. Конкретный экземпляр данного фена (первая модификация, плата DB3011) был приобретен около трех лет назад, имел весьма немалую (но не запредельную) ежедневную эксплуатационную нагрузку. По этой причине, все несовершенства конструкции фена проявились быстро.

Через несколько месяцев после начала эксплуатации произошла первая поломка: нет регулировки температуры, исходящий воздух всегда холодный. Причина поломки - перегрев симистора BTA16, выход его из строя по причинам недостаточного прижима к радиатору и неприменения теплопроводной пасты. Ремонт заключался в замене симистора с предварительным нанесением пасты КПТ-8. Данная поломка больше не повторялась.


Фен Интерскол ФЭ-2000. Чемодан в комплекте.


Сопло. Виден керамический нагреватель со спиралью внутри.

В конце первого года эксплуатации фена, произошел перелом (внутренний разрыв проводов) кабеля питания рядом с корпусом инструмента. Данная неисправность часто встречается среди инструмента непрофессионального уровня. Родной кабель питания высоким качеством не отличается, имеет изоляцию средней жесткости, четвертый-пятый класс гибкости медных токонесущих жил. Установка нового кабеля КГ 2x1,5 (в резиновой, двойной изоляции) позволила забыть о данном типе неисправности.

На втором году эксплуатации оборвалась высокоомная обмотка нагревателя, служащая балластом питания электродвигателя. Причину обрыва установить трудно, ею может быть как заводской брак (что наиболее вероятно), так и самопроизвольное перетирание нихромовой проволоки о твердые края керамики, вследствие множества циклов нагрева-охлаждения. Обмотка разорвалась - двигатель остановился. В результате останова двигателя с последующим перегревом основной (высокотемпературной) обмотки нагревательного элемента, сработал термопредохранитель (высокотемпературная обмотка осталась цела). Корпус фена был разобран, разобран нагревательный элемент, локализовано место разрыва нихромовой проволоки. Место разрыва оказалось неподалеку от одного из концов обмотки, по этой причине было принято решение не соединять концы проволоки, а смотать (убрать) короткий отрезок. Было уменьшено сопротивление балластной обмотки, по примерным расчетам, на 8-12%, что не критично для двигателя. К этому времени, уже изредка начали появляться посторонние шумы подшипников двигателя и его время, к сожалению, явно подходило к концу. Штатный термопредохранитель имел номинальную температуру срабатывания 125°C , он был заменен новым с более высокой температурой 150°C. Небольшой температурный запас объясняется предположением о том, что дополнительные 25°C вряд ли позволят сгореть обмотке нагревательного элемента (в случае аварийной ситуации), зато дадут больше времени на оперативное отключение фена до срабатывания (обрыва) термопредохранителя. Чтобы заменить термопредохранитель, нужно почти полностью разобрать нагревательный элемент. Около половины всех керамических колец, из которых набирается сердечник нагревательного элемента, со временем растрескалось (видимо, по причине низкого качества керамики) и, при снятии внешней оболочки из слюды, кольца распадаются на небольшие частички. Термопредохранитель соединяется с обмоткой нагревательного элемента и с проводом питания при помощи миниатюрных опрессовочных гильз, заново качественно опрессовать которые (без специального инструмента) очень проблематично. Для удобства возможной замены термопредохранителя в будущем, он был установлен с применением плоских разъемов (автомобильных клемм).

К концу второго года эксплуатации, начали сильно «звенеть» подшипники скольжения в двигателе. Также, произвольным образом, стало пропадать и появляться вновь напряжение на высокотемпературной спирали нагревательного элемента при вращении ручки регулятора. Эти неисправности быстро усугубились, дальнейшее нормальное использование фена по прямому назначению не представлялось возможным: двигатель гудел, обороты его упали, выставить нужную температуру нагрева было практически невозможно. Назрела острая необходимость в глубоком восстановлении работоспособности фена.





Корпус фена вскрыт (фот сверху). Крепежные шурупы корпуса (фото снизу).


Внутренности фена Интерскол ФЭ-2000.
Слева направо: плата, двигатель с крыльчаткой, переключатель режимов работы, нагреватель.



Плата DB3011.




Нагревательный элемент фена Интерскол ФЭ-2000.

Замена электродвигателя.

Отыскать нужный двигатель в продаже, есть задача не простая. Поэтому, когда подходящий по габаритам двигатель был обнаружен, было принято решение приобрести двигатель независимо от других его характеристик (обороты, напряжение). В итоге оказалось, что купленный двигатель имел в несколько раз меньше напряжение питания (12 В) и, примерно, в полтора-два раза меньше оборотов, чем штатный двигатель фена. Эти задачи предстояло решить, но вначале нужно снять старый и установить новый двигатель в корпус фена. Процесс замены двигателя не очень сложный. Наибольшую трудность представляет демонтаж пластиковой крыльчатки с вала двигателя. С помощью подручных средств организовываем клиновидный упор снизу ступицы и, с помощью сверла диаметром 2 мм, понемногу выколачиваем вал двигателя. По мере выхода вала, положение упора (клина) нужно корректировать. Будьте крайне внимательными, не повредите пластиковую ступицу крыльчатки! Перед тем, как одеть снятую крыльчатку на вал нового двигателя, необходимо закрепить двигатель двумя винтами и обезжирить поверхность вала с помощь ацетона. Не будет лишним очистить и обезжирить внутреннюю поверхность ступицы крыльчатки бензином или спиртом. Насаживаем крыльчатку на вал нового двигателя вручную (можно слегка подколотить миниатюрной резиновой киянкой), уперев другой конец вала (находящийся вблизи щеточно-коллекторного узла) во что-либо твердое.


Двигатель с крыльчаткой.


Крыльчатка из пластмассы крупным планом.


Снимаем крыльчатку с двигателя.
Используем пинцет в качестве упора. По сверлу, которое упирается в вал двигателя, наносим легкие удары небольшим молоточком.




Конденсаторы на новый двигатель не устанавливались.



Измерение родного двигателя.


Термопредохранитель (фото слева). Разъем плоский типа РпИм+РпИп (фото справа).

Блок питания двигателя.

Решить проблему питания электродвигателя можно двумя способами: увеличить длину (число витков) балластной обмотки или подать на двигатель питание от какого-либо другого источника. Первый способ осложняется необходимостью поиска нужной нихромовой проволоки и места для размещения дополнительных витков в нагревательном элементе (который буквально рассыпается в руках). Пойдем по второму пути - изготовим отдельный источник питания. Очень подходящим по размеру и по току нагрузки оказалось зарядное устройство от сотового телефона. Плата зарядника помещается рядом со штатной платой фена, необходимо обеспечить должные уровни изоляции (предотвратить нежелательные касания плат) и крепления (фиксации). Но есть одна загвоздка - выходное напряжение. Как известно, у зарядного устройства оно составляет около 5 В, а нам нужно 12. Следовательно, будем увеличивать число витков во вторичной обмотке выходного трансформатора блока питания (зарядного устройства). Выпаиваем трансформатор, разбираем магнитопровод, осторожно разъединяя ферритовый сердечник на две половины (упростить задачу смогут прогрев трансформатора до 100°С и применение ацетона). В крайнем случае, если разобрать магнитопровод не удается, можно мотать по челночному принципу, дабы число витков невелико. Главное - не расколоть феррит!

Находим финишный конец вторичной обмотки и начинаем не спеша сматывать виток за витком, считая их количество и запоминая направление намотки провода. Когда вторичная обмотка смотана, необходимо произвести элементарные расчеты по определению числа витков для напряжения питания двигателя (в нашем случае - 12 В): находим число витков, приходящееся на 1 В (зная бывшее выходное напряжение зарядного устройства), умножаем на него целевое значения напряжения питания. Не будет лишним добавить пару витков прозапас (при необходимости, их можно быстро смотать).

Мы увеличили выходное напряжение в 2,4 раза, максимальный ток нагрузки закономерно уменьшается на это же значение. Как известно, ток обмотки трансформатора зависит от площади поперечного сечения проводника. Чтобы определить минимально допустимое сечение провода для новой вторичной обмотки, измеряем диаметр (и вычисляем площадь сечения) смотанного провода, делим полученное значение на 2 (грубое приближение, углубляться в дебри расчетов не будем). Если ширина зазора для укладки провода позволяет, то вовсе не обязательно выбирать провод более тонкий, главное - уместить требуемое количество витков и свободно одеть магнитопровод. Наматываем провод виток к витку, соблюдая направление намотки и считая количество витков. По завершению, подпаиваем концы провода к выводам трансформатора, не забыв удалить изоляционную эмаль в местах пайки. Покрываем сопрягаемые торцы каждой из двух половин магнитопровода цапонлаком, собираем трансформатор, прижав половинки феррита друг к другу на время пока лак не подсохнет. Плотно наматываем сверху на магнитопровод два-три слоя тонкой полосы из изоляционной ленты или бумажного скотча, покрываем её сверху цапонлаком, сушим. Впаиваем трансформатор в плату блок питания, подключаем двигатель, измеряем напряжение. Если оно слишком велико, сматываем витки. Когда напряжение правильное, закрепляем вторичную обмотку - наносим на нее тонкий слой цапонлака. Трансформатор готов. Нужно заметить, что в результате этой переделки, мы получили всего одну скорость вращения двигателя, а именно некое среднее её значение по отношению к двум изначальным (паспортным) скоростям.


Плата зарядного устройства сотового телефона до переделки.


Разбираем трансформатор.
Вторичная обмотка трансформатора имела 12 витков провода D=0,35 мм в один слой.


Фото слева: катушка с эмальпроводом ПЭТВ D=0,32 мм, которым будет намотан трансформатор.
Фото справа: намотанная катушка трансформатора (29 витков ПЭТВ D=0,32 мм в два слоя).



Круговая обмотка изоляционной лентой (фото справа).



Перемотанный трансформатор установлен на плату блока питания (фото слева).
Плата блока питания двигателя готова к установке в фен (фото справа).


Штатные диоды (D1-D5) питания двигателя демонтированы для получения дополнительного свободного места (фото слева).
Плата блока питания двигателя на своем месте (фото справа).

Замена переменного резистора.

Чтобы убедиться в неисправности оного, вместо высокотемпературной обмотки нагревателя подключим лампу накаливания (см. аналогичный пример в статье - ). Подаем на плату питание и видим, что лампа неадекватно реагирует на вращение переменного резистора. Выпаиваем штатный переменный резистор, временно подключаем любой другой (заведомо исправный) с тем же сопротивлением 100 К. Видим правильную работу схемы: скважность вспышек лампы четко привязана к углу поворота ручки (движка) переменного резистора, причем в одном крайнем положении движка свечение лампы отсутствует, в другом - наблюдается полный накал. Неисправность локализована, меняем переменный резистор новым (исправным). В нашем случае был установлен двигатель с меньшими оборотами, и интенсивность обдува спирали уменьшилась. Необходимо ограничить максимальную температуру нагрева спирали, во избежание ее перегрева и/или срабатывания термопредохранителя. Для этого, последовательно с переменным резистором (в разрыв бокового вывода, соответствующего максимальной мощности) впаиваем постоянный резистор, сопротивление которого определяется экспериментальным путем, визуально наблюдая за цветом накала спирали.



На левом фото изображены старый (слева) и новый (справа) переменные резисторы.
На правом фото показан новый переменный резистор сдвоенного типа (2 x 100 K). Вскрытие корпуса - самый быстрый способ определить назначения выводов.


Придать нужную форму ручке резистора помогут надфили (фото слева).
Новый переменный резистор установлен (фото справа). Внутри красной термоусаживаемой трубки находится добавочный резистор сопротивлением 130 K.


Степень накала спирали в положении ручки регулятора, соответствующее максимальной температуре воздуха.


Измерение минимальной и максимальной температуры воздуха.

Выводы.

Технические решения, примененные в конструкции строительного фена Интерскол ФЭ-2000 первой модификации не уникальны и не отличаются высокой надежностью. Фен справедливо не позиционируется производителем как инструмент для профессионального использования. Инструмент вполне подходит для применения в быту. При наличии некоторого начального уровня подготовки пользователя, не составит большого труда самостоятельно восстановить работоспособность фена, так как его ремонтопригодность хорошая. Будущим обладателям модели ФЭ-2000, и тем, кто планирует использовать фен интенсивно, можно порекомендовать сразу после покупки проверить качество теплового контакта симистора с радиатором и, при необходимости, нанести теплопроводную пасту. Также не будет лишним сразу заменить провод питания на более качественный.

На днях моя неотразимая, неповторимая и сокровенная Супруга стала жаловаться на то, что ее любимый фен для волос Remington не работает . Это проявлялось, как перебои в нормальной работе в зависимости от положения кабеля питания. То есть, если кабель натянуть – фен отключается, если прижать к фену – пошел тепленький воздух. Я сразу смекнул что к чему и стал рвать на себе рубаху и размахивать любимым паяльником — мол дай мне провести разборку и ремонт фена для волос прямо тут и прямо сейчас.

В общем, после непродолжительных стенаний мои отвертки схлестнулись с ее феном в эпической схватке до первой…пайки. Скажу сразу – сию инструкцию можно использовать для большинства фенов фирм Rowenta, Braun, Philips, Bosch и Scarlett . Конечно, разбираются все фены по-разному, но принцип устройства у них один. Поехали.

Разборка фена для волос Remington

Сначала необходимо удалить заглушки на ручке или по всему корпусу любимого фена для волос . В моем случае – это три заглушки на ручке фена. Последнее время стало модно делать корпус фена на защелках или вообще сплавлять две половины вместе.

Защелки можно победить, а вот если половинки спаяны – то тут только резать по шву, а потом склеивать , в общем бесперспективняк. Так что при своей любимой, обратите внимание на его конструкцию.

Удалить заглушки удобно иголкой или острым тонким ножом . Будьте готовы, к тому, что пластик вокруг погнется и сразу предупредите об этом Жену. Проблему с заусенцами на пластике можно будет решить в конце ремонта с помощью того же ножа.

Под заглушками у меня оказались винты под как на фото. Вообще такие винты были изобретены против вандалов для уличного оборудования и для защиты техники от любознательных детей. Называются они Security.

Такие винты, только побольше и с круглыми отверстиями стоят в моем доме в лифте. Хорошо, что у меня оказалась нужная двузубая бита как раз для этих винтов. Ну все, лифт, попробуй только еще раз застрять между этажами.

Если у Вас нет такой отвертки, то можно сделать из старой шлицевой отвертки , просто сделав в ней пропил ножовкой.

После разборки ручки фена, видим картину как на фото – выключатель подачи горячего воздуха (синим), переключатель режима мощности фена (красным), скрутка проводов 220 В.

Тут все внимательно осматриваем на предмет обрыва какого-либо провода или подпалин, оплавления на переключателях.

Если тут все в порядке, то откручиваем два винта держателя провода в самом низу ручки фена. Нужно найти место излома провода – обычно оно находится около выхода провода из ручки фена.

Такое слабое место сразу видно, если согнуть провод пополам.

Ремонт фена для волос Remington

Для проверки зачищаем оплетку кабеля питания в месте перегиба и видим подгоревшие медные провода.

Смело отрезаем провод и подготавливаем его к монтажу.

Один кусок Затем я подготовил один конец кабеля под скрутку (синий провод), а второй – (коричневый провод). Вообще цвет провода в кабеле питания непринципиален, так как их можно поменять местами. Монтируем каждый провод на свое место и укладываем все внутренности в соответствующие пазы. Устанавливаем назад корпус ручки и прикручиваем винтами.

Я подобрал похожие винты под крестовую отвертку, так что в следующий раз проблем с разборкой не будет. Ставим на место заглушки винтов. Если остались заусенцы на пластике после разборки фена , то можно срезать их острым или разровнять, поднажав на них.

На этом разборка и ремонт Супруги закончен. Передаю ей привет и признания в любви. Ты для меня Лучшая на всем белом свете!

Мастер Пайки мысленно с Вами – удачных ремонтов!

Статьи по теме: