Эклектика, как сочетание исторических стилей. Характерные черты стиля эклектика

АРХИТЕКТУРНЫЙ ЛИКБЕЗ

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Третья часть нашего архитектурного ликбеза посвящена стилям, господствовавшим в европейской архитектуре во второй половине XIX века (и даже с 30-х годов этого столетия) до первого десятилетия века ХХ - го (до начала Перовой мировой войны), эклектике и модерну .

Дом сецессиона в Вене:


ЭКЛЕКТИКА (30 - 90-е гг. XIX в.)

Эклектика является синтетическим, если можно так выразится, архитектурным стилем, поскольку в ней активно использовались элементы стилей предшествующих эпох, говоря имными словами, так называемых "исторических" стилей (отсюда и второе название эктектизма - историзм ).
Все видно в самих названиях: неоготика, необарокко, неорококо и т д.

Определить эклектику в архитектуре весьма несложно. Видите перед собой здание, по своим элементам напоминающее средневековое сооружение или постройку времен Ренессанса, но при этом являющееся явным новоделом (относительным, конечно же), можете не сомневаться, это эклектика. И если перед вами замок, но построенный из современного киприча, то это тоже эклектика, даже если он соответствует вашим представлениям (увы, чаще всего ошибочным) о том, как должен выглядеть настоящий средневековый замок.

Наверное, наиболее наглядным образцом эклектики является замок Вайдахуняд в Будапеште (1896 г.) , представляющий собой смесь сразу четырех "исторических" стилей: романского, готического, ренессансного и барокко:


Другие примеры эклектики:

Визитная карточка Будапешта - здание парламента Венгрии,
построенное в конце XIX в. в неоготическом стиле:

Часто бывало так, что эклектика продолжала свое победное шествие и в ХХ веке. Особенно это характерно для южных областей Испании, где долгое время она воплощалась в неомавританском стиле.

Характерный образец - площадь Испании в столице Андалузии - Севилье,
построенная в 1929 году:

Неоготический замок Нойшвантайн в Баварии,
построенный королем романтиком Людвигом II Баварским в 1869 - 1886 гг.:

Дрезденская государственная опера,
построенная в неоренессансном стиле в середине XIX века:

В таких центральноевропейских городах как Вена и Будапешт в стиле неореннесанса построены целые кварталы в центральных раойнах города. Но наверное нигде, больше чем в России, экслектика не получила такого развития. Впрочем, русской архитектуре будут просвящены отдельные части нашего небольшого архитектурного ликбеза.

Архитектура эклектики, безусловно, эстетически привлекательна (согласитесь, что все примеры, которые вы могли видеть выше, очень красивы!). Она разнообразна, поскольку архитекторами, работавшими в разных странах и регионах синтезировались различные "исторические" стили.
Но этот "архитектурный микс" не привнес в архитектуру как жанр искусства ничего нового.

И вот в конце XIX века появляется совершенно новый архитектурный стиль, не отвергающий того, что было накоплено в предыдущие эпохи (хотя откровенно игнорирующий классический ордер), но творчески впитавший в себя в переработанном виде наследие прошлого.
Он получил соответствующее название:

МОДЕРН.

Время модерна продолжалось не слишком долго, всего лишь с 90-х годов XIX века до середины второго десятилетия следующего столетия. Но сколько же шедевров и различных направлений модерна мы можем наблюдать до сих пор: югендштиль, сецессион, ар-нуво, стиль тиффани ... - все это модерн.

Архитектуру модерна невозможно перепутать ни с чем. Использование новых строительных материаллов: бетон, стекло, металл, встраивание здания в окружающую природную среду, плавность линий, избегание прямых углов и т.д. делают архитектуру модерна неповторимой и ни на что не похожей.

Судите сами.

Церковь Святого Леопольда работы Отто Вагнера (1904 - 1907 гг.):

Музей прикладного искусства в Будапеште
(Эдён Лехнер, 1893 - 1896 гг.):

Пражский вокзал
(Йозеф Фанта, 1901 - 1909 гг.):

Абсолютной вершиной стиля модерн, на мой взгляд, является творчество Антони Гауди . Впрочем, модерн в его исполнении был доведен до полного совершенства стиля, при котором архитектура не только старалась сочетаться с природой, а становилась ее частью до такой степени, что становилось не понятно, где кончается одна и начинается другое.

Парк Гуэля в Барселоне:

Многие искусствоведы полагают, что стиль Гауди достоин отдельного названия - "гаудианство" . Если этот термин приживется (я только за!), то Ангони Гауди-и-Корнет станет вторым в истории мировой архитектуры творцом, именем которого назван отдельный стиль (как вы, надеюсь, помните, первым стал Андреа Палладио).

Дом Бальо в Барселоне (1906 г.):


Дом Мила - "Ла Педрера" (1910 г.) -
последнее светское сооружение, построенное Гауди:

Строительство Саграда Фамилии - Храма Святого Семейства
по проекту Гауди продолжается до сих пор:

Подобно тому, как рококо предшествовал бурным событиям конца XVIII - начала ХIХ вв. (Великая Французская революция и охватившие всю Европу "наполеоновские войны") и сменился господством ампира, так и модерн по сути умер в связи с глобальными гуманитарными катастрофами, потрясшими весь мир в начале века ХХ-го. На смену модерну уже после окончания Первой мировой войны пришли совершенно новые архитектурные стили. О них речь еще впереди.

Но прежде чем начать рассказ об архитектурных стилях ХХ века, считаю необходимым вернуться назад, чтобы рассмотреть то, как развивалась архитектура в нашей стране (от Древней Руси до начала ХХ века) .
Этому и будут посвящены следующие части архитекткрного ликбеза.

Продолжение следует.
Сергей Воробьев.

По теме Эклектика должна быть отдельная статья, а не страница разрешения неоднозначностей. После создания основной статьи страницу разрешения неоднозначностей, если в ней будет необходимость, переименуйте в Эклектика (значения). В Викисловаре… … Википедия

Архитектура Санкт-Петербурга - Архитектура Санкт Петербурга, в особенности его исторического центра, представляет собой созданный в XVIII XX веках один из самых выдающихся по выразительности архитектурных столичных комплексов. На территории России Санкт Петербург стал первым… … Википедия

Архитектура Бельгии - Брюссель. Архитектура Бельгии (нидерл. … Википедия

Архитектура Венгрии - Замок и дворец в Буде (Будапешт) как сочетание исторических эпох и стилей … Википедия

Архитектура - У этого термина существуют и другие значения, см. Архитектура (значения) … Википедия

Архитектура Чехии - Костел Св. Прокопа и Пражская телебашня. 2006 Архитектура Чехии … Википедия

Архитектура Австрии - Альбертинаплац, Вена. Архитектура Австрии Содержание 1 Периодизация … Википедия

Архитектура Коломны - Церковь Иоанна Предтечи древнейшее сооружение Коломны … Википедия

Архитектура в России - др. рус. каменная А. появляется в связи с принятием христианства и строительством храмов. Первыми архитекторами и учителями рус. мастеров были византийцы, и тем самым рус. А. изначально была включена в европ. культурную традицию. Разнообразие… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Архитектура Томска - … Википедия

Книги

  • Комплект таблиц. Мировая художественная культура. Всемирная архитектура. 20 таблиц , . Учебный альбом из 20 листов. Арт. 5-8672-020. Мир ранних цивилизаций. 7 чудес света Древнего мира. Античный мир. Архитектура Азии, Америки и Востока. Архитектура Византии иДревней Руси.… Купить за 4640 руб
  • , Швидковский Дмитрий Олегович. Книга посвящена всему тысячелетнему развитию русской архитектуры со времен Св. Равноапостольного Великого князя Владимира до нашей эпохи. В издании читатель найдет отдельные очерки,… Купить за 2186 руб
  • Исторический путь русской архитектуры и его связи с мировым зодчеством , Швидковский Д.. Книга посвящена всему тысячелетнему развитию русской архитектуры со времен Св. Равноапостольного Великого князя Владимира до нашей эпохи. В издании читатель найдет отдельные очерки,…

Писать об эклектике и просто, и очень сложно. Эклектика пришла на смену классицизму в 1830-1840-х гг. и господствовала в России более полувека, до 1890-х годов. Эклектика многолика, она обычно «рядится» под различные стили, и сегодня бывает затруднительно отделить эклектику от настоящей архитектуры.
Вклад эклектики в русскую архитектуру весьма неоднозначный, и порой даже отрицательный. Но время было очень плодовитое, рост промышленности, появление новых типов общественных зданий, строительство многоэтажных жилых домов. И в строительном отношении в тот период были построены очень добротные сооружения, многие из которых дожили до наших дней, несмотря на отрицательное к ним отношение.

Совсем недавно я провел небольшое исследование, посвященное стилю «ампир », который завершил развитие классицизма в России. В качестве иллюстрации приведу еще один яркий пример московского здания эпохи классицизма -

Усадьба Луниных на Никитском бульваре. Арх. Д.Жилярди, 1818-1823 гг.
Главный трехэтажный дом, справа - флигель, слева одноэтажный корпус.
Главный дом имеет лоджию с колоннадой коринфского ордера


И работая над темой ампира , я много раз задавал себе вопрос - а как же получилось, что такая великолепная архитектура вдруг чуть ли не в одночасье ушла в прошлое, уступив место эклектике. История смены архитектурного стиля на всей территории Российской империи как-то не укладывается в обычные рамки. Ну - не по всей России, конечно, но обе столицы «поменяли ориентацию» очень быстро.

1830-е годы взрываются бунтом против засилья античных норм.
При более внимательном рассмотрении оказалось, что буря начиналась не в кругах архитекторов и людей искусства. И дело даже не в изменении вкусов заказчиков, и даже не в том, что изменился класс заказчика - на смену обедневшему дворянству пришел богатый промышленник. И даже не в том, что правящая верхушка России получила знаменитую формулу всей жизни, выраженную фразой - «православие, самодержавие, народность». Бурлить начали писатели, то есть та категория людей, которые у нас всегда были «поэт больше чем поэт». Выразители наших чувств и наших взглядов, та прослойка русского общества, которая позднее была названа интеллигенцией.
«Народность есть альфа и омега эстетики нашего времени», - писал Белинский. Та же тема народа и народности, вопросы самобытности культуры и пути ее развития. Проблема народности - центральная в общественной жизни и эстетике 1830-1850-х годов.

В 1830 - 1840-х годах получилась такая ситуация, что любая защита классицизма, и в том числе ампира - воспринималась негативно. А вот критика классицизма стала модной темой, своего рода программной. Очень показательно, на мой взгляд, выступление Гоголя с критикой классицизма в 1831 году. Затем Герцен, Чаадаев, потом подвел итоги А.К.Толстой в хрестоматийных стихах:

«И четырьмя или осьми колоннам
Вменялось в долг шеренгою торчать
Под неизбежным греческим фронтоном».

Но ярче всего агитировал за эклектику именно Гоголь. Переписывать цитаты из «поистине неоднозначных» записок об архитектуре нашего дорого Николая Васильевича я не стану. Кому очень хочется убедиться в их странности, тот пусть сам найдет и прочитает.

Ну - а уж позднее М.Д.Быковский более-менее внятно аргументировал невозможность существования вечных архитектурных канонов. Он был первым из архитекторов, кто не только обозначил принципы нового подхода к эстетическим вопросам, но и на практике применил «готический стиль», о котором так мечтал Гоголь. И пошло - поехало. Если очень долго копаться в теоретических воззрениях Быковского, то можно сделать вывод о трех основных концепциях эклектики -
антиакадемизм,
восхищение готикой,
национальный колорит.
И возможно все, кроме подражания ордерной схеме......
Но по каждому пункту есть еще десятки уточнений.

В реальной жизни Россия вскоре, в 1830-40-е годы, получила «ложную готику» и «русско-византийский стиль». Можно сказать, что «готика» выражала новую ориентацию в духовной, культурной и общественной сфере, и время её было недолгим - с 1830 по 1850 гг.

- 1 направление эклектики: « Ложная готика »

Усадьба Марфино. Арх. М.Д.Быковский, 1837-39 гг.


Лютеранская церковь на Невском проспекте в Петербурге.
Арх. А.Брюллов, 1832-38 гг.


- 2 направление эклектики: «Русско-византийский » стиль

А вот официозная ветвь «русского стиля», связанная в первую очередь с именем К.Тона, была более долговечной и более плодовитой, и растянулась на многие десятилетия. Именно сооружения «тоновского» стиля загромоздили русские города огромными и нелепыми соборами и общественными зданиями. Именно это направление мы привыкли называть эклектикой. Выражая официальную идею «народности», строительство в «русско-византийском» стиле было главенствующим в России.


Храм Христа Спасителя в Москве. Арх. К.Тон, 1832-1883 гг.

Обычные для предшествующих эпох приемы композиции здания здесь пополнились деталями, заимствованными из византийской, романской и древнерусской архитектуры.
Автор проекта механически соединил формы, взятые из построек небольшого размера. Килевидные кокошники, аркатурный пояс, луковичные главы - все эти формы не только заимствованы из древнерусской архитектуры, но еще были и увеличены в несколько раз. А профилировка деталей, навеянная классическими образцами и чуждая древнерусскому зодчеству, наделила здание сухостью и немасштабностью.

В 1838 г. К.Тон издал альбом проектов церквей в «русско-византийском» духе, высочайше одобренный. Своего рода типовые проекты, почти обязательные для применения по всей России - альбом «тоновской эклектики». И во многих городах я встречал эти уменьшенные копии московского Храма Христа. Особенно смешно их было созерцать в те годы, когда в Москве только обсуждали возможность повторного строительства храма. Невольно напрашивался вопрос, ребята - а что Вы с таким рвением собираетесь «восстанавливать»? Вот такую убийственную эклектику?!


Боголюбский собор в Мичуринске (Козлове), 1848-1873 гг. По «типовому» проекту К.Тона


Ленинградский (Петербургский) вокзал в Москве. Арх. К.Тон, 1849 г.


Успенская церковь на набережной лейтенанта Шмидта (Николаевской) в Петербурге.
Арх. Г.Косяков, 1896-1898 гг.


Церковь Воскресения «на крови» на Екатерининском канале (Грибоедова) в Петербурге.
Арх. А.Парланд, 1887-1907 гг.


В одно из моих первых посещений Ленинграда, я был неожиданно поражен именно этим сооружением. Оно внезапно открылось с Невского проспекта, вдали, и было действительно весточкой из времени древнерусского искусства, неожиданно возникшей в дождливом и туманном городе, среди дворцов, украшенных колоннадами и портиками. И мы пошли по набережной, но по мере приближения все очарование исчезало на глазах. Древнерусские силуэты дробились на куски, и неимоверное количество деталей отделки разбивало здание. Вблизи «русский стиль» выражал ту самую «официальную идею народности», которая никак не вязалась с понятиями древнерусской архитектуры. Основные формы, заимствованные у храма Василия Блаженного и храмов XVII века, но с подчеркнуто осевой композицией, привели к обратному эффекту - храм Воскресения «на крови» остался в плену своих имперских амбиций.
С тех пор церковь Воскресения «на крови» для меня является как бы синонимом понятия эклектика.

В 1860 - 1870-е гг. появляется еще одно направление, известное под именем «кирпичного стиля», в котором идея о стилеобразующем значении рационального строительного материала приобретает главное значение.


Здание городской думы (музей Ленина). Арх. Д.Чичагов, 1890-1892 гг.


Русская провинция тоже получила огромную порцию эклектики. Во время одной из поездок в Калугу, мне довелось побывать в Шамордино, в тогда всеми забытом углу Калужской глубинки. И я увидел огромный, чудовищный по своим размерам, тяжелый и до предела немасштабный собор. Что-то нелепое, где все смешано в одну кучу. Осматривал я его поздней осенью. Может быть, и дождливая осенняя погода добавила отрицательные эмоции.
Посмотрев на это сооружение - становится понятным, почему слово «эклектика» имеет у нас резко отрицательный оттенок.


Казанский собор в Шамордино, Калужской обл. Арх. В.Шервуд, 1889-1902 гг.
(да, тот самый Шервуд, который запроектировал Исторический музей в Москве,
«задавивший» исторические сооружения Кремля)


Особняк Цветкова на Пречистенской набережной. Арх. В.М.Васнецов, 1897 г.


Доходный дом в Крапивенском пер. Арх. Родионов, 1898 г.


Две последние фотографии показывают хорошо известные примеры зданий в «кирпичном стиле», которые скорее говорят о его потенциальных возможностях.
Но можно привести сотни примеров, которые говорят совсем о противоположном. Просто не хочется забивать страницы своего сайта фотографиями примитивных сооружений «кирпичного стиля», которым несть числа.
Вот две случайные фотографии для подтверждения.


Здание общественного городского собрания в Бийске, 1884-1915 гг.
Характерное для периода эклектики здание с кирпичным декором


Здание на Троицком проспекте в Петербурге


Но кроме этого в 1860-1870-х гг. появляется и демократический вариант «русского» стиля. Подобно передвижничеству в живописи, он задает свою линию в архитектуре. В 1870-е гг. меняется география распространения «русского» стиля. В Петербурге в основном официальный «русско-византийский стиль», а в Москве - его демократический вариант.

Таким термином в истории архитектуры обозначен псевдорусский стиль, который возник в рамках общего подъема интереса к национальной архитектуре, царившей в XIX веке, и представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия. Творчество И.П.Ропета (Петрова) наиболее последовательно определилось в области деревянной архитектуры, и оказало огромное влияние на строительную практику России конца XIX и начала XX в. Губернские и уездные города, дачные поселки, пригороды и окраины двух столиц на протяжении полувека застраивались сооружениями, являвшими собой бесконечные вариации проектов загородных домов Ропета. А чаще всего - своеобразный симбиоз «ропетовщины» и местных традиций народного зодчества.
Да, можно сказать, что в этом направлении присутствует истинная народность. Всем были близки и понятны заимствованные у народа и вновь вернувшиеся к нему мотивы.

Демократические варианты «русского стиля» это - положительный итог эклектики. Да и в разговорной речи мы чаще всего называем это течение не эклектикой, а какими-то другими, более ласковыми именами.


Проект жилого дома. Листы из альбома «Мотивы русской архитектуры»


В одном исследование встретилось название «Терема Ропета» -
вот это наименование как-то больше подходит!


Еще один красивый проект - Ферма


Баня в усадьбе Абрамцево. Арх. И.Петров (Ропет), 1873 г.


Надо, впрочем - отметить самое главное, а именно то, что все вышеперечисленные деления на отдельные «направления» весьма условны. Так как эклектика - это не стиль, а смешение различных стилей в самых замысловатых комбинациях.

Это, разумеется, беглый обзор эклектики и отдельных её направлений в XIX веке. При внимательном рассмотрении список получается значительно длиннее.
И вот, под занавес XIX века, в 1890-е годы, вновь - как и 1830 годы - встал вопрос об архитектурном стиле.
Многостилье эклектики теперь уже расценивалось как свидетельство отсутствие стиля!
После всех вариантов и разновидностей эклектики, в России начинает зарождаться совершенно новый - стиль модерн.

Подведем итоги .
Эклектика господствовала а России с 1830 по 1890-е годы. Я не люблю эклектику и обычно стараюсь не обращать внимание на сооружения этого времени. Но в строительном отношении именно в тот период были построены очень качественные сооружения. Количество построек тоже огромное. И большинство из них продолжают функционировать. Так что - нравится мне или не нравится - но сооружения периода эклектики занимают большое место в наших городах и поселках, селах и монастырях. К тому же именно во время господства эклектики началось массовое строительство многоэтажных жилых зданий. Впрочем, у нас мало кто обращал внимание на архитектуру доходных домов второй половины XIX века. Они просто уверенно стоят уже более 150 лет, крепкие и достаточно комфортные даже по сегодняшним меркам. Пожалуй - только в последние три десятилетия в них увидели эстетическую ценность.

И - будем объективны в оценке эклектики. В историческом плане ее заслуги все-таки огромные. Более полувека русские архитекторы искали национальный стиль. С 1830-х и почти до конца XIX века шли поиски национального своеобразия, поиски сложные и противоречивые.
Стиль модерн возник не на пустом месте, он вырос из эклектики - и смог сказать новое слово в развитии русской архитектуры.

Литература:
- История русской архитектуры. - М.: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, 1956.
- Е.И.Кириченко. Русская архитектура 1830-1910-х годов. - М.: Искусство, 1982.

Эклектика - соединение разнородных художественных элементов. Использовала формы различных стилей - готики, ренессанса, барокко, рококо и др. Оказала влияние на модерн. Тяготела к созданию больших городских ансамблей (Красная и Лубянская площади, застройка Китай-города). Большое внимание уделялось градостроительной роли крупных зданий и выразительности их силуэта. Характерная особенность - монументальные, нередко перегруженные декором здания, органично "вошедшие" в структуру города. постройки: Государственный банк на Неглинной улице (К.М. Быковский 1893-95); Международный торговый банк на Кузнецком мосту (С.С. Эйбушитц, 1898); Сандуновские бани (Б.В. Фрейденберг, 1894-95)

2. Ведущие мастера эклектики в России. Работы, проекты.

1. переходный этап от классицизма к эклектике 1830-е – нач 1860-х

Е.Д.Тюрин (1832-1870). Постройки: Университетская (Татьянинская) церковь в Москве, Елоховский собор в Москве.

А.Монферран - проект Исаакиевского собора в Питере

2. начальный эт ап развития эклектики (усиленное подражательство, точная передача исторического прообраза)

К.А.Тон - Храм Христа Спасителя в Москве (1837-1883). Большой Кремлевский дворец в ансамбле Соборной площади (1839-1849).

А.П.Брюллов -Лютеранская церковь св.Петра(1832-1838).

М.Д.Быковский -ансамбль подмосковной усадьбы Марфино (1837-39).

В СПб А.И.Штакеншнейдер - Мариинский (1839-1844), Ново-Михайловский (1857-1861), Николаевский дворцы (1853-1861)

3. второй этап развития эклектики (сочетание различных стилистических направлений с использованием новым материалов в ней - чугуна, железа, ж/б)

Продолжалось строительство Исаакиевского собора в Петербурге (О.Монферран).

4. третий этап позднего эклектизма конца XIX века (достоверный историзм архитектурного языка и форм).

Ведущий мастер – Н.Л.Бенуа (ученик К.А.Тона) - перестроенный Мариинский театр, вокзал в Стрельне, Красном селе.

Р.И.Клейн - музей ИИ им. А.С.Пушкина, Универсальный магазин «Мюр и Мюрилиз” (ЦУМ)

К.М.Быковского – здания Государственного банка (1893-1906) и Зоологического музея (1896-1897)

А.Парланд - храм Воскресения Христова (Спас на Крови)

3. Неорусский стиль как национальное выражение в эклектике и модерне.

п
оследняя треть 19 века. Развиваясь в духе эклектизма, он стал характеризоваться пристрастием к обильной и дробной декорации, воспроизводившей мотивы московского и ярославского зодчества 16 и 17 веков. Организация пространства - на основе использования принципа свободной планировки. к строительству в неорусском стиле обратились архитекторы, представители модерна: Ф.О. Шехтель (Ярославский вокзал в Москве, 1902-04), И.Е. Бондаренко (старообрядческие церкви). Представители позднего неорусского стиля воспроизводят формы древнерусских построек (собор Марфо-Мариинской обители, 1908-12, Щусев) либо "накладывают" русскую традиционную орнаментику на рационально спланированные объёмы (здание Ссудной кассы в Настасьинском переулке, 1914-16, В.А. Покровский).

Термин «эклектика» означает смешение, сочетание различных стилей, форм и методов. Стиль эклектика существует в архитектуре, дизайне и моде уже на протяжении многих лет. В широком смысле понятие также применяется в философии, психологии и изобразительном искусстве. С середины XIX века это явление стало активно проникать практически во все сферы деятельности, и в настоящее время это одно из наиболее значимых и популярных направлений в искусстве, дизайне и архитектуре.

Эклектика в архитектуре

В Европе и в России расцвет эклектики как направления в архитектуре пришёлся на 1830-1890-е годы. В зарубежной терминологии это явление называется романтизмом, так как именно романтические тенденции в искусстве легли в основу нового стиля. Также применяются понятия «beaux-art» (боз-ар) и «историзм». В первом случае название берет свои истоки от школы прикладных искусств во Франции, которая придерживалась греческих и римских традиций. Второе же название употребляется, поскольку смешиваются так называемые «исторические» стили. К таковым относятся многие неостили ( , неоготика, необарокко и пр.), которые часто сочетаются с элементами барокко, и классицизма.

Так или иначе, склонность к эклектичности существовала всегда, поскольку смешение стилей часто присутствовало и в архитектуре, и в оформлении интерьеров. Однако самостоятельным течением её признали лишь в XIX веке, когда появилась необходимость в обобщении уже существующих стилей и вместе с тем – в создании новых.

Изначально архитектурная эклектика воспринималась как явление отрицательное и несколько гротескное, так как она нарушала традиционные законы гармонии пространства и стиля. Это явление считалось показателем отсутствия стилистических норм.

Однако позже, примерно в середине XX века, популярность эклектики как стиля начала возрастать, ее стали рассматривать как альтернативу типичной и однообразной архитектуре. К числу наиболее влиятельных сторонников этого направления в России относятся Штакеншнейдер А.И., Быковский М.Д., Тон К. А., Каминский А. С., Клейн Р. И., Парланд А. А., Померанцев А. Н., Чичагов Д. Н., Шретер В.А и многие другие.

В настоящее время эклектика допускает любые комбинации. Вместе с этим объекты, выполненные в духе эклектичности, обладают определённой стилевой и композиционной структуру, которая имеет название «архитектурный ордер». Внешний вид и архитектурные особенности зданий в стиле эклектика зачастую зависят от их функций и назначения. Так что, допуская самые неожиданные комбинации, эклектическое направление всё же придерживается ряда определённых формальных правил, и всё же при этом все проекты отличаются друг от друга.

С появлением эклектики архитектурный ордер перестал быть главным (и фактически единственным) критерием для оценки архитектуры.

Таким образом, эклектика имела существенное значение с точки зрения расширения стилистического диапазона и архитектурной вариативности. Фактически она позволила не только эксплуатировать уже имеющиеся образы, но и создавать новые. В настоящее время эклектика – явление даже более распространённое, чем в период своего расцвета. Она имеет отношение не только к архитектуре, но и к дизайну – как интерьеров, так и одежды.

Примеры эклектики в архитектуре

И в России, и за рубежом было создано большое количество проектов: от храмов и музеев до жилых домов. Архитектурные объекты в стиле эклектика встречаются по всему миру и существенно отличаются друг от друга, несмотря на принадлежность к одному стилю. Это ещё раз доказывает, что с появлением эклектики у архитекторов стало больше возможностей для выражения своих замыслов.

Эталоном может считаться здание оперы Гарнье , которое является примером стиля боз-ар. Внимания заслуживает не только роскошный зрительный зал необычной формы, украшенный бархатом и позолотой, но и фойе, выполненное в виде галереи с окнами.

Также в здании оперы есть библиотека-музей, где хранятся архивы и проводятся выставки.

Ещё один архитектурный объект – здание Рейхстага в Берлине.

Его купол выполнен из стекла и стали, на вершине находится смотровая площадка. Конструкция здания – это не только сочетание оригинальных архитектурных элементов, но и экологичная энергосистема.

В архитектуре Скандинавии к эклектичным зданиям можно отнести театр оперный театр в Осло . Эта современная постройка из камня и металла органично вписывается в норвежский пейзаж и сочетается с морским портом. Характерным элементом здания является наклонная крыша.

В американской архитектуре одним из символов эклектики может служить здание небоскреба «Вулворт» в Нью-Йорке. Здание разделено на вертикальные секции, наверху расположены башни – ярусная башня с пирамидой, а также боковые башенки. Оно было построено в начале XX века и до сих пор остаётся одним из наиболее примечательных объектов.

Одним из наиболее ярких примеров эклектики в архитектуре России может служить храм Христа Спасителя , построенного в Русско-византийском стиле К.А. Тоном. Это здание с 36 внешними колоннами, 20 арками, 60 окнами и 12 наружными дверями. Позолоченные купола сужаются кверху, главы оформлены в виде 8-угольных башен. Внутренняя конструкция здания поддерживается 4 столбами; вокруг всего храма проходит внутренний коридор.

Существуют и здания, которые стали относить к стилю эклектика лишь в результате постепенных изменений. Так, например, Дворец связи , расположенный в центре Мадрида, изначально был построен в стиле модерн. Однако он претерпел множество модификаций и реконструкций. В связи с разным видением архитекторов его стиль стал довольно неоднозначным. В настоящее время в его облике присутствуют элементы неоплатереско, и сецессиона. В здании появилась галерея и стеклянный купол.

История эклектики как стиля

Стиль эклектика развился в XIX веке в связи с тем, что появился конфликт между существующими стилями и направлениями – они были не в состоянии в полной мере отразить связь между искусством и общественной жизнью. Именно поэтому появилась необходимость в том, чтобы обобщить все тенденции и привнести в привычную обстановку нечто новое.

Во Франции эклектика впервые нашла своё выражение в стиле Второй Ампир во времена правления короля Луи-Филиппа (1830-1848). Она появилась в противовес барокко и , поэтому концепция интерьера в этот период кардинально поменялась. Наиболее популярными материалами стали «тяжелые» ткани (бархат, плюш) тёмных насыщенных цветов, а также натуральная кожа. Позолота и прочие элементы роскоши стали использоваться реже, хотя не исчезли совсем. Акцент стали делать на тяжёлых рамах, вазах, часах и прочих элементах.

Что касается предметов мебели, то порой они были не очень удобными, так как целью было привлечение внимания, эпатаж. Тенденция нашла своё продолжение и в период правления Наполеона III (1871- 1940).

В Великобритании расцвет эклектики пришёлся на период с 1840 по 1900 гг., когда царил . Чаще всего он сочетал в себе рококо, готику, а также английские, африканские, индийские мотивы.

Этот стиль стал проявлением роскоши и статуса, без каких-либо негативных ассоциаций; до сих пор он считается образцом английского интерьера. Монументальная и в то же время изящная мебель, камин, абажуры, мягкие кресла и ковры были неотъемлемыми атрибутами традиционного и в то же время эклектичного интерьера. Приглушённые тёплые тона, тёмное дерево и кованые предметы декора – всё это создавало атмосферу уюта и надёжности.

В современных интерьерах чаще всего сочетают прованс и шебби-шик. Оформить помещение в этих стилях гораздо проще, и они могут считаться максимально близкими к Викторианскому.

В России черты эклектики наиболее ярко проявились в Неоготике, Русско-византийском и Русском стилях.

Неоготика (её также называли псевдоготикой) была распространена по всему миру. Для неё было характерно выборочное использование элементов готического стиля, которые сочетались с элементами Барокко. Примерами могут служить Ласточкино гнездо в Крыму и подмосковная Царицынская усадьба.

Русско-византийская архитектура была предвестником Псевдорусского стиля и была представлена преимущественно соборами и храмами, в числе которых храм Христа Спасителя и Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме. Русский стиль можно назвать логическим продолжением данной тенденции, допускающим сочетание целого ряда стилей – от романтизма до модерна, периодически допускалась интерпретация древнерусских мотивов. Одним из наиболее выдающихся проектов этого периода стал архитектурный ансамбль Кремля.

Новый виток развития начался в послевоенные годы, когда появилась потребность в поиске новых архитектурных форм.

Эклектика в интерьере

По сути, практически любой интерьер – это смешение стилей, однако далеко не каждый из них эклектичен. При создании интерьера в стиле эклектика стоит помнить о том, что нельзя просто соединить элементы разных стилей в произвольном порядке, в эклектике тоже есть своя система и определённые правила.

Сочетаемость

Эклектика – это контраст, но он основан на том, что противоположные вещи тоже могут сочетаться.

Так, схожие текстуры или формы разных предметов мебели вполне могут служить основанием для их соседства. Ведь различные стили появлялись в ответ на предшествующие, так что, если постараться, всегда можно найти общие черты. В правильно оформленном интерьере должно присутствовать ощущение единства всех деталей. Например, классический стиль и кантри могут прекрасно дополнять друг друга за счёт того, что для обеих тенденций характерны мягкие тона, деревянная мебель и ненавязчивые формы.

Повторяющиеся элементы

Ничто так не объединяет разноплановые предметы интерьера, как повторяющиеся цвета, формы и рисунки. Так, например, узор столика, повторяющий узор дивана или штор, создаст ощущение единства стиля. Это не обязательно должен быть какой-то сложный орнамент, могут быть и геометрические фигуры. Важно отметить, что геометричность и чёткость линий являются характерными для такого стиля. Это же правило касается и цветов: общие элементы необходимы в эклектичном интерьере.

Композиция

Очень важно правильно разделить помещение на зоны. Нужно группировать мебель и декор так, чтобы не создавалось ощущения загромождённости и беспорядка. Предметы, которые лучше всего сочетаются, стоит расположить рядом, и их не обязательно должно быть много. Довольно удобно, что при желании любые элементы можно заменять, не нарушая при этом единства стиля.

При этом важно создать какой-либо центральный элемент, на котором будет концентрироваться внимание. Например, если в помещении висят оригинальные, бросающиеся в глаза настенные часы квадратной формы, постарайтесь повторить квадратный узор в текстиле или поставить в центре квадратный кофейный столик.

Акцент может быть сделан абсолютно на любом предмете, будь то ковёр или самурайский меч. Главное – гармонично сочетать такие вещи с обстановкой помещения в целом, по этой причине вполне возможно руководствоваться правилами тех стилей, которые соединяются в интерьере. Профессиональные дизайнеры советуют выбирать 2 или 3, чтобы было проще справиться с компоновкой, да и выглядеть это будет гораздо элегантней.

Порой центром композиции становится предмет декора, совершенно не похожий на остальные. Однако сделать это может быть довольно сложно, поэтому чаще всего выбираются предметы, которые обладают более-менее схожими чертами и одинаково удачно вписываются в интерьер.

Многослойность

Эклектика подразумевает глубину, а это означает, что пространство должно быть объёмным.

По этой причине для такого стиля характерно обилие диванных подушек, ковров, сложных драпировок. Кроме того, можно удачно сыграть на текстурах: сочетание матовых и глянцевых поверхностей даёт возможность разделить помещение на секции.

Сами поверхности могут быть рельефными, переходящими из одного вида в другой. Например, в стену, обклеенную обоями, может быть встроена декоративная 3D панель, делающая интерьер более многомерным и современным. Также довольно популярны многоуровневые натяжные потолки.

Цветовая гамма

Прежде всего, очень важно выбрать универсальный нейтральный фон, который позволит использовать любые цвета в интерьере. Это не обязательно должен быть белый – бежевый, светлый жёлтый или серый цвета также отлично подойдут в качестве базовых цветов. Такой ход позволит сделать акцент на ярких картинах, постерах или занавесках. Это позволит избежать аляповатости и разбавить интенсивные расцветки, чтобы глаза не уставали и интерьер не надоедал.

Можно пойти и другим путём: нейтральный фон может переходить в более насыщенные цвета той же гаммы либо контрастировать с мебелью. Такой вариант подойдёт для более элегантного оформления помещений. Всё зависит от того, какие стили вы намерены сочетать, и от ваших собственных предпочтений.

Декор

Стиль эклектика при любой неординарный декор: это могут быть пуфы ярких расцветок, картины любого жанра, винтажные вещи, экстравагантные статуэтки, массивные часы и зеркала в тяжелой оправе – подойдут любые элементы, которые можно сочетать с интерьером и с другими вещами.

Любые детали имеют значение: текстиль, лампы, сувениры – каждая вещь призвана играть свою роль, ведь она будет не сливаться с обликом помещения, а создавать его. Довольно часто дизайнеры обращаются к африканским мотивам и расцветкам: «зебра» и «леопард» нередко встречаются на фото интерьеров в стиле эклектика. В то же время эклектика – это не всегда экстравагантность, так что вполне можно обойтись и без броских элементов, однако интерьеры с чётко расставленными акцентами выглядят более завершёнными.

Как создать эклектичный дизайн

Эклектика в дизайне стала популярной примерно в одно время с эклектикой в архитектуре. Придерживаясь тенденций данного направления, можно усовершенствовать любое помещение. Эклектичные гостиные – довольно частое явление, теперь становятся востребованными даже кухни в стиле эклектика, ведь это возможность сочетать практичность с оригинальностью.

Одно из основных преимуществ – это возможность выбирать любые материалы и архитектурные формы. Стоимость декора не важна, главное – наличие идеи и художественного вкуса.

Для создания современного интерьера в стиле эклектика подойдёт массивная мебель из стеганой кожи, кресла с резными ножками, а также гармонично впишутся в интерьер крупные элементы декора. Главное – верно сочетать цвета и фактуры. Предпочтительней всего будут насыщенные оттенки, не обязательно яркие, но и не тусклые. При этом в качестве фона желательно использовать какой-либо нейтральный цвет.

Для отделки пола часто приобретается плитка с восточным орнаментом или паркет. Ковёр также будет уместен в таком интерьере. На стены лучше поклеить шелковые обои (также с орнаментом) либо нанести ручную роспись. Однако узор не всегда является неотъемлемой частью стиля, зачастую достаточно правильно сочетать текстуры и материалы.

Важно обращать внимание на предметы декора. Так, в эклектичный интерьер прекрасно впишутся винтажные предметы, особенно эффектно будет смотреться, например, граммофон. Вообще же украсить помещение можно чем угодно: рамками, массивными лампами, зеркалами. Элементы декора совершенно не обязательно должны выделяться из всего облика – они могут гармонировать с общим стилем помещения, ведь эклектичный декор не всегда бывает эпатажным, главная цель – удачно комбинировать различные стили.

Данный стиль актуален для любых помещений: от квартир до офисов и частных домов. Площадь не имеет никакого значения: сочетая минимализм с элементами любого другого стиля, можно получить большое количество самых разнообразных комбинаций, при этом вполне возможно сочетать неординарный внешний вид с функциональностью и удобством. Зачастую эклектика в дизайне – один из самых удачных способов выразить свою индивидуальность.

Современная эклектика

Сейчас главные критерии при создании любых проектов – это удобство и комфорт. Сочетая опыт прошлых лет и современную эстетику, вполне возможно создавать интерьеры, отвечающие любым вкусам и требованиям. Творения прошлых веков соседствуют с произведениями 21 века, пережившие реставрацию предметы мебели оттеняют плазменные экраны и аудиосистемы в стиле хай-тек. Так что у любого обитателя дома есть возможность выразить свои вкусы, не нарушая при этом композиционного единства. Актуально это и для тех, кто часто путешествует или просто коллекционирует предметы старины или вещи из разных стран.

Теперь даже стало использоваться сочетание "современная эклектика", а также появился стиль «фьюжн», который является логическим продолжением и синонимом эклектики. Он точно так же подразумевает смешение не только стилей, но и культур. Чаще всего выбираются такие стили как этно, поп-арт и кантри, которые сочетаются с классикой. В последнее время предпочтение отдаётся свободным пространствам и если не минималистичным, то хотя бы более лаконичным интерьерам. Обилию декора порой предпочитают более оригинальную мебель, крупные постеры либо рисунки или вещи ручной работы, которые не только придают индивидуальности пространству, но и создают дополнительный комфорт.

Эклектика – стиль гораздо более сложный, чем может показаться на первый взгляд, и в то же время он позволяет весьма необычным образом комбинировать стили и создавать уникальные проекты. Главное – помнить о тонкой грани между эклектичностью и китчем, не стоит перегружать пространство деталями и орнаментами; по этой причине рекомендуется выбирать не более 2-3 стилей. Эклектика – это не просто смесь всего, а сочетание определённых идей и элементов, поэтому так важно соблюдать баланс между выбранными направлениями.

Статьи по теме: