Lovetorun — беговые путешествия. Понятие, структура психологии. Виды прикладных психологий

Психология — дисциплина, изучающая поведение человека и его психические реакции с научной точки зрения. Она включает в себя символьные интерпретации анализа социального поведения. Существует много видов психологии : когнитивная психология , аномальная психология и т.д.

Много лет психологов интересовало поведение человека. Восприятие, личностные свойства, познание, поведение, реакции и эмоции не только отражают огромное разнообразие умственных способностей человека, но и влияют на наши взаимоотношения в обществе. Анализ сознательных и бессознательных процессов, происходящих в сознании человека, также находится в ведении науки Психология применяется во многих сферах деятельности человека. Наши реакции на бытовые вопросы на работе или дома отражают состояние здоровье нашей души.

Виды психологии:

Психология исследует человека как личность , изучает семью и общество для того, чтобы понять какие существуют психические функции и триггеры для необъяснимых факторов социального поведения человека. Различные виды психологии исследуют нервные процессы в сознании человека. Исследования естественных наук служат источником задач для психологии. Среди отраслей психологии выделяют следующие:

Клиническая психология

В этой отрасли психологии, исследования направлены на то, чтобы помочь человеку избавляться от стресса и различных дисфункций, происходящих по различным психологическим причинам. Клиническая психология помогает лучшему развитию личности, росту эмоционального и физического благополучия. Психологи, занимающиеся исследованиями в этой области, изучают судебные показания и случаи клинической нейропсихологии. Специалисты используют специально разработанные и адаптированные модели терапии для создания терапевтического альянса . Последующее изучение психологических проблем помогает определять и применять новые формы мышления и поведения.

Аномальная психология

Как следует из названия, эта отрасль психологии занимается исследованием ненормального поведения человека. Цель аномальной психологии: понять изменения в естественных и аномальных моделях взаимодействия, выбираемых человеком. Аномальная психология использует методы и приемы психопатологии и клинической психологии для исследования причин психических расстройств. Эта область психологии изучает признаки неадекватного состояния человека при нарушении каких-либо функций или стрессе.

Когнитивная психология

Эта отрасль психологии изучает психические процессы, определяющие поведенческие особенности человека. В когнитивной психологии проводятся эксперименты с обучением, восприятием, памятью и вниманием человека с целью разработать методы эффективной обработки информации. Именно по этой причине, когнитивную психологию еще называют экспериментальной психологией . Когнитивная психология – это результат вклада различных нейробиологов, логиков и лингвистов, которые определяют важность не только теоретических разработок, но и их формализации и применения.

Сравнительная психология

Этот вид изучает модели поведения животных. Эта отрасль науки имеет важное значение в психологическом исследовании. Сравнительные результаты данного направления психологии помогают выявить характерные общие черты в поведении человека и животных и доказать их эволюционную связь. Изучение поведения животных также позволяет психологам получить более глубокое понимание человеческой психологии . Эксперименты, проводимые с животными, помогают лучше изучить и понять эмоции и поведение человека.

Консультативная психология

Изучает межличностные отношения. Эта отрасль психологии акцентирует внимание на социальных, эмоциональных вопросах в образовательной и профессиональной сфере, связанными с серьезными изменениями в поведении людей. Психологи-консультанты применяют методы консультативной психологии.

Психология развития

Эта наука в основном сосредоточена на изучении процесса развития человеческого разума. Все усилия направлены на более глубокое понимание восприятия и развития. Объектом изучения психологии развития служит интеллектуальное и нравственное развитие человека. Пристальное внимание исследователи уделяют триггерам поведения в естественных условиях и при воздействии физических факторов.

Педагогическая психология

Эта отрасль психологии изучает образовательный процесс. Психологи проводят эксперименты на основе данных образовательной и социальной психологии, получаемых в школах и колледжах. Педагогическая психология помогает разрабатывать эффективные методы обучения.

Биологическая психология

Изучает психическую составляющую человека в биологическом срезе. Эта отрасль психологии изучает поведение человека на основе реакций его нервной системы. Большая часть исследований проводится с помощью экспериментов с поведенческими и когнитивными данными нейронауки. Цель: понять функции мозга в отношении различных психологических триггеров и процессов. Исследования биологической психологии помогают установить связи между реакциями мозга человека и его поведением.

Другие виды психологии:

Эволюционная психология : Наука о генетическом воздействии на ментальные шаблоны и поведение человека.
Психология здоровья : Наука о психологическом воздействии на психическое и физическое здоровье человека.
Юридическая психология : Изучение мотивов решения присяжных, доказательств и показаний очевидцев.
Психология личности : изучает личностные черты, поведение и эмоции человека.
Судебная психология : исследует клиническую оценку показаний для зала суда.
Количественная психология : изучает статистические модели для психологического измерения черт личности.
Социальная психология : изучает психические процессы, влияющие на специфические реакции на социальные стимуляторы.
Глобальная психология : изучает вопросы, связанные с глобальными проблемами в области устойчивого развития.

Претерпела множество метаморфоз и изменений. Каждая эпоха, каждый новый век, каждое десятилетие привносили в психологию что-то своё, благодаря чему в наши дни существует не просто психология как самостоятельная и самодостаточная дисциплина, но психология, которая имеет всевозможные ответвления и направления. В этой статье мы поговорим о десяти наиболее популярных в нашу современность психологических направлениях. К ним можно отнести:

Ниже вкратце о каждом из этих направлений.

НЛП

Является одним из направлений в практической психологии и психотерапии, основанным на специальных техниках моделирования вербального и невербального поведения человека, успешного в какой-либо области, а также наборе особых связей между памятью, движением глаз и формами речи.

НЛП появилось в 60-х – 70-х годах прошлого столетия благодаря деятельности группы учёных: Ричарда Бендлера, Джона Гриндера и Фрэнка Пьюселика, работавших под патронажем известного антрополога Грегори Бейтсона. НЛП не признаётся академическим научным сообществом, а многие методики, согласно заключениям противников этого метода, не могут быть научно обоснованы. Однако в наше время НЛП является очень популярным, имеет огромное количество сторонников и практикуется множеством организаций во время психологических тренингов, а также различными тренинговыми и консалтинговыми компаниями.

Психоанализ

Представляет собой психологическую теорию, которую разработал австрийский невролог Зигмунд Фрейд на рубеже XIX-XX веков. Психоанализ также считается эффективнейшим методом лечения психических отклонений, основанным на этой теории. Благодаря деятельности таких учёных как К.Г. Юнг, А. Адлер, Г.С. Салливан, К. Хорни, Ж. Лакан и Э. Фромм это направление получило сильнейшее развитие. Среди основных положений психоанализа можно выделить то, что поведение, опыт и познание человека определяются, главным образом, внутренними нерациональными бессознательными влечениями; структура личности и её развитие определены событиями, произошедшими в раннем детстве; противостояние между сознательным и бессознательным может приводить к психическим расстройствам и т.д.

В современной интерпретации психоанализ состоит более чем из двадцати различных концепций человеческого развития, а подходы к лечению психических недугов посредством психоанализа столь же различны, сколько и сами теории.

Гештальтпсихология

Школа была основана в начале XX века чешским психологом и философом Максом Вертгеймером. Предвестниками её появления стали исследования восприятия, а в центре внимания находится стремление психики к организации получаемого человеком опыта в доступную для понимания единицу. Согласно идеям гештальтпсихологии, базисными психологическими данными являются гештальты – целостные структуры, которые не выделяются из общего числа компонентов, их образующих. Им присущи свои законы и характеристики.

В последнее время гештальтпсихология сменила свои позиции по отношению к сознанию человека и утверждает, что анализ этого сознания должен в первую очередь быть направлен не на отдельные элементы, а на целостные психические образы. Вместе с психоанализом и феноменологией гештальтпсихология стала основой гештальттерапии, где основные идеи перенесены с процессов восприятия на общее миропонимание.

Расстановки по Хеллингеру

Системно-семейные расстановки являются феноменологическим методом системной семейной терапии, основные важные открытия в котором были сделаны немецким философом, психотерапевтом и богословом Бертом Хеллингером. Сам метод предназначен для коррекции системных семейных травм, называемых системными динамиками, и устранения их последствий.

Терапевты, работающие по этой методике, определили, что многие проблемы людей связаны с семейными травмами, имевшими место в прошлом, такими как убийства, суициды, ранние смерти, изнасилования, переезды, разрывы семейных отношений и т.п. Расстановки по Хеллингеру отличаются от других подобных методов тем, что они являются кратковременными и используются лишь один раз. В своих книгах Хеллингер относит эту методику не столько к психотерапевтическим направлениям, сколько к духовным практикам.

Гипноз

Гипнозом называют измененное состояние сознания, которое характеризуется одновременно как признаками бодрствования, так и сна, во время которого могут происходить и сновидения. Благодаря гипнозу в одно и то же время могут параллельно сосуществовать два состояния сознания, которые в обычной жизни являются взаимоисключающими. Первые сведения о гипнозе датируются ещё третьим тысячелетием до нашей эры – гипноз практиковался в Древней Индии, Египте, Тибете, Риме, Греции и других странах.

Идея гипноза базируется на двойственности природы психики, в которой есть сознательное и бессознательное. И случается так, что бессознательное оказывает больше влияния на психику, нежели разум. Поэтому в настоящее время при помощи гипноза опытные специалисты разрешают всевозможные проблемы людей, которые не удаётся устранить более традиционными методами.

Позитивная психотерапия

Метод позитивной психотерапии является одним из основных в своей сфере. Он был основан немецким неврологом и психиатром Носсратом Пезешкианом в 1968 году, но Европейской ассоциацией психотерапии был признан в 1996 году, а Всемирным советом психотерапии — лишь в 2008 году.

Эта психотерапевтическая методика относится к разряду транскультурных, психодинамических психотерапевтических методик с гуманистической позицией. Согласно ей, важнейшей данностью человеческой природы являются способности (как врождённые, так и приобретённые). А сама методика построена таким образом, что включает в себя рациональный и сугубо научный западный подход, а также восточную мудрость и философию. В 2009 году основатель позитивной психотерапии номинировался на Нобелевскую премию за заслуги в физиологии и медицине.

Клиент-центрированная терапия

Клиент-центрированная терапия в качестве психотерапевтического метода была предложена американским психологом Карлом Роджерсом как альтернатива бихевиоризму и психоанализу. Изначально автором была представлена гипотеза, согласно которой человек в силах самостоятельно изменить себя, а психотерапевт выполняет лишь роль наблюдателя, контролирующего процесс. Однако позже был сделан уклон на улучшении методов, которые помогут специалисту лучше понять состояние клиента и изменения в нём в ходе терапии. Именно благодаря основной идее метода (прийти к пониманию самовосприятия человека) метод и получил своё название. Есть и ещё один важный момент: в клиент-центрированной терапии главнейшая роль отводится построению взаимоотношений между пациентом и терапевтом как залога достижения успеха в лечении.

Арт-терапия

Арт-терапия представляет собой особый вид психологической коррекции и психотерапии, который основывается на творчестве и искусстве. В более узком понимании арт-терапию можно назвать лечением посредством изобразительного творчества, целью которого является воздействие на психоэмоциональное состояние человека.

Сам термин, обозначающий «лечение искусством», был введён в 1938 году британским художником и терапевтом Адрианом Хиллом в то время, когда он описывал свою работу в медицинских учреждениях с больными туберкулёзом. Затем метода была применена в США в работе с детьми, которые были вывезены из концлагерей фашистов во время Второй мировой войны. С течением времени арт-терапия набирала всё больше приверженцев, а в 1960 году в США была основана Американская арт-терапевтическая ассоциация.

Телесно-ориентированная терапия

Телесно-ориентированная психотерапия является терапевтической практикой, которая позволяет работать с неврозами и проблемами людей посредством телесного контакта. Основателем этого направления считается ученик Зигмунда Фрейда американский и австрийский психолог Вильгельм Райх, отошедший в своё время от психоанализа и акцентировавший внимание на теле.

В основе этой терапии лежит понятие «мускульного (характерологического) панциря», согласно которому мышечные зажимы формируются как защита от беспокойств, возникающих у детей на основе сексуальных желаний и сопровождающихся страхом быть наказанными. Со временем подавление этого страха становится хроническим, в результате чего образуются специфические черты характера, которые и образуют этот панцирь.

Позже идеи Райха были продолжены Идой Ролф, Гердой Бойесен, Мэрион Розен и Александром Лоуэном. В России к данному направлению психотерапии часто относят метод Фельденкрайза.

Коучинг

Коучинг — это сравнительно недавно появившийся метод тренинга и консалтинга, отличающийся от традиционных тем, что в нём отсутствуют жёсткие рекомендации и советы, но присутствует совместный с клиентом поиск решения проблем. Также коучинг отличается ярко выраженной мотивацией на достижение определённых целей и результатов в деятельности и повседневной жизни.

Основоположниками коучинга считают американского коуча и создателя концепции внутренней игры Тимоти Голви, британского автогонщика и бизнес-тренера Джона Уитмора и основателя Университета коучей и других коуч-организаций Томаса Дж. Леонарда.

Основная идея коучинга состоит в том, чтобы переместить человека из области проблемы в область её эффективного решения, позволить ему увидеть новые способы и пути максимального раскрытия своего потенциала, а также помочь наладить дела в различных сферах своей жизнедеятельности.

Конечно, представленные описания не могут вместить в себя всю полноту этих психологических направлений, так же, как и не могут раскрыть все их особенности. Но нашей задачей было лишь познакомить вас с ними, представив очень краткую характеристику. А в каком направлении развиваться вам – это уже дело вашего личного выбора.

Мы будем рады, если вы поучаствуете в нашем небольшом голосовании. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: какое из описанных направлений показалось вам наиболее интересным?

Виды и формы психологической помощи, их характеристика и взаимосвязь.

Психологическая помощь может классифицироваться по разным показателям

1) по времени действия: неотложная - необходима при сложных психических состояниях, возможности суицида, случаях насилия и т. д. Это чаще всего относится к компетенции службы доверия, телефона доверия; продолжительная - полезна при возникновении трудных жизненных ситуаций, психологических кризисов, конфликтов (психологические консультации);

2) по направленности: прямая - направленная непосредственно на клиента, на его обращение за помощью; откликающаяся - ответ на сложившуюся ситуацию и обращения людей из окружения клиента; упреждающая - в ответ на прогнозируемую неблагоприятную для человека ситуацию. Часто встречается в службе семьи.

3) по пространственной организации: контактная, когда беседа происходит лицом к лицу клиента с психологом; дистантная, которая подразделяется на телефонную и письменную;

4) по выполнению функций психологом: диагностическая - постановка психологического диагноза, составление психологического портрета индивидуальности; диспетчерская - отправление к нужному специалисту: психотерапевту, психиатру и т. п, информационная - сбор информации о клиенте, его семье, окружающих людях, социальных условиях; коррекционная — это деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям, а также исправление особенностей психологического развития, если они мешают человеку достигать поставленные цели; консультативная — профессиональная помощь клиенту в поиске разрешения его проблемной ситуации; терапевтическая — система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека;

5) по количеству участников: индивидуальная (особенно когда по личностным, социальным или общественным причинам групповая форма не представляется возможной); групповая (акцент делается на развивающей, обучающей программе или при необходимости социальной поддержки);

6) по вмешательству психолога: директивная - указующая, дающая советы, как жить, недирективная - идущая за клиентом.

В настоящее время наиболее развиты две основные формы оказания психологической помощи : индивидуальная и групповая психологическая помощь.

Индивидуальная помощь – индивидуальное консультирование, комплекс индивидуальных занятий с клиентом (будь то взрослый или ребенок).

Наиболее распространенная форма групповой психологической помощи – тренинги и различные групповые занятия.

Тренинги, будучи формой практической психологической работы, как правило, всегда отражают своим содержанием определенное направление, систему взглядов и подходов, которую придерживается психолог, проводящий тренинговые занятия. Впрочем, тоже самое можно сказать и о психологах-консультантах, занимающихся индивидуальным консультированием.

Традиционно выделяют четыре основных вида психологической помощи: 1) психопрофилактику; 2) психокоррекцию;3) консультирование; 4) психотерапию

Психопрофилактика — область медицинской психологии, основная задача которой заключается в предоставлении «специализированной помощи практически здоровым людям для предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также для облегчения острых психотравматическнх реакций».

Психологическая коррекция — «деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, кои по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели». Ее целью является выработка и овладения навыками адекватной для индивида и эффективной для сохранения здоровья и психической деятельности, способствующей личностному росту и адаптации человека в обществе. Психокоррекция в большей степени ориентируется на процессы манипули­рования, управления и формирования, что обычно связано с неспособностью человека самостоятельно (даже при приобретении знаний и навыков саморегу­ляции) изменить параметры своей психической деятельности в силу аномалий или дефектов психики.

Психотерапия — «комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих заболеваниях психических, нервных и психосоматических». Основной своей задачей психотерапия ставит купирование психопатологической симптоматики, посредством чего предполагается достижение внутренней и внешней гармонизации личности.В психотерапии обычно имеет место стремление к глубокому анализу проблем пациента с ориентацией на бессознательные процессы, структурную перестройку личности.

Источник:
Виды и формы психологической помощи, их характеристика и взаимосвязь
психология. Психологическая помощь может классифицироваться по разным показателям1) по времени действия: неотложная - необходима при сложных психических состояниях…
http://webkonspect.com/?id=7075&labelid=74107&room=profile

Виды психологической помощи

Виды психологической помощи. Соотношение понятий психотерапия, психологическая коррекция, психологическое вмешательство и психологическое консультирование

ПТ — комплекс воздействий на психику больного, а через нее на весь организм с целью устранения болезненных нарушений и изменения отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ – процесс, направленный на помощь человеку в разрешении у него психологических проблем. Профессиональное консультирование могут проводить психологи, социальные работники, педагоги или врачи, прошедшие специальную подготовку.

выделяются три основных подхода в П.Консультирования.

1. Проблемно-ориентированное консультирование направлено на анализ сущности и внешних причин проблемы, поиск путей разрешения.

2. Личностно-ориентированное консультирование центрировано на анализе индивидуальных причин проблемы, генезе деструктивных личностных стереотипов, предотвращении подобных проблем в будущем.

3. Решение-ориентированное консультирование центрировано на выявлении ресурсов для решения проблемы.

Цели и задачи П. к.:

1) эмоциональная поддержка и внимание к переживаниям пациента;

2) расширение сознания и повышение психологической компетентности;

3) изменение отношения к проблеме (от «тупика» к «выбору решения»);

4) повышение стрессовой и кризисной толерантности;

5) развитие реалистичности и плюралистичности мировоззрения;

6) повышение ответственности пациента и выработка готовности к творческому освоению мира.

Сходства ПТерапии и ПКонсультирования сводятся к следующим характеристикам:

1. Методы (использование психологическ средств воздействия)

2. Функции (выполняют функции развития, профилактики, лечение и реабилитации)

3. Цели (достижение позитивных изменений в когнитивной, эмоциональной, и поведенческой сферах в сторону увеличения их эффективности)

4. Теоретическое обоснование (в качестве научной основы психологической теории)

5. Эмпирическая проверка (нуждаются в изучении эффективности)

6. Профессиональные действия (осуществляется в профессиональных рамках, т.е. профессионалами).

Отличия ПТерапии и ПКонсультирования:

Нильсон Джонс видит отличие в том, что ПТ делает акцент на личностных изменениях, а ПК на помощи человеку в лучшем использовании собственных ресурсов и улучшения качества жизни.

Большая часть информации получается при ПК появляется в сознании клиента в интервалах между занятиями а так же в периоды когда клиенты пытаются помочь самим себе.

Существует т.з., что основное отличие ПТ от ПК состоит в том, что клиент воспринимается психоконсультантом как дееспособный, т.е. самостоятельный субъект.

Проблема ответственности в ПТ лежит в другой плоскости, психотерапевт несет полню ответственность однако психоконсультант тоже несет ответственность.

Длительность ПТ – не менее 15 сеансов, ПК – 1-5 и более.

Бауман и Перреу указывают следующие различия:

* В консультировании в качестве средств воздействия на первом месте стоит информирование.

* ПК в медицине выполняет функцию гигиены и профилактики

* В рамках ПК выясняется проблема и ее решение, но клиент осуществляет их сам за рамками консультирования

* В рамках ПК изменение происходит после процесса консультирования. В ПТ сущностью является сам процесс изменения сопровождаются специалистом.

Психологическая коррекция – направленное психологическое воздействие на те или иные психические структуры с целью обеспечения полноценного развития (Мисурина).

Объектом ПКоррекции м/б как здоровый, так и больной человек, отдельный человек, группа, семья, личность. ПКоррекцией занимается психолог.

Психокоррекционные мероприятия можно классифицировать.

1. По характеру направленности выделяют коррекцию:

· внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных);

3. По форме работы с клиентом различают коррекцию;

· в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т.д.);

· в открытой группе для клиентов со сходными проблемами;

· смешанную форму (индивидуально-групповую).

4. По характеру управления корригирующими воздействиями:

5. По продолжительности:

6. По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию:

Под общей коррекцией — мероприятия общекоррекционного порядка, нормализующие специальную микросреду ребенка, регулирующие психофизическую, эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизирующими процессы созревания психических свойств у личности.

Под частной психокоррекцией — набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового возраста психокоррекционные приемы и методики, специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий.

Специальная психокоррекция — это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации.

Специальная психокоррекция, таким образом, призвана исправлять последствия неправильного воспитания, нарушившего гармоническое развитие, социализацию личности. Негативные аспекты могут быть обусловлены как субъективными, так и объективными факторами.

7. В практике ПК Е.И. Платонова, Мамайчук разделяют ПК:

По классификации Лебединского ПК аномального развития делится на:

1) ПК недоразвития

3) ПК поврежденного развития

4) ПК дефицитарного развития

5) ПК при искаженном развитии

6) ПК при дисгармоничном развитии.

При соматич-м заболевании ПК направлена на самооценку.

8. Учитывая, что ПК нельзя проводить без взрослых, Платонова делит ПК по форме организации психологической помощи:

— Собственно коррекционная работа

9. По наличию программ:

Может быть общая стратегия поведения психолога связана с определенной теоретической ориентацией(психоанализ, гуманистич, поведенч), каждая из которых характеризуется собственной концепцией болезни, целями, плоскостью вмешательства.

ПТ вмешательство.

ПТ вмешательство – это вид ПТ воздействия характеризующееся определенными целями и соответствующим им выбором средств воздействия и методов.

Термин ПТВ может обозначать конкретный психотерапевтический прием (разъяснение, уточнение, стимуляция, вербализация, интерпретация, конфронтация, научение, тренинг, совет и пр.), а также более общую стратегию поведения психотерапевта, тесным образом связанную с теоретической ориентацией (прежде всего с пониманием природы того или иного расстройства и целями и задачами психотерапии).

3 основных типа ПТ вмешательства (соответствуют трем направлениям в ПТ):

Каждое направление характеризуется собственной концепцией здоровья и болезни, терапевтическими целями соответствующими приемами и средствами.

Александрович — 2 типа ПТ вмешательства:

Директивное (ведет пациента)

— не директивное (сопровождает его)

Все вмешательства (интервенции), осуществляемые в медицине, могут быть подразделены на четыре группы (Бауман, Перрес):

Интервенции составляют сущность психотерапевтического вмешательства.

Психологические интервенции подразделяются на:

Психологические интервенции осуществляются в:

Педагогике (педагого-психологические вмешательства);

Сфере организации труда (производственно- и организационно-психологические вмешательства)

Медицине (клинико-психологические вмешательства).

термин «клинико-психологическое вмешательство», является более широким, чем «психотерапевтическое вмешательство».

основные характеристики клинико-психологических интервенций:

1) функции - укрепление, лечение, реабилитация, профилактика

2) методы - психологические средства, основанные на чувствах и поведении и протекающие во взаимодействии врача и пациента: беседа, упражнение, они могут быть вербальными или невербальными, ориентированными в большей степени либо на когнитивные, либо на эмоциональные, либо на поведенческие аспекты.

3) цели - целевая ориентация на достижение определенных изменений; клинико-психологические интервенции могут быть направлены как на более общие, отдаленные цели (макрорезультат), так и на конкретные, более близкие цели (микрорезультат), однако всегда психологические средства воздействия должны четко соответствовать целям воздействия;

4) теоретическая обоснованность - обоснованность клинико-психологических интервенций с точки зрения определенных психологических теорий, научной психологии;

5) эмпирическая проверка, в особенности изучение эффективности;

6) профессиональные действия - клинико-психологические интервенции должны осуществляться в профессиональных рамках, т. е. профессионалами.

Эффективность ПТ воздействий проводится на репрезентативной выборке, а не только на конкретных пациетах.

ПКоррекция и Пвмеш-во – целенаправленное психологическое воздействие осуществляется психологическими средствами.

Реализуются в разных областях чел практики. В медицине м/б направлено на профилактику, лечение реабилитацию, использованные в целях лечения они выполняют ПТ функцию.

ПК имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку.

ПВмешательство же при отсутствии или недостаточном развитии формирует у человека нужные психологические качества.

Психотерапия. Определение, взаимосвязь с другими науками и отраслями психологии. Современные представления о психотерапии — медицинские, психологические, социальные и философские аспекты

Психотерапия — комплекс воздействий на психику больного, а через нее на весь организм с целью устранения болезненных нарушений и изменения отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде.

Психотерапия - часто определяется как деятельность, направленная на избавления человека от различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных, и т. п.). Проводится как правило специалистом-психотерапевтом путем установления глубокого личного контакта с пациентом (часто путем бесед и обсуждений), а также применением различных когнитивных, поведенческих и других методик. Однако, такое определение не является полным.

Понятие психотерапии (др.гр. исцеление души)

Термин введен в 1872г. Тьюком в книге иллюстрации «влияние разума на тело» и стал популярен в конце 19 века.

В России ПТ определяется как метод лечения т.е. входит в компетенцию медицины. За рубежом распространена психологическая модель психотерапии.

4 основные модели ПТ:

1. Как метод лечения влияющий на состояние и функционирование организма в сфере психического и соматического.

2. Психологическая модель ПТ как метод приводимый в действие процесс научения.

3. Социальная модель ПТ как метод манипулирования носящий характер инструмента и служащий цели общественного контроля.

4. Философская модель как комплекс явлений происходящих в ходе взаимодействия между людьми.

ПТ — комплекс воздействий на психику больного, а через нее на весь организм с целью устранения болезненных нарушений и изменения отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде.

С психологической точки зрения ПТ включает такие понятия: межличностные взаимоотношения, психологические средства, психологические проблемы и конфликты, отношения, установки, эмоции, поведение.

ПТ – это особый вид межличностного взаимодействия при котором пациентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникших них проблем и затруднений психологического характера.

В медицинских определениях акцент делается на объекте, на средствах воздействия.

ПТ – целенаправленное упорядочивание нарушений деятельности организма психологическими средствами

Развитие современной научной психотерапии осуществляется на основе различных теоретических подходов, анализе и обобщении результатов эмпирических исследований клинических, психофизиологических, психологических, социально-психологических и других аспектов изучения механизмов и эффективности психотерапевтических вмешательств.

Психологические основы психотерапии имеют особое значение, поскольку и объект ее воздействия (психика), и средства воздействия (клинико-психологические вмешательства) представляют собой психологические феномены, т. е. психотерапия использует психологические средства воздействия и направлена на достижение определенных психологических изменений.

Психотерапия как научная дисциплина должна иметь свою теорию и методологию, собственный категориальный аппарат и терминологию, все то, что характеризует самостоятельную научную дисциплину. Однако разнообразие направлений и течений, школ и конкретных методов психотерапии, основанных на различных теоретических подходах, приводит к тому, что в настоящее время не существует даже ее единого определения, а число методов насчитывает более 500. Одни из них четко определяют психотерапию как сферу медицины, другие - акцентируют внимание на психологических аспектах.

В отечественной традиции психотерапия определяется, прежде всего, как метод лечения, в зарубежной - в большей степени подчеркивают ее психологические аспекты.

В качестве теоретической основы психотерапии выступает научная психология, психологические теории и концепции, раскрывающие психологическое содержание понятий «норма» и «патология» и формирующие определенную систему психотерапевтических воздействий. Концепция нормы - это представления о здоровой личности.

При всем разнообразии психотерапевтических подходов существует три основных направления в психотерапии - психодинамическое, поведенческое и «опытное» - соответственно трем основным направлениям психологии (психоанализу, бихевиоризму и экзистенциально-гуманистической психологии).

Вольберг различает 3 типа ПТ по постоянным целям:

— Поддерживающая (укрепление, поддержка имеющихся у больного сил и выработка новых способов поведения позволяющее восстановить душевное равновесие)

— Переучивающая (изменение поведения больного, поддержка положительных форм поведения и неодобрение отрицательных форм поведения)

— Реконструктивная (осознание интарпсихических конфликтов послуживших источником личностных расстройств, стремление достичь существенных изменений черт характера, восстановление полноценности функционирования личности)

В клинической практике методы разделяются:

В современной практике распростроненным считается разделение на:

* Казуальная ПТ (выявление, осознание пациентом его состояния)

Существуют и другие классификации методов н-р:

* Методы направленные на подавление эмоций

* Методы направленные на выражение эмоций

Можно все методы разделить по теоретической обоснованности:

* Опытная (гуманистическая) ПТ

Александрович сделал попытки проанализировать термин «методы ПТ» и выделил четыре уровня использования этого термина:

1 уровень — Методы ПТ как конкретные методические приемы или техники (гипноз, релаксация, беседа, дискссия, и т.д.

2 уровень — Методы ПТ как определяющие условия, в которых протекает ПТ и которые должны способствовать оптимизации достижения ПТ-х целей. (семейная, амбулаторная, стационарная ПТ и т.д.)

3 уровень- Значение основных инструментов ПТ воздействия (в индив.ПТ-инструмент ПТ-вт, в грпповй ПТ –инструмент группа)

4 уровень — Методы Пт по значению ПТ-х интервенций (вмешательств) которые рассматриваются либо в параметрах стиля(директивный – недирективный)либо в параметрах теории подхода, который определяет характер вмешательства.(интерпретация, научение, межличностное взаимодействие и т.д.)

Понятие методов ПТ соответствует 1-му уровню.

2й уровень отражает виды ПТ на основных условиях,в которых она протекает.

3й ровень формы ПТ инстрменты ПТ воздействия.

4й уровень теоретическое направление.

Существют методы, в которых культура и искусство выступает как инструмент воздействия.

* Натуртерапия и т.д.

Увеличение числа ПТ методов приведшее к усилению интегративного движения ПТ. Имеющиеся подходы не столько отличаются по отношению к объекту сколько ориентируются на разных аспектах проблемы.

В 1985г. Б. Д. Карвасарский уже подразделял П. на:

1) методы личностно-ориентированной П.;

2) методы суггестивной П.;

3) методы поведенческой (условно-рефлекторной) П.

Разделяют также на групповые и индивидуальные.

Градов выделил 2 группы методов:

— методы, с пом. кот ПТ пытается понять, решить проблемы пациента

— методы,с пом. кот можно понять собственное поведение.

Показания определяются следующим:

1. Роли пси фактора в этиопатогенезе заболевания (чем более выражена психогенная природа заболевания, тем более адекватна психотерапия).

2. Возможными последствиями перенесённого ранее или текущего заболевания. Может быть связано с клиническим, психологическим и социопсихическими проблемами:

— возможна вторичная невротизация вызванная не первичными причинами, а психотравмами, в качестве которой выступает основное заболевание;

— реакция личности на болезнь, которая может способствовать или препятствовать ему; неадекватная реакция личности на болезнь также нуждается в коррекции (анозогнозия – не замечание болезни; ипохондрия – постоянная тревожность за своё здоровье);

3. наличие психологических и социопсихологических последствий;

4. в процессе длительного заболевания возможна вторичная динамика трансформации личностных особенностей, мотивации к лечению.

Показаниями ПТ могут определятся особенности пациента, его мотивации к участию.

Классен пишет о применении психотерапии в следующих областях:

1. В донозологической (есть проблема, но личность не может её разрешить).

2. Пограничные нервно-психические заболевания и функциональные расстройства.

3. Психосоматические расстройства.

4. Психические расстройства, в том числе и депрессия.

5. Аддикция (Менделевич)

6. Личностные расстройства.

7. Семейные диссоциации.

8. Расстройства поведения в детстве.

9. Работа с отдельными симптомами.

ПТ – точка пересечения многих наук.

ПТ как система использует различные средства, является вместилищем различных видов знаний.

Объект и инструмент ПТ – человеческая психика (откуда и появились способы работы из др. областей науки).

Междисциплинарный характер ПТ – широкое использование а психогенных расстройствах (психосоциальные факторы, факторы природы).ПТ может использоваться как психопрофилактика.

Вносит понимание «болезнь» — как био-социо-психогенного явления.

Ведёт к признанию психотерапевтических задач.

На сегодняшний день все более увеличивается число мед кабинетов, центров, учреждений- а следовательно, увеличивается междисциплинарный характер ПТ.

Источник:
Виды психологической помощи
Виды психологической помощи. Соотношение понятий психотерапия, психологическая коррекция, психологическое вмешательство и психологическое консультирование ПТ — комплекс воздействий на психику
http://lektsii.org/3-127599.html

Овчарова Р

Овчарова Р. В. О 35 Практическая психология образования: Учеб пособие для студ психол фак университетов

Глава 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ

Психологический кризис и виды кризисных ситуаций. – Переживание-преодоление критических ситуаций как фактор диагностики и коррекции девиантного поведения подростков. – Психологическая помощь детям и подросткам, пострадавшим от насилия. – Психологическая поддержка подростков-инвалидов.

IV.4.1. Психологический кризис и виды кризисных ситуаций

Каждый психолог отдает себе отчет в том, что кризисные ситуации и кризисы разнообразны, как сама жизнь человека. Основные виды кризисов, мимо которых он не может пройти, следующие:

кризисы состояния души;

кризисы смысла жизни;

Кризис состояние человека при блокировании его целенаправленной жизнедеятельности в дискретный момент развития личности. Затяжной, хронический кризис несет в себе угрозу социальной дезадаптации, суицида, нервно-психического или психосоматического страдания. Хронизация кризиса присуща людям с выраженной акцентуацией характера, незрелым мировоззрением («мир прекрасен» – «мир ужасен»), однонаправленностью жизненных установок. Именно такие люди нуждаются в помощи в период переживания кризиса, который рассматривается не только как трудный и ответственный период жизни, но как тупик, делающий дальнейшую жизнь бессмысленной.

И теоретики, и практики считают, что в ситуации кризиса при попытке овладения стрессовым состоянием человек переживает определенный вид физической и психологической перегрузки. Эмоциональные напряжения и стрессы могут приводить либо к овладению новой ситуацией, либо к срыву и ухудшению выполнения жизненных функций. Хотя некоторые ситуации могут быть стрессовыми для всех людей, они оказываются кризисами для тех, кто особенно раним в силу личностных особенностей.

В отечественной и зарубежной литературе представлены разнообразные классификаци и ситуаций:

критические ситуации (Ф. Е. Василюк);

конфликты, ситуации физической опасности, ситуации неизвестности (К. Левин);

аффектогенные жизненные ситуации (Ф.В. Бассин);

конфликтные ситуации, ведущие к психологическому кризису (А. Г. Амбрумова);

трудные ситуации (А.Я. Анцупов, А.Н. Шипилов) и др.

Кризисной называют ситуацию, когда человек сталкивается с препятствием в реализации важных жизненных целей и не может справиться с этой ситуацией с помощью привычных средств. Выделяются два типа кризисных ситуаций: обусловленные изменениями в естественном жизненном цикле или травмирующими событиями жизней.

Ситуации, относящиеся к разряду критических, в своей основе могут иметь объективный и субъективный компоненты. Объективный компонент представлен воздействиями внешнего, предметного и социального мира, в то время как субъективный заключается в восприятии и оценке человеком ситуации как критической. Исходя из этого, критическую ситуацию можно охарактеризовать как социальную ситуацию, динамика которой развивается по двум направлениям (А. Г. Амбрумова):

а) личностному, когда формирующийся внутренний конфликт обоснован характерологическими особенностями личности и появляется первым, независимо от благополучной еще в это время внешней ситуации; только затем внутренняя конфликтная напряженность психики начинает видоизменять формы поведения и общения человека, создавая поводы и причины для ухудшения внешней ситуации и перестройки ее в конфликтную, вплоть до стрессовой;

б) ситуационному, когда целый ряд неблагоприятных внешних воздействий, психотравмирующих стимулов падает на почву неотчетливо работающих защитных механизмов психики, низкую толерантность по отношению к эмоциональным нагрузкам.

Следовательно, можно выделить две группы критических ситуаций:

1) детерминированные внешними условиями;

2) детерминированные характером восприятия, а также индивидуально-типологическими особенностями человека.

Анализ психологической литературы показывает, что ситуации, реально или потенциально имеющие неблагоприятный исход для личности, можно разделить на два класса:

1) обусловленные особенностями и условиями деятельности субъекта;

2) детерминированные особенностями социальных взаимоотношений человека, условий его существования, а также их интерпретацией как несущих угрозу.

Ф. Е. Василюк определил критическую ситуацию как «ситуацию невозможности» реализовать ценности своей жизни. Он описывает такую ситуацию в четырех понятиях: стресс; фрустрация; конфликт; кризис.

Тип критической ситуации определяется жизненной необходимостью, которая оказалась парализованной, т.е. составляющими направленности личности, которые не имеют возможности для реализации. Это, в свою очередь, ведет к нарушениям социально-психологической адаптации субъекта.

Ф.В. Бассин выделил «аффектогенные жизненные ситуации», т. е. ситуации эмоционального напряжения. Они ведут к возникновению психологических травм, которые:

затрагивают наиболее значимые ценности личности;

нарушают меры психологической защиты;

создают неопределенность там, где требуется преобладание стабильных стереотипов отношения к окружающему.

Это влечет за собой нарушение равновесия личности, а также ее адаптированности во внешнем мире. Критический компонент ситуации определяется наличием эмоционального напряжения, а степень его влияния на личность – силой аффекта и реакциями человека.

А.Г. Амбрумова связывает кризисную ситуацию с внутриличностным переживанием и реакциями. Она подразделяет ситуационные реакции на шесть типов:

1) реакция эмоционального дисбаланса;

2) пессимистическая ситуационная реакция;

3) реакция отрицательного баланса;

4) ситуационная реакция демобилизации;

5) ситуационная реакция оппозиции;

6) ситуационная реакция дезорганизации.

Необходимым условием возникновения кризиса являются значительные эмоциональные нагрузки, блокирование важнейших потребностей индивида и его специфическая личностная реакция на это.

Согласно Т. Гринингу, с получением психотравмы связан посттравматический синдром (ПТС). Травма может быть физической, нервной, эмоциональной. Независимо от ее характера она сопровождается угрозой права на жизнь, личное благополучие, ощущением того, что мир враждебен. Причинами посттравматического стресса являются негативный жизненный опыт, отсутствие оптимизма.

Анализ основных подходов для определения ситуации как критической, несущей угрозу личностному развитию, нарушающей взаимодействие и адаптацию человека в социальной среде, позволяет выделить следующие необходимые условия ее возникновения:

Эмоциогенный источник, находящийся в окружающей среде, который воздействует на человека, представляет определенную «значимость» для него и таким образом создает конфликто-образующую почву;

Индивидуально-типологические особенности личности, которые определяют внутриличностный компонент развития критической динамики. Этот элемент может быть представлен направленностью личности и выражаться в активно- или пассивно-приспособительном типе поведения;

Индивидуальные восприятия-когниции ситуации, которые представляют субъективную картину критической ситуации. Если человек воспринимает ситуацию, интерпретирует и типизирует ее как критическую, то это предполагает наличие у него представлений о том, что это есть критическая ситуация для него.

Критическая ситуация это вид социальной ситуации; она складывается в результате одномоментного сильного или слабого, но длительного психологического травматизирования совокупностью событий внешнего или внутреннего мира. Эти воздействия преломляются в психике человека и сопровождаются ситуационными реакциями, имеющими тенденцию перехода в индивидуальные паттерны реагирования (стереотипы поведения) в виде «защитно-компенсаторных» образований.

Критическая ситуация отражается на когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах, а также проецируется на психологическое время личности. Ее проявлениями являются: стресс, фрустрация, психологический кризис, внутриличностный конфликт, ситуационные реакции на эмоциогенные раздражители и т.п.

Для критической ситуации характерно то, что она не всегда осознается человеком. О ее наличии или переживании судят по косвенным признакам. Особенно отчетливо это проявляется в девиантном поведении подростков как форме компенсации и защиты.

Основаниями для выделения критической ситуации могут выступать: концепты потребностей – в зависимости от того, какая потребность, мотив блокированы; внутреннее психическое напряжение; индивидуальные ситуационные реакции; индивидуальные паттерны реагирования – стереотипы поведения.

Попадая в критическую ситуацию или воспринимая ее как таковую, человек начинает взаимодействовать с ней. Он и ситуация выступают друг для друга в качестве объекта и субъекта взаимодействия, которое можно представить как переживание-преодоление критической ситуации.

На начальном этапе возникновения критической ситуации человек выступает в качестве объекта ее воздействия. По мере развития ситуации человек становится действенным субъектом взаимодействия. В ходе этого процесса происходит изменение ситуации в сторону ее преодоления или ухудшения, углубления. Поэтому человек либо идет по пути становления-развития, либо деградирует как личность.

Рассматривая девиации поведения как «инволюцию» личности, можно предположить, что критическая ситуация выступает в качестве причины, в то время как девиантное поведение есть следствие ее переживания-преодоления.

Таким образом, происходит преобразование, трансформация критической ситуации, а не ее элиминирование. Обратные связи изменяют чаще не саму причину, а лишь условия ее действия. Следовательно, переживание критической ситуации может влиять на все стороны человеческой жизни.

При взаимодействии индивида с ситуацией происходит трансформация, перестройка внутреннего мира человека (или какой либо его части): нарушается устойчивость, целостность «Я-концепции» субъекта; изменяется его самосознание, возникают нигилизм, нравственный скептицизм, цинизм, моральная неустойчивость, душевное опустошение и т.п. Эти феномены отражают, скорее, переходное состояние личности, оказавшейся в ситуации невозможности жить по-прежнему, уберечь некогда устойчивую систему «Я» от разрушения. Это состояние есть «утрата себя» (Т.Б. Карцева).

Необходимо учитывать, что устойчивая система «Я» может формироваться в процессе переживания-преодоления критической ситуации. Это зависит от качественного характера переживания-преодоления критической ситуации. При неконструктивном переживании девиантное поведение подростков выступает как защитно-компенсаторное образование, которое, с одной стороны, поддерживает целостность «Я», а с другой — ухудшает адаптацию подростка к среде. Кроме этого, возникают трудности при решении задач, встающих перед подростком в процессе выхода из критической ситуации. Этим объясняется то, почему подростки с отклоняющимся поведением не стремятся изменить себя в лучшую сторону.

Как только под воздействием критической ситуации произошла «утрата себя», индивид совершает напряженную внутреннюю работу по перестройке, преобразованию своего внутреннего мира, которую можно назвать процессом «обретения себя». При этом усложняется и дифференцируется рефлексивное «Я», ведется поиск преодоления внутриличностных противоречий, для того чтобы выстроить новый, усложненный, сбалансированный и достаточно устойчивый образ «Я». Эти противоречия связаны с нарушением целостности и устойчивости представлений о себе.

Т.Б. Карцева выделяет следующие формы разрешения этих противоречий:

Процесс развития личности, «обретение себя», процесс «становления»;

Быстрая адаптация, идущая по облегченному, проложенному кем-то пути;

Инволюция личности, вызванная неспособностью человека справиться с усложняющейся, дифференцированной системой «Я»;

Конструктивное решение противоречия, связанное с нахождением внутренних ресурсов личности;

Творческое создание индивидуализированной, вновь выстроенной «Я-концепции».

Следствием переживания критической ситуации подростком может выступать процесс переосмысления, переоценки своего прошлого, изменения целей и смысла жизни, а также связанная с перестройкой образа «Я» потеря или смена ведущих мотивов.

Таким образом, устойчивость личности, ее «Я-концепции» является для человека условием успешного преодоления возникающих трудностей, порожденных критической ситуацией. При угрозе нарушения устойчивости срабатывают многообразные защитные механизмы.

Травматический характер определенного события зависит от того значения, которое оно имеет для человека, т.е. от «личностного смысла» воздействующего стимула.

Девиантное поведение подростка как следствие его выхода из критической ситуации может приобретать для него определенный смысл. Существование личности в необычных условиях формирует ее новый смысловой центр, не совпадающий с предшествующим, но и не отметающий его. Между тем два смысловых центра поляризуют вокруг себя смысловые содержания, которые при пересечении друг с другом вступают в конфликтные отношения взаимного обессмысливания, создавая то, что можно назвать смыслоутратностью (М.Ш. Магомед-Эминов). Следовательно, подростки могут искать смысл в искусственном возбуждении себя; вступать в различные группировки или становиться «независимыми и самостоятельными», демонстрируя реакции оппозиции, протеста, эмансипации и т. п.

Таким образом, критическая ситуация порождает следующие противоречия, способствующие развитию девиантного поведения у подростков:

1) противоречие образа «Я» – возникает в момент ощущения человеком «утраты себя» и еще не наступившего «обретения себя», противоречие смыслов и их содержания; вследствие этого возникает смыслоутратность;

2) возникающее в критической ситуации внутриличностное противоречие сопровождается переживанием-преодолением его самого и ситуации в целом; это ведет к трансформации личности;

3) психологические коллизии подростка и его девиантное поведение детерминированы этой трансформацией, коренящейся в критической ситуации его существования.

Традиционно выделяют четыре основных вида психологической помощи:

1) психопрофилактику;

2) психокоррекцию;

3) консультирование;

4) психотерапию.

Психопрофилактика - область медицинской психологии, основная задача которой заключается в предоставлении «специализированной помощи практически здоровым людям для предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также для облегчения острых психотравматическнх реакций».

Психологическая коррекция - «деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, кои по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели» 2 .

Психологическое консультирование - «форма оказания практической психологической помощи в виде советов и рекомендаций на базе предварительного Изучения проблем, беспокоящих клиентов, а также изучения самих клиентов и их взаимоотношений с окружающими людьми».

Психотерапия - «комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих заболеваниях психических, нервных и психосоматических» 4 . (Этот вид психологической помощи в рамках данного учебного пособия не исследуется).

Отличия каждого из видов помощи ярко видны при их сравнении по следующим параметрам: цель психологического воздействия, применяемые методы, качество результата (см. табл. 1).

Подготовка специалистов осуществляется в высших учебных заведениях и включает в себя теоретические и практические компоненты. К основным теоретическим компонентам профессиональной подготовки психолога относят: знание общих закономерностей психического развития; представление об основных теориях личности; знание типов личности, этапов ее развития, специфики кризисных ситуаций, соответствующих каждому из данных этапов и особенности психологической помощи на каждом из них. Практические профессиональные навыки отрабатываются во время практикумов, супервизорства, мастер-классов, а также во время посещения по личной инициативе будущими специалистами обучающих тренингов в дополнение к основной программе. Полезно и необходимо

Таблица 1-Виды психологической помощи

Вид психологической помощи Цель психологического воздействия Методы Результат
1. Психопрофилактика Предупреждение или нивелирование возможных психических нарушений в развитии и/или функционировании личности Информирование населения. Массовые обследования населения. Психологическая поддержка . Отсутствие или нивелирование психических нарушений в личностном развитии
2, Психокоррекция Связана с понятием «норма» и определяется как «возврат» или «подтягивание» клиента к должному уровню, исходя из его возрастных и индивидуальных особенностей, а также медико-социальных я культурологических требований Выбор метода зависит от психотерапевтического направления, к которому принадлежит специалист Коррекция особенностей психического: развития, которые не соответствуют норме
3. Психологическое консультирование Осознание клиентом сути проблемы и способов ее разрешения Специально организованная беседа Осознание клиентом истинной причины проблемы и наилучших способов ее разрешения "
4. Психотерапия: Гармонизация взаимоотношений клиента с самим собой и социумом
клиническая Гипноз, аутотренинг, внушение, самовнушение, терапия рациональная; Смягчение или ликвидация имеющейся симптоматики
личностно-ориентированная «Различные варианты анализа конфликтных переживаний больного» 5 «Изменение в отношении клиента к окружению социальному и собственной личности» 6

также для будущей успешной деятельности прохождение «чистилища» в виде индивидуальной психотерапии и групповых тренингов личностного роста с целью решения собственных психологических проблем, то есть, специалист должен обладать теоретическими знаниями, практическими навыками и психологическим здоровьем. В результате синтеза этих областей он должен определиться с выбором психологического направления, в рамках которого будет в дальнейшем специализироваться. Профессиональному развитию, безусловно, будет способствовать членство в каком-либо профессиональном сообществе, например, в Профессиональной психотерапевтической лиге (ППЛ).

Кроме того, что специалист должен быть специалистом, он должен быть личностью. Еще Фрейд писал о том, что Психотерапевтом, по его мнению, может быть любой образованный человек. Само слово «любой», безусловно, вызывает противоречивые ассоциации, однако в своей основной идее эта мысль интересна. И если Вы сейчас на некоторое время отвлечётесь от чтения и погрузитесь в волны воспоминаний, то возможно Вам вспомнятся некоторые моменты из своей жизни или жизни ваших близких, когда доброе слово, взгляд, а иногда просто молчаливое участие значимого человека помогли, спасли в сложной ситуации.

Личные качества. Исследователи в. области психологии в разное время выделяли личные качества, по их мнению, необходимые специалисту для успешного осуществления психологической помощи клиентам. В результате получился следующий список: эмпатия, эмоциональная теплота, позитивное отношение (Карл Роджерс), искренность (Роджерс, Труа), чувство юмора, чувство трагичности бытия (Мигель де Унамуно), конкретность» самосознание и рефлексия. Рассмотрим подробнее каждое из них.

Эмпатия. Определяется как «постижение эмоционального состояния, проникновение - вчувствование в переживания другого человека». Однако следует понимать, что мы никогда не можем полностью вчувствоваться в мир другого человека. Но то, что мы можем и должны, - оставить в стороне свои мнения, взгляды, опыт и войти в мир другого человека без внесения в него своего собственного мира. Подобное безоценочное отношение обязательное при оказании психологической помощи сделает более приятным и полезным общение на любом уровне (личном, семейном, деловом).

Эмоциональная теплота. Данное качество предполагает истинный интерес к другим людям. Близко к искренности, но не тождественно. Эмоциональную теплоту возможно рассматривать скорее с позиции направленности и качественности отношения к людям. Однако всегда существует риск встретить человека, который воспримет это как проявление слабости.

Позитивное отношение. Равнозначно термину, который ввел Карл Роджерс, - «безусловное позитивное отношение». С его точки зрения данное качество является одним из необходимых условий терапевтических изменений. Главный акцент здесь делается на безусловном (ничем не обусловленном) принятии клиента психологом.

Искренность. Это то качество, которое невозможно подделать. Даже не обладая специальными психологическими навыками, люди почти всегда безошибочно отличают искренность от фальши, поскольку искренность - это, прежде всего, чистота намерения.

Чувство юмора. В «Искусстве любви* Овидий, перечисляя качества, которыми должен обладать мужчина, в числе прочих называет и чувство юмора, добавляя при этом, что оно не обязательно, но его присутствие делает человека почти совершенным. И это вполне справедливо. Вспомните, как именно это качество не раз, ослабляя напряжение момента, спасало вас в опасных, трудных, безнадежных ситуациях: «Смех одно из самых сильных орудий против всего, что отжило» (А. Герцен).

Конкретность. Под конкретностью, в психотерапевтическом смысле, понимается умение не просто слушать, но слышать слова другого человека) не интерпретируя ска-эанное, ао проясняя его.

Самосознание и рефлексия. Самосознание - «переживание единства и специфичности Я как существа» наделенного мыслями, чувствами, желаниями, противоположное осознанию внешнего мира (объекта)». Рефлексия - «процесс осмысления человеком чего-либо при помощи изучения и сравнения». В узком смысле - «новый поворот» духа после свершения познавательного акта к Я (как центру акта) и его микрокосмосу, благодаря чему становится возможным присвоение познанного». Именно благодаря соединению данных способностей достигается развитие личностных и профессиональных качеств. Одно не всегда предполагает другое, но техничность, не освященная духовностью, - ничто, поскольку главный терапевтический инструмент - Вы сами, а ваш терапевтический стиль - уникальность Вас как личности.

На основании вышеизложенного мы можем констатировать: наличие профессиональной компетентности специалиста является вопросом, который не обсуждается. Специалист должен быть профессионалом. Однако любая компетентность потеряет смысл, если он по сути своей не будет являться Человеком, имя которого звучит гордо.


1 | |

Общеизвестные психологические типы были выявлены и описаны австрийским психиатром и психоаналитиком К. Г. Юнгом.

Его теория об «интроверсии – экстраверсии», а также о четырех типах восприятия мира развивалась и продолжает развиваться.

Психотипы личности, предложенные Юнгом:

  • Типы личности в зависимости от вектора ее направленности:
  1. Экстраверт – человек, психологически ориентированный на внешний мир; общительный, активный, деятельный.
  2. – человек, ориентированный на внутренний мир; замкнутый, чувствительный, рассудительный.
  • Психологические типы в зависимости от преимущественного способа восприятия жизни, иными словами, от основной психической функции:
  1. Мыслительный тип – человек, в принятии решений преимущественно опирающийся на логику и мышление. Подавленной оказывается сфера чувств.
  2. Чувствующий тип – человек, ориентированный на , судит категориями «хорошо – плохо», а не логически.
  3. Ощущающий тип – человек, воспринимающий жизнь непосредственно органами чувств, он смотрит, слушает, трогает и принимает решение исходя из получаемой информации. им подавляется.
  4. Интуитивный тип – человек, полагающийся на «шестое» чувство; такие люди принимают решение, опираясь на интуитивные, бессознательные знания, а не на непосредственные ощущения.

Основываясь на типологии Юнга, в семидесятых – восьмидесятых годах прошлого столетия советский социолог А. Аугустинавичюте разработала одну из самых подробных и достоверных личностных типологий и стала основательницей научного направления под названием «соционика».

  • А. Е. ЛИЧКО

Еще один советский ученый А. Е. Личко, наблюдая за подростками, выделил психологические типы, описывающие виды акцентуаций характера. Акцентуация – чрезмерное усиление отдельных черт характера, психологические отклонения, граничащие с психопатологией, но не выходящее за пределы нормы.

  1. В подростковом, кризисном возрасте акцентуация проявляется наиболее выраженно.
  2. Позже характер «сглаживается», а акцентуация проявляется только в кризисных, .
  • К. ЛЕОНГАРД

Немецкий ученый К. Леонгард предложил схожую классификацию, но не ограничивал ее рамками пубертатного периода. В основе классификации оценка стиля общения человека с близким окружением.

Психологические типы по К. Леонгарду:

  1. Гипертимный. Оптимистичный, коммуникабельный, инициативный, деятельный, конфликтный, раздражительный, легкомысленный.
  2. Дистимный. Пессимистичный, молчаливый, замкнутый, неконфликтный, добросовестный, справедливый.
  3. Циклоидный. Переменчивый тип, совмещающий гипертимность и дистимию.
  4. Возбудимый. Медлительный, раздражительный, угрюмый, властный, добросовестный, аккуратный, любящий животных и детей.
  5. Застревающий. , любознательный, справедливый, честолюбивый, обидчивый, подозрительный, ревнивый.
  6. Педантичный. Формалист и аккуратист, серьезный, надежный, неконфликтный, пассивный, занудный.
  7. Тревожный. Робкий, неуверенный в себе, беззащитный, пессимистичный, самокритичный, дружелюбный, исполнительный, чувствительный.
  8. Эмотивный. Чрезмерно ранимый, слезливый, пассивный, добрый, сострадательный, отзывчивый, исполнительный.
  9. Демонстративный. Может быть как лидером, так и приспособленцем; самоуверенный, артистичный, обходительный, увлекающий, неординарный, эгоистичный, хвастливый, ленивый.
  10. Экзальтированный. Чрезвычайно общительный, испытывающий яркие и искренние чувства, влюбчивый, альтруистичный, сострадательный, переменчивый, склонный паниковать и преувеличивать.
  11. Экстравертированный. Общительный и словоохотливый, открытый, исполнительный, несерьезный, склонный к азарту и риску.
  12. Интровертированный. Идеалист, замкнутый, философствующий, неконфликтный, принципиальный, сдержанный, упорный, упрямый.

Классификация психотипов личности в зависимости от темперамента

Чаще всего типология личности составляется исходя из различий в темпераментах и характерах людей.

  • ГИППОКРАТ

Первая известная типология личности в зависимости от типа темперамента была предложена древнегреческим врачом Гиппократом. Она до сих пор остается актуальной и популярной, хотя ученый не связывал индивидуально типологические особенности личности со свойствами нервной системы (как это принято сейчас).

Психотип человека по Гиппократу зависит от соотношения различных жидкостей в организме: крови, лимфы и двух видов желчи.

Психологические типы темперамента по Гиппократу:

  1. флегматик – человек, в организме которого преобладает лимфа (флегма), отчего он становится спокойным и медлительным;
  2. меланхолик – человек, в организме которого преобладает черная желчь (мелане холе), отчего он боязлив и склонен к печали;
  3. сангвиник – человек, в организме которого много крови (сангвис), подвижный и веселый;
  4. холерик – горячий и импульсивный, в его организме много желтой желчи (холе).

Много веков подряд развивалось и дополнялось учение о темпераментах. В частности, этим занимались немецкий философ И. Кант и русский физиолог И. П. Павлов. Сегодня названия видов темперамента остались теми же, но суть изменилась.

Темперамент – сочетание врожденных особенностей работы высшей нервной деятельности. Он зависит от скорости и силы процессов возбуждения и торможения в головном мозге. Так, слабый тип высшей нервной деятельности соответствует темпераменту меланхолика; сильный уравновешенный, но инертный – флегматик; холерик – сильный и неуравновешенный; сильный, уравновешенный и подвижный – сангвиник.

  • Э. КРЕЧМЕР

В начале ХХ века немецкий психиатр Э. Кречмер выделил различные типы личности в зависимости от характера. Это была первая классификация характера. Кречмер связывал психотип человека с конституцией его тела.

Три вида телесной конституции:

  1. Астенический. Худые и высокие люди, у них удлиненные руки и ноги, слаборазвитая мускулатура.
  2. Атлетический. Люди крепкие, с хорошо развитой мускулатурой, рост средний или выше среднего.
  3. Пикнический. Склонные к полноте люди со слаборазвитыми мышцами и опорно-двигательным аппаратом, среднего или небольшого роста.

Так как Э. Кречмер был психиатром, он сопоставил психотипы личности со склонностью к той или иной психопатологии и сгруппировал их в два типа личности:

  1. Шизотимики – психически здоровые люди атлетического или астенического телосложения, отдаленно напоминающие больных шизофренией. Им свойственны такие черты характера: артистичность, чувствительность, отчужденность, эгоистичность, властность.
  2. Циклотимики – психические здоровые люди пикнического телосложения, напоминающие больных маниакально-депрессивным психозом. Это веселые, оптимистичные, общительные, легкомысленные люди.

Теория Э. Кречмера была основана лишь на его личных наблюдениях, но послужила основой для последующих, более сложных типологий характера. Намного позже ученые пришли к выводу, что форма тела действительно влияет на характер и индивидуально типологические особенности личности. Связь между конституцией тела и склонностью к акцентуации характера (крайняя степень нормального функционирования психики) и психопатологии действительно существует.

Классификация психотипов личности в зависимости от характера

Люди различаются не только особенностями характера, но и отношением к жизни, обществу и нравственным ценностям. Несмотря на то что есть понятие должного поведения, люди ведут себя по-разному.

Немецкий психоаналитик и социолог Э. Фромм ввел понятие «социальный характер» и определил его как некую одинаковую совокупность черт характера в структуре личности большинства членов конкретной общности. Определенный социальный характер есть у любой общности, класса или группы людей.

Социальный характер был взят за основание для классификации психологических типов личности.

Психологические типы личности по Э. Фромму:

  • «Мазохист-садист»

Человек, склонный направлять агрессию на себя либо на других людей, если сочтет их виновными в происходящих личных неудачах или проблемах всего общества. Такие люди стремятся к самосовершенствованию, неуверенные в себе, пунктуальные, ответственные, требовательные, властные, любят терроризировать окружающих, оправдывая свои действия благими намерениями.

Психологический мазохизм практически всегда сочетается с садизмом. Однако есть люди в большей степени склонные к одному из типов.

Индивидуально типологические особенности «мазохиста»: самоуничижение, самокритика, склонность всегда и во всем винить себя. «Садиста» Фромм определял как авторитарную личность. Это человек-эксплуататор, властный и жестокий.

  • «Разрушитель»

Не причиняет страданий ни себе, ни людям, но агрессивно устраняет причину своих неприятностей. Чтобы не чувствовать себя бессильным и фрустрированным, человек прекращает отношения или прерывает начатое дело, то есть использует разрушительность как средство разрешения любой неприятности. «Разрушители» обычно люди тревожные, отчаянные, малодушные, ограниченные в реализации своих возможностей и способностей.

  • «Конформист-автомат»

В отличие от двух предыдущих психологических типов, «конформист» пассивен. Он не борется, а смиряется с трудными жизненными обстоятельствами. Это слишком лабильный человек, практически потерявший свое

Он человек-приспособленец, который изменит точку зрения, поведение, принципы и даже тип мышления, если того будет требовать ситуация. Такие люди бывают аморальны, оттого не видят ничего постыдного в смене точек зрения и жизненных ценностей.

Такая социальная типология не с лучшей стороны характеризует людей, но выявляет проблемы общества и остается необычайно актуальной и в наше время.

Нельзя сказать какая из типологий лучше, они дополняют друг друга. Любая типология личности позволяет индивиду познать себя и одновременно осознать свою уникальность.

Причина деления на психотипы

Философы и ученые во все времена существования цивилизованного общества старались разграничить и выделить из многообразия природы человеческой натуры психологические типы людей. Многие классификации основаны на наблюдениях за людьми, жизненном опыте или умозаключениях ученого, предложившего конкретную типологию. Только в прошлом столетии в связи с расцветом психологии психотипы личности стали объектом исследований и получили должное научное обоснование.

Несмотря на многообразие существующих сегодня психологических типов, определить к какому типу личности относится человек бывает сложно. Часто, читая классификацию типов и желая найти себя, не может определиться или находит сразу несколько типов, схожих с индивидуально типологическими особенностями собственной личности.

Недостаток любой типологии в том, что она не может вместить все возможные типы личности, ведь каждый человек – индивидуальность. Можно говорить, что скорее относится к тому или иному типу, в большей мере схожа с ним или в некоторые моменты проявляет себя подобным образом.

Любой психотип человека – это обобщение, попытка объединить в группу близкие и часто наблюдаемые вместе качества, особенности темперамента, и другие индивидуально типологические особенности личности.

Типы личности часто утрированные и упрощенные, описывающие отклоняющееся поведение (даже психопатологию) или только те качества личности, которые являются ярко выраженными и стереотипными, шаблонными.

Чистые типы встречаются редко. Однако каждый второй человек, читая ту или иную типологию или проходя психологический тест, с легкостью определяет свой психотип и соглашается с даваемой ему характеристикой.

Чем более развита личность индивида, тем труднее ему отнести себя к тому или иному типу личности. Гармонично развитая личность и яркая индивидуальность с трудом «вписывается» в какой-либо отдельный психотип.

Несмотря на несовершенство типологий и типов личности, они позволяют разобраться в себе, заметить недостатки, обозначить пути развития. Окружающим индивида людям, знающим к какому психологическому типу он относится, легче выстраивать с ним отношения и прогнозировать поведение в конкретной ситуации.

Типология личности помогает профессиональным психологам проводить психодиагностику клиента. Психологический портрет личности обязательно включает описание его психотипа. Индивидуально типологические особенности личности чрезвычайно важны, ведь они расскажут о темпераменте, характере, способностях, эмоционально-волевой сфере, направленности, установках, мотивации и ценностях – обо всех компонентах индивидуальности.

Бытует множество околонаучных классификаций психологических типов, которыми люди пользуются в повседневной жизни. Например, разделение людей в зависимости от времени суток, когда наблюдается наибольшая активность и трудоспособность, на «жаворонков» и «сов».

На просторах интернета огромное количество псевдонаучных тестов, скорее развлекательных, нежели позволяющих разобраться в себе. Но даже такие психологические тесты имеют право на существование, поскольку рождают у человека стремление познать себя. Какие же психотипы людей описаны в науке психологии?

Статьи по теме: