Экономическая политика белых и красных в годы гражданской войны. Экономическая политика "красных" и "белых" презентация к уроку по истории (9 класс) на тему Экономическая политика красных белых презентация

Гражданская война 1917-1920 гг. стала одним из самых трагических событий в отечественной истории. Чтобы привлечь массы на свою сторону, противники применяли самые разнообразные средства. К одним из них относится экономическая политика красных и белых.

Коренные отличия экономической политики красных и белых

История экономической политики красных и белых шла совершенно разными путями. Центральным требованием большевиков было уничтожение частной собственности.

На II съезде Советов (25 октября 1917 г.) был принят Декрет о земле. Этот документ обеспечил большевикам широкую поддержку крестьянства. Началась массовая конфискация помещичьих земель.

29 октября вводился 8-часовой рабочий день, страхование по безработице и болезни, положение об отпусках.

Белое движение состояло из монархистов, либералов, социалистов. Единственной объединяющей идеей была ненависть к коммунизму.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Экономическая политика белых не представляла собой четкой программы. Она сводилась к возвращению дореволюционных порядков:

  • выкупные платежи крестьян за землю;
  • возвращение помещичьих земель и частной собственности;
  • ликвидация всех изменений в рабочем законодательстве;
  • активное привлечение иностранного капитала.

Большевики провозглашали интернационализм. Но в годы Гражданской войны они оказались патриотами России, потому что воевали с иностранными интервентами.

Рис. 1. Картина В. В. Зауерлендера.

Экономика в годы Гражданской войны

В результате Октябрьской революции большевики захватили государственную власть и приступили к радикальным преобразованиям.

Рис. 2. Рабочие национализированной.

Экономическая политика стала одной из главных причин противостояния красных и белых. Ясное представление об этом дает следующая таблица:

Таблица “Экономическая политика красных и белых”

Серьезной проблемой большевиков стала острая нехватка хлеба в городах. 13 мая 1918 г. вводилась продовольственная диктатура, заключающаяся в следующем:

  • государственная монополия и твердые цены на хлеб;
  • создание продотрядов и комбедов (комитетов бедноты) для изъятия излишков зерна.

Рис. 3. Продовольственный отряд отправляется в деревню, 1918 год.

Массовые крестьянские восстания заставили большевиков в декабре 1918 г. распустить комбеды. В январе 1919 г. была введена продразверстка (государство заранее извещало крестьян о требуемых нормах сдачи зерна).

В отличие от белых, красные так или иначе пытались найти выход из экономического кризиса. В 1921 г. с введением продналога начался переход к НЭПу.

Период НЭПа – исключение в экономической политике большевиков.

Экономика России после окончания Гражданской войны

Война между красными и белыми нанесла огромный урон российской промышленности и сельскому хозяйству. Уровень производства в 1920 г. составлял 14% по отношению к 1913 г. Продукция сельского хозяйства сократилась на треть. Страна находилась в глубоком экономическом кризисе.

Что мы узнали?

Из темы по истории 9 класса мы узнали, что в годы Гражданской войны в лице красных и белых столкнулись две противоположные экономические системы. Сразу после революции большевики осуществили лозунг: “Земля – крестьянам, фабрики – рабочим”. Белое движение стремилось ликвидировать все изменения, поэтому дискредитировало себя и потерпело поражение.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 279.


1. Политика военного коммунизма С началом Гражданской войны кризис в экономике усилился От промышленного центра были отрезаны сырьевые районы Многие города оказались в руках белых Экономические связи между предприятиями, городом и деревней распались В городах начался голод






Социально-экономическая политика советской власти в годы Гражданской войны получила название «военный коммунизм»: -военный, т.к. единственной целью была концентрация сил для победы над противником -Коммунизм, т.к. на эту политику оказали идеологическое воздействие большевики (отсутствие частной собственности, торговли, уравнительная система распределения)


А промышленности был взят курс на ускоренную национализацию всех отраслей Бывшие собственники лишались всех доходов Вся промышленность подчинена нуждам фронта Предприятия, не связанные с фронтом, закрывались Введена всеобщая трудовая повинность и трудовая мобилизация населения в возрасте от 16 до 50 лет


В качестве заработной платы рабочим вместо денег выдавали продуктовый паек, талоны на питание в столовой, предметы первой необходимости Отменена плата за проезд в транспорте, за жилье, коммунальные услуги Товарно-денежные отношения упразднены: все товары распределялись государством


2. Сельское хозяйство в период военного коммунизма 2 декабря 1918 г. были распущены комбеды Но это не помогло наладить поставки хлеба Цены на хлеб были высокими Началось возмущение крестьянства В этой обстановке необходимо было вернуть доверие среднего крестьянства


11 декабря был издан Декрет о разверстке хлеба и фуража: -Государство сообщало точную цифру своих потребностей в хлебе и фураже -Затем распределяло(разверстывало) ее по губерниям, уездам, дворам -Выполнение плана хлебозаготовок было обязательным -Продразверстка исходила не из возможностей крестьянства, а из потребностей государства


Часто изымались не излишки, а необходимые запасы хлеба Продразверстка проводилась по классовому принципу: -С бедных крестьян – ничего -С середняка – умеренно -С богатого – много С 1920 г. Продразверстка распространялась на картофель и другие сельскохозяйственные продукты






Белые правители Севера России: -Помещикам возвращался засеянный урожай, все покосы, усадьбы и инвентарь -Пашня оставалась за крестьянами до решения земельного вопроса Учредительным собранием Но в условиях Севера ценными были покосы, поэтому крестьяне оказывались в зависимости от помещиков






Сущность его земельной реформы: -Земля – трудящимся на ней хозяевам -За прежними владельцами сохранить часть их земель -Новые хозяева должны платить прежним за землю частью своего урожая -Расчеты между новыми и прежними хозяевами должно осуществлять государство


По реформе Врангеля должны были создаваться волостные земства и сельские общины Они должны стать органами крестьянского самоуправления взамен сельских Советов Врангель утвердил новое положение об автономии для казачьих земель Рабочим было обещано новое фабричное законодательство, защищающее их права





Урок 3: Экономическая политика красных и белых.

Цель урока: повторить основные события Гражданской войны;

Изучить содержание экономической политики красных и белых.

Ключевые знания: основные мероприятия и суть политики военного коммунизма; экономические программы белого движения.

Внутрипредметные и межпредметные связи : курс всеобщей истории

Ключевые понятия: военный коммунизм, продразвёрстка.

Характеристика основных видов деятельности: объяснять значение понятия политики военного коммунизма. Характеризовать эволюцию политики большевиков в отношении крестьянства; сравнивать политику красных и белых.

Формируемые УУД : регулятивные, познавательные.

Работа с историческими источниками:

Чтение и комментирование отрывков:

  • из Декрета СНК «О порядке всеобщей трудовой повинности», учебник стр.119;
  • из письма Н.К.Крупской наркому Внутренних дел Г.И.Петровскому, учебник стр.120
  • Сообщения по земельному вопросу правительства Врангеля, учебник стр.122

Образовательная среда:

  1. Учебник для 9 класса А.А Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт История России XX – начало XXI вв. – М.: Просвещение, 2014;
  2. карта “Гражданская война и интервенция в России”.

Учащиеся заранее разделены на группы и получали задание подготовить исторические портреты А.В. Колчака, А.И. Деникина, Н.Н. Юденича, П.Н. Врангеля, М.Н. Тухачевского, М.В. Фрунзе.

Ключевые вопросы:

  1. Политика военного коммунизма.
  2. Сельское хозяйство в период военного коммунизма.
  3. Экономическая политика белых.
  4. Реформаторская деятельность Врангеля.

Подготовка урока: класс предварительно делится на группы.

Ход урока

I. Организационный момент. Вводно-мотивационная беседа.

Учитель: На прошлых уроках мы с вами выяснили причины, дали характеристику основным этапам гражданской войны.

  • Изучили основные события на фронтах гражданской войны, рассмотрели альтернативы развития России;

Цель урока :

Повторить основные события Гражданской войны;

  • проанализировать и сравнить экономические программы основных участников Гражданской войны;
  • раскрыть причины поражения белых и победы красных.
  1. Повторение изученного материала.

Учитель организует групповую работу, в ходе которой каждая группа выполняет свои задания, а затем представляют их всему классу.

Карточка № 1 “Восточный фронт”.

1. Расскажите о А.В. Колчаке. Какова судьба “верховного правителя России”?

2. Составьте хронологию военных действий на Восточном фронте.

Карточка № 2. “Южный фронт. Разгром Врангеля”.

1. Расскажите о А.И. Деникине, П.Н. Врангеле.

2. Составьте хронологию событий на Южном фронте.

Карточка №3. “Поход на Петроград. Война с Польшей”.

1. Расскажите Н.Н. Юдениче.

2. Составьте хронологию событий.

Чем закончились выступления Н.Н. Юденича и война с Польшей?

Карточка № 4. “Красные”.

1. Расскажите о М.Ф. Фрунзе и М.В. Тухачевском.

2. Расскажите о наиболее крупных победах Красной армии на фронтах гражданской войны.

Сделайте общий вывод : Каковы итоги военных действий на фронтах гражданской войны? История не любит сослагательных наклонений, тем не менее предположите, как развивалась Россия, если бы победили “белые”

1. Изучение нового материала.

Задание классу : по ходу объяснения нового материала заполнить схемы.

  1. “Экономическая политика: красные”

Заполнить схему: “Политика военного коммунизма”.

Открытый урок по истории России в 9 классе на тему: «Экономическая политика красных и белых».

Цель урока: создать у учащихся мотивацию к изучению исторических источников, создать условия, при которых учащиеся смогут реализовать полученные ранее умения: ораторские, организаторские, коллективистские и другие.

В связи с этим определены:

а) Образовательные цели.

    Усвоить конкретно – исторические факты;

    Сформировать понимание связей в развитии событий прошлого;

    Усвоить исторические понятия;

    Овладеть навыками работы с историческими документами, схемами, таблицами;

    Закрепить навыки сравнительного анализа исторических событий.

Б) Воспитательные цели.

Создать педагогические условия, при которых учащиеся смогут:

    Задуматься о роли государственной власти в решении экономических и политических вопросов страны, об ответственности государства и отдельных его граждан за всё, что происходит в стране и мире;

    Выражать своё отношение к проблемам, поднимаемым в ходе урока;

    Толерантно относиться к чужому мнению, умея отстаивать своё.

В) Развивающие цели.

Создать педагогические условия, при которых учащиеся смогут:

    Решать творческие задачи;

    Работать с таблицами, памятками, историческими источниками;

    Определять на их основе сходства и отличия, выделять линии сравнения;

    Делать свои аргументированные выводы.

Урок является вторым уроком по данной теме. На предыдущем уроке ребята получили первое понятие о том, кто такие красные и белые, каковы их экономические программы. На данном этапе им предстоит провести сравнительный анализ двух позиций, найти ответ на вопрос: почему в этой борьбе победу одержали красные (большевики).

Методы и приёмы, применяемые на данном уроке.

Приёмы:

А) работа в группах;

Б) работа с текстами учебника;

В) работа с глоссарием;

Г) работа с документами;

Д) составление таблицы;

Е) использование памятки как рабочего инструментария;

Ж) ролевая игра.

В подготовке урока использовались интерактивные стратегии преподавания.

Основной метод - кругового взаимодействия, при котором центральная роль принадлежит учащимся, а преподаватель - организатор и помощник. Учащимся раздаются «кейсы» (кейс - технология), которые содержат выдержки из документов; каждой группе предлагается воспользоваться памятками:1 и 2 группе – « Как работать с историческими источниками», «Как составить сравнительную характеристику событий», группе экспертов - «Памятка - алгоритм по требованию к качеству речи».

Ход урока:

    Актуализация опорных знаний.

Беседа.

    Кто такие «красные»? (предполагаемый ответ):

Это большевики, солдаты Красной Армии, матросы Красного Флота. Советские войска изначально именовались Красной гвардией. Затем - Рабоче-крестьянской красной армией. Присягали красноармейцы красному знамени. Государственному флагу. Почему флаг был выбран красный - объяснения давались разные. К примеру: это символ “крови борцов за свободу”. Но в любом случае название “красные” соответствовало цвету знамени).

    Кто такие «белые»? (предполагаемый ответ ):

    В сентябре 1917 г. в Новочеркасск, столицу Всевеликого войска донского, прибыл бывший начальник штаба Верховного главнокомандования генерал М.В. Алексеев. Здесь он начал формировать Добровольческую армию. К началу зимы в Новочеркасск пробрались около 2 тыс. офицеров. Сюда же бежали известные политики и общественные деятели: П.Н. Милюков, П.В. Родзянко и другие. На совещании генералов и общественных деятелей были определены принципы создания армии и система её управления. Командующим Добровольческой армии был назначен бежавший из заключения Л.Г. Корнилов. Гражданская власть и внешняя политика переходили в ведение генерала Алексеева. Управление Донской областью оставалось за атаманом Калединым.

Так было положено начало белому движению. Белый цвет символизировал законность и порядок.)

3) Назовите основные положения экономической политики «красных».

( предполагаемый ответ ): Политика военного коммунизма. С началом Гражданской войны усилился кризис в экономике. Как вы считаете, почему? Многие промышленные города оказались в руках белых. Большевики пришли к выводу, что экономику нужно подчинить потребностям войны. Социально-экономическая политика советской власти периода Гражданской войны получила название «военный коммунизм». Почему « военный»? (ответ): военный коммунизм – политика, вызванная чрезвычайными условиями Гражданской войны. Её цель - сконцентрировать все силы для победы с противником. Почему «коммунизм»?- серьёзное влияние оказывали воззрения большевиков, основой которых было строительство коммунизма.

А) В промышленности был взят курс на национализацию. Что такое национализация ? (ответ): национализация - переход частных предприятий и отраслей экономики в собственность государства . Запишем в словарь.

Б) были введены трудовая повинность и трудовая мобилизация населения в возрасте от 16 до 50 лет.

В) 11 января 1919 г. был издан Декрет о развёрстке хлеба и фуража. Государство заранее сообщало точную цифру своих потребностей в зерне. Затем распределяло (развёрстывало) его по губерниям, уездам, волостям и крестьянским дворам.

4) В чём заключалась экономическая политика «белых»?

Предполагаемый ответ : Белые правительства не выступали открыто за возвращение к старым порядкам. Они выдвинули лозунг непредрешённости будущего общественного строя России, который должны были определить Учредительное собрание или Земский собор.

Признавая необходимость решения аграрного и рабочего вопросов, белые правительства пытались разрабатывать компромиссные законопроекты. Однако в целом им так и е удалось выработать чёткой позиции по этим и другим важнейшим проблемам.

Учитель: А теперь, ребята нам предстоит познакомиться с историческими документами, характеризующими то, о чём сейчас говорилось.

«Красные» и «белые» анализируют исторические документы. Учитель (или эксперт) обращает их внимание на памятку «Как работать с историческими документами ».

Красные

    В порядке трудовой повинности осуществлять …привлечение трудящегося населения к единовременному или периодическому выполнению… различных видов трудовой повинности: топливной, сельскохозяйственной как для государственных, так в известных случаях и для крестьянских хозяйств, строительной, дорожной, продовольственной, снеговой, гужевой для борьбы с последствиями общественных бедствий и т.д.

    Предоставлять губернским, городским и уездным комитетам предавать народному суду виновных: а) в уклонении от учёта и явки по трудовой повинности; б) в дезертирстве с работ, а равно в подстрекательстве к таковому; в) в использовании подложными документами, а равно в изготовлении таковых в целях содействия уклонению от трудовой повинности.

Что такое трудовая повинность? На какие виды работ она распространялась? Какие меры обеспечивали её выполнение?

Белые

Доблестные генералы не уразумели того, что идею нельзя победить штыками, и идею, не вычитанную из книг… а живую, жизненную, понятную каждому безграмотному солдату и близкую его сердцу.

Учитель обращает внимание учащихся на вторую памятку – алгоритм на сравнение исторических событий и явлений

    Проанализируйте событие или явление, выведите линии сравнения.

    Определите черты сходства и различия.

    Если возможно, выдели этапы в явлении, определи, что изменилось в этапах, а что осталось без изменений.

    Сделайте необходимые выводы из произведённого сравнения.

    Свои действия можешь оформить в таблицу.

Линии сравнения

Общее

И красные, и белые понимали и признавали необходимость решения аграрного и рабочего вопросов

Различия

Красные устроили передел земли декретом о земле, заменили комбеды продразвёрсткой,

Левые 1этап (и Колчак, и Деникин) откладывали решение аграрного вопроса до окончания Гражданской войны- Колчак, до полной победы над большевиками- Деникин.

2 этап- Врангель 1920г-Закон о земле. Отдавать землю трудящимся на ней хозяевам за плату хлебом.

Вывод: Таким образом, все белые правительства фактически аннулировали земельные приобретения крестьян, полученные на основе Декрета о земле. Поэтому белые очень быстро лишились симпатий крестьян, которые из двух зол – продразвёрстки и возвращения помещиков – выбрали первое.

Теперь мы подошли к нашему главному вопросу: почему в этом противостоянии победили красные?

    Большевики в короткий срок смогли создать дисциплинированную армию.

    Они сумели мобилизовать экономические и людские ресурсы на нужды фронта.

    Крестьяне после неприятия и колебаний всё- таки поддержали Красную Армию. (из-за долее мягкой политики большевиков по отношению к среднему предпринимателю.

    Белые были слабы и политически, и организационно.

    Белые на деле провозглашали, хоть и не открыто, возврат к старым порядкам.

Подведение итогов. Прошу группу экспертов оценить работу красных и белых, высказать свои замечания, руководствуясь справочными материалами и памяткой.

Домашнее задание. Напишите небольшое сочинение- рассуждение на тему: Так что же такое гражданская война - героическая страница нашей истории или величайшая трагедия? А на следующем уроке мы поработаем над тем, как писать ЭССЭ.

Памятка - алгоритм на сравнение исторических явлений и событий.

    Проанализируйте событие или явление, выдели линии сравнения.

    Определи черты сходства и различия.

    Если возможно, выделите этапы в явлении, определи, что изменилось в них, а что осталось без изменений.

    Сделайте все необходимые выводы из произведённого сравнения.

    Свои действия можете оформить в текстовую таблицу.

Памятка – алгоритм по требованию к качеству речи.

    Содержательность, т.е. правильное, глубокое, полное, конкретное освещение вопроса или темы.

    Логичность, последовательность изложения, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.

    Богатство речи: образное и яркое выражение мыслей и чувств путём использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т. д.

    Правильность и чистота речи.

    Овладение стилем изложения, исторической терминологией.

    Использование лексики, позволяющей характеризовать историческую эпоху.

Из Декрета СНК о порядке всеобщей трудовой повинности. 29 января 1920г.

В порядке трудовой повинности осуществлять …привлечение трудящегося населения к единовременному или периодическому выполнению… различных видов трудовой повинности: топливной, сельскохозяйственной как для государственных, так в известных случаях и для крестьянских хозяйств, строительной, дорожной, продовольственной, снеговой, гужевой для борьбы с последствиями общественных бедствий и т.д.

Предоставлять губернским, городским и уездным комитетам предавать народному суду виновных: а) в уклонении от учёта и явки по трудовой повинности; б) в дезертирстве с работ, а равно в подстрекательстве к таковому; в) в использовании подложными документами, а равно в изготовлении таковых в целях содействия уклонению от трудовой повинности …

Что такое трудовая повинность? На какие виды работ она распространялась? Какие меры обеспечивали её выполнение?

Из письма Н. К. Крупской наркому внутренних дел Г. И. Петровскому.

«Комитеты бедноты» насильничают и безобразят. По составу – это не беднейшие крестьяне, а местные люди, забросившие хозяйство… Прикрывшись званием «Советского работника», восстанавливают против себя все и всех… Случаи расправы на местах с посмевшими пожаловаться на местный произвол Ленину не так- то редки… Эти «Комитеты бедноты» теперь особенно часто заставляют переживать горькие минуты, когда видишь, что вместо организации жизни в деревне создаётся ужасающий раскол…

Используя документ, объясните, почему пришлось принять решение о роспуске комитетов бедноты?

Эсер Б.В. Савинков о белом движении

Доблестные генералы не уразумели того, что идею нельзя победить штыками, и идею, не вычитанную из книг… а живую, жизненную, понятную каждому безграмотному солдату и близкую его сердцу .

Согласны ли вы с мнением Савинкова? Какие особенности политики белых правительств, охарактеризованные ниже, оно отражает? О какой идее идёт речь, по вашему мнению?

Из сообщения по земельному вопросу правительства П. Н. Врангеля.

Сущность земельной реформы… проста…земля - трудящимся на ней хозяевам…

Плата за отчуждённую землю должна вноситься новыми собственниками хлебом, который ежегодно ссыпается в государственный запас. Выручка государства от хлебных взносов новых собственников должна служить основным источником для вознаграждения за отчуждаемую землю прежних её владельцев, расчёт с которыми Правительство признаёт обязательным.

Каковы сущность и принципы аграрной реформы Врангеля? Чем она отличается от аграрных преобразований, проведённых большевиками?

В основу Декрета о земле были положены 242 местных крестьянских наказа I съезду Советов. Эсеровский принцип распределения земли на «уравнительно – трудовых началах». Собственником земли стало государство, которое наделяло ею крестьян по уравнительно-трудовой норме.

В.В. Шульгин о Гражданской войне

Те, кто за это взялся, других путей, кроме насилия сверху, кроме принуждения, власти, не знали.

Попытайтесь определить, к кому относятся слова одного из лидеров белого движения – к красным или белым? А, может быть, и к тем, и к другим? Мнение обоснуйте (с.107,113,126,129,131). Вернитесь к этому заданию на последнем уроке по изучению Гражданской войны.

1.Сформулируйте общее представление о произведении (ознакомьтесь с заголовком, оглавлением, если оно имеется, просмотрите текст).

2.Обратите внимание на дату написания, реконструируйте, опираясь на уже имеющиеся сведения и привлекая дополнительные, историческую ситуацию.

3. Определите причины, побудившие автора написать работу(статью, указ).

4. Внимательно прочитайте текст, возвращаясь к отдельным положениям, выделяя непонятное. Снимите неясное, используя словари, справочную литературу.

5. Разделите текст на законченные в смысловом отношении части. Анализируя каждую, попытайтесь выделить основные положения, идеи автора, а также его аргументацию. Обратите внимание на многообразие связей и отношений, в которые включается рассматриваемый автором вопрос. Раскройте связи теоретических положений и конкретных фактов, определяя ту их совокупность, которая послужила основой для сделанного вывода.

6. Ещё раз просмотрите текст. Установите логические связи между выделенными частями; составьте структурный план. На его основе подготовьте тезисы или конспект, оформите записи в тетради.

Экономическая политика красных и белых. 9класс

МБОУ Кичигинская СОШ

Учитель: Уланова Т.Н.


Цели урока :

  • рассмотреть и сравнить экономическую политику

красных и белых во время гражданской войны;

  • развитие умения анализировать, систематизировать и

обобщать исторические факты;

  • высказывать свою точку зрения на события и

аргументировано ее отстаивать;

  • воспитание патриотизма и чувства уважения к

историческому прошлому нашей страны.


План урока.

  • Экономическая политика красных.
  • Экономическая политика белых.

Задание на урок: На основании материалов параграфа и документов сделать сравнительный анализ экономической политики белых и красных.

Какой политике вы отдали бы предпочтение? Объясните почему.


«Военный коммунизм» 1918-1920гг

Истоки

Война

Коммунистическая

доктрина

Введение директивно-чрезвычайных методов государственного регулирования политических

и социально-экономических процессов в условиях военного разорения.

Ориентация на программу

большевиков на быстрый и

стремительный переход к

коммунизму;

Создание нерыночного

общества


Меры «военного коммунизма»

  • Национализация промышленности
  • Введение всеобщей трудовой повинности (работа с документом стр.123)
  • Натурализация и уравнительность в зарплате и

бесплатность государственных услуг

  • Попытка введения прямого продуктообмена между

городом и деревней

  • Продразверстка на основные сельскохозяйственные

продукты

  • Запрет частной торговли, распределение по карточкам и классовому принципу
  • Запрещение аренды земли и наёмного труда в сельском

хозяйстве


Последствия

Тяжёлый экономический

и социальный кризис

Массовые крестьянские

восстания

Угроза основам

советской власти


Задание в группах: дать характеристику экономической

политики белых правительств.

1-я группа

2-я группа

Правительство А.В. Колчака

Правительство А.И. Деникина

3-я группа

Белые правители Севера

4-я группа

Правительство П.Н. Врангеля


Экономическая политика белых.

Правительство А.В. Колчака

Правительство А.И. Деникина

откладывало решение аграрного вопроса до окончания Гражданской войны

сохраняло за собственниками права на землю по установленным для каждой местности тех или иных земельных норм

Белые правители Севера возвращали помещикам весь засеянный урожай, все покосы, усадьбы и инвентарь.

Правительство П.Н. Врангеля

Земля- трудящимся на ней хозяевам;

Прежним владельцам – часть их владений


Экономическая политика белых.

Вопрос:

Чем аграрная политика П. Н. Врангеля отличалась от политики остальных белых правительств?

Чем аграрная политика белых правительств отличалась от аграрных преобразований, проведённых большевиками?

Вывод: Крестьяне отдали предпочтение военно-экономической программе большевиков. У белых не было четкой программы по решению аграрного и рабочего вопросов, что стало одной из причин их поражения.


Закрепление: Тест №18 (задание 1-4). КИМ История России. 9 класс.

Домашнее задание: §16. Подготовить сообщение

«Экономическая политика белых и красных на

Южном Урале»


Национализация - передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам. Национализация может осуществляться

через безвозмездную экспроприацию, полный или частичный выкуп.

Экспроприация - лишение собственности


Продразверстка – обязательная

Сдача крестьянами государству по

твёрдым ценам всех излишков хлеба

и других продуктов.

Статьи по теме: