Применение пиротехнических сигнальных средств. Пиротехнические средства сигнализации, сигнальное дело, влияние работы движетелей на управляемость судна, управление судном и безопасность мореплавания, организация службы на судах министерства морского флота

К пиро­техническим средствам сигнализации относятся ракеты, дымовые шашки, фальшфейеры, самовоспламеняющиеся буйки и электрические самовоспламеняющиеся буйки, а также различного рода взрывные патроны, имитирующие пушечный выстрел на судне. Применение на морских судах пиро­технических средств для подачи сигналов должно отвечать требованиям Международной Конвенции SOLAS – 74 и Правилам Регистра.

Все пиро­технические средства, запускаемые в воздух, должны начинать гаснуть при падении на высоте 50 м от воды.

Сигнализация пиро­техническими средствами производится как в темное, так и в светлое время суток в виде подачи зрительных и звуковых сигналов. Для осуществления такой сигнализации, в особенности для подачи сигналов бедствия, часто применяются ракеты. Их запускают в воздух обычно с рук или со специального устройства на высоту до 300-400 м, именуемую «потолком взлета ракеты». По способу сигнализации ракеты имеют свои отличительные характеристики.

Ракета, называемая ракетой сигнала бедствия, выбрасывает в воздух 6-8 ярких звезд красного цвета – по одной через короткие промежутки времени. При взлете она оставляет огненный след. Выбрасывание ракетой звезд происходит около потолка ее взлета.

Парашютная ракета сигнала бедствия - красного цвета, имеет специальное устройство, раскрывающее парашют, благодаря которому она горит в воздухе продолжительное время (около 40 с) пламенем ярко-красного цвета и также выбрасывает звезды того же цвета, высота взлета не менее 300 м, продолжитель­ность горения 40 с и скорость опускания не более 5 м/с.

Ракета-граната звуковая (или комбинированная ракета) сочетает в себе звуковой и световой сигналы. При разрыве она производит звук, имитирующий пушечный выстрел, и затем тут же выбрасывает сигнальный огонь красного цвета. Подаваемый сигнал бедствия можно услышать с расстояния не менее 5 миль.

Ракета однозвездная - красного цвета, высота взле­та не менее 8м, продолжительность горения не менее 6 с, применяют при спасательных операциях.



Фальшфейер состоит из гильзы, наполненной пиротехническим составом, и рукоятки. Во время зажигания фальшфейер держат за эту рукоятку. Фальшфейеры, дающие при сжигании ярко красный цвет, служат для подачи сигнала бедствия. Время горения – 60 с. Фальшфейеры, дающие белый цвет, горят в течении 20 с и служат для привлечения вни­мания. Красный горит 60 с и является сигналом бедст­вия. Фальшфейеры с огнем синего цвета применяются для вызова лоцмана; этот сигнал подается только по мере надобности.

Шашка дымовая обладает способностью плавать на воде, входит в комплект сигнальных средств спасательных шлюпок и плотов. При сгорании она образует густой дым оранжевого цвета (видимый на расстоянии 3 миль), стойкость которого равна примерно около 5 минут.

Буйки светящиеся и светодымящиеся крепят к спаса­тельным кругам, размещенным на крыльях ходового мостика. При попадании буя в воду автоматически включается световой сигнал продолжительностью не менее 45 мин., или светодымовой сигнал оранжевого цвета продолжительностью не менее 15 мин. Конструк­ция буйков обеспечивает их надежную работу при сбра­сывании с высоты 25 м и более.

Международные сигналы бедствия на море

Рис. 4. Международные сигналы бедствия на море.

При использовании пиротехнических средств надо строго соблюдать следующие правила безопасности:

Использовать пиротехнические средства могут толь­ко члены экипажа, прошедшие специальный инструк­таж, что оформляется протоколом квалификационной комиссии;

При запуске ракет не должно быть поблизости людей;

Запрещается направлять полет ракет в сторону судов, береговых строений, людей;

Пиротехнические средства, которые при вводе в дей­ствие не сработали, должны быть немедленно затопле­ны (выброшены за борт);

Запрещается разбирать ракеты и производить за­пуск звуковых ракет из рук;

Не допускаются удары и сотрясения при хранении и использовании ракет и шашек;

Линеметательная ракета должна запускаться только с присоединенным к ней линем.

Пиротехнические средства должны хра­ниться в специальных водонепроницаемых ме­таллических ящиках, установленных на откры­том мостике, а для спасательных шлюпок в специальных контейнерах. Ракетницы хранят­ся у капитана. Пиротехнические средства, срок действия которых истек, подлежат замене.

Применение открытого огня и курение вбли­зи хранения пиротехнических средств и при их применении, категорически запрещаются.

Транспортные суда неограниченного района плавания в дополнение к пиротехническим средствам спасательных шлюпок и плотов должны быть, по требованию Регистра и SOL AS 74 , снабжены:

Ракетой парашютной судовой -12 шт.;

Ракетой (гранатой) звуковой - 12 шт.;

Фальшфейером красным - 12 шт.

Одноразовую зеленую ракету -12 шт.;

Однозвездную красную ракету - 12 шт.;

Фальшфейер белого цвета - 12 шт.

Таблица 3. Основные характеристики пиротехнических средств

На каждом судне должны быть следующие сигнальные пиротехнические средства: ракеты, фальшфейеры, дымовые шашки, буйки светящие и светодымя­щие для указания места спасательного круга на воде в темноте.

Пиротехнические средства влагостойкие, безопасные в обращении и хране­нии, действуют при любых гидрометеоусловиях и сохра­няют свои свойства в течение минимум трех лет.

Пиротехнические средства хранят в водонепрони­цаемых металлических шкафах и ящиках с ячейками на палубе ходового мостика или в шкафах, встроенных в пе­реборки помещений ходового мостика, с дверцей на от­крытую палубу. Ящики и шкафы всегда закрыты на замок. Один ключ должен находиться у старшего (третьего) по­мощника капитана, другой — в штурманской рубке.

Пиротехнические средства шлюпок и плотов, уло­женные в контейнеры, в море должны находиться на штатных местах в шлюпках, а на стоянке в порту их реко­мендуется убирать в надежное хранилище под замок.

Однозвездные ракеты красного или зеленого цвета предназначены для сиг­нализации во время проведения спасательной операции.

Однозарядная ракетница красного цвета

Ракета сигнала бедствия красного цвета выбрасывает на высоте 300 — 400 метров красные звезды, которые горят не менее 20 секунд.

Парашютная ракета предназначена для подачи сигнала бедствия. Высота взлета 300 — 400 метров, время горения — 45 секунд.

Фальшфейер — это гильза, в которой расположен пиротехнический состав и зажигательное устройство. Фальшфейер горит ярко-красным огнем в течение 1 ми­нуты и является сигналом бедствия. Для привлечения внимания применяются фальшфейеры белого цвета.

Предназначена для подачи сигнала бедствия, взрываясь на высоте имитирует пушечный выстрел. Звуковую ракету запускают только из пусковых стаканов, укрепленных на планшире или леерном ограждении на обоих крыльях мостика. При несрабатывании ракеты ее разрешается извлечь из стакана не менее чем через 2 минуты.


Подача сигнала бедствия с помощью звуковой ракеты

Плавучие дымовые шашки используют для по­дачи сигнала бедствия в светлое время суток. Шашка представляет собой жестяную короб­ку, внутри которой находится воспламени­тельное устройство и смесь, образующая гу­стой оранжевый дым. Время выделения дыма — 5 минут, дальность видимости — до 5 миль.

Буйки светодымящиеся крепятся к спа­сательным кругам, которые располагаются на крыльях мостика. Основное назначе­ние спасательных кругов со светодымящимися буйками — обозначение места паде­ния человека за борт.

Сигналы бедствия

Следующие сигналы, используемые или выставляемые вместе либо раздель­но, указывают, что судно терпит бедствие и нуждается в помощи (Приложение IV МППСС-72):

Сигналы бедствия
1. пушечные выстрелы или другие, производимые
путем взрыва сигналы с промежутками около 1
минуты;
4. сигнал, передаваемый по радиотелефону или с
помощью любой другой сигнальной системы,
состоящей из сочетания звуков …- — -… (SOS) по азбуке Морзе;
2. непрерывный звук любым аппаратом, предназна-
ченным для подачи туманных сигналов;
5. сигнал, передаваемый по радиотелефону, со-
стоящий из произносимого вслух слова
«МЭЙДЭЙ»;
3. ракеты или гранаты, выбрасывающие красные
звезды, выпускаемые поодиночке через короткие
промежутки времени;
6. сигнал бедствия по Международному своду сиг-
налов — NC;
7. сигнал, состоящий из квадратного флага с
находящимся над или под ним шаром или чем-
либо, похожим на шар;
8. пламя на судне
9. красный свет ракеты с парашютом или фаль-
шфейер красного цвета;
12. радиотелеграфный сигнал тревоги;
10. дымовой сигнал — выпуск клубов оранжевого
цвета;
13. радиотелеграфный сигнал тревоги;
11. медленное и повторное поднятие и опускание
рук, вытянутых в стороны;
14. сигналы, передаваемые аварийными радиобуя-
ми указания положения;
16. полотнище оранжевого цвета с черным квад-
ратом либо кругом или другим соответству-
ющим символом (для опознавания с воздуха);
15. установленные сигналы, передаваемые систе-
мами радиосвязи, включая сигналы радиолока-
ционных маяков-ответчиков на спасательных
шлюпках и плотах;
17. цветное пятно на воде.

Предлагается к прочтению.

Дальность обнаружения пиротехнических сигналов бедствия во многом (иногда в решающей степени!) зависит от места их подачи. Даже самую мощную ракету можно умудриться запустить в таком месте и в такое время, что ее никто никогда не увидит. В первую очередь надо учитывать время суток и погодные условия.
Яркая звездочка в небе днем практически незаметна, в то время как ночью она обращает на себя внимание за много километров. Поэтому в светлое время суток лучше использовать дымовые сигналы, приберегая ракету для темноты. Точно так же может сгинуть без всякой пользы ракета, запущенная в случайно проплывающую над вашей головой тучу. Поэтому, если возможно, отложите подачу сигнала на несколько секунд, дождитесь прохода облачности или постарайтесь попасть в свободный от туч или тумана участок неба.
Для работы с фальшфейерами и дымовыми шашками следует выбирать возвышенные точки рельефа. При этом надо стараться, чтобы с подветренной стороны, куда и будет отнесен дым, располагалось открытое пространство - водоем, ледник, поляна.

При подаче сигнала всякое пиротехническое средство следует держать в вытянутой руке, развернув соплом от себя. С подветренной стороны не должны стоять люди, находиться легковоспламеняющиеся и огнебоящиеся предметы. Категорически недопустимо направлять ракеты и патроны в сторону спасательных самолетов, вертолетов, судов!

При использовании ракет следует учитывать направление и силу ветра, который может сильно сносить парашют с горящей под ним сигнальной звездочкой. Если вы хотите, чтобы сигнал горел над вашей головой, стреляйте немного навстречу ветру.
Еще одна чисто "ракетная" ошибка заключается в недооценке силы ее отдачи. Особенно это касается больших парашютных ракет! Если недостаточно крепко удерживать гильзу ракеты, она при выстреле может, дернувшись вниз, выскользнуть из рук.
И еще один очень важный совет. Большинство пиротехнических средств обладает разовым действием, то есть, подав сигнал один раз, повторить его невозможно. Поэтому подавать сигнал надо с максимально близкого расстояния и только когда есть уверенность, что его заметят. Например, когда вы видите спасательный самолет или судно или отчетливо слышите нарастающий шум работающих моторов.

Во время движения сигнальные средства необходимо хранить в защищенном от ударов и атмосферных осадков и в то же время легкодоступном месте. А во время привалов держать подальше от огня. Многие пиротехнические средства боятся нагрева, интенсивного трения и ударов, от которых они могут выйти из строя или даже взорваться!

Кроме прямого назначения, почти все пиротехнические сигнальные средства могут с успехом использоваться для отпугивания хищных животных - белых и бурых медведей, волков, шакалов и пр.
Хоть и с натяжкой, но простейшим пиротехническим сигнальным средством можно считать аэрозольные баллончики. Любые - от лака для волос и прочих косметических до репеллентов. Струя аэрозоля, выпускаемая из баллончика, если пропустить ее через пламя спички или зажигалки, вспыхивает ярким, длиной в несколько десятков сантиметров, факелом, различимым с воздуха на несколько километров. Выпускать аэрозоль следует короткими, не более 1 - 2 с, нажатиями с 2 - 5-секундньши паузами. При более длительном горении аэрозольной струи баллончик может взорваться в руках!


Морские международные сигналы бедствия:

 выпуск клубов дыма оранжевого цвета (1);

 пламя на судне (например, от горящей смоляной бочки) (2);

 ракеты или гранаты, выбрасывающие красные звезды, выпускаемые поодиночке через короткие промежутки времени (3);

 красная парашютная ракета либо фальшфейер красного цвета (4);

 флажковый сигнал NC (НЦ) по Международному своду сигналов (5);

 сигнал, состоящий из квадратного флага с шаром над ним или под ним (6);

 медленное, повторяемое поднятие и опускание рук, вытянутых в стороны (7);

 пушечные выстрелы, или взрывы, производимые с промежутками около одной минуты, или непрерывный звук, производимый любыми аппаратами для подачи туманных сигналов (8);

 сигнал бедствия SOS, передаваемый по радиотелеграфу или с помощью другой сигнальной системы, либо слово «мэйдэй», произносимое по радиотелефону (9).
Все эти сигналы имеют одно-единственное, известное морякам всего мира значение - "Терплю бедствие, нуждаюсь в помощи" .

4. Дымовые и цветовые сигналы бедствия.


К ним можно отнести различные дымовые шашки и петарды, чаще всего используемые в море. Такие шашки срабатывают после выдергивания запального шнура и горят, испуская оранжевый дым, от 1 мин (ручная шашка) до 4 мин (плавучая шашка).
Используемая на отечественных флотах дымовая плавучая шашка имеет длину 253 мм, диаметр 80 мм и вес 820 г. Расчетная дальность видимости дымового сигнала, длящегося 3 мин - одна морская миля. Шашка приводится в действие выдергиванием запального шнура.
Кроме цвето-дымовых сигналов, существуют специальные красители, которые, растворяясь в воде, создают большое, цветовое, издалека заметное пятно.
К таким относится, например, уранин, предназначенный для использования в море или на обширных пресноводных водоемах. При контакте с водой уранин расплывается по поверхности, образуя огромное пятно интенсивного зелено-изумрудного цвета (если попал в холодную воду) или оранжевого цвета (если оказался в теплой воде).
Краситель остается заметным около 4 - 6 ч на спокойной воде и лишь 2 - 3 ч - при волнении.

Пиротехнические средства сигнализации входят в снабжение спасательных шлюпок и спасательных плотов и пользуются для подачи сигналов бедствия и привлечения внимания.

К ним относятся:

Парашютные ракеты;

Фальшфейеры;

Плавучие дымовые шашки;

Все пиротехнические средства заключаются в водонепроницаемые корпуса на которых наносятся краткие инструкции или рисунки, четко иллюстрирующие способы использования пиротехнических средств. Их конструкция должна обеспечивать безопасность людей, которые их используют.

Правила пользования каждым пиротехническим средством указана на каждом изделии.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Аварийное имущество судна. Способ объявления тревог на судах
Пластыри –классифицируются на мягкие, жесткие, пневматические.К мягким пластырям относят: пластырь кольчужный (пластырь Баранова), облегченны

Буксирное устройство судна. Элементы буксирного устройства. Правила ТБ при технической эксплуатации буксирного устройства
Буксирное устройство – представляет собой комплекс изделий и механизмов, обеспечивающих судну возможность буксировать другие суда или быть буксируемым В состав бук

Виды инструктажей по охране труда. Периодичность проведения инструктажей
Первичный инструктаж и обучение непосредственно на рабочем месте вновь принятых на работу, переведенных с одного судна на другое (даже если эти суда и однотипны), учащихся, прибывших на прак

Виды люковых закрытий. Правила технической эксплуатации и меры безопасности при работе с ними и в грузовых трюмах
Грузовые люки, простые люковые закрытия, механизированные люковые закрытия. Открывать люковые закрытия запрещается до тех пор, пока пространство вокруг люка не будет соответствующим образо

Вооружение тяжелых грузовых стрел и методы работы
Тяжеловесная стрела изготавливается значительно прочнее обыкновенной и располагается в Д.П.судна. Для уменьшения напряжений в мачте шпор стрелы опирается не на саму мачту, а на спец-фундамент, расп

Горизонтальные секторы видимости навигационных огней
Правило 23 и приложение II МППСС. Судно должно нести: топовый огонь впереди, топовый огонь позади и выше переднего топового огня (для судов длиной более 50м). Бортовые огни и кормовой огон

Горизонтальное расположение огней и расстояния между ними
Если для судна с механическим двигателем предписаны два топовых огня, то горизонтальное расстояние между ними должно быть не менее половины длины судна, однако нет необходимости, чтобы оно пр

Грузовое устройство и его состав. Назначение устройства. Техника безопасности при работе с грузовым устройством
Благодаря простоте в эксплуатации на судах распространены грузовые устройства со стрелами; современные суда чаще оборудуют кранами с электро- и гидроприводом. Грузоподъёмность стационарных судовых

Дать определение, что такое и для каких целей применяются изделия, устройства, детали устройства судна и другие термины применяемые на судне
Рулевое устройство – предназначено для обеспечения управляемости судна. Состоит из рабочего органа и руля, баллера - для его поворота, рулевого привода, рулевой машины

Документы необходимые для занятия должности матроса
1. Паспорт моряка 2. Международный сертификат матроса 3. Сертификат об оказании первой медицинской помощи 4. Сертификат специалиста по спасательным шлюпкам и плотам

Загрязнение моря. Конвенция. Морские загрязнители. Знаки загрязнителей, маркировка
ЗАГРЯЗНЕНИЕ МОРЯ правонарушение международного характера, совершаемое в открытом море; последствие судоходства, сброса и захоронения промышленных и бытовых отходов, добычи полезных ископаемых на мо

Маркировка и нанесение знаков опасности
1. Грузовые места, содержащие вредное вещество, маркируются надежной долговечной маркировкой с правильным техническим наименованием (одни коммерческие названия применять нельзя) и они должны надежн

Запас плавучести судна и грузовая марка. Где расположена грузовая марка на судне
ЗАПАС ПЛАВУЧЕСТИ судна: объем непроницаемой для воды надводной части судна, расположенной от грузовой (конструктивной) ватерлинии до верхней непрер

Знание основных работ выполняемых палубной командой и инструменты, применяемые при палубных работ
Матрос 1-го класса отвечает перед боцманом за: 1) Общее техобслуживание судна по указанию боцмана. 2) Участие в швартовных и якорных операциях судна. 3) Поддержание сво

Измерение расстояний на море. Основные единицы и скорости принятые в судовождении. Приборы для измерения скорости и пройденных расстояний на море
Расстояние до ориентиров в море может быть измерено с помощью радиолокационной станции, дальномера или секстана. Наиболее просто и точно измерение дистанции выполняется радиолокатором. Дальномеры,

Спасательные жилеты
В личное снаряжение входит: 1) защитная одежда из материала, способного защитить кожу от тепла, излучаемого при пожаре, ожогов и ошпаривания; наружная поверхность должна быть водо

Какие мероприятия проводятся на судне в порту для обеспечения плавания в штормовых условиях
Подготовка судна к плаванию в шторм начинается при стоянке в порту. Правильность погрузки заключается в том, чтобы обеспечить судну местную и общую прочность, достаточную остойчивость, доставку гру

Какие работы необходимо выполнять для поддержания корпуса судна в надлежащем состоянии
Правильно организованный уход за корпусом судна и его помещений предлагает прежде всего предупреждения коррозии металло – конструкций и гниения деревянных, основным способом защиты которых является

Кодекс ОСПС. Уровни охраны
ОСПС – кодекс по охране судов и портовых сооружений принят 12.12.2002г. Уровень охраны 1 (Securitylevel 1) – означает уровень, при котором постоянно должны поддерживаться минимальные соотве

Кодекс торгового мореплавания Украины, назначение кодекса
Кодекс торгового мореплавания Украины регулирует отношение, которые возникают с торговым мореплаванием. Под торговым мореплаванием в этом кодексе понимается деятельность, связанная с испол

Конструктивные и организационные мероприятия по ППЗМ
Основным документом, регламентирующим предотвращение загрязнения моря (ПЗМ) с судов, является Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов МАРПОЛ 73/78. Конструктивные мер

Маркировка спасательных шлюпок и плотов
Сведения о вместимости шлюпки, а также ее главные размеры наносятся на ее борта в носовой части несмываемой краской; там же указаны название судна, порт приписки (буквами латинского алфавита) и суд

Международные конвенции в области морского судоходства и их роль
СОЛАС – 74– Международная конвенция по охране человеческой жизни на море. МКУБ– международный кодекс по управлению безопасностью. ПДНВ -

Морские сигналы бедствия
· Клубы оранжевого дыма · Открытое пламя на корабле · Фальшфейер красного огня · Флажковый сигнал NC (НЦ)

Световые сигналы бедствия
· Сигнальное зеркало · Сигнальный костер (3 костра на расстоянии не менее 50 метров друг от друга, чтобы при виде сверху они образовывали треугольник или прямую линию) · сигнал SO

Международный свод сигналов. Правила ведения переговоров по МСС
Международный свод сигналов (TheInternationalCodeofSignals; INTERCO) предназначен для связи различными способами и средствами в целях обеспечения безопасности мореплавания и охраны

Меры безопасности и организация покрасочных работ
Перед началом работ по подготовке и окраске поверхностей (в зависимости от места их выполнения) должны быть предусмотрены следующие мероприятия: - проверка надежности и готовности лесов и бесе

Меры предосторожности при перевозках морем
Судовая администрация несет полную ответственность за правильность приёма, укладки сепарации, выгрузки и сдачи груза, а также за соответствие документов и состоянию груза. В течение рейса

Воспламеняющиеся жидкости
Легковоспламеняющиеся твердые вещества. Вещества способные к самовозгоранию. Окисляющиеся вещества. Должны бытьразмещены в прохладных местах вдали от все

Меры предосторожности при перевозке опасных грузов
К работе с опасными грузами допускаются члены экипажей судов имеющие стаж работы по специальности не менее 1 года, прошедшие обучение и ежегодную проверку знаний и инструктажи на рабочем месте по б

Меры предосторожности при проведении фумигации, дегазации судна
Транзитная фумигация в судне - обеззараживание груза в трюмах судна без вывода его из эксплуатации, проходит в течение рейса и составляет от 5 суток и более в зависимости от глубин

Методы борьбы с водой. Порядок заводки пластыря
Для ликвидации водотечности корпуса и различных повреждений суда снабжают аварийным инвентарем и материалами: - задраиваются все водонепроницаемые двери; - производится герметизац

Методы борьбы с пожаром на судах. Способы и средства тушения пожара
Борьба экипажа с пожаром на судне возглавляется капитаном судна и должна быть направлена на: · обнаружение и выявление места, размеров, характера пожара; · установление наличия и

Шлюпочный узел
Применяется при буксировке шлюпок и во время их стоянки под выстрелом у борта корабля только в тех случаях, когда в них находятся люди. Сначала ходовой конец фалиня пропускают в носовой шлюпочный р

Набор корпуса судна. Системы набора. Назначение и устройство двойного дна. Основные поперечные и продольные связи
Корпус судна представляет собой оболочку, состоящую из горизонтальных и вертикальных пластин, подкреплённых балками. Совокупность пластины с подкрепляющими ее балками называют перекрытие

Назначение гирокомпаса, магнитного компаса. Основные части магнитного компаса. Типы магнитных компасов. Сличение компасов
Компасом называют навигационный прибор, предназначенный для определения курса судна и направлений на различные береговые или плавучие предметы, находящиеся в поле зрения судоводителя. Компас исполь

Непотопляемость судна. Меры по обеспечению непотопляемости судна. Маркировка водонепроницаемых переборок
Непотопляемость - способность судна оставаться на плаву и не опрокидываться при повреждении его корпуса и затоплении одного или нескольких отсеков Борьба за непотоп

Оборудование мест проведения грузовых работ. Обязанности сигнальщика
К выполнению обязанностей сигнальщика допускаются докеры-механизаторы (ДМ), прошедшие обучение, проработавшие в порту не менее 1 года, получившие квалификацию сигнальщика и знающие систему сигнализ

Общие правила производства покрасочных работ на судне. Подготовка поверхностей к покраске
Окрасочными работами по судну (включая машинные помещения) руководит боцман. На старшего матроса (плотника) возлагается ответственность за приготовление требуемых инструментов, материалов, защитных

Обязанности вахтенного матроса на ходу судна. Форма доклада впередсмотрящего об обнаруженном объекте
Вахтенный матрос подчиняется непосредственно вахтенному помощнику капитана. На ходу судна вахтенные матросы вы­полняют в основном две главные функции: стоят на руле и ве­дут визуально-слуховое набл

Обязанности вахтенного матроса при стоянке судна в порту
Во время стоянки судна у причала в порту у трапа постоянно находится вахтенный матрос, который осуществляет контроль за посещением судна, не допуская на судно посторонних лиц без разрешения вахтенн

Обязанности по заведованию. Ходкость судна. Поворотливость судна
Матрос 1 класса подчиняется старшему матросу и в необходимых случаях замещает его. Матрос 1 класса обязан: - знать общие сведения по судовождению, раскраску и вне

Обязанности членов экипажа при обнаружении возгарания или нарушения водонепроницаемости на судне
При возникновении аварийного случая капитан осуществляет общее руководство действиями экипажа по ликвидации последствий аварийного случая и борьбе за живучесть судна. В случае неминуемой гибели суд

Обязательные минимальные требования к лицам рядового состава, несущим ходовую навигационную вахту
Правило II/6. Обязательные минимальные требования к лицам рядового состава, несущим ходовую навигационную вахту. 1. Минимальные требования к лицам рядового состава морског

Правило 29. Лоцманские суда
a. Судно при исполнении лоцманских обязанностей должно выставлять: i. на топе мачты или вблизи от него - два круговых огня, расположенных по вертикальной линии; верхний из этих огней долже

Правило 7 - Опасность столкновения
Правило 7 - Опасность столкновения a. Каждое судно должно испо

Ст. механик ведает технической эксплуатацией всей механической и электромеханической части судна
77. Определение ИК:ИП,КУ. Команды, подаваемые рулевому при поворотах и изменении курса. Как привести судно на курс по магнитному компасу? Аварийное управление рулем.

Определение и термины, касающиеся несения вахты. Выполнение требований кодекса ОСПС
Раздел 2. Определение Содержит 11 определений, из которых три (такие как 1.Cjgvention, 2.Regulation, 3. Chapter) являются общеизвестными, а остальные 8 приводятся ниже: 4. ShipSec

Организация службы на судах. Судовые службы. Подчиненность
Основу организации судовой службы составляют: - расписания по заведованиям; - вахтенная служба; - техническая служба; - расписание по тревогам;

Организация труда при ведении общесудовых работ
Подготовка к производству работ должна предусматривать организацию безопасного и удобного рабочего места правильную расстановку рабочих, обеспечение работающих спец. одеждой и защитными средствами.

Основные действия, связанные с защитой окружающей среды при заходе в территориальные воды государств
1. Перед входом судна в тер.воды прекратить какие – либо операции нефтесодержащих смесей и др. вредных жидких веществ. 2. Все запорные устройства, через которые эти вещества сбрасываются з

Остойчивость судна. Меры по обеспечению остойчивости. Дедвейт судна
Остойчивостью называется способность судна, отклоненного от положения, равновесия, возвращаться к нему после исчезновения причины, вызвавшей отклонение. Дедвейт – разность между водоизмеще

Первая доврачебная помощь пострадавшим при несчастных случаях
1. Прекратить действие опасных факторов на пострадавшего (освободить от действия эл.токавынести из зараженной зонызатушить одежду которая горитвытащить из воды и т.д.) 2. Придать потерпевш

Плавучие средства навигационного оборудования. Системы ограждения опасностей
Плавучий маяк – судно оборудованное маячной световой аппаратурой, радиотехническими, звукосигнальными устройствами и предназначенное для определения места судов в море. Бакены – применяютс

Подготовительные работы при приеме и сдаче лоцмана
1.Установить связь с лоцманской станцией либо с лоцботом. 2. Уточнить время подхода к точке приема (отдачи) лоцмана. 3. Приготовить лоцманский трап (трап – подъёмник) проверить ос

Подготовка грузовых помещений (танков) к приему груза
Основными мероприятиями подготовке грузовых помещений к приему грузов, являются: Все грузовые помещения должны быть полностью подготовлены к приёму груза (подметены, вымыты, при необходимо

Подготовка и спуск на воду спасательных шлюпок и плотов. Посадка в шлюпки и спуск их на воду
Перед спуском шлюпки на воду необходимо выполнить ряд действий: 1. Независимо от способа спуска на воду в шлюпку следует доставить дополнительное оборудование и снабжение, необходимое для

Порядок определения направлений на поверхности Земли. Системы деления горизонта на градусы и румбы
Наблюдатель, находящийся на поверхности земного шара, при помощи отвеса может определить направление отвестной линии. Отвесная линия на поверхности земного шара даст направление на зенит наблюдател

Порядок оставления судна при отсутствии спасательных средств у борта судна
Прыжок в воду в спасательном жилете: - надеть жилет, крепко прижать его руками; - осмотреть место приводнения, глубоко вдохнуть, оттолкнуться ногами от борта вперед, лицом к морю;

Правила техники безопасности при производстве грузовых работ, швартовных операций
На каждом грузоподъемном устройстве указаны: - регистровый номер; - разрешенная грузоподьемность; - срок следующего испытания ЗАПРЕЩАЕТСЯ работать грузовым шкент

Причины возникновения пожаров на судах. Переносные и стационарные средства пожаротушения
Основные причины возникновения пожаров на судне. Относятся: - неоспоримое или небрежное обращение с открытым огнем, нагревательными приборами, небрежное курение; - неиспр

Противопожарный режим на судне. Дозорная служба
Экипаж судна обязан строго соблюдать противопожарный режим и выполнять все мероприятия по обеспечению взрыво – и пожаро безопасности судна в любых условиях его эксплуатации. При стоянке су

Рангоут и такелаж судна. Их назначение
Рангоут – это сооружения из металлических труб или деревянных блоков, которые устанавливаются в диаметральной плоскости судна и жестко скрепляются с его корпусом к рагнгоуту относятся мачты и их во

Расписание по тревогам. Обязанности по тревогам. Виды судовых тревог
Основной организацией борьбы за живучесть судна является Расписание по тревогам. В нем определены обязанности членов экипажа при аварии и место их сбора по тревогам. Существуют типовые фор

Рулевое устройство судна. Состав рулевого устройства. Типы рулей, рулевые приводы
Рулевое устройство обеспечивает управляемость судна, т.е удерживает судно на курсе или изменять его направление движения независимо от влияния ветра, волн или течений. Состоит:

Санитарные правила и судовая гигиена
Санитарные правила содержат требования к системам водоснабжения, отопления, вентиляции, хозяйственно – бытовым и сточным. Санитарные правила регламентируют нормы освещенности рабочих мест отдуха, у

Сепарационное оборудование для очистки льяльных вод. Оборудование для сжигания мусора
Каждое судно вместимостью 400 р.т. и более, нефтяной танкер вместимостью 150 р.т. и более должны иметь на борту: - фильтрующее оборудование, обеспечивающее очистку нефтесодержащей воды до

Система внутренней и внешней связи и сигнализации на судах
Внутренние средства связи и сигнализации призваны обеспечить управление судном и надежную связь командного мостика со всеми постами и службами. К этим средствам относятся: - судов

Кардинальная система
· Северный буй: · Раскраска: сверху чёрная, снизу жёлтая Топовые фигуры: оба конуса вершинами вверх Огонь: без пауз проблесковый, быс

Знаки специального назначения
Предназначены для обозначения специальных районов или объектов, показанных на картах или описанных в других навигационных документах, например знаки, ограждающие районы свалки грунта, подводные каб

Спасательные и дежурные шлюпки и их виды и требования к ним
Спасательная шлюпка – это шлюпка, способная обеспечивать сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна. Шлюпки закрытого типа и шлюпки частичного закрытого типа

Средства внутренней и внешней связи и сигнализации на судах
Внутренние средства связи и сигнализации призваны обеспечить управление судном и надежную связь командного мостика со всеми постами и службами; - судовая телефонная связь; - судов

Средства и методы визуальной сигнализации
1.Сигнально – отличительные огни (ходовые огни) - топовые огни; - бортовые огни; - кормовой (гакобортный) огонь; - бункеровочный огонь; - якорные огни;

Средства навигационного оборудования, их виды по расположению, назначению, принципу действия
Навигационное оборудование судна состоит из комплекса навигационных приборов, обеспечивающих прокладку курса, определения географических координат его местонахождения. Эти приборы должны обеспечива

Судовые противопожарные системы, марки огнетушителей и их применение
Система пожаротушения: Водотушения – состоит из пожарных насосов, пожарных рожков, рукавов, стволов. Находится в постоянной готовности. Спринклерная система – предназначена для ав

Судовые системы и их назначение. Что собой представляет судовой план пожаротушения
Судовые системы представляют собой совокупность специализированных трубопроводов с механизмами, аппаратами, приборами и установками. Они предназначены для перемещения жидкостей, воздуха или газов в

План пожаротушения
Борьба с пожаром на судах осуществляется в соответствии с оперативно – тактическими картами и планами пожаротушения. План пожаротушения представляет собой схему на которой нанесены планы в

Судовые якоря, их виды, требования предъявляемые к ним. Правила ТБ при производстве работ я якорным устройством
Якорь Холла отличается малым количеством деталей и большой держащей силой. Зарываясь в грунт обеими лапами, якорь не представляет опасности для других судов на мелководье и исключает возможность за

Техника безопасности при выполнении общесудовых работ. Производственная санитария на судах
Плавсостав всех специальностей должен знать и выполнять общие требования ТБ при эксплуатации судна. Для безопасного выполнения общесудовых работ члены команды обеспечиваются спецодеждой и

Требования к рулевому устройству.Проверка рулевого устройства перед выходом в рейс.Стандартная длина промежуточных смычек якорь-цепи
При подготовке судна к работе, все детали рулевого устройства тщательно осматриваются, при необходимости смазывают. Проверяются показания аксиометров. Проверяются стопора. Все обнаруженные дефекты

Тросы и такелажные работы, уход за тросами
Тросами (канатами) называют изделия, свитые из стальных проволок или скрученные из растительных и искусственных волокон. Растительные тросы делают из растительного волокна (пеньковые, мани

Условия сброса балласта и мусора с судов
«Мусор» означает все виды продовольственных, бытовых и эксплуатационных отходов, которые образуют в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежат постоянному или периодическому удалению.

Устройство корпуса морских судов, назначение и основные элементы набора корпуса
Применяют три системы набора: поперечную, продольную, комбинированную. В поперечной системе набора главные балки идут поперек судна (флоры, шпангоуты, бимсы) В продольной системе

Судовые переборки
Для обеспечения непотопляемости судно, как правило, делится специальными переборками на отсеки, что предохраняет его от полного затопления при местных повреждениях корпуса. Переборка упрочняют корп

Учения по переходу на аварийное управление рулем. Порядок перехода на аварийное управление рулем
Переход с основного рулевого привода назапасной должен выполняться быстро: два человека должны выполнят эту работу не более чем за 2 минуты. Для приобретения необходимого практического опыта судова

Якорное устройстово.Подготовка к отдаче и выборка якоря
Якорное устройство обеспечивает надежную стоянку судна в море или на рейде. При подходе к якорной стоянке говорят все якорное устройство и в первую очередь брашпиль. Подготовленный брашпил

Якорное устроство.Назначение и состав.ТБ при отдаче и выборке якоря
Якорное устройство – обеспечивает надежную стоянку судна в заданном районе моря. Главные элементы якорного устройства: якоря, якорные цепи, якорные механизмы, клюзы, стопоры. Якор

§ 63. СРЕДСТВА СВЯЗИ И СИГНАЛИЗАЦИИ

На маломерных судах связь и сигнализация необходимы для связи с берегом и другими судами, для подачи сигналов бедствия.

Все виды средств связи или сигнализации на маломерных судах подразделяются на три основных вида: визуальную, звуковую, радиотехническую.

1. Визуальная сигнализация

К средствам визуальной связи относится флажная и световая сигнализации.

А. Флажная сигнализация

Флажной семафор (рис. 148, а) - наиболее распространенный и доступный вид связи. Сущность его в том, что каждой букве русского алфавита соответствует определенное положение рук. В семафорной азбуке насчитывается 29 буквенных знаков, 8 служебных и 4 знака перемены места. Для того чтобы пользоваться флажным семафором, судоводитель-любитель должен его хорошо знать, а на судне в плавании иметь два флага яркой окраски, прибитых к ручкам для удобства пользования. Необходимо иметь также запасную пару семафорных флажков.

Сигнальные флаги (см. приложение) используются для связи и сигнализации с постами, маяками и проходящими судами. Если мореплаватель-любитель не знает на память значения каждого флага или сочетания флагов, то на судне нужно иметь таблицу, где были бы выписаны эти значения. Сочетания флагов, приведенные в приложении, судоводитель в морском плавании обязан знать наизусть и иметь на судне заготовленные сочетания, чтобы в нужный момент быстро сообщить сигнал предупреждения или бедствия или прочитать сигнал, поднятый другим судном.

Значения однофлажных сигналов

А - «Я произвожу испытания на скорость»

Б - «Я гружу (выгружаю) взрывчатое вещество»

В - «Мне нужна медицинская помощь»

Г - «Мне нужен лоцман»

Д - «Держитесь в стороне от меня. Я управляюсь с трудом»

Е - «Я направляю свой курс вправо»

Ж - «Мне нужна помощь»

З - Предупредительный сигнал вызова береговой станции

И - «Я собираюсь делать сообщение по семафору»

К - «Остановите немедленно свое судно»

Л - «Остановитесь. У меня есть важное сообщение»

М - «У меня на борту доктор»


Рис. 148 а

Н - «Нет», отрицательный

О - «Человек за бортом»

П - В море: «Ваши огни погасли». В порту: «Экипажу собраться на судно»

Р - «Мое судно не имеет хода»



Рис. 148 б
- отдельные знаки и приемы

С - «Мои машины работают полным ходом назад»

Т - «Не пересекайте моего курса»

У - «Вы идете к опасности.»

Ф - «Я не управляюсь. Держите связь со мной»

X - «У меня на борту лоцман»

Ц - «Да», утвердительный

Щ - «Мое судно не заражено»

Ь - «Прекратите свои действия, следите за мной»

Ы - «Я везу почту»

Б. Световая сигнализация

Световая сигнализация используется в темное время суток, когда другими средствами связи нельзя передать сообщение. Каждой букве русского алфавита присвоено определенное сочетание, состоящее из набора точек и тире, передаваемых прожектором, сигнальным прибором или клотиком.

Точка передается коротким нажатием ключа, замыкающего электрическую цепь. Тире должно быть в три раза продолжительнее точки.

При отсутствии электрического освещения сообщение можно передавать электрическим карманным фонарем или масляным фонарем, прикрывая свет ладонью руки или фуражкой.


Рис. 149. а - совмещение солнечного пятна; б - подача сигналов

К световой сигнализации относится также светосигнальное зеркало (гелиограф), которое представляет собой прибор, позволяющий подавать отраженные зеркалом лучи в виде световых сигналов на расстоянии до 20 миль. Основан этот прибор на наведении отражения солнечного диска («зайчика») на интересующий объект. Сигнальное зеркало состоит из двух скрепленных на шарнире металлических пластинок, поверхность одной из которых хромирована и отполирована. Пластинка имеет визирное отверстие. Для подачи сигналов зеркало следует держать в руке таким образом, чтобы в его визирное отверстие на верхней створке было видно судно или самолет, которым подается сигнал (рис. 149, а). Чтобы «зайчик» упал на цель и на судне или самолете заметили ваш сигнал, необходимо развернуть зеркало так, чтобы луч, прошедший через визирное отверстие и отраженный от нижней створки на внутреннюю поверхность верхней створки в виде светлого кружка, совпал с визирным отверстием (рис. 149,6).

Чтобы зеркало не упало в воду, оно должно иметь шнурок, который во время подачи сигналов надевают на шею.

Пиротехническая сигнализация или пиротехнические средства служат для подачи сигналов о местонахождении судна или при бедствии судна. Пиротехнические средства разделяются на дневные (густой оранжевый дым) и ночные (ярковидные звезды или пламя).

Шлюпочная парашютная ракета РБ-40Ш взлетает на высоту не менее 200 м, горит ярко-красным огнем и медленно опускается на парашюте. Продолжительность горения 35 сек. Дальность видимости сигнала 10-15 миль.

Ночной сигнальный патрон, обычно называемый «фальшфейер», при горении удерживается в руках и дает факел красного, голубого или белого огня.

Патроны соответственно обозначаются Ф-2К, Ф-2Г и Ф-2Б.

Фальшфейеры красного огня предназначаются для подачи сигналов бедствия, белого - для привлечения внимания, голубого - для вызова лоцмана. Время действия сигнала у патронов красного и голубого огня - не менее 60 сек., у белого - 30 сек. Дальность видимости 5 миль.

Фальшфейеры безопасны в обращении и не задуваются ветром.

Патрон сигнальный дневной при срабатывании выделяет оранжевый дым, который виден с дистанции 3-4 мили. Время горения патрона не менее 30 сек.

Эффективно применяются в светлое время суток плавающие дымовые шашки. Густой дым оранжевого цвета даже при ясной и тихой погоде виден не менее чем на 5 миль. Дымообразование происходит в течение 5 мин. и проходит без открытого пламени.

Пиротехнические патроны надежны, а подготовка к действию вышеупомянутых пиротехнических средств занимает не больше 7-10 сек.

Для подачи сигнала отвинчивается колпачок патрона и резким движением выдергивается кольцо со шнуром. Все патроны при подаче сигнала необходимо держать от себя по ветру.

К.визуальной сигнализации относятся и красители водной поверхности, хорошо видимые с самолета.

К красителям относятся пакеты с красителями - флоуресцеином или уранином марки «А», окрашивающие поверхность воды на площади до 50 м 2 в желто-зеленый цвет. Дальность видимости такого пятна с самолета достигает 15-20 км.

Не обязательно при плавании на открытых водных пространствах иметь все вышеуказанные средства пиротехнической сигнализации, но как минимум 1-2 средства из каждой из вышеперечисленных пиротехнических групп надо иметь на судне. Можно иметь одно средство, надежно заменяющее другое. Это необходимо для случая подачи сигнала бедствия. Во избежание пожара зажигать пиротехнические сигналы нужно только за бортом с подветренной стороны судна.

2. Звуковая сигнализация

На маломерных судах для подачи сигналов, привлечения внимания, указания своего места нахождения в тумане (плохой видимости), при отсутствии визуальной сигнализации применимы все виды автомобильных сигналов, свистки, сигнальные рожки, колокола. Дальность слышимости автомобильного сигнала 1 миля, рожка - 0,5 мили, свистка - в два раза дальше слышимости голоса, электрических, воздушных сирен и паровых гудков - 2 км.

Патрон сигнала бедствия П12 издает сигнальный звук, слышимый при тихой погоде на расстоянии не менее 5 миль.

3. Радиотехническая сигнализация

В качестве радиотехнического сигнального средства для подачи сигналов бедствия на маломерных судах применима аварийная переносная шлюпочная радиостанция «Шлюп» и аварийная самолетная радиостанция «Кедр-С», которые могут работать как от автоматического датчика сигналов тревоги и бедствия, так и от ручного ключа. Приемник радиостанции «Шлюп» имеет два диапазона волн: 400-550 кгц и 600-9000 кгц. Передачу сигналов можно вести на волнах с частотами 500, 6273 и 8364 кгц. Станция имеет форму цилиндра диаметром 280 мм, высотой 500 мм, весит 25 кг и питается от ручного генератора.

Радиостанция «Кедр-С» работает на частотах 500, 2232, 4465, 8928 и 13392 кгц. В комплект весом 25 кг входят два типа антенн. Питание осуществляется от сухих батарей.

В качестве радиотехнического сигнального средства для малых судов можно рекомендовать и аварийную переносную радиостанцию типа «Плот», предназначенную для подачи и приема телеграфных и телефонных сигналов вызова и бедствия, а также для приема сигналов в диапазонах средних (100-550 кгц), промежуточных (1605-2800 кгц) и коротких (6000-8000 кгц) волн. Имеется автоматический датчик сигнала тревоги.

Питается радиостанция от ручного генератора. Приемник может также работать от водоналивных батарей типа «Дымок», которые входят в снабжение спасательных средств. Радиостанция потребляет при передаче не более 35 вт, а при приеме не более 6 вт. Количество потребляемой электроэнергии от водоналивных батарей при приеме не превышает 1,5 вт.

«Плот» весит 23 кг, имеет размеры 270X300X415 мм и может работать с 6-метровой телескопической антенной, 9-метровой мачтовой и 100-метровой, запускаемой при помощи коробчатого змея.

Радиолокационные пассивные отражатели, установленные на парусных, гребных, деревянных, пластмассовых лодках, также относятся к средствам сигнализации, по которым судоводители судов, где установлены судовые радиолокационные станции, обнаруживают маломерные суда. Установка пассивных радиолокационных отражателей необходима для своевременного обнаружения маломерного судна судами большого флота как на открытых водных пространствах, так и на внутренних водных путях. Известно много случаев, когда своевременное обнаружение маломерного судна при плохой видимости и в тумане предупреждало столкновение мелких судов с крупными при изменении последним своего курса.

Наличие пассивных радиолокационных отражателей на маломерных судах имеет решающее значение в спасательных операциях по розыску судов, унесенных в море.

Пассивный радиолокационный отражатель состоит из трех металлических точно взаимно перпендикулярных дисков диаметром 240 мм и толщиной 1 мм. К одному из дисков прикрепляется стальная трубка диаметром 50 мм и длиной 130 мм. Она насаживается на деревянный двухметровый шток, который вместе с отражателем устанавливается вертикально на мачте.

Статьи по теме: