Как в домашних условиях отреставрировать старую мебель. Окрашивание мебели с подтеками, модерн и роспись красками. Частичное обновление мебели

Реставрация мебели своими руками – это не только увлекательно. И не столько. Один из главных принципов идеологии потребительского общества выражается очень просто: 1,7-2,5 гарантийных срока, и на свалку. Оборот, занятость. Ах да, экология. То есть, не свалка, а утилизация. Что еще некоторое количество оборота и занятости. А рядовому потребителю, ради которого вроде все и крутится – покупай, покупай, покупай! Денег нет – кредитуйся, кредитуйся, кредитуйся! От 1/3 до 3/4, по разным оценкам, интеллектуального потенциала разработчиков в мире трудится неустанно ради того, чтобы вещь, не дай босс, не прослужила слишком долго. И мебели это тоже касается.

Старые же мастера-мебельщики работали, зная, что вещь покупается на поколения. Их эстетика и художественный вкус отрабатывались столетиями и поэтому органически принимают в себя и веяния современности. Потому и старая мебель стремительно растет в цене. Обновить старую мебель – не только сэкономить много денег и придать изысканность жилищу. В мебели прочно держится связь времен, и в отношениях людей, окруженных возрожденной мебелью, психологи отмечают на порядок меньше проблем, чем у любителей регулярно обновляться.

О душе мастера

Каждый мастер вкладывает в свои изделия частичку души – это не метафора. Формой, фактурой, рельефом, рисунком своих изделий толковый мастер что-то да говорит, что-то да выражает. Он не бука и не ригорист; в наши дни он нашел бы достойное применение и декупажу, и акрилу с силиконом, и граффити из баллончика. Но, прежде чем браться за обновление мебели с декорированием, спросите себя: а насколько вы понимаете этот язык? Что он хотел сказать? Уместно ли будет ваше к этому дополнение?

Внимание – раз!

Прежде всего нужно разобраться, а не попал ли к вам антиквариат? Тогда – НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЕМ ДО ЕГО ОЦЕНКИ. Музеи и коллекционеры поручают реставрацию только доверенным мастерам, и любая самодеятельность дилетантов снижает стоимость вещи в десятки, сотни раз, вплоть до нуля.

Как определить, не портя предмет, антикварная мебель это или нет? По трем признакам: клеймо, углы, размеры крепежа. Очень важно: снимать крепежные детали нужно отверткой под шлиц, не слишком узкой или широкой, с ровным, но со слегка слизанными углами жалом. Его дополнительно нужно обернуть алюминиевой фольгой, чтобы не поцарапать патину на металле, это тоже резко снижает ценность.

Прежде всего вынимаем все ящики и осматриваем их углы. Скругленность без задиров – признак старины. Теперь ищем клейма.

Клеймо нужно искать на задней стенке, исподе столешницы и днище. Пыль и паутину аккуратно снимают мягкой кистью или пылесосом. Если виден хоть кусочек старого клейма, идем дальше. Проверяем также ящики – есть клейма на их днищах, и они совпадают с основным – повезло, уже можно звать оценщика.

Крепеж – винты, шурупы, уголки – внимательно осматриваем. Резьба нестандартная, шаг и профиль плавают – значит, старая; нарезалась вручную или на примитивном станке с ножным или лучковым приводом.

Также промеряем штангелем диаметры тел винтов и толщину металла уголков. Крепеж машинного изготовления будет один-в-один, а старый, ручной работы, вряд ли будет выдержан с точностью выше 0,2-0,25 мм.

Внимание – два!

Случай из жизни – умерла бабушка; решили избавиться от ее старого мебельного гарнитура. Явно не антикварного, советского, из ДВП. Хозяин подумал: а ведь самоклейки тогда не было? Чем же тогда эта мебель отфанерована? Почистили кусочек, как описано далее. Оказалось – снаружи ценнейший шпон карельской березы, а изнутри – тоже очень ценный «белого кубинского кедра», альбинии, из которого делают хумидоры, сигарные ящики.

Тогда мебель разобрали на пласти (щиты), смывкой СМ-1 сняли лак. Затем, подогревая бытовым феном, приостенным широким шпателем, не дыша, отделили листы шпона. Остатки клея отлично сняла та же СМ-1. После этого шпон сбрызнули из пульверизатора и высушили под гнетом, проложив чисто белой плотной туалетной бумагой.

Далее месяца три ушло на поиски непосредственного добросовестного покупателя: как оказалось, вокруг старой мебели перекупщиков роится что мух на бойне. Но! В итоге вырученной только за шпон суммы с большой лихвой хватило на полную новую меблировку квартиры.

Ремонт и реставрация

Полный ремонт мебели с обновлением и новым декором включает в себя следующие этапы:

  • Акклиматизация;
  • Разборка;
  • Чистка и помывка;
  • Ревизия поверхности;
  • Устранение дефектов лака или его смывка, в зависимости от его состояния и дальнейших намерений;
  • Устранение дефектов древесины;
  • Переборка и усиление креплений;
  • Фанеровка;
  • Прокраска и грунтовка древесины;
  • Покраска и/или роспись поверхности дерева;
  • Поверхностное декорирование;
  • Состаривание;
  • Защитная лакировка;
  • Полировка;
  • Обтяжка сидений, подушек, подлокотников, если ремонтируется мягкая мебель;
  • Сборка.

Примечание: обивка и другая мягкая декоративная обшивка мебели относятся к поверхностной декорации.

Все указанные работы вполне могут быть выполнены в домашних условиях. Но прежде чем описывать рабочие операции, дадим сводку по инструментам и материалам, чтобы в дальнейшем не разбрасываться и не отвлекаться.

Как быть со столом?

Камень преткновения при реставрации стола – вовсе не столешница, как может показаться: она легко отмывается и чистится составами, описанными ниже. Главная проблема – низ ножек, они и запачканы, и побиты, и мокли больше всего. Тут потребуется снятие фанеровки, лечение дерева, восстановление формы ножек жидким деревом и надежное усиление их креплений, это один из самых нагруженных узлов мебели.

Вместе с тем, низ ножек не на виду и мелкие огрехи в работе не бросятся в глаза. Поэтому реставрация стола – самое подходящее начало для мебельщика-любителя. Опытные мастера и отдают столы в работу ученикам.

Инструмент

Из инструмента для работы по мебели вам понадобятся:

  1. Дрель с набором сверл по дереву.
  2. Набор стамесок от 4 до 40 мм.
  3. Торцевой рубанок (отборник, шерхебель).
  4. Несколько струбцин.
  5. Киянка.
  6. Столярный молоток с гвоздодером.
  7. Чеканочный молоток (со сферическим обухом).
  8. Набор плоских и крестовых отверток.
  9. Ручной и электролобзики; можно обойтись одним ручным.
  10. Лучковая пила или ножовка по металлу – для чистого ручного реза дерева.
  11. Монтажный нож.
  12. Сапожный нож-косячок.
  13. Слесарные линейка и угольник.
  14. Утюг и бытовой фен.
  15. Пассатижи, большие или средние и малые.
  16. Круглогубцы.
  17. Мебельный степлер и скобы 20-30 мм к нему.
  18. Обтянутый фетром или войлоком ровный деревянный брусок под наждачку или абразивную сетку.
  19. Двухслойная кухонная губка.
  20. Драчевый напильник и рашпиль.
  21. Ножницы и швейные принадлежности.
  22. Лощило – кусок войлока, суконки или сыромятной кожи.
  23. Паста ГОИ.
  24. Художественные кисти, круглые и плоские. Колонковые или беличьи – не обязательно, пойдут самые простые, из щетины бычьего уха.

Смеси и составы

Реставрация старой мебели предполагает, что все работы производятся по оригинальной технологии. Однако для себя, если мебель – не антиквариат на продажу, вполне можно использовать и современные, достаточно хорошо проверенные материалы. В частности, столярный клей с успехом заменяется ПВА; его хвалят даже такие привереды, как букинисты. Убежденным ретроградам приводим все же схему клееварки, см. рис.: , заваренный на газу, высоким качеством не отличается.

Также и помывку лучше делать моющими средствами для посуды: их химическая реакция нейтральна. Не вызывает сомнений и пригодность для мебели акрилового лака, тем более, что его можно полировать любым автомобильным полиролем. Сложный рельеф промывают мягкой зубной щеткой из натурального волоса.

Но с составами, содержащими органические растворители, нужно быть осторожнее. Они если и не портят материал, то дают временный эффект: глянцевая поверхность скоро опять тускнеет. Поэтому далее мы приводим рецепты на разные случаи (которые будут рассмотрены ниже), проверенные на опыте.

Примечание : если состав содержит этиловый спирт, керосин, уксус, нашатырный спирт и др. химически активные вещества, то его действие предварительно нужно проверить на каком-то незначащем участке – торце пласти и внутреннем угле.

Мебельный воск (ваксу) разных цветов самому можно сделать из расплавленного белого пчелиного воска, влив в него также расплавленные измельченные грифели цветных карандашей; цвета можно смешивать. Помимо точного подбора тона, способ еще и экономичен: материал приготовляется порциями по мере потребности. Другое преимущество – используя как добавку белый грифель, можно в широких пределах варьировать консистенцию смеси, сохраняя тон.

Затирки для трещин на лаке

Рецепт 1 – парафин и цветной мебельный воск 1:1. Состав, подобранный по тону, втирают в трещинки лощилом, до прогревания от трения. Остатки удаляют безворсовой (старой и хорошо простиранной) ветошью, смоченной керосином или скипидаром. Годится и для затирки мелких трещин в дереве.

Рецепт 2, для мелких царапин – льняное или репейное масло и этиловый спирт 1:1. Наносят тампоном из белой фланели или байки; по высыхании полируют чистой сухой суконкой.

Пятновыводители и очистители

Для крашеных столешниц – сначала протирка раствором пищевой соды. По высыхании – очистка от налета сухой ветошью. Затем – протирка водным раствором нашатырного спирта (2 ч. л. на литр теплой воды).

Лакировка очищается тампоном, смоченным в растворе моющего для посуды, а затем протиркой смоченным в чистой воде тампоном. Для сильно загрязненных поверхностей после протирки с моющим нужно выждать 1-2 часа, накрыв поверхность слегка влажной тряпкой. Если после очистки поверхность окажется тусклой, ее натирают тампоном, еле смоченным растительным маслом.

Для захватанных и покрытых кухонным чадом поверхностей – натереть тальком, смахнуть его ветошью. Затем вымыть теплой водой с нашатырным спиртом, как указано выше. Второй способ – протереть грубым сукном, смоченным горячим пивом. И способ, совершенно безопасный для любой полировки – завернутый в чистую тряпочку влажный спитой чай. Тампоном протирают поверхность до очистки, а затем сухой ветошью вытирают начисто.

Для брызг от побелки и водоэмульсионной краски – на стакан винного уксуса 2-3 капли оливкового масла. Смывают легкими движениями пропитанного смесью тампона.

Для белых пятен от воды – пятно посыпают мукой, а затем протирают до исчезновения тампоном, еле смоченным оливковым, пальмовым, кукурузным или подсолнечным рафинированным маслом. Заполировывают бархоткой.

Для белых пятен от горячего – втирают смесь 1:1 парафина с воском нужного тона, накрывают промокашкой и проглаживают утюгом. Полируют суконкой или войлоком. Если лак прожжен не глубоко, не вспучился, не приобрел заметную зернистость, то пятно присыпают поваренной солью, капают на нее 3-5 капель растительного масла и выдерживают 2-3 часа. Затем смесь смахивают и трут суконкой круговыми движениями до исчезновения пятна. Напоследок, растворив в кипящем пиве кусочек цветного воска, суконкой втирают горячую смесь до восстановления тона.

Очистители древесины

Древесина большинства пород с поверхности хорошо очищается смесью: оливковое или льняное масло, денатурат (именно денатурированный спирт!), скипидар и осветленный лимонный сок в равных долях. Дуб хорошо чистится горячим пивом.

Примечания:

  1. Существует много рецептов поверхностных очистителей древесины. Важно знать, что любые из них с уксусом сразу портят красное дерево.
  2. Эффективное средство очистки дерева и маскировки мелких дефектов – натирка зеленой кожурой грецкого ореха. Повышается также стойкость древесины к гнили и вредителям за счет насыщения поверхностного слоя танином. Но кожура сильно подкрашивает древесину, так что обработка отдельных участков почти никогда не возможна.

Мебель плетеную, тростниковую и ротанговую моют и очищают теплой водой с нашатырным спиртом. Удобна для этого флейцевая кисть из натурального волоса б/у, т.е. мягкая, или мягкая зубная щетка, но тоже из натуральной щетины.

Полироли

Полироль заполняет микротрещины лака и поры древесины, благодаря чему поверхность мебели остается глянцевой и массив дерева предохраняется от порчи. Самые распространенные полироли – на основе воска и растворителя: спирта, скипидара, бытового (не топливного) бензина. Для лакированной мебели подходят автомобильные полироли. Срок годности полиролей ограничен, поэтому приводим два рецепта для самостоятельного приготовления мелкими порциями.

Рецепт 3 : пчелиный (можно цветной) воск – 40% по весу; бензин или скипидар – 60%. Отмеривать ингредиенты нужно по весу, не по объему!

Рецепт 4: церезин (несколько хуже – парафин, не стеарин) – 55%; канифоль сосновая – 5%; бензин – 40%

Оба состава нужно втирать в мебель, и они требуют регулярного применения: если бросить регулярный уход, мебель в течение нескольких месяцев тускнеет. Поэтому приведем еще два рецепта без органических растворителей, пригодных и для лака, и для открытой древесины. Этими составами мебель можно просто обрызгивать из пульверизатора или наносить чистой ветошью без втирания, и особой регулярности ухода не требуется. Но поверхность мебели должна быть чистой, иначе грязь въестся вглубь.

Рецепт 5 , для старой пересохшей древесины: четверть стакана оливкового или пальмового масла и 2 ст. л. ложки осветленного лимонного сока. Для запаха можно добавить 2-10 капель эфирного масла (хвойного, цитрусового и т.п.) или парфюмерной отдушки.

Рецепт 6 , для свежей древесины, восприимчивой к загрязнениям: четверть стакана осветленного лимонного сока и 1 ч. л. оливкового масла. Отдушки добавлять нежелательно, они могут реагировать с активными компонентами молодой древесины.

Краски

Покраска мебели плотным слоем производится масляными красками или акриловыми эмалями. Нитро-, глифталевые и пентафталевые краски для домашней мебели мало пригодны: они очень глубоко проникают в дерево, расход краски оказывается высок, а ее полное удаление – невозможным. Но для дачной и садовой мебели этот недостаток может оказаться достоинством. Под масляную краску поверхность грунтуют олифой, а под акриловую – водно-полимерной эмульсией.

Для окраски с подчеркиванием фактуры дерева используют морилки и протравы. Морилки выпускаются всех цветов радуги и проникают в дерево неглубоко, на 0,3-0,5 мм, так что потом окрашенный слой можно снять шкуркой. Но окраска морилками выглядит несколько неестественно; видно, что крашеное.

Протравы проникают в дерево на несколько мм и дают натуральный вид окрашенного, т.к. окраска достигается за счет взаимодействия протравы с содержащимися в древесине дубителями. Поэтому протравами можно красить далеко не всякое дерево, а лишь содержащее ощутимые количества танина. Из отечественных пород – дуб отлично воспринимает протраву, а с березой лучше и не пытаться. С любыми другими – нужна пробная покраска небольшого участка, т.к. содержание дубителей зависит от времени выдержки дерева.

Мебельные ткани

Лицевые

Перетяжка мебели своими руками требует особо внимательного выбора ткани. Дело не в ее виде, подойдут традиционные жаккард, гобелен, велюр, флок, куртизан и шинилл; плательные ткани абсолютно не годятся – плохо тянутся, быстро протрутся. Дело в рисунке – начинающему мебельщику можно порекомендовать только мелкий не очень контрастный.

Во-первых, рисунок на сиденье и спинке должен быть согласован – уехавшая в сторону полоса или сдвинутые половинки цветка сразу испортят весь вид. Дорогую ткань придется покупать с запасом в 15-20% на совмещение узора, и нет никакой гарантии, что, завершив работу, не придется понять, что всю обивку нужно менять.

Это затруднение еще можно обойти, применив способ дополняющей ткани. Например, если обивка спинки кресла будет зеленый жаккард с крупными листьями, то на сиденье можно пустить сходный по тону велюр или гобелен со струйчатым рисунком. Дескать, внизу травка, а уж выше – листочки.

Однако перетяжка мебели недаром так называется: без утягивания ткани никак не обойтись. А тогда потянется и рисунок, и на крупном рисунке искажение контуров будет о-о-очень заметно. Обтяжка мебели с согласованием узора – тонкое искусство, и сразу не получалась даже у знаменитых мастеров. Поэтому первый мебельный блин лучше делать с мелким неярким рисунком или вовсе однотонным.

Изнаночные и подкладочные

На изнанку, подкладку мебельной обивки идут льняной холст или джутовая мешковина. Синтетика, сизаль и пр. скользкие ткани совершенно непригодны: обивка на них скоро поедет, а диван обтянуть – не пальто починить. Пенька также не годится: хоть и шершавая, но быстро истирается и при этом пылит.

О швах

Без швейных работ можно обойтись только при обивке простого стула, да и тут может потребоваться вставка в сиденье или спинку. Цепочечные швы, которые дают большинство швейных машин, для мебели не подходят: как только истирание такого шва достигнет определенной степени, он сам по себе распускается.

Мебельную обшивку шьют парусными швами, но предназначенные для них машинки с пневмо- или электрорапирным механизмом передачи нити стоят дорого. Однако простейший парусный шов, схема которого приведена на рисунке, легко вести вручную. Если шьют суровой ниткой или дратвой, петлю вытаскивают на лицо тонким стальным вязальным крючком. Для ручного шитья тонкой ниткой пригодна игла для швейной машинки в любой подходящей оправке; тогда петлю оставляют на изнанке. Второй ходовой конец нити в любом случае заправляют в обычную иглу и ею продевают в петлю.

Каждый стежок подтягивают попеременно с лица и с изнанки, чтобы нить ушла в ткань, а перехлест был в ее толще. Если нить закончилась, ее концы с изнанки связывают прямым узлом, а продолжение шва ведут с перехватом в 2-3 стежка.

Примечание: знаменитая джинсовая «восьмерка» – самый сложный и совершенный из парусных швов. Леви Страусс, надумав шить рабочие штаны из генуэзской (Jenuis) парусины, которой на рынке в эпоху смены парусников пароходами было хоть завались, позаимствовал у моряков и шов. Так что, если у вас есть машинка с восьмеркой – в добрый час!

Поролон и синтепон

Набивку мебели конским волосом уже почти не делают даже для эксклюзива; ватин и войлок также отживают свое – современные синтетические материалы превосходят их по всем параметрам. Если они надлежащего качества, разумеется.

Поролон делится на марки по плотности (она же – удельный вес в кг/куб.м), обозначаемые двумя цифрами: 20, 35, 45 и т.п. От марки зависит и упругость, что важно для набивки. Проверяют качество поролона, сжав его до предела пальцами: пригодный, если отпустить, сразу отстреливает до ровного, а плохой постепенно распрямляется, и может остаться вмятина. Кстати, негодный для мебели поролон может оказаться отличным утеплителем или фильтром.

Мебельный синтепон должен быть чисто белым и цельным, во-первых. Лоскутной цветной, скорее всего, изготовлен из отходов; возможно, токсичных. Во-вторых, мат синтепона должен быть достаточно прочным, не расползаться при натяжении руками с небольшим усилием как вдоль, так и поперек волокон.

Приступаем к работе

О фанере

Некоторая переделка может понадобиться для основы сидений стульев, днищ и боковин ящиков. Мебельщики для этих деталей используют фанеру с тех пор, как она появилась, и не зря: для деталей не декоративных, но нагруженных, фанера незаменима.

Старая фанера часто оказывается расслоившейся, и тогда возникает соблазн: ради «настоящести» заменить ее доской. Для днищ – не нужно. Они не на виду, а современная фанера марок ФБ, ФК, ФСФ или БС выдержит больше и продержится дольше, чем массив самых прочных пород дерева той же толщины. Ну, а боковины ящиков – иное дело. Они видны, мало нагружены, и ради декоративности их вполне можно сделать дощатыми.

Жидкое дерево

Для заделки широких щелей и выбоин придется применить жидкое дерево. Лучшее – самодельное акриловое: на 1 часть смолы с отвердителем 3-4 части опилок. Просеянные и отсортированные опилки множества оттенков и сортов продаются в строительных магазинах.

Жидкое дерево на эпоксидке меняет тон древесины и со временем становится очень хрупким. Что же касается очень дешевого и удобного в работе силикатного (на жидком стекле) жидкого дерева, то оно годится только лишь бы наскоро залатать: жидкое стекло – это всем известный силикатный клей, непрочный и не водостойкий.

Акклиматизация

Доставленную к месту работы мебель нужно выдержать в новом микроклимате дня 3-4, а лучше – неделю, иначе она прямо во время работы может начать трескаться и коробиться. На второй день нужно вынуть и сложить отдельно все ящики. Температура в помещении – 18-24 градуса; влажность – до 75%. Прямых солнечных лучей или потоков теплого воздуха на мебель попадать не должно.

Разборка

Примечание: декоративная мягкая обшивка мебели нередко оказывается очень ценной, особенно если сохранились оригинальные обойные гвозди. Поэтому снимать ее нужно прежде всего и очень аккуратно. Весьма желательно проконсультироваться с антикваром-мебельщиком по поводу ее дальнейшей судьбы и способов очистки.

Винты и шурупы

Резьбовые соединения разбирают как обычно: отвертками, ключами, пассатижами. Главное условие – никакого упора на дерево. Если отвертка так и норовит выскользнуть или винт проворачивается, приглядитесь, где и как придержать его тело пассатижами, утконосами или круглогубцами. Если вовсе засел – нужно подпустить каплю-две веретенки или часового масла, выждать полчаса-час и попробовать снова. В общем, терпение и смекалка.

Если вместе с винтом вылезло из рассохшейся древесины и намертво прикипевшее резьбовое гнездо под него – не беда, далее мы расскажем, как его потом посадить на место, чтобы было крепче нового. И винт кусать или пилить не торопитесь: капните тормозной жидкости или керосина, зажмите головку малыми пассатижами, гнездо – большими, и резким рывком двух рук в разные стороны сорвите схватившуюся резьбу.

Гвозди

Перво-наперво осмотрите тыльную сторону соединения. Если гвоздь загнут, подденьте плоской отверткой, разогните пассатижами и подбейте по острию молотком, чтобы вылезла шляпка. Прикипел – веретенка или машинное масло. Показалась шляпка – осторожно тянем пассатижами; гвоздодер помнет дерево. Обойные гвозди нужно, вытаскивая, прихватывать под шляпкой за стержень, иначе декоративная шляпка может сорваться.

Если же гвоздь забит вглухую, то пробуем покачать и потянуть скрепленные им детали, чтобы, опять же, вылезла шляпка. Тут опять поможет масло. Вдруг шляпка уходит в дерево – внимание, стоп! Аккуратно ее высверливаем, снимаем верхнюю деталь со стержня, и с маслом вытаскиваем самый стержень.

Клей

Все старые столярные клеи спирторастворимы. Чтобы разнять клеевое соединение, прокапываем его по контуру спиртом через 2-3 см и накрываем или оборачиваем пленкой или пергаментной бумагой. Через 10-30 мин. можно попробовать разнять, или повторить процедуру. Особенно осторожно нужно снимать деревянный декор: он больше всего пересыхает.

Для разнятия клееных соединений очень удобен монтажный нож с сегментированным лезвием: при слишком сильном нажиме сегмент отламывается, но дерево остается целым, а очень тонкое лезвие можно просунуть практически в любую щель. Заклеенные в пазы днища понемногу, с торца, поддевают узкой стамеской.

Бобышки

Потайные соединения на глухих деревянных бобышках – нагелях, по-морскому – бывают простыми, расклиненными или проклеенными. Простое и разнимается просто. Клееное прокапывается спиртом, и детали потихоньку растаскиваются. Если нагель расклинен, детали сначала чуть разойдутся, но дальше не пойдут. Тогда нагель нужно просто перепилить электролобзиком или перерезать тем же монтажным ножом. Как посадить новые нагели, будет описано далее.

Усы и шипы

Соединения на ус и в шип, если они не совсем рассохлись, лучше оставить как есть, промазав пазы жидким деревом. Если же нужна разборка соединения на ус, сначала смотрим, не подкреплено ли оно гвоздем или нагелем. Гвоздь выдергивают, нагель высверливают или перепиливают. Шиповое соединение типа ласточкин хвост разнимают, разворачивая детали, как книжку. Клееные соединения размачивают спиртом, как описано.

Очистка

Паутину и пыль удаляем пылесосом; остатки смахиваем мягкой щеткой. Матерчатую обивку пылесосим и проходимся по ней новой сапожной щеткой, обернутой х/б тканью. Рвать и выбрасывать не нужно: нам ведь понадобится шаблон для новой обивки. Кроме того, старая после стирки с химчисткой вполне еще может вернуться на место и долго прослужить, а новые мебельные ткани дороги. Если же мы реставрируем мебель, то, глядишь, и обивка ее окажется ценной: с ручной вышивкой, гобеленом и т.п.

Дверцы, пласти и внутренние детали моем тампоном, смоченным в растворе моющего для посуды, уложив их в горизонтальное положение. Затем также тампоном протираем теплой водой и бумажным полотенцем или туалетной бумагой вытираем насухо. Застарелая грязь сразу не сойдет, поэтому моющее смывать нужно не сразу, а через 5-20 мин, и повторять процедуру до чистого лака или дерева.

Ревизия, дочистка, смывка

Следующий этап – осмотр поверхности. Вполне может оказаться, что, после устранения мелких дефектов (пятен, трещинок) и очистки дерева составами, описанными выше, новая полировка и лакировка не понадобятся: традиционные технологии были рассчитаны на века. Работу это облегчит, расходов убавит, а вот ценности мебели, наоборот, прибавит. Но с таком случае придется быть особо внимательным на дальнейших этапах, чтобы не испортить оригинальное покрытие.

Совет: если мебель не лакирована и после всех очистительных процедур дерево кажется грязноватым, попробуйте его навощить воском в пиве, как дуб.

Если же лак никуда не годится и его нужно смывать, то делать это лучше нетоксичными поверхностно-активными (ПАВ) смывками типа СМ-1 или СМ-2. Лучший способ – жидкой смывкой в горизонтальном положении: на покрытии нацарапывают сетку с шагом 20-30 мм и наносят смывку. Обычные лаки снимаются пластом сразу, для акрилового нужно дать выдержку в полчаса, накрыв деталь пленкой. Снимают лак шпателем с притупленными гладкими углами, чтобы не поцарапать дерево. Процедуру можно повторять. Гелевые смывки пригодны для использования в вертикальном положении поверхности, но дороже и действуют не так равномерно.

Примечание: зачистку дерева шкуркой на деревянном бруске нужно отложить на крайний случай – и дерево съедается, и зеркально-ровной поверхности не будет.

Дефекты дерева

Большинство обнаружившихся на чистой поверхности дефектов дерева можно устранить своими руками:

  • Мелкие трещины затираются цветным воском после пропаривания.
  • Сколы и выбоины заполняются жидким деревом.
  • Следы гнили и деятельности вредителей выскребаются стамеской, о и заполняются жидким деревом.

Цель пропаривания – размягчить и разогреть дерево, тогда затирка как следует его пропитает; мелкие трещинки могут сойтись и склеиться сами собой. Для пропаривания идеально подходит бытовой парогенератор типа Vaporone, но стоит он немало и для чего-то еще, как бы его ни рекламировали, пригоден мало.

В домашних условиях неплохо пропаривать обычным чайником с плотной крышкой на электроплитке. Воды в него наливают немного, чтобы не закрывала сливные отверстия внутри, а на носик натягивают шланг из термостойкой резины или медицинский силиконовый, тоже термостойкий. После пропаривания обрабатываемый участок сушат бытовым феном и, пока не остыл, затирают воском. Остатки ваксы убирают тампоном, смоченным скипидаром.

«Травянки» на основе медного купороса, биоциды старых времен, токсичны и портят дерево. Ныне в продаже имеется широкий выбор биопрепаратов против гнили, плесени, жучка и комплексных. Большинство из них применяется однократно, но прежде шилом следует проверить степень поражения древесины: несколько дырочек с булавочную головку на поверхности могут вести в целый лабиринт ходов древоточца, из-за которых доску можно и пальцем проткнуть.

О старой фанеровке

Перед тем как браться за крепления, нужно определить, имеет ли ценность старая фанеровка и, если да, снять ее. Процедура снятия и выравнивания описана в начале статьи.

Крепления

Усиление креплений сводится чаще всего к рассверливанию имеющихся гнезд или отверстий от старого крепежа, а затем к установке в них новых нагелей из твердого стойкого дерева (дуб, самшит, кизил, акация, рябина) на клее ПВА – его предварительно закапывают в лунку – и клиньях, см. рис. Такой нагель сядет намертво на долгие десятилетия, нужно только, чтобы клинышек был ориентирован поперек волокон основы, см. рис. справа.

Примечание: если гнездо в торце пласти разбито, а доска расщеплена, сколы промазывают ПВА, сжимают пласть струбциной через фанерные прокладки, и только после полного высыхания ставят нагель.

Если нагель будет бобышкой, то его оставляют выступающим, а перед сборкой наживляют ответный клинышек; клинышки делают тоже их твердого дерева или стеклотекстолита 0,5-1 мм. Если же нагель пойдет под саморез или гнездо винта, то его срезают заподлицо и проходят шерхебелем.

Отверстия под саморезы и гнезда лучше просверлить сразу. Под гнезда – по диаметру их тел и глубиной по высоте. Под саморезы – диаметром в 2/3 тела самореза без резьбы и глубиной тоже в 2/3 длины его резьбовой части.

Примечание: этот способ усиления креплений пригоден также для венских стульев и других ажурных конструкций, но без подклинивания – нагели придется брать очень мелкие.

Совсем рассохшиеся усы и шипы (кроме ласточкина хвоста) подклеивают прокладками из тонкой фанеры или шпона на ПВА. Технология склеивания – обычная для дерева:

  1. Детали пропитывают водно-полимерной эмульсией и сушат феном 10-20 мин.
  2. Обе поверхности смазывают ПВА и дают ему просохнуть сутки-двое, до полного высыхания.
  3. На одну из поверхностей наносят ПВА, подсушивают до плотного отлипа (обычно 10-25 мин).
  4. Поверхности складывают и сжимают струбциной или гнетом; в пазы шипов и усов загоняют клинья, проложив полиэтилен, чтобы не приклеились.
  5. Сушат сутки, и готово.

Фанеровка

Высококачественная фанеровка делается в два слоя: испод из лущеного шпона деловой древесины и лицо – из строганного шпона ценных пород. К сожалению, при отслоении фанеровки оба слоя чаще всего сходят вместе, и их приходится разделять, а для этого нужно снять фанеровку со всей пласти и фанеровать ее заново.

Старый клей снимается ПАВ смывкой, но вот наклеивание имеет особенности:

  • Наложив лист испода для окончательного приклеивания, п. 4 в пред. списке, тут же выглаживают пузыри горячим чеканочным молотком: большие и удлиненные бойком, а мелкие округлые – обухом.
  • Выглаживают под 45 градусов относительно волокон шпона елочкой, т.е. попеременно в разных направлениях.
  • Как только пузыри спадутся, всю поверхность проглаживают горячим утюгом.
  • Пласть накрывают полиэтиленом, накладывают лист толстой ровной фанеры и сушат не менее 3-4 дней под тяжелым гнетом.
  • Если после просушки обнаружатся пузыри, впрыскивают в них шприцем эмульсию ПВА и повторяют выглаживание.
  • Точно так же наклеивают лицевой лист.

Примечание: выглаживать по-холодному бессмысленно – суть выглаживания не в ускорении высыхания клея, а в размягчении древесины.

Грунтовка и прокраска

Под масляные краски и лаки грунтуют олифой, разогретой до 60-70 градусов на водяной бане. Под другие лакокрасочные покрытия – ею же или водно-полимерной эмульсией комнатной температуры. Под вощение (см. далее) грунтовки не требуется; грунтовка под хохломскую роспись описана в соотв. разделе.

Прокраску для подчеркивания фактуры дерева делают морилкой или протравой; то и другое – по инструкции изготовителя. Анилиновые морилки разводят в воде при 70-80 градусов. Для яркости в готовый к употреблению раствор вводят несколько капель спирта.

Видео: смывка и покраска старого стула

Покраска и роспись

Покраска и художественная роспись мебели производятся масляными, гуашевыми или анилиновыми красками по соответствующей технологии и по грунту, описанному выше. Следует учесть, что гуашь и анилин не дадут на дереве плотного слоя, как и морилка; их чаще всего наносят на фон из масляной или клеевой краски.

Для мебели пригодна любая из традиционных русских техник: хохломская, городецкая, полхов-майданская. Разумеется, сюжеты совсем не обязательно брать исконно-мифологические; эти техники дают долговечную стойкую роспись, пригодную для покрытия лаком. Однако хохлома, самая совершенная и изысканная (см. рис), пишется особо:

  • Пласть покрывают очень жидко замешанной жирной глиной.
  • Обильно грунтуют горячей олифой.
  • Втирают фон – бронзовую, алюминиевую пудру или белила.
  • Расписывают масляными или яичными красками
  • Просохшую роспись покрывают олифой.
  • Запекают роспись при 110-120 градусов, до золотистого тона олифы.

Декор и состаривание

Поверхностное декорирование мебели, кроме художественной росписи,включает в себя следующие основные разновидности:

  1. Вощение.
  2. Декоративная обивка.
  3. Деревянная инкрустация.
  4. Резьба по дереву.
  5. Аппликации.

О резьбе говорить не будем, это отдельный и сложный предмет. Разберем то, что возможно новичку дома.

Вощение

Регулярное вощение оголенной древесины придает ей весьма изысканный облик. Выпускаются в широком ассортименте восковые мастики для мебели; пригодна для этой цели и любая политура с воском из описанных выше. Но вощить нужно регулярно, иначе мебель скоро потускнеет, и восстановить мягкость и теплоту тона поверхности будет трудно.

Декоративная обивка

Штофом или гобеленами мебель нынче не обивают: они пылятся, пачкаются, требуют тщательного ухода. Но зато теперь есть такой замечательный материал, как линкруста, изобретенная автором линолеума Фредериком Уолтоном.

Линкруста – это мягкий легкий линолеум, не пригодный для настила пола, но держащийся на вертикальных поверхностях. Линкруста выпускается рулонами белого цвета с тисненым рисунком, вплоть до многофигурных художественных сцен. Линкруста крепко садится на клей, и на нее прекрасно ложится краска. Используя технику патинирования мебели (см. ниже), можно получить покрытие, которое не отвергли бы и в Версале времен Людовика XIV, см. рис.

Инкрустация

Настоящая деревянная инкрустация – интарсия – для самостоятельного исполнения недоступна. Но ее может с успехом заменить мозаика из дерева – маркетри. Делают маркетри так:

  • На листе бумаги на ПВА из кусочков шпона, возможно, подкрашенного морилкой, собирают В ЗЕРКАЛЬНОМ ОТРАЖЕНИИ рисунок.
  • По высыхании клея рисунок переворачивают бумагой кверху и наклеивают на пласть, как фанеровку.
  • Бумагу со слоем клея снимают мелкой, 220-240 номер, шкуркой на бруске.
  • Весь маркетри покрывают защитным лаком.

Аппликации

Самая простая и доступная из аппликаций по дереву – декупаж. Готовых наборов продается множество, да и техника проста: фрагменты из цветной бумаги наклеивают на основу ПВА или акрилом и затем покрывают лаком.

Состаривание

Многие желают состарить свою мебель. Основных способов два: кракелюр и патинирование. Патинирование мебели – совсем не создание искусственной патины на металле; его используют не только для состаривания, но и для поверхностного декорирования в прованском стиле, см. рис. справа. Нужно знать, что кракелюр на патинированной мебели вряд ли когда уместен: патинируют чаще всего под металл, а кто где когда видел бронзу или серебро в сетке мелких трещин? Но перейдем к технике.

Кракелюр

Кракелюр на мебели делается тем же самым лаком краке, что и на живописи или венецианской штукатурке. Краке наносят на схватившуюся, но еще влажную, дающую легкий отлип краску. Застывая, краке стягивается, тянет за собой еще мягкую краску, и на ней образуется сетка мелких трещин. Кракелюр можно покрывать защитным лаком.

Мебельная патина

Патинирование мебели – это последовательное нанесение на нее все съеживающихся слоев все светлеющей краски, так имитируется окислившийся потертый металл. Каждый слой растушевывается. Для патинирования под бронзу сначала наносят акриловую краску золотистый металлик, а по ней – ее же бронзовую или втирают бронзовую пудру. Патинирование под серебро, как на иллюстрации с линкрустой, можно делать алюминиевой, а затем цинковой пудрой.

Основной принцип – патинируют из впадин на выпуклости, ведь и реально рельеф стирается по вершинам. Техника такова:

  • На уголок плоской кисточки берут капельку краски первого слоя, вводят во впадину и начерно растушевывают той же кистью.
  • По схватывании лощилом, бархаткой или суконкой растушевывают начисто в сторону выпуклости, постепенно сводя тон к фону.
  • Так же наносят второй, и, если нужно, последующие слои.

При внешней простоте техника патинирования мебели требует серьезного навыка и твердой руки, поэтому осваивать ее нужно постепенно, тренируясь на разного рода обломках и отходах.

Видео: окраска дерева под старину

Лакировка и полировка

Для защитной лакировки мебели используют любые мебельные лаки. Состаренную мебель для вида лучше покрывать масляным лаком, но он долго сохнет и требует регулярного ухода полиролем с растительным маслом иди восковым со скипидаром. Все же лучшим мебельным лаком следует признать прозрачный или тонированный акриловый: он пригоден для любой поверхности, необычайно прочен и стоек и практически не требует ухода.

Полировка лаков «старых» типов делается суконкой, бархоткой или войлоком, но акрил они трут плохо, из-за его прочности. Акриловое покрытие полируют лощилом кожаным (так быстрее, но только ровные поверхности) или фетровым с пастой ГОИ. На лощило капают керосин до заметного увлажнения, натирают его ГОИ и затем полируют мебель. Пасты уходит немного: если полировка пошла туго, но зелень ГОИ еще видна на лощиле, просто капают еще керосин. Следы ГОИ на мебели легко стираются ветошью, слегка смоченной тем же керосином.

Обивка

Обить мебель заново, даже имея под рукой шаблоны в виде старой обивки, очень и очень непросто . Поэтому обивку оставляем напоследок, после всех работ по дереву. Вторая причина – краска, политура и лак могут попасть на обшивку. Начинать обивочные работы нужно тоже с самого простого – с мягкого стула.

Стулья

Обивка сиденья и спинки стула держится на фанерной доске – основе. К каркасу они прикрепляются либо винтами сквозь обивку с тыла, либо вкладываются в гнезда на нем. Ремонт стульев чаще всего и сводится к замене изношенной обивки, и это прекрасный случай наловчиться в обивочном деле. Последовательность работы такова:

  • Снимаем, поддевая отверткой скобы, старую обивку.
  • Удаляем ватин и старый поролон; холщовая подкладка на основе скорее всего еще вполне пригодна, разве что пропиталась жиропотом, тогда ее можно снять и выстирать.
  • Вырезаем по контуру основы с выпуском в 5-10% куски поролона марки 35-40 (пожестче) толщиной 40 мм и марки 20-25 (помягче) толщиной 20 мм.
  • Обтягиваем основу холстом, закрепляя его на исподе степлером; складки в углах расправляем веером в одну сторону.
  • На холст укладываем поролон жесткий, а на него – мягкий; можно закрепить несколькими каплями ПВА.
  • По старой обивке вырезаем новую с припуском в 10-15%.
  • Новую обивку по сторонам закрепляем на исподе степлером, по 3-4 скобы на сторону. По сторонам обивка закрепляется наперекрест с вытяжкой, нужно следить, чтобы рисунок не поплыл. Вдруг перекосился – выдираем отверткой скобы и перетягиваем.
  • Вытяжкой ткани формируем углы, как показано на рисунках, закрепляем степлером – готово!

Спинка перетягивается аналогично, но поролона нужен один слой 20 мм и средней жесткости, марки 25-30.

Видео: пример обивки старого стула

Кресло

Перетянуть кресло – это уже дело посерьезнее, нужно будет поработать с пружинным блоком и, если оно раскладное, с механизмом. Кроме спинки, обтягивать нужно будет и подлокотники.

А как быть, если обитая поверхность граничит с полированной? Вот с этой границы и нужно начинать лицевую обивку: выложить ее изнанкой вверх, закрепить степлером и отвернуть обратно на лицо, чтобы вышел подворот. Но не будем забегать вперед.

Разборка и механизм

Разборку кресла начинают с удаления подушек; в раскладном кресле после этого будет виден механизм, его нужно сфотографировать, чтобы потом правильно собрать. Затем снимаем боковины, они могут разниматься туго. «Раздирать» боковины нельзя: штыри-ползуны механизма могут поломаться; можно без большого усилия поддеть гвоздодером, монтировкой или фомкой.

Пружинный блок

После съема старой обивки нужно выправить каркас блока; вид его, вынутого из кресла, в котором еще можно сидеть, бывает иногда просто удивительным. Выправляют двумя пассатижами на весу в несколько нажимов, не допуская ненужного изгиба проволоки. Затем таким же способом правят пружины – их верхи должны составлять единую плоскость и не быть перекошены; чаще всего требуют правки средние пружины. Правку проще делать, не снимая блок с основы; его низ деформируется очень редко.

Примечание: полностью снимать блок обязательно придется, если войлочная подкладка под ним побита молью: это ее любимое гнездилище. В таком случае новую подкладку делают из синтетического войлока или шинельного сукна в два слоя.

Затем делают обвязку и усадку блока. На фабрике новый блок обвязывают сеткой или перекрещивающимися ремнями, но дома для этого лучше всего джутовый шпагат, см. рис. Его ветви по центрам пружин связывают прямыми узлами и блок усаживают на 1/5 высоты пружин.

Равномерной усадки старого блока можно добиться, применив обойные гвозди или канцелярские кнопки-грибки: их забивают не до конца, а на стержень накидывают 2-3 витка шпагата. Подтягивая-ослабляя его ветви и усаживают блок до ровного. Но не забивайте гвозди/кнопки в торец или в испод – от этого вся обивка быстро протрется! Только в верх основы!

Закончив усадку, гвозди/кнопки забивают до утапливания краев шляпок в дерево, а хвосты шпагата обрезают.

Обшивка

Обшивку начинаем с сиденья. Закончив ее (см. далее), ставим на место и отмечаем маркером на спинке и боковинах его контур. Зачем? Чтобы мягкую подкладку под лицевой обивкой спинки и подлокотников не доводить до этой линии на 30-40 мм, иначе сиденье потом не впихнешь на место, и раскладываться/собираться кресло не будет.

Надеваем на блок чехол, холщовый или из мешковины. Вертикальные углы придется подрезать с изнанки и прошить – вытяжкой ткани тут уже не обойтись. Шейте парусным швом – обшивка работает заодно с блоком, и от распустившегося шва все кресло перекосится.

Следующий слой – синтепон 10-20 мм толщиной по контуру сиденья с выпуском 10%. По нему также делают обвязку из шпагата, но натягивают слабо, лишь бы шпагат врезался в углы мата. Дальше – два слоя поролона, таких же, как на стуле, и лицевая обшивка с подрезкой и прошивкой углов с изнанки; раскрой лица делают по старому с запасом 10-15% на вытяжку.

Лицо накладывают в два этапа: сначала без подрезки и прошивки углов подтягивают по месту, временно закрепляя кнопками. Добившись правильного облегания, портняжным мелком отмечают линии углов. Далее чехол снимают, подрезают и с изнанки прошивают углы, выворачивают, надевают и закрепляют степлером.

Это самая мучительная для новичка часть работы: растреклятую тряпку от прошивки углов ведет и ведет, поэтому подрезку углов нужно делать с запасом. Лучше даже работать в три этапа: углы прошить без подрезки, крепить временно и подрезать окончательно, лишь добившись правильного облегания.

Подлокотники обшиваются, как спинка стула; на верх можно добавить мягкого поролона. А вот спинку обшивают двояко: если она пружинная, то как сиденье кресла, а если нет – как сиденье стула, с двойным поролоном.

Видео: полный цикл ремонта старого кресла

Диван

Диван – это растянутое в ширину кресло с ящиком, поэтому ремонт дивана имеет всего две особенности:

  1. Пружинные блоки подушек усаживают сначала по отдельности на 1/10 высоты, а затем все вместе еще на 1/10; соответственно, понадобятся две обвязки.
  2. Ящик лучше дополнительно подкрепить с испода двумя диагональными брусьями или металлическими уголками.

Примечание – шутка или всерьез, кто знает: вдруг обнаружится, что старые обвязки блоков и внутренних чехлов из китового уса (вроде как из полос гибкого пластика) – считайте, что вы сняли джек-пот в лотерею или нашли клад. Охота на китов давно полностью запрещена, а гладких китов, из которых этот самый ус и добывался, похоже, вовсе выбили. Поэтому за китовый ус дают неимоверные суммы, если, конечно, покупатель не жулик.

Сборка

Сборка мебели, если вы ее уже разобрали, не превратив в дрова, затруднений не представит, особенно если вы догадались сфотографировать разборку поэтапно. Дадим всего лишь четыре совета:

  • Сохраните и вновь используйте старый крепеж или полностью замените его новым: мебель на крепеже вразнобой потом держится плохо.
  • Саморезы взамен шурупов берите фосфатированные (черные), они хорошо держатся в дереве без посадки на клей.
  • Силуминовые резьбовые гнезда под винты замените современными латунными или пропиленовыми с металлическим вкладышем.
  • Не тревожьтесь, если с новой обивкой кресло или диван раскладываются/складываются туговато. «Прокачайте» несколько раз – пойдет, как миленький.

Итог

Реставрация мебели своими руками – занятие трудное и кропотливое, но благодарное. Старая мебель после реставрации способна прослужить еще очень долго. Она создает в доме уют, сердечную, дружескую атмосферу и приобретает большую ценность. Реставрация старой мебели осуществима в домашних условиях.

Своими руками - отличная возможность продлить жизнь любым предметам интерьера, сделать их ярким и красочным дизайнерским декором. Процессы эти могут быть сложными и не очень. Напрямую все это зависит от того, что именно вы собираетесь изменить. Нужно понимать, что такой процесс, как реставрация мебели своими руками, идеи осуществления которого разнообразны, отличается и некоторой трудоемкостью.

Почему так происходит

К сожалению, мебель довольно часто ломается, а причины могут быть различными. К таковым можно отнести их непосредственную близость к нагревательным приборам, недостаточное количество влаги, старость, транспортировка, появление насекомых.

Каждая из этих проблем имеет под собой и причинную связь. Нужно понимать, что если вы не хотите выбрасывать любимые предметы интерьера и покупать новые, то можно отдать предпочтение реставрации мебели своими руками.

Любому сломанному предмету следует оказывать немедленный ремонт. Медлительность в данном случае может привести к тому, что предмет настолько износится, что будет не до реставрации мебели. Своими руками уже будет невозможно что-либо сделать.

Отслоившийся шпон

Очень часто мебель подвергается оклейке шпоном, который делают из ценных пород дерева. Такая простая операция делает предметы интерьера интересными, продлевает им жизнь, препятствуя образованию трещин и появлению насекомых. К сожалению, бывает и так, что шпон отслаивается.

Причинами этому могут быть избыток влаги и сырость, что приводит к вздутию материала, образованию трещин и его отслаиванию. Исправить это можно.

Как исправить

Первоначально нужно попробовать прогладить шпон горячим утюгом. Необходимо подложить бумажный лист, чтобы не испортить сам материал. Процедура не всегда может принести результат.

Если видимый эффект не достигнут, необходимо сделать надпил на шпоне. За его край материал поднимается и основание промазывается клеем. С помощью пресса клей удерживается, пока не произойдет высыхание. Остатки его убираются с помощью ножа или острой цикли.

Чтобы отбелить шов, используют раствор щавелевой кислоты. Его обработка поверх бесцветным лаком поможет продлить эффект результата. Благодаря реставрации мебели своими руками можно продлить срок ее эксплуатации и сделать внешний вид эстетически привлекательным.

Другие проблемы со шпоном

Реставрация мебели своими руками (фото права демонстрирует результат) может понадобиться, если шпон отложился до основания или отошел по краю. Последняя проблема решается путем смазывания клеем куска, который поврежден, и его притирки. Чтобы не повредитьлаковое покрытие, средство для притирки советуют обернуть во фланель.

Если шпон отложился до основания, то поврежденную часть подклеивают и притирают. После этого необходимо зашпаклевать и осуществить тонировку. Заключительный шаг - покрытие поверхности лаком.

Полированная мебель

Реставрация полированной мебели своими руками - доступный процесс для каждого. Чаще всего необходимость в ней возникает в тех случаях, когда возникают дефекты на торцах и углах. Они могут быть представлены царапинами или скосами.

Реставрации мебели своими руками подразумевают ее шпаклевку и грунтовку. Подмазку изготавливают из клея и Последний ингредиент часто заменяют на пемзу, тальку или порошковый мел.

Вторым возможным вариантом является реставрация мебели своими руками канифольной подмазкой, которая включает в себя специальную смесь, и муку. Чтобы не испортить предмет мебели, можно использовать пигмент цвета вашей мебели. Подмазкой пользуются после ее нагревания, а заделка щелей осуществляет сургучем, цвет которого следует подобрать заранее.

Избавляемся от царапины

Появление царапины на лакированном покрытии - обыкновенное явление. Проблема решается довольно просто, если вы обладаете информацией о том, каким лаком покрыта поверхность мебели. В таком случае будет достаточно просто обработать ее растворителем.

Если мебель покрыта политурой или лаком на спиртовой основе, можно воспользоваться этиловым спиртом. Нитролаковое покрытие обрабатывается обыкновенным ацетоном или растворителями 647, КР-36 и 646.

Дефекты на нитроцеллюлозном и легко убираются с помощью наждачной бумаги. После обработки поверхность смазывают и лакируют.

Выбоины и сколы

Реставрация мебели своими руками, фото которой можно найти в статье, может понадобиться и для исправления выбоин и сколов. Для этих целей используют замазку. Ее готовят из древесной муки, талька или мела, в которые добавляют клей и пигментный краситель. Материал наносят на поврежденную поверхность и дают просохнуть в течение нескольких суток. После полного высыхания осуществляют шлифовку и покрытие поверхности лаком.

Еще одним вариантом является реставрация мебели своими руками с помощью жидкой замазки. Ее наносят на необходимый участок, а поверх кладут кальку. С помощью утюга задается необходимая форма. Плюс заключается в отсутствии необходимости шлифовать поверхность. Достаточно просто избавиться от кальки.

Старая мебель

Реставрация старой мебели своими руками подарит массу положительных эмоций и новые ощущения. Если вы хотите полностью изменить ее внешний вид, можно воспользоваться листами фанеры. Они отлично скроют некрасивые боковушки стола или шкафа. При желании можно отдать предпочтение и замазке. Однако, если мебель действительно старая, то она не всегда будет действенной.

Если есть необходимость заменить саму столешницу, можно перекрасить ее в другой цвет. Первоначально нужно отшлифовать поверхность, чтобы избавиться от старого пигмента, возможных царапин и трещин, грязи и чернил. После шлифовки можно приступать к самой покраске. Реставрация старой мебели своими руками станет хорошим занятием, а результат будет эффектно смотреться в любом интерьере.

Замена ручек также относится к реставрации. Обычно эта процедура не вызывает никакого труда. Достаточно подобрать те модели, которые гармонично впишутся в дизайн модели. Поверхность под ними можно зашлифовать и покрыть лаком.

Мягкая мебель

Реставрация мягкой мебели своими руками - возможность вдохнуть жизнь в любимые предметы интерьеры. Смена обивки - достаточно простой процесс. Достаточно снять старую предельно аккуратно, чтобы не повредить. Ее будем использовать в качестве шаблона при пошиве новой обивки.

Также следует избавиться от возможных элементов крепления, к примеру, кнопок и скоб. Осуществить это можно плоскогубцами. Чтобы снять, достаточно разрезать один из швов обыкновенными ножницами.

Постепенно снимая ткань, помечайте места маркером, чтобы потом не ошибиться какая часть откуда взята. При желании можно отполировать ножки и другие видимые детали.

Мягкую мебель обтягивают ватином, аккуратно подгибая материал и закрепляя скобами. По старой обивке делаем выкройки и вырезаем новую. Важно подобрать ткань, которая будет служить долго. Крепление ткани осуществляется скобами.

Реставрация своими руками может быть осуществлена пошивом накидок на кресла или диваны. Это исключит длительный процесс создания новой обивки и подарит новые мотивы интерьера.

Декупаж

Если вы собираетесь осуществить такой процесс, как реставрация мебели своими руками, декупаж станет отличным способом. Он поможет обновить буквально любой предмет интерьера.

Вам пригодятся такие материалы, как лак, клей, линейка, ножницы, бумага с рисунками или салфетки, кисть и, разумеется, сама мебель. Отлично смотрятся кухонные предметы интерьера, оформленные в технике декупаж.

Реставрация кухонной мебели своими руками - довольно простой процесс. В практике нет необходимости. Лакированные поверхности целесообразно шлифовать. Это обеспечит хорошее крепление с бумагой, а значит, исключит возможность появления складок и пузырей.

Лучше всего брать рисунки квадратной формы. Их промазывают и наклеивают постепенно. Можно сделать цельную картину, приклеивая край к краю, а можно или аппликацию.

На ребро стола бумагу кладут внахлест. Если ребра скругленные, стоит сделать надрезы, чтобы рисунок лег ровнее, если ровные - необходимости в этом нет.

После того как бумага пропиталась клеем, нужно разровнять ее. Для этого достаточно плотно прижать ее к мебели. Далее материал должен высохнуть полностью.

Как только клей подсох, можно наносить слои лака, которые будут играть роль закрепителя. Нанести их следует как минимум два. После каждого нанесения следует оставлять их для просушки.

Если вам всерьез понравилась можно обзавестись профессиональными атрибутами и создать из собственной старой мебели настоящие шедевры.

Ремонт изношенных деталей

Очень важно ремонтировать мебель в тот момент, когда вы заметили какой-либо дефект. Ожидание может привести к отрицательным последствиям. Одной из проблем является неплотное соединение деталей. Исправить это достаточно просто. Пригодится клей и зачистка. Первоначально зачищаем деталь от старого клея и смазываем свежим. Необходимо сжать крепко или закрепить конструкцию так, чтобы клей схватился с деталью. Для этих целей можно воспользоваться струбицей, шпагатом или тяжелыми предметами, которые кладут сверху.

Если даже после свежей проклейки трещины остались, значит, в них следует вбить деревянные клинья, смазанные клеем. Маленькие щели легко устраняются с использованием шпатлевки или ткани, пропитанной клеем.

Резьбы

В табуретках часто случается срыв резьбы в месте крепления ножки. Устранить это можно гайкой с идентичной резьбой. Первоначально стачивается торец, нетронутыми остаются только два выступа. В отверстия с сорванной резьбой делаем пропилы так, чтобы выступы гайки в них вошли. После того как гайка вставлена и закреплена, остается только вкрутить ножку обратно.

Расшатанные стулья

Расшатанные стулья и табуретки - вечные проблемы большинства людей. На самом деле решить их не составит никакого труда. Достаточно просверлить в ножках небольшие отверстия, а в подкосах сделать их сквозными. В них завинчивают шурупы до тех пор, пока ножки с подкосами не будут стянуты.

Отвалившиеся дверцы

Еще одной частой проблемой являются отвалившиеся дверцы. Объясняется это тем, что шурупы на стенках недостаточно закручены. Если обыкновенным подкручиванием проблему решить не удается, можно аккуратно увеличить отверстие. В него укладывается деревянная пробка на клею. В такую конструкцию ввинчивается шуруп, который теперь будет держаться плотно.

Насекомые

В старой мебели иногда заводятся жуки-точильщики. Узнать об их появлении можно по наличию небольших круглых отверстий. В таком случае следует осмотреть конструкцию изнутри. Если предположение верно, нужно срочно решать проблему. Кстати, характерным признаком их наличия является «тикающий» звук, который издают эти насекомые.

Важно приступать к решению проблемы моментально, иначе от мебели не останется ничего, кроме трухи. Пока ущерб нанесен насекомыми незначительный, то есть надежда все исправить. Для этого следует наполнить шприц маслом вазелина и обработать конструкцию изнутри. Сверху дырки закупоривают с помощью воска или парафина. Подойдет для этих целей и обыкновенная замазка. Процедуру нужно повторить через 2-3 недели.

Если ваша мебель сильно повреждена насекомыми, то смысла в ее починке нет. Она в любой момент может рассыпаться. Оптимальным решением станет покупка новой, которая добавит интерьеру шарма и изысканности.

Реставрация старой мебели – это возможность дать ей послужить новому поколению, к которому она перешла от прежних хозяев. Срок безупречной службы мебели, как и у любого изделия, ограничен. Для того чтобы он был максимально долгим приходится учитывать массу нюансов, но остановить неумолимый процесс разрушения и обветшания, увы не в силах даже самый аккуратный хозяин. При этом стоит отметить что старые шкафы, комоды и кресла сейчас даже более живучи чем их современные аналоги. Более внушительный ресурс и продуманная конструкция делают их удобными и актуальными по сей день.

Обратить внимание на выгоду от реставрации старой мебели стоит в случаях, когда:

  • 1) В Вашем распоряжении находится уникальная и антикварная мебель. Отдельные модели являются «живыми» свидетелями дореволюционных времен. Реставрация старой мебели – не только прерогатива музеев и частных коллекций. Она не лишняя и в быту, если владелец неравнодушен к предметам старины;

  • 2) Планируется продажа ценной старинной мебели. Реставрация старой деревянной мебели – важный этап подготовке к продаже на аукционе. Ваши шансы на выгодную сделку намного выше, если мебель, выставленная на торги, выглядит презентабельно и полностью работоспособна;

  • 3) Мебель перешла к Вам по наследству или Вы пытаетесь сохранить её как память о близком человеке. Логично воспользоваться услугами по реставрации старой мебели, чтобы ветхое кресло или столовый гарнитур выглядели безупречно и достойно увековечивали память покойного.

Старинная мебель сама ценна только, когда выглядит ухоженно и солидно, соответственно своему почтенному возрасту. С ней как с любым предметом старины – она может символизировать упадок и забвение или наоборот - олицетворять величие и талант мастеров прошлого. Реставрация старой мебели становится тем невидимым мостом между прошлым и настоящим, через который можно физически ощутить связь с бытом ушедших эпох и проникнуться им.

Время чтения ≈ 3 минут

Любая мебель под воздействием окружающей среды даже из-за мелких царапин теряет свой новый вид. На дереве появляются повреждения лакированного покрытия, сколы, трещины, потертости. Такие мелкие дефекты могут портить вид всей мебели.

Как отреставрировать старую мебель своими руками?

Сначала уберите лишние детали, которые мешают обновлять мебель. Чтоб не повредить вещь во время ремонта, нужно обклеить боковые стороны и дно фетром. Все детали, которые шатаются лучше укрепить, чтоб они не распались во время работы.

Как обновить поврежденные лакокрасочные покрытия?

Чтобы отреставрировать старую мебель своими руками от повреждений лакокрасочного покрытия нужно сначала удалить полировку с мебели. Сейчас есть специальное средство для снятия полировки, они бывают как жидким, так и густым. Сначала внимательно прочитайте инструкцию, указанную на упаковке средства, чтобы понять особенностей данного состава. Еще приготовьте старое полотенце, кисточку, шпатель и наждачную бумагу.

После снятия лакокрасочных покрытий со старой мебели необходимо произвести шпатлевку и грунтовку, чтобы заделать небольшие ямки и трещины на деревянной поверхности.

В этой статье вы можете не только ознакомиться с пошаговой инструкцией обновление мебели, но еще и посмотреть фото и видео реставрации мебели своими руками.

Реставрация трещин на мебели

Трещины в деревянной поверхности нужно замазать мягким воском. Для этого его хорошо втирают в поверхность, потом смазать эмалью или лаком.

По цвету, обрабатываемого дерева, можно подобрать воск, или применить твердый бесцветный воск, и сверху покрасить тонирующим лаком.

Большим дефектом считается скол на деревянной мебели, но и его можно отремонтировать самостоятельно. В этом случае лучше применить шпатлевку для дерева.

Эффективной считается шпатлевка на полиэфирной, водной и нитро основе, производит ее компания Borma Wachs. На рабочую поверхность наносится она шпателем и излишки шпатлевки, убираются тем же инструментом. Мебель должна высыхать сутки, и потом необходимо ее зачистить шкуркой.

Чтоб реставрированная поверхность мебели получилась ровной, работу необходимо выполнять качественно.

Для укрепления соединения лака, краски с деревом проводят грунтование. Грунтовку делают из тех же красок и лаков, потому они легко наносятся на мебель.

Лакирование обрабатываемой поверхности мебели

В лак необходимо добавить растворитель, соотношение лака и растворителя зависит от того каким способом Вы будете лакировать мебель. Потом лак наносится тонким слоем на поверхность мебели вдоль волокон древесины.

В Италии существует давний обычай под Новый год выкидывать старую мебель из окон. У нас же, как правило, вышедшие из употребления вещи пылятся в кладовках или на чердаках. А ведь если проявить фантазию и приложить немного усилий, старая мебель обретет не только вторую жизнь, сэкономив деньги, но и придаст неповторимый стиль вашему дому.

А если добавить сюда моду окружать себя антикварными вещами, в которые мастера-мебельщики не только вкладывали опыт поколений, но и свою душу, филигранно, с большим художественным вкусом отделывая каждую деталь, то остается только одно – постараться вернуть старому столу, комоду или шкафу былое великолепие.

Итак, перед нами открываются блестящие возможности самостоятельной реставрации старой мебели. Однако, прежде чем вы приступите к этому несложному, но достаточно трудоемкому процессу, ознакомьтесь с нашими советами, которые не только спасут вещь от медленной смерти, но и сделают ее изюминкой вашего интерьера.

Этапы ремонта и реставрации: девять простых шагов «от» и «до»

Если вы решили осуществить полный ремонт мебели и обновить или добавить элементы декорирования, то к работе следует приступать поэтапно.

  1. Следует проанализировать ценность мебели. Для этого изучите все бирки и штампы, которые указывают на время, место ее создания, возможно, – на мастера. Если окажется, что мебель ценная, – лучше проконсультироваться с профессионалами, чтобы случайно не свести на нет всю ценность. Например, удаление отделки с коллекционной антикварной мебели может уменьшить её стоимость.
  2. Перед началом реставрации мебель надо хорошо отчистить. Удобнее это делать губкой с мыльным раствором, для чистки мелких деталей можно использовать зубную щетку, зазоры вычищают зубочисткой. Фурнитуру предварительно снимают, придать ей блеск можно зубной пастой. Особо въевшийся налет удаляют очень тонкой (№ 0000) наждачной бумагой.

  1. Каждое изделие при реставрации разбирается на части. Оставляйте не разобранными только склеенные мебельные каркасы.
  2. Следующим идет процесс циклевания, с помощью которого снимаются старый лак, краску, грязь. Выполнять циклевание надо очень осторожно, ведь в старой мебели зачастую использовали шпонирование поверхностей, поэтому главное здесь – не повредить старый шпон. Если детали резные, можно использовать специальные смывки.
  3. Самое сложное – реконструкция утерянных элементов мебели. Новые детали должны быть точной копией утраченных. Подбираемая древесина должна быть не только хорошо высушена, но того же цвета, тона и рисунка, что и оригинальная.
  4. Сборка отреставрированных деталей проводится насухо, без клея. Это помогает определить, все ли занимает свои места. И лишь потом детали склеивают, при необходимости укрепляя несущую конструкцию.
  5. Тонировка – важный процесс, ведь от того, какого цвета будет дерево, зависит внешний вид предмета мебели.
  6. Покрытие старой мебели лаком обычно осуществляется кистью, как делали это мастера в старину, что предаёт определённую эстетическую изысканность реставрируемому предмету.
  7. При реставрации мягкой мебели нужен еще один этап – ее обивка. Материал для обивки лучше выбирать идентичный тому, который был на мебели изначально. Сначала следует начать с воссоздания сидения – закрепить пружины, натянуть джутовые ленты, набить конским волосом. После этого уже идет обивка тканью.

Инструменты для реставрации – стандартный набор любого реставратора

Если вы решили заняться реставрацией, то необходимые для этого дела инструменты следует подготовить заранее. Купить их можно в обыкновенном хозяйственном магазине. А вот список того, что наверняка понравится:

  • разнозернистая наждачная бумага
  • пластмассовые и металлические шпатели
  • скребок для мебели
  • стальная губка
  • жидкий гель, удаляющий лаковые покрытия
  • лак и краска
  • отвертка
  • резиновая киянка и молоток, чтобы подбивать или выбивать детали, не повредив дерево
  • набор струбцин
  • клей для дерева
  • шпатлевка по древесине
  • карандаш, рулетка, угольник и линейка
  • мыло из растительных масел
  • перчатки
  • респиратор
  • угловые кисточки (5–8 см)
  • зубная щетка, зубочистки, иголка или струна

Роспись красками – самый легкий вариант реставрации

Значительные изменения старой мебели при реставрации придает роспись красками. Используя этот прием, вы можете обыкновенный табурет превратить в гламурный стул, а кухонный стол – в поле, усыпанное цветами. Если вы уже определились с цветовой гаммой и рисунком, нужно узнать о технологии росписи и возможностях, предоставляемых разными видами красок.

Технология покраски старой мебели:

  • 1 этап – обезжиривание, для которого применяют легкий содовый раствор;
  • затем для удаления шероховатостей проводится обработка наждачкой;
  • глубокие царапины и вмятины шпатлюют;
  • следующий этап – грунтовка;
  • завершающая стадия – нанесение краски.

После высыхания изделия приступают к нанесению рисунка. Его можно нанести сразу, но лучше воспользоваться заранее подготовленным шаблоном или трафаретом – они позволят нанести однотипные рисунки.

Для росписи по дереву чаще используют акриловые краски, но для полированных поверхностей они не подходят. Удобны в применении автомобильные краски в баллончиках.

Кракелюр – паутина старины

В настоящее время модным считается украшение дома старинными вещами. А как быть, если антикварных предметов нет, но именно они могут придать такой необходимый штрих интерьеру. Для решения этой проблемы используют прием искусственного состаривания вещей – кракелюр, что в переводе с французского обозначает «трещина».

Создание эффекта кракелюра

Для ускорения процесса высыхания кракелюра выбирайте теплое, хорошо проветриваемое помещение. Вначале необходимо сделать влажную уборку, чтобы частички летающей пыли не осели на лак.

Самым простым в исполнении является однофазный кракелюр, который позволяет получить однотонную поверхность с контрастными трещинками. Для его выполнения потребуются однокомпонентный лак и следующие действия:

  1. Очистить и загрунтовать поверхность декорируемого предмета. Для быстроты высыхания можно воспользоваться феном.
  2. Для окраса трещинок нанести акриловую краску и дать ей полностью высохнуть.
  3. Быстро, равномерно, без пробелов нанести лак и затем высушить его до такого состояния, когда он еще липкий, но уже не пристает к пальцам.
  4. Затем быстро нанести основную краску, которая через несколько минут пойдет трещинами.
  5. Полученный окрас закрепить финишным лаком.
Кракелюр вазы

Эти пять шагов помогут вам получить уникальный предмет, прекрасно вписывающийся в ваш интерьер.

Наносится после полного высыхания основы, покрытой краской контрастного цвета. Трещинки на лаке начинают появляться практически сразу, поэтому лакировку нужно производить быстро. Процесс высыхания изделия – 35-40 минут.

Кракелюр графина

Двухкомпонентный лак

Первый слой лака накладывается очень тонко и сохнет полчаса. Затем поверхность покрывают вторым слоем. Если вы хотите глубокие трещинки, то слой должен быть толще. Процесс образования трещин длится несколько дней, для его ускорения можно воспользоваться феном. После полного высыхания бороздки затирают необходимыми затирками: масляной краской, золотым порошком, измельченной пастелью и т.д. Для этого можно использовать губку для мытья посуды. Потом лишнюю затирку удаляют и протирают изделие тканью, пропитанной растительным маслом. Образовавшуюся фактуру можно закрепить специальным фиксатором или прозрачным лаком, предварительно вытерев насухо.

Шпонирование – излюбленный прием старинных мастеров

Шпонирование – это процесс приклеивания тонкой фанерной пластины дорогостоящего древесного материала (шпона) к более дешевой древесно-плитной поверхности.

Реставрируя мебель путем шпонирования, мы можем решить две задачи.

  1. Выигрыш в цене. Можно из соснового стола «сделать» дубовый, при этом внешние отличия будут весьма незначительные.
  2. Возможности дизайна. Вы можете из ободранной устаревшей вещи сделать вещь в стиле модерн.

Существует несколько видов шпонирования, но самым доступным в домашних условиях является горячее, при котором шпон приклеивается к основе клеящим составом. Для него вам понадобятся:

  • шпонируемая основа
  • нож для фанеры
  • бумага
  • деревянный брус для затирки
  • наждачная бумага

Проведение шпонирования

  1. Для снятия старого шпона, другого покрытия изделие кладут на горизонтальную поверхность. Демонтаж проводят аккуратно и не спеша. Если изделие обито декоративной тканью или чем-то другим, имеет стеклянные вставки, то все это необходимо удалить. Затем снимают старый шпон или слои покраски. Для снятия старой краски можно использовать строительный фен или специальные смывки.
  2. Шпонируемая основа должна быть идеально ровной, поэтому изъяны шпатлюем или заделываем сидентиконовым клеем. Как все высохнет зачищаем наждачкой.
  3. Смачиваем шпон влажной губкой и кладем под пресс. Для поглощения лишней влаги с обеих сторон шпона между ним и фанерой прокладываем упаковочную бумагу.
  4. Особое внимание уделяем размерам кусков заготавливаемого шпона: они должны слегка выступать за края основы (в конце излишки можно срезать). Для резки шпона используют нож для фанеры.
  5. Подготовленные куски шпона обрабатывают специальным клеем, которому дают просохнуть в течение 10 минут.
  6. Затем шпон накладывают на поверхность изделия и через чистый лист проглаживают утюгом, при температуре не выше 50 градусов, иначе утюг может прожечь дыры в тонком древесном материале.

В принципе, из этого и состоит весь процесс шпонирования.

Статьи по теме: