Биологическое значение насекомых. Роль насекомых в природе и их практическое значение. Эстетическое значение насекомых

Какова роль насекомых в природе практическое и эстетическое значение, Вы узнаете из этой статьи.

Значение насекомых в жизни человека и природе

Таким образом, большое значение насекомые имеют как потребители животных и растительных остатков.

Насекомые – это опылители растений , поэтому играют роль в их размножении. Также они берут участие в почвообразовании. Эти организмы не только рыхлят почву, но и обогащают ее перегноем. Насекомые одновременно выполняют роль санитаров и являются участниками круговорота веществ в природе.

К тому же они считаются важнейшим элементом пищевых пирамид : многие животные питаются ими (земноводные, рыбы, пресмыкающиеся, млекопитающие, беспозвоночные и птицы).

Значение насекомых в жизни человека

Человек одомашнил насекомых для своей выгоды. Медоносная пчела производит воск, мед, прополис, маточное молочко и апилак. На основе этих «даров» люди развили пчеловодство. Одомашненный тутовый шелкопряд снабжает нас шелковой нитью. Также ценную продукцию дают — лаковые червецы (их воскоподобное вещество используется в электро- и радиотехнике), гусеницы дубового коконопряда (из его шелковой нити изготовляют ткань чесуча), карминные червецы (продуцируют красную краску — кармин), жуки-нарывники (выделяют кантаридин, из которого изготавливают нарывной пластырь).

Вред насекомых в жизни человека

Отрицательные значения насекомых в том, что они являются переносчиками опасных возбудителей разных заболеваний. На своих лапках насекомые переносят грибковые бактерии, микробы и другие вредные микроорганизмы, которые способствуют гниению овощей, фруктов. Также они отлаживают личинки в продуктах питания и даже в ранах самого человека.

Основные требования к проверке успеваемости учащихся – регулярность и объективность оценки. Кроме этого, проверка знаний и умений одновременно является и средством повторения, углубления, закрепления и систематизации знаний. Учитель при этом может анализировать результаты своей работы и найти способы устранения замеченных недостатков. Достигаемый эффект зависит от продуманного планирования всех этапов проверки, заблаговременной подготовки средств контроля: вопросов, дидактических карточек, задач для контрольных работ разных типов в достаточном количестве экземпляров и вариантов, средств программированного контроля знаний и др.

В педагогических исследованиях называют от 3 до 20 качеств знаний. На мой взгляд, необходимыми и достаточными для оценки знаний являются следующие критерии.

    Правильность знаний – степень соответствия современному уровню биологической науки; обычно задается характером изложения материала в учебнике.

    Полнота знаний – их объем, соответствующий требованиям программы и изложению в учебнике.

    Осознанность знаний – понимание внутренних связей, умение анализировать и сравнивать, доказывать и обобщать.

    Действенность знаний – умение применять знания в различных ситуациях.

    Системность знаний – понимание их места в структуре научной теории.

    Прочность знаний – устойчивость всех перечисленных качеств.

Для оценки этих критериев могут применяться различные методы. Традиционные задания незаменимы при контроле и оценке знания и понимания материала, применения его в сходных и новых условиях, умения анализировать и оценивать текст и т.п. Однако при проведении устных опросов достаточно сложно избежать целого ряда присущих этой форме учебной работы недостатков. На уроках биологии чаще всего эти недостатки таковы:

– вопросы заранее не продуманы, нередко случайны. Вопрос обращен к знаниям, заложенным в память ученика, и не вызывает работы мысли, поэтому ответы носят часто описательный характер, порой являются пересказом учебника;
– в вопрос не включается ранее изученный материал, логически связанный с темой урока;
– опрос превращается в индивидуальную беседу с отвечающим учеником, при этом остальные ученики предоставлены самим себе, отвлекаются, что приводит к нарушению дисциплины;
– учитель задает одновременно несколько вопросов или быстро переходит от одного к другому – «забрасывает» ими ученика. Это нервирует отвечающего и не дает ему собраться с мыслями. Не получив немедленного полного ответа, учитель начинает отвечать сам, пропуская при этом ошибки в прозвучавшей части ответа ученика. Итогом часто становится необъективная оценка.

Кроме того, если опрос длится более 15 мин, урок, как показывает практика, получается неудачным, а новые знания, полученные в ходе остальной его части, – слабыми, как бы хорошо эта часть урока ни была продумана.

Поэтому в ситуации когда планируемые вопросы не предполагают «вникания» ученика в сущность явления, а требуют простого знания фактов, лучше использовать контроль с элементами программирования, т.е. тестовые задания . На их выполнение уходит не более 5 мин, да и проверка не занимает много времени – учащиеся уже на уроке могут узнать результаты своей работы. Тестовые задания можно разделить на следующие типы.

Задания на воспроизведение знаний – проверяют уровень умений воспроизводить факты. Такие задания используют при обобщении нескольких тем.

    Какое из следующих животных имеет 6 ног, 2 пары крыльев и тело, состоящее из головы, груди, брюшка?

А. Паук.
Б. Бабочка.
В. Мокрица.

Задания на интеграцию знаний – проверяют умения обобщать известные факты.

    Лягушку перенесли из теплого помещения в холодное. Как это отразится на ее обмене веществ?

А. Усилится за счет увеличения энергозатрат на теплообразование.
Б. Уменьшится за счет влияния низкой температуры среды.
В. Останется без изменений.
Г. Будет непрерывно колебаться.

Задания на применение знаний – проверяют умения использовать фактические знания для решения проблемных задач.

А. Недостаток кислорода.
Б. Недостаток оксида углерода.
В. Недостаток питательных веществ.

Другой подход к закреплению и углублению полученных знаний – проведение лабораторных и практических работ , занимающих, в зависимости от содержания и объема, или часть урока, или весь урок целиком. Лабораторные занятия могут проводиться фронтально (по непосредственным указаниям учителя) и по предварительному заданию. При фронтальных лабораторных занятиях работа разбивается на части; по каждой части учителем даются отдельные указания, которые все учащиеся выполняют одновременно. Например, при проведении работы по теме «Виды мышечной ткани» в 6-м классе дети работают по инструктивной карточке, выполняя задания поэтапно под руководством учителя.

    Лабораторная работа «Особенности строения мышечной ткани».

Цель : изучить строение мышечной ткани.

Ход работы

1. Настройте микроскоп.
2. Рассмотрите под микроскопом виды мышечной ткани.
3. Найдите микропрепараты гладкой мышечной ткани и определите, в чем особенности ее строения.
4. Рассмотрите рисунок мышечной ткани в учебнике.
5. Сделайте рисунок гладкой мышечной ткани.
6. Пользуясь материалом учебника, заполните таблицу 1.
7. На рисунке в учебнике найдите виды мышечной ткани, которые изучили на уроке.
8. Сформулируйте вывод.

Таблица 1. Виды мышечной ткани

Такие занятия легче организовать, работа выполняется всеми учащимися одновременно. Если отдельные ученики выполняют задания медленнее других, то при небольших размерах отдельных заданий они успевают подтянуться. Оканчивается работа также одновременно. При таком подходе учащиеся легко усваивают материал, учитель без особого труда может контролировать выполнение работы и при необходимости оказать помощь. Однако недостатком такого рода занятий является неполная самостоятельность учащихся. Этот недостаток отсутствует в лабораторных занятиях по предварительному заданию, где учащимся предоставляются достаточно широкие возможности для самостоятельности и инициативы. Но эти занятия значительно труднее организовать.

Таблица 2. Ароморфозы и идиоадаптации

Для достижения прочности знаний учащимся необходимо упражняться в воспроизведении основного учебного материала как в свернутом виде – через изложение плана, тезисов, аннотаций, так и в развернутом – через подробное сообщение, обстоятельный рассказ и т.д. Прочность знаний обеспечивается за счет работы памяти и понимания материала.

На своих уроках я использую структурно-логическую, или опорную , схему изучаемого материала. Например, на уроке по изучению размножения и развития рыб изложение материала сопровождаю соответствующими записями на доске.

Опорная схема «Размножение и развитие рыб»

Такие схемы помогают увидеть главное, способствуют осознанию связей между его отдельными компонентами.

При объяснении нового материала для лучшего запоминания используется наглядный раздаточный материал .

Публикация статьи произведена при поддержке бюро переводов «Амира-Диалект». В широкий спектр предложений бюро переводов «Амира-Диалект» входит такая услуга, как нотариальный перевод сведений об успеваемости на грузинский язык. Профессионализм и большой опыт работы специалистов бюро «Амира-Диалект» обеспечат быстрые сроки выполнения перевода личных документов, соответствующего самыми строгими стандартами качества. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами можно на официальном сайте бюро переводов «Амира-Диалект», который располагается по адресу http://amira24.ru/

    Тема: «Синтез белка» (10-й класс).

Суши. Велико их значение в биогенном круговороте.

Пример 1

Насекомые сапрофаги (таракановые, первичнобескрылые) перерабатывают растительные остатки. Ксилофаги питаются древесиной (короеды, термиты, личинки златок, усачей). У многих насекомых живут в кишечнике симбионты (жгутиковые, бактерии), способствующие перевариванию клетчатки. Животные остатки поедают кожееды, мервоеды, личинки двукрылых. Экскременты животных утилизируются мухами-навозниками и жуками.

Замечание 1

Все насекомые сапрофаги и ксилофаги способствуют образованию почвы.

Крупные животные – рептилии, амфибии, птицы и млекопитающиеся питаются насекомыми. Практически все певчие птицы выкармливают потомство насекомыми. Насекомые являются важным фактором регуляции численности как растений, так и животных. Фитофаги уничтожает в основном ослабленные растения, а также виды, не являющиеся характерными для данных сообществ.

Пример 2

Муравьи контролируют численность видов, заселяющих луга, леса, пустыни. Божьи коровки способны подавлять численность равнокрылых насекомых (тлей). Жижелицы уничтожают паукообразных, почвообитающих насекомых, моллюсков.

Коэволюция насекомых и покрытосеменных растений привела к взаимным приспособлениям при фитофагии и опылении. Насекомые – главные опылители цветковых растений и от их активности зависят урожаи ягодных и плодовых культур. Большое количество разнообразных видов осуществляют утилизацию мертвого органического материала: древесины, листового опада, навоза и др.

Значение насекомых в жизни человека

Человек широко использует насекомых с целью получения разнообразных продуктов:

  1. Пчеловодство. Использование человеком в пищевой промышленности меда, в медицине - пчелиного яда и прополиса, в парфюмерной промышленности – пчелиного молочка.
  2. Шелководство. Гусеницы шелкопрядов вырабатывают шелк, который используется для изготовления прочных и тончайших тканей. Для получения шелка разводят дубовых шелкопрядов, тутовых шелкопрядов.
  3. Насекомые являются источником для получения красок, лаков, лекарственных веществ.
  4. Во многих районах мира насекомых применяют в качестве продукта питания или приправы.
  5. Мушки дрозофилы предстают важным лабораторным объектом при генетических исследованиях.

Пример 3

Натуральный лак, шеллак, получают из особых секретов, выделяемых лаковыми червецами. Из жуков-нарывников («шпанская мушка») приготовляют лекарство кантаридин. Для получения красной краски кармина используют араратскую кошениль.

Биотехнология насекомых

Насекомые играют и отрицательную роль в жизни людей. Все негативное воздействие, оказываемое насекомыми можно разделить на несколько групп:

    Насекомые – вредители растений. К наиболее вредным видам относятся многоядные насекомые: азиатская саранча, итальянский прус, жуки-щелкуны, чешуекрылые (совки, луговой мотылек), чернотелки. Для каждой группы плодово – ягодных культур существует свой состав насекомых – вредителей.

    Пример 4

    Важнейшими вредителями яблони являются: гусеницы яблонной моли, яблонный долгоносик, яблонная плодожорка. Ягодникам большой вред наносят гусеницы крыжовенного пилильщика, личинки малинного жука, филлоксера.

    Вредители лесных насаждений. Среди этих вредителей выделяют первичных, которые повреждают плоды, листья, цветки и вторичных, которые повреждают ослабленные деревья, их стволы и корни. Деревья страдают от кольчатого и непарного шелкопряда, соснового пилильщика, смолевщиков, долгоносиков, листоедов, тлей, листоблошек и многих др.

Роль насекомых исключительно большая как в жизни человека, так и в природных процессах. В связи с тем, что насекомые составляют значительную долю наземной фауны, они сильно влияют на растительный и животный мир Земли. Насекомые встречаются во всех районах суши, в том числе в пустынях, высоко в горах и в полярных районах.

Существование многих насекомых тесно связано с жизнью растений, так как они потребляют живые растения: корни, стебли, листья, плоды, семена. При массовом размножении насекомые уничтожают или повреждают растения на огромных территориях.

Роль насекомых в природе и жизни человека огромна

Однако кроме вреда насекомые приносят большую пользу растениеводству как опылители цветковых растений. В ходе эволюции выработалась замечательная взаимная приспособленность между многими видами насекомых и цветковыми растениями (например, у растений имеются различные приспособления для опыления их определенными видами насекомых, а у насекомых длина и форма хоботка строго соответствуют строению цветков тех растений, которые они опыляют).

Насекомые являются разрушителями отмерших частей растений. Многие виды насекомых и их личинки, обитая в земле, роя ходы и разрыхляя землю, ускоряют образование перегноя. Многие позвоночные (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие) питаются насекомыми, находящимися на различных стадиях развития.

В связи с хозяйственной деятельностью человека важно сохранение видового многообразия насекомых. Применение инсектицидов для борьбы с вредителями сельскохозяйственных и древесных культур, распашка земель, в силу чего резко сокращается численность некоторых видов дикорастущих растений, оказалось под угрозой существование некоторых видов насекомых.

Для охраны исчезающих насекомых создаются у нас в стране специальные заказники и уже многие (около 20 видов) занесены в Красную книгу. В их числе два вида богомолов - хищных насекомых, питающихся другими насекомыми, жужелица-моллюскоед, усач альпийский, ктырь гигантский и несколько видов бабочек: парусник-поликсена, аполлон, бражник-мертвая голова, бражник-прозерпина, бражник дубовый, сатурния-аглия, сатурния-малая и др.

Биологический способ борьбы с вредителями

Для борьбы с вредными насекомыми наряду с механическими, химическими и агротехническими методами все шире начинают использовать биологические методы борьбы, т.е. уничтожение насекомых на всех стадиях развития с помощью их естественных врагов. Такими врагами насекомых являются лягушки, жабы, ящерицы, дикие птицы, землеройки, ежи, кроты, летучие мыши и т.д. Поэтому всех этих животных надо охранять и по возможности привлекать на поля, огороды, в сады. Домашних птиц за последние годы также все чаще используют для уничтожения вредителей.

Много естественных врагов есть у вредителей и среди насекомых. Большое значение в уничтожении вредителей принадлежит наездникам и другим насекомым. Божьи коровки, например, уничтожают тлей и других вредителей. Хищные жуки (жужелицы) охотятся за гусеницами непарного шелкопряда.

Раньше проводилась большая плановая работа по разведению и использованию различных видов насекомых для борьбы с вредителями растений.

В специальных лабораториях в большом количестве разводят некоторые виды божьих коровок, наездников, трихограмм и других насекомых. Их выпускают в тех районах, в которых отмечается массовое появление вредителей. Биологическим методам борьбы с вредителями растений принадлежит большое будущее.

Насекомые распространены повсеместно. Они обитают на суше, в пресных водоемах - там, где возможна жизнь. Нельзя их встретить только в морях. Учитывая такое распространение, возникает вопрос: "Какова же роль в природе насекомых?"

Особенности видов

Количество видов животных названного класса на планете существенно превышает число других групп. На сегодняшний день известно более 625 тысяч их видов. Наиболее распространены обыкновенные жуки, у которых жесткие передние крылья.

Существует разделение и по характеру питания. Среди них выделяют три группы:

  1. Те, что поедают других насекомых (божьи коровки, богомолы).
  2. Те, что употребляют в пищу отходы разложения растений и животных (мертвоеды, могильщики).
  3. Питающиеся растениями (майский хрущи).

Стоит отметить, что некоторые виды божьих коровок специально разведены в лабораторных условиях. Это необходимо, чтобы в дальнейшем выпустить их в парники и сады для уничтожения тли.

Мертвоеды и могильщики относятся к санитарам природы. Они предотвращают загрязнение окружающей среды отходами разлагающихся живых организмов.

В чем польза?

Роль в природе насекомых может быть как положительной, так и отрицательной. Говоря о пользе, нельзя не отметить, что:

  • без насекомых часто невозможно опыление растений;
  • они участвуют в почвообразовательных процессах;
  • названные живые организмы поддерживают круговорот веществ в природе.

Опыление растений

Значение насекомых в природе велико. И положительная их деятельность, прежде всего, состоит в Такими качествами обладают шмели, пчелы, бабочки и др. Известно, что некоторые виды растений не способны размножаться без опыления. Например, клевер, который в Новой Зеландии давал неплохи урожаи, тем не менее, не мог произвести семян, пока в страну не завезли шмелей.

Почвообразовательные процессы

Термиты и муравьи активно принимают участие в рыхлении грунта. Существуют и другие насекомые, которые живут в земле, образуя в ней ходы. Кстати, без их деятельности становится невозможно разложение опавших хвойных растений. А это приводит к накоплению торфоподобных слоев, отчего земля становится неплодородной.

Отряды насекомых взрыхляют почву, обогащают ее перегноем, обеспечивают вентиляцию. Немаловажное санитарное значение имеет и уничтожение экскрементов и трупов животных. Ведь вещества, выделяющиеся при разложении организмов, загрязняют окружающую среду, в том числе и почву.

Круговорот веществ

Роль в природе насекомых более масштабна, чем можно себе представить. Они принимают участие в в природе. Многого бы не было на планете, если бы не насекомые. Птицы, к примеру, питаются ими. Некоторые их виды употребляют в пищу исключительно насекомых. Хищные животные, в свою очередь, питаются птицами. Так круговорот веществ доходит и до человека.

Отрицательная деятельность

Если изучать, какую роль играют насекомые в природе, стоит отметить, что они приносят не только пользу. Отрицательные итоги их деятельности заключаются в следующем:

  • уничтожение растений;
  • распространение заболеваний.

Уничтожение растений

Известны случаи, когда определенные виды насекомых уничтожали целые поля. Повреждения могут затрагивать разные органы растений. Порой уничтожению подвергаются не только листья, плоды и стволы, но и корневая система.

Насекомые разрушают растительную ткань, протачивают в ней ходы, отчего сельскохозяйственные культуры сохнут и погибают. В результате целые плантации урожая могут оказаться под угрозой гибели. Особую опасность представляет массовое размножение отдельных особей. Известны случаи нападений саранчи на поля, в результате которых уничтожению подвергались все растения, встречающиеся на ее пути.

К числу вредителей относятся некоторые виды бабочек и жуков, тля, саранча и другие. Стоит заметить, что в этом есть вина и человека. Он не всегда придерживается правил севооборота, выращивает много лет подряд одну культуру на определенном месте, что способствует размножению насекомых. Человечество активно борется с вредителями путем использования химикатов, которыми опрыскиваются растения и почва.

Переносчики заболеваний

Роль в природе насекомых связана и с опасностью. Так, некоторые их виды являются переносчиками возбудителей заболеваний. Это комары, москиты, клопы и другие.

Красная книга

Учитывая значение в природе насекомых, некоторые их исчезающие виды подлежат охране.

На сегодняшний день в Красную книгу занесено около 95 видов, находящихся на грани исчезновения. Большую часть редких насекомых составляют жуки (36 видов). К ним относятся жужелицы, красотелы и другие.

В Красной книге 33 вида бабочек - аполлон, голубянки, медведицы и прочие. Охране подлежат 23 вида перепончатокрылых. Среди них есть и, казалось бы, распространенные насекомые - пчелы и шмели. Оставшиеся два вида составляют стрекозы.

Интересные факты разведения насекомых в разных странах мира

Многие террариумисты занимаются разведением насекомых, включая кузнечиков и саранчу. Это их хобби, которое не всем обычным людям понятно. В некоторых странах вместо кошек и собак предпочитают содержать больших тараканов. Может быть, потому что они не издают ни звука и не мешают домочадцам и соседям. Кроме того, они непривередливы в питании, не имеют шерсти и пуха.

В Австралии, например, домашними любимцами являются богомолы. Между прочим, некоторые жители просто сажают этих насекомых на шторы, чтобы они ловили мух.

В Китае предпочтение отдают выращиванию сверчков. Это не просто хобби, а самое настоящее развлечение. Между сверчками проводят поединки и бои. Сами китайцы с большим удовольствием за этим наблюдают. Также выращивают плавунцов. Они содержатся в аквариумах и отличаются своеобразным строением тела.

Как видите, ответить однозначно, какую роль играют насекомые в природе, сложно. Она может быть положительной и отрицательной. Пчелы, шмели и другие насекомые опыляют растения, принимая участие в их размножении. Могильщики и мертвоеды уничтожают опасные отходы, образующиеся после разложения умерших животных. Саранча и тля уничтожают растения. Комары и клопы являются переносчиками заболеваний. Как можно заметить, значение насекомых в природе велико и разнообразно.

В данном случае стоит еще отметить и эстетическую составляюшую. Ведь красотой бабочек невольно начнет любоваться даже самый ярый противник всех представителей описанного класса животных.

Статьи по теме: