Ваби саби интерьер в хрущевке. Традиционный японский стиль ваби саби в современном интерьере. Что на самом деле означает ваби-саби

Ваби-саби можно назвать братом японского минимализма: считается, что это направление родилось из философии дзен-буддийских монахов. Дословный перевод с японского - «скромная простота». Несмотря на это, у стиля достаточно интересных деталей, которые можно взять на вооружение для интерьера своей квартиры.

Если еще раз обратиться к трактованию понятия, то философия ваби-саби будет делиться на две категории, как и составляющие названия:

    ваби - скромность, воздержанность, жизнь, созвучная с природой; некоторые трактовки перевода означают и несовершенство - отголоски этого определения мы также находим в признаках стиля;

    саби трактуется как старость, иногда запущенность, и связано у японцев с ходом времени.

На этих понятиях строится стиль ваби-саби, который уже завоевывает популярность в отечественных дизайн-проектах. Ниже - советы, как создать интерьер в этом модном стиле.

Как создать интерьер в стиле ваби-саби

1. Полюбите пустоту

Суть этого принципа строится на отличиях западного и восточного менталитета. Мы как люди Запада часто стремимся для красоты добавить что-то в интерьер: повесить картину, украсить диван подушками и пледом. Японцам же, напротив, для достижения прекрасного, необходимо убрать все лишнее. Они считают, что, только отказавшись от украшательства, можно заметить главное.

2. Найдите прекрасное в природном несовершенстве

Увидев определение «несовершенство», можно было бы предположить, что ваби-саби дает «зеленый свет» на непарадную жизнь с неизбежными погрешностями быта: неопрятность и беспорядок. Это не так.

Под несовершенством понимаются те неидеальные формы, которые созданы природой и временем: грубая каменная поверхность, неровности, ржавчина на металле, трещины на керамике и глине.

Чем ближе удается приблизиться к такому природному несовершенству, тем лучше для в стиле ваби-саби.

Дизайн: Marion Lichtig Ltd

3. Поставьте простую мебель с природными изъянами

Каждая вещь в комнате стиля ваби-саби не должна стоять просто так, к мебели предъявляется то же требование. Она должна соответствовать двум критериям:

    быть простой и гармонично вписываться в интерьер;

    быть несовершенной, с природными изъянами.

Дизайн: Marion Lichtig Ltd

В этом дизайнеры находят общие черты с европейским стилем рустик, где предметы для обихода покрываются даже не краской, а матовым лаком, чтоб цвет дерева оставался нетронутым. Простые фасады из натурального дерева помогут создать нужную атмосферу.

Некоторую мебель можно взять из , например металлические конструкции с ржавчиной.

Те, кто затеял ремонт ванной комнаты, но разрывается между лофтом, скандинавским стилем, минимализмом и рустиком, могут вздохнуть свободно. В наступившем году дизайнеры предлагают не выбирать, а собирать, объединяя в интерьере элементы всех перечисленных направлений.

Тренд получил название «Ваби-саби» , позаимствовав один из основополагающих терминов японской философии. Речь идёт об умении видеть красоту обыденных вещей, постигать совершенство предметов, не имеющих внешнего лоска, зато обладающих собственной историей. Чашка, от времени покрывшаяся сеточкой мелких трещин, заросший мхом камень, увядший осенний лист, дрожащий на ветке – во всём этом есть своя особая, поэзия. Есть ваби: непритязательная простота и саби: налёт старины.

Понятие возникло под влиянием дзен-буддизма, с его созерцательностью, стремлением к внутреннему умиротворению и гармонии. Принципы ваби-саби лежат в основе знаменитых садов камней и чайных домиков, церемония посещения которых вырастает в сложный, полный символического смысла ритуал.

Дизайн ванной в стиле ваби-саби

Водные процедуры в такой комнате – это прекрасная релаксация, позволяющая восстановиться и физически, и душевно.

Чтобы достичь подобного эффекта, нам потребуется:

  1. Использовать в отделке натуральный камень и дерево в их естественном, необработанном виде.
  2. Позаботиться об игре контрастов, чередуя гладкие и грубые фактуры, тёмные и светлые оттенки, округлые и прямоугольные формы. Например, на столешницу из необработанного спила дерева можно установить снежно-белую фаянсовую раковину или оборудовать чашу из нешлифованного камня полированным смесителем ультрасовременного дизайна.
  3. Ввести в интерьер ванной несколько винтажных аксессуаров (или их имитацию), простой формы, без вычурного декора. Желательно, чтобы вещицы имели небольшие повреждения: трещинки, сколы, потёртости и создавались исключительно вручную.
  4. Освободить санузел от всего лишнего, оставив лишь самые необходимые предметы обстановки.
  5. Избегать ярких цветов, глянцевых поверхностей и принтов, отдавая предпочтение нейтральной, природной гамме.

Внимание : Ваби-саби не является точной копией ориентального или японского стиля. Это скорее, попытка передать дух философии дзен с помощью привычных нам, западным людям, материалов и предметов обстановки.

Фото красивых ванных в стиле ваби-саби:

Отделочные материалы

Стены можно:

  • оштукатурить, имитируя бетонную поверхность, как в лофте;
  • окрасить, используя нейтральные светлые тона минималисткой гаммы: бежевый, кофейный, сливочный, серый или оттенок яичной скорлупы;
  • выложить плиткой «метро», которая часто встречается в интерьере ванной скандинавского стиля;
  • облицевать крупноразмерным рельефным кафелем с текстурой камня, характерным для рустика.

Предпочтение лучше отдать именно штукатурке – она делает атмосферу помещения «живой» и уютной, что соответствует философии ваби-саби. А стены в зоне душевой кабины и умывальника защитить керамической плиткой.

Важно : кафель рекомендуется выбирать матовый, с шероховатой текстурой. Исключение составляет плитка «метро», которую также иногда применяют в интерьерах стиля ваби-саби. Используя её, необходимо добавлять для контраста рустикальные детали из грубо обработанной древесины или металла .

Фрагментарно стены можно обшить клееной доской или вагонкой. Но применять дерево для всей комнаты нежелательно. Также следует избегать поверхностей, покрытых лаком – для защиты от влаги лучше взять морилку, масло или пчелиный воск.

Потолки окрашивают или штукатурят. При наличии деревянных несущих конструкций, их оставляют открытыми.

Полы могут быть деревянными, наливными, каменными или кафельными.

Примеры отделочных решений для ванной ваби-саби далее на фото :

Сантехника

Ванна современного дизайна идеально впишется в интерьеры стиля ваби-саби. Это, как правило, отдельно стоящая купель из чугуна, стали или акрила строгой, лаконичной формы. Ванны, встроенные в подиум – тоже неплохой вариант, хотя встречаются они намного реже.

От джакузи, гидробоксов и прочей новомодной сантехники придётся отказаться. Да и нужна ли она, чтобы получить максимум пользы от купания, ещё вопрос. Для целебных процедур вполне достаточно воды и… нас. При должном настрое, положительный эффект от такого контакта гарантирован. А чтобы получить удовольствие, достаточно добавить в ванну натуральное эфирное масло или ароматизированную морскую соль.

Душевую делают встроенной.

Раковины могут быть навесными или накладными. Можно рассматривать самые интересные варианты из керамики, натурального камня или дерева – все они в данном случае уместны.

Совет : лучше избегать смесителей, душевых леек и аксессуаров в стиле ретро, отдав предпочтение их минималистским аналогам. Разводку водопроводных труб можно оставить незамаскированной, выложив своеобразный узор на стене.

Фото сантехники для ванной комнаты в духе ваби-саби:

Мебель для ванной в стиле Ваби-саби

В идеале её не должно быть совсем. Единственный предмет мебели, подходящий для ванной в стиле ваби-саби – это изогнутая скамеечка, иногда с дополнительной полкой для полотенца и банных принадлежностей.

Но поскольку такой аскетизм многим из нас непонятен, можно дополнительно установить под раковиной открытые полки из натурального дерева и добавить в интерьер полотенцесушитель в виде лестницы-стремянки.

Запасы моющих средств, косметики и банного текстиля лучше хранить в специально отведенной кладовой. В просторном санузле можно отвести часть пространства под встроенный шкаф, сделав его фасады незаметными.

Все предметы обстановки должны иметь простые геометрические формы и выполняться из натурального дерева, прошедшего минимальную обработку (см. фото ниже). А мебель из МДФ и уж тем более пластика, оставим для других стилевых направлений.

Дзен живёт в деталях

Подбирают немного и с особой тщательностью. Созерцание каждой детали в комнате для купания должно доставлять эстетическое удовольствие, чтобы никакой элемент не нарушал общей гармонии.

Если в других стилях при нейтральной цветовой гамме советуют делать из аксессуаров яркие акценты, ваби-саби не предполагает таких откровенных контрастов. Здесь нужна игра полутонов, которая будет действовать на нас успокаивающе.

Очень важно, занимаясь дизайном ванной комнаты , не подражать слепо восточным образцам, а создавать свой мир, руководствуясь принципами эргономики, функциональности и простоты. Дух ваби-саби обязательно будет присутствовать в таком интерьере, какой бы стиль для него мы не выбрали.

Абсолютно естественное желание – обрести свой кусочек земли, построить коттедж, загородную усадьбу или купить квартиру. Назвать это место своим домом. Создать там свой мир. Но для гармоничного проживания в этом объекте важно глубокое понимание своей природы.

Поместить растения в непригодные условия – это провал садовника. Жилье в точности, как и сад, необходимо связывать с природным началом (хотя бы с человеческим) и оставлять живым.

Какой смыл помещение с высотами 2,6-2,8 метра стилизовать (а иначе никак не назвать) в стиль , украшая стену, плавно переходящую на потолок, пластмассовой лепниной, вешать в центр комнаты многоярусную хрустальную люстру и расставлять по периметру антикварную мебель? Люди, заказывая и ворлощая такой дизайн хотят внести французский аромат, изысканность, а рождается очевидная фальшивость. И так с многими, очень многими, стилями.

Нет ничего абсурдного, что мы восхищаемся дворцами или китайскими домиками, “пастушьем” жильем в Альпах или шикарными виллами на берегах морей. Абсурд, на мой взгляд, в том, что стремимся перенести архитектурные формы и предметы декора в нетипичную среду, в свою реальность. Таким действие мы промениваем содержание предмета его форме.

Желая создать интерьер в японском стиле у себя в квартире, мы получаем вульгарную “японщину” с кричащим веером на стене, перламутровыми обоями с цветками сакуры и, имитирующими массив дерева, поверхностями из ДСП. Вместо того, чтобы сотворить жилье, основываясь на философию сдержанности, созерцанием природы, ее несовершенных природных материалов.

Опираясь на философию японцев, можно добиться гармоничного внутреннего и внешнего пространства в любой точке земли независимо от вероисповедания, культуры, климатических особенностей и оно никак не будет напоминать азиатский дом. Японский секрет заключается в сути вещей, а не их форме.

Японская эстетика складывается из критериев канонов красоты. Они формулировались долгое время под воздействием религий синтоизм и дзэн-буддизм . Первый дал понятие отмечать простые вещи, которые могут являться амулетами и хранить душу-ками. Вспомните о “печальной красоте вещей ”, она обязана именно синтоизму . Второй указал на временность этого мира и хрупкость. Традиционное кратковременное и чарующее любование цветами сливы умэ и сакуры (Ханами ) берет истоки из взгляда дзэн .

4 японских мерила

высшей утонченности прекрасного.

1. Ваби-саби переводится как «скромная простота». Ваби - это непритязательная простота, одновременно обладающая могущественной силой, саби - красота, приходящая со временем, спокойствие от одиночества. Эти два понятия ранее существовали по отдельности, но со временем начали жить в единстве.
Ваби-саби не понять умом, это не стиль и его невозможно тиражировать, навязать и объяснять каждому. Истинное понимание непостижимо по средствам слов, его можно только чувствовать.

Ваби-саби – лишенная манерности, эстетика. Ей присуща предпочтение скромному изяществу внутреннего нежели внешней форме великолепия. Она изъясняется в несовершенности и асимметричности, порой шероховатости и легкой грубости, и в тоже время ощущается утонченность. Фактически, ваби-саби – это понятие японцами эстетического вкуса, умение видеть прекрасное в своем естестве, чистую истину.

Richard Powell замечательно сформулировал словесную концепцию понятия: «Подлинное научение ему (ваби-саби) происходит через осознание трёх простых фактов: ничто не вечно, ничто не закончено и ничто не совершенно» . Западный человек наверняка почувствует тоску и печаль от сказанного. Но в дзэнском мировосприятии это благоприятное состояние духа, когда личности не присуще тягость от уединения или нехватки материального, а спокойствие от обладания настоящего.

Благодаря восприятию несовершенного и непостоянного, Япония даровала нам возможность наслаждаться садами камней, национальной керамической посудой Раку, поэзией, в том числе Хайку, живописью однотонной тушью, музыкой дзэнских монахов (хонкеку). О многом из этого и других азиатских достояния можно почитать в ранее опубликованной статье

2. Сибуй – это простота простоты и непосредственности. Сибуй не заявляет о красоте предмета, а тихо шепчет о совершенстве материала, из которого он изготовлен. Его можно сравнить с вяжущей хурмой. Живет в терпковатом послевкусие зеленого чая или холодно заточенном лезвии кинжала.

Если спросить у меня что такое сибуй , я отвечу, что это качественные и еле уловимые духи Light Blue, где древесные ароматы кедра, пряность амбры и муската, яркий жасмин и печальная белая роза, едкий лимон и сильный бамбук, слившись в бархатном облаке, нежно обволакивают твое тело. Японец же скажет: “Это то, на что человек, обладающий вкусом, укажет и обозначит прекрасным” . Иными словами, сибуй – завершающий вердикт в оценке красоты.

Эстетическое восприятие закладывается с рождения японскому народу на протяжении многих столетий, и распознают красоту он качественно и интуитивно.

Сибуй достигается, подобно китайскому , равновесием, незначительной обработкой материала и предельной практичностью готового изделия.

Сочетание минимальной переработки + максимальная удобность = сибуй

Идеальная чаша та, из которой удобно есть и пить, и при этом сохранена первозданная красота, природность глины, заботливо обожженная рукой мастера.

3. Мияби выражает элегантность, утонченность в японской эстетике. Он противостоит демократизму ваби-саби с его шероховатостью и своеобразной грубостью. Понятие более сентиментальное и возникло в аристократическую эпоху Хэйан (794-1185 гг), в эпоху «мира и спокойствия». Это время переноса столицы Норы в город Хэйан-ке, присвоения элите и духовенству государственных земель, на которых трудились крестьяне. Время, когда Япония на 300 лет изолировала свой остров от влияния Китая и Кореи, рождая свою неповторимую культуру. Обращая внимание казалось бы на самые незначительные “мелочи”: оттенок бумаги для письма, интенсивность запаха туалетной воды, благовоний и покрой ткани для определенного класса должностных лиц,- японцы формировали неподражаемую эстетику с высочайшим духом этики, духовного развития и чести.

В эпоху Хэйан появились первые самураи с благородным кодексом бусидо . Военная философия воспитывала не только настоящие мужские, отважные качества потребные в сражении, но высокоморальный осознанный дух, который отождествляет мияби .

Знание, что ты можешь умереть в любой момент, дают ценность каждой минуты, проживающей на земле. Человек, готовый к смерти, смотрит на мир открыто и в полном цвете, посвящая свободное время ближним, помощи нуждающимся, личному развитию и заточке навыков до идеала. Он смотрин на мир с безусловной любовью и замечает, что при повседневной суете дел, остается без внимания. Он чувствует, как солнце заботливо греет лучами тело, как ветер щекочет щеки, как завораживающе поют птицы, как мелодично шелестят листья, а один из них срывается с ветви и, исполняя свой последний воздушный танец, падает в реку, несясь вперед, доверившись течению.


Изящное, утонченное, тонкое,

открывающееся лишь во время созерцания, и есть Мияби.

Мияби неразрывно от понятия моно-но аварэ печального очарования вещами . Непринужденная гармония естества человека с окружающей средой, приятная беспричинная грусть от иллюзорности и непостоянности видимого. Аварэ не разделяет прекрасное от истины, в ней нет грубой формы. Условно ее можно разделить на 4 вида: красота единства и созвучия, красота духовного движения, красота грусти и красота утонченности.

Благодаря созерцанию и пониманию мияби поэты и писатели, художники и скульпторы, архитекторы, создавали и создают шедевры. Именно Храм Золотого павильона и Бёдо-ин являются первыми архитектурными творениями людей, руководствующимися понятием мияби и моно-но аварэ .

4. Югэну Япония обязана Китаю и дзэн-буддизму. Основа его критерия красоты выражается в мнительности реализма и восприятии сущности объекта на интуитивном уровне.

Из книги Всеволода Овчинникова “Ветка сакуры ”:

Югэн , или прелесть недосказанности, - это та красота, которая скромно лежит в глубине вещей, не стремясь на поверхность. Ее может вовсе не заметить человек, лишенный вкуса или душевного покоя.”

Следить, как утки взлетают над озером и скрываются за уровнем горизонта, выстроившись клином или идти все дальше-дальше в лес, не следя за временем, – это югэн . Доверяться внутреннему голосу, открывая тайны мира.

Понятие “югэн ” в целом сложно обозначить словесно или физически для понимания западному человеку. Например, в английской лексике в априори нет слов, передающих переживания японцами югэна . Осмыслить лишь возможно, если сможем открыть душу для подобного чувствования.

В творчестве югэн всегда преподносится в незавершенном виде. Созерцающему дается возможность самому на интуитивном уровне проникнуться замыслом и осознать, что осталось недомолвленно.

Ваби-саби трудно объяснить, используя западные понятия, но эту эстетику порой описывают как красоту того, что несовершенно, мимолётно или незаконченно. По сути, ваби-саби это понятие, характеризующие присущий японцам эстетический вкус, способность воспринимать прекрасное и предметы искусства в своём естестве, неподдельности и без излишеств.

По мнению Леонарда Корена Leonard Koren , ваби-саби — наиболее заметная и характерная особенность того, что считается традиционной японской красотой и она «занимает примерно то же место в японском пантеоне эстетических ценностей, какое на Западе занимают греческие идеалы красоты и совершенства». Эндрю Джунипер утверждает, что «если объект или выражение могут возбудить в нас чувство светлой меланхолии и духовной жажды, тогда можно сказать, что этот объект есть ваби-саби». Ричард Пауэл подводит итог, говоря: «Подлинное научение ему (ваби-саби) происходит через осознание трёх простых фактов: ничто не вечно, ничто не закончено и ничто не совершенно».

Ваби - это выражение красоты, которая есть проявление творческой энергии, пронизывающей всё живое и неодушевленное. Это красота, которая как сама природа, и темная, и светлая; и печальная и радостная, и суровая и нежная. Красота этой природной силы несовершенна - всегда изменчива и недосягаема. Макото Уэда /Makoto Ueda


Society Limonta

Простота и утонченность всегда считались эстетическими качествами, присущими японской культуре, и были важнейшими особенностями жизни японцев с древних времен. Традиционная японская архитектура, например, казалась упрощенной, потому что упор делался на свободное пространство, отсутствие украшений и спокойные приглушенные тона. Тем не менее таким постройкам была свойственна элегантная красота.

Ваби-саби — это японский термин, который как раз и отражает такое ощущение красоты, но в то же время несет в подтексте определенные моменты, трудно поддающиеся определению. Эстетические качества, отраженные в ваби-саби, происходят от буддийских идеалов периода Средневековья, когда распространение буддизма в Японии ввело представление о ваби-саби в культурную сферу. Это понятие и сегодня определяет важнейшую суть многих традиционных видов искусств Японии.

Подобные свойства можно увидеть в японском искусстве и литературе: дизайн керамических изделий зачастую очень незамысловат и цвета скромные; структура японских стихов проста и незатейлива, но и те, и другие воплощают простоту и элегантную красоту.

Простоту ваби-саби можно сравнить, например, с безмятежным состоянием человека.
Основная идея этого направления - минимализм .


  • Уберите все лишнее, оставив только суть предмета.

  • Не доводите ничего до совершенства, у предмета должна быть своя особенность (предметы ваби-саби можно охарактеризовать как теплые, нежели холодные).

  • Как правило, в работе используют ограниченное число материалов.

  • Также стоит следить за тем, чтобы ярких, сразу заметных особенностей было меньше. Но это не значит, что стоит убирать невидимые нити, связывающие предметы в единое смысловое целое.”

Ваби переводят по-разному: безмятежная простота; аскетическая элегантность; неотшлифованная, несовершенная, несимметричная красота; безыскусственность; вещи в своем самом простом, строгом, природном состоянии; безмятежное, трансцендентное состояние сознания.

Саби переводят как «красота, хранящая в себе течение времени» и «вызываемое ею ощущение мимолетности». Это патина, которую накладывает возраст; это природный цикл рождения и смерти.

Furniture combining cast aluminium and wood
Hilla Shamia

Yuichi Takemata

Masaaki Saito

Не ворчать и не жаловаться на отчаянное положение, ненавидя бедность или даже пытаясь освободиться от неё; но восставать против материальных трудностей и ограниченности в материальном, преобразовывая это в новообретенную сферу духовной свободы;
не попасться в тиски мирских ценностей, но радоваться безмятежности за пределами повседневности, - вот жизнь истинного приверженца ваби.
Хага Косиро / Haga Koshiro

"Ваби" - особый способ жизни, находящий вкус в добровольной бедности, избирательной неприхотливости и гедоническом аскетизме.
"Саби" - особое свойство вещей, открывающих свою красоту в самоотречении, в безыскусной простоте, в деревенской неотесанности, в простонародной грубоватости, в несовершенстве, непритязательности и незаметности.
Соединившись в одно слово и одно понятие, ваби-саби стало центральным нервом и японского искусства, и всего мироощущения.
"Ваби-саби, - пишет чуткий интерпретатор японского духа в России, востоковед Н. Николаева, - способствует самоуглублению, состоянию внутреннего одиночества как особой выключенности из повседневной реальности... Это - красота заброшенного, покрытого патиной времени, неяркая и не бросающаяся в глаза... Это - постоянное ощущение бытия как небытия".

Например - почти разложившийся, готовый вернуться в землю осенний лист. Тая на глазах, он слабым намеком выдает свои исчезающие очертания. То, что нас пугает трупным запахом, на Востоке зовут ароматом тления. Мы, скажем, любим рождественскую елку в расцвете сил. Пышущая стеклянным румянцем, цветастая и блестящая, она нам кажется вызовом зиме. Но знатоку ваби-саби больше пришлись бы по душе выброшенные елки, валяющиеся на улицах города, приходящего в себя после праздника. Стоит взглянуть на них под другим углом, и мы увидим целый горизонтальный лес, уступивший кавалерийскому налету времени. Следы лихорадочного веселья - неуместный бант, нить серебряного дождика, осколок игрушки, - оттеняют угрюмую, но честную картину умирания. Предоставленная сама себе елка возвращается к естественному ходу вещей, заменяя чуждое ей пестрое убранство глухим оттенком увядшей зелени.
Ваби-саби вообще любит зеленый цвет. В нем много тех многозначительных нюансов, что напоминают об игре живого с мертвым: травянистая гамма весны, патина старой бронзы, мшистая затхлость гниения. Кажется, что по пути к черно-белой палитре небытия все вещи норовят стать зелеными. Не зря армия красит в защитный цвет все, до чего доберется.

Акцентируя смертность вещей, ваби-саби сближает их с нами.
Поэтому ваби-саби ценит то, чем мы брезгуем - вторичность, сношенность, затертость. Бывшее в употреблении всегда лучше нового.

Японский классик ХХ века Танидзаки: "При виде предметов блестящих мы испытываем какое-то неспокойное состояние. Европейцы употребляют столовую утварь из серебра, стали либо никеля, начищают ее до ослепительного блеска, мы же такого блеска не выносим. Наоборот мы радуемся, когда этот блеск сходит с поверхности предметов, когда они приобретают налет давности, когда они темнеют от времени. Мы отдаем предпочтение тому, что имеет глубинную тень, а не поверхностную ясность. Это тоже блеск, но с налетом мути, которая неизбежно вызывает в представлении лоск времени. Это выражение звучит несколько сильно, правильнее было бы сказать - "засаленность руками". И то, и другое выражает понятие глянца, образовавшегося в течение долгого времени на предметах, которых касаются человеческие руки: от постоянного обращения одного и того же места в руках жировое вещество проникает, впитывается в материю предмета, в результате чего и получается именно "засаленность от рук". Нельзя отрицать того, что в "художественную изящность", радующую наш взор, одним элементом входит некоторая нечистоплотность и негигиеничность.
Европейцы стремятся уничтожить всякий след засаленности, подвергая предметы жестокой чистке. Мы же, наоборот, стремимся бережно сохранить ее, возвести ее в некий эстетический принцип... Мы действительно любим вещи, носящие на себе следы человеческой плоти, масляной копоти, выветривания и дождевых отеков. Мы любим расцветку, блеск и глянец, вызывающие в нашем представлении следы подобных внешних влияний. Мы отдыхаем душой, живя в такого рода зданиях и среди таких предметов, - они успокаивающе действуют на наши нервы".

Японцы любят заваривать чай в чайнике из необожженной глины. Его пористые стенки впитывают летучие эфирные масла, придающие чаю ту тонкость аромата, которую на Востоке ценят несравненно выше вкуса. С каждой заваркой запах становится богаче, а чайник дороже. Заплатив вместо пятидесяти долларов пять тысяч, можно приобрести сосуд с документированной родословной, включающей фотографии всех его владельцев на протяжении трех поколений. Накопленное с годами ваби-саби делает чайник членом семьи, занимающим промежуточное положение между женой и кошкой.

Легенда о великом Сэн-но-Риккю рассказывает, что, тщательно подметя ведущую к чайному домику садовую дорожку, первый мастер чая тряхнул ствол дерева и рассыпал по ней желтые листья. Он же завел обычай пить чай не из китайского фарфора, а из крестьянских плошек для риса - "раку". Вылепленные без гончарного круга, вручную, они получались грубыми и кривыми. Эти чашки воплощали квинтэссенцию ваби-саби, пока не попали в музеи. Став предметом роскоши, они утратили печальное очарование бедной простоты. Чтобы вернуть ее в обряд, нынешние мастера подают чай в бумажных стаканчиках.
Александр Генис. Пейзажи.

Совсем недавно мы говорили о «Хюгге », скандинавской тенденции дизайна, которая фокусировалась на создании простых интерьеров, наполненных комфортом. Теперь пришло время сделать еще один шаг вперед. Познакомьтесь с дизайном интерьера в стиле ваби саби — японской эстетикой, которую вам обязательно захочется применить в своем доме.

Во-первых, важно дать определение…

Что такое ваби саби

— японская философия, зародившаяся в 15 веке как реакция на доминирующие тенденции того времени, которые опирались на чрезмерное украшение, богатство и применение дорогих материалов.

В прямом смысле ваби саби — это поиск красоты в несовершенстве, наслаждение простыми радостями жизни. Прежде всего, принципы ваби саби сосредоточены на признании важности подлинности и стремлении оставаться аутентичным во всех аспектах своей жизни. подразумевает асимметрию, шершавость, простоту, экономию, строгость, скромность, интимность и естественность предметов и процессов.

Для некоторых ваби-саби — скорее руководящий принцип, чем дизайнерский тренд. Речь идет о том, чтобы принимать вещи такими, какие они есть, вместо того, чтобы тратить время на поиски чего-то лучшего, видеть положительные черты в неидеальных ситуациях. Однако, даже если вы не готовы полностью принять философские постулаты, некоторые из этих принципов вполне могут стать отличной отправной точкой включения в свои интерьеры элементов в стиле ваби саби.

Как же можно использовать стиль ваби-саби в вашей жизни? Могли бы вы принять его? Попробуем разобраться, что такое интерьер в стиле ваби саби, а затем, может быть, вы сможете ответить на эти вопросы.

Натуральные материалы и цвета

Используйте настоящие, органические материалы как можно больше. Меньше пластика, больше древесины. Стекло, мрамор, керамика, бетон, камень, металл и так далее. Интерьер в стиле ваби саби основан на использовании натуральных материалов. Какой бы материал вы ни использовали, помните, что ключевым моментом является его подлинность.

Ваби-саби рисует цветами природы. Оттенки гор, пустынь — это цвет ваби-саби. Применяйте нейтральные и серые тона.

Будьте проще

Когда у вас уже есть свои элементы дизайна, важно подумать о том, как вы собираетесь их объединять. Важный момент интерьера в ваби-саби -простота и функциональность. Привлекайте природу. Палочки в вазах, ветви в горшках, разбросанные по обеденному столу листья, желуди в миске, ремесленные изделия из натуральных материалов, пампасная трава в керамике…

Декоративные чаши и подносы тоже правильный выбор, как и комнатные растения, которые могут добавить в пространство свежести. Подумайте о том, чтобы сделать шаг в сторону и совершить покупки для ваших элементов дизайна вдали от крупных торговых центров. Блошиные рынки, ремесленные выставки и независимые магазины — все это жизнеспособные альтернативы.

Главное — не переусердствовать и позволить вещам находиться на своих местах естественно и свободно, без суеты! Без совершенства!

Без суеты

Вам не нужно гладить шторы или скатерть, не нужно подшивать шторы, не стоит беспокоиться, если пол имеет царапины, или льняной диван немного изношен. Пока все чистое и свежее, повседневное и простое — это ваби-саби и в современном доме.

Старение

Позволяйте вещам элегантно стареть и наслаждайтесь тем, что у вас есть, вместо того чтобы приносить новые. Не делайте намеренно что-то изношенным или состаренным. Не покупайте то, что выглядит старым. Возраст приходит со временем.

Баланс красивого и полезного

Зубная щетка не должна быть уродливого неонового цвета, а необходимые в ванной комнате средства можно перелить из ярких бутылок с жуткими наклейками в однотонные или прозрачные емкости.

Беспорядок свободного места

При окончательном декорировании и выборе объектов для дома наступает беспорядок свободного пространства. Вам действительно не нужны все эти свитера, носки и дополнительные ботинки (которые больше не являются стильными), не так ли? Вам нужно хранить всю детскую одежду с тех пор, когда ваш сын был маленьким? Можете оставить себе несколько нарядов и пожертвовать остальными? Подумайте, что вам нужно, а что нет, и будьте безжалостны!

Подчеркните недостатки

Последний совет — самый важный. Обычно, когда мы обсуждаем вопрос о добавлении штрихов к вашему дизайну интерьера, мы говорим о том, как заставить его выглядеть завершенным или другими словами — разработанным профессионалом. В случае ваби саби вы нацелены на противоположное.

Интерьер в стиле ваби саби намеренно работает в нахождении красоты в существующих недостатках. Имея это в виду, не бойтесь оставлять незавершенные детали. Декоративная чаша, которую вы склеили после того, как она упала и разбилась? Не стесняйтесь дать ей почетное место.

Однако, имейте в виду, что существует граница между сущностью стиля ваби саби и его потерей в повседневном беспорядке. Там, где проходит эта линия, личное решение для каждого из нас, но вы должны понимать, что этот эстетический выбор сделан целенаправленно. Неубранная кровать? Вот разрешение называть этот факт «искусный беспорядок”.

Статьи по теме: