Нужны ли в гараже отдушины. Вентиляция в гараже своими руками: схема, фото и рекомендации. Схема принудительного вентилирования

Если воздух в гаражном помещении слабо вентилируем, то постоянно образующийся на автомобильных агрегатах конденсат неизбежно приведет к их поломке. Да и на обивку салона повышенная влажность положительно не влияет. Поэтому делать вентиляцию в гараже своими руками следует максимально вдумчиво и правильно. Влаги внутри должно быть как можно меньше, а выхлопные газы уходить на улицу должны как можно быстрее.

Схемы вентиляции для гаража

В большинстве случаев частный гараж – это небольшое помещение для одной легковой машины. Плюс нередко часть пространства в нем отдана под верстак с инструментами и место для складирования покрышек, канистр и т.п.

Сделать в таком строении самостоятельно вентиляцию проще простого. Производить сложные расчеты по воздухообмену здесь не требуется. Достаточно знать пару формул и норм.

Схем организации вентиляции гаража существует две:

  1. С естественным воздухообменом.
  2. С принудительной циркуляцией воздуха между улицей и помещением.

Реализация обоих вариантов предусматривает установку двух вентиляционных отдушин с трубами – одна на вытяжку, вторая на приток. Принудительная схема вентиляции нуждается в электрическом вентиляторе. Но для большинства гаражей с избытком будет хватать обычной системы с естественной тягой воздуха. Она энергонезависима, предельно проста в монтаже и дешева.

Циркуляция воздуха в гараже с ямой при естественной вентиляции

Требующую электропитание проточную или вытяжную вентиляцию в гараже делать стоит только при наличии в нем отопления. При этом лучше всего оставить свой выбор на одной вытяжке. С ее помощью можно организовать вполне эффективный воздухообмен. А обойдется она не так дорого, как комбинированная приточно-вытяжная вентиляция . Последняя состоит из немалого количества дорогостоящего оборудования, требующего еще и дополнительных трат при эксплуатации.

Выбирая схему вентиляции гаража, необходимо также учитывать конструктивные особенности гаражного бокса. Если он стоит в ряду однотипных сооружений, то есть ограничения по проделыванию вентиляционных отверстий в некоторых его стенах. Трубы вентиляции получится вывести далеко не со всех сторон строения. Но для повышения естественной тяги они должны располагаться в гараже как раз с разных его концов.

В таком случае рекомендуется останавливать свой выбор на вытяжном, приточном либо комбинированном варианте. Эти виды вентиляции в гараже не так сильно зависят от месторасположения и размера воздуховодов. Здесь более важна будет мощность вентилятора.

Воздухообмен при принудительной вентиляции

Варианты вентиляции в гараже

Проще всего своими руками смонтировать вентиляцию в собственном гараже в исполнении с естественной воздушной тягой. Для этого необходимо рассчитать диаметр труб на вытяжку и приток, а после пробить отверстия в стенах и/или крыше и установить эти воздуховоды. Главное потом не забыть про необходимость надежной герметизации просветов между трубой и бетоном, кирпичом или металлом стены.

Варианты оборудования вентиляционной шахты

По нормам тяга в гаражном помещении должна быть такой, чтобы весь объем воздуха полностью замещался в нем за час 6–10 раз. По минимуму это 180 кубов/час на 10 квадратов пола гаража. Чтобы обеспечить подобный естественный воздухообмен, на каждые 10 кв.м. необходима труба сечением около 15 см.

Приточное отверстие вентиляции следует располагать на высоте 15–20 см над землей на стене с дверью. Вытяжное должно размещаться напротив первого в крыше или в стене под потолком с подъемом воздуховода над кровлей порядка полуметра. Так тяга выйдет максимальной. При этом труба притока в сечении должна быть равной, а лучше немного меньше диаметра воздуховода-вытяжки. Если размеры сделать наоборот, то возможно опрокидывание тяги.

Схема расположения вентиляционных труб в гараже с ямой

Эффективность естественной вентиляции в гараже зависит от:

  • разницы температур воздуха внутри и снаружи;
  • наличия на улице ветра и его силы;
  • разницы давления между верхней точкой вытяжки и нижней притока;
  • места расположения вентиляционных труб на фасаде и степени их утепления.

Как расположить вентиляционную шахту для лучшей тяги

Факторов влияния немало. Поэтому нередко приходится делать систему вентиляции, функционирующую благодаря принудительной тяге воздушных масс. Здесь расчет параметров еще проще.

Трубы можно взять вдвое меньше, чем в рассматриваемом выше варианте. Все равно обмен воздуха будет производиться за счет работы вентилятора. Его мощность подбирается исходя из кубатуры гаража и необходимой кратности воздухообмена. В подавляющем большинстве случаев вполне хватает осевой канальной модели на 100 Вт.

Трубы и отверстия располагаются так же, как и в варианте с естественной тягой. При этом самостоятельно сделать вентиляцию с принудительным обменом зачастую проще. Воздуховоды требуются меньше в диаметре. А значит и дырки в стенах пробивать придется меньшего размера. Однако по затратам такая вентиляция за счет наличия электрооборудования выйдет дороже обычного аналога.

Схема воздушных потоков потоков при разных типах вентиляции

Если устанавливается вентилятор, то следует брать модель с таймером. Оставлять его постоянно включенным невыгодно по деньгам (счета за свет выйдут немалыми) и опасно из-за риска пожара. Работающее электрооборудование без присмотра надолго бросать не стоит.

Схема естественной вентиляции в гараже

А так можно задать нужный режим, чтобы вентилятор включался на некоторое время для полного замещения воздуха в помещении, а потом сразу отключался. Ведь выстраивается система вентилирования гаража, а не вентиляция в ванной комнате и туалете , где воздушная циркуляция должна быть непрерывной.

Гаражная вентиляция с естественным воздухообменом должна проектироваться так, чтобы между ее нижней и верхней точками было расстояние около 3-х метров. Если будет меньше, то тяга выйдет пониженной.

Ошибочное мнение многих автомобилистов о том, что нежилой постройке под названием «гараж» не нужна вентиляция, приводит к неприятным последствиям. Самые ощутимые – это физический износ автомобиля, незапланированные траты на ремонты, проблемы со здоровьем водителя.

Рациональная вентиляция: делаем выбор

Современное оформление гаража — вентканал с вентилятором защищен решеткой

Еще на этапе составления проекта будущего дома для колесного транспорта нужно выбрать тип воздухообмена: естественный, механический или смешанный (комбинированный). Учитывается:

  • число этажей (уровней) в гаражном помещении;
  • количество авто;
  • наличие смотровой ямы;
  • геометрические размеры помещения;
  • длина воздуховода;
  • площадь гаража;
  • вид строительного материала;
  • количество подсобных помещений, пр.

В зависимости от выбора составляется схема с нанесением размеров, всех функциональных элементов системы вентиляции. Если в качестве эконом-варианта используется натуральный обмен воздухом (аэрация), то для организации параметров микроклимата в теплых гаражах оптимальной считается механическая вентиляция. Она относится к капитальным системам. Требует значительных материальных и физических затрат. Работы с выделением вредных веществ в воздух рабочей зоны (покраска, шлифовка, пр.) нужно проводить только с принудительным обменом воздуха, движущегося со скоростью не менее 2,5 м/с. Такая интенсивность движения не позволят накапливаться вредностям внутри гаража.

Внимание! Игнорирование проблемы вентилирования в металлическом, кирпичном, бетонном гараже или сооружении из пеноблоков может оказаться опасным для работающего ремонтного персонала.

Механический воздухообмен

Принудительная вентиляция в гараже позволяет частично или полностью заменить отопление, подогревая воздух до + 5°С. Может быть одно- или двухканальной. Работает на два режима: по притоку и отводу воздуха. Приточная часть состоит из электрокалорифера, вентилятора, фильтра. На отток воздуха работает канальный или осевой вентилятор, соединенный с воздуховодом. Он может монтироваться в одном канале или сразу в двух, если в гараже есть подвал. Прежде чем попасть в помещение, воздух очищается от загрязнений и подогревается. Проходя по специальному каналу, он равномерно распределяется. Удаление происходит при помощи канальных вентиляторных приборов осевого типа.

Эффективный обмен обеспечивает компоновка в канал вентилятора во влаго- и термозащите. Он выдувает отработанный воздух, на смену которого подается свежий. Принудительный воздухообмен требует точных расчетов по определению мощности электрического вентилятора, рабочих параметров по установке системы, в частности, сечения воздуховода. Обычно, диаметр трубы выбирается в пределах 160-180 мм. Немаловажно правильно расположить отверстия, по диагонали, на противоположных поверхностях:

  • по притоку – не выше 0,1 м от пола;
  • по вытяжке – на расстоянии 0,1 м от потолочины.

Внимание! Механический обмен воздуха в автоматическом режиме обеспечивает требуемые нормы микроклимата в рабочей зоне независимо от времени года и погоды.

Функции принудительной системы обмена воздуха

При любом выборе вентиляция должна решать основные вопросы:

  • отвод из помещения выхлопных газов, запахов, вредных летучих примесей;
  • обеспечение сухих поверхностей в автомобиле и наружи;
  • предотвращение образования и развития плесени, грибка;
  • вывод лишней влаги, занесенной в гараж на транспорте;
  • содержать смотровую яму, погреб в гараже в сухом виде.

Внимание! Вентиляция в гараже с подвалом должна выполняться отдельно для равномерного вентилирования всех зон одновременно. Закрытый подвальный отсек не обеспечивает достаточную смену воздуха с нужной производительностью без механического воздействия.

Чем регламентируется вентиляция в гараже

Предъявляемые к вентиляционной системе требования изложены в СНиП 21-02-99. Нормы предусматривают ежечасный объем нагнетаемого воздушного потока – 180 м.куб. При этом температура в помещении гаража не должна опускаться ниже 5° С.

Сечения вентиляционных отверстий рассчитываются разными способами. К примеру, довольно точная методика, по которой ⅓ площади гаражного помещения составляет сумму сечений всех устанавливаемых вентиляционных отверстий. Или же принять такое соотношение: сечение вытяжного отверстия 15 мм обслуживает квадратный метр площади гаража. Тогда в помещении размером 5м х 5м суммарная площадь приточных просветов не должна быть меньше 375 мм.кв. По расчету определяется диаметр асбестовых, металлических труб, их способность пропустить объем воздушных масс.

Особенности механической организации воздухообмена в гараже

  • Принудительный воздухообмен в гаражном подземном помещении в холодный период считается самым правильным и оптимальным вариантом вентилирования.
  • Выполняя вентиляцию своими руками, на конце вытяжного канала лучше зафиксировать дефлектор. Это позволит активизировать воздушный поток изнутри путем образования зоны разреженного воздуха.
  • На вытяжную трубу наносится теплоизоляционный слой, предотвращающий оседание конденсата. Верхний край трубы должен возвышаться над кровлей на высоту 1,5 м не менее.
  • Установка вентилятора в канале учитывает направление воздушного потока. Воздуховод формируется при помощи соединителей каналов.
  • Необходимо предусмотреть регулирование приточных и вытяжных отверстий с помощью задвижек, жалюзи, шиберов.
  • Монтаж и подключение калорифера, вентилятора осуществляется согласно ПУЭ.
  • Работает механическая вентиляция только при наличии источника электроэнергии.

Модели вентиляторов

При механической вентиляции обычно используется схема подачи воздуха снизу. Принудительное удаление отработанных газов происходит во время максимальной загазованности воздуха. Подбирают вентилятор по специальным таблицам. «Ходовыми» считаются посадочные диаметры оборудования (мм): 100; 125;150. Для рационального использования оборудования и экономного расходования энергоресурсов, можно установить модель вентилятора, работающего по таймеру.

Принудительный обмен воздуха в гараже: варианты комплектности

При самостоятельном выполнении вентилирования гаража практикуется монтаж вентиляции модульного или одноблочного типа. В первом случае система охватывает автономные блоки по притоку и вытяжке. Несмотря на независимость в работе, все устройства управляются централизованно. Воздух подается на высоте 2-3 м от пола по трубам, уложенным продольно или вертикально. В приточном канале располагается вентилятор, фильтр и нагреватель воздуха. На вытяжке предусмотрен датчик, вентилятор с регулятором скоростей. Датчик сигнализирует при превышении загазованности в помещении. Скорость работы вентилятора переключается, он начинает работать эффективнее.

Важно! Использование моноблока требует значительных финансовых затрат. Он компактный, т.к. в одном устройстве сосредоточены функции нагнетания и удаления воздушного потока.

Система механического воздухообмена, в отличие от естественной вентиляции, более сложная, требующая навыков в работе и подключения электрооборудования. Если смонтировать ее самостоятельно проблематично, консультации и помощь профессионалов обязательны. Это позволит избежать ошибок при монтаже и дальнейшей эксплуатации.

Вентиляция является обязательной коммуникационной системой практически в любом помещении. Ее значимость объясняется необходимостью циркуляции воздуха внутри здания. Автомобильный гараж – не исключение. Глупцом можно считать того, кто скажет: она не требуется, здесь, мол, никто не живет. Рассмотрим подробнее, для чего нужна и как обустраивается вентиляция в гараже своими руками. Схема установки и опытные обоснования помогут разобраться в ее назначении и функциях.

Можно сказать, что в разных помещениях вентиляционная система выполняет разные функции, но основная всегда одна – воздухообмен с наружным пространством. Атмосфере внутри помещения требуется обновление несколько раз в сутки. Например, в ванной комнате это нужно для удаления паров и излишней влажности при использовании водопроводной коммуникации. На кухне – для очищения воздуха от паров и газов при приготовлении пищи, а в обычной комнате – для вентиляции помещения от скопления вредных бактерий и временного охлаждения. В гараже данная система необходима по нескольким критериям:

  • Для защиты автомобиля. Это самое важное, о чем должен побеспокоиться любой автовладелец. Во влажном помещении металлические конструкции подвергаются коррозии. Более всего страдают угловые края открывающихся элементов (дверей, багажника, капота). Сырость приводит в непригодность механику и электрику в машине.
  • Для защиты самого гаража. Материалы, из которых изготовлена конструкция гаража, также подвержены пагубному воздействию сырости. Аналогично, со временем разрушаются металлические опоры здания, начинают гнить деревянные элементы, а бетон и другие связующие покрываются съедающей плесенью.

Согласно европейским нормам, воздушное пространство гаража должно обновляться на 100% примерно 10 раз в сутки. Независимо от размера здания, количества внутренних помещений и автомобильных мест, вентилировать необходимо абсолютно весь объем.

Очень сложно продумать вентиляционную конструкцию в готовом здании, поскольку оно заранее не приспособлено под такие коммуникации. Поэтому, проектировать систему важно еще на этапе подготовки к строительству самого гаража.

Способа обеспечения циркуляции воздуха всего 2 – естественный и искусственный. Из этого определяются и 3 вида вентиляционных систем: естественная, механическая и комбинированная.

Принцип первой разновидности основан на физических законах без вмешательства техники. По правилам аэродинамики воздух самостоятельно движется через два отверстия в конструкции здания.

Механика подразумевает принудительный воздухообмен. Специальные устройства, объединенные с одним или двумя выходными каналами, побуждают воздушные массы перемещаться по ним.

Комбинированная система: в ней объединены сразу два способа циркуляции – естественный и искусственный.

Естественная система

Правила аэродинамики в помещении основаны на разнице температур внешней и внутренней среды. Попробуем разобраться, как сделать вентиляцию в гараже, используя эти законы. Однозначно, в таком закрытом помещении, как гараж, температура внутри будет выше температуры снаружи. И это обстоятельство используют для циркуляции воздуха: физически теплый воздух стремится вверх, а холодный — вниз.

Таким образом, в несущей конструкции здания устанавливают два отверстия – одно вверху, другое – внизу. Холодный воздух снаружи заходит снизу. При этом внутри гаража возникает разница температур, и теплый объем выталкивается вверх, проходя через другое отверстие. Так обеспечивается постоянное движение.

Для естественной системы предусмотрены определенные правила установки, чтобы была эффективная вентиляция гаража. Как правильно разместить элементы системы? Приточную трубу для подвода свежего воздуха располагают почти у пола – на высоте десяти сантиметров от нижнего уровня гаража. При этом воздуховод должен быть не ниже 30 см от земли. В качестве входного отверстия можно использовать специальные вентиляционные решетки, встраиваемые в гаражные ворота.

Вытяжное отверстие устанавливают на 10 см ниже потолочного шва, а конец трубы выводят наружу на высоту 50 см от поверхности кровли. Ниже представлена схема вентиляции в гараже.

Механическая вентиляция

Данный вид коммуникации считается превосходным по отношению к другим и, соответственно, самым дорогим. Искусственная вентиляция в гараже своими руками предусматривает обустройство гаража двумя элементами: приточного и вытяжного оборудования.

Чтобы сохранить свой автомобиль и защитить от внешних воздействий, мало загнать его в гараж. Конечно, эта постройка – прекрасный способ защитить его от воров и плохой погоды. Но иногда нахождение в ней может стать губительным для вашей машины, да и самому человеку нежелательно вдыхать пары бензина. Затхлый и грязный воздух, высокая влажность станут причинами коррозии металла, если в вашем гараже нет работоспособной вентиляционной системы. Поэтому многих владельцы автомобилей думают, как лучше сделать вентиляцию в гараже своими руками.

Вентиляция в гараже, среди прочего, поможет избежать плесени и грибка

Опытные автолюбители, не задумываясь, скажут, что вентиляция в гараже должна быть обязательно. Неопровержимое доказательство их правоты – последствия влияния сырости на металл:

  • Появление и дальнейшее распространение грибка на деревянных частях гаража;
  • Порча продуктов, хранящихся в подвале;
  • Разрушение электроники и металла от воздействия влаги.

Если в гараже нет вентиляции, то в воздухе скапливаются токсичные вещества, которые могут стать причиной заболеваний . По нормам, полная замена внутреннего объёма воздуха гаража должна происходить 6–10 раз за сутки. А поступление свежего воздуха – 180 кубометров в течение одного часа.

Что должна делать вентиляционная система:

  1. Удалять из гаража влагу, которая проникает внутрь, стекая с загнанной машины.
  2. Удалять из помещения пары и газы, которые могут навредить человеческому здоровью.
  3. После езды во время снега или дождя подсушивать поверхность автомобиля.
  4. Предотвращать коррозию металла, а также развитие грибка на стенах помещения и изделиях из древесины.
  5. Просушивать подвал.

Виды вентиляции

Какой бы у вас ни был гараж, есть ли у него подвал или смотровая яма – вентиляция необходима обязательно.

Существует несколько видов вентиляции такого помещения.

Естественная

Естественная вентиляция – самый бюджетный вариант

Свежий воздух в гараж поступает из-за разницы температур на улице и внутри помещения. Для естественной циркуляции воздуха необходимо предусмотреть 2 вентиляционных отверстия – приточное и вытяжное. Обновление воздуха поможет ускорить дефлектор, размещённый в вытяжном отверстии. Поблизости от этого устройства создаётся участок низкого давления, что позволяет быстро удалять воздух.

Воздушные потоки перемещаются благодаря обычным физическим законам:

  1. Разница в плотности холодного и нагретого воздуха.
  2. Воздействие потоков ветра.
  3. Перемещение воздушных масс в результате взаимодействия высокого и низкого давления.

При использовании естественной вентиляции не забывайте:

  1. В летнее время циркуляция воздуха заметно снижается.
  2. Из-за резкого изменения давления могут появляться сквозняки.
  3. Необходимо постоянно контролировать состояние вентиляционных отверстий и при необходимости их чистить.

Такая вентиляция в основном подойдёт тем, кто не хочет тратить много денег.

Принудительная

Принудительная вентиляция требует тщательного проектирования

Даёт возможность частично или полностью отказаться от дополнительного обогрева гаража, доводя температуру воздуха до 5 градусов тепла. Приточная часть содержит в своём составе фильтр, вентилятор и электрокалорифер. Воздух удаляется из помещения с помощью осевого или канального вентилятора, который установлен в воздуховоде. Перед поступлением воздуха в помещение он проходит фильтр и подогревается калорифером. Удаление отработанного воздуха производится при работе канальных вентиляторов.

Принудительный воздухообмен во время проектирования требует правильных расчётов по точному определению необходимому сечению воздуховода, мощности вентилятора и других рабочих параметров . Чаще всего создают вентиляционные каналы сечением 160-180 мм. Для такой конструкции важно правильно поместить отверстия в разных концах помещения по диагонали.

Комбинированная

Комбинированная вентиляция отличается от естественной наличием дополнительного оборудования

Разновидность естественной вентиляции, она отличается только удалением отработанного воздуха – процесс происходит с помощью дополнительного оборудования . При этом способе на вытяжном отверстии ставят электровентилятор. Способ проветривания независим от изменений природы и требует меньших затрат, чем принудительная вентиляция. Минус этого метода в том, что поток воздуха не очищается и не подогревается, а за вентиляционными каналами нужно постоянно следить и очищать их от грязи и наледи.

Приточная

Приточная вентиляция не удаляет отработанный воздух, а обновляет его

В этом названии слово «приточно» сообщает, что основная функция вентиляции заключается не в удалении отработанного воздуха, а только в обновлении его объёма с помощью закачки свежего .

Конструкция такой вентиляции выставляет собственные требования:

  • Вентиляционные выходы, в отличие от вытяжной системы, должны находиться невысоко, в идеале – максимум на высоте 30-50 см от пола.
  • Выходы в этой системе нужно делать в 2 раза шире, чем при устройстве вытяжной вентиляции.
  • Каналы нужно размещать так, чтобы потоки ветра почаще задували в них. Поступление свежего воздуха в помещение удобней всего организовать, установив внизу ворот решётку. Если у вас длинный гараж, то лучше всего разместить вентиляционные каналы в длинной стене по центру гаража.

В стене в подходящем месте проделывают отверстия, а в них устанавливают гофрированные трубы. Учтите, что для хорошей производительности такой системы необходимо создать максимальную разность высот между каналами, для этого придётся найти длинную трубу. Но при низкой кровле гаража можно сделать гофрированную трубу выше, удлинив её пластиковой трубой. В результате мы сможет получить необходимую разность высоты.

Требования

В СНиП говорится, что свежий воздух должен подаваться внутрь гаража в количестве 180 л/час. В соответствии с требованиями, указанными в документе СНиП 21-02*99, любые хозяйственные строения (в том числе гаража) должны быть оборудованы подходящими вентиляционными коммуникациями.

Невзирая на сложность конструкции, вентиляция должна быть как в обогреваемом, так и в неотапливаемом гараже. В соответствии с нормативами, поступающий объём чистого воздуха должен в течение суток 6-10 раз обновлять весь внутренний объём помещения.

Нюансы проведения вентиляции в зависимости от типа гаража

Перед проведением вентиляции нужно учесть ряд нюансов

Естественная вентиляция производит замену воздушных масс благодаря отличию температуры на улице и внутри гаража. Для эффективного перемещения воздуха необходимо сделать 2 вентиляционных отверстия. Лучше, если вентиляция предусмотрена до постройки несущих конструкций.

Чтобы гараж хорошо проветривался, нужно следовать таким правилам:

  1. Приточное отверстие должно находиться не ниже 10 см над поверхностью пола. Чтобы в него не проникал мусор и пыль, отверстие закрывают сеткой. Для защиты от снега в зимний период воздуховод на улице размещают не ниже 30 см от грунта.
  2. Вытяжное отверстие размещают в верхнем углу напротив приточного отверстия (желательно по диагонали или как можно дальше от притока), в 10 см от перекрытия. Трубу для удаления воздуха выводят на 50 см выше уровня кровли, защищают сверху «грибком».
  3. В качестве приточных отверстий в ворота встраивают решётки. В этом случае эффективный воздухообмен возможен, только если размер установленных решёток будет в 2-3 раза превышать сечение требуемой вытяжной трубы.
  4. Удаление грязного воздуха будет проходить лучше, если установить дефлектор. Он создаёт участок с низким давлением. Чтобы на дефлекторе не появлялся конденсат, его нужно хорошо утеплить.

Такая вентиляция для гаража хороша тем, что на неё не нужно тратить много денег. Из минусов нужно упомянуть, что из-за нестабильной погоды (изменения давления, температуры и силы воздушных потоков) не получится полностью контролировать качество воздухообмена.

В зависимости от материала

В гараже из металла на стенках всегда появляется конденсат, а в зимний период на кровле образуется наледь, повреждающая покрытие. С конденсатом нужно обязательно бороться, ведь высокая влажность становится причиной коррозии металла и, как результат, быстрого износа автомобиля.

В гараже конденсат возникает из-за двух факторов:

  • Отсутствие вентиляции или ошибки в её конструкции.
  • Отсутствие обогрева помещения или плохое утепление.

Предотвратить появление конденсата можно и самому, необходимо только сделать хорошую вентиляцию и надёжно утеплить гараж. Если есть вентиляция и работает она как нужно, но конденсат появляется, то нужно подумать о чистке её каналов – возможно, они забыты мусором. Со временем вентиляция загрязняется маслянистыми отложениями и пылью, которые могут повредить здоровью человека.

Рекомендация! Трубы отопления в гараже лучше расположить сразу над поверхностью пола у стен. Нагретый воздух стремится вверх, полностью прогревая помещение и вытесняя холодный воздух. А он будет удаляться из помещения с помощью труб вентиляции, расположенным по углам гаража.

С подвалом

Использование подвала для хранения консервированных продуктов и овощей допустимо только при правильной работе вентиляционной системы. В подвале применимы практически все вентиляционные системы. Но обычно для такой площади хватает естественного проветривания, для изготовления которого используют канализационные пластиковые трубы.

При планировании конструкции нужно учесть:

  • Вентиляционная система погреба должна быть сделана с минимальным числом изгибов и поворотов труб.
  • Вытяжную трубу нужно хорошо утеплить, чтобы предотвратить возникновение конденсата.
  • Нельзя изменять диаметр труб на каком-либо участке.
  • Наружные входы вентиляции необходимо защищать специальными колпаками для защиты от осадков.

Создавая вентиляцию в подвале, нужно размещать вытяжную трубу под потолком подвала и выводить её на крышу гаража, а приточную – на 0.5 метра выше пола.

С ямой

Если в вашем гараже есть смотровая яма, то желательно её проветривать отдельно от остального объёма гаража . Здесь часто скапливается конденсат и, как результат, на стенах появляются грибок, плесень и даже насекомые.

Чтобы проветрить яму, хватит естественной циркуляции воздуха. Сделать это несложно. По краям настила оставляют зазоры (шириной примерно 10-15 см). Там, где будет поступать свежий воздух, можно вдвое увеличить щель, что позволит заметно усилить тягу. Нужно не забывать, что ставить автомобиль над ямой при открытом зазоре нежелательно.

Расчёт

Схема вентиляции гаража

До начала работ по монтажу вентиляции нужно рассчитать необходимый диаметр вентиляционных каналов. Это делают двумя способами:

  • По формуле на 1 м 2 площади всего гаража необходимо принимать по 15 мм диаметра трубы. К примеру, для площади 10 м 2 необходимо использовать трубу сечением 150 мм.
  • Сумма сечения всех отверстий = 0,3% площади гаража. Это формулу в основном используют при создании одноканальной механической вентиляционной системы.

Согласно требованиям СНиП, в постройку, где есть место для одной легковой машины, необходимо поставлять 180 м 3 воздуха/час, за границей этот показатель вдвое выше.

Теперь несколько слов об особенностях расчёта естественной вентиляции. Достаточный природный поток свежего воздуха в гараж возможен, только если установить 2 вентиляционные трубы – приточную и вытяжную. Специальных знаний для расчётов не нужно, главное – выполнять элементарные правила:

  • Приточное отверстие размещают с наветренной стороны гаража, примерно в 10 см от поверхности пола, вытяжное – ниже потолка на 10 см. Они должны находиться в противоположных углах помещения.
  • Воздуховод устанавливается выше крыши на 30-50 см. Его защищают сеткой от насекомых и грибком от дождя и снега.

Если по расчётам у вас требуется вентиляционный канал слишком большого диаметра, то намного грамотнее использовать трубы меньшего размера, но установив 2-3 штуки.

Инструменты и материалы

Чтобы сделать работу быстро, подготовьте заранее нужные материалы и инструменты:

  • Мощный перфоратор;
  • Угловая шлифмашинка;
  • Теплоизолирующий материал и герметик;
  • Решётки для защиты выходов каналов от грязи;
  • Трубы из пластмассы или металла необходимого диаметра.

Кроме того, в зависимости от конструкции, возможно, потребуются вентиляторы:

  1. Вытяжные канальные устройства – удобны в работе и доступны. Встроенные регуляторы позволяют менять интенсивность замены воздуха. Оптимальный диаметр – около 160 мм. Но дешевле и проще использовать изделия диаметром 120 мм.
  2. Центробежные – лучше всего работают на вытяжку, но их сложней монтировать. Используют в основном в гаражах, где красят машины.
  3. Вихревые – наиболее подходящие агрегаты для удаления дыма от сварки.

Для обычного гаража самый практичный вариант – вытяжной канальный вентилятор. Это устройство стоит недорого и хорошо выполняет своё предназначение.

Пошаговая инструкция по прокладке вентиляции

Рассмотрим процесс на примере естественной вентиляции

Сложнее всего в гараже сделать естественную вентиляцию погреба, поэтому в качества примера лучше рассмотреть создание такой системы. Она основывается на правильной установке вытяжной и приточной трубы на требуемой высоте. По приточной трубе свежий воздух поступает в помещение с улицы, а для удаления отработанного служит вытяжная.

Нежелательно отступать от расчётов – так вы сможете обеспечить максимальную производительность системы.

Для изготовления воздуховодов лучше всего использовать оцинкованные или асбестовые трубы подходящего размера.

Сквозная труба может монтироваться двумя способами:

  1. Сквозным – проводят вентиляционную трубу через пол гаража и после этого выводят ее наружу сквозь кровлю.
  2. Настенным – вытяжную трубу заделывают в стену погреба и выводят за границы постройки.

Благодаря этому достигается разница в температурах внутри гаража и на улице, что позволяет обновляться воздуху естественным способом. Для усиления тяги на трубе крепят дефлектор, дополнительно он защищают трубу от проникновения пыли и мусора.

Для устройства вентиляции можно взять асбестовые трубы – часто используют жестяные и пластиковые изделия. Самыми долговечными и практичными являются пластиковые трубы. Они хороши тем что:

  • Служат очень долго;
  • Хорошо выдерживают механические воздействия;
  • Хорошо противостоят воздействию агрессивной среды;
  • Их легко обрабатывать, такие изделия весят очень мало;
  • Поверхность труб скользкая, на ней почти не задерживаются любые загрязнения.

По этой причине изготовление вентиляционных каналов из недорогих и практичных труб из пластика наиболее удобно и доступно.

При изготовлении вентиляционной системы владельцу гаража нет необходимости капитально перестраивать всю конструкцию. Вся работа состоит в том, чтобы купить комплект подходящих по диаметру труб и установить их в нужных местах строения. Отверстия в стенах делают с помощью перфоратора. После того как будут закреплены трубы, отверстия необходимо хорошо заделать.

Чтобы у вас получилась полнофункциональная вентиляционная система, разница высот между приточной и вытяжной трубой должна быть не меньше 3 метров. Только в этом случае возможен качественный воздухообмен. Часть трубы, выходящая на улицу, обязательно должна быть утеплена. На приточном и вытяжном отверстии желательно установить затворки, которые позволят без проблем регулировать силу потока воздуха в зимний период.

В смотровой яме или в подвале желательно сделать принудительную вентиляцию. Для её изготовления придется купить подходящие вентиляторы. Без них в тёплый период очень сложно создать надёжный воздухообмен, ведь при естественной вентиляции он на 100% зависит от перепадов температур.

Видео: Как сделать вентиляцию в гараже

Выбор способа создания вентиляции в гараже нужно делать, принимая в расчёт особенности строения и предназначения помещения. Иногда необходимо организовать особые режимы влажности или температуры, на некоторое время (для удаления дыма) может потребоваться усиленная вентиляция.

Гаражное помещение – особое пространство, к которому следует предъявлять повышенные требования. Здесь надо обеспечить не только достойную теплоизоляцию и гидроизоляцию, но и эффективную вентиляцию. Это имеет огромное значение для сохранности автомобиля, защиты металла от коррозии. Крайне важно предотвратить образование конденсата. И для этого нужна хорошая вытяжка в гараже.

Вентиляция позволит всегда вовремя устранять излишки влаги. Сегодня мы рассмотрим, как сделать вытяжку в гараже своими руками, чтобы все работало эффективно и экономично, без сбоев. Узнаем, какие типы вентиляционных систем бывают, как все обустроить качественно. Особое внимание уделим вытяжкам в гараже, расположенным над покрасочным участком и в погребе.

Некоторые автолюбители, к сожалению, не уделяют должного внимания вентиляционной системе. И они считают, что вполне можно обойтись без нее, вытяжка в гараже не нужна, особенно, если помещение хорошо отапливается, имеется достойная гидроизоляция.

  • На самом деле в гаражном помещении необходимо установить эффективную вытяжку, позаботиться о бесперебойной работе вентиляционной системы в целом. Обозначим только наиболее существенные факторы.
  • Когда автомобиль длительное время находится в гараже, высока вероятность коррозии металла. Только вентиляция поможет вовремя устранять все излишки влаги, особенно, в зимний период.
  • Если на улице идет дождь, просто высок уровень влажности, либо там достаточно холодно, из-за чего наблюдается сильная разница температур снаружи и внутри гаража, машина оказывается влажной. Крайне сложно все идеально протереть. Когда хорошо работает вентиляция, влага испаряется самостоятельно.
  • Безусловно, в гараже хранятся горючие материалы, предметы, которые могут спровоцировать испарения токсичных веществ. Кроме того, гаражники могут красить свои автомобили, проводить ремонтные работы. И здесь без хорошей вытяжки для обеспечения безопасности и комфорта просто не обойтись.

Вывод однозначный: вытяжка для гаража необходима.

Схемы вентиляции в гараже

Если вы решили самостоятельно сделать вытяжку в вашем гараже, для начала нужно определиться с типом вентиляционной системы. Сейчас наиболее часто используют три распространенных варианта.

  • Можно обустроить вытяжку, используя механические устройства. Такая вентиляция будет принудительной.
  • Некоторые стараются сделать естественную вентиляционную систему.
  • Хорошее решение – сконструировать комбинированную вентиляцию.

Естественную вытяжку делают довольно быстро, а процесс монтажа не такой сложный, не требует существенных вложений. Правда, эффективность подобной вентиляции тоже не так высока. Работает вытяжка только благодаря разности температур снаружи и внутри гаражного помещения. Такая система не очень подходит для строений из кирпича и пеноблоков, а также погребов.

Механическая вытяжка работает благодаря установленному вентилятору. Ее эффективность уже будет значительно выше. Когда используется комбинированный вариант, можно обеспечить эффективный отток воздуха благодаря монтажу вентилятора, а вот приток воздушного потока уже стимулировать естественным путем.

Механическая вытяжка: делаем самостоятельно

Рассмотрим, как сделать вытяжку в гараже, используя механический вентилятор. Таким образом обустраивается принудительная вентиляция с достаточно высоким уровнем эффективности. Все пространство будет хорошо проветриваться, воздух станет чистым и свежим, что в гараже особенно важно. Кроме того, нормальная атмосфера установится и в смотровой яме, в погребе.

Опытные гаражники отмечают, что такую принудительную вентиляцию можно очень удачно сочетать с обогреванием помещения. Для этого устанавливают тэны на приточные отверстия. И в помещение поступает не только свежий, но еще и нагретый воздушный поток.

Здесь необходимо принять во внимание два существенных фактора.

  • К вытяжным отверстиям надо заранее подвести защищенные электрические кабели, чтобы обеспечить бесперебойное питание вентилятора.
  • Приточное отверстие нужно обязательно монтировать сверху. А вот вытяжку располагают на противоположной стороне.

Механическая принудительная вентиляция – отличный вариант для повышения эффективности.

Делаем в гаражном помещении естественную вентиляцию

Теперь узнаем, как правильно сделать вытяжку в гараже, если выбирать естественную систему вентиляции. Понадобится обеспечить нормальную циркуляцию воздуха, а для этого постоянно должна соблюдаться разница в давлении между холодными и теплыми воздушными потоками. Нужно обустроить два вентиляционных канала в соответствии с определенными правилами. И лучше всего организовать такую вентиляционную систему еще на этапе строительства гаража. Запомните важные рекомендации.

  1. Отверстие для притока потока воздуха с улицы располагают на расстоянии в 100 мм от пола. Сама вытяжка должна быть на расстоянии 300 мм от пола.
  2. Очень важно оградить вентиляционную систему от попадания различных грызунов, насекомых, всевозможного мусора. Для этого на вентиляционные отверстия устанавливаются специальные частые решетки, сеточки.
  3. Можно дополнить систему дефлектором. Он позволит обеспечить разницу в давлении, заметно повысить эффективность вентиляции. Дефлектор обязательно дополнительно теплоизолируют, чтобы на нем не скапливался конденсат.

К сожалению, у естественной вытяжки есть несколько существенных минусов, о которых не стоит забывать.

  • Когда люди находятся в гаражном помещении, может сильно ощущаться сквозняк, образующийся между двумя отверстиями для оттока и притока воздуха.
  • В жаркие дни такая вентиляция практически не функционирует, поскольку нет нужной разницы температур, а иногда в гараже даже прохладнее, чем снаружи.
  • Вентиляцию приходится регулярно тщательно очищать от скопившейся пыли, мусора.

Узнайте больше и о других возможностях для вентилирования гаража, чтобы выбрать оптимальный вариант.

Принудительная вентиляция

Разумеется, именно принудительная вентиляция позволяет повысить эффективность воздухообмена в гаражном помещении. Чтобы обустроить функциональную, действенную систему, нужно запастись следующим оборудованием.

  • Нужен приточный механизм. Понадобится вентилятор, калорифер и фильтр.
  • Обязательно надо использовать оборудование для вытяжки. Можно сделать один канал для оттока воздуха, либо две вытяжки сразу.

Воздушная масса в приточном механизме нагревается, после чего очищается фильтром. Потом воздух распределяется по системе. Осевой вентилятор сумеет вывести грязный воздух на улицу, а уже очищенный – в гаражное помещение. Можно обеспечить равномерное распределение воздуха по гаражу благодаря канальным воздуховодам.

Комбинированная вентиляция: делаем в гараже эффективную вытяжку

Если остановиться все-таки на комбинированной вентиляционной системе, можно быстро сгладить все минусы естественной вентиляции и при этом уложиться в скромный бюджет. Понадобится использовать вытяжной электрический вентилятор. Можно сделать кровельные вентиляторы, установив их на крыше. Другой вариант – прикрепить вентиляторы на стенах, сделав их осевыми.

Есть интересное решение: некоторые практичные гаражники устанавливают на конструкции ветряки. Тогда, при наличии ветра, можно и вовсе выключать электрический вентилятор, добиваясь максимальной экономии.

Хорошее решение – дополнить систему таймером для постоянной регулировки ее работы. Это позволит обеспечить безопасность и экономию.

Вытяжка в подвале гаража

Важно позаботиться о хорошей вентиляции в подвале, погребе гаража. Это позволит предотвратить образование грибка, плесени, конденсата. Поскольку у погреба в гараже обычно маленькая площадь, автолюбители предпочитают ограничиться естественной вентиляционной системой. Вытяжку устанавливают сверху, а канал для притока воздуха – внизу.

Обязательно нужно сделать и воздуховоды для притока и оттока воздуха. Конец трубы, опущенной в подвал гаража, должен быть на расстоянии максимум 20 см от пола. Другой конец трубы выводят наружу. Отработанный воздух выводится на крышу: там воздуховод должен выступать над кровлей.

Специалисты отмечают, что при монтаже вентиляции, вытяжки в погребе подвала необходимо до минимума сократить количество поворотов и колен. Каждый изгиб снижает эффективность вентиляционной системы. Кроме того, помните о защите вытяжек решетками.

Вентиляция над покрасочной зоной

Автолюбители зачастую занимаются в гараже ремонтом, покраской машин. Конечно, в процессе окрашивания выделяется достаточно много токсических соединений, потенциально опасных для здоровья. Важно обеспечить данный участок дополнительной вытяжкой. При этом специалисты и более дальновидные гаражники отмечают, что вентиляционную систему над покрасочной зоной следует также оснастить фильтрами.

Обратите внимание: над зоной покраски вытяжку необходимо делать принудительную. Естественной вентиляции в таком опасном месте будет недостаточно, поскольку у нее достаточно низкая эффективность. Воздух обязательно нужно очищать от вредных химических соединений как можно быстрее.

Наиболее удачное решение – установить принудительную систему вентиляции с двумя вентиляторами. Один вентилятор будет усиливать отток загрязненного воздуха, а другой будет обеспечивать активное нагнетание чистого воздуха. Фильтры лучше установить на обоих воздуховодах, для оттока и притока.

Важно также обеспечить нормальные условия для самой работы в гараже. Например, когда идет окрашивание кузова, на свежей краске моментально выделяется любая мельчайшая соринка, попавшая из воздуха. Именно поэтому пол в гаражном помещении надо увлажнить перед работой, а приточное отверстие должно быть надежно защищено фильтром. Тогда частички сора и пыль не проникнут в помещение.

Когда вытяжка с фильтром будет правильно установлена, она не позволит попасть в атмосферу вредным токсичным испарениям. Помните и о грамотном расположении воздуховодов. Вытяжной канал располагается внизу, а вот отверстие для притока свежего воздуха монтируют под потолком гаражного помещения. Тогда вредные пары будут опускаться вниз и сразу же быстро устраняться из гаража.

Видео: больше полезной информации о вытяжке в гараже

Вы хотите получить более полное представление об обустройстве вентиляции в гаражном помещении? Тогда вам точно пригодится данный материал на видео. Здесь собрано много полезной информации, есть хорошие советы от опытных автолюбителей, которые делали вытяжки в гаражах.

Особого внимания, безусловно, заслуживает вентиляция в подвале или погребе гаража. Там тоже обязательно должна быть установлена эффективная вентиляционная система. Постарайтесь запомнить все ценные рекомендации, важные сведения из следующего ролика на видео.

Конечно, материал хорошо воспринимается и запоминается, когда все представлено в формате видео. Изучайте также наши фото, схемы. И вам непременно удастся сделать качественную вытяжку для гаража.

Статьи по теме: