Интересные панно на стену своими руками. Панно на кухню из скорлупы. Советы специалистов по изготовлению панно из различных материалов

За окном осень, и Вы начинаете задумываться, как украсить свой дом и внести яркие акценты в повседневный интерьер комнаты или офиса. Именно это время прекрасно подходит для того, чтобы сделать что-то своими руками. Существуют тысячи способов украсить стены: постеры, принты, фотографии. Но сегодня мы поговорим о панно. Его можно сделать практически из любых материалов – все зависит от Вашего бюджета.

Урок №1: используем блестки

Например, у вас есть надоевшая старая картина в рамке или вы приобрели ее на распродаже с целью переделать – она подходит нам в качестве основы. Я у себя в закрамах нашла вот такую невостребованную работу:

Наша ненужная картина раскладывается на две рамки и само изображение.

Внешнюю рамку окрашиваем серебристой краской, внутреннюю широкую – белой, ждем, пока подсохнет.

В это время берем само изображение – нам понадобится его оборотная часть. Мы можете дать волю воображению и изобразить все что угодно, но для нашего урока мы выбрали узор в форме елочки. Для начала следует сделать набросок с помощью карандаша и линейки. Не волнуйтесь, все карандашные линии мы позже мастерски замаскируем – никто не догадается, что они там когда-то были.

Далее требуются материалы для панно: блестки, бумага, тесьма и клей. Первым делом приклейте блестки – делайте это в направлении снизу вверх и слева направо, чтобы получалась аккуратная чешуя. Блестки клейте через ряд.

Затем вырежьте полоски бумаги подходящей формы и наклейте их в те ряды, в которых нет блесток. Чтобы придать панно законченный вид, мы использовали серебристую тесьму – мы наклеили ее на стыки бумаги и блесток. Готово! Осталось только поместить панно под рамку.

Мастер-класс №2: панно из гвоздей и тонкой бечевки

Материалы для работы доступны в любом строительном магазине, а в итоге мы получаем настоящее произведение искусства – объемное изображение, в котором вы сполна можете воплотить свои художественные идеи. Вам понадобятся:

  • деревянные дощечки
  • гвозди
  • грунтовка для обработки дерева
  • краска
  • тонкая бечевка
  • молоток

Сначала нужно покрыть грунтовкой деревянные дощечки, после чего покрасьте их в нужные Вам цвета.

Для того, чтобы создать свой собственный дизайн панно, сначала нарисуйте эскиз на бумаге – в зависимости от Вашего желания это может быть слова или какая-то фигура. Затем положите лист бумаги поверх деревянной дощечки и обведите, используя ручку или карандаш. На дереве останется продавленный контур, по которому теперь можно легко начать вбивать гвозди.

Итак, вбейте молотком гвозди, аккуратно следуя контуру. Когда гвозди будут вбиты, привяжите к одному из них тонкую бечевку и начинайте творить: проводите бечевку между гвоздями, обматывая ею каждый из них. Можете водить зигзагом, прямыми линиями или изобрести собственный узор.

Такие панно эффектно смотрятся в ансамбле друг с другом. Вы также можете использовать цветную бечевку или неокрашенное дерево – здесь огромный простор для фантазии.

Урок №3: из цветной бумаги

Изделие, которое мы изготовим в этом уроке, носит не только декоративный, но и практический характер. Во-первых, его изготовление требует минимальных затрат времени, сил и денег, во вторых, это достаточно большое по масштабу панно может стать отличным фоном для фотографий во время вечеринки.

Вам понадобятся:

Итак, возьмите лист цветной бумаги, сверните его гармошкой, а затем согните получившуюся полоску пополам.

Соедините внутренне грани – удобнее всего делать это степлером.

Когда таких фигур окажется три, из них можно сделать круг – такие цветные круги и станут основой для нашего изделия. Убедитесь, что вы расположили все три фигуры таким образом, что скрепки видны только с одной стороны – эта сторона станет задней.

Круг можно сделать из деталей одного цвета, а можно использовать разноцветные фигуры.

Вуаля! Осталось только прикрепить яркие круги к стене – можно сделать это скотчем, а можно английскими булавками или гвоздями.

Панно из ткани своими руками

Это старая добрая классика, но возраст этой идеи совсем не умаляет ее оригинальности. Такое панно очень просто в изготовлении: Вам нужно выбрать подходящую ткань, для основы прекрасно подойдут детали правильной формы из пенопласта, ткань удобнее всего крепить двусторонним скотчем. Убедитесь, что у Вас ее достаточно – она должна плотно крепиться к пенопласту, а на задней стороне должно остаться не менее 4 см ткани с каждой стороны.

Наклейте двусторонний скотч на заднюю сторону основы из пенопласта и аккуратно растяните ткань, прикрепляя ткань на скотч. Для того, чтобы прикрепить готовое панно к стене, лучше всего подойдет шпаклевка . Такой способ позволяет не дырявить стену, к тому же наше изделия не составит никакого труда снять и перевесить в другое место. Шпаклевка достаточно крепко сможет удержать эту конструкцию – за счет основы из пенопласта мы сделали ее максимально легкой. Нанесите небольшое количество этого материала по углам и в центр задней стороны и прикрепите к стене. У нас получилась такая композиция:

Идея №5: используем пробки

Иногда люди совершенно безвкусно и некрасиво используют в украшении интерьера винные пробки, сегодня мы расскажем, как использовать их с умом. Конечно, такое количество пробок придется очень долго собирать (наверняка среди ваших друзей найдутся ценители вина, с радостью готовые Вам помочь), но оно того стоит – панно прекрасно вписывается в интерьер гостиной.

Постарайтесь, чтобы пробки, которые Вам удалось собрать, были разнообразными по размеру и оттенку. В процессе работы нам понадобятся:

  • лист фанеры желаемого размера
  • мастика
  • жидкие гвозди

Полосами наносим на фанеру жидкие гвозди, затем крепим на них пробки. Старайтесь располагать их в случайном порядке – тогда контраст цветов и размеров будет особенно красив.

Когда все пробки будут на своих местах, приклейте несколько пробок к другим теми же жидкими гвоздями, чтобы сделать панно неправильной формы. После этого можно покрывать пробки мастикой с помощью обыкновенной кисти.

Из ракушек

Панно, которое мы предложим сделать в этом уроке, прекрасно подходит любителям отдыха на море. Повесьте его у себя в спальне и оно будет напоминать Вам о прекрасно проведенном отпуске на берегу. Для изготовления нам понадобятся:

  • старая виниловая пластинка
  • жидкие гвозди
  • черный маркер
  • ракушки, галька, морские камушки, панцири устриц
  • лак на водной основе

Прежде всего, закрасьте черным маркером лейбл на виниловой пластинке – фон должен быть идеально черным. Затем продумайте будущую композицию и подберите ракушки подходящей формы и размера. Проще приклеивать их начиная от центра пластинки. Начните приклеивать на жидкие гвозди ракушки и панцири в том порядке, в каком хочется – дайте волю фантазии! После того, как композиция будет готова, покройте ракушки лаком и дайте подсохнуть – это придаст Вашему панно потрясающий глянцевый блеск. Лучше всего пользоваться при этом тонкой кисточкой, чтобы покрывать лаком даже самые мелкие детали.

Однообразные голые стены дома навевают тоску, поэтому многие стараются украсить их чем-нибудь. Панно - это отличный способ сделать обстановку квартиры более уютной и привлекательной. К тому же, его можно изготовить самим, из того, что имеется в доме.

И не важно, что вы не являетесь художником или дизайнером, самое главное - это желание творить прекрасное. И тогда можно сделать действительно великолепные вещи, которые будут украшать ваше жилище и радовать окружающих. А знание о том, как сделать настенное панно своими руками поможет в декорировании квартиры, используйте любой мастер класс, который вы найдете на просторах интернета.

Панно можно сделать практически из любого материала - кожа, картон, ткань, цветная бумага, фотографии, ракушки. Кто-то даже приспосабливает для этого макароны, крупы, пробки от бутылок, спички, семена и другие предметы. Представляем вашему вниманию несколько оригинальных идей, которые подскажут вам, в каком двигаться направлении.


Панно " Блеск"

Возможно, у вас в доме найдется старая картина. Смело берите ее и переделывайте. Сначала вынимайте картину из рамы и модернизируйте раму. Покрасьте ее в серебряный цвет, внутри пусть рама будет белой, для этого можете использовать белую краску. Сама картина вам не нужна, но вы можете сотворить свою картину на обратной стороне.

Попробуйте внутри наклеить узоры из блесток, украсить серебристой тесьмой или полосками бумаги. Ваша картина будет создавать чудное впечатление своим необыкновенным серебристым блеском и украшать комнату. Таким способом можно сделать что-то иное, проявляйте свою фантазию и творите.


Тканевое панно

Люди издавна составляли рисунки из ткани и украшали ими дома. Хотя сейчас на помощь к нам пришли совершенно иные технологии, однако вещи, сделанные своими руками из ткани, остаются в приоритете. Они выглядят мило и придают нашему дому особый шарм и уют.

Наверняка, в вашем доме найдется какая-либо ткань: ситец, атлас, мешковина, фетр, шелк, и т. д. Подойдут даже несколько разноцветных лоскутков, из них можно сформировать действительно красивый рисунок.

Возьмите основу под ваше настенное панно, это должен быть плотный лист картона или пенопласт. Вы можете просто наклеить ткань на основу, а сзади закрепить ее скотчем, а затем повесить на стену. Берите куски ткани разных расцветок и делайте панно из них, это будет смотреться великолепно.


Но гораздо красивее будет смотреться панно на стену из лоскутков ткани. Чтобы его сделать, нужно начертить рисунок на картоне и указать, где и какие лоскуты будут находиться. Далее следуя данному рисунку, делаете лоскутки и прикрепляйте их.

Для того чтобы работа выглядела аккуратно, лоскутки лучше согнуть и сшить таким образом, чтобы отрезанные части не были видны. На основе должны красоваться только сгибы ткани.

Из фетра можно создать милые и забавные рисунки, которые затем помещаются в рамку. Такие картины украсят детскую комнату и наполнят ее веселым настроением. Вырежьте фигурки животных или героев мультфильмов из фетра, используя трафарет. Готовые рисунки можно найти в интернете и сделать по аналогии с ними. Затем вы можете наклеивать их на основу - плотный лист картона или другой материал.

Мешковина - отличный материал, который будет служить фоном для панно. Для этого его необходимо будет натянуть на рамку. Чтобы основа выглядела более привлекательно, лучше отделать яркой тесьмой границы рамки. Рисунок внутри вы выбираете по собственному желанию.

Из мешковины можно составлять различные рисунки или делать из них цветы и украшать рамку. Каждый проявляет свою фантазию как хочет.


Панно из фотографий

Это отличная идея, особенно если в ваших альбомах имеется множество снимков. Повесьте их на стену в гостиной или в другой комнате, чтобы предаваться приятными воспоминаниями, глядя на них. Фотоколлаж можно составить в любой форме, но лучше сделать его в форме сердца.

Чтобы сделать панно из фотографий, берите кусок картона или фанеры, делайте на нем фон. Подумайте, где и какие фотографии вы на нем разместите. Затем вырежьте фотографии, чтобы они подходили по размеру. Заполняйте внутреннее пространство вашего панно с помощью клея.


Морское панно

Многие из отпуска на море привозят множество ракушек. Это отличный материал для декорирования своего дома, который будет напоминать вам о теплых, беззаботных деньках и согревать душу.

Для основы вы можете взять старую виниловую пластинку. Чтобы получить ровный фон, нужно будет закрасить белую середину черным маркером или краской.


Ракушки лучше всего прикреплять с помощью жидких гвоздей. Соберите все свои ракушки, камешки с морского берега, обломки панцирей и другие вещи, попробуйте составить из них привлекательную композицию. Используйте ваше воображение вовсю. Когда панно будет готово, нужно будет залакировать его. Это сделает картину боле прочной и долговечной.


Техники рукоделия для создания панно

  • Декупаж. Овладеть данной техникой легко, для этого не требуется особых художественных навыков. Красивое декоративное панно можно создать с помощью наклеивания салфеток или специальных карт. Кто-то предпочитает создавать изображения на компьютере в графическом дизайнере. Привлекательное панно для кухни можно создать, украсив рисунками разделочную доску.


  • Вышивка бисером. Хотя с бисером придется много повозиться, но результат будет просто превосходный. Бисер можно наклеивать на панно с помощью клея, а можно вышивать на ткани. Особого мастерства требует техника плетения. Зато какие разнообразные рисунки можно будет сделать!

Из бисера создается свой собственный рисунок разных цветов, но если фантазия работает недостаточно, то лучше обратиться к поиску в интернете.

  • Вышивание. Красивые картины можно создать, используя нитки и иголку. Для этого нужно овладеть техникой вышивания крестиком. А это под силу каждой начинающей рукодельнице.


  • Плетение. Привлекательные вещи можно сделать, использовав простые газетные трубочки. Материал для этого найдется всегда. Нужно лишь разрезать старые газеты и накрутить тонкие палочки. Далее из таких палочек формируются интересные изображения. Чтобы придать большую привлекательность, можно покрасить трубочки краской. Готовую работу лучше залакировать, чтобы она радовала вас долгое время.

Плетение на гвоздях также популярное занятие среди рукодельниц. Рисунок формируется путем закрепления гвоздей на панно и вплетания в них разноцветные нити.

Объемные панно

Такое панно всегда выглядеть великолепно и достойно восхищения. Объемные картины формируются из слоеного теста, фарфора, полимерной глины.

Некоторые предпочитают использовать уже готовые заготовки, как например декоративные фрукты и овощи, декоративные цветы.

Хотя для создания объемных изображений можно приспособить множество подручного материала, как например фарфоровые чашки, часы, пластиковую посуду, пробки, пуговицы и т.д.

Мастер класс сотворения панно из слоеного теста

Слоеное тесто делается из воды, растительного масла, муки и немножко соли. На 125 мл воды берется два стакана муки, одна столовая ложка растительного масла и щепотка соли. Тесто должно получиться достаточно эластичным, оно не должно прилипать к рукам.

Если хочется получить разноцветный материал, то нужно добавить в тесто красители. Различные пряные травы придадут материалу аромат.


Когда ваше тесто будет готовы, вы можете раскатать его и сформировать картину прямо на листе теста. Другой способ - это лепка различных деталей и украшение ими панно. Детали для картины вы выбираете сами, как, впрочем, и сюжет самой картины.


После того, как детали будут готовы, вам нужно будет поддержать их в духовке некоторое время, чтобы закрепить конструкцию. При этом температура в духовке нужно контролировать, она не должна превышать восемьдесят градусов.

Если вы готовы ждать, то высушить тесто можно естественным путем, положив его на батарею. Через 5 дней оно будет готово и его можно наклеивать на панно.

Чтобы делать объемное панно более привлекательным, фигурки из слоеного теста можно покрасить в различные цвета. Слой лака и панно будет достаточно крепкими долго украшать просторы вашей квартиры.


Если вы попробуете украсить вашу квартиру панно собственного изготовления, то она будет смотреться лучше. И вам нет необходимости приглашать в дом модных дизайнеров и платить им огромные средства. Все, что вам нужно - находится около вас и стоит копейки, а красота получается необыкновенная.



Творите и украшайте ваш дом привлекательными вещами собственного приготовления. Кроме того, такое занятие подарит вам минуты спокойствия и релакса. Подключайте к нему также ваших домочадцев, особенно детей. Это наверняка увлечет их.

Всем нам рано или поздно хочется добавить в интерьер чего-нибудь нового, свежего, интересного.

Одним из вариантов в таком случае может стать украшение стены декоративным панно.

Декоративное панно на кухню — именно та яркая и незаурядная деталь интерьера, которая подчеркнет Ваше настроение и создаст дополнительный уют.

Разновидности панно на кухню

Размер и форма, а также материал и способ изготовления панно могут быть различными:

  • Тканевые — использование всевозможных аппликаций, вышивок на ткани или гобеленов;
  • Деревянные — резные изделия из различных пород деревьев;
  • Керамические — такие панно на кухню выполнены из кусочков плитки;
  • Графические — разнообразные репродукции картин;
  • Скульптурные — небольшие скульптурки из гипса или металла.

Особый вариант — это панно на кухню, изготовленные своими руками из подручных материалов: крупы, глины, бусинок или ракушек. Кроме того, панно на кухню может быть выполнено из соленого теста.

Важно помнить, что все предметы на кухне постоянно взаимодействуют с высокими температурами, влагой, запахами.

Поэтому стоит внимательно отнестись к выбору материалов, которые будут легко поддаваться чистке и уборке.

Размещение панно на кухне

Давайте рассмотрим несколько фото панно на кухне, чтобы сформировать полную картину того, как и где может быть использован этот элемент декора.

Выбирая панно, стоит обязательно соблюдать пропорции размера кухни и габаритов панно: в маленькой комнате будет неудачно расположение панно большого размера, так как оно визуально уменьшит помещение.

Такой вариант будет уместнее смотреться в большой комнате, при этом панно может занимать даже значительную часть стены. Акцентировать на нем внимание можно при помощи дополнительной подсветки.


Золотое правило любого интерьера — все аксессуары и детали должны его грамотно дополнять. Панно не является исключением.

Обратите внимание! Подоконник на кухне - идеи как его можно использовать. (80 фото)

Каждый стиль требует своих вариантов панно. Например, панно на стену для кухни в классическом стиле может изображать овощи или фрукты, яркие пейзажи.

Панно из дерева или керамики отлично подойдут для кухни в деревенском стиле. Кроме того, могут быть использованы высушенные цветы или фрукты.

Панно на кухню из скорлупы

Все чаще сегодня используются методы искусственного старения предметов или поверхностей. Его можно добиться при помощи специального лака или красок.

В домашних условиях добиться эффекта кракле можно при помощи обычной яичной скорлупы.

Предлагаем Вам рассмотреть один из вариантов того, как можно сделать панно на кухню в домашних условиях.

Прежде всего, подберите две деревянные заготовки, салфетки, файл, скорлупу нескольких яиц, клей для декупажа, ПВА, грунт (акриловый) и краски (тоже акриловые).

Яичную скорлупу можно брать совершенно любых оттенков. Для создания панно она должна быть очищена и высушена.

На заготовку нанесите грунт и дайте ему высохнуть. Затем начните выкладывать яичную скорлупу, начиная от центра и двигаясь к краям, заполняя при этом всю поверхность.

Выпуклая сторона скорлупы должна смотреть наружу. Далее надавите на скорлупу, чтобы она образовала трещины и приняла форму поверхности заготовки.

В течение следующих 6-8 часов заготовка должна будет высыхать, после чего ее можно будет покрыть повторно грунтом и высушить еще раз. Декупировать панно можно при помощи специальных салфеток или рисовой бумаги. Можно также воспользоваться распечаткой любого изображения.

Для того, чтобы салфетка ровно легла на поверхность заготовки, снимите аккуратно верхнюю часть салфетки, на которую нанесено изображение, положите ее картинкой вниз на файл, а затем аккуратно переверните, уложите на высохшую поверхность, распрямите и аккуратно снимите файл.

Когда салфетка высохнет, можно слегка выделить некоторые элементы изображения при помощи акриловых красок.

Выбирая панно для кухни на фартук, помните о том, что оно должно сочетаться по цветовой гамме и настроению с общим интерьером.

Но, в то же время, не бойтесь проявлять творчество, так как делая что-то своими руками, вы вкладываете в интерьер свою душу!

Фото панно на кухне

Каждому из нас хочется проживать в комфортном уютном жилище, которое не напрягало бы и не перегружало своим внешним видом. Зачастую новый достойный ремонт уже наскучил, делать обновления не является возможным, а хочется вдохнуть в жилище новый глоток воздуха.

Именно в этих случаях декоративное панно, размещенное на стеновой глади, без особых хлопот и переделок сможет украсить и освежить интерьер.

Панно может быть размещено в любой комнате от прихожей до ванной. Для каждого конкретного помещения существуют свои критерии выбора и особенности подобных настенных украшений.

Есть несколько характеристик, которыми отличаются друг от друга настенные изделия:

  • материал, из которого изготовлена вещь. Это может быть изделие из древесины, пластика, зеркальной поверхности, картона и прочих. Украшаются такие картины и пуговицами, и сухими растениями, и мелкой мозаикой и т.д.;
  • техника изготовления – она может быть в виде вязания, плетения, вышивки, резьбы, инкрустации и др.;
  • форма – здесь производство не ограничено никакими рамками. Изделия могут иметь совершенно разные размеры и формы исполнения. Это и овалы, и многоугольники, а особо выделяются модели, состоящие из нескольких элементов;
  • 3D-эффекты, являющиеся на пике популярности сегодня. Эффект объема тогда создается объемными бумажными аппликациями, выступами. Подобные изделия имитируют резные и барельефные поверхности.



У настенных изделий есть две функции. Первая и самая главная заключается в декоративном эффекте использования. Панно является полноценным самостоятельным элементом украшения комнаты.

Вторая не менее важная функция – скрывать имеющиеся недостатки в виде неровностей или трещин. Также под панно возможно скрыть сейф.

Разновидности настенных панно

Существует несколько видов панно, которые могут выполняться из самых разных материалов и в различной технике.

Текстильные изделия – выполняется данный тип из ткани в технике вышивания. За основу чаще всего берут деревянный холст. Вышивка может иметь вид картинных композиций, орнаментов, аппликаций. Как правило, такие панно изготавливаются в промышленных масштабах, однако встречаются и ручные экземпляры, стоимость которых намного выше.




Деревянные изделия (резьба, выжигание), стоимость которых велика, а внешний вид довольно премиален.

Панно, сделанные из фрагментов обоев, выглядят очень оригинально. К тому же сделать такое панно возможно и своими руками.

Фрисайз тип, главным отличием которых является их свободные размеры и возможность дополнить композицию иными элементами. Примером являются модульные композиции с различными изображениями.

Зеркальные панно, для создания которых используют как стандартные зеркальные поверхности, так и элементы необычных форм, волнистые и неровные зеркала.



Места размещения панно

В любом жилом помещении есть много стеновых поверхностей, на которых возможно разместить декор-панно. Главное условие – чтобы изделие гармонировало с функционалом комнаты и его стилистикой.

Прихожая

Именно с прихожей начинается любая квартира. Поэтому здесь целесообразно разместить приятную настенную композицию, которая будет встречать всех приходящих. Выбирая подходящее изделие, следует учитывать размер комнаты.

Для малогабаритных помещений лучше выбирать небольшие панно с не агрессивным изображением в спокойных тонах. Лучшими вариантами станут изображения цветочков, природных картин.

Коридорный проход

Если коридор не оборудован источниками освещения, то панно можно выбирать более яркое, дополнив его настенной лампой. Если коридор маленький, то несколько композиций на стене будет достаточно.

А вот просторную комнату стоит снабдить целым рядом панно. Отличным вариантом станет композиция, связанная одной тематикой, например четыре изделия, которые отображают смену времен года.

Кухонная территория

Кухню зачастую оформляют в светлых теплых тонах, а вот панно должно быть ярким, собирающим на себе все внимание. Прекрасно впишется в обстановку композиция с натюрмортом или же изделия из кофейных зернышек, которые подходят под тематику.




Гостиная

Основное предназначение гостиной комнаты это отдых и расслабление. Исходя из этого, декоративные панно на стенах тоже имеют умиротворяющий облик. Цветовая палитра изделий спокойная, изображения в виде пейзажей.

В просторных гостиных композицию рекомендуют размещать по всей длине стеновой глади, состоять она может из нескольких элементов, связанных между собой едины сюжетом. Отличным вариантом станет большой корабль, бороздящий морскую гладь, который вышит на тканевом полотне.

Другая композиция – мировая карта, нанесенная на деревянную основу, состоящую из нескольких блоков. К такой композиции стоит добавить освещение, и тогда древесное панно с подсветкой станет главным акцентом всего интерьера.

Спальное помещение

Спальня это комната, где засыпают и пробуждаются. Декоративные панно здесь должны служить средством умиротворения вечером и источником пробуждения в утренние часы.

Лучше разместить изображения природы напротив ложа, как на фото панно в спальне на стену. Довольно оригинально смотрятся картины с космическими видами.

В детскую спальню можно создать настенную декор-композицию самостоятельно, привлекая к совместному творчеству самих детишек.



Санузел

Оформляя панно в ванной комнате, стоит обращать внимание не только на внешние характеристики композиции, но и на ее эксплуатационные качества. Сразу же отпадают изделия из древесины, так как из-за повышенной влажности они быстро придут в негодность.

Наиболее подходящим вариантом являются изделия из мраморных элементов. Прикрепленные на специальный раствор, такие композиции не боятся влаги и температурных перепадов. Благодаря большому выбору настенных декор-композиций подобрать подходящий вариант возможно для любого помещения и стилевого направления.

Фото панно на стену

Почему бедность – это болезнь
http://nautil.us/issue/47/consciousness/why-poverty-is-like-a-disease
Здоровье гика,
Финансы,
Биотехнологии
Перевод
image

По описанию моих достижений на сегодняшний день вы никогда бы не догадались, что я рос в нищете и голоде.

Моя последняя зарплата за год перевалила за $700 000. Я член Общества национальной безопасности имени Трумана [занимается поиском и продвижением будущих лидеров американской нации – прим. перев.] и член Совета по международным отношениям. Мой издатель недавно выпустил мою последнюю серию книг по количественному распределению глобальных финансов.

И всего этого мне недостаточно. Я постоянно ощущаю себя в состоянии «бей или беги», жду подвоха, или наступления голодных дней. Я даже решил не заводить детей, поскольку, несмотря на все успехи, я не чувствую у себя наличия безопасной финансовой подушки. Минимальное состояние счёта, при котором я готов подумать о детях – это очень большая цифра. Если бы вы были знакомы со мной лично, вы могли бы уловить признаки стресса, неуверенности в себе, беспокойства и депрессии. И услышать про Теннеси.

Ни один житель Теннеси не скажет вам, что он просто из Теннеси. Он обязательно добавит: восточное, западное или среднее. Моя жизнь начиналась в Восточном Теннеси, в городке Роквуд региона Аппалачия. Я был самым старшим из четырёх детей в семье, доход которой не позволял содержать и одного. Каждая пятидесятническая церковь этого героинового захолустья пахла одинаково: тяжёлая смесь дешёвого моющего средства и ещё более дешёвого елея, с небольшой примесью забытой надежды. Одна из этих брошенных церквей и была, по сути, моим детским домом и школой.

Учебный класс представлял собой одну комнату, в которой 20 человек, возрастом от детсадовского до 12-го класса занимались по методичке «ускоренного христианского обучения». Нам раздавали буклеты, которые мы должны были читать самостоятельно. Мы сами проставляли себе оценки за домашнюю работу. Не было никаких лекций, и у меня не было учителя. Иногда жена проповедника раздавала тесты. Нам не разрешалось ничего делать. Там не было ни фильмов, ни музыки. Могли пройти годы, во время которых не происходило ничего, что отличало бы один год от другого. Не шло речи и ни о каких социальных мероприятиях.

Я проводил всё своё время, размышляя над простыми вопросами. Откуда возьмётся мой следующий обед? Будет ли у меня завтра электричество? Я наблюдал, как моя мама пытается от стыда спрятать талоны на еду на кассе продуктового магазина. Я помню, как уже в восемь лет испытывал панику из-за постоянной неопределённости по поводу абсолютно всех аспектов жизни, от еды до одежды и обучения. Я знал, что моя жизнь не может быть нормальной. Что-то не так было с тем крохотным микрокосмосом, в котором я родился. Я просто не знал, что именно.

Повзрослев, я думал, что понял, что там было не так. Я всегда считал, что моё воспитание сделало меня осторожным и осмотрительным. Но за несколько последних десятилетий выяснилось много нового. Мы узнали, что стресс, связанный с бедностью, может менять вашу биологию так, как мы и не представляли ранее. Он может уменьшить поверхность мозга, укоротить теломеры и продолжительность жизни, увеличить шансы на ожирение и склонность к чрезмерному риску.

А сейчас уже появляются сведения по поводу того, что эти изменения могут быть ещё глубже – вплоть до уровня, на котором наши тела собирают сами себя, изменяя типы клеток, из которых они сделаны, Возможно, даже до экспрессии генов, с которыми тело играется, как с кубиком Рубика, брошенным в стиральную машинку. Если результаты исследований получат подтверждение, это будет означать, что бедность – это не просто социально-экономическое состояние. Это будет уже набор связанных симптомов, которые можно предотвратить и лечить, и даже наследовать. Иначе говоря, результаты бедности начинают очень сильно походить на симптомы болезни.

Слово «болезнь» несёт в себе отрицательный оттенок. Я не имею в виду, что бедные люди какие-то плохие или испорченные. Я имею в виду, что бедные люди больны, а все остальные говорят им, что их состояние – необходимая, временная и даже положительная часть современного капитализма. Мы говорим бедным, что у них есть шанс вырваться, просто достаточно усердно работая; что мы все одинаково вовлечены в систему, раздающую поровну награды и наказания. Мы указываем на редкие истории «из бедняков в богачи», как это произошло со мной, и всё это укладывается в шаблон меритократии [букв. – «власть достойных», – прим. перев.].

Но мои достоинства не имеют отношения к тому, как я оттуда вырвался.

Мы можем не помнить 1834 год как рекордный, но он был таким, в области органической химии. Именно тогда Жан Батист Дюма и Юджин Пелиго дистиллировали из нагретых опилок и проанализировали прозрачную жидкость, которую они назвали метиленом, а мы зовём метанолом, древесным спиртом. Основан он на метиловой группе, состоящей из одного атома углерода, связанного с тремя атомами водорода. И как оказалось 150 лет спустя, метиловые группы играют важнейшую роль в экспрессии генов.

Осенью 1991 года Аарон Разин и Говард Цедар опубликовали необычную работу «Метилирование ДНК и экспрессия генов», в которой показали, что работа экспрессии генов очень напоминает змею, туго свернувшуюся вокруг посоха Асклепия. На прочных переплетениях нашего генетического кода находятся метиловые группы, контролирующие, как туго наш генетический код обвивается вокруг особых белков под названием гистоны. Чем туже скручена часть кода, тем меньше вероятность её влияния на что либо, то есть, тем меньше вероятность её «экспрессии». Это один из столпов эпигенома: ваш человеческий облик определяется не только ДНК, но и тем, каким её частям ваш эпигеном позволяет проводить экспрессию.

Шесть лет спустя Майкл Мини, профессор из Университета Макгила, специализирующийся на биологии стресса, вместе с коллегами опубликовал революционный результат: качество материнской заботы влияет на эпигеном крыс, на глюкокортикоидные рецепторы стресса в гиппокампе, а также на реакцию гипоталамо-гипофизо-надпочечной оси (HPA) на стресс. Сходные эффекты позже были обнаружены у зебровых амадин, которые, как и люди, социально моногамны, и у которых детей растят оба родителя. Уровни информационной РНК глюкокортикоидных и минералокортикоидных рецепторов у птиц, лишённых матерей, были понижены, в связи с чем у взрослых птиц гормоны стресса оставались повышенными гораздо дольше. Исследователи писали, что эпигенетические механизмы могут отвечать за эти изменения – но они этого не доказали.

У человеческих детей эпигенетические изменения в экспрессии генов рецепторов стресса, приводящие к усиленной реакции на стресс и проблемам с настроением, исследователи связали с жестоким обращением в детском возрасте. А в прошлом году исследователи из Университета Дьюка нашли, что «низкий социоэкономический статус во время взросления связан с увеличением метилирования ближайшего промотора серотонинового транспортера», приводящего миндалевидное тело к предрасположенности к «реактивности, связанной с угрозой». И хотя предрасположенность к высоким уровням стресса имеет свои плюсы (к примеру, обучение в состоянии стресса может ускоряться ), основная суть этих исследований такова: хронический стресс и неуверенность в детстве приводит к тому, что во взрослом возрасте со стрессом справляться сложнее.

С одной стороны, эпигенетика предлагает интригующее изложение нашей жизни, идущее вспять вплоть до основной «программы», делающей вас тем, кто вы есть. Но в этой области существуют и фундаментальные противоречия. В июне прошлого года команда исследователей из Медицинского колледжа имени Альберта Эйнштейна в Бристольском университете и Европейский институт биоинформатики опубликовали работу, в которой описывали, как эта область загрязнена неправильной интерпретацией результатов исследований. К примеру, часто исследователями причину путают со следствием (заболевания могут привести к появлению эпигенетических маркеров, и наоборот); подделывают или неправильно интерпретируют статистику; смешение переменных приводит к видимой корреляции параметров; не учитывается большая переменчивость эпигенома от клетки к клетке.

Джон Грилли, один из соавторов исследования, считает, что некоторые заметные результаты в этой области, включая те, что получил Мини, страдают от указанных проблем. «Во время исследования Мини считалось, что если я наблюдаю изменение метилирования ДНК в клетках крыс, которых не облизывала мама, или в клетках детей из низшей социально-экономической группы, или кого там ещё, тогда я узнаю о том, как люди перепрограммируются под воздействием условий окружающей среды». Но изменение метилирования ДНК объясняет не только то, была перепрограммирована клетка или нет. Они также связаны с пропорциями подтипов клеток, у каждой из которых есть свои эпигеномы, имеющихся у сравниваемых организмов. Грилли с соавторами называют это метаэпигеномом.

Но Грилли отмечает, что даже если этот молекулярный механизм будет не перепрограммированием клеток через метилирование, а сдвигом подтипа клеток – тут всё равно есть о чём поразмышлять. «Даже если вы обнаружите изменение пропорций, допустим, подтипов клеток в периферийной крови, которое связано с такими вещами, как низкий социально-экономический статус, это будет очень интересным открытием, – говорит он. – Тогда мы опять вернёмся к вопросу определения того, что такое эпигенетика». Возможно, что сдвиг в подтипах клеток наследуем, хотя это и не включает перепрограммирование клеток через метилирование. Тим Спектор из Королевского колледжа в Лондоне, к примеру, обнаружил варианты ДНК-последовательностей, связанные с вариациями подтипов клеток.

Изучение биологического эффекта стрессов, связанных с бедностью, находится ещё на ранних этапах. При этом она уже дала нам множество механизмов, способных обеспечить такие эффекты, многие из которых содержат наследуемый компонент. Если, допустим, беременная женщина подвергается стрессу бедности, её плод и гаметы плода могут пострадать от этого, в результате чего эти эффекты распространяются по меньшей мере и на её внуков. А может, и далее.

Исследования мышей и дрозофил показали, что эпигенетические особенности, схожие с теми, о которых говорил Мини, могут передаваться по наследству и сохраняться, по меньшей мере, в десятках поколений. Последствия таких вещей, как диета и предродовой стресс наследуются не только через модификацию гистонов, но и через метилирование ДНК и некодирующие РНК . В исследовании от 2014 года отпрыски мыши, натренированной опасаться определённого запаха, также боялись этого запаха, хотя до этого они его не чувствовали. Этот эффект сохранялся в течение двух поколений . У людей наследуемые последствия стресса наблюдались по меньшей мере в трёх поколениях у людей, чьи предки страдали от массового голода (голодной зимы 1944 года в Нидерландах ), перебоев с едой (Эверкаликский эксперимент ) и при Холокосте. Последствия курения или жевания табака родителями в молодом возрасте могут передаваться их детям в зависимости от пола, что доказывает наличие эпигенетических эффектов у людей . Согласно наблюдениям от 2014 года, «несколько исследований людей указывают на существование эпигенетических эффектов по мужской линии, которые нельзя объяснить культурным или генетическим наследованием».

Даже на текущем этапе мы можем извлечь кое-какую информацию из науки. Во-первых, стрессы, связанные с бедностью, имеют биологические последствия, длящиеся всю жизнь. Во-вторых, есть доказательства того, что эти последствия могут передаваться по наследству, либо через воздействие на плод, либо через эпигенетику, через подтипы клеток или как-то ещё.

И эти научные данные заставляют нас пересмотреть краеугольный камень американской мифологии и нашей политики, направленной на бедных: возможность без чьей-либо помощи пробиться наверх. Истории о людях, самостоятельно сделавших себя, вырвавшихся из их окружения благодаря упорной и тяжёлой работе. Опора платформы меритократии, где награды якобы справедливо попадают к тем, кто их наиболее заслуживает.

О каком самостоятельном выходе из окружения или справедливом распределении можно говорить, если бедность травмирует участников «соревнований»? Особенно, если она ещё и передаётся через поколения? А уродливое следствие из гипотезы «самостоятельного выхода», говорящее о том, что люди, не выбравшиеся из тяжёлых обстоятельств, заслуживают их, имеет ещё меньше смысла в свете мрачной биологии бедности. Когда звучит выстрел стартового пистолета, бедные оказываются далеко позади стартовой линии. Я-то так точно был там, несмотря на мой текущий успех.

Так как же я выбрался оттуда? Случайно.

Очень легко было бы рассказать мою историю, объяснив всё талантами и упорной работой, поскольку именно этим нас кормят все, от Голливуда до политических деятелей. Но это было бы неправдой. Моё бегство произошло благодаря последовательности удивительно маловероятных событий, ни одно из которых не было подвластно мне.

К 14 годам я уже в течение 8 лет пытался самообучаться при помощи ксерокопированных буклетов, без учебников, планов уроков, помощи или хотя бы учителя. Я отчаянно пытался выбраться и ужасно боялся стать таким же, какими были окружающие меня люди. Так что я взял телефонную книгу и начал обзванивать профтехучилища, колледжи, всех и вся, кто мог бы дать мне возможности. Случайно и неожиданно я попал на президента общинного колледжа [двухгодичный колледж, готовящий специалистов средней квалификации для работы на территории местного сообщества – прим. перев.] Шерри Хоупп. Когда я впервые встретил её, мне было, наверное, 12 лет, и даже в том возрасте я смог понять, что моя история не была для неё уникальной.

В том же колледже я познакомился с Брюсом Кэнтреллом, профессором, заменившим мне отца, когда мне было 15, и я был беден. Он тоже рос в бедности, но в результате выбился в люди. Мы особенно не разговаривали о нашем опыте, но как-то сразу нашли общий язык. Несколько лет спустя он ушёл в политику и сделал меня управляющим своей предвыборной кампании. Мы выиграли, и я получил бесценное образование в области реальной и бесцеремонной политики округа Роан. Я буду вечно благодарен Брюсу и Шерри. С их помощью я, наконец, получил диплом колледжа.

Проявлял ли я инициативу? Конечно. Многие интерпретировали мой побег из бедности как подтверждение существования меритократии, оправдывающей всю систему. Но захолустье заполнено людьми, настолько же отчаянно пытающимися выбраться оттуда, как и я, и предпринимающими такие же изобретательные меры. Так что я – исключение, подтверждающее правило – правило, что побег из бедности возможен только по случайности, а не из-за неких достоинств.

У меня есть родственники и друзья, насколько же умные и трудолюбивые, как и я сам, и примерно с таким же, или с лучшим, образованием. Но никто из них не выбрался из бедности. Один из них тоже попал в общинный колледж, но только после того, как стал свидетелем того, как его лучший друг покончил с собой под воздействием наркотиков. Это оказался билет в один конец в жизнь, наполненную эмоциональными проблемами. Другому повезло попасть в аккредитованную бесплатную среднюю школу, где дают гораздо больше знаний, чем в курсе «ускоренного христианского образования». Он стал героиновым наркоманом. Для них путь к образованию не стал, как для меня, чудесно свободным от преград. Они не стали, как я, главой компании, торгующей деривативами на Уолл-Стрит. Они не пишут, как я, о бедности. Они живут в ней. И на сегодня я могу насчитать порядка 20 родственников и друзей, которые распрощались с жизнью через оружие или героин. Не сомневаюсь, что уже в этом году их количество увеличится.

Почему так мало людей вырываются из бедности? Могу засвидетельствовать по опыту – не из-за того, что у одних достоинство больше, чем у других. Это из-за того, что быть бедняком значит по-крупному рисковать. Асимметрия результатов для бедных так огромна, поскольку быть бедным очень дорого. Представьте, что вы потеряли работу, потому что не работал ваш телефон, или вы не сдали экзамен, потому что вы целый день провели в реанимации из-за недуга, который был бы устранён своевременным лечением. Такие вот простые несчастья могут запустить водоворот неудач, из которого не удастся выбраться. Реальность в том, что если вы бедны, и сделали всего одну ошибку – вам конец. Жизнь превращается в азартную игру со смертью в виде проигрыша.

А теперь представьте, что ваш мозг устроен так, чтобы умножать субъективное ощущение стресса на 10. В результате вы фокусируетесь на краткосрочных планах. Тем, кому по рождению повезло не ознакомиться с исчислением бедняков, кажется, что бедняки раз от раза принимают неоптимальные решения. Но выбор бедняков в их обстоятельствах весьма разумен. Нельзя рассуждать об оптимальных решениях, рассчитанных на долгий период, если у вас осталось еды на два дня. Стресс приобретает совершенно новое значение, и от него очень нелегко избавиться.

Стандартный американский миф о меритократии неправильно оценивает такие истории, как моя. Накопленный социальный капитал американских институтов – стабильная передача власти, власть закона, предпринимательство – конечно же, создаёт экономические чудеса каждый день. Но эти институты в первую очередь подходят для экспоненциального роста капитала там, где он уже есть, а не для создания нового капитала там, где он нужен обществу. Истории, подобные моей, считаются архетипами, и мы все неоправданно верим в то, что способ достичь скорости убегания существует для целых сегментов населения. Но я тут представляю историю успеха по типу «из грязи в князи», и я заявляю, что эта история – миф. Термин «меритократия» придумали в 1958 году чтобы насмехаться над самой идеей получения наград за достоинства. Мы забыли, что нужно смеяться, и шутка обратилась против нас самих.

Пора нам по-другому отнестись к бедности и учесть новые научные данные, описывающие её.

Возьмём образование. Один из наиболее активных исследователей связи между бедностью и достижениями в учёбе, а также последующими экономическими проблемами, это Роланд Фрайер из Гарварда. Вместе с коллегами он в работе «Для этого может не понадобиться помощь всей деревни: увеличивая достижения бедных» [аллюзия на поговорку «воспитывать ребёнка нужно всей деревней», означающую, что ребёнка воспитывает всё местное сообщество – прим. перев.] сфокусировался на том, чтобы уменьшить разницу в достижениях между богатыми и бедными, используя различные стратегии обучения в школе.

Но стандартный показатель разницы достижений – успехи в математике – это симптом, а не причина. Когда поддержка социальных программ для школьников прекращается, их положительный эффект сходит на нет, и мы начинаем скептически относиться к уничтожению бедности. Но академические успехи – не главная проблема. Проблема в неопределённости и стрессе. Когда национальная оценка образовательного прогресса в 2011 году не обнаружила в Америке ни одного города, где больше чем хотя бы 25% восьмиклассников из чернокожих или латиноамериканских семей владели бы математикой и чтением на уровне своего класса, мы должны обвинять в этом школы, или же заключить, что мы проиграли в нейробиологической гонке ещё до того, как проверяли этих детей?

Мы должны использовать полученные наукой знания по поводу бедности, а не игнорировать их. Программы по устранению бедности, такие, как условные денежные пособия, награждают родителей или опекунов за конкретные действия, к примеру, за отслеживание посещаемости школы или профилактику здоровья. Они поощряют устранение стрессов и долгосрочное планирование, и это выходит далеко за рамки простой сдачи экзаменов – они обеспечивают именно то чувство уверенности, которое необходимо поражённому бедностью мозгу. В работе 2009 года Лиа Ферналд и Меган Ганэр показали, что такие программы уменьшили уровни кортизола в слюне и риск умственных и физических заболеваний в течение жизни . Таких программ должно быть больше. К примеру, так называемые программы длительного ухода за ребёнком: они занимаются развитием детей от рождения и первые три года его роста [в США федеральный закон дает право матери взять неоплачиваемый декретный отпуск длительностью 12 недель, начиная не ранее, чем за 2 недели до предполагаемой даты родов при условии, что будущая мать проработала в компании больше года – прим. перев.].

Наше новое научное понимание влияния бедности может изменить и медицинское обслуживание взрослых людей. В 2009 году Майкл Мини, Густаво Турецкий, Мойше Зиф и их коллеги брали пробы гиппокампа у жертв самоубийств, испытавших в детстве насилие, и проверяли метилирование ДНК, управляющее экспрессией гена NR3C1. Они обнаружили увеличенное метилирование в районе промотера NR3C1, которое другие исследования напрямую связывали с уменьшением экспрессии белка под названием нейротрофический фактор мозга (BDNF). BDNF относится к самым активным нейротрофическим факторам, управляющим ростом и развитием новых нейронов даже в зрелом возрасте. А уровень экспрессии может передаваться по наследству. В исследовании от 2015 года была обнаружена связь между NR3C1 и уменьшением экспрессии BDNF у младенцев, чьи матери отмечали наличие у себя симптомов предродовой депрессии .

Может статься, что BDNF – ваш лучший друг, если вы взрослый и желаете изменить вашу нейробиологию. Он может открыть путь к изменению структуры мозга именно в тех областях, которые сильнее всего пострадали от ранних стрессов и бедности: префронтальной коры, гиппокампа, и всей гипоталамо-гипофизо-надпочечной оси. А эти участки мозга управляют долговременной памятью, эмоциями и отложенными наградами. Всё это признаки людей, лучше справляющихся с учёбой в юности и больше достигающих в зрелости . Небольшие дозы кетамина оказывают воздействие, схожее с быстрыми антидепрессантами, и это напрямую связано с увеличением уровней BDNF .

Я бы и сам попробовал такое лечение. Но мой основной интерес в изучении бедности находится в другом месте. Он проистекает из беспокойства по поводу будущего.

Мы стоим на краю обрыва и нам необходимо срочно пересмотреть наше понимание бедности и неравенства. Западные нео-либералы рассказывают нам сказки о том, что если ты будешь упорно работать, то всё образуется. А если ничего не образовывается, то во всём винят жертву, и не оставляют ему выбора. Брекзит, Ле Пен и поражение Хиллари Клинтон – это примеры проблем, происходящих из неравенства и бедности. Уже расчехлены вилы Пикетти [французский экономист, написавший популярную книгу об экономическом неравенстве в Европе и США – прим. перев.], и марш глобального беспорядка можно остановить, только применяя меры, противостоящие краплёной колоде, которую получает и ненавидит каждый, родившийся в бедности, включая и меня.

Уверен, что итальянская партия «Движение пяти звёзд» в этом году запустит референдум по выходу из ЕС, и что у Марин Ле Пен есть все шансы выиграть французские выборы [не выиграла, но собирается участвовать в парламентских выборах – прим. перев.]. ЕС может взять на себя вину за поражение глобалистов и развалиться уже через два года.

Подобные тренды ускоряются поверьем, по которому бедняки не смогли ухватиться за возможности, созданные глобализированным рынком. Этот миф пора придушить – и появляющиеся эмпирические научные исследования бедности могут помочь нам в этом, если мы окажем им заслуженное ими внимание.

Статьи по теме: