Почему от жителей прячут показания общедомовых счётчиков тепла? Контроль показаний общедомовых счётчиков воды и тепла - важен для жителей

Прибор для учета электроэнергии даст возможность сэкономить ваши деньги, которые отчисляются на такие нужды, как освещение лестничных площадок, насос подкачки и вентилятор вентиляции, работа лифтов, освещение возле подъездов и тому подобное. Индивидуальный контроль над расходом электроэнергии уже давно получил популярность, а вот общедомовой счетчик до сих пор не вызывает у жителей многоэтажных домов доверия. Монтаж выполняется на входе в дом питающей линии. Измеряет он все растраты электричества. Такой счетчик включает в себя поквартирный расход и общедомовой расход электричества.

Общедомовой прибор учета электроэнергии: для чего он нужен

Индивидуальная система контроля над растратой электричества давно набрала популярность, а вот общедомовые счетчики не внушают доверия в жильцов. А это недоверие совершенно не оправданное, так как монтаж такого устройства дает возможность явно экономить деньги всех жильцов дома. Установка такого счетчика выполняется на входе в дом линии питания, а с его помощью измеряется все расходованное количество электроэнергии. Он считает количество энергии от входа в квартиру отдельно, от количества энергии, которая потрачена в нутрии квартиры. И таким образом растрата энергии вычисляется с максимальной точностью.


Установка счетчика на весь дом дает возможность ему выполнять три основные функции:

  • Измеряет потраченную электроэнергию на общедомовые нужды, то есть на электроснабжение лифтов, освещение территории дома, освещение на лестничных клетках в подъезде;
  • Измеряет потребляемую электроэнергию во всех квартирах дома;
  • Также он способен выявить преступные факты использования без учетного энергопотребления и незаконное подключение к сети.

Оплату за установку общедомового счетчика должны делать собственники квартир всего дома.

Установка общедомовых счетчиков

Есть несколько вариантов монтажа общедомового счетчика.

Варианты установки счетчика:

  1. Все жильцы многоэтажного дома собираются на собрании и принимают решение о нужде в таком счетчике и собирают деньги на установку и покупку его. Часто такое происходит в домах, где активное домоуправление, а также при проживании в таком доме ответственных жильцов, которые понимают, что оплачивать услуги с таким счетчиком будет экономней. Оплата производится методом снятия наличных денег на ремонт дома, а если не хватает средств, то домоуправление проводит сбор средств с жильцов чей дом для того чтобы установить счетчик. Если большая часть проживающих дадут согласие на такой сбор, то сдавать придется всем.
  2. Если домоуправление не сильно активное, то УК сама принимает решении о покупке и установки такого счетчика. Деньги на установку берутся из статьи на ремонт, а недостающие финансы собирают с жильцов дома или же установку счетчика проводят в рассрочку.
  3. В случае не прихода к соглашению управляющей компании с жильцами дома по потребности, то ресурсо обеспечивающая организация должна разработать правила установки счетчика для электроэнергии общего пользования. Управляющая компания направляет письмо в энергосберегающую организацию и та организация сама решает, где установить счетчик.


Владельцы квартир не должны создавать препятствия к доступу к сетям энергоснабжения. На плечи владельцев ложится оплата за электросчетчики и может быть выполнена в течение 5ти лет. Если жильцы многоэтажных домов категорически отказываются от установки счетчика, то на них будет наложен административный штраф и наказание управляющей комиссии. Общедомовой счетчик, как и любые другие одпу в многоквартирном доме должен устанавливать специалист, который отвечает за электричество, порядок поставки воды. Замена также проводится строго под его наблюдением. Отказаться от установки нельзя, делается установка без согласия, так как это установленный порядок.

Кто должен устанавливать общедомовые приборы учета

Организация управления дома обязана сообщить владельцам квартир о нужде и требовании в установке общедомового счетчика, а так же показать место установки, а если это не соблюдено, то такая компания рискует быть оштрафована, по той причине что они не выполнили уведомление проводимых мероприятий по отношению к хозяевам квартир. Все задаются вопросом, зачем необходим общий счетчик на дом, если в каждой квартире есть собственный измерительный прибор?

После установки такого счетчика жильцы могут пользоваться такими привилегиями:

  • Контроль в соответствии с нормативам;
  • Подкрепление в дальнейшем при утере ресурсов;
  • Переход на выплаты за размер использованных ресурсов;
  • Сбережение ресурсов.


Счетчиком в квартире определяется размер оплаты за потребление электроэнергии, но такой счетчик не выполняет функцию слежения за состоянием сетей в доме и уровне предоставления ресурсов.

Как и кто должен снимать показания общедомовых приборов учета

Показания общедомового счетчика для электроэнергии необходимо снимать каждый месяц и в одно и то же число.

Фиксацией показаний счетчика должна занимается дома управляющая компания с присутствием председателя совета жильцов многоэтажного дома или его замом.

Компания, которая предоставляет энергоресурсы, может потребовать показание счетчиков по своему решению и в любой момент.

Владельцам квартир запрещается препятствовать доступу к приборам общего учета электрической энергии представителям дома управляющей организации и сотрудникам энергосберегающей организации.

Кем обслуживается общедомовой счетчик электроэнергии (видео)

Как вы смогли заметить, общедомовой счетчик является крайне перспективной установкой, так как он позволяет составлять более точные показания и тем самым экономить ваш бюджет. Если вас заинтересовали подробности, то их можно узнать у вашей управляющей компании, которая сможет более подробно рассказать о правилах пользования счетчиком, который расположен в вашем доме.

В результате проведения обследования показаний коллективных и индивидуальных приборов учета в многоквартирных домах выяснилось, что месячное потребление воды по общедомовому водосчетчику в большинстве случаев превышает сумму показаний квартирных водосчетчиков и объемов по нормативам потребления. Расхождение в ряде случаев достигает десятков процентов. Такая ситуация приводит к появлению в расчетах между поставщиком и потребителем воды «тринадцатой квитанции», которая выставляется квартировладельцам раз в год и компенсирует водоснабжающей организации затраты по поставке в дом неоплаченных в течение года объемов воды. В статье приведены оценки, которые сделаны на основе многолетнего анализа применения приборов учета в жилищном фонде.

В. П. Каргапольцев , зам. директора ОКБ «Гидродинамика», г. Киров

Массовое внедрение водосчетчиков, применяемых для учета водопроводной воды, потребляемой в жилом секторе, привело к появлению проблем с ведением расчетов по показаниям этих приборов. В соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг населению» расчет квартировладельцев с водоснабжающей организацией за потребленные ресурсы проводится на основании показаний квартирных водосчетчиков (если они установлены) или нормативов водопотребления (если счетчики не установлены). В результате применения этой методики расчетов для анализа водопотребления в многоквартирных домах выяснилось, что месячное потребление воды по общедомовому водосчетчику в большинстве случаев превышает сумму показаний квартирных водосчетчиков и объемов по нормативам потребления. Расхождение в ряде случаев достигает десятков процентов даже при установке водосчетчиков во всех квартирах. Такая ситуация приводит к появлению в расчетах между поставщиком и потребителем воды «тринадцатой квитанции», которая выставляется квартировладельцам раз в год и компенсирует водоснабжающей организации затраты по поставке в дом неоплаченных в течение года объемов воды.

Сложившиеся стереотипы

К причинам возникновения небаланса в большинстве публикаций относят следующие:

Утечки и несанкционированный слив во внутридомовой сети за пределами квартир; - сверхнормативное потребление воды квартировладельцами, не установившими водосчетчики.

Как аксиома воспринимается абсолютная достоверность показаний квартирных водосчетчиков.

Причина расхождения показаний счетчиков воды с точки зрения метролога

Между тем водосчетчик как прибор предназначен для решения конкретной задачи — измерений объема воды, потребленной за отчетный период (месяц) при ее расходе в паспортном диапазоне расходов. Этот диапазон установлен паспортом на прибор и соответствующим ГОСТ Р 50193.1-92 «Измерение расхода воды в закрытых каналах. Счетчики питьевой воды. Технические требования».

На основании требований стандарта предприятия-производители выпускают квартирные водосчетчики классов А, В и С (более точные счетчики класса С достаточно дороги и практически не пользуются спросом). Наибольшее распространение получили приборы диаметром условного прохода 15 мм. Минимальный паспортный расход для класса А и В — 60 и 30 литров в час, для класса С — 15. При расходах меньших минимального водосчетчики работают неустойчиво. При расходах меньше порога чувствительности счетчики вообще не фиксируют расход (на основании ГОСТ Р 50602-93 «Счетчики питьевой воды крыльчатые. Общие технические условия» расход должен составлять не более половины минимального расхода). Водосчетчики диаметром 15 мм, предлагаемые на отечественном рынке, в зависимости от производителя имеют в качестве порога чувствительности величину 6, 10, 12, 15, 30 литров в час. Таким образом, при водоразборе с расходом меньше порога чувствительности водосчетчика жилец получает «законное» право не платить за потребленную воду, что становится одной из причин появления небаланса показаний общедомового и суммы показаний квартирных водосчетчиков.

Снижение порога чувствительности невыгодно заводам-изготовителям, т.к. увеличивает затраты на производство, повышает отпускную цену, уменьшает объемы сбыта и прибыль. Потребитель заинтересован в приобретении более дешевого счетчика с более высоким порогом чувствительности. Такой счетчик не фиксирует малые расходы — он более «экономичен»; после завершения межповерочного интервала он с большей вероятностью пройдет поверку. Однако применение такого прибора неизбежно отразится в увеличении расхождения суммарных показаний квартирных водосчетчиков и общедомового прибора учета, и, как следствие небаланса водопотребления в многоквартирном доме.

Только факты

Насколько велик вклад недоучтенной приборами составляющей водопотребления в общий небаланс? В ходе эксперимента, проведенного в Москве в типовом 84-квартирном доме по установке водосчетчиков во все квартиры жилого дома, установке общедомового водосчетчика и организации автоматизированного сбора данных, месячный небаланс по холодной воде составил 20%, по горячей воде — 30%. Бытовые водосчетчики недосчитали за месяц 92 куб.м холодной и 154 куб.м горячей воды. Возможно ли такие объемы отнести к внутридомовым утечкам за пределами квартир? Утечка 246 куб.м воды за месяц (средний расход 340 литров в час) в одноподъездном доме вряд ли осталась бы незамеченной жильцами.

Водосчетчики в разное время суток работают как в паспортном диапазоне расходов, так и при расходах ниже минимального. Исследования, проведенные специалистами Московского государственного строительного университета показали, что расход воды в течение суток в усредненной квартире имеет дискретный характер:

- «технологический расход» — при открытых кранах, «расход утечек» — при закрытых кранах; - длительность «технологического расхода» составляет всего 1-2% от всего времени суток (24 часов);
- в течение оставшихся 98-99% суточного времени поступающая в квартиру вода расходуется на утечки.

Даже при небольшой величине утечек суммарный объем расхода может быть сопоставим с общим объемом потребления. Это относится к неотрегулированной арматуре сливных бачков унитазов, протечках в кранах, использовании бытовых фильтров и пр. Один счетчик с порогом чувствительности 30 литров в час в таком случае в пределе может допустить недоучет воды (30 литров × 24 часа × 0,98) = 705 литров в сутки. Указанная величина утечки в 705 литров отнюдь не является математической абстракцией. Например, общедомовой прибор в 108-квартирном доме в Липецке показывал, что средний расход холодной воды на одного человека здесь превышает 800 литров в сутки. После того как были отремонтированы неисправные смесители и бачки унитазов, средний расход снизился в три с половиной раза!

Такая ситуация (высокий уровень утечек воды из-за низкого качества сетей и водоразборной арматуры) в целом характерна для отечественных систем водоснабжения и на разных зданиях отличается лишь количественно. При этом конечный потребитель воды (жилец) слабо, только косвенно — через «тринадцатую квитанцию» — заинтересован в устранении утечек. Сегодня за протекающий унитаз в квартире жильца Иванова платят сам Иванов, его соседи Петров, Сидоров, а также все остальные жильцы дома.

Экономия воды жильцом, в которой жилец заинтересован прямо — это снижение ее потребления только во время «технологического расхода», при котором счетчики фиксируют потребление. При неизменном водоразборе во время «расхода утечек» уменьшение полезного разбора воды жильцом (водосбережение) приводит к относительному росту небаланса, распределяемому между всеми жильцами, установившими водосчетчики, пропорционально площадям занимаемых ими квартир.

Погрешности приборов учета воды

Низкое качество водопроводной воды или самих счетчиков ведет к ускоренному износу внутренних элементов водосчетчиков, смещению порога чувствительности в сторону больших расходов, часто до уровня минимального расхода, что ведет к дальнейшему росту величины небаланса. Значительное количество приборов (до 70%) после завершения межповерочного интервала (4-5 лет) не проходят периодическую поверку и признаются непригодными. Причем основная часть счетчиков при поверке бракуется именно из-за неработоспособности или сверхнормативной погрешности на минимальном расходе. Достаточно длительный межповерочный интервал не дает возможности оперативно в процессе эксплуатации выявить приборы, ведущие недостоверный учет и снизить небаланс.

Порог чувствительности приборов устанавливается изготовителями и указывается в паспортах на счетчики. Анализ методик поверки, выложенных на Интернет-сайтах производителей приборов показывает, что далеко не на всех заводах этот параметр контролируется при выпуске из производства. В этих методиках, в соответствии с которыми после завершения межповерочного интервала проводится поверка, в большинстве своем контроль работоспособности на пороге чувствительности вообще не предусмотрен. Этот параметр становится чисто формальным и никем не контролируется.

Исходя из этого резонно предположить, что указанный выше «расход утечек» не регистрируется водосчетчиками не в узком диапазоне «от нуля до порога чувствительности», а в два раза более широком диапазоне «от нуля до минимального расхода». При этом величины регистрируемых приборами объемов суточного потребления воды жильцами и величины нерегистрируемых приборами объемов суточных утечек становятся сопоставимыми. Это наиболее вероятная причина появления описанных в разных источниках информации ситуаций, когда при 100%-ом оснащении квартир приборами учета домовой небаланс достигает многих десятков процентов.

Таким образом, наиболее вероятной причиной возникновения небаланса между показаниями общедомового водосчетчика и суммой показаний квартирных водосчетчиков являются не утечки за пределами квартир, а несоответствие реальных диапазонов расходов водосчетчиков реальным диапазонам расходов, существующих в квартирных системах водоснабжения. Величина небаланса растет с увеличением срока эксплуатации счетчиков.

Направления снижения уровня "неучитываемого "водопотребления

Отечественная система организации учета коммунального водопотребления, состоящая из большого количества федеральных и региональных нормативных документов не учитывает тот факт, что отечественные системы водоснабжения существенно отличаются от западных значительным внутриквартирным объемом утечек, не регистрируемых квартирными приборами учета.

Для создания эффективной системы коммунального водоснабжения и водоучета, стимулирующей водосбережение, необходим ряд мер организационного и технического характера:

в сфере водоснабжения и водопотребления:

Применение водоразборной и запорной арматуры с минимальным уровнем утечек;

Организация и проведение периодических профилактических осмотров и регулировок водоразборной и запорной арматуры;

Улучшение качества водопроводной воды и приведение ее характеристик в соответствие с действующими нормативами;

в сфере водоучета:

Разработка обязательных требований, регламентирующих производство и применение водосчетчиков с максимально низкими порогами чувствительности и минимальными нижними границами диапазонов измерений;

Внесение в методики поверки приборов дополнений, обязывающих контролировать порог чувствительности при выпуске из производства и при периодических поверках;

Организация входного контроля работоспособности водосчетчиков на пороге чувствительности и минимальном расходе перед их монтажом;

В процессе эксплуатации приборов при появлении небалансов - организация оперативной диагностики состояния приборов учета на месте их эксплуатации.

Литература

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»
  2. Т. Данилина. «Алексеевский эксперимент: квартирые реки иссякают» — газета «Московская правда», 3 февраля 2005 г.
  3. ГОСТ Р 50193.1-92 «Измерение расхода воды в закрытых каналах. Счетчики питьевой воды. Технические требования»
  4. ГОСТ Р 50602-93 «Счетчики питьевой воды крыльчатые. Общие технические условия»
  5. В. Н. Исаев, М. В. Пупков. «Системы учета водопотребления» — журнал «Сантехника», №1, 2005 г.
  6. В. Михайлов. «Небалансы энергетики», «Липецкая газета», 26 декабря 2008 г.
  7. П. Олейников. «Кому выгодна поверка квартирных водосчетчиков», газета «Промышленные ведомости», № 5-6, 2008 г.

Для учета потребляемой электроэнергии используются индивидуальные и общедомовые счетчики. Федеральный Закон №261-ФЗ регламентирует установку ОДПУ в многоквартирных домах и коммунальных учреждениях для учета потребления электроэнергии, затраченной на общие нужды (наружное освещение, обеспечение работы лифтов и т.п.). и для выявления фактов незаконного подключения к электросети. Установка общедомового прибора учета должна производиться за счет потребителя (собственника недвижимости).

Что такое общедомовой счетчик электроэнергии?

Приборы этого вида могут быть одно — двухтарифные и многотарифные. Снизить затраты на освещение общедомовой территории можно с помощью многотарифного счетчика. Окупается его установка за короткое время, несмотря на высокую стоимость.

Программирование устройств учета производится по следующим тарифным планам:

  • ночной – с 23-00 до 7-00;
  • полупиковый – с 10-00 до 17-00 и с 21-00 до 23-00;
  • пиковый – с 7-00 до 10-00 и с 17-00 до 21-00.

Разница показаний между суммой расходов по квартирам многоэтажного дома и общим счетчиком делится между жильцами. Сверка данных производится по квитанциям. При резком увеличении общедомового потребления необходима внеочередная проверка.

При наличии в доме ОДПУ возможна полная автоматизация процесса съемки показаний. Это способствует экономии средств на обслуживающем персонале и исключает сбои при начислении абонентской платы.

О составе общего имущества

Для того чтобы обеспечить безопасность и надлежащие условия проживания в многоквартирном доме, предусматривается освещение помещений общего пользования. Затраченная электроэнергия на общедомовые нужды должна учитываться для оплаты в пользу электроснабжающей компании.

Следуя Правилам содержания общего имущества от 13.08.2006 г. (согласно Постановлению № 491 Правительства РФ), составим перечень следующих объектов.

  1. Помещения, расположенные за пределами жилой зоны: холлы, лестничные пролеты и площадки, лифтовые кабины, техэтажи, подвалы, колясочные, котельные, бойлерные, электрощитовые, мастерские, гаражи и т.п;
  2. Кровельные конструкции;
  3. Ограждающие и несущие конструкции;
  4. Санитарно-технические помещения, противопожарные, вентиляционные шахты, бомбоубежища;
  5. Прилегающие территории, ворота, подъезды;
  6. Спортивные и детские площадки, автопарковки (на прилегающей к дому территории), сторожки.

Сумма расходов на общие нужды может возрасти в случае возникновения непредвиденных ситуаций. К примеру, если для ликвидации аварии или для выполнения ремонтных работ необходимо задействовать оборудование, потребляющее электроэнергию. Кроме того, следует учитывать изменения в нормативе, предусматривающие рост потребления электроэнергии.

Порядок установки

Устанавливается общий счетчик в электрощитовой, на вводе в дом. Монтаж осуществляется специалистами, имеющими соответствующие допуски и квалификацию. Правила установки ОДПУ предписывают следующие возможности для монтажа приборов учета.

  1. На собрании жильцов дома принимается решение о сборе необходимых средств для приобретения и установки общедомового прибора учета электроэнергии. Решение, принятое большинством голосов, обязательно к выполнению несогласными. Активистам следует разъяснить важность и экономическую целесообразность сбора средств. Оплата за монтажные работы производится по статье расходов на текущий ремонт.
  2. В том случае, если совет жильцов не активен, управляющая компания принимает самостоятельное решение по выделению средств на общий счетчик. Возможно частичное финансирование за счет потребителя либо в рассрочку.
  3. При несогласованности сторон (управляющей компании и собственников недвижимости) энергоснабжающая организация разрабатывает правила, по которому в дальнейшем будет учитываться общедомовое потребление электроэнергии. Управляющей компании предоставляется документ, в котором указывается тип счетчика, который будет устанавливаться. Энергоснабжающая организация выполняет монтаж своими силами, компенсация расходов будет производиться за счет владельцев жилья. Возможна рассрочка с выплатой в течение 5 лет, но с процентами, согласованными с Центробанком РФ.

Отказ от установки общедомового счетчика повлечет за собой санкции, предусмотренные Административным кодексом. Отказ владельцев недвижимости от оплаты за установку прибора учета электроэнергии грозит судебным разбирательством. Проигравшая сторона оплачивает судебные расходы.

Правила съема показаний и обслуживания счетчика

  1. Контролировать показания счетчика обязана управляющая компания. Присутствие представителя владельцев дома обязательно.
  2. Фиксация показаний прибора учета производится в одно и то же время каждого месяца.
  3. Энергоснабжающая компания имеет право на верификацию результатов съемки. Препятствовать этому управляющая компания или представители владельцев права не имеют.

Установленный прибор учета обслуживается за счет собственников помещений. На это указывает Жилищный Кодекс РФ (часть 1 ст. 39). Как следует из сказанного выше, действия управляющей организации, установившей общедомовой прибор учета электроэнергии на законных основаниях, обжалованию в судебных инстанциях не подлежат.

Общедомовые нужды: ожидаются ли изменения в Законе

В 2016 году, согласно заявлению президента РФ, предполагалось исключение понятия «общедомовые нужды» (ОДН) из счета за жилкомуслуги. Но подписанный закон на практике не мог быть выполнен управляющими компаниями по объективным причинам. В связи с этим введение Закона в действие было отложено до 01.01.2017 года. Разъяснения изложены в Федеральном Законе №73 от 30.03.2016 года.

В тоже время для объектов, где общедомовые приборы учета электроэнергии не установлены, в соответствии с Постановлением Правительства № 344 от 16.04.2013 действуют коэффициенты пересчета. По состоянию на сегодняшний момент коэффициент равен 1,4. К следующему, 217 году, ожидается увеличение повышающих коэффициентов до 1,6 раза.

Видео про общедомового счетчика электроэнергии

Насколько выгоден расчет отопления по общедомовому счетчику? Как при его использовании рассчитывается оплата? Каким образом можно реально сэкономить на отоплении? Давайте постараемся разобраться в этих довольно болезненных для россиян вопросах.

Зачем это нужно

Давайте сразу оговорим наиболее важный момент. Сам по себе счетчик ничего не экономит. Это всего лишь прибор учета.

Если благодаря хорошему утеплению дома, добротному остеклению подъездов, металлопластиковым окнам и фасадам, закрытым «шубой» из пенопласта или минеральной ваты, потери тепла сведены к минимуму — после установки счетчика жильцы станут получать счета с более скромными цифрами.

Если же подъездное отопление отапливает улицу, а квартиры в основном теплоизолированы плохо — цена тепла в доме вполне может увеличиться.

Обратите внимание: сама по себе оценка выгод и недостатков домовых счетчиков ни на что не влияет. Согласно Федеральному закону №261 жилые дома должны быть оборудованы приборами учета. Точка.

Так кому выгодна оплата отопления по общедомовому счетчику? Какие цели преследует закон?

  • Более точное и справедливое распределение оплаты. В самом деле, если жильцы одного дома вложили в его утепление значительные средства, а жители другого отнеслись к сохранению тепла безразлично — неправильным будет заставлять их платить по единому тарифу. По крайней мере, эту точку зрения предпочитают оглашать представители коммунальных служб.

  • Стимуляция жителей многоквартирных домов экономить тепло — аргумент, который выглядит уже куда убедительнее. К сожалению, экономическая стимуляция действует эффективнее любых уговоров. Если человек знает, что разбитое в подъезде стекло или распахнутая дверь лягут бременем на его бюджет — будьте уверены, что и стекла будут целее, и двери станут закрываться очень плотно.
  • Наконец, самое неприятное для нас, потребителей коммунальных услуг. Закон №261 полностью и окончательно перекладывает заботу об общедомовом имуществе с коммунальных служб на нас.

Да, ранее оплата отопления подъездов и чердаков бралась из тех сумм, которые мы платили за отопление; но сами суммы были привязаны только к текущему тарифу. Заботиться о состоянии общего имущества дома приходилось управляющей компании, причем за фиксированную плату.

А вообще любых «коммун».

Расчет оплаты

Как рассчитывается отопление на общедомовые нужды и на квартиры?

Сценарий 1

В квартире отсутствует собственный прибор учета тепла.

Ситуация типична для домов, построенных до поворота экономики на капиталистические рельсы. Собственно, большая часть домов на постсоветском пространстве отапливаются стоячными системами отопления, в которых если уж ставить индивидуальные приборы учета — то на КАЖДОЙ батарее. Что, мягко говоря, накладно.

Вначале определяется стоимость отопления одного квадратного метра. Расход тепла по текущим тарифам за отчетный период, зарегистрированный счетчиком, делится на общую площадь всех жилых и нежилых отапливаемых помещений.

Затем определяется доля квартиры в общедомовом имуществе. Рассчитать ее несложно.

Остается только сложить площадь самой квартиры, площадь ее доли в общем имуществе дома и умножить полученную сумму на стоимость отопления квадратного метра.

Сценарий 2

Как рассчитать отопление на общедомовые нужды и квартиру, если индивидуальные счетчики в квартирах стоят? Планировка новостроек предусматривает горизонтальную разводку от стояков внутри квартиры, и смонтировать счетчик вполне реально.

  • Отопление своей квартиры вы вполне предсказуемо оплачиваете, исходя из показаний индивидуального счетчика.
  • Количество тепла, которым обеспечивается общая территория — подъезды, чердаки и т.д. — это разница между суммой показаний общедомового и всех индивидуальных счетчиков.
  • Ваша доля в затратах тепла на общие нужды рассчитывается точно так же, как в предыдущем сценарии: она пропорциональна площади вашей квартиры.

Сценарий 3

Сколько будут платить за тепло жильцы тех квартир, в которых нет индивидуальных приборов учета, если в других квартирах они установлены?

Схема оплаты тоже понятна и логична:

  • Регистрируется расход тепла по всем индивидуальным и общедомовому счетчикам;
  • Разница представляет собой стоимость отопления квартир без счетчиков и общей территории. Мы рассчитываем стоимость отопления одного квадратного метра согласно снятым показаниям, после чего начисляем оплату согласно площади квартир, не оснащенных счетчиками, и долям в общем имуществе.

Как сэкономить на отоплении

Как мы уже выяснили, расчет общедомового отопления сам по себе выгоден далеко не всегда. Какие меры могут дать реальную экономию?

Индивидуальные приборы учета в сочетании с термостатическими головками или дросселями. В этом случае вы платите только за то тепло, которое вам реально необходимо. Кроме того, в этом случае вы меньше зависите от сознательности и здравого смысла соседей.

Какова практическая реализация?

  • На вводе отопления в квартиру ставится собственно теплосчетчик. Он обязательно пломбируется представителями продающей вам тепло организации.
  • На подводках к отопительным приборам ставятся термостаты или дроссели. Дроссели несколько дешевле; в самом бюджетном варианте функцию регулировки можно возложить даже на обычные вентиля. Однако отрегулировать температуру радиатора вентилем — задача нетривиальная.

Обратите внимание: винтовые вентиля лучше не использовать. Резиновые прокладки могут перекрыть просвет при полузакрытом вентиле в самый неподходящий момент, оставив вас без тепла. Собственно, про этот тип вентилей в наше время можно полностью забыть.

Идеальный вариант — это, разумеется, механические или цифровые термостаты. Головка устанавливается таким образом, чтобы не находиться в потоке восходящего от отопительного прибора горячего воздуха. После калибровки она способна с приемлемой точностью поддерживать именно ту проходимость подводки, которая необходима для поддержания в помещении заданной температуры.

Что делать, если у вас стоячная система отопления? Поставить приборы учета на каждый радиатор — это проект с очень сомнительной окупаемостью. Кроме огромных первоначальных расходов, вам придется оплачивать их периодическое обслуживание, поверку и возможные ремонты.

Отчасти проблему может решить так называемый распределитель затрат на тепло. Что это такое? Простой электронный термометр, который непрерывно снимает и записывает температуру поверхности радиатора и воздуха в комнате.

Прибор дешев и предельно просто устанавливается своими руками: он крепится прямо на поверхность отопительного прибора.

Зная тепловую мощность каждой батареи, температуру воздуха и радиатора в течение месяца и суммарный расход тепла всеми радиаторами, можно с достаточной достоверностью оценить расход тепла в каждой квартире. В результате мы получим серьезный стимул экономить тепловую энергию, поскольку будем оплачивать только собственные расходы.

Нюанс: для достоверной оценки сравнительного расхода тепловой энергии термодатчиками должно быть оборудовано не менее 75 процентов отопительных приборов в доме.

Устройство позволяет оценить фактическую теплоотдачу радиатора. Его розничная цена — около 1 тысячи рублей.

Еще одно решение, которое сможет уменьшить ОБЩИЕ расходы — автоматический тепловой пункт. Устройства пользуются спросом в большей степени у организаций: при стоимости от 400 000 рублей они дают заметное сокращение расходов на отопление дома в целом, однако проблем взаимоотношений между жильцами не решают.

Как работает такой прибор?

Выносные термодатчики мониторят наружную температуру на улице. При расчете температурного графика наиболее совершенные устройства учитывают степень утепления здания и его тепловую инерционность. Температура теплоносителя и проходимость теплового узла подгоняются под фактическую потребность в тепле.

При использовании автоматического контроля за отопительной системой общедомовые счетчики отопления начинают приносить реальную выгоду.

Проблемы учета

Как водится, любое новшество несет с собой массу новых проблем. Каких неприятностей стоит ждать от очередной инициативы правительства?

  • Первый подводный камень ждет нас уже на стадии реализации законодательства. Видите ли, инициатива исходит от правительства. Но оплатить и сами общедомовые счетчики на отопление, и их установку должны жильцы.

Речь порой идет о весьма значительных суммах. Введение общедомового учета обойдется в сумму от 150 тысяч рублей. Посчитать расходы каждой квартиры для, скажем, небольшого 10-квартирного двухэтажного дома несложно.

Системы учета тепла довольно дороги. Чем меньше квартир в доме — тем больше сумма, которую заплатит каждый жилец.

Впрочем: аварийные, подлежащие сносу дома и те, где стоимость счетчика с установкой сопоставима с полугодовой оплатой тепла, не подпадают под действие закона № 261.

  • Жильцы неприватизированных квартир не участвуют в оплате установки приборов учета. Их расходы берет на себя муниципалитет.

Казалось бы, можно только радоваться; но расходы — то значительные! А бюджет — не резиновый. Муниципальным организациям придется экономить на закупках для текущих ремонтов и обслуживании жилья, что уже не столь радостно.

  • Обслуживание прибора учета включает периодическую чистку фильтров, грязевиков, ремонт запорной арматуры перед счетчиком и после него. Кроме того, после окончания годичной гарантии все последующие ремонты самого прибора оплачиваются жильцами. Причем весьма любопытным образом: под эту статью расходов увеличивается оплата содержания жилья.

То есть независимо от того, сломан счетчик или исправен, мы платим за его ремонт.

  • Управляющая организация после установки прибора домового учета оказывается в щекотливом положении.

С одной стороны, она должна ежемесячно оплачивать потребленную энергию. При отсутствии оплаты поставщик может просто прекратить подачу тепла, перекрыв задвижки в своем колодце. Какие это может иметь последствия в сильные морозы — объяснять, думается, не нужно.

С другой стороны, среди жильцов всегда есть определенный процент неплательщиков. Каждая организация решает эту проблему по-своему; однако у руководства будет очень сильное искушение распределить недостачу по тем квартирам, которые исправно платят за тепло. Прецеденты были.

  • Наконец, в законе отсутствует внятная инструкция по действиям в случае сбоя прибора. В прессе освещалось несколько инцидентов, когда в результате технической неисправности жильцам были выставлены счета втрое больше обычных.

При этом решение проблемы было, мягко говоря, странным: власти пошли навстречу обитателям домов, предоставив им… рассрочку по выплате полной суммы долга.

Полезные мелочи

Напоследок — небольшое количество сугубо технической информации о приборах внутридомового учета.

При малом расходе тепла и большом напоре в отопительной системе допускается установка наиболее дешевых механических счетчиков. При большом расходе и малом напоре большую точность даст ультразвуковой или электромагнитный прибор. Собственно, большая часть домовых счетчиков — именно ультразвуковые.

Наряду с отоплением приборы учета измеряют расход горячей воды. Сравнительно недавно появились счетчики с очень полезной для отечественных реалий функцией: воду с температурой ниже 40С они учитывают как холодную с соответствующей коррекцией расценок.

При введении учета тепла в многоквартирном доме весьма полезно провести, так называемый, энергоаудит: выявить места утечки тепла и порекомендовать меры по их сокращению. Мероприятие, однако, довольно дорогостоящее. Для жителей 5-этажного дома средних размеров стоимость превышает 50 тысяч рублей, для девятиэтажки — 100 тысяч.

Для механических счетчиков недостаточно установки обычных грязевиков и фильтров грубой очистки. Необходим магнитно-механический фильтр, задерживающий неизбежную в стальных трубах окалину и ржавчину.

Такой фильтр задержит металлические частицы, размер которых позволяет пройти сквозь сетку.

Общедомовые приборы учета (ОДПУ) используются для фиксации расхода воды, газа, электричества либо тепловой энергии во всем многоквартирном доме. На сегодняшний день их установку нельзя назвать прихотью, это необходимость, продиктованная законом. Он действует уже шесть лет, но оснащение такими счетчиками многоквартирных домов происходит крайне медленно.

В этой статье вы узнаете:

  • Каковы особенности установки общедомовых приборов учета.
  • Кто оплачивает установку ОДПУ.
  • Кто обеспечивает обслуживание общедомовых приборов учета в многоквартирных домах.
  • Какие услуги включаются в обслуживание общедомовых приборов учета.
  • Что такое техническое обслуживание общедомовых приборов учета.
  • В каком порядке проходит проверка и замена ОДПУ.
  • Кто оплачивает обслуживание общедомовых приборов учета.
  • Какая предусмотрена ответственность за некачественное обслуживание общедомовых приборов учета.

Серьезной темой остается обслуживание общедомовых приборов учета: кто этим занимается и кто платит за проведение работ. С 6 августа 2017 года жилищные инспекторы начали проверять наличие общедомовых приборов учета в МКД. Если ОДПУ не находят, выдают предписания установить или штрафуют. Чтобы не получить штраф , изучите аргументы для инспекторов в вашу пользу .

Установка и обслуживание общедомовых приборов учета

Обычно ОДПУ используются для воды, тепловой энергии, электричества, газа. Их монтаж производится в технических помещениях, таких как подвалы, подсобные комнаты. То есть там, куда не могут проникнуть посторонние граждане и нанести устройствам вред.

Сейчас приборы предусмотрены для таких ресурсов:

  1. Тепловая энергия – тахометрический, вихревой, ультразвуковой, электромагнитный счетчик. В нашей стране их монтаж начали в 2009 году, после появления закона о снабжении зданий приборами учета тепловой энергии. Рост тарифов также послужил стимулом для населения, чтобы контролировать отопление этим способом. Отметим, что коллективный счетчик устанавливается исключительно по решению собрания жильцов.
  2. Электричество . Приборы существуют индивидуальные, многотарифные. Второй вариант действительно позволяет сократить затраты на оплату электроэнергии. Принцип его работы состоит в том, что ночью тариф существенно ниже, чем днем. В часы наиболее активного использования ресурса, то есть 7:00 – 10:00 и 17:00 – 19:00, оплата возрастает.
  3. Холодная, горячая вода . Система фиксирует объем потребленной жидкости в расчете на всех проживающих лиц, а не только прописанных в квартире.

В 2009 году вышел ФЗ № 261-Ф3 об обязательной установке общедомовых счетчиков. В итоге крайним сроком для оснащения ими многоэтажек был назначен 2012 год. Однако в немалом количестве домов эта процедура до сих пор не была проведена.

По этой причине в 2015 году принято решение о том, что пора финансовыми методами воздействовать на граждан, отказывающихся от установки подобных устройств.

Если в многоквартирном доме выполняются все нормы для монтажа общедомовых счетчиков, но самих приборов нет, при расчете коммунальной оплаты фактическая сумма умножается на повышающий коэффициент. Отметим, что возможно увеличение расходов на 10–60 %. Такие жесткие меры предприняты исключительно для того, чтобы быстрее завершить процесс оснащения многоквартирных домов ОДПУ.

Сложность в том, что монтаж приборов производится на основании решения собрания собственников жилья. УК обязана сообщить владельцам, что установить общедомовой счетчик необходимо и что это выгодно. А также передать информацию относительно возможных штрафных и прочих санкций за отказ от его применения.

УК не вправе принуждать собственников жилья принять определенное решение. А значит, когда управляющая компания неспособна объяснить необходимость ОДПУ, собрание не даст согласия на установку оборудования. Причина проста: обычно решение принимается с учетом того, что оплата прибора, монтаж ведутся за счет собственников.

Но отметим, коллективный счетчик включается в общедомовую собственность, его применение идет во благо жильцам, то есть справедливо, что именно на них возлагаются расходы на покупку и установку. Подчеркнем и тот факт, что высокая стоимость при распределении на квартиры оказывается приемлемой.

Цена вместе с монтажом, но без обслуживания, например, общедомового прибора учета холодной воды изменяется под воздействием нескольких характеристик:

  • сечение труб водопроводной системы;
  • объем проходящей жидкости;
  • площадь дома, количество квартир;
  • технические условия, зафиксированные в проекте установки;
  • размер, тип, комплектация ОДПУ;
  • технические, прочие нюансы монтажа.

Вся необходимая документация, расчеты готовятся компанией, отвечающей за поставку ресурса (в нашем примере – холодной воды). Либо работы может произвести специально нанятый подрядчик.

Напомним, что монтируются общедомовые счетчики в подвалах, рядом с основными коммуникациями большинства домов. Исключение иногда составляют общие приборы учета электроэнергии, они могут располагаться в оборудованных щитовых помещениях при наличии последних.

Мнение эксперта

Почему установка ОДПУ выгодна для УК

Любовь Чеснокова ,

главный редактор журнала «Управление многоквартирным домом»

Без использования приборов учета расчеты производятся по нормативам потребления коммунальных ресурсов, из-за этого стоимость оказывается более высокой.

В августе появились еще две причины, чтобы установить в МКД счетчики и автоматизированную информационно-измерительную систему учета потребления энергоресурсов и коммунальных услуг.

  • Во-первых, в настоящее время начать использовать ее разрешается за счет средств фонда капитального ремонта. Условие одно – субъект РФ должен ввести услугу в список работ по капремонту общего имущества в МКД, что указано в ч. 2 ст. 166 Жилищного кодекса РФ.
  • Во-вторых, если в МКД есть автоматизированная информационно-измерительная система учета с возможностью одномоментного снятия показаний, плата за КР на СОИ устанавливается в соответствии с этими данными. То есть у жильцов отпадает необходимость в собрании и отдельном обсуждении этого вопроса.

Кто оплачивает установку ОДПУ

По ФЗ «Об энергосбережении» расходы на установку общедомовых приборов учета полностью покрываются собственниками жилья.

Они обязаны оплатить счета, помимо ситуаций, когда данные затраты вошли в сумму за содержание, ремонт жилого помещения и (или) в обязательные платежи и (или) взносы по обслуживанию, текущему, капитальному ремонту общего имущества (Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, п. 38).

Счет на оплату общедомовых приборов учета предъявляется каждому собственнику. Этот документ включает общую стоимость и сведения о том, какая сумма требуется от конкретного владельца.

Расходы здесь определяются в виде части, пропорциональной доле в праве общей собственности на совместное имущество. Чтобы ее вычислить, общую площадь помещения делят на весь метраж дома, умножают на площадь общего имущества.

Допустим, площадь квартиры – 100 м², площадь дома – 9 000 м², площадь общего имущества – 1 500 м². Тогда доля собственника окажется: 100 / 9000 х 1500 = 16,67 м².

По Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме ОДПУ представляют собой совместную собственность, входя во внутридомовые инженерные системы. Вот почему для установки этих приборов учета нужно провести собрание владельцев помещений, о котором мы уже не раз говорили. Об этом хозяевам квартир сообщает УК.

Хотя на собрании от управляющей компании требуется лишь ознакомление жителей, ее ждет штраф, если собственники не получат информацию о необходимости установки приборов учета.

В соответствии с п. 5 статьи 9.16 Кодекса об административных правонарушениях РФ, если компании, несущие ответственность за содержание МКД, уклоняются от разработки, доведения сведений о мероприятиях по энергосбережению до собственников жилья, контролирующий орган направляет предписание о наложении административной ответственности в виде штрафа в отношении УК, ТСЖ:

  • для должностного лица 5 000–10 000 рублей;
  • для юридического лица 20 000–30 000 рублей.

Оплата монтажа еще до стадии обслуживания общедомовых приборов учета может осуществляться одним из способов:

  1. Однократный платеж. Вся сумма вносится до либо после установки счетчика.
  2. Рассрочка на 5 лет. Тогда доля собственника за оплату такого устройства делится на равные части и вносится в квитанции за коммунальные услуги на протяжении 5 лет. Но подчеркнем, что, помимо цены прибора, придется потратить средства на проценты за рассрочку, соответствующие ставке рефинансирования ЦБ РФ.
  3. За счет средств исполнителя коммунальных услуг, выделенных на мероприятия по энергосбережению, увеличению энергетической эффективности.

Постановление Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» устанавливает, что исполнитель коммунальных услуг должен тратить на мероприятия по энергосбережению разницу между нормативом и суммой оплаты с учетом повышающего коэффициента.

Поскольку данные средства могут быть направлены исключительно на деятельность по энергосбережению, они имеют целевой характер расходования. То есть правила бухгалтерского учета требуют обеспечить их отражение отдельно от остальных поступлений.

Обсудим пример. Представим, что по нормативу на человека за месяц полагается 7 м³ воды. Если повышающий коэффициент равен 1,4, при тарифе 14,63 руб. за 1 м³ получаем такие цифры: 7 х 1,4 х 14,63 = 143,37 руб.

Тогда как сумма без переплаты, по стандартной норме, оказалась бы иной: 7 х 14,63 = 102,41 руб.

Значит, разница между двумя вышеобозначенными суммами: 143,37 - 102,41 = 39,96 руб. Эти средства исполнитель обязан направить на мероприятия по энергосбережению.

Установка общедомового прибора учета входит в перечень мероприятий по энергосбережению. Если собственники решили его внедрить, а на счету исполнителя коммунальных услуг есть целевые средства, их необходимо вложить в оплату ОДПУ и его монтаж.

Теперь представим иную картину: собственники отказываются оплачивать внедрение счетчика. В этом случае приборы в принудительном порядке устанавливаются ресурсоснабжающей организацией.

П. 12 статьи 13 ФЗ «Об энергосбережении» обязывает собственников предоставить доступ сотрудникам РСО к местам монтажа приборов учета и оплатить расходы на работы. Отказавшись, владельцы должны будут потратиться еще и на принудительное взыскание средств.

  • Три правила заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями при приеме/передаче МКД

Кто обеспечивает обслуживание общедомовых приборов учета в многоквартирных домах

Департамент ЖКХ Минстроя РФ пояснил в своем письме, что исполнитель коммунальных услуг, то есть УК, должен обслуживать общее имущество собственников помещений в доме, обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, в том числе общедомовых приборов учета, к поставкам ресурсов для предоставления коммунальных услуг населению.

Вне зависимости от формы руководства МКД: управляющей компанией, ТСЖ, жилищным кооперативом либо иным специализированным кооперативом, за обеспечение работы коллективных приборов учета и соблюдение всех требований по ним отвечает лицо, занимающееся содержанием общего имущества в доме. Роль жильцов при этом ограничивается ежемесячной оплатой ЖКУ.

При выявленных неисправностях, будучи ответственным за содержание и ввод в эксплуатацию подобного устройства, исполнитель КУ обязан в течение 2 месяцев обеспечить их устранение. Это закреплено в ФЗ № 261 от 23.11.2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (действующая редакция от 13.07.2015).

Даже если вопрос не будет решен в течение вышеобозначенного срока со дня обнаружения неисправности, РСО должны приступить к использованию, обслуживанию общедомовых приборов учета. А все расходы пойдут за счет собственников помещений в данном многоквартирном доме.

Положения ч. 12 ст. 13 ФЗ № 261 должны всегда выполняться при обнаружении контролирующими инстанциями нарушений требований об учете затрачиваемых энергоресурсов с применением ОДПУ. А также при неустранении совершившим их лицом в срок до 2 месяцев с момента их выявления.

Собственники ОДПУ должны обеспечивать доступ РСО к приборам учета, оплачивать затраты на эксплуатацию. Если граждане не согласны добровольно вносить данные суммы, последние будут взыскиваться в принудительном порядке.

Мнение эксперта

Как автоматизировать сбор данных с ОДПУ

А. А. Матвеев ,

менеджер по работе с ключевыми клиентами ОАО «Телеофис»

Если вы хотите, чтобы потребление энергоресурсов рассчитывалось без ошибок, необходимо вовремя подавать корректные данные с общедомового прибора учета. Упростить себе работу, облегчить доступ к этим показателям и даже сэкономить можно, установив автоматизированную систему сбора сведений.

Как видно из названия, такая система действует в автоматическом режиме. Она может собирать информацию в определенное время сразу со всех подключенных к ней общедомовых приборов учета. Благодаря этому сведение баланса по всем потребителям оказывается очень удобным.

Автоматизированная система обычно включает такие составляющие:

  • приборы учета, снабженные цифровым интерфейсом, позволяющие снимать показания в автоматическом режиме;
  • устройство связи (модем) для передачи данных на сервер;
  • сервер для хранения информации по приборам учета;
  • программное обеспечение (ПО), позволяющее собирать сведения, рассчитывать оплату.

Связь в рамках обслуживания общедомового прибора учета может использоваться разная:

  • посредством проводного соединения;
  • при помощи беспроводного соединения;
  • через локальные сети;
  • с применением интернета.

Самым эффективным способом из всех перечисленных называют подключение прибора учета к Сети. Его осуществляют посредством адаптера Ethernet или модема.

Ethernet-соединение дает возможность пользоваться имеющимся в доме интернетом для подключения устройств. При этом удается избежать расходов на иные варианты связи с прибором учета.

Тогда подключенные к счетчикам конвертеры (адаптеры) Ethernet через Сеть соединяются с сервером сбора данных, куда и передают показания.

Безусловно, описанный способ эффективен, при нем не нужно устанавливать дорогое дополнительное оборудование, но МКД обязательно должен иметь доступ к интернету.

Другим вариантом подключения к автоматизированной системе сбора данных, необходимым для обслуживания общедомовых приборов учета, будут GPRS-терминалы. Они применяются, если на объекте нет подключения к интернету. Такой прибор устанавливает соединение счетчиков с Сетью почти везде, где есть сотовая связь. Иными словами, это универсальный, надежный, успевший зарекомендовать себя способ.

Если сравнивать GPRS-терминалы с соединением посредством Ethernet-кабеля, то можно выделить несколько их бесспорных достоинств:

  • используемая здесь сотовая связь постоянна, не зависит от инфраструктуры объекта;
  • этот вариант не может стать поводом для простоя по техническим причинам;
  • не требует дополнительных вложений в обслуживание, ремонт при авариях;
  • сотовый оператор гарантирует надежность связи.

Безусловно, нельзя забывать, что за сотовую связь нужно платить. Однако она необходима не более двух раз в месяц исключительно для передачи небольших сообщений при обслуживании общедомовых приборов учета. То есть затраты на подключенный счетчик исчисляются несколькими рублями.

Давайте рассмотрим возможности ПО автоматизированных средств на примере системы АТМ.

Она дает возможность дистанционно:

  • получать сведения с приборов учета воды, газа, электричества, тепла;
  • автоматически в определенное время готовить отчетность;
  • вносить поправки, формировать новые шаблоны для отчетов;
  • располагать объекты на интерактивной карте;
  • получать доступ к системе с любого компьютера, планшета, если на нем есть выход в интернет.

Какие услуги включаются в обслуживание общедомовых приборов учета

В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006, общее имущество должно обслуживаться и эксплуатироваться согласно требованиям законодательства РФ, поддерживаться в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета к предоставлению коммунальных услуг жителям МКД. Напомним, что счетчик входит в общее имущество. А значит, эксплуатация и обслуживание общедомовых приборов учета включает:

  • постановку устройства на коммерческий учет;
  • контрольное снятие показаний на ежемесячной основе;
  • контроль работы, визуальный осмотр приборов для предотвращения, устранения неисправности;
  • периодические поверки оборудования;
  • ремонт вышедших из строя приборов;
  • составление отчетов о потреблении энергоресурсов.

Что значит техническое обслуживание общедомовых приборов учета

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлениями Правительства РФ, определяют следующее: эксплуатация общего имущества должна быть обеспечена в соответствии с требованиями законодательства РФ. При этом необходимо поддерживать состояние постоянной готовности инженерных коммуникаций, приборов учета к предоставлению коммунальных услуг жильцам МКД.

В обязанности собственника включается обеспечение использования счетчиков согласно их техническим требованиям. То есть владелец узла учета должен заключить договор на техническое обслуживание с соответствующей организацией. Так, это может быть фирма, устанавливающая регистрирующее оборудование, энергоснабжающая компания, УК.

Обслуживание, подразумевающее ремонт общедомовых приборов учета, производится на специализированном предприятии в соответствии с утвержденной технологией. После восстановительных работ проводится внеочередная поверка устройства.

Техническое обслуживание общедомовых счетчиков расхода холодной, горячей воды, газа, тепловой энергии можно условно разделить на две категории: периодический осмотр и профилактические мероприятия.

В первом случае осуществляются такие действия:

  • выезд на объект (в пределах одного округа, управы);
  • получение ключей в диспетчерской (ОДС);
  • переход от диспетчерской до объекта, открытие помещения, доступ к месту установки общедомового прибора учета;
  • определение соответствия условий эксплуатации средств измерения, приборов, узлов, их деталей нормам технической документации предприятий-изготовителей;
  • визуальный осмотр для проверки на предмет отсутствия механических повреждений, наличия, целостности пломб;
  • проверка надежности механических, электрических соединений, наличия напряжения питания;
  • определение факта и степени рабочего состояния узла;
  • снятие показаний, их запись в журнал;
  • предварительная оценка результатов измерений, ошибок, выявление причин их возникновения, распечатка, окончательный анализ;
  • исследование показаний средств измерений, определение соответствия качественных и количественных параметров тепло- и водоснабжения договорным условиям, нормативным документам;
  • сбор инструментов и приборов, закрытие помещения, переход от объекта до ОДС, сдача ключей, передача анкеты абонента и рекомендаций по эксплуатации внутренних сетей в ОДС и ресурсоснабжающую организацию.

В случае профилактического обслуживания общедомовых приборов учета требуются такие действия:

  • избавление от пыли;
  • проверка наличия масла в защитных гильзах термопреобразователей, его добавление для восполнения потерь от высыхания;
  • проверка работоспособности закрытием до отказа и открытием регулирующих деталей задвижек, вентилей;
  • промывка проточной части расходомеров;
  • очистка фильтров от отложений, песка, окалины с разборкой, ревизией;
  • запуск воды с общих вентилей к соответствующему прибору;
  • проверка работы счетного механизма устройства.

Если нарушена целостность пломб, дается 24 часа на то, чтобы вызвать представителей поставщика и ресурсопотребляющей организации и оформить трехсторонний акт.

Если есть неисправность средств измерения, приборов, частей и деталей, входящих в состав узла учета, готовится заявка для ремонта. При обнаружении течи в области фланцевых соединений с трубопроводами необходимо их подтянуть, если этот шаг не помог – поставить новые прокладки.

  • Прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями и прямые расчеты за коммунальные услуги

Обслуживание общедомовых приборов учета: проверка и замена счетчиков

Наравне с остальными сложными приборами общедомовой счетчик требует ухода, осуществления периодического контроля, ремонта и даже иногда полной замены. А так как он является частью общедомовой собственности, вопрос эксплуатации находится в ведении всех жильцов.

Но ответственность ложится на них не в частном порядке. Помочь им должна УК, которая имеет право привлекать квалифицированных специалистов из организаций необходимого профиля. То есть именно УК должна поддерживать техническое состояние ОДПУ, своевременно контролировать, ремонтировать и заменять данное устройство.

Привлекаемой для работ компании необходимо обладать сертификатом на их выполнение, допуском к осуществлению поверок, сервису, ремонту, замене этих устройств. Обычно такие фирмы производят обслуживание общедомовых приборов учета на постоянной основе.

Они контролируют исправность устройств, выполняют их ремонт при поломке, если же восстановление невозможно, заменяют старое оборудование на новое.

После проверки готовится акт, включающий все отклонения в работе прибора, неисправности (при их наличии), существующие варианты их устранения. Данный документ подписывается обеими сторонами: представителем УК и работником, осуществившим контрольные мероприятия.

Подчеркнем, что выгода от установки ОДПУ очевидна, правда, в прибор придется вложить средства. Жильцы должны отнестись этому вопросу со всей серьезностью. И даже при малейших сомнениях они имеют право потребовать от УК отчета о проводимых в этой области действиях.

Дело в том, что использование неповеренного устройства запрещено, приравнивается поставщиком ресурса к отсутствию такового. То есть потребитель почувствует на себе все вытекающие отсюда последствия. На период контрольных мероприятий допускается оплата услуг по усредненному расходу.

Мнение эксперта

Разница между поверкой ОДПУ и проверкой его показаний

Иван Молчанов ,

Поверка представляет собой метрологическое мероприятие, а ОДПУ - средство измерения. Если говорить про наш случай, то речь идет об определении объема израсходованного коммунального ресурса. Поверка средств измерений подразумевает набор операций, производимых для подтверждения соответствия приборов метрологическим нормам. Это устанавливается ФЗ от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее - Закон № 102-ФЗ). С технической точки зрения, при поверке производится обслуживание общедомовых приборов учета специализированным оборудованием. Обязательно поверяются средства измерения (СИ), полученные с производства, после ремонта, присланные из-за границы, эксплуатируемые и находящиеся на хранении.

Поверка данных устройств может осуществляться исключительно аккредитованными юридическими лицами, ИП. Данное правило установлено Законом № 102-ФЗ. Периодическую поверку счетчиков, внесенных в список, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 20.04.2010 № 250, вправе проводить только государственные региональные центры метрологии ФБУ ЦСМ.

Теперь поговорим о проверках. Как исполнитель КУ вы осуществляете проверки приборов учета. Но данные устройства не относятся к ОДПУ, это индивидуальные счетчики. Вы отвечаете за проверки состояния ИПУ, факта их наличия либо отсутствия, достоверности подаваемых потребителем сведений. Данная норма закреплена п. 82 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам, пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Мнение эксперта

Неправильная эксплуатация ОДПУ – одна из причин недостоверности показаний

Павел Никитин ,

генеральный директор консорциума «ЛОГИКА-ТЕПЛОЭНЕРГОМОНТАЖ»

Проблема достоверности данных счетчиков расхода ресурса всегда остается насущной для РСО, для УО, для конечного потребителя. Причин, по которым показания приборов могут быть неточны, невероятно много. Основной можно назвать не злой умысел определенного лица, а недостаточный профессионализм.

Производители приборов учета, борясь за рынок и потребителя, научились изготавливать довольно точные, защищенные устройства. Но жизненный цикл последних не заканчивается на заводе. Некачественная установка, нарушение норм эксплуатации легко нивелируют все усилия компании-изготовителя. Острее всего эта проблема стоит при обслуживании общедомовых приборов учета тепловой энергии. Дело в том, что они значительно сложнее бытовых электросчетчиков, водомерных узлов, а также для проверки их рабочего состояния зачастую необходимо привлекать дополнительное специализированное оборудование.

Кто оплачивает обслуживание общедомовых приборов учета

Если в МКД есть такие устройства, жители каждый месяц должны платить за их обслуживание. По техническому паспорту счетчика раз в несколько лет нужно проводить метрологическую государственную поверку данного устройства. За чей счет она проходит?

П. 29 Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, устанавливает: затраты на обслуживание, ремонт жилого помещения должны обеспечивать содержание общего имущества по нормам законов РФ. Сюда включены расходы на поддержание работоспособности и восстановление внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, затраты на истребование задолженности по оплате, на получение сведений со счетчиков, обслуживание информационных систем, необходимых для снятия показаний, обработки, хранения информации о платежах, подготовку всех необходимых расчетных документов.

Подпункт «к» пункта 11 гласит, что обеспечение требуемой эксплуатации и обслуживание общедомовых приборов учета производятся в рамках содержания, ремонта общего имущества.

Подчеркнем, требуемый список мер, установленный разделом 2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, и порядке их оказания и выполнения», включает в себя проверки исправности, рабочего состояния, регулировку, техническое обслуживание общедомовых приборов учета.

Часть 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ определяет перечень объектов, подпадающих под понятие общего имущества. Коллективные счетчики в него входят, за их функционирование отвечает УК.

Получается, согласно нормам закона, УК осуществляет поверку, текущее обслуживание общедомовых приборов учета на средства, выплачиваемые жильцами за содержание, ремонт жилого помещения.

Системное толкование Жилищного кодекса РФ, Правил содержания общего имущества в МКД, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда таково: вся текущая, неотложная, обязательная сезонная деятельность предусматривается договором управления МКД, ведется УК вне зависимости от того, присутствуют ли такие работы в вышеобозначенном перечне.

Иными словами, нельзя требовать от жильцов дома оплаты ремонта, поверки общедомовых приборов учета, так как эти деньги входят в содержание и ремонт общего имущества МКД. Эта норма устанавливается ч. 1, ч. 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, подп. «к» п. 11, п. 29 Правил № 491, раздела 2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.

Подобные действия УК идут вразрез с требованиями подп. «ж» п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению МКД, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416. Дело в том, что по этому документу руководство многоэтажкой осуществляется в соответствии с нормами по организации, ведению расчетов оплаты услуг, работы по содержанию, ремонту общего имущества в МКД, сюда же входят мероприятия по управлению домом, коммунальные услуги. Принимаются во внимание начисление обязательных платежей на содержание, ремонт общего имущества в МКД, коммунальные услуги.

Статья 7.23.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ устанавливает административную ответственность должностных, юридических лиц в случае несоблюдения организациями, ИП, управляющими МКД по соответствующим договорам правил ведения предпринимательской деятельности, направленной на обслуживание МКД.

За пресечение таких незаконных действий отвечает Госжилинспекция, которая выдает УК предписания об устранении несоответствий нормам, составляет протоколы об административных правонарушениях. Ответственность за последние предусматривается ст. 7.23.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ и предполагает для должностных лиц административный штраф 50 000–100 000 руб. либо дисквалификацию на срок до 3 лет. Для юридических лиц сумма составляет 150 000–250 000 руб.

  • Ресурсоснабжающая организация – компаньон УК и ТСЖ или наоборот?

Ответственность за некачественное обслуживание общедомовых приборов учета

Статья 9.16 Кодекса об административных правонарушениях РФ гласит, что в случае несоблюдения требований закона об установке ОДПУ налагается штраф на:

  • юридических лиц: 500–600 тысяч рублей.

Несоблюдение поставщиками энергоресурсов требований по предложению монтажа общедомовых счетчиков собственникам помещений в МКД, их представителям влечет за собой штраф:

  • должностным лицам: 20–30 тысяч рублей;
  • юридическим лицам: 100–150 тысяч рублей.

Необоснованный отказ либо уклонение УК, отвечающей за монтаж, замену, обслуживание общедомовых приборов учета потребляемых энергоресурсов, от подписания соглашения и/или от его исполнения, а также нарушение порядка его заключения или несоблюдение требований об установке, замене, эксплуатации приборов учета карается штрафом для:

  • должностных лиц: 20–30 тысяч рублей;
  • ИП: 20–30 тысяч рублей;
  • юридических лиц: 50–100 тысяч рублей.

При невыполнении требований об оснащении МКД общедомовыми счетчиками лицами, несущими ответственность за управление жилыми домами, штраф составит для:

  • должностных лиц: 10–15 тысяч рублей,
  • юридических лиц: 20–30 тысяч рублей.

Иными словами, в обязанности УК входит отслеживание исправности, рабочего состояния, готовности счетчиков к поставкам энергоресурсов и обеспечение КУ населения.

Информация об экспертах

А. А. Матвеев , менеджер по работе с ключевыми клиентами ОАО «Телеофис». TELEOFIS – российская производственная компания, предлагающая широкий ассортимент беспроводного оборудования для построения систем диспетчеризации, контроля и промышленной связи.

Иван Молчанов , ведущий специалист энергоаудита и нормативов ГК «Юрэнерго». ООО «ЗАО «Юрэнерго» является головной компанией группы компаний «Юрэнерго» (в состав которой так же входят ООО «ЭнергоАудитКонсалт» и ООО «Юридическая фирма «ВИГ-БизнесКонсалтинг») и одним из лидеров российского рынка энергоаудиторских, консалтинговых, юридических услуг. Компания создана в августе 1995 года и за это время успела превратиться в крупную организацию, предлагающую широкий спектр услуг во всех регионах России. Группа компаний «Юрэнерго» сегодня – это более 60 энергоаудиторов, консультантов, юристов, экспертов энергетического и правового консалтинга, обладающих передовыми знаниями и современными технологиями.

Павел Никитин , генеральный директор консорциума «ЛОГИКА-ТЕПЛОЭНЕРГОМОНТАЖ». Консорциум «ЛОГИКА-ТЕПЛОЭНЕРГОМОНТАЖ» – мощное объединение, обеспечивающее комплексное решение задач коммерческого учета энергоносителей и энергосбережения в целом в промышленности и коммунальном хозяйстве. Более чем 27-летний опыт работы, высокотехнологичная производственная база, знания ведущих специалистов отрасли и накопленный портфель типовых решений обеспечивают системный подход к реализации проекта любой степени сложности и открывают нашим заказчикам возможности, позволяющие получать максимальный эффект и существенно сокращать потребление энергоресурсов.

Статьи по теме: