Освещение для комнатных растений: правильный световой режим

Невысоким деревьям, которые в естественных условиях растут в лесу, достаточно незначительного количества света. Эти растения не выносят прямых солнечных лучей. К таким деревьям, например, относится шеффлера древовидная. Миниатюрные деревца этого вида можно держать также на подоконниках, где они будут защищены от прямого солнечного света.

Большая часть бонсай требует обилия солнечного света. Эти деревья, достигающие порой внушительных размеров, образуют на родине густые леса. Некоторые из них выращивают на плантациях под палящими лучами солнца как культурные растения. Следовательно, при их размещении в доме необходимо найти хорошо освещенное место. Лучше расположить бонсай на подоконнике, куда заглядывает солнце в течение дня, освещая растение по крайней мере в течение одного или двух часов. Однако прямые солнечные лучи не должны попадать на растение, чтобы оно не перегрелось.

Расстояния между листьями (междоузлия) на новом побеге показывают, достаточно ли света получает растение, размещенное на подоконнике. Бонсай лучше формируется, если листья на ветвях располагаются на небольшом расстоянии друг от друга. Значительные междоузлия говорят о том, что растению требуется больше света. В этом случае следует переставить бонсай в более светлое место или установить вблизи него специальную лампу для увеличения освещенности. С этой целью можно применять обычные или люминесцентные лампы. Наиболее эффективны выпрямительные ртутные лампы, хотя они и дорого стоят. Лампы, предназначенные для освещения растений, можно приобрести в любом специализированном магазине, где продаются электротовары.

Свет - основной, жизненно необходимый фактор, определяющий развитие зеленых растений. Отношение тропических и субтропических растений к свету различно. Виды открытых местообитаний тропиков и субтропиков (в особенности высокогорные) требуют очень большой освещенности, не переносят малейшего затенения (все суккуленты, многие пальмы, некоторые бромелиевые, орхидеи). Растения нижних ярусов влажных тропических и субтропических лесов (многие марантовые, ароидные, папоротники, бегонии) в культуре нуждаются в более или менее сильном притенении от прямых солнечных лучей. В условиях умеренной зоны растения, выращиваемые в помещениях, обычно испытывают недостаток в свете. Количество света, получаемое растениями в комнате, зависит от многих факторов: ориентации окон к сторонам света, этажа, размеров окон, чистоты оконного стекла, наличия штор на окнах, деревьев за окном, а также от размещения растений в комнате. Для развития большинства растений наиболее благоприятны комнаты с южными, западными и восточными окнами. На северных окнах без подсветки можно выращивать только папоротники, цикламен европейский, аспидис-тру, ароидные, плющ, хотя многие из них успешнее растут на более светлых окнах.

При размещении растений в комнате следует учесть, что количество света, поступающего в помещение, резко уменьшается с удалением от окна. Вплотную к оконному стеклу освещенность составляет около 80% освещенности за окном, при удалении всего на 1 м она падает до 50, в 3 м от окна составляет всего 3-5%. Плохо освещены простенки между окнами и углы, поэтому в помещениях с северными окнами растения размещают только на окне. Количество света, необходимое растению для его нормального развития (роста, цветения, плодоношения), определяется освещенностью, измеряемой в люксах, и продолжительностью освещения (длиной дня). Для измерения освещенности используется специальный прибор - люксметр. В условиях помещений можно рекомендовать люксметр Ю-16. В пасмурные осенние дни освещенность на открытом воздухе составляет приблизительно 1000 лк. Некоторые теневыносливые растения (аспидистра, циссус ромбический) удовлетворяются этим в зимнее время. Цветущие растения и многие пестролистные виды нуждаются в большем количестве света, поэтому при размещении растений в помещениях нужно прежде всего учитывать их потребность в свете. Однако следует помнить, что в весенне-летнее время очень многие растения на южных окнах страдают от перегрева солнечными лучами через стекла. Под влиянием прямых солнечных лучей у них светлеют и выгорают листья, могут быть ожоги. Поэтому летом большинство растений, находящихся на южных окнах, нуждаются в легком притенении бумагой или прозрачной занавеской.

Весна и лето наиболее благоприятны для растений. В это время при обилии света, длинном дне у растений происходит быстрое накопление органических веществ, стремительнее развиваются побеги, листья, корневая система. Многие растения в это время цветут, у других закладываются цветочные почки для осенне-зимнего цветения. В весенние и летние дни количество органических веществ, образующихся в растении в процессе фотосинтеза, значительно превышает их расход на дыхание. При снижении уровня фотосинтеза в короткие осенне-зимние дни органических веществ едва хватает на дыхание, рост прекращается. В наиболее темные дни при крайне низком уровне фотосинтеза растения вынуждены расходовать на дыхание запасы органических веществ, накопленных в листьях и корнях.

Растения, находящиеся постоянно в условиях недостатка света, фактически не растут, образуют слабые, тонкие побеги с мелкими листьями, и с течением времени погибают. Среди комнатных растений имеется большая группа теневыносливых видов, которые могут довольно долго существовать в условиях низкой освещенности (ниже 500 лк), не теряя своих декоративных качеств. К ним относятся многие ароидные (аглаонема, диф-фенбахия, монстера, сингониум), плющи, драцены, фатсия, фикусы, сансевиерии. В темных помещениях следует использовать растения с хорошо развитой корневой системой. Крупные, сильные экземпляры гораздо устойчивее в условиях недостатка света, так как при низком уровне фотосинтеза могут какое-то время использовать запасы питательных веществ, накопленных в корнях. При недостатке света большое значение для комнатных растений имеет поддержание минимально низких допустимых температур. Для создания более благоприятных условий содержания растений в плохо освещенных местах в зимнее время рекомендуется использовать искусственное освещение. В условиях короткого светового дня с ноября до конца февраля растения освещают дополнительно в течение 8-10 часов утром и вечером (с 4 до 8 часов и с 17 до 22 часов). При этом освещенность должна составлять не менее 500-800 лк. В помещениях без дневного света искусственное освещение должно составлять для теневыносливых растений 1000 лк и для цветущих растений и кактусов - не ниже 5000 лк. Продолжительность освещения устанавливается в зависимости от видовой принадлежности растения. Для искусственного освещения рекомендуется пользоваться лампами дневного света - они более экономичны и меньше выделяют тепла.

Чтобы обеспечить растениям оптимальную освещенность (около 1000 лк) при размещении их на расстоянии 1,5-2 м от предполагаемого источника света, на 1 м2 площади рекомендуется установить столько ламп дневного света, чтобы их общая мощность в сумме составила 240 Вт. Например, если берутся лампы мощностью 40 Вт, на 1 м2 их нужно поместить не менее 6 штук. Подвешивать лампы нужно на высоте 25-40 см от растений. Среди комнатных растений есть виды, образующие бутоны и цветки только в условиях короткого дня (менее 12 часов). Это азалии, крупноцветные бегонии, зиго-кактус, каланхоэ, пуансеттия. Они зацветают осенью и зимой при коротком дне, поэтому в комнатах их не рекомендуется утром и вечером держать при электрическом освещении. При продолжительности светового дня более 12 часов цветут колокольчик, эпифиллюм, пеларгония, синнингия, стефано-тис. Большинство комнатных растений относятся к длине дня нейтрально, поэтому ассортимент для комнатной культуры на Крайнем Севере мало отличается от набора для средней полосы. Выращиваемые в комнате растения располагают свои побеги и листья к свету (в сторону окна), поэтому для большей декоративности их периодически поворачивают по отношению к окну. Некоторые растения (азалию, гардению, камелию, хойю, кактусы) в период образования бутонов и цветков поворачивать не рекомендуется. Накапливающаяся на листьях пыль препятствует доступу света, поэтому растения нужно регулярно мыть, а опушенные листья очищать мягкой щеточкой.

Для комнатных растений не всегда достаточно освещения. Из-за его недостатка побеги могут развиваться медленно. Чтобы исправить эту оплошность, нужно всего лишь установить лампу для растений. Именно такой осветительный прибор может создать нужный спектр цвета.

Светодиодные осветительные приборы получили широкое применение для освещения оранжерей, в открытых садах и так далее. Они являются отличной альтернативой солнечному свету, не связаны с большими расходами и имеют длительный период эксплуатации.

Фотосинтез растений является процессом, проходящим во время достаточного освещения. Кроме того, растение может правильно развиваться благодаря необходимой окружающей температуре, достаточной влажности, спектру освещенности, продолжительности суток, наличию необходимых химических веществ.

Не существует цветов, способных полноценно расти в темное время суток. Непременно нужно кое-какое освещение. Разница состоит в его интенсивности. В основном световой день длится примерно 15 часов и не имеет значения, благодаря чему он может поддерживаться – солнечным лучам, искусственным лампам, либо и тому, и другому. Существуют виды растений, для которых определение нужного им света зависит от изменяющихся условий. Хотя есть такие, которым необходимо лишь определенное освещение. Оно не нужно цветам, которые отдыхают в ночное время суток. Для некоторых сортов рекомендовано принимать солнечные лучи и зимой.

На полноценный рост и развитие растительности влияют следующие факторы: грамотный полив, необходимая температура, оптимальная влажность, достаточная подкормка, выбор необходимых ламп для растений. Последнее нужно для выращивания с помощью искусственного света. И это отличное решение для тех видов растений, которые уже смогли адаптироваться к неяркому свету, к примеру, бегонии.

Как определить достаточность света?

Установку осветительного прибора для комнатных растений рекомендуется выполнить правильно. Поэтому вначале выясняем, необходимо ли сильное освещение для конкретной посадки.

Затем определяем число светодиодов. Можно их подсчитать с помощью люксметра. Вы можете и самостоятельно вычислить их количество.

  1. Спектры света для развития растений.

Рассмотрим, какие нужны спектры света для растений:

  • Хлорофилл – зеленый.
  • Каротины – желтый и красный спектры.

Кроме того, разнообразные пигменты могут поглощать свет по-разному, все лишнее они отражают.

Как утверждают ученые, источник энергии для фотосинтеза – это в основном лучи красного цвета спектра.

Фотоморфогенез является процессом, который протекает в растении под влиянием света с разным спектральным составом и насыщенностью. Тут свет – сигнальное средство, которое регулирует рост рассады. К тому же в растении имеется и пигмент фитохром. Пигмент является белком, который имеет чувствительность к некоей области белого спектра.

Особенности фитохрома состоят в том, что он принимает 2 формы с разнообразными характеристиками, под влиянием красного оттенка с длиной волны 660 нм он отличается способностью фотопревращения. К тому же поочередное свечение на короткий промежуток времени красным светом аналогично манипулированию им с помощью любого выключателя.

Эта характеристика фитохрома может обеспечить слежение за временем дня, чтобы управлять периодичностью произрастания семян. Сделать нужную лампу достаточно трудно.

Фитохром имеется также в листочках и в рассаде. Красные лучи стимулируют прорастание рассады, а дальний оттенок этого же цвета ее рост подавляет. Вероятно, по этой причине она и прорастает в ночное время суток. Однако это не закономерность для всех видов растений. Тем не менее красный свет является полезным, потому что стимулирует в растении активные жизненные процессы.

Как стало очевидно из результатов многочисленных экспериментов, красного цвета должно быть больше. Для различной рассады оптимальные пропорции могут быть самые разные. Так выясняется, что если помидоры хорошо произрастают при изобилии красного, то огурцы могут погибнуть.

Адениумы, например, представляют собой растения, которые в родных краях растут, получая достаточно много красного цвета спектра. На африканских территориях и на территории арабских стран рассвет и закат не продолжаются длительное время, солнце очень быстро заходит и встает. Кроме того, эти регионы отличаются немногочисленными пасмурными днями. То есть там мало синего света.

Результаты многочисленных экспериментов позволили прийти к выводу, что соотношение 2 красных и 1 синего светодиодов лучше для вегетационного периода созревания растений. При этом благодаря такому соотношению света вы можете намного увеличить количество плодов.

Кроме того, учитываем, в каких условиях растет растение, попадают ли на него прямые лучи солнца. Если растения выращиваются в специальном гроубоксе либо в подвальных условиях, то для их выращивания придется использовать и иные спектры. Такие спектры можно получить, если монтировать определенное количество белых светодиодов, можете добавить и ультрафиолетовые, если вы выращиваете экзотические сорта. Произрастать без ультрафиолетовых лучей способны практически все растения, однако выделить, к примеру, эфирное масло – не все. Можем посмотреть на примере укропа, который без УФ не такой ароматный.

В тепличных условиях в некоторых случаях выбирают одновременно 2 вида искусственных осветительных приборов – это натриевая лампа, в которой изобилие красного спектра, и светодиод. Чтобы монтировать на большую площадь нужное число светодиодов, потребуются огромные вложения.

Однако необходимо учитывать и такие важные моменты, как то, что в тепличных условиях доступен еще и обычный свет, который и способен компенсировать недостаток освещения.

Чтобы выращивать в закрытой почве, можно использовать соотношение 1:2 – 1:4 в зависимости от растущего растения. Выращивать можно и под единственным синего цвета спектром.

Также благодаря сочетанию разных спектров вы можете заметить проявление половых особенностей растений.

  1. Цветовая температура ламп.
  • 2 700 К относится к теплому свету – тут больше красного спектра, который можно получить от ламп накаливания. Иные виды ламп могут дать свечение, которое близко к свету ламп накаливания. Эта разновидность свечения применяется в период цветения.
  • 4 100 К – белый свет.
  • 6 400 К – холодный белый свет – тут преобладает излучение синего спектра. Это может привести к наилучшему результату в течение вегетативного роста. Поэтому холодный свет так востребован.
  • 8 000–25 000 K – ультрафиолет.
  1. Выбор мощности.

Определить мощность можно благодаря месту, условиям и культуре, которую вы собираетесь выращивать дома. Растения бывают светолюбивые и плодоносящие. Среди последних можно отметить помидоры и клубнику. Они нуждаются в изобилии света, от этого зависит урожайность. К нетребовательным относятся салат, тропические сорта растений и большинство комнатных.

Светодиоды могут находиться довольно близко к растению, на расстоянии примерно 5 сантиметров, при этом они не опаляют растение. Если листочки очень нежные, лампы рекомендуется установить на расстоянии около 10 см. Если вы выращиваете высокие сорта растений, то лучше обеспечить и боковое освещение, потому что нижние листья могут недополучить свет.

  1. Длина световых волн.

В спектре лучей солнца имеются и синий, и красный оттенки. Они дают возможность растениям приобретать больше массы, а также лучше плодоносить. Если облучать лишь с помощью синего спектра, у которого длина волны примерно 450 нм, ваша рассада вырастет низкорослой. Она не порадует изобилием зеленой массы. Также вероятно, что растение не будет давать плоды.

Если обеспечить красный диапазон света с длиной волн примерно 620 нм, то хорошо начнет развиваться корневая система растения, оно будет цвести и отлично плодоносить. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, какой свет нужен для определенных растений.

Выбираем лампу для освещения растений

  1. Светодиодные лампы.

Если вы выбрали светодиодные лампы для освещения растений, то они помогут вашей флоре не только хорошо расти, но и отлично плодоносить. В одно и то же время при освещении люминесцентным прибором имеет место и цветение. Светодиоды не будут нагреваться, по этой причине не требуется проветривание комнаты. К тому же нет теплового перегрева растений. Такие фитолампы являются отличным выбором для выращивания семян. Благодаря направленности спектра излучения побеги могут окрепнуть даже за непродолжительный отрезок времени.

Среди преимуществ стоит отметить и низкое потребление электричества. Светодиоды могут уступить лишь натриевой лампе. Однако они в 9 раз экономичнее ламп накаливания. Срок их эксплуатации может достигать даже 10 лет. Гарантия предоставляется на срок примерно 4 года. Если выбрать такие осветительные приборы, можно надолго забыть об их замене. Они не накапливают вредных веществ. Хотя их использование в теплице довольно широко распространено. Рынок сегодня переполнен такими светильниками: их можно прикрепить как на стену, так и на потолок.

Лампа дневного света для выращивания растений

Чтобы увеличить интенсивность излучения, лампы объединяют в одну конструкцию. Среди минусов можно отметить высокую цену, если сравнивать с люминесцентными лампами. Разница очень большая. Однако диоды могут себя окупить после пары лет эксплуатации. С их помощью вы можете значительно сэкономить электроэнергию. После завершения гарантийного периода можно наблюдать понижение свечения. Если площадь теплицы большая, то потребуется установить как можно больше точек освещения.

  1. Радиатор для светильника.

Такие приборы требуются в случаях, если нужно отвести тепло. Радиаторы отлично с этим справляются. Светодиоды для растений рекомендуется чередовать по цветам. Так у вас выйдет равномерное освещение.

  1. Фитосветодиоды.

Новое изобретение под названием фитосветодиод может прийти на замену обычным аналогам, которые светят лишь в единственном цвете. Новая техника в чипе собрала в себе нужный спектр светодиодов для прорастания растений. Он необходим для различных этапов роста. Конструкция простейшей фитолампы состоит из блока, где установлены и светодиоды, и вентиляторы. Последние можно отрегулировать по высоте.

  1. Лампы дневного света.

Долгое время люминесцентные лампы были довольно востребованы в приусадебных участках и в теплицах. Однако такие приборы для растений – не самое верное решение по цветовому спектру. Им на смену пришли новейшие фитосветодиодные лампочки особого назначения.

  1. Натриевые лампы.

Такие приборы отличаются очень насыщенным светом и их лучше не устанавливать в помещении. Рекомендуется применять их в большой теплице, в саду и оранжерее, где нужно тщательное освещение растений. Недостатком этих ламп считается их небольшая производительность.

(Дети становятся в круг, держа друг друга за руки)

– Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие. Куда? Это вы узнаете, отгадав загадку:

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом
Чудеса увидишь в нем.

– О каком доме я говорю? (Лес)

– Мы будем путешествовать по лесу. Надо быть очень внимательными, чтобы увидеть все чудеса, происходящие в лесу, всю красоту окружающей природы. Давайте послушаем звуки природы (включается диск со звуками леса). Приложение 1 , Рисунок 1. Рисунок 2. Рисунок 3.

– Ребята, о чем вы подумали, что почувствовали? Как вам кажется, рад вам лес? Какое у вас от этого настроение?

– Раз вам хорошо, значит и лес вам рад. Видите сколько радости он посылает вам. Приходите в лес всегда, как к другу. (Дети садятся на свои места)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии:

1) Задание для пробного действия.

– Один художник решил нарисовать лес. Рисунок 4.

– Что такое лес? – размышлял он.

– Помогите ему, ребята. Что такое лес? (Учащиеся обсуждают и приходят к выводу, что пока ответить на этот вопрос, они не могут .) Тогда предлагаю всем отправиться в лес. Как вы думаете, с какой целью мы пойдем в лес?

– Мы отправляемся в лес, чтобы узнать:

  • что в нем растет, как располагаются растения в лесу?
  • какие животные живут в лесу и как они приспособились к жизни в лесу?
  • какое значение имеет лес в природе?
  • что такое лес? Рисунок 5.

Тренировка мыслительных операций.

– Посмотрите и скажите, какие растения вы видите в лесу? (На доске картинки растений).

– Дуб, малина, сосна, ромашка, шиповник, одуванчик, волчье лыко, лиственница, рябина, калина, ландыш, колокольчик, липа.

– Разбейте эти растения на три группы (дети работают в парах и у каждой пары на парте лежит комплект картинок данных растений).

– На какие группы разделили? (Деревья, кустарники, травы )

– Проверьте себя по эталону. Рисунок 6.

– Поднимите руки те ребята, которые встретили трудности в этом задании. Что вызвало затруднения?

– Какое на ваш взгляд главное умение при работе в паре? (умение слышать друг друга, помогать друг другу)

– Ребята, что мы сейчас с вами делали?

– Повторяли пройденный материал.

– Какое-то новое исследование.

Зачем я вам его предлагаю?

– Наверное, узнать что-то новое и понять то, чего мы не знаем.

– Мы видим такое многообразие растений. Почему же они не мешают друг другу? Как расположены эти группы растений в лесу?

– Неодинаково, этажами.

– Как и в большом доме, в лесу есть свои этажи. Только считают их сверху вниз и ученые их называют ярусами. Как вы думаете, какие растения занимают самый высокий ярус?

– Деревья.

– Почему?

– Деревьям требуется больше света.

– Какие растения располагаются ниже?

– Ниже деревьев располагаются кустарники – это второй ярус.

– Какие растения селятся под кустарниками?

– Под кустарниками селятся травы – это третий ярус.

– Посмотрите еще раз на все этажи. Рисунок 7.

– Скажите, как можно по другому назвать лес?

Лес – многоэтажный дом.

– Ребята, какая будет тема нашего урока?

– Лес – многоэтажный дом. Рисунок 8. Что помогло нам сделать такое открытие?

– Наблюдения и старые знания.

– Почему растения в лесу образуют этажи?

– Одним растениям требуется много света, другим – меньше, а третьи – могут жить только в тени.

– В лесу есть растения, которые нельзя определить в какой-нибудь ярус. Попадет семечка в землю, прорастет росток. Пройдет время и деревце будет подниматься от одного яруса до другого. И так до самого высокого. Поэтому и называется оно подростом.

– Как вы думаете, а всегда ли присутствуют все эти этажи?

– Может количество ярусов будет зависеть от типа леса? Какой тип леса мы сейчас рассматривали? Рисунок 9.

– Смешанный.

– Какие еще бывают леса?

– Хвойные. Рисунок 10.

– Как вы думаете, в хвойном лесу будет такое же количество ярусов?

– В хвойном лесу количество ярусов гораздо меньше, всего два яруса: деревья и травы.

– А растут ли этажами корни растений?

Физкультминутка

Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет,
Раз – наклон, два – наклон,
Зашумел листвою клен.
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет,
И за парту нас сажает.

– А теперь проверьте свои силы в самостоятельной работе.

3. Включение в систему знаний и закрепление с проверкой по эталону.

– Сегодня на уроке вы показали, что умеете работать в парах, а теперь проверим, умеете ли вы работать в группах?

(Класс делится на четыре группы, в каждой группе выбирается курьер .)

– От каждой группы ко мне подходят курьеры за заданием.

(Учитель дает четыре карточки с одинаковым заданием .)

Пронумеруйте растения в порядке смены ярусов в лесу (сверху вниз)

  • Сосна
  • Колокольчик
  • Калина
  • Рябина

Рисунок 11.

– Поднимите руки та группа, у которой были ошибки. Какие трудности возникли у вас при выполнении?

– Какое на ваш взгляд главное умение при работе в группе? (умение слышать друг друга, уважать друг друга, уметь сотрудничать и работать сообща)

– Ребята, вы готовы к дальнейшим трудностям?

– Почему же все-таки наш лес, кажется таким безжизненным? Кого в нем не хватает? (Животных )

– Заселим наш лес животными и проследим, как они приспособились к жизни в лесу.

(На доске картинки разных животных: лиса, белка, крот, заяц, сова, жук-олень, лось, белый медведь.)

– Что заметили?

– Белый медведь живет в холодном климате, питается рыбой, тюленями. Он не приспособлен к условиям жизни в лесу.

4. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

(Дети работают в маленьких тетрадках)

– Разделите оставшихся животных на три группы. (Дети выполняют задание самостоятельно).

1 группа. Животные, которые ведут наземную жизнь.

2 группа. Животные, которые обитают на деревьях.

3 группа. Животные, которые обитают в почве.

– Выполненное задание проверьте по эталону. Рисунок 12.

– Поднимите руки, у кого были ошибки. Какие трудности возникли у вас при выполнении?

– Поднимите руки, кто выполнил правильно.

– Ребята, как вы думаете животные могут перемещаться между ярусами?

– Люди нередко меняют свои квартиры, переезжая из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменять квартиры лесные жители? Может ли белка поменять свою квартиру на квартиру крота?

– Животные и растения в природе живут бок о бок и место, которое они в природе занимают называют экологической нишей.

– Часто человек вмешивается в природу, расселяя растения и животных, и обитатели экологических ниш в этих местах вымирают, вытесняются пришельцами и им предстоит борьба за выживание.

– Чем же служит лес для животных? (Укрытием, домом)

– Какое еще значение имеет лес? Рисунок 13.

– Лес называют «легкими» планеты, потому что лес – это фабрика по выделению кислорода для жизни человека и животных. Чем больше мы будем высаживать деревьев, чем меньше вырубать лесов, тем чище будет воздух на нашей планете.

– Ребята, что можете сказать о достижении цели? (Мы ее достигли)

– Теперь вы можете сказать, что такое лес? (Учитель слушает высказывания детей)

5. Рефлексия учебной деятельности на уроке

– Все ли мы выполнили, что запланировали на уроке?

– Пока мы путешествовали по лесу, у нас выросло волшебное дерево. Рисунок 14.

– Оцените свою работу на уроке. Если вы считаете, что поработали очень хорошо, то возьмите нарисованные яблочки и повесьте их на дерево. Если вы считаете, что поработали не очень хорошо, а могли бы и лучше, то возьмите нарисованные цветы и прикрепите их на дерево. А если вы считаете, что поработали плохо, то прикрепите на дерево листики.

В листьях содержится пигмент, (пигмент - окрашенное вещество в организме, участвующее в его жизнедеятельности и придающее цвет коже, волосам, чешуе, цветкам, листьям) называемый хлорофиллом, и именно через него растение поглощает световую энергию.

Активный рост растения, увеличение листьев происходит путем питания растения углеводородами - обычными органическими соединениями. Их вырабатывает растение в процессе фотосинтеза. Углеводороды - результат реакции воды и двуокиси углерода. Однако продуктом, который вырабатывается в завершении фотосинтеза, является кислород - соединение, без которого не могут существовать живые организмы.

Факторы влияющие на фотосинтез

Существует ряд факторов, напрямую влияющих на процесс фотосинтеза растений. Прежде всего, интенсивность процесса напрямую зависит от

Температуры окружающего воздуха,

Достаточного обеспечения растения водой

Интенсивности света.

Однако для того, чтобы растение развивалось оптимально, важно не только наличие световой энергии, но и спектр света, а также длительность светового периода, когда растение бодрствует, и темного периода, когда оно отдыхает.

Если правильно регулировать длительность светового дня, то стадиями роста растения можно управлять. Так, у растений длинного дня можно регулировать их вегетативную стадию, а также время цветения. В свою очередь, для растений короткого дня световой период должен оставаться на определенном уровне, ведь слишком длительный период света может существенно нарушить время его цветения. Существует и категория растений, которые растут в зависимости от наличия света, но при этом продолжительность темного и светлого периода суток на них не влияет.

Таким образом, правильно регулируя свет, можно достичь качественных результатов в процессе выращивания разных видов растений.

Дополнительно освещение для растений вы можете купить прямо сейчас в нашем онлайн магазине, в разделе

Что же такое спектр света, и как он влияет на развитие растений?

Солнечный свет не является однородным, если рассматривать его спектральный состав. Свет солнца - это лучи, которые имеют разную длину волны. Таким образом, свет - это частица спектра электромагнитных волн, которую человек может видеть. При этом различать человеческие глаза способны область электромагнитного спектра, которая пребывает в промежутке примерно от 400 до 700 нанометров. В нанометрах измеряется длина, и именно эту единицу наиболее часто используют для измерения малых длин.


Но в жизни растений наиболее важное значение имеет физиологически активная и фотосинтетическая активная радиация.

Самые важные лучи для растений - оранжевые (620-595 нм) и красные (720-600 нм). Эти лучи поставляют энергию для процесса фотосинтеза, а также «отвечают» за процессы, влияющие на скорость развития растения. Например, пигменты с пиком чувствительности в красной области спектра отвечают за развитие корневой системы, созревание плодов, цветение растений. Для этого в теплицах используются натриевые лампы, у которых большая часть излучения приходится на красную область спектра.

Так, к примеру, слишком большое количество красных и оранжевых лучей могут задержать цветение растения.

Также в фотосинтезе непосредственное участие принимают и синие, а также фиолетовые лучи (490-380нм). Кроме того, в их функции входит стимулирование образования белков и регулирование скорости роста растения. Те растения, которые растут в природных условиях короткого дня, быстрее зацветают именно под воздействием этих лучей.

Пигменты с пиком поглощения в синей области отвечают за развитие листьев, рост растения и т.д. Растения, выросшие с недостаточным количеством синего света, например, под лампой накаливания, более высокие - они тянутся вверх, чтобы получить побольше "синего света". Пигмент, который отвечает за ориентацию растения к свету, также чувствителен к синим лучам.

Лучи, которые имеют длинную волну (315-380 нм), не позволяют растению чрезмерно «вытягиваться» и отвечают за синтез ряда витаминов. В то же время ультрафиолетовые лучи, которые имеют длину волны 280-315 нм, могут повышать холодостойкость растений.

Таким образом, жизненно важными для развития растений не являются только желтые и зеленые лучи (565-490 нм).

Следовательно, при организации искусственного осветления растений необходимо в первую очередь учитывать их потребность в особенном спектре света.

Данный спектр, нужный растению выдаю специльно разработанные лампы для досветки растений, которые вы можете приобрести в нашем магазине в разделе

Если рассматривать растения с точки зрения их «отношения» к свету, то их принято делить на три категории:

Светолюбивые

Теневыносливые

Тенеиндифферентные.

Для выращивания растений круглый год в условиях своей квартиры приобретайте -

Популярные статьи

Сектор промышленных цветочных теплиц, использующий метод интенсивной светокультуры растений, является одним из самых энергоёмких (по удельным электрическим параметрам) и, одновременно, самых энергоэффекивных, среди различных областей использования искусственного освещения.

Гидропоника дает основу для получения более высокой урожайности от культивируемых растений по сравнению с обычными способами выращивания. На сегодняшний день вы найдете выращенные гидропонным методом зелень, ягоды, овощи в любом среднем или крупном супермаркете.

Какими должны быть современные Лампы для растений? В сельском хозяйстве индукционные лампы для растений широко используются в теплицах и других местах, где необходимо заменить, либо дополнить естественное солнечное освещение при выращивании различных типов сельскохозяйственных культур, таких как фрукты, овощи, зелень или цветы.

В светильнике ПРА встроенного исполнения, Конденсаторы компенсации реактивной мощности и ИЗУ расположены в едином уплотненном корпусе, состыкованным с арматурой для крепления патрона с лампой и отражателем.

Глобальное и круглогодичное выращивание необходимых растительных продуктов в условиях всевозрастающего жизнеобеспечения 7-10 миллиардного населения земли в XXI веке в значительной мере зависит от продвинутого защищенного грунта, а, следовательно, и расширения использования искусственного света в нем.

Каждому опытному цветоводу известно, какую огромную роль играет правильно подобранное освещение комнатных растений. Наравне с поливом и почвой, свет является незаменимой составляющей, от которой напрямую зависит успешный рост. Не секрет, что в естественной среде одни растения прекрасно себя чувствуют в затенённых местах, а другие – не могут развиваться без прямого воздействия солнечных лучей. В домашних условиях ситуация выглядит аналогично. О том, как грамотно сделать искусственное освещение для комнатных растений, поговорим детально.

Декоративная подсветка и освещение для роста растений

Лампа для выращивания комнатных растений – это прекрасный способ продления светового дня. Ведь много комнатных цветов имеют тропическое происхождение, а значит, ежедневно испытывают нехватку солнечной энергии, особенно в зимний период. Для эффективного роста растений продолжительность светового дня должна быть около 15 часов. В противном случае они ослабевают, перестают цвести и подвергаются разным заболеваниям.

Планируя будущую подсветку комнатных цветов, важно не упустить и эстетическую составляющую. Фитосветильник должен стать частью интерьера, своеобразным элементом декора. В продаже есть огромное количество светильников с настенным креплением разной формы, под любую энергосберегающую лампу: КЛЛ или светодиодную. В зависимости от размеров домашнего цветника, подсветка может быть выполнена из нескольких спот светильников, направленных непосредственно на каждого зелёного любимца, или из трубчатых люминесцентных ламп с отражателем. Подключив собственную фантазию, можно сделать оригинальный светодиодный фитосветильник самостоятельно.

Важнейшая составляющая роста – спектр света

Для того чтобы понять, насколько неоднородным является свет от разных электрических источников и солнца, необходимо взглянуть на их спектральный состав. Спектральная характеристика представляет собой зависимость интенсивности излучения от длины волны. Кривая излучения солнца носит непрерывный характер во всём видимом диапазоне со снижением в УФ и ИК областях. Спектр искусственных источников света в большинстве случаев представлен отдельными импульсами разной амплитуды, что в результате придаёт свету определённый оттенок.

В ходе экспериментов было установлено, что для успешного развития растения используют не полный спектр, а лишь его отдельные части. Наиболее жизненно важными считаются следующие длины волн:

  • 640–660 нм – бархатно-красного цвета, необходимые всем взрослым растениям для репродуктивного развития, а также для укрепления корневой системы;
  • 595–610 нм – оранжевого цвета для цветения и созревания плодов;
  • 440–445 нм – фиолетового цвета для вегетативного развития;
  • 380–400 нм – ближнего УФ диапазона для регулировки скорости роста и образования белков;
  • 280–315 нм – среднего УФ диапазона для повышения морозостойкости.

Освещение только перечисленными лучами подходит не для всех растений. Каждый представитель флоры уникален по своим «волновым» предпочтениям. Это означает, что полноценно заменить энергию солнца с помощью ламп невозможно. Но искусственное освещение растений в утренние и вечерние часы сможет значительно улучшить их жизнь.

Признаки недостатка света

Существует ряд признаков, по которым несложно выявить нехватку света. Нужно лишь внимательно присмотреться к своему цветку и сравнить его с эталоном. Например, найти аналогичный вид в интернете. Явный недостаток освещённости проявляется следующим образом. Растение замедляет свой рост. Новые листья имеют меньший размер, а стебель становится тоньше. Нижние листья желтеют. Цветок либо полностью перестаёт цвести, либо количество сформированных бутонов меньше среднестатистического показателя. При этом считается, что полив, влажность и температура воздуха находятся в норме.

Сколько нужно света?

Дать однозначный ответ на этот вопрос невозможно. Как человек может жить в разных частях земного шара, так и комнатный цветок может расти на подоконнике с выходом на север, юг, запад или восток. Растение в течение всей жизни будет стремиться адаптироваться под текущие условия: вытягиваться вверх от недостатка освещённости или, наоборот, подставлять солнечным лучам очередной распустившийся бутон.

Наблюдая за внешним видом стеблей и листьев, размером и количеством цветков, можно определить достаточность уровня освещения. При этом не стоит забывать о том, на каком этапе развития находится комнатный цветок: вегетация, цветение, созревание семян. На каждом из этапов он берёт от солнца свет той длины волны, который ему необходим в данный момент. Поэтому при организации дополнительной подсветки важно учесть качественную составляющую светового потока.

Длительное воздействие яркого света солнца и ламп с уровнем освещённости более 15 тыс. лк любят те комнатные цветы, которые в естественной среде обитания произрастают под открытым небом. Это многими любимая крассула, герань, каланхоэ, бегония. Искусственное освещение для растений данного типа в вечернее время пойдёт им на пользу.

К представителям флоры, которые комфортно себя чувствуют при освещённости в 10–15 тыс. лк, относится спатифилум, кливия, сенполия, традесканция и драцена. Листья этих видов комнатных цветов не любят жарких солнечных лучей, но и не переносят ранние сумерки. Поэтому идеальным местом для них будет подоконник с выходом на запад, где в вечернее время их листья получат необходимую энергию от уходящего солнца.

Так называемые тенелюбивые растения могут цвести и развиваться вдали от оконного проёма, довольствуясь освещённостью до 10 тыс. лк. Однако это не означает, что они погибнут, если их поставить в более светлое место. Просто они меньше нуждаются в прямых солнечных лучах. К ним относятся некоторые виды фикуса и драцены, филодендрон, а также тропические лианы.

Досветка растений и искусственные источники освещения

В большинстве случаев комнатные растения нуждаются в дополнительной подсветке. Цветы, которые на первый взгляд имеют ярко-зелёные сочные листья и регулярно цветут, будут выглядеть ещё лучше, если на них начать воздействовать фитолампой. Если кто-то считает иначе, то он имеет прекрасный шанс убедиться в ошибочности своего мышления и собрать . Для продления светового дня используют различные источники искусственного света. Рассмотрим каждый из них и разберемся, какой свет лучше подходит для растений.

Лампы накаливания

Подсветка растений с помощью ламп накаливания является наименее эффективной по нескольким причинам. Спектр излучения обычных лампочек со спиралью сильно смещён в красную область, что никак не способствует фотосинтезу. Низкий КПД и, как следствие, огромное выделение тепла устремляют их энергетическую и световую эффективность к нулю. К тому же лампы накаливания характеризуются наименьшим сроком службы в сравнении с остальными источниками искусственного света.

Люминесцентные лампы

Трубчатые люминесцентные или, как их чаще всего называют, энергосберегающие лампы дневного света типа Т8 полного спектра (Т=5300–6500°K) считаются оптимальным вариантом для подсветки комнатных растений на протяжении многих лет. Они заслужили много положительных отзывов, благодаря наличию избирательного спектра, экономичности и низкой теплоотдаче в сочетании с приемлемой стоимостью.

Компании, специализирующиеся на выпуске люминесцентных ламп, предлагают растениеводам улучшенный вариант – фитолампу с избирательным спектром излучения. Они работают преимущественно в синем и красном диапазоне, что видно по характерному свечению. Но стоимость таких ламп для подсветки растений на порядок выше обычных аналогов.

Светильник с натриевой лампой является наиболее эффективным источником света. По световой отдаче и рабочему ресурсу эти лампы сравнимы со светодиодами для растений. Вот только для домашних условий они не пригодны из-за чрезмерно большой яркости (более 15 тыс. лк). Зато во многих теплицах и оранжереях выращивание растений при искусственном освещении основано именно на газоразрядных лампах. Ввиду того, что они излучают больше красного света, их устанавливают в комплексе с люминесцентными лампами 6500К.

Светодиодные источники света

Все фитосветильники на светодиодах разделяют на три группы:

  • биколорные;
  • с мультиспектром;
  • с полным спектром.

Биколорные или двухцветные светильники базируются на синих (440–450 нм) и красных (640-660 нм) светодиодах. Их свет принято считать наиболее оптимальным для организации подсветки любых растений в период вегетации. Указанный рабочий спектр благоприятствует процессу фотосинтеза, что приводит к ускоренному росту зелёной массы. Именно поэтому дачники отдают предпочтение именно сине-красным светодиодным лампам при выращивании рассады овощных культур на подоконнике.

Светодиодные лампы с мультиспектром имеют более широкое применение за счёт расширения красного диапазона в область инфракрасного и жёлтого света. Они востребованы для подсветки взрослых растений, стимулируя цветение и созревание плодов. В квартирных условиях использовать светодиодный мультиспектр лучше для цветов с густой кроной.

На фитосветильнике с полным спектром излучения можно сделать подсвету для цветов в квартире, независимо от вида и места размещения. Это своего рода универсальный источник искусственного света, который излучает в широком диапазоне с максимумами в красной и синей зоне. Светодиодный светильник full spectrum – это тандем энергоэффективности и световой энергии, напоминающей действие солнечных лучей.

На сегодня создание благоприятных условий для обширного перехода на фитосветодиоды не происходит по двум причинам:

  • высокая стоимость качественных светильников для растений;
  • большое количество подделок, собранных на обычных светодиодах.

Какой свет лучше для роста?

Безусловно, идеальным источником света является солнечная энергия. В квартирах с окнами на юго-восток и юго-запад можно выращивать любые цветы, размещая их в разных точках комнаты. Но не стоит расстраиваться тем, у кого вид из окна только на северную сторону. Люминесцентные и светодиодные лампы для освещения растений компенсируют отсутствие лучей солнца.

Лампы для растений дневного света – это бюджетный вариант, проверенный временем. Они подходят тем, кто старается создать для цветка нормальные условия при небольших капиталовложениях. Светодиодные фитолампы для тех, кто стремится форсировать события и достичь наилучших результатов в короткие сроки, несмотря на цену в несколько тысяч рублей.

  1. Перед покупкой очередного «лиственного питомца» следует узнать, насколько он светолюбив. Возможно, отведённое место в комнате не сможет обеспечить ему полноценное развитие.
  2. Недорогой вариант подсветки светолюбивых растений можно сделать из лампы дневного света 18 Вт и лампы накаливания 25 Вт.
  3. Превалирующее излучение в жёлтой области видимого спектра тормозит рост стеблей. Подсветка драцены (и других древовидных) тёплым светом придаст ей компактную форму.
  4. Если растение с пёстрой листвой теряет свой оригинальный окрас и становится однотонным, то ему явно не хватает света. Вернуть цветку прежнюю привлекательность поможет светодиодная фитолампа.
  5. Свет от красных и синих светодиодов ускоряет утомляемость глаз. В связи с этим следует исключить зрительную работу в зоне их действия.

Подводя итоги

Надеемся, что прочитанный материал помог читателю овладеть базовыми знаниями по организации освещения для цветов в доме и на балконе. Ещё раз хочется подчеркнуть экономичность и высокую эффективность светодиодных ламп для выращивания растений, массовый переход на которые уже не за горами. Пусть каждый цветовод, имеющий возможность сегодня приобрести фитосветильник на светодиодах, оценит его мощность и оставит свой отзыв для других читателей в комментариях ниже.

Читайте так же

Статьи по теме: